Взрослая ошибка чистая душа

Помогите найти все речевые ошибки и определить их тип:
2. Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а
также Латвии и Литвы.
3. Устав после занятий, мне не читалось.
4. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
5. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь
6. Закопченное копотью окно избушки лесника не пропускало даже
яркого солнечного света.
7. Нас перевели работать в отсталую бригаду
8. Писатель подробно описывает о жизни.
9. Лектор оперировал с точными фактами
10. Он согласился на это скрипя сердцем.
11. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают
современной музыки.
12 Ученики пристально слушали рассказ учителя.
13. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
14. Однажды на рыбалке случился с ним такой случай
15. Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Скачиваний:

104

Добавлен:

14.04.2015

Размер:

56.83 Кб

Скачать

НЕСОБЛЮДЕНИЕ
ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ

  1. Незнание
    значения слова
    .
    Декада …будет
    проходить пять дней
    .

  1. Нарушение
    сочетаемости слов
    .
    Носить
    особенности. Играть значение. Усвоить
    профессию.

  1. Тавтология.
    Его идеи
    были прогрессивными и передовыми.

  1. Плеоназм.
    Вновь
    возобновить. Своя автобиография. Создал
    карикатуры
    без
    малого

    почти
    50 лет назад. Народный фольклор.

  1. Повторение
    слов
    .
    Направление
    развития экономики… приняло ложное
    направление.

  1. Употребление
    однокоренных слов
    .
    Зарос
    зарослями.

  1. Смешение
    паронимов
    .
    Удачливый
    поход. Витя – ужасный невежа в музыке.
    Возросло исполнительное мастерство
    молодой певицы
    .

  1. Алогизм.
    Меньшая
    половина
    .

  1. Неправильное
    употребление фразеологизмов
    .
    Я встречался
    с профессором только 2 раза, поэтому мы
    с ним на короткой ноге. Этот архитектор
    играл главную скрипку.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ

  1. Солнце находится
    в зените.

  2. Наташа праздновала
    день рождения.

  3. По сторонам на
    скакунах гарцуют удальцы лихие.

  4. Триумфом пьесы
    М.Горького
    “На дне” являются слова Сатина
    о человеке.

  5. Ионыч гарцует на
    тройке с ленивым кучером на козлах.

  6. Он находился в
    зените своей славы.

  7. «Недоросль»
    сохранится навсегда в русской истории
    и литературе как картина нравов русского
    дворянства.

  8. Писатель отобразил
    героя правдиво и эмоционально.

  9. Этот человек
    произвел на меня большое воздействие.

  10. Сегодня праздник,
    но у меня самое будничное настроение.

  11. Он ничего не видит
    и не слышит, видно, с головой ушел в
    работу.

  12. В образе главной
    героини автор изобразил свой идеал
    женщины.

  13. Эти стихи я очень
    хорошо выучил на зубок.

  14. Мы готовы оказать
    вам содействие в доставке товаров.

  15. Он заполнил анкету,
    написал свою автобиографию и сдал
    документы.

  16. Маяковский стоял
    у источников новой поэзии.

  17. Нельзя всех мерить
    под одну гребенку.

  18. Проект гостиницы
    был спроектирован молодым архитектором.

  19. Пилоту пришлось
    совершить вынужденную посадку.

  20. Недавний студент,
    он быстро вошел в роль учителя.

  21. Некоторые люди
    принимают желательное за действительное.

  22. Нам нужно взаимно
    помогать друг другу.

  23. На будущий день
    началось обсуждение текущих дел.

  24. Закопченное
    копотью окно избушки не пропускало
    света.

  25. Уровень вводы в
    реке заметно повышается после дождей.

  26. Аспирант представил
    реферат диссертации в срок.

  27. Его идеи были
    прогрессивными и передовыми.

  28. Взревел мотор, и
    самолет бросился ввысь.

  29. На экзамене на
    подготовку к ответу дается не более
    получаса времени.

  30. Ученики пристально
    слушали рассказ учителя.

  31. Товарищи оказали
    мне плохую медвежью услугу.

  32. Его скоропостижный
    отъезд удивил всех.

  33. В этих событиях
    важную скрипку играют военные.

  34. Пилот вынужден
    был совершить вынужденную посадку.

  35. Он не любил работать
    и вел праздничный образ жизни.

  36. Ранние произведения
    поэта понятливы и доступны каждому.

  37. Все герои
    произведения имеют свои индивидуальные
    черты.

  38. Все его очень
    хвалили и пели ему фимиамы.

  39. Слово представили
    самому молодому участнику конкурса.

  40. Мировоззрение на
    жизнь у героев Гоголя очень примитивно.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ
МОРФОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

  1. Ошибка в
    образовании существительного.
    Француженки,
    немки,
    индейки
    отправились на экскурсию.

  1. Ошибка в
    определении рода существительного.
    Занавески
    из тюли.

  1. Ошибка в
    образовании падежной формы существительного.

    Поезд сошел
    с рельс. Ведущие инженера. Два килограмма
    апельсин. Нашествие татаров. Дневник
    Николая Корбут. Стихи Евгения Евтушенки.
    Из яркого пламя.

  1. Ошибка в
    образовании падежной формы числительного.
    К двух
    тысяча десятому году город преобразится.

    Находится
    в полтораста километрах от моря.
    Шестистами километрами.

  1. Ошибка в
    использовании собирательных числительных.

    Радостно
    встретились двое подруг.

  1. Ошибка в
    образовании форм степеней сравнения
    .
    Одна из самых
    важнейших отраслей. Более предпочтительнее.
    Молодее меня.

  1. Одновременное
    использование краткой и полной форм
    .
    Выводы в
    работе интересные, но не свободны от
    противоречий.

  1. Ошибка в
    использовании местоимения.

    Мы
    надеемся на молодежь, они хорошо учатся
    и работают.

  1. Ошибка в
    образовании формы местоимения
    .
    Ради ее.
    Моложе него.

  1. Ошибка в
    образовании формы глагола
    .
    Убедюсь сам.
    Ты колебаешься в выборе. Жгешь мусор.
    Как хочете, так и делайте.Едь домой.
    Покласть сахар в чай. Человек постепенно
    деградируется.

  1. Ошибка в
    образовании причастия.
    Участники
    эстафеты, разольющие воду из стакана,
    получат штрафные очки.

    Сделающие.
    Представитель
    нарождающего класса буржуазии.

  1. Ошибка в
    образовании деепричастия
    .
    Бережа время.
    Ткав полотно.

НЕСОЛЮДЕНИЕ
МОРФОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

  1. Николай выбрал
    самый кратчайший путь к дому.

  2. Красная георгина
    очень красива.

  3. В зале не раз
    вспыхивали долго не смолкающиеся
    аплодисменты.

  4. В коридоре валялся
    ее модный туфель.

  5. Он самый старейший
    член нашего коллектива.

  6. Детская шампунь
    радует малыша.

  7. Под словом
    «нравственность» понимают общепринятые
    формы моралей, охраняемые государством.

  8. Здесь просторное
    фойе.

  9. От такой жизни,
    как у Манилова, человек постепенно
    деградируется.

  10. Я не нашла в
    магазинах апельсин.

  11. Тремстам двадцати
    выпускникам школ были вручены золотые
    медали.

  12. Поезд сошел с
    рельс.

  13. Он станет звонить
    более яростнее.

  14. Горнодобывающая
    промышленность является одной из самых
    важнейших отраслей народного хозяйства.

  15. Домашний тапочек
    должен быть удобным и красивым.

  16. Бытовые условия
    в поселке более предпочтительнее, чем
    в леспромхозе.

  17. Вкусное яблоко
    обрадовало девочку.

  18. Аптека находится
    совсем близко, в полутораста шагах
    отсюда.

  19. Белая босоножка
    оказалась в коробке.

  20. Радостно встретились
    после долгой разлуки двое друзей.

  21. Новый туфель натер
    ногу.

  22. Минск впервые
    упоминается более девятьсот лет тому
    назад.

  23. Измятый банкнот
    валялся на дороге.

  24. Все общество
    собралось на террасе, они любили там
    отдыхать.

  25. Больной мозоль
    беспокоил ее.

  26. Чернило всех
    цветов есть в этом магазине.

  27. Чужая боль не
    оставляет нас равнодушными.

  28. Обеих кандидатов
    мы хорошо знаем.

  29. Красивый собака
    живет в соседней квартире.

  30. Что же я буду
    делать без её?

  31. Белый лебедь
    красиво плывет.

  32. В семье было двое
    девочек.

  33. У него косая сажень
    в плечах.

  34. Площадь равна сто
    одиннадцать тысяч квадратных километров.

  35. У нее есть много
    туфель.

  36. Разработка этого
    месторождения является наиболее
    важнейшей задачей.

  37. В магазинах есть
    много разных чулок.

  38. Я не нашла в
    магазинах мандарин.

  39. В магазинах большой
    выбор полотенец.

  40. В этом районе
    открыли много детских ясель.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ
СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ

  1. Нормы
    согласования определений.

    Современное
    Токио. Два новые ученика.

  1. Нормы
    управления
    .
    Согласно
    действующего законодательства. Показывая
    о том. Приемлемый нам вариант.

  1. Нормы
    согласования сказуемого с подлежащим
    .
    Блок
    «Демократическая Молдова»
    участвовала
    Принимал
    больных опытный терапевт
    Петрова.
    Прошло переподготовку пятьдесят один
    человек.

  1. Нормы
    употребления предлогов
    .
    Вышел с
    трамвая.

  1. Нормы
    построения предложений с однородными
    членами.

    Это открывает
    не только
    большие возможности…,
    но
    и

    уменьшает…Мы собирали березовые почки,
    зверобой, лекарственные растения, плоды
    шиповника и дубовую кору.

  1. Нормы
    управления при однородных членах
    предложения
    .
    Их задача
    – направлять и руководить всеми
    работами.

  1. Нормы
    построения предложений с причастным
    оборотом
    .
    Раскрывшиеся
    почки на березе. Приехавший Онегин в
    деревню ни с кем не хотел знакомиться.

  1. Нормы
    построения предложений с деепричастным
    оборотом
    .
    Любя друг
    друга, жизнь у героев складывается
    счастливо.

  1. Нормы
    построения сложноподчиненных предложений.

    Поездка в
    Беловежскую пущу наконец состоялась,
    о которой мы долго мечтали
    .
    Он считал,
    что будто
    мы его неправильно поняли. Раскольников
    спросил у Сони,
    что
    может
    ли
    она простить его.

  1. Использование
    в качестве однородных разнотипных
    конструкций.

    Есть документ,
    подписанный
    директором, и
    который
    определяет
    состав комиссии. Я включаю музыку,
    когда
    вяжу или
    делая
    уборку.

  1. Нормы
    оформления чужой речи

    (смешение элементов прямой и косвенной
    речи).

    Корчагин
    твердо заявляет, что к буденовцам я
    обязательно перейду.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ
СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ

  1. Закрыв книгу, у
    вас в памяти надолго остаются ее герои.

  2. Беря материал из
    реального мира, художник воспроизводит
    действительность в образах и картинах.

  3. Произведения
    сатирика бичевали пороки существовавшего
    строя в царской России.

  4. Перешагнув через
    порог, мы полпали в довольно странное
    помещение.

  5. Герой романа
    показан в обычной обстановке русской
    действительности, в образе которого
    воплощены черты передовой дворянской
    интеллигенции.

  6. Собакевич так
    расхваливал умерших крестьян, что как
    будто они были живыми.

  7. Почувствовав себя
    утомленным, я все же решил дочитать
    статью.

  8. Нарисованные
    писателем образы помещиков в поэме
    стали нарицательными.

  9. Выражая в песнях,
    сказках, былинах мечту о счастливой
    доле, народом были созданы произведения
    большой глубины и силы.

  10. Рассказывая о
    явлениях жизни, в произведениях писателей
    даются им объяснения.

  11. Написанный роман
    молодым автором вызвал широкую дискуссию.

  12. Впервые поставленная
    на сцене пьеса в 1902 году пользуется
    огромным успехом.

  13. Отряд продвигался
    под деревьями, которые росли вперемежку
    с кустарником.

  14. Готовясь к
    контрольной работе, повторите изученный
    материал.

  15. Он сильно беспокоился
    о здоровье матери, долго не имея от нее
    писем.

  16. Читая эти стихи,
    посвященные трудовым будням, появляется
    желание трудиться больше и лучше.

  17. Есенин научился
    видеть прекрасное, любить и бережно
    относиться к природе.

  18. Оказавшись вне
    стен университета, бродя по улицам без
    всякой цели, у Раскольникова созревает
    план убийства.

  19. Тридцать один
    спортсмен участвовали в этом кроссе.

  20. Врач Симонова
    прописала мне новое лекарство.

  21. Проблема о разумном
    использовании природных богатств
    волновала людей еще в далекой древности.

  22. Профорг отчитался
    о проделанной работе.

  23. Каждый рабочий
    закреплен за определенным станком,
    который следит за его состоянием.

  24. Брат не только
    побывал в доме отдыха, но и у отца в
    деревне.

  25. В этом месяце в
    музей были переданы две старинных
    иконы.

  26. Мой друг, к
    сожалению, ужасная неряха.

  27. Глядя на эту старую
    фотографию, мне вспомнилась моя
    молодость.

  28. Читая данное
    стихотворение, по коже у меня пробегал
    мороз.

  29. Аспирант ответил
    на многие вопросы членов Ученого совета,
    касающихся темы его диссертации.

  30. Эта книга посвящена
    вопросам музыки, живописи, графики,
    культуры.

  31. Особенностью этой
    книги является то, что ее составители
    много внимания уделяли на сопоставление
    фактов русского и белорусского языков.

  32. Не надо рассуждать
    о том, о чем вы не знаете.

  33. Этот вопрос надо
    адресовать к главному редактору.

  34. Я не только купил
    книгу, но и несколько брошюр.

  35. Опавшие листья с
    деревьев шелестели под ногами.

  36. Лекарственное
    растение чистотел рос рядом с домом.

  37. Газета «Аргументы
    и факты» не вышли, как обычно, в четверг.

  38. Услышав ответ,
    лицо девушки побледнело.

  39. Войдя в дом, я снял
    плащ.

  40. Выйдя на улицу
    без перчаток, руки сразу же окоченели.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

трудом и голодовкой. 2) В годы войны весь наш народ трудился, не покладая сил и энергии. 3) Взревел мотор, и самолёт бросился ввысь. 4) В своей автобиографии Л.Н. Толстой рассказал о многом. 5) Лектор привлек общее внимание всех присутствующих. 6) Из приказа: «Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого месяца». Образец: Детство главного героя прошло в бедноте. → Детство главного героя прошло в бедности (неразличение паронимов).

Александр

21.11.17

Учеба и наука

1 ответ

Здравствуйте! первый раз обращаюсь к подобной помощи, обычно делаю все сама ,но никак не могу справиться с некоторыми заданиями, пожалуйста помогите!

Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки в согласовании главных и второстепенных членов предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.
Образец: Ведет прием внимательная врач Петрова. – Ведет прием внимательный врач Петрова (При сочетании нарицательного имени и собственного имени определение согласуется с ближайшим из существительных).

Здесь я почти все исправила, помогите пожалуйста объяснить в чем ошибки каждого предложения

1. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом — Окна и двери ребята выкрасили импортными белилами. (Нарушена морфологическая норма необходимо употребить «белилами»).
2. Необходимый книга-справочник можно приобрести в магазине- Необходимую книгу-справочник можно приобрести в магазине.
3. Ученые нашли две медвежьих берлоги — Ученые нашли две медвежьи берлоги.
4. Государственный контроль необходим в сфере железнодорожного и водного транспортов — Государственный контроль необходим в сфере железнодорожного и водного транспорта.
5. Соревнования проходили в городе Саратов. — Соревнования проходили в городе Саратове.
6. Большинство бойцов успели выпрыгнуть на берег и ударить с тыла по врагу.- Большинство бойцов успело выпрыгнуть на берег и ударить с тыла по врагу. (собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа).
7. На покраску крыши ушли двадцать килограммов олифы — На покраску крыши ушло двадцать килограммов олифы

Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в построении параллельных синтаксических конструкций (причастных и деепричастных оборотов). Объясните, в чем заключаются ошибки.
Образец: Переходя дорогу, у меня слетела шляпа. – Когда я переходил дорогу, у меня слетела шляпа. (Деепричастный оборот должен быть соотнесен с глаголом-сказуемым).

1. Поступившие рукописи посланы на рецензирование.
2. Поселившись теперь в деревне, его мечта и идеал были в том, чтобы вести жизнь естественную.
3. Девочка, воспитывающаяся бабушкой, занимается в спортивной секции.
4. Часть книг, предназначенная для выставки, уже получена.
5. Вошедших граждан просят оплатить проезд.
6. Войдя, ему сказали, что можно приступить к работе.

Упражнение 3. Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, изменение его состава, изменение грамматической формы слов в составе фразеологизма, контаминация).
Образец: Не мудрствуя долго, приведу цитаты из отчета – Не мудрствуя лукаво, приведу цитаты из отчета (неоправданная замена компонентов фразеологизма).
1. Хоть он был и не из робкой десятки, но тут испугался. 2. Уточненные данные играют мало значения для завершения работы. 3. Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью. 4. Я заметил дом, который отлично знаю как свои пять пальцев. 5. Саванна – обетованная земля для редких животных. 6. Работ¬ники больницы знали, кто в них бросает камешки. 7. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.

Упражнение 4.
Найдите и исправьте речевые ошибки. Укажите тип ошибки (употребление слова без учета его лексического значения, алогизм, анахронизм, нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов).
Образец: На сцене стоял актер в золочёном амплуа. – На сцене стоял актер в золочёном костюме. (Слово «амплуа» употреблено без учета его лексического значения ‘совокупность ролей, исполняемых актером’).

1. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 2. Новая пьеса привлекла внимание критиков ори¬гинальным до банальности сюжетом. 3. Они работали как самые отъявленные специалисты. 4. Главному герою фильма характерны честность и правдивость. 5. Человека надо судить не по словам, а по проступкам. 6. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. 7. Герой Булгакова – яв¬ный прототип христианского Иисуса Христа. 8. Он вел затворный образ жизни. 9. Надо учиться находить стилевые ошибки в сочинении. 10. Ученик блистательно справился с заданием.

Упражнение 5. Объясните значение паронимов, укажите чем отличаются эти значения. Составьте с каждым из них словосочетания.
Образец: главный – заглавный: главный – основной, ведущий (главный конструктор); заглавный – начальный в какой-либо части (заглавная буква).

Одеть – надеть,
критический – критичный,
экономический – экономный,
архаика – архаичность,
всякий – всяческий.

Упражнение 3. Найдите и устраните речевую избыточность. Укажите тип ошибки (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология).
Образец: Спортсмены вуза не могут похвастаться спортивными достижениями – Спортсмены вуза не могут похвастаться достижениями (повтор однокоренных слов: спортсмены, спортивные – тавтология).

1. Художник обязуется представить пробные рисунки в трех различных вариантах.
2. Герой целеустремленно стремиться к своей цели.
3. Наружная внешность героини привлекательна.
4. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.
5. Друзья взаимно уважали друг друга.
6. Внезапно хлынул проливной ливень.
7. нападавшие потребовали от него пять тысяч рублей денег.
8. Его поэзия в своей основе имеет впечатления детства.

Пожалуйста очень вас прошу помочь! спасибо заранее

Департамент образования и науки Приморского края

КГБОУ СПО «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж»

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Методические указания, задания, темы рефератов, контрольные вопросы и тесты

для студентов очной и заочной форм обучения

Находка

2012г.

Организация-разработчик: КГБОУ СПО «НГГПК»

Разработчики:

_________________________________________________

Ф.И.О., должность

_________________________________________________

Ф.И.О., должность

_________________________________________________

Ф.И.О., должность

Рекомендована предметно-цикловой комиссией __________

Протокол №____________ от «____»__________2012 г.

Заместитель директора по учебно-производственной работе

Морунова Е.Ю. ______________________

Содержание

Общие сведения 4

Темы рефератов 5

Контрольные вопросы 6

Тесты по орфографии 7

Тесты по пунктуации 19

Тесты по культуре речи 31

Библиографический список 41

Общие сведения

Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также облегчат сдачу зачета по этому предмету.

Для получения зачета вам необходимо выполнить следующее:

1. Подготовить и защитить реферат на выбранную вами тему (темы прилагаются).

2. Ответить на контрольные вопросы (если вы не будете писать реферат).

3. Выполнить тесты по русскому языку и культуре речи.

Общие указания по написанию реферата:

1. Объем реферата – не менее 14 страниц печатного текста формата А4, шрифт 14.

2. Обязателен развернутый план.

3. Список литературы не менее 3 авторов.

Тесты могут быть выполнены заранее в отдельной тетради, а также во время сдачи зачета.

Рекомендуемая литература, которую вы можете использовать при подготовке к зачету. Список литературы вы можете расширить.

При выполнении заданий по русскому языку вам предлагаются четыре варианта. Вы должны выбрать по одному из каждого раздела: орфографии, пунктуации, стилистике (всего три из разных разделов).

При сдаче зачета вы можете ответить не на все вопросы тестов, но если будет выполнено 2/3 заданий, то результат будет положительным.

Успехов вам при получении зачета.

Темы рефератов

  1. Литературный язык – основа культуры речи.

  2. Современное состояние русского литературного языка.

  3. Правильность – центральное понятие культуры речи.

  4. Словари и справочники.

  5. Орфоэпические нормы.

  6. Лексические нормы.

  7. Морфологические нормы.

  8. Синтаксические нормы.

  9. Функциональные стили русского языка (кроме научного и официально-делового).

  10. Научный стиль речи.

  11. Подстили научной речи.

  12. Языковые особенности научного стиля.

  13. Научные тексты и виды текстов.

  14. Основы компрессии научного стиля.

  15. Официально-деловой стиль.

  16. Подстили официально-делового стиля.

  17. Экстралингвистические особенности официально-делового стиля.

  18. Языковые особенности официально-делового стиля речи.

  19. Служебная документация и правила ее оформления.

  20. Особенности языка рекламы.

  21. Античная риторика.

  22. Средневековая риторика.

  23. Древнерусское красноречие XI-XVII вв.

  24. Судебное красноречие второй половины XIX в.

  25. Современное ораторское искусство.

  26. Роды, виды красноречия.

  27. Подготовка публичного выступления и факторы, определяющие его успех.

  28. Логико-композиционное построение устной речи.

  29. Культура устной речи и ее выразительность.

  30. Оратор и аудитория.

  31. Деловая риторика.

Контрольные вопросы

1. Определение понятия «культура речи». Место культуры речи в общей культуре человека.

2. Единица языка и языковые уровни.

3. Функции языка.

4. Национальный язык (привести схему).

5. Диалект. Просторечие. Жаргон.

6. Понятие литературного языка.

7. Три аспекта (составляющие) культуры речи.

8. Нормализация и кодификация.

9. Определение понятия «стиль». Происхождение понятия. Понятие «функционального стиля».

10. История возникновения, сфера употребления и разновидности научного стиля речи.

11. Экстралингвистические и лингвистические особенности научного стиля.

12. История возникновения, сфера употребления и разновидности официально-делового стиля речи.

13. Экстралингвистические и лингвистические особенности официально-делового стиля.

14. Сфера употребления, функции и разновидности публицистического стиля.

15. Экстралингвистические и лингвистические особенности публицистического стиля.

16. Отличие устной и письменной форм речи.

17. Кодифицированная устная речь, её особенности.

18. Разговорная речь, её особенности.

19. Просторечие как форма устной речи, его особенности.

20. Определение понятия «ораторское искусство».

21. Классификация родов красноречия.

22. Основные навыки и умения оратора.

23. Невербальные средства общения.

24. Композиция речи.

25. Деловая риторика.

26. Культура устной речи и ее выразительность.

27. Речевой этикет.

28. Правила оформления служебной документации.

ТЕСТЫ ПО ОРФОГРАФИИ

Вариант № 1

  1. Отметьте номера слов, где пишется О

1)

к…нонада

5)

п…ролон

2)

заг…релый

6)

обог…щение

3)

прик…саться

7)

вым…кнуть

4)

р…внивый

8)

вытв…рять

2. Отметьте номера слов, где пишется А

1)

в…кансия

5)

вск…чить

2)

з…рница

6)

прил…гать

3)

накл…ниться

7)

взр…слеть

4)

н…тариус

8)

ур…внение

3. Отметьте номера слов, где пишется Е

1)

соб…раться

5)

соч…тание

2)

вин…грет

6)

вент…ляция

3)

ст…реть

7)

зам…реть

4)

обл…ниться

8)

обн…мать

4. Отметьте номера слов, где пишется И

1)

кр…терий

5)

перест…лать

2)

прим…рить (врагов)

6)

компл…мент

3)

зап…реть

7)

забл…стеть

4)

нев…димка

8)

пост…жжение

5. Отметьте номера слов, в которых пропущена согласная

1)

искус…ный

5)

парал…ель

2)

хрус…нуть

6)

рас…а

3)

уча…ствовать

7)

горес…ный

4)

а…куратный

8)

пал…ас

6. Отметьте номера слов, где пишется Ъ

1)

бур…ян

5)

с…ежиться

2)

без…языковый

6)

прем…ера

3)

гил…отина

7)

с…экономить

4)

с…язвить

8)

рел…еф

7. Отметьте номера слов, где пишется Ь

1)

гон…щик

5)

стрич…

2)

фальш…

6)

мимо дач…

3)

настеж…

7)

реж…те

4)

замуж

8)

горяч…

8. Отметьте номера слов, где пишется Е

1)

непр…клонный

5)

пр…одолеть

2)

пр…грешения

6)

пр…интересный

3)

пр…чуды

7)

пр…оритет

4)

пр…вилегия

8)

пр…зидент

9. Буква Е пишется во всех словах ряда

1)

во всеоружии…, о ветр…

2)

о режиссер…, о фе…

3)

на побережь…, в низовь…

4)

о Мари…, о новосель…

5)

в канцеляри…, об айсберг…

10. Буква Е пишется во всех словах ряда

1)

не выкин…шь, спотыка…тся

2)

увид…те, хохоч…т

3)

мел…т, задерж…тся

4)

буд…шь, помож…шь

5)

стел…т, плещ…т

11. Отметьте номера слов, где пишется О

1)

плащ…м

5)

печ…нка

2)

алыч…вый

6)

ж…лудь

3)

увлеч…нный

7)

дириж…р

4)

ш…рох

8)

ч…кнутый

12. Отметьте номера слов, которые пишутся через дефис

1)

(био)поле

5)

(темно)глазый

2)

(жар)птица

6)

(по)турецки

3)

(социал)демократ

7)

(кисло)сладкий

4)

(пол)дороги

8)

(по)моему мнению

13. Отметьте номера слов, где пишется А/Я

1)

завис…щий

5)

наде…щийся

2)

дети хохоч…т

6)

ссор…щиеся люди

3)

сто…щий

7)

они дремл…т

4)

ла…щий пес

8)

задерж…нный преступник

14. Отметьте номера слов, где пишется НН

1)

отчаян…ый

5)

мобилизован…ый

2)

кован…ый

6)

бумага подписан…а

3)

выращен…ый

7)

плетен…ая дедом корзина

4)

ткан…ые материалы

8)

экстрен…ый

15. Частица НЕ пишется раздельно

1)

(не)достает доблести

5)

(не)обязан подписывать

2)

отнюдь (не)очевидный

6)

(не)везение

3)

абсолютно (не)интересный

7)

(не)получив

4)

(не)вступивший в силу

8)

(не)умный, но практичный

16. НИ пишется в предложении

1)

Она была н… только умна, но и красива.

2)

Светлов не мог н… слышать этих слов.

3)

На небе не было н… облачка.

4)

Чем бы дитя н… тешилось, лишь бы не плакало.

5)

Н… кто иной, как дятел глухо стучал в лесу.

17. Отметьте номера предложений, где слова пишутся слитно

1)

Берись (за)то, к чему ты склонен.

2)

Я полагал и его (так)же застать у вас.

3)

Будем жить так, что(бы) все любили нас.

4)

Что(бы) он ни рассказывал, он все умел передать по-новому.

5)

И(так), я жил тогда в Одессе.

6)

Право, мне скучно (от)того, что вы уехали так далеко.

7)

Судить будут (по)тому, как ты пишешь и говоришь.

Вариант № 2

1. Отметьте номера слов, где пишется О

1)

доск…каться

5)

тв…рение

2)

прекл…нение

6)

к…рнавал

3)

г…рмония

7)

пром…кающий

4)

оз…рение

8)

апл…дировать

2. Отметьте номера слов, где пишется А

1)

раск…ленный

5)

соприк…саться

2)

пор…вну

6)

подл…жить

3)

вышк…ленный

7)

заг…релый

4)

кат…строфа

8)

подр…внять (челку)

3. Отметьте номера слов, где пишется Е

1)

см…ренный

5)

бракосоч…тание

2)

мб…лиск

6)

поч…татель

3)

уп…раться

7)

предприн…матель

4)

в…ртуозный

8)

соб…ру (гостей)

4. Отметьте номера слов, где пишется И

1)

стаж…ровка

5)

подж…гать

2)

наскр…сти

6)

бл…стательный

3)

расст…лить

7)

агр…гат

4)

крим…нальный

8)

прим…рять (платье)

5. Отметьте номера слов, в которых пропущена согласная

1)

ка…рикатура

5)

сверс…ник

2)

опас…ность

6)

блес…нуть

3)

чу…ствовать

7)

громоз…кий

4)

дре…сировщик

8)

кас…ета

6. Отметьте номера слов, где пишется Ъ

1)

необ…ятные

5)

в…юга

2)

вороб…иная

6)

суб…ективный

3)

пред…операционный

7)

трех…этажный

4)

павил…он

8)

исподлоб…я

7. Отметьте номера слов, где пишется Ь

1)

намаеш…ся

5)

стереч…

2)

бреш…

6)

уж…

3)

навзнич…

7)

намаеш…ся

4)

пять свиных туш…

8)

свеж…

8. Отметьте номера слов, где пишется Е

1)

пр…стижный

5)

пр…кончить

2)

пр…дать друга

6)

пр…увеличить

3)

пр…общаться

7)

пр…обладать

4)

пр…прятать

8)

пр…стиж

9. Буква Е пишется во всех словах ряда

1)

на алле…, о жреби…

2)

в харчевн…, о ванил…

3)

в дельфинари…, в галере…

4)

о Евгени…, в парфюмери…

5)

о юбиле…, в бакале…

10. Буква Е пишется во всех словах ряда

1)

ненавид…т, кле…тся

2)

обижа…т, выбер…т

3)

кол…т, перестел…т

4)

брос…т, высп…тся

5)

запряч…т, мечта…т

11. Отметьте номера слов, где пишется О

1)

маж…р

5)

расч…ска

2)

подж…г (дом)

6)

ч…порный

3)

девч…нка

7)

увлеч…нный

4)

ш…пот

8)

розовощ…кий

12. Отметьте номера слов, которые пишутся через дефис

1)

сделать (по)своему

5)

(западно)европейский

2)

(во)первых

6)

(по)древнему преданию

3)

дело(делом)

7)

(горько)соленый

4)

(пол)Азии

8)

(диван)кровать

13. Отметьте номера слов, где пишется А/Я

1)

они бор…тся

5)

они беспоко…тся

2)

заслуш…нный доклад

6)

стро…щийся объект

3)

дремл…щие силы

7)

мо…щиеся обои

4)

леч…щий врач

8)

разруш…нные стены

14. Отметьте номера слов, где пишется НН

1)

разрешен…ый

5)

современ…ик

2)

безветрен…ый

6)

задача решен…а

3)

маринован…ый

7)

плетен…ая мной корзина

4)

бешен…ый

8)

глажен…ое белье

15. Частица НЕ пишется раздельно

1)

(не)дозрелый арбуз

5)

(не)должен понимать

2)

далеко (не)любезный прием

6)

(не)счастье

3)

почти (не)весомый

7)

(не)глубокая, но быстрая речка

4)

(не)видевший никого

8)

(не)подумав

16. НИ пишется в предложении

1)

Кто б н… был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет.

2)

Она не могла н… заметить его волнение.

3)

В глазах не было н… намека на шутку.

4)

Что бы он н… говорил – никто не верил.

17. Отметьте номера предложений, где слова пишутся слитно

1)

Самолет во что(бы) то ни стало нужно было посадить.

2)

Диван грубоватый, за(то) прочный.

3)

(По)этому неудачному ответу не судите о моих знаниях.

4)

Вы так(же) обворожительны, как двадцать лет назад.

5)

Мне и(так) все нравится.

6)

Мне грустно (от)того, что ничего не вышло.

7)

Мне все так(же) неприятно, как и Вам.

Вариант № 3

1. Отметьте номера слов, где пишется А

1)

выск…чить

5)

сан…торий

2)

р…внение направо

6)

к…рнавал

3)

ст…рожил города

7)

вытв…рить

4)

угр…жающий

8)

произр…стать

2. Отметьте номера слов, где пишется О

1)

пок…рать преступника

5)

спл…влять

2)

обг…релый

6)

в…трушка

3)

непозв…лительный

7)

подм…чивший

4)

веселая к…мпания

8)

безотл…гательный

3. Отметьте номера слов, где пишется И

1)

осв…домитель

5)

ум…рающий

2)

св…дание

6)

бл…стеть

3)

от…таться

7)

обн…мать

4)

м…теор

8)

уед…ненный

4. Отметьте номера слов, где пишется Е

1)

ист…реть

5)

неприм…римый

2)

ф…номен

6)

бл…стящий оратор

3)

разв…вающиеся флаги

7)

фр…гат

4)

ч…столюбивый

8)

поч…татель

5. Отметьте номера слов, в которых пропущена согласная

1)

сер…цевина

5)

драм…атический

2)

хлес…нуть лошадей

6)

извес…няк

3)

ас…ортимент

7)

кос…ный мозг

4)

целос…ное представление

8)

деф…ект

6. Отметьте номера слов, где пишется Ъ

1)

интер…ер

5)

контр…удар

2)

об…ект

6)

пред…юбилейный

3)

с…ежиться

7)

в…едливый

4)

бул…он

8)

д…як

7. Отметьте номера слов, где пишется Ь

1)

пол скрипуч…

5)

назнач…те

2)

доч…

6)

замуж…

3)

напроч…

7)

намаеш…ся

4)

лихач…

8)

нет галош…

8. Отметьте номера слов, где пишется Е

1)

пр…терпеться

5)

пр…стегнуть

2)

пр…добрый человек

6)

пр…отворить дверь

3)

пр…тендент

7)

пр…брежный

4)

пр…вращаться

8)

пр…зидент

9. Буква Е пишется во всех словах ряда

1)

без реализаци…, в Венеци…

2)

на одном колен…, о наци…

3)

в ине…, на балкон…

4)

о счасть…, о ревлюци…

5)

о город…, в лавк…

10. Буква Е пишется во всех словах ряда

1)

завис…т, се…т

2)

пол…т, маш…т

3)

чита…т, выпрос…т

4)

обижа…т, ла…т

5)

зна…т, душ…т

11. Отметьте номера слов, где пишется О

1)

калач…м

5)

ш…рты

2)

коч…вка

6)

изж…га

3)

моч…ный

7)

разоблач…н

4)

галч…нка

8)

за плеч…м

12. Отметьте номера слов, которые пишутся через дефис

1)

(пол)листа

5)

(древне)римский

2)

(крест)накрест

6)

инженерно(строительный)

3)

чудо(чудом)

7)

(бледно)розовый

4)

киловатт(час)

8)

(вице)губернатор

13. Отметьте номера слов, где пишется А/Я

1)

колеса верт…тся

5)

замеш…нный в махинациях

2)

знамета колыш…тся

6)

калеч…щий душу

3)

вяж…щее соедство

7)

ла…щий пёс

4)

самокле…щиеся обои

8)

подвеш…нная люстра

14. Отметьте номера слов, где пишется НН

1)

встревожен…ый взгляд

5)

тружен…ик

2)

ветрен…ый

6)

поручение выполнен…о

3)

обоснован…ый

7)

слышан…ая мною история

4)

бессеребрен…ик

8)

свежеморожен…ые овощи

15. Частица НЕ пишется раздельно

1)

(не)согласен с доводами

5)

(не)долюбливаю собак

2)

(не)значительный промах

6)

(не)настье

3)

никому (не)нужная встреча

7)

(не)большое, но удобное кресло

4)

крайне (не)аккуратный

8)

(не)подозревая

16. НИ пишется в предложении

1)

Ночь проходит, не дороги н… вперед и н… назад.

