Тестирование |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
|
|
Предметный блок. Методика преподавания в коррекционной школе
11.04.2018.
Тест. Коррекционная школа, Прочее
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тестовые задания для учителей-предметников специальной коррекционной школы VIII вида предметный блок
Список вопросов теста
Вопрос 1
Выбрать три правильных ответа.
Назовите направления, по которым осуществляется дефиринцированный подход в образовании обучающихся с ОВЗ:
Варианты ответов
- подбор специалистов для коррекционной работы
- организация полифункциональной среды
- использование гибких форм работы
- выбор времени для разных видов занятий
Вопрос 2
Выбрать три правильные ответы.
Дидактические игры в образовании детей с ОВЗ используются для:
Варианты ответов
- закрепления и повторения пройденного
- подготовки к усвоению нового материала
- повторению материала во время школьных каникул
- определения возможностей учеников
Вопрос 3
Выбрать правильный ответ.
Помощь ребенку при затруднении заданий в виде дополнительного объяснения, затем показа схемы действий, затем практического образца действий, наконец — совместной деятельности — направлена на выявление:
Варианты ответов
- зоны ближайшего развития
- навыков коммуникации
- преобладающей формы общения
- сформированности навыков деятельности
Вопрос 4
Определить последовательность проектирования технологии полного усвоения учебного материала.
Варианты ответов
- подготовка материала, деление его на единицы
- подготовка наглядных и коррекционно-развивающих материалов
- изложение учебного материала
- организация текущей проверки знаний и коррекционной работы
- определение результатов и критериев их оценки
- заключительная проверка
Вопрос 5
Выбрать два правильных ответа.
Дети с ЗПР самостоятельно продуктивно работают на уроке:
Варианты ответов
- при опоре на личный опыт
- при опоре на наглядность
- в небольшой подгруппе
Вопрос 6
Выбрать два правильных ответа.
Проблема колебания уровня работоспособности детей с ЗПР на уроке связана:
Варианты ответов
- со сменой «рабочих» и «нерабочих» состояний
- слабым развитием у детей эмоционально-волевой сферы
- вспышками раздражения
- нежеланием учиться
Вопрос 7
Выбрать правильный ответ.
В процессе обучения детей с ОВЗ объяснению нового материала предшествует:
Варианты ответов
- пропедевтическая работа
- индивидуальная работа
- практическая деятельность в быту
Вопрос 8
Выбрать правильный ответ.
Урок в образовательных организациях, реализующих АООП, ориентирован на решение следующих групп задач:
Варианты ответов
- обучающей, коррекционно-развивающей, воспитательной
- лечебной, пропедевтической, профориентационной
- оздоровительной, коррекционной, обучающей
Вопрос 9
Выбрать три правильных ответа.
Какие методические приемы помогают учащимся с ЗПР более связно усваивать учебный материал:
Варианты ответов
- расчленение сложного материала на части
- выделение главных существенных сторон предмета или явления от второстепенных
- установление связи новых сведений с ранее усвоенными
- механическое заучивание отдельных частей учебного материала
Вопрос 10
Выбрать два правильных ответа,
Прочность знаний учащихся с ОВЗ проявляются в:
Варианты ответов
- осознанности
- личностном принятии
- механической заученности
Вопрос 11
Выбрать два правильных ответа:
Основной целью повторения учебного материала, используемого на уроках в образовательных организациях, реализующих АООП, является:
Варианты ответов
- повседневное упражнение, с учётом уровня усвоения данного учебного материала
- итоговое упражнение, систематизирующее и обобщающее усвоенные знания
- эпизодическое упражнение, направленное на воспроизведение отдельных учебных тем
Вопрос 12
Выбрать правильный ответ:
Коррекционное воздействие в процессе обучения направлено на:
Варианты ответов
-
повышение познавательных возможностей учащихся
-
улучшение здоровья учащихся
-
выявление причин ошибок и затруднений
Вопрос 13
Выбрать правильный ответ:
Принцип доступности в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью предполагает:
Варианты ответов
- упрощение учебного материала
- изъятие из учебного плана наиболее сложных тем
- построение обучения школьников на уровне их реальных учебных возможностей
Вопрос 14
Установить соответствие между способом учебной деятельности и уровнем самостоятельности ребенка с ОВЗ:
1.
