14.3.1 Игрок касается мяча в пределах
игрового пространства противоположной
команды.
14.3.2 Игрок направляет мяч <за>.
14.3.3 Игрок задней линии завершает
атакующий удар из передней зоны, и в
момент удара мяч находится полностью
над верхним краем сетки.
14.3.4 Игрок завершает атакующий удар
сразу с подачи соперника, когда мяч
находится в передней зоне и полностью
над верхним краем сетки.
14.3.5 Либеро завершает атакующий удар,
если в момент удара мяч находится
полностью над верхним краем сетки.
14.3.6 Игрок завершает атакующий удар выше
верхнего края сетки, когда мяч был послан
ему Либеро пальцами сверху из своей
передней зоны.
15. Блок
15.1 Блокирование
15.1.1 Блокирование — это действие игроков
вблизи сетки для перехвата мяча, идущего
от соперника, осуществляемое выносом
любой части тела блокирующих выше
верхнего края сетки.
Только игрокам
передней линии разрешено участвовать
в состоявшемся блоке.
15.1.2 Попытка блока
Попытка блока — это
действие по блокированию без касания
мяча.
15.1.3 Состоявшийся блок
Блок считается
состоявшимся, всякий раз, когда мяч
задет блокирующим.
15.1.4 Коллективный блок
Коллективный
блок выполняется двумя или тремя
игроками, находящимися близко друг к
другу, и является состоявшимся, когда
один из них касается мяча.
15.2 Касание мяча при блокировании
Последовательные (быстрые и продолжительные)
касания могут происходить у одного или
более блокирующих при условии, что эти
касания сделаны во время одного действия.
15.3
Блок в пространстве соперника
При блокировании игрок может переносить
кисти и руки по ту сторону сетки, при
условии, что это действие не мешает игре
соперника. Так, не разрешено касаться
мяча на стороне соперника раньше, чем
выполняется атакующий удар соперника.
15.4
Блок и касания команды
15.4.1 Касание на блоке не считается за
касание команды. Следовательно, после
касания на блоке команде предоставляется
три касания для возвращения мяча.
15.4.2 Первое касание после блока может
быть выполнено любым игроком, включая
игрока, который касался мяча на блоке.
15.5
Блокирование подачи
Блокировать подачу соперника запрещается.
15.6
Ошибки при блокировании
15.6.1 Блокирующий касается мяча в
пространстве соперника до или одновременно
с атакующим ударом соперника.
15.6.2 Игрок задней линии или Либеро
совершает блокирование или принимает
участие в состоявшемся блоке.
15.6.3 Блокирование подачи соперника.
15.6.4 Мяч от блока уходит <за>.
15.6.5 Блокирование мяча в пространстве
соперника за пределами антенн.
15.6.6 Попытка Либеро совершить индивидуальный
или коллективный блок.
Глава
5. ПЕРЕРЫВЫ И ЗАДЕРЖКИ
16. Обычные перерывы в игре
Обычными перерывами в игре являются
тайм-ауты и замены игроков.
16.1
Количество обычных перерывов
Каждой команде дано право максимум на
два тайм-аута и на шесть замен игроков
в каждой партии.
16.2
Запрос обычных перерывов
16.2.1 Перерывы могут быть запрошены
тренером или игровым капитаном и только
ими. Запрос осуществляется соответствующим
жестом, когда мяч находится вне игры и
до свистка на подачу.
16.2.2 Запрос замены до начала партии
разрешается. Эта замена фиксируется
как обычная замена в этой партии.
16.3
Последовательность перерывов
16.3.1 Запрос одного или двух тайм-аутов
и один запрос о замене игрока любой
команды могут следовать один за другим,
без необходимости возобновить игру.
16.3.2 Однако, команде не разрешается
последовательно просить замену игрока
в течение одного перерыва в игре. Два
или более игроков могут быть заменены
во время одного перерыва.
16.4
Тайм-ауты и технические тайм-ауты
16.4.1 Все тайм-ауты, которые запрашиваются,
длятся 30 сек.
Для официальных
соревнований ФИВБ в 1-4 партиях есть два
дополнительных 60-секундных <технических
тайм-аута>, которые применяются
автоматически, когда лидирующая команда
набирает 8 очков и 16 очков.
В решающей
(5-й) партии нет <технических тайм-аутов>
и каждой командой могут быть запрошены
два обычных 30-секундных тайм-аута.
16.4.2 Во время тайм-аутов игроки, находившиеся
на площадке, должны подойти к своей
скамейке.
16.5
Замена игрока
(Об
ограничениях смотри Правило 8.1)
(О
заменах Либеро — смотри Правила 20.3.2 и
20.3.3).
16.5.1 Замена должна проводиться в пределах
зоны замены.
16.5.2 Замена должна длиться столько
времени, сколько необходимо для записи
замены в протокол и разрешения игрокам
выйти и войти на игровую площадку.
16.5.3 В момент запроса замены заменяющий
игрок(и), должен быть готов к ней и
находиться рядом с зоной замены.
Если
эти требования не выполнены, замена не
предоставляется, а команда подвергается
санкции за задержку игры.
