17.09.2018 Час вопросов и ответов «Возраст тревог и ошибок»
Центральная библиотека провела час вопросов и ответов «Возраст тревог и ошибок» для учащихся Заветинской СОШ №1, посвящённый подростковому возрасту – одному из самых удивительных, важных, переходных периодов развития человека.
Библиотекарь рассказала о сложностях подросткового возраста. О том, что расставшись с детством и находясь на ступеньке новой жизни, подросток жаждет быстрее стать взрослым, подражает отличительным чертам внешнего облика и манерам поведения взрослых, хочет порвать с жёстким родительским контролем, стремится к самостоятельности, ищет себя, причём методом проб и ошибок. Половое созревание, физическое развитие, происходящее в этом возрасте, укрепляют чувство взрослости, а ошибки – безжалостно и постоянно отбрасывают его к детству. Это возраст, когда совершается много ошибок.
На часе разговор шёл об опасностях, подстерегающих подростков, в частности, о вреде алкоголя, табакокурения и наркотиков. Первый бокал вина, первая сигарета становятся романтичным и красивым началом алкоголизма и наркомании. Школьники бурно дискутировали о вредных привычках, мешающих человеку быть здоровым. Чем опасны вредные привычки? Какие последствия могут они нанести для незрелого организма? Как не попасть в зависимость? Как сказать «нет»? Эти и другие серьёзные вопросы поднимались на часе.
В завершении мероприятия учащиеся пришли к единому выводу, что необходимо формировать личную ответственность за своё поведение, свои поступки.
Возраст тревог и ошибок
«Возраст тревог и ошибок» так называлось мероприятие,прошедшее 15 апреля в Шепсинской сельской библиотеке, и посвящённое переходному или, выражаясь более литературным языком, нежному возрасту. 13-15 лет — «бунтарское « время нашей жизни, время, когда мы с ожесточением сражаемся с неправдой, несправедливостью, когда родители вдруг понимают, что мы уже не дети, ноещё и не взрослые и сами порой пугаются этой новизны в своих, ещё недавно нежных и простодушных чадах, и, тем не менее, понимают, что только они способны своей любовью и доброжелательностью преодолеть этот трудный переходный возраст в жизни своих сыновей и дочерей.
Во второй половине мероприятия библиотекари рассказали ученикам 7»Б»класса об опасностях, подстерегающих молодые неокрепшие души на этом участке жизненного пути, в частности, о вреде алкоголя и наркотиков. В ходе мероприятия ребята дискутировали о вредных привычках, мешающим человеку быть здоровым. Подростки сделали вывод, что если человек не будет здоровым, соответственно он не будет счастливым и успешным. Все школьники единогласно поддержали утверждение, что пьянство, наркомания и табакокурение несут человеку исключительно вред, и им с ними не по пути.
Присутствовало 16 человек.
Информационный час «Возраст тревог и ошибок»
. Расставшись с детством и находясь на ступеньке новой жизни, подросток жаждет быстрее стать взрослым, хочет порвать с жёстким родительским контролем, стремится к самостоятельности, ищет себя, причём методом проб и ошибок. 23 октября работники Кзыл Мешинского сельского дома культуры и библиотеки провели информационный час «Возраст тревог и ошибок», посвящённый подростковому возрасту – одному из самых удивительных, важных, переходных периодов развития человека. Библиотекарь рассказала подросткам об опасностях, подстерегающих молодые неокрепшие души на этом участке жизненного пути, в частности, о вреде алкоголя и наркотиков. В ходе мероприятия ребята дискутировали о вредных привычках, мешающим человеку быть здоровым. Все единогласно поддержали утверждение, что пьянство, наркомания и табакокурение несут человеку исключительно вред, и им с ними не по пути. С помощью видеоролика «Возраст тревог и ошибок», заведующая СДК вела беседу о проблеме асоциальных явлений. Ребятам было рассказано об административной и уголовной ответственности подростков, о наказании за преступления, совершенные подростками. В завершении мероприятия все пришли к единому выводу, что необходимо формировать личную ответственность за своё поведение, свои поступки.
