1.1.2. Каким жизненным принципам пытается научить госпожа Простакова своего сына?
1.2.2. Как композиция стихотворения помогает передать замысел автора?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
ЯВЛЕНИЕ VIIТе же, г-жа Простакова и Митрофан
Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.
Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женишься.
Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.
Г-жа Простакова. Придет час воли Божией!
Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.
Цыфиркин очинивает грифель.
Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.
Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.
Г-жа Простакова (работая). Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!
Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.
Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.
Цыфиркин. Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься.
Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!
Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, итти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…
Митрофан (пишет). Трое.
Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублей.
Митрофан (пишет). Триста.
Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды нуль — нуль. Единожды нуль — нуль.
Г-жа Простакова. Что, что, до дележа?
Митрофан. Вишь, триста рублей, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный. На-шед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.
С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы —
Товарищи мои.
Под этот вальс весенним днем
Ходили мы на круг,
Под этот вальс в краю родном
Любили мы подруг;
Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет,
Под этот вальс грустили мы,
Когда подруги нет.
И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,
И каждый слушал и молчал
О чем-то дорогом;
И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну,
И каждый знал — дорога к ней
Ведет через войну…
Так что ж, друзья, коль наш черед,-
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрет,
Не задрожит рука;
Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час,
А коль придется в землю лечь,
Так это ж только раз.
Но пусть и смерть — в огне, в дыму —
Бойца не устрашит,
И что положено кому —
Пусть каждый совершит.
Настал черед, пришла пора,-
Идем, друзья, идем!
За все, чем жили мы вчера,
За все что завтра ждем!
Михаил Исаковский. 1942
1 вариант 3. Укажите предложение, в котором нужно обособить обстоятель ство, выраженное одиночным деепричастием (знаки препина ния не расставлены).
а)Женщина плача подходит к пожарным. (С. Маршак). б)Обратно шли разувшись. (К. Паустовский).
в)Вздыхают жалуясь басы. (М. Исаковский).
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Песни Великой Отечественной войны
на уроках русского языка
(Дидактический материал)
Продолжение. См. № 9, 10/2010
21
Ехал мимо Варшавы, ехал мимо Орла –
Там, где русская слава все тропинки прошла.
(“Ехал я из Берлина”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание суффиксов -к-/-ск— в
именах прилагательных.
3. Правописание заглавных букв.
22
Я хожу в хороший час заката
У сосновых новеньких ворот:
Может, к нам сюда знакомого солдата
Ветерок попутный занесет.
(“Где же вы теперь,
друзья-однополчане”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание окончаний имен прилагательных.
23
Они жизни не щадили,
Защищая отчий край – страну родную;
Одолели – победили
Всех врагов в боях за Родину святую.
(“Солнце скрылось за горою”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание частицы не с глаголами.
3. Правописание заглавной буквы.
4. Правописание окончаний имен существительных.
5. Правописание приставок.
Задание
Подберите контекстуальные синонимы к слову враг.
24
Там французские летчики в дождь и туман
По врагу наносили удары,
А советские парни в рядах партизан
Воевали в долине Луары.
(“Воспоминание об эскадрилье
“Нормандия-Неман”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание суффиксов -к-/-ск- в
именах прилагательных.
3. Правописание разделительного ь.
4. Правописание заглавной буквы.
5. Правописание приставок.
25
Теперь, где ни встретишь березку,
Ты вспомнишь березку мою, –
Ее молчаливые ветки,
Ее терпеливую грусть.
(“Растет в Волгограде березка”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание личных окончаний глаголов.
3. Правописание ь после шипящих.
4. Правописание парных согласных в корне
слова.
5. Правописание частиц не – ни с разными
частями речи.
Задание
Определите, какая стилистическая фигура
используется автором в тексте.
26
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
(“Журавли”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание -тся/-ться в глаголах.
3. Правописание частицы не с глаголами.
4. Правописание окончаний причастий.
5. Правописание приставок пре-/при-.
6. Правописание неопределенных местоимений.
Задание
Напишите, почему убитые солдаты сравниваются с
белыми журавлями.
27
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
(“Журавли”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание личных окончаний глаголов.
3. Правописание н и нн в
суффиксах имен прилагательных.
