Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта лексическая ошибка

10. Исправьте в предложениях ошибки, связанные с неправильным выбором предложно-падежной конструкции. 1. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта подъезда. 2. Новая формулировка закона была сходна прежней. 3. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 4. Позже оказалось, что претензии комиссии к работе творческой группе ни на чем не обоснованы. 5. Молодой художник был разочарован в результате своей работы. 6. Все говорит за то, что новый ледовый городок в этом году будет пользоваться большим успехом. 7. Участники семинара подтверждали свои предложения на примерах. 8. Из-за находчивости строителей с потопом удалось справиться. 9. Я могу примириться с некоторыми вашим недостаткам, но простить халатность не могу. 10. Все поступки героя свидетельствуют за его преданность делу.

Найди верный ответ на вопрос ✅ «10. Исправьте в предложениях ошибки, связанные с неправильным выбором предложно-падежной конструкции. 1. Жильцы требовали ликвидации …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » 10. Исправьте в предложениях ошибки, связанные с неправильным выбором предложно-падежной конструкции. 1. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта подъезда. 2. Новая формулировка закона была сходна прежней. 3.

Задача 13306 Исправьте предложения, объясните…

Условие

Исправьте предложения, объясните ошибки.
1. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины. 2. Укажем-место Пушкина в истории русской и мировой литературы, его роль в создании русского литературного языка, особенности онегинской строфы. 3. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания — равнодушие и капризы Оксаны . 4. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 5. Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. 7. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 9. Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники школы, а также учащиеся девятых классов. 10. В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др. 11. Всем понравилась повесть, опубликованная в послед-нем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны. 12. Работа железнодорожников ведётся в соответствии и на основе утверждённого графика.

русский язык 10-11 класс
49738

Решение

1.Больному давали фрукты, такие как апельсины, крепкий бульон, какао.(ошибка в том, что апельсины и есть фрукты).
2.Укажем место Пушкина в истории мировой и русской литературы, покажем его роль в создании русского литературного языка, особенности онегинской строфы.(ошибка в том, что слово «укажем» в первом случае будет относится и ко второй части предложения:»укажем его роль», что является некорректным написанием словосочетания, т.к. не мы определяем роль Пушкина в литературе, а сам Пушкин в прошлом уже сыграл эту роль, т.е. мы можем её только показать.)
3.Чувство Вакулы должно было пройти через испытания: равнодушие и капризы Оксаны.(ошибка в том, что тире определяет только какой-то один предмет, так что здесь более уместно поставить двоеточие, а «испытания» играет роль обобщающего слова).
4.Жильцы требовали ликвидации неполадок и начала ремонта.(ошибка в том, что в первом случае получается речевая ошибка, что жильцы требовали ликвидации ремонта).
5.Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, на открытых площадках.(ошибка в том, что картины не могут выставляться В открытых площадках, поэтому добавляем предлог НА).
6.Вопрос этот освещался в книгах и на лекциях, в газетах и на брошюрах, в докладах и журналах.( та же ошибка, что и в 5-ом предложении, неправильное употребление слова с предлогом).
7.Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднятие дисциплины в группе; соблюдение порядка и чистоты в общежитии.( слова при обобщённом слове должны стоять в одном числе, быть одной частью речи, и стоять в одном падеже, что и нарушается в тексте).
8.Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.(неправильное употребление союза «не только, но и…»)
9.Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники школы, так и учащиеся девятых классов.(неправльное употребление союза «как, так и…»).
10.В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и т.д.(Местоимение «и другие» имеет уничижительный характер, так что при перечислении стран-участниц турнира более правильно будет употребить конструкцию «и т.д.»).
11.Всем понравилась повесть, которая рассказывает о неизвестных страницах войны, опубликованная в последнем номере.(неправильное употребление причастного оборота в сочетании с придаточной частью).
12.Работа железнодорожников ведётся в соответствии утверждённого графика.(ошибка в том, что предложение является неоконченным, т.к первое словосочетание является неоконченным:»в соответствии(чего?)…»)

Написать комментарий

В предложениях найдите и исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением норм употребления однородных членов. Объясните Ваше решение. Запишите исправленные Вами варианты. 1) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 2) В турнире принимали участие представители многих стран: Россия, Великобритания, Франция. 3) Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 4) Портфель, лежащий на столе, и который принадлежит преподавателю. 5) В городе построены не только школы и больницы, а также драматический театр и концертный зал.

Получи верный ответ на вопрос 🏆 «В предложениях найдите и исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением норм употребления однородных членов. Объясните Ваше решение. …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!

Найти готовые ответы

Главная » Русский язык » В предложениях найдите и исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением норм употребления однородных членов. Объясните Ваше решение. Запишите исправленные Вами варианты. 1) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

I.
Фонетический
уровень.

Расставьте ударения.