Высокий
2.
выше среднего
3.
средний
4.
ниже среднего
5.
низкий
Варианты ответов
- Пробует 2-3 варианта действий при выполнении учебного задания. Найдя верный, переносит его на решение следующей задачи
- В процессе поиска решения задания нуждается в помощи взрослого. Перенос на новое задание выполняет после 4-5 повторений
- Каждое новое задание требует помощи взрослого, которая принимается и обеспечивает правильный результат
- Выполнение каждого задания обеспечивается через подражание действиям взрослого
- Быстро теряет интерес к деятельности, отказывается от выполнения задания даже при наличии помощи
Вопрос 15
Выбрать три правильных ответа
Дети с диагнозом «ранний детский аутизм» могут обучаться в
Варианты ответов
- общеобразовательных школах
- образовательных организациях, реализующих АОП для обучающихся с ЗПР
- образовательных организациях, реализующих АОП для обучающихся с ИН
- не обучаются
Вопрос 16
Установить соответствие между понятием и его содержанием:
1.
социальная ситуация развития
2.
социализация
3.
педагогическая доброта
Варианты ответов
- способность взрослого осознанно строить свои отношения с воспитанниками, опираясь на оптимистическую перспективу их развития, на их лучшие качества
- процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества
- система отношений субъекта к миру, которую он отражает в своих переживаниях и реализует в совместной деятельности с другими людьми
Вопрос 17
Установить последовательность действий педагога по алгоритму руководства самостоятельной практической работой детей с ограниченными возможностями здоровья:
Варианты ответов
- постановка цели работы
- проведение инструктажа (организационного и технического)
- руководство самостоятельным выполнением работ учащимися
- анализ результатов и выводов
- фиксация результатов
Вопрос 18
Выбрать два правильных ответа
Ребенку предъявляются схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180 градусов. Требуется назвать их. Данное упражнение способствует развитию:
Варианты ответов
- зрительного восприятия
- пространственной ориентировки
- обучаемости
- развития речи
Вопрос 19
Выбрать правильный ответ
Основанием для организации надомного обучения ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) является:
Варианты ответов
- желание родителей
- заключение ПМПК
- желание ребенка
- медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения
Вопрос 20
Выбрать два правильных ответа.
Обучение с использованием предварительного речевого проговаривают действий наиболее эффективно при:
Варианты ответов
- закреплении усвоенного учебного материала
- объяснении нового материала
- перенесении усвоенного материала на задания с новыми элементами
- проверке выполненного
Вопрос 21
Выбрать правильный ответ
Задания типа «Четвертый лишний» способствуют:
Варианты ответов
- развитию наглядно-действенного мышления
- развитию абстрактного мышления
- развитию памяти
- развитию внимания
Вопрос 22
Выбрать правильный ответ
Задания, требующие выделения сходства и различия, способствуют:
Варианты ответов
- развитию представлений
- развитию внимания
- развитию памяти
- развитию словесно-логического мышления
Вопрос 23
Выбрать правильный ответ
Задания «Найди ошибки и исправь их» способствуют:
Варианты ответов
- развитию внимания
- развитию речи
- развитию памяти
- развитию восприятия
Вопрос 24
Выбрать четыре правильных ответа.
