Все дружно подняли тост речевая ошибка

Среди нас всегда найдутся люди, которые любят выступать перед публикой и легко держатся на подиуме. Однако, большинству из нас выступать публично и делать речи совершенно не привычно. Такие моменты, как поднятие бокала и произнесение тоста, могут быть настоящим испытанием. Чтобы избежать неловких ситуаций и показаться себя увереннее, полезно знать о некоторых распространенных речевых ошибках, которые легко допускают даже опытные ораторы.

Первая распространенная ошибка — использование слишком сложных или непонятных фраз. Когда гости собрались за столом и готовы выслушать вашу речь, они ожидают услышать что-то интересное и понятное. Поэтому, старайтесь использовать простые и ясные слова, чтобы ваше выступление было доступным для всех присутствующих.

Вторая ошибка — чрезмерная долгота выступления. Когда речь затягивается, гости начинают расслабляться и терять интерес. Поэтому, старайтесь быть краткими и избегать повторений. Определите основные идеи, которые хотите передать, и сосредоточьтесь на них.

Третья ошибка — недостаточная подготовка к выступлению. Нет ничего хуже, чем неуверенность и кашель во время речи. Перед выступлением стоит обязательно потренироваться и выучить текст, чтобы выступить на публике с уверенностью и четкостью.

Четвертая ошибка — неуместные шуточки или оскорбления. Хотя шутки могут разрядить обстановку, стоит быть осторожным с юмором, чтобы не обидеть кого-то из присутствующих. Лучше держаться приличных и нейтральных шуток, чтобы не испортить настроение вечера.

И последняя пятая ошибка — отсутствие эмоций и индивидуального стиля. Речь должна быть живой и неповторимой, отражая вашу индивидуальность. Используйте интонацию, жесты, подчеркивания и другие средства, чтобы привнести свою неповторимость в выступление. Это поможет вам заинтересовать аудиторию и сделать вашу речь запоминающейся.

Содержание

  1. Что делать при тосте? Ошибки в речи, которые нужно избегать
  2. Избегайте продолжительных и запутанных высказываний
  3. Не используйте сленг и ненормативную лексику
  4. Остерегайтесь перехода на личности и негативных высказываний

Что делать при тосте? Ошибки в речи, которые нужно избегать

Поднятие тоста – это важный момент в любой обстановке, будь то праздник, свадьба или корпоративное мероприятие. Однако многие из нас часто делают ошибки в речи при таких мероприятиях, что может оказать негативное влияние на общее впечатление и настроение гостей. В этой статье мы рассмотрим пять распространенных ошибок, которые нужно избегать при поднятии тоста.

  1. Некорректное использование отрицательных слов
  2. При поднятии тоста следует избегать использования отрицательных слов или негативной речи, поскольку это может создать негативное настроение среди гостей и ухудшить общее впечатление от мероприятия. Вместо этого стоит сосредоточиться на позитивных эмоциях и пожеланиях.

  3. Слишком длинная речь
  4. Одна из самых распространенных ошибок – слишком длинная речь при поднятии тоста. Гости не всегда готовы слушать длительные выступления, особенно если они несут непосредственную информацию или поздравления. Поэтому следует стараться быть кратким и конкретным в своей речи, разделять ее на паузы и не утомлять слушателей бесконечным потоком слов.

  5. Неуместные шутки или шуточные подколки
  6. Шутки в речи могут добавить веселья и развлечения, однако следует помнить о границах приемлемости и сдержанности. Необходимо избегать шуточных подколов и оскорбительных высказываний, которые могут раззадорить или обидеть гостей. Шутки должны быть легкими, дружелюбными и уместными в данной обстановке.

  7. Использование сложных и непонятных слов
  8. Речь при поднятии тоста следует составлять с учетом аудитории и применять ясные и понятные формулировки. Использование сложных и непонятных слов может привести к недоразумениям и непониманию идеи вашего выступления. Старайтесь выбирать простые слова, которые каждый сможет понять без лишних усилий.

  9. Неуместные или незнакомые цитаты
  10. Цитаты в речи могут добавить ей глубину и эмоциональный оттенок. Однако следует быть осторожными при их использовании. Некоторые цитаты могут быть неуместными или незнакомыми гостям, что может создать отторжение или непонимание. При выборе цитаты стоит убедиться, что она соответствует общей атмосфере и понятна для всех присутствующих.

Итак, поднимая тост, следует помнить, что ваша речь должна быть позитивной, краткой, уместной и понятной для всех. Избегайте негативных слов, длинных выступлений, неуместных шуток и цитат, а также сложных формулировок. Соблюдая эти простые рекомендации, вы создадите приятную и незабываемую атмосферу на любом мероприятии.

Избегайте продолжительных и запутанных высказываний

При выступлении с тостом или публичным выступлением очень важно избегать пространных и запутанных высказываний. Длинные и сложные фразы могут запутать слушателей и сделать ваше выступление непонятным.

Вместо того, чтобы использовать большое количество сложных и многословных предложений, старайтесь выражаться ясно и кратко. Используйте простые слова и фразы, которые будут понятны каждому, кто слушает. Если у вас есть какие-то сложные понятия или термины, объясните их простым и понятным языком, чтобы каждый мог понять, о чем вы говорите.

Кроме того, старайтесь избегать длинных параллельных структур и сложных предложений с множеством вложенных фраз. Они могут создать путаницу и затруднить понимание вашего выступления. Вместо этого, разбивайте свои мысли на отдельные части и выражайте их в простых и наглядных словах.

Не забывайте также о паузах и о достаточном темпе речи. Прерывания и остановки между фразами помогут слушателям лучше усваивать информацию и дать им возможность перевести внимание на сказанное. Запомните, что ясность и простота языка — это качества, которые помогут вам покорить публику.

Не используйте сленг и ненормативную лексику

При поднятии тоста важно помнить о том, что вы обращаетесь к аудитории, которая может быть разнообразной по возрасту, профессии и образованию. Поэтому следует избегать использования сленга и ненормативной лексики в своей речи.

Использование сленга может затруднить понимание вас и вызвать недоверие у некоторой части аудитории. Сленговые выражения могут быть непонятными или иметь неоднозначный смысл. Кроме того, употребление ненормативной лексики может сделать вашу речь неприемлемой и оскорбительной для некоторых слушателей.

Особенно важно быть осторожным при выступлении на публике или в официальных мероприятиях. В таких случаях рекомендуется придерживаться формального и профессионального стиля речи.

Вместо использования сленга и ненормативной лексики, стоит использовать четкую и уважительную речь. Выражайте свои мысли и эмоции без применения грубости и неприличных выражений. Используйте корректные и уважительные обороты, чтобы ваша речь звучала профессионально и соответствовала требованиям ситуации.

Остерегайтесь перехода на личности и негативных высказываний

Во время поднятия тоста может возникнуть соблазн перейти на личности и произнести негативные высказывания. Однако, необходимо помнить, что поднятие тоста – это праздничный момент, который должен приносить радость и создавать позитивную атмосферу. Использование оскорблений или унизительных выражений может испортить настроение всем присутствующим и вызвать негативные эмоции.

Даже если вы испытываете негативные чувства к кому-то, не стоит выражать их во время тоста. То, что вы произнесете в такой момент, может оказаться непоправимым и навредить вашим отношениям с людьми.

Вместо негативных высказываний следует сосредоточиться на положительных чертах и достижениях того, для кого предназначен тост. Подчеркните его качества, успехи и вклад в организацию или проект. Поднимая тост, вы должны быть готовы поддержать и вдохновить всех присутствующих, а не вызвать конфликт или напряжение.

Если вам трудно найти положительные черты или достижения, можно сосредоточиться на общих заслугах и качествах, которые вы цените в коллективе. Подчеркните важность взаимного сотрудничества, поддержки и признания достижений друг друга.