Абрис
(неправ. абрис),
апостроф
(неправ. апостроф),
асимметрия
(неправ. асимметрия),
газопровод
(неправ. газопровод),
гастрономия
(неправ. гастрономия),
диспансер
(неправ. диспансер),
договор
оговор),
дремота
(неправ. дремота),
иконопись
(неправ. иконопись),
мытарство
(неправ. мытарство),
неумно
(неправ. неумно),
новорождённый(новорожденный),
средства
(неправ. средства),
статуя
(неправ. статуя),
упрочение
(неправ. упрочение),
усугубить
(усугубить),
ходатайство
(неправ. ходатайство),
цемент
(неправ. цемент),
щавель
(неправ. щавель),
эксперт
(неправ. эксперт).

II.
Словообразовательный уровень.

Найдите ошибки, вызванные
нарушением словообразовательных норм.

  1. Кондуктор обилетил
    всех пассажиров. – Кондуктор продал
    билеты
    всем
    пассажирам.

  2. Я пошила
    себе новое платье. – Я сшила
    себе новое платье.

  3. Моя тетя коренная
    екатеринбуржка.
    – Моя тётя — коренной
    житель Екатеринбурга.

III.
Грамматический уровень.

1. образуйте формы
родительного падежа множественного
числа.

Башни – (чего?) башен;
вафли — (чего?) вафель; лампасы — (чего?)
лампасов; лимоны — (чего?) лимонов; розги-
(чего?) розог; серьги- (чего?) серег;
солдаты- (кого?) солдат; туркмены- (кого?)
туркмен; чулки- (чего?) чулок.

2. Определите род имен
существительных и составьте с ними
словосочетания.

Атташе, мужской род –
финансовый атташе; вышибала, мужской
род – высокий вышибала; джерси, средний
род – красное джерси; Дели, мужской род
– прогулка по Дели; какао, средний род
— вкусное какао; ООН, женский род –
председатель ООН; пенальти, мужской
род и средний род – назначить пенальти;
мозоль, женский род – кожная мозоль;
тюль, мужской род – грязный тюль; хинди,
мужской род – изучать хинди; какаду,
мужской род – разноцветный какаду.

3. Просклоняйте
числительные (поставьте слова в форму
родительного, дательного, творительного
и предложного падежей).

Двести шестьдесят один

Родительный (кого?
чего?) – Двухсот шестидесяти одного.

Дательный (кому? чему?)
– Двумстам шестидесяти одному.

Творительный (кем?
чем?) – Двумястами шестьюдесятью одним.

Предложный (о ком? о
чем?) — о двухстах шестидесяти одном.

Четыреста пятьдесят
девять

Родительный (кого?
чего?) – Четырёхсот пятидесяти девяти.

Дательный (кому? чему?)
– Четырёмстам пятидесяти девяти.

Творительный (кем?
чем?) – Четырьмястами пятьюдесятью
девятью.

Предложный (о ком? о
чем?) – О четырёхстах пятидесяти девяти.

Семьсот тридцать восемь

Родительный (кого?
чего?) – Семисот тридцати восьми.

Дательный (кому? чему?)
– Семистам тридцати восьми.

Творительный (кем?
чем?) – Семьюстами тридцатью восемью.

Предложный (о ком? о
чем?) – О семистах тридцати восьми.

4. Найдите ошибки,
обусловленные нарушением грамматических
норм.

1) По
истечению

положенного срока команда вернется в
лагерь. – По
истечении

положенного срока команда вернется в
лагерь.

2) Я и она никогда не
будут
вместе. –
Я и она никогда не
будем
вместе.

3) Жильцы требовали
ликвидации неполадок и ремонта
подъезда
. — Жильцы
требовали ликвидации неполадок и ремонта
в подъезде.
 

4) Мы далеко
еще не знаем всех тайн

подводного царства. — Мы
знаем далеко еще не все тайны

подводного царства.

5) Слушая меня, она
всегда ложила
руки на стол, как прилежная ученица. —
Слушая меня, она всегда клала
руки на стол, как
прилежная ученица.

IV.
Лексический уровень.

1.Укажите, какие из слов
являются многозначными. Объясните их
возможные значения.

Источник
. 1. Естественный
выход подземных вод на поверхность
земли; перенос. 2.
То, что даёт начало
чему-либо, служит основой для чего-либо.
3. Тот, кто даёт какие-либо сведения,
осведомляет о чём-либо. 4. Письменный
памятник, документ, используемый при
научном исследовании.

Обезоружить.
1. Отобрать у кого-л. оружие, сделать
безоружным, не способным к сопротивлению. 2.
Своими поступками лишить возможности
или желания нападать, возражать и т.п. 

Обворожительный. 1.
Приводящий в восхищение.

Борец.
1. Тот, кто учувствует в борьбе. Спортсмен
или артист цирка, занимающийся
борьбой. 3. перенТот, кто борится во имя
защиты, осуществления
чего либо. 4. Ядовитое
травянистое растение семейства
лютиковых с синими, фиолетовыми или
желтыми цветками.

Размазня.
1. Жидкая каша. 
2. перен. разг. Что-либо расплывчатое,
лишенное выразительности, силы.
3.Нерешительный, слабохарактерный человек. 

Разиня.
1.Рассеянный, невнимательный человек.

