Возможные речевые ошибки местоимения

Конспект урока: Употребление местоимений в речи

Морфология


Употребление местоимений в речи

На прошлом уроке вы узнали о неопределённых и отрицательных местоимениях, научились выполнять морфологический разбор этой части речи. Сегодня мы завершим изучение местоимений, поговорив об употреблении местоимений в речи и их правильном произношении.

План урока

  • Различные функции местоимений в речи
  • Местоимение Вы
  • Возможные речевые ошибки, связанные с местоимениями
  • Произношение местоимений

Цели урока

  • Знать: различные функции местоимений, основные ошибки, связанные с употреблением этой части речи
  • Уметь: правильно употреблять (производить замену других частей речи, произносить, склонять и пр.) местоимения в речи

Употребление местоимений

По частотности употребления в речи местоимения занимают третье место после существительных и глаголов. Это объясняется разнообразными функциями, которые они выполняют. Вот некоторые из них:

  • Местоимения заменяют существительные, прилагательные, числительные, наречия, устраняя неоправданный повтор: “Они ушли в столовую и там долго беседовали о событиях дня”. (М. Горький)
     
  • Местоимения указывают на лица, предметы, их признаки, количество предметов, различные обстоятельства, когда их названия трудно обозначить или они вообще неизвестны: Дайте мне какую-нибудь брошюру о путешествиях, мне хочется куда-то полететь.  Чтобы указать на неопределённость чего-либо, можно прибавить к относительным местоимениям слово неизвестно: “Огромной и пустой землёй владел, неизвестно почему, один человек”. (С. Сергеев-Ценский)
     
  • Местоимения способны выступать как средства связи, поскольку они могут заменять некоторые части речи.

    Они могут объединять несколько простых предложение в сложные: В то золотое время, когда мы были детьми, всё казалось простым и радостным. В этом предложении в качестве средств связи употреблены местоимения то, когда.

    Как заменители имён, местоимения являются одними из основных средств, которые связывают различные части текста. Они делают текст ёмким, сжатым, лаконичным.

  • Вопросительные местоимения помогают оформлять вопросительные предложения: Кому Зина отдала письмо?

Употребление местоимения Вы

В русском языке принято выделять особое, вежливое местоимение Вы. Оно употребляется по отношению к одному лицу, более старшему по возрасту или занимающему более высокую должность, либо по отношению к человеку, с которым вы мало знакомы. Вежливая форма Вы очень часто встречается в текстах научного и делового стиля. При себе такая форма требует мн. ч. глагола, мн. ч. краткого прилагательного и ед. ч. полного прилагательного: Вчера Вы были крайне любезны и предоставили мне необходимую информацию.

Речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений

Стоит помнить, что нужно следить за своей речью и не злоупотреблять местоимениями. Чтобы избежать лишних повторов, можно объединять простые предложения с местоимениями в одно сложное.

Кроме того, в современной разговорной речи часто можно услышать местоимение ихний. Эта форма является просторечной, это грубая грамматическая ошибка. В литературном языке употребляется форма ихих вопросы, а не ихние вопросы.

Произношение местоимений

Очень важно правильно ставить ударение в местоимении ско́лько и его формах (ско́льких, ско́льким, ско́лькими); в местоимениях по ско́льку и по ско́лько, во ско́лько раз. С этим местоимением могут употребляться предлоги в/во, к/ково ско́льких и в ско́льких школах

Следует также обратить внимание на склонение местоимения сам и его формы.

м. и ср.р.

ж.р.

мн.ч.

И.п.

сам, само́

сама́

са́ми

Р.п.

самого́

само́й

сами́х

Д.п.

самому́

само́й

сами́м

В.п.

самого́

самоё и саму́

сами́х

Т.п.

сами́м

само́й

сами́ми

П.п.

(о) само́м

(о) само́й

(о) сами́х


Контрольные вопросы:

  1. Какие функции выполняет местоимение в речи? Приведите примеры.
  2. Что вам известно о вежливом местоимении Вы?
  3. Какие ошибки можно допустить при употреблении местоимений?
  4. Просклоняйте местоимение сколько и сам (и его формы), правильно расставляя ударения.

Предыдущий урок

Количественные числительные

Морфология

Следующий урок

Разряды наречий по значению

Морфология

Речевые
ошибки, связанные с использованием
местоимений, возникают при употреблении
местоимений СЕБЯ, СВОЙ; указательных
местоимений и местоимения ОН.

1) Местоимения
СВОЙ и СЕБЯ часто употребляются вместо
требуемых нормой личных и притяжательных
местоимений или наоборот: Косте
понравились СВОИ тапочки (правильно –
ЕГО тапочки); Я нашел книгу у МЕНЯ на
столе (правильно – у СЕБЯ на столе).

