Врачебные ошибки и некомпетентность

В ходе вебинара ФПА лектор проанализировал причины роста обращений граждан с заявлениями о привлечении медицинских работников к ответственности, пояснил, почему не всегда неблагоприятные последствия врачебного вмешательства являются следствием этого вмешательства, и осветил аспекты проведения судебно-медицинской экспертизы в ятрогенных делах.

Как сообщает пресс-служба Федеральной палаты адвокатов, 16 апреля в рамках курса «Специальные знания в деятельности адвоката» с лекцией на тему «Медико-правовые аспекты неблагоприятного исхода в медицинской практике» выступил профессор кафедры судебной медицины Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, д.м.н., член правления Ассоциации судебно-медицинских экспертов Иван Буромский.

«Специфика медицинской деятельности допускает в том числе возможность недостижения благоприятного результата лечения, ухудшения состояния здоровья пациента и даже наступления его смерти», – отметил Иван Буромский в начале выступления. При этом он добавил, что пациенты и их родственники, не представляя реальных возможностей современной медицины, нередко склонны обвинять в неблагоприятном исходе заболевания только врача. Порой даже юристы забывают, что post hoc не всегда propter hoc.

Именно недостижение желаемого эффекта от лечения либо неблагоприятный исход заболевания и являются, по словам лектора, причиной лавинообразного роста количества обращений граждан в правоохранительные органы и суды с заявлениями о привлечении медицинских работников к уголовной или гражданской ответственности в связи с ненадлежащим оказанием пациенту медицинской помощи. В значительной степени формированию негативного отношения к медицинским работникам среди населения способствуют и СМИ, в погоне за популярностью периодически муссирующие тему врачебных ошибок в искаженном виде, возводя их в ранг преступлений, выставляя врачей убийцами в белых халатах.

Иван Буромский высказал уверенность в том, что требования ужесточить ответственность врача лишь ухудшают ситуацию, приводя к утрате баланса между риском и пользой для пациента. Страх оказаться под следствием за исполнение своих повседневных обязанностей приводит к развитию феномена оборонительной медицины – когда врач в своих действиях начинает руководствоваться не собственными убеждениями и интересами пациента, а советами своего адвоката: лишь бы лечение было безукоризненно с юридической точки зрения, насколько оно эффективно с клинической точки зрения – вопрос второстепенный.

На самом же деле, как показывает практика, причинами неблагоприятного исхода чаще всего являются характер и тяжесть самого заболевания или травмы. Даже в случаях правильного, адекватного и своевременного проведения профилактических, лечебно-диагностических и медико-реабилитационных мероприятий возможны осложнение основного заболевания или индивидуальная патофизиологическая реакция организма, пояснил спикер.

Нередко к неблагоприятному исходу приводят действия самого пациента: позднее обращение за медицинской помощью (следствием этого являются запоздалые диагностика имеющегося у него заболевания и начало лечения), отказ или уклонение от профилактических и лечебно-диагностических мероприятий: «Как это ни парадоксально, но основная причина летальных исходов – позднее обращение за медицинской помощью».

Иван Буромский рассказал, что следует иметь в виду, предпринимая попытку оценить медико-правовые аспекты неблагоприятного исхода в медицинской практике:

  • полноценный анализ причин такого исхода оказания медицинской помощи (медицинской услуги, медицинского вмешательства) в конкретном случае;
  • оценка лечебно-профилактического процесса в конкретном медицинском учреждении, сравнение результатов исследований, полученных различными авторами, возможны лишь при условии использования унифицированной терминологии, основанной на принципе устойчивой однозначности понятий и терминов.

Для обозначения любого неблагоприятного исхода оказания медицинской помощи, отметил лектор, принято использовать термин «ятрогения», впервые примененный немецким психиатром Освальдом Бумке в 1925 г. При этом уголовное, гражданское и административное законодательство Российской Федерации в принципе не предусматривают понятий «ятрогенные преступления» и «гражданско-правовые последствия ятрогенных воздействий». Крайне важным представляется также и отсутствие правовой трактовки понятия «врачебная ошибка».

Ятрогения – это новое заболевание или осложнение, обусловленное оказанием медицинской помощи вне зависимости от субъекта, которому она оказана. Принципиально важным при этом является то обстоятельство, что ятрогения не имеет значения квалифицирующего критерия по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников и не влечет сама по себе каких-либо правовых последствий.

С учетом такого понимания термина «ятрогения» наиболее логичной и удобной в практическом отношении Иван Буромский считает следующую классификацию случаев неблагоприятного исхода заболевания:

1. Обусловленные характером и тяжестью самого заболевания или травмы;

2. Вызванные действиями самого пациента;

3. Имеющие ятрогенную природу (ятрогении):

3.1. Несчастные случаи;

3.2. Недостатки в оказании (оказания) медицинской помощи (медицинской услуги):

а) не повлекшие развития неблагоприятных последствий для пациента;

б) обусловившие развитие неблагоприятных последствий для пациента (находящиеся с ними в прямой причинно-следственной связи);

3.2.1. Врачебные (медицинские) ошибки;

3.2.2. Медицинские деликты.

Он заметил, что именно непредсказуемость отличает несчастный случай от прогнозируемого наступления неблагоприятного исхода в виде осложнения, обусловленного характером и тяжестью самого заболевания (травмы).

По словам лектора, существенное значение при оценке действий (бездействия) медицинского персонала в случае причинения им вреда здоровью человека или наступления его смерти в процессе проводимого лечения либо по его окончании имеет их совершение в условиях крайней необходимости и обоснованного риска. Риск в деятельности медицинского работника присутствует всегда, потому что происходит вторжение в человеческий организм, который может повести себя непредсказуемо. С учетом этого обстоятельства 100% гарантии успешного исхода лечения, манипуляции, операции не может дать ни один врач.

