Воз врачебные ошибки

Основные факты

  • Примерно каждому десятому пациенту в процессе оказания медицинской помощи причиняется вред, а небезопасное оказание медицинской помощи ежегодно становится причиной более 3 млн случаев смерти. В странах с низким или средним уровнем дохода смертность в результате небезопасного оказания помощи составляет четыре случая на 100 пациентов (1).
  • Более 50% случаев причинения вреда (один случай на каждые 20 пациентов) можно предотвратить; в половине таких случаев ущерб здоровью вызван применением лекарственных препаратов (2,3).
  • Согласно некоторым оценкам, при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется четырем из 10 пациентов, при этом до 80% (23,6–85%) таких случаев можно предотвратить (4).
  • К распространенным нежелательным явлениям, которые могут нанести предотвратимый вред здоровью пациента, относятся: ошибки применения лекарственных препаратов, небезопасное выполнение хирургических процедур, передача инфекций в процессе оказания медицинской помощи, диагностические ошибки, падения пациентов, образование пролежней, ошибки идентификации пациентов, небезопасное переливание крови и венозная тромбоэмболия.
  • Нанесение вреда пациентам может ежегодно ограничивать мировой экономический рост на 0,7%. Косвенные издержки этого явления во всем мире ежегодно измеряются триллионами долларов США (1).
  • Выделение ресурсов для принятия мер, помогающих сократить масштабы причинения вреда пациентам, способствует значительной экономии средств и, что еще важнее, улучшению исходов болезней (5). В частности, вовлечение пациентов в процесс оказания медицинской помощи позволяет получить значительную отдачу от таких капиталовложений и при надлежащей организации взаимодействия с пациентами способствует сокращению бремени причиняемого вреда на 15% (4).

Общая информация

Принцип «не навреди» является непреложным требованием при оказании любой медицинской услуги. Медицинская помощь не должна причинять ущерб ни одному пациенту, однако имеющиеся данные однозначно свидетельствуют о том, что бремя предотвратимого вреда пациентам крайне велико в системах здравоохранения как развитых, так и развивающихся стран мира. Это порождает серьезные проблемы человеческого, морально-нравственного, этического и финансового характера.

Безопасность пациентов определяется как «ненанесение предотвратимого вреда пациенту и снижение до приемлемого минимума риска причинения неоправданного ущерба в связи с оказанием медицинской помощи». В более широком контексте системы здравоохранения под обеспечением безопасности пациентов понимается «система организованных мероприятий, благодаря которым в сфере здравоохранения формируется организационная культура, процедуры, модели поведения, технологии и факторы среды, позволяющие целенаправленно и планомерно ограничивать риски, снижать распространенность предотвратимого вреда, уменьшать вероятность ошибок и смягчать последствия, имеющие место в случаях причинения ущерба».

Распространенные причины нанесения вреда пациентам

Ошибки применения лекарственных средств. Применение лекарственных средств сопровождается нанесением вреда одному из 30 пациентов, при этом более четверти таких случаев считаются тяжелыми и опасными для жизни. На долю медикаментозного лечения приходится половина случаев причинения предотвратимого вреда при оказании медицинской помощи (3).

Ошибки при оказании хирургической помощи. Ежегодно в мире производится более 300 млн хирургических операций (6). Хотя их возможные побочные эффекты хорошо известны, ошибки в хирургии продолжают происходить с высокой частотой; на долю хирургических вмешательств приходится 10% регистрируемых случаев нанесения предотвратимого вреда пациентам (2), при этом большинство вызванных ими нежелательных явлений возникают перед и после операций (7).

Передача инфекций при оказании медицинской помощи. Частота передачи инфекций при оказании медицинской помощи во всем мире составляет 0,14% (и ежегодно возрастает на 0,06%), приводя к увеличению продолжительности госпитализаций, долгосрочной инвалидности, распространению устойчивости к противомикробным препаратам и предотвратимой смертности, а также создавая дополнительное финансовое бремя для пациентов, их семей и систем здравоохранения (8).

Сепсис. Сепсис – тяжелое осложнение, вызванное острой реакцией иммунной системы организма на инфекцию. Такая реакция организма приводит к поражению его собственных тканей и органов. Установлено, что 23,6% случаев сепсиса среди стационарных больных связаны с оказанием медицинской помощи, а примерно у 24,4% пациентов с сепсисом наступает летальный исход (9).

Диагностические ошибки. Такие ошибки имеют место в 5–20% случаев обращения пациентов к врачам (10,11). В рамках обзоров врачебной практики установлено, что диагностические ошибки, имеющие негативные последствия для здоровья, допускаются как минимум в 0,7% случаях поступления пациентов в медицинские учреждения (12). С ошибками диагностики сталкивается большинство людей на протяжении жизни (13).

Падения пациентов. Падения – наиболее частые неблагоприятные явления среди стационарных пациентов (14). Их частота варьируется от 3 до 5 случаев на 1000 койко-дней, при этом более трети таких падений приводят к травмам (15), ухудшая тем самым исход болезни и создавая дополнительную финансовую нагрузку на системы здравоохранения (16).

Венозная тромбоэмболия. Венозная тромбоэмболия (образование тромбов) является одной из распространенных предотвратимых причин нанесения вреда пациентам, на долю которой приходится одна треть осложнений, обусловленных госпитализацией (17).

Пролежни. Пролежни – повреждения кожных покровов или мягких тканей. Они возникают вследствие длительного давления на определенные участки тела. В отсутствие надлежащего лечения пролежни могут вызывать фатальные осложнения. Пролежни образуются у более чем одной десятой взрослых пациентов, поступающих в стационары (18) и, несмотря на доступность эффективных методов профилактики, крайне негативно влияют на состояние их физического и психического здоровья и качество жизни.