Для официальных
соревнований ФИВБ используются
специальные пронумерованные таблички
для облегчения процедуры замен.
16.5.4 Если тренер намерен сделать более
одной замены, он должен показать
количество замен во время их запроса.
В этом случае замены должны быть сделаны
последовательно, одна пара игроков за
другой.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Некоторым кажется, что атака в волейболе – это легко: подпрыгиваешь и бьешь по мячу. Но в реальности именно она является вторым наиболее трудным игровым элементом после подачи силой в прыжке.
Это движение приносит составу до 60% очков. При имеющихся навыках, профессионалы способны подать мяч со скоростью до 130 км в час, но для удара должна быть создана благоприятная игровая обстановка.
Для грамотного броска игрок должен регулярно сохранять визуальный контакт с мясом. Техника атаки индивидуальна и определяется исходя из роста участника, формы его кисти, пластичности, длины рук, высоты прыжка, правша или левша, скорости разбега и прочих аспектов. Самое трудное в этом – подобрать нужный момент для броска.
Позиции и удар игроков
- Игрок 1-ого темпа (связующий, центральный блокирующий, “распасовщик”) — располагается под сеткой, а также отдает мячи во 2-ой и 4-ый участки. Если связующему отдали пас для удара, передача, как правило, проводится невысокая и короткая: около полуметра над сеткой. Центральный блокирующий в игре имеет третий номер.
- Игрок 2-ого темпа (доигровщик) – основной нападающий состава. Их в игре несколько и на поле они занимают первую линию (она наиболее приближена к сетке). Номера доигровщиков – 2 и 4. Ключевая цель таких игроков состоит в забрасывании мячей на сторону противника, минуя блоки. Как правило, нападение ведется в любую зону, кроме №6, где располагается главный защитник.
- Диагональные – игроки под номерами №1 и №5 из второй линии. Страхуют неудачные передачи и атакуют со своей линии. Не имеют право проводить бросок в участки под номером 2 и 4. Разбег и нанесение атаки должно производится до линии нападения.
Техника атаки
Рассмотрим, как пробивать в волейболе на примере игры доигровщиков.
Из-за ежесекундной изменчивости положений на площадке, предусмотреть все технические тонкости просто невозможно. Тем не менее нападающий должен стараться выполнить все приведенные технические элементы:
- Оттягиваемся. После приема мяча, он отдается распасовщику. Нападающий при этом на пару шагов отходит от сетки и дает возможность атакующему увеличить свой разбег и нанести атакующий удар.
- Становимся на подготовительной позиции и немного подгибаем коленки. Если атакующий левша – убираем левую ногу на полшага вперед, если правша – правую.
- Первый шаг для броска. Такой шаг совершается в момент, когда распасовщик передает мяч, и должен быть медленным, примерочным. Тело в этот момент слегка расслабленно, но внимание сосредоточено на мяче. Если атакующий левша – шагаем с правой ноги, если правша – наоборот.
- Следующий шаг. Более ускоренно отводим руки назад и в стороны для последующего замаха. В этот момент участник уже должен просчитать с какой высоты и где ему нужно принять мяч так, чтобы не заступить за линии соперников и не задеть сетку.
- Шаг номер 3, который включает 2 “полушага”: приставного и стопорящего. Игрок резко прекращает движение, слегка приседает и сосредотачивается на последующей атаке. Руки направлены в стороны назад, а стопы волейболиста отведены параллельно друг от друга на расстоянии 50-60 см, пальцы растопырены. Совершаем вдох.
- Замах руками. Выпрямляем руки и отводим их назад до предела. Этот замах помогает вам сохранить равновесие и динамику разбега, а также по максимум вложиться в предстоящий прыжок.
- Толчок. Время на прыжок после совершенного шага должно быть кратчайшим. Подсели и резко выпрыгнули корпусом вверх и слегка вперед. Ноги сохраняем сомкнутыми. Толчок производим с максимальной отдачей, прыгая предельно высоко вверх.
- Мах рук вверх. Мах зависит от того, левша игрок или же правша: правши отводят правую руку за спину и разворачивают корпус для атаки, при этом отводя левую руку вперед, как бы прицеливаясь ею. Для левшей все также, но меняем местами руки. Акцентируйте внимание и на том, что вам нельзя загибать нападающую кисть руки и она должна находится в момент замаха параллельно другой. Локоть сохраняем параллельным голове и не отводим в стороны. Мяч должен находится впереди корпуса атакующего.
- Контроль зоны соперника с помощью периферического зрения. Чтобы удар был максимально результативным, во время замашки и прыжка нападающий должен концентрироваться как на самом мяче и траектории, так и на площадке соперника (с помощью периферического зрения). Это поможет определить расположение блокирующего, а также увидеть самые незащищенные участки и провести успешную атаку (к примеру, по открытому участку или слабому игроку).
- Нападающий удар. Разворачиваем вокруг своей оси корпус, а после включаем в удар плечо атакующей руки. Сама рука выпрямляется, что позволяет вам произвести максимальный удар по мячу. Касание мяча должно приходиться именно на центр, что повысит ваш контроль над ним. Пальцы в стороны, глубоко вдыхаем. Провожаем мяч рукой в необходимом направлении и сгибаем кисть руки для того, чтобы мяч пришелся точно в поле соперника.
