Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок

Что такое опыт и важно ли его наличие в жизни человека? Опыт — это все умения и навыки, усвоенные человеком. Безусловно, людям, испытавшим многое на своем пути, жить легче, ведь все вопросы можно решить, обратившись к накопленным знаниям. Но может ли деятельность человека ради получения опыта быть безошибочной? К сожалению, нет. В нашем мире за все нужно платить, в том числе, и за приобретение житейской мудрости. Как правило‚ плата за ошибки довольно велика и опыт не всегда поможет их избежать.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой в романе—эпопее «Война и мир» дает описание множества человеческих судеб, позволяя читателю отследить все этапы жизни героев. Одним из центральных персонажей является молодой князь Андрей Болконский. Он проходит грандиозный путь эволюции из горделивого молодого человека, мечтающего стать новым Наполеоном, в мужчину, нашедшего настоящий смысл бытия. В начале романа князь Андрей рад уехать от раздражающей его беременной жены, стать офицером и искать «свой Тулон» — сражение, которое прославит его. Но, получив ранение в битве под Аустерлицем, Болконский переосмысливает всю свою жизнь. Андрей хочет вернуться к жене и ребенку, но не успевает. Жена умирает в день его приезда и всю оставшуюся жизнь он чувствует вину перед ней. Андрей приобретает жизненный опыт, становится мудрее, однако вернуть жену, мать своего сына, он не может.

В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Темные Аллеи» старый военный Николай Алексеевич встречается с женщиной, с которой у него был роман тридцать лет назад. Николай Алексеевич не может сдержать слез, когда узнает, что все это время Надежда любила его и не простила за то, что тогда, много лет назад, он бессердечно ее бросил. По дороге домой Николай Алексеевич представляет, что было бы, если он не бросил молодую крестьянку, а сделал ее хозяйкой дома и матерью своих детей. Теперь военный знает, что любовь, которая подарила ему «истинно волшебные минуты» нельзя было упустить. Однако это знание досталось ему слишком дорого. Да и зачем оно ему, когда ничего уже нельзя исправить?

Таким образом, опыт, на самом деле, очень важен для человека, однако он не всегда уберегает от жизненных ошибок. Трагедия в том, что осознание подчас приходит к людям поздно, когда ничего уже не извлечь из жестокого жизненного урока, кроме чувства вины и тоски. К сожалению, некоторые ошибки неисправимы, как бы мы не старались.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

5 готовых сочинений по темам центрального региона от 1 февраля 2017 года.

Ссылка на все темы сочинений — sochinenie11.ru/o/292-ssylki-na-temy-so-vseh-dat-provedeniya-itogovogo-sochineniya.html

121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
233. Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
322. Когда поражение ценнее победы?
422. Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
523. Может ли быть неравенство в дружбе?

Почему важно уметь контролировать свои эмоции?

С самого детства родители учат нас контролировать себя и свои эмоции. Но для чего? Зачем прятать то, что в первую очередь просится наружу? А, главное, как?

Способность к тому, чтобы контролировать свои чувства и эмоции, – это одно из самых главных умений, каким должен обладать человек. Безусловно, этому учатся не сразу, именно поэтому большинство жизненных ошибок мы совершаем в молодости, когда эмоции бурлят и выплескиваются, а неокрепший разум всячески старается все контролировать. Чем чаще человек дает волю чувствам, тем дальше от него уходит осознание того, что наше поведение априори должно находиться в руках разума, в ином случае последствия могут быть необратимыми. В идеале, конечно, ситуация, в которой разум и чувства выступают в совокупности, в тесной связи. Но чтобы прийти к такой степени самоконтроля, нужно изначально научиться контролировать каждую составляющую этого тандема. Как мне кажется, отличной схемой в этом случае станут ответы на два вопроса: «кому?» и «для чего?». И если человек на несколько мгновений проведет такой несложный анализ, он уже возьмет под контроль себя и свое поведение, потому как в этом случае даже выплеск эмоций будет умеренным.

Если бы Татьяна, героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», перед самым серьезным признанием своей юности ответила бы себе на вопрос: «Кем на самом деле является человек, которому я хочу признаться в своих чувствах?», а также: «С какой целью я пущусь в эти признания, какой реакции я жду?», — то, скорее всего, её бы ждал совсем иной исход. Я не хочу сказать о том, что девушка не стала бы писать письмо к Евгению – в любом случае, бумага должна была принять на себя этот порыв. Однако те поучительные слова, которые позже, в саду, Онегин адресовал Татьяне, являются подтверждением моих слов: «…Учитесь властвовать собою: Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет…». Последствия оказались не такими ужасающими, какими могли бы стать – ведь на месте Евгения оказался он сам, а не кто-то еще. Но нельзя отрицать тот факт, что контроль эмоций – это та важнейшая черта, которой в первую очередь должна обладать молодая, наивная девушка, чтобы избежать плохих последствий.

Подобный контроль важен в особенности в тех случаях, когда ситуация не касается «дел сердечных», и на первый план выступают более серьезные решения. Является ли своеобразным «бесконтрольным выплеском эмоций» череда убийств, совершенная героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? Я думаю, что да. Родион Раскольников, в любом случае, пошел на убийство старушки-процентщицы не от «легкой жизни» — его эмоциональный фон был настолько перегружен нищетой, несправедливостью и грязью окружающего мира, что его больное сознание вынуждено было принять изначально не имеющую права на жизнь теорию о «достойных» и «недостойных». Совершив одно убийство, тем же образом, дав волю эмоциям, Родион тут же совершает другое, обрекая свою жизнь на ужаснейшие муки. Безусловно, самоконтроль в этой ситуации являлся чем-то более сложным, чем контроль своих душевных порывов, но тем сильнее возрастает важность безэмоционального мышления. Родиону жизненно необходимо было, в первую очередь, убедиться в том, что «здоров» его разум, прежде чем идти на поводу у своей теории.