Несоблюдение правил безопасности при переливании крови. Переливание крови при отсутствии необходимости и небезопасные методы трансфузионной терапии подвергают пациентов риску тяжелых побочных реакций и гемотрансфузионных инфекций. Согласно данным о побочных реакциях при переливании крови по 62 странам, частота серьезных реакций составляет в среднем 12,2 случая на 100 000 единиц распределяемых компонентов крови.

Ошибки идентификации пациентов. Неправильная идентификация пациентов может вызывать целый ряд проблем и крайне негативно сказывается на качестве медицинской помощи. Она может приводить к крайне тяжелым неблагоприятным событиям, в частности к неправильному определению области хирургического вмешательства. В опубликованном в 2018 г. докладе Совместной комиссии отмечается, что из 3326 инцидентов (12,3%), произошедших за период с 2014 по 2017 г., 409 сигнальных событий были связаны с идентификацией пациентов (19).

Несоблюдение правил безопасности при выполнении инъекций. С учетом того, что каждый год в мире выполняется 16 млрд инъекций, нарушения правил инъекционной безопасности подвергают пациентов, медицинских и медико-социальных работников риску неблагоприятных событий инфекционного и неинфекционного характера. В ходе одного исследования методами математического моделирования было установлено, что за десятилетний период 2000–2010 гг. небезопасным выполнением инъекций было обусловлено 1,67 млн случаев заражения вирусом гепатита В, от 157 592 до 315 120 случаев заражения вирусом гепатита С и от 16 939 до 33 877 случаев заражения ВИЧ (20).

Факторы, приводящие к нанесению вреда пациентам

Нанесение вреда пациентам вследствие нарушения правил безопасности при оказании медицинской помощи – повсеместное и опасное явление, которое имеет место на всех уровнях системы здравоохранения. Оно обусловлено различными и связанными между собой факторами, при этом за каждым инцидентом в области безопасности пациентов, как правило, стоит сразу несколько факторов:

  • системные и организационные факторы – сложный характер медицинских вмешательств и процедур, нарушение последовательности и координаций действий в процессе оказания помощи, нехватка ресурсов, недостаточная обеспеченность кадрами и неадекватная профессиональная подготовка персонала;
  • технологические факторы – нарушения в работе медицинских информационных систем, в частности ошибки ведения электронных карт пациентов или сбои в системах учета назначаемых лекарственных средств, а также неправильное применение технических средств;
  • человеческий фактор и поведение людей – отсутствие должного взаимодействия между членами медицинских бригад, а также взаимодействия с пациентами и их родственниками, отсутствие слаженности, усталость, выгорание персонала и когнитивные искажения;
  • факторы, связанные с пациентом, – низкая грамотность в вопросах здоровья, недостаточное взаимодействие с медицинским персоналом и несоблюдение режима лечения; и
  • внешние факторы – отсутствие правил, несогласованность нормативно-правовой базы, экономические и финансовые ограничения и проблемы, вызванные состоянием окружающей среды.

Системный подход к обеспечению безопасности пациентов

Многие ошибки, приводящие к нанесению вреда пациентам, обусловлены не методами работы одного или нескольких членов медицинского или вспомогательного персонала, а скорее недостатками систем и процедур, которые способствуют совершению ошибок персоналом.

Поэтому для понимания первопричин медицинских ошибок необходимо перейти от привычной практики поиска виноватых к более системному подходу. В соответствии с таким подходом ошибки объясняются системными недостатками структур и процессов с учетом того, что все работники медицинского учреждения в силу своей человеческой природы выполняют обязанности со значительными эмоциональными перегрузками в условиях сложной и быстро меняющейся обстановки. При этом, однако, не игнорируются проявления халатности или ненадлежащего поведения со стороны персонала, приводящие к некачественному оказанию помощи.

Безопасная система медицинского обслуживания характеризуется принятием всех необходимых организационных мер, позволяющих планомерно предупреждать и ограничивать причинение вреда пациентам, включая следующие меры:

  • принятие установки на обеспечение безопасности на уровне руководства и формирование культуры безопасности;
  • обеспечение безопасных условий труда и безопасности процедур и процессов оказания медицинской помощи;
  • совершенствование профессиональных навыков медицинских и медико-социальных работников и повышение согласованности бригадной работы и взаимодействия;
  • привлечение пациентов и членов их семей к разработке правил, проведению исследований и совместному принятию решений; и
  • создание систем регистрации инцидентов, связанных с обеспечением безопасности пациентов, в целях учета сделанных выводов и реализации непрерывных улучшений.

Выделение ресурсов на обеспечение безопасности пациентов положительно сказывается на медицинских исходах, способствует сокращению издержек, обусловленных нанесением вреда пациентам, повышает эффективность работы систем и способствует формированию позитивного и доверительного отношения населения к системам здравоохранения (4,5).

Деятельность ВОЗ

Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов

В мае 2019 г. семьдесят вторая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов», в которой безопасность пациентов признается в качестве одного из приоритетов охраны здоровья во всем мире и одним из необходимых условий укрепления систем здравоохранения для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения.

В резолюции сессия поручила Генеральному директору уделять особое внимание обеспечению безопасности пациентов в качестве одного из основных стратегических приоритетов в работе ВОЗ по достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения, учредила Всемирный день безопасности пациентов, отмечаемый 17 сентября каждого года, и поручила Генеральному директору ВОЗ разработать в сотрудничестве с государствами – членами ВОЗ, партнерами и другими соответствующими заинтересованными сторонами глобальный план действий по обеспечению безопасности пациентов.

Глобальный план действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг.

В Глобальном плане действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг. определяются основные направления совместных действий ключевых заинтересованных сторон по комплексной реализации инициатив в области обеспечения безопасности пациентов. Его цель заключается в том, чтобы «добиться минимизации предотвратимого вреда, связанного с небезопасной практикой медицинской помощи во всем мире», в целях построения «мира, в котором каждый пациент в любое время и в любом месте может получить безопасную медицинскую помощь в условиях уважительного отношения».

Всемирный день безопасности пациентов

Всемирный день безопасности пациентов отмечается ежегодно 17 сентября начиная с 2019 г. и служит поводом призвать все страны и международных партнеров проявлять глобальную солидарность и совместными усилиями повышать безопасность пациентов. По случаю этой даты проводится глобальная кампания, посвященная определенной теме и направленная на повышение осведомленности общественности, углубление понимания проблематики безопасности пациентов во всем мире и мобилизацию усилий заинтересованных сторон по устранению предотвратимого вреда при оказании медицинской помощи и повышению тем самым безопасности пациентов.

Программная инициатива ВОЗ «Десятилетие безопасности пациентов, 2021–2030 гг.»

Начатая ВОЗ новаторская программная инициатива по обеспечению безопасности пациентов призвана направлять и поддерживать стратегические действия по повышению безопасности пациентов на глобальном, региональном и национальном уровнях. Работа инициативы в основном направлена на содействие выполнению Глобального плана действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг.


Библиография

  1. Slawomirski L, Klazinga N. The economics of patient safety: from analysis to action. Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development; 2020 (http://www.oecd.org/health/health-systems/Economics-of-Patient-Safety-October-2020.pdf, дата обращения: 6 сентября 2023 г.).
  2. Panagioti M, Khan K, Keers RN, Abuzour A, Phipps D, Kontopantelis E et al. Prevalence, severity, and nature of preventable patient harm across medical care settings: systematic review and meta-analysis. BMJ. 2019;366:l4185. doi:10.1136/bmj.l4185.
  3. Hodkinson A, Tyler N, Ashcroft DM, Keers RN, Khan K, Phipps D et al. Preventable medication harm across health care settings: a systematic review and meta-analysis. BMC Med. 2020;18(1):1–3.
  4. Slawomirski L, Auraaen A, Klazinga N. The economics of patient safety in primary and ambulatory care: flying blind. OECD Health Working Papers No. 106. Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development; 2018 (https://doi.org/10.1787/baf425ad-en, дата обращения: 6 сентября 2023 г.).
  5. Slawomirski L, Auraaen A, Klazinga N. The economics of patient safety: strengthening a value-based approach to reducing patient harm at national level. OECD Health Working Papers No. 96. Paris: Organisation for Economic Co operation and Development; 2017 (https://doi.org/10.1787/5a9858cd-en, дата обращения: 6 сентября 2023 г.).
  6. Meara, John G., Andrew JM Leather, Lars Hagander, Blake C. Alkire, Nivaldo Alonso, Emmanuel A. Ameh, et al. Global Surgery 2030: evidence and solutions for achieving health, welfare, and economic development. The lancet. 2015; 386: 569-624
  7. Rodziewicz TL, Houseman B, Hipskind JE. Medical error reduction and prevention. Treasure Island, FL: StatPearls Publishing; 2023.
  8. Raoofi S, Kan FP, Rafiei S, Hosseinipalangi Z, Mejareh ZN, Khani S et al. Global prevalence of nosocomial infection: a systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2023;18(1):e0274248.
  9. Markwart R, Saito H, Harder T, Tomczyk S, Cassini A, Fleischmann-Struzek C et al. Epidemiology and burden of sepsis acquired in hospitals and intensive care units: a systematic review and meta-analysis. Intensive Care Med. 2020;46(8):1536–51. doi:10.1007/s00134-020-06106-2.
  10. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. Improving diagnosis in health care. Washington (DC): National Academies Press; 2015 (https://doi.org/10.7326/M15-2256, дата обращения: 6 сентября 2023 г.).
  11. Bergl PA, Nanchal RS, Singh H. Diagnostic error in the critically ill: defining the problem and exploring next steps to advance intensive care unit safety. Ann Am Thorac Soc. 2018;15(8):903–7.
  12. Gunderson CG, Bilan VP, Holleck JL, Nickerson P, Cherry BM, Chui P et al. Prevalence of harmful diagnostic errors in hospitalised adults: a systematic review and meta-analysis. BMJ Qual Saf. 2020;29(12):1008–18.
  13. Singh H, Meyer AN, Thomas EJ. The frequency of diagnostic errors in outpatient care: estimations from three large observational studies involving US adult populations. BMJ Qual Saf. 2014;23(9):727–31.
  14. LeLaurin JH, Shorr RI. Preventing falls in hospitalized patients: state of the science. Clin Geriatr Med. 2019;35(2):273–83.
  15. Agency for Healthcare Research and Quality. Falls. PSNet; 2019. (https://psnet.ahrq.gov/primer/falls, дата обращения: 11 сентября 2023 г.).
  16. Dykes PC, Curtin-Bowen M, Lipsitz S, Franz C, Adelman J, Adkison L et al. Cost of inpatient falls and cost-benefit analysis of implementation of an evidence-based fall prevention program. JAMA Health Forum. 2023;4(1):e225125. doi:10.1001/jamahealthforum.2022.5125.
  17. Raskob GE, Angchaisuksiri P, Blanco AN, Buller H, Gallus A, Hunt BJ et al. Thrombosis: a major contributor to global disease burden. Arterioscler Thromb Vasc Biol. 2014;34(11):2363–71. doi:10.1161/ATVBAHA.114.304488.
  18. Li Z, Lin F, Thalib L, Chaboyer W. Global prevalence and incidence of pressure injuries in hospitalised adult patients: A systematic review and meta-analysis. International journal of nursing studies. 2020 May 1;105:103546.
  19. De Rezende HA, Melleiro MM, Shimoda GT. Interventions to reduce patient identification errors in the hospital setting: a systematic review protocol. JBI Evidence Synthesis. 2019;17(1):37–42.
  20. Pèpin J, Chakra CN, Pèpin E, Nault V, Valiquette L. Evolution of the global burden of viral infections from unsafe medical injections, 2000–2010. PLoS One. 2014;9(6):e99677.