При организации коррекционных занятий учитываются следующие требования:
Варианты ответов
- учет зоны ближайшего развития
- проблемное обучение
- учет интересов ребенка
- индивидуальное нарастание степени сложности заданий
- поэтапное формирование действий
Вопрос 25
Выбрать три правильных ответа
Области воздействия, затрагивающиеся в процессе коррекционной работы:
Варианты ответов
- состояние здоровья
- сфера познания
- эмоциональная сфера
- область поведения
Вопрос 26
Выбрать правильный ответ
В образовании детей с ОВЗ персональные компьютеры используют с целью:
Варианты ответов
- более эффективного обучения
- закрепления знаний
- преодоления вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся
Вопрос 27
Выбрать правильный ответ
Несоответствие между замыслом практической работы и ее конечным результатом характерны для детей с нарушениями:
Варианты ответов
- зрения
- слуха
- произвольности поведения
- речи
Вопрос 28
Выбрать три правильных ответа
К основным направлениям коррекционной работы в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с ЗРП, относятся:
Варианты ответов
- коррекция познавательной деятельности
- коррекция нарушений развития эмоционально-личностной сферы
- совершенствование движений и сенсомоторного развития
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Вопрос 29
Установить соответствие
Установите соответствие между направлениями сопровождения и специалистами, которые их осуществляют:
1.
дефектолог
2.
логопед
3.
тьютор
4.
психолог
Варианты ответов
- формирование коммуникативных навыков, навыков социального функционирования
- формирование необходимых учебных навыков
- развитие коммуникативных функций речи, понимания речи, коррекция специфических нарушений устной и письменной речи
- оказание индивидуальной помощи в процессе образования
Вопрос 30
Установите соответствие между трудностями в обучении ребенка и методы (приемы) оказания ему коррекционной помощи:
1.
случайные, единичные ошибки в работе
2.
отвлечение на этапе постановки учебной задачи
3.
систематические ошибки связанные с пониманием материала
4.
нарушение самоконтроля
Варианты ответов
- обучение приемам самоконтроля
- стимулирование внимания
- обучение приемам мотивированной деятельности
- дополнительное обучение
Вопрос 31
Установите соответсвие между названием и содержанием функций учебников для детей с ОВЗ:
1.
информационная
2.
систематизирующая
3.
трансформирующая
4.
интегрирующая
Варианты ответов
- обеспечение наиболее полного и эффективного использования всех средств обучения
- эффект просвещения
- обеспечение строгой последовательности изложения учебного материала
- переработка и преобразование знаний
Вопрос 32
Выбрать правильный ответ:
Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с различными нарушениями включает:
Варианты ответов
- разработку адаптированных образовательных программ
- разработку индивидуальных программ
- разработку учебно-методических материалов
- разработку программ социальной адаптации
Вопрос 33
Устаногвите соответствие между материально-техничесими условиями для обучения и видом нарушения развития:
1.
технические средства обучения
2.
наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьютеров)
3.
создание безбарьерной среды
4.
особенности построения программно-методического обеспечения (наличие наглядно-дидактического обеспечения)
Варианты ответов
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Дети с нарушением интеллекта
- Дети с нарушением слуха и зрения
- Дети с расстройствами аутистического спектра
Вопрос 34
Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом:
Варианты ответов
- занятости родителей
- уровня подготовки педагогов
- индивидуальных особенностей ученика с ОВЗ, инвалидностью
Вопрос 35
Выбрать правильный ответ
Перечень условий для качественного обучения детей с ОВЗ включает наличие:
Варианты ответов
- специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность
- все ответы верны
Вопрос 36
Выбрать правильный ответ
Пакет специальных условий включения детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения подразумевает:
Варианты ответов
- организационное обеспечение
- все ответы верны
- кадровое обеспечение
- психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации
- программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса
- организационно-педагогические условия
- материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
Вопрос 37
Развитие ребенка с ОВЗ и инвалидностью проходит по тем же закономерностям, что и:
Варианты ответов
- взрослого человека
- умственно отсталого ребенка
- нормально-развивающегося ребенка
Вопрос 38
Отношения педагога и ученика с ОВЗ и инвалидностью должны строиться:
Варианты ответов
- на основе сотрудничества и эмпатии
- с учетом возрастных особенностей
- на принципе оберегания
Конструкт внеурочного занятия
Направление: общеинтеллектуальное
Курс: Учись учиться
Класс: 2
Тема: Упражнения на
развитие внимания. Поиск и исправление ошибок в тексте. Развитие
орфографической зоркости.
