Законотворческие ошибки это отсутствие реализации нормы права

Выступление депутата фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе, доктора юридических наук, профессора Татьяны Москальковой на заседании научно-практического круглого стола «Правотворческие ошибки: понятие, виды, практика и техника устранения в постсоветских государствах».

Тема правотворческих ошибок характерна как для правовой системы в целом, так и для отдельных ее отраслей. Будучи детерминированной обстоятельствами и объективного, и субъективного свойства, она чрезвычайно сложна и многогранна. Поэтому наши усилия рассмотреть ее детально, как бы через микроскоп, наверняка будут полезны и дадут ожидаемый результат.

1. Для законотворческой деятельности эта проблема имеет особое значение, ибо последствия законотворческих ошибок носят крупномасштабный характер, затрагивают интересы самых широких слоев населения, разрушают систему гарантий прав и интересов человека и гражданина, а в крайних их формах приводят к социальным взрывам, опрокидывают главные ценностные ориентиры: веру в добро и справедливость.

Именно масштабность и степень (глубина) негативных политических, социальных, экономических и правовых последствий отличает законодательную ошибку от других видов ошибок: от ошибки правоприменителя (например, осуждение невиновного), ошибки, допущенной при принятии подзаконного акта, ошибки, совершенной в др. секторах государственной или общественной жизни либо человеческого познания.

Эти же критерии могут быть положены в основу отграничения категории «законотворческая ошибка» от смежных с нею категорий – «недостатки законодательства» и «несовершенство законодательства». К последним двум можно было бы отнести пробельность той или иной отрасли законодательства, дублирование норм, их декларативность и расплывчатость, несоответствие названия статьи закона ее содержанию, или размещение статьи в кодифицированном или многораздельном законе в главе (разделе), содержанию которой не соответствует данная норма, др. нарушения правил юридической техники и т.п. Короче говоря, в большинстве случаев речь идет о таких законотворческих недостатках, которые хотя и затрудняют работу правоприменителя, но не влекут снижения уровня гарантий прав и интересов граждан, а также других крупных негативных последствий. Эти недостатки могут быть устранены или подправлены соответствующими разъяснениями высших органов судебной власти, подзаконными актами, методическими рекомендациями, путем консультирования и др. методами.

Исправить законотворческие ошибки возможно лишь путем отмены или внесения изменений в соответствующий законодательный акт, что, впрочем, не исключает соответствующих разъяснений по его применению.

2. Применительно к рассматриваемой теме законотворческая ошибка представляет собой принятие федерального закона (нормы закона), реализация которого на практике порождает несправедливость и социальную напряженность (потрясения), влечет другие отрицательные общественно-политические, экономические, финансовые или социальные последствия, снижает уровень гарантий прав и интересов личности, эффективность правоприменительной деятельности, подрывает основы государственной безопасности, разрушает принципы построения демократического общества и системы управления.

Такой федеральный закон (правовая норма) не соответствует общественным ожиданиям, уровню государственного правового регулирования общественной жизни, принципам нравственности и морали.

Яркими примерами подобных федеральных законов постсоветского периода, на мой взгляд, являются:

— законы о «ваучеризации» общенародного достояния, которые раскололи наше общество на небольшую кучку сверхбогатых и огромное количество бедных, обескровили государственную казну, обрушили систему ценностей и идеалов. К этой же группе ошибочных законов можно отнести закон, отменивший прогрессивный подоходный налог на полученную прибыль. Эти законы положили начало реформам не для народа, а за счет народа;

— законодательные нормы о вовлечении земли в рыночный оборот (Земельный кодекс РФ), что привело к повсеместной скупке земель сельхозназначения, их перепрофилированию и лишению крестьян (земельных дольщиков и пайщиков) их наделов;

— печально известный Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ с длинным названием «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации …», который принято называть «законом о монетизации льгот». Его реализация привела к снижению качества жизни многих россиян, в том числе пенсионеров, военнослужащих, ветеранов и сотрудников органов внутренних дел. В преамбуле к закону продекларированы замечательные положения – «при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств». Как на самом деле осуществился переход на денежные компенсации хорошо известно. Материализованные льготы, возложенные на «плечи» субъектов Российской Федерации, не все из них смогли реализовать и по сей день, о чем неоднократно в своих выступлениях с различных трибун говорили депутаты Государственной Думы.

Значительный ущерб системе МВД России нанесли бюджетные законодательные акты, безосновательно установившие разное материальное обеспечение сотрудникам, выполняющих идентичные функции в разных ведомствах. Например, сотрудники следственного подразделения при органах внутренних дел Российской Федерации получают денежное содержание в три раза меньше, чем сотрудники следственных подразделений при прокуратуре Российской Федерации, выполняющие одинаковые функции. При этом нагрузка по расследованию уголовных дел в следственных подразделениях при органах внутренних дел Российской Федерации троекратно выше, чем в следственных подразделениях при органах прокуратуры. Это привело к оттоку специалистов из органов внутренних дел, снижению качества расследования преступлений и, как следствие, ущемлению прав участников уголовного процесса.

Законотворческие ошибки кроме названных выше последствий порождают неоправданные финансово-материальные потери, противоречивую правоприменительную практику; приводят к правовому нигилизму, толкают на неправомерные действия как форму социального протеста.

3. Причины законотворческих ошибок

Причины законотворческих ошибок можно свести в две основные группы: объективные и субъективные.
К объективным необходимо отнести сложность самой законотворческой деятельность современного общества, многофакторность действия правовых актов, динамичное изменение общественных отношений и возникновение новых, раннее неурегулированных законом общественных отношений.
Текст закона – результат сложнейшего познавательного процесса. Он представляет собой концентрированное право, его сущностное выражение. Таким содержанием его элементов, объемом работы по их реализации не может «похвастаться» ни один другой вид правотворческой деятельности.
Усугубляют трудности правотворческой деятельности проблемы перехода к другой форме государственного устройства, коренным образом изменившие весь уклад жизни в стране и, прежде всего общественные отношения регулируемые правовыми нормами. В постсоветский период на многие вещи нужно было находить свой ответ, аналогов которым нет. Пробельность, путь практического опыта во многом предопределил значительные масштабы законотворчества и его мобильность.
Другой причиной является отсутствие ресурсного обеспечение для реализации правовой идеи, а также недостаточная принципиальность отдельных участников законотворческого процесса, которые иногда в угоду конъюнктуре, иного в силу давления со стороны лоббистов либо других причин субъективного свойства игнорируют эти обстоятельства.
Анализ федеральных законов, включенных в Федеральный закон № 122-ФЗ 2004 г., позволяет сделать вывод, что большинство из них в той или иной степени не действовали именно потому, что требовали инфраструктурных изменений системы социального обеспечения в нашей стране. Отсутствие или несвоевременное создание условий для реализации положений указанных законов наряду с отсутствием необходимого финансирования приводили к их недостаточной реализации, одновременно затрудняя работу органов соцзащиты.
Типичным примером закона, не обеспеченного организационными ресурсами, является Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В абзаце втором пункта 1 статьи 32 данного закона установлен порядок проверки сотрудниками милиции и таможенных органов выполнения владельцами транспортных средств обязанности по их страхованию.