Кроме того, важно запомнить, что любые личные обиды или конфликты следует обсуждать в приватной обстановке, а не во время такого праздничного момента, как поднятие тоста. Доверие и уважение друг к другу являются фундаментом крепких взаимоотношений, поэтому важно сохранять взаимопонимание и конструктивность даже в самых сложных ситуациях.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Скачать:

Вложение Размер
leksicheskie_normy_i_oshibki_2.docx 14.41 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Лексические нормы – правильность выбора слова и уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.

Неправильное употребление слов ведет к возникновению лексических ошибок.

Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например:

Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).

2. Тавтология и плеоназм.

Тавтология — повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки.

Плеоназм — многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово — народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).

3. Речевая недостаточность

Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например:

Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово «себя»).

4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать — «неминуемый крах» , но нельзя – «неминуемый успех» , можно сказать – «ближайшее будущее» , но нельзя – » ближайшее прошлое» .

5. Нарушение единства стиля

Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской.

Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).

ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Фразеологические обороты — это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы.

Как правильно? без нарушений лексических норм

Позвольте мне поднять тост за юбиляра..

На гарнир для бифштекса приготовим гречиху..

Осень в этом году была холодной и река встала рано..

Каждый день дети наблюдали, как бобёр строит свой домик..

Его игристое поведение не было уместным—Его игривое поведение не было уместным

Его игривое поведение было неуместным
Может на такие случаи есть какие то словари?

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам → Как правильно? без нарушений лексических норм

Позвольте мне поднять тост за юбиляра..
На гарнир для бифштекса приготовим гречиху..
Осень в этом году была холодной и река встала рано..
Каждый день дети наблюдали, как бобёр строит свой домик..
Его игристое поведение не было уместным—Его игривое поведение не было уместным
Его игривое поведение было неуместным
Может на такие случаи есть какие то словари? Читать полностью

+4 Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!’)»> Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!’)»> ветероок 08.10.2014 122 1 11 комментариев

Все рецепты

Рецепты от Поваренок.ру Все рецепты
Чизкейк, который всегда получается .
Когда я впервые попробовала чизкейк, я поняла, что .
Подробнее »
Кексы «Нежность»
У меня есть специальная тетрадочка, в которой записаны .
Подробнее »
Тарталетки «Жемчужные» .
Яркие и праздничные тарталетки с рыбной начинкой и .
Подробнее »
Пирог к чаю «Иринка» .
Сегодня доченька принесла рецепт быстрого пирога к .
Подробнее »

Построим каркасный дом вашей мечты

Каркасный дом с 4 спальнями, сауной и террасой V035 «Ворланд»

Каркасный дом с 3 спальнями, террасой и котельной V233 «Иллинойс»

Каркасный дом с котельной и террасой V466 «Гринвилл»

Каркасный дом с мансардой V373 «Толедо»

Комментарии

Позвольте мне поднять бокал за юбиляра — тост не поднимают, а произносят.

На гарнир к бифштексу приготовим гречку.

Осень в этом году была холодной, и река стала рано.

Каждый день дети наблюдали, как бобр строит свой домик. Бобёр — это мех бобра. Хотя сейчас уже практически одинаково употребляют БОБР и БОБЁР, имея в виду животное.

Его игривое поведение было неуместным

Универсального словаря на эти и приведённые вами ранее случаи нет, т.к. речь идёт о разных типах ошибок: и речевых, и грамматических. Есть правила, но почти для каждого случая свои.Так что спрашивайте, если что, — ответим.

Неправильное употребление слов

С ляпами плохого согласования слов и частей предложения мы немного разобрались в предыдущей статье, где встретились еще и с примерами неправильного употребления слов и выражений. Сегодня именно об этом и пойдёт речь.

Неправильное употребление — это употребление слова не в соответствии с его значением и областью применения, все случаи, когда автор предполагает один смысл, а слова и выражения использует другие. В этом типе ляпа есть тоже множество разновидностей, я не буду их детализировать, а просто прокомментирую вам цитаты моей коллекции, собранные мною в процессе чтения конкурсных пакетов.

№1
«И стройный стан, и пышный хвост!
И за нее ПОДНЯЛИ тост».

Давайте сразу и навсегда запомним: поднимают бокал, рюмку, стакан и пр., а тост ПРОИЗНОСЯТ. Тост — это речь, ее нельзя поднять!

№2
«И нежных слов струящийся поток,
СКОЛЬЗЯЩИЙ по открытой нежной коже,…»

Поток слов — это нормальный образ. Любой поток (как образ) имеет право струиться, но все же образ должен быть не только ярким, но еще и адекватным всем остальным словам текста. Как поток СЛОВ может СКОЛЬЗИТЬ ПО КОЖЕ?

№3
Когда порой осенней ветрость-мгла
Терзала нервы, волком злобным воя,

Новые слова, созданные для отражения в языке новых предметов или явлений, — это неологизмы. Они бывают удачными и яркими, а бывают и просто дикими, нелепыми. Злоупотреблять такими изобретениями не стоит. Стоило ли автору, явно описывающему ветер (терзает нервы, воет волком) в угоду заполнения строки изобретать странную «ветрость-мглу»? Ветер имеет свои качества, а мгла — совсем другие, она никак не может выть волком! Да и слово «ветрость» не существует…

№4
«…Льётся бережно пламя заката
На земли белоснежный покров.

По предметам скользит, озаряя
Бесконечные зимние сны….»

В этих, с первого взгляда «красивых» строках для меня всё странно… Почему пламя льется? Почему бережно? Кто-то управляет этим процессом, стараясь не спалить «белоснежный покров»? По каким-таким предметам оно скользит, если здесь пейзаж, нерукотворная картинка, а предметы — это то, что сделано руками? Почему так странно ведёт себя пламя — льётся, скользит? Пламя — это огонь, он не похож на воду. И как можно озарять бесконечные сны? Озаряют то, что реально, предметно, а сны — нематериальны…. Словом, слишком много образов в одном месте, причем, не согласованных друг с другом, с описываемой картинкой, со значением употребляемых слов и местом их применения…

№5
«Подъезд был ПО-ДОМАШНЕМУ изгажен,
Лифт раскурочен, но не в этом даже
Особенность явления…»

По-домашнему изгажен, — это как? Совсем не так, как на свежем воздухе, что ли? Мы что, у себя дома как-то особенно гадим, с особым изуверством и шиком?

№6
«Мой сероглазый облик русый»

К слову «облик» применять определения, относящиеся к лицу и к волосам, явно не стоило. Облик — это внешний вид, очертание. Сероглазым может быть человек, а не облик, а русыми — волосы, а не облик. И не стоит соединять все эти слова в одной куче.

№7
«Она летит откуда-то с небес,
Рождаясь по велению руки
Художника, несущего свой крест
ЗАПЕЧАТЛЕНЬЕМ ВРЕМЕНИ В МАЗКИ.

Она заметна одному ему,
И впереди трудов над ней не счесть.
Она возможна только потому,
Что ИСТОГО творца задета честь

И. с той минуты всё пошло не так.
(Нередкость в череде привычных дней).
Художник молча вытер свой ВЕРСТАК
И тихо ВЫШЕЛ. ВСПОМИНАТЬ О НЕЙ!»

Как вам? Что ни строка, то лексический перл! Оказывается, крест художника — это «запечатленье времени в мазки» ! Было — время, а стали — мазки: это так художник поработал! (то, что слова «запечатленье» не существует, надеюсь, мне говорить не нужно?) Когда в череде ПРИВЫЧНЫХ дней ВСЁ вдруг пойдет НЕ ТАК, то это, оказывается — НЕРЕДКОСТЬ! Слово «истый» явно спутано со словом «истинный», а мольберт художника — с верстаком столяра или плотника… Бывает… А фраза «тихо вышел вспоминать о ней» добила меня уже окончательно.

№8.
«Теперь я всё меньше давлю на педали,
всё больше и дольше — бумагу пером,
гудящие трассы, туманные дали
остались навек в ТЫЩЕЛЕТЬИ втором».

Встречается такой ляп сплошь и рядом — произносим мы (иногда) «тыща», но пишется и правильно произносится — «тысяча». В слове написанном, а тем более — в стихах, причем в стихах не жанровых (не тех, что имитируют просторечную лексику) извольте рифмовать «тысячелетие», а не то, что написал автор…

№9
«Я кружева плету из слов,
За словом слово НАНИЗАЮ.
Узоры, пришлые из снов,
Сама порой не понимаю».

Пришлый — это значит «не местный, пришедший со стороны». Здесь же по смыслу просится «пришедший из снов» — типичный ляп употребления не того слова… Кроме того, глагол «нанизываю» (а не нанизаю) требует предлога НА, а не ЗА: «На слово слово нанизываю»

№10
«И забыв тревоги и печали,
Петь, плясать до самого утра,
А ГЛАЗА Б ТАИНСТВЕННО МЕРЦАЛИ
И манили в отблесках костра…»

Мерцать — слабо светиться колеблющимся светом. Вы когда-нибудь видели, чтобы глаза человека… мерцали? Мне, к счастью, не приходилось…

№11
«ГЛОТОК ЛЮБВИ ОТ НАШИХ МУК,
Осталась горечь расставанья,
Не мил мне без тебя ДОСУГ,
Все мысли о тебе, терзанья.

СТРУНА НАТЯНУТА ДО БОЛИ,
Замкнулся круг, всему ВЕНЕЦ,
Потери нет, умру от горя…

весь мир, НЕ КАСАЮЩИЙ
Нас с тобой в любви..

И все ж, спасибо миру
За миг волнующей любви,
За легкую певунью-лиру,
За ПРИКАСАНИЯ твои. »

Как обычно, всё, не понравившееся мне с точки зрения лексики, я выделила заглавными. Любимый тип ляпа у этого автора — употребление не тех слов: не имеет человек представления о значении слов, но где-то их слышал и в рифму ему подошло. Поэтому вместо «отдых» — употребляется «досуг», вместо «конец» — «венец», вместо «не касающийся нас» — «не касающий нас», вместо «прикосновения» -«прикасания». Да и образ не адекватный: «Струна натянута до боли»: о чем здесь речь? О человеке? У него нет струн, а если об инструменте, то тогда нет «боли».

№12.
«Терпкий запах кроны можжевела,
МЕЛКИЙ И НЕЯРКИЙ ЦВЕТ олив.
Где ж та ветвь, что над землёй висела,
забытьЯ мгновения дарив?»

Во-первых, есть растение «можжевельник» — не стоит вводить разговорное сокращение «можжевел» в свои стихи. Во-вторых, странная фраза «мелкий и не яркий цвет». Если речь идет действительно о цвете (об окраске) олив, то неуместно употребление определения «мелкий» это не атрибут цвета. Но, скорее всего, автор здесь имел ввиду просторечное выражение «цвет» в значении «цветок, цветы». Такую замену сплошь и рядом используют в простеньких песнях («черемухи цвет» и т.п.) и в простонародных жанрах. Если вы пишете лирическое стихотворение (хотите поэзии, а не рифмоплетства), то никогда не употребляйте слово «цвет» в значении «цветы». Это снизит впечатление о вашей лирике.

№13.
«Снежок на склонах шапки слОжил, (. )
Нет, не закончилась весна,
Когда в душе ручей вдруг ожил,
Когда мне стало не до сна…»

У вас еще не ожил в душе ручей? Если нет, то сейчас он точно оживет! Потому что на десерт я опять приготовила вам стихи моего «любимого» автора. Любимого потому, что к нему, когда ни зайдешь, всегда есть, что взять в цитатник ляпов. Стихи эти даю без комментариев — они здесь просто излишни!

№14
«Больно мне, когда буровит ветер
Желтую, пропащую листву
И ночами часто он замечен
Бьет, когда дождями по стеклу.

Больно мне и боль невыносима,
От настойчивого скрипа в тишине,
Осень запоздалая, без грима,
Требует внимания к себе.

Больно мне, когда тревожит сердце
И щемит необъяснимая тоска,
Приглушила жизнь звучанье скерцо,
Отдает пульс болью у виска.

Больно от того, что некто лезет в душу,
Мысли, намотав на свой язык,
Грязным содержанием наружу.
Все равно мне, дама иль мужик.

Больно от наскучивших мгновений,
Их терЕбит поминутно час.
Если вдруг не спится. Не от лени.
Просто сны летают возле глаз.

Мир украсьте добрыми делами,
Дайте тем прощение душе!
И в людей обидными словами
Не бросайтесь.
Зло вернется скоро и вдвойне!»

На этом остановимся. С уважением, ваша Алкора

источники:

http://www.stranamam.ru/post/8514348/

http://stihi.ru/2014/01/07/3154

Сегодня мы отмечаем день рождения этого чудесного отрока, и я хочу произнести тост за то, чтобы его разум был всегда восприимчив к учению, а душа – к добру!

По окончании семинара руководитель этого коллектива генерал-майор пригласил участников на товарищеский ужин, где произнёс тост.

– За успех новой экспедиции! – произнесли тост игроки.

Твои друзья будут приятно удивлены, если на слова «Как ты классно произнесла тост» ты ответишь: «Спасибо, мне очень приятно, что ты заметила» или «Благодарю, я сама удивилась, как хорошо у меня всё вышло».

Связка заключается в том, что сначала мы боимся общения один на один, а потом уже, как результат, страшимся выступить или с речью при защите диплома, или со спичем на дне рождения начальника, или просто произнести тост на празднике.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ерошить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

– Девушка подняла бокал, словно собиралась произнести тост в мою честь.

Но меня ещё непременно попросят произнести тост за здоровье брата.

Он сдержал слово и даже умудрился произнести тост за счастье молодых.

Друг жениха, подскочивший произнести тост, чересчур энергично размахивал руками и вылил на меня полный бокал каберне, а потом целых пять минут лапал за блузку, пытаясь стереть пятно.

Тем не менее никто из присутствующих так и не решился открыто произнести тост, восхвалявший заслуженную смерть.

Так что можно произнести тост и выпить сок за всех несовершенных родителей на свете!

– За его величество понтифика! Вы должны произнести тост за его величество понтифика!

В таких случаях он поднимал вверх руку (будто готовясь произнести тост) и провозглашал: «Тут без матэматикэ не обойтись!» Нужно ли говорить, что шахматные турниры собирали в кофейне множество болельщиков.

Она вернётся раньше, чем они успеют произнести тост!

Все дружно подняли бокалы, отец произнёс тост, после на улице были уже слышны салюты.

Я отождествляла себя с ней, видела, с каким вызовом она обернулась к обвинителю, и почти слышала, как наверняка слышала и она, звяканье пробки, вынутой из хрустального графина, когда её уводили: потом, когда за ней закрылась дверь, её хозяева произнесли тост за правосудие.

– Видимо не пришла, – решили девчонки и торжественно произнеся тост «За любовь!», выпили.

– За монархию! – произнёс тост генерал.

Мой любимый папа произнёс тост, мы опять с мамой плакали.

Хозяин дома произнёс тост.

Среднего роста лысеющий мужчина произнёс тост, и все дружно выпили.

Король произнёс тост, за наш будущий союз.

– Дорогие гости, а мы не забыли произнести тост за именинницу?