Любая эмоция – это драгоценный камень, который требует огранки. Конечно, не нужно намерено заглушать в себе какие-либо душевные порывы, человек – существо эмоциональное. Но всегда нужно помнить о том, что любые наши действия должны пройти проверку рационализмом, чтобы не случилось плохих последствий.

Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?

Что есть зло? Это обратная проекция добра. Что есть тень? Это антитеза с свету. Бесчестие – это антагонист чести, одно существует, пока властвует другое. Что такое поединок? Это то же противопоставление. Почему не кончается поединок чести с бесчестием? Потому что в этом противопоставлении и заключается главная суть, смысловая нагрузка самого предназначения чести. Другими словами, поединок чести и бесчестия не кончается потому, что оба этих понятия все еще актуальны, потому, что в мире по-прежнему существуют честные и бесчестные люди.

В теории, если не станет, к примеру, бесчестия — не будет необходимости в том, чтобы напоминать людям о том, как важно уважать собственное достоинство, ценить себя и окружающих, трепетно относиться к своим принципам и идеалам. В этом случае не будет необходимости в поединке чести и бесчестия, само понятие «честь» выйдет из списка общеупотребительных слов. Но, к сожалению, необходимость все еще существует, а все вышеописанное больше похоже на утопию. Как мне кажется, человек изначально был бесчестным, и понятие «честь» стало своеобразным культурным ориентиром, контролирующим его модель поведения. Сейчас же этот контроль осуществляется путем все того же противопоставления, и этот психологический прием существует столько же, сколько существует человек, ведь без плохого всегда трудно было выделить хорошее. К примеру: мы верим в святость творца, потому что знаем, как может проявить себя лукавый. Где есть чистота – там всегда есть грязь. Подобных примеров существует огромное множество и в русской литературе.
В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» автор использует тот еже прием «поединка». Читатель видит сразу: Петр Гринев – это человек чести и достоинства, ведь он не послушал вопящего, жадного Савельича и по заслугам отблагодарил путника. Петр сражается с низким и подлым Швабриным за честь любимой, он же готов идти на смерть ради своих принципов, в то время, когда тот же Швабрин втаптывает в землю свое достоинство и переходит на сторону врага. Мы понимаем, что в повести показано противопоставление чести и бесчестия, потому что у обоих этих понятий есть достаточно четкое олицетворение. И поединок между Швабриным и Гриневым сохранился до конца повести именно потому, что Швабрин продолжал быть низким, и Петр очень выгодно выделялся на его фоне.

В истории нашей страны были времена, когда исчезала не только грань между честью и бесчестием – стиралось, буквально стаптывалось понятие человечности. Я имею в виду Великую Отечественную войну. Однако и тогда находились советские солдаты, которые, пройдя самые жестокие испытания, пройдя через смерть своих близких, все же каким-то образом сохраняли в себе настоящий человеческий стержень. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» автор описывает сцену с убийством человека, которое никогда нельзя было назвать достойным, а тем более честным поступком. Однако благодаря тому, что главный герой, Андрей Соколов, изначально доказывает своё мужество и доблесть, мы понимаем, что любое его бесчестное действие автоматически подвергается сомнению. И, действительно, он собственноручно душит до смерти бойца, но автор делает акцент на том, что человек этот не кто иной, как предатель, готовый за спасение своей жизни отдать жизни однополчан. В этом контексте сама суть убийства обретает совсем иной облик в глазах читателя – ведь есть яркий пример бесчестия, яркое противопоставление всех действий Андрея Соколова. Вот и вышло так, что даже в условиях войны честь и бесчестие все еще выступают в поединке.

Таким образом, можно сделать вывод: пока человеку все еще нужен моральный и культурный «ориентир», пока каждому из нас периодически нужно напоминать о том, что «честь – это общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости», — будет существовать и такое понятие как «честь», и такое понятие как «бесчестие», а также такое явление, как поединок между ними, который лежит в основе обоих этих понятий.

Когда поражение ценнее победы?

Есть вопрос, ответ на который заложен в судьбе, в воспитании, в мироощущении каждого из нас. Если спросить у ребенка или у взрослого: «Что является главной ценностью среди всех ценностей?», он ответит – человеческая жизнь. Когда поражение ценнее победы? Ответ на этот вопрос парадоксален, но предельно ясен: «поражение ценнее победы в том случае, когда за победу назначена слишком большая цена».

Поединок, как и победа, может быть разным, но человечеству известен самый яркий и самый ужасающий его пример — им служит война. Как известно, на войне нет истинных победителей – проигравшей является каждая сторона, потому что, на кону стоит самая большая в мире ценность. История выделяет условных победителей, тех, чьи потери были менее ужасающими, если в контексте войн и жизней людей в принципе уместно употреблять подобную формулировку. Поэтому военные события любых времен – это, без всяких сомнений, тот случай, когда поражение ценнее победы, это касается и отдельных, частных случаев, и её исхода в целом. В таком поражении важна сама значимость человеческой жизни в контексте войны, и, конечно, незаменимый, страшный, бесценный опыт, который получает каждый боец.

Хорошим примером служит роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». В самом начале автор представляет нам Андрея Болконского как амбициозного кавалергарда, движимого целью обрести военную славу, а уже позже, двигаясь по сюжету романа, герой открывается нам как человек, который своим опытом сумел извлечь ценный урок из поражения. Болконский стремился догнать по славе тогда еще «великого» Наполеона Бонапарта, и стремление это было настолько сильным, что перекрыло собой мысли о семье. Однако все изменилось в тот момент, когда Андрей Болконский, раненный, упал на поле боя и, глядя в небо, осознал, что в войне нет ничего торжественного, что она представляет собой лишь разрушения и смерти. К герою пришло осознание, что настоящая ценность жизни в добре и в мире, в семье и в любви, и потому, вернувшись домой, он стал вкладывать все свои силы в мирное дело. Да, в бою под Аустерлицем Андрей Болконский стал одним из проигравших, однако тем ценно было это поражение, что повлекло за собой уничтожение пустых амбиций и появление совершенно нового взгляда на жизнь.