Компетенция
. 1. Область знаний, круг вопросов,
в которых кто-либо  хорошо осведомлен. 
2. Круг полномочий, прав какого-либо
органа или должностного лица. 

2.Объясните значения
слов иноязычного происхождения. Составьте
с ними предложения.

Альтернатива
— Необходимость
выбора между двумя или несколькими
исключающими друг друга возможностями.
– Свежевыжатый сок – это прекрасная
и, главное здоровая альтернатива
алкоголю.  

Альянс
— Союз, объединение политических партий,
экономических групп и т.п. для достижения
каких-либо общих целей. – Альянс входит
в число ста крупнейших компаний мира.

Геноцид
— Истребление отдельных групп населения,
целых народов по политическим, расовым,
национальным, этническим или религиозным
мотивам. – После Апрельского восстания
турки сделали геноцид мирного болгарского
населения.

Диссидент
— 1. Тот, кто отступает от господствующего
в стране вероисповедания; 

2. Тот, кто не согласен с
господствующей в стране идеологией. –
Раньше диссиденты подвергались репрессиям
со стороны властей.

Интеграция — Объединение
в одно целое каких-либо частей. –
Слово интеграция для русского языка
является заимствованным.

3.Объясните значение
фразеологических выражений. Составьте
с каждым из них по одному предложению.

Дело в шляпе —   всё
решено; удачно закончилось.
– Семён защитил
диссертацию и понял, что дело в шляпе.

Калиф на час —
человек, получивший власть случайно,
на короткое время. – «Лженейрон» Никонова
был всего лишь калифом на час.

Лебединая песня —
последнее проявление таланта. – Лебединой
песней Ван Гога была картина «Пшеничное
поле с воронами».

Петь лазаря — жаловаться
на судьбу. – Людмила любила петь лазаря
о своей тяжелой судьбе.

4.Исправьте ошибки в
использовании устойчивых словосочетаний.
Объясните, чем вызваны эти ошибки.

  1. Редактор привык к
    тому, что писатели набавляют
    себе цену. —
    Редактор привык к тому, что писатели
    набивают
    себе цену.

  1. Татьяна была на
    небе
    от нашего
    предложения. – Татьяна была на
    седьмом небе
    от
    нашего предложения.

  2. Сестра работает на
    этом предприятии без
    года неделя
    , а
    уже стала мастером. — Сестра работает
    на этом предприятии без
    году неделя
    , а
    уже стала мастером.

5.Найдите ошибки,
вызванные нарушением лексических норм.
Исправьте предложения.

  1. Русская литература
    подарила много выдающихся произведений,
    глубоко гуманитарных,
    мудрых, истинно прекрасных. — Русская
    литература подарила много выдающихся
    произведений, глубоко гуманных,
    мудрых, истинно прекрасных.

  2. Пожилые люди по-разному
    оценили монетаризацию
    льгот. — Пожилые люди по-разному оценили
    монетизацию
    льгот.

  3. Я написал письмо, в
    котором поблагодарил своего добродетеля.
    — Я написал письмо, в котором поблагодарил
    своего благодетеля.

  4. Особое внимание следует
    уделять работе с
    родителями из многодетных семей.

    — Особое внимание следует уделять работе
    родителям
    многодетных семей.

  5. Остудите воду, потому
    что от горячей воды ножи тупеют.
    – Остудите воду, потому что от горячей
    воды ножи тупятся.

  6. Наши страны должны
    развивать взаимное
    двустороннее

    сотрудничество в области экономики. —
    Наши страны должны развивать взаимное
    сотрудничество в области экономики.

  7. Он перечислил
    длинный список фильмов, которые следовало
    закупить на базе. – Он прочитал
    длинный список
    фильмов, которые следовало закупить
    на базе.

  8. У собаки был прекрасный
    внешний экстерьер. – У собаки был
    прекрасный экстерьер.

V.
Стилистический уровень.

1. Определите, какую
стилевую окраску имеют данные слова.

Экстраполяция –
книжная, научный.

Глянцевый журнал —
книжная, публицистический.

Гипотеза — книжная,
научный.

Лакомый кусочек –
книжная, художественный.

Ассортимент товаров
— книжная, официально-деловой.

Брифинг — книжная,
публицистический.

Застопорить –
разговорная.

Черный пиар – книжная,
публицистический.

Подружка – разговорная.

Ассимиляция – книжная,
научный.

Истец – книжная,
официально-деловой.

Лачуга – книжная,
художественный.

Дидактика – книжная,
научный.

Завороженный – книжная,
художественный.

Консилиум – книжная,
научный.

2. Определите, к какому
стилю принадлежит текст. Приведите
доказательства.

Решит ли введение
государственных экзаменов проблему
справедливого доступа к высшему
образованию? У детей из малообеспеченных
слоев населения нет денег, чтобы жить
и учиться в крупных городах. 

Это действительно
проблема, но не совсем образовательная,
а социально-экономическая. Система
образования должна иметь справедливый
механизм приемы в высшие и средние
специальные учебные заведения по
достижениям в учебе учащегося. Одновременно
государство, общество должны разрабатывать
механизмы государственной поддержки
социально нуждающихся. 

