Закрытие выставки типовые ошибки при проведении выставки

Церемония открытия выставки. Открытие
выставки — ответственный момент, поэтому
сцена­рий церемонии разрабатывается
заблаговременно. Обычно откры­тие
проходит в торжественной обстановке.
К началу выставки спе­циально издаются
и рассылаются красочные пригласительные
биле­ты. Внешний вид приглашения
должен соответствовать торжест­венности
момента. Приглашение составляется в
корректной форме, но с хорошим настроением.
Обязательно указывается место и время
церемонии открытия. Особого искусства
требует приглашение офи­циальных
гостей: администрации города, членов
правительства, ру­ководителей
министерств и ведомств. К назначенному
часу пере­крываются все проходы на
выставку, кроме главного; охрана вы­ставки
занимает свои посты, работники службы
безопасности — свои места. В помещение
рядом с главным входом на выставку,
временно отделенном от гостей цветной
ленточкой, приглашаются члены оргкомитета,
почетные гости, руководители и известные
специалисты отраслей народного хозяйства,
представители общест­венности и
средств массовой информации. Во время,
отведенное для сбора гостей, обычно
играет симфонический или духовой
ор­кестр. Музыка и цветы создают у
публики приподнятое настроение. Поэтому
оркестр и цветы на открытии — всегда
желательны.

Наконец, подходит время церемонии,
оркестр смолкает, вклю­чаются софиты
фотокорреспондентов и телевизионных
команд, приглашенные подтягиваются
поближе к микрофону, около кото­рого
появляются организаторы выставки. Шум
в зале стихает, и директор выставки,
обращаясь к собравшейся публике,
предостав­ляет слово председателю
оргкомитета. Если на выставку прибыл
член правительства, министр или
руководитель ведомства по долж­ности
или рангу выше председателя оргкомитета,
тогда первое сло­во по случаю открытия
выставки предоставляется ему.
Торжествен­ная речь официального
лица, открывающего выставку, с пожелани­ем
ей успешной работы, может быть дополнена
приветствиями председателя оргкомитета
и директора выставки или выступления­ми
почетных гостей и представителей
общественности. Время тор­жественной
части обычно ограничивается одним
часом. По окон­чании торжественной
части, директор выставки вручает одному
из гостей ножницы и предлагает разрезать
ленточку, условно обозна­чающую вход
на выставку. Ножницы могут быть поданы
на бархат­ной подушечке или на вышитой
салфетке. Это эстетически окра­шивает
чисто техническую сторону дела.

Но вот ленточка разрезана и разведена,
ножницы возвращаются на подушечку.
Проход на выставку свободен. Директор
выставки приглашает гостей ознакомиться
с экспозициями. Члены оргкоми­тета,
директор выставки и другие организаторы
церемонии распре­деляют между собой
почетных гостей в соответствии с рангом
и несколькими группами ведут их по
намеченным ранее маршрутам так, чтобы
их пути не пересекались и группы не
мешали друг другу. По ходу осмотра
сопровождающие дают пояснения по
разделам и отдельным экспозициям.
Следует обратить внимание на важность
посещения открытия выставки ответственными
работниками отрас­лей народного
хозяйства, известными общественными и
политиче­скими деятелями. Даже на
открытии выставки они внимательно, с
профессиональной заинтересованностью
с государственных или отраслевых позиций
осматривают экспозиции, вникают в
интере­сующие их детали, задают
вопросы, обсуждают увиденные экспона­ты
и представленную на стендах информацию.
По важным для них темам они просят
подробные пояснения, советуются со
своим со­провождением по техническим
и экономическим вопросам. И, что самое
интересное, прямо на выставке принимают
управленческие решения, дают конкретные
поручения сопровождающим, их по­мощникам,
просят сделать записи и пометки о данных
поручениях и принятых решениях для
контроля. Это одно из важнейших дос­тоинств
посещения выставки ответственными
представителями и руководителями
ведомств, когда на выставке в течение
часа находят свое разрешение вопросы
и проблемы, которые не решались в ра­бочей
обстановке месяцы, а иногда и годы.

Если раньше выставка открывалась для
публики только после того, как почетные
гости ее покинут, то сегодня нередко
посетите­лей запускают прямо вместе
с ними, а порой публика даже опере­жает
почетных гостей. С этого момента выставка
начинает функ­ционировать в утвержденном
рабочем режиме. Специалисты с при­глашениями
и публика с входными билетами осматривают
экспо­зиции самостоятельно, обращаясь
в случае необходимости к обслу­живающим
выставку стендистам, консультантам и
переводчикам.

Уже в первый день многие предприниматели
и коммерсанты уста­навливают необходимые
контакты и начинают переговоры о
закуп­ках, поставках, сотрудничестве
или партнерстве. Многие встречают­ся
на выставке с персоналом стендов фирм
как со старыми знако­мыми. Их цели
укрепить, продолжить и развивать
наметившееся ранее сотрудничество.

Режим работы выставки. Организация
потоков посетителей.
К открытию
выставки дирекцией утверждается режим
ее рабо­ты. Часы начала и окончания
рабочего дня выставки в будни и праздничные
дни, время обеденных перерывов, графики
сменной работы основного персонала и
вспомогательных служб вывешива­ются
на видных местах. Заканчивается рассылка
приглашений. В газетах и по радио
сообщается об открытии выставки, и
одновре­менно определяются места
распространения входных билетов и ме­ры
на случаи массового скопления людей у
билетных касс и воз­никновения
очередей. Обеспечение порядка при
проходе посетите­лей на выставку
возлагается на службы местной охраны
или мили­цию. Отдельным приказом
определяется организация работы служб
безопасности выставки, охраны помещений,
дежурных по разделам и павильонам. При
возникновении непредвиденных ситуаций
ди­рекция и служба безопасности должны
действовать в соответствии со специальной
инструкцией. Все это делается ради одной
из важ­нейших забот дирекции —
организации нормального движения
людских потоков по выставке и обеспечения
комфортных условий работы экспонентов.

Закрытие выставки и послевыставочный
период.
Дирекция контролирует ход
вы­полнения программы выставки и
подводит предварительные итоги ее
реализации в канун закрытия. Завершение
работы выставки кон­статируется
церемонией ее официального закрытия.
Порядок офи­циального закрытия
выставки и место церемонии определяются
и объявляются накануне. Программа
церемонии закрытия выставки обычно
состоит из трех пунктов:

  1. Выступление председателя оргкомитета
    с объявлением пред­варительных
    результатов выставки и приглашением
    участников принять участие в следующей
    выставке.

  2. Награждение участников выставки.

  3. Объявление о закрытии выставки, порядке
    демонтажа экспо­зиций и вывозе
    выставочных грузов с ее территории.

Закрытие выставки обычно объявляется
во второй половине дня. Ликвидация
экспозиций и вывоз выставочных материалов
осуществляется самими экспонентами.
Они же осуществляют соб­ственными
силами возврат тары и упаковки со склада,
нанимая подсобных рабочих или привлекая
для этого стендистов. Дирекция может
оказывать экспонентам транспортно-экспедиторскую
и та­моженную помощь при вывозе
выставочных грузов. Но прямая обязанность
дирекции выставки — организация
пропускного режи­ма для выноса
материальных ценностей, контроль и учет
вывоза выставочных грузов и материалов.
Она же устанавливает режим ра­боты
охраны и службы безопасности. Во избежание
столпотворения и суеты в павильоне,
скопления погрузочных и транспортных
средств перед павильоном желательно
разработать специальный график
погрузочных работ.

