Заварился сыр бор ошибка

Перейти к содержимому

Основные ошибки в употреблении фразеологизмов

Фразеологизм – лексически неделимое и устойчивое словосочетание, обладающее смысловым единством. Как и слово, фразеологизм обозначает целостное понятие. Например: лежать на боку (лениться), кот наплакал (мало). С чем связаны ошибки в употреблении фразеологизмов?

Ошибки в употреблении фразеологизмов связаны чаще всего с нарушением их формыкоторая должна строго воспроизводиться: деньги выпускаются в трубу (правильно вылетают: деньги вылетают в трубу).

Использование фразеологизмов, например, в сочинении ЕГЭ, делает речь богаче и выразительнее, но требует большой осторожности. Нужно знать, как писать сочинение ЕГЭ и при этом владеть разными нормами литературного языка, чтобы не допустить ошибок, в том числе в употреблении фразелогизмов.

Обратим ваше внимание на приведённые ниже устойчивые словосочетания.

  • Загорелся сыр-бор – начался скандал, затеялась шумиха: ученики не поделили учебник, и загорелся сыр-бор. Ошибочное употребление:затеялся сыр бор, заварился сыр-бор (правильно загорелся).
  • Захватить врасплох – застать неожиданно каком-либо положении, состоянии. Ошибочное употребление:схватить врасплох, на снимке она была как бы схваченной врасплох (надо: захватить). 
  • Играть первую скрипку – быть самым важным, главным в чём-либо: директор школы всегда играл первую скрипку в принятии важных решенийОшибочное употребление: играть главную скрипку (правильно первую).
  • Львиная доля – большая и лучшая часть чего-либо: львиная доля времени уходит на подготовку к ЕГЭОшибочное употреблениельвиная часть (надо: львиная доля или большая часть).
  • Пока суд да дело – пока что-нибудь происходит: пока суда да дело сходим в магазинОшибочное употребление: Пока суть да дело (надо: суд!).
  • Принимать меры – действовать с целью разрешения или исправления какой-либо ситуации: принимать меры по устранению нарушений на ЕГЭОшибочное употребление:предпринимать меры (правильно – предпринимать шаги).
  • Сердце кровью обливается – испытывать чувство глубокого сострадания, сопереживания, жалости. Ошибочное употребление: душа кровью обливается.

Ошибки в употреблении фразеологизмов могут быть связаны и с непониманием их значения, например: «Церемония открытия школы была уложена в прокрустово ложе регламента – 22 минуты».

Прокрустово ложе – это «мерка, под которую насильственно подгоняют не подходящие под нее явления». В предложении речь идет не о насильственном приспособлении, а о строгости соблюдения времени.

Таким образом, употребление фразеологизмов особенно на экзамене по русскому языку должно быть осторожным. Нужно знать форму и значение фразеологизмов — тогда они украсят ваш текст и принесут дополнительные баллы.

В свежем выпуске грамотности — устойчивые выражение, они же фразеологизмы, которые активно употребляются в речи. Но вот правильно их написать — нешуточный вызов! Что же в действительности означают «белого каления» и «несолоно хлебавши» и как, главное, написать их так, чтобы не было стыдно. Разберёмся, в чём тут сыр-бор.

Правильно: довести до белого каления
Если вы были не самым образцовым ребёнком, то наверняка слышали от мамы (или папы/бабушки/других родственников), что довели её «до белого каления». Но в детстве отчётливо слышится «колено» (по аналогии «дойти до ручки») вместо «каления» или как минимум «кОление», 
и возникает вопрос: что за белое колено такое и как до него можно
довести? На самом деле в устойчивом выражении речь идёт о калении —
процессе нагревания металла в огне. Конечно, металл способен принимать и другие цвета — красный, жёлтый и белый. Стадия «белая каления» — высшая точка нагрева, когда металл становится почти что жидким. Вот и в жизни, если кого-то довёл до «белого каления» — это привёл в состояние крайнего раздражения, вывел из терпения. И никакого колена здесь и близко нет.


Правильно: раз плюнуть
Не знаем, сделали ли мы для вас открытие, но «раз плюнуть» пишется именно так — в два слова. Это устойчивое выражение носит просторечный окрас, поэтому в художественном тексте его встретишь нечасто. Синонимы: «сделать что-либо без особого труда», «очень легко» или более колоритное «проще пареной репы» — вариантов уйма.


