Врач склонившись над солдатом осматривал рану где ошибка

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Речь пойдёт об обособлении обстоятельств и сравнительных оборотов.

Урок 27. Обособление обстоятельств. Учимся создавать высказывания. Обособление сравнительных оборотов

I. Вспомните:

а) что за второстепенный член предложения обстоятельство и какой главный член предложения оно распространяет;

б) какими частями речи может быть выражено обстоятельство;

в) какая синтаксическая связь между главным словом и зависимым словом-обстоятельством, если обстоятельство выражено существительным с предлогом; деепричастием;

г) виды обстоятельств

(все ответы в предыдущих уроках).

Вспомним, что при прямом порядке слов положение обстоятельства, выраженного наречием и существительным с предлогом, вариативно: оно способно занимать место как до глагола-сказуемого, так и после него, а также в начале предложения: вчера началась весна, птица сидела на ветке.

1. Свободное местоположение обстоятельства не способствует обособлению обстоятельств, выраженных существительными с предлогами (кроме сравнительных оборотов, о чём ниже) и тем более наречиями. Поэтому обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенных падежей и наречиями, обособляются факультативно при пояснении и смысловом выделении в речи, например:

В утреннем свете, за логом, густо дымились крыши деревни. (И. Бунин) — Автору важно показать место, где стояла деревня. (Что такое лог? Толковый словарь!)

Сравните то же предложение, но без логического акцента на обстоятельстве и без обособления: В утреннем свете за логом густо дымились крыши деревни.

2. Деепричастие, как мы знаем, в предложении играет роль второго (однородного) сказуемого. Поэтому обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, как правило, содержат добавочные сообщения, интонируются в речи, а на письме обособляются независимо от места, занимаемого в предложении, например:

1) Закаркав, отлетела ватага чёрных ворон. (А. Пушкин) = Ватага чёрных ворон закаркала и отлетела.

2) Ватага чёрных ворон отлетела, закаркав.

3) Пошумев сердито, море успокоилось. — Когда (После того как) море пошумело сердито, оно успокоилось.

Задание. Прочитайте предложения. Определите, в каком из них употреблён причастный, а в каком деепричастный оборот (найдите главные слова, поставьте от них вопросы к зависимым причастию или деепричастию; проанализируйте суффиксы).

1)    Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

2)    Врач, склонившийся над солдатом, осматривал рану.

Случаи необособления обстоятельств, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом:

1) если одиночное деепричастие имеет значение наречия и выступает в синтаксической роли обстоятельства образа действия. Такие деепричастия-обстоятельства обычно стоят после глагола-сказуемого, их можно заменить синонимичным наречием. Кроме того, утрату деепричастием функции сказуемого можно проверить подстановкой сочинительных союзов и, и притом, например:

Эту тяжёлую тележку один человек тащит шутя. = Эту тяжёлую тележку один человек тащит легко. (Нельзя сказать «человек тележку тащит и шутит».);

2) если одиночное деепричастие входит в группу однородных членов-обстоятельств вместе с наречием, например:

Ученик отвечал на вопросы откровенно и не смущаясь.

Но два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных, обособляются, например:

Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. (А. Чехов);

3) если деепричастия с зависимыми словами составляют устойчивые фразеологические обороты, заменяемые нейтральными синонимами, сломя голову (быстро), спустя рукава (небрежно), затаив дыхание (очень внимательно, не шелохнувшись) и др., они входят в состав сказуемого:

И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А. Грибоедов)

Задание. Прочитайте фразеологизмы. Выясните значение незнакомых вам оборотов во фразеологическом словаре. Составьте устно по предложению с каждым выражением.

Не мудрствуя лукаво, не покладая рук, сложа руки, засучив рукава, не смыкая глаз, не переводя дух, положа руку на сердце, скрепя сердце, раззиня рот, очертя голову, не солоно хлебавши.

Не обособляются также деепричастия и деепричастные обороты, входящие в состав составного именного сказуемого при глаголах-связках движения или состояния, например:

Мальчик шёл прихрамывая. — Смысл данного высказывания не в том, чтобы сообщить о процессе движения мальчика, а в том, чтобы сообщить, что этот процесс происходил определённым образом. Обычно такие деепричастия занимают место после сказуемого.

Сравните аналогичную конструкцию с деепричастным оборотом: Мальчик стоял опустив голову.

Функция второго сказуемого чаще всего присуща одиночному деепричастию или деепричастному обороту, стоящему до глагола-сказуемого. Сравните интонацию логически выделяемого деепричастия и оборота в синонимичных предложениях с другим порядком слов, где основное сообщение содержится в грамматической основе с простым глагольным сказуемым:

Прихрамывая, шёл мальчик.

Опустив голову, стоял мальчик.

Задание. Вариант сочинения-рецензии начинается так:

Сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера, вспомнил я собственные ощущения от «Капитанской дочки» А. Пушкина. И дальше было интересно наблюдать рассуждения автора и его восприятие героев этой повести.

И в первом, и во втором предложениях акцент сделан на повести А. Пушкина — именно эти слова занимают ударное место в конце враз. Однако указание на автора эссе даётся сразу в первом предложении, и делается это с помощью деепричастного оборота. Проанализируйте смысловое наполнение в синонимичном предложении с изменённым порядком слов: Я вспомнил собственные ощущения от «Капитанской дочки» А. Пушкина сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера. Как вы построите следующую фразу?

II. Сравнительные обороты.

Сравнительные обороты — это одно слово или выражение, содержащие в себе сравнение и начинающиеся синонимичными подчинительными сравнительными союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежели и др.

Сравнение — это сопоставление двух понятий или явлений и нахождение у них сходного. Таким образом, для признания оборота сравнительным необходимо найти эти сопоставляемые понятия или явления и выявить у них признак, по которому они сравниваются (такой признак называется основанием для сравнения). Рассмотрим два примера.

1) Лицо у Маши было круглое, точно яблочко. — Здесь есть основание для сравнения — сравнивается форма предметов: лица и яблочка, и точно яблочко сравнительный оборот. Таким образом, при сравнении существительное-предмет наделяется признаком, который в нашем сознании переводит понятие в образ. Это и делает сравнение видом полисемии.