Обоснованность риска, на который идет врач в условиях экстремальной ситуации в целях спасения жизни пациента, то есть когда он рассчитал риск и последствия своих действий (бездействия) и достаточные к тому основания при оказании медицинской помощи (медицинской услуги), предпринял все возможные и соответствующие нормативным предписаниям в сфере здравоохранения меры для предотвращения вреда здоровью пациента, исключает согласно ст. 41 УК РФ преступность деяния врача. Тем не менее риск в любом случае признается необоснованным, если он заведомо сопряжен с угрозой жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.

Совершенными в состоянии крайней необходимости закон признает действия, предпринятые для предотвращения бóльшего вреда, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, а причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. При этом, как указал Иван Буромский, деятельность врачей протекает, как правило, именно в условиях крайней необходимости. Медицинские вмешательства в этих случаях нередко проводят по жизненным показаниям. Подчас им нет альтернативы, хотя они и сами по себе также могут представлять опасность для жизни человека.

Таким образом, при анализе и оценке действий медицинского персонала в случаях недостижения ожидаемого результата лечения или медицинского вмешательства, вызванного ими ухудшения состояния здоровья пациента следует строго придерживаться закона, требующего, чтобы не было допущено превышение пределов крайней необходимости, а риск был обоснован и соразмерен цели. Это означает, что опасность и тяжесть медицинского вмешательства не должны быть больше опасности и тяжести заболевания или травмы, по поводу которых это медицинское вмешательство производится, иными словами, «лекарство не должно быть горше болезни».

Далее Иван Буромский особо отметил те случаи, при которых недостаток в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) принято называть в медицинской среде врачебной ошибкой. Каждая из них должна подвергаться детальному анализу на клинико-анатомической конференции с обязательным установлением ее причины и конкретных условий возникновения, разработкой конкретных мер профилактики повторения подобных ошибок. В тех случаях, когда врачебную ошибку затруднительно дифференцировать от правонарушения в виде неосторожного виновного деяния, установление факта причинения вреда здоровью, его степени тяжести, связи с конкретными предшествующими обстоятельствами осуществляется посредством производства судебно-медицинской экспертизы. Принятие решения о том, имело ли место в конкретном случае правонарушение, входит в компетенцию правоохранительных органов.

Врачебные ошибки, заметил спикер, следует отличать от проявления профессионального невежества – отсутствия у медицинского работника элементарных медицинских знаний, некомпетентности в рамках своей специальности. Неблагоприятный исход, обусловленный невежеством или виновным противоправным действием (бездействием) медицинского работника в виде полного или частичного невыполнения или недобросовестного выполнения им своих профессиональных и должностных обязанностей, получил наименование медицинский деликт.

Далее Иван Буромский пояснил, кто и когда назначает судебно-медицинскую экспертизу по делам, связанным с оказанием медицинской помощи, что является ее предметом и объектами, на какие вопросы должен ответить эксперт.

Он отметил, что грамотно и непротиворечиво оформленная медицинская документация помогает экспертной комиссии составить правильное впечатление о тактике ведения пациента, ее обоснованности, об использованных способах и методах обследования, диагностики и лечения, а также защитить медицинского работника от несправедливых нападок в конфликтной ситуации, вызванной неблагоприятным исходом лечения.

Лектор обратил внимание на то, что судебно-медицинскую экспертизу по определению степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, следует отличать от экспертизы качества оказания медицинской помощи, осуществляемой согласно ст. 64 Закона об основах охраны здоровья граждан в рамках производства медико-социальной экспертизы, представляющей собой самостоятельный вид медицинской экспертизы, в задачи которой входит среди прочих выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

При формулировании выводов судебно-медицинской экспертизы рекомендуется избегать употребления словосочетаний и понятий, имеющих юридический или неоднозначный смысл, заметил он.

Рассказывая об ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пациента медицинским работником, Иван Буромский указал, что обязанность возмещения причиненного в связи с этим ущерба возлагается на работодателя (ст. 1068 ГК РФ). Однако, и это очень важно, руководствуясь ст. 1081 ГК РФ, он имеет право обратного требования (регресса) к этому работнику в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Частнопрактикующий врач несет ответственность самостоятельно и возмещает ущерб за счет собственных средств.

Возмещение ущерба, обусловленного причинением вреда жизни или здоровью пациента медицинским работником в связи с небрежным или халатным выполнением своих профессиональных или должностных обязанностей, осуществляется в соответствии с Письмом Федерального фонда ОМС от 5 мая 2012 г. № 3220/30-3/и «О возмещении расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью».

Лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить также и необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы (ст. 1094 ГК РФ). Возможна также компенсация морального вреда – физических и нравственных страданий, причиненных действиями (бездействием) медицинских работников. Она назначается в денежной форме независимо от наличия (отсутствия) подлежащего возмещению имущественного вреда (ст. 1099 ГК РФ). Определяя ее размер, суд учитывает степень вины ответчика, характер и степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями пострадавшего (ст. 151, 1101 ГК РФ).

Правовые отношения пациента и лечебно-профилактического учреждения и (или) конкретного медицинского работника при оказании медицинской помощи (медицинской услуги) регулируются также Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Содержание

  1. Какое наказание предусмотрено в законе для безответственного медицинского работника?
  2. Какие права дает пациенту закон?
  3. Как рассматриваются «медицинские дела» в суде?
  4. Основания для жалобы
  5. Что делать, если из-за врачебной ошибки здоровью пациента был причинен вред?
  6. Что делать, если врач неправильно поставил диагноз?
  7. Куда пожаловаться на больницу
  8. Пациенты против больниц
  9. Сроки рассмотрения жалоб в органах власти
  10. Как минимизировать вероятность получения некачественных медицинских услуг?

