Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Читая великий роман
Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.
Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.
Путь к себе Андрея Болконского
Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.
В начале книги это человек, мечтающий о славе, всенародной любви и подвигах. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно», ̶ говорит он. Его идеалом является великий Наполеон. Чтобы походить на своего кумира, гордый и честолюбивый князь становится военным, совершает подвиги. Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознаёт, что его цели были пустыми и никчёмными.
Оставив службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. Злая судьба решает иначе. После смерти жены в жизни Болконского наступает период депрессии и уныния. Разговор с Пьером заставляет его по-другому взглянуть на жизнь.
Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.
Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.
Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.
Простое счастье Пьера Безухова
Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру.
Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.
В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.
Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается желанной цели.
Одним из главных заблуждений неопытного Пьера стала женитьба на обольстительной Элен Курагиной. Боль, обиду, досаду чувствует обманутый Пьер вследствие этого брака. Лишившись семьи, потеряв надежду на личное счастье, Пьер пытается найти себя в масонстве. Он искренне верит, что его активная деятельность будет полезна обществу. Идеи братства, равенства, справедливости вдохновляют молодого человека. Он пытается воплотить их в жизнь: облегчает участь крестьян, отдаёт распоряжение о строительстве бесплатных школ и больниц. «И только теперь, когда я…стараюсь жить для других, только теперь я понял всё счастье жизни», ̶ говорит он другу. Но его приказы остаются невыполненными, братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми.
В романе «Война и мир» Болконскому и Пьеру постоянно приходится начинать всё заново.
Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения.
Задумав убить Наполеона, Пьер Безухов совершает ряд легкомысленных поступков и попадает в плен к французам. Месяцы, проведённые в неволе, полностью изменяют мировоззрение графа. Под влиянием простого мужика Платона Каратаева он понимает, что смысл жизни человека в удовлетворении простых потребностей. «Человек должен быть счастлив»,‒ считает вернувшийся из плена Пьер.
Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.
Общая цель
Закончить сочинение на тему «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова» хочется словами автора: «Спокойствие ̶ это душевная подлость». Дорогие писателю герои не знают покоя, находятся в поиске правильного жизненного пути. Желание честно и достойно выполнить долг и принести пользу обществу объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова, делает их таких разных по характеру похожими.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Екатерина Белоруцкая
30/31
-
Юлечка Крепышева
21/31
-
Ирина-Львовна Фрол
21/31
-
Яна Гулько
21/31
-
Асыл Марат
29/31
-
Марина Ставрогина
31/31
-
Александр Матвеев
24/31
-
Елена Наволокина
27/31
-
Екатерина Славская
13/31
-
Татьяна Габова
21/31
И.Н. Крамской «Портрет писателя Льва Николаевича Толстого», 1873
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Пьер Безухов
- Как автор вводит его в роман? Где мы впервые видим молодого человека?
- Как он выглядит? Что в его внешности необычного?
- «…вошел массивный , толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке…» «…Пьер был несколько больше других мужчин в комнате …«, «…Толстый, выше обыкновенного роста, широкий , с огромными красными руками …»
- Каково происхождение Пьера? Что он делает в Москве?
- “… незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова , умиравшего теперь в Москве…”, «… Пьера отец очень любил , занимался его воспитанием и писал государю…»
- Какое мнение и почему складывается о молодом человеке в свете?
- Чем занимается Пьер? Служит?
Пьер Безухов
- Пьер – человек рассеянный, увлекаемый , не способный заниматься хозяйством и пр. Его жизнь – это метания из стороны в сторону, поиски своего места в жизни. Он не знает, чего хочет от жизни , все его мечты меняются быстро и спонтанно . Он легко поддается чужому мнению и слов у, всех готов выслушать и принять его точку зрения.
- Получив наследство от своего отца Пьер еще глубже уходит в «поиски себя», совершая ряд поступков и ошибок , в которых раскрывается его характер и изменения: « от неуклюжего и даже смешного медвежонка до сильного телом и духом медведя».
4 ошибки Пьера Безухова
Ошибки
Суть + характер
Испытание «всевдодружбой»
Дружба с Анатолем Курагиным и Федором Долоховым
Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения , которые не столь безобидны , как могут показаться на первый взгляд.