По мере ликвидации экспозиций и выезда
экспонентов на­чинается демонтаж
выставки, разборка выставочных конструкций
и временных коммуникаций. Задача этого
этапа работ — приведение помещений в
надлежащее состояние, обусловленное
договором аренды или требованиями
положения о выставочном павильоне.

После демонтажа выставки, оставшееся
оборудование и мате­риалы, пригодные
для повторного использования, складируются,
а непригодные для восстановления
конструкции и отходы производ­ства
списываются по акту и передаются на
утилизацию. В течение двух-трех дней
помещение выставки приводится в
первоначальный вид. В один из ближайших
дней проводится итоговое заседание
оргкомитета выставки. Председатель
оргкомитета сообщает предва­рительные
результаты проведения выставки,
анализирует успехи и просчеты, доводит
до сведения информацию о полученных
рекла­мациях, предложениях и
рекомендациях по проведению последую­щих
выставок.

Тщательный анализ результатов проведенных
выставок — залог успешного развития
выставочной организации и база для
улучше­ния организации последующих
выставок. Для проведения качест­венного
анализа результатов очень важно
организовать сбор и обобщение материалов
по результатам работы всех служб
выставки. Поэтому все выставочные службы
должны иметь инструкцию о по­рядке
сбора информации и типовые формы отчетов.
Свои формы отчетов устанавливаются для
начальников разделов, методистов,
руководителей конкурсных и экспертных
групп, НТЦ, коммерче­ского и
справочно-информационного центров,
бухгалтерии, отдела снабжения, служб
охраны выставки. Форма и требования к
сводно­му отчету разрабатываются
дирекцией выставки по согласованию с
оргкомитетом. Каждый отчет должен иметь
статистические данные, аналитический
раздел, оценку результатов, предложения
по совер­шенствованию работ на данном
участке. Сводный отчет о выставке должен
содержать оценку успеха выставки и
эффективности затра­ченных средств
и усилий, выводы, рекомендации и
предложения по проведению последующих
выставок. Это важнейшие составные час­ти
отчета по организации и проведению
выставочно-ярмарочного мероприятия.

Организация работ в послевыставочный
период
включает:

  1. окончательные расчеты с партнерами,
    клиентами, подрядчи­ками, кредиторами
    и участниками выставки;

  2. списание затрат по выставке;

  1. систематизацию документации и анализ
    расходов и доходов;

  2. подведение окончательных итогов
    выставки;

  3. оценку эффективности мероприятия в
    целом;

  4. подготовку отчета о проведении
    мероприятия;

  5. подготовку приказа по итогам ее
    проведения.

Но и после этого работа продолжается.
Появляются новые планы и заботы.
Продолжается поиск новых путей повышения
качества и уровня выставочных программ,
улучшения организа­ции и эффективности
выставочного дела. Здесь имеет важное
значение выбор методики анализа и оценки
эффективности вы­ставочного мероприятия.
Существует ряд совершенно разных мнений
о возможностях и способах оценки
отдельных аспектов выставочной
деятельности, а также о формах и критериях
ее ин­тегральной оценки. Более или
менее разработаны способы оцен­ки
частных показателей и критериев,
способствующих объектив­ной квалификации
успеха или неудачи выставочного
мероприя­тия. К ним, прежде всего,
относят все виды прямого результата
(эффекта) выставки
:

  • показатели экономической эффективности
    выставочного ме­роприятия, рассчитываемые
    на базе данных о доходах (при­были) и
    затратах;

  • показатели коммерческой эффективности,
    выражаемые соот­ношением объемов
    заключенных договоров и затрат на
    под­готовку и проведение выставки;

  • показатели информационно-рекламной
    эффективности, определяемые соотношением
    поставленных и реализован­ных задач.

Существенным достижением последнего
времени является раз­работка Лондонской
школой бизнеса по заданию Союза
междуна­родных ярмарок (UFI)
системы оценки косвенных (вторичных)
эффектов выставок. Замеры влияния
крупнейших выставок на го­родскую
инфраструктуру, проведенные в 35 городах
Европы, пока­зали, что в период
проведения таких выставок товарооборот
в тор­говле, общественном питании,
гостиничном хозяйстве и на общест­венном
транспорте города возрастает в 1,4 — 1,7
раза, и, соответст­венно, увеличиваются
налоговые отчисления в бюджет города.
Трудноразрешимой задачей остается
определение комплексного эффекта (или
интегральной эффективности) проведенного
меро­приятия. Пока не удается привести
к единой размерности различ­ные
экономические и внеэкономические
результаты выставки и суммировать их
в единый интегральный эффект.

Контрольные
вопросы:

  1. Что входит
    в при мерную структуру выставочной
    организации?

  2. Что такое
    «выставочный аутсорсинг»?

  3. Перечислите
    основные этапы подготовки выставки.

  4. Что должно
    включать в себя полное название выставки?

  5. Назовите
    критерии для принятия решения о
    проведении выставки.

  6. Кто обычно
    входит в оргкомитет выставки?

  7. Каков
    должен быть состав дирекции выставки?

  8. Перечислите
    типовые затраты производственно-хозяйственной
    деятельности в ходе подготовки к
    выставке.

  9. Что такое
    «финансовый план выставочного
    мероприятия»?

  10. Что может
    служить финансовыми источниками для
    организации выставки?

  11. Дайте
    определение понятия «концепция выставки»
    и перечислите ее основные положения.

  12. Что входит
    в комплект информационно-рекламных
    материалов по выставке?

  13. Как
    выбрать помещение для проведения
    выставки?

  14. Что такое
    «тематический план выставки»?

  15. В чем
    заключается назначение официального
    каталога выставки и каковы возможности
    его использования?

  16. Назовите
    возможные дополнительные пристендовые
    услуги участникам выставки.

  17. По каким
    условиям определяется готовность
    выставки?

  18. Какова
    цель проведения пресс-конференции для
    журналистов перед открытием
    выставки?

  19. Как
    проходит церемония открытия выставки?

  20. Каким
    образом осуществляется регулирование
    потоков посетителей на выставке?

  21. Какие
    показатели позволяют оценить эффективность
    выставочного мероприятия?

1
Петелин В.Г. Основы менеджмента
выставочной деятельности: учебник для
студентов вузов, обучающихся по
специальностям экономики и управления
(060000), специальностям «Коммерция»
(351300) и «Реклама» (350400). – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2005. – 447 с.

2
Петелин В.Г. Основы менеджмента
выставочной деятельности: учебник для
студентов вузов, обучающихся по
специальностям экономики и управления
(060000), специальностям «Коммерция»
(351300) и «Реклама» (350400). – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2005. – 447 с.

Типичные ошибки организатора выставки

Важная часть работы над выставкой — «разбор полетов» по ее окончании. Его цель — не просто выявить слабые места, а определить причины их возникновения и найти способы избежать их в будущем.

Например, если вы решили прибегнуть к помощи выставочной компании, то велик соблазн во всем на нее положиться. Увы, ни к чему хорошему это не приведет. Да, там работают профессионалы, но профессионалы в своей отрасли, далекие от проблем бизнеса, который представляете вы. Таких выставок, как ваша, у них десятки, для них это конвейер, располагающий к использованию шаблонных решений и схем. Поэтому нужно сразу выстроить взаимоотношения с выставочной компанией так, как полезно для развития проекта и для вас. Все шероховатости, все ее действия, которые, по-вашему, вредят мероприятию, необходимо проговаривать, чтобы избежать их в дальнейшем. Не стоит избегать этого — иначе из-за боязни «испортить отношения с хорошими людьми» вы своими руками подложите под выставку «мину замедленного действия».