Какие права имеет пациент в случае получения некачественных медицинских услуг? На что может рассчитывать человек, если врач совершил ошибку, повлекшую вред для его здоровья? Какие сроки предусмотрены законом для рассмотрения жалоб пациента в органах власти? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данной статье, а также рассмотреть успешные судебные дела, которые поставили безответственного врача под наказание.

Закон дает пациенту право пожаловаться на неправильный диагноз или другие ошибки, совершенные врачом. При этом у пациента есть ряд прав, которые помогут ему защитить свои интересы. Один из таких важных прав – право на получение квалифицированной медицинской помощи. Если пациент считает, что ему были предоставлены некачественные медицинские услуги, он может обратиться в органы власти для рассмотрения своей жалобы.

В случаях, когда жалобы пациента на некачественные услуги рассматриваются в суде, предусмотрены сроки, которые помогают минимизировать вероятность пострадавшего от долгого рассмотрения дела. Основаниями для рассмотрения дела в суде могут быть, например, несоответствие медицинской помощи установленным нормативным требованиям или неправильное применение лекарственных препаратов. В случае доказательства в суде вины врача и причиненного пациенту вреда, суд может принять решение о наказании виновного медицинского работника, а также о взыскании компенсации за причиненный ущерб.

Ошибки врачей и некомпетентность в медицинской сфере – это серьезные проблемы, которые могут иметь негативные последствия для здоровья пациентов. Однако благодаря правам, предоставленным законом, и возможности обратиться в суд, пациенты имеют возможность защитить свои интересы и добиться справедливости.

Какое наказание предусмотрено в законе для безответственного медицинского работника?

Закон устанавливает, что при рассмотрении жалобы пациента на некачественные врачебные услуги суд рассматривает основания, из-за которых был причинен вред здоровью пациента. Если врач совершил ошибки в диагнозе, неправильно поставил лечение или предоставил некачественные медицинские услуги, получение жалоб и жалоб на них рассматривается в суде.

В случае неправильного медицинского вмешательства, пациент имеет право предъявить иск о взыскании компенсации за моральный и материальный вред. Стоит отметить, что вероятность того, что власти рассмотрят такие дела и назначат наказание врачу, который совершил ошибки, дает пациентам возможность минимизировать риски для своего здоровья.

Какие сроки для обращения в суд и в каких органах власти рассматриваются дела о некачественных медицинских услугах? При получении некачественных врачебных услуг пациент может пожаловаться на врача или больницу в медицинских органах, которые рассматривают жалобы. Кроме того, пациент имеет право обратиться в суд для рассмотрения своего дела. Величина наказания, которое предусмотрено в законе для безответственного медицинского работника, зависит от характера совершенных ошибок и причиненного ущерба здоровью пациента.

Ошибки врача Наказание
Неправильный диагноз Дисциплинарное взыскание врачу, возможность лишения врачебной лицензии
Неправильное лечение Компенсация пациенту за моральный и материальный вред, возможность лишения врачебной лицензии
Некачественные медицинские услуги Компенсация пациенту за моральный и материальный вред, возможность лишения врачебной лицензии

Куда обратиться пациенту, если он считает, что его права нарушены? При получении некачественных медицинских услуг пациенту необходимо собирать все доказательства, связанные с ошибками врача, и обратиться с жалобой в медицинский орган или в суд. Пациент также может проконсультироваться со специалистом в области медицинского права, который поможет определить дальнейшие шаги и поможет собрать необходимые доказательства.

Таким образом, закон предусматривает различные меры ответственности для безответственного медицинского работника, который совершает ошибки и причиняет вред пациентам. Пациентам предоставляются права, и они могут защитить свои интересы в суде, получив компенсацию за причиненный вред и возможное наказание для врача, который допустил ошибки.

Какие права дает пациенту закон?

Закон предусматривает ряд прав для пациента, которые позволяют ему защитить свои интересы в случае некачественных медицинских услуг. Если пациент считает, что его здоровью был причинен вред из-за ошибки врача или неправильного постановления диагноза, у него есть право обратиться в суд.

В случае некомпетентности или безответственного поведения медицинского работника, пациент может задать вопросы какое наказание предусмотрено для врача или медицинского учреждения. В таких случаях сроки рассмотрения дела в суде обычно минимизированы, чтобы пациент мог как можно скорее получить компенсацию.

Закон также предусматривает право пациента на получение «медицинских услуг в полном объеме», что означает уважение к его правам и достоинству. В случае некачественных услуг пациент имеет право на возмещение материального и морального вреда.

Права пациента также обеспечивают его право на оценку качества медицинской услуги и подачу жалобы в компетентные органы власти. Такие жалобы рассматриваются врачебной комиссией или другими органами, которые имеют право выносить решения и назначать меры ответственности.

В случае некачественной медицинской помощи пациент имеет право требовать компенсацию за причиненный ущерб. Права пациента также предусматривают возможность обращения в суд, чтобы защитить свои интересы и установить виновность медицинских работников или учреждений.

Таким образом, закон предоставляет пациенту ряд оснований для защиты своих прав и здоровья в случае некомпетентности медицинских работников или оказания некачественных медицинских услуг.

Как рассматриваются «медицинские дела» в суде?

Рассмотрение «медицинских дел» в суде – это процесс, в рамках которого анализируются все факты и обстоятельства, связанные с некачественными медицинскими услугами, оказанными пациенту. Пациент может обратиться в суд с жалобой на неправильный диагноз, неправильное лечение, организационные ошибки, безответственное поведение врачей и другие причины, которые привели к ухудшению его здоровья или нанесению вреда.

Основания для рассмотрения «медицинских дел» в суде могут быть различными. Это могут быть действия или бездействие врача, проблемы в организации работы больницы или другого медицинского учреждения, наличие некомпетентного или необученного персонала. Если пациенту был причинен вред из-за некачественных медицинских услуг, то он имеет право пожаловаться на это в компетентные органы власти.