– Мне следовало произнести тост за предстоящую свадьбу вчера вечером, но мы все слишком увлеклись разговором о детях.

– Я предлагаю выпить за всех воинов, что воюют на границе; за тех, кто посвятил свою жизнь этой борьбе, и особенно за тех, кто её отдал, защищая нашу землю! – произнёс тост комендант.

Я поставил бокалы на стол и стоя произнёс тост.

На столах появилось шампанское, а мой друг наполнив бокалы произнёс тост за меня.

Это означало, что настала очередь шафера произнести тост.

Вернувшись в машину, открыла все, раздала и весело произнесла тост – За знакомство!!!

Разреши произнести тост за твоих маму и папу – настоящих виновников торжества.

На протяжении ужина каждый из министров произнёс тост.

И в середине вечера я приняла решение произнести тост за мужчину, который сейчас рядом со мной.

Начались поздравления хозяйки, с днём её рождения, и мужчина постарше произнёс тост за здоровье матери, которая её родила.

Стакан с водой сделал торжественный вираж в сторону нового оратора, словно майор произнёс тост, а затем был опустошён буквально в пару глотков.

– Она подняла стакан, словно желая произнести тост.

И вот на первом же торжественном обеде командир решил произнести тост.

Отец, изрядно выпив, уже дважды пытался произнести тост, но всё никак не мог его закончить.

Улыбнувшись «подруге», а точнее своему отражению в стакане, мысленно произнесла тост.

– И, взяв кружку в руку, громко произнёс тост: – Ну, значит, за знакомство и за успех предприятия!

И хотя прогрессивно мыслящая молодёжь либо по-доброму смеялась над этой традицией, либо тихонько негодовала, открыто взбунтоваться против неё решались немногие, ведь было невозможно предугадать, кто именно из числа приглашённых: угрюмый сват, троюродная тётушка или милейшая начальница отдела – затаит обиду за то, что ему (или ей) не предложили произнести тост и, стало быть, не проявили должного уважения.

Но через полчаса он должен произнести тост в честь счастливой пары – украсить, так сказать, кремом этот жутко невкусный торт.

Банально, но за столом я могу произнести тост «Лишь бы не было войны!», и любящие друзья поймут и поддержат меня – так сильно запали мне в душу первые дни того ужаса, который только ещё ожидал мою родину…

Самая популярная и старая шутка – подложить помидор под зад, когда жертва встаёт произнести тост.

Он налил в бокалы шампанского, разложил по их тарелкам бутерброды, а потом выжидательно уставился на мать, словно испрашивая разрешения произнести тост.

Я подождал – может, ей захочется произнести тост.

– Ну, броня, давай за всех, кто с нами, и тем более за тех, кого уже нет, – произнёс тост капитан, плеская спирт в помятую кружку.

Каким-то образом я оказался за столом рядом с виновником торжества слева, а справа сидел председатель союза композиторов, который и вёл вечер, объявляя желающих произнести тост.

– За нашу дочь! – радостно произнесла тост.

– Обожди, дай произнести тост.

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Три способа исправления плеоназма и тавтологии:

1)исключение лишнего слова: предчувствовать заранее – предчувствовать;

2)замена одного из слов подходящим по смыслу словом, синонимом: необычный феномен – необычный случай;

3)замена всего словосочетания одним словом: травматическое повреждение – травма.

3.Повторение слов следует отличать от тавтологии, хотя и оно нередко бывает проявлением речевой избыточности. Неоправданные лексические повторы, которые часто сопровождаются тавтологией и плеоназмами, обычно свидетельствуют о неумении автора четко и лаконично сформулировать мысль. Чтобы избежать лексических повторов при литературном редактировании нередко приходится значительно изменять текст.

Он рассказал журналистам о достижениях, которых достигла его страна.

Вариант исправления:

Он рассказал журналистам о результатах, достигнутых его страной.

Практика

Упражнение 36

Устраните тавтологию, используя синонимы.

1.Более того, машины оснащены электронной оснасткой. 2. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества. 3.Недавно у нас случился неприятный случай. 4. В сборнике предложены варианты заданий, предлагавшихся на вступительных экзаменах в ведущие вузы России. 5. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предложениях. 6. В заключение рассказчик рассказал забавную историю. 7. В работе депутатов следует

отметить следующие недостатки. 8. Стоит, кажется, шагнуть один шаг

– и ты уже в другом измерении. 9. Свежий воздух освежил пылающие щеки.

10.Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

Упражнение37

В следующих предложениях найдите избыточные выражения (плеоназмы), вычерните слово, дублирующее смысл понятия.

1.Прейскурант цен вывешен на витрине. 2.Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 3.Выдержать молчаливую паузу не удалось. 4.Главная суть его выступления заключалась в том, чтобы убедить всех проголосовать «за». 5.Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность. 6.Первый дебют юной актрисы был весьма удачен. 7.Мы занимаемся развитием интеллектуальных и умственных возможностей человека. 8.Эта конструкция не имеет подобных аналогов на мировом рынке. 9.Следует посоветоваться с коллегами по работе. 10.Она занималась народным фольклором. 11.Он привык беречь каждую минуту времени. 12.Новое предприятие выпускает 30 тысяч штук изделий в год. 13.Он рассказал нам о своих планах на будущее.

Проверь себя

Самостоятельная работа

В данных предложениях найдите нарушения лексической нормы: 1)незнание значения слова; 2)неразграничение паронимов; 3)нарушение лексической сочетаемости слов; 4)речевая недостаточность; 5)повторение однокоренных слов; 6) плеоназм, 7)тавтология. Исправьте нарушение в соответствии с правилами, изложенными выше. При выполнении задания заполните таблицу:

№ пример нарушения нормы исправление объяснение

1. Решимость его выступления решительность смешение паронимов удивила всех.

1.Сегодня у нас в гостях гость из Петербурга.

2.Вернисаж продлится три недели.
3.Наши воины совершили много геройских подвигов.
4.Декада узбекской кухни будет проходить 5 дней.
5.Возьми хлеб себе, он у нас все равно бесполезно пропадает.
6.Летальная смерть может наступить при коллапсе.
7.Необходимо возобновить вновь поставки лекарственных препаратов.
8.Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
9. Он был настолько болезненный, что постоянно простужался и болел.
10.На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые формы, которые учитель учит их находить.
11.Все демократические силы мира должны объединиться воедино.
12.Фирма реализует тетради по самой дешевой цене.
13.Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.
14.Ученики уделяли заботу своей первой учительнице.
15.Все дружно подняли тост.
16.Новый фильм обречен на большой успех
.
17. Собравшись на консилиум, депутаты обсудили первостепенные задачи экономики. 18.Призываю вас произвести помощь нашему спортивному клубу.
19. День рождения начнется в три часа.
20.На стенах холла висела живопись.
21.В этом парке стоит удивительная по своей красоте архитектура.
22.Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза.

Контрольные вопросы к §6

Что такое речевая недостаточность?

Что такое речевая избыточность?

Д айте определение понятиям: «плеоназм», «тавтология».

Расскажите о способах исправления плеоназма и тавтологии.

Домашнее задание:

1.§ 6 III , IV — Блок информации

2.Контрольные вопросы к § 6 III , IV

Словарная работа к занятию № 9: выучить значение слов; составить с ними предложения или небольшой связный текст.

Самостоятельная работа «Проверь себя»

6. Индивидуально – аналитическое задание:

Научный стиль речи: отличительные черты; классификация жанров.

Анализ текста

Определите стиль, жанр, тип речи.