Однако желание контролировать все и вся может привести к другой крайности — вашим собственным сотрудникам придется выполнять не свойственную им работу, что не может не сказаться и на ее качестве, и на исполнении ими своих прямых служебных обязанностей. Не стоит распыляться. Главное — держать под контролем основные направления.

Итак, что же обычно вызывает нарекания участников и посетителей выставки?

Выставку невозможно найти. Даже имея общее представление о месте проведения выставки, участнику сложно сориентироваться, в каком направлении двигаться.

Поиск места проведения выставки не должен вызывать проблем. Для этого необходимы яркие указатели у ближайшей станции метро (они же выполнят функции наружной рекламы), заметное оформление места отправления выставочных автобусов. Сами автобусы тоже должны нести на себе логотип выставки — чтобы не приходилось их искать. Игнорирование этих вопросов приведет к тому, что, один раз потратив деньги на такси, чтобы добраться-таки до места проведения, от посещения следующей выставки этот человек, скорее всего, откажется.

До выставки невозможно добраться. Ситуация, когда транспорт приходится ждать по часу и более, негативным образом сказывается на имидже выставки.

Выставочные автобусы должны не просто быть — их движение необходимо спланировать с учетом реального графика пассажиропотока.

Невозможно найти нужного участника. Часто, когда выставка разрастается, посетителю бывает достаточно сложно найти нужную компанию-участника.

Для решения этой проблемы, помимо схем размещения экспонентов выставки, можно организовать работу специальных гидов (обычно администрация этими вопросами не занимается, так как плохо знает состав и специализацию участников), устанавливать специальные устройства для того, чтобы посетитель мог найти список фирм и посмотреть место их расположения. На сайте выставки должен быть также поиск фирм по тематике, чтобы посетитель мог заранее спланировать свои переговоры.

Проблемы при размещении стендов на выставке. Тут нужно проконтролировать несколько моментов.

Во первых, проследить, чтобы ввоз экспонатов обслуживало достаточное количество сотрудников. «Достаточное» — это значит, что участникам не приходится ждать, когда у них появится возможность разгрузиться.

Во вторых, учесть все возможные нюансы при размещении стендов участников — например, проследить, чтобы на них не дул холодный воздух из систем вентиляции зала. Рассказы о том, что после участия в вашей выставке фирме пришлось отправить своих самых ценных сотрудников на больничный, вряд ли добавят вам клиентов.

В третьих, стенды участников должны быть оснащены всем необходимым оборудованием.

Наконец, необходимо следить за соблюдением всеми участниками определенных правил. Закрыв глаза на то, что кто-то перегородил доступ к чужой площади или шумит так, что сосед не может нормально работать, вы приобретете лишнюю головную боль и лишитесь нескольких потенциальных участников вашей следующей выставки.

← Назад

Читать дальше →

Оформление выставки – основные ошибки

Оформление выставки – основные ошибки

Организация выставки – дело нешуточное. Необходимо произвести впечатления, как на участников, так и на посетителей.  Но, чтобы оформить все идеально, нужно учесть некоторые нюансы и не допустить определенных ошибок.  При оформлении, как всегда, что-то пойдет не по плану. Какие бывают ошибки и как их исправить, читайте дальше.

Ошибка №1 – Отсутствия четкого плана

С первых дней организации проекта сформируйте его четкую цель и виденье. После этого важно распланировать таймлайн работ по подготовке. Когда вы займетесь поиском партнеров, когда начнете искать помещение, готовить экспозиции и т.д. В этом поможет программа WBS Chart Pro. Работая с ней, вы сможете разбить один большой проект вехи, а их, в свою очередь, на мелкие задачи. Так  вы поймете, чем конкретно нужно заниматься в определенный момент времени.

Ошибка №2 – Несоблюдение дедлайнов

Иногда бывает, что планы не работают. Но причина всегда одна: мы не выполняем тех действий, которые должны или выполняем, но не вовремя. Возьмите за правило – всегда соблюдать все дедлайны.  Ведь при организации мероприятий каждое действие взаимосвязано с остальными: не нашли помещение – не можете начать рассылку приглашений – не соберется достаточное количество участников – уменьшится прибыль.

Ошибка №3 – Несоответствующее место

Часто бывает так, что помещение маленькое, а людей много, или наоборот. Чтобы каждый чувствовал себя комфортно, подбирайте здание адекватное по размерам. Также важно учесть район: удобно ли будет добираться с разных концов города, есть ли рядом гостиница для иногородних представителей?

Ошибка №4 – Неквалифицированный персонал

Представители, работающие на выставке – это лицо компании. Обязательно тщательно подготовьте персонал перед работой с клиентами. Они должны быть компетентны во многих вопросах.

Ошибка №5 – Недостаток пос-материалов

Люди, пришедшие на выставку, уже наполовину готовы стать вашими клиентами. С помощью визуальных материалов вы можете познакомить их с участниками и продукцией. Создать небольшой путеводитель по экспозициям не будет лишним. Таким образом, вы поможете им найти то, что необходимо, а каталоги останутся на память и будут еще долго служить вашей рекламой.

Чтобы оформить выставку самым лучшим образом, просто смотрите на это глазами посетителей и всегда соглашайтесь только на лучший результат.

21

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово»

Методика подготовки и проведения выставок по изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования

2019

Методическая разработка представляет собой практический материал из опыта работы педагога дополнительного образования детей МБОУДОД «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово».

Может быть полезна педагогам дополнительного образования, учителям изобразительного искусства образовательных учреждений при подготовке выставок.

Составитель: Смирнова Светлана Юрьевна, педагог дополнительного образования

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Выставка как форма образовательного процесса 4

    1. Системно-деятельностный подход к организации выставки 5

    2. Виды выставок 7

    3. Цель выставки 8

    4. Методика подготовки и проведения выставки творческих работ 10

Глава 2 Тематическая выставка, посвящённая Дню Матери 14

2.1 Выбор темы, места и времени проведения выставки 14

2.2 Составление тематического плана 15

2.3 Подбор работ 17

2.4 Оформление выставки 18

2.5 Открытие выставки 19

2.6 Проведение выставки 20

2.7 Закрытие выставки 20

2.7.1 Сценарий награждения участников выставки 20

2.8 Рефлексия 25

Глава 3 Заключение 26

3.1 Рекомендации 26

3.2 Выводы 27

Библиография 28

ВВЕДЕНИЕ

Выставка одна из самых интересных коммуникативных средств,

стимул для развития творческой деятельности обучающихся. Показатель успешности, развития творческих способностей. Выставка это организационно — педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач:

  • способствует формированию художественного вкуса;

  • раскрывает и развивает творческие способности;

  • пробуждает интерес к созданию оригинальных, неповторимых работ;

  • способствует формированию ответственности, самостоятельности.

Выставка является отчётом деятельности обучающихся. Выставка может показать достижения целого коллектива (групповые выставки) или отдельного (персональные). Выставки бывают тематические, итоговые, ярмарки, конкурсы, презентации.