В случае возникновения спора и невозможности решить его в ходе претензионного порядка, пациент может обратиться в суд для защиты своих прав. Рассмотрение «медицинских дел» в суде предусмотрено законом и дает возможность пациентам получить справедливое решение и компенсацию за причиненный вред.

Следует отметить, что рассмотрение «медицинских дел» в суде может занять продолжительное время. Сроки рассмотрения зависят от различных факторов, включая сложность дела, наличие медицинских экспертных заключений, количество сторон и другие обстоятельства. Однако, права пациента на получение справедливости и компенсации должны быть защищены.

В случае вынесения судебного решения в пользу пациента, суд может принять различные меры наказания для виновного – врача или другого работника медицинского учреждения. Какие наказания предусмотрены законом зависит от характера и серьезности совершенных действий, а также от последствий, которые они причинили пациенту.

В целом, рассмотрение «медицинских дел» в суде имеет цель минимизировать случаи некачественных медицинских услуг и повышать ответственность врачей и медицинских учреждений за свои действия. Пациентам предоставляется возможность защитить свои права и получить компенсацию за причиненный вред.

Основания для жалобы

Основания для жалобы на некомпетентность врача могут быть различными. Первое, на что нужно обратить внимание, это сроки получения медицинских услуг. Если пациенту был предоставлен неправильный диагноз или некачественное лечение из-за задержки или неполного выполнения врачебной работы, он имеет право жаловаться.

Другое основание для жалобы – медицинские ошибки, причиненные пациенту в результате безответственного поведения врача. Если врач поставил неправильный диагноз или предписал неподходящее лечение, что привело к ухудшению здоровью пациента, он также имеет право обратиться в органы власти.

Важно отметить, что больницы и другие медицинские учреждения обязаны рассматривать жалобы пациентов. Если пациент уверен в некомпетентности врача, он может предъявлять претензии и требовать наказания для виновного специалиста.

Какие права есть у пациента в случае некачественных медицинских услуг? Закон предусматривает, что он имеет право пожаловаться на работника медицинского учреждения, который поставил его в неприятное положение или причинил вред его здоровью. При этом пациент может требовать компенсации морального и материального ущерба.

В случае, если права пациента не удовлетворены врачебными органами, он может обратиться в суд. В судебных делах, связанных с некомпетентностью врача, рассматриваются основания жалобы, представленные пациентом, а также доказательства, подтверждающие правомерность его требований.

Что делать, если из-за врачебной ошибки здоровью пациента был причинен вред?

Если пациент стал жертвой неправильного диагноза или некачественных медицинских услуг, он имеет все права обратиться в судебные органы за защитой своих интересов. В такой ситуации пациенту следует собрать всю необходимую документацию, включая медицинскую карту, а также фотографии или видеозаписи, удостоверяющие совершенные ошибки медицинским работником.

Пациенту необходимо обратиться в органы здравоохранения с жалобами на безответственного врача или некачественные услуги медицинского учреждения. В случае недовольства результатами рассмотрения жалобы пациент имеет право обратиться в суд.

В соответствии с законом, судебные дела по некомпетентности врачей и ошибкам медицинского характера рассматриваются в течение определенных сроков. Пациенту необходимо знать, какие основания предусмотрены законом для подачи жалобы в суд. Это могут быть такие случаи, как нанесение вреда здоровью пациента, неправильная установка диагноза, некачественное выполнение операции, пропуск важных моментов при оказании медицинской помощи и другие ошибки, которые могут привести к серьезным последствиям.

Если пациент решит подать иск в суд, то он должен обратиться к адвокату, специализирующемуся в области медицинского права. Такой специалист поможет пациенту составить и подать все необходимые документы и представить интересы в суде. Результатом такого дела может быть компенсация материального и морального ущерба, наказание виновного медицинского работника или даже закрытие больницы, если будут доказаны систематические нарушения прав пациентов и некомпетентность персонала.

Что делать, если врач неправильно поставил диагноз?

Когда пациенту был неправильно поставлен диагноз, его здоровью может быть причинен вред. В таком случае пациенту важно знать, что делать чтобы защитить свои права и здоровье. Первым шагом следует обратиться в медицинскую организацию, в которой был поставлен неправильный диагноз.

Пациент может пожаловаться на врача и просить перерассмотрения своего случая. В больнице должны быть предусмотрены процедуры рассмотрения жалоб на медицинских работников. Пациенту следует обратиться к администрации или к органу, ответственному за рассмотрение жалоб.

Если пациент не получает ответа или его жалобы не удовлетворены, он имеет право обратиться в суд для рассмотрения своего дела. Основания для такого обращения могут быть разные, например, некачественное предоставление медицинских услуг, причинение вреда здоровью и др.

В законе предусмотрено наказание для безответственных врачей, которые поставляют неправильные диагнозы. Суд рассматривает дела пациентов и понимает, какие меры наказания должны быть применены к неправильно поставившим диагноз врачам.

Куда пожаловаться на больницу

Если у пациента возникли претензии к больнице или ее врачебной службе, то перед тем как пожаловаться, необходимо разобраться, какие права предусмотрены законом для рассмотрения таких дел.

Основания для жалобы могут быть различные: неправильный диагноз, некачественные медицинские услуги, неправильно поставленный диагноз и другие причины, которые могут привести к вреду здоровью пациента.

Для получения права на рассмотрение жалобы на больницу пациент может обратиться в суд. В большинстве случаев подобные дела рассматриваются властными органами или органами государственной власти.

Врачебные ошибки, которые могут быть причиненные вредом пациенту, предусмотрены законом. Врач или другой медицинский работник может наказываться за некачественное оказание медицинских услуг. Сроки на предъявление таких жалоб также ограничены законом.

Ошибки врачей нельзя полностью исключить, однако можно минимизировать вероятность их возникновения. Для этого некоторые больницы уделяют особое внимание контролю качества медицинских услуг и принимают меры по профилактике совершения ошибок врачами.