Правильно: сыр-бор загорелся
Когда «загорелся (разгорелся) сыр-бор» — значит, началась какая-то суматоха. Изначально «сыр» — это не пармезан или «Российский», как вы могли бы подумать, а краткая форма прилагательного «сырой», а «бор» — сосновый лес. То есть всё вместе «сырой сосновый лес». По мнению специалиста по фразеологии Валерия Мокиенко, оборот «сыр-бор загорелся» произошёл от пословицы «Загорелся
сыр-бор из-за сосенки» — то есть пожар возникает от одной искры или
беда возникает из-за мелочей. Постепенно выражение стало употребляться в
других вариантах: затевать сыр-бор, устраивать сыр-бор и даже заваривать сыр-бор. А пишется «сыр-бор», как вы уже догадались, через дефис.


Правильно: скрепя сердце
Сердцем всё-таки не скрипят, а его скрепляют (а скрипят обычно зубами). Синоним фразеологизма — «против воли, своих убеждений, не по зову сердца». Хоть сочетание и выражено деепричастным оборотом, оно выступает в качестве наречия, а потому запятыми не обособляется.


Правильно: дышать на ладан

Некоторые убеждены и убеждают в этом остальных, что «дышать на ладан» — устаревшая форма, и правильно говорить «дышать наладом». Не поддавайтесь на провокации. Есть только единственно верный вариант «дышать на ладан». Ладан — это ароматическая смола ладанного дерева, которая
при горении источает сильный запах. Дышать на него в общем-то и не
нужно. Но запах ладана любят священнослужители и применяют в
богослужебных обрядах. А означает разговорное выражение «быть близким к смерти, еле живым», и говорим мы так не только о людях или животных, но и о неодушевлённых предметах, когда они на грани попадания в мусорное ведро.


Правильно: несолоно хлебавши

И напоследок о безнадёге. Фразеологизм «несолоно хлебавши» — значит, безрезультатно, ничего не добившись, обманувшись в своих же ожиданиях. Но при чём тут соль или хлебать? На Руси соль была дорогим продуктом, и пищу солили непосредственно перед приёмом. Незваные или нежеланные гости получали меньше соли, чем другие, и уходили «несолоно хлебавши».

Правильный ответ на вопрос 👍 «1. Найдите ошибки, объясните и исправьте их. Играть значение, иметь роль, львиная часть, одержать успехи, носить значение, тратить нервы, …» по предмету 📗 Русский язык. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант — оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло — задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!

Искать готовые ответы

Объясните орфограммы писЬменность, оТделялись, оТделить, отстуП, стрАницы, местЕ, краснОй, первУю, осталЬные, рИсовал, шестнадцатОм, векЕ, поЯвилось, продОлжали, выдЕления, мыслИ, стрОку.

Нет ответа

Биолог беседа на тему разговор по телефону 2 класс

Нет ответа

Составьте предложения с составными именными сказуемыми: рад был встретиться, стал разучивать, обязан беречь, сумел преодолеть, готов был возвратиться, постараюсь сдать, вздумал возвратиться.!

Нет ответа

Составьте 5-6 распространённых предложений с глаголами Брезжит, рассвело, побелело, пахнет, веет, вечереет, морозит, холодает, дышится, хочется.

Нет ответа

Диктант 6 класс по русскому языку текст дождевые слова?

Нет ответа

Прочитайте текст и определите к какому типу речи и стилю он относится. Аргументируйте свой ответ. Составьте простой план данного текста. Найдите в Толковом словаре значение слова саврасый …

Ответы (1)

Обозначь орфограмму, на которую нужно обратить внимание в каждом из данных слов. Образуй от этих слов наречия. Придумай и запиши сними словосочетания. Укажи главные и зависимые слова. Легкий- Дерзкий- Меткий- Жуткий —

Ответы (2)

Составить 5 предложений со словом «слово»

Ответы (1)

Сочинение на тему о моем домашнем животном (кот)

Ответы (1)

Укажите, твердый или мягкий согласный произносится перед Е: Кашне, кларнет, компетентный, кузен, кюре, менеджер, модернизм, нейтрон, партер, протекция, реглан, рейд, сессия, синтез, террор, федеральный, форель, шинель, экспресс, альтернатива,

Ответы (1)

Главная » Русский язык » 1. Найдите ошибки, объясните и исправьте их. Играть значение, иметь роль, львиная часть, одержать успехи, носить значение, тратить нервы, играть главную скрипку, заварился сыр-бор.