17 сентября отмечается Всемирный день безопасности пациентов, учрежденный по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для привлечения внимания к этой проблеме на международном уровне.

По данным ВОЗ, вероятность гибели человека в автокатастрофе составляет 1: 3 000 000, тогда как вероятность смерти пациента в результате несчастного случая в медицинской практике — 1:300. Около 3 млн человек в мире умирает ежегодно вследствие небрежности или по недосмотру медицинских работников. Определенный вред наносится каждому десятому пациенту, при этом в более чем половине случаев он мог бы быть предотвращен.

Наибольшее бремя ложится на страны со средним и низким уровнем дохода, где по этой причине умирает каждый 4-й из 100 пациентов. По данным экспертов, лидирует по количеству смертей Южная Азия, а также страны Центральной и Западной Африки.

Нет какой-либо единой глобальной базы по видам и количеству врачебных ошибок в разных странах. Как показывает одно из исследований, в 10% всех случаев вред пациенту наносится вследствие хирургических манипуляций. В другом отмечается, что каждый 30-й пациент страдает от негативных последствий, связанных с неверным назначением и применением лекарственных средств. Каждые 7 (в развитых странах) или 15 (в развивающихся) из 100 пациентов в отделениях интенсивной терапии заражаются внутрибольничной инфекцией.

Пациенты сталкиваются с ошибками в диагностике, страдают в результате нарушений при выполнении инъекций, переливаний крови и других медицинских манипуляций. В больничных стенах каждое третье падение завершается нанесением дополнительного вреда здоровью.

Помимо непосредственной угрозы жизни и здоровью людей медицинские ошибки оборачиваются серьезными финансовыми потерями. По некоторым оценкам, приводимым ВОЗ, они достигают 1% от мировых расходов на здравоохранение. По последним оценкам ОЭСР, в странах-членах они превышают $800 млрд в год, или 12% их совокупных расходов на здравоохранение. Эти цифры не включают косвенные потери для экономик и систем соцобеспечения, которые на глобальном уровне могут достигать триллионов долларов.

Неблагоприятные последствия, измеряемые количеством потерянных лет здоровой жизни, ставят врачебные ошибки в один ряд с дорожными авариями и основными инфекционными заболеваниями.

По статистике ВОЗ, врачебные ошибки — третья самая распространенная причина смерти после заболеваний сердца и рака. Только в США из-за ошибок медперсонала погибает ежегодно около 250 000 человек. Из 300 млн операций, выполняемых в мире за год, до 50 млн дают осложнения, а до 3 млн — заканчиваются смертью пациента. О масштабности проблемы впервые в голос заговорила американская Национальная медицинская академия в докладе 1999 года. С тех пор эта тема находится в центре многих иностранных исследований, но число смертей от врачебных ошибок год от года почти не меняется. В России дело обстоит еще печальнее: статистика не ведется, исследований не проводится. Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

О причинах врачебных ошибок

Как доказали ученые в целом ряде исследований, основные причины врачебных ошибок — это выгорание врачей, стресс и отвлекающие факторы в хирургической практике, плохо скоординированная медицинская помощь, материальные препятствия. В странах, где вся медицина платная, от врачебных ошибок больше страдают малообеспеченные пациенты.

В рамках международного исследования 2011 года, охватившего 12 000 пациентов из семи стран мира, было выявлено, что плохо скоординированная помощь повышает вероятность медицинских и лекарственных ошибок до 200%, а связанные с финансированием ограничения увеличивают вероятность до 160%. Наличие двух хронических болезней и госпитализация также оказались в списке факторов, повышающих риск неадекватного лечения. К смерти пациента может привести широкий спектр предотвратимых причин, таких как пролежни, полученные на больничных койках, инфекции, приобретенные в больнице, тромбы (эмболия), хирургические ошибки и неверный диагноз.

В рамках исследования 2018 года велось наблюдение за хирургом Хомеро Ривасом из Стэнфордского медицинского центра, облаченного в специальную умную рубашку Hexoskin. Она была разработана для спортсменов, чтобы регистрировать точные физиологические данные во время тренировок, включая сердечный ритм. Благодаря ей исследователь Питер Дюпон Грантчаров из Колумбийского университета мог замерять уровень стресса прямо во время операций. Также он наблюдал за хирургом в операционной и отсматривал видеозаписи лапароскопии. Другой специалист собирал информацию о врачебных ошибках Риваса и отмечал, когда они произошли. При сопоставлении данных было обнаружено, что во время краткосрочных моментов стресса опытный хирург делал гораздо больше ошибок — на 66%, чем во время, когда был спокоен.

Стресс был спровоцирован шумом в операционной или негативными мыслями самого врача. «Я был удивлен количеством отвлекающих факторов в операционной, — рассказал Грантчаров. — Многие аппараты имеют сигнализацию, которая периодически срабатывает, оборудование не срабатывает, происходят посторонние разговоры, люди входят и выходят из операционной… Если наше исследование поможет сделать операционные более безопасным местом для пациентов, я буду в восторге». Ошибки хирурга могут вызывать кровотечение, разрыв тканей или ожоги, но самое ужасное — если медперсонал оставит в пациенте какой-либо предмет. Об этом риске мы рассказывали в материале «Забытое хирургами».

В рамках другого исследования 2018 года ученые отслеживали историю пациентов, которые вернулись в отделения неотложной помощи во второй раз в течение 72 часов и были госпитализированы в больницу. Это свидетельствовало о том, что первое обследование было неэффективным. Они проанализировали причины ошибок и выяснили, что у врачей, как правило, были все необходимые данные о пациентах, но в 45% случаев возникли ошибки с обработкой полученной информации, а в 31% случаев — проблемы с проверкой собранных данных.