Выявите характерные языковые особенности.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, одно из самых тяжелых заболеваний нервной системы. По данным статистики, острые нарушения мозгового кровообращения среди причин смертности занимают 3 место после болезней сердца и онкологических заболеваний и случаются ежегодно у 25 из каждой 1000 человек. Инсульты условно можно разделить на кровоизлияния в мозг и инфаркт мозга. В первом случае причиной служит разрыв сосуда, во втором – закупорка сосуда тромбом или эмболом, либо спазм сосудистой стенки.

Чаще всего инсульты возникают у пожилых людей на фоне повышенных цифр артериального давления, распространенного атеросклероза, сахарного диабета. Однако в последнее время наметилась тенденция к омоложению данной патологии, что связывают с неблагоприятной экологической обстановкой, стрессами, злоупотреблением алкоголем, курением.

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 3

Лексические нормы (исправление лексических ошибок, связанных с выбором слова, смешением паронимов, незнанием значения слова, нарушением лексической сочетаемости, речевой избыточностью, речевой недостаточностью, повторением слов).

Фразеология

Занятие № 10

Фразеологические нормы. Медицинские фразеологические обороты.

Словарная работа

Офтальм`олог, конъюнктив`ит, астигмат`изм, катар`акта, глаук`ома, тоном`етрия.

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1)Из(за) гриппа я отсутствовал на занятиях в ( течени…) недели. 2)(В) течени… горных рек наблюдаются постоянные изменения. 3)Во время отпуска мы (в) продолжени…оди(н,нн)адцати дней путешествовали по Подмосковью. 4)Говорят, сто (в) продолжени… повести появятся новые персонажи. 5)Пожар возник (в)следстви…неосторожного обращения с газом. 6)Удалось выяснить новые подробности (в) следстви…по этому делу. 7)Сухая погода стояла (в) продолжени… сентября. 8)(В) течени… всего похода не было ни одного случая заболеваний. 9)Благодаря применению новых лекарств (в) течени… болезни наступил перелом.

Пунктуационная разминка

1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

(А,О)фтальмолог осущ…ствляет ко (рр, р) екцию зрения и вылеч…вает пр…ктически все глазные заб…левания дальн…зоркость близ…рукость к…т…ракту глаукому аст…гматизм кон…ю…ктивит.

Тест для контроля исходного уровня знаний

Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1)стреляный воробей – опытный

2)обводить вокруг пальца – обманывать

3)с гулькин нос – много

4)яблоку негде упасть – тесно

В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

1)Кот наплакал – вредно, глупо

2)С горем пополам – еле-еле, кое-как

3)Поставить крест – креститься, унижать

4)Водить за нос – заглушать, мешать

В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?

1)рукой подать – быстро, хорошо

2)язык проглотить – вредно, тихо

3)под шумок – громко, открыто

4)вавилонское столпотворение –суета, беспорядок

Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

1)между двух огней

2)ни два ни полтора

3)как звезд на небе

4)лежать мертвым грузом

Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 1822; Нарушение авторского права страницы

Источник

Речевая избыточность

Распространенной погрешностью речи является многословие (речевая избыточность). Тенденция к экономии языковых средств – одна из главных в современном русском языке. Точность, лаконизм изложения мысли – важнейшее требование грамотной речи и непременное условие быстрого и результативного общения между говорящими. Поэтому лишних слов нужно избегать даже в разговорной речи.

Существует два основных вида речевой избыточности.

1-ый тип – тавтология (от греч. tautologia, от tauto – то же самое и logos – слово). Этот термин применительно к области речевой культуры имеет несколько разных осмыслений. Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова говорят о трех его значениях: 1.Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового (Авторские слова – это слова автора). 2. Повторение в предложении однокоренных слов (Следует отметить следующие особенности произведения). 3. Неоправданная избыточность выражения: более лучшее предложение; самые высочайшие вершины (67, с.352). Однако наиболее точным представляется толкование, данное А.П. Сковородниковым, который вслед за Ю.А. Бельчиковым, С.Е. Никитиной, Н.В. Васильевой и др. разграничивает тавтологию оправданную и неоправданную, определяя последнюю как «вид речевых ошибок, состоящий в непреднамеренном и не оправданном стилистическим контекстом повторении в пределах одного или соседних предложений одних и тех же или однокоренных, близких по звучанию слов» (46, с.704).

«Эти наши боевые горячие будни дней писателю удалось изобразить в книге наиболее удачно».

«Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес».

Примеры характерных тавтологических ошибок: можно спросить вопрос?; например, такой пример; возобновить вновь; умножить во много раз; это явление является и т.п. Классический пример, ставший синонимом понятия «тавтология», – масло масляное.

Задание. Найдите и устраните тавтологию в предложениях:

· В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

· Горэлектросеть приглашает на постоянную работу столяров 3 – 4 разрядов, знакомыхсо столярными работами.

· Продолжительность процесса длится несколько часов.

· К недостаткам диссертации надо отнести недостаточную разработку отдельных частных вопросов.

· В ответ на эту просьбу мы услышали такой ответ.

· Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков.

· Впоследствии вследствие непоследовательности следователя в следствии по делу о преследовании и бесследном исчезновении наследника были допущены ошибки, и по следам последних последовали роковые для подследственного последствия.

Вне стилистических (каламбурных) целей крайне нежелательна тавтология, возникающая при звуковом совпадении форм, которые являются разными значениями многозначного слова или омонимами.

· Теперь от него ждут некоторых шагов, без которых, по мнению некоторых, его дальнейшая политическая карьера невозможна.

· Лирические монологи Чацкого отличаются искренностью и тем самым отличаются от этикетной салонной речи влюбленных.

· Важным моментом является то, что мы в данный момент не располагаем никакой информацией по данному вопросу.

Специалисты в области филологического образовании отмечают, что тавтология «очень частая и устойчивая ошибка на всех этапах обучения языку», причины которой «психологическая – тенденция к повторному использованию слова, языковая – бедность словаря, неумение пользоваться синонимами» (2, с.350).

2-ой тип избыточности речи – плеоназм (от греч. плеоназмос – излишество) – лишнее уточняющее слово – например, в таких словосочетаниях с ненужными определениями: тёмный мрак, главная суть, ценные сокровища, или с лишними обстоятельствами: вернуться обратно, упасть вниз, подняться вверх. Речевого скальпеля требуют предложения:

· Львенок и черепаха вдвоем вместе пели одну песню.

· Оратор говорил, яростно жестикулируя руками.

· Он безжалостно растоптал ногами этот нежный цветок.

Типичные плеоназмы: планы на будущее, в ноябре месяце, простаивать без дела, беречь каждую минуту времени, поступательное движение вперед, дальнейшее развитие, в конечном итоге, сто рублей денег и т.д.

Нередко встречается в речи скрытая тавтология (чаще – при соединении иноязычного слова с русским, дублирующим его смысл): памятный сувенир, свободная вакансия, полный аншлаг, биография жизни, необычный феномен, движущий лейтмотив, мизерные мелочи, короткий брифинг, главный приоритет, ландшафт местности, ведущий лидер, неиспользованные резервы, ответная контратака, опорный плацдарм, демобилизоваться из армии, ледяной айсберг, народный фольклор, патриот своей Родины, хронометраж времени и т.п. Некоторые исследователи (напр., С.И. Виноградов) относят эти варианты многословия к плеоназмам.

Задание. Найдите лишние слова в предложениях:

· Установлено, что существующие расценки завышены.

· Имеет место незаконное расхищение государственного имущества.

· Успешно проводится обмен имеющимся опытом.

· Американцы превратили океан в стартовую площадку для запуска стратегического оружия.

· Состоялась пресс-конференция чемпиона с журналистами.

· Надо установить верхний потолок цен.

· Попробуйте взглянуть на это глазами будущего потомка.

· Перед своей смертью он написал завещание.