Опыт в качестве «учителя» всегда обладал особенной ценностью, тем более опыт преодоления собственных сил. Произведение Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке» повествует нам о судьбе яркого, сильного и невероятно жизнелюбивого бойца, сумевшего из самого тяжкого и патового положения выбраться победителем. Подбитый немцами самолет летчика-истребителя упал в заповедные дебри, оставив Алексея Мересьева без какого-либо шанса на спасение. Алексей, испытывая адскую боль в ступнях, на протяжение нескольких недель без воды и пропитания боролся за собственную жизнь, храня в душе веру в собственное спасение, веру в победу своего Отечества. Изможденный, но не сломленный, он попал в госпиталь, пережил ампутацию ступней, но не упал духом. Какую цену имело поражение Алексея в воздушной битве? Герой пережил невероятный опыт, главным выводом из которого стал новый порыв деятельности и безграничная вера в собственные силы. Спустя некоторое время летчик снова сел за штурвал самолета, тем самым доказав, что ценность любого поражения в том, что из него всегда можно выйти победителем.

Когда и почему поражение может быть ценнее победы? В первую очередь, если на кону миллионы человеческих жизней, то проигрыш во имя их сохранения априори ценнее любого триумфа. А, во-вторых, тот опыт, который приобретает человек, анализируя своё поражение, те мысли, к которым он может прийти, те чувства, которые он при всем этом обретает, — все это имеет гораздо большую ценность, чем статус, слава и любая степень «окрыленности».

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Что такое опыт? Мне кажется, что опыт – это ничто иное как период от рождения и до смерти, другими словами, это вся наша жизнь. А что такое жизненные ошибки? Это основа того самого опыта, условные проблемы, передряги, задачи, трудности, препятствия, которые, с одной стороны, растут и градируют вместе с самим человеком, а с другой, будто одинокие корабли, разбиваются о скалы приобретенной нашей «опытности», своеобразного иммунитета к этим самым проблемам. Из всего этого следует логичный вопрос: так всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Никто из нас ни в детстве, ни в юности, ни в глубокой старости не застрахован от ошибок. Безусловно, чем серьезнее и основательнее становится наш жизненный опыт, тем сложнее и запутаннее становятся и сами проблемы, а также пути их решения. В этом случае наблюдается прямая взаимосвязь, своеобразная корреляция ошибок и опыта. Ведь чем чаще мы ошибаемся — тем реже мы ошибаемся, как бы абсурдно это не звучало. Дело в том, что с опытом уменьшается количество неудач – ведь человек становится взрослее, умнее, в его действиях появляется логика. Однако проблем от этого меньше не становится, ведь они растут вместе с нами, не в количестве, но в качестве. Таким образом, чем больше ответственность человека за свою жизнь и жизнь окружающих, тем серьезнее и масштабнее становятся жизненные ошибки и их последствия. И если раньше для исправления ошибок достаточно было пришить игрушке лапу, построить новую фигуру из песка, попросить прощения у мамы – то с нарастанием жизненного опыта проблемы и способы их решения принимают совсем иной облик, что, к сожалению, успевает прочувствовать не каждый взрослый до того момента, пока проблема не приобрела статус неисправимой.

Как можно охарактеризовать Татьяну, героиню романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? Девушка, вынужденная страдать из-за того, что её мать отказывается учиться на собственных ошибках? Дочь человека, не торопящегося с выводами? Конечно, судить о жизненном опыте совсем юной Татьяны по меньшей мере глупо – однако у читателя есть все основания для того, чтобы через призму опыта взглянуть на жизнь человека, который напрямую участвовал в её воспитании и последующем становлении. Мать Татьяны предстает перед нами в качестве «заложника обстоятельств». К этим обстоятельствам отнеслись и брак с нелюбимым мужчиной, и по итогу достаточно скучная жизнь, которую женщина пыталась разбавить деятельностью уездной помещицы и французскими романами. Довольна ли Прасковья своей жизнью? Едва ли. Старается ли она спасти Татьяну от подобной участи? Даже не пытается. Татьяну, так же как и её мать, выдают замуж за нелюбимого человека и отправляют жить в ненавистный для нашей героини город, обрекая девушку на несчастье. Осознавала ли Прасковья свои жизненные ошибки, хотя бы по отношению к собственному браку? Я думаю, что да. Спас ли опыт этой женщины её и её дочь от новых, почти идентичных ошибок? К сожалению, нет.

Другим примером хотелось бы доказать мысль о том, что иногда опыт все же предостерегает человека от большинства неудач. Сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» является достаточно гротескным, но очень ярким доказательством этого тезиса. Главный герой этого произведения жил, что называется, «на несколько шагов вперед» — он не осуществлял каких-либо действий, чтобы не сталкиваться с их последствиями. Родители пескаря перед своей смертью дали сыну предостережение жить так, что «никто не заметил», дабы не быть съеденным, ибо они на своем опыте сталкивались со многими случаями подобных нелепых смертей. Опыт родителей показался пескарю максимально показательным, и потому он до самой своей смерти жил по системе «уши выше лба не растут». И, действительно, опыт и анализ жизненных ошибок родителей позволил пескарю прожить достаточно долгую, и, что важно, спокойную жизнь. Вопрос о том, насколько стоящей она была, требует отдельного рассмотрения, однако в рамках поднимаемой в данном сочинении проблемы пример пескаря является достаточно показательным. На примере этого героя видно, что опыт все же способен уберечь от жизненных ошибок. Правда, в случае этого пескаря, главной ошибкой являлся именно риск быть съеденным.

Всегда ли опыт способен уберечь от жизненных ошибок? Нет, не всегда, потому что опыт – это и есть совокупность проблем и способов их решений, и без ошибок тут просто не обойтись. Это то, что касается реального взгляда на жизнь, которая, в любом случае, состоит из взлетов и падений. Если, конечно, целью всего существования человека не является простое сохранение этой самой жизни.

Может ли быть неравенство в дружбе?