Форма занятия: беседа с элементами дискуссии.
Планируемый результаты
Личностные: демонстрируют
любознательность и познавательную активность на протяжении всего занятия;
заинтересованность содержательной стороной деятельности
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД:
(целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; планирование – составление плана и последовательности действий; контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; волевая саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к
выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий); коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками; умение с
достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;); познавательные УУД: (общеучебные):
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (логические
универсальные действия) анализ, синтез, установление причинно-следственных
связей.
Предметные: обучающиеся
демонстрируют умение исправлять ошибки в тексте, орфографическую зоркость
посредствам выполнения упражнений на внимание.
Задачи:
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у
обучающихся любознательность и познавательную активность на протяжении всего
занятия; заинтересованность содержательной стороной деятельности
Развивающая: : способствовать развитию регулятивных УУД:
(целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; планирование – составление плана и последовательности действий; контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того,
что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; волевая саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к
выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий); коммуникативных УУД (планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками; умение
с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации;); познавательных УУД: (общеучебные):
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (логические
универсальные действия) анализ, синтез, установление причинно-следственных
связей.
Образовательная: научить находить
орфографические ошибки в тексте, развивать орфографическую зоркость,
посредствам выполнения упражнений на внимание.
Форма
занятия: Беседа с элементами игры.
Принципы воспитания и
обучения
Принципы обучения
-Принцип научности;
-Принцип доступности;
-Принцип сознательности и
активности;
-Принцип наглядности;
-Принцип систематичности
и последовательности;
-Принцип воспитывающего
обучения;
-Принцип
дифференцированного подхода;
-Принцип соответствия
возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Принципы воспитания
-создание положительного
эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
-воспитание через
взаимодействие;
-формирование личностного
стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Методы воспитания и обучения
Методы обучения:
·
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание
ситуации успеха, поощрение);
·
по источнику получения знаний (словесные: беседа; наглядные:
демонстрация; практические: упражнение).
·
по уровню включения в продуктивную деятельность
(объяснительно-иллюстративные).
·
по дидактическим целям (методы приобретения новых знаний).
·
методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха,
поощрение).
·
метод развития познавательного интереса: (формирование готовности
к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.)
Методы воспитания:
·
методы формирования соц. опыта: Педагогическое требование.
·
методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в
воспитательном процессе: (создание ситуации успеха, поощрение)
·
игровые ситуации.
·
методы организации социального опыта воспитанников (педагогическое
требование);
·
методы формирования сознания (беседа);
Формы организации
деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оснащение
Средства
обучения:
1.
Демонстрационные:
• аншлаги,
презентация
2.
Индивидуальные:
• раздаточный
материал.
Информационные
источники
1. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с
изменениями и доп. на 2011 год./Министерство образования и науки Российской
Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). –
ISBN 978-5-09-025287-4.
2. Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Учись учиться».
3. Примерная
программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.:
«Просвещение», 2010.