- Приземление. Крайне важно сохранять контроль над своим телом после произведенной атаки. Приземление должно происходить на полусогнутые ноги, не задевая сетку и не заступая на территорию противника. Если вы не смогли совладать со своим телом, увы, даже самый эффективный удар будет не в вашу пользу.
Очень трудно сохранять в своей голове все эти технические составляющие, именно поэтому удар нападающего оттачивается годами.
Важные особенности атаки
- В момент атаки мяч должен располагаться перед вами. Именно перед глазами, а не над головой. Это поможет игроку контролировать точность нанесение удара по мячу и его направление.
- Кисть атакующего не должна быть согнута относительно другой руки. Это ненужное действие, которое делает удар кривым и неточным из-за образующейся искусственно увеличенной амплитуды замаха.
- Локоть атакующей руки не должен быть отведен в сторону. Это также повышает амплитуду и сбивает атаку. Руки необходимо сохранять на замахе и параллельно голове.
- При прыжке ноги должны оставаться перпендикулярными полу и параллельными относительно друг друга. Частой ошибкой неопытных игроков является “разброс” ног врозь, который приводит к потере высоты прыжка. Дополнительно также появляется шанс нанесения травмы близ стоящим игрокам.
- Атакующая кисть расслаблена. Это даст вам возможность хлестко ударить по мячу.
- Загибаем кисть после атаки. Из-за такой ошибки неопытные игроки зачастую теряют контроль над мячом после удара, и он оказывается в ауте.
- Важно ударять не пальцами, а именно центральной частью ладони, ведь они корректируют вашу атаку.
- При атаке нужно максимально растопыривать пальцы, что увеличит площадь вашей ладони и повысит контроль над мячом.
Частые ошибки при выполнении нападающего удара
Их множество:
- Опоздание в момент набега на мяч. Это приводит к тому, что удар наносится несвоевременно или вовсе теряется (летит в аут или сетку). Такая ошибка невероятно распространена, а ее ключевой причиной является отсутствие у игрока навыков правильного приема мяча в самый нужный для этого момент. Иногда же это случается из-за плохой передачи связующего, что можно исправить только при интенсивной практической отработке.
- Слишком ускоренный набег. Когда атакующему говорят о том, что он приближается к мячу слишком медлительно, он непроизвольно ускоряется из-за чего приходит к позиции под мячом слишком рано. Такая ошибка определена неумением поймать наиболее подходящий момент для нанесения удара.
- Атакующий забегает под мяч – одна из основных ошибок. При разгоне под мяч перед волейболистом создается мнимая иллюзия повышенного контроля над ним, что на самом деле не так. Напротив, при забеге под него мы не контролируем мяч, а теряем его, также, как и простор для атаки. Такие удары в большинстве своем непредсказуемы: может быть нанесен хороший удар, а может быть неудачный, когда мяч окажется либо в ауте, либо в сетке. Во избежание такой ошибки вам отлично поможет тренировка, в которой вы будете чеканить мяч об стену.
- Сгиб атакующей руки. Такая ошибка появляется из-за несвоевременного забега. Доигровщик поздно направляется к мячу, в результате чего наносит удар с согнутой руки.
- Удар сосредоточен в центре мяча, но нанесен пальцами, неполной ладонью или ребром. Помогут тренировки битья мяча об стену совместно с другим игроком.
- Атака чересчур “зажата” и произведена “веслом”. Таким игрокам поможет тренировка гибкости.
- Прямая кисть в момент атаки. Участник не сгибает кисть под необходимым углом, что приводит к потере контроля направления мяча.
- Пренебрежение техникой работы ног и рук. Ошибка, основанная на недостаточной гибкости. Руки двигаются хаотично, теряя контроль над атакой, а ноги разводятся в стороны, снижая высоту прыжка спортсмена.
- Выключение после броска. После удара, игрок зачастую расслабляется, но волейбол – не так игра. Противники легко могут передать вам атаку обратно или заблокировать ее. Оставайтесь в игре сосредоточенным от начала и до конца.
Упражнения для улучшения атакующего удара
Самым идеальным упражнением для оттачивая удара будет ежедневная практика, но 10-20 нападающих атак могут отнять у вас много сил. Поэтому рассмотрим несколько более щадящих упражнений:
Чеканка об стену. Идеальная локация – волейбольная площадка или зал. Встаем возле стены, приподнимаем вперед корректирующую выпрямленную руку, подбрасываем вверх мяч и ударяем о пол под таким углом, чтобы мяч отскочил от пола в стену, а потом к вам для следующей атаки. Корректирующая рука должна оставаться в прямом положении, а мяч направляться ровно на пальцы.
Игра в кругу или с парой. Сперва перебрасываете друг другу мяч с помощью нижних или верхних передач. После разогрева переходите к игре “на 3”. Первый участник подает верхний пас, а второй при этом принимает мяч и отдает его обратно любой подачей так, чтобы первый спортсмен мог удачно произвести атаку. Этот участник наносит удар по мячу так, чтобы он оказался ровно в руках партнера (на уровне колен или живота). Второй опять принимает снизу и снова передает пас первому. Этот спортсмен пасует верхней передачей под удар второго, который атакует снова под прием первого. И так по кругу. Это стандартная разминка многих волейболистов перед игрой.