Одним из таких механизмов,
в соответствии с Планом действий
Правительства РФ, станет новая система
стипендиального обеспечения – введение
академических и социальных стипендий.
Нынешняя стипендия студентов включает
функцию поощрения за успеваемость и
функцию социальной поддержки. Но в силу
уравнительного подхода к назначению
стипендии в значительной мере не
обеспечивается ни одна из этих функций. 

Более того, существующие
на практике правила назначения стипендии
студентам на самом деле являются не
вполне социально справедливыми.
Действительно, стипендия назначается,
как правило, если в сессию студент не
получил «троек». В итоге студенты из
обеспеченных слоев населения, у которых
за плечами при поступлении были платные
курсы, репетиторы, которым не надо
подрабатывать ночами, эти студенты
сдают лучше сессии и получают стипендию
в 200 рублей, которая их обеспеченным
семьям не очень-то и нужна. А студенты
из малообеспеченных семей, у которых
не было такой предварительной подготовки
при поступлении в вуз, да которые еще и
подрабатывают вечерами и ночами, такие
студенты, получив в сессию 1– 2 «тройки»,
стипендию уже не получают. Это
несправедливо.

Данный текст относится
к публицистическому стилю, потому что
в нем используются:

  1. Книжные общеупотребительные
    слова: государство, государственные
    экзамены, высшее образование, система
    образования, общество, правительство
    РФ и т.п.

  2. Средство выразительности:
    справедливый механизм.

  3. Существительные на
    –ИЯ, -ЦИЯ, -АЦИЯ, -ИЗМ: заведения, стипендия,
    механизм.

  4. Риторический вопрос:
    Решит ли введение государственных
    экзаменов проблему справедливого
    доступа к высшему образованию?

5

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Группы ошибок в использовании однородных членов предложения

Для удобства восприятия можно разделить основные сложности правильного употребления однородных членов предложения (ОЧП) на несколько групп.

  1. Неграмотное употребление союзов с ОЧП.
  2. Пропуск предлогов с ОЧП.
  3. Лексические (семантические) ошибки – соединение разных по объему и качеству понятий однородной (т.е. «равноправной») связью.
  4. Неправильное употребление форм слов.
  5. Синтаксические ошибки.

Неграмотное употребление союзов с однородными членами предложения

Правило № 1. Употребление союза «и»

Союз «и» ставится или один раз, связывая два последних понятия, или ставится перед каждым однородным членом. Возможно также попарное соединение ОЧП.

Пример

  • Типография печатала и книги, и журналы, и газеты.
  • Типография печатала книги, журналы и газеты.
  • Типография печатала книги и журналы, газеты и листовки.

В данном случае союз можно опустить совсем, соединив ОПЧ только запятыми.

Ошибка! Типография печатала книги и журналы, газеты, листовки.

Правило № 2. Употребление сложных (составных) союзов

Не зря в школе заучивают сложные союзы: чтобы выстроить грамотное предложение, необходимо использовать такие словосочетания полностью, не теряя их части.

Запомните!

Разделительные союзы
  • то… то;
  • не то… не то;
  • либо… либо,
  • то ли… то ли.
Противительные союзы
  • не только… но и;
  • как …. так и.

Пример

  • Типография печатала не только книги, но и журналы.
  • Типография печатала как книги, так и журналы.

Ошибка! Типография печатала не только книга, а еще и журналы.

Пропуск значимых предлогов

Ошибка № 1. Разные предлоги с ОЧП

Правило! Однородные существительные и прилагательные чаще всего стоят в одном падеже, но могут управляться разными предлогами. Это актуально, в основном, для предложного падежа. В таком случае употребление предлогов является обязательным!

Пример

  • В садах и на полях растаял снег.

Не верно! В садах и полях растаял снег.

Ошибка № 2. Когда пропуск предлогов создает двусмысленность.

Такая ошибка возникает, в основном, когда в предложении есть однородные дополнения.

Пример

  • Типография печатала учебники по физике и по химии.

Не верно! Типография печатала учебники по физике и химии.

В таком случае образовалась двусмысленность: либо типография печатала два вида учебников, либо она печатала комбинированный учебник по двум предметам.

Лексические ошибки

Лексические (семантические) ошибки – соединение разных по объему и качеству понятий однородной (т.е. «равноправной») связью

Правило № 1

Однородными могут быть слова, не пересекающиеся между собой и не являющиеся родовыми и видовыми понятиями. Родовое понятие может выступать только в качестве обобщающего слова, оно не встает в ряд с ОЧП.

Пример

  • В типографии отгружались печатные издания: газеты, журналы, книги.

Ошибка! В типографии отгружались книги, газеты, печатные издания и журналы.

Правило № 2

ОЧП могут быть понятия, которые можно сопоставить логически. 

Пример

  • Типография отметила качество и скорость печати.

Ошибка! Типография отметила качество печати и Марию Ивановну.

Правило № 3

Слово, от которого задается вопрос к ОЧП должно быть грамматически и семантически связано со всей линейкой однородных понятий в предложении.

Пример

  • Надо реагировать на требования и замечания коллектива.

