Враги приближались все ближе лексическая ошибка

Люди добрые, помогите

Найдите
ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Сделайте стилистическую правку
предложений.

Транслирование
вещания переносится на поздний срок. Окно раскрылось во время ветра.
Следователи прокуратуры провели очень профессиональные действия. Вся страна от
малого до великого поднялась на защиту родины. У девушки коричневые глаза.
Враги приближались все ближе.

Только глаза не коричневые, а карие. И про прокуроров я бы сказал так: Действия следователей прокуратуры отличались высоким профессионализмом.
Насчет трансляции — если уже перенесено на какой-то срок, то не в прошлое же, так? Значит следует сказать «Трансляция вещания перенесена». И все. Также и враги. Они просто приближались. Если очень хочется сказать «все ближе», то «приближались» следует убрать и заменить чем-то похожим. Придвигались, или подходили например.. .

Трансляция переносится на поздний срок. Окно раскрылось от ветра. Следователи прокуратуры провели профессиональные действия. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту родины. У девушки коричневые глаза. Враги приближались.

Что такое тавтология? Как исправить ошибку?

В этой заметке ответим на вопрос о том, что такое тавтология, а также покажем, как её устранить.

Тавтология – это распространенная лексическая ошибка, которая связана с речевой избыточностью, возникающей за счет необоснованного повторения однокоренных слов в границах одного высказывания. Например, в предложении «Хочу спросить вопрос » немотивированно употреблены однокоренные слова спросить и вопрос. Глагол спросить следует заменить словом задать: «Хочу задать вопрос» (правильно!).

Приведём предложения с тавтологией и примеры их правки:

В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

Слово рассказчик можно заменить местоимением он или именем человека: 1. В заключение он рассказал еще одну забавную историю. 2. В заключение Сергей Петров рассказал еще одну забавную историю.

Писатель написал этот рассказ ещё в юности.

Слово писатель можно заменить местоимением он или именем человека, о котором идёт речь, например: 1. Он написал этот рассказ ещё в юности. 2. Толстой написал этот рассказ ещё в юности.

Враг приближался всё ближе.

1. Следует убрать наречие ближе, которое создаёт избыточность: Враг приближался. 2. Можно заменить глагол приближаться словом соответствующим определённому контексту: Враг подбирался (подкрадывался, подходил, подплывал и т.д.) всё ближе.

Важно подчеркнуть, что тавтология представляет собой лексическую ошибку, если употребление однокоренных слов не оправдано стилистическими целями и носит случайный характер: соединить воедино, танцевать танец. Сможете теперь определить тавтологию в тесте или контрольной?

Обратите внимание на то, что существуют тавтологические сочетания, употребление которых неизбежно, так как в них используется терминологическая лексика: словарь иностранных слов , следователь Следственного комитета, бригадир строительной бригады и т.д. Эти словосочетания не требуют правки.

Многие родственные слова, имеющие общий этимологический корень, но утратившие словообразовательные связи, в современном русском языке не образуют тавтологических словосочетаний: черные чернила (ср. синие чернила), красная краска (ср. жёлтая краска), белое белье (ср. чёрное бельё), цветок расцвёл.

Кроме того, тавтология лежит в основе многих устойчивых выражений (фразеологизмов), которые используются в разговорной, публицистической и художественной речи для создания особой экспрессии, стилизации и т.д.: сослужить службу, всякая всячина, набит битком, пропадать пропадом.

Нарушение лексической сочетаемости слов.

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку 2019. Лексические нормы.

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.

1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Для успешного выполнения задания необходимо:

· понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;

· учитывать особенности сочетаемости слов;

· правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;

· избегать речевой избыточности;

· не допускать речевой недостаточности;

· учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)

2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)

3) Если это ошибка, исправь ее.

Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике (ср.: Базаров несколько резковат. Слово несколько определяет степень признака, которая выражена в самом прилагательном суффиксом –оват-).

Плеоназмы различны по структуре

1) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства.

2) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак.

3) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны.

4) сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.

5) сочетание глагола и наречия: Враги приближались всё ближе.

Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен и др.)

Лексические ошибки

№ п/п Вид ошибки Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам помощью художественных приемов.
Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неудачное употребление местоимения Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная проблема.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Нарушение лексической сочетаемости слов.