Однако иногда подобные сочетания прочно закрепляются в языке, так как компоненты частично меняют свое значение: период времени («период» – с греч. «время») → «промежуток времени» (значение изменилось). Ср.: реальная действительность, экспонаты выставки, монументальный памятник.

Сложность стилистической оценки тавтологии и плеоназма в том, что существует явная и мнимая речевая избыточность, и четкой границы между оправданным и неоправданным многословием нет. Нужно постоянно учитывать возможность смысловой конкретизации предмета речи, ее целевую установку и контекст. Вот что пишет об этом выдающийся русский лингвист В.И. Чернышов:

Школьная стилистика учит не допускать в речи плеоназмов, то есть слов излишних, ненужных. Таковы, по одному старому учебнику, выражения: вернулся назад, возобновить снова, выбежал вон, оглянуться назад, повторил еще раз, сошлись вместе, разбить в мелкие дребезги, мелкие зернышки, один только я не видал . Нетрудно видеть, что во многих случаях здесь мы имеем давно сложившиеся, общепринятые в языке обороты для более ясного, резкого выражения мысли. Конечно, и писатели охотно употребляют такие выражения, а не избегают их. Мы все говорим старый старик не потому, что предполагаем существование «молодых» стариков, но потому, что знаем разные степени старости и данным выражением хотим обозначить высшую ее степень. Мы могли бы сказать древний старик, но это простонародно; есть выражение глубокий старик, но оно не чисто русское. Точно так же зернышки – одна степень мелкости, а мелкие зернышки – другая, высшая. Действительно, повторить значит «сказать еще раз», но ведь повторить можно и два и три раза, – таким образом, одного слова повторить еще мало в ясной речи (94, с.640).

По замечанию А.П. Сковородникова, в разговорной речи часто рождаются и становятся более или менее устойчивыми плеонастические сочетания, одни из которых служат для эмоционально-экспрессивного усиления (видел это своими собственными глазами; слышал что-либо своими собственными ушами; сделал что-либо своими собственными руками, ходить вокруг да около), а другие должны быть отнесены к стилистическим недочетам, например: своя автобиография, промышленная индустрия, наследие прошлого и некоторые др.

Нередко тавтология и плеоназм используются как стилистический приём:

1) в фольклоре (скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается, криком кричит, беги бегом, рад-радешенек, грусть-тоска, море-океан, путь-дорожка, жил-был, знаю-ведаю и др. народно-поэтические выражения);

2) художниками слова – для создания иронии, сатиры: «Позвольте вам этого не позволить» (Н.В. Гоголь), Писатель пописывает, а читатель почитывает (М.Е. Салтыков-Щедрин). А.П. Чехов мастерски использует тавтологию и плеоназм при создании сатирического речевого портрета персонажа художественного произведения:

Все это дело вышло из-за, царствие ему небесное, мертвого трупа. Разгоняю я народ, а на берегу на песочке утоплый труп мертвого человека. Может, этот утоплый покойник сам утоп, а может, тут дело Сибирью пахнет. Может, тут уголовное смертоубийство.

Тавтология и плеоназм могут придавать особую значимость высказыванию или усиливать его выразительность. Например, В.А. Жуковский написал на портрете, подаренном Пушкину: Победителю-ученику от побеждённого учителя (здесь тавтология усиливает антитезу). Другие примеры:

Слава дней твоих нетленна;

В песнях будет цвесть она:

Жизнь живущих неверна,

Жизнь отживших неизменна!

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья

Солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску, измученный на

измученной лошади.

С добрых мягких пожевывающих губ лошади капали капли.

Если душа родилась крылатой –

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей и что – Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца неразрывно-слитых:

Голод голодных – и сытость сытых.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Под ветром лед ручья дымится,

Несутся дымы по полям.

Дает разгон своим конькам

На белом белая белеет

Вся вихрь, вся воздух, вся полет.

А лед все тлеет, тлеет, тлеет, –

Как будто вспыхнет этот лед!

Как видно из двух последних примеров, количество повторов влияет на степень экспрессивности: многокомпонентная тавтология эффектней более распространенной двухкомпонентной.

А.П. Сковородников сужает все варианты оправданной тавтологии (а их Ю.А. Бельчиков называет около десяти – см. 73, с.553) до фигуры речи и считает, что она в этом случае «представляет собой стилистически мотивированный повтор однокоренных слов, находящихся в пределах предложения в отношениях непосредственного или опосредованного подчинения или соподчинения, а также взаимного подчинения (координации). Общая функция этой стилистической фигуры – акцентирование того понятия (концепта), которое заключено в корневой части повторяющихся слов» (46, с.703). По мнению исследователя, благодаря данной особенности оправданная тавтология довольно широко используется не только в художественной прозе и поэзии (включая песенное творчество), но и в публицистике, и даже в научно-гуманитарной прозе. Примеры А.П. Сковородникова:

[О кинофильме Бергмана «Лицо»] Линия та же: нам показывают не то, чем же гений гениален, а его ужасные терзания среди почему-то обязанных почитать его «мещан» (П. Палиевский);

И здесь – после безысходного рабства, рабства рабам и голоду, самым пустым и мертвящим стихиям мира , – это свобода в Софии, полет в лазури. (С. Булгаков);

Основной определяющей силой социального бытия, в условиях идейного господства материализма и атеизма, оказывается ненависть, и приносит плоды ее достойные: мучение всем; а рано или поздно не может не принести и последнего плода: мучения мучителям (П. Савицкий);

Оранжевые мамы / Оранжевым ребятам / Оранжевые песни / Оранжево поют (А. Арканов, Г. Горин).

Оправданным плеоназмом А.П. Сковородников считает «стилистический прием, основанный на избыточности словесного выражения смысла высказывания, которая (избыточность) проявляется в семантическом дублировании его частей (часто путем повторения синонимических или, по крайней мере, семантически однопорядковых слов, словосочетаний, предложений, изобразительных средств – эпитетов, сравнений, гипербол и т.д.)» (там же, с.470).

От оправданной тавтологии и плеоназма (соединения разных однокоренных или синонимичных слов) некоторые исследователи отличают стилистический повтор одного слова или выражения. Повтор как фигура речи широко используется в поэзии, художественной прозе и публицистике. Он может быть конструктивно-стилистической основой целого текста (в малых жанрах) или его значительной части. Например, в стихотворении М. Цветаевой:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

– Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Сравните: при помощи тавтологии и повтора слов или словосочетаний (в первую очередь форм прилагательного белый) Р. Рождественский создает пронизанный ностальгической печалью и болью сострадания лиризм в стихотворении «Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа»:

Малая церковка. Свечи оплывшие.

Камень дождями изрыт добела.

Здесь похоронены бывшие, бывшие

Здесь похоронены сны и молитвы,

Слава и доблесть, «прощай» и «ура»;

Штабс-капитаны и гардемарины,

Хваты-полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая,

Белое воинство,белая кость…

Влажные плиты травой зарастают.

Русские буквы. Французский погост.

Я прикасаюсь ладонью к истории,

Я прохожу по Гражданской войне…

О, как же хотелось им в первопрестольную

Въехать однажды на белом коне.

Не было славы, не стало и Родины,

Сердца не стало, а память жива.

Ваши сиятельства, их благородия

Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.

Плотно лежат они, вдоволь познавшие

Муки свои и дорогисвои.

Вроде бы русские,вроде бы наши,

Только не наши они, а ничьи.

Как они после, забытые, бывшие,

Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на неё, победившую,

Пусть непонятную, пусть не простившую,

Землю родимую… и умереть.

Полдень. Березовый отзвук покоя.

В небе российские купола.

И облака, будто белые кони,

Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.

Дата добавления: 2017-09-19 ; просмотров: 9214 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Скачать:

Вложение Размер
leksicheskie_normy_i_oshibki_2.docx 14.41 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Лексические нормы – правильность выбора слова и уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.