Ошибка! Надо реагировать на требования и мнение коллектива.

На мнение обычно не «реагируют», а «учитывают» его. 

Грамотное использование таких словосочетаний и понимание тонких лексических нюансов – показатели уровня владения русским языком.

Неправильное употребление форм слов

Правило № 1. Предпочтительно употребление одинаковых морфологических форм в качестве ОЧП

Можно привести много примеров, опровергающих это правило, но они чаще всего являются авторскими и ситуативными. 

Пример

  • Это был высокий, со стройной фигурой молодой человек.

В данном случае автор подчеркивает, что прилагательное «высокий» и сочетание слов «со стройной фигурой» объединяются значением (семантическим полем) слова «молодой».

Внимание! Это не является ошибкой, но использование такого приема требует определенных знаний и навыков.

Правило № 2. Нельзя объединять в качестве однородных определений краткие и полные формы прилагательных или причастий.

Правильно в этом случае использовать или краткую, или полную форму.

Пример

  • Он был добр, ласков и нежен.
  • Он был добрым, ласковым и нежным.

Ошибка! Он был добр, ласковым и нежным.

Правило № 3. Обобщающее слово и однородные члены предложения должны употребляться в одной падежной форме.

Пример

  • Автор работает над двумя книгами: над «Золотом инков» и над «Вождем краснокожих».

Ошибка! Автор работает над двумя книгами: «Золото инков» и над «Вождем краснокожих».

Синтаксические ошибки в употреблении однородных членов предложения

Правило №1. В качестве однородных могут выступать только одинаковые синтаксические конструкции.

Пример

  • Школьник, опоздавший на урок и плохо учившийся, был выгнан из класса.
  • Школьник, который опоздал на урок и который плохо учился, был выгнан из класса.

Ошибка! Школьник, опоздавший на урок и который плохо учился, был выгнан из класса.

В одном предложении в качестве однородных могут выступать пара причастных оборотов или пара придаточных определительных. Не допускается соединение придаточного определительного и причастного оборота.

Правило № 2. Конструкции предложений, в которых управляемое одним из ОЧП слово может быть отнесено и другому ОЧП допустимы только при соблюдении логической и лексической целостности.

Речь идет об одном из самых частых «ляпов» в школьных сочинениях. Именно такие примеры приводятся в качестве абсурдных ошибок юных авторов.

Пример

  • Жильцы требовали ликвидации протечек и разрывов труб.

В данном примере слово «ликвидация» лексически грамотно относится и к слову «протечки», и к слову «разрывы». Также слово «трубы» одинаково и семантически верно связано со словами «протечки» и «разрывы».

Ошибка!

  • Жильцы требовали ликвидации протечек и ремонта.

Значение: жильцы требовали ликвидации ремонта.

Ошибка!

  • Жильцы требовали ликвидации протечек и последствий метели.

И в этом случае предложение стало двусмысленным. 

Жильцы требуют ликвидации протечек метели и ликвидации последствий метели.

Правильно! Жильцы требовали ликвидации протечек труб и последствий метели.


Смотри также:

  • Что такое однородные члены предложения?

вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»

Ошибки в предложениях с однородными членами:

  1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая«.
  2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату«.
  3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный«.
  4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».
  5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах«.
  6. Нарушения в области однородных сказуемых:
    а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца«;
    б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход«; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная«.
  7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной«. «Дети ждали отца и когда покажется его лодка«.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в предложениях с однородными членами

Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тест на тему Употребление однородных членов предложения
Тест на тему Алогизмы в конструкциях с однородными членами
Тест на тему Однородные члены предложения
Тесты на тему»Синтаксические нормы»

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

Однородные
члены предложения – это члены предложения,
которые характеризуются следующими
признаками:

-отвечают
на один и тот же вопрос,

-выполняют
одну и ту же синтаксическую функцию,

-относятся
к одному и тому же члену предложения,

-произносятся
с перечислительной интонацией,

-при
них есть сочинительный союз или можно
его вставить,

-могут
быть подведены под общее родовое понятие,
то есть характеризуются логической
однородностью.

Ошибки
в построении предложений с однородными
членами следующие:

  1. В
    качестве однородных объединяются
    несовместимые, несопоставимые понятия,

  2. В
    качестве однородных объединяются
    видовые и родовые понятия:

  3. В
    качестве однородных объединяются
    частично пересекающиеся понятия:

  4. Попарное
    сочетание несопоставимых по смежности
    понятий:

  5. Нарушение
    формы обобщающего слова:

  6. Ошибки
    в использовании двойных сопоставительных
    (градационных) союзов не только – но и
    , как – так и , не столько – сколько и
    др., а именно употребление 1 части от
    одного союза и 2 части – от другого:

  7. Неправильный
    порядок слов, связанный с тем, что 1
    часть градационного союза должна стоять
    перед первым однородным членом, а не
    перед другим словом предложения:

  8. В
    качестве однородных объединяются
    причастный или деепричастный оборот
    и придаточное предложение:

  9. Не
    сочетаются как однородные члены
    существительное и неопределённая форма
    глагола:

  10. Однородные
    члены с различным управлением не должны
    иметь общее дополнение:

  11. Иногда
    создается двусмысленность, если
    управляемое слово может быть отнесено
    в разные ряды однородных членов:

  12. Нельзя
    опускать разные предлоги:

  13. Перегруженность
    перечислительного ряда однородными
    членами, что затрудняет понимание.