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.

Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости

(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)

*** Сюда же можно отнести и неточное использование фразеологизмов.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)

замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)

совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

источники:

http://testru.info/?p=682

http://poisk-ru.ru/s45077t11.html

Задание 6
Теория
Лексические ошибки
Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике
Плеоназмы различны по структуре

  • 1) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства.
  • 2) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак.
  • 3) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны.
  • 4) сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.
  • 5) сочетание глагола и наречия: Враги приближались всё ближе.

Лексические ошибки
Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен и др.)

Классификация речевых ошибок

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5)

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Классификация речевых ошибок

Вид ошибки

Примеры

6

Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Классификация речевых ошибок

Вид ошибки

Примеры

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12

Неудачное употребление местоимения

Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная проблема.

Примечание:

Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

Задание 6
Практика
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 1

  • Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.
  • Его гуманность и человечность известны всем.
  • Мне срочно надо было написать мою автобиографию.
  • Это криминальное преступление потрясло весь город.
  • В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 2

  • Таня – верная жена своему мужу.
  • С 1839 года поэта ссылали 2 раза в ссылки.
  • На Урале добывают руду в рудниках.
  • Он должен понять, что жизнь не кончена, что нужно бороться до конца жизни.
  • До конца своей жизни он помнил её.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 3

  • В этой книге описываются действительные факты.
  • В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
  • В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
  • На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.
  • Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 4

  • Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.
  • Индейцы – коренные аборигены Америки.
  • Рабочим выплачена зарплата за май месяц.
  • Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.
  • Появилась свободная вакансия.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 5

  • Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
  • Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале.
  • Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами.
  • Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
  • Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.

Ответы

Номер варианта

1

2

3

4

5

Вариант 1

цен

гуманность/

человечность

мою

криминальное

мемориальный

Вариант 2

мужу

(в) ссылки)

(в) рудниках

жизни

своей

Вариант 3

действительные

предстоящего

народного

памятные

руководящие

Вариант 4

памятный

коренные

месяц

цен

свободная

Вариант 5

свою

долгие/

продолжительные

мужественные /смелые

мёртвый

рук



Скачать материал

Лексические ошибкиАвтор: Никонорова И.А.



Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

  • Сейчас обучается 106 человек из 42 регионов

  • Сейчас обучается 307 человек из 58 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лексические ошибкиАвтор: Никонорова И.А.

    1 слайд

    Лексические ошибки
    Автор: Никонорова И.А.

  • Виды речевых ошибокРечевая избыточность (плеоназм) — это повторение в тексте...

    2 слайд

    Виды речевых ошибок
    Речевая избыточность (плеоназм) — это повторение в тексте «лишних» слов с одинаковым или очень близким значением.
    Тавтология – необоснованное повторение в тексте однокоренных слов.

  • Выберите один из вариантов, который вы считаете удачным. Какую речевую ошибку...

    3 слайд

    Выберите один из вариантов, который вы считаете удачным. Какую речевую ошибку вы нашли?

  • Проверка1. Он учился в консерватории.
2. Налицо разбазаривание государственно...

    4 слайд

    Проверка
    1. Он учился в консерватории.
    2. Налицо разбазаривание государственного имущества.
    3. Перед смертью он долго болел.
    4. Состоялся обмен опытом.
    5. Они закончили работу.
    6. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе.
    7. Эрмитаж — сокровищница нашей культуры.

  • Объясните, в чем избыточность этих предложений и где есть тавтология. Исправ...

    5 слайд

    Объясните, в чем избыточность этих предложений и где есть тавтология. Исправьте предложения.
    1. Он был мужественным и смелым человеком.
    2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.
    3. Он облокотился локтем на стол.
    4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
    5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.
    6 Внутренний интерьер дворца поражал роскошью.
    7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя.
    8. Сонина комната походила как будто на сарай.
    9. В спектакле впервые дебютирует юная балерина.
    10. У него в квартире целая библиотека книг.

  • Проверка1. Он был мужественным и смелым человеком.
2. Мы быстро бросились беж...

    6 слайд

    Проверка
    1. Он был мужественным и смелым человеком.
    2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.
    3. Он облокотился локтем на стол.
    4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
    5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.
    6 Внутренний интерьер дворца поражал роскошью.
    7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя.
    8. Сонина комната походила как будто на сарай.
    9. В спектакле впервые дебютирует юная балерина.
    10. У него в квартире целая библиотека книг.