Если у пациента возникли проблемы во время оказания медицинской помощи, ему следует обратиться с жалобой в медицинский орган или регулирующий орган по оценке качества медицинской помощи. Также пациент может обратиться с жалобой в суд, чтобы защитить свои права.

Пациенты против больниц

Некачественные медицинские услуги и ошибки в диагнозе могут привести к серьезным последствиям для пациентов. Если врач неправильно поставил диагноз или не предоставил должного качества лечение, пациент имеет право пожаловаться на безответственного работника. В таких случаях пациенту предусмотрено право на получение компенсации за причиненный вред.

Жалобы пациентов на некачественные медицинские услуги и ошибки врачей рассматриваются в суде. Органы власти делают все возможное, чтобы минимизировать вероятность неправильного постановления диагноза и дать возможность пациентам защитить свои права.

Основания для предъявления жалобы на некачественные медицинские услуги в больнице могут быть различными. Может быть поставлен неправильный диагноз, неправильно назначено лечение, произведены ошибки при операции или введены некачественные медикаменты. Если пациент считает, что ему причинен ущерб из-за действий медицинского работника или больницы в целом, он имеет право обратиться в суд с соответствующими жалобами.

Рассмотрение судебных дел по жалобам пациентов на некачественные медицинские услуги предусмотрено законом. Пациентам даются определенные сроки для подачи жалобы и возможность доказать свою правоту в суде. В случае признания виновным врача или больницы, могут быть применены различные виды наказания.

Пациенты имеют право на качественные медицинские услуги и защиту своих прав в случае некомпетентности врачей. Важно знать, какие права предусмотрены законом и куда обратиться в случае возникновения проблем. Независимо от того, какие жалобы рассматриваются в суде, право патиента защищается органами власти и системой судебного рассмотрения дела.

Сроки рассмотрения жалоб в органах власти

Сроки рассмотрения жалоб в органах власти

В случае некачественных медицинских услуг, пациенты имеют право на обращение в органы власти для защиты своих прав. В российском законодательстве предусмотрено рассмотрение жалоб на действия или бездействие медицинских работников. Процедура рассмотрения жалоб подразумевает определенные сроки и основания, что позволяет пациентам защитить свое здоровье и получить надлежащую помощь.

Если есть основания полагать, что врач поставил неправильный диагноз или совершил медицинскую ошибку во время оказания медицинской помощи, пациент может подать жалобу на медицинского работника или на больницу. Важно знать, какие сроки рассмотрения таких жалоб в органах власти и какие меры предусмотрены для некомпетентных врачей.

В соответствии с законодательством, сроки рассмотрения медицинских дел в органах власти могут варьироваться, в зависимости от конкретной ситуации. В среднем, сроки рассмотрения жалоб на медицинские ошибки или безответственное поведение медицинских работников составляют от нескольких недель до нескольких месяцев.

В случае положительного решения органа власти, предусмотрено наказание для врача или больницы, которые причинили вред пациенту. Кроме того, пациенту предоставляются определенные возможности для минимизации вероятности некачественных медицинских услуг в будущем. Это может включать проведение дополнительных медицинских обследований, консультаций с другими специалистами или перенос в другую медицинскую учреждение.

Таким образом, пациенты имеют право на защиту своих прав и интересов, если им был причинен вред в результате некомпетентного врача или некачественных медицинских услуг. Сроки рассмотрения жалоб в органах власти позволяют пациентам получить справедливость и принять меры для предотвращения подобных ситуаций в будущем.

Как минимизировать вероятность получения некачественных медицинских услуг?

Что делать, если пациенту пришлось столкнуться с некачественными медицинскими услугами? Часто пациенты не знают, какие права у них есть и куда обратиться в случае проблем. Важно знать, что в законе предусмотрено рассмотрение жалоб и ошибок врачей в компетентных органах.

Причиненный вред здоровью в связи с некачественными медицинскими услугами может стать основанием для возбуждения уголовного дела против безответственного врача. В таких случаях сроки для обращения в суды и правительственные структуры намного выше, чем в обычных делах.

Если пациент уверен, что ему был поставлен неправильный диагноз или оказаны некачественные услуги, он имеет право подать жалобу на работника медицинской организации или в саму больницу. Жалобы пациентов рассматриваются в соответствии с законом и предусмотрено наказание для ответственных.

Как минимизировать вероятность получения некачественных медицинских услуг? Важно в первую очередь проверять квалификацию и репутацию врача, обращать внимание на отзывы других пациентов. Кроме того, не нужно бояться задавать вопросы о приеме, протоколах, лечении и возможных последствиях.

  • Знание своих прав и обязанностей пациента — это очень важно. Пациент должен знать, что закон предоставляет ему право на получение качественной медицинской помощи и обязанность врача соблюдать его права.
  • Если возникли проблемы, пациенту необходимо собирать все документы, протоколы и медицинские заключения, которые могут быть полезны в случае неправомерных действий медицинского персонала.
  • Немедленно обращайтесь в медицинскую организацию или врача с жалобой. Это поможет ускорить процесс рассмотрения Вашего дела и принять меры в отношении виновных.

В случае некачественных медицинских услуг у пациента всегда есть возможность обратиться в суд, чтобы вернуть ущерб и защитить свои права. Закон предусматривает наказание для врачей, допустивших ошибки, а также компенсацию вреда, причиненного пациенту.

Что делать, если вы столкнулись с халатностью или некомпетентностью врача? В медицинской экспертной практике часто встречаются такие ситуации:

  • доктор не проконсультировал по нужному вопросу,
  • направил не к тому специалисту,
  • неправильно поставил диагноз,
  • назначил неподходящие препараты,
  • назначил неправильное лечение.

Что делать пациенту в этом случае? Куда жаловаться на некомпетентность врача?

Отвечает кандидат медицинских наук,
штатный судебно-медицинский эксперт АНО СИНЭО,
Сысоева Н.К.

Некомпетентность врача

Если человек столкнулся с грубостью и некомпетентностью врача, нежеланием выслушать жалобы на состояние здоровья пациента или получил отказ на проведение необходимого комплекса диагностических и лечебно-реабилитационных мероприятий, необходимо следовать следующему алгоритму действий:

  1. включить диктофон и предупредить врача, что записываете все свои действия;
  2. устно потребовать у врача записать все его жалобы на состояние здоровья (можно даже и записать и передать врачу для переписывания данной информации в медицинскую карту обратившегося);
  3. это же действие совершить и в письменном виде в случае отказа (в двух экземплярах – на одном должен расписаться врач, о том что он принял документ);
  4. уточнить телефон главврача учреждения, позвонить ему и сообщить о нарушении, подать устную и письменную жалобы на оказанную/неоказанную медпомощь;
  5. позвонить и подать устную (а потом и письменную) жалобу на ненадлежащее оказание медицинской помощи в Россздравнадор (для каждого города имеется телефон горячей линии) и в отдел медицинского страхования (телефон указан в полисе);
  6. позвонить и подать устную и письменную жалобу в прокуратуру на ненадлежаще оказываемую медицинскую помощь;

Если вы столкнулись с вопиющим нарушением своих прав как гражданина и как пациента – то вам следует вызвать наряд полиции по телефону 112, указав на совершающееся в отношении Вас преступление в связи с халатностью врача и ненадлежаще оказываемой медпомощью.

Что делать, если врач неправильный поставил диагноз?

Если вы прошли курс лечения, но ваше состояние не улучшилось, или ухудшилось, то следует незамедлительно обратиться в независимое экспертное учреждение. Экспертиза лечения поможет выяснить соответствие оказываемой медицинской помощи стандартам диагностики и лечения при заболевании пациента. Медицинская экспертиза позволит оценить вред здоровью, нанесенный некомпетентностью врача.

На основании экспертного заключения можно будет обратиться в суд для получения компенсации, а также в полицию и следственный комитет для возбуждения уголовного дела в отношении врача, оказавшего ненадлежащую медпомощь.

Что такое медицинская экспертиза?

  1. Медицинская экспертиза
  2. Экспертиза медицинских документов
  3. Стоматологическая экспертиза
  4. Судебно-медицинская экспертиза (по документам)
  5. Экспертиза качества медицинской помощи

Подпишитесь на новости, чтобы всегда быть в курсе

Врачебная ошибка

Согласно статистике, ежегодно в России от врачебных ошибок погибает от 700 до 900 человек. Количество заявлений в полицию о недобросовестности врачей превышает 2500 в год. В российских законах нет понятия «врачебная ошибка», поэтому многие медицинские работники уверены, что преследовать за неправильно поставленные диагнозы и неудачные операции нельзя. Но есть статьи, которые предусматривают наказание за ненадлежащее исполнение обязанностей любым должностным лицом.

Статья УК РФ Состав преступления Тюремный срок
109 В результате ошибочных действий врача пациент скончался до 3 лет
118 Действия врача нанесли тяжкий вред здоровью пациента до 1 года
124 Неоказание помощи больному (больной умер) до 4 лет
123 Нелегальное прерывание беременности (пациентка в тяжелом состоянии или скончалась) до 5 лет
122 Заражение больного ВИЧ из-за ненадлежащего исполнения обязанностей до 5 лет
293 Из-за халатности врача пациент пострадал или скончался до 5 лет

Если в результате врачебной ошибки пациент получил легкий и средний вред здоровью, УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа и принудительных работ. И в каждом случае медработнику могут запретить заниматься врачебной деятельностью.

Куда жаловаться на врачебную ошибку

Порядок действий зависит от результатов ошибки. Если человек получил увечья, находится в тяжелом состоянии или скончался, необходимо обращаться в полицию с заявлением о преступлении, регламентированном одной из перечисленных выше статей. Возбуждается уголовное дело, которое после предварительного следствия попадает в суд.

Если полиция отказывается принимать заявление, нужно жаловаться в прокуратуру. Прокурор проведет проверку действий врача и по ее результатам сам обратится в суд.

Можно подать иск сразу — так обычно делают пациенты, получившие легкий (средний) вред здоровью и материальный ущерб, пациенты платных клиник.

Другие способы восстановить справедливость

После обнаружения врачебной ошибки пациент может написать заявление руководителю лечебного учреждения. Нужно описать ситуацию, указать дату, место, свои паспортные данные. Главный врач обязан наказывать сотрудников за ненадлежащее исполнение обязанностей. Даже если руководитель открыто говорит о том, что он на стороне подчиненных — требуйте письменный ответ либо запишите слова должностного лица на диктофон, видео.

Еще одна инстанция, где обязаны помогать жертвам врачебных ошибок — Фонд обязательного медицинского страхования. Он распределяет деньги, поступающие от каждого работающего владельца полиса ОМС, по медучреждениям. Тем, на кого жалуются, могут урезать финансирование.

Судебная практика по врачебным ошибкам

Выиграть суд у медицинского учреждения — задача непростая. Пациенты не имеют доступа к полной информации о своем диагнозе, истории болезни, не могут забрать из лечебного учреждения медкарту. Поэтому врачу, которого обвиняют в ошибке, ничего не стоит уничтожить обличающую его информацию. Чтобы получить шанс на судебное решение в свою пользу, пациент должен:

  • подать иск (либо обратиться в полицию) как можно быстрее;
  • заказать независимую экспертизу для получения доказательств своей правоты;
  • обратиться за помощью к медицинскому юристу.

В судебном иске пострадавший может потребовать не только наказания для врача, но и компенсацию морального, материального ущерба, расходов на лечение и утраченного заработка.

Чем поможет адвокат?