Однако в связи с тем, что присоединение России к международной системе страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта» произойдет только 1 января 2009 г., и реализация таможенными органами указанных полномочий в полной мере возможна с указанной даты. Данная ошибка была исправлена Федеральным законом от 16 мая 2008 г. N 73-ФЗ «О внесении изменения в статью 32 федерального закона »Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств«, который приостановил действие указанной статьи. Соответственно теперь к владельцам транспортных средств сотрудниками таможенных органов не применяются необоснованные требования.
Явно прослеживается связь политических факторов и правотворческих ошибок.
Не отнимая хлеб у Александра Васильевича, который будет говорить на эту тему, скажу: политическая «подоплека» часто кроется в принятии несовершенных социально ориентированных законов и норм.
Не последнюю роль в принятии законов, решающих узкие проблемы, а не реальные публичные интересы, играет лоббизм во всех его формах и на различных стадиях законотворческого процесса. Он является мощным инструментом, а зачастую и непреодолимым препятствием для достижения или отстаивания политических, экономических и иных интересов.
Ошибки содержательного, стилистического, грамматического свойства во многом возникают из-за низкого уровня профессионализма специалистов, которые готовят законы.
Зачастую их «пишут» экономисты, технари, медики и т.д. Да, бесспорно, они должны принимать участие в их подготовке, особенно на уровне экспертных оценок. Но очевидно, что, как и любой сложнейший познавательный процесс, законотворчество требует участия специалистов, т.е. юристов.
Замечу, что нынешний состав ГосДумы насчитывает 85 юристов по образованию, менее пятой части депутатского корпуса.
Детерминантом законотворческих ошибок является и торопливость принятия законов, в силу чего устанавливаются сокращенные сроки проведения правовой экспертизы, которые не позволяют сотрудникам правовых подразделений федеральных органов исполнительной власти, Госдумы и Совета Федерации провести качественную экспертизу.
В результате в принятых законах нередко встречаются технические ошибки, которые в значительной степени осложняют работу правоприменителей.
В числе причин законотворческих ошибок следует также назвать коррупцию, игнорирование накопленного исторического опыта (как говорится, не надо дважды наступать на одни и те же грабли), недооценка зарубежного опыта лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих).

4. Противодействие законотворческим ошибкам

За 15 лет современного российского парламентаризма удалось создать действенную методологию законотворчества, обеспечивающую в целом принятие качественных федеральных законов и не препятствующих введению в правовой оборот норм, которые мы относим к законотворческим ошибкам.
К числу наиболее эффективных приемов противодействия ошибкам на уровне закона можно отнести следующие.
4.1. Соблюдение правил и требований законотворческой деятельности.
Неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации, регламентов деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации позволяют значительно снизить вероятность возникновения ошибки при разработке, согласовании и принятии законодательных актов.
Положительно зарекомендовала себя практика рассмотрения всех законопроектов и выработка по ним консолидированного решения на Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, который возглавляет Собянин.
4.2. Создание междисциплинарных рабочих групп по подготовке законов при комитетах Государственной Думы.
Имеющаяся практика участия в процедурах принятия законопроектов нескольких комитетов Государственной Думы и рассмотрение их на заседаниях комитетов Совета Федерации.
4.3. Установление тесных связей с федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями.
4.4. Экспертная оценка текстов проектов законов.
Важнейшим этапом в законотворческой работе является правовая экспертиза, которая осуществляется правовыми управлениями ГосДумы и Совета Федерации.
Серьезную «обкатку» проходят законопроекты на экспертных советах при комитетах Государственной Думы и Совета Федерации, на парламентских слушаниях и круглых столах, которые систематически проходят в высшем органе законодательной власти.
В ходе весенней сессии 2008 года Государственной думой проведены тринадцать парламентских слушаний по наиболее актуальным вопросам жизни общества.
Благодаря этому контролю удалось предотвратить принятие федерального закона об изменении символики Знамени Победы, о предоставлении всем подряд права на приобретение огнестрельного оружия, необоснованного снижения санкции за разбой и т.д.

5. Предложения по совершенствования законопроектной деятельности.

Предотвращению законотворческих ошибок может способствовать дальнейшее развитие правовых технологий на базе научно-теоретических изысканий и накопленного практического опыта.
Среди них достойное место должен занять проводимый на постоянной основе мониторинг действующего законодательства, осуществляемый, как представляется, созданным при Парламенте научно-исследовательским центром по мониторингу. Только такой подход может придать необходимое качество политическому реализму и развитию демократических основ нашего государства.
Следует создать правовую базу для подготовки законопроектов. В частности, назрела необходимость принятия федерального закона «О порядке подготовки и принятия проектов федеральных конституционных и федеральных законов», а также постановления Правительства Российской Федерации об участи федеральных органов исполнительной власти в законотворческом процессе.
Целесообразно было бы также взять на вооружение зарубежный опыт законодательного регулирования процесса лоббирования.
Повышению качества законопроектной деятельности будет также способствовать регулярное вынесение на обсуждение общественности проектов основных нормативных актов, путем их опубликования в специальном печатном органе.

Совокупность этих мер может, думается, уменьшить степень принятия ошибочных законодательных актов.
Закончить выступление хотелось бы словами известного русского мыслителя и публициста Х1Х в. Пера Яковлевича Чаадаева: «Мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения …».

Итоговые тесты по дисциплине Законодательная техника

10 рублей за вопрос

Предоставляем скидки на тестовые работы… (более 100 вопросов )

1 Правотворчество включает в себя:
а) Законотворчество, законодательный процесс
б) Нормотворчество, нормотворческий процесс
в) Правообразование
г) Преобразование права

2 Компонентами законотворчества являются:
а) познание, деятельность, результат
б) умозаключение, мышление, результат
в) познание, умозаключение, мышление
г) гипотеза, диспозиция, санкция

3 Итоговая цель законотворчества, это:
а) закон
б) законопроект
в) идея законопроекта
г) Концепция законопроекта

4 Обусловленная закономерностями развития правовой системы общества, совокупность определенных правил, приемов, навыков, методов, 

используемых в профессиональной юридической деятельности с целью обеспечения высокого качества ее результатов, это:
а) законотворчество
б) законодательная система
в) юридическая техника
г) правотворчество

5 Процедура, процесс разработки общеобязательных правовых предписаний, это:
а) законотворчество
б) законодательная система
в) нормотворчество
г) Нигилизм

6 Конкретный объект правотворческой деятельности, содержащий потенциальные правовые предписания документ, разработкой которого занимается нормотворческий орган, это:
а) нормативный акт
б) распоряжение
в) законопроект
г) предписание

7 Совокупность правовых норм, объединенных под общим заголовком и принятых предусмотренным в Конституции РФ законодательным органом в соответствии с установленной процедурой, это:
а) комментарий к закону
б) закон
в) постановление
г) распоряжение

8 По какому признаку можно классифицировать правотворчество если оно делиться на правотворчество: народа; государственных органов, должностных лиц, государственных органов
а) признаку субъектного состава
б) по территориальному признаку
в) в зависимости от компетенции
г) в зависимости от уровня власти

9 Правотворчество является активной, творческой деятель¬ностью, важнейшим средством управления обществом, государ¬ством, показателем его
а) Культуры
б) Цивилизованности
в) Материальной обеспеченности
г) Демократизма

10 От какого показателя зависит уровень правотворчества с учетом его правовой эффективности
а) Государственного устройства
б) Системы государственной власти
в) Политического режима
г) Территориальных особенностей государства

11: Что собой представляет правотворческая деятельность
а) Это деятельность по упорядочению нормативных актов
б) Это деятельность по систематизации законов
в) Это деятельность по унификации правовых актов
г) это дея¬тельность по созданию общеобязательных норм поведения участников общественных отношений