Выставка — это точка отсчёта, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей. Это прекрасная возможность для обучающихся показать свои достижения, скрытые таланты. Для обучающихся – зрителей (посетителей выставки) – это возможность увидеть своего друга с иной точки зрения, а для кого – то стимул попробовать себя в этом деле.[19]

Каждое участие в выставке связано с приобретением определённого опыта. Участие в выставке, проведение экскурсии по выставке, получение права написать объявление и изготовить пригласительные билеты — все это эффективное средство поощрения детей, пробуждение интереса к труду развитие эстетического и художественного вкуса при работе над выставкой.

Организация выставки – очень трудоёмкое дело. Тем она и хороша, что привлекает в деятельность большое количество обучающихся, которые могут проявить себя как в качестве участников выставки, так и в качестве организаторов (дежурных, экскурсоводов). Все трудятся. В процессе творческого труда вырабатываются такие ценные качества как настойчивость, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наиболее подходящие методы и способы выполнения работы, что позволяет обучающемуся попробовать свои силы и добиться успеха.

Глава 1 Выставка как форма образовательного процесса

    1. Системно-деятельностный подход к организации выставки.

Выставка является одной из форм организации образовательного процесса, целью которой является приобретение обучающимися опыта самостоятельной творческой деятельности, коллективного взаимодействия.

При этом решаются следующие задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя с использованием различных методов и приёмов организации выставочной деятельности,

  • развитие творческой активности,

  • раскрытие творческого потенциала обучающегося путём создания условий для коллективной и индивидуальной творческой работы.

В учреждении дополнительного образования, главным «выставочным залом» являются стены заведения, а основным зрителем становятся дети, педагоги, родители и гости. [17]

Выставочная деятельность – это деятельность, в которой обучающиеся принимают самое активное участие. Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством педагога. В основе такой деятельности положен системно — деятельностный подход.[22]

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом. Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Педагог лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.[29] Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы детей под руководством педагога.

1.1 Системно-деятельностный подход к организации выставки ставит следующие задачи перед педагогом:

  • Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний учащимся мотивированным;

  • Учить учащегося самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

  • Помогать обучающемуся сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Основная идея этого подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития обучающегося. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. [20]

Необходимыми способами стимулирования творческих способностей:

1.обеспечение благоприятной атмосферы;

2.доброжелательность со стороны преподавателя;

3.обогащение образовательной среды обучающегося самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

4.поощрение высказывания оригинальных идей;

5.обеспечение возможности для практики;

6.использование личного примера, творческого подхода к решению проблем;

7. предоставления возможности обучающимся свободно задавать вопросы.

Реализация технологии деятельностного метода в данном мероприятии обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

3) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие стрессовых факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

1.2. Виды выставок:

а) Познавательные выставки. Цель – расширять представления учащихся о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями. Тематика: «Фарфоровое чудо», «Всё о тканях», «Глина, дерево, металл», «Чудо-ниточка», «В мастерской художника» и другие.

б) Музейно-исторические выставки. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине. Тематика: «Давным-давно была война…», «Герои живут рядом».

в) Эколого-краеведческие выставки. Цель – знакомить с природой города, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства. Тематика: «Деревья нашего города», «Зелёная аптека», «Экологическое ассорти-вторая жизнь ненужных вещей».

г) Художественные выставки. Цель – познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, с творчеством художников, декоративно-прикладными ремёслами. Тематика: «Природа Челнов в картинах художников», «Плетение из соломы», «Мир Шишкина», «Сказки в творчестве русских художников», и т.д.

д) Выставки-конкурсы. Цель – вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов. Тематика: «Обыкновенное чудо», «Делу время – потехе час», «Все, что видите вокруг – это дело наших рук», «Герб моей семьи», «Сделаем мир ярче», «Чудо пластилин».

е) Выставки детского творчества, персональные выставки работ одарённых детей, педагогов Дворца (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация).

ж) Выставки-ярмарки. Цель – популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой-либо области, привлечение спонсорских средств на развитие зала. Тематика: «Комнатные растения – в каждый дом!», «Подарки Деда Мороза», «Волшебный лоскуток» – конкурс мягкой игрушки, ярмарка сувениров.

1.3. Цель выставки

В современных условиях возникает потребность в приобщении детей к культуре, в воспитании у них художественного вкуса.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС – вырабатываемая общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего, отличать, красивое, прекрасное от безобразного. Развитость эстетического вкуса характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне индивид постигает эстетические ценности жизни и искусства. Формирование развитого эстетического вкуса составляет одну из задач эстетического воспитания.

Б.Т.Лихачев определил эстетический вкус, как «способность ребенка к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств».

М.С.Каган, Н.И.Киященко, Н.А.Лайзеров сходятся во мнении, что эстетический вкус – система индивидуальных чувственно-рациональных предпочтений личности. Ш.М.Герман и В.К.Скатерщиков определяют эстетический вкус как «систему конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающегося у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и добре».[31]

Особая область самореализации школьников это развитие творческих способностей (научных, художественных, технических, спортивных, организационно – коммуникативных). Прежде всего, здесь, требуется профессиональная помощь детям со стороны педагогов, музыкантов, художников, режиссеров, знатоков ремесел, что начальный этап творческой самореализации личности может с успехом разворачиваться в рамках образовательно – воспитательного процесса, как в учебной, так и во внеклассной работе в процессе коллективной творческой деятельности. Важнейшее воспитательное значение имеет организация выставок творческих работ обучающихся в школе. Участие в выставке, выступление с докладом, получение права написать объявление, изготовление и вручение пригласительных билетов, принятие участие в оформлении выставки. Всё это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к творчеству. Выставка всегда представляет собой интерес. Здесь, взаимодействуют и дополняют друг друга, участвуют многие средства воздействия на зрителя. Это могут быть оригинально оформленные приглашения, рекламные плакаты предстоящей выставки, музыкальное сопровождения, органично сочетаемое с темой выставки и многое другое, включая театрализованное действо.

Выставка может показать достижения целого коллектива (групповые выставки) или отдельного учащегося (персональные выставки), подвести итоги учебной творческой работы за какой-то период (учебный год, четверть), стать ярмаркой или презентацией.

Выставка как педагогическое мероприятие есть процесс обучения. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Совместная деятельность педагогов и обучающихся.

Цели выставки:

  • вовлечение в творческую деятельность позволяет формировать у детей нравственно-эстетическую культуру,

  • развитие художественных способностей обучающихся в процессе деятельности.

Планируемые результаты:

Личностное развитие, социальное развитие, познавательное развитие, коммуникативное развитие, творческое развитие.

Личностное развитие — готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала, развитие компетенции «уметь учиться».

Социальное развитие — формирование национальной гражданской идентичности, освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие — способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, развитие творческого и логического мышления, продуктивного воображения, памяти, внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие — компетентность в общении, сознательная ориентация учащихся на позиции других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Творческое развитие — приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности, формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

1.4. Методика подготовки и проведения выставки творческих работ.

Выставка творческих работ в школе имеет определённый алгоритм действий. Подготовка и проведение выставки включает в себя несколько этапов.

1.Определение темы, места, времени проведения;

2. Составление тематического и тематико — экспозиционного плана;

3. Подбор и оформление экспонатов выставки;

4. Оформление выставки и дополнительных материалов;

5. Открытие выставки;

6. Проведение выставки;

7. Закрытие выставки;

8. Рефлексия.

Тема выставки это то, с чего начинается вся работа творческого объединения на определённый период времени, это — эстетически выраженная актуальная проблема. Выбор темы диктует выбор художественных средств. Выбор темы планируется на основе учебно- воспитательного плана ОУ с учётом возрастных особенностей участников для отражения их интересов.