В России врачебные ошибки практически не учитываются и не анализируются. Министр здравоохранения Вероника Скворцова называет основной причиной ошибок человеческий фактор: «Врач — живой человек. Он бывает уставшим — например, если тяжелое дежурство. Иногда ему нездоровится. Бывают ситуации, когда состояние больного, симптомы, результаты исследований сложно толковать однозначно. Никто, к сожалению, не застрахован от ошибок или недоразумений».

Как идет борьба с врачебными ошибками?

Для сокращения числа врачебных ошибок в России Министерство здравоохранения разработало общие клинические рекомендации для врачей. Это четкий алгоритм действий, помогающий любому специалисту правильно поставить диагноз и назначить адекватное лечение. «Под эти алгоритмы мы вокруг себя сплотили более чем 7-тысячное медицинское экспертное сообщество… То есть это элита страны, которая совместно проводит мозговой штурм, то есть создает консенсусный интеллектуальный продукт», — поясняла Скворцова. Эта система должна в идеале работать по всей России. Если в самой отдаленной деревне у земского врача возникает сложный вопрос, он может посоветоваться с самыми передовыми специалистами из национальных медицинских исследовательских центров и тем самым избежать возможной ошибки. Круглосуточная электронная связь между врачами уже запущена, она включает конференц-связь, обучающие видеосеминары и пр. В списке федеральных телемедицинских консультативных центров уже более 40 медучреждений России.

В США и некоторых других странах иски пациентов против врачей находятся на одном из первых мест в числе судебных разбирательств. Возможно, поэтому там так основательно занимаются исследованиями ошибок и поиском способов их избежать. Некоторые из них уже найдены.

Например, для оттачивания мастерства неопытных хирургов разработан и уже применяется в ряде американских больниц виртуальный тренажер Osso VR. Разработчики планируют распространить технологию обучения молодых врачей на весь мир, включая африканские страны.

В 2020 году в медицинские центры США должны поступить черные ящики — аналоги авиационных бортовых самописцев. Они будут записывать все происходящее в операционных с помощью видео- и аудиоаппаратуры, собирать обратную связь от электронных хирургических приборов, регистрировать жизненно важные показатели пациента. Если произойдет осложнение или прооперированный человек умрет, и медцентры, и суды смогут получить полную информацию об операции. Также черные ящики могут служить для обучения молодых хирургов.

На помощь врачам в XXI веке приходят роботы и искусственный интеллект. Например, диагностикой рака молочной железы в одном из онкологических центров США занимается система QuantX. Она помогает рентгенологам не ошибиться с диагнозом. Искусственный интеллект получил официальное одобрение у Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США. Внедрение технологии улучшило точность диагностики на 20%, а число пропущенных случаев рака снизилось до 39% — в рамках клинического исследования.

Хирурги-роботы уже сравнительно давно помогают врачам в ходе операций. Но, как правило, играют вспомогательную роль. Сейчас ситуация меняется. Например, с недавних пор в Москве сложнейшие операции по замене коленного сустава самостоятельно проводит единственный в стране робот-травматолог. Пока проведено чуть более десяти операций, но в 2020 году их число должно увеличиться до 200. Искусственный интеллект анализирует индивидуальные параметры пациента, проектирует и устанавливает сустав. Там, где дрогнет рука молодого хирурга, робот-травматолог невозмутим и четок, поэтому ему можно доверять.

«У каждого человека уникальная биомеханика, разная анатомия, и роботическая система позволяет учесть все нюансы конкретного пациента и рассчитать полностью правильную установку протеза. Есть такое понятие — выживаемость протеза. Один из необходимых параметров — это правильная установка компонентов. Отклонение даже на 1–2° может через 10–15 лет привести к нестабильности протеза и преждевременному износу компонентов последнего. Эта система позволяет все в точности рассчитать так, чтобы установить протез нужным для пациента образом», — рассказывает директор Клиники травматологии, ортопедии и патологии суставов, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и хирургии катастроф Сеченовского университета Алексей Лычагин.

Самое простое средство от врачебных ошибок предложил анестезиолог из Австралии Роб Хаккет. Он первым нарисовал маркером имя и профессию на хирургической шапочке, затем призвал к тому же коллег. Это начинание переросло в медицинский флешмоб мирового масштаба, помогая персоналу в операционной быстрее узнавать друг друга и избегать путаницы в неотложных поручениях. Благодаря идее Роба Хаккета количество ошибок сократилось, что подтверждают исследователи.

Метод Роба коллеги назвали «эффектом коктейльной вечеринки». «Это когда в одном месте ведется сразу несколько бесед. Но стоит обратиться к человеку по имени, и он тут же переключает свое внимание на вас. Так же и в операционной. Когда я называю кого-то его именем, он слушает внимательнее и, следовательно, выполняет свою работу лучше», — отмечает анестезиолог из Великобритании Джордан Миннс.

Сам Хаккет рассказывает, что подписать шапочку решил после трагического случая. «Пациент умер из-за переливания крови не той группы. Анестезиолог думал, что кровь ему передает медсестра, которая должна была все проверить. Но потом выяснилось, что это был сотрудник, который вообще не отвечает за кровь», — рассказал анестезиолог из Сиднея.

Каждую минуту пять человек умирают из-за неправильного лечения — таковы последние данные от генерального директора ВОЗ Тедроса Адханома Гебрейесуса. Чтобы снизить вероятность врачебных ошибок, необходимо создавать им комфортные условия труда, позволяя работать без излишних нагрузок и стресса. Иностранные специалисты считают, что наказание в данном вопросе малоэффективно. Гораздо важнее вести психологическую работу с медицинским персоналом, чтобы врачи могли признавать свои ошибки, не боялись о них сообщать и по возможности старались предотвратить.