12  какие два элемента входят в юридическую технику
а) технические средства и технические приемы
б) средства кодификации и унификации
в) средства денонсации и ратификации
г) средства декламации и апробации

13 Уровень юридической техники- один из показателей уровня:
а) юридической культуры в стране
б) комфортности граждан
в) обеспеченности пенсионеров
г) заработной платы

14 По видам правовых актов юридическая техника подразделяется на: 
а) Правотворческую технику и законотворческую
б) законодательную и технику индивидуальных актов.
в) Технику федерального законодательства и технику законодательства субъектов федерации
г) Технику локальную и единую

15 Техника индивидуальных актов изучается в основном
а) В теории государства и права
б) В процессуальных документах
в) В рамках судопроизводства
г) в конкретных юридических дисциплинах

16 Законодательная техника взаимосвязана с
а) Теорией государства и права
б) Конституционным процессом
в) Нотариальными действиями
г) Прокурорским надзором

17 По своему содержанию технико-юридические средства и приемы подразделяются на две качественно различные группы:
а) во-первых, средства и приемы юридического выражения воли законодателя и, во-вторых, средства и приемы словесно-документального изложения содержания акта.
б) Во-первых приемы кодификации и во-вторых приемы унификации
в) Во-первых технические нормы и во-вторых материальные
г) Во-первых материальные и во-вторых, процессуальные

18 До начала 60-х годов юридическая техника отождествлялась с
а) Императивным методом
б) Диспозитивным методом
в) догматическим юриди¬ческим методом
г) методом правовых предписаний

19 На нормативном и социологическом уровнях правовой системы юриди¬ческая техника проявляется прежде всего в
а) правовых конструкциях
б) нормах права
в) правовой системе
г) уровне власти

20 К основным принципам правотворчества относится
а) Принцип дифференциации и единоначалия
б) принцип демократизма,  законности, научности, профессионализма, оперативности
в) принцип нормативности, ясности, экономичности
г) принцип компетентности, общеобязательности, систематизации

21 Субъекты правотворчества – это
а) лица, осуществляющие правотворческую деятельность
б) должностные лица
в) государственные органы
г) законотворческие органы власти

22 Правообразование — это процесс
а) Формирования законодательства
б) формирования права
в) формирования правовой культуры
г) формирования общественного мнения

23 К общим средствам юридической техники относят
а) терминологию
б) правовой акт
в) систематизацию
г) системный анализ

24 К специальным юридическим средствам относятся
а) Пояснение и определение
б) Сопоставление и анализ
в) Обработка и перевод
г) презумпции и фикции

25 Нормативный акт не должен
а) изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом
б) противоречить Конституции РФ
в) определять меры ответственности
г) закреплять уровень правового регулирования

26 В преамбуле закона указываются
а) причины, поводы, цели издания нормативного акта
б) меры ответственности
в) структура закона
г) порядок вступления закона в силу

27 Постановляющая часть в законе содержит
а) предписания, определяющие время и порядок вступления нормативного акта в силу,  а также предписания, отменяющие действие других актов
б) ответственность сторон
в) права и обязанности граждан
г) основная идея законопроекта

28 Нумерация статей в законе должна быть
а) адекватной
б) сплошной
в) описательной
г) точечной

29 Нормативный акт по возможности должен избегать
а) исключений и отсылок
б) дозволений
в) наименований
г) стандартности норм

30 Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов
а) нумерация страниц
б) должен иметь необходимые реквизиты
в) преамбула
г) введение и заключение

31 Законодательные нормы, которые механически воспроизводятся в других актах, произвольно истолковываются, применяются с отступлением от смысла, остаются без внимания или не реализуются вообще:
а) девальвация норм права
б) деформация норм права
в) повторение норм права
г) пробелы в праве

32 Нарушение принципа законодательной техники «недопущение каких – либо повторов при изложении норм права» приводит к:
а) уменьшению объема действующего законодательства
б) увеличению  объема действующего законодательства
в) искажению изложения норм права
г) необоснованности нормы права

33 Последствия нарушения соразмерности определения понятий:
а) тавтология норм права
б) определяемое и определяющее понятия тождественны
в) определение неизвестного через неизвестное
г) логическая непротиворечивость

34 Последствие грамматических ошибок в законотворчестве:
а) нарушение стиля закона
б) тавтология
в) громоздкость фраз и перегруженность их однородными членами, причастными и деепричастными оборотами
г) отсутствие механизма реализации закона

35. В  нормативно-познавательной  деятельности   различают,  две  основные стадии а именно:
а) процесс познания объективных, закономерностей и  подготовку нормативно-правового акта
б) процесс принятия и опубликования нормативно-правового акта
в) процесс обоснования и реализации нормативно-правового акта
г) процесс опубликования и вступления нормативно-правового акта в силу

36. Законотворческие ошибки это:
а) нарушение норм международного права
б) недостатки и упущения, возникшие на стадии проектирования норм права
в) отсутствие реализации нормы права
г) когда закон не соответствует объективным закономерностям развития общества

37 Относятся ли гносеологические ошибки к виду законодательных ошибок
а) Нет
б) Да
в) Только в отношении реализации нормы права
г) Таких ошибок не существует

38 Юридические ошибки являются
а) Следствием не соблюдения норм Конституции РФ
б) следствием не соблюдения каких-либо требований законодательной техники
в) следствием не соблюдения норм трудового законодательства
г) следствием не соблюдения предписаний должностных лиц

39 Если норма не способна воплотиться и конкретных отношениях то она именуется как
а) Декларативная норма
б) Девальвационная норма
в) Не обязательная норма
г) Не дееспособная норма

40 При неоправданном дублирование нормативных предписаний нарушается один из важнейших принципов законодательной техники:
а) Коллегиальность норм права
б) Экономия норм права
в) Гласность
г) законность

41 Логическое противоречие нормы права это:
а) Повторение терминов
б) Коллизия нормы права
в) Термин повторяется в законе с одной трактовкой
г) Понятие интерпретируется различным образом

42 Понятие, прописанное в законе должно соответствовать общепринятому значению
а) Да
б) Нет
в) Никогда
г) Только в должностных инструкциях

43 Согласно этому принципу определяемое и определяющее понятия должны быть тождественны
а) Соразмерное определение понятия
б) Тавтология
в) Логическое противоречие
г) Обоснованность

44 Выявите грамматическую ошибку
а) Недекларирование
б) Транспортирование
в) Приказ
г) Распоряжение имуществом

45 Основной признак юридической ошибки:
а) не требует юридического разбирательства
б) негативный результат
в) преднамеренный характер
г) иррациональный характер

46 Гносеологическая ошибка может быть выявлена на стадии:
а) на стадии осуществления закона
б) подготовки концепции законопроекта или его обоснования
в) на стадии передачи концепции законопроекта на подпись Президенту РФ
г) На стадии вступления закона в силу

47 Нарушение законов формальной логики, это:
а) гносеологические ошибки
б) логические ошибки
в) юридические ошибки
г) Грамматические ошибки

48 Толкование нормы права бывает:
а) нормативное
б) казуальное
в) нормативное и казуальное
г) позитивное и негативное

49 В настоящее время в Российской Федерации правила юридической техники закреплены только, в:
а) ФЗ «О нормативных правовых актах»
б) законах субъектов РФ
в) Регламенте Государственной Думы, ФЗ «О нормативных правовых актах», законах субъектов РФ
г) В правилах по осуществлению правотворческой деятельности

50 Технико-юридические дефекты законодательных текстов можно отнести к:
а) Правотворческим ошибкам
б) Законотворческим ошибкам
в) Юридическим ошибкам
г) Логическим ошибкам

51 Двусмысленность понимания нормы права это:
а) Отсутствие понятийного аппарата в законе
б) Однозначность нормы права
в) Смысл нормы права имеет однозначное значение
г) словесный смысл нормы допускает различные способы понимания
мира 50 кв. 152 3 подъезд 7 эт.