Лексика. Вопросы «Проверь себя»

1.Определите происхождение и значение терминов лексикология и лексикография.

2.Определите значения слов, данных вне скобок, и укажите, по каким признакам эти слова объединены в один ряд: тяжелая (болезнь), бурные (аплодисменты), глубокий (сон), проливной (дождь), грубая (ошибка)? Продолжите ряд слов своими примерами.

3.Определите значения слов и укажите, по каким признакам эти слова противопоставлены в парах: пить — поить, сидеть — сажать, стоять — ставить? Продолжите ряд слов своими примерами.

4.Слова бегемот и гиппопотам считаются абсолютными синонимами (дублетами). Как известно, такие синонимы могут взаимозаменяться. Существуют ли предложения, в которых замена слова бегемот на слово гиппопотам невозможна (то есть приводит к искажению общего смысла предложения)? Приведите примеры таких предложений.

5.В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:
1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.)   2) «Расспросные и пыточные  речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.) Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?

6.Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам: как псу муха (польск.); когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.); и в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.); принять пузыри за фонари (франц.); как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.); записать за ушами (чеш.); спеши медленно (лат.)

7.Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «…Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О  какой сумме идет речь?

8.В романе А.Толстого «Петр Первый» есть фраза: «Татары, отбитые огнем, уходили за окоем». Как далеко они уходили? Аргументируйте ваш ответ.

9.На чем строится языковая игра в следующих примерах, взятых из произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина: превзошли самые смелые их опасения; спешили наутек; горькими слезами разливается?

10.Следующие слова в разные исторические периоды были заимствованы русским языком из других языков: адажио, какао, боа, метро, пюре, парашют, жюри, митинг, допинг, дайвинг, дайджест, пейджер, косинус, космос, агнец, одежда, прах, бремя. По каким признакам можно определить, что это заимствования? В одинаковой ли степени эти слова усвоены  русским языком? Попытайтесь определить язык-источник.

11.Каждое из слов в предложении
Хозяйка наливает чай и сыплет песок в чашку

многозначно, однако вы, вероятно, сразу поняли смысл фразы, т.е. из всех возможных комбинаций значений выбрали одну. Ниже приведены значения всех знаменательных слов. Укажите, какие из них реализуются в данном предложении, и объясните, за счет чего именно такая комбинация значений создает максимальную связность слов.
Если некоторые слова могут иметь в данной фразе более одного значения (из-за чего она может быть понята по-разному), измените ее так, чтобы устранить неоднозначность.
Хозяйка — 1. Владелица. 2. Жена (просторечное). 3. Женщина, занимающаяся домашним хозяйством и семьей.
Наливать — 1. Вливать или, вливая, наполнять сосуд. 2. Разливать по поверхности.
Чай — 1. Культивируемое вечнозеленое растение, высушенные и особо обработанные листья которого при заварке дают ароматный тонизирующий напиток. 2. Высушенные, измельченные и специально обработанные листья такого растения. 3. Напиток, настоянный на таких листьях. 4. Настой из заваренных сушеных листьев или плодов какого-нибудь растения, ягод. 5. То же, что чаепитие.
Сыпать — 1. Ронять или заставлять падать сыпучее, мелкое. 2. О мелком дожде, снеге: идти, выпадать. 3. Говорить быстро и много.
Песок — 1. Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из мелких частиц твердых минералов. 2. Мн. Пространства, покрытые такой породой. 3. То же, что сахарный песок (сахар — кристаллическое питатель¬ное белое сладкое вещество).
Чашка — 1. Небольшой сосуд для питья (обычно округлой формы, с ручкой). 2. Круглая и плоская тарелка у весов. 3. Предмет в форме круглого полушария (в разных устройствах).

12.Как называются жители Томска, Тулы, Горького, Минска, Пскова, Омска, Одессы, Баку, Курска, Ярославля; Парижа, Кубы, Лаоса, Конго, Перу?

13.На чем основана языковая игра в следующих парах слов: топот — ропот, камыш — мышка, дупель — пудель? Каким термином она обозначается? Запишите соответствующую пару для каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, директор. Приведите аналогичные примеры.

