Волейбол бросок мяча ошибка

О возможных проблемах и ошибках при обучении волейболу.

При изучении технических элементов волейбола у детей иногда возникают сложности с их выполнением. Материал статьи знакомит с упражнениями, с помощью которых можно как исправить, так и предотвратить возможные ошибки.

ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МЯЧА СВЕРХУ

При начальном обучении приему мяча снизу целесообразно использовать более мягкие или полуспущенные мячи. Наиболее распространены при изучении приема мяча сверху и верхней передаче следующие ошибки:

 – неточный выход под мяч;

– большие пальцы направлены вперед;

– локти слишком широко разведены или наоборот;

– кисти не образуют «воронку»;

– кисти встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.

Рассмотрим некоторые из названных ошибок подробнее. Например, во время приема мяча над собой после наброса некоторые ученики ловят его, обхватывая с боков. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить им при приеме мяча направить большие пальцы рук к носу – сделать «стрелку». На это же стоит обратить внимание при широком разведении локтей. Другая распространенная ошибка – отсутствие подседания при приеме мяча. Для исправления этой ошибки можно поупражняться в многократных приемах мяча после предварительного отскока от пола.

Во время передач мяча сверху грубой ошибкой считается касание его ладонями. Чтобы избежать этого, нужно чаще проверять правильность расположения кистей, причем лучше это делать без мяча. Для этого можно использовать упражнение «Шлем» – приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, затем, не меняя положения пальцев, снять «шлем», сохраняя его форму. При этом руки займут необходимое для передачи мяча положение.

Также для устранения ошибок при верхних передачах можно использовать подвижные игры: «Точно водящему», «Мяч в воздухе», «Волейбол без подач», «Лишний мяч» и т.д.

ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СНИЗУ

 При выполнении приема и передачи мяча снизу ученики также допускают много ошибок:

– в момент приема руки согнуты в локтях;

 – руки почти параллельны полу;

– резкое встречное движение рук к мячу;

– при приеме мяча сбоку руки располагаются не под углом к полу;

 – прием мяча кистями;

– туловище отклонено назад.

Очень часто дети принимают мяч на кисти. Происходит это оттого, что волейбол – единственная игра, в которой активно используются предплечья. Учащиеся же привыкли ловить мяч именно кистями. Для устранения этой ошибки можно предложить школьникам выполнить выбивание неподвижного мяча. Ученики делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один держит мяч на вытянутых руках на уровне пояса, второй, располагаясь в низкой стойке, старается выбить мяч у партнера. При этом мяч должен пролететь над партнером. После нескольких повторений ученики меняются ролями.

Другая очень распространенная ошибка – прием мяча согнутыми в локтевом суставе руками – следствие недостаточного сгибания ног в коленях или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями. Поможет исправить ситуацию упражнение «Черепаха». И.п. – низкая стойка, сцепленные руки вытянуты вперед. Втягивая голову, попытаться достать плечами мочек ушей.

Часто при приеме мяча снизу дети не сгибают ноги в коленях, что приводит к искажению техники этого важного элемента. Поэтому очень важно с первых уроков использовать ряд упражнений, направленных на формирование этого навыка:

1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика.

2. То же в парах, перебрасывая мячи с отскоком от стены под углом друг другу.

3. То же, но упражнение выполняет один ученик двумя мячами, поочередно бросая их так, чтобы они сначала ударились в стену, а затем в пол. Когда это упражнение будет освоено, можно попробовать выполнить его без отскока мяча от пола.

4. Броски и ловля мячей в парах под натянутой волейбольной сеткой. Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, отрабатывая передачи мяча снизу.

НИЖНЯЯ И ВЕРХНЯЯ ПРЯМЫЕ ПОДАЧИ

Подачи изучают в такой последовательности: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая. При этом часто встречаются ошибки, связанные с неправильным подбросом мяча и неверным ударным движением по нему:

 – подброс мяча не оптимален по высоте;

– подброс мяча выполняется не в сагиттальной плоскости;

– удар по мячу выполнен неточно;

– скорость бьющей руки незначительна;

– встреча бьющей руки с мячом происходит не на оптимальной высоте;

– неправильное исходное положение подающего.

Только после освоения структуры движения при подбросе мяча можно приступать к изучению удара по мячу и согласованию работы отдельных частей тела в ударном движении. Для устранения возможных ошибок можно применять следующие упражнения:

1. Принятие правильного исходного положения.

2. Освоение структуры движения при подбрасывании мяча.

3. Из положения руки с мячом внизу подкинуть мяч вперед-вверх, но не заносить за голову; в конце движения отвести руку от мяча и выполнить бросок вперед – для верхних прямых подач.

4. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса выполнить замах для удара и удар по мячу, поддерживая его рукой, – для верхних прямых и боковых подач.

5. В исходном положении после подброса мяча выполнить имитацию ударного движения мимо мяча – для нижних подач.

6. Подача в стенку, партнеру, через сетку с 3 м, 6 м, 9 м.

7. Подвижные игры с метанием мяча в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др.

НАПАДАЮЩИЙ УДАР

Один из самых сложных в обучении технических элементов – нападающий удар. Главная причина ошибок – это неправильное или недостаточно полное представление о технике выполнения этого движения.

Типичные ошибки:

– несвоевременный и неточный разбег;

– отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору;

– недостаточно энергичный мах руками перед прыжком;

– удар по мячу производится над головой или за ней, рука в момент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз.

Избежать перечисленных ошибок помогут следующие упражнения:

1. Один ученик располагается с мячом около сетки, другой находится в 3 м от нее. Первый много раз подбрасывает мяч двумя руками снизу-вверх на 1 м выше сетки. Второй должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он подпрыгивает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и успел забежать под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же нападающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начинает, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом, игрок подбирает для себя оптимальный момент начала разбега.