Ход
занятия
Этап, |
Методы и |
Деятельность |
Планируемые |
||||||||||||
1.организационно-мотивационный Задача: организовать положительную |
Методы по по методы метод Методы методы методы игровые |
(звучит Ребята, Садовник С Стебелёк И Цветок Он (заканчивается —мы с вами, словно растения, тянемся к знаниям. |
Личностные: заинтересованность Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и |
||||||||||||
2.целеполагание Задача: актуализировать знания |
Методы методы по методы метод Методы методы методы методы |
— Ребята, как вы думаете, каким должен быть современный ученик? (ответы -Современный ученик должен быть, прежде всего грамотным. — А чем отличается грамотный ученик? ( Он должен правильно — А вы себя считаете грамотными, всегда ли правильно пишете? -Что помогает нам грамотно писать? (знание правил, иногда -Про грамотного человека говорят, что он орфографически-зоркий — Ребята, кто знает, что значит орфографическая зоркость? Орфографическая зоркость- это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, Орфограмма по-другому – это опасные места. Мы сегодня остановимся на некоторых видах работы, которые Чтобы правильно написать слово, мы должны ставить перед Тема нашего занятия: «Орфографическая зоркость» Давайте составим план занятия, опираясь на наши подсказки: ? — вспомнить ! — закрепить V – потренироваться Аня, посмотри на 1 обозначение, вспомни, что оно обозначает? Что обозначает второе обозначение? Правильно! Что нам необходимо И в чем мы с вами будем тренироваться? План: 1. Вспомнить опасные места при 2. Закрепить знание орфограмм при 3. Потренироваться находить Ребята, перед нами три пункта плана, они |
Личностные: Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: |
||||||||||||
3.деятельностный Задача: |
Методы методы по по по методы метод Методы методы методы игровые методы методы |
Ребята, посмотрите на наш план, какой 1 пункт? (Вспомнить Итак, для этого я предлагаю вам 1 задание. (слайд) Обратите внимание на слайд и найдите лишнее слово На слайде: Мельник, мальчик, будильник, почта, школьник. На слайде: Мел…ник, мал…чик, будил…ник, поч…та, школ…ник. Кто нашел это слово, ручку на локоток. Аня почему лишнее слово почта? (потому что оно пишется без А что объединяет все остальные слова? (разделительный мягкий Как эта орфограмма называется? (написание мягкого знака в Верно Следующее задание, подумайте какая орфограмма запрятана здесь? На слайде: Россия, Наташа, Исеть, Кто нашел ручку на Как называется эта (Заглавная буква в именах собственных) Следующее задание. На слайде: на Ребята, рассмотрите и подумайте, какая орфограмма здесь Верно, молодцы Дальше, посмотрите и скажите какая орфограмма? На слайде: Река, моря, деревья, уходить Кто догадался, какая орфограмма? (безударная гласная в корне Давайте подберем проверочные слова и поставим ударение (рЕки, Верно ребята, мы выполнили с вами 1 пункт плана и повторили Какой следующий пункт плана (называют) Для того чтобы закрепить знания орфограмм, поработаем в парах. На столе у вас лежат карточки, ваша задача по очереди выполнять Задания: 1.Вставьте 1. 2. 3. 4. 2.Выдели посидела в саду – давно поседела запивать лекарство – запевать песню проживать в городе – прожевать пищу свила гнёздышко – свела по ступенькам слезать с крыши – слизать сметану спиши с доски – спеши домой отворить дверь – отварить картофель примирять врагов – примерять костюм поласкать кошку – полоскать бельё 3.Напишите каждый по 2 слова с именем собственным Например: река- Исеть -Давайте проверим, как вы справились с заданием. (на слайде правильный вариант) -У каждого правильного варианта ставим «+» у не правильного «-» (объясняют, как выполнили задание, на карточках -Ребята, посмотрите на наш план. Какой пункт плана мы выполнили? -Аня, с помощью, каких заданий мы это сделали? -Посмотрите, у нас остался последний пункт нашего плана, -Вася -Для того чтобы выполнить данный пункт плана обратите внимание (на слайде задание… прочитай предложение, выдели все
Давайте рассмотрим, какие орфограммы мы встречаем в 1 |
Личностные: Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (способность к волевому усилию — к выбору в ситуации Предметные: |
||||||||||||
4.этап Задача: создать условия для |
Методы методы методы метод Методы методы методы игровые методы методы |
Ребята, В первом Во 2 В 3 Аня что Тест: 1. Лесок – Морской – домашний Садовый – Снежок – 2. Мидведь, копуста, карандаш, ципленок, 3. Ружьё, грязь, звенья, крыльцо, платье, кисель, кровать, перья, — Давайте проверим. Сравните свою работу с образцом на слайде. Я вижу, что все справились с заданием, если у вас есть |
Личностные: демонстрируют любознательность и заинтересованность содержательной стороной деятельности Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и выбор наиболее эффективных способов Предметные: обучающиеся демонстрируют умение |
||||||||||||
5.этап Задача: инициировать рефлексию |
Методы методы Методы методы методы методы методы |
-Все ли пункты плана, что мы ставили перед собой, нам удалось — А мне очень понравилось работать с такой замечательной — На парте у вас лежат таблички, на которых вам необходимо -Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно
Спасибо |
Личностные: демонстрируют любознательность и Метапредметные: обучающиеся |
Исправление специально допущенных ошибок как необходимое орфографическое упражнение, условия успешности его применения
Что такое орфография, думается, объяснять не надо. А что такое какография?
Эти термины противоположны по значению. Если оПфоу в переводе с греческого — правильный, то какоо — плохой, дурной. Как эти слова и стоящие за ними явления (правописание и неверное написание) связаны с формированием умения осознанно контролировать правильность письма? Попробуем разобраться.
Хорошо известно, что навык грамотного письма не вырабатывается сразу. На долгом пути его формирования у детей неизбежно появление ошибок.
Ученые давно задумались над вопросом: можно ли ошибку сделать полезной при обучении грамотному письму и если можно, то как этого добиться?
Практика обучения, исследования методистов дают положительный ответ на первую часть вопроса: возможность применения «отрицательного материала» (выражение Л.В. Щербы) и его положительное влияние на становление орфографического навыка сегодня доказаны.
Однако в методической науке имеют место разночтения относительно условий, которые необходимо соблюдать, чтобы неверное написание, предъявленное ученикам с той или иной целью, не навредило формирующемуся орфографическому навыку.
Прием, который предполагает нахождение и исправление учеником ошибок, довольно широко представлен на страницах ряда современных пособий и учебников русского языка, но представлен в различных методических вариантах. Специфика каждого из них обусловлена представлениями авторов о роли какографии в формировании орфографической грамотности, их отношением к использованию ошибочных записей в качестве дидактического материала.
Так, в «Справочном пособии» О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой задания типа «исправь ошибки» используются активно. Приведем пример из пособия для 3-го класса:
Па дула зема холодом. Са рвала листя с лисов и дубрав и раз ми-тала их подорогам. Стали Птицы стайками Са бираться. Са брались па кречяли и пали тел и за высокие Горы за синие маря в теплые страны.
Пока воздержимся от комментариев относительно методической грамотности подачи «отрицательного материала», ограничимся констатацией фактов: в данном тексте 33 слова, на которые приходится 27 ошибок, в основном связанных с правописанием безударных гласных, написанием приставок и предлогов, а также употреблением разделительного мягкого знака. И хотя они расположены равномерно (имеются практически в каждом слове), восприятие текста крайне затруднено из-за того, что облик ряда слов изменен до неузнаваемости. Кроме того, в тексте отсутствует часть знаков препинания, что также усложняет задачу пишущего.
Рекомендации же ряда методистов (И.В. Борисенко, М.П. Целиковой и др.) можно охарактеризовать как осторожные. Для заданий на нахождение и исправление ошибок предлагается привлекать омофоны, то есть слова, которые совпадают по звучанию, но расходятся в написании и, естественно, в значении.
Чтобы дети могли выявить ошибки, рекомендуется включать слова в такие предложения, где их различные лексические значения проявятся отчетливо: Мать примеряла драчунов. Покупаемую обувь нужно примирять. Дети, спишите в кино. Дети, спешите это предложение и т.п. Если слова каждой пары изъять из контекста, они предстанут перед детьми в «неиспорченном» виде.