17 июня все, кто имеет отношение к здравоохранению, отмечают День медицинского работника и принимают заслуженные поздравления от пациентов, кому помогли вернуть здоровье. Но есть и те, кому поздравлять медработников не за что, а то и просто поздно. Это пациенты, пострадавшие или погибшие от медицинских ошибок. Насколько велика эта проблема, как с ней справляются за рубежом, исследует MedAboutMe.

Неумолимая статистика: ошибки врачей и их последствия

Неумолимая статистика: ошибки врачей и их последствия

Медицина все еще остается наукой неточной, в которой очень многое зависит от индивидуальных особенностей организма больного, сочетания самых неожиданных факторов, уровня профессионализма врача и даже от такого неизмеряемого и не поддающегося оценке фактора, как профессиональная интуиция. Ошибаются все: родители и учителя, парикмахеры и водители, пекари и, к сожалению, врачи и медицинский персонал тоже не застрахованы от ошибок.

Иногда последствия ошибок незначительно отражаются на состоянии пациента, в других случаях ошибку можно исправить. Но порой медицинская ошибка приводит к непоправимым последствиям, вплоть до летального исхода.

Но прежде чем продолжать исследовать тему, необходимо определить, что же означает термин «медицинская ошибка». Потому что часто случается, что пациенты называют врачебной ошибкой любой результат лечения, который не оправдывает их ожиданий, а это в корне неверно. Нельзя считать смерть на операционном столе врачебной ошибкой, если больной попал в руки хирурга уже в безнадежном состоянии, например, с тяжелой, несовместимой с жизнью травмой или в терминальной стадии онкологического заболевания.

Медицинской ошибкой называют случаи негативных последствий, возникающих вследствие оказания врачебной помощи, которые могли быть предотвращены. Причиной может быть заблуждение врача или другого медицинского персонала, или их недосмотр. Неправильный диагноз при нетипичном течении заболевания врачебной ошибкой считать не принято. Ошибки могут быть связаны с неправильной диагностикой, выбором неподходящей тактики лечения или послеоперационного ухода, ошибки бывают техническими и т. д.

Интересно:

В Древнем Риме врачу, по чьей вине пострадал или умер пациент, отрубали руку. В восточных странах врача, не сумевшего помочь больному, могли и казнить (если больной был богат и знатен). А вот эллины врачей уважали, и не лишали их права на ошибку: даже если больной в результате лечения расставался с жизнью, лечивший его врач никакой ответственности не нес.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), медицинские ошибки приводят к гибели пациентов чаще, чем автоаварии.

Вот некоторые цифры:

  • В 2016 году в США медицинские ошибки стали третьей по значимости причиной смертности, обогнав болезни дыхательной системы и следуя за  сердечно-сосудистыми заболеваниями и раком. По данным, полученным исследовательской группой из медицинской школы Университета Дж. Хопкинса, ежегодно от последствий медицинских ошибок в стране умирает около 250 тысяч американцев, что составляет 9,5% от всех умерших за год. Однако официальные данные расходятся с этими цифрами примерно на 100 тысяч смертей в год. Ученые из Университета Хопкинса видят причину такого расхождения в том, что официальной статистики последствий медицинских ошибок не ведется не только в США, но и мире: нет даже специального кода, который позволил бы фиксировать эту причину смерти в статистических отчетах.

Кстати: Росстат тоже не ведет статистики медицинских ошибок. Фиксируется лишь некоторая часть нарушений, выявленных проверками в системе ОМС, а также действия, квалифицируемые как преступления и попадающие в сферу деятельности Следственного комитета.

  • В Европе каждый десятый пациент сталкивается с неправильно поставленным диагнозом или неправильно назначенным лечением.
  • В Канаде от последствий врачебных ошибок страдают около 30% больных, обратившихся за помощью. В Австралии и Новой Зеландии этот показатель чуть ниже: 27% и 25% соответственно. Даже в Германии, куда едут лечиться со всего мира, от медицинских ошибок страдает 23 человека из ста обратившихся к врачам.
  • В Великобритании более 30 тысяч пациентов каждый год умирает из-за невнимательности и беспечности врачей и медперсонала.
  • В Греции жертвами медицинских ошибок становятся 13% пациентов.
  • В Италии каждый год более 90 тысяч человек сталкиваются с ошибками врачей и медработников.
  • В Израиле примерно 10% летальных исходов в стационарах являются следствием медицинских ошибок.
  • В Испании к проблеме подошли с другой стороны: статистические исследования проводились с целью выяснить риск для врача совершить ошибку. В среднем этот показатель приблизился в 37%, но у врачей отдельных специализаций риск гораздо выше. Так, для хирурга это 50%, а для акушера-гинеколога уровень риска вообще пугающе высок: 67%. Вдумайтесь: испанский акушер совершает ошибки в 2 случаях из 3.
  • В Японии смертность от последствий медицинских ошибок в 7 раз выше, чем от дорожно-транспортных происшествий, и составляет более 40 тыс. человек ежегодно.

Вот такая невеселая статистика.

Врачи и больницы как факторы риска

Врачи и больницы как факторы риска

Какие же ошибки случаются в зарубежных клиниках чаще всего?