2) Вместо бороды у отца Захарии точно приклеен кусочек губочки. (М. Лермонтов) — Здесь нет основания для сравнения — борода не сравнивается с губочкой, но вместо бороды точно кусочек губочки.

Сравнительные обороты интонируются в речи, а на письме обособляются — выделяются запятыми.

1. Мы знаем, что признаки предмета обозначают прежде всего прилагательные и причастия, которые либо входят в составное именное сказуемое (как в примере 1), либо выступают определениями, например:

С утра ползли серые, как дым, облака. (А. Н. Толстой) — Здесь сравниваются облака с дымом по признаку цвета — серые. Грамматически сравнение оформляется с помощью прилагательного-определения серые и сравнительного оборота как дым, тоже определения, уточняющего признак: облака (какие?) серые (а именно какие?) как дым.

При сравнительном обороте-определении определяемое слово-предмет может быть любым членом предложения.

Задание. К какому члену предложения относится сравнительный оборот? Подо льдом, матовым, словно запотевшее стекло, плавали рыбы.

2. Сравнительный оборот может выступать обстоятельством, тогда он зависит от сказуемого, а признак при этом получает предмет-подлежащее, например:

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. (И. Гончаров) — Здесь звёздочка сравнивается с глазом, а грамматически сравнение оформляется посредством сказуемого и зависимого от него обстоятельства: звёздочка сверкнула (как?, каким образом?) как живой глаз.

Задание. Найдите в приведённом выше предложении обстоятельство, которое уточняет сравнительный оборот и тоже зависит от сказуемого. К какому виду обстоятельств оно относится? Какая это часть речи?

3. Посредством сравнительных оборотов в предложении могут не только создаваться образы, но и уподобляться предметы или явления, например:

Множество людей, как в праздник, вышло на улицу. — Здесь сравнительный оборот-обстоятельство, зависимый от сказуемого, по смыслу распространяет всё предложение: выход множества людей на улицу подобен празднику.

Сравнительные обороты-уподобления всегда обстоятельства образа действия.

4. Не всегда бывает просто определить сравнительный оборот. Наибольшую сложность с точки зрения пунктуации представляют обороты с союзами как, чем

Обороты обособляются               Обороты не обособляются
1. Если есть основание для сравнения, сравнительный оборот выступает определением, уточняющим основное определение, или обстоятельством, зависящим от сказуемого:
1) С утра ползли серые, как дым, облака. (А. Толстой)
2) На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. (И. Гончаров)
3)Множество людей, как в праздник, вышло на улицу.
1. Если обстоятельство, зависимое от сказуемого и содержащее сравнение, состоит только из одного слова с союзом как и его можно заменить дополнением в творительном падеже. Чаще всего оно, согласно месту дополнения при прямом порядке слов, стоит после сказуемого, например:
Волосы у девочки вьются как колечки. Ср.: Волосы у девочки вьются колечками.
2. Если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь, на которое падает логическое ударение, например:
1) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. (Н. Гоголь)
2) У брата были те же черты лица, что и у сестры.
2. Если в предложении отсутствует глагол-сказуемое и сравнительный оборот в этом случае сам выступает в роли именной части составного именного сказуемого при нулевой связке, например:
Пруд как блестящая сталь. (А. Фет)
 
3. Если оборот начинается сочетанием как и — в этом случае он близок к присоединительной конструкции, например:
В глазах Маши, как и во всём лице, наблюдалось что-то необычное.
3. Если сравнительный оборот, чаще всего одно слово со сравнительным союзом, входит в составное именное сказуемое с глаголами-связками движения или состояния — без сравнения сказуемое не имеет законченного смысла, например:
Как ребёнок душою я стал. (И. Тургенев)
4. Если обороты со сравнительной степенью наречий и союзом чем: (не) больше чем; (не) меньше чем; (не) раньше чем; (не) позже чем содержат сравнение предметов или явлений, тогда перед сравнительным союзом ставится запятая, например:
Эта посылка весит не больше, чем предыдущая. — Есть сравнение этой посылки и предыдущей посылки.
4. Если в предложении нет сравнения предметов или явлений, запятая перед союзом чем не ставится, например:
Посылка весит не больше чем пять килограммов. — По смыслу нельзя сравнить посылку и килограммы. Оборот можно заменить синонимичным сочетанием сравнительной степени наречия с числительным и существительным: весит не больше пяти килограммов.
  5. Если оборот имеет характер фразеологического сочетания и входит в сказуемое:
белый как снег (очень белый),
бояться как огня (очень бояться),
бежал как сумасшедший (быстро бежал) и т. д.
Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. (А. Чехов)


Примечание.
К сравнению близки обороты с несогласованными определениями с предлогом вроде и обстоятельствами, начинающимися со слов не иначе как. Такие конструкции не обособляются, например:

1) Над головой раздались раскаты вроде грома.

2) Я думаю о своём соседе не иначе как о замечательном человеке.

Задания. 1. Укажите предложение, где должна стоять запятая.

1)    У Плюшкина крестьяне мрут как мухи.

2)    Мы знаем Крылова как талантливого баснописца.

3)    Надо мной как гигантский шатёр расстилалось голубое небо.

4)    Старик схоронил сына и остался один как перст.

2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1)    Я был, как в тумане.

2)    Город, как пёстрый план, лежал далеко под нами.

3)    Ваське, как самому старшему, рано пришлось идти в услужение.

4)    Поражённый какой-то мыслью, он остановился как вкопанный.

Об одной распространенной ошибке – неправильном употреблении деепричастных оборотов

Где можно допустить такую ошибку?

1) В сочинении;
2) в изложении;
3) в тесте (в тестах часто есть задания по культуре речи).

Для начала нужно ошибку «осознать», т.е. понять, почему так сказать нельзя. Я объясняю это следующим образом. Разберем пример (см. схему).

Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. А если есть добавочное действие – значит, должно быть слово, которое обозначает основное действие. Чаще всего таким словом оказывается сказуемое. Кроме того, подлежащее должно называть производителя двух действий – и основного, и добавочного. Если это требование не соблюдается, то получается ошибочное выражение.

Разберем основные типы ошибок при употреблении деепричастных оборотов.

1. *Подходя к этой комнате, за дверью раздались странные звуки.