Место и время проведения выставки согласовывается с администрацией ОУ и зависит от размеров выставки, количества экспонатов, наличия помещений под выставку, времени работы ОУ, учебного времени, занятости обучающихся и педагогов. Вестибюль – подходящее место для размещения тематических установок.

Местом проведения выставки могут быть актовый зал, рекреации одного или нескольких этажей. Размещение выставки будет зависеть ещё и от того для какого возраста выставка предназначена, какими возрастными категориями участников она выполнена.

Подбор экспонатов серьёзное дело.

Здесь должны быть чётко определены критерии отбора экспонатов для выставки:

  • оригинальность формы и выбора материала,

  • эстетичность композиции,

  • законченность образа,

  • соответствие выбранной теме выставки.

Необходимо утвердить, как и кем будет осуществляться подбор выставочных экспонатов. Прописаны правила оформления выставочных работ (паспорту, этикетки, дополнительное оформление). Необходимо создать жюри из обучающихся и педагогов. При отборе может быть проведено коллективное обсуждение работ.

При составлении тематико — экспозиционного плана учитывается, из каких частей сложится выставка. Составление плана позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести мероприятие. Определить композиционное построение выставки, расположение экспонатов, тип выставочных работ и критерии их отбора. Требования к оформлению выставки. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение, наличие экскурсовода, литературные чтения, каталог выставочных работ, книга отзывов, изготовление пригласительных билетов, информационных плакатов, подготовка призов.

Включение в тематико-организационный план подготовки выставки таких игровых форм, как кроссворды, викторины, задания «вопросы — ответы» активизируют умственную деятельность обучающихся.

Особое значение имеет оформление выставки. Оно должно быть эстетически выверенным, ясно выражающим тематику проводимого мероприятия, выполнено чётко со знанием художественных и архитектурных приёмов. При организации и оформлении выставки необходимо опираться на широкий актив обучающихся, на преподавателей изобразительного искусства, филологов. Помощь преподавателей необходима. Для воспитания у детей способности создавать зрительный образ особое значение имеет постоянное углубление их аналитико-синтезирующего мышления. При возможности познакомить обучающихся с законами композиции (симметрии, асимметрии), понятием центрального объекта композиции, идеи сюжета, динамизмом, неожиданным ракурсом, много вариантностью решений.

Наглядность выставки имеет большое значение. Великий русский писатель К.Д. Ушинский писал: «Кто не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы воспринимаем сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро».

Открытие выставки один из важных этапов включает в себя вступительное слово администрации ОУ или педагога о содержании выставки, представление участников, озвучивание организационных вопросов. Может быть использовано выступление художественных танцевальных, музыкальных коллективов. Выступление чтецов.

Проведение самой выставки очень ответственный и эмоциональный момент. Здесь задействовано большое количество обучающихся, педагогов, приглашённых. Организация дежурств, подготовка экскурсии по выставке, опрос мнений посетителей выставки, голосование, награждение.

Основными принципами построения выставки принимаются стремление к передаче содержания в максимально выразительной, запоминающейся форме, стремление сделать процесс осмотра для посетителей удобным, неутомительным, то есть действовать с учётом психологических особенностей зрительского восприятия.[5]

Удачная выставка та, в которой образные средства наиболее полно и точно раскрывают избранную тему, её идейно-эмоциональное содержание.

На практике, под руководством педагога обучающиеся должны научиться находить для экспозиции оригинальные оформительские решения, выделять наиболее важные и выразительные элементы.

Работа над выставкой помогает педагогу направит энергию обучающихся на общественно-полезную деятельность. В процессе выполнения поручений, заданий сплачивается детский коллектив, воспитывается товарищеская взаимопомощь.[18]

Закрытие выставки включает в себя заключительное слово администрации ОУ и педагога, выражение благодарности участникам, посетителям, всем кто был занят в подготовке и проведении мероприятия.

Вся проделанная работа от выбора темы, места проведения выставки, изготовления и отбор экспонатов, оформление и проведения выставки имеет немаловажное значение в воспитании.

Для дальнейшей работы с детьми подведение итогов и определение перспектив на будущее обязательно. Необходимо создать ситуацию успеха для каждого обучающегося участника выставки. Для этого проводится награждение обучающихся грамотами, призами, благодарностями, памятными подарками, занесением в летопись школы имён участников и победителей.

Глава 2. Тематическая выставка, посвященная Дню Матери

2.1 Выбор темы, места и времени проведения выставки

Тема выставки «Милая моя мама».

Место проведения — фойе первого этажа ОУ

Сроки проведения — с 16.11. 2019 по 30.11.2019.

Цель выставки:

  • Формирование у детей осознанного отношения к семье, семейным ценностям, почитания и уважения к родителям;

  • Содействие укреплению взаимопонимания между родителями и детьми;

  • Обращение к семейным истокам и исторической памяти поколений;

  • Формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, воспитание патриотизма и гражданственности на основе знаний своей родословной;

  • Поддержка талантливых детей.

Планируемые результаты:

Используя наглядность развивать художественный вкус, коммуникативные навыки (социальные навыки), способность анализировать, повысить самостоятельную творческую активность детей, самооценку детей.

Тематика – «Моя мама», «Семейные традиции», «Одно увлечение на двоих».

Тип работ — рисунки.

Критерии отбора — соответствие тематике выставки, качество исполнения, эстетичность, законченность, соответствует требованиям оформления работ.

Требования к оформлению — название работы, ФИ участника, класс.

Дополнительное оформление — музыкальное сопровождение, книга отзывов.

Работы, не отвечающие условиям положения, не рассматриваются и в выставке не участвуют.

Жюри — педагоги и представители администрации ОУ (нечетное число).

При выборе темы выставки учитывали учебно-тематический план ОУ, а также приурочили подготовку и проведение выставки к праздничному дню матери.

Название выставки было принято прямым голосованием в группах детского объединения. От каждой группы было представлено несколько вариантов названия выставки. Создан общий список всех придуманных тем. В каждой группе проголосовали по всем темам и по большинству голосов от всех групп. Было определено название темы, получившее наибольшее количество голосов. Им оказалось вот такое название «Милая моя мама». Таким образом, решение принималось коллективно при совместном обсуждении.

Место проведения выставки согласовали с администрацией ОУ и удобства для обучающихся.

Время проведения определили две недели.

2.2 Составление тематического плана выставки

Составление тематического и тематико-экспозиционного плана определило, из каких частей сложится выставка и в какой последовательности будут размещены рисунки. Продумывая содержание выставки, руководствовались общими принципами организации учебно-воспитательной работы. Ведущий принцип учёт возрастных особенностей детей. «Изобразительные навыки, степень их развития напрямую зависят от возраста. Потребность в создании экспозиции, пусть даже самой маленькой, наблюдается даже у самых маленьких детей. Обучающиеся в возрасте 7-9 лет ещё не обладают достаточными умениями, которые помогли бы им самостоятельно, корректно, оформить выставку».[4] Помощь старших детей и педагогов в этой ситуации необходима. Шефство старших детей над младшими принесло им моральное удовлетворение от осознания пользы передачи своих знаний и умений, что немаловажно для сплочения коллектива.

Для составления тематического плана была организована группа из детей и педагогов.