Задача медицинского юриста — доказать, что пациенту причинили вред в силу некомпетентности, небрежности врача и что при данном диагнозе было возможно успешное лечение. Сбор доказательств включает анализ медицинских документов, поиск свидетелей, проведение независимой экспертизы. Регулярно сталкиваясь с подобными ситуациями, юрист знает, как врачи заметают следы ошибок — поэтому без труда выводит их на чистую воду.

Если вы пострадали от врачебной ошибки — звоните, мы поможем вам добиться справедливости.

Судебные решения

Отзывы клиентов

Юристы

Пн-пт: 10-18, Сб: 10-15

Врачебная ошибка

Врачебная ошибка – юридическое понятие, которое подразумевает неверные действия или наоборот бездействия медицинского работника, не имеющего достаточных знаний или навыков. В статье проекта ФЗ № 543829-5, в котором есть изменения к действующему Федеральному Закону гласит, что врачебная ошибка статья 323 при выполнении медицинской помощи считается: несоблюдение качества предоставления услуги или ее безопасность, а также другие действия вне зависимости от провинности лечебного учреждения и ее персонала.

Врачебная ошибка

В праве данное понятие может иметь следующие определения:

  • неправильные действия доктора в своей деятельности без его провинности;
  • неверный диагноз, лечение или назначение медицинских препаратов при достоверном заблуждении доктора, выполняющего свои обязанности, но при этом небрежность отсутствует.

Соответственно из этих определений возникает классификация врачебных ошибок.

Классификация врачебных ошибок в медицине

Классифицируются допущенные просчеты на следующие виды врачебных ошибок.

  1. При установке диагноза больному, из-за которого было упущено время для правильного лечения.
  2. На период лечения, которые возникают на фоне неправильного диагноза и соответственно лечения.
  3. Метод исследований был выбран неправильно или трактовался некорректно, а также в тех случаях, когда были ошибочные методы лечения.
  4. Допущено несоответствие в организации лечебного процесса.
  5. Нарушения в оформлении медицинской документации или отсутствие в ней указаний на действия по отношению к пациенту, принятые врачом.
  6. Ошибочно назначенные медицинские препараты: выписка рецептов или лекарственные средства, которые не подходили пациенту.
  7. Нарушение профессиональной этики, когда поведение медицинского персонала было неподобающим.
  8. Низкая квалификация медработников, не имеющих надлежащих знаний и опыта.

Данный перечень допущенной халатности имеет большое значение для последствий врачебной ошибки, в результате которых больному нанесен вред. Только медицинский юрист поможет разрешить споры, защитит пациента, окажет содействие в востребовании компенсации врачебной ошибки.

Стоимость услуг медицинского юриста по врачебной ошибке

Услуги юриста по врачебной ошибке

от 3 дней

от 20 000 руб.

Услуги юриста по врачебной ошибке для суда

от 5 дней

от 50 000 руб.

Что входит в минимальную стоимость:

  • выяснение ситуации;
  • подборка доказательств;
  • досудебная работа.

Виды ответственности за врачебные ошибки

Как и другие проступки, совершенные с нарушением закона, врачебные ошибки в обязательном порядке наказываются, то есть, нарушивший закон несет ответственность за свои действия. Врачебные ошибки закон регламентирует в нескольких направлениях.

Уголовная ответственность

Данный вид ответственности относится суровому варианту наказания провинившегося медицинского персонала вследствие смерти по врачебной ошибке или нанесение тяжкого вреда здоровью. Но при ситуациях, когда больной не получил существенного вреда, уголовное дело врачебной ошибки не возбуждается.

Гражданско-правовая ответственность

Это менее серьезный вид ответственности, но не освобождающий от наказания. Больной обращается в суд по врачебной ошибке с иском, в котором требует взыскать с медицинской организации (клиники и пр.) расходы на лечение, плюс компенсация морального ущерба. К иску прилагается вся медицинская документация, чеки на оплату услуг и лечения, экспертное заключение от страховщиков, в котором подтверждается, факт существования халатности по квалификации врачебных ошибок. Суд выносит решение, а лечебное учреждение возмещает потерпевшему расходы.

Дисциплинарная ответственность

В сравнении с двумя другими видами ответственности, дисциплинарное наказание самое минимальное для медицинского персонала, при врачебных ошибках. Дисциплинарная ответственность с учетом вины предусматривает:

  • с занесением или без занесения в личное дело выговора;
  • лишение премиальных выплат;
  • отказ в категории;
  • перевод на нижеоплачиваемую должность;
  • принудительное повышение квалификации;
  • в отдельных случаях увольнение.

Все положения, касающиеся врачебной ошибки, фиксируются в законодательстве.

Куда обращаться или жаловаться в случае врачебной ошибки

Перед пациентом, которые претерпел от допущенных упущений, встает вопрос, куда и кому подать жалобу на врачебную ошибку? Конечно, дело это хлопотное, но наказать виновного необходимо, чтобы другим неповадно было!

  • Администрация лечебного учреждения. Это первый шаг для восстановления своих прав. Нужно устно или письменно обратиться к руководителю данного медцентра или клиники по вопросу некомпетентности медицинского персонала. В данном случае будет проведена местная проверка. А нерадивый сотрудник подвергается различным видам дисциплинарных наказаний.
  • Министерство здравоохранения региона или департамент. Сюда обращаются, если обращение по месту лечения не возымело воздействий. Обращаются лично или оставляют жалобу на сайте. При условии, что данные органы сочтут обращение обоснованным, то будет проведена специальная проверка. Но рассчитывать на серьезные наказания не стоит. Как правило, все заканчивается дисциплинарной ответственностью.
  • Компания страховщик. Если пациент является владельцем полиса ОМС, то он может подавать жалобу на медуслуги, которые вошли в бесплатный перечень. Страховщики самостоятельно проведут проверку и оштрафуют нарушителя.
  • Судебные инстанции. Сюда обращаются для возмещения нанесенного вреда в рамках гражданской ответственности. Подается иск, рассматривается дело в судебном процессе, а по вынесению решения только через месяц оно вступит в законную силу. Судебные разбирательства длятся долго, поэтому желательно обратиться к адвокату по врачебным ошибкам, который будет защищать право потерпевшего на всех этапах: от подачи искового заявления, до оплаты компенсаций за врачебную ошибку и морального вреда.
  • Прокуратура. В данный орган обращаются, когда произошла врачебная ошибка повлекшая смерть. При квалификации данного факта, как уголовного, возбуждается дело и передается в суд.