Основное действие совершают звуки (звуки раздались). Добавочное действие совершает другой субъект (например, он или я). Значит, ошибочность предложения в том, что у двух действий (основного и добавочного) разные производители. Исправить можно приблизительно так: Когда я подходил к этой комнате, то услышал, что за дверью раздались странные звуки.

2. *Выйдя на улицу, мне стало холодно.

Данное предложение безличное, в нем не может быть подлежащего. А значит, нет и субъекта действия (на субъект действия указывает дополнение мне). В таких предложениях нельзя употреблять деепричастный оборот. Исправить можно так: Когда я вышел на улицу, мне стало холодно.

В безличных предложениях можно употребить деепричастный оборот в том случае, если главный член выражен инфинитивом: Устраиваясь на ночлег, следует выбрать место посуше. В данном предложении подлежащего нет. Но у основного и добавочного действий («выбрать» и «устраиваясь») один и тот же субъект действия («вы выбираете» и «вы устраиваетесь»).

3. *Приехав в Москву, машина будет разгружена.

Данное предложение – страдательная конструкция. Значит, производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают. Подлежащее называет объект основного действия и субъект действия, названного деепричастием. Проще говоря, приедет в Москву машина, а разгружать ее будет кто-то, а не она сама себя. Исправить можно так: Когда машина приедет в Москву, она будет разгружена.

Деепричастный оборот чаще всего относится к сказуемому. Но иногда может также относиться и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Главное условие правильности построения предложений все то же: основное действие и дополнительное действие должны иметь все тот же субъект.

Она просила договориться о встрече, предварительно позвонив Андрею.
(Договариваться и звонить будет тот, кого она просила,– одно и то же лицо.)

Лежа на диване, широко раскинув руки, он тихонько напевал.
(Он лежал на диване, и он раскинул руки.)

Говорившая все это время, не повышая голоса, она вдруг начинала курить.
(Она говорила, и она не повышала голоса.)

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложение, выбрав правильное продолжение. Объясните свой выбор.

А. Сдав экзамены, .

1) . нас направили сразу же на практику.
2) . нам сразу стало легко.
3) . мы уехали отдыхать.

Б. Увидев этого страшного зверя так близко, .

1) . мне стало страшно.
2) . я испугался.
3) . раздался ее пронзительный крик.

(Задания подобного типа можно найти в сборниках для подготовки к ЕГЭ, например: Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Русский язык / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. М.: Интеллект-Центр, 2003.)

Задание 2. Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, почему так нельзя сказать.

1. Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.

2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.

3. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

4. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

5. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.

6. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.

7. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.

8. Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.

9. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.

Задание 3. Отредактируйте данные предложения.

1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.

2. В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.

3. Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.

4. Лавина чувств захватила ее, не успев разобраться в своем избраннике.

5. Но, увидев иную Татьяну, в нем вспыхивают чувства.

6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.

Ответы к заданию 3

1. Подлежащее не называет субъекта добавочного действия, выраженного деепричастием (печаль и надежда не знакомились со стихотворением).

Это стихотворение оставило в моем сердце печаль, но в то же время и надежду.

2. Подлежащее не называет субъекта добавочного действия (лирический герой не читал стихи современных поэтов). Кроме того, предложение неудачное, даже если деепричастный оборот будет употреблен правильно, т.к. то, что «в каждом стихотворении есть свой лирический герой», и так очевидно.

3. Известно, что от расстановки знаков препинания зависит смысл предложения (классический пример: Казнить нельзя помиловать). В данном случае с точки зрения пунктуации все знаки препинания стоят правильно, но именно такая расстановка знаков приводит к речевой ошибке: деепричастный оборот употреблен в безличном предложении. Чтобы исправить ошибку, достаточно по-другому расставить знаки:

Самое главное, ребята поняли, занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах: нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.

4. У основного и добавочного действий разные субъекты.

Она еще не успела разобраться в своем избраннике, как лавина чувств захватила ее.

5. То же самое, что и в предложении № 4.

Он увидел Татьяну. В нем вспыхивают чувства к ней.

6. Деепричастный оборот в безличном предложении не употребляется.

Нужно было время, чтобы он вернулся из мира стихов в реальность.

Помощь в отработке данной темы могут оказать следующие книги:

1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Рольф, 1999.

2. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты. М.: Айрис, 1995. (Даны примеры ошибочных предложений, их исправленные варианты, краткое объяснение.)

3. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. (Даны примеры ошибочных предложений, комментарий к ним.)

Практические упражнения «Деепричастия. Деепричастный оборот»

Практические упражнения помогут учащимся отработать навыки постановки знаков препинания при деепричастном обороте и закрепить умения находить в тексте деепричастия и деепричастные обороты. Предназначен для учителей, работающих в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Деепричастия. Деепричастный оборот»»

А) Образуйте от предложенных глаголов все возможные деепричастия. Для каждого образованного деепричастия в скобках запишите вид.

Увидеться, радовать, колоть, растаять, подобрать, лежать, различаться, выждать.

Б) От данных глаголов образуйте деепричастия, использовав, где возможно, суффиксы -А,-Я, -В, -ВШИ, -ШИ, -УЧИ, -ЮЧИ.

Прочищать, прочистить, обуть, обувать, обессилеть, обессилить, шагать, шагнуть, откликнуться, откликаться, тонуть, танцевать, участвовать, предчувствовать, предупредить, предупреждать, прекратить, прекращать, носить, нести, возить , везти, быть, бывать, написать, завязать, намазать, мурлыкать, кричать, крикнуть, колебать, звучать, сидеть, сесть, выжечь, смять, протереть, бить, стать, брить, ошибиться, реветь, дать, есть.

Найдите в предложении деепричастия. Выполните морфологический разбор деепричастий.

1.Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя. (Фадеев А.)

2.Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. (Дудинцев В.)

3.Собака ощетинилась, подняла нос и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьём на смолкший голос. (Шишков В.)

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения, сделайте морфологический разбор деепричастия.

1.Парашютист прыгнул и благополучно приземлился.

2.Приземлившись он радостно осмотрелся вокруг.

3.Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4.Из дома вышел человек и направился к машине.

5.Выйдя из дома человек направился к машине.

6.Человек вышедший из дома направился к машине.

Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1. Н. чего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лес. ницы. (Воробьёв К.)

2. Рыбаки откашливаясь и снимая шапки вошли в избу. (Чесноков И.)

3. Лодка прошуршав в камышах мя. ко ткнулась в песча. ый берег. (Князев Л.)

4. Тр. пинка шла вдоль высокого пр. брежного обрыва изв. ваясь в тени ст. летних маслин. (Куприн А.)

5. Зыбин вошёл и не спрашивая ра. решения снял трубку. (Домбровский Ю.)

Дополните каждое предложение деепричастным оборотом, верно употребив деепричастие и расставив знаки препинания.

1. Вода подступила к самому краю обрыва.

2. Колонна студентов прошла по площади.

3. Утренний ветер принёс с собой гарь.

4. Сквозь тучи били солнечные лучи.

5.После дождя в лужах купались воробьи.

6.Наступили сумерки, и ребята начали расходиться.

7.Мы встали на рассвете.

8.Море расстилалось синим ковром до самого горизонта.

Раскройте скобки, заменив инфинитив глаголом сказуемым в прошедшем времени; затем – причастием, образованным от этого инфинитива; затем – деепричастием

1. Моя мама (преподавать) литературу в лицее, часто проверяла тетради по ночам.

2. Альпинисты (покорить) Эверест, с триумфом вернулись на базу.

3. Ребята (разъехаться) на каникулы, скучали по дому.

4. Экипаж (показаться) из-за поворота, остановился.

5.Тучи (рассеяться) очень быстро, уступили место солнцу.

Перепишите их, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1. Позавтракав папа л. жится поспать в столовой на диване укрывшись старой енотовой шубой. (Бруштейн А.)

2. Оч. тившись наверху красн. армеец отошёл в сторонку и обиже. о отвернулся закинув руки за спину. (Воробьёв К.)

3. Взглянув на часы генерал быстро подн. лся и отодвинув тяж. лое кресло выбрался из-за стола. (Бек А.)

4. По утрам наколов дров и наведя ч. стоту во дворе Дмитрий Алексеевич отпр. влялся на прогулку. (Дудинцев В.)

5. Фёдор Иванович отошёл в сторону и с ра. бегу схватившись за верхний край забора одним махом перескочил его. (Дудинцев В.)

6.Ночь подобралась незаметно окутавши землю тёмной вуалью.

7.Сумрак окутавший землю скрыл разрушения.

8.Врач склонившись над солдатом осматривал рану.

9.Врачи склонившиеся над операционным столом были сосредоточенны.

10.Птенец запутавшийся в высокой траве не мог оттуда выбраться.

11.Запутавшись в высокой траве я потерял тропинку.

12.Путники отдохнув в лесу отправились дальше.

Отметьте предложения с нарушением норм употребления деепричастий.

1.Определивши направление и силу ветра, можно прогнозировать изменения в погоде.

2.Сломив сопротивление противника, батальон занял село.

3.Заговорив о делах, мы забыли о времени.

4.Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

5.Потерявши книгу, принесите в библиотеку другую.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1.всегда указывается обратный адрес;

2.обязательно укажите обратный адрес;

3.без обратного адреса не примут;

4.мне не хватило денег.

Подчеркните в предложениях глаголы – сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами.

1. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, боясь отца своего.

2. Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.

3. Он (Андрий) глядел на неё, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё больше замазывался.

4. Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.

5. Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант.

а) усталость овладела нами;

б) мы устроили привал.

а)множество птиц виднелось по берегам реки;

б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.

3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…

а) стадо диких коз бросилось врассыпную;

б) стадо диких коз охватил ужас.

4.Собираясь в поход,…

а) ребята тщательно продумали все детали путешествия;

б) на рассвете был назначен сбор.

5.Подъезжая к станции,…

а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи;

б) в вагоне стало шумно.

а) поезд быстро приближался к горному перевалу;

б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

Отметьте предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1.Рассматривая старые фотографии, мне вспомнилось детство.

2.Я покатился по льду, не думая об опасности.

3.Поезд, лениво постукивая на стыках, проходил по мосту.

4.Пройдя через такой кошмар, мужество не покинуло её.

5.Благодаря радушную хозяйку за гостеприимство, туристы стали собираться в обратный путь.

6.Включив радио, раздались звуки музыки.

7.Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

8.Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

9.Осенью берёзки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

10.Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

11.Посетив зоопарк, он нам понравился.

12.Закончив покосы, началась уборка урожая.

13.Открывая книгу, из неё выпал листок.

14.Послышались радостные возгласы, подъезжая к дому

15.Увидев лебедей, они нам понравились.

16.Катаясь на санках, у меня заболела голова.

17.Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

18. Закончив чертеж, у меня сломался карандаш.

19.Прочитав рассказ, он показался нам интересным.

20.Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

21.Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

22.Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки.

23.Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.

24.Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.

25.Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.

26.Услышав о разведке, Пете стало весело.

Объяснительный диктант с творческим заданием. Объяснить написание орфограмм и пунктограмм; продолжить текст, употребив деепричастия или деепричастные обороты.

1. Под лучами утреннего солнца заискрился снег, и птичий мир, дружно проснувшись, возвестил о себе.

2. О наступлении зимы напоминают снегири, прилетевшие из лесов севера.

3. В морозные зимы без помощи человека не обойтись пернатым друзьям.

Что сделали вы, ребята, чтобы помочь зимующим птицам?

Объяснительный диктант, графически обозначить деепричастный оборот.

1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.

2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону.

3.Уважая собеседника, уважаешь и себя.

4.Сделав зло, не жди добра.

5.Не имея терпения, ничему не научишься.

6. Марья Кирилловна , вышивая на пяльцах, сидела в своей комнате перед открытым окном.

7. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

8. Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

Укажите номера предложений, в которых деепричастия не выделяются запятыми.

1.И день и ночь спешу к вам голову сломя.

2.Малыш испугавшись громко расплакался.

3.Это упражнение делают стоя на вытянутых ногах.

4.Татьяна любит не шутя.

5.Волнуясь он говорил торопливо и непонятно.

6.Читать лёжа вредно.

7.Я проснулся и умывшись сел завтракать.

8.Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.

9.Утром вставая я только и думал о визите.

10.Отец работал засучив рукава.

Записать, заменив один из глаголов деепричастием.

1. Лопата наткнулась на какую-то преграду, высекала искры и не шла дальше.

2. Они за -кончили свои ряды и вышли один за другим на дорогу.

3. Ребята выкупались и стали загорать.

4. Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.

5.Волчьими тропами шли охотники и несли на носилках раненого товарища.

6. Стая журавлей тянулась к югу, оглашала воздух резкими криками и медленно исчезла вдали.

7.На дворе блестит радостное весеннее солнце и отражается в лужицах между камней.

8. Вода вышла из берегов и затопила низкие места.

9.На крышах плотным покрывалом лежит снег и сверкает на солнце.

10. Море все еще не успокоилось после ночной бури и глухо рокотало.

11. Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

12. Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

13. Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

14.Снежинки кружатся и падают с небес, словно звёзды.

15.Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.

16.Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

Расставить знаки препинания .

1. Подъезжая к лесной караулке Денисов остановился вглядываясь в лес.

2.Солдат постояв секунды две удалился.

3. Он завтракал не обращая ни на кого внимания.

4. Пугачев увидев меня в толпе кивнул мне головою и подозвал к себе.

5. Солнце послав на землю последний луч скрылось за горизонтом.

6. Оставшись один я погрузился в размышления.

7. Капитан перегнувшись через перила смотрел вниз.

8. Люди шли полем недоверчиво оглядываясь.

Раскройте скобки, расставьте запятые. Объясните случаи слитного написания НЕ с деепричастиями.

1. Бессонов (не) дослушав взмахом руки остановил его.

2. Она сидела (не) шевелясь.

3. Но уезжать обидно. Всё равно как из кино уйти (не) досмотрев фильма.

4. Благодарю тебя, что ты продолжаешь быть со мною (не) смотря ни на что.

5. Надо (не) мешкая ехать домой.

6. Они шли (не) торопясь и как бы наслаждаясь прогулкой.

Замените данные в скобках словосочетания деепричастными оборотами. Запишите получившиеся у вас предложения, соблюдая правила орфографии и пунктуации.

1. Песча. ая коса манила к себе (об. щать прохладу и покой).

2. Стая журавлей т. нулась к югу (огл. шать воздух ре. кими криками) и медле. о и. чезла вдали.

3.Весело бл. стит весе. ее солнце (отр. жаться в лужицах между камней).

4. Звери. ыми тропами шли охотники (н. сти на н. силках ране. ого т. варища).

Предложения для взаимодиктанта по теме «Знаки препинания при деепричастном обороте»

1. Теплоход, выходя из гавани, дал гудок.

2. Мы устроили привал, дойдя до реки.

3. Лошадь, доскакав до оврага, кинулась в сторону.

4. Дятлы приносят пользу, очищая леса от вредителей.

5. Шофёр, подъехав к перекрёстку, затормозил машину.

6. Я обрадовался, получив хорошую оценку

7. Приехав в город, я направился в гостиницу.

8. Оставив белый след, самолёт исчез в синеве неба.

9. Поезд, приближаясь к станции, замедлил ход.

10. Выйдя на опушку леса, я остановился.

11. Грянул гром, нарушив тишину ночи.

12. Над водой, описывая круги, парила чайка

13. Она, замедлив шаг, перешла на другую сторону.

14. Гуси, прилетев на место, опускаются на воду

15. Сев за рояль, девочка заиграла вальс.

Цифровой диктант.(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

1. Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2. Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4. Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5. Потрескивая, горел костёр.

6. Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

Код проверки: 3, 5,6,7.

Выделите запятыми одиночные деепричастия и деепричастные обороты

1.Робко свечу потушив я подхожу к окну.

2.Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.

3.Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый

4.Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

5.Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.

1.Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого

2. Звезда полей горит не угасая.

3. Иван Евдокимович был тронут и уходя обнял меня.

4. Я остановился глотая волнения маленькими глоточками как лёд в

5. Жизнь устроена так дьявольски, что не умея ненавидеть невозможно

1.Пожарные свесив парусиновые ноги с площадки мотали головами в касках и пели.

2.Савельич дремля качался на облучке.

3.Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка.

4.Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

5.Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.

1.Пассажиры согнувшись под тяжестью преогромных мешков бегали от головы поезда к хвосту и от хвоста к голове.

2.Мастер спал лёжа в тулупе поперёк садовой дорожки.

3.Отец Фёдор улыбнулся и внимательно глядя на себя в зеркало начал подстригать свою благообразную бородку.

4.В полночь дворник Тихон хватаясь руками за все попутные палисадники и надолго приникая к столбам тащился в свой подвал.

5. Она сидела неподвижно опустив голову и молчала.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Книги Пушкин любил с детства. (2) По словам его младшего брата Льва, ещё будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца, и без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руки. (3)Сергей Львович, отец поэта, рассказывал, что Александр уже в самом младенчестве своём показал большое уважение к писателям.

(4)Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой. (5)Пушкин всегда жил в окружении книг.

1. Определите тему и главную мысль текста.

2. Какими способностями обладал А.С.Пушкин? Какие книги он читал?

3. Озаглавьте текст.

4. Выпишите из текста все деепричастия.

5. Укажите номера предложений с деепричастными оборотами.

6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.

По словам его младшего брата Льва,(1) ещё будучи мальчиком,(2) проводил бессонные ночи,(3) тайком забираясь в кабинет отца,(4) и без разбора «пожирал» все книги,(5) попадавшиеся ему под руки.

Укажите деепричастия, перешедшие в наречия и предлоги. Спишите, раскрывая скобки.

1.Не слушая, не услышишь – (не) смотря, не увидишь.

2.(Не) спеша бродят медведи.

3.Листва берёз висит (не) шелохнувшись.

4.Листья (не)хотя отрываются и словно повисают на (не)видимых паутинках.

5.Лёжа пищи (не) добудешь.

6.Без хороших отцов нет хорошего воспитания, (не) смотря на все школы, институты и пансионы.

Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного. Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите суффиксы деепричастий.

Воевать, вознестись, возникнуть, вымокнуть, завизжать, запереться, извести, известись, изгонять, издавать, красться, найти, обвести, обламывать, обрести, околдовывать, отвлечься, отцвести, остричься, ошибиться, препираться, посеять, приберечь, продрогнуть, рассеять, расторгнуть,

сдвигать, сдаться, упереться.

Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответствующего вида. Объясните устно пунктуацию при деепричастных оборотах.