_______________________________________________________________________

Однородные
члены предложения

характеризуются
следующими признаками:


занимают позицию одного члена предложения;


связаны с одним и тем же членом предложения
подчинительной связью;


связаны между собой сочинительной
связью;


чаще имеют одинаковое морфологическое
выражение;


обычно выражают однотипные понятия.

В
предложении однородные члены объединяются
в цельный структурно-семантический
блок по отношению к другим членам
предложения. Синтаксическая функция
всей группы однородных членов совпадает
с синтаксической функцией любого члена
этой группы. Таким образом, в связь с
другими компонентами предложения
однородные члены вступают не сами по
себе, а лишь в структурно-семантическом
единстве, в сочиненном ряду.

В
блоке однородных членов его части
связаны между собой по смыслу и
грамматическими средствами. Грамматические
значения блока однородных членов
выражаются интонацией (в устной речи),
сочинительными союзами и некоторыми
лексико-грамматическими средствами.

Языковым
(логико-грамматическим) значением блока
однородных членов является однотипность
понятий, выражаемых однородными членами.
Чаще в сочиненном ряду встречаются
синонимы, но могут сталкиваться и
антонимы. Именно это условие нередко
нарушается в текстах документов: в
функции однородных членов употребляются
слова, находящиеся между собой в
родо-видовых отношениях (гиперонимы),
слова с частично совпадающими значениями
(гипонимы) или вообще несоотносимые,
далекие по значению слова. Например:
Переработка товаров под таможенным
контролем не может использоваться для
уклонения от соблюдения
мер
экономической политики и правил
определения страны происхождения
товаров
(во-первых,
нарушена норма лексической сочетаемости:
«соблюдают правила», «соблюдают
меры предосторожности», но не «меры
экономической политики», во-вторых,
страну происхождения товаров определяют
для осуществления мер экономической
политики).

Ряд
однородных членов может иметь в
предложении общий зависимый компонент,
что часто таит в себе опасность речевых
недочетов и ошибок.
Каждый
из однородных членов должен логически
и лексически сочетаться с общим
согласующимся, управляемым или примыкающим
словом и при этом не должны нарушаться
синтаксические нормы

(необходимо учитывать тот факт, что даже
близкие по значению слова нередко
управляют различными падежными формами).
Рассмотрим фрагмент текста: Должностные
инструкции являются организационно-правовыми
документами, определяющими задачи,
функции, основные обязанности, права и
ответственность, возлагаемые на
сотрудников таможенных органов и
организаций, подведомственных ФТС
России, при осуществлении ими служебной
деятельности. Ряд однородных членов
задачи, функции, основные обязанности,
права и ответственность имеет общий
компонент возлагаемые на сотрудников
таможенных органов и организаций.
Причастие возлагаемые грамматически
согласуется с каждым из однородных
членов, но при этом не учитываются
особенности лексической сочетаемости
слов, образующих блок однородных членов.
Можно возлагать ответственность, но
нельзя возлагать права. Исправим ошибку:
Должностные инструкции являются
организационно-правовыми документами,
определяющими задачи, функции, основные
обязанности, права и ответственность
сотрудников таможенных органов и
организаций, подведомственных ФТС
России, при осуществлении ими служебной
деятельности. Одновременно было устранено
“нанизывание” причастных оборотов.

При
соединении однородных членов составными
союзами нередко нарушают необходимый
порядок слов: *Выпускники академии
должны быть профессионалами высокого
класса, знающими не только свою узкую
специальность, но и обладающими хорошими
знаниями основополагающих отраслей
науки. В подобных случаях один из
однородных членов следует поставить
при первой части союза, а другой — при
второй: Выпускники академии должны быть
профессионалами высокого класса,
знающими не только свою узкую специальность,
но и основополагающие отрасли науки.
Нельзя также создавать неправильные
пары сопоставительных союзов: как … а
также вместо как …так и, не только … а
также вместо не только…но и и т.п.

Однородные
члены должны быть согласованы в падеже
с обобщающим словом. Неверно, например,
такое построение: *Статистические данные
приведены в ряде публикаций: статьи,
очерки, заметки. — Надо: Статистические
данные приведены в ряде публикаций: в
статьях, очерках, заметках.

Предлог,
стоящий перед первым однородным членом,
может опускаться перед остальными
однородными членами, но может повторяться
и перед каждым из них. Предлог повторяется:


если однородные члены соединены
повторяющимися союзами;


если однородные члены соединены
сопоставительными союзами;


если отсутствие предлога вызывает
неясность в понимании предложения;


если однородные члены значительно
распространены пояснительными словами.

Факультативное
повторение предлога встречается, если
однородные члены соединены противительными
или разделительными союзами. Но нельзя
опускать разные предлоги.