Испытание «псевдолюбовью»
Женитьба на Элен Куракиной
Оказывается бессилен противостоять коварства и лживости князя Василия (отца Элен) , который женит его на своей дочери по расчету . Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.
Испытание «псевоправилами»
Дуэль с Федором Долоховым (любовник Элен)
Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять , что он живет по чужим правилам , вынужден обманывать самого себя . После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло .
4 ошибки Пьера Безухова
Ошибки
Суть + характер
Испытание «псевдоверой»
Масонство* Пьера
В масонстве Пьер сначала нашел единомышленников (мысли о благе, добре и пр.) Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие , карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.
Пройдя эти испытания, Пьер перечеркивает свое прошлое . Он еще не знает, каким будет его будущее. Наступает период отрицания прошлого , тоски и недоумения перед противоречиями жизни. Он задается вопросом:
« Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я… »
4 попытки поиска идеала
Попытки
Что искал?
Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой. Его привлекает идея необходимости нравственного «очищения » мира и человека, совершенствование. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо « вечное и бесконечное… всемогущее и непостижимое ».
Масонтство*
Пробуждает в герое желание участвовать в жизни , быть полезным обществу . Рождается чувство родственной связи с каждым , кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде . Пьер решает для себя в этот момент: « Войти в общую жизнь всем существом»
Участие в Бородинском сражении
Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру, когда он «расчитал» свою связь с Наполеоном*. Это решение – продолжение мысли своей нужности стране и людям , самопожертвование.
Идея убить Наполеона
4 попытки поиска идеала
Ошибки
Суть + характер
Любовь к Наташе Пьер таил от всех , он считал. Его любовь чистая и искренняя к этой девушке. Это чувство росло в его душе все больше (почти с первой их встречи). Любовь – как некая последняя станция, приют после всего пережитого не только Пьером, но и Наташей.
Любовь к Наташе Ростовой
Пьер приходит к выводу, что необходимо «… признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по‑своему ; признание невозможности словами разубедить человека. Эта законная особенность каждого человека …».
Андрей Болконский
- Как автор вводит его в роман? Где мы впервые видим молодого человека?
- Как он выглядит?
- «… Князь Болконский был небольшого роста , весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага , представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой …(Лиза)»,
- «… потирая маленькие белые ручки …»
- Каковы отношения Андрей и его жены Лизы? Что он советует Пьеру?
- О чем мечтает Андрей? Кто его кумир?
- Андрей хочет всенародной славы и признания; его кумир — Наполеон.
- Чем он готов пожертвовать ради этого?
- «…Отец, жена, сестра — самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы , торжества над людьми ». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно ».
Андрей Болконский
- Андрей – очень гордый и тщеславный человек. Его мечта о славе – типичное стремление молодых людей того времени. Его восхищение Наполеоном (по сути, врагом России) и смешно, и грустно одновременно. Он готов пожертвовать всем (семьей, родными, собой) ради «минуты славы».
- В течение романа Андрей разочаровывается в своей мечте , в Наполеоне, в свете, в себе, в своих убеждениях. Это путь героя к искуплению своих ошибок.
Путь Андрея Болконского
Ошибки
Суть + характер
Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». Князь осознал великую истину — жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью.
Небо под Аустерлицем
После смерти жены Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении , с которым относился к жене, осознает ценность семейного счастья , радости обыденного . Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях , в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.
Открытие
богатства мирной жизни
Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера . Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей , в жизнь не только земную, а и вечную , в Бога. Андрей понимает, что есть высшая сила, которая наблюдает за ним и которая смотрит за всеми в мире .
Встреча с Пьером в Богучарове
(*одна из деревень Болконских)
Путь Андрея Болконского
Ошибки
Суть + характер
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром , людьми. Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя . В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности .
Встреча
с Наташей в Отрадном ( имение
Ростовых )
Меняет отношение к Сперанскому* , которого уже начал почитать за кумира , чувствует разочарование в деле , которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?». Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова
Любовь к Наташе Ростовой
В армии князь становится заботливым командиром . Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе . Во время Бородинского сражения им движет чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.
Участие в войне 1812 года
Путь Андрея Болконского
Ошибки
Суть + характер
Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека. Страдая сам от раны и сочувствуя страданиям Анатоля, Андрей прощает своего личного врага, ровняя себя и его – оба они люди.
Прощение Анатоля Курагина
После ранения Андрей переживает страстное желание жить . Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой , которая ухаживает за ним. Он просит у нее прощения*. Истинная любовь («божеская любовь») дает сил простить ее и себя .
Возрождение любви к Наташе Ростовой
«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою земною жизнью ».
Смерть Андрея Болконского
Андрей Болконский
- Судьба Андрея Болконского — это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству .
- Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа , и он совершил самое трудное , по Толстому, дело — умер спокойно и достойно .
Домашнее задание.
Татьяна Захарова
Эксперт по предмету «Литература»
Стать автором
Определение 1
Духовные искания — это нравственный путь, который человек проходит в процессе формирования личности.
Духовные искания А. Болконского
Лучшие герои Л. Н. Толстого не останавливаются в развитии, проходят сложный путь духовных поисков, падая, ошибаясь, меняя приоритеты, но несмотря ни на что продолжают искать свое предназначение.
Жизненный путь князя Андрея Болконского формируется из сложных поисков смысла жизни, разочарований, смены приоритетов, ценностей, надежд, побед. Впервые читатель сталкивается с князем в салоне Анны Шерер. Болконский уже тогда чувствует разочарование в пустой светской жизни, презирает никчемные светские беседы. Кумиром Болконского в этот период является Наполеон. Андрей накануне сражения под Аустерлицем признается себе, что хочет стать известным, ищет славы, как у французского императора. Во время битвы князь совершает подвиг. Когда же он раненый падает и, теряя сознание, видит над собой бесконечное, вечное, прекрасное небо, понимает всю бессмысленность гибели людей на войне и мелочность своего кумира. Теперь Наполеон кажется Болконскому ничтожным и маленьким.
Замечание 1
Первый этап духовных исканий Болконского заканчивается разочарованием.
После этого князь решает, что лучше всего жить для себя, для своей семьи, заниматься воспитанием маленького сына, оставшегося без матери. Духовные поиски Болконского претерпевают изменения. Андрей не может избавиться от чувства вины перед женой за свое равнодушие. Князь чувствует разочарованность и подавленность.
Важным этапом на пути духовных поисков Андрея Болконского становится разговор с Безуховым. Князь сделал много полезного в имении Богучары – построил школы, больницы, улучшил жизнь крестьян, однако все равно он пока не видит смысла жизни. Пьер его убеждает, что нужно верить и любить. Итогом духовных поисков князя на этом этапе становится поездка в Отрадное, где он убеждается в правоте Пьера. Зазеленевший дуб становится для Андрея символом возрождения.
Так путь духовных исканий Болконского делает новый поворот. Андрей служит в Петербурге, участвует в реформах Сперанского. Но очень скоро героя снова постигает разочарование. Князь понимает, что Сперанский далек от нужд народа, увлечен больше самолюбованием.
«Л. Н. Толстой «Война и мир»: итоги духовных поисков» 👇
К жизни Болконского пробудила любовь к Наташе. Именно в ней он находит идеал непосредственности, внутренней красоты, искренности. Но предательство Наташи, ее попытка бегства с Курагиным становится для князя сильным ударом. Разочарование в Наташе и жажда мести Анатолю мучают его.
После потери отца Болконский считает своим долгом быть на поле сражения. Во время Бородинской битвы он получает тяжелое ранение. Наташа ухаживает за раненым Болконским. Заключительный этап духовных поисков князя приходится на дни мучительных страданий от ран. Именно в это время он чувствует в сердце истинную христианскую любовь к людям, прощает Наташу и Курагина. Андрей постигает истину любви и понимает, что его жизнь прошла не зря.
Путь духовных поисков Пьера Безухова
Пьер Безухов является одним из любимых героев Л. Н. Толстого. Как и остальные герои, Пьер проходит свой путь духовных поисков, полный ошибок и проб. Впервые читатель знакомится с ним в салоне Анны Шерер. В этот момент Пьер представляется безвольным молодым человеком, нуждающимся в чем-либо руководстве и потому попадает под разные влияния – князя Болконского, Анатоля Курагина, князя Василия. Он не сразу понимает человеческую ничтожность Анатоля и Элен. Но Пьер чужд светского общества. Читателя этот герой покоряет силой интеллекта и бескомпромиссностью нравственных поисков. Искренние стремления Безухова усиливает встреча с масоном Бездеевым. Пьер радостно принимает масонство, так как он оказался в духовном тупике и не может для себя разрешить вопрос, что такое добро и что такое зло.
Именно в масонах он видит тех, кто способен ответить на эти вопросы и кто может установить твердые жизненные принципы. Правда для Безухова заключается в нравственном очищении. И именно оно необходимо герою. Этими представления Безухов делится с князем Андреем.
Переломным этапом жизни героя является его пребывание в плену и знакомство с Каратаевым. Общением с пожилым солдатом помогает Безухову прийти к цельности, простоте, согласию с самим собой. Наконец ему удается обрести спокойствие, к которому он так стремился. Он понимает, что человек создает для счастья и это счастье в нем самом. Пьер искал смысл жизни во многих вещах:
- в филантропии;
- в светской жизни;
- в масонстве;
- в вине;
- в подвиге самопожертвования;
- в любви.
Однако все эти поиски оказались тщетными.
Замечание 2
Напряженный поиск смысла жизни, благородство, истинный патриотизм, естественность, честность, стремление к самоусовершенствованию делают Безухова одним из лучших людей того времени.
Духовные поиски Наташи Ростовой
Наташа Ростова является главным воплощением женщины в романе Толстого. На протяжении всего повествования Наташа находится в поиске своего настоящего счастья. Она ищет духовное прозрение, при этом не задумываясь над смыслом жизни, так как он для нее на протяжении жизни меняется. Подобная духовная эволюция, по мнению писателя, является одним и главных критериев человеческой воспитанности и нравственности.
По словам автора, Наташа Ростова является своеобразным идеалом семейного счастья. Она считала, что жизнь состоит только из праздника, а люди всегда находятся в гармонии с собой и миром. Наташа любит помогать другим.
Читатель наблюдает за формированием женского образа. По мнению Л. Н. Толстого, главное предназначение женщины состоит в том, чтобы стать лучшей матерью.
Наташа своим примером показывает, что нужно жить, радоваться жизни, не задумываясь об итоге, приносить радость и создавать вокруг себя доброту и тепло. Душа героини не сломлена никакими тяготами. Она намного сильнее завистливых, злых людей. А ее искренние чувства заставляют окружающих анализировать свои поступки.
На протяжении всего романа Наташа Ростова занимается самосовершенствованием, меняется, совершает ошибки и платит за них. Она не просто взрослеет, а преображается в совершенно другой образ – образ настоящей русской женщины, жены и матери.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Лекция 5 Этапы духовного становления Андрея Болконского
и Пьера Безухова
Цель:
На материале романа Л.Н.Толстого «Война и
мир» раскрыть психологический процесс становления личности Андрея Болконского и
Пьера Безухова; создать условия для исследовательского чтения и личностной
интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа
(Андрея Болконского и Пьера Безухова); способствовать совершенствованию навыков
филологического чтения и анализа художественного текста; пробуждать интерес к
духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.
Тип урока:
урок-лекция,
усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изученных глав
романа; характеризуют Андрея Болконского и Пьера Безухова, выделяя и анализируя
отрывки, раскрывают авторское отношение к героям.
ЛЕКЦИЯ:
Описанию
духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир»
Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание
произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли
отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на
протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое
внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их
судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели,
правильно выбирать путь.
Жизненный
путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают
донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает,
чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так
поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
направлены на поиск смысла своего существования.
Андрей
Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет
его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский
пытается найти своё предназначение.
В
начале книги это человек, мечтающий о славе, всенародной любви и подвигах. «Я
ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи,
ничего мне не страшно», ̶ говорит он. Его идеалом является великий Наполеон.
Чтобы походить на своего кумира, гордый и честолюбивый князь становится
военным, совершает подвиги. Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей
Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознаёт, что его цели были пустыми
и никчёмными.
Оставив
службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. Злая судьба
решает иначе. После смерти жены в жизни Болконского наступает период депрессии
и уныния. Разговор с Пьером заставляет его по-другому взглянуть на жизнь.
Болконский
вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия
государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой
открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится
любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная
гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены.
Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.
Вновь
Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и
обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое
лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют
вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству. Найдя истинный смысл
своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе
больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму. Путь исканий Болконского и
Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев
к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру. Молодой граф
Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением
сердца.
В
первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой
человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют
совершать необдуманные поступки.
Пьер
Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном,
пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается
желанной цели.
Одним
из главных заблуждений неопытного Пьера стала женитьба на обольстительной Элен
Курагиной. Боль, обиду, досаду чувствует обманутый Пьер вследствие этого брака.
Лишившись семьи, потеряв надежду на личное счастье, Пьер пытается найти себя в
масонстве. Он искренне верит, что его активная деятельность будет полезна
обществу. Идеи братства, равенства, справедливости вдохновляют молодого
человека. Он пытается воплотить их в жизнь: облегчает участь крестьян, отдаёт
распоряжение о строительстве бесплатных школ и больниц. «И только теперь, когда
я…стараюсь жить для других, только теперь я понял всё счастье жизни», ̶ говорит
он другу. Но его приказы остаются невыполненными, братья масоны оказываются
лживыми и корыстолюбивыми. В романе «Война и мир» Болконскому и Пьеру постоянно
приходится начинать всё заново.
Перелом
для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и
князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги
формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения. Задумав
убить Наполеона, Пьер Безухов совершает ряд легкомысленных поступков и попадает
в плен к французам. Месяцы, проведённые в неволе, полностью изменяют
мировоззрение графа. Под влиянием простого мужика Платона Каратаева он понимает,
что смысл жизни человека в удовлетворении простых потребностей. «Человек должен
быть счастлив»,‒ считает вернувшийся из плена Пьер. Разобравшись в себе, Пьер
Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный
путь, обретает настоящую любовь и семью.
«Спокойствие
— это душевная подлость». Дорогие писателю герои не знают покоя, находятся в
поиске правильного жизненного пути. Желание честно и достойно выполнить долг и
принести пользу обществу объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова, делает
их таких разных по характеру похожими.
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться.
А спокойствие душевная подлость.
Л.Н. Толстой
Многие из персонажей романа-эпопеи «Война и мир» долго не могут понять, в чем состоит цель их жизни, поэтому не могут обрести истинного счастья.
К числу таких персонажей можно отнести: Пьера Безухова и Андрея Болконского. Они находятся в непрестанном поиске смысла жизни, мечтают о деятельности, которая будет полезной народу и окружающим. Именно эти их качества характеризуют их личность, демонстрируя их душевную красоту. Для них жизнь — вечное стремление к правде и добру.
Пьер и Андрей близки не только внутренним миром, но и своей чуждостью миру Курагиных и Шерер. Отслеживая жизнь героев, мы можем заметить, что Толстой проводит героев через полосу смен разочарований и счастья: показывает трудность пути приводящего к осознанию смысла человеческой жизни. Но путей по достижению счастья великое множество, именно поэтому автор показывает нам двух людей: ведь они ставят перед собой абсолютно разные цели, при этом идя к добру и правде каждый своим путем.
Князь Андрей видит себя в лучах славы, мечтает совершать подвиги, превозносит военный дар Наполеона, поэтому собственный «Тулон» – это его цель. При этом он видит славу, как
«любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь».
Для достижения цели выбирает служение в рядах действующей армии. Но на поле Аустерлица Андрей понимает, что путь, выбранный им, ложный, что слава — ничто, жизнь — все. Андрей осознает ничтожность мечты и, как следствие, разочарование и душевный кризис. Он совершил подвиг, выбежав со знаменем вперед, но этот поступок не спас бедственного положения: сражение было проиграно, а сам князь тяжело ранен. Перед лицом «вечного, доброго неба» он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих.