52 Технико-юридические недостатки   законодательства   вызваны
а) недостаточной профессиональной компетенцией правотворцев
б) материальной не стабильностью бюджета РФ
в) перегруженность аппарата управления
г) отсутствие нормативной базы

53 Каким способом устраняются технико-юридические дефекты в законодательстве
а) Унификацией нормы права
б) Толкованием нормы права
в) Классификацией нормы права
г) Отменой нормы права

54 Толкование нормы права в Российской Федерации осуществляется:
а) Конституционным судом РФ
б) Федеральным Собранием РФ
в) Правительством РФ
г) Президентом РФ

55 Иррациональный   характер   юридической ошибки выражается в
а) непреднамеренности
б) непредсказуемости
в) необоснованности
г) непротиворечивости

56 Казуальное толкование это:
а) в отношении конкретного дела
б) толкование без судебного разбирательства
в) в отношении большого круга субъектов права
г) в отношении только должностных лиц

57 К методам законодательной техники относятся:
а) общенаучный и частнопознавательный
б) общенаучный и частнонаучный
в) обобщающий и общенаучный
г) легитимный и перспективный

58 Конституционный Суд Российской Федерации состоит из:
а) Девятнадцати судей
б) Семнадцати судей
в) Трех судей
г) Девяти судей

59 в субъектах Российской Федерации толкование норм права может осуществляться
а) Конституционным (уставным) судом субъекта РФ
б) Парламентом субъекта РФ
в) Уполномоченным по правам человека в субъекте РФ
г) Не осуществляется вообще

60 Признак концепции законопроекта:
а) заменяет нормативный акт
б) процесс систематизации правовых знаний
в) разрозненность логического, практического аспекта знаний
г) доктринальный источник права

61 Кто может создавать рабочие группы для подготовки концепции законопроектов:
а) правительство
б) президент
в) Государственная  Дума
г) члены Совета Федерации

62 Контроль за подготовкой концепций законопроекта могут осуществлять:
а) различные государственные органы
б) государственная Дума
в) Федеральное Собрание
г) только Президент РФ

63 Чем отличается концепция законопроекта от идеи?
а) содержанием
б) объемом
в) этапностью
г) нормативностью

64 Концепция законопроекта имеет в содержании:
а) обоснование, статистические данные
б) заключительные и переходные положения
в) статьи
г) норму права

65 Чем концепция законопроекта отличается от модельного закона?
а) концепция имеет статьи
б) концепция имеет заключительные и переходные положения
в) концепция имеет перспективы и основания изменения законодательства
г) концепция не содержит нормативных предписаний

66 Что означает один из элементов концепции законопроекта «механизм обеспечения реализации планируемого закона»?
а) краткое содержание разделов, глав законопроекта
б) анализ эффективности будущего закона
в) перечень нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению, дополнению
г) экономическое обоснование законопроекта

67 По методу изложения концепции законопроекта подразделяются:
а) одноотраслевые, многоотраслевые
б) авторсколичные, коллективные
в) описательные, математизированые
г) одноаспектные и многоаспектные

68 Некоторое систематизированное учение (обычно философское, политическое, идеологическое), это:
а) идея
б) законотворчество
в) доктрина
г) концепция

69 Центральный и самый крупный по объему элемент подготовки концепции законопроекта, это:
а) освещение структуры будущего закона
б) механизм обеспечения реализации планируемого закона
в) о стоимости, реальной цене будущего закона
г) обоснование будущего законопроекта

70 Что, по мнению Ю.А.Тихомирова, является основой законотворческого процесса:
а) законопроект
б) закон
в) концепция законопроекта
г) идея законопроекта

71 В какой форме выражается концепция законопроекта:
а) в форме нормативного акта
б) закона
в) указания
г) системы взглядов на правовые явления

72 Это определенный способ понимания, трактовки какого- либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения, это:
а) законопроект
б) постановление
в) концепция
г) модельный законопроект

73 Концепция законопроекта не может считаться обоснованной, если она не содержит в себе:
а) статистических данных
б) бланка, с голосованием депутатов Государственной Думы в поддержку концепции
в) бланка, с голосованием населения в поддержку концепции
г) не реализована в законе

74 Сопроводительный документ, содержащий указание на предмет законодательного регулирования, а также изложение концепции предлагаемого законопроекта:
а) перечень актов федерального законодательства
б) финансово- экономическое обоснование
в) пояснительная записка
г) идея законопроекта

75 Являются ли доктринальные учения источником права в России
а) Да
б) Нет

76 Как называется концепция непрерывности государственно-правового развития
а) Континуитета
б) Иммунитета
в) Индемнитета
г) Приоритета

77 Реальная цена будущего закона складывается из
а) расходов на разработку, об¬суждение, принятие и реализацию (50%)
б) стоимости (50%)
в) цены закона
г) бюджетных затрат

78 Концепция  первичного законопроекта  разрабатывается
а) либо относительно нового предмета законодательной регуляции либо относительно повышения уровня реализации уже существующего закона
б) только в отношении нового закона
в) только в отношении внесения изменений и дополнений закон
г) относительно ратификации международных договоров РФ

79  По предмету отражения  концепции можно разделить на
а) одноотраслевые и мно¬гоотраслевые
б) концепции первичного законопроекта и концепции внесения изменений в закон
в) концепции внесения дополнений в закон и авторские
г) коллективные и описательные

80 В каком из чтений законопроекта не допускается внесение поправок, а также возвращение к его обсуждению:
а) в первом чтении
б) во втором чтении
в) в третьем чтении
г) возможно на любом этапе принятия
81 В течении скольких дней федеральные конституционные законы, федеральные законы, подлежат официальному опубликованию после дня их подписания Президентом РФ:
а) в течение 7 дней
б) в течение 10 дней
в) в течение 14 дней
г) течение квартала

82 В течение скольких дней Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обязан подписать или отклонить (вотировать) принятый закон:
а) в течение 7 дней
б) в течение 10 дней
в) в течение 14 дней
г) в течении 9 дней

83 В скольких чтениях принимается законопроект:
а) в двух чтениях
б) в трех чтениях (50%)
в) в одном чтении
г) в четырех(50%)

84 В соответствии с Конституцией РФ во всех случаях противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ по вопросам отнесенных к исключительной компетенции Федерации и к совместной компетенции Федерации и субъектов Российской Федерации, действует:
а) закон субъекта РФ
б) федеральный конституционный закон(50%)
в) федеральный закон(50%)
г) указ Президента РФ

85 В случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ по вопросам отнесенных к ведению субъекта РФ, действует:
а) закон субъекта РФ
б) федеральный закон
в) федеральный конституционный закон
г) постановление Правительства РФ

86 Законы РФ действуют только после их:
а) подписания Президентом РФ
б) одобрения Советом Федерации
в) официального опубликования(50%)
г) даты указанной в самом законе (50%)

87 Отступление от требований законодательной техники, логики, грамматики, которое снижает качество закона, вызывает затруднения в толковании содержания его нормативных установлений, препятствует их реализации в конкретных отношениях, это:
а) законотворческая ошибка(50%)
б) пробел в законе
в) юридическая ошибка(50%)
г) коллизия в праве