2)

Тарас Бульба не мог н… остановиться полюбоваться на закат.

3)

Ни в одном из них я не заметил н… раскаяния, н… сострадания.

4)

Сколько н… говори «сахар», во рту слаще не станет.

17. Отметьте номера предложений, где слова пишутся слитно

1)

От(чего) Вы не бережёте здоровье?

2)

Он говори то(же), что мы читали в газетах.

3)

(По)этому плану вы без труда найдёте нужный дом.

4)

Мне пора, я и(так) задержался.

5)

Я пришел, что(бы) поговорить с вами о деле.

6)

Он уехал, при(чем) никого не предупредил.

7)

Он прилично пишет, рисует то(же) недурно.

Вариант № 4

1. Отметьте номера слов, где пишется А

1)

отр…слевой

5)

оз…рение

2)

обог…щаться

6)

несг…раемый шкаф

3)

выск…чить

7)

тв…рение

4)

ур…ган

8)

изл…гать

2. Отметьте номера слов, где пишется О

1)

укр…титель

5)

ск…чкобразный

2)

дог…рающий костер

6)

погл…щение

3)

насл…ждение

7)

вым…кший под дождём

4)

г…ризонт

8)

предл…гать

3. Отметьте номера слов, где пишется И

1)

выч…тание

5)

выт…р пыль

2)

приб…ру комнату

6)

бл…стать на балу

3)

нев…димка

7)

просв…титель

4)

в…трина

8)

персп…ктива

4. Отметьте номера слов, где пишется Е

1)

оч…ртания

5)

зам…рать

2)

ш…ренга

6)

отч…таться

3)

разв…вающаяся страна

7)

приобр…тённый

4)

землетр…сение

8)

подстр…кать

5. Отметьте номера слов, в которых пропущена согласная

1)

уча…ствовать

5)

хлес…нул

2)

мета…лург

6)

сим…улянт

3)

во…жи

7)

иску…ственный

4)

вла…ствовать над людьми

8)

конве…ер

6. Отметьте номера слов, где пишется Ъ

1)

с…есть

5)

п…яный

2)

свин…я

6)

без…аварийный

3)

собач…и

7)

раз…яснить

4)

под…езжать

8)

крыл…я

7. Отметьте номера слов, где пишется Ь

1)

тягуч…

5)

сплош…

2)

реч…

6)

без задач…

3)

ландыш…

7)

спряч…те

4)

ковш…

8)

катаеш…ся

8. Отметьте номера слов, где пишется Е

1)

пр…пятствие

5)

пр…тензия

2)

пр…сесть

6)

пр…усадебный

3)

пр…стукнуть

7)

пр…украсить

4)

пр…увеличение

8)

пр…рвать

9. Буква Е пишется во всех словах ряда

1)

на ше…, об ущель…

2)

на эмал…, в гимнази…

3)

о двигател…, в галере…

4)

о бесслави…, о весель…

5)

в город…, об обывател…

10. Буква Е пишется во всех словах ряда

1)

она обид…тся, выкип…т

2)

намыл…шь, оплат…шь

3)

мле…шь, щипл…т

4)

стел…т, трепл…т

5)

затрат…т, он вымет…т

11. Отметьте номера слов, где пишется Е

1)

капюш…н

5)

приглуш…нный

2)

корч…вка

6)

еж…нок

3)

заж…гший

7)

щ…лочь

4)

крюч…чек

8)

трущ…ба

12. Отметьте номера слов, которые пишутся через дефис

1)

(пол)пятого

5)

(по)проще

2)

(дуб)дубом

6)

(в)следствие отказа

3)

(в)пятых

7)

(полу)благоустроенный

4)

(кресло)качалка

8)

(по)этому согласился

13. Отметьте номера слов, где пишется У/Ю

1)

душ…щий кашель

5)

скач…щие всадники

2)

дремл…щий талант

6)

пламене…щий закат

3)

ре…щий над степью

7)

тле…щий костер

4)

пен…щееся пиво

8)

еле дыш…щий больной

14. Отметьте номера слов, где пишется НН

1)

тыквен…ый

5)

ткан…ый шелком

2)

юн…ый

6)

стена выкрашен…а

3)

напарен…ый

7)

давно вязан…ый

4)

мучен…ик

8)

лебедин…ый

15. Частица НЕ пишется раздельно

1)

(не)умолимый

5)

(не)утром

2)

отнюдь (не)модный

6)

(не)доедали в войну

3)

(не)посеяв

7)

(не)вредить

4)

очень (не)далекий человек

8)

(не)воспитанность

16. НЕ и раздельно пишется в предложении

1)

(Н…)(в)(чем) мне признаваться.

2)

Я н… мог внутренне не согласиться с его аргументами.

3)

Как н… старались мы быть первыми, однако проиграли этот забег.

4)

Н… один он думал так.

17. Отметьте номера предложений, где слова пишутся раздельно.

1)

Что(бы) сохранить свое здоровье, думай о здоровье других.

2)

Другие дети имели всё то(же) самое и даже гораздо больше.

3)

Иван Иваныч пошатнулся и то(же) свалился.

4)

Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел.

5)

Обеды здесь вкусные, при(том) недорогие.

6)

О людях надо судить по(тому), что они в жизни сделали.

ТЕСТЫ ПО ПУНКТУАЦИИ

Вариант № 1

Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1.

1)

Затем нас обступила и разъединила _ побежавшая от конной облавы толпа.

2)

И долго он _ одинокий _ вился около людей.

3)

Кучер повернул к _ видневшейся вдали деревне.

4)

Утомленный дневным переходом _ Семёнов заснул скоро.

5)

Замечательный русский художник _ В.М. Васнецов писал картины на темы народного эпоса.

6)

Сердитый на вид _ он был добряк в душе.

7)

Невиданной силы снегопад _ начавшийся ещё вечером _ усилился.

2.

1)

Вы и в залу входите _ танцуя.

2)

Берг взял краски и бумагу и _ не напившись даже чаю _ пошел на озеро.

3)

Скрепя сердцем _ он пошел на мировую.

4)

Мне бы жить и жить _ сквозь годы мчась.

5)

Отыскав крючок _ он обновил наживку и снова забросил удочку.

6)

Приходилось сидеть _ сложа руки.

7)

Нельзя читать _ лёжа!

3.

1)

В этих краях прошло её детство, и она знала лес _ как свои пять пальцев.

2)

Воздух был чист _ как родниковая вода.

3)

Семён Иванович славился на всю округу _ как опытный садовод.

4)

Он слыхал _ как казаки бросились ловить коня.

5)

Как поэт-гражданин _ Некрасов посвятил своё творчество судьбе русского народа.

6)

Он _ как воды в рот набрал.

7)

Мне нравится быть _ как одной, так и вместе с друзьями.

4.

1)

Словом _ поторопились мы с выводами.

2)

Жара и усталость взяли _ однако ж _ своё.

3)

Опрокинутое над степью небо _ кажется _ страшно глубоким и прозрачным.

4)

Летом мы _ возможно _ поедем на Кавказ.

5)

Ваше предложение вполне _ вероятно.

6)

По-вашему _ мы должны это сделать?

7)

К несчастью _ начавшаяся метель задержала вылет самолёта.

5.

1)

Летучие мыши низко и косо чертят черными зигзагами воздух _ и порою почти касаются лица.

2)

Мне очень не хотелось идти с матерью в поле _ и я делал вид, что сплю.

3)

Плыть было весело _ и погода стояла на диво.

4)

Он вернулся домой _ и сразу лёг спать.

5)

В городском саду по соседству играл оркестр _ и пел хор песенников.

6)

Дождь прошел _ и земля шуршала, впитывая влагу.

7)

Потом солнце прикасается краем к земле _ и лениво уходит в неё.

6.

1)

Перед нами раскинулись бесконечная _ зеркальная гладь моря.