Таким образом, запечатление в памяти учеников искаженного орфографического облика слов исключается. Цель использования такого рода заданий, считают методисты, — способствовать становлению орфографической зоркости.
Однако роль какографических (в другой терминологии — корректурных) упражнений в обучении грамотному письму значительно шире. «Во-первых, он помогает выработать у учащихся коммуникативный мотив, определяющий правописание как инструмент речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие. Во-вторых, позволяет убедить учащихся в необходимости изучения правил: без соблюдения правил нельзя верно оформить свои мысли в письменной речи. В-третьих, дает возможность в совместной деятельности с учащимися разработать состав и последовательность операций действия самоконтроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания…».
Не менее, а, скорее, более важным представляется вопрос о том, какие условия необходимо соблюдать, чтобы в полной мере реализовать обучающий потенциал заданий, направленных на нахождение и исправление специально предъявленных ошибок, и не нарушить при этом принципа «не навреди». Такие условия выявлены и сформулированы Т.В. Корешковой. Будучи ограничены рамками статьи, назовем самые важные:
- Выполнение корректурных упражнений должно явиться составной частью общей системы работы по формированию у младших школьников осознанных орфографических действий. Их место — перед знакомством с правилами письма для мотивации их изучения и преимущественно после прочного усвоения этих правил для обучения самоконтролю.
- Корректурные упражнения должны выполняться в системе: а) начинаться с исправления графических ошибок и распространяться на орфографические; б) начинаться с коллективной работы и переноситься на самостоятельную лишь тогда, когда учащиеся усвоят общий способ действия проверки.
- Формулировка задания для самостоятельной работы должна направлять правильные действия учеников: указывать последовательность операций и их содержание.
- Необходимо обеспечить обязательное исправление всех предъявленных ошибок, причем способом, привлекающим внимание именно к правке (например, мелом или пастой другого цвета).
- Должна соблюдаться этапность в предъявлении ошибочного материала: сначала написания, нарушающие одно правило, а потом — несколько; сначала слова, а затем — предложения и тексты.
- Предъявляемый материал не должен превышать 8-12 отдельных слов или текст в 25-30 слов, на которые должно приходиться не более 4-6 ошибок, причем их не следует концентрировать в конце текста.
7. Собственно корректурные упражнения должны дополняться заданиями на поиск и устранение ошибок в последовательности и содержании операций, выполняемых при проверке написанного, что необходимо для становления осознанного действия самоконтроля.
Разумеется, возникает вопрос: а существует ли опыт соблюдения этих условий при разработке заданий, предусматривающих нахождение и исправление специально допущенных ошибок? Да, такой опыт есть. Как вы уже догадались, эти условия приняты во внимание авторами учебника «К тайнам нашего языка». В нем представлены многочисленные примеры детских ошибок, так как «обучение графическому и орфографическому самоконтролю начинается с исправления не своих, а чужих ошибок — чужую найти легче, чем свою».
Чтобы проиллюстрировать соблюдение методической постепенности при использовании «отрицательного материала», покажем одно из собственно корректурных упражнений учебника для 1 — го класса:
Как видим, в этих записях нарушены нормы графики, в частности правила обозначения мягкости согласных. Для исправления предложены отдельные слова, их количество не превышает нормы (8-12 слов). Заметим: задание сформулировано так, что внимание первоклассников сначала фокусируется на правильных написаниях и только потом направляется на поиск ошибок. Кроме того, предусматривается материальная фиксация результатов проверки: над правильно написанными словами ставится +, ошибки же исправляются показанным способом.
А чтобы в орфографической памяти отложились неискаженные образы каждого слова, ученикам предлагается записать их правильно.