«Надо… чтобы не для меня одного меня шла моя жизнь…»,
– думает он.
В сознании Болконского случается перелом, теперь для него Наполеон — не гениальный полководец, не сверхличность, а маленький, ничтожный человечишка. С возвращением домой в Лысые горы, Андрей занимается обыденными делами: воспитывает сына, заботиться о крестьянах. Одновременно с этим она замкнулся в себе, он думает, что он обречен, появление Пьера возвращает его к жизни. И Болконский решает, что
«надо жить, надо любить, надо верить».
В нем вновь пробуждаются жизненные силы: возрождается вера в себя, любовь. Но финальное пробуждение происходит в Отрадном, при встрече с Наташей. Он возвращается в общество. Теперь он видит смысл жизни в совместном счастье с любимой Наташей Ростовой.
И вновь крах.
К нему приходит осознание бессмысленности государственной деятельности — он вновь утрачивает взаимосвязь с обществом. Затем происходит разрыв с Наташей — крушение надежд на семейное счастье. Это и приводит его к душевному кризису. Кажется, что нет надежды на преодоление этого состояния.
С началом войны 1812 года, во время человеческих бедствий, смертей и предательств, Андрей находит в себе силы на восстановление. Он понимает, что его личные страдания ничто по сравнению с человеческими страданиями. Он идет сражаться, но не ради славы, а ради жизни, счастья, свободы людей и Отечества.
И именно там в этом хаосе смертей и крови Андрей понимает, в чем заключается его призвание — служить Родине, заботиться о своих солдатах и офицерах. Это чувство долга приводит Андрея на Бородинское поле, где он умирает от полученного ранения.
Перед смертью он принимает и понимает все советы и заветы Марии:
- Принимает Бога — прощает врага, просит Евангелие;
- Познает ощущение вечной любви, гармонии.
Свои искания Андрей завершает тем, с чего начал: он обретает славу настоящего героя.
Иным жизненным путем шел Пьер Безухов, но его волновали такие же проблемы, что и Андрея Болконского.
«Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?»
– на эти вопросы мучительно искал Пьер ответ.
Пьер ориентируется на идеи Наполеона, защищает проблемы французской революции. Он желает, то
«произвести республику в России, то самому быть Наполеоном».
Сначала он не видит смысла в жизни: поэтому мечется, допускает ошибки. Поиски приводят его к масонам. Впоследствии чего он обретает страстное желание «переродить порочный род человеческий».Самыми привлекательными идеями ему кажутся идеи «равенства, братства и любви». И вновь неудачи, но он не отрекается от масонов — ведь именно в этом он видит смысл жизни.
«И только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни».
Этот вывод позволяет ему найти в дальнейшем свой истинный путь. Вскоре Пьер уходит из масонства, разочаровавшись в общественных идеалах. Не обретает и личного счастья. В его жизни наступает полоса разочарований.
И вновь грядет череда ошибок: поездка на Бородино, участие в военных действиях. Он вновь обретает мнимое предназначение — убить Наполеона. И вновь терпит крах: ведь Наполеон недостижим.
В последующем плену он обретает близость с простыми людьми. Он начинает ценить жизнь и маленькие радости. Встреча с Платоном Каратаевым помогла выйти из кризиса: он становится олицетворением «всего русского, доброго и круглого».
Каратаев помогает Пьеру познать новую истину. Пьер чувствует, что обрел гармонию с самим собой. Ему открылась простая истина: жить нужно для удовлетворения простых и естественных потребностей, главными из которых являются любовь и семья.
Приобщение к народу, тесное сближение с ним после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Одновременно обретает он и счастье. Основное убеждение, вынесенное им из жизненных исканий:
«Пока есть жизнь, есть и счастье».
Итог жизненных исканий Андрей и Пьера один: истинное счастье для человека скрыто в служении народу и Родине. Но Пьер нашел себя в служении народу, а Андрей не обретает себя и его личность погибает.