Что такое дружба? Это близкие отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов. Из фильмов, книг и жизненного опыта мне известно, что дружба – это, с одной стороны, постоянная работа над собой, а с другой – настоящая удача и счастье иметь рядом с собой человека, с которым можно разделить любые эмоции и рассказать обо всем. И в этом случае любое неравенство между людьми обычно сглаживается взаимопониманием и духовной близостью. Однако при отсутствии привязанности и взаимоподдержки какое-либо неравенство может стать камнем преткновения в любых отношениях.

Казалось бы, что могло объединить ленивого и апатичного бездельника со смелым и амбициозным дельцом? Дружба! А именно взаимная и чистая заинтересованность друг другом, основанная на изначальной схожести характеров и увлечений. Герои романа И.А. Гончарова «Обломов», Илья Обломов и Андрей Штольц, с самого детства были связаны настоящей дружбой, оба они буквально излучали любопытство ко всему окружающему, их связывал друг с другом яркий и пытливый ум. Но, как обычно это бывает, время и условия жизни постепенно стали отражаться на характерах героев, меняя их до неузнаваемости. Теперь уже между Штольцем и Обломовым различий на первый взгляд стало гораздо больше, чем общих интересов, появилось это самое «неравенство» — но не для самих героев. Да, Андрей Штольц стал более рациональным и самостоятельным, Илья Обломов же, под воздействием воспитания, душой переместился в мир мечтаний и грез, а телом – в огромный халат на удобном диване. Но детская крепкая дружба героев осталась вместе с ними, и они на протяжение всего романа продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что соединило их в школьные годы. Отношения между Штольцем и Обломовым, даже при внешней несовместимости героев, остаются такими же доверительными и нужными, важными для них самих. В этом и заключается вся суть их дружбы – любое неравенство не сравнится с глубочайшей духовной связью.

Известны и случаи, в которых два очень похожих по своим взглядам, устремлениям и нравственным характеристикам человека связывают друг друга лишь коротким периодом общения, так и не став настоящими друзьями. Теоретически – отсутствует неравенство и есть все предпосылки к тому, чтобы стать ближе. Практически – дружба не поддается ни к какой теории, и все зависит от того, насколько сам человек способен к тесному общению. Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» просто не был способен к дружбе, так случилось в процессе его становления как личности. Поэтому, встретив Максима Максимыча, человека, которому была небезразлична судьба Печорина, наш герой спустя некоторое время забывает о бывшем товарище – оставляя его один на один с собственным желанием обнять Печорина при встрече и расспросить о жизни. Второй человек, которому Григорий Александрович смог открыться на время, Вернер, соответствовал всем параметрам идеального друга нашего героя. Он, как и Печорин, испытывал ненависть и пренебрежение к большинству людей, был так же циничен и умен — однако и он не смог заслужить статуса «друга героя нашего времени». Вернер за период общения с
Григорием привязался к нему, чего не случилось у Печорина, и потому он с надменным безразличием отнесся к искренней заботе своего нового «друга», что, конечно, больше было похоже на браваду. В любом случае, даже при полном отсутствии неравенств между двумя людьми, Печорин искусственно создавал свои, отрезая себе путь к настоящей дружбе.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что дружба не терпит лишь одного – неравенства в привязанности. Если между людьми нет взаимности в том, чтобы общаться – они даже при всей остальной своей схожести не будут друзьями. Это же правило работает и в обратном направлении: настоящая дружба может победить все.

Человек часто ошибается, но с возрастом у него появляется опыт, который может спасти от несчастья. И всё же иногда даже его наличие не уберегает от жизненных ошибок. Это мы можем увидеть в таких произведениях как «Старуха Изергиль» М. Горького и «Темные аллеи» И.А. Бунина.

Русский писатель М. Горький в своём произведении «Старуха Изергиль» рассказывает о жизни одноименной героини цикла рассказов. Изергиль имела множество любовников, но её жизнь была драматична, потому что, получив опыт несчастной любви, она не училась на собственных ошибках и продолжала связываться с плохими людьми и совершать опрометчивые поступки. С юности до сорока лет она подчинялась безумному чувству любви: изменяла, убегала с любовниками, торговала собой и даже совершила убийство.

Каждый раз проходя через болезненный опыт, в будущем она снова подвергала себя внутреннему разрушению, снова оступалась, хотя и не понимала этого, потому что окуналась в любовь с головой. М. Горький показал, что только к моменту, когда её лицо и руки покрылось морщинами, Изергиль наконец-таки поняла, как была неправильна её жизнь — «…будет жить кукушкой!», но жизнь уже прошла. Будучи старухой ей оставалось лишь делиться жизненным опытом с другими, потому что свою возможность на счастливую жизнь она уже потеряла.

В рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи» также есть герой, который несмотря на опыт, допустил ошибку, повлиявшую на всю его дальнейшую жизнь — упустил свою любовь. Николай Алексеевич, встретившись с Надеждой, всё ещё любившей его спустя тридцать лет, бросает слова о том, что «всё проходит, всё забывается». Вместо того, чтобы сразу признать свою неправоту и ошибочность его действий в прошлом, герой рассказа закрывается от Надежды.

Лишь слова женщины о том, что она всё ещё любит его, растапливают холодную стену, за которой скрывалась душа Николая Алексеевича. Это говорит о том, что внутри героя так же были чувства к ней, хотя он всем видом и показывал, что не так. Тем не менее, главный герой рассказа всё равно уезжает, обрекая и себя, и Надежду на дальнейшее одинокое существование. Имея возможность воссоединиться с той, что любила его на протяжении всей жизни, мужчина осознанно отвернулся от возможности стать вновь счастливым. Он совершил большую ошибку — отказался от счастливой жизни с Надеждой, чувства к которой всё ещё теплились в его груди даже спустя тридцать лет.

В заключении я хотела бы сказать, что опыт не всегда уберегает от жизненных ошибок: одни люди учатся на своих ошибках, и в будущем стараются избежать их, а другие либо осознают всю тяжесть своих дел тогда, когда изменить что-либо уже невозможно, либо вновь осознанно ступают на путь старых ошибок.