Самостоятельное обращение в какую-либо инстанцию потребует очень много сил и терпения, а также времени. Сотрудничество с юристом по врачебным ошибкам позволит пострадавшему пациенту сократить мытарства и получить желаемое.

Судебная практика в отношении врачебной ошибки

Если случилось непоправимое, и наступила по врачебной ошибке смерть пациента, то родные умершего должны приложить максимум усилий, чтобы дело приобрело резонанс. Именно тогда есть шанс наказать нерадивого врача или другой медицинский персонал.

На самом деле доказать и аргументировать факт врачебной ошибки, некомпетентности или халатности очень сложно.

Профессиональная этика заставляет патологоанатомов несколько изменять заключения, чтобы поддержать коллегу. Особенно сложно доказать врачебную ошибку для хронических больных. Как свидетельствует практика, тяжбы с врачами могут продолжаться несколько лет, а дело в суде рассматривают специалисты, которые основываются на заключениях экспертиз. Только независимые исследования помогут восстановить справедливость и защитить права пострадавшего. Также практика показывает, что срок давности врачебной ошибки резко снижает возможность самого больного или родственников доказать свершившийся факт. Согласно Гражданскому Кодексу ст.208 любое деяние, принесшее вред здоровью или жизни, не подлежит исковой давности. Но практика доказывает, что временной промежуток все-таки присутствует. Это три года, чтобы удовлетворить иск, по которому можно получить компенсацию за потраченные деньги на медпрепараты. Но это положение не распространяется на возмещение морального ущерба. В том случае, если виновный уже не работает в данном лечебном учреждении востребовать имущественный ущерб можно. Все расходы берет на себя клиника, центр и пр. медучреждения.

Самое печальное, что на практике при доказанной врачебной ошибке по статье УК РФ виновный несет довольно мягкое наказание, а ограничение на лечебную практику составляет всего от 3 до 5 лет.

Тонкости подачи иска в суд

Очень многие пострадавшие от врачебной ошибки, составляя исковое в судебную инстанцию заявление, допускают досадности, из-за которых дело долго не рассматривается, а если попадает в производство, то тянется слишком долго. В иске должна содержаться информация:

  • название суда, данные о заявителе и ответчике;
  • описание случившегося факта с подробным указанием дат, фамилий, действий.
  • предоставить документальное подтверждение;
  • указать на конкретные ошибки врача;
  • доказать халатность или некомпетентность, а при отсутствии доказательств, собрать их в рамках разбирательства;
  • указать на причинение вреда: при материальном ущербе предоставляются чеки и квитанции на приобретение лекарственных препаратов, реабилитацию, примерный потерянный доход; а при моральном нужно указать, какие страдания были доставлены;
  • к исковому заявлению приложить перечень документов, доказывающих факт причиненного вреда;
  • указать нормы законов, нарушенные деятельностью (бездеятельностью) врача;
  • требования по иску: привлечение к ответственности, взыскание имущественной или моральной компенсации.

Иск подается в судебные органы по месту ответчика, жительству истца или месту, где был нанесен вред (лечебное учреждение).

Важно! В случае нанесения тяжелого вреда, который повлек смерть, скорее всего потребуется независимая экспертиза, подтверждающая правоту заявителя. Рекомендуем обращаться к независимым экспертам.

Только при правильных действиях можно дать делу ход и выиграть судебный процесс. Некомпетентность и халатность должны быть наказуемы!

Помощь медицинского юриста в Нижнем Новгороде

Многие из пострадавших от халатности или некомпетентности врачей интересуются, как доказать врачебную ошибку. Сразу оговоримся, что это действительно трудно: врачебная солидарность, нежелание судами рассматривать подобные дела и другие причины, становятся камнем преткновения для пациентов. Наш межрегиональный центр экспертизы и оценки предлагает помощь медицинского юриста в Нижнем Новгороде по доступной стоимости для клиентов. Высокий профессиональный уровень наших сотрудников и положительный опыт в ведении аналогичных дел – возможность для пострадавшего получить квалифицированную поддержку.

  1. Детально изучим проблему.
  2. Оказываем помощь в сборе доказательств и составлении иска.
  3. Сопровождаем пациента от консультации, до подачи апелляции, если последняя потребуется.
  4. Контролируем получение компенсации.
  5. Помогаем в поиске свидетелей.
  6. Проводим судебную и медицинскую экспертизу.
  7. Четко следим за сроками подачи иска и пр.
  8. Организовываем разбирательство до суда.
  9. Представляем интересы клиента в суде.

По всем вопросам обращайтесь в чате или пишите на электронную почту. Соблюдаем законность, объективность, честность и независимость.

Как заказать проведение независимой экспертизы
во внесудебном порядке

Заявка

Вы обращаетесь в
центр по телефону
или письменно

Задача

Эксперт знакомится
с документами, изучает
Ваше дело.

Договор

Мы заключаем
договор об оказании
услуги

Заключение

Специалисты проводят
экспертизу и составляют
отчет.

Результат

Вы знакомитесь
с результатом
и получаете отчет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Врачебные ошибки заключение
  • Врачебные ошибки екатеринбург
  • Врачебные ошибки вывод
  • Врачебные ошибки биоэтика реферат
  • Врачебная ошибка что это