Врач должен лечить и заботиться о больных ошибка

1. Грамматические ошибки

ЗАДАНИЕ 8

2. 1. НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ

3.

!!!
благодаря
согласно
вопреки
наперекор
навстречу
наперерез
+ дательный падеж
(кому? чему?)
по приездЕ, приходЕ, отходЕ …
по истечениИ, прибытиИ, возвращениИ …
согласно расписанию, благодаря стараниям
по приезде в Москву, по возвращении домой
по приходе на работу

4. 2. НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

5. Подлежащее и сказуемое в СПП

• Те, кто опоздал, не посмотрел
фильм.
• Те, кто приехали позже, не
смогут попасть на экскурсию.

6.

• МГУ завершило прием…
• Журнал «Природа»
опубликовала…
• Сочи встречали гостей…
• Пони катало детей…

7. Не допускайте подобных ошибок:

• Столица Норвегии Осло
расположен в живописном месте.
• Никто, даже лучшие ученики, не
решили задачу.
• Цветок лилия выросла у калитки.

8. Координация подлежащего и сказуемого

В составе количественно- ед.ч.
именного
сочетания
– мн.ч.
одушевленное
существительное
Неодушевленное
ед.ч.
существительное
Большинство
депутатов
проголосовало(-и) против.
Десять человек выступили(-о)
с докладами.
Несколько альбомов лежит на
столе.
Существительное опущено ед.ч.
Большинство
против.
проголосовало

9. 3. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

10.

• В журнале «Ровеснике» печатают много
интересных статей.
• В романе Толстого «Войне и мире» …
• В романе Пушкина «Евгении Онегине»…
• На картине «Боярыне Морозовой»…
Название произведения, заключённое в
кавычки и данное после родового слова
(роман, повесть, журнал, газета,
картина и т.п.) должно стоять только в
форме И.п.

11. НО!

• В сюжете «Отцов и детей»
важное место занимают
идеологические споры
представителей разных
поколений.

12. 4. ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

13. 1. Форма однородных членов должна совпадать.

• Она молода и
красивая.

14. 2. Однородные члены должны совпадать в падеже с обобщающим словом.

• В турнире принимали
участие представители
многих стран: Австрия,
Венгрия, Италия.

15. 3. Нельзя употреблять при глаголах общее слово, если они требуют разного управления.

• Врач должен лечить и
заботиться о больных.
• Я каждый день поливал и
любовался этими цветами.

16. 4. Ошибки в употреблении двойных союзов

• Раскольников не только
убил старуху-процентщицу,
но и ее сестру.
• Он не только выучил уроки,
а также помыл посуду.

17. 5. Не могут сочетаться как однородные члены инфинитив и существительное.

• Я люблю футбол и
плавать.

18. 6. Нельзя объединять как однородные члены причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение.

• Нам нужны специалисты,
закончившие вуз и которые знают
английский язык.
• Сотрудники покинули
лабораторию, закончив работу и
когда уже был поздний вечер.

19. 5. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

20. Действие сказуемого и деепричастия должно выполнять одно лицо, иначе возникает ошибка:

• Возвращаясь домой, меня
застиг дождь.
• Прочитав этот текст, разные
мысли посетили меня.

21. 6. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

22. 1. Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже.

• Большинство книг,
рассказывающие о
жизни рептилий, издано
в нашей стране.

23. 2. Нарушение порядка слов

• Просмотренная рукопись
редактором лежала на столе.
• Горная цепь тянется на юг,
состоящая из множества
хребтов.

24. 3. Время и вид сказуемого и причастия должны совпадать.

• На совещании были все,
кроме делегатов,
отсутствующих по
уважительным причинам.

25. 4. У причастий не может быть формы будущего времени.

• Ученик, напишущий
изложение без ошибок,
получит хорошую оценку.

26. 5. У причастий не может быть формы условного наклонения – с частицей бы.

• Каждый человек,
пожелавший бы мне успеха,
услышит слова
благодарности.

27. 7. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

28.

• Салтыков-Щедрин писал, что «я
люблю Россию до боли сердечной».
• Салтыков-Щедрин писал: «Я люблю
Россию до боли сердечной».
• Салтыков-Щедрин писал, что он
любит Россию до боли сердечной.

29. 8. ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

30. 1. Неправильное употребление предложений с союзным словом КОТОРЫЙ

• Эта книга научила меня
ценить друзей, которую я
прочитал ещё в детстве.

31. 2. Избыточность союзных средств

• Он спросил, что где его
вещи.
• Виктор так рассказывал об
Антарктиде, что как будто
сам побывал там.

32. 3. Разрыв частей СПП

• Когда герой опомнился. Было
уже поздно.

33.

• Учёные заметили о том, что озоновый слой
Земли истончается.
• Пётр чувствовал о том, как слипаются от
усталости глаза.
• Тренер сказал о том, чтобы мы шли на лёд.

34. 9. НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

35.

• Снег шёл не переставая и
неожиданно заканчивается.
• Ночь опускается на город и
скрыла его во мраке.

36. 10. НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

37.