Броски через сетку теннисного мяча с разбега или с места.
Атакующий удар по подвесному мячу.
Нападающая атака с собственным подкидыванием в прыжке или стоя. Последние 3 способа наиболее подходят для практики в спортивном зале.
Эффективность нападающего удара в большинстве своем определяется физическим состоянием спортсмена: его силой, высотой прыжка, выносливостью, ростом и гибкостью. Совершенствуя одновременно все эти аспекты, вы в разы увеличите собственные игровые способности.
Разминка в волейболе
Скидка в волейболе
О возможных проблемах и ошибках при обучении волейболу.
При изучении технических элементов волейбола у детей иногда возникают сложности с их выполнением. Материал статьи знакомит с упражнениями, с помощью которых можно как исправить, так и предотвратить возможные ошибки.
ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МЯЧА СВЕРХУ
При начальном обучении приему мяча снизу целесообразно использовать более мягкие или полуспущенные мячи. Наиболее распространены при изучении приема мяча сверху и верхней передаче следующие ошибки:
– неточный выход под мяч;
– большие пальцы направлены вперед;
– локти слишком широко разведены или наоборот;
– кисти не образуют «воронку»;
– кисти встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.
Рассмотрим некоторые из названных ошибок подробнее. Например, во время приема мяча над собой после наброса некоторые ученики ловят его, обхватывая с боков. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить им при приеме мяча направить большие пальцы рук к носу – сделать «стрелку». На это же стоит обратить внимание при широком разведении локтей. Другая распространенная ошибка – отсутствие подседания при приеме мяча. Для исправления этой ошибки можно поупражняться в многократных приемах мяча после предварительного отскока от пола.
Во время передач мяча сверху грубой ошибкой считается касание его ладонями. Чтобы избежать этого, нужно чаще проверять правильность расположения кистей, причем лучше это делать без мяча. Для этого можно использовать упражнение «Шлем» – приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, затем, не меняя положения пальцев, снять «шлем», сохраняя его форму. При этом руки займут необходимое для передачи мяча положение.
Также для устранения ошибок при верхних передачах можно использовать подвижные игры: «Точно водящему», «Мяч в воздухе», «Волейбол без подач», «Лишний мяч» и т.д.
ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СНИЗУ
При выполнении приема и передачи мяча снизу ученики также допускают много ошибок:
– в момент приема руки согнуты в локтях;
– руки почти параллельны полу;
– резкое встречное движение рук к мячу;
– при приеме мяча сбоку руки располагаются не под углом к полу;
– прием мяча кистями;
– туловище отклонено назад.
Очень часто дети принимают мяч на кисти. Происходит это оттого, что волейбол – единственная игра, в которой активно используются предплечья. Учащиеся же привыкли ловить мяч именно кистями. Для устранения этой ошибки можно предложить школьникам выполнить выбивание неподвижного мяча. Ученики делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один держит мяч на вытянутых руках на уровне пояса, второй, располагаясь в низкой стойке, старается выбить мяч у партнера. При этом мяч должен пролететь над партнером. После нескольких повторений ученики меняются ролями.
Другая очень распространенная ошибка – прием мяча согнутыми в локтевом суставе руками – следствие недостаточного сгибания ног в коленях или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями. Поможет исправить ситуацию упражнение «Черепаха». И.п. – низкая стойка, сцепленные руки вытянуты вперед. Втягивая голову, попытаться достать плечами мочек ушей.
Часто при приеме мяча снизу дети не сгибают ноги в коленях, что приводит к искажению техники этого важного элемента. Поэтому очень важно с первых уроков использовать ряд упражнений, направленных на формирование этого навыка:
1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика.
2. То же в парах, перебрасывая мячи с отскоком от стены под углом друг другу.
3. То же, но упражнение выполняет один ученик двумя мячами, поочередно бросая их так, чтобы они сначала ударились в стену, а затем в пол. Когда это упражнение будет освоено, можно попробовать выполнить его без отскока мяча от пола.
4. Броски и ловля мячей в парах под натянутой волейбольной сеткой. Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, отрабатывая передачи мяча снизу.
НИЖНЯЯ И ВЕРХНЯЯ ПРЯМЫЕ ПОДАЧИ
Подачи изучают в такой последовательности: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая. При этом часто встречаются ошибки, связанные с неправильным подбросом мяча и неверным ударным движением по нему:
– подброс мяча не оптимален по высоте;
– подброс мяча выполняется не в сагиттальной плоскости;
– удар по мячу выполнен неточно;
– скорость бьющей руки незначительна;
– встреча бьющей руки с мячом происходит не на оптимальной высоте;
– неправильное исходное положение подающего.
Только после освоения структуры движения при подбросе мяча можно приступать к изучению удара по мячу и согласованию работы отдельных частей тела в ударном движении. Для устранения возможных ошибок можно применять следующие упражнения:
1. Принятие правильного исходного положения.
2. Освоение структуры движения при подбрасывании мяча.
3. Из положения руки с мячом внизу подкинуть мяч вперед-вверх, но не заносить за голову; в конце движения отвести руку от мяча и выполнить бросок вперед – для верхних прямых подач.
4. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса выполнить замах для удара и удар по мячу, поддерживая его рукой, – для верхних прямых и боковых подач.
5. В исходном положении после подброса мяча выполнить имитацию ударного движения мимо мяча – для нижних подач.
6. Подача в стенку, партнеру, через сетку с 3 м, 6 м, 9 м.
7. Подвижные игры с метанием мяча в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др.
НАПАДАЮЩИЙ УДАР
Один из самых сложных в обучении технических элементов – нападающий удар. Главная причина ошибок – это неправильное или недостаточно полное представление о технике выполнения этого движения.
Типичные ошибки:
– несвоевременный и неточный разбег;
– отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору;
– недостаточно энергичный мах руками перед прыжком;
– удар по мячу производится над головой или за ней, рука в момент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз.
Избежать перечисленных ошибок помогут следующие упражнения:
1. Один ученик располагается с мячом около сетки, другой находится в 3 м от нее. Первый много раз подбрасывает мяч двумя руками снизу-вверх на 1 м выше сетки. Второй должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он подпрыгивает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и успел забежать под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же нападающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начинает, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом, игрок подбирает для себя оптимальный момент начала разбега.
2. То же после предварительной передачи, но сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.
3. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с приставлением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.
4. То же, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.
5. То же, выполняя в прыжке имитацию нападающего удара.
6. Стоя на опоре, как при стартовом положении пловца – ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад, – выпрыгнуть вверх, делая одновременно энергичный мах руками вперед-вверх.
7. Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое положение пловца и сразу, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.
8. После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, после чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Следует обратить внимание ребят на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на активное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.
9. И.п. – стойка ноги врозь, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки ученик ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз.
10. Ученики в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед-вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. Следует обратить внимание ребят на необходимость выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.
11. Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему – другой. Ученики, стоя на полу, располагаются полубоком левым плечом к сетке (для правши) в 60–70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляют над сеткой и ударом правой перебивают через сетку. Кисть хлестким движением накрывает мяч. Правую руку после удара без задержки опустить вниз, сетку не задевать.
12. То же, но левой рукой подбрасывать мяч, а правой перебивать его через сетку. При выполнении нападающего удара можно подниматься на носки.
13. Подвижные игры: «По наземной мишени», «Картошка».
БЛОКИРОВАНИЕ
При изучении техники блокирования ученики допускают следующие ошибки:
– отсутствие стопорящего шага перед выполнением прыжка;
– неправильный выбор места для блокирования – неправильная оценка траектории передачи и разбега;
– несвоевременный прыжок на блок из-за неправильной оценки высоты передачи и действий нападающего игрока;
– маховое движение руками перед прыжком;
– пальцы и запястья рук при блокировании не напряжены, пальцы не разведены;
– статическая стойка перед прыжком.
Ниже приведены упражнения, которые помогут исправить данные ошибки:
1. Блокирующий из исходного положения резко выставляет левую ногу вперед на пятку, приставляет правую и, активно взмахнув руками, выпрыгивает вверх; выставляя левую ногу вперед на опору с пятки, игрок затормаживает возможное продвижение вперед после выпрыгивания.
2. Ученик перемещается приставными шагами вправо около сетки, перед выполнением прыжка выставляет правую ногу на шаг вперед-вправо, затормаживая тем самым дальнейшее продвижение в сторону, приставляет левую ногу и прыгает вверх.
3. То же, но влево, выставляя вперед-влево левую ногу.
4. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки и одновременно выпрыгивают вверх, стараясь коснуться ладоней партнера над сеткой и, преодолевая сопротивление, перенести кисти рук через сетку.
5. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Находясь в стойке готовности, один перемещается влево или вправо, прыгает около сетки, имитируя блокирование; другой копирует его действия, стараясь ладонями коснуться его рук над сеткой.
6. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один старается перебросить мяч через нее несколько левее или правее блокирующего, который после перемещения в сторону ставит блок и преграждает мячу путь в свою сторону.
7. Два-четыре ученика с мячами располагаются вдоль сетки с одной стороны на расстоянии 1,5–2 м друг от друга, остальные выстраиваются в колонну с противоположной стороны сетки в зоне 4. Игроки с мячами поочередно набрасывают их на верхний трос, а блокирующие из колонны должны успеть переместиться, выпрыгнуть напротив мяча и накрыть его руками сверху.
8. То же, но колонна располагается в зоне 2, а учащиеся перемещаются вдоль сетки левым боком.
9. Ученики в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один подбрасывает мяч на разную высоту для нападающего удара, прыгает и бьет по нему. Другой должен точно определить место, время отталкивания и поставить блок.
10. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один набрасывает мяч на трос, а другой блокирует. Следует обратить внимание учащихся на необходимость выноса согнутых рук перед туловищем до постановки блока и опускания после этого.
11. Блокирующий располагается в зоне 3. Нападающие удары поочередно выполняются на стыке зон 3 и 4, 3 и 2. Блокирующий должен успеть переместиться и поставить блок, не задевая руками сетку.
12. Учитель держит мяч малого диаметра над сеткой, ученик выпрыгивает, как при блокировании, и забирает мяч.
Недостатки технико-тактической подготовки игроков (до уровня сборной)
К сожалению, наличие технико-тактических недочётов и ошибок у игроков – существующая реальность. Причём не избавлены от них и волейболисты самого высокого класса. Что неудивительно, поскольку техника выполнения игровых приёмов осваивается ещё на этапе ДЮСШ (вместе с ошибками). На следующих этапах совершенствования спортивного мастерства игроков над исправлением техники не работают, повышают в основном надёжность выполнения приёмов игры. Отсюда и ошибки. Рассмотрим наиболее распространённые.
Технико—тактические приёмы игры
Технику выполнения приёмов целесообразно оценить по степени реализации условий эффективного решения двигательных задач, сформулированных в рамках концепции биомашины.
— Нападение
Атакующие приёмы игроками выполняются с наименьшим количеством ошибок в сравнении с другими приёмами – недаром нападение превосходит защиту в современном волейболе. Именно в ударном движении игрокам удаётся реализовать многие условия эффективного решения двигательных задач в атаке. Причём по-мужски научились атаковать игроки и в женском волейболе.
Самой грубой технической ошибкой нападающих игроков является выполнение напрыгивания способом «нашагивания». Это заметно снижает высоту прыжка атакующих игроков и часто приводит к ошибке заступа при атаках со второй линии и при силовых подачах.
Пробегание мяча. Это уже исчезающая ошибка нападающих. В стандартных ситуациях игроки высокого класса при выполнении атакующих ударов, как правило, мяч не пробегают. Однако картина меняется в нестандартных ситуациях, когда следует отведенная от сетки передача или игрок не успел отбежать от сетки. Отведенные от сетки мячи получаются при передачах способом снизу, из глубины площадки или в результате ошибок связующих с посредственной техникой обработки мяча, опасающихся близких к сетке передач, наведенных на блок – так ошибка связующего игрока становится очевидной.
В целом технико-тактический арсенал отдельных игроков недостаточно широк. Что вызвано не только сужением игровых функций волейболистов в рамках командной организации игры (специализацией), но и неумением выполнять и применять с достаточной эффективностью целый ряд приёмов нападения. Редко кто из нападающих умеет выполнять в играх, например, мощные удары с переводом влево и вправо без поворота туловища в том же направлении, удары в прыжке толчком одной ноги, удары с остановкой руки (кистевой удар прямой и с переводами).
Существуют проблемы с обводкой блока соперника. Задача для атакующего игрока не такая уж сложная, поскольку блокирующие в прыжке, как правило, держат руки над собой, редко перемещая их в ту или иную сторону. А если и перемещают, то, как правило, заранее, принимая решение ещё до прыжка. Бόльшую трудность составляет преодоление группового блока с опаздывающим блокирующим. В случае прыжка блокирующего с недобеганием (вследствие его опоздания при перемещении) самое выгодное направление удара – между блокирующими. Если же второй блокирующий успел подстроиться к блоку партнера, то надо обводить уже групповой блок.
Некоторое разнообразие в атаках больше диктуется нестандартными ситуациями, а не наигранными комбинациями или индивидуальной тактикой нападающих.
В целом используемые схемы формирования игрового состава, системы игры лучших команд страны и мира настолько одинаковы, что все они выглядят как братья-близнецы.
Подачи
— Игроки владеют, как правило, только одним способом подачи в игре
— Планирующую подачу игроки подают без остановки руки после удара, что снижает резкость и амплитуду скачков мяча в турбулентном потоке и, как следствие, эффективность подачи.
— Вынос левой ноги вперед при выполнении прыжка для силовой подачи
Игра в защите
Здесь ошибок гораздо больше, чем в нападении.
— Защитники играют на выборе места, которое им диктует командная тактика. Эффективность в этом случае сильно зависит от того, попадает мяч в них после атаки или нет.
— У защитников невысока способность предугадывания развития событий на площадке, в частности предугадывать направление и траекторию передачи и, соответственно, атаки.
— Учитывая то, что при бросках к мячу львиная доля времени уходит на вывод тела защитника из положения равновесия, неумение использовать своевременную потерю равновесия вперед при игре в защите можно считать ошибкой. В результате защитники запаздывают с переносом отражающей платформы к мячу и закономерно совершают вынужденную ошибку, существенно снижающую эффективность игры в защите, а именно:
— Тянут руки к пролетающему мячу, поворачивая туловище. Получается игра в защите, образно говоря, «башенным краном». Меняется ориентация отражающей платформы, и мяч обычно после соударения с ней улетает далеко в сторону.
— Ситуацию усугубляет неумение переносить платформу скольжением на голени и броском с падением на бок (скольжением на боку). Надо признать, что многие игроки в амплуа либеро иной раз демонстрируют эти приёмы, что вкупе с элементами предугадывания делает их игру в защите более эффективной, чем у игроков других амплуа.
— Ограниченная способность, а порой и неумение гасить скорость полета мяча уступающим движением рук. Прежде всего, потому, что в стойке готовности защитники держат согнутые руки низко. Их поднимание для организации отражающей платформы и отражения мяча – это встречный удар в мяч из-за быстрого перемещения в точку обработки мяча – иначе не успеть.
Блокирование
— Неумение переносить обе руки в одну или другую стороны в прыжке, что снижает эффективность действий блокирующих — нападающим легче обводить неподвижный (не «ловящий») блок.
— Эффективность блока снижает то, что блокирующие в момент удара смотрят на мяч (а то и закрывают глаза), а не на нападающего, что облегчило бы предугадывание направления атаки и, соответственно, противодействие. Т.о., предугадывания нет, бывает гадание: а) кому передача; б) куда будет удар (например, закрывают блоком линию, предполагая, что удар будет вдоль боковой линии).
— Блокирующие игроки часто перемещаются в одну сторону вдвоём (бывает и втроём). Это провоцирует появление ошибок в организации блока – неплотный блок или неорганизованный.
Расположение и встречное движение рук блокирующих однотипное (не решается проблема выбора действий: высокий-низкий нападающий и высокий-низкий блокирующий)
Прыжки
— Вынос одной ступни вперед при отталкивании, выполнение нашагивания, а не напрыгывания.
— Нет акцента при отталкивании — растянутое во времени отталкивание. «Размытый» прыжок. Не выполняется «золотое правило» баллистических движений – «концентрация мышечных усилий и смещение их к началу отталкивания».
Передачи мяча сверху
— Неправильный обхват мяча – в основном односторонний
— Много передач в прыжке у связующих
— В основном некачественные верхние передачи несвязующих игроков
Передачи снизу и прием подач
— Стойка не удерживается, игроки сутулятся, поднимают плечи и сгибают руки в локтях при обработке мяча
— Перемещения к месту встречи с мячом минимальны, а то и вовсе отсутствуют.
— Нарушение жёсткости платформы
— Большая амплитуда встречных движений рук
— Ограниченный арсенал способов переноса отражающей платформы. Нарушение ориентации платформы в пространстве.
Некоторые проблемы тактики игры
Индивидуальная тактика
Главная проблема – слабое предугадывание развития игровых ситуаций, в частности, действий соперника, и узкий арсенал собственных тактических действий. И тому и другому тренеры целенаправленно не учат игроков.
Групповая
Неплотный блок. Как между блокирующими, так и между блоком и сеткой.
Срыв комбинаций из-за отмены атак первого темпа при недоводках мяча.
Командная
Использование только одной системы командной игры в защите. Неумение использовать другие системы. Узкая специализация в раннем возрасте; неумение играть в других зонах
Перейти к содержимому
Ошибки и нарушения в волейболе
Разобьем эту статью на два подзаголовка: ошибки при выполнении технических элементов и непосредственно нарушения волейбольных правил. Итак:
Нарушения волейбольных правил
- Запрещено касание сетки — самое распространенное нарушение, вызванное неправильной техникой безопасности игроков. Важно соблюдать это правило не только, чтобы выигрывать и не терять очки, но и во избежание травмоопасных ситуаций на площадке. В игровом пылу можно влететь друг в друга и сильно покалечиться.
- Запрещено касание антенн над сеткой игроком и мячом.
- Запрещен заступ на площадку противника. Так же, как и первый пункт, соблюдение этого правила сбережет от случайный игровых травм.
- Запрещен подброс мяча при подаче, находясь на площадке (в пределах лицевой линии).
- Некультурное и оскорбительное поведение также не поощряется.
- Игроки задней линии не могут атаковать в прыжке с передней линии. Но если прыжок произошел за трехметровой линией, то нарушением это не считается. Приземляться можно как за трехметровой после прыжка, так и уже в пределах площадки.
- Запрещен блок паса.
- Запрещено касаться мяча, когда он находится на стороне поля противника. Это частая ошибка блокирующего.
- Запрещена задержка мяча. Движение должно быть жестким и мгновенным.
- Хоть касание мяча на одной стороне площадки разрешено не более трех раз, однако при отскоке мяча от блока, блок за касание не считается. И в таком случае разрешено 4 касания (3 стандартных + 1 касание блока).
Распространенные ошибки
Ошибки техники нападающего удара
- Запаздывание при набеге на мяч. Из-за чего удар происходит несвоевременно или вообще не происходит. Такой удар чаще всего приходится в сетку или в аут. Это очень распространенная ошибка, главной причиной которой является неумение игрока поймать нужный момент для удара. Иногда запаздывание происходит из-за плохого паса связующего. Лечится только регулярной практикой.
- Слишком быстрый набег. Когда игроку говорят, что он движется к мячу слишком медленно, он начинает ускоряться и прибегать под мяч на этот раз слишком рано. Ошибка также связана с неумение поймать момент удара.
- Бьющий забегает под мяч. Тоже одна из самых популярных ошибок. При разбеге создается иллюзия повышенного контроля, если забежать прямо под мяч. Но это не так. Забегая под мяч, мы теряем простор для удара и контроль над мячом. Как правило, такие удары полностью непредсказуемы: может получиться неплохо, а может выйти сетка, аут или вообще промах по мячу. Чтобы избегать этой ошибки, тренируйтесь чеканить мяч об стену: контролируйте его так, чтобы он находился на расстоянии вытянутой прицеливающейся руки.
- Бьющая рука согнута. Ошибка часто возникает из-за несвоевременного забега. Атакующий поздно начинает движение к мячу и успевает ударить по нему только согнутой рукой.
- Удар приходится не по центру мяча ладонью, а пальцами, ребром или неполной частью ладони. Также тренируйтесь бить мяч об стену, тренируйтесь, стоя в паре с другим игроком.
- Удар слишком «зажатый» и происходит не «хлыстом», а скорее «веслом». У таких игроков не развита гибкость.
- Не согнутая кисть в момент удара. Игрок забывает согнуть кисть под нужным углом и проконтролировать направление мяча пальцами. Такой мяч часто улетает в аут.
- Небрежность к правильной работе рук и ног. Ошибка, связанная с плохой гибкостью игрока. Ноги разлетаются в стороны, уменьшая высоту прыжка. Руки двигаются непредсказуемо, от чего теряется контроль над мячом.
- Выключение после удара. После нанесения атакующего удара, игрок часто расслабляется, но волейбол — одна из самых быстр спортивных игр. Нападающему могут поставить удачный блок или принять мяч и быстро перебросить обратно. Нужно постоянно оставаться в игре и быть готовым ко всему, пока не прозвучит свисток судьи.
Ошибки нижнего приема
- Прием мяча не на нижнюю часть предплечий, а на кисти и костяшки рук.
- Встречное движение на мяч, отчего полет мяча непредсказуем.
- Отсутствие работы ногами — при приеме они должны быть полусогнуты, а при контакте с мячом чуть распрямляться, задавая направление мячу.
- Неплотно прилегающие друг к другу руки.
Распространенные ошибки верхнего приема
- Прием и отработка мяча ладонями, а не пальцами.
- Сведенные вместе пальцы. Хотя они должны быть разведены максимально широко друг от друга, чтобы полностью охватывать мяч.
- Отсутствие работы ногами.
- Прием на расслабленные кисти и пальцы. Такой мяч может выскользнуть из рук или же произойдет неудачный пас.
- Опаздывание — игрок задерживается и не успевает ровно прибежать под мяч.
- Пас не ото лба, а от груди — очень распространенная ошибка. Такой мяч крайне сложно контролировать, т.к. теряется работа пальцев, кистей и ног. Старайтесь принимать мяч ВСЕГДА НАД головой!
- Игрока не разгибает локти, не выпрямляет корпус корпус при передаче.
- Неправильная форма ковша — большие пальцы выставлены навстречу мячу.
- Локти и предплечья расположены параллельно друг другу.
- Отсутствие должного зрительного контроля за мячом.
Распространенные ошибки блока
- Блокирующий тянется ближе к мячу, что приводит к касанию сетки.
- Слишком широко разведенные руки, что создает брешь в защите:
- Блокирующий забывает разводить руки перед прыжком, отчего помогающие 2-й и 4-й номера на блоке влетают в блокирующего. Очень травмоопасная ошибка!
- Блокирующий разбрасывает ноги в разные стороны. Что приводит к заступу на площадку противника и травмам как для блокирующего, так и для располагающихся рядом игроков.
- Кисти на блоке расслаблены. Такой блок слаб и неэффективен против сильного нападающего удара.
- Руки выносятся слишком далеко от сетки, что позволяет атакующему «загнать мяч под кожу» — между блоком и сеткой.
- Неудачное время прыжка. Слишком ранний или поздний блок.
- Плохой разворот предплечий и кистей рук:
Кроссовки для волейбола
При ударе мяч должен находиться перед вами! То есть не НАД головой, а ПЕРЕД глазами. Таким образом вы сможете контролировать направление удара и точность попадания по мячу.
Кисть нападающей руки не должна загибаться относительно этой руки! Это лишнее движение, которое искусственно увеличивает амплитуду замаха, делая удар неточным и кривым.
Локоть нападающей руки не отводим в сторону. Это также искусственно увеличивает амплитуду замаха, сбивает удар. Следует держать руку на замахе параллельно голове!
Обе ноги при прыжке должны быть параллельны друг другу и перпендикулярны полу. Вытягиваемся «в струнку». Распространённой ошибкой начинающих игроков с плохой пластикой является «разброс» ног в разные стороны. От этого теряется высота прыжка. Кроме того, вы рискуете нанести травму окружающим вас игрокам.
Кисть до удара должна быть расслаблена. Это позволит нанести хлёсткий удар, словно плетью.
Важно загнуть кисть после удара. Многие новички забывают об этом, и мяч после такого удара улетает в аут.
Бить следует именно центром ладони, а не пальцами. Пальцы корректируют удар.
При ударе важно растопырить пальцы как можно шире: это увеличивает площадь ладони и улучшает контроль мяча!