1.Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь.

2.(Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему.

3. Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.

4. (Оставить) деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке.

5. (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд.

Дидактическая игра «ПУТАНИЦА»

Цель: учить разграничивать деепричастные и причастные обороты

Ребята, представим себе такую ситуацию: после того как все деепричастные обороты заняли в тексте свои места и определили свои синтаксические роли, коварные причастия решили вмешаться и всё перепутать. Отыщите «самозванцев», которые взялись играть чужие роли.

Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву)

Собираясь на бал, дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячась под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивая талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву)

Подчеркните деепричастные обороты.

1.Наклонив голову, потупя голову, потеряв голову.

2.(Слушать) разинув рот, раздвинув занавески, распахнув ворота.

3.(Работать) спустя рукава, закатав рукава, пришив рукава.

4.Уложив вещи в саквояж, положив зубы на полку, положив учебники в сумку.

5.Открыв глаза, выпучив глаза, глядя в глаза.

6.Перемахнув через забор, махнув на сына рукой, махнув сыну рукой.

Замените отглагольные существительные глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ (-СЬ).

3.6. Предложения с деепричастными оборотами

Упражнение 68. Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение. 3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце. 8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя. 9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины. 10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы. 11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача. 12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию. 13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет. 14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом. 16. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола. 17. Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей. 18. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. 19. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв под мышки. 20. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 21. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 22. Затем отец назначается начальником цеха, работая в этой должности полтора года. 23. Следовало бы выяснить, кем принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление. 24. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. 25. Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать. 26. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку. 27. Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью.

источники:

http://multiurok.ru/files/prakticheskie-uprazhneniia-deeprichastiia-deeprich.html

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/940-36_predlozheniya_s_deeprichastnymi_oborotami

1. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

расправь, выпав, пройдя, разговаривая,

бегая, присмотревшись, забыв, глядя,

стремглав, выполнив, радуясь, укрыв,

навзничь, объевшись, белая, двигая.

2. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

2,

3,

4,

5.

3. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

увидев – деепричастие совершенного вида, невозвратное,

наткнувшись – деепричастие совершенного вида, возвратное,

вспоминая – деепричастие несовершенного вида, невозвратное,

расставаясь – деепричастие несовершенного вида, невозвратное

4.  Найти предложение, в котором нет деепричастия.

Мама сидела, откинувшись в кресле.

Я открыл окно и залюбовался видом.

Разложив игры, дети сели в кружок.

Устав, она не хотела идти домой.

5.  Деепричастие обозначает:

признак предмета по действию;

добавочное действие;

предмет;

действие предмета.

6. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:

глагола и прилагательного;

глагола и наречия;

существительного и глагола;

глагола и причастия.

7. Деепричастия образуются при помощи суффиксов:

-а, -я, -вши, -ши;

-ущ (-ющ);

-ащ (-ящ);

-ова, -ева, -ыва, -ива.

8. Синтаксическая роль деепричастия в предложении:

сказуемое;

подлежащее;

определение;

обстоятельство.

9. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

Не замечая меня, лебеди плавали у берега.

Отошедший от станции поезд резко затормозил.

Наевшись, вороненок успокоился.

10. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру.

Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.

Маленькие дети спали, уткнувшись носом  в подушку.

Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

11. Буква И пишется в слове:

раска__вшись,

увид__л,

замет__в,

наде__вшийся.

12.  Укажите предложение с деепричастным оборотом.

Усеянное звездами небо манило к себе.

Потрескивая, горел костер.

Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

Черный дым, который поднялся из-за леса, застилал горизонт.

13. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

Ленька растянулся на траве, положив голову на котомку и крепко уснул.

Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.

С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

14. Укажите ошибку в определении грамматических признаков слова.

Колотый – причастие, страдательное прошедшего времени.

Поклонившись – деепричастие несовершенного вида.

Пройдя – деепричастие совершенного вида.

Прославляющий – причастие, действительное настоящего времени.

15. Укажите номера предложений с деепричастным оборотом.

Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

16. Деепричастием является:

внушаемый,

внушая,

внушающий,

внушивший.

17. Деепричастием является:

задумавший,

задумал,

задумавши,

задуманный.

18. На месте каких цифр должны быть запятые?

Кот (1) удобно (2) устроившись на диване (3) безмятежно спал.

1 , 2 , 3 ,

2 , 3 ,

3 ,

1 , 3.

19. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шёл на прогулку.

Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его.

Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошёл через курилку к выходу.

Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ.

20. Как можно продолжить предложение:

Работая над сочинением,

Сначала составляются тезисы.

Вы не должны отвлекаться.

Вас не должно ничто отвлекать.

Вам нужны будут дополнительные материалы.

21.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

 Солнце прячется в листве, весело играя.

Прикорнув за широкой спиной отца, я клюю носом.

Лежа на берегу ручья, я смотрю в небо.

Синея блещут небеса.

22.Найдите деепричастие совершенного вида:

глядя,

прочитав,

улыбаясь,

балуясь.

23. Найдите деепричастие:

увидел,

принявший,

спеша,              

свежо.

24. От какого глагола нельзя образовать деепричастие:

крыть,  

лить,  

жить,  

плыть.

25. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот.

В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов.

Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд.

На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.

Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожжённые, на скатерть.

14. Укажите ошибку в определении грамматических признаков слова(выпишите уже в исправленном виде).

Колотый – причастие, страдательное, прошедшего времени.

Поклонившись – деепричастие несовершенного вида.

Пройдя – деепричастие совершенного вида.

Прославляющий – причастие, действительное настоящего времени.

15. Укажите номера предложений с деепричастным оборотом.

1. Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

2. Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

3. Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

4. Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

На этой странице находится вопрос 14. Укажите ошибку в определении грамматических признаков слова(выпишите уже в исправленном виде)?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

Деепричастный оборот состоит из деепричастия и зависимых от него слов. Деепричастие — отглагольное наречие, отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

1) Лошадь Муромского, не бывшая никогда на охоте, испугалась и понеслась. (Лошадь (что делавшая?) не бывшая никогда на охоте — причастный оборот).

2) На берегу озера, до которого добрались наконец путники, еще лежал снег. (Озера (какого?), до которого добрались наконец путники — придаточная часть сложноподчинённого предложения).

3) Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточены. (Врачи (что сделавшие?), склонившиеся над операционным столом — причастный оборот).

4) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану. (Врач осматривал рану (что сделав?), склонившись над солдатом — деепричастный оборот).

Склонившись (деепричастие) (над кем?) над солдатом (зависимые слова).

1.Выбери предложение(я), в котором(ых) есть ошибка в использовании деепричастного оборота.

1.Закрыв книгу, всё сразу забылось.
2.Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.
3.Гуляя по улице, у меня потерялся кошелёк.

Светило науки — 1911 ответов — 22973 помощи

.Ошибки здесь:

1) Закрыв книгу, всё сразу забылось.

3) Гуляя по улице, у меня потерялся кошелек.

В деепричастии и сказуемом должен быть один и тот же производитель действия.

Эти предложения нужно переделать в сложноподчиненные.

marchenkot13

Светило науки — 10 ответов — 0 раз оказано помощи

2. врач, склонившись над солдатом , осматривал рану .

ТЕСТЫ

Тестирование по теме «Деепричастие»

Разнообразные формы контроля за уровнем
знаний, умений и навыков школьников позволяют
определить эффективность методики обучения,
целесообразность применения тех или иных
приемов, правильность подбора дидактического
материала для коррекции знаний каждого ученика.

Чтобы проверить, насколько прочно и осознанно
усвоены основные понятия, изученные на уроке, я
прошу учеников воспроизвести правила и
определения. Ученики называют все признаки
понятия, выделяют среди них существенные и
несущественные, называют ключевые слова,
иллюстрируют правила и определения своими
примерами и выполняют практические задания,
основанные на данных теоретических знаниях.

Использование тестов наряду с традиционными
видами контроля обеспечивает объективность
контроля знаний, умений и навыков учащихся,
массовость и одновременность осуществления
контроля, а также его точность, оперативность и
своевременность;

– позволяет снизить трудоемкость работы
учителя по отслеживанию, накоплению и
систематизации статистических данных о
достижениях каждого ученика;

– позволяет эффективно прогнозировать и
планировать учебную деятельность по предмету,
своевременно выявлять ее приоритетные
направления;

– помогает осуществить индивидуальный подход
к обучению;

– помогает ученикам развивать навык
самоконтроля, определить программу действий по
совершенствованию знаний и умений.

Понятно, что опросить на уроке всех не
представляется возможным, поэтому я готовлю
тесты, а к их проверке привлекаю учеников.

Желающих выступить в роли учителя много, но это
право заслуживают лучше.

Тесты использую готовые, а также составляю сама
и привлекаю учеников на этапе завершающего
изучения тем.

По форме я использую различные тесты:

1) вставить слово или словосочетание в истинное
утверждение, чтобы сделать его полным и
завершенным, – это «компенсирующие» тесты;

2) тесты альтернативные, когда из трех вариантов
ответов надо выбрать один, который кажется
ученику верным;

3) третья группа тестов направлена на выяснение
умений применять знания при решении той или иной
лингвистической задачи.

I. ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ПО
ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

1-й вариант

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи,
которая обозначает _________, объединяет признаки
_______ и _______ и показывает _______, _______, _______
совершается действие, названное глаголом.

2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______,
_______, _______, _______ .

3. В деепричастии объединяются значения двух
частей речи – _______ и _______.

4. Общее грамматическое значение деепричастий
– _______.

5. Деепричастие в предложении является _______________.

6. Назовите признаки глагола у деепричастий:
_______, _______, _______.

7. Деепричастие с зависимыми словами называется
_______.

8. Где может стоять деепричастный оборот в
предложении?

9. Деепричастия несовершенного вида образуются
от основы глагола _______ времени с помощью
суффиксов _______.

10. Не с деепричастиями пишется _______ .

2-й вариант

1. Деепричастие – ______________ часть речи, которая
обозначает ____________, объединяет признаки глагола и
наречия и показывает, ___________, показывает ___________,
_______, ___________ совершается действие, названное
___________.

2. Морфологические признаки деепричастия –
___________.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов
–___________.

4. Синтаксическая роль деепричастий в
предложении – ___________.

5. Общее грамматическое значение деепричастий
– ___________.

6. Назовите признаки наречия у
деепричастий:___________ и ___________.

7. Деепричастным оборотом называется
______________________.

8. Деепричастный оборот может стоять в ________________.

9. Деепричастия совершенного вида образуются от
основы ___________ с помощью суффиксов ___________.

10. Назовите глаголы, от которых деепричастия не
образуются.

II. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ЗНАНИЙ
ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

1. Деепричастие – это

1) самостоятельная часть речи;

2) служебная часть речи.

2. Деепричастие обозначает:

1) признак предмета по действию;

2) добавочное действие;

3) действие предмета.

3. В деепричастии объединяются значения двух
частей речи:

1) глагола и прилагательного;

2) глагола и наречия;

3) глагола и причастия.

4. Деепричастия образуются при помощи
суффиксов:

1) -а, -я, -вши, -ши;

2) -ущ (-ющ), -ащ (-ящ);

3) -ова, -ева, -ыва, -ива.

5. Синтаксическая роль деепричастия в
предложении:

1) сказуемое;

2) определение;

3) обстоятельство.

III. ТЕСТЫ НА УЗНАВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ

«Узнавание в лицо»

Задание 1. Укажите буквы, которые стоят
за деепричастиями в каждом из предложений
.

1. И отец и сын, вместо приветствия (а) после
давней отлучки, начали садить (б) тумаки и в бока,
и в поясницу, и в грудь, то отступая (в) и
оглядываясь, то вновь наступая (г).

2. И
старый Бульба мало-помалу горячился (а),
горячился, наконец, встал (б) из-за стола и,
приосанившись (в), топнул ногой.

3. Бедная старушка, привыкшая (а) уже к таким
поступкам своего мужа, печально (б) глядела (в),
сидя (г) на лавке.

4. Она не смела ничего говорить (а); но, услыша (б)
о таком страшном для нее решении, она не смогла (в)
удержаться (г) от слез.

5. Мать обняла (а) их, вынула (б) две небольшие
иконы, надела (в) им, рыдая (г), на шею.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)

Ответы: 1 – в, г; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – г.