• Трое одноклассниц…
• Четыре суток…
• Двое подруг…

38. Употребление собирательных числительных

Можно:
1. двое друзей, пятеро спортсменов, трое
претендентов
2. четверо котят, семеро козлят, трое волчат
3. двое саней, трое ножниц
Нельзя:
1. двое девочек, четверо женщин, пятеро подруг
2. семеро слонов, трое медведей, двое волков
3. в обоих воротах, у обоих брюк

Задание 8. Синтаксические нормы

  1. Неправильное употребление падежной формы

существительного с предлогом.

  1. Обращаем внимание на сочетания существительных со следующими производными предлогами:

благодаря

согласно         

вопреки               + дательный падеж (кому? чему?)

навстречу          

наперерез

наперекор        

Правильно: согласно расписанию, благодаря стараниям, вопреки ожиданиям и т.п.

  1. Обращаем внимание на сочетания с предлогом ПО:

Правильно: по приездЕ в Москву, по приходЕ на работу, по отходЕ поезда… (неправильно: по приезду, по приходу и т.п)

Правильно: по истечениИ срока, по прибытиИ поезда, возвращениИ домой… (неправильно: по истечению, по прибытию и т.п.)

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  1. Подлежащее и сказуемое в СПП:

Те, кто опоздал, не посмотрел фильм (правильно: не посмотрели).

Те, кто приехали позже, не смогут попасть на экскурсию (правильно: приехал).

  1. Не допускайте подобных ошибок:

Журнал «Природа» опубликовала статью молодого учёного.

Никто, даже лучшие ученики, не решили задачу.

Цветок лилия выросла у калитки.

  1. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, сказуемое может стоять в единственном и множественном числе:

В составе количественно-именного сочетания – одушевленное существительное

ед.ч.

мн.ч.

Большинство депутатов проголосовало(-и) против.

Десять человек выступили(-о) с докладами.

Неодушевленное существительное

ед.ч.

Несколько альбомов лежит на столе.

Существительное опущено

ед.ч.

Большинство проголосовало против.

  1. Если подлежащее выражено несклоняемым существительным, надо помнить правила определения рода таких существительных:
  • Несклоняемые неодушевленные существительные принадлежат обычно к среднему роду: надежное алиби, комическое амплуа, хрустальное бра, компетентное жюри, сладкое какао, шелковое кашне, кислое киви, овощное рагу. Исключения: м.р. – горячий (и доп. горячее) кофе, пенальти (штрафной удар); ж.р. – авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса). Киви было кислое.
  • Несклоняемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду: быстроногий кенгуру, ловкий шимпанзе, забавный пони. Но: иваси (рыба, ж.р.), цеце (муха, ж.р.). Шимпанзе с любопытством смотрел на посетителей зоопарка.
  1. Неправильное построение предложения

с деепричастным  оборотом.

Действие сказуемого и деепричастия должно выполнять одно лицо, иначе возникают ошибки типа: Возвращаясь домой, меня застиг дождь. Правильно: Возвращаясь домой, я попал под дождь.

  1. Нарушение в построении предложения

с причастным оборотом.

Правило

Пример ошибки

1. Нельзя разбивать причастный оборот определяемым словом.

Просмотренная рукопись редактором лежала на столе. (Правильно: Просмотренная редактором рукопись лежала на столе.)

2. Нельзя необоснованно разбивать определяемое слово и причастный оборот (нарушение порядка слов).

Горная цепь тянется на юг, состоящая из множества хребтов. (Правильно: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется на юг)

3. Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже.

Большинство книг, рассказывающие о жизни рептилий, издано в нашей стране. Правильно: рассказывающих)

4. У причастий не может быть формы будущего времени.

Ученик, напишущий изложение без ошибок, получит хорошую оценку.

5. У причастий не может быть формы условного наклонения – с частицей бы.

Каждый человек, пожелавший бы мне успеха, услышит слова благодарности.

6. Время и вид сказуемого и причастия должны совпадать.

На совещании были все, кроме делегатов, отсутствующих по уважительным причинам. (Правильно: отсутствовавших)

  1. Неправильное построение предложения

с косвенной речью.

Неправильно: Салтыков-Щедрин писал, что «я люблю Россию до боли сердечной».

Правильно: Салтыков Щедрин писал, что он любит Россию до боли сердечной.

  1. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Неправильно: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Правильно: Замрёт на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Неправильно: И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Правильно: И.С.Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрывает истинную сущность своего героя.

  • Род несклоняемых существительных, обозначающих людей, определяется по соотнесенности с полом: опытный импресарио, остроумный конферансье, старший Дюма, старая леди.
  • У географических названий род определяется по нарицательному родовому слову: солнечный Батуми (город), широкая Миссисипи (река). Сочи встречал гостей.
  • У аббревиатур род определяется обычно по главному слову: МГУ (университет, м.р.), ГЭС (станция, ж.р.), США (штаты, мн.ч.). МГУ завершил приём.
  1. Нарушение в построении предложения

с несогласованным приложением.

  • В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей.  
  • В романе Толстого «Войне и мире» …                                         это ошибки!
  • В романе Пушкина «Евгении Онегине»
  • На картине «Боярыне Морозовой»

Название произведения, заключённое в кавычки и данное после родового слова (роман, повесть, журнал, газета, картина и т.п.) должно стоять только в форме И.п.

НО: если родового слова нет, склонять нужно название произведения (В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных поколений.)

  1. Ошибка в построении предложения

с однородными членами.

Правило

Пример ошибки

1. Форма однородных членов должна совпадать.

Она молода и красивая.

2. Однородные члены должны совпадать в падеже с обобщающим словом.

В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Италия.

3. Нельзя употреблять при однородных членах общее слово, требующее разного управления.

Врач должен лечить и заботиться о больных (лечить кого, заботиться о ком).

4. При двойных союзах один из однородных членов ставится после первой части союза, а другой – после второй (двойные союзы: не только – но и; как – так и; если не – то; не столько – сколько; хотя и – но)

Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.

5. Нельзя создавать неправильные пары двойных союзов.

Он не только выучил уроки, а также помыл посуду.

6. Не могут сочетаться как однородные члены инфинитив и существительное.

Я люблю футбол и плавать.

7. Нельзя объединять как однородные члены причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение.

Нам нужны специалисты, закончившие вуз и которые знают английский язык. Сотрудники покинули лабораторию, закончив работу и когда уже был поздний вечер.

  1. Ошибка в построении сложного предложения.

Типичные ошибки:

1. Неправильное употребление предложений с союзным словом который (относится к последнему существительному того же рода).

Семинар был организован профессором Петровым, который прошел очень интересно. (Правильно: Семинар, который прошел очень интересно, был организован профессором Петровым).

2. Употребление составных союзов в искаженном виде.

Перед тем чтобы написать ей письмо, он долго искал нужные слова. (Правильно: перед тем как)

3. Избыточность союзных средств.

Он спросил, что где его вещи. (Убрать ЧТО)

4. Нельзя отрывать придаточную часть от главной.

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

5. Неправильное построение СПП с указательным местоимением в главной части.

Учёные заметили о том, что озоновый слой Земли истончается. (Убрать О ТОМ)

  1. Неправильное употребление имени числительного.

Обращаем внимание на употребление собирательных числительных (двое, трое…, оба, обе):

Можно:

1. С существительными, называющими лиц мужского пола (двое друзей).

2. С существительными, обозначающими детенышей животных (четверо котят).

3. С существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое саней, трое ножниц).

Нельзя:

1. С существительными, называющими лиц женского пола (двое девочек — недопустимо).

2. С существительными, обозначающими взрослых животных (семеро слонов – недопустимо).

3. Нельзя употреблять числительные ОБА, ОБЕ с существительными, имеющими форму только множественного числа: брюки, сани, ножницы, ворота и т.п. (неправильно: в обоих воротах, у обоих брюк).

По материалам сети Интернет

Грамматические ошибки ЗАДАНИЕ 7

Грамматические ошибки ЗАДАНИЕ 7

1. Столбики «поменялись местами» . 2. 10 ошибок (вместо 7). 3. Не во всех

1. Столбики «поменялись местами» . 2. 10 ошибок (вместо 7). 3. Не во всех предложениях есть ошибки (5+4). 4. В одном предложении может быть несколько ситуаций.

1. НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ

1. НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ

!!! благодаря согласно вопреки наперекор навстречу наперерез + дательный падеж (кому? чему? ) по

!!! благодаря согласно вопреки наперекор навстречу наперерез + дательный падеж (кому? чему? ) по приезд. Е, приход. Е, отход. Е … по истечени. И, прибыти. И, возвращени. И … согласно расписанию, благодаря стараниям по приезде в Москву, по возвращении домой по приходе на работу

2. НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

2. НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Подлежащее и сказуемое в СПП • Те, кто опоздал, не посмотрел фильм. • Те,

Подлежащее и сказуемое в СПП • Те, кто опоздал, не посмотрел фильм. • Те, кто приехали позже, не смогут попасть на экскурсию.

 • МГУ завершило прием… • Журнал «Природа» опубликовала… • Сочи встречали гостей… •

• МГУ завершило прием… • Журнал «Природа» опубликовала… • Сочи встречали гостей… • Пони катало детей…

Не допускайте подобных ошибок: • Столица Норвегии Осло расположен в живописном месте. • Никто,

Не допускайте подобных ошибок: • Столица Норвегии Осло расположен в живописном месте. • Никто, даже лучшие ученики, не решили задачу. • Цветок лилия выросла у калитки.

Координация подлежащего и сказуемого В составе количественно- ед. ч. именного сочетания – мн. ч.

Координация подлежащего и сказуемого В составе количественно- ед. ч. именного сочетания – мн. ч. одушевленное существительное Неодушевленное ед. ч. существительное Большинство депутатов проголосовало(-и) против. Десять человек выступили(-о) с докладами. Несколько альбомов лежит на столе. Существительное опущено ед. ч. Большинство против. проголосовало

3. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

3. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

 • В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей. • В романе Толстого «Войне

• В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей. • В романе Толстого «Войне и мире» … • В романе Пушкина «Евгении Онегине» … • На картине «Боярыне Морозовой» … Название произведения, заключённое в кавычки и данное после родового слова (роман, повесть, журнал, газета, картина и т. п. ) должно стоять только в форме И. п.