Стуканская Надежда Анатольевна
классный руководитель 8 «В» класса
МБОУ «СОШ №16 с УИОП»
г. Старый Оскол
Классный час
Подростковый возраст: задачи и проблемы
Цель:
— выяснить с какие
задачами и проблемами ребёнок сталкивается в подростковом возрасте, и
определить пути их решения.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны:
— называть основные задачи
подросткового возраста;
— характеризовать
проблемы подросткового возраста, определять пути их преодоления.
Основные используемые
понятия: жизненные задачи, отношения, женская и мужская роли, эмоциональная
независимость.
Основные виды
деятельности:
— беседа;
— работа в группах.
Оборудование: листы
бумаги, ручки, карандаши, схемы, таблицы, презентация к уроку.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Цель занятия. (2
слайд)
Мотивация. Мысли мудрых. (3 слайд)
Знакомство с темой (4 слайд)
— Кого в современном
мире называют подростками?
— Почему подростковый
возраст называют критическим, переходным, переломным?
— Почему в разные
исторические эпохи к подросткам относились не одинаково?
III. Основное содержание занятия
Учитель: подростку каждый
день приходится сталкиваться с множеством проблем:
— родители не всегда
понимают…
(5 слайд) А какие ещё проблемы вы можете назвать из
собственной жизни? (Ответы учеников)
Учитель: Чтобы понять,
как достойно пройти подростковый возраст, необходимо определить какие задачи
нужно решить в данном возрасте и найти оптимальные пути их решении. Психологи
называют несколько таких задач и первая из них «Принятие своей внешности».
(6 слайд)
Что же такое
внешность? (Ответы учеников)
Учитель: как иногда трудно принимать себя таким, как есть. Нравиться
самому себе. У кого-то уши торчат, у кого-то веснушки, кто-то считает себя
слишком толстым, кто-то – слишком худым. Да ещё если кто – ни будь об этом
скажет… Всё, беда! Самокритика хороша, но в меру.
Необходимо принимать себя такими, какие вы есть. Каждый красив и хорош
по-своему. Если человек жестокий, грубый, завистливый, кто захочет с ним
общаться? (Ответы учеников)
А если он открыт, доброжелателен, обладает чувством юмора, умеет
искренне интересоваться другими? То … (Ответы учеников)
Работа по группам. (7 слайд)
Задание: составить из
5-10 предложений словесный портрет идеального человека (мужчины, женщины).(3-5
минут) Обсуждение.
Учитель зачитывает суждение Л.Н. Толстого (8 слайд): «Существует
странное укоренившееся заблуждение о том, что шитьё, стряпня, стирка, няньчанье
составляют исключительно женскую долю и что делать это мужчине – даже стыдно. А
между тем стыдно обратное: стыдно мужчине, часто не занятому, проводить время
за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая женщина
через силу стирает, стряпает и нянчит больного ребёнка».
Так каким, согласно
этому суждению, должен быть настоящий мужчина? Согласны ли вы с Л.Н.Толстым? (9
слайд)
Учитель: вторая задача – формирование новых и более зрелых отношений со
сверстниками обоего пола. (10 слайд)
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил – быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в неё влюблён.
Г. Остер
Учитель: если вы
обижаете слабых, стараясь продемонстрировать свою силу, или дёргаете девочек за
волосы, вместо того, чтобы помочь однокласснице поднять стулья в классе. То вы
ещё не справились с решением второй задачи. В жизни есть и другие более
приемлемые формы общения, например, говорить людям приятное.
Игра — тренинг
«Цепочка» (11 слайд)
К доске приглашается 6-7 учащихся, которые выстраиваются в линию, тот,
кто стоит первым говорит соседу приятную фразу, которую бы он хотел услышать
сам, и быстро переходит в конец строя. Следующий, передаёт фразу по цепочке, а
через несколько секунд произносит свою фразу, и переходит в конец строя. Игра
продолжается до тех пор, пока все участники не произнесут «свои» фразы.
В конце тренинга
учитель говорит о том, что формирование зрелых отношений – это очень важная
задача и ею не стоит пренебрегать, так как на этой стадии подросток учится
общаться.
Учитель: следующая задача – достижение эмоциональной независимости от
родителей и других взрослых. Она относится к сфере самопознания,
самосовершенствования и познания окружающего мира. Во время решения этой задачи
вырабатывается своя единая система мировоззрений. Формируется отношение других
людей к вам. (12 слайд)
Что такое эмоции? Какого
человека мы называем эмоциональным? Что такое мировоззрение? Что такое
собственное мнение? Как его можно выражать? (На данные вопросы учащимся можно
предложить ответить совместно, предварительно обсудив их в малых группах.