  • В фойе первого этажа ОУ было решено разместить агитационно-информационный плакат о предстоящей выставке с указанием тематики выставки, места и времени проведения;

  • Подготовленное положение о выставке должно быть в свободном доступе;

  • Создать инициативную группу для изготовления и вручения пригласительных билетов на выставку;

  • Создать инициативную группу для определения критериев отбора выставочных работ, требований к их оформлению;

  • Дать задание ведущим-экскурсоводам найти информацию по теме выставки используя литературу из библиотеки и интернет источников, подготовить текст экскурсии для ее проведения;

  • Группе, отвечающей за музыкальное сопровождение выставки, подобрать музыкальные темы совместно с педагогом по музыке, обеспечить работу музыкальной аппаратуры;

  • Информировать администрацию ОУ о проведении выставки и пригласить их выступить на открытии и закрытии выставки, подписании грамот и дипломов, при вручении наград;

  • Хозяйственной группе поручить приобретение наградных листов и подарков для участников и победителей выставки, оформление книги отзывов для посетителей выставки, конвертов и жетонов для голосования, подготовка двух листов ватмана и цветных фломастеров, а, также, размещение стендов необходимых для выставления рисунков;

  • Размещение рисунков, общее художественное оформление всей выставки поручить инициативной художественной группе под руководством педагога.

На практике обучающиеся под руководством педагога:

  1. Научились находить оригинальные оформительские решения, текстовые и музыкальные дополнения.

  2. Научились выделять в экспозиции наиболее важные и выразительные элементы.

  3. Получили необходимые знания о композиционном построении, принципах расположения элементов экспозиции.

  4. В результате совместной деятельности приобрели навыки диалогического общения.

  5. Получили опыт в решении творческих проблемных ситуаций.

  6. Научились применять практические навыки и знания.

  7. Получили навыки планирования своих действий.

  8. Получили навыки анализа полученных результатов.

Тематико-экспозиционный план составляется сначала на бумаге. Обмеряется пространство, отведенное под выставку, и вычерчивается в масштабе. Учитываются размеры всех архитектурных элементов (дверных и оконных проемов, колонн и др. На плане отмечают размещение основных частей оформления, указывается центр экспозиции, цветовая композиция Далее делаются эскизы и наброски, предлагаются различные варианты размещения экспонатов, обсуждаются. Работа над эскизом, это творческая задача. Где учитываются правила симметрии, асимметрии, композиционного равновесия, предание смыслового единства и цветового решения. В процессе обсуждения составляется окончательный вариант плана размещения выставочных экспонатов. Проводится, опять же, совместная, коллективная работа, что позволяет формировать у детей чувство взаимопомощи, коллективизма, способности слушать товарища и высказывать своё мнение.

2.3 Подбор работ

Для отбора работ в положении о выставке указаны критерии. Также в положении о выставке должно указано, что работы могут быть персональными и коллективными, и взяты у обучающихся только на время выставки.

При отборе проведено коллективное обсуждение работ в каждой группе и предоставлены на выставку, отобранные лучшие работы. На этом этапе дети приобретают умения определять соответствие работы заданным критериям, даётся возможность проявить способность анализировать, обобщать и сопоставлять.

Конечно же, среди работ достаточно часто появляются отлично выполненные, с хорошим художественным вкусом, но не подходящие по теме выставки. Встаёт вопрос: «Что же с ними делать?». Ребёнок старался. Вложил старания и желание, но в какой-то момент отклонился от темы. Обучающиеся, имеют нежную психическую организацию, педагоги должны действовать особенно корректно и осторожно, чтобы не создать у ребёнка отрицания любой творческой деятельности, да и вообще к обучению. Конечно же такие работы в данную выставку включить нет возможности, но можно рядом организовать стенд или стол, который можно отметить информационным плакатом о том, что следующие выставки могут иметь вот такую, иную тематику. Конечно, учащимся необходимо деликатно объяснить, что их работы будут выставлены, но в отдельной номинации. Такое чаще происходит, если обучающимся в начале подготовки к выставке не чётко сформулировали поставленное перед ними задание, не выяснили, точно ли ребята поняли задачу, стоящую перед ними.

В любом случае обучающийся должен чувствовать себя причастным к общему творческому процессу, осознавать свою значимость, свою нужность.

2.4 Оформление выставки

Наступает интересный творческий момент в работе над выставкой — её оформление, которое является итогом проделанной ранее совместной работы обучающихся и педагогов. Составление из отдельных частей: набора работ, плакатов, оформительских материалов, текстовой информации — целостного художественного образа. Предварительно среди всех работ находят одну или несколько работ, которые станут центром или отправной точкой всего экспонирования. Остальные логично разместить рядом.

Действовать необходимо согласно тематико-экспозиционного плана. Сейчас от обучающихся под руководством старших потребуется слаженные действия. На этом этапе учатся совместной коллективной работе, взаимопомощи, доброжелательности в общении, при оформлении свои действия сверять с планом. Дети учатся внимательности, аккуратности.

При оформлении выставки не должно быть большого объёма текстовой информации т.к. основное достоинство выставки наглядность, убедительность, эстетичность. Каждая работа конечно должна быть снабжена этикеткой с информацией об авторе и названии предмета выставки. Этикетки с понятным, чётким текстом должны быть размещены рядом с работой и не загораживать его. Все работы располагаются таким образом, чтобы посетителям было удобно их рассматривать. Не следует их размещать близко друг к другу.

Для того чтобы посетители могли оставить свои замечания, отзывы, пожелания, слова благодарности необходимо на отдельном столике поместить « Книгу отзывов», предусмотреть наличие авторучек.

При входе на выставку подготовить жетончики для голосования за понравившиеся работы и выдавать посетителям. Предусмотреть коробочку, куда будут опускать жетоны с номером понравившейся работы. По результатам такого голосования будут определены победители, призёры, номинанты. Необходимо, чтобы каждая работа была отмечена.

2.5 Открытие выставки

Открытие выставки небольшой, но важный этап. Со вступительным словом может выступить педагоги, администрация. Представить содержание выставки, участников, членов жюри. Озвучить организационные вопросы и пригласить непосредственно пройти на выставку. Открытие это организационный момент, который даёт посетителям уточнить тематику выставки, быть в курсе участников, сориентироваться, каким образом лучше рассмотреть выставленные работы, принять участие в конкурсах, викторинах.

2.6 Проведение выставки

2.7 Закрытие выставки

На закрытии выставки с заключительным словом выступают представители администрации, педагоги. Благодарят участников выставки за предоставленные работы, организаторов и помощников за прекрасное проведение мероприятия и организацию.

2.7.1 Сценарий награждения участников выставки посвященной Дню Матери «Милая моя мама»

Репертуар:

  • инструментальная музыка — Мишель Легран Крошка,

  • минус песни «Мама — это первое слово»,

  • песня «Наша мама» муз. В. Шаинского, сл. В. Попкова,

  • песня «Милая мама» муз. А. Аверкина, сл. И. Лашкова

  • танцы

Ход мероприятия:

Ведущий встречают гостей участников мероприятия. Приглашает и проводит экскурсию на выставку. Далее приглашает в зал, на награждения.

(Минус песни «Мама — это первое слово»)

(Звучит песня «Наша мама» (муз. В. Шаинского, сл. В. Попкова)

Ведущий: Мама, мамочка… Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого, единственного человека. Есть ли на белом свете слово нежнее и приятнее? Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас. Не важно сколько тебе лет — десять или девяносто — ты всегда будешь нуждаться в заботе и теплоте маминого взгляда. На дворе ноябрь, а мы говорим о маме. Обычно мы поздравляем мам восьмого марта. Почему же мы заговорили о них сегодня? Во время войны, в 1944 г., когда страна уже знала, что скоро победа, был учрежден орден «Мать-героиня». Первого ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахиной. В 1998г. президент принял Указ об учреждении Дня матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.