Познание человеком самого себя

  • Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?
  • Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чём заключается процесс самопознания?
  • Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?
  • Важно ли осмысливать совершённые ошибки?
  • Важно ли уметь признавать собственное поражение?
  • Всегда ли внутренний мир человека соответствует внешнему облику?
  • Всегда ли измена своим убеждениям – это измена самому себе?
  • Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?
  • Всегда ли можно оправдать свои ошибки пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?
  • Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
  • Измена близкого человека как горький жизненный опыт.
  • Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой? (По одному или нескольким произведениям М.Ю.
    Лермонтова)
  • К чему приводит душевный разлад?
  • Каждый ли человек ищет смысл жизни?
  • Как влияет на сущность человека война?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а
    внутри нас…»?
  • Как Вы понимаете слова героя Ф.М. Достоевского: «Если хочешь победить весь мир, победи себя»?
  • Как Вы понимаете утверждение Н.А. Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
  • Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Какие ошибки можно считать непоправимыми?
  • Какие ошибки можно назвать ценными?
  • Какие уроки можно извлечь из поражения?
  • Каким может быть путь к познанию самого себя?
  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Какова судьба гордого человека в обществе?
  • Какой опыт важнее: собственный или чужой?
  • Какой опыт даёт человеку война?
  • Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
  • Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?
  • Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?
  • Можно ли утверждать, что вера в судьбу отрицает личную ответственность?
  • Можно ли учиться на чужих ошибках?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Нужно ли анализировать свои ошибки?
  • Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
  • От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?
  • Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
  • Поиски смысла жизни. Всегда ли они успешны?
  • «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?
  • Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок?
  • Почему важно уметь признавать свои ошибки?
  • Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
  • Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?
  • Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения?
  • Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
  • Почему человек решается идти наперекор судьбе?
  • Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и
    чувствами?
  • Путешествие – способ познания себя и мира.
  • Разделяете ли Вы убеждение героя романа «Война и мир» в том, что «гораздо благороднее осознать
    свою ошибку, чем довести дело до непоправимого»?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Согласны ли Вы с мнением Пьера Безухова, что внешние трудности жизни углубляют внутреннюю
    душевную работу в человеке?
  • Согласны ли Вы с мыслью автора романа «Война и мир» о том, что воспитание души невозможно
    без падений и ошибок?
  • Согласны ли Вы с Н.А. Заболоцким: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому»?
  • Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?
  • Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
  • Спорить с судьбой или принимать её? (По одному или нескольким произведениям
     М.Ю. Лермонтова)
  • Только ли горечь несут человеку поражения?
  • Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
  • Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
  • Чем опасно бессмысленное существование?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Чем читательский опыт отличается от жизненного?
  • Что важно победить в самом себе?
  • Что значит брать на себя ответственность за свою судьбу?
  • Что значит быть самим собой?
  • Что значит идти путём самосовершенствования?
  • Что значит «учиться на горьком опыте»?
  • Что можно и нужно побеждать в самом себе?
  • Что помогает человеку преодолеть страх?
  • Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?

                                      «Опыт
и ошибки»

Официальный комментарий:

В рамках направления возможны рассуждения
о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа,
человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного
опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об
опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по
жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Методические рекомендации:

«Опыт и ошибки» – направление, в котором в
меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных
понятий, ведь без ошибок нет  и не может быть опыта. Литературный герой,
совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется,
совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая
оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный
опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не
совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока. Говоря о
совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение,
неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но
и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем
и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в
этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления. 

 Афоризмы  и  высказывания известных
людей:

 
Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка — это
лишать себя опытности. Люк де Клапье Вовенарг

  Во всех делах мы можем обучаться только
методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер

 Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг
Витгенштейн

  Стыдливость может быть уместна везде,
только не в деле признания своих ошибок. Готхольд Эфраим Лессинг

  Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн
Вольфганг Гёте

Список литературы по направлению «Опыт и
ошибки»

1.     А.
С. Пушкин  «Капитанская дочка»

2.     Л.
Н. Толстой  «Война и Мир»

3.     Ф.
М. Достоевский  «Преступление и наказание»

4.     М.
Ю. Лермонтов  «Герой нашего времени»

5.     А.
С. Пушкин «Евгений Онегин»

6.     И.
С. Тургенев  «Отцы и дети»

7.     И.
А. Бунин  «Господин из Сан-Франциско»

8.     А.
И. Куприн  «Гранатовый браслет»

9.     А.
С. Грибоедов «Горе от ума»

10.  Ги
де Мопассан  «Ожерелье»

Материалы к литературным
аргументам.

М. Ю. Лермонтов роман  «Герой нашего
времени»

Только потеряв Веру,  Печорин
осознал, что любит её. Самая страшная ошибка – не ценить то, что имеешь.

В Кисловодск приехала светская дама и родственница княжны Мери — Вера.
Читатели узнали, что Печорин когда-то был страстно влюблен в эту женщину. Она
также сохранила в своем сердце светлое чувство к Григорию Александровичу. Вера
и Григорий встретились. И здесь мы увидели уже другого Печорина: не холодного и
злого циника, а человека больших страстей, ничего не забывшего и чувствующего
страдание и боль. После встречи с Верой, которая будучи замужней женщиной, не
могла соединиться с влюбленным в нее героем, Печорин бросился в седло. Он
скакал по горам и долам, сильно измучив своего коня.

На изможденном от усталости коне Печорин
случайно встретился с Мери и испугал ее.

Вскоре Грушницкий с пылким чувством стал
доказывать Печорину, что после всех его выходок его никогда не будут принимать
в доме у княжны. Печорин поспорил со своим приятелем, доказывая обратное.
Печорин пошел на бал к княгине Лиговской. Здесь он стал вести себя
необыкновенно учтиво по отношению к Мери: он танцевал с ней как прекрасный
кавалер, защищал от подвыпившего офицера, помогал справиться с обмороком. Мать
Мери стала смотреть на Печорина другими глазами и пригласила его в свой дом на
правах близкого друга.