2. То же после предварительной передачи, но сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.

3. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с приставлением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.

4. То же, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.

5. То же, выполняя в прыжке имитацию нападающего удара.

6. Стоя на опоре, как при стартовом положении пловца – ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад, – выпрыгнуть вверх, делая одновременно энергичный мах руками вперед-вверх.

7. Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое положение пловца и сразу, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.

8. После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, после чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Следует обратить внимание ребят на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на активное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.

 9. И.п. – стойка ноги врозь, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки ученик ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз.

10. Ученики в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед-вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. Следует обратить внимание ребят на необходимость выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.

11. Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему – другой. Ученики, стоя на полу, располагаются полубоком левым плечом к сетке (для правши) в 60–70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляют над сеткой и ударом правой перебивают через сетку. Кисть хлестким движением накрывает мяч. Правую руку после удара без задержки опустить вниз, сетку не задевать.

12. То же, но левой рукой подбрасывать мяч, а правой перебивать его через сетку. При выполнении нападающего удара можно подниматься на носки.

13. Подвижные игры: «По наземной мишени», «Картошка».

БЛОКИРОВАНИЕ

 При изучении техники блокирования ученики допускают следующие ошибки:

– отсутствие стопорящего шага перед выполнением прыжка;

– неправильный выбор места для блокирования – неправильная оценка траектории передачи и разбега;

– несвоевременный прыжок на блок из-за неправильной оценки высоты передачи и действий нападающего игрока;

– маховое движение руками перед прыжком;

– пальцы и запястья рук при блокировании не напряжены, пальцы не разведены;

– статическая стойка перед прыжком.

Ниже приведены упражнения, которые помогут исправить данные ошибки:

1. Блокирующий из исходного положения резко выставляет левую ногу вперед на пятку, приставляет правую и, активно взмахнув руками, выпрыгивает вверх; выставляя левую ногу вперед на опору с пятки, игрок затормаживает возможное продвижение вперед после выпрыгивания.

2. Ученик перемещается приставными шагами вправо около сетки, перед выполнением прыжка выставляет правую ногу на шаг вперед-вправо, затормаживая тем самым дальнейшее продвижение в сторону, приставляет левую ногу и прыгает вверх.

3. То же, но влево, выставляя вперед-влево левую ногу.

4. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки и одновременно выпрыгивают вверх, стараясь коснуться ладоней партнера над сеткой и, преодолевая сопротивление, перенести кисти рук через сетку.

5. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Находясь в стойке готовности, один перемещается влево или вправо, прыгает около сетки, имитируя блокирование; другой копирует его действия, стараясь ладонями коснуться его рук над сеткой.

6. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один старается перебросить мяч через нее несколько левее или правее блокирующего, который после перемещения в сторону ставит блок и преграждает мячу путь в свою сторону.

7. Два-четыре ученика с мячами располагаются вдоль сетки с одной стороны на расстоянии 1,5–2 м друг от друга, остальные выстраиваются в колонну с противоположной стороны сетки в зоне 4. Игроки с мячами поочередно набрасывают их на верхний трос, а блокирующие из колонны должны успеть переместиться, выпрыгнуть напротив мяча и накрыть его руками сверху.

8. То же, но колонна располагается в зоне 2, а учащиеся перемещаются вдоль сетки левым боком.

9. Ученики в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один подбрасывает мяч на разную высоту для нападающего удара, прыгает и бьет по нему. Другой должен точно определить место, время отталкивания и поставить блок.

10. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один набрасывает мяч на трос, а другой блокирует. Следует обратить внимание учащихся на необходимость выноса согнутых рук перед туловищем до постановки блока и опускания после этого.

11. Блокирующий располагается в зоне 3. Нападающие удары поочередно выполняются на стыке зон 3 и 4, 3 и 2. Блокирующий должен успеть переместиться и поставить блок, не задевая руками сетку.

12. Учитель держит мяч малого диаметра над сеткой, ученик выпрыгивает, как при блокировании, и забирает мяч.

Недостатки технико-тактической подготовки игроков (до уровня  сборной)

К сожалению, наличие технико-тактических недочётов и ошибок у игроков – существующая реальность. Причём не избавлены от них и волейболисты самого высокого класса. Что неудивительно, поскольку техника выполнения игровых приёмов осваивается ещё на этапе ДЮСШ (вместе с ошибками). На следующих этапах совершенствования спортивного мастерства игроков над исправлением техники не работают, повышают в основном надёжность выполнения приёмов игры. Отсюда и ошибки. Рассмотрим наиболее распространённые.

         Техникотактические приёмы игры

Технику выполнения приёмов целесообразно оценить по степени реализации условий эффективного решения двигательных задач, сформулированных в рамках концепции биомашины.

         — Нападение

Атакующие приёмы игроками выполняются с наименьшим количеством ошибок в сравнении с другими приёмами – недаром нападение превосходит защиту в современном волейболе. Именно в ударном движении игрокам удаётся реализовать многие условия эффективного решения двигательных задач в атаке. Причём по-мужски научились атаковать игроки и в женском волейболе.

Самой грубой технической ошибкой нападающих игроков является выполнение напрыгивания способом «нашагивания». Это заметно снижает высоту прыжка атакующих игроков и часто приводит к ошибке заступа при атаках со второй линии и при силовых подачах.

Пробегание мяча. Это уже исчезающая ошибка нападающих. В стандартных ситуациях игроки высокого класса при выполнