Волейбол является увлекательным и популярным командным видом спорта. Как и в любой игре, у него есть свои правила, которые необходимо соблюдать. Их нарушение, а также недисциплинированное поведение, совершение технических нарушений со стороны тренера и игроков может не только ухудшить игровой процесс, но и привести к серьезным проблемам. Рассмотрим самые распространенные ошибки в игре волейбол.
Основные нарушения правил
Стоит упомянуть, что спортсменам следует быть сдержанными, поскольку оскорбительное поведение судьями не одобряется. Во время игры нельзя касаться сетки, антенн над сеткой. Некоторые моменты могут включать касания (например, на блоке), но в случае, когда игрок фактически не соприкасается с мячом. Запрещается заступ на часть поля противника (но если стопа или кисть находится над средней линией, то это не нарушение).
Что насчет мяча, то он должен быть в движении, задерживать его нельзя. На одной стороне поля он может коснуться три раза, но не более. При этом отскок мяча от блока не считается за касание. Блокировать пас запрещено.
Также ошибками в волейболе считаются следующие действия:
- прикосновение к мячу на поле противника;
- атака с передней линии в прыжке;
- подбрасывание мяча подающим в пределах лицевой линии.
Технические нарушения
Ошибки подачи в волейболе:
- плохой зрительный контроль;
- нечеткое подбрасывание;
- выполнение удара согнутой рукой;
- малая амплитуда замаха;
- удар ребром руки, пальцами, но не ладонью;
- расслабление после подачи;
- неправильная стойка игрока.
Ошибка передачи:
- недостаточно согнуты ноги;
- неправильная постановка пальцев рук;
- расслаблены пальцы,
- неправильное положение туловища;
- неполное выпрямление рук при ударе;
- слишком высокое или слишком низкое положение кистей;
- отсутствие согласованности в движении туловища, рук и ног.
Ошибки приема:
- близкое расположение принимающего игрока к лицевой линии или сетке;
- несвоевременная реакция на действия подающего;
- долгое принятие решения, каким способом принимать мяч;
- расслабленные кисти рук при приеме;
- сильный наклон вперед;
- прием без учета траектории его полета и скорости.
Хотите играть без ошибок?
Заинтересовались? Хотите научиться играть правильно? Тогда приглашаем вас в наш спортивный клуб AYV SPORT. Мы поможем и научим Вас как пляжному, так и классическому варианту игры. Расскажем подробней, что не является ошибкой в волейболе, раскроем секреты эффективной игры. У нас работают опытные тренеры, имеется множество площадок. Без внимания никто не останется. Обучаем не только игре, но и организовываем турниры и отдых в лучших лагерях России и за границей. Приходите! Будет интересно!
Перейти к содержимому
Ошибки и нарушения в волейболе
Разобьем эту статью на два подзаголовка: ошибки при выполнении технических элементов и непосредственно нарушения волейбольных правил. Итак:
Нарушения волейбольных правил
- Запрещено касание сетки — самое распространенное нарушение, вызванное неправильной техникой безопасности игроков. Важно соблюдать это правило не только, чтобы выигрывать и не терять очки, но и во избежание травмоопасных ситуаций на площадке. В игровом пылу можно влететь друг в друга и сильно покалечиться.
- Запрещено касание антенн над сеткой игроком и мячом.
- Запрещен заступ на площадку противника. Так же, как и первый пункт, соблюдение этого правила сбережет от случайный игровых травм.
- Запрещен подброс мяча при подаче, находясь на площадке (в пределах лицевой линии).
- Некультурное и оскорбительное поведение также не поощряется.
- Игроки задней линии не могут атаковать в прыжке с передней линии. Но если прыжок произошел за трехметровой линией, то нарушением это не считается. Приземляться можно как за трехметровой после прыжка, так и уже в пределах площадки.
- Запрещен блок паса.
- Запрещено касаться мяча, когда он находится на стороне поля противника. Это частая ошибка блокирующего.
- Запрещена задержка мяча. Движение должно быть жестким и мгновенным.
- Хоть касание мяча на одной стороне площадки разрешено не более трех раз, однако при отскоке мяча от блока, блок за касание не считается. И в таком случае разрешено 4 касания (3 стандартных + 1 касание блока).
Распространенные ошибки
Ошибки техники нападающего удара
- Запаздывание при набеге на мяч. Из-за чего удар происходит несвоевременно или вообще не происходит. Такой удар чаще всего приходится в сетку или в аут. Это очень распространенная ошибка, главной причиной которой является неумение игрока поймать нужный момент для удара. Иногда запаздывание происходит из-за плохого паса связующего. Лечится только регулярной практикой.
- Слишком быстрый набег. Когда игроку говорят, что он движется к мячу слишком медленно, он начинает ускоряться и прибегать под мяч на этот раз слишком рано. Ошибка также связана с неумение поймать момент удара.
- Бьющий забегает под мяч. Тоже одна из самых популярных ошибок. При разбеге создается иллюзия повышенного контроля, если забежать прямо под мяч. Но это не так. Забегая под мяч, мы теряем простор для удара и контроль над мячом. Как правило, такие удары полностью непредсказуемы: может получиться неплохо, а может выйти сетка, аут или вообще промах по мячу. Чтобы избегать этой ошибки, тренируйтесь чеканить мяч об стену: контролируйте его так, чтобы он находился на расстоянии вытянутой прицеливающейся руки.
- Бьющая рука согнута. Ошибка часто возникает из-за несвоевременного забега. Атакующий поздно начинает движение к мячу и успевает ударить по нему только согнутой рукой.
- Удар приходится не по центру мяча ладонью, а пальцами, ребром или неполной частью ладони. Также тренируйтесь бить мяч об стену, тренируйтесь, стоя в паре с другим игроком.
- Удар слишком «зажатый» и происходит не «хлыстом», а скорее «веслом». У таких игроков не развита гибкость.
- Не согнутая кисть в момент удара. Игрок забывает согнуть кисть под нужным углом и проконтролировать направление мяча пальцами. Такой мяч часто улетает в аут.