Печорин стал бывать у Лиговских. Он
заинтересовался Мери как женщиной, однако героя все равно притягивала Вера. На
одном из редких свиданий Вера сказала Печорину, что она смертельно больна
чахоткой, поэтому оно просит его пощадить ее репутацию. Также  Вера добавила,
что всегда понимала душу Григория Александровича и принимала его со всеми его
пороками.

Печорин, тем не менее, сошелся с Мери. Девушка призналась ему, что ей
наскучили все поклонники, включая Грушницкого. Печорин, используя свое обаяние,
от нечего делать влюбил в себя княжну. Он даже сам не мог себя объяснить, для
чего это ему нужно: то ли, чтобы поразвлечься, то ли для того, чтобы позлить
Грушницкого, а, может быть, показать Вере, что он тоже кому-то нужен и, тем
самым, вызывать ее ревность. Григорию удалось то, чего он хочет: Мери влюбилась
в него, однако поначалу она скрывала свои чувства.

Тем временем Веру стал беспокоить этот
роман. На тайном свидании она попросила Печорина никогда не жениться на Мери и
пообещала ему взамен ночную встречу.

Печорин же стал скучать в обществе как
Мери, так и Веры.

Вера призналась
мужу в своих чувствах к Печорину. Тот увез ее из города. Печорин, узнав о
скором отъезде Веры, сел на лошадь и попытался догнать свою возлюбленную,
понимая, что дороже ее у него никого нет на свете. Он загнал лошадь, которая
погибла на его глазах.

А. С. Пушкин роман  «Евгений Онегин»

Людям присуще совершать необдуманные
поступки. Евгений Онегин отверг влюблённую в него Татьяну, о чём пожалел, но
было поздно. Ошибки — это необдуманные поступки.

Евгений жил праздной жизнью, гуляя днем по
бульвару, а вечером посещая роскошные салоны, куда его приглашали известные
люди Петербурга. Автор подчеркивает, что Онегин, «боясь ревнивых осуждений»,
очень следил за своей внешностью, поэтому мог по три часа находиться перед
зеркалом, доводя свой образ до совершенства. С балов Евгений возвращался уже
утром, когда остальные жители Петербурга спешат на службу. К полудню юноша
просыпался и снова

«До утра жизнь его
готова,
Однообразна и пестра».

Однако счастлив ли Онегин?

«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум».

Евгений замыкается
от общества, запирается дома и пытается писать сам, но у юноши ничего не
получается, так как «труд упорный ему был тошен». После этого герой начинает
много читать, но понимает, что и литература не спасет его: «как женщин, он
оставил книги». Евгений из общительного, светского человека становится
замкнутым юношей, склонным к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам».

Евгений жил в живописной деревне, его дом
находился у реки, окруженный садом. Желая как-то себя развлечь, Онегин решил
ввести в своих владениях новые порядки: заменил барщину «оброком легким». Из-за
этого соседи начали относиться к герою с опаской, считая, «что он опаснейший
чудак». При этом и сам Евгений сторонился соседей, всячески избегая знакомства
с ними.

В это же время в одну из ближайших
деревень из Германии вернулся молодой помещик Владимир Ленский. Владимир был
натурой романтичной. Однако среди сельских жителей особое внимание Ленского
привлекла фигура Онегина и Владимир с Евгением постепенно сдружились.

Татьяна:

«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива».

Онегин спрашивает, может ли он увидеть
возлюбленную Ленского и друг зовет его поехать к Лариным.

Возвращаясь от Лариных, Онегин говорит
Владимиру, что ему было приятно познакомиться с ними, но его внимание больше
привлекла не Ольга, у которой «в чертах жизни нет», а ее сестра Татьяна
«которая грустна и молчалива, как Светлана». Появление Онегина у Лариных стало
причиной сплетен, что, возможно, Татьяна и Евгений уже помолвлены. Татьяна
понимает, что влюбилась в Онегина. Девушка начинает видеть в героях романов
Евгения, мечтать о юноше, гуляя в «тишине лесов» с книгами о любви.

Евгений, который еще в годы молодости был
разочарован отношениями с женщинами, был тронут письмом Татьяны, и именно
поэтому не хотел обмануть доверчивую, невинную девушку.

Встретившись в саду с Татьяной, Евгений
заговорил первым. Юноша сказал, что его очень тронула ее искренность, поэтому
он хочет «отплатить» девушке своей «исповедью». Онегин говорит Татьяне, что
если бы ему «приятный жребий повелел» стать отцом и супругом, то он бы не искал
другой невесты, избрав Татьяну в «подруги дней <…> печальных». Однако
Евгений «не создан для блаженства». Онегин говорит, что любит Татьяну как брат
и в конце его «исповедь» переходит в проповедь девушке:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет».

После дуэли с Ленским Онегин уезжает 

Рассказчик вновь
встречается с уже 26-летним Онегиным на одном из светских раутов.

На вечере появляется дама с генералом,
которая привлекает всеобщее внимание публики. Эта женщина выглядела «тихо» и
«просто». В светской даме Евгений узнает Татьяну. Спрашивая у знакомого князя,
кто эта женщина, Онегин узнает, что она жена этого князя и действительно
Татьяна Ларина. Когда князь подводит Онегина к женщине, Татьяна совершенно не
выдает своего волнения, тогда как Евгений потерял дар речи. Онегин не может
поверить, что это та самая девочка, которая когда-то писала ему письмо.

С утра Евгению приносят приглашение от
князя N. – супруга Татьяны. Онегин, встревоженный воспоминаниями, с нетерпением
едет в гости, однако «величавая», «небрежная Законодательница зал» словно не
замечает его. Не выдержав, Евгений пишет женщине письмо, в котором признается
ей в любви.