  • Найдите повторяющиеся слова. Объясните, является ли повтор одних и тех же или...

    7 слайд

    Найдите повторяющиеся слова. Объясните, является ли повтор одних и тех же или однокоренных слов недостатком или достоинством текста. Почему?
    1. Но идет, идет пехота мимо сосен, сосен без конца…
    2. Если, приглашая даму на танец, вы наступили ей на ногу и она сделала вид, что не заметила этого, то вы должны сделать вид, что не заметили, как она заметила, но сделала вид, что не заметила.
    3. Граф считает счета на своем счету. Я пришел, чтобы свести с вами счеты.

  • Укажите примеры, в которых синонимический ряд  оставлен верно.  Найдите ошибк...

    8 слайд

    Укажите примеры, в которых синонимический ряд оставлен верно. Найдите ошибки.

    1. Машинально, инстинктивно, автоматически, осознанно.
    2. Огромный, гигантский, исполинский, колоссальный.
    3. Учтивый, вежливый, деликатный, рассудительный.
    4. Работа, функция, обязательство, назначение.
    5.Простой, бесхитростный, незатейливый, примитивный.
    6.Опасаться, страшиться, робеть, трепетать.
    7.Насущный, злободневный, актуальный, потенциальный.
    8.Спор, дискуссия, полемика, столкновение мнений.

  • Проверка1. Машинально, инстинктивно, автоматически, осознанно.
2. Огромный, г...

    9 слайд

    Проверка
    1. Машинально, инстинктивно, автоматически, осознанно.
    2. Огромный, гигантский, исполинский, колоссальный.
    3. Учтивый, вежливый, деликатный, рассудительный.
    4. Работа, функция, обязательство, назначение.
    5.Простой, бесхитростный, незатейливый, примитивный.
    6.Опасаться, страшиться, робеть, трепетать.
    7.Насущный, злободневный, актуальный, потенциальный.
    8.Спор, дискуссия, полемика, столкновение мнений.

  • В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения ин...

    10 слайд

    В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова?
    1.На горный посёлок обрушилось сильное цунами.
    2.Трое прецедентов на пост главы города уже включились в предвыборную борьбу.
    3.Сервис в этом отеле соответствует мировым стандартам.
    4.Наша футбольная команда потерпела фурор.
    5.Огромную роль в развитии русской культур XVIII века сыграли меценаты.
    6.Она жила в этой гостинице инкогнито, назвавшись первым попавшимся именем.
    7.В этом сезоне в моде будет бутафория всевозможных цветов и форм в этническом или классическом стиле.
    8.Он долго не мог решить стоящую перед ним дилемму, но, в конце концов, из трёх вариантов выбрал спокойную жизнь в провинции.

  • Проверка1.На горный посёлок обрушилось сильное цунами.
2.Трое прецедентов на...

    11 слайд

    Проверка
    1.На горный посёлок обрушилось сильное цунами.
    2.Трое прецедентов на пост главы города уже включились в предвыборную борьбу.
    3.Сервис в этом отеле соответствует мировым стандартам.
    4.Наша футбольная команда потерпела фурор.
    5.Огромную роль в развитии русской культур XVIII века сыграли меценаты.
    6.Она жила в этой гостинице инкогнито, назвавшись первым попавшимся именем.
    7.В этом сезоне в моде будет бутафория всевозможных цветов и форм в этническом или классическом стиле.
    8.Он долго не мог решить стоящую перед ним дилемму, но, в конце концов, из трёх вариантов выбрал спокойную жизнь в провинции.

  • В каких примерах допущена ошибка — смешение паронимов? Исправьте ошибки.
1....

    12 слайд

    В каких примерах допущена ошибка — смешение паронимов? Исправьте ошибки.

    1. Нашей организацией был учреждён благотворительный фонд.
    2. Прежний директор придерживался авторитарного стиля руководства.
    3. Утверждая документацию, ректор ставит на ней свою роспись.
    4. Он получил гуманистическое образование.
    5. На место катастрофы была отправлена спасительная экспедиция.
    6. Его поступок заслуживает наказания.
    7. Стараясь успокоить малышку, мать бережно прижимала её к груди.
    8. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду.
    9. Нельзя было назвать его абсолютным невеждой: он читал книги и газеты.
    10.Её исследование имеет большое практичное значение.