Возможна дискуссия.)
Учитель: (13 слайд) Следующая задача – подготовка к трудовой
деятельности. Что такое «трудовая деятельность»? О какой подготовке ведётся
речь? Как вы относитесь к выражению «Труд сделал из обезьяны человека»?
Учитель: (14
слайд) другой не менее важной задачей является подготовка к вступлению в
брак и к семейной жизни.
Учитель приводит
утверждение Артура Шопенгауэра: «Жениться – это значит наполовину уменьшить
свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
1.
Что хотел подчеркнуть этой
фразой немецкий философ?
2.
Что же такое семья?
Учитель: подросток
не только учится нести ответственность за свои поступки, у него появляется
потребность нести ответственность за общество. Человек в этом возрасте
выстраивает собственную систему моральных ценностей и этических принципов. И
это ещё одна задача.
Работа по группам. (15
слайд)
Задание: перечислите
основные моральные ценности и этические принципы.
Например,
Не обижай младших и
слабых
Будь вежлив
Не считай, что ты
во всём лучше других
Не убивай
Не воруй
Уважай старших
и т.д.
Учитель: решение
жизненных задач – это тяжёлый повседневный труд над собой. (Если ученики знают
стихотворение, его можно прочитать вместе)
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь.
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды.
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай до темна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Н.А. Заболоцкий
Учитель: процесс преодоления подростковых трудностей можно изобразить
схематически. (Учитель комментирует слайд «Путь преодоления подростковых
проблем») (16 слайд)
ОЦЕНКА
СИТУАЦИИ ОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ +
+
ОЖИДАЕМАЯ ПОДДЕЖКА СО СТОРОНЫ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМЫ И
ПОСТРОЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ
Работа в группах. (17 слайд)
Задание: постройте
схему своего поведения в случае:
1 группа — конфликта
с одноклассником;
2 группа — вы
хотите познакомиться с человеком (девушкой, парнем);
3 группа – на улице
вас останавливает группа незнакомых подростков;
4 группа – вас
останавливает милиция;
5 группа – вам
предлагают попробовать наркотики.
Учитель: (18 слайд- появление ошибок по щелчку) следуя по
пути взросления, подростки нередко совершают серьёзные ошибки. Последствия,
которых сказываются на всей его дальнейшей жизни. Ребятам можно предложить
дополнить схему. Или выполнить работу по заполнению схемы в группе.
предательство наркомания прекращение обучения
грубость алкоголизм совершение преступлений
(Могут быть и другие
варианты.)
(19 слайд)
ЗА СОВЕРШЕНИЕ
НЕОБДУМАННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКУ ПРИХОДИТЬСЯ РАСПЛАЧИВАТЬСЯ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ!
IV. Подведение итогов. (20 слайд – появление вопросов начиная со
второго по щелчку)
1.
Перечислите задачи,
которые необходимо решить в подростковом возрасте.
2.
Какие задачи вы считаете
главными, а какие второстепенными?
3.
Чему должен научиться подросток?
4.
Могут ли ошибки
совершённые в подростковом возрасте, повлиять на дальнейшую жизнь?
5.
Можно ли избежать
подростковых поблеем?
На мероприятие были приглашены подростки с родителями. В ходе мероприятие были затронуты такие вопросы как: правонарушения, совершаемые детьми и подростками, проблемные ситуации между родителями и детьми и многие другие. Детям были напомнены их права. Цель проводимых специалистами культурно – досугового центра подобных мероприятий — пробуждение гражданско-правового сознания и чувства ответственности за совершенные поступки; разъяснение подросткам об ответственности за содеянные правонарушения; формирование навыков глубокого анализа совершенных поступков, помощь в выборе правильной позиции в любых ситуациях. Наша задача — научить подрастающее поколение обдумывать каждый свой шаг, чтобы не совершать ошибок, а также помочь найти общий язык с родителями.
Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это действительно так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в семье – всё берется из детства. Ребенок подражает родителям. У детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества.
Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и, в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью. Если родители с раннего возраста не научились говорить ему слово «нет», то в дальнейшем это может обернуться проблемой. Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые было можно, помня о родительской ответственности.