14.Что сближает и что различает значения слов странник, паломник, турист в русском языке?

15.Из какого словаря взяты данные толкования? Обоснуйте свой ответ.
Клёвый — клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный.
Лох — разиня, шалопай.
Стрёмный — прыткий, поворотливый, бойкий, расторопный.
Тормоз — кто везде помехой, кто мешает делу, не дает чему ходу.

16.Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте формы   именительного   падежа   мужского  и  женского  рода единственного числа.
Великие Луки, Вологда, Омск, Смоленск, Тверь.

17.Укажите общее и различное в значении и употреблении слов церковь — собор — храм.

18.Высказывания типа: Женщина является женщиной; Стул является стулом — бессмысленны из-за своей тавтологичности, неинформативности: сказуемое не сообщает никакой новой информации о подлежащем. Тавтологичны ли по смыслу высказывания: Война есть война; Женщина есть женщина; Теща есть теща и подобные? Если нет, опишите, какие значения реализованы в существительных, занимающих позицию подлежащего, какие — в существительных, входящих в состав сказуемого. Сделайте вывод о том, какие слова могут употребляться в конструкции «Сущ. в им. падеже + есть + это же сущ. в им. падеже», чтобы высказывание при этом было осмысленным и легко понималось всеми носителями языка.

19.Восстановите пословицы и поговорки.
1)…, а лужа — по уши.
2) …, а пораньше вставай да свой затевай.
3) … дыр много, а выскочить некуда.
4) …, а здоровье под старость.
5)…, наперед ума рыщет.
6) …, а хвостом подавился.

20.Объедините следующие слова в группы (названия лиц, растений и т.д.), учитывая возможную лексическую многозначность. Какие слова не вошли ни в одну из групп? Объясните значение  и происхождение этих слов.
Александрийка, венгерка, волынка, кабардинка, китайка, коломыйка, кубанка, молдаванеска, оттоманка, сербиянка, шотландка, антоновка, бестужевка, гарибальдийка, мичуринка, стахановка, тимофеевка, толстовка.

21.Что такое фразеологизм? Какие разряды (группы) фразеологизмов вы знаете? Приведите примеры на каждый из разрядов. Что такое идиома и как она соотносится с фразеологизмом?

22.Исправьте ошибки во фразеологизмах
Вернуться в свои пенаты; пока суть да дело, мы немного погуляем;  проект имеет две ахиллесовы пяты; и заварился у них сыр-бор

. Объясните свое решение.

23.Подберите фразеологические синонимы к следующим словам: много, обмануть.

24.Какой фразеологизм напоминает своим содержанием стихотворение А.Толстого? Найдите фразеологизмы, вплетенные в ткань этого текста.
Коль любить, так  без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть,  так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей  душой,
Коли пир, так пир горой!

25.Всем хорошо известна форма каменных зубцов, украшающих Кремлевскую стену, которая называется ласточкин хвост. Географы называют площадь поверхности водоема термином зеркало. Манипулятор компьютера  получил название мышь по сходству  с внешним обликом животного. Приведите примеры других метафор, ставших терминами науки, техники, искусства, и дайте их толкование.

Что не так с фразой «Пока суть да дело»? Спойлер: такого выражения нет!

Грамотность на «Меле»

Если в разговоре сделать ошибку в этом фразеологизме, скорее всего, её никто и не заметит. А вот на письме вас тут же разоблачат. Итак, попробуем во всех смыслах докопаться до сути в истории с выражением «Пока суть да дело».

Правильно: Пока суд да дело

На скамье подсудимых — замаскированный фразеологизм. Сочетание «Пока суд да дело» используют, когда говорят о каком-то длительном, медленном процессе. Происходит оно, как вы уже догадались, из судопроизводства, где дела могут рассматриваться довольно долго. Откуда вместо «суда» появилась «суть», науке точно не известно, но это очевидно ошибочный вариант, который просто почему-то закрепился в разговорной речи.

Танцевать от печки — это как? Проверьте, как хорошо вы знаете фразеологизмы

Ещё больше весёлых и полезных карточек о русском языке — в «Грамотности» на «Меле» во «ВКонтакте». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!