  • Ошибки анестезиолога, от которых пациент пробуждается во время операции.
  • Потеря пациентов. К потерям относятся случаи побега больных, или недосмотр, в результате которого недееспособный пациент может незамеченным уйти, заблудиться, попасть в несчастный случай. Например, так произошло в Чикаго: пациентка с деменцией нечаянно заперлась в кладовке, где ее и обнаружили через несколько дней. К сожалению, женщина уже погибла от обезвоживания.
  • Подмена детей в родильных отделениях.
  • Путаница, возникающая с однофамильцами. Если медперсонал не проверяет каждый раз все данные больного, то возрастает вероятность того, что двух пациентов перепутают и будут лечить их неправильно.
  • Врачебные манипуляции не с той частью тела. В США ежедневно происходит 7 подобных случаев. Это может касаться как лечения здорового зуба, так и ампутации здоровой конечности. Ошибки происходят даже в тех случаях, когда пациент сам перед операцией помечает «правильную» ногу или руку.
  • Врачи с фальшивыми дипломами. Вы думаете, что купить диплом медицинского вуза можно только у наших умельцев? Ничего подобного. Мошенников от медицины хватает и в США, и в Канаде.
  • Равнодушие работников больниц, выписывающих неадекватных пациентов «в никуда».
  • Предметы, забытые внутри тел пациентов во время операций. В США это случается в 2 операциях из 100. Забывают все, от хирургических пеленок до шприцов, зажимов и скальпелей.
  • Неправильно поставленный диагноз. Так происходит с каждым десятым пациентом. Вовсе не всегда это связано с некомпетентностью врача. Часто причиной ошибок в диагностике становится оборудование, реактивы, а также ложь пациента и сокрытие им важной информации. Доктор Хаус из известного сериала не зря повторял: «Все лгут!»
  • Ошибочные действия работников Скорой помощи. Диспетчера, не расслышавшего адрес и направившего машину не туда. Водителя, заблудившегося в незнакомом районе. Медработников, уронивших носилки и т. д.
  • Ошибки пластических хирургов.
  • Ошибочное назначение лекарств и неправильная дозировка.
  • Внутрибольничные инфекции.
  • Ошибки, связанные с путаницей при проведении лабораторных исследований. Известен случай, когда в результате ошибки лаборантов женщине ошибочно поставили диагноз «рак молочных желез» и провели операцию по их удалению. А в это время реально больная пациентка не получала лечения, так как ей сообщили, что она здорова.
  • Трансплантация инфицированных органов.
  • Воздушная эмболия: попадание в кровяное русло пузырьков воздуха при внутривенных вливаниях, установке центрального катетера, родах и т. д.
  • Переливание неподходящей группы крови.

Этот список далеко не полный, но его вполне достаточно для того чтобы осознать масштаб проблемы.

Записаться к врачу и адвокату одновременно?

Записаться к врачу и адвокату одновременно?

Проблема врачебных ошибок возникла не сегодня, и в разных странах решают ее по-разному. Врачи обязательно оплачивают профессиональную страховку на случай совершения ошибки. По статистике, в США 90% врачей хотя бы раз в жизни сталкиваются с судебным иском со стороны пациента. Причем речь идет об огромных суммах — в Балтиморе, к примеру, средняя сумма иска по поводу ущерба от врачебной ошибки составляет миллион долларов. Разумеется, далеко не все иски решаются в пользу пациента, или, по крайней мере, суд присуждает к взысканию меньшей суммы.

Стоимость страховки зависит от специальности врача — у хирурга риск совершения фатальной ошибки выше, чем у терапевта. Врачи, работающие в зоне риска, платят за страховку тысячи и сотни тысяч долларов. И это стоит того, так как один иск, выигранный пациентом, может сделать клинику банкротом.

В США пациенты, ставшие жертвой медицинской ошибки, выигрывают более 150 тысяч исков ежегодно. В Испании средняя сумма компенсации, присуждаемой к выплате жертве ошибки врача, составляет 500-600 тысяч евро.

Интересно:

  • По неофициальной статистике, среди всех врачебных специальностей чаще всего ошибаются стоматологи, на втором месте — акушеры, а замыкают ТОП-3 хирурги.
  • Реже всего с ошибками врачей сталкиваются больные с переломами костей, пневмонией и аппендицитом. Самые в этом смысле «невезучие» — больные с аллергическими реакциями, осложнениями после вакцинации и послеоперационными воспалениями.

Многие врачи (по результатам некоторых опросов — более половины) склонны отказываться от риска и выбирать из вероятных тактик лечения наиболее безопасную, даже если она менее эффективна. Особенно избегают риска те, кто хотя бы единожды сталкивался с судебными исками. Рисковать ради успешного лечения готовы всего 28% врачей.

Как правило, компенсацию за нанесенный ущерб выплачивает истцу медицинское учреждение, в котором работает врач. И потому нередко руководство клиники настоятельно не рекомендует врачам проводить рискованные манипуляции, ограничиваясь безопасными, даже если состояние больного требует более эффективного вмешательства. Это порой приводит к фатальным последствиям для пациента, но снижает риск для клиники и врача, который при неблагоприятном течении дела может лишиться врачебной лицензии.

Если больной или его представители все-таки подают в суд, то вместо клиники или конкретного врача им предстоит судиться со страховой компанией, предоставляющей профессиональную страховку медицинскому учреждению. Поэтому, решив записаться к врачу, стоит вспомнить и телефон своего адвоката — так, на всякий случай.

Особенно важно позаботиться о защите своих прав тем, кто направляется для лечения в другую страну. Заручиться помощью медицинского юриста в таких случаях решительно необходимо.

Комментарий эксперта

Кэтрин Мерфи, руководитель Ассоциации пациентов Великобритании

За период с 2012 по 2016 год более 1100 пациентов, обратившихся в британские больницы за помощью, пострадали от непростительных медицинских ошибок. Пациентов «перепутывали», вследствие чего неправильно лечили. Больным проводили неумелую интубацию, вводили питательные трубки не в пищевод, а в дыхательные пути. Пациентам переливали неподходящую кровь, диабетикам не вводили вовремя инсулин. Но самые недопустимые случаи происходили на операционном столе: хирурги удаляли здоровые органы вместо больных, проводили операции не на тех ногах и глазах, удаляли женщинам вместо яичника почку и фаллопиевы трубы вместо аппендикса. Или «забывали» в теле оперируемого сверла, скальпели, иглы, перевязочный материал. Ошибки хирургов исправить не всегда невозможно.