2) Ошибкой
является и неоправданное повторение
указательных и личных местоимений в
начальных предложениях текста: Когда
ОН был на озере, ОН увидел там дерево
совершенно необычной формы.

3) При
употреблении личного местоимения ОН в
косвенных падежах в сочетании с предлогами
к нему обычно добавляется наращение Н,
отсутствующее при беспредложном
употреблении того же местоимения: ЕМУ,
ЕЙ – к Нему, к Ней. В просторечии это
правило часто нарушается.

4) Личные
местоимения 1-го и 2-го лица множественного
числа с модальными глаголами скучать,
тосковать и др. употребляются только в
предложном падеже: ТОСКУЮТ ПО НАС,
СКУЧАЕМ ПО ВАС (но: …по ним). В форме
единственного числа личные местоимения
сочетаются с дательным падежом: СКУЧАЮ
ПО НЕМУ.

5) После
наречных предлогов вопреки, согласно,
наперекор, навстречу, соответственно,
подобно, внутри и др. начальное Н не
прибавляется: вопреки ему, навстречу
ей, внутри их.

Не прибавляется
Н также после предлога благодаря и
предложных сочетаний не в пример, в
противовес, по поводу, со стороны, в
отношении, за исключением и др., состоящих
из простого предлога и существительного:
благодаря ему, со стороны его.

После формы
сравнительной степени прилагательных
и наречий местоимения 3-го лица
употребляются без начального Н: старше
его, лучше её.

6) Собирательное
существительное (крестьянство,
студенчество, группа и т. п.) нельзя
заменить местоимением в форме
множественного числа. Например, нельзя
сказать: «Студенчество разъехалось на
каникулы; они хорошо отдохнут в течение
лета». Чтобы не создавать неудобное
сочетание «оно отдохнёт», следует слово
студенчество заменить словом студенты.

7) Возвратные
местоимения СЕБЯ и СВОЙ относятся к
лицу, производящему действие. Поэтому
в предложениях: Жилец попросил дворника
отнести вещи к себе; Профессор предложил
ассистенту прочитать свой доклад
местоимение себе по смыслу относится
к существительному дворник, а местоимение
свой – к слову ассистент.

8) Формы у
ней, от ней носят разговорный или
устарелый характер. Правильными являются
формы у неё, от неё.

9) В литературном
языке отсутствуют специальные
притяжательные местоимения для
обозначения принадлежности третьему
лицу. В случае необходимости выразить
данные отношения употребляются личные
местоимения в родительном падеже: ЕЕ
машина, ЕЕ дети. В просторечии такие
притяжательные местоимения существуют:
ихний, ейный, евойный.

10) Относительные
местоимения употребляются для связи
простых предложений в составе сложного.

Грамматические ошибки в местоимениях в русском языке

— Ошибочное образование форм местоимений:

ихний ребёнок вместо их ребёнок, около его вместо около него.

— Сочетания для ней, от ней имеют архаический или просторечный характер. Примеры ошибок:

Для ней нет имени вместо Для неё нет имени.

— Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность.

Неправильно: Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её (кого – Ниловну или речь Павла?) захватила полиция.

Правильно: Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла.

Неправильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего.

Правильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Александровичу ничего хорошего.

— Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение (студенчество, крестьянство, народ и проч.).

Неправильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
Правильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.

— Местоимения свой и себя указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность:

Неправильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих (чьих – Тургенева или героя?) ошибок.

Правильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых им ошибок.

Неправильно: Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе. (к кому – к помещику или к самому себе?)

Правильно: Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.

продолжить с «Грамматическими ошибками»

вернуться к выбору в разделе «Грамматика»

Подробный анализ ошибок в употреблении местоимений и способы их исправления

Введение

Местоимения — это слова, которые заменяют существительные или указывают на их отсутствие в предложении. Несмотря на то, что местоимения — это базовые части речи, использование их может вызывать трудности у многих людей. Ошибки в использовании местоимений могут приводить к неправильному пониманию текста, а также давать негативное впечатление о носителе языка. В данной статье мы рассмотрим основные ошибки в употреблении местоимений и способы их исправления.

Ошибки при использовании местоимений

1. Неправильное употребление личных местоимений

Личные местоимения (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они) используются для замены существительных, указывающих на людей или предметы в третьем лице. Однако, использование личных местоимений может вызвать затруднения, если они употребляются неправильно. Например, часто можно услышать «мышь, он», вместо «мышь, она».

2. Ошибки при употреблении притяжательного местоимения

Притяжательные местоимения (мой, твой, его, её, наш, ваш, их) используются для обозначения принадлежности. Однако, при употреблении притяжательного местоимения, его нужно выбирать в соответствии с тем, на что оно относится. Например, можно услышать «Это моя книга, её нравится», вместо «Это моя книга, ей нравится».

3. Ошибки при употреблении указательных местоимений

Указательные местоимения (этот, тот, такой, подобный, оный) используются для обозначения предмета или лица, которое упоминается или которое узнаётся. Однако, часто возникают ошибки при употреблении указательных местоимений в предложениях. Например, можно услышать «Я люблю такого парня, как этот», вместо «Я люблю такого парня, как тот».

4. Ошибки при употреблении возвратных местоимений

Возвратные местоимения (себя, себе, свой) используются для указания на действие, совершаемое объектом в отношении самого себя. Однако, можно совершать ошибки при употреблении возвратных местоимений. Например, можно услышать «Я мыла свою руку», вместо «Я мыла свои руки».

Способы исправления ошибок при использовании местоимений

1. Необходимо тщательно проверять предложения на соответствие выбранному местоимению.

Для этого необходимо внимательно читать предложения, где они применяются, и сравнивать местоимения со существительными, на которые они указывают.

2. Необходимо обращать внимание на род, число и падеж указываемых на местоимения существительных.

Род, число и падеж являются важными факторами при употреблении местоимений. Поэтому, важно проверять их соответствие перед использованием.

3. Изучайте правила употребления местоимений.

Для того, чтобы использовать местоимения без ошибок, необходимо изучать правила их применения в различных условиях.

4. Не бойтесь использовать словарь.

Если вы не уверены в правильности употребления местоимения, не стесняйтесь обратиться к словарю, где можно найти правильное употребление местоимений.

Заключение

Использование местоимений может вызывать трудности, и приводить к ошибкам. Однако, соблюдая правила обращения с ними, можно избежать большинства ошибок. Надеемся, что наша статья помогла вам лучше понять, как использовать местоимения без ошибок.

Библиографическое описание:


Миналиева, М. А. Анализ речевых ошибок школьников, связанных с употреблением местоимений / М. А. Миналиева, Н. А. Рачителева, Н. В. Кошенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 677-679. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21511/ (дата обращения: 22.09.2023).

Развитие культуры речи учащихся, развитие навыков свободного, умелого пользования словом — одна из основных задач современной общеобразовательной школы. Однако состояние речевой грамотности учащихся, как видно из практики, не является достаточно высоким. И в устной, и в письменной речи школьников нормы русского литературного языка часто нарушаются. Именно поэтому необходимо продуманная, целенаправленная работа по предупреждению ошибок и по введению в речь правильных, соответствующих литературной норме форм. Но такая работа возможно лишь в тому случае, если у учителя существует четкое представление о характере речевых ошибок и о причинах их возникновения.

Данная статья посвящена типичным ошибкам в использовании местоименных форм в творческих работах учащихся (материалом для наблюдения служили сочинения учащихся).

Ошибки эти связанны с незнанием значений некоторых местоимений, с неправильным образованием грамматических форм местоимений, неправильным употреблением местоимений в тексте. Ошибки в употреблении местоимений часто приводят к логическим погрешностям, мешают точно воспринять значение излагаемого.

Каждый разряд местоимений и каждое местоимение имеют вполне определенное значение, определяющие их употребление. Недостаточно четкое представление об этих качествах местоимений ведет к их смешению, к необоснованной замене одного местоимения другим, к неуместному использованию местоимений в данной речевой ситуации.

Например, притяжательное местоимение свой способно обозначать принадлежность любому из трех лиц. Но в конкретном тексте должна быть четко и определенно выявлена его соотнесенность с одним из названных в тексте слов; если это условие не соблюдено, возникает двусмысленность.

Местоимение свой нередко оказывается лишним в предложении, так как указание на принадлежность не вносит нового в излагаемое. («Основная мысль этого стихотворения в том, что Пушкин и после разгрома восстания декабристов продолжает свое начатое дело».).

Местоимения обычно употребляются вместо какого-то имени, поэтому местоимения не стоит употреблять раньше того слова, которое оно заменяет. Нарушение этого требование ведет к смысловой погрешности, создает алогичная ситуация: местоимение и слово, которое заменено этим местоимением, воспринимаются как обозначающие разные понятия.

Употребление местоимения раньше заменяемого слова вызывает иногда и более сложное нарушение смысловых связей, например: «она смотрела за Софьиной комнатой, а она в это время сидела у себя в комнате с Молчалиным, а Лизе приказала, чтобы та смотрела за ее комнатой и чтобы к ней никто не заходил». Возникает представление не о двух, а о четырех различных лицах, действия которых описаны в изложенном тексте.