88 Контроль за подготовкой законопроекта может осуществляться:
а) на начальных промежуточных этапах(50%)
б) на различных промежуточных этапах
в) на заключительном этапе
г) на всех этапах законотворческого процесса(50%)

89 Сопроводительный документ раскрывающий объем затрат, необходимых для реализации законопроекта, а также разъясняющий возможные источники их покрытия:
а) перечень актов федерального законодательства
б) финансово- экономическое обоснование
в) освещение структуры будущего закона
г) концепция законопроекта

90 Согласно Конституции РФ, законопроекты о введении и отмене налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, и т. д. не могут быть приняты к рассмотрению, если к ним не приложено:
а) заключение Правительства РФ
б) заключение инициативной комиссии
в) заключение Президента РФ
г) заключение эксперта

91 При внесении двух и более законопроектов по одному и тому же вопросу они рассматриваются Государственной Думой:
а) одновременно
б) каждый по отдельности, в разное время
в) отклоняются все законопроекты
г) рассматривается тот законопроект который поступил в Государственную Думу первым

92 Принятый в первом чтении законопроект поступает:
а) на подпись Президенту РФ
б) в ответственный комитет Государственной Думы(50%)
в) в печать на официальное опубликование
г) в комитет по правовой экспертизе (50%)

93 После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта и если он не набирает необходимого числа голосов, то:
а) законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения(50%)
б) возвращается на доработку(50%)
в) законопроект проходит в третье чтение
г) подписывается Президентом РФ

94 Если в ходе второго чтения обнаруживаются дефекты концептуального характера, требующие существенной доработки законопроекта, то законопроект:
а) законопроект переходит к процедуре третьего чтения
б) снимается с дальнейшего рассмотрения
в) может быть возвращен к процедуре первого чтения
г) отдается автору на доработку

95 При возникновении разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой по поводу отклонения Советом Федерации принятых Государственной Думой законов, то в целях их устранения:
а) проблему решает Президент РФ
б) данный закон снимается с рассмотрения
в) законопроект передается на первое чтение в Государственную Думу
г) создается согласительная комиссия
96 Согласительная комиссия по поводу отклонения Советом Федерации принятых Государственной Думой законов, рассматривает:
а) только те положения закона, по которым возникли разногласия
б) весь спорный закон
в) отправляет закон к процедуре первого чтения
г) рассматривается только заключение Правительства РФ

97 В случае публикации законов в периодических изданиях, кроме «Российской газеты», «Парламентской газеты», «Собрания законодательства РФ», до их официального опубликования, то:
а) эти тексты имеют такое же правовое значение как и официальные издания
б) эти тексты не имеют никакого правового значения(50%)
в) имеют правовое значение, только если эти издания получили разрешение у официальных изданий(50%)
г) текст если издан в любом издании считается опубликованным

98 Акты законодательства о налогах вступают в силу:
а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу(50%)
б) по истечении 10 дней после дня их официального опубликования
в) вступают в силу в день официального опубликования
г) по указанной дате в самом законе (50%)

99 Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый Кодекс РФ в части установления новых налоговых и (или сборов), вступают в силу:
а) не ранее 1 января следующего года, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования(50%)
б) по истечении 10 дней
в) вступают в силу в день официального опубликования
г) по указанной дате в самом законе (50%)

100 Совокупность свойств, необходимо присущих закону, характеризующих его в качестве регулятора общественных отношений, это:
а) проект закона
б) характеристика
в) качество закона
г) концепция законопроекта

1. Выполнить тестирование

1. К какому понятию относится следующее определение: «Деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение законодательства»:

а) Правовая система;

б) Система законодательства;

в) Механизм государства;

г) Систематизация законодательства.

2. Какие из перечисленных реалий имеют отношение к систематизации нормативных правовых актов:

а) Соблюдение юридических норм;

б) Учет правовых норм;

в) Санкционирование юридических действий;

г) Правовая доктрина.

3. Укажите разновидность систематизации нормативных правовых актов, при которой они объединяются по хронологическому и (или) предметному критериям в разного рода сборники и собрания:

а) Легитимация;

б) Кодификация;

в) Инкорпорация;

г) Консолидация.

4. Какие из перечисленных нормативных правовых актов относятся к кодифицированным:

а) Конституция РФ;

б) Устав патрульно-постовой службы;

в) Правила дорожного движения;

г) Федеральный закон.

5. Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Упорядочение юридических норм в процессе правотворчества компетентными органами, когда отменяются ранее действовавшие законы, иные нормативные и юридические акты, юридические нормы перерабатываются, вводятся в единую систему и издается единый юридически и логически цельный, согласованный нормативный акт»:

а) Легализация;

б) Кодификация;

в) Консолидация;

г) Инкорпорация.

6. К какому понятию относится следующее определение: «Форма систематизации, при которой осуществляется объединение мелких актов, изданных по единому или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт»:

а) Инкорпорация;

б) Кодификация;

в) Консолидация;

г) Учет.

7. Какой вид инкорпорации определяется как «утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами»:

а) Официальная;

б) Полуофициальная;

в) Неофициальная;

г) Тематическая.

8. К какой разновидности инкорпорированных актов относятся инкорпорированные издания нормативных актов высших представительных и исполнительных органов государства:

а) Сборник;

б) Собрание;

в) Свод законов;

г) Кодексы.

9. Какая разновидность кодифицированных актов содержит нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов:

а) Кодексы;

б) Уставы;

в) Положения;

г) Регламенты.

10. Назовите стадию правотворческого процесса:

а) Выбор правовой нормы;

б) Законодательная инициатива;

в) Установление фактических обстоятельств дела;

г) Установление юридических обстоятельств дела.

11. К какому понятию относится данное определение: «Деятельность компетентных субъектов правотворчества по подготовке, обсуждению, принятию и опубликованию нормативных правовых актов»:

а) Правореализация;

б) Правоприменение;

в) Правотворчество;

г) Интерпретация.

12. Какой из перечисленных субъектов по Конституции РФ (1993 год) не наделен правом законодательной инициативы:

а) Президент РФ;

б) Совет Федерации;

в) Депутаты Государственной Думы;

г) Генеральный прокурор РФ.

13. Какой из перечисленных источников права является результатом санкционированного нормотворчества:

а) Нормативно-правовой акт;

б) Правовой обычай;

в) Нормативный договор;

г) Судебный прецедент.

14. Как называется вводная часть нормативно-правового акта:

а) Гипотеза;

б) Преамбула;

в) Преюдиция;

г) Диспозиция.

15. Какой нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой:

а) Указ Президента РФ;

б) Федеральный закон;

в) Постановление Правительства РФ;

г) Указ Министра РФ.

16. Какой орган обладает правом издания нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации:

а) Президент РФ;

б) Правительство Российской Федерации;

в) Федеральное Собрание РФ;

г) Судебные органы.

17. От чего зависит юридическая сила нормативно-правового акта:

а) От времени издания нормативно-правового акта;

б) От компетенции правотворческого органа, значимости регулируемых отношений и вида нормативно-правового акта;

в) От территориальной юрисдикции правотворческого органа;

г) От времени публикации нормативно-правового акта.

18. Какой из перечисленных актов является локальным нормативно-правовым актом:

а) Указ Президента РФ;

б) Приказ о приеме на работу;

в) Положение о премировании работников конкретного предприятия;

г) Указ Министра РФ.

19. О каком понятии идет речь в приведенном ниже определении: «Охраняемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования»:

а) Правовая фикция;

б) Юридические конструкции;

в) Правовой символ;

г) Правовая аксиома;

20. К какому понятию относится следующее определение: «Несуществующее положение, закрепленное в законодательстве и в силу этого признаваемое существующим»:

а) Фикция;

б) Версия;

в) Гипотеза;

г) Исключение.

21. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность правил и приемов, с помощью которых создаются и реализуются нормативно-правовые акты»:

а) Юридическая практика;

б) Юридическая техника;

в) Юридическая методика;

г) Юридическая версия.

22. В чем состоит высшая юридическая сила закона:

а) Закон имеет общеобязательный характер;

б) Закон издается компетентным государственным органом;

в) Все иные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать закону;

г) Закон издается в особом процедурном порядке.

23. В чем выражается обратная сила закона:

а) Закон отягчает ранее наложенное уголовное наказание;

б) Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие после его принятия;

в) Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие до его принятия;

г) Закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание.

24. К какому понятию относится следующее определение: «Краткое определение какого-либо понятия, отражающее качественные признаки предмета, явления, процесса»:

а) Умозаключение;

б) Дефиниция;

в) Предикат;

г) Декларации.

25. Юридическая техника, используемая при упорядочении правового материала и направленная на более удобное его применение, называется …

а) Интерпретационная;

б) Законодательная;

в) Техника систематизации юридических документов;

г) Правотворческая.

26. Средствами идентификации юридического документа являются:

а) Юридическая сила;

б) Реквизиты;

в) Источник официального опубликования;

г) Юридическая версия.

27. Пути достижения намеченных результатов, определенный порядок использования средств в целях создания юридического документа высокого качества называется:

а) Способами юридической техники;

б) Правилами юридической техники;

в) Юридической стратегией;

г) Приемами юридической техники.

28. Средство, которое обеспечивает заимствование одной правовой системой у другой правовой системы определенной юридической модели без изменения ее формы и внутренней логической конструкции:

а) Рецепция;

б) Ратификация;

в) Отсылка;

г) Коллизия.

29. «Неуважение к суду» и «ненадлежащее исполнение обязанностей» — это …

а) Дефиниция;

б) Оценочные понятия;

в) Профессионализмы;

г) Юридическая категория.

30. К какой группе правил юридической техники относятся правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта:

а) Языковые;

б) Логические;

в) Гносеологические;

г) Грамматические.

31. В течение скольких дней федеральные конституционные законы, федеральные законы, подлежат официальному опубликованию после дня их подписания Президентом РФ:

а) В течение 7 дней;

б) В течение 9 дней;

в) В течение 10 дней;

г) В течение 14 дней.

32. В течение скольких дней Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обязан подписать или отклонить (вотировать) принятый закон:

а) В течение 7 дней;

б) В течение 9 дней;

в) В течение 10 дней;

г) В течение 14 дней.

33. Официальными изданиями в РФ являются …

а) Газета «Известия» и журнал «Государство и право»;

б) Средства массовой информации РФ;

в) Газета «Российская газета» и «Собрание законодательства РФ»;

г) Все центральные газеты РФ.

34. Законы РФ действуют только после их:

а) Подписания Президентом РФ;

б) Одобрения Советом Федерации;

в) Даты указанной в самом законе;

г) Официального опубликования.

35. При возникновении разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой по поводу отклонения Советом Федерации принятых Государственной Думой законов, в целях их устранения:

а) Проблему решает Президент РФ;

б) Данный закон снимается с рассмотрения;

в) Создается согласительная комиссия;

г) Законопроект передается на первое чтение в Государственную Думу.

36. Законотворческие ошибки — это …

а) Нарушение норм международного права;

б) Недостатки и упущения, возникшие на стадии проектирования норм права;

в) Когда закон не соответствует объективным закономерностям развития общества;

г) Отсутствие реализации нормы права.

37. Нормативный акт по возможности должен избегать:

а) Стандартности норм;

б) Наименований;

в) Дозволений;

г) Исключений и отсылок.

38. К общим средствам юридической техники относят:

а) Правовой акт;

б) Терминологию;

в) Системный анализ;

г) Систематизацию.

39. Субъекты правотворчества — это …

а) Должностные лица;

б) Законотворческие органы власти;

в) Государственные органы;

г) Лица, осуществляющие правотворческую деятельность.

Выявление правотворческих ошибок — конечная цель толкования норм права

Как показывает
правотворческая практика, весьма редко
правотворческому органу удается
подготовить качественно совершенный
нормативный правовой акт, в полной мере
удовлетворяющий всем вышеназванным
критериям. Это связано с ограниченными
возможностями человека в познании
реальной действительности, а также
разного рода недочетами и недостатками,
которые неизбежно допускаются на стадии
разработки проекта при переводе
теоретических положений в нормативно-оценочные
суждения о возможном и должном поведении
субъектов права.

Качественно
совершенный нормативный правовой акт
представляет собой некий эталон, к
которому должен стремиться правотворческий
орган, но которого он чаще всего не
достигает. Общественная и научная
критика всегда обоснованно находят в
акте самые различные и нередко серьезные
недостатки, недоработки, словом, все
то, что может быть квалифицировано как
законотворческие или, более широко, как
правотворческие ошибки. Поэтому важнейшим
теоретическим средством толкования
норм права наряду с критериями их
качества выступают понятие «правотворческая
ошибка» и их классификация.

Правотворческой
ошибкой
,
по нашему мнению, следует признать такое
отступление от требований законодательной
техники, положений правовой науки,
логики или грамматики, которое снижает
качество норм права, вызывает затруднения
в их толковании и реализации в конкретных
правоотношениях. В зависимости от
нарушенного правила выделяют три вида
ошибок:
юридические,
логические
и
грамматические
(языковые).
Наиболее
всего нормы права страдают от несовершенств
их юридического аспекта: отсутствия
действенного механизма их реализации
в конкретных отношениях, неполного
отражения содержания и связей нормы
права, несоответствия юридического
содержания нормы права их текстовому
закреплению. Названным видам правотворческих
ошибок корреспондируют такие негативные
качества, признаки норм права, как их
декларативность, девальвация, пробельность
и содержательная противоречивость.

Декларативность
норм права характеризуется тем, что
субъективным правам не корреспондирует
соответствующая юридическая обязанность,
отсутствуют сколько-нибудь значимые
стимулы правомерного поведения, порядок
реализации или защиты субъективных
прав либо устанавливаются малоэффективные
санкции.

Норма права,
лишенная действенных правовых средств
ее реализации в конкретных правовых
отношениях, действует по преимуществу
формально, а граждане и иные лица не
вступают в регулируемые ею отношения
либо руководствуются иными нормативными
регуляторами, в том числе и теми, которые
плохо согласуются с принципами законности.

Девальвация
юридических норм характеризуется тем,
что нормы федеральных законов, иных
нормативных правовых актов механически
воспроизводятся в других нормативных
правовых актах, при этом воспроизводятся
неполно и даже неточно. В результате
получается, что по одному и тому же
вопросу одновременно действуют несколько
плохо сочетаемых друг с другом норм
права.

Например, нормы
Закона РФ «Об образовании» воспроизводятся
в соответствующих региональных законах.
Законодательные органы субъектов
Российской Федерации, принимая законы
по вопросам образования, заимствовали
значительную часть Закона РФ «Об
образовании», при этом внесли в его
нормы значительные купюры. В результате
создается иллюзорное впечатление, что
нормы закона РФ «Об образовании», не
попавшие в текст регионального закона,
на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации не действуют.