- Небрежность к правильной работе рук и ног. Ошибка, связанная с плохой гибкостью игрока. Ноги разлетаются в стороны, уменьшая высоту прыжка. Руки двигаются непредсказуемо, от чего теряется контроль над мячом.
- Выключение после удара. После нанесения атакующего удара, игрок часто расслабляется, но волейбол — одна из самых быстр спортивных игр. Нападающему могут поставить удачный блок или принять мяч и быстро перебросить обратно. Нужно постоянно оставаться в игре и быть готовым ко всему, пока не прозвучит свисток судьи.
Ошибки нижнего приема
- Прием мяча не на нижнюю часть предплечий, а на кисти и костяшки рук.
- Встречное движение на мяч, отчего полет мяча непредсказуем.
- Отсутствие работы ногами — при приеме они должны быть полусогнуты, а при контакте с мячом чуть распрямляться, задавая направление мячу.
- Неплотно прилегающие друг к другу руки.
Распространенные ошибки верхнего приема
- Прием и отработка мяча ладонями, а не пальцами.
- Сведенные вместе пальцы. Хотя они должны быть разведены максимально широко друг от друга, чтобы полностью охватывать мяч.
- Отсутствие работы ногами.
- Прием на расслабленные кисти и пальцы. Такой мяч может выскользнуть из рук или же произойдет неудачный пас.
- Опаздывание — игрок задерживается и не успевает ровно прибежать под мяч.
- Пас не ото лба, а от груди — очень распространенная ошибка. Такой мяч крайне сложно контролировать, т.к. теряется работа пальцев, кистей и ног. Старайтесь принимать мяч ВСЕГДА НАД головой!
- Игрока не разгибает локти, не выпрямляет корпус корпус при передаче.
- Неправильная форма ковша — большие пальцы выставлены навстречу мячу.
- Локти и предплечья расположены параллельно друг другу.
- Отсутствие должного зрительного контроля за мячом.
Распространенные ошибки блока
- Блокирующий тянется ближе к мячу, что приводит к касанию сетки.
- Слишком широко разведенные руки, что создает брешь в защите:
- Блокирующий забывает разводить руки перед прыжком, отчего помогающие 2-й и 4-й номера на блоке влетают в блокирующего. Очень травмоопасная ошибка!
- Блокирующий разбрасывает ноги в разные стороны. Что приводит к заступу на площадку противника и травмам как для блокирующего, так и для располагающихся рядом игроков.
- Кисти на блоке расслаблены. Такой блок слаб и неэффективен против сильного нападающего удара.
- Руки выносятся слишком далеко от сетки, что позволяет атакующему «загнать мяч под кожу» — между блоком и сеткой.
- Неудачное время прыжка. Слишком ранний или поздний блок.
- Плохой разворот предплечий и кистей рук:
Кроссовки для волейбола
О возможных проблемах и ошибках при обучении волейболу.
При изучении технических элементов волейбола у детей иногда возникают сложности с их выполнением. Материал статьи знакомит с упражнениями, с помощью которых можно как исправить, так и предотвратить возможные ошибки.
ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МЯЧА СВЕРХУ
При начальном обучении приему мяча снизу целесообразно использовать более мягкие или полуспущенные мячи. Наиболее распространены при изучении приема мяча сверху и верхней передаче следующие ошибки:
– неточный выход под мяч;
– большие пальцы направлены вперед;
– локти слишком широко разведены или наоборот;
– кисти не образуют «воронку»;
– кисти встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.
Рассмотрим некоторые из названных ошибок подробнее. Например, во время приема мяча над собой после наброса некоторые ученики ловят его, обхватывая с боков. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить им при приеме мяча направить большие пальцы рук к носу – сделать «стрелку». На это же стоит обратить внимание при широком разведении локтей. Другая распространенная ошибка – отсутствие подседания при приеме мяча. Для исправления этой ошибки можно поупражняться в многократных приемах мяча после предварительного отскока от пола.
Во время передач мяча сверху грубой ошибкой считается касание его ладонями. Чтобы избежать этого, нужно чаще проверять правильность расположения кистей, причем лучше это делать без мяча. Для этого можно использовать упражнение «Шлем» – приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, затем, не меняя положения пальцев, снять «шлем», сохраняя его форму. При этом руки займут необходимое для передачи мяча положение.
Также для устранения ошибок при верхних передачах можно использовать подвижные игры: «Точно водящему», «Мяч в воздухе», «Волейбол без подач», «Лишний мяч» и т.д.
ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СНИЗУ
При выполнении приема и передачи мяча снизу ученики также допускают много ошибок:
– в момент приема руки согнуты в локтях;
– руки почти параллельны полу;
– резкое встречное движение рук к мячу;
– при приеме мяча сбоку руки располагаются не под углом к полу;
– прием мяча кистями;
– туловище отклонено назад.
Очень часто дети принимают мяч на кисти. Происходит это оттого, что волейбол – единственная игра, в которой активно используются предплечья. Учащиеся же привыкли ловить мяч именно кистями. Для устранения этой ошибки можно предложить школьникам выполнить выбивание неподвижного мяча. Ученики делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один держит мяч на вытянутых руках на уровне пояса, второй, располагаясь в низкой стойке, старается выбить мяч у партнера. При этом мяч должен пролететь над партнером. После нескольких повторений ученики меняются ролями.
Другая очень распространенная ошибка – прием мяча согнутыми в локтевом суставе руками – следствие недостаточного сгибания ног в коленях или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями. Поможет исправить ситуацию упражнение «Черепаха». И.п. – низкая стойка, сцепленные руки вытянуты вперед. Втягивая голову, попытаться достать плечами мочек ушей.
Часто при приеме мяча снизу дети не сгибают ноги в коленях, что приводит к искажению техники этого важного элемента. Поэтому очень важно с первых уроков использовать ряд упражнений, направленных на формирование этого навыка:
1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика.
2. То же в парах, перебрасывая мячи с отскоком от стены под углом друг другу.
3. То же, но упражнение выполняет один ученик двумя мячами, поочередно бросая их так, чтобы они сначала ударились в стену, а затем в пол. Когда это упражнение будет освоено, можно попробовать выполнить его без отскока мяча от пола.
4. Броски и ловля мячей в парах под натянутой волейбольной сеткой. Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, отрабатывая передачи мяча снизу.
НИЖНЯЯ И ВЕРХНЯЯ ПРЯМЫЕ ПОДАЧИ
Подачи изучают в такой последовательности: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая. При этом часто встречаются ошибки, связанные с неправильным подбросом мяча и неверным ударным движением по нему:
– подброс мяча не оптимален по высоте;
– подброс мяча выполняется не в сагиттальной плоскости;
– удар по мячу выполнен неточно;
– скорость бьющей руки незначительна;
– встреча бьющей руки с мячом происходит не на оптимальной высоте;
– неправильное исходное положение подающего.
Только после освоения структуры движения при подбросе мяча можно приступать к изучению удара по мячу и согласованию работы отдельных частей тела в ударном движении. Для устранения возможных ошибок можно применять следующие упражнения:
1. Принятие правильного исходного положения.
2. Освоение структуры движения при подбрасывании мяча.
3. Из положения руки с мячом внизу подкинуть мяч вперед-вверх, но не заносить за голову; в конце движения отвести руку от мяча и выполнить бросок вперед – для верхних прямых подач.
4. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса выполнить замах для удара и удар по мячу, поддерживая его рукой, – для верхних прямых и боковых подач.
5. В исходном положении после подброса мяча выполнить имитацию ударного движения мимо мяча – для нижних подач.
6. Подача в стенку, партнеру, через сетку с 3 м, 6 м, 9 м.
7. Подвижные игры с метанием мяча в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др.
НАПАДАЮЩИЙ УДАР
Один из самых сложных в обучении технических элементов – нападающий удар. Главная причина ошибок – это неправильное или недостаточно полное представление о технике выполнения этого движения.
Типичные ошибки:
– несвоевременный и неточный разбег;
– отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору;
– недостаточно энергичный мах руками перед прыжком;
– удар по мячу производится над головой или за ней, рука в момент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз.
Избежать перечисленных ошибок помогут следующие упражнения:
1. Один ученик располагается с мячом около сетки, другой находится в 3 м от нее. Первый много раз подбрасывает мяч двумя руками снизу-вверх на 1 м выше сетки. Второй должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он подпрыгивает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и успел забежать под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же нападающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начинает, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом, игрок подбирает для себя оптимальный момент начала разбега.
2. То же после предварительной передачи, но сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.
3. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с приставлением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.
4. То же, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.
5. То же, выполняя в прыжке имитацию нападающего удара.
6. Стоя на опоре, как при стартовом положении пловца – ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад, – выпрыгнуть вверх, делая одновременно энергичный мах руками вперед-вверх.
7. Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое положение пловца и сразу, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.
8. После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, после чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Следует обратить внимание ребят на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на активное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.
9. И.п. – стойка ноги врозь, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки ученик ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз.
10. Ученики в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед-вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. Следует обратить внимание ребят на необходимость выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.
11. Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему – другой. Ученики, стоя на полу, располагаются полубоком левым плечом к сетке (для правши) в 60–70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляют над сеткой и ударом правой перебивают через сетку. Кисть хлестким движением накрывает мяч. Правую руку после удара без задержки опустить вниз, сетку не задевать.
12. То же, но левой рукой подбрасывать мяч, а правой перебивать его через сетку. При выполнении нападающего удара можно подниматься на носки.
13. Подвижные игры: «По наземной мишени», «Картошка».
БЛОКИРОВАНИЕ
При изучении техники блокирования ученики допускают следующие ошибки:
– отсутствие стопорящего шага перед выполнением прыжка;
– неправильный выбор места для блокирования – неправильная оценка траектории передачи и разбега;
– несвоевременный прыжок на блок из-за неправильной оценки высоты передачи и действий нападающего игрока;
– маховое движение руками перед прыжком;
– пальцы и запястья рук при блокировании не напряжены, пальцы не разведены;
– статическая стойка перед прыжком.
Ниже приведены упражнения, которые помогут исправить данные ошибки:
1. Блокирующий из исходного положения резко выставляет левую ногу вперед на пятку, приставляет правую и, активно взмахнув руками, выпрыгивает вверх; выставляя левую ногу вперед на опору с пятки, игрок затормаживает возможное продвижение вперед после выпрыгивания.
2. Ученик перемещается приставными шагами вправо около сетки, перед выполнением прыжка выставляет правую ногу на шаг вперед-вправо, затормаживая тем самым дальнейшее продвижение в сторону, приставляет левую ногу и прыгает вверх.
3. То же, но влево, выставляя вперед-влево левую ногу.
4. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки и одновременно выпрыгивают вверх, стараясь коснуться ладоней партнера над сеткой и, преодолевая сопротивление, перенести кисти рук через сетку.
5. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Находясь в стойке готовности, один перемещается влево или вправо, прыгает около сетки, имитируя блокирование; другой копирует его действия, стараясь ладонями коснуться его рук над сеткой.
6. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один старается перебросить мяч через нее несколько левее или правее блокирующего, который после перемещения в сторону ставит блок и преграждает мячу путь в свою сторону.
7. Два-четыре ученика с мячами располагаются вдоль сетки с одной стороны на расстоянии 1,5–2 м друг от друга, остальные выстраиваются в колонну с противоположной стороны сетки в зоне 4. Игроки с мячами поочередно набрасывают их на верхний трос, а блокирующие из колонны должны успеть переместиться, выпрыгнуть напротив мяча и накрыть его руками сверху.
8. То же, но колонна располагается в зоне 2, а учащиеся перемещаются вдоль сетки левым боком.
9. Ученики в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один подбрасывает мяч на разную высоту для нападающего удара, прыгает и бьет по нему. Другой должен точно определить место, время отталкивания и поставить блок.
10. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один набрасывает мяч на трос, а другой блокирует. Следует обратить внимание учащихся на необходимость выноса согнутых рук перед туловищем до постановки блока и опускания после этого.
11. Блокирующий располагается в зоне 3. Нападающие удары поочередно выполняются на стыке зон 3 и 4, 3 и 2. Блокирующий должен успеть переместиться и поставить блок, не задевая руками сетку.
12. Учитель держит мяч малого диаметра над сеткой, ученик выпрыгивает, как при блокировании, и забирает мяч.
Методическая разработка:
«ВОЛЕЙБОЛ в школе. Типичные ошибки и пути их решения».
Составил: учитель физкультуры
гимназии 29 г.Уссурийск
В.А.Лукашенко
2018г
ПРЕДИСЛОВИЕ
В 1895г
Вильям Дж. Морган, преподаватель физической культуры колледжа в г. Холиок
(США штат Массачусетс), предложил занимающимся среднего и старшего возраста
новую игру: перебрасывать наполненную воздухом камеру от баскетбольного мяча
через теннисную сетку, которую он подвесил на высоту 197
см. Хотя волейбол был изобретен именно в Соединенных Штатах, американцы
добились серьезных успехов в этом виде спорта лишь сравнительно недавно.
В 1900 году были
приняты первые правила, а сама игра уже проводилась специальным волейбольным
мячом. С этого времени волейбол становится известным видом спорта во многих
странах Центральной и Южной Америки, в
Канаде.
Простота
оборудования, большая эмоциональность и доступность игры способствовали тому,
что волейбол быстро распространился и на Европейский континент.
В нашей стране
волейбол начал широко развиваться с 1920 года. В 1923 году в Москве были
проведены первые соревнования по волейболу, а в 1925 году были утверждены
первые официальные правила таких соревнований. В 1929 года
проведена первая
Спартакиада школьников и пионеров.
В 1947 году была
создана Международная федерация волейбола, В настоящее время членами
Международной федерации волейбола являются 125 стран мира.
Волейбол –
стала популярной игрой во многих странах мира. Соревнования включены в
программу Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы.
У нас в стране
этой игрой занимается около 6 млн. человек.
I раздел СТОЙКА: правильный выбор
Правильная стойка имеет в волейболе важное значение. Именно правильное
положение всех частей тела позволит максимально реализовать свои навыки и
заодно избежать травм.
Обычно дети не
очень полно воспринимают, то на что их акцентирует тренер. Они считают, что это
все второстепенно, главное научиться овладеть приемами волейбола. Но далее в
процессе при работе в парах и особенно в двух сторонней игре, выявляется масса
ошибок при подборе мяча.
Вот, например,
распространенная ошибка. Играя в защите, учащийся стоит во весь рост.
Бросившись за мячом и упав, он скорее всего получит травму, поскольку падение
произойдет с большой высоты.
Существуют
три вида стоек /высокая, средняя, низкая/. Я обычно сразу приучаю детей к
средней и низкой стойкам. Постоянно напоминаю об этом на каждом занятии, до тех
пор пока он при работе с партнером или в игре, автоматически будет принимать
правильное положение, от которого зависит успех правильного выполнения приема или
передачи мяча.
Ошибки,
которые часто выполняют учащиеся:
1. Руки
держат слишком близко к туловищу
2. При
перемещении, соединяют ладони.
3.
Бросившись за мячом, растянулись на полу.
3. Отразив
мяч, застывают на месте.
Как их
исправить:
А) Руки
должны быть отведены от тела — так, чтобы они были параллельны бедрам.
Б)
Перемещаясь по площадке, не соединяйте ладони. Сводите их лишь за мгновение до
удара по мячу.
В) Надо было
принять низкую стойку и отразить мяч, находясь как можно ближе к мячу.
Г) Отразив
мяч, продолжайте двигаться как бы по его траектории.
Тренировочные упражнения «перед зеркалом»
Упражнение
выполняется в быстром темпе и в средней стойке. Двигаться постоянно меняя
направления – как, собственно говоря, в самой игре.
В парах, стоя
друг перед другом, быстро перемещаться влево — вправо, взад – вперед, при этом
сохраняя среднюю стойку.
Конечно, сразу
у детей не очень правильно получается, но если эти упражнения перевести в
игровую обстановку и когда они сами оценивают ту или иную пару, поверьте мне
результаты на лицо. Учащиеся вне сознания правильно выполняют постановку ног и
туловище – руки.
Но, чтобы этого
добиться, нужно постоянно и регулярно им напоминать.
ПОМНИТЕ, что к каждому ученику нужен индивидуальный
подход, даже с «гадкого утенка» можно вырастить прекрасного волейболиста!
ПОДВОДЯ
ИТОГИ, можно сказать, что правильный выбор стойки – важный показатель вашего
спортивного мастерства.
II раздел ПАС ПРЕДПЛЕЧЬЯМИ: атака
начинается с него
Пас предплечьями
должен быть безупречен и точно выверен: он залог успешной контратаки. Поэтому,
принимая сильно пущенный мяч, надо суметь погасить его скорость, чтобы мяч не
улетел за пределы площадки, а попал вашему партнеру, который сделает мягкий
навес над сеткой в расчете на атакующий удар игрока передней линии,
завершающего ответную атаку.
Как же добиться,
чтобы ученики правильно выполняли этот один из важнейших технических приемов.
На
учебно-тренировочных занятиях я применяю следующие методические рекомендации,
объяснение, показ, ошибки при выполнении.
Говорю им,
имитируйте что вы набрали в ладони воды, при этом большие пальцы должны быть
параллельны друг друга, а затем не расцепляя рук имитируйте, что вы ее выливаете.
При этом выпрямляя руки, опусканием кисти вниз – «выливаем воду».