2)

Около домиков не видно было _ ни дворов, ни деревьев.

3)

В сонном _ застывшем воздухе раздавался треск кузнечиков.

4)

Перед нами лепечут волны _ и бегут, и вновь приходят.

5)

Каждый звук гулко раздается в пустом, сыром и свежем лесу.

6)

Ветер сносит _ и говор, и хрип, и слова.

7)

Были в конторе старые _ висячие стенные часы.

7.

1)

Больной смотрел в открытое окно, и _ когда ветер доносил звуки музыки, он прислушивался к ним, грустно улыбался.

2)

С тех пор _ как я расстался с деревней, это раздолье не переставало сниться мне.

3)

Было непонятно _ можно ли ограничиться собранными материалами.

4)

Подъезжая к месту сражения, я понял, что _ если проявить упорство, то победа будет за нами.

5)

В родник _ откуда воду пьют, камень не бросают.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире

8.

1)

Грузинские деревни _ это сплошные сады.

2)

Эти равнины _ словно море бескрайнее.

3)

Он гость _ я хозяин.

4)

От зноя всё стало жёлтым _ и небо, и поля, и воздух.

5)

В степи, за рекой, по дорогам _ везде было пусто.

6)

Выяснилось _ они ничего и не собирались предпринимать.

7)

Птицы летают низко _ будет дождь.

Отметьте номера предложений с пунктуационной ошибкой

9.

1)

Есть одна песня, слушая которую я всегда вспоминаю детство.

2)

Наедине с тобою брат, хотел бы я побыть.

3)

Маленький катер, морской охотник попал в беду.

4)

Он воротился и попал, как Чацкий с корабля на бал.

5)

Ничего нового он, в сущности, не изобрёл.

6)

Маленькие игривые волны, легко рождаемые ласковым дыханием ветра тихо бились о волны.

7)

На защиту родины встал и стар и млад.

Вариант № 2

Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1.

1)

С ним _ добродушным богатырем _ Наташе ничего не было страшно.

2)

Великий русский физиолог _ Иван Павлов написал многочисленные труды по высшей нервной деятельности.

3)

Поднявшийся ночью _ ветер раздувал пламя костра.

4)

Заунывная и бесконечная _ плывет над водой песня.

5)

Они вошли в соседний коридор _ узкий и тёмный.

6)

Худой и тонкий _ он обхватил её шею крепкими руками.

7)

В станице _ занятой красным десантом _ бой не возобновлялся.

2.

1)

Когда _ проснувшись _ я посмотрел на ходики, они показывали десять.

2)

Самгин шагал по улице бодро и _ не уступая дорогу встречным.

3)

Василий шел _ не торопясь.

4)

Волнуясь и часто останавливаясь _ брат рассказывал о своей неудаче.

5)

Он стоял у витрины _ разинув рот.

6)

Рабочие не разбрелись по городу, а _ выйдя из вагонов _ выстроились и пошли прямо на комбинат.

7)

Проект разработан _ исходя из запланированной стоимости.

3.

1)

Я не сразу заметил _ как равнодушно она стала ко мне относиться.

2)

Лепестки маков летели по ветру легкими стаями _ как мотыльки.

3)

Он не заметил _ как тихо отворилась дверь и в комнату вошел отец.

4)

Тургенев _ как истинно русский писатель _ безгранично любил Россию, русскую природу.

5)

Михаил понял заявление этого человека _ как отказ от данного им обещания.

6)

Сестра крутится целыми днями _ как белка в колесе.

7)

Анна Сергеевна _ как водится _ стала угощать нас пирожными.

4.

1)

Никто _ пожалуй _ не передавал с таким мастерством ночь и звездное небо.

2)

Было _ очевидно, что Ольга испытывала перед ним благоговение.

3)

Слово становится мудрым, когда оно _ кстати _ сказано.

4)

Скворцы _ как правило _ легко переносят неволю.

5)

До ближайшей деревни _ примерно _ два километра.

6)

Однако _ солнца в тот день мы так и не дождались.

7)

Чужим умом _ говорят _ не проживешь.

5.

1)

Мопс лает в забвении _ и даже закрывает глаза, как соловей по весне.

2)

Солнце сползло с зенита, тени удлинились _ и зной стал мягче.

3)

Река едва светлела _ и бесшумно катились ее воды.

4)

Гаврила хотел было возразить _ да сжал зубы.

5)

Выпитое вино покуда не давало остынуть _ и мрачные мысли еще не закопошились в голове, не загудели.

6)

Пока он рассказывал, дождь перестал _ и выглянуло солнце.

7)

Убаюкивает равномерный плеск волн _ и потягивает в лицо свежим морским ветерком.

6.

1)

Перед ночным походом ребята варили в котелке на углях картошку, валялись на траве _ и чистили винтовки, и отдыхали.

2)

В тот день мы встали ни свет _ ни заря и отправились на рыбалку.

3)

Кто ей внушил _ и эту нежность, и слов любезную небрежность?

4)

Туманы бывают _ если не каждый день, то через неделю непременно.

5)

Она ненавидела свое прошлое _ и Орлова, и свою любовь.

6)

Все в природе уснуло крепким _ здоровым сном.

7)

Из комнаты послышался звонкий _ детский плач.

7.

1)

Не знаю _ смогу ли я тебе помочь.

2)

Ему казалось, что _ если бы он держал сверток покрепче, он, верно, остался бы у него в руке.

3)

Между камнями вилась тропинка, я шел по ней, не зная сам _ куда и зачем.

4)

Мы знали, что _ если ветер с юга, то непременно пойдет дождь.

5)

По мере того _ как он говорил, лицо его делалось все сумрачнее.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире

8.

1)

Налево шумела забытая ель, направо _ плакучие ивы.

2)

Оленьи панты _ тоже восточное лечебное средство.

3)

Лишнее говорить _ только делу вредить.

4)

В вестибюле, в коридорах, в кабинетах _ всюду толпились люди.

5)

Устоять на судах было невозможно _ их бросало, как жалкие лодчонки.

6)

Лгал я или нет _ судить не мне.

7)

Я знаю _ твой гостеприимный замок славится хозяйкой молодой.

Отметьте номера предложений с пунктуационной ошибкой

9.

1)

Северная ночь, прозрачная и холодная, как синие льды раскинулась над бескрайним морем.

2)

Быть может это все пустое, обман неопытной души!

3)

На утренней заре за старой крепостью собрались груженые зерном обозы.

4)

Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром, разгоралось со стоном и свистом.

5)

Статья интересная и что самое важное, правдивая.

6)

Случаются в жизни обстоятельства, столкнувшись с которыми в корне меняешь свой взгляд на вещи.

7)

Казачки еще не начали водить хоровод, а собравшись кружками, сидели на земле и на завалинках хат.

Вариант № 3

Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1.

1)

Летний дождь _ редкий, но крупный _ застучал по крыше.

2)

Я _ начинающий врач _ не мог представить себе всех мучений моего пациента.

3)

Американский ученый _ Норберт Винер считается отцом кибернетики.

4)

Взволнованный переживаниями дня _ я долго не спал.

5)

Похожая на застывшее море _ равнина дремала во мгле.

6)

Вдохновленный успехом _ он обдумывал положение спокойно и деловито.

2.

1)

Костер давно догорел и _ распавшись на угли _ угасал.

2)

Он бежал _ сломя голову.

3)

Иногда _ тихо планируя _ бесшумно пролетает сова.

4)

Но – имея надежду на выздоровление _ зачем отравлять организм ядом?

5)

Она слушала _ не отвлекаясь.

6)

От употребления наркотиков человек деградирует _ становясь абсолютно безнадежным _ и умирает.

7)

Спустя три недели _ приехала мать, и жизнь наша наладилась.

3.

1)

Он слыхал _ как казаки бросились ловить коня.

2)

Я обязан сказать вам это _ как человек прямой и честный.

3)

Словно горькая вдовица _ плачет, бьется в ней царица.

4)

Хлеб сделался _ как камень.

5)

Его пригласили в техникум _ как лектора.

6)

Творчество не может обойтись без радости _ как и сама жизнь.

7)

Дождь лил _ как из ведра.

4.

1)

Книги эти _ кстати _ мне нужны.

2)

Солнце и _ кажется _ само небо прятались за скалами.

3)

Машина _ вдруг _ резко затормозила.

4)

Словом _ поторопились мы с выводами.

5)

Жара и усталость взяли _ однако ж _ свое, и я заснул мертвым сном.

6)

Опрокинутое над степью небо _ кажется _ страшно глубоким и прозрачным.

7)

Встреча двух друзей _ возможно _ состоится.

5.

1)

Рассказ он прочел великолепно _ и успех имел грандиозный.

2)

Небо было темное _ и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.

3)

Становилось жарко _ и я поспешил домой.

4)

Охотник от холода переминается с ноги на ногу _ и, чтобы согреться, хлопает себя руками по бокам.

5)

Он непременно хотел стать героем _ и для этого готов был сделать любое, самое страшное, что бы ему не сказали.