Актуальность проблемы развития критического мышления учащегося обусловлена требованиями информационного общества и ФГОС к выпускнику школы, который должен уметь учиться в течение всей жизни, быть конкурентоспособным. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний на основе формирования умения учиться является одной из стратегических задач современного образования. В школьном возрасте учащийся стремится проявить себя в коллективе сверстников, анализирует и критически осмысляет явления действительности, социальные проблемы. Реализация развития критического мышления в школе позволяет проектировать интерактивный образовательный процесс, в котором учащиеся занимают активную позицию, анализируют, осмысляют, оценивают информацию, сопоставляют различные точки зрения, отстаивают свое мнение, делают выводы, определяют возможности решения проблемы. Данная тема актуальна на современном этапе развития общества в целом и образования в частности.
Проблемой развития критического мышления занимались многие исследователи: А.С. Байрамов, А.И. Липкина и Л.А. Рыбак, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. В работах этих авторов критическое мышление рассматривается как качество ума. Б.М. Теплов оценивает критическое мышление как «умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке». [2, С.104]
Критичность мышления можно воспитывать у школьников при выполнении специальных учебных заданий на нахождение и исправление ошибок. Учителю иногда бывает полезно совместно с учащимися проследить весь ход ошибочных рассуждений до конца, чтобы натолкнуть школьников на противоречие, которое поможет им осознать ошибку. [3, С.225]
В исследованиях В.М. Синельникова изучались пути развития критического мышления у школьников в процессе учебной деятельности. В результате, которой, выяснилось, что наиболее эффективной в процессе обучения математике является система специальных ошибочных упражнений, направленных на развитие у школьников способности обнаруживать и опровергать ложные суждения, т.е. на развитие критического мышления. [2, С.105]
В данном исследовании математические ошибки рассматриваются не как явление, с которое нужно предупреждать и с которым нужно бороться (это сомнению не подлежит). Делается попытка извлечь из этого явления пользу, а именно развивать критическое мышление.
На этой основе нами разработана система ошибочных заданий по теме «Подобные треугольники», которые могут применяться на уроках геометрии в 8 классе. Приведем примеры таких заданий, содержащих в своем решении ошибки и недочеты:
Выполнение таких заданий должно поспособствовать развитию критического мышления у учащихся. Так как при выявлении ошибок учащиеся: понимает суть; критически оценивает прочитанное; оценивает надежность информации; отличает верную версию от лживой, находит причины ошибок, логическое формирует выводы, предлагает мнение с аргументами, т. е. развивает критическое мышление. Критическое мышление несовместимо с тем, чтобы пассивно усваивать предложения и аргументы. Значит критически относиться к проблеме, к получаемой информации, задумываться о подтексте, о возможных исключениях и противоречиях, ориентироваться в безбрежном море информации.
На начальном этапе исследования и на контролирующем этапе после проведенных уроков с применением ошибочных заданий, проведены тесты-опросники для проверки развития критического мышления у учащихся, авторами которого являются психологи Ю.Ф.Гущин., Н.В. Смирнова. Тест-опросник состоит из 12 заданий. Максимальное число баллов, полученных за 12 заданий = 32 балла.[1, С.5-23]
Высокий уровень: если учащийся набирает 29 балла и больше по тесту.
Выше среднего: если учащийся набирает от 22 до 28 баллов
Средний уровень: если учащийся набирает от 15 до 21 баллов.
Ниже среднего: если учащийся набирает от 8 до 14 баллов
Низкий уровень: если учащийся набирает меньше 8 баллов.
По результатам этих тестов на начальном этапе у большинства учащихся оказалось средний уровень развития критического мышления, а у остальных ниже среднего. На контролирующем этапе у большинства учащихся был скачок в развитии. И даже у кого был низкий уровень, стал средний уровень развития. Что говорит о том, что у учащихся был сдвиг в развитии критического мышления.
На основе представленных результатов, можно сделать вывод, что наше предположение, о том, что применение специальных ошибочных заданий будет способствовать развитию критического мышления в обучении математики, подтвердилась.