Вздыхают жалуясь басы ошибка

1.1.2. Каким жиз­нен­ным прин­ци­пам пы­та­ет­ся на­учить гос­по­жа Про­ста­ко­ва сво­е­го сына?

1.2.2. Как ком­по­зи­ция сти­хо­тво­ре­ния по­мо­га­ет пе­ре­дать за­мы­сел ав­то­ра?

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ния 1.1.1—1.1.2.

ЯВ­ЛЕ­НИЕ VIIТе же, г-жа Про­ста­ко­ва и Мит­ро­фан

Г-жа Про­ста­ко­ва. Пока он от­ды­ха­ет, друг мой, ты хоть для виду по­учись, чтоб дошло до ушей его, как ты тру­дишь­ся, Мит­ро­фа­нуш­ка.

Мит­ро­фан. Ну! А там что?

Г-жа Про­ста­ко­ва. А там и же­нишь­ся.

Мит­ро­фан. Слу­шай, ма­туш­ка, я те по­те­шу. По­учусь; толь­ко чтоб это был по­след­ний раз и чтоб се­год­ни ж быть сго­во­ру.

Г-жа Про­ста­ко­ва. При­дет час воли Бо­жи­ей!

Мит­ро­фан. Час моей воли при­шел. Не хочу учить­ся, хочу же­нить­ся. Ты ж меня взма­ни­ла, пеняй на себя. Вот я сел.

Цы­фир­кин очи­ни­ва­ет гри­фель.

Г-жа Про­ста­ко­ва. А я тут же при­ся­ду. Ко­ше­лек по­вя­жу для тебя, друг мой! Со­фьюш­ки­ны де­неж­ки было б куды класть.

Мит­ро­фан. Ну! Давай доску, гар­ни­зон­ная крыса! За­да­вай, что пи­сать.

Цы­фир­кин. Ваше бла­го­ро­дие, за­все­гда без дела ла­ять­ся из­во­ли­те.

Г-жа Про­ста­ко­ва (ра­бо­тая). Ах, гос­по­ди боже мой! Уж ро­бе­нок не смей и из­бра­нить Па­ф­ну­тьи­ча! Уж и раз­гне­вал­ся!

Цы­фир­кин. За что раз­гне­вать­ся, ваше бла­го­ро­дие? У нас рос­сий­ская по­сло­ви­ца: со­ба­ка лает, ветер носит.

Мит­ро­фан. За­да­вай же зады, по­во­ра­чи­вай­ся.

Цы­фир­кин. Все зады, ваше бла­го­ро­дие. Ведь с за­да­ми-то век на­за­ди оста­нешь­ся.

Г-жа Про­ста­ко­ва. Не твое дело, Па­ф­ну­тьич. Мне очень мило, что Мит­ро­фа­нуш­ка впе­ред ша­гать не любит. С его умом, да за­ле­теть да­ле­ко, да и боже из­ба­ви!

Цы­фир­кин. За­да­ча. Из­во­лил ты, на при­клад, итти по до­ро­ге со мною. Ну, хоть возь­мем с собою Си­до­ры­ча. Нашли мы трое…

Мит­ро­фан (пишет). Трое.

Цы­фир­кин. На до­ро­ге, на при­клад же, три­ста руб­лей.

Мит­ро­фан (пишет). Три­ста.

Цы­фир­кин. Дошло дело до де­ле­жа. Смек­ни-тко, по чему на брата?

Мит­ро­фан (вы­чис­ляя, шеп­чет). Еди­нож­ды три  — три. Еди­нож­ды нуль  — нуль. Еди­нож­ды нуль  — нуль.

Г-жа Про­ста­ко­ва. Что, что, до де­ле­жа?

Мит­ро­фан. Вишь, три­ста руб­лей, что нашли, троим раз­де­лить.

Г-жа Про­ста­ко­ва. Врет он, друг мой сер­деч­ный. На-шед день­ги, ни с кем не де­лись. Все себе возь­ми, Мит­ро­фа­нуш­ка. Не учись этой ду­рац­кой науке.

Д. И. Фон­ви­зин «Не­до­росль»

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.1.—1.2.2.

В ПРИ­ФРОН­ТО­ВОМ ЛЕСУ.

С берез, не­слы­шен, не­ве­сом,

Сле­та­ет жел­тый лист.