Задание 6 — Теория ЕГЭ 2022 по русскому языку

Лексическая ошибка — Теория и практика 6-го задания ЕГЭ по русскому языку 2022 года

Задание №6 ЕГЭ по русскому языку — Исправьте лексические ошибки, исключив/заменив слова.

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Формулировка задания

Формулировка 1 (из демоверсии ЕГЭ):

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.

Ответ: очень (слово «очень» можно употреблять с качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами вроде «очень», «слишком» и др.)

Формулировка 2 (из демоверсии ЕГЭ):

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)

Алгоритм выполнения задания 6

  1. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова;
  2. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).
  3. Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
  4. Если это ошибка, исправь ее.

Теория. Типы речевых ошибок.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.


Тип ошибки
Примеры
Плеоназм Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.
Тавтология Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.
Нарушение лексической сочетаемости Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки).
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор).
Алогизм (соединение несовместимых понятий) Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).
Неточный подбор синонима Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе).
Употребление паронимов Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая).

Плеоназм

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

Тавтология

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;

Нарушение лексической сочетаемости

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Алогизмы

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.

Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

источники:

http://ege-helper.ru/zadanie-6-teoriya-ege-2022-po-russkomu-yazyku

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/

Лексика. Вопросы «Проверь себя»

1.Определите происхождение и значение терминов лексикология и лексикография.

2.Определите значения слов, данных вне скобок, и укажите, по каким признакам эти слова объединены в один ряд: тяжелая (болезнь), бурные (аплодисменты), глубокий (сон), проливной (дождь), грубая (ошибка)? Продолжите ряд слов своими примерами.

3.Определите значения слов и укажите, по каким признакам эти слова противопоставлены в парах: пить — поить, сидеть — сажать, стоять — ставить? Продолжите ряд слов своими примерами.

4.Слова бегемот и гиппопотам считаются абсолютными синонимами (дублетами). Как известно, такие синонимы могут взаимозаменяться. Существуют ли предложения, в которых замена слова бегемот на слово гиппопотам невозможна (то есть приводит к искажению общего смысла предложения)? Приведите примеры таких предложений.

5.В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:
1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.)   2) «Расспросные и пыточные  речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.) Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?

6.Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам: как псу муха (польск.); когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.); и в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.); принять пузыри за фонари (франц.); как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.); записать за ушами (чеш.); спеши медленно (лат.)

7.Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «…Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О  какой сумме идет речь?

8.В романе А.Толстого «Петр Первый» есть фраза: «Татары, отбитые огнем, уходили за окоем». Как далеко они уходили? Аргументируйте ваш ответ.

9.На чем строится языковая игра в следующих примерах, взятых из произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина: превзошли самые смелые их опасения; спешили наутек; горькими слезами разливается?

10.Следующие слова в разные исторические периоды были заимствованы русским языком из других языков: адажио, какао, боа, метро, пюре, парашют, жюри, митинг, допинг, дайвинг, дайджест, пейджер, косинус, космос, агнец, одежда, прах, бремя. По каким признакам можно определить, что это заимствования? В одинаковой ли степени эти слова усвоены  русским языком? Попытайтесь определить язык-источник.

11.Каждое из слов в предложении
Хозяйка наливает чай и сыплет песок в чашку

многозначно, однако вы, вероятно, сразу поняли смысл фразы, т.е. из всех возможных комбинаций значений выбрали одну. Ниже приведены значения всех знаменательных слов. Укажите, какие из них реализуются в данном предложении, и объясните, за счет чего именно такая комбинация значений создает максимальную связность слов.
Если некоторые слова могут иметь в данной фразе более одного значения (из-за чего она может быть понята по-разному), измените ее так, чтобы устранить неоднозначность.
Хозяйка — 1. Владелица. 2. Жена (просторечное). 3. Женщина, занимающаяся домашним хозяйством и семьей.
Наливать — 1. Вливать или, вливая, наполнять сосуд. 2. Разливать по поверхности.
Чай — 1. Культивируемое вечнозеленое растение, высушенные и особо обработанные листья которого при заварке дают ароматный тонизирующий напиток. 2. Высушенные, измельченные и специально обработанные листья такого растения. 3. Напиток, настоянный на таких листьях. 4. Настой из заваренных сушеных листьев или плодов какого-нибудь растения, ягод. 5. То же, что чаепитие.
Сыпать — 1. Ронять или заставлять падать сыпучее, мелкое. 2. О мелком дожде, снеге: идти, выпадать. 3. Говорить быстро и много.
Песок — 1. Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из мелких частиц твердых минералов. 2. Мн. Пространства, покрытые такой породой. 3. То же, что сахарный песок (сахар — кристаллическое питатель¬ное белое сладкое вещество).
Чашка — 1. Небольшой сосуд для питья (обычно округлой формы, с ручкой). 2. Круглая и плоская тарелка у весов. 3. Предмет в форме круглого полушария (в разных устройствах).