В один из весенних дней Онегин без
приглашения отправляется к Татьяне. Евгений застает женщину горько плачущую над
его письмом. Мужчина падает к ее ногам. Татьяна просит его встать и напоминает
Евгению как в саду, в алее она смиренно выслушала его урок, теперь же ее
очередь. Она говорит Онегину, что тогда она была в него влюблена, но нашла в
его сердце лишь суровость, хотя и не винит его, считая поступок мужчины
благородным. Женщина понимает, что сейчас она во многом интересна Евгению
именно потому, что она стала видной светской дамой. На прощание Татьяна
говорит:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»

И уходит. Евгений «как будто громом поражен» словами Татьяны.

«Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда…».

И. С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Евгений Базаров — путь от нигилизма к
принятию многогранности мира.

Нигилист, человек,
который не принимает принципов на веру.

 Услышав,
как Николай Кирсанов играет на виолончели, Базаров смеется, чем вызывает
неодобрение Аркадия. Отрицает искусство.

Неприятный
разговор произошел во время вечернего чаепития. Назвав одного помещика «дрянь
аристократишка», Базаров вызвал недовольство старшего Кирсанова, который стал
утверждать, что следуя принципам, человек приносит пользу обществу. Евгений в
ответ обвинил его в том, что он также живет бессмысленно, как и другие
аристократы. Павел Петрович возразил, что нигилисты, своим отрицанием, только
усугубляют положение в России.


Друзья
приезжают в гости к Одинцовой. Встреча произвела впечатление на Базарова и он,
неожиданно, сконфузился.

Базаров вел себя
не так как всегда, чем очень удивлял своего друга. Он много говорил, рассуждал
о медицине, ботанике. Анна Сергеевна охотно поддерживала разговор, так как
разбиралась в науках. К Аркадию она отнеслась как к младшему брату. В конце
разговора она пригласила молодых людей к себе в имение.

Во время
проживания в имении, Базаров стал меняться. Он влюбился, несмотря на то, что
считал это чувство романтической билебердой. Он не мог от нее отвернуться и
представлял ее в своих объятиях. Чувство было взаимным, но они не желали
открываться друг другу.


Базаров
встречает управляющего своего отца, который рассказывает, что его ждут
родители, они волнуются. Евгений сообщает об отъезде. Вечером между Базаром и
Анной Сергеевной происходит разговор, где они пытаются понять, что каждый из
них мечтает получить от жизни.

Базаров признается
Одинцовой в любви. В ответ он слышит: «Вы меня не поняли»,  и чувствует себя
крайне неловко. Анна Сергеевна считает, что без Евгения ей будет спокойнее и не
принимает его признания. Базаров принимает решение уехать

В доме старших
Базаровых их приняли хорошо. Родители очень обрадовались, но зная, что сын не
одобряет такое проявление чувств, старались держаться сдержаннее. Во время
обеда отец рассказывал, как он ведет хозяйство, а мать только и смотрела на
сына.

В доме родителей Базаров пробыл совсем
мало, так как ему было скучно. Он считал, что своим вниманием они мешают ему работать.
Между друзьями произошел спор, который почти перерос в ссору. Аркадий пытался
доказать, что так жить нельзя, Базаров не соглашался с его мнением.

Родители, узнав о решении Евгения уехать,
сильно расстроились, но старались не показывать своих чувств, особенно отец. Он
успокоил сына, что раз надо уехать, значит надо это сделать. После отъезда
родители остались одни и сильно переживали, что сын их бросил.

По дороге Аркадий
решил завернуть в Никольское. Друзей встретили очень холодно. Анна Сергеевна
долго не спускалась, а когда появилась, у нее было недовольное выражение лица и
по ее речи было понятно, что им не рады.

Встретившись с
Одинцовой, Базаров признает свои ошибки. Они говорят друг другу, что хотят
остаться просто друзьями.

Аркадий признается
Кате в любви, просит ее руки и она соглашается стать его женой. Базаров
прощается с другом, злобно обвиняя его в том, что он не годится для решающих
дел. Евгений уезжает к своим родителям в имение.

Живя в
родительском доме, Базаров не знает чем заняться. Затем он начинает помогать
отцу, лечит больных. Вскрывая умершего от тифа крестьянина, он случайно ранит
себя и заражается тифом. Начинается горячка, он просит послать за Одинцовой.
Анна Сергеевна приезжает и видит совершенно другого человека. Перед смертью
Евгений говорит ей о своих настоящих чувствах, а потом умирает.

Евгений отверг любовь своих родителей, отверг  своего друга,
отрицал чувства. И только на пороге смерти он смог понять, что выбрал
неправильное поведение в своей жизни. Нельзя отрицать то, что мы не можем
объяснить. Жизнь многогранна.

И. А. Бунин рассказ «Господин из
Сан-Франциско»

Можно ли приобрести опыт, не сделав
ошибок? В детстве и юности нас оберегают наши родители, советуют нам в
проблемных вопросах. Это в значительной степени уберегает нас от ошибок,
помогает сформировать характер, приобрести лишь полезный опыт в этой жизни,
хотя не всегда все складывается хорошо. Но настоящую суть жизни мы понимаем,
когда самостоятельно встаём на крыло. Более осмысленный взгляд на происходящее
и чувство ответственности вносят большие изменения в нашу жизнь. Взрослый
человек самостоятельно принимает решения, отвечает за себя сам, на собственном
опыте понимает, что такое жизнь, ищет свою дорогу путём проб и ошибок. Понять
истинную суть проблемы, можно лишь испытав её на себе, но неизвестно какие
испытание и трудности это принесёт, и как человек сможет с этим справиться.

В рассказе Ивана Алексеевича Бунина
«Господин из Сан-Франциско» у главного героя нет имени. Мы понимаем, что автор
вкладывает в своё произведение глубокий смысл. Под образом героя
подразумеваются люди, которые совершают ошибку, откладывая свою  жизнь на
потом.  Господин из Сан-Франциско всю свою жизнь посвятил работе, он хотел
накопить достаточно денег, стать богатым, а потом начать жить. Весь опыт,
который приобрел главный герой, был связан с его работой. Он не уделял внимания
семье, друзьям, себе. Я могу сказать, что он не уделял внимания жизни, он ею не
наслаждался. Отправившись в путешествие со своей семьёй, господин из
Сан-Франциско думал, что его время только начинается, но как оказалось, на этом
оно и закончилось. Главной его ошибкой стало то, что он откладывал свою жизнь
на потом, посвящая себя только работе, и за долгие годы кроме богатства ничего
не приобрёл. Главный герой не вложил свою душу в родного ребёнка, не дарил
любовь и не получал её сам. Всё чего он добился, это успех в финансовом плане,
но главное за свой век он так и не познал.