6)

На мостике появился капитан _ и по лицу его было видно, что он недоволен.

7)

Взошла луна _ и своим мягким фосфорическим блеском озарила лес.

6.

1)

Ветер сносит _ и говор, и хрип, и слова.

2)

Каждый звук гулко раздается в пустом _ сыром и свежем лесу.

3)

Перед ним лепечут волны _ и бегут, и вновь приходят.

4)

А березка мила _ и при солнце, и в самый серый день.

5)

Он собирал и выслушивал мнения _ как писателей, так и читателей.

6)

В ясную даль убегают четко видные _ телеграфные столбы.

7)

Все в природе уснуло крепким _ здоровым сном.

7.

1)

Бывало, что _ когда дрозды догола обирали рябинник, деревья еще не облетели.

2)

Бедный отец насилу решился спросить у дьячка _ была ли она у обедни.

3)

Лишь _ когда она запела, я узнал ее прежний голос.

4)

Подъем на вершину был так крут, что _ когда мы достигли ее, то у нас не было сил радоваться победе.

5)

Не знаю _ успеем ли мы приехать на вокзал.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире

8.

1)

Лицо, походка, взгляд _ все вдруг изменилось в Лизе.

2)

Я вынужден был возвращаться пешком _ машина сломалась.

3)

Есть три грамоты _ грамота ума, грамота инстинкта и грамота сердца.

4)

Рукавом махнул _ дерево погнул.

5)

Щелкни кобылу в нос _ она махнет хвостом.

6)

Вдруг слышу _ раздаются какие-то странные звуки, похожие на пение птицы.

7)

Не шути с женщинами _ эти шутки глупы и неприличны.

Отметьте номера предложений с пунктуационной ошибкой

9.

1)

Эти картины где-то уже не раз виденные, производили тем не менее хорошее впечатление.

2)

В Большом театре на следующей неделе состоится премьера нового балета.

3)

Мы идем с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка.

4)

Сухие стебли дикого винограда, одиноко висевшие на деревянных галереях, казались сахарными от инея.

5)

В первый раз мы танцуем сегодня в недостроенном клубе своем.

6)

Наедине с тобою брат, хотел бы я побыть.

7)

По улицам слона водили, как видно на показ.

Вариант № 4

Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1.

1)

Моим соседом слева оказался молодой человек _ студент Академии художеств.

2)

Утомленный дневным переходом _ Семенов заснул скоро.

3)

Кустарь _ Илья Иваныч Спиридонов выиграл по золотому займу пять тысяч рублей золотом.

4)

Мертвая тишина стояла над землей _ мягко черневшей в звездном свете.

5)

Обнаруженная поблизости _ сторожка стоит пустая.

6)

Измученные, грязные, мокрые _ мы достигли наконец берега.

2.

1)

Василий давно уже не спал, а _ прислушиваясь к шуму волн _ лежал и думал.

2)

Всю ночь снег шел _ не переставая.

3)

Странно, что _ постоянно находясь в больнице и слушая разговоры о боли и смерти _ сам боцман оставался чужд стариковскому страху смерти.

4)

Спешу к вам _ сломя голову.

5)

Когда _ опомнившись _ он вернулся извиниться, дверь уже была заперта.

6)

Иду дорогой _ не спеша.

7)

К работе можно приступать _ начиная со следующей недели.

3.

1)

Доктор, бледный _ как полотно _ не трогаясь с места, беззвучно что-то шептал и крестился.

2)

У нас исчезло такое явление _ как понятие дворянской чести.

3)

Как человек глубокой души _ Михайловский особенно любил детей.

4)

Его молчание оценивалось _ как согласие.

5)

Я слышал _ как вдали звенели девичьи голоса.

6)

Народу в вагоне было _ как сельдей в бочке.

7)

По небу таинственно неслись огромные белые хлопья облаков _ как гигантские белые птицы.

4.

1)

Между тем _ жизнь в доме шла своим чередом.

2)

Вдруг _ погода переменилась.

3)

Здесь _ бывало _ сиживал со мной А. Раевский, прислушиваясь к мелодии вод.

4)

Тем временем _ солнце исчезло за горизонтом.

5)

Однако _ пора сказать несколько слов о месте, куда мы приехали.

6)

Словом _ поторопились мы с выводами.

7)

Она _ вроде _ согласна с вами.

5.

1)

Тысячи насекомых проснулись в высокой траве _ и наполняли воздух непрерывными звуками.

2)

Приют певца угрюм и тесен _ и на устах его печаль.

3)

Близкие люди живут в нашей памяти _ и память эта всесильна.

4)

Рука бойцов колоть устала _ и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.

5)

Прошло много лет _ и мы опять встретились в Москве.

6)

Он вернулся домой уже в третьем часу _ и сразу лег спать.

7)

Она оглянулась _ и в ту же минуту узнала лицо Вронского.

6.

1)

Я еще не знаю _ чем это дело кончится.

2)

Он почувствовал, что _ если теперь он сядет, ему уже больше не подняться.

3)

Он хотел посмотреть _ уцелел ли дом, где они жили.

4)

Я понял, что _ если хочу остаться в живых, то необходимо переждать еще два дня.

5)

Да ты уж расскажи все _ как есть.

6)

Между камнями вилась тропинка, я шел по ней, не зная сам _ куда и зачем.

7)

Не знаю _ смогу ли я тебе помочь.

7.

1)

Вдруг он ни с того _ ни с сего вскакивает, выхватывает шашку и на меня…

2)

Все в природе уснуло крепким _ здоровым сном.

3)

Из комнаты послышался звонкий _ детский смех.

4)

При дороге растут _ и колокольчики, и полынь, и красная кашка.

5)

Пустой _ безлюдный берег навевал скуку.

6)

Пускай послужит он в армии _ да потянет лямку, да понюхает пороху.

7)

Это был очень сдержанный _ волевой человек.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире

8.

1)

Злой человек _ что уголь: если не жжет, то пачкает.

2)

Читать _ значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

3)

Счастье немыслимо без свободы, свобода _ без долга и обязанностей.

4)

Ставни в домике постоянно прикрыты _ жильцы не нуждаются в свете.

5)

Чай пить _ не дрова рубить.

6)

Степь весело пестреет цветами _ белеет ромашка, скромно синеют колокольчики.

7)

Радоваться успехам другого _ это прекрасное человеческое качество.

Отметьте номера предложений с пунктуационной ошибкой

9.

1)

Он воротился и попал, как Чацкий с корабля на бал.

2)

Он дотянулся до окошка, заглянув в которое не обнаружил обитателей чердака.

3)

Эту длившуюся примерно до середины 90-х годов полосу русской истории называли сумеречной и хмурой.

4)

Ничего нового он, в сущности не изобрел.

5)

Тетя Граня никогда не имевшая своих детей, обладала способностями детского воспитателя.

6)

Будь же счастлива Мери, солнце жизни моей.

7)

На центральной улице города с раннего утра до поздней ночи не прекращается движение.

ТЕСТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Вариант № 1

  1. Отметьте номера слов с ударением на втором слоге

1)

сантиметр

2)

начал

3)

спала

4)

бармен

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

1)

прочитать доклад

2)

ностальгия о детстве

3)

провозгласить тост

4)

тосковать по семье

3. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

1)

Председатель домового комитета сделал анонс о предстоящем собрании жильцов.

2)

На горизонте показалась армада военных кораблей.

3)

Когда у героя неожиданно расстегнулись краги на жилете, в зале раздался смех.

4)

В техническом университете имеется вакансия юриста.

5)

В автомастерской водитель попросил вправить вмятину на борту машины.

Речевые ошибки допущены в предложении

4.

1)

В заключение слово для доклада представили директору школы.

2)

Мы с готовностью окажем вам любую помощь.

3)

Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также Латвии и Литвы.

4)

Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

5)

Устав после занятий, мне не читалось.

5.

1)

Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

2)

Нас перевели работать в отсталую бригаду.

3)

Большинство летних месяцев мы провели на даче.

4)

Писатель подробно описывает о жизни.

5)

Проснувшись от телефонного звонка, я увидел, что было уже семь утра.

6.

1)

Он согласился на это скрипя сердцем.

2)

Эта истина очевидна для всех.

3)

Всем хорошо известны ранние романтические произведения Горького.

4)

Уровень воды в реке заметно повышается после дождей.

5)

На будущий день началось обсуждение текущих дел.

7.

1)

Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовала статью о деятельности новой партии.

2)

В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.

3)

Лектор оперировал с точными фактами.

4)

Никто, даже лучшие друзья, не мог помочь мне выйти из кризиса.

5)

Шаляпин на драматической сцене был так же гениален, как и на оперной.

8.

1)

Недавний студент, он быстро вошел в роль учителя.

2)

Закопченное копотью окно избушки лесника не пропускало даже яркого солнечного света.

3)

Я проходил мимо дома друзей и решил зайти к ним на огонек.

4)

Его идеи были прогрессивными и передовыми.

5)

Взревел мотор, и самолет бросился ввысь.