Выполнение
данного технического приема разделяю на два действия:
1. Подготовка
— переместится к летящему мячу и встать
поудобней.
—
Соединить руки, ноги на ширине плеч, одна впереди другой.
— Согнуть
колени и слегка присесть, руки образовали «площадку».
— Большие
пальцы параллельны друг другу, локти прижаты, руки
параллельны
бедрам.
2. Выполнение
— Мяч
принимать, когда он окажется напротив вас, на уровне корпуса.
— Слегка
выпрямляя ноги, руки не двигаются, переносить вес тела вперед.
— Мяч
принимать так, чтобы он был подальше от корпуса.
—
Подводить «площадку» под мяч, бедра движутся вперед.
Ошибки, которые часто выполняют учащиеся:
1. Во время приема мяча слишком высоко
подняли руки – так, что потом они взлетели выше плеч.
2. Вместо
того, чтобы согнуть колени, они сгибаются в поясе и поэтому пас получается
слишком низким и коротким.
3. Не
перенесли вес тела вперед, по направлению к мячу. В результате мяч не полетел в
сторону сетки.
4. В момент
приема разъединили ладони и хороший пас не получился.
5. Мяч
ударился о ваши руки выше локтевого сгиба или угодил в грудь.
Как их исправить
А) Принимать
мяч, когда он окажется на уровне пояса. При контакте с мячом не двигайте
руками.
Б) Принимая
мяч, необходимо согнуть колени, а спину держать прямой.
В) Вес тела
перенести на переднюю ногу и корпус наклонить вперед.
Г) Переплести
пальцы рук или обхватить одну ладонь другой так, чтобы большие пальцы были
параллельны друг другу.
Д) Держать руки
параллельно бедрам, чтобы мяч во время приема находился подальше от корпуса.
На занятиях, этот
технический прием отрабатываем постоянно в течении 30-ти минут. Упражнения
подбираю индивидуально каждому занимающему. По мере усвоения, одних ставлю к
неподвижному мячу, других в парах, когда один набрасывает мяч, а партнер
выходит на мяч и принимая его отдает партнеру.
Постоянно
выполняем жонглирование мячом по заданию, определенная высота и в определенную
точку на стене.
Один раз в месяц
принимаю у них контрольные нормативы по усвоению данного упражнения.
Ставлю на прием
по очереди каждого игрока в центре площадки, а остальные с мячом в колону по
одному. Броски мяча через сетку следуют с интервалом в 1-у сек. Принимающий
должен, принимая мяч довести в определенную зону, серия состоит из 50-ти подач,
после чего происходит замена принимающего.
Каждого фиксируя,
количество правильно принятых подач и даю задания, кому над чем работать, чтобы
исправить свои ошибки.
III
раздел ПОДАЧА И ЕЕ ПРИЕМ: игра под нашу диктовку
Волейбольная
партия начинается с подачи, и до тех пор, пока команда не потеряла право на
нее, она диктует ход игры.
В своей практике
я отошел от изучения нижней прямой /боковой/ подач, а ориентирую детей на
верхнюю прямую подачу, при этом на первом этапе подготовки, больше внимание до
80%, уделяю физической и специальной подготовки.
Я не буду
акцентировать внимание на правильность выполнения данного технического действия,
а остановлюсь, какие подводящие упражнения даю, для усвоения данного
технического действия.
— выполнение
замаха и удара по подвешенному мячу /паралону/, высоту которого регулирую для
каждого занимающего, чтобы удар выполнялся прямой рукой.
— удары мяча с
собственного подбрасывания в защитную сетку, для увеличения плотности занятий /мячи
практически далеко не «улетают».
— подача мяча
через сетку расстояние – 3 м.
— по мере
усвоения расстояние увеличиваю до 6-9 м, при этом акцентирую внимание подач на
точность, в определенную зону или мишень.
При верхней
подаче мяч отправляется на площадку соперника с более высокой точки, и
траектория его полета короче. К тому же такой мяч принять намного трудней,
поскольку скорость его полета намного больше.
1. Подготовка
1. Ноги
расслаблены в удобной стойке, вес тела равномерно распределен.
2. Плечи
развернуты параллельно сетке, левая нога выдвинута вперед.
3. Распрямите
правую /левую/ ладонь, глаза смотрят на мяч.
2. Выполнение
А) Подбросьте
мяч перед правым плечом, подбрасывая, не подкручивайте его.
Б) Мяч
подбрасывайте одной рукой и поближе к корпусу.
В) Сделайте
правой /левой/ рукой замах, высоко держа локоть /рука идет рядом с ухом/.
Г) Бейте по
мячу подушечкой ладони, при контакте с мячом рука должна быть абсолютно прямой.
Д) Все внимание
на мяч, и переносите вест тела на переднюю ногу.
Ошибки, которые часто выполняют учащиеся :
1. Мяч летит в
сетку, за игровую площадку.
2. Подача не
достаточно сильная, и мяч не перелетел через сетку Или приземлился за пределами
площадки.
3. Подбросили мяч
слишком далеко от себя, и чтобы выполнить подачу, вам пришлось сделать шаг –
другой вперед.
Как их исправить:
А) Подбрасывайте
мяч близко к правому плечу прямо перед собой, а не вправо.
Б) Вкладывайте в
удар вес и силу своего тела. Бейте по мячу запястьем ладони, а не пальцами.
В) Бейте под
центр мяча. При ударе мяч должен находиться прямо над головой.
Г) Подбрасывайте
мяч аккуратно, ближе к корпусу и перед правым плечом.
Почему так важен
правильный прием подачи? И как принимать подачу?
С приема подачи
команда начинает борьбу за ее отыгрыш. Удачный прием подачи – залог успешной
атаки и победы в очередном розыгрыше мяча. Чтобы успешно принять подачу, нужно
заранее предугадать направление полета мяча и его траекторию и мгновенно
оценить обстановку: кому принимать мяч из партнеров. Чем быстрее вы решитесь
взять игру на себя, тем больше времени будет, чтобы занять нужную позицию и
принять мяч.
Подача в
сегодняшнем волейболе, как правило мощная и принимать ее нужно на предплечья.
Чтобы
предугадать, куда и как полетит мяч, внимательно следите за телодвижениями
соперника, стоящего на подаче. А именно, под каким углом развернуты его плечи,
куда смотрит носок выдвинутой вперед ступни, и, конечно следите за замахом его
правой /левой/ руки. Чем быстрее вы вычислите траекторию полета мяча, тем
больше у вас шансов отразить подачу и сделать одновременно хороший первый пас.
IV раздел ПЕРЕДАЧА МЯЧА СВЕРХУ : дирижируя
атакой
В чем важность
передачи мяча сверху?
Верхний пас делают,
принимая мяч, летящий выше уровня плеч и с небольшой скоростью. Говоря
откровенно, им вообще надо пользоваться как можно чаще, а не ждать пока он
снизится настолько, что его придется принимать на предплечья. Верхний пас –
наиболее точен и эффективен.
При выполнении
верхней передачи мяча, новички нередко сталкиваются с трудностями, и главные
причины тут две :
1. Игроки
занимают неправильную позицию, забывая о том, что мяч во время контакта с ним
должен находится прямо напротив корпуса волейболиста.
2. Игроки
принимают мяч на прямых ногах и бьют по нему прямыми руками.
Ошибки при выполнении верхней передачи мяча:
1. Мяч коснулся
ваших ладоней, и произошла его «задержка».
2. Мяч пошел
вертикально вверх, а не по навесной траектории к нужной цели или мяч пошел
закрученным.
3. Мяч улетел
через сетку на половину соперника или угодил в сетку.
4. Мяч не долетел
до боковой линии или вы дали чересчур низкий пас.
Как их исправить
А) Вытяните пальцы
и обхватите мяч, касаясь его лишь двумя верхними фалангами.
Б) Принимайте в
нижнюю половину мяча, но не под низ, плечи обязательно должны быть развернуты
вперед к цели. Кроме того, усилия двух рук должны быть равными.
В) Нужно передать
мячу «моментальный импульс» чтобы мяч не прокатился по пальцам и стоять
левым /правым/ боком к сетке, выдвинув вперед правую /левую/ ногу.
Г) Распрямляя
руки и ноги, вы не вложили в них достаточных усилий и высшая точка паса вперед
– 2-2,5 м над сеткой. Паса назад – 1,5-2
м.
1. Подготовка
1. Перемещаясь
к мячу, займите среднюю стойку и разверните плечи вперед к цели.
2. Ноги не
напряжены, одна впереди другой, слегка согните руки и ноги.
3. Кисти рук
надо лбом, выше его на 15-20 см.
4. Держите руки
перед собой и смотрите на мяч через «окошко» сформированное кистями рук.
2. Выполнение
А) Касание мяча
ниже его центра и выполняется двумя фалангами пальцев.
Б) Выпрямите
руки и ноги в направление цели и перенесите вес тела в сторону цели.
В) Отправляйте
мяч на нужную высоту с навесом либо к лицевой линии, либо под «ударную» руку
атакующего партнера.
Какие подводящие
упражнения я даю детям для усвоения данного технического действия.
1. Многократная
передача мяча над собой на месте, далее в движении
2. Удар мяча об
пол, отскок мяча и передача над собой.
3. Партнер
несильно и по высокой траектории бросает мяч партнеру, который возвращает мяч
верхней передачей
4. Передача
мяча в тройках в движении /куда мяч, туда и я/.
5. Передача
мяча в парах через сетку. Партнер принимает мяч двумя руками сверху и делает
передачу над собой, далее вторым касанием делает передачу партнеру и т. д.
6. Поочередная
передача мяча над собой /сверху – снизу/ по заданию выполняют разную амплитуду
высоты полета мяча.
Усложняю
это упражнение на счет до 25 очков, ошибка когда игрок выполняет одно движение
2 раза подряд т.е. передача снизу или сверху 2 раза подряд.
7. Передача
мяча в парах через сетку, передвигаются одновременно вдоль сетки.
V раздел АТАКА : выполнение результативного
удара
Вершиной усилий
всей команды – это выполнение нападающего удара через сетку, самое
захватывающее и зрелищное действие в волейболе.
В волейболе есть
три способа атаки, каждый из которых может быть весьма эффективным.
Первый из трех
способов – скидка. Его зачастую считают защитным приемом, выполняемым, когда
игровая ситуация неблагоприятна для атаки. Однако скидка часто является
неожиданным для соперника способом нападения, так как разрушает защитные схемы
обороняющейся команды.
Второй вариант –
замедленный атакующий удар. Как следует из названия, удару придается сила
меньшей максимальной. Подобно скидке этот удар применяется для разрушения
защитных схем обороняющейся команды.
Третий способ
атаки – сильный атакующий удар. Он к тому же является одним из самых сложных
для усвоения. Чтобы успешно выполнить данный прием, вы должны подпрыгнуть и
нанести резкий удар по мячу над сеткой так, чтобы мяч приземлился в пределах
противоположной стороны площадки. Успешное выполнение этого удара требует
многочасовых тренировок.
У атакующей
команде должен быть богатый выбор вариантов нападения. Если соперники научились
справляться с вашей силовой атакой, скидка может заставить их врасплох. По мере
занятия и усвоения данного технического действия, занимающиеся обязаны овладеть
всеми тремя способами, но я остановлюсь на более зрелищным и изящным способе –
сильный атакующий удар, который наиболее труден в усвоении.
1. Подготовка
1. Начинайте
разбег, когда пас пройдет половину дистанции до вас.
2. Последние два
шага – это шаг правой ногой с приставлением левой или шаг для прыжка.
3. Взмах обеими
руками от талии.
4. Поставьте
пятки и перенесите вес тела, взмахивая обеими руками вперед – вверх.
2. Выполнение
А) Коснитесь мяча
полностью вытянутой рукой, касаясь его напротив бьющего плеча.