Грубой
ошибкой является грамматически
разнотипное выражение однородных членов
предложения. Не сочетаются как однородные
члены имя существительное и неопределенная
форма глагола, полная и краткая формы
имени прилагательного. Не могут выступать
в качестве однородных синтаксических
элементов причастный или деепричастный
оборот и придаточная часть. В книжной
речи норма нарушается при сочетании
члена предложения (слова) и придаточной
части.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ошибка в построении предложения с однородными членами


Ошибка в построении предложения с однородными членами

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 326.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 326.

В статье рассмотрены частые грамматические ошибки, которые встречаются в предложениях с однородными членами. Приведены правила, которые касаются употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

.

Частые нарушения в построении предложений с однородными членами

Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения Примеры правильного построения
В однородный ряд нельзя объединять:

1) именные и глагольные сказуемые;

2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений;

3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия;

4) инфинитив (глагол) и существительное;

5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие);

6) разные видо-временные формы глаголов;

7) существительные в разных падежных формах.

Он купил яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).

Здание было обветшалое, старо и недостроенное (обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).

Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения)

Он купил яблоки, орехи, другие продукты.

Недостроенное здание было старое и обветшалое.

Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают.

Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. В гостиной я увидел и обрадовался старому другу (увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).

Она услышала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением).

В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.

Она услышала вопрос и ответила на него.

Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза. Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).

Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей).

Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).

Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов.

Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.

Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения.

На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).

Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.)

На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.

Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой.

Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.

Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой.

Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на). Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.

Рассказ о мужчинах, женщинах.

Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.

Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.

Важно! В некоторых случаях однородными членами предложения могут быть слова разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические обороты). Например: В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка. Ученица отвечала бойко, прекрасным языком.

Заключение

Что мы узнали?

  • В однородный ряд нельзя объединять разные грамматические формы слов, разные синтаксические конструкции;
  • В однородный ряд нельзя объединять разные части речи;
  • Обобщающее слово должно быть в той же грамматической форме, что и однородные члены предложения, относиться к ним по смыслу;
  • Части двойного союза должны стоять строго перед однородными членами предложения.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Трухина

    9/10

  • Зинаида Гибиус

    9/10

  • Ольга Явкина

    10/10

  • Галина Викторовна

    10/10

  • Миша Кальбах

    7/10

  • Елена Бакинская

    9/10

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 326.


А какая ваша оценка?

Употребление однородных членов предложения

При употреблении однородных членов предложения вне экспрессивной функции следует строго соблюдать логические требования, предъявляемые ко всякому выделению родовых и видовых понятий.

1. Главное правило построения предложения с однородными членами заключается в том, что сочинительной связью объединяются компоненты, обозначающие логически сопоставимые понятия.

Нельзя употреблять как однородные члены слова, указывающие на несопоставимые понятия.

Например: Комиссия отметила антисанитарное состояние магазина и продавца Пелевиной.

Употребление в качестве однородных членов слов разного семантического плана порождает неуместный комизм.

Например:  Поздравляю вас от всей души и лично от себя.

В состав однородных членов не должны входить видовые и родовые наименования.

Например: Наш сквер – любимое место отдыха жителей деревни, молодежи и детей; В хозяйстве увеличено поголовье крупного рогатого скота, коров, птицы. В последнем примере, кроме смешения родовых и видовых понятий, наблюдается и нарушение лексической сочетаемости: поголовье птицы.

2. Если однородные члены имеют общий главный член, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически и грамматически соотнесён с этим общим главным членом. В речи наиболее распространено два типа недочётов.


Во-первых,
нарушаются нормы лексической сочетаемости: Надо больше прислушиваться к мнению ребят и их запросам. В данном случае главное слово – глагол прислушиваться может сочетаться только с первым из однородных членов (прислушиваться к мнению ребят). Со вторым однородным членом глагол сочетаться не может (прислушиваться к запросам), поскольку мнение услышать можно, а запросы услышать нельзя!


Во-вторых,
в речи часто нарушаются нормы синтаксической сочетаемости. Достаточно частотной в речи является ошибка, связанная с использованием одной управляемой формы при однородных членах. Это возможно, если оба однородных члена имеют одинаковое управление (Он прекрасно знал и ценил творчество этого драматурга).

Несочетаемость одного из однородных членов (или нескольких) с тем словом в предложении, с которым связаны все остальные однородные члены, – весьма распространенная ошибка.

Для устранения ее можно применить различные виды стилистической правки:

1) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса. – Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, рождало мечты о покорении космоса.

2) Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома. – Большую помощь в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома, которые сами участвовали в соревнованиях.

3) Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. – Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, применила огнестрельное оружие.

Как видим, в данных примерах приходится вводить в текст новые слова, исправляя лексическую сочетаемость и устраняя одновременно речевую недостаточность (первый и последний пример); в иных случаях требуется коренная переработка предложения, отказ от употребления однородных членов (как во втором примере).

3. Однородные члены могут быть выражены одинаковыми и разнотипными морфологическими формами.

Например: Красные и белые розы цвели в саду. –  Высокая, со стройной фигурой девушка.