НО! • В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных

НО! • В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных поколений.

4. ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

4. ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

1. Форма однородных членов должна совпадать. • Она молода и красивая.

1. Форма однородных членов должна совпадать. • Она молода и красивая.

2. Однородные члены должны совпадать в падеже с обобщающим словом. • В турнире принимали

2. Однородные члены должны совпадать в падеже с обобщающим словом. • В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Италия.

3. Нельзя употреблять при однородных членах общее слово, требующее разного управления. • Врач должен

3. Нельзя употреблять при однородных членах общее слово, требующее разного управления. • Врач должен лечить и заботиться о больных. • Я каждый день поливал и любовался этими цветами.

4. Ошибки в употреблении двойных союзов • Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и

4. Ошибки в употреблении двойных союзов • Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру. • Он не только выучил уроки, а также помыл посуду.

5. Не могут сочетаться как однородные члены инфинитив и существительное. • Я люблю футбол

5. Не могут сочетаться как однородные члены инфинитив и существительное. • Я люблю футбол и плавать.

6. Нельзя объединять как однородные члены причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение. •

6. Нельзя объединять как однородные члены причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение. • Нам нужны специалисты, закончившие вуз и которые знают английский язык. • Сотрудники покинули лабораторию, закончив работу и когда уже был поздний вечер.

5. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

5. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

Действие сказуемого и деепричастия должно выполнять одно лицо, иначе возникает ошибка: • Возвращаясь домой,

Действие сказуемого и деепричастия должно выполнять одно лицо, иначе возникает ошибка: • Возвращаясь домой, меня застиг дождь. • Прочитав этот текст, разные мысли посетили меня.

6. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

6. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

1. Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже. •

1. Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже. • Большинство книг, рассказывающие о жизни рептилий, издано в нашей стране.

2. Нарушение порядка слов • Просмотренная рукопись редактором лежала на столе. • Горная цепь

2. Нарушение порядка слов • Просмотренная рукопись редактором лежала на столе. • Горная цепь тянется на юг, состоящая из множества хребтов.

3. Время и вид сказуемого и причастия должны совпадать. • На совещании были все,

3. Время и вид сказуемого и причастия должны совпадать. • На совещании были все, кроме делегатов, отсутствующих по уважительным причинам.

4. У причастий не может быть формы будущего времени. • Ученик, напишущий изложение без

4. У причастий не может быть формы будущего времени. • Ученик, напишущий изложение без ошибок, получит хорошую оценку.

5. У причастий не может быть формы условного наклонения – с частицей бы. •

5. У причастий не может быть формы условного наклонения – с частицей бы. • Каждый человек, пожелавший бы мне успеха, услышит слова благодарности.

7. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

7. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

 • Салтыков-Щедрин писал, что «я люблю Россию до боли сердечной» . • Салтыков-Щедрин

• Салтыков-Щедрин писал, что «я люблю Россию до боли сердечной» . • Салтыков-Щедрин писал: «Я люблю Россию до боли сердечной» . • Салтыков-Щедрин писал, что он любит Россию до боли сердечной.

8. ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

8. ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Неправильное употребление предложений с союзным словом КОТОРЫЙ • Эта книга научила меня ценить

1. Неправильное употребление предложений с союзным словом КОТОРЫЙ • Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

2. Избыточность союзных средств • Он спросил, что где его вещи. • Виктор так

2. Избыточность союзных средств • Он спросил, что где его вещи. • Виктор так рассказывал об Антарктиде, что как будто сам побывал там.

3. Разрыв частей СПП • Когда герой опомнился. Было уже поздно.

3. Разрыв частей СПП • Когда герой опомнился. Было уже поздно.

 • Учёные заметили о том, что озоновый слой Земли истончается. • Пётр чувствовал

• Учёные заметили о том, что озоновый слой Земли истончается. • Пётр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза. • Тренер сказал о том, чтобы мы шли на лёд.

9. НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

9. НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

 • Снег шёл не переставая и неожиданно заканчивается. • Ночь опускается на город

• Снег шёл не переставая и неожиданно заканчивается. • Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.

10. НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

10. НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

 • Трое одноклассниц… • Четыре суток… • Двое подруг…

• Трое одноклассниц… • Четыре суток… • Двое подруг…

Употребление собирательных числительных Можно: 1. двое друзей, пятеро спортсменов, трое претендентов 2. четверо котят,

Употребление собирательных числительных Можно: 1. двое друзей, пятеро спортсменов, трое претендентов 2. четверо котят, семеро козлят, трое волчат 3. двое саней, трое ножниц Нельзя: 1. двое девочек, четверо женщин, пятеро подруг 2. семеро слонов, трое медведей, двое волков 3. в обоих воротах, у обоих брюк

Учебник
И.В.Гусаровой. Русский язык. 11 класс. Базовый и углубленный уровень. М., «Просвещение»,
2021

Урок русского языка в 11
классе

Учитель: Куропаткина Вера
Андреевна

Тема: Однородные члены предложения. Пунктуация в простых предложениях
с однородными членами. Грамматические ошибки в построении предложений с
однородными членами. Подготовка к ЕГЭ: задание 8,16.