Б) Коснитесь мяча
ладонью нижней половины мяча.
В) Быстро сожмите
запястье и направьте руку поверх мяча.
Ошибки при выполнения данного технического приема
1. После
сильного атакующего удара мяч летит за пределы площадки.
2. Вам не
хватает роста в прыжке во время сильного удара.
Как их исправить
А) Вы должны
коснуться мяча, когда он находится перед бьющим плечом, ваша ладонь должна
обхватить верхушку мяча.
Б) Необходимо
поставить пятки так, чтобы преобразовать горизонтальное поступательное движение
в вертикальное. Обеими руками следует сильно взмахнуть вверх.
Подводящие
упражнения, которые я применяю при отработке данного технического приема.
1. Учащиеся
стоят с мячом у стены на расстоянии – 3
м. и посылают мяч под углом так, чтобы он ударился в пол примерно в 1,5
м от вас. Мяч должен резко отскочить от пола, удариться об стену и вновь
подлететь к вам.
С начала это
упражнение делаем стоя на месте и мяч левой /правой / рукой держим над головой
чуть впереди. Бьющая рука отводится назад, при этом локоть должен быть
приподнят, и за счет резкого разгибания руки удар наносится по верхушке мяча.
2. Отработка
на тренажере, где особое внимание уделяется разбегу и правильной постановке
стоп на пятки с последующим перекатом на пальцы ног. Это упражнение
отрабатываем с шага, с двух, трех пяти шагов, с последующим ударом по
неподвижному мячу.
3. Нападающий
удар с собственного подбрасывания. Сначала с места , затем с шага.
4. Удар мяча
об пол – сильно, затем по мере отскока мяча выполняем нападающий удар с места
или с шага.
5. В парах
один игрок набрасывает мяч – другой выполняет удар через сетку.
Сначала удары с
места, по мере усвоения с разбега.
6. В тройках
передача мяча связующему и последующая передача на нападающий удар в зоны 3-4,
и передача назад в зону 2.
7. Нападающий
удар из зоны 3 с переводом в зоны 1 и 5
Атака в
волейболе – один из труднейших приемов для исполнения. Самым важным элементом
успешного выполнения приема является правильная координация. Начинающие часто
так торопятся завершить атаку, что начинают разбег слишком рано. Игрок должен
наблюдать за связующим и следить за передачей вплоть до высшей точки ее
траектории, прежде чем начать разбег.
Выполняя
скидку, помните, что атака должна идти над блоком соперника или мимо него,
чтобы быть успешной. Ваше тело должно находиться позади мяча – так, чтобы вы
могли направить мяч в самые невыгодные зоны для соперника.
Для
успешного выполнения сильного атакующего удара, необходимо сконцентрироваться
на трех элементах выполнения:
— координация
при разбеге
— мяч должен
находится перед бьющим плечом
— быстрое сжатие
запястья с целью вызвать вращение мяча.
Ввиду сложности
выполнения сильного атакующего удара, необходимо тренировать отдельно каждый
элемент, прежде чем соединить их вместе.
VI раздел БЛОКИ : ограничение выбора
Блок является
первым рубежом защиты против атаки соперника.
Цель блока –
отобрать часть площадки у соперника. Блок модно считать успешным, если мяч
отскакивает от рук блокирующего сразу назад – на площадку соперника.
Одиночный блок –
это блок, который выполняет один игрок. Одиночного блока в волейболе часто
недостаточно, чтобы остановить атаку противника. Команды зачастую объединяют
двух-трех игроков, образуя двойной или тройной блоки, так называемый
коллективный блок.
Как выполнять одиночный блок
В роли
блокирующего начинайте, стоя в пределах 30
см от сетки лицом к противоположной части площадки. Кисти рук подняты к
плечам, ладони смотрят вперед, пальцы широко расставлены.
Немедленно после
прыжка нападающего согните колени и выпрыгните вверх. Вытянувшись выше сетки и
проникая руками на площадку соперника, поставьте руки с обеих сторон от бьющей
руки нападающего. Постарайтесь заставить мяч отскочить от ваших рук обратно на
площадку соперника.
Как выполнить коллективный блок
Выполнение двойных
и тройных блоков похоже на выполнение одиночного блока. Главное отличие в том,
что два или три игрока объединяются в блоке. Когда блок ставится у края
площадки, крайний игрок ставит блок, а к нему присоединяется центральный игрок
и оба игрока подпрыгивают одновременно.
Руки крайнего
игрока находятся на одной линии с мячом, а руки центрального игрока закрывают
угол обстрела площадки.
Когда блокирует
центральный игрок, а связка соперника достаточно высока, оба крайних игрока
перемещаются, чтобы присоединится к центральному, образуя тройной блок. Во
время исполнения такого блока руки центрального блокирующего находятся точно на
одной линии с мячом, а крайние блокирующие закрывают углы.
Ошибки при выполнении блока
1. Блокирующий
прыгает до атакующего удара.
2. Вы уже
опускаетесь на пол, в то время как нападающий только касается мяча и пальцы
ваших рук сжаты.
3. Вы
приземляетесь на прямые ноги.
4. Вы
располагаетесь не напротив нападающего.
5. Мяч касается
ваших рук и остается с вашей стороны сетки.
Как их исправить
А) Следите за
связующим соперника до тех пор, пока не определите, куда будет направлена
передача, а затем следите за нападающим до тех полр, пока в поле зрения не
окажутся мяч и рука нападающего.
Б) Совершайте
прыжок сразу после прыжка нападающего.
В) Широко
расставьте пальцы рук, так чтобы большие пальцы указывали наверх.
Г) Согнуть колени
смягчая приземление.
Д) Встаньте
напротив нападающего.
Подводящие
упражнения, которые я применяю при отработке данного технического элемента.
1. На месте, выполнить правильную постановку
рук, ног и выполнение прыжков у стены или дверном проеме, при этом пальцы рук
помечаем мелом.