12.Как называются жители Томска, Тулы, Горького, Минска, Пскова, Омска, Одессы, Баку, Курска, Ярославля; Парижа, Кубы, Лаоса, Конго, Перу?

13.На чем основана языковая игра в следующих парах слов: топот — ропот, камыш — мышка, дупель — пудель? Каким термином она обозначается? Запишите соответствующую пару для каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, директор. Приведите аналогичные примеры.

14.Что сближает и что различает значения слов странник, паломник, турист в русском языке?

15.Из какого словаря взяты данные толкования? Обоснуйте свой ответ.
Клёвый — клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный.
Лох — разиня, шалопай.
Стрёмный — прыткий, поворотливый, бойкий, расторопный.
Тормоз — кто везде помехой, кто мешает делу, не дает чему ходу.

16.Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте формы   именительного   падежа   мужского  и  женского  рода единственного числа.
Великие Луки, Вологда, Омск, Смоленск, Тверь.

17.Укажите общее и различное в значении и употреблении слов церковь — собор — храм.

18.Высказывания типа: Женщина является женщиной; Стул является стулом — бессмысленны из-за своей тавтологичности, неинформативности: сказуемое не сообщает никакой новой информации о подлежащем. Тавтологичны ли по смыслу высказывания: Война есть война; Женщина есть женщина; Теща есть теща и подобные? Если нет, опишите, какие значения реализованы в существительных, занимающих позицию подлежащего, какие — в существительных, входящих в состав сказуемого. Сделайте вывод о том, какие слова могут употребляться в конструкции «Сущ. в им. падеже + есть + это же сущ. в им. падеже», чтобы высказывание при этом было осмысленным и легко понималось всеми носителями языка.

19.Восстановите пословицы и поговорки.
1)…, а лужа — по уши.
2) …, а пораньше вставай да свой затевай.
3) … дыр много, а выскочить некуда.
4) …, а здоровье под старость.
5)…, наперед ума рыщет.
6) …, а хвостом подавился.

20.Объедините следующие слова в группы (названия лиц, растений и т.д.), учитывая возможную лексическую многозначность. Какие слова не вошли ни в одну из групп? Объясните значение  и происхождение этих слов.
Александрийка, венгерка, волынка, кабардинка, китайка, коломыйка, кубанка, молдаванеска, оттоманка, сербиянка, шотландка, антоновка, бестужевка, гарибальдийка, мичуринка, стахановка, тимофеевка, толстовка.

21.Что такое фразеологизм? Какие разряды (группы) фразеологизмов вы знаете? Приведите примеры на каждый из разрядов. Что такое идиома и как она соотносится с фразеологизмом?

22.Исправьте ошибки во фразеологизмах
Вернуться в свои пенаты; пока суть да дело, мы немного погуляем;  проект имеет две ахиллесовы пяты; и заварился у них сыр-бор

. Объясните свое решение.

23.Подберите фразеологические синонимы к следующим словам: много, обмануть.

24.Какой фразеологизм напоминает своим содержанием стихотворение А.Толстого? Найдите фразеологизмы, вплетенные в ткань этого текста.
Коль любить, так  без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть,  так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей  душой,
Коли пир, так пир горой!

25.Всем хорошо известна форма каменных зубцов, украшающих Кремлевскую стену, которая называется ласточкин хвост. Географы называют площадь поверхности водоема термином зеркало. Манипулятор компьютера  получил название мышь по сходству  с внешним обликом животного. Приведите примеры других метафор, ставших терминами науки, техники, искусства, и дайте их толкование.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Журнал ошибок айфон
  • Забудьте про свои печали ошибки неудачные года песня
  • Журнал ошибок автокад
  • Заваривая чай у него упала чашка исправить ошибку
  • Забыл повзрослеть работа над ошибками