  • 1. Нашей организацией был учреждён благотворительный фонд.
2. Прежний директо...

    13 слайд

    1. Нашей организацией был учреждён благотворительный фонд.
    2. Прежний директор придерживался авторитарного стиля руководства.
    3. Утверждая документацию, ректор ставит на ней свою подпись.
    4. Он получил гуманитарное образование.
    5. На место катастрофы была отправлена спасательная экспедиция.
    6. Его проступок заслуживает наказания.
    7. Стараясь успокоить малышку, мать бережно прижимала её к груди.
    8. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду.
    9. Нельзя было назвать его абсолютным невеждой: он читал книги и газеты.
    10.Её исследование имеет большое практическое значение.

  • В каких предложениях есть ошибки, связанные  с нарушением лексической сочетае...

    14 слайд

    В каких предложениях есть ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости?
    1. В магазине представлены товары широкого ассортимента.
    2. Большую роль в процессе общения имеют мимика и жесты.
    3. Давайте встретимся примерно через четверть часа.
    4. Примета нашего времени — рост благосостояние населения.
    5. Подавляющее большинство задач было решено.
    6. Роль книги в жизни человека трудно переоценить.
    7. Этот человек произвёл на меня большое впечатление.
    8. Студенты пристально слушали преподавателя.
    9. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.
    10.Мать всегда проявляла заботу о каждом из нас.

  • 1. В магазине представлены товары широкого ассортимента.
2. Большую роль в пр...

    15 слайд

    1. В магазине представлены товары широкого ассортимента.
    2. Большую роль в процессе общения имеют мимика и жесты.
    3. Давайте встретимся примерно через четверть часа.
    4. Примета нашего времени — рост благосостояние населения.
    5. Подавляющее большинство задач было решено.
    6. Роль книги в жизни человека трудно переоценить.
    7. Этот человек произвёл на меня большое впечатление.
    8. Студенты пристально слушали преподавателя.
    9. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.
    10.Мать всегда проявляла заботу о каждом из нас.

  • Укажите тип лексической ошибкиВ газете было сообщение о свободных вакансиях....

    16 слайд

    Укажите тип лексической ошибки
    В газете было сообщение о свободных вакансиях.
    Написание диссертации – очень трудоемкий труд.
    Для предотвращения эпидемии необходима тоталитарная вакцинация населения.
    Враги приближались все ближе к деревне.
    Первый дебют юной певицы оказался весьма удачен.
    Новость о приезде долгожданного друга привела его в минорное настроение.

  • ПроверкаВ газете было сообщение о свободных вакансиях.(Речевая избыточность)...

    17 слайд

    Проверка
    В газете было сообщение о свободных вакансиях.(Речевая избыточность)
    Написание диссертации – очень трудоемкий труд. (Тавтология)
    Для предотвращения эпидемии необходима тоталитарная вакцинация населения.(Смешение паронимов)
    Враги приближались все ближе к деревне. (Тавтология)
    Первый дебют юной певицы оказался весьма удачен. .(Речевая избыточность)
    Новость о приезде долгожданного друга привела его в минорное настроение.(Употребление слова в несвойственном ему значении)

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 363 231 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 20.11.2018
  • 698
  • 0
  • 20.11.2018
  • 1195
  • 13
  • 20.11.2018
  • 749
  • 2

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Рейтинг:
3 из 5

  • 20.11.2018
  • 4146
  • 101

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от laurazl44

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    SashV18

    Ответ:

    1.вычеркнуть «все ближе» 2.вычеркнуть «свой» 3.Не знаю 4.вычеркнуть «обратно» 5.вычеркуть «огненное» или «как огонь»

    Если есть вопросы отвечу

  2. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    maksimvinzit

    Ответ:

    ошибка в 3.

    Объяснение:

    Исправление:Его гуманность и человеколюбие известны всем.

Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?

Найди верный ответ

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 3 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 4 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 4 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 4 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 4 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 4 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 4 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать?

Задай вопрос

Все науки

Русский яз.