Ста­рин­ный вальс «Осен­ний сон»

Иг­ра­ет гар­мо­нист.

Взды­ха­ют, жа­лу­ясь, басы,

И, слов­но в за­бы­тьи,

Сидят и слу­ша­ют бойцы —

То­ва­ри­щи мои.

Под этот вальс ве­сен­ним днем

Хо­ди­ли мы на круг,

Под этот вальс в краю род­ном

Лю­би­ли мы по­друг;

Под этот вальс ло­ви­ли мы

Очей лю­би­мых свет,

Под этот вальс гру­сти­ли мы,

Когда по­дру­ги нет.

И вот он снова про­зву­чал

В лесу при­фрон­то­вом,

И каж­дый слу­шал и мол­чал

О чем-то до­ро­гом;

И каж­дый думал о своей,

При­пом­нив ту весну,

И каж­дый знал — до­ро­га к ней

Ведет через войну…

Так что ж, дру­зья, коль наш черед,-

Да будет сталь креп­ка!

Пусть наше серд­це не за­мрет,

Не за­дро­жит рука;

Пусть свет и ра­дость преж­них встреч

Нам све­тят в труд­ный час,

А коль при­дет­ся в землю лечь,

Так это ж толь­ко раз.

Но пусть и смерть — в огне, в дыму —

Бойца не устра­шит,

И что по­ло­же­но кому —

Пусть каж­дый со­вер­шит.

На­стал черед, при­ш­ла пора,-

Идем, дру­зья, идем!

За все, чем жили мы вчера,

За все что зав­тра ждем!

Ми­ха­ил Ис­а­ков­ский. 1942

miragontar39

1 вариант 3. Укажите предложение, в котором нужно обособить обстоятель ство, выраженное одиночным деепричастием (знаки препина ния не расставлены).
а)Женщина плача подходит к пожарным. (С. Маршак). б)Обратно шли разувшись. (К. Паустовский).
в)Вздыхают жалуясь басы. (М. Исаковский).

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Песни Великой Отечественной войны
на уроках русского языка

(Дидактический материал)

Продолжение. См. № 9, 10/2010

21

Ехал мимо Варшавы, ехал мимо Орла –
Там, где русская слава все тропинки прошла.

(“Ехал я из Берлина”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание суффиксов -к-/-ск— в
именах прилагательных.

3. Правописание заглавных букв.

22

Я хожу в хороший час заката
У сосновых новеньких ворот:
Может, к нам сюда знакомого солдата
Ветерок попутный занесет.

(“Где же вы теперь,
друзья-однополчане”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание окончаний имен прилагательных.

23

Они жизни не щадили,
Защищая отчий край – страну родную;
Одолели – победили
Всех врагов в боях за Родину святую.

(“Солнце скрылось за горою”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание частицы не с глаголами.

3. Правописание заглавной буквы.

4. Правописание окончаний имен существительных.

5. Правописание приставок.

Задание

Подберите контекстуальные синонимы к слову враг.

24

Там французские летчики в дождь и туман
По врагу наносили удары,
А советские парни в рядах партизан
Воевали в долине Луары.

(“Воспоминание об эскадрилье
“Нормандия-Неман”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание суффиксов -к-/-ск- в
именах прилагательных.

3. Правописание разделительного ь.

4. Правописание заглавной буквы.

5. Правописание приставок.

25

Теперь, где ни встретишь березку,
Ты вспомнишь березку мою, –
Ее молчаливые ветки,
Ее терпеливую грусть.

(“Растет в Волгограде березка”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание личных окончаний глаголов.

3. Правописание ь после шипящих.

4. Правописание парных согласных в корне
слова.

5. Правописание частиц не – ни с разными
частями речи.

Задание

Определите, какая стилистическая фигура
используется автором в тексте.

26

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

(“Журавли”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание -тся/-ться в глаголах.

3. Правописание частицы не с глаголами.

4. Правописание окончаний причастий.

5. Правописание приставок пре-/при-.

6. Правописание неопределенных местоимений.

Задание

Напишите, почему убитые солдаты сравниваются с
белыми журавлями.

27

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

(“Журавли”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание личных окончаний глаголов.

3. Правописание н и нн в
суффиксах имен прилагательных.

4. Правописание предлогов.

5. Правописание наречий: слитно, раздельно,
через дефис.

Задание

Объясните лексическое значение слова сизый,
подберите к нему синонимы.

28

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю, –
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной, помню.

(“За того парня”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание чередующихся гласных в корне -зар-/-зор-.

3. Правописание окончаний имен прилагательных.

4. Правописание неопределенных местоимений.

5. Правописание частицы не с
местоимениями.

6. Правописание разделительного ь.

29

А тех, кто жив, кто чудом уцелел,
Сегодня мы, как чудо, изучаем,
Но даже чуду, чуду есть предел –
Все реже их на улице встречаем.

(“Глядят на нас фронтовики”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание личных окончаний глаголов.

3. Правописание чу – щу.

4. Правописание приставок пре-/при-.

30

За этот мир платили мы в боях
Ценой немалою, большой ценою:
Четыре страшных года на плечах
Пронес не кто-нибудь, а мы с тобою.

(“Родная страна”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание частицы не с именами
прилагательными.

3. Правописание окончаний имен прилагательных.

4. Правописание частиц не – ни с разными
частями речи.

5. Правописание неопределенных местоимений.

6. Правописание приставок.

Задание

Определите, какие художественные средства
выразительности преобладают в тексте.

31

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.

(“Бухенвальдский набат”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание -тся/-ться в глаголах.

3. Правописание заглавной буквы.

Задание

Объясните, какова роль повторов в данном
тексте.

V. Причастные и деепричастные обороты

1

Письма твои получая,
Слышу я голос родной…

(“Синий платочек”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание разделительного ь.

3. Правописание жи – ши.

2

Последний матрос Севастополь покинул,
Уходит он, с волнами споря.

И грозный, соленый, бушующий вал
О шлюпку волну за волной разбивал.

(“Заветный камень”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание суффиксов причастий.

3. Правописание окончаний причастий.

4. Правописание парной согласной в корне слова.

5. Правописание приставок на з/с.

6. Правописание заглавной буквы.

3

Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.

(“В лесу прифронтовом”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание разделительного ь.

3. Правописание приставок на з/с.

4

Покидая ваш маленький город,
Я пройду мимо ваших ворот.

(“Случайный вальс”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание приставок.

5

На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь.

(“На солнечной поляночке”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание разделительного ь.

3. Правописание сочетаний чк, чн, щн.

4. Правописание окончаний имен существительных.

6

Пылают города, охваченные дымом,
Гремит в седых лесах суровый бог войны.

(“Песня артиллеристов”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание н и нн в
суффиксах причастий.

3. Правописание парных согласных в корнях имен
существительных.

7

Не тратя время попусту,
По-дружески да попросту
Поговорим с тобой.

(“Давно мы дома не были”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание наречий: слитно, раздельно,
через дефис.

3. Правописание приставок.

8

По берлинской мостовой
Кони шли на водопой,
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.

(“Казаки в Берлине”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание приставок.

3. Правописание соединительной гласной.

9

Все с боя на запад шагая,
До Берлинских ворот я дошел.

(“Сторонка родная”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание о/е после шипящих.

3. Правописание заглавной буквы.

10

Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая свеча.

(“На безымянной высоте”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание чередующихся согласных в корне -гор-/-гар-.

11

К долинам, покоем объятым,
Ему не сойти с высоты.

(“Алеша”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание разделительного ъ.

3. Правописание не с глаголами.

12

Были версты, обгорелые, в пыли, –
Этот день мы приближали как могли.

(“День Победы”)

Орфограммы

1. Правописание проверяемых безударных гласных
в корне.

2. Правописание чередующихся гласных в корне -гор-/-гар-.

3. Правописание приставок.

4. Правописание приставок пре-/при-.

Задание

Найдите устаревшее слово, поясните его
значение.

Н.В. КИСЕЛЕВА,
гимназия № 3,
г. Ярославль

Укажите предложение я деепричастием совершенного вида:
А)Читая книгу, он забыл про встречу.
Б)Трое людей,разговаривая, шли куда-то легко и бодро.
В)Отдохнув, мы пошли дальше. Г)Вздыхают, жалуясь, басы. Д)Синея, блещут небеса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Взгляд евгения пылал огненным пламенем исправить лексические ошибки
  • Взвесьте пожалуйста полкилограмма апельсин ошибка
  • Взаимоотношения между ошибка
  • Взаимный диалог лексическая ошибка
  • Взаимные переговоры речевая ошибка