Неправильное употребление слов ведет к возникновению лексических ошибок.

Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например:

Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).

2. Тавтология и плеоназм.

Тавтология — повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки.

Плеоназм — многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово — народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).

3. Речевая недостаточность

Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например:

Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово «себя»).

4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать — «неминуемый крах» , но нельзя – «неминуемый успех» , можно сказать – «ближайшее будущее» , но нельзя – » ближайшее прошлое» .

5. Нарушение единства стиля

Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской.

Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).

ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Фразеологические обороты — это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы.

Как правильно? без нарушений лексических норм

Позвольте мне поднять тост за юбиляра..

На гарнир для бифштекса приготовим гречиху..

Осень в этом году была холодной и река встала рано..

Каждый день дети наблюдали, как бобёр строит свой домик..

Его игристое поведение не было уместным—Его игривое поведение не было уместным

Его игривое поведение было неуместным
Может на такие случаи есть какие то словари?

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам → Как правильно? без нарушений лексических норм

Позвольте мне поднять тост за юбиляра..
На гарнир для бифштекса приготовим гречиху..
Осень в этом году была холодной и река встала рано..
Каждый день дети наблюдали, как бобёр строит свой домик..
Его игристое поведение не было уместным—Его игривое поведение не было уместным
Его игривое поведение было неуместным
Может на такие случаи есть какие то словари? Читать полностью

+4 Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!’)»> Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!’)»> ветероок 08.10.2014 122 1 11 комментариев

Все рецепты

Рецепты от Поваренок.ру Все рецепты
Чизкейк, который всегда получается .
Когда я впервые попробовала чизкейк, я поняла, что .
Подробнее »
Кексы «Нежность»
У меня есть специальная тетрадочка, в которой записаны .
Подробнее »
Тарталетки «Жемчужные» .
Яркие и праздничные тарталетки с рыбной начинкой и .
Подробнее »
Пирог к чаю «Иринка» .
Сегодня доченька принесла рецепт быстрого пирога к .
Подробнее »

Построим каркасный дом вашей мечты

Каркасный дом с 4 спальнями, сауной и террасой V035 «Ворланд»

Каркасный дом с 3 спальнями, террасой и котельной V233 «Иллинойс»

Каркасный дом с котельной и террасой V466 «Гринвилл»

Каркасный дом с мансардой V373 «Толедо»

Комментарии

Позвольте мне поднять бокал за юбиляра — тост не поднимают, а произносят.

На гарнир к бифштексу приготовим гречку.

Осень в этом году была холодной, и река стала рано.

Каждый день дети наблюдали, как бобр строит свой домик. Бобёр — это мех бобра. Хотя сейчас уже практически одинаково употребляют БОБР и БОБЁР, имея в виду животное.

Его игривое поведение было неуместным

Универсального словаря на эти и приведённые вами ранее случаи нет, т.к. речь идёт о разных типах ошибок: и речевых, и грамматических. Есть правила, но почти для каждого случая свои.Так что спрашивайте, если что, — ответим.

Неправильное употребление слов

С ляпами плохого согласования слов и частей предложения мы немного разобрались в предыдущей статье, где встретились еще и с примерами неправильного употребления слов и выражений. Сегодня именно об этом и пойдёт речь.

Неправильное употребление — это употребление слова не в соответствии с его значением и областью применения, все случаи, когда автор предполагает один смысл, а слова и выражения использует другие. В этом типе ляпа есть тоже множество разновидностей, я не буду их детализировать, а просто прокомментирую вам цитаты моей коллекции, собранные мною в процессе чтения конкурсных пакетов.

№1
«И стройный стан, и пышный хвост!
И за нее ПОДНЯЛИ тост».

Давайте сразу и навсегда запомним: поднимают бокал, рюмку, стакан и пр., а тост ПРОИЗНОСЯТ. Тост — это речь, ее нельзя поднять!

№2
«И нежных слов струящийся поток,
СКОЛЬЗЯЩИЙ по открытой нежной коже,…»

Поток слов — это нормальный образ. Любой поток (как образ) имеет право струиться, но все же образ должен быть не только ярким, но еще и адекватным всем остальным словам текста. Как поток СЛОВ может СКОЛЬЗИТЬ ПО КОЖЕ?

№3
Когда порой осенней ветрость-мгла
Терзала нервы, волком злобным воя,

Новые слова, созданные для отражения в языке новых предметов или явлений, — это неологизмы. Они бывают удачными и яркими, а бывают и просто дикими, нелепыми. Злоупотреблять такими изобретениями не стоит. Стоило ли автору, явно описывающему ветер (терзает нервы, воет волком) в угоду заполнения строки изобретать странную «ветрость-мглу»? Ветер имеет свои качества, а мгла — совсем другие, она никак не может выть волком! Да и слово «ветрость» не существует…

№4
«…Льётся бережно пламя заката
На земли белоснежный покров.

По предметам скользит, озаряя
Бесконечные зимние сны….»

В этих, с первого взгляда «красивых» строках для меня всё странно… Почему пламя льется? Почему бережно? Кто-то управляет этим процессом, стараясь не спалить «белоснежный покров»? По каким-таким предметам оно скользит, если здесь пейзаж, нерукотворная картинка, а предметы — это то, что сделано руками? Почему так странно ведёт себя пламя — льётся, скользит? Пламя — это огонь, он не похож на воду. И как можно озарять бесконечные сны? Озаряют то, что реально, предметно, а сны — нематериальны…. Словом, слишком много образов в одном месте, причем, не согласованных друг с другом, с описываемой картинкой, со значением употребляемых слов и местом их применения…

№5
«Подъезд был ПО-ДОМАШНЕМУ изгажен,
Лифт раскурочен, но не в этом даже
Особенность явления…»

По-домашнему изгажен, — это как? Совсем не так, как на свежем воздухе, что ли? Мы что, у себя дома как-то особенно гадим, с особым изуверством и шиком?

№6
«Мой сероглазый облик русый»

К слову «облик» применять определения, относящиеся к лицу и к волосам, явно не стоило. Облик — это внешний вид, очертание. Сероглазым может быть человек, а не облик, а русыми — волосы, а не облик. И не стоит соединять все эти слова в одной куче.

№7
«Она летит откуда-то с небес,
Рождаясь по велению руки
Художника, несущего свой крест
ЗАПЕЧАТЛЕНЬЕМ ВРЕМЕНИ В МАЗКИ.

Она заметна одному ему,
И впереди трудов над ней не счесть.
Она возможна только потому,
Что ИСТОГО творца задета честь

И. с той минуты всё пошло не так.
(Нередкость в череде привычных дней).
Художник молча вытер свой ВЕРСТАК
И тихо ВЫШЕЛ. ВСПОМИНАТЬ О НЕЙ!»

Как вам? Что ни строка, то лексический перл! Оказывается, крест художника — это «запечатленье времени в мазки» ! Было — время, а стали — мазки: это так художник поработал! (то, что слова «запечатленье» не существует, надеюсь, мне говорить не нужно?) Когда в череде ПРИВЫЧНЫХ дней ВСЁ вдруг пойдет НЕ ТАК, то это, оказывается — НЕРЕДКОСТЬ! Слово «истый» явно спутано со словом «истинный», а мольберт художника — с верстаком столяра или плотника… Бывает… А фраза «тихо вышел вспоминать о ней» добила меня уже окончательно.

№8.
«Теперь я всё меньше давлю на педали,
всё больше и дольше — бумагу пером,
гудящие трассы, туманные дали
остались навек в ТЫЩЕЛЕТЬИ втором».

Встречается такой ляп сплошь и рядом — произносим мы (иногда) «тыща», но пишется и правильно произносится — «тысяча». В слове написанном, а тем более — в стихах, причем в стихах не жанровых (не тех, что имитируют просторечную лексику) извольте рифмовать «тысячелетие», а не то, что написал автор…

№9
«Я кружева плету из слов,
За словом слово НАНИЗАЮ.
Узоры, пришлые из снов,
Сама порой не понимаю».

Пришлый — это значит «не местный, пришедший со стороны». Здесь же по смыслу просится «пришедший из снов» — типичный ляп употребления не того слова… Кроме того, глагол «нанизываю» (а не нанизаю) требует предлога НА, а не ЗА: «На слово слово нанизываю»

№10
«И забыв тревоги и печали,
Петь, плясать до самого утра,
А ГЛАЗА Б ТАИНСТВЕННО МЕРЦАЛИ
И манили в отблесках костра…»

Мерцать — слабо светиться колеблющимся светом. Вы когда-нибудь видели, чтобы глаза человека… мерцали? Мне, к счастью, не приходилось…

№11
«ГЛОТОК ЛЮБВИ ОТ НАШИХ МУК,
Осталась горечь расставанья,
Не мил мне без тебя ДОСУГ,
Все мысли о тебе, терзанья.

СТРУНА НАТЯНУТА ДО БОЛИ,
Замкнулся круг, всему ВЕНЕЦ,
Потери нет, умру от горя…

весь мир, НЕ КАСАЮЩИЙ
Нас с тобой в любви..

И все ж, спасибо миру
За миг волнующей любви,
За легкую певунью-лиру,
За ПРИКАСАНИЯ твои. »

Как обычно, всё, не понравившееся мне с точки зрения лексики, я выделила заглавными. Любимый тип ляпа у этого автора — употребление не тех слов: не имеет человек представления о значении слов, но где-то их слышал и в рифму ему подошло. Поэтому вместо «отдых» — употребляется «досуг», вместо «конец» — «венец», вместо «не касающийся нас» — «не касающий нас», вместо «прикосновения» -«прикасания». Да и образ не адекватный: «Струна натянута до боли»: о чем здесь речь? О человеке? У него нет струн, а если об инструменте, то тогда нет «боли».

№12.
«Терпкий запах кроны можжевела,
МЕЛКИЙ И НЕЯРКИЙ ЦВЕТ олив.
Где ж та ветвь, что над землёй висела,
забытьЯ мгновения дарив?»

Во-первых, есть растение «можжевельник» — не стоит вводить разговорное сокращение «можжевел» в свои стихи. Во-вторых, странная фраза «мелкий и не яркий цвет». Если речь идет действительно о цвете (об окраске) олив, то неуместно употребление определения «мелкий» это не атрибут цвета. Но, скорее всего, автор здесь имел ввиду просторечное выражение «цвет» в значении «цветок, цветы». Такую замену сплошь и рядом используют в простеньких песнях («черемухи цвет» и т.п.) и в простонародных жанрах. Если вы пишете лирическое стихотворение (хотите поэзии, а не рифмоплетства), то никогда не употребляйте слово «цвет» в значении «цветы». Это снизит впечатление о вашей лирике.

№13.
«Снежок на склонах шапки слОжил, (. )
Нет, не закончилась весна,
Когда в душе ручей вдруг ожил,
Когда мне стало не до сна…»

У вас еще не ожил в душе ручей? Если нет, то сейчас он точно оживет! Потому что на десерт я опять приготовила вам стихи моего «любимого» автора. Любимого потому, что к нему, когда ни зайдешь, всегда есть, что взять в цитатник ляпов. Стихи эти даю без комментариев — они здесь просто излишни!

№14
«Больно мне, когда буровит ветер
Желтую, пропащую листву
И ночами часто он замечен
Бьет, когда дождями по стеклу.

Больно мне и боль невыносима,
От настойчивого скрипа в тишине,
Осень запоздалая, без грима,
Требует внимания к себе.

Больно мне, когда тревожит сердце
И щемит необъяснимая тоска,
Приглушила жизнь звучанье скерцо,
Отдает пульс болью у виска.

Больно от того, что некто лезет в душу,
Мысли, намотав на свой язык,
Грязным содержанием наружу.
Все равно мне, дама иль мужик.

Больно от наскучивших мгновений,
Их терЕбит поминутно час.
Если вдруг не спится. Не от лени.
Просто сны летают возле глаз.

Мир украсьте добрыми делами,
Дайте тем прощение душе!
И в людей обидными словами
Не бросайтесь.
Зло вернется скоро и вдвойне!»

На этом остановимся. С уважением, ваша Алкора

источники:

http://www.stranamam.ru/post/8514348/

http://stihi.ru/2014/01/07/3154

Назад

Тост: поднять тост или сказать тост

Вопрос

Как правильно: поднять тост или сказать тост? В старых версиях словаря Ожегова такого оборота нет, но говорят, что сейчас он узаконен, со ссылкой на то, что тост — еще и кубок с вином. Интересно, что во всех словарных определения слова тост речь идет о вине (бокал вина, кубок вина, стакан вина), но нигде не сказано, что вместо вина может быть любой алкогольный напиток.

Согласно толковым словарям тост  короткая застольная речь с пожеланием чего-нибудь, предложение выпить бокал вина в честь кого-чего-нибудь (см. БАС-1, МАС). В БАС-1 как устойчивые зафиксированы пить, выпить тост за кого-нибудь (т. 15, 1963). 
У Даля тост – заздравное, застольное пожелание, величание; кубок вина, на пиру, с речами или приговором в честь кому-либо; заздравие, исполатье. А если кубок вина, то – его можно поднять. 
И в «Толковом словаре русского языка: В 4 т.» под ред. Д. Н. Ушакова (уже в 1938) как переносное было зафиксировано с пометой разговорное такое значение слова тост – бокал, стакан с вином, выпиваемый в знак добрых пожеланий кому-нибудь: осушить тост в честь кого-нибудь; выпить тост (СУ, т. 4).
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (М., 1989) и в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (М., 1997) в качестве примеров приведены речения произнести (провозгласить, предложить, поднять) тост.
Тостот англ. toast – устар.: человек, за здоровье которого пьют; первоначально в Англии перед оратором ставили стакан с водой и поджаренный ломоть хлеба.
У Брокгауза и Ефрона находим: «Тост — застольная речь за чье-либо здоровье; на политич. банкетах повод для агитацион. речей». От этого же корня и тост – обжаренный ломтик хлеба, как полагают некоторые, в старину жители Британских островов, прежде чем выпить вино или какой-либо более крепкий напиток, окунали в него поджаренный на огне ломтик хлеба, чтобы напиток впитал в себя также и хлебный аромат. Впоследствии традиция окунать хлеб в вино забылась, но возникла традиция перед тем, как выпить вина, произносить тост.

Итак, сегодня у слова тост два значения –

  1. застольная речь;
  2. стакан (бокал, стопка), наполненный алкогольным напитком, выпиваемый в знак доброго расположения к кому-нибудь.

Второе значение – переносное, метонимическое (метонимия – перенос значения по смежности). Словосочетания: выпить тост, поднять тост следует считать соответствующими нормам литературного языка, как и словосочетания сказать, провозгласить, произнести тост, в которых слово тост употреблено в первом значении.

Правильно

сказать тост 1 (= произнести застольную речь) и поднять тост 2 (= поднять бокал с алкогольным напитком, выпиваемый в знак доброго расположения к кому-нибудь и в знак согласия, одобрения тоста 1).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Все ли ошибки можно простить
  • Всд эксель ошибка число
  • Все герои фильма имеют характерные черты лексическая ошибка
  • Все допускают ошибки цитаты
  • Все лебеди белые логическая ошибка