Существительные собирательного значения иногда заменяются школьниками местоимениями во множественном числе, то есть учащиеся ориентируются не на форму слова, а на его содержание, например: «Он понимал всю сущность народа и был близок к ним».

Собирательность может быть приписана и употребленному в единственном числе существительному, имеющему однокоренное собирательное. О том, что существительное единственного числа осознается именно как собирательное, свидетельствует замена его местоимением во множественном числе, например: «Крестьянин должен был работать на помещика, их также могли отдавать в аренду».

Неверным восприятием смысловых взаимоотношений имени и заменяющего его местоимения можно объяснить и еще одно нарушение, когда местоимение, которое должно было бы заменять существительное множественного числа, принимает форму неназванного, но мысленно выделенного понятия, обозначенного существительным единственного числа.

Неясно выраженной становится мысль и в том случае, когда в предложении нет слова, вместо которого употреблено местоимение.

Нечеткость изложения усугубляется еще и тем, что обычно в тексте есть слова, как правило, существительные, к которым может быть отнесено местоимение, но которые логически с этим местоимением не связаны, например: «Эту комедию написал А. С. Грибоедов. С момента появления в пьесе он участвует во всех сценах»..

Смысловые погрешности появляются при введении в предложение нескольких местоимений, значения которых и отношение друг к другу в данном тексте не расшифрованы («Катерина хочет вырваться из этого темного царства, но ее связывает то, что куда та пойдет»).

Нечеткость в восприятии высказываемого возникает, если местоимение употребляется вместо неназванного слова, которое только могло бы быть введено в контекст. Так, в приводимом ниже примере местоимение заменяет неназванное в ближайшем контексте существительное мысль (мысли): «Такой человек лучше мыслит и правильно их излагает».

Трудно понять и высказывания, в которых повторяется одно и тоже местоимение, заменяющее разные слова (существительные).

Повторение местоимений довольно часто встречается в творческих работах школьников. Речевая погрешность в таких случаях может быть чисто стилистической: нарушается требование избегать повторение одних их тех же слов в близком контексте. Смысловые же связи при речевой ошибке такого типа остаются достаточно ясными, затруднений в восприятии текста не возникает, например: «Салтыков-Щедрин написал сказку «Премудрый пескарь», в которой зло высмеял обывателей, которые дрожали за свою шкуру».

Однако чаще многократное повторение однотипных местоимений не только нарушает эстетические требования к речи, но и смыкается со смысловой неточностью, мешает отчетливому пониманию повествования.

Типичной речевой ошибкой является введение в текст лишних слов, не вносящих добавочных смысловых оттенков, при этом лишними могут быть местоимения разных разрядов, например: «Судья вместо того, чтобы разбирать дела, он ходит на охоту». Ошибкой является и пропуск местоимения, необходимого в тексте.

Много ошибок в употреблении местоимений, выполняющих функцию союзных слов в придаточных предложениях. Также встречаются ошибки в использовании местоимений в текстах с прямой речью.

Ошибки в употреблении местоимений могут быть связанны с неверным образованием падежной формы, с использованием местоимений просторечного и диалектного характера, например: «Аркадий хотел быть похожим на Базарова, но ихние взгляды на жизнь расходились».

Следует сказать, что в творческих работах учащихся довольно часто наблюдаются сочетание ошибок различного характера. Погрешности в использовании местоимений обнаруживают бедность словарного запаса учащихся, отсутствие четкости в осознании смысловых и грамматических взаимоотношений словесных единиц.

Точное понимание сути ошибок, связанных с употреблением местоимений, помогает целенаправленно работать над вопросами развития речи учащихся, формирования навыков использования литературных форм, помогает определить систему упражнений, цель которых — научить правильно вводить в текст местоименные формы. Поэтому считаем важным подбирать такие упражнения, в которых предлагается не просто исправить ошибку в употреблении местоимения, но и охарактеризовать ее.

Литература:

1.                  Виноградов, В. В. Русский язык. М., 1992

2.                  Горшкова, К. В., Шанский Н. М.. Современный русский язык. М., 1993

3.                  Кузьма, А. Я., Неупокоева О. В. Русский язык. М., 2002

4.                  Ладыженская, Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика. Русский язык. М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): местоимение, употребление местоимений, единственное число, использование местоимений, множественное число, ошибка, слово, существительное, текст, четкое представление.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Возможные грамматические ошибки microsoft word выделяет
  • Возникает ошибка unknown file version blackdesert64 exe
  • Возможными ошибками при наложении транспортных шин являются
  • Возможны ошибки при пересечении граней тела построения
  • Возможные причины вычислительных ошибок