Опыт главного героя стал бы бесценным,
если бы на его ошибках учились другие, но, к сожалению,  этого не происходит.
Многие люди продолжают откладывать свою жизнь на потом, которое может и не
наступить. А платой за такой опыт будет единственная и неповторимая жизнь.

А. И. Куприн повесть  «Гранатовый браслет»

В день своих
именин 17 сентября Вера Николаевна ожидала гостей. Муж с утра уехал по делам и
должен был привезти гостей к обеду.

Вера Николаевна,
любовь которой к мужу давно переродилась в «чувство прочной, верной, истинной
дружбы», как могла, поддерживала его, экономила, во многом отказывала себе.

После обеда все, кроме Веры, сели играть в
покер. Она собиралась выйти на террасу, когда горничная позвала ее. На стол в
кабинете, куда зашли обе женщины, прислуга выложила небольшой пакет,
перевязанный лентой, и объяснила, что его принес посыльный с просьбой передать
лично Вере Николаевне.

Вера обнаружила в пакете золотой браслет и
записку. Сначала она стала рассматривать украшение. В центре низкопробного
золотого браслета выделялись несколько великолепных гранатов, каждый из которых
был размером с горошину. Рассматривая камни, именинница повернула браслет, и
камни вспыхнули, как «прелестные густо-красные живые огни». С тревогой Вера
поняла, что огни эти похожи на кровь.

Потом она стала читать письмо. «Ах, это —
тот!» — так подумала с недовольством княгиня, поняв, что автором послания был
ее тайный поклонник.

Он поздравлял Веру с Днем ангела, просил
не держать на него зла за то, что несколько лет назад осмелился писать ей
письма и ожидать ответа. Просил принять в дар браслет, камни которого
принадлежали еще его прабабушке. С ее серебряного браслета он, в точности
повторив расположение, перенес камни на золотой и обращал внимание Веры на то,
что браслет еще никто не носил. Он писал: «впрочем, полагаю, что и на всем
свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас» и признавался, что все,
что теперь осталось в нем – «только благоговение, вечное преклонение и рабская
преданность», ежеминутное желание счастья Вере и радость, если она счастлива.

Вера размышляла, стоит ли показывать
подарок мужу.

По дороге к экипажу, ожидавшему генерала,
Аносов разговаривал с Верой и Анной о том, что не встречал в своей жизни настоящей
любви. По его представлению, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в
мире».

Генерал спросил Веру о том, что в истории,
рассказанной мужем, является правдой. И она с удовольствием поделилась с ним:
«какой-то безумец» преследовал ее своей любовью и отправлял письма еще до
замужества. Княгиня рассказала и о посылке с письмом. В раздумье генерал
заметил, что вполне возможно, жизнь Веры пересекла «единая, всепрощающая, на
все готовая, скромная и самоотверженная» любовь, о которой мечтает любая женщина.

Шеин и Мирза-Булат-Тугановский, муж и брат
Веры, нанесли визит ее поклоннику. Им оказался чиновник Желтков, мужчина лет
тридцати-тридцати пяти.
Николай
сразу объяснил ему причину прихода – своим подарком тот преступил черту
терпения близких Веры. Желтков сразу согласился с тем, что виноват в
преследовании княгини. Желтков попросил разрешения написать последнее письмо
Вере и обещал, что больше о нем посетители не услышат и не увидят его. По
просьбе Веры Николаевны он «как можно скорее» прекращает «эту историю».

Вечером князь передал супруге подробности
визита к Желткову. Она не удивилась услышанному, но была слегка взволнована:
княгиня почувствовала, что «этот человек убьет себя».

 Следующим утром из газет Вера узнала, что из-за растраты государственных
денег чиновник Желтков покончил с собой. Весь день Шеина думала о «неведомом
человеке», которого ей так и не пришлось увидеть, не понимая, почему
предчувствовала трагическую развязку его жизни. Вспомнила она и слова Аносова о
настоящей любви, возможно, встретившейся на ее пути.

Почтальон принес прощальное письмо
Желткова. Тот признавался, что любовь к Вере расценивает как огромное счастье,
что вся его жизнь заключена только в княгине. Просил простить за то, что
«неудобным клином врезался в жизнь» Веры, благодарил просто за то, что она
живет на свете, и прощался навсегда. «Я проверял себя — это не болезнь, не
маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое», — писал он.

Прочитав послание, Вера сказала мужу, что
хотела бы поехать посмотреть на человека, который любил ее. Князь поддержал это
решение.

Вера нашла квартиру, которую снимал
Желтков. Ей навстречу вышла хозяйка квартиры, и они разговорились. По просьбе
княгини женщина рассказала о последних днях Желткова, потом Вера зашла в
комнату, где он лежал. Выражение лица покойного было таким умиротворенным, как
будто человек этот «перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и
сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь».

На прощанье хозяйка квартиры рассказала
Вере, что в случае, если вдруг умрет и к нему попрощаться придет женщина,
Желтков просил передать ей, что лучшее произведение Бетховена – его название он
записал — «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».

Вера заплакала, объяснив свои слезы
тягостным «впечатлением смерти».

Вера совершила главную ошибку
в своей жизни, упустила искреннюю и сильную любовь, которая встречается очень
редко.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Всегда ли надо признавать свои ошибки
  • Всем хорошо известны ранние романтичные произведения горького ошибка
  • Вселенная не прощает ошибок
  • Все это было сделано подъезжая к деревне ошибка
  • Всем нам нужно учить грамматику во избежанию ошибок