Пробельность и
содержательная противоречивость норм
права — это традиционные «болезни»
нормативных правовых актов, симптомы
которых обстоятельно изучены и весьма
полно изложены в юридической литературе.
Однако ни юридическая наука, ни
правотворческая практика пока что не
изобрели надежных средств борьбы с
этими «болезнями» на стадии проектирования
и принятия нормативных правовых актов.
Поэтому названным правотворческим
ошибкам в процессе толкования качества
норм права следует уделить первостепенное
внимание.

Не следует забывать
также и о логических ошибках.

Среди логических
ошибок, допускаемых правотворческими
органами, наиболее часто встречаются
логические противоречия, нарушение
соразмерности определения понятий,
тавтология, определение одного
неизвестного через другое неизвестное.

Суть логического
противоречия состоит в том, что один и
тот же предмет (явление, субъект), взятый
в одном и том же отношении, в один и тот
же период времени, интерпретируются
различным образом. Вследствие этого
норма права становится расплывчатой и
двусмысленной. Например, в ныне отмененных
Основах лесного законодательства
Российской Федерации содержалось два
различных определения понятия «лес».
В преамбуле Основ лес трактовался как
совокупность земли, древесной,
кустарниковой и травянистой растительности
и животного мира, тогда как в первой
статье основ лес определялся только
как древесная растительность.

Нарушение
соразмерности определения понятия
выражается в том, что в дефиниции
упускается какой-либо существенный
признак и тем самым неоправданно
расширяется объем понятия и, наоборот,
дополнение содержания понятия каким-либо
новым признаком приводит к сужению его
объема. И в том, и в другом случае нарушение
соразмерности определения понятия
приводит к неточному определению
предмета действия соответствующего
нормативного предписания.

Тавтология
характеризуется тем, что определяемое
повторяется в определяющем. Например,
база данных
определяется
как объективная форма представления и
организации совокупности
данных.
Другая
логическая ошибка в легальных определениях
характеризуется тем, что в определении
неизвестное определяется через другое
неизвестное. Например, сублизинг
особый вид
отношений, оформляемый договором
сублизинга.

Достаточно
распространенным видом правотворческих
ошибок являются грамматические ошибки,
в том числе: употребление слов не в их
нормативном написании. Например, «найм»
вместо «наем», «транспортировка» вместо
«транспортирование»;

образование новых
слов путем добавления приставки «не»
к существительным, с которыми эта
приставка обычно не употребляется.
Например, «невывоз», «неостановка»,
«недоставление», «недекларирование»,
«непредставление»; составление фраз
из слов, не сочетаемых по смыслу или
грамматически («вскрыть места»,
«причинение повреждений запорам»,
«помещение под режим», «товары, необходимые
при стихийных бедствиях», «ведению
районов подлежит участие», «не могут
быть выданы на основании установленного
порядка»);

употребление
конструкций, в которых управляемое
слово не соотносится с разными однородными
членами. Например, «выявление,
предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, а также лиц, их подготавливающих
и совершающих». Однако «пресечь и
раскрыть» лицо нельзя; речевая
недостаточность. Например, «приостановление
трудового договора» вместо приостановление
«действия трудового договора», «законы
и нормативные правовые акты» вместо
«законы и иные нормативные правовые
акты»;

громоздкость фраз,
перегруженность их однородными членами
предложения, дополнениями, причастными
и деепричастными оборотами, что
значительно осложняет понимание смысла
предписания.

Чтобы успешно
провести сравнительный анализ качества
норм права, требуется несколько расширить
объект исследования по сравнению со
стадией их толкования (уяснения) это
позволит полнее и всестороннее изучить
связи исследуемых норм между собой и с
нормами других нормативных правовых
актов. Если в процессе профессионального
толкования норм права можно ограничиться
каким-либо одним источником права,
например действующим федеральным
законом, то научный анализ в интересах
полноты и всесторонности исследования
требует последовательного и системного
изучения всех действующих нормативных
правовых актов по предмету исследований,
начиная с федеральных законов и заканчивая
актами органов местного самоуправления,
а также локальными актами организаций,
учреждений, предприятий.

Задача толкования
значительно упрощается, в случае, если
анализ ограничивается только совокупностью
федеральных законов и подзаконных
нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти.

Чем шире объект
научного исследования, тем больше
возможностей увидеть позитивные и
негативные моменты политико-правовой
практики, собрать надежный эмпирический
фундамент для теоретических обобщений
и выводов. Поэтому всегда нужно стремиться
охватить как можно больший круг источников
права по предмету исследования, а также
самым тщательным образом исследовать
связи исследуемых норм друг с другом.

В числе связей,
присущих нормам права, особое внимание
следует уделить соотношению материальных
и процессуальных норм, общих и специальных,
конкретных. Нужно удостовериться и в
обеспеченности субъективных прав
корреспондирующими им обязанностями,
наличии нормативных предписаний в акте,
к которому дается отсылка в другом акте.

Поскольку
правотворчество осуществляется многими
государственными и иными органами, а
установлению связей между нормативными
правовыми актами чаще всего не уделяется
должного внимания, то обстоятельный
системный анализ исследуемых актов
неизбежно даст богатый улов разного
рода правотворческих ошибок, обусловленных
нарушением иерархических и горизонтальных
связей между нормами права.

Дилемма, которая
обычно присутствует в историческом
толковании норм права, — какую волю
правотворческого органа следует
учитывать при анализе содержания норм
права: волю периода их принятия или волю
периода их применения, — для толкования
качества норм права не существует. При
любых ситуациях надлежит выявить волю
правотворческого органа периода принятия
норм права, поскольку именно эта воля
выступает критерием оценки воли других
правотворческих органов, принявших
свои нормативные правовые акты в
соответствие и развитие исследуемых
норм права.

Один из существенных
недостатков правотворческой практики
в Российской Федерации состоит в том,
что государственные органы, принимая
нормативные правовые акты в развитие,
обоснование нормативного правового
акта вышестоящего органа, нередко
подменяют волю этого органа собственной
волей и закрепляют порядки, которые
порой могут быть прямо противоположны
тем, которые хотел видеть вышестоящий
орган. Надежным заслоном от подобной
практики является введенный в Российской
Федерации государственный учет
общеобязательных нормативных правовых
актов центральных органов исполнительной
власти, осуществляемый Министерством
юстиции РФ. Однако несогласованность
воль правотворческих органов, принимающих
нормативные правовые акты по одному и
тому же вопросу, полностью устранить
не удается.

Имеются даже факты
несоответствия воли Правительства РФ
воле Государственной Думы РФ. Например,
Программой Правительства РФ от 15 августа
2003 г. № 1163-р предусматривается введение
государственных именных финансовых
обязательств, имеющих целью ввести
частичную плату студентами за обучение
в вузе. Это положение прямо противоречит
Федеральной программе развития
образования, утвержденной Федеральным
законом от 10 апреля 2000 г., которая
предписывает Правительству РФ увеличение
бюджетного финансирования образовательной
сферы в пределах, необходимых для
реализации равных прав граждан на
образование всех уровней и ступеней.

Таким образом,
знание подлинной воли законодателя,
иного правотворческого органа, которая
лежит в основе исследуемой совокупности
нормативных правовых актов, позволяет
увидеть, насколько последовательно
этой воли придерживались другие
правотворческие органы, принимая свои
акты в целях конкретизации, дополнения
соответствующего основополагающего
акта.

Одновременно
представляется возможным обнаружить
такие грубейшие правотворческие ошибки,
как факты отступления правотворческих
органов от начальной воли законодателя.

Толкование норм
права завершается системным описанием
их качества — как позитивных сторон,
так и наличных правотворческих ошибок.

15

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Принцип правовой определенности

По смыслу последовательно высказываемых Конституционным Судом позиций неоднозначность, неясность и противоречивость регулирования недопустимы, поскольку, препятствуя надлежащему уяснению его содержания, открывают перед правоприменителем возможности неограниченного усмотрения, ослабляющего гарантии конституционных прав и свобод <4>. Между тем, как показывает конституционно-судебная практика по вопросам предпринимательской деятельности, неконституционность регулирования часто порождается неопределенностью содержания правовой нормы. Допуская избыточно широкое усмотрение в процессе правоприменения, законоположения, содержащие такого рода дефекты, влекут нарушение не только принципов равенства и верховенства закона, но и гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов хозяйствующих субъектов.

———————————

<4> См.: постановления от 20 декабря 2011 года N 29-П, от 2 июня 2015 года N 12-П, от 19 июля 2017 года N 22-П.

Неопределенность содержания правовой нормы, не будучи в состоянии обеспечить ее единообразное понимание, а значит, и применение, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущего ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции <5>.

———————————

<5> См.: постановления от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 6 апреля 2004 года N 7-П, от 20 декабря 2011 года N 29-П, от 14 января 2016 года N 1-П.

В частности, соблюдение конституционных предписаний относительно формальной определенности и полноты элементов налогового обязательства при формировании структуры налога и учет объективных характеристик экономико-правового содержания налога обеспечивают эффективность налогообложения и реальность его целей, позволяя налогоплательщикам своевременно уплатить налог, а налоговым органам — осуществлять контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налоговых сумм в бюджет (Постановление от 30 июня 2020 года N 31-П) <1>. Неопределенность положений налогового закона ведет к нарушению прав налогоплательщиков и вместе с тем к противоправному уклонению от уплаты налога, а потому законодательство о налогах и сборах должно быть изложено так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах налогового законодательства подлежат, согласно указанию Конституционного Суда, истолкованию в пользу налогоплательщика <2>.

———————————

<1> См. также: постановления от 10 июля 2017 года N 19-П, от 21 декабря 2018 года N 47-П, от 6 июня 2019 года N 22-П.

<2> См.: постановления от 8 октября 1997 года N 13-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 30 января 2001 года N 2-П, от 20 февраля 2001 года N 3-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 22 июня 2009 года N 10-П; определения от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N 294-О.

В силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно — надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения. Соответственно, федеральное законодательство должно создавать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности, что предполагает при установлении федеральных налогов определение всех элементов налоговых обязательств, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога (Определение от 24 апреля 2018 года N 1072-О) <3>.

———————————

<3> См. также: Постановление от 22 июня 2009 года N 10-П.

Руководствуясь названными требованиями к качеству нормативного регулирования, Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции ряд положений Налогового кодекса РФ в той мере, в какой неопределенность их нормативного содержания не обеспечивает в правоприменительной практике их единообразного понимания и, следовательно, истолкования и применения во взаимосвязи с законодательством о несостоятельности (банкротстве), порождая возможность неоднозначного решения вопроса о праве налогоплательщика воспользоваться налоговым вычетом в отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных организацией, признанной несостоятельной (банкротом), при реализации ему продукции, произведенной в процессе текущей хозяйственной деятельности данной организации (Постановление от 19 декабря 2019 года N 41-П).

Несвоевременное внесение изменений в федеральное законодательство, необходимых во исполнение ранее принятого Конституционным Судом решения, неблагоприятно отразилось на ясности, четкости и формальной определенности при исчислении размера административного штрафа, налагаемого на юридические лица при привлечении их к административной ответственности за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию <4>.

———————————

<4> См.: постановления от 13 июля 2010 года N 15-П, от 26 ноября 2012 года N 28-П.

Критерии ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе правового регулирования приобретают особую значимость применительно к уголовному законодательству, являющемуся по своей природе крайним, исключительным средством, с помощью которого государство реагирует на противоправное поведение в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом с помощью норм иной отраслевой принадлежности. В силу этого любое преступление, а равно наказание за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста нормы — при необходимости с помощью толкования, данного ей судами, — каждый мог предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий или бездействия (Постановление от 22 июля 2020 года N 38-П) <1>.

———————————

<1> См. также: постановления от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П.

В силу конституционного принципа верховенства права требование определенности и непротиворечивости законодательного регулирования распространяется и на правовые нормы, которыми законодатель делегирует Правительству РФ те или иные полномочия. Иное означало бы, что законодатель может передать Правительству РФ неопределенные по объему полномочия, а Правительство РФ — реализовать их произвольным образом, чем нарушался бы принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную <2>.

———————————

<2> См.: постановления от 6 апреля 2004 года N 7-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 28 февраля 2006 года N 2-П, от 31 января 2008 года N 2-П.

Так, например, в целях выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, а также решений органов Таможенного союза Правительству РФ было предоставлено право определять пункты пропуска для убытия отдельных категорий товаров из Российской Федерации, что по своей целевой направленности согласуется с конституционными полномочиями в сфере таможенного регулирования и таможенного дела высшего органа исполнительной власти Российской Федерации, конкретизированными Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в сфере экономики и таможенной политики. Реализация указанных делегированных нормотворческих полномочий осуществляется с учетом положений Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», предусматривающих компетенцию Правительства по установлению в соответствии с международными договорами Российской Федерации в исключительных случаях не более чем на шесть месяцев временных ограничений или запрета экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для ее внутреннего рынка и в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта. Таким образом, указывает Конституционный Суд, законоположение, делегирующее Правительству полномочие по определению пунктов пропуска для убытия отдельных категорий товаров из Российской Федерации, действует во взаимосвязи с иными нормативными положениями в сфере экономики и таможенной политики, определяющими экономически обоснованные условия допустимых ограничений деятельности хозяйствующих субъектов по экспорту отдельных категорий товаров, и не предполагает произвольной реализации указанных полномочий (Определение от 29 января 2019 года N 254-О).

Помимо того, положения нормативных правовых актов, устанавливающие необоснованно широкие пределы правоприменительного усмотрения (допускающие необоснованное применение исключений из общих правил), а также содержащие неопределенные, трудновыполнимые, чрезмерно обременительные требования к гражданам и организациям, будучи коррупциогенными факторами, уже тем самым вступают в противоречие с конституционными целями нормативного регулирования.

В целом неоднозначность, неясность и недосказанность правового регулирования неизбежно препятствуют адекватному уяснению его содержания и предназначения, допускают возможность неограниченного усмотрения публичной власти в процессе правоприменения, создают предпосылки для административного произвола и непоследовательного правосудия (постановления от 25 февраля 2019 года N 12-П, от 9 июля 2020 года N 34-П, от 16 октября 2020 года N 42-П). <1> Следование принципу правовой определенности в правоприменении, укрепляя доверие к закону и действиям государства, гарантирует принятие решений уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав (Постановление от 2 июля 2020 года N 32-П).

———————————

<1> См. также: Постановление от 2 июня 2015 года N 12-П.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Законотворческие ошибки р надеев
  • Законотворческие ошибки это недостатки и упущения
  • Законотворческие ошибки это нарушение норм международного права
  • Законотворческая ошибка это
  • Законом предусмотрены три варианта исправления реестровых ошибок