Однако предпочтительным в речевой практике является употребление однородных членов с однотипными морфологическими формами. В ряде случаев использование одинакового морфологического выражения считается обязательным с точки зрения норм литературного языка. Так, не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий.

Например: Он умён и великодушный; Он ранен и контуженный.

Не рекомендуется объединение в одном ряду инфинитива и существительного: Я люблю чистоту и читать книги.

4. Достаточно часто в речи нарушается порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и и др.), повторяющихся союзов (то… то; не то… не то и др.).

Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

Например, нежелательным с точки зрения порядка слов будет такое предложение: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. Однородными в этом предложении являются сказуемые – осмотрели и побывали. Поэтому части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из них: Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Нарушен порядок расположения повторяющегося союза то… то в предложении: То проедет трактор, то машина. Однородными здесь являются подлежащие. Поэтому союз должен стоять непосредственно перед ними: Проедет то трактор, то машина.


Обратите внимание
на то, что в речи часто неправильно используется сам двойной союз. Наиболее регулярно искажается или усекается вторая часть двойного союза.

Например: Не только мы, но наши дети обрадовались (опущено и); Не только мы, а и наши дети обрадовались (вместо но ииспользуется а).
Такое изменение формы двойного союза является нежелательным с точки зрения норм литературного языка.

5. При употреблении однородных членов предложения встречаются ошибки на управление, если объединенные в сочиненном ряду слова управляют разными формами.

Например: Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, литературе, музыке (следовало: разбираться в живописи, литературе, музыке и привьют любовь к этим видам искусства). Анис культивируют на больших площадях на Украине, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии (следовало употребить предлог в с теми географическими наименованиями, которые не управляются предлогом на – в Украине, Поволжье, в Средней Азии и на Северном Кавказе).

Можно избежать многих ошибок при употреблении однородных членов, если строже относиться к выбору падежных форм сопоставляемых в сочиненном ряду слов.

Так, нуждается в стилистической правке предложение: В соответствии с программой учащиеся должны научиться выполнять такие операции, как выпиливание лобзиком изделий из фанеры, разметку, строгание (зачистку) полуфабрикатов из древесины, сверление, сборку и отделку деталей. Все однородные существительные должны стоять в форме именительного падежа (такие, как… разметка, зачистка, сборка, отделка).

Недопустимо употребление в разных падежных формах обобщающих слов и однородных членов.

Например: Режиссер сказал: «Мы работаем сейчас над двумя постановками: «Вишневый сад» Чехова и пьесой Володина «С любимыми не расставайтесь» (название первого спектакля следовало употребить также в творительном падеже).

Грубой ошибкой является грамматически разнотипное выражение однородных членов предложения.

Например, при рубрикации недопустимы такие формулировки:

Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю в обучении и воспитании слушателей:
— точно знать количество слушателей в группе;
помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями;
— своевременно докладывать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей.

В предпоследней рубрике следовало написать: организовать помощь… в работе со слабоуспевающими слушателями.

Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза и причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов который, которая, которое, которые.

Например: Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Не могут выступать в качестве однородных причастный оборот и придаточное предложение. Союз и должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных. Следовательно, правильными будут сле-дующие варианты построения этого предложения:

Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

Или 

Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Помните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом и.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как: Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.



В книжной речи нарушается норма при сочетании члена предложения и придаточной части.

Например: Свое обязательство получить от каждой коровы не менее 4000 кг молока и чтобы ферма дала колхозу более 600 тысяч рублей дохода, мы выполнили (следовало: …получить от каждой коровы и увеличить доход фермы…).

6. Следует избегать конструкций, в которых управляемое слово может быть отнесено к разным рядам однородных членов.

Например: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. В данном случае предложение содержит три существительных в родительном падеже (ликвидации, неполадок, ремонта). Поэтому союз и может объединять как формы ликвидации и ремонта, так и формы неполадок и ремонта. Поскольку в непосредственной близости находятся формы неполадок и ремонта, то можно решить, будто жильцы требовали ликвидации ремонта.

Таким образом, при оценке употребления однородных членов предложения важно учитывать и логическую, и лексическую стороны речи (проблемы лексической сочетаемости, речевой недостаточности) и грамматический строй предложения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Употребление однородных членов предложения»

Данная презентация разработана мною для формирования знаний учащихся по культуре речи на тему «Употребление однородных членов предложения». Программа ро русскому языку под редакцией С.И. Львовой….

. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс

Обобщающий контроль в двух вариантах…

«Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения»

Однородные члены предложения — одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса — однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е…

Учебное занятие: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными…

презентация к учебному занятию: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка…

Учебное занятие по русскому языку «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами».Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: — закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл…

Сфера употребления предложений с однородными членами предложения (на основе размышлений над основными положениями книги И.А. Ильина «Путь духовного обновления»)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 9 КЛАСС…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта какая ошибка
  • Жилое законодательство лексическая ошибка
  • Жизнь учит на ошибках
  • Жизнь это череда ошибок цитата
  • Жилищный фонд города растет речевая ошибка