Тип урока: повторение, систематизация
и обобщение знаний по теме, коррекция умений и навыков.

Цели: повторить сведения об
однородных членах предложения; закрепить пунктуационные навыки;
совершенствовать речевые/грамматические навыки учащихся – учить видеть
грамматические ошибки и не допускать их в собственной речи;

Планируемые результаты:

Личностные:

·        
Ориентация обучающихся на достижение личного успеха, реализация
позитивных жизненных перспектив, инициативность, готовность и способность к
личному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

·        
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями;

·        
Формирование уважения к русскому языку как государственному языку
РФ;

·        
Готовность и способность вести диалог, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

·        
Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
образовательной и других видах деятельности.

Метапредметные:

1.     
Регулятивные УУД

·        
Умение самостоятельно планировать действия в соответствии с
поставленной целью;

·        
Умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель достигнута.

2.      Познавательные
УУД

·        
Овладение логическими действиями сравнения, анализа;

·        
Умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

·        
Умение выстаивать индивидуальную образовательную траекторию;

·        
Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

3.      Коммуникативные
УУД

·        
Умения осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так
и со взрослыми;

·        
При осуществлении групповой работы выполнять разные
коммуникативные роли (руководитель, генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт);

·        
Развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
адекватных языковых средств;

·        
Распознавать и предотвращать конфликтные ситуации, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные:

·        
Использовать языковые средства в соответствии с целью и речевой
ситуацией;

·        
Соблюдать культуру публичной речи;

·        
Проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную информацию.

·        
Систематизировать сведения об однородных членах предложения;
закрепить пунктуационные навыки;

·        
 Совершенствовать речевые/грамматические навыки учащихся – учить
видеть грамматические ошибки и не допускать их в собственной речи;

Ход занятия

1.     
 Оргмомент. Самоопределение к деятельности (мобилизующий этап).

Цель: включение детей в деятельность на
личностно-значимом уровне.

— Прочитайте высказывание известного
чешского педагога Я.А.Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в
который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

— Какова основная мысль данного
высказывания?

— Как вы можете связать высказывание с
уроком русского языка?

(Обучающиеся делают вывод о том, что
учиться необходимо, а каждому человеку нужно учить русский язык, чтобы быть
грамотным, умело выражать свои мысли, писать без ошибок.)

2.      Орфоэпическая
разминка

Цель: повторение орфоэпической нормы,
подготовка к ЕГЭ (задание 4).

— Произносим вслух слова из орфоэпического словника (ФИПИ),
ориентируясь на произношение учителя или аудиозапись (сделанную ранее!) одного
из учеников.

АэропОрты, бАнты, бухгАлтеров, вероисповЕдание,
граждАнство,диспансЕр, докумЕнт, досУг, жалюзИ, знАчимость, каталОг, квартАл,
лЕкторы, знАчимый,, красИвее, кУхонный, сирОты, срЕдства, тОрты, цепОчка,
экспЕрт, дозвонИтся, закУпорить, наделИт, облегчИт, началА, нАчали, чЕрпать,
начАв, отдАв, донЕльзя, дОнизу, дОсуха, зАсветло, углубИть.

3.     
Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала,
необходимого для «открытия» нового знания.

— Ребята, дома самостоятельно вами
подготовлены вопросы по теме.

— Кто сегодня желает выступить в роли учителя?

            Фронтальный опрос.

             Вопросы по теме:

·        
Повторение материала об однородных членах предложения:

— Какие члены предложения называются однородными? (которые
отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену
предложения)

— Как связываются между собой однородные члены? (с помощью
перечислительной интонации или с помощью сочинительных союзов)

— Какие члены предложения могут быть однородными: главные или
второстепенные? (и те, и другие)

— Является ли обязательным условие, чтобы однородные члены были
частями одной и той же части речи? (нет)

·        
Повторение пунктуации при однородных членах.

— Какие союзы связывают однородные члены? (сочинительные)

— Назовите основные типы сочинительных союзов (соединительные
— и, да (= и), ни…ни, тоже, также, не только, но и…,

разделительные — или, либо, то…то, не то…не то,

противительные — а, но, да(= но), зато, однако)

— Когда запятая ставится при однородных членах? (перед
противительными союзами, перед повторяющимися, перед второй частью двойных
союзов, перед союзом да и, обозначающим добавочное действие)

— А когда не ставится? (перед одиночным соединительным или
разделительным союзом, во фразеологизмах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни
мясо, и день и ночь и др.)

Работа в парах. (См. таблицу)

— А сейчас каждый из вас, ребята,
поработает в роли учителя.

-Поочередно, закрывая сначала левый
столбик таблицы, затем правый – рассказываем/ ОБЪЯСНЯЕМ друг другу теорию
по теме: «Пунктуация в простых предложениях с
однородными членами
». Оцениваем друг друга по критериям.

Индивидуальная работа у доски.

Расставьте знаки препинания в
предложениях.

— Как вы считаете, почему именно эти пунктограммы заслуживают
особого внимания?

1. В соревнованиях участвовали как мальчики, так и
девочки.

2. Работа шла быстро и весело и вскоре была
закончена
.

3. На центральной площади собрались и стар и млад.

    В то утро мы проснулись ни свет ни заря.

— ВАЖНО ПОМНИТЬ!

Основные причины ошибок – невнимательность и так называемые
ловушки – трудные места в теории.

ЛОВУШКИ

Ловушка 1. Если в предложении употреблен
двойной союз, запятая ставится только перед второй его частью, то есть между
однородными членами.

В соревнованиях участвовали как мальчики, так и
девочки.

Ловушка 2. Если в предложении несколько
союзов И, проверьте, не соединяют ли они РАЗНЫЕ ряды однородных
членов.

Работа шла быстро и весело и вскоре была
закончена
.

Ловушка 3. Не ставится запятая во
фразеологических оборотах с повторяющимися союзами И…И, НИ… НИ.

На центральной площади собрались и стар и млад.

В то утро мы проснулись ни свет ни заря.

4.      Постановка
учебной задачи.

Цель: формулирование темы и цели урока.

— Прочитайте предложения на экране.

— Какие ошибки допущены в предложениях?

— В каждом ли предложении вы видите такие
речевые недочеты?

— Испытываете ли вы сложность, выполняя
это задание?

— Надо ли этому учиться?

— Какой будет тема нашего урока? (Грамматические
ошибки в построении предложений с однородными членами).

— сформулируйте цель урока, опираясь на
его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.

1. Познакомиться с … (правилами построения
предложений с однородными членами);

2. Учиться… (правильно строить предложения
с однородными членами);

3. Подготовиться … (к ЕГЭ – задание 8).

5.     
«Открытие» учащимися новых знаний.

            Цель: познакомить с правилами грамматических
норм в построении предложений с однородными членами через самостоятельный
поиск верных решений.

Предлагаю вам поработать в группах.

Обращаясь к вашему собственному опыту,
необходимо заполнить таблицу. Время 15 мин.

Работа в малых группах (группы сформированы из детей разного
уровня обученности).

                                                                                              
 Грамматические ошибки

в построении предложений с
однородными членами

Пример ошибки

Правильное построение предложения

Правило

1.Она
молода и красивая.

2.В турнире
принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Италия.

3. Врач
должен лечить и заботиться о больных.

4. Раскольников
не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.

5. Он не
только выучил уроки, а также помыл посуду.

6. Я
люблю футбол и плавать.

7. Нам
нужны специалисты, закончившие ВУЗ и которые знают английский язык.
Сотрудники покинули лабораторию, закончив работу и когда уже был поздний
вечер.

Выступления обучающихся.
Представитель от группы озвучивает/комментирует свой раздел таблицы. Редактор
данной группы

вносит информацию в электронную таблицу.
Обучающиеся всего класса слушают, дополняют, фиксируют в тетрадях.

Пример ошибки

Правильное построение предложения

Правило

1.Она
молода и красивая.

Она
молодая и красивая.

Она
молода и красива.

1.Форма
однородных членов должна совпадать.

2.В
турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,
Италия.

В
турнире принимали участие представители многих стран: Австрии, Венгрии,
Италии.

2.
Однородные члены должны совпадать в падеже с обобщающим словом.

3. Врач
должен лечить и заботиться о больных.

Врач
должен лечить (кого?)  больных и заботиться (о ком?) о них.

3.
Нельзя употреблять при однородных членах общее слово, требующее разного
управления. Врач должен лечить (кого?)  и заботиться (о ком?) о больных.

4.
Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.

Раскольников
убил не только старуху-процентщицу, но и ее сестру.

4. При
двойных союзах один из однородных членов ставится после первой части союза, а
другой – после второй. Двойные союзы: не только – но и; как – так и; если не
– то; не столько – сколько; хотя и – но.

5. Он не
только выучил уроки, а также помыл посуду.

Он не
только выучил уроки, но и помыл посуду.

5. Нельзя
создавать неправильные пары двойных союзов.

6. Я
люблю футбол и плавать.

Я люблю
футбол и плавание.

6. Не
могут сочетаться как однородные члены инфинитив и существительное.

7. Нам
нужны специалисты, закончившие ВУЗ и которые знают английский язык.
Сотрудники покинули лабораторию, закончив работу и когда уже был поздний
вечер.

Нам
нужны специалисты, закончившие ВУЗ и знающие английский язык.

Сотрудники
покинули лабораторию, закончив работу поздним вечером.

7. Нельзя
объединять как однородные члены причастный или деепричастный оборот и
придаточное предложение.

6.      Включение
новых знаний в имеющуюся систему знаний и повторение.

Цель: включение нового
знания в систему изученного материала.