В игровой форме кто
выше прыгнет и правильно оставит отпечатки пальцев на стене.
2. В
парах, мяч у партнера. Одновременно выпрыгиваем вверх и мяч передаем из рук в
руки, сначала на месте, по мере усвоения в движении вдоль сетки.
3. В
парах, мяч у партнера. Игрок с мячом с места выпрыгивает вверх и бросает мяч
через сетку, а другой выполняет постановку блока.
4. В
парах, мяч у партнера. Игрок с мячом подбрасывает мяч над собой и с места
выполняет нападающий удар, другой игрок выполняет постановку блока.
5. В
парах, мяч у партнера. Игрок с мячом выполняет подбрасывание мяча и с шага
выполняет нападающий удар, другой выпрыгивает и выполняет постановку блока.
6. С
противоположной стороны выполняют нападающий удары из зон 2-3-4, а трое
блокирующих, перемещаясь вправо –влево -центр, выполняют постановку двойного,
тройного блока.
Технические
действия нападающего удара и блокирования постоянно работают в спайке, нельзя
ставить приоритетом одно действие над другим.
Подводя итоги , могу сказать, что анализируя свой 16-летний
опыт работы с детьми, пришел к выводу, что начинать обучение детей нужно в той
последовательности, в которой я постарался изложить с своем реферате, самые
основные элементы технических действий игры в волейбол, без которых волейбол –
как игра, существовать не может.
Я
сознательно, такой технический прием как передача мяча двумя руками сверху,
отнес в третий раздел обучения, потому что ребенок по любому будет принимать
мяч сверху ввиду того, что этот прием ему более доступен. Но это не говорит о
том, что на занятиях я не объясняю данный технический прием, просто больше
делаю акцент на прием двумя руками снизу.
Ведь игра
начинается с подачи и приема, а если нет приема подачи , то естественно и не
будет красивой и зрелищной игры.
Ребенок не
может полностью развиваться умственно, не развиваясь физически.
Занятие спортом
благотворно влияет на многие аспекты человеческой жизни.
Очень хочется
надеяться, что наше общество потихоньку начинает выздоравливать. В последнее
время много делается для того, чтобы спорт приобрел такой же массовый характер,
как и в не очень далекие 40-е – 80-е годы.
Много зависит
от каждого из нас, от нашего желания быть сильнее духом, чище духовно и
морально. Хорошие спортивные результаты поднимают самооценку, а неудачи
заставляют разбираться в причинах. Спорт учит ставить цели и искать пути их
решения. Люди, добившиеся хороших результатов в спорте, как правило, успешны
и умеют добиваться поставленных целей.
«Здоровый
дух в здоровом теле» — справедливо утверждали еще в древности. Здоровье
нации определяет здоровье государства. И его мощь находится в прямой
зависимости от духовной и телесной крепости каждого из нас.
Литература
1. В.А.
Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников – Волейбол в школе 1976г
2. Ю.Д.
Железняк, Ю.Н. Клещев, О.С. Чехов – Подготовка юных волейболистов 1967г.
3. Ю.Д.
Железняк — К мастерству в волейболе 1978г.
4. А.В.
Ивойлов — очерки по биомеханике и методике тренировки. 1981г.
5. Барбара Л. Виера, Бони Джили Фергюсон –
практическое руководство для начинающих. Шаги к успеху 2006г.
Волейбол – это увлекательная командная игра, которая требует от игроков не только физических, но и интеллектуальных способностей. Но как и в любой другой игре, новички часто допускают ошибки, которые могут стоить команде победу. В данной статье мы рассмотрим наиболее типичные ошибки, которые делают новички в волейболе, и дадим советы, как избежать этих ошибок.
Неправильное положение рук при приеме мяча
Как правило, новички думают, что при приеме мяча им нужно расставить руки в стороны и ловить мяч, как в футболе. Однако в волейболе нужно делать иначе. Руки нужно держать перед собой, ладонями вверх, чтобы мяч отскакивал от ладоней и попадал на предплечье. Правильное положение рук помогает лучше сфокусироваться на мяче и контролировать его движение.
Еще одна распространенная ошибка – сильное напряжение в руках при приеме мяча. Новички часто зажимают мяч слишком сильно, из-за чего он ускоряется и летит за пределы поля. Чтобы избежать этой ошибки, нужно быть расслабленным и держать руки свободно.
Неправильная техника подачи
Подача – это один из самых важных элементов в волейболе. Новички часто допускают ошибки в технике подачи, что снижает эффективность этого элемента. Самой распространенной ошибкой является неправильное положение тела и рук при подаче. Руки нужно держать перед собой, а тело наклонить вперед так, чтобы шарик пересек центральную линию. При этом нужно не забывать про взмах, который нужно делать свободно и мощно.
Неправильное движение на площадке
Одной из причин неудач команды часто является неправильное движение игроков на площадке. Новички часто застревают на своей половине поля, не пытаясь сменить место с напарниками. Независимо от того, в какой позиции вы играете, вы должны постоянно двигаться, следить за мячом и перестраиваться под атаку противника, чтобы оказаться в месте, куда он попадет. Не забывайте о командной работе и помощи своим напарникам. Ведь команда, где все двигаются правильно и взаимодействуют друг с другом, всегда более эффективна.
Итоги
Если вы только начинаете заниматься волейболом, попробуйте избежать вышеперечисленных ошибок. Запомните, что правильное положение рук, техника подачи и правильное движение на площадке – это то, что вы должны освоить, чтобы стать профессиональным игроком. Следуйте нашим советам, тратьте время на тренировки и все получится!
Список литературы:
- Кабинет Минспорта РФ. Волейбол. Правила игры. // URL: https://www.minsport.gov.ru/upload/contents/1094/Voleybol_pri_publichnaya_versiya.pdf (дата обращения: 12.09.2021).
- Волейбол для начинающих: 10 советов. // URL: https://www.sport.ru/games/volleyball-10-sovetov-nachinayushhemu-igroku/article428756/ (дата обращения: 12.09.2021).