Литература

Математика

Алгебра

Геометрия

Английский яз.

Немецкий яз.

Українська мова

Українська література

Беларуская мова

Қазақ тiлi

Французский яз.

Кыргыз тили

Оʻzbek tili

Биология

Химия

Физика

История

Окружающий мир

Обществознание

ОБЖ

География

Информатика

Экономика

Музыка

Право

МХК

Психология

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.

  • Сайт
  • Главная страница
  • Напиши свой вопрос
  • Кабинет
  • Вход в личный кабинет
  • Регистрация на сайте

Люди добрые, помогите

Найдите
ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Сделайте стилистическую правку
предложений.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Транслирование
вещания переносится на поздний срок. Окно раскрылось во время ветра.
Следователи прокуратуры провели очень профессиональные действия. Вся страна от
малого до великого поднялась на защиту родины. У девушки коричневые глаза.
Враги приближались все ближе.

Только глаза не коричневые, а карие. И про прокуроров я бы сказал так: Действия следователей прокуратуры отличались высоким профессионализмом.
Насчет трансляции — если уже перенесено на какой-то срок, то не в прошлое же, так? Значит следует сказать «Трансляция вещания перенесена». И все. Также и враги. Они просто приближались. Если очень хочется сказать «все ближе», то «приближались» следует убрать и заменить чем-то похожим. Придвигались, или подходили например.. .

Трансляция переносится на поздний срок. Окно раскрылось от ветра. Следователи прокуратуры провели профессиональные действия. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту родины. У девушки коричневые глаза. Враги приближались.

Что такое тавтология? Как исправить ошибку?

В этой заметке ответим на вопрос о том, что такое тавтология, а также покажем, как её устранить.

Тавтология – это распространенная лексическая ошибка, которая связана с речевой избыточностью, возникающей за счет необоснованного повторения однокоренных слов в границах одного высказывания. Например, в предложении «Хочу спросить вопрос » немотивированно употреблены однокоренные слова спросить и вопрос. Глагол спросить следует заменить словом задать: «Хочу задать вопрос» (правильно!).

Приведём предложения с тавтологией и примеры их правки:

В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

Слово рассказчик можно заменить местоимением он или именем человека: 1. В заключение он рассказал еще одну забавную историю. 2. В заключение Сергей Петров рассказал еще одну забавную историю.

Писатель написал этот рассказ ещё в юности.

Слово писатель можно заменить местоимением он или именем человека, о котором идёт речь, например: 1. Он написал этот рассказ ещё в юности. 2. Толстой написал этот рассказ ещё в юности.

Враг приближался всё ближе.

1. Следует убрать наречие ближе, которое создаёт избыточность: Враг приближался. 2. Можно заменить глагол приближаться словом соответствующим определённому контексту: Враг подбирался (подкрадывался, подходил, подплывал и т.д.) всё ближе.

Важно подчеркнуть, что тавтология представляет собой лексическую ошибку, если употребление однокоренных слов не оправдано стилистическими целями и носит случайный характер: соединить воедино, танцевать танец. Сможете теперь определить тавтологию в тесте или контрольной?

Обратите внимание на то, что существуют тавтологические сочетания, употребление которых неизбежно, так как в них используется терминологическая лексика: словарь иностранных слов , следователь Следственного комитета, бригадир строительной бригады и т.д. Эти словосочетания не требуют правки.

Многие родственные слова, имеющие общий этимологический корень, но утратившие словообразовательные связи, в современном русском языке не образуют тавтологических словосочетаний: черные чернила (ср. синие чернила), красная краска (ср. жёлтая краска), белое белье (ср. чёрное бельё), цветок расцвёл.

Кроме того, тавтология лежит в основе многих устойчивых выражений (фразеологизмов), которые используются в разговорной, публицистической и художественной речи для создания особой экспрессии, стилизации и т.д.: сослужить службу, всякая всячина, набит битком, пропадать пропадом.

Нарушение лексической сочетаемости слов.

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку 2019. Лексические нормы.

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.

1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Для успешного выполнения задания необходимо:

· понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;

· учитывать особенности сочетаемости слов;

· правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;

· избегать речевой избыточности;

· не допускать речевой недостаточности;

· учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)

2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)

3) Если это ошибка, исправь ее.

Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике (ср.: Базаров несколько резковат. Слово несколько определяет степень признака, которая выражена в самом прилагательном суффиксом –оват-).

Плеоназмы различны по структуре

1) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства.

2) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак.

3) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны.

4) сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.

5) сочетание глагола и наречия: Враги приближались всё ближе.

Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен и др.)

Лексические ошибки

№ п/п Вид ошибки Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам помощью художественных приемов.
Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неудачное употребление местоимения Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная проблема.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Нарушение лексической сочетаемости слов.

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.

Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости

(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)

*** Сюда же можно отнести и неточное использование фразеологизмов.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)

замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)

совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

источники:

http://testru.info/?p=682

http://poisk-ru.ru/s45077t11.html

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

Грамматические ошибки

Речевые ошибки

1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь;

1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.

2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний;

2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;

3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной;

3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.

4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа;

4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;

5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят.

5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.

6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.

6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.

7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку.

7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.

смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.

смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип. 

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.

4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.

5. Брат очень бережный человек.

6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.

7. Хватит тебе теребить старые раны.

8. Уровень благосостояния народа увеличивается.

9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.

10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.

11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.

12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

Проверочные задания

3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.

1. Онегин скучает в светских гостиницах.

2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.

3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.

4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.

5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.

6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.

8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.

9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.

11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.

12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.

4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками.

1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.

2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.

3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.

4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.

5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.

6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.

7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.

8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.

11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.

12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.

5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета.

1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.

2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.

3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта.

4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.

5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.

6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы.

7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату.

8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую».

9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге.

10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали.

11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.

12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке.

Комментарий к заданию 1.

1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.

2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.

3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.

4. Слово качели имеет форму только множественного числа.

5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.

6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.

7. Смешение прямой и косвенной речи.

8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.

9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.

10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…

11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.

12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…

Комментарий к заданию 2.

1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее.

2. Во времена Гоголя аэропортов не было.

3. Тавтология: глубже, глубь.

4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.

5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый.

6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный.

7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.

8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.

9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень.

10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.

11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот).

12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.

Ответы к заданиям:

№3: 2, 3, 5, 8, 9, 10;

№4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11;

№5: 1, 5, 7, 10.

Ошибка грамматическая или речевая?

Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) – за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель данной заметки – помочь учителю в определении характера названных недочетов.

Грамматическая ошибка – это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% .

Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании – только на письме.

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

III. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.

Не растут даже в черном году

Клен напрасный, и верба напрасная,

И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде:

Грамматические ошибки

Речевые ошибки

1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь;

1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.

2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний;

2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;

3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной;

3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.

4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа;

4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;

5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят.

5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.

6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.

6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.

7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку.

7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.

смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.

смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип.

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.

4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.

5. Брат очень бережный человек.

6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.

7. Хватит тебе теребить старые раны.

8. Уровень благосостояния народа увеличивается.

9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.

10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.

11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.

12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

Проверочные задания

3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.

1. Онегин скучает в светских гостиницах.

2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.

3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.

4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.

5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.

6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.

8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.

9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.

11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.

12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.

4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками.

1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.

2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.

3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.

4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.

5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.

6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.

7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.

8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.

11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.

12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.

5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета.

1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.

2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.

3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта.

4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.

5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.

6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы.

7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату.

8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую».

9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге.

10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали.

11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.

12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке.

Комментарий к заданию 1.

1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.

2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.

3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.

4. Слово качели имеет форму только множественного числа.

5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.

6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.

7. Смешение прямой и косвенной речи.

8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.

9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.

10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…

11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.

12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…

Комментарий к заданию 2.

1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее.

2. Во времена Гоголя аэропортов не было.

3. Тавтология: глубже, глубь.

4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.

5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый.

6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный.

7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.

8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.

9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень.

10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.

11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот).

12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.

Ответы к заданиям:

3: 2, 3, 5, 8, 9, 10;

4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11;

5: 1, 5, 7, 10.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Врач врачиха тип ошибки
  • Врач взял ланцетом кусочек ваты где ошибка
  • Вратарские ошибки черчесова
  • Враг книжных ошибок 9 букв сканворд
  • Впу волна ошибки