9. Укажите слово, лексическое значение которого указано неверно

1)

Адекватный – точно соответствующий, равный чему-нибудь.

2)

Акватория – растения, предназначенные для аквариума.

3)

Арсенал – склад оружия.

10. Укажите слово женского рода

1)

НИИ

2)

Резюме

3)

ГЭС

11. Образуйте от указанных существительных форму именительного падежа множественного числа и укажите только то, которое в литературном языке имеет окончание – а

1)

катер

2)

ревизор

3)

редактор

Вариант № 2

1. Отметьте номера слов с ударением на втором слоге

1)

подняла

2)

шофер

3)

украинский

4)

искра

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

1)

играть первостепенное значение

2)

вопреки указания шефа

3)

принимать меры

4)

приехать с города

3. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

1)

На столе вперемежку лежали разные предметы.

2)

Завтра состоится дебют нашего оркестра на московской сцене.

3)

Известно мнение критика о том, как ведет себя русский человек на рандеву.

4)

Это были незыблемые традиции нашего братства, и никому не позволялось их нарушать.

5)

Социологи установили, что многие горожане не удовлетворены их ежедневным бытием в городской среде.

Речевые ошибки допущены в предложении

4.

1)

Кружащиеся чайки над морем были шумными и горластыми.

2)

На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.

3)

В этом решении первую скрипку играл ваш покорный слуга.

4)

Возвращаясь домой, мы попали в аварию.

5)

Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки.

5.

1)

Популярность этой певицы растет с каждым днем.

2)

Ученики пристально слушали рассказ учителя.

3)

Свою автобиографию я уже рассказал вам.

4)

Через час начнется совещание по выработке плана спасательных работ.

5)

В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

6.

1)

Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

2)

Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

3)

Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый лай собак.

4)

Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

5)

Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он увидеть ее сегодня.

7.

1)

Наш завод производит телевизоры высокого качества.

2)

В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.

3)

Мы опоздали на поезд по независящим от нас причинам.

4)

Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.

5)

По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.

8.

1)

Эта женщина – прекрасный повар.

2)

Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

3)

В турнире принимали участие представители многих стран: Россия, Италия, Голландия и другие.

4)

В конце 18 века страна была разделена на три неравные половины.

5)

Лучшие пять работ премированы.

9. Укажите слово, лексическое значение которого указано неверно

1)

Анонс – вид лица прямо спереди.

2)

Фаталист – человек, уверенный в своих силах.

3)

Неординарный – незаурядный, необыкновенный.

10. Укажите слово женского рода

1)

кашне

2)

авеню

3)

Миссисипи

11. Образуйте от указанных существительных форму именительного падежа множественного числа и укажите только то, которое в литературном языке имеет окончание – а

1)

колокол

2)

лацкан

3)

лектор

Вариант № 3

1. Отметьте номера слов с ударением на втором слоге

1)

цемент

2)

издавна

3)

исчерпать

4)

пуловер

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

1)

делать привилегии

2)

уделить внимание

3)

отметить о достоинствах

4)

освоить новую технологию

3. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

1)

Мы встретились на станции и, предвкушая отдых на природе, с оптимальным настроением двинулись на дачу.

2)

Читать нотации было любимым делом нашего педагога.

3)

Метафоры, сравнения, гиперболы и подобные архаичные выражения делают нашу речь более выразительной.

4)

Путешественники неожиданно наткнулись на жилище австралийских аборигенов.

5)

Мушкетеры, стуча сапогами и ботфортами, ворвались в зал.

Речевые ошибки допущены в предложении

4.

1)

После встречи на высшем уровне стороны подписали договор о взаимном сотрудничестве.

2)

Если живьем присмотреться к этим людям, станут заметны их нелицеприятные черты.

3)

На экономический рост влияют многие факторы – социальные, политические и т.п.

4)

В отряде партизан парнишка провел несколько месяцев.

5)

Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению.

5.

1)

М.Ю. Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

2)

Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.

3)

Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.

4)

Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

5)

Этот человек произвел на меня самое большое воздействие.

6.

1)

Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

2)

Он ничего не видит и не слышит, видно, с головой ушел в работу.

3)

Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

4)

Обоз стоял на большом мосту, тянувшемся через широкую реку.

5)

В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.

7.

1)

Тёплые весенние дни пришлись на начало апреля.

2)

Собор, построенный в средние века и который прославил город, надолго остался в памяти у туристов.

3)

В столовой, громко разговаривая, накрывают на стол.

4)

Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли ему помочь.

5)

Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

8.

1)

В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

2)

Врач дал родителям несколько советов по уходу за больным ребенком.

3)

Роман «Отцы и дети» написаны И.С. Тургеневым в 1862 году.

4)

Гости были удивлены яркости карнавала.

5)

Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

9. Укажите слово, лексическое значение которого указано неверно

1)

Фиаско – ария, исполняемая в конце оперы.

2)

Фолиант – толстая книга большого формата.

3)

Авангард – часть войск, находящаяся впереди.

10. Укажите слово женского рода

1)

тюль

2)

гуашь

3)

шампунь

11. Образуйте от указанных существительных форму именительного падежа множественного числа и укажите только то, которое в литературном языке имеет окончание – а

1)

выбор

2)

директор

3)

инженер

Вариант № 4

1. Отметьте номера слов с ударением на втором слоге

1)

закупорить

2)

танцовщица

3)

каталог

4)

завидно

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

1)

верность к мужу

2)

озабочен о здоровье детей

3)

принимать за сумасшедшего

4)

предотвратить неверной шаг

3. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

1)

Пол комнаты был устелен старинными гобеленами ручной работы.

2)

К юбилею города были изданы открытки и красочные букеты.

3)

В конце года состоится мой бенефис, в котором я впервые выйду на сцену.

4)

Эту аксиому ещё предстоит доказать будущим математикам.

5)

Воланд в романе Булгакова изображен автором как прототип дьявола.

Речевые ошибки допущены в предложении

4.

1)

Газеты неоднократно отмечали о том, что в последнее время российская экономика стабилизировалась.

2)

Критика отметили, что в последние годы стиль художника стал гораздо менее проще.

3)

Я горжусь всеми тремястами пятьюдесятью семью марками, которые хранятся в моей коллекции.

4)

Фирма распространяет среди потребителей со значительной скидкой пробную партию новой косметики.

5)

Долгосрочные прогнозы не рискуют делать не только метеоцентры России, но и в Европе.

5.

1)

Свыше пятисот народностей проживают на этом континенте.

2)

Президент попросил доложить всё, что сейчас происходит в стране.

3)

Щенок изгрыз мою туфлю настолько, что целыми остались одни шнурки.

4)

Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.

5)

Золотой век подарил на плеяду выдающихся писателей.

6.

1)

Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику.

2)

Наставнику важно предостеречь первый шаг своего воспитанника.

3)

Я с готовностью окажу вам любую помощь.

4)

Без соответствующей профилактики трудно предотвратить опасность возгорания.

5)

В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.

7.

1)

Не покупайте некачественные крема в уличных палатках.

2)

Мой рассказ будет неоконченным, не упомянув о дорожном происшествии.

3)

На обед мы заказали салат из помидоров, овощной суп и гуляш.

4)

Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки.

5)

Возвращаясь домой, мы попали в аварию.

8.

1)

Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены.

2)

В этом решении первую скрипку играл ваш покорный слуга.

3)

Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носков.

4)

В период феодальной раздробленности народ терпел двойственный гнет.

5)

Мы как-то свыклись к тому, что нет никаких больших потрясений.

9. Укажите слово, лексическое значение которого указано неверно

1)

Сноб – специалист в области древних цивилизаций.

2)

Тривиальный – лишенный своеобразия, новизны.

3)

Аннулировать – объявить или признать что-либо юридически недействительным, отменить.

10. Укажите слово женского рода

1)

домище

2)

вуаль

3)

ООН

11. Образуйте от указанных существительных форму именительного падежа множественного числа и укажите только то, которое в литературном языке имеет окончание – а

1)

ботинок

2)

сапог

3)

рельс

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 2008

  2. Акишина А.Я., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Л., 2010

  3. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М.: Изд-во МГУ.2010

  4. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 2011

  5. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Феникс, 2010

  6. Волков А.А. Основы риторики. М. 2009

  7. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М. 2009

  8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М., 2011

  9. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 2010

  10. Демидова А.К. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. М., 2009

  11. Кожин А.Н. и др. Официально-деловой функциональный стиль //А.Н. Кожин, О.А. Крылова, В.В. Одинцов. Функциональные типы русской речи. М. Высшая школа, 2011. С. 103-109

  12. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 2010

  13. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 2010

  14. Культура русской речи и эффективность общения. М., Наука, 2009

  15. Крылова О.А. Официально-деловой стиль //Основы функциональной стилистики русского языка. М.: Русский язык, 2009

  16. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник /Под ред. И.М. Рожковой. М., 2010

37

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виды грамматических ошибок доклад
  • Взлетел вверх это ошибка
  • Виды врачебных ошибок и пути их предотвращения
  • Взлетал более выше исправьте ошибку
  • Виды грамматических и речевых ошибок фипи