Задание 2. К этому тесту возвращаюсь еще
раз после изучения темы «Деепричастия
совершенного вида»:

1-й вариант – укажите деепричастия
совершенного вида;

2-й вариант – укажите деепричастия
несовершенного вида
.

Ответы: 1-й вариант – 2-е и 4-е
предложения;

2-й вариант – 1-, 3-, 5-е предложения.

Задание 3. После изучения темы
«Деепричастный оборот» провожу сначала тест на
узнавание.

Выпишите из предложений глаголы-сказуемые и
относящиеся к ним деепричастия с зависимыми
словами
.

1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали
слезы, боясь отца своего.

2) Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.

3) Он (Андрий) глядел на нее, совсем потерявшись,
рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою
еще больше замазывался.

4) Он хотел было узнать от дворни, которая кучею
стояла за воротами, окруживши игравшего молодого
бандуриста.

5) Но дворня подняла смех, увидевши его
запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)

Задание 4. Выполните тест, проверяющий
отличие причастия с суффиксом -вш- от
деепричастия с суффиксом -вши-.

1-й вариант – укажите номера предложений с
причастным оборотом;

2-й вариант – укажите номера предложений с
деепричастным оборотом
.

1) Ночь подобралась незаметно, окутавши землю
темной вуалью.

2) Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

3) Врач, склонившись над солдатом, осматривал
рану.

4) Врачи, склонившиеся над операционным столом,
были сосредоточенны.

5) Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог
оттуда выбраться.

6) Запутавшись в высокой траве, я потерял
тропинку.

7) Шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

8) Шахматист, сделавший неудачный ход, сдался.

9) Шофер, услышавший сигнал, свернул в сторону.

10) Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше.

Ответ: 1-й вариант – 2, 4, 5, 8, 9; 2-й
вариант – 1, 3, 6, 7, 10.

Задание 5. Одной из распространенных
ошибок, связанных с изучением темы, является
неправильное употребление деепричастных
оборотов в устной и письменной речи. После
разъяснения, как следует строить предложения с
причастным оборотом, предлагаю следующий тест.

Укажите номера предложений, где допущены
ошибки.

1 команда А Спортсмен, выполняющий сложные
фигуры
2 вратарь Б Звание, присуждаемое победителю
в спортивных соревнованиях, играх на первенство,
а также лицо, команда, удостоенная такого звания
3 спортсмен В Поезд или автобус, судно, идущее
с высокой скоростью
4 фигурист Г Краткий устный приказ командира
по установленной форме
5 чемпион Д Спортивная командная игра с
мячом или с шайбой на льду или на траве
6 хоккей Е Тот, кто систематически или
профессионально занимается спортом
7 экспресс Ё В некоторых спортивных играх
игрок, защищающий ворота
8 репортаж Ж Условный знак для передачи на
расстояние каких-нибудь сведений, сообщений
9 арена З Сообщение о местных событиях, о
событиях дня, информация в печати, по радио,
телевидению
10 сигнал К Большая круглая площадка
посередине цирка, на которой даются
представления

1) Мальчик долго лежал в темноте,
прижавшись к подушке, и старался заснуть.

2) Привыкнув к тяжким крестьянским работам,
обязанности дворника казались Герасиму шуткой.

3) Включив радио, раздались звуки музыки.

4) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все
голоса.

5) Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», у
нас возник вопрос, почему братья оказались в
противоборствующих станах.

6) Темная летняя ночь, вздрагивая, потухла
далеко впереди.

7) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда,
брести.

8) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался
взволнованный сосед.

9) Осенью березки сбросили листву, покрыв
золотым ковром всю землю.

Ответы: 2, 3, 8.

После самопроверки предлагаю учащимся
исправить ошибки в указанных предложениях.

IV. ТЕСТЫ НА ЗАПОМИНАНИЕ СЛОВАРНЫХ
СЛОВ

Задание 1. Соотнесите словарное слово
и его лексическое значение.

Задание 2. После запоминания написания
словарных слов и их лексических значений
проводится еще раз проверка написания слов в
виде теста «Проверь себя».

И ф_гурист О х_ккей
Е ч_мпион А вр_тарь
О сп_ртсмен О к_манда
Е д_монстрировать Э _кспресс
И м_нимальный Е т_ннис
О к_мментировать О пр_гресс
Е р_портаж Е д_ л_гат
А _рена Е пр_зидент
И с_гнал Е пр_зидиум
А тр_диция О инф_рмация

После повторения изученного по теме
«Деепричастие» провожу итоговый тест из
учебного пособия «Тестовые задания для проверки
знаний учащихся по русскому языку» (М.: ТЦ
«Сфера», 1997. С. 80).

Учащимся, удовлетворительно усвоившим тему,
предлагается 1-й вариант, хорошо успевающим –
2-й вариант, вариант 3 – повышенной трудности.
Также проверяю фактические знания теоретических
понятий по теме в виде теста «Лови ошибку».

Согласны ли вы с утверждением:

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи,
которая обозначает добавочное действие,
объединяет признаки глагола и прилагательного и
показывает, каким образом, почему совершается
действие. (Нет.)

2. Как и глагол, деепричастие обозначает
действие и, подобно наречию, называет признак
действия. (Да.)

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов
-а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши. (Нет.)

4. Деепричастия могут быть возвратными и
невозвратными, действительными и
страдательными. (Нет.)

5. В
предложении деепричастие зависит от
глагола-сказуемого и является обстоятельством. (Да.)

6. Деепричастный оборот может стоять только
после глагола-сказуемого. (Нет.)

7. Деепричастия несовершенного вида образуются
от глаголов настоящего времени с помощью
суффиксов -а, -я. (Да.)

8. Деепричастие в предложении может быть
обстоятельством и сказуемым. (Нет.)

9. Деепричастие может изменяться по лицам и
числам.

10. От этих глаголов нельзя образовать
деепричастия: жечь, куснуть, вязать. (Да.)

В.И. МАКАРЕВИЧ,
г. Ноябрьск,
Тюменская обл.,
ЯНАО

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Врач прописала ребенку другое лекарство ошибка
  • Врач прописала ребенку новое лекарство ошибка
  • Врач обошел седьмую палату речевая ошибка
  • Впр ошибка ссылка причина
  • Впр ошибка неверный формат данных