4. Правописание предлогов.
5. Правописание наречий: слитно, раздельно,
через дефис.
Задание
Объясните лексическое значение слова сизый,
подберите к нему синонимы.
28
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю, –
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной, помню.
(“За того парня”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание чередующихся гласных в корне -зар-/-зор-.
3. Правописание окончаний имен прилагательных.
4. Правописание неопределенных местоимений.
5. Правописание частицы не с
местоимениями.
6. Правописание разделительного ь.
29
А тех, кто жив, кто чудом уцелел,
Сегодня мы, как чудо, изучаем,
Но даже чуду, чуду есть предел –
Все реже их на улице встречаем.
(“Глядят на нас фронтовики”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание личных окончаний глаголов.
3. Правописание чу – щу.
4. Правописание приставок пре-/при-.
30
За этот мир платили мы в боях
Ценой немалою, большой ценою:
Четыре страшных года на плечах
Пронес не кто-нибудь, а мы с тобою.
(“Родная страна”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание частицы не с именами
прилагательными.
3. Правописание окончаний имен прилагательных.
4. Правописание частиц не – ни с разными
частями речи.
5. Правописание неопределенных местоимений.
6. Правописание приставок.
Задание
Определите, какие художественные средства
выразительности преобладают в тексте.
31
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
(“Бухенвальдский набат”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание -тся/-ться в глаголах.
3. Правописание заглавной буквы.
Задание
Объясните, какова роль повторов в данном
тексте.
V. Причастные и деепричастные обороты
1
Письма твои получая,
Слышу я голос родной…
(“Синий платочек”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание разделительного ь.
3. Правописание жи – ши.
2
Последний матрос Севастополь покинул,
Уходит он, с волнами споря.
И грозный, соленый, бушующий вал
О шлюпку волну за волной разбивал.
(“Заветный камень”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание суффиксов причастий.
3. Правописание окончаний причастий.
4. Правописание парной согласной в корне слова.
5. Правописание приставок на з/с.
6. Правописание заглавной буквы.
3
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.
(“В лесу прифронтовом”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание разделительного ь.
3. Правописание приставок на з/с.
4
Покидая ваш маленький город,
Я пройду мимо ваших ворот.
(“Случайный вальс”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание приставок.
5
На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь.
(“На солнечной поляночке”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание разделительного ь.
3. Правописание сочетаний чк, чн, щн.
4. Правописание окончаний имен существительных.
6
Пылают города, охваченные дымом,
Гремит в седых лесах суровый бог войны.
(“Песня артиллеристов”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание н и нн в
суффиксах причастий.
3. Правописание парных согласных в корнях имен
существительных.
7
Не тратя время попусту,
По-дружески да попросту
Поговорим с тобой.
(“Давно мы дома не были”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание наречий: слитно, раздельно,
через дефис.
3. Правописание приставок.
8
По берлинской мостовой
Кони шли на водопой,
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
(“Казаки в Берлине”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание приставок.
3. Правописание соединительной гласной.
9
Все с боя на запад шагая,
До Берлинских ворот я дошел.
(“Сторонка родная”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание о/е после шипящих.
3. Правописание заглавной буквы.
10
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая свеча.
(“На безымянной высоте”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание чередующихся согласных в корне -гор-/-гар-.
11
К долинам, покоем объятым,
Ему не сойти с высоты.
(“Алеша”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание разделительного ъ.
3. Правописание не с глаголами.
12
Были версты, обгорелые, в пыли, –
Этот день мы приближали как могли.
(“День Победы”)
Орфограммы
1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.
2. Правописание чередующихся гласных в корне -гор-/-гар-.
3. Правописание приставок.
4. Правописание приставок пре-/при-.
Задание
Найдите устаревшее слово, поясните его
значение.
Н.В. КИСЕЛЕВА,
гимназия № 3,
г. Ярославль
Укажите предложение я деепричастием совершенного вида:
А)Читая книгу, он забыл про встречу.
Б)Трое людей,разговаривая, шли куда-то легко и бодро.
В)Отдохнув, мы пошли дальше. Г)Вздыхают, жалуясь, басы. Д)Синея, блещут небеса.