Ведущий:

 Конкурс, посвященный Дню Матери «Милая моя мама» показал, что нет равнодушных и холодных по отношению к маме людей. В конкурсе приняли участие учащиеся Дворца творчества детей и молодежи. На конкурс было представлено более ____ работ.

Работы участников представлены в номинациях:

  • «Моя мама»;

  • «Семейные традиции»;

  • «Одно увлечение на двоих»

разрешите огласить результат.

(Звучит песня «Милая мама» (муз. А. Аверкина, сл. И. Лашкова)

Ведущий:

Слово для награждения предоставляется директору Дворца творчества детей и молодежи Данилкиной Наталье Борисовне.

Награждение в номинации конкурса рисунков «Моя мама» по возрастным группам

Номинация «Моя мама»:

1. 5 – 8 лет

III м – _________________________________________________________

II м – __________________________________________________________

I м – __________________________________________________________

2. 9 — 11 лет

III м – __________________________________________________________

II м – __________________________________________________________

I м– ___________________________________________________________

3. 12 — 14 лет

III м – ____________________________________________________________

II м – ____________________________________________________________

I м – ____________________________________________________________

4. 15-18 лет

III м – ____________________________________________________________

II м – ____________________________________________________________

I м – ________________________________­­­­­­­____________________________

Ведущий:

Слово для награждения предоставляется заместителю директора по учебно – воспитательной работе ______________________________________________

(награждение в номинациях «Семейные традиции», «Одно увлечение на двоих»)

Номинация «Семейные традиции»:

1. 5 – 8 лет

III м – ____________________________________________________________

II м – ____________________________________________________________

I м – _____________________________________________________________

2. 9 — 11 лет

III м – _____________________________________________________________

II м – ____________________________________________________________

I м – _____________________________________________________________

3. 12 — 14 лет

III м – ____________________________________________________________

II м – ____________________________________________________________

I м – ____________________________________________________________

4. 15-18 лет

III м – ____________________________________________________________

II м – ____________________________________________________________

I м – ________________________________­­­­­­­____________________________

Номинация «Одно увлечение на двоих»

1. 5 – 8 лет

III м – ____________________________________________________________

II м – ____________________________________________________________

I м – _____________________________________________________________

2. 9 — 11 лет

III м – ____________________________________________________________

II м – ____________________________________________________________

I м – _____________________________________________________________

3. 12 — 14 лет

III м – ____________________________________________________________

II м – ____________________________________________________________

I м – ____________________________________________________________

4. 15-18 лет

III м – ____________________________________________________________

I м – ____________________________________________________________

I м – ________________________________­­­­­­­____________________________

Ведущий: Нет любви сильнее материнской, и тревожное сердце её не знает покоя. С каждым прожитым годом жизни, люди ищут отдушину в суетной кутерьме обыденных забот. Как только мы приходим к выводу, что в мире еще осталось место для таких вещей как: искренность, забота, отвага, соучастие, мы понимаем, что они существуют благодаря материнской любви.
Пройдут года. Мы покинем отчий дом, выйдем на широкие жизненные пути. Мама всегда будет ждать нас за семейным столом. Семейный очаг никогда не обделит своим теплом.

Ведущий: Нашу выставку, посвященную Дню матери посетили дети, педагоги, родители. Вот отзывы некоторых гостей выставки:

  • «Поражает разнообразие работ, возраст детей. Как они такое могли нарисовать, просто замечательно»

  • «Многие дети, уже имеют определенные познания об оформлении работ. При этом они импровизируют, фантазируют и это, наверное, хорошо».

  • «Потрясающе! Есть такие работы, которые настолько притягивают взгляд, что даже не верится, что это смастерил ребенок».

Ведущий:

Говорят, у мамы

Руки не простые,

Говорят, у мамы

Руки золотые.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Готовят, вяжут, гладят,

Все что-то мастерят!

И благодаря этим рукам – рукам матери, которые вас ласкали, обогревали, помогали во всем, мы видим работы, лучшие работы на нашей выставке. Спасибо нашим матерям.

Ведущий: Мама! Как ёмко, как прекрасно это слово! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». Сегодня, в этот день, мы хотели подарить минуты радости сидящим в нашем зале и поздравить мам с этим замечательным праздником. Большое спасибо за внимание, будем рады видеть вас в нашем Дворце творчества детей и молодёжи.

2.8 Рефлексия

Рефлексия важный этап для дальнейшей работы с детьми. Подведение итогов предусматривает рефлексию, высказывания должны иметь положительный, позитивный образ; коллективный анализ проведенного мероприятия в целом и оценку работ каждого ребёнка, обсуждение результатов и определения перспектив на будущее. На этом этапе необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребёнка – участника выставки. Проводится награждение участников грамотами, призами, благодарностями, подарками. Необходимо отметить всех кто принимал участие в выставке не только авторы поделок, но и те, кто встречал гостей, изготавливал наглядную информацию, организовывал конкурсы, ребёнка и он должен иметь поощрение, признание успешности.

Обучить творчеству невозможно, можно лишь “настроить” Ребёнка на творческую нестандартность, образное мироощущение, дать возможность почувствовать свою непохожесть, оригинальность, индивидуальность.

Глава 3 Заключение

Выставочная деятельность – это отличный информационный повод, с помощью которого можно привлечь внимание широкой общественности к тем или иным социальным вопросам.На подобные мероприятия очень охотно идут журналисты… А присутствие подобных лиц на выставке может принести потом свои дивиденды.

В наше время заинтересовать детей очень сложно, потому что на смену прежнему предмету эстетики пришла компьютерная технология, компьютерные игры, телефоны, социальные сети. Детям негде целенаправленно видеть красоту, так как самостоятельно музеи, выставки они посещают очень редко, или вообще не посещают.

Поэтому каждый из нас должен суметь заинтересовать и пробудить в детях интерес к искусству, научить создавать и быть частью этой красоты.

3.1. Рекомендации:

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки (то, что мы применили при проведении своей выставки и довольно успешно). Заинтересованность в посещении выставки возросла. Повысилось желание принять участие в следующих выставках. Самим организовать и провести подобную или иную, но тоже привлекательную выставку. Тем самым пробудили живой интерес к подобным мероприятиям. Решили проблему общения, заставили активизировать творческие способности детей.

Включение в работу выставки игровых методов, особенно для детей младшего школьного возраста, позволяет в ненавязчивой форме доносить знания. Закреплять. Когда дети приобретают навыки и все это превращается в умения так необходимые в дальнейшей жизни. Рефлексия — процесс самопознания учеником внутреннего состояния и состояний своей деятельности; без осознания и оценки результата деятельности, выявления ошибок и их причин нельзя обеспечить требуемый уровень достижения цели. Рефлексия связана с наличием контроля процессов деятельности и оценки, выполняющей функцию подведения итогов деятельности, но она отличается, так как связана с чувствами ребёнка, его личным отношением к происходящему. Необходимо поддерживать исключительно положительные эмоции. Это даёт поддержку учащемуся в его деятельности.