Я считаю такие случаи позором для страны, в которой Национальная служба здравоохранения располагает огромными ресурсами и возможностями.

Насколько мне известно, эта проблема существует не только в Великобритании. Не зря ВОЗ приняла программу, целью которой поставлено сокращение количества врачебных ошибок вдвое. Это замечательно, но на самом деле подобных, предотвратимых ошибок быть не должно вообще.

Комментарий эксперта

Мартин Макари, хирург, исследователь из Университета Хопкинса

Я глубоко убежден, что проблема медицинских ошибок должна стать одним их основных направлений исследований, так как масштаб ее слишком велик для того, чтобы оставлять ее без внимания. Между тем в большинстве стран не существует даже системы учета для проведения статистических исследований, так как причина смерти фиксируется по международной классификации болезней (ICD), где нет кода под названием «человеческий фактор» или «ошибка медперсонала».

А поскольку статистические данные определяют приоритеты в исследованиях и используются для распределения потоков финансирования, проблема, отсутствующая в статистических выкладках, не получает должного внимания и денег на проведение научной работы.

Мы провели глубокое исследование, но все равно полученные результаты не отражают всей полноты картины, так как в наше поле зрения попадали только ошибки, совершавшиеся по отношению к больным, госпитализированным в стационар. Амбулаторный прием остался вне нашего исследования, а значит истинное положение дел может оказаться еще печальнее. При этом важно понимать, что значительная часть ошибок вызвана не столько некомпетентностью и непрофессионализмом врачей или младшего медицинского персонала, сколько несовершенством системы. Мы видим своей задачей в первую очередь не преследование и наказание виновных, а совершенствование системы. Мы никогда не сможем исключить влияние «человеческого фактора», но минимизировать последствия обязаны.

Как сказал член правления Национального фонда безопасности пациентов Л. Лип, плохие врачи — не главная проблема, их не более 1%, а остальная часть — это хорошие врачи, которые иногда ошибаются, и задача системы — максимально смягчить последствия этих ошибок.

Полагаю, что следует внести изменения в формы отчетности, а также указывать в свидетельствах о смерти не только код по ICD, но и дополнительный фактор, приведший к смерти — медицинские ошибки, которых можно было избежать. Это помогло бы направить внимание общества на большую проблему, существующую в системе здравоохранения.

Как уберечься от врачебных ошибок / Тетенев Ф.Ф. // Бюллетень сибирской медицины 2012 Т. 11 №1

Доля ошибок при исследованиях по месту лечения / О ‘Кейн М.Д., МкМанус П., МкГован Н., Марк Линч П.Л. // Клиническая лабораторная диагностика 2013 №7

Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике / Доскин В.А., Деринова Е.А., Картоева Р.А., Соколова М.С. // Клиническая медицина 2014 Т. 92 №4

Врачебная ошибка и наказание несовместимы / Махамбетчин М.М. // Клиническая медицина 2015 Т. 93 №5

17 сентября отмечается Всемирный день безопасности пациентов, учрежденный по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для привлечения внимания к этой проблеме на международном уровне.

По данным ВОЗ, вероятность гибели человека в автокатастрофе составляет 1: 3 000 000, тогда как вероятность смерти пациента в результате несчастного случая в медицинской практике — 1:300. Около 3 млн человек в мире умирает ежегодно вследствие небрежности или по недосмотру медицинских работников. Определенный вред наносится каждому десятому пациенту, при этом в более чем половине случаев он мог бы быть предотвращен.

Наибольшее бремя ложится на страны со средним и низким уровнем дохода, где по этой причине умирает каждый 4-й из 100 пациентов. По данным экспертов, лидирует по количеству смертей Южная Азия, а также страны Центральной и Западной Африки.

Нет какой-либо единой глобальной базы по видам и количеству врачебных ошибок в разных странах. Как показывает одно из исследований, в 10% всех случаев вред пациенту наносится вследствие хирургических манипуляций. В другом отмечается, что каждый 30-й пациент страдает от негативных последствий, связанных с неверным назначением и применением лекарственных средств. Каждые 7 (в развитых странах) или 15 (в развивающихся) из 100 пациентов в отделениях интенсивной терапии заражаются внутрибольничной инфекцией.

Пациенты сталкиваются с ошибками в диагностике, страдают в результате нарушений при выполнении инъекций, переливаний крови и других медицинских манипуляций. В больничных стенах каждое третье падение завершается нанесением дополнительного вреда здоровью.

Помимо непосредственной угрозы жизни и здоровью людей медицинские ошибки оборачиваются серьезными финансовыми потерями. По некоторым оценкам, приводимым ВОЗ, они достигают 1% от мировых расходов на здравоохранение. По последним оценкам ОЭСР, в странах-членах они превышают $800 млрд в год, или 12% их совокупных расходов на здравоохранение. Эти цифры не включают косвенные потери для экономик и систем соцобеспечения, которые на глобальном уровне могут достигать триллионов долларов.

Неблагоприятные последствия, измеряемые количеством потерянных лет здоровой жизни, ставят врачебные ошибки в один ряд с дорожными авариями и основными инфекционными заболеваниями.

Фото: Коммерсант

Теги по теме

Махинации с госпомощью: в Крыму ветеринарных врачей уличили в массовой фальсификации документов

Севастополь по программе «Земский доктор» принял на работу двух врачей и трех фельдшеров

России не хватает 25 тысяч врачей, больше всего — в сёлах

Глава Всемирной Ассоциации врачей сравнил новый штамм коронавируса с Эболой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Возврат сумм излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок
  • Вождение экзамен город какие ошибки
  • Возврат денег на юле после ошибки
  • Возврат средств сбербанк при ошибке перевода
  • Военные ошибки документальный сериал