Задание 8 теста ЕГЭ.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

 столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)
нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

В)
нарушение в построении сложноподчинённого предложения

Г)
нарушение в построении предложения с однородными членами

Д)
нарушение в построении предложения с косвенной речью

1)
«Ну и бесчувственная старуха», — удивлялся про себя Павел Алексеевич,
стаскивая огромное пальто, набравшее в себя уличного холоду, и отгоняя от
этого холодного воздуха Таню, высунувшуюся в коридор…

2)
Сдвинув вельветовую кепочку достоинством в семь целковых и помахивая
портфельчиком, утратившим всякую стоимость, настроение Башуцкого было
приятно-беспечным, каким оно бывает у прогульщиков.

3)
Грузно перевалясь на другой бок, уже никем не сдерживаемый, камень повернулся
снова и быстро покатился по склону вниз.

4)
Никто из тех людей, с кем я жил здесь, не хватятся моего отсутствия и не
будут меня искать.

5)
Он желал отделаться от болезненных поручений как можно быстрее и всякий раз
только из-за брезгливости всё исполнял в лучшем виде, исхитряясь притом
сверкать стерильной чистотой и оправдывая полностью название, данное
врачам, — «люди в белых халатах».

6)
Стоя около покрашенной синей краской двери, второй слой которой даже не успел
просохнуть как следует, Женя задумалась о том, почему ей всё ещё никто не
звонит.

7)
А он в своей жизни не только не прыгал с парашютом, но и ни разу не летал на
самолёте.

8)
Когда мы остались наконец одни в столовой, Наташа, выслушав мои обвинения,
строго, даже отчуждённо глядя мне в глаза, сказала, что не тебе меня судить.

9)
Картинка была выразительна и отчётливая — казалось, можно было разглядеть
даже мельчайшие ворсинки крохотного шмеля на заднем плане фотографии.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем
буквам:

A

Б

В

Г

Д

9


7.
Рефлексия.

Цель: осознание
обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности –
своей и всего класса.

— Вспомним, какова была
наша цель? Достигли ли мы ее?

— Предлагаю
проанализировать свою работу на уроке.

7.      Домашнее
задание.

— Выучить/ осмыслить правила (с примерами), необходимые при
построении предложений с однородными членами. Уметь объяснить их
своему другу.

Решение заданий на сайте РЕШУ ЕГЭ. Задание
8.

Обязанности пациентов: не правом единым жив пациент!

Средства массовой информации время от времени будоражат разговоры о нарастающей в обществе проблеме «потребительского экстремизма», когда пациенты даже в условиях страховой медицины требуют от больниц сопоставимого с частным сектором уровня сервиса и внимания. Одновременно с этим растет число дискуссий об усилении ответственности пациентов за свое здоровье. Но так ли, что у пациентов нет обязанностей перед врачами? 

Основные обязанности пациентов прописаны в ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья). К ним относятся «общесоциальные» обязанности:

— необходимость заботиться о сохранении своего здоровья;

— проходить медицинские осмотры;

— проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Пациентам будет важно узнать, что за нарушение этих обязанностей предусмотрена ответственность, хотя часто и косвенная. Так, равнодушие к своему здоровью (а через него — и к здоровью окружающих) может повлечь за собой дисциплинарную и административную ответственность (например, за курение в неположенном месте согласно нормам Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).

За отказ от прохождения медицинских осмотров, а равно обследования и лечения может последовать отказ работодателя в допуске работника к работе (или отстранении его от работы) без начисления заработной платы на весь период отстранения. Это предусмотрено нормами ст. 8, 10, 13 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Лечиться же от заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также от инфекционных заболеваний (ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), настоятельно требует закон. За неисполнение таких требований контролирующие органы могут применить меры вплоть до принудительной госпитализации. Об этом говорит п. 1 ст. 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Такое возможно как по инициативе главных санитарных врачей (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») или на основании решения суда, с привлечением полиции для доставления таких пациентов в стационар (п. 2, 35 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Существует целый блок «административных» обязанностей пациентов.

Так, пациенты должны соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ, в том числе режим работы, правила поведения, не использовать служебные телефоны в личных целях и проч., т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Неисполнение таких требований после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Это следует из ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.

Частным случаем таких правил является обязанность пациентов выписаться из больницы в связи с достижением положительного результата лечения. В отношении недееспособных пациентов такая обязанность возлагается на их родственников. При этом ЛПУ вправе обратиться в полицию за содействием в доставки пациента домой (если адрес известен) или в органы соцзащиты для размещения в интернате (если адрес не известен либо по показаниям) и в поликлинику — с сообщением об осуществлении курации (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции», ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Особая обязанность пациентов состоит в том, чтобы соблюдать правила поведения в больнице. Прямой ответственности за нарушение таких правил нет, но медики вправе внести в строку: «Отметки о нарушении режима» листа нетрудоспособности коды с 23 по 28. Величина выплат по такому больничному не будет превышать величину МРОТ на период таких выплат, что следует из требований п. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Идя вразрез сложившимся стереотипам о потребительских экстремистах, пациенты обязаны соблюдать «медицинские» обязанности.

Так, после подписания информированного добровольного согласия (ИДС, о нем — ниже) пациенты обязаны сообщать врачу достоверную информацию о себе, об изменении состояния своего здоровья, выполнять предписания врача, т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Нарушение требований ИДС после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Об этом говорит ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.

Кроме этого, гражданский долг обязывает пациентов проявлять в общении с врачами уважение и такт. За унижение чести и достоинства врача пациента можно привлечь к административной ответственности (ст. 5.61 КоАП РФ).

Реализуя «организационные» обязанности, пациенты осуществляют выбор ЛПУ для получения помощи, а также участкового врача (врача общей практики, фельдшера), причем (за некоторыми исключениями) не чаще чем один раз в год (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н). Причем выбирать врача/фельдшера пациенты могут только при его на то согласии.

Такое же согласие требуется для замены пациентом лечащего врача (п. 8 Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н ).

Также существует обязанность пациентов оплачивать оказанные им (их представляемым) платные медицинские и сервисные услуги (Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006). Это требование распространяется также и на иностранцев (Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 186). ЛПУ вправе требовать возмещения пациентом фактически понесенных расходов, что следует из норм ст. 500, п. 1 ст. 782 ГК РФ.

Все эти обязанности несут совершеннолетние пациенты, а также эмансипированные граждане (т.е. признанные судом дееспособными — ст.  21, 27 ГК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 56Семейного кодекса РФ, п. 16 постановления Пленума Верховного РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8). За неисполнение несовершеннолетними пациентами обязанностей ответственность лежит на их законных представителях (это родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства). Об этом подробнее в ст. 19, 20, 54 Закона об охране здоровья.

Права врачей: мал золотник, да дорог!

Права врачей напрямую выходят из обязанностей пациентов.

Осуществляя медицинскую деятельность, врач наделен рядом прав, в частности, вправе устанавливать диагноз, а также обследовать и вести пациента, причем осуществлять это не только в силу приказа руководителя, но и по просьбе пациента. Это следует из п. 1 ч. 5 ст. 19, ч. 1 ст. 70 Закона об охране здоровья.

Однако сначала врач должен получить от пациента подписанное им информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство (ст. 20 Закона об охране здоровья). Это требование распространимо и на случаи оказания платных медицинских услуг (п. 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг). Подписание пациентом ИДС является обязательным началом взаимоотношений врача с пациентом. Если пациент не дал согласие на медицинское вмешательство (т.е. не подписал ИДС), врач вправе не оказывать ему медицинскую помощь (кроме случаев, предусмотренных законом).

Как пациент вправе отказаться от врача, так и лечащий врач может отказаться от пациента. Но если это не будет угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Об этом говорит Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача. Перечень таких случаев закон не устанавливает, и требует от руководителя замены пациенту лечащего врача.

На лечащем враче лежит большая ответственность. Так, он вправе принимать решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина (его законного представителя) по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни совершеннолетнего дееспособного человека (ч. 5, п. 1, 2 ч. 9, ч. 10 ст. 20 Закона об охране здоровья).

Кроме этого, лечащий врач решает вопрос о медицинском вмешательстве при отказе одного из родителей (законного представителя) от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни (гл. 31.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Можно смело утверждать, что такие же права есть и у дежурных врачей, принимающих решения за лечащего врача (руководителя) в его отсутствие.

У дежурантов есть и специфические права: согласовывать назначенные пациенту лекарственные средства в случае отсутствия заведующего отделением, что следует из требований п. 25 Приложения 1 к Порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденному приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н.

Принимая во внимание специфику работы дежурантов, они имеют право на сон во время дежурства (за исключением тех, кто оказывает экстренную медицинскую помощь, письмо Минздрава СССР от 11.12.1954 № 02-19/21 «Об упорядочении организации труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях», а также совместное письмо Минздрава РСФСР от 06.09.1965 № 32/735 и Минфина РСФСР от 09.09.1965 № 08/977 «О дополнительных мероприятиях по экономии средств на заработную плату работникам здравоохранения»).

Есть у лечащего врача, в том числе дежуранта, свои «организационные» права, например, обращаться во врачебную комиссию и получать мнения консилиума врачей (ст. 48 Закона об охране здоровья ), а также оформлять пациентам листки нетрудоспособности сроком до 15 дней (п. 11 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).

Что из всего этого следует?

Врачи и пациенты обладают набором взаимных прав и обязанностей.

Обязанности пациентов не позволяют разрастаться «потребительскому экстремизму», выявляя те сферы деятельности, где наряду с обязанностями у пациентов появляется и ответственность.

Права врачей хотя и узкие, тем не менее, во многом дублируют обязанности пациентов.

От сторон взаимоотношений требуется лишь правовая грамотность при реализации своих прав и обязанностей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Враги приближались все ближе лексическая ошибка
  • Врач врачиха тип ошибки
  • Врач взял ланцетом кусочек ваты где ошибка
  • Вратарские ошибки черчесова
  • Враг книжных ошибок 9 букв сканворд