3.2 Выводы

В процессе подготовки, организации, проведения, участия тематической выставки обучающиеся имели возможность развить свои художественные способности. Очевидно, что для того, чтобы учиться чему-либо, ребёнок должен дать себе соответствующую установку – поставить цель. Когда это может произойти? Когда ученик чего-то не знает или не умеет. Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал, пробовал. Поэтому в организации и проведения выставки для обучающихся создали положительную мотивацию к познавательной деятельности и активной творческой работе, пробудили у обучающихся интерес к предмету и процессу обучения, ( просмотр познавательных фильмов, иллюстраций, готовых рисунков), а также развили у них навыки самообразования. «…Очевидно, что знание, которое ребёнок сам «открыл», наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено… Включение ребёнка в деятельность…активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию» В.В. Давыдов.

Нельзя не вспомнить слова Л.С. Выгодского «… мотивация идёт не впереди деятельности, … она возникает внутри деятельности. Бессмысленно начинать с мотивационного этапа и в начале занятия объяснять ребёнку важность и нужность предстоящего дела, надо включать его в реальное дело». [7]

По результатам работы можно сделать вывод, что поставленные цели выполнены.

При организации и проведении выставки применили технологию- коллективное творческое дело .

Создали положительный эмоциональный настрой.

Доброжелательное отношение детей и взрослых, создания условий для коллективной и индивидуальной творческой работы, что способствовало развитию творческой активности, раскрытию творческого потенциала участников.

Обучающиеся приобрели:

1.Опыт в решении проблемных творческих ситуаций. 2.Способность к формированию эстетической грамотности.

3.Навыки диалогического, продуктивного общения со сверстниками и взрослыми.

4.Навыки коллективного труда, умение сообща планировать и осуществлять деятельность.

5.Опыт в решении проблемных творческих ситуаций.

6.Навыки самоконтроля и самопознания.

7.Практические навыки поиска и отбора нужной информации, ее обработки, анализа, сравнения и доведения до необходимого результата. 8.Получили возможность поделиться личным опытом.

9.Возможность самовыражения через творческую деятельность.

10.Возможность изменения своей роли и позиции в предлагаемой деятельности.

11.Повысилась потребность к занятиям художественным творчеством.

Библиография

1.Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. No 1897 «Об утверждении

федерального государственного образовательного Стандарта основного общего образования.

2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года No 273Об образовании в Российской Федерации.

3.Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 N 613н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

4.Педагогический энциклопедический словарь/ А.М. Прохоров и др. — М., 1993.

5.Бердышев С. Н. Организация выставочной деятельности: учебное пособие. – М.: Дашков и К , 2010. — 228 с.

6. Волкова, В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. — СПб: Планета Музыки, 2016. — 160 c.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. С.-Пб.:1997-77с.

8.Герман Ш.М.,Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. — М.:Знание,1982-224с.

9.Григорьева, О.А. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / О.А. Григорьева. — СПб: Лань, 2015. — 256 c.

10.Кравцова Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 2006-210с

11.Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. — М.:1988 монография

12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат,1975-304с.

13. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. — М.: Просвещение, 1983-184с.

14.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива.- М.: Молодая гвардия,1975-288с.

15. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. — М., 2011-с.150

16. Айдарова О.А. Методические рекомендации по созданию тематических выставок в музее образовательной организации» ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества».-Тамбов,2016-20с.

17.Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 12. — С. 19-21

18. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.

19.Т.Ю. Винокурова. Традиционная культура в детском художественном творчестве. // Ребенок. Общество. Семья. Творчество. №17, 2013, с.82-86

20.Егоров Л.А. Методика организации оформления тематической выставки в Образовательном учреждении-Тула.:2012,с.21

21.Валуева И.Н. Творческие способности в младшем школьном возрасте // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.- практ. конф. № 13. URL: sibac.info/archive/humanities/13.pdf (дата обращения: 01.12.2017)

22.Дубровин В. М. Выставка детского творчества в школе: особенности организации : из опыта работы // Воспитание школьников. — 2012. — N 2. — С. 33-35.

23.Киселева Л.В. В поисках визуальной культуры. — «Библиотека»2012-№4.-с.41-45

24.Крапова  Э.Б.  Методы  и  приемы  развития  творческих  способностей  детей. Начальная школа-2012,С. 21—22. 

25. Олейник Н.А. Ах, вернисаж, ах, вернисаж…! //Ребенок. Общество. Семья. Творчество. №17, 2013, с 86-91

26.Научное наследие М.Н.Скаткина и инновационные процессы в современном образовании / Орлов // Педагогика .— 2016 .— №1 .— С. 107-116

27.Сборник « Методика, организация и проведение выставок , концертов , конкурсов и клубных дней».-Донецк: ИМК Дворца детского и юношеского творчества Кировского района г. Донецка.-2015г.-20с.

28.Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. — 2012. — № 9. — С. 13-17.

Интернет — источники

29.https://businessman.ru/new-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-kak-osnova-fgos-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-v-obrazovanii.html

30.http://planetadetstva.net

31. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/02/27/vystavka-kak-sredstvo-vospitaniya

32.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/06/12/voobrazhenie-i-tvorchestvo-v-mladshem-shkolnom-vozraste

 Методика подготовки и проведения выставки.

Методист : Пихиенко О.Ю

Образовательная деятельность творческого объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, т. к. это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.

Педагогу необходимо активно и продуманно использовать различные формы массовой работы учебной направленности с воспитанниками творческого  объединения. Это позволит:

  • создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
  • показать результаты учебной работы;
  • создать условия для сплочения коллектива;
  • формировать у детей стремление радовать окружающих на доступном для них уровне;
  • расширить границы учебного процесса.

Наиболее распространенными формами массовой учебной деятельности в системе дополнительного образования детей являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия — соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.

Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.

Этапы организации и проведения выставки:

  1.  определение темы, места и времени (периода) проведения выставки;
  2.  составление тематико-экспозиционного плана выставки;
  3.  подбор и оформление экспонатов выставки;
  4.  оформление выставки и сопутствующих материалов;
  5.  открытие выставки;
  6.  проведение выставки;
  7.  закрытие выставки;

8.         последействие.
Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов:

        1        этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного года, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т. д.

Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

                2этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Структура тематико-экспозиционного плана выставки:

  1. Тема выставки.
  2. Место проведения выставки.
  3. Сроки проведения выставки.
  4. Цели выставки.
  1. Задачи выставки.
  1. Композиционное построение выставки:  композиционный
    центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место
    расположения экспонатов выставки.
  2. Тематика выставочных работ.
  3. Тип   выставочных   работ и критерии их отбора.
  4. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.

        3        этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

  • работы   могут  быть   взяты у воспитанников детского объединения на период проведения выставки;
  • может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения);
  • можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

                4этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка — организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

• последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а, возможно, и педагога детского объединения;

•        композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

  • работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения)
    могут быть расположены отдельно;
  • работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам
    деятельности.

        5        этап. Открытие выставки — не большой, но очень важный этап ее
организации и проведения.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т. д.), экскурсию по выставке.

6        этап.  Проведение выставки можно организовать следующим
образом:

  • организовать дежурство учащихся детского объединения на
    выставке;
  • подготовить экскурсии по выставке;
  • организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов,
    приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

        7        этап. Закрытие выставки (также как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести
итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей); награждение участников выставки; заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

8этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей  работы
с детьми: это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка — участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью обучающимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, организовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись творческого объединения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Закрытая школа ляпы ошибки
  • Закрыв книгу я задумался где ошибка
  • Закройте автоподатчик оригиналов kyocera ошибка что делать
  • Закрыв книгу все сразу забылось где ошибка
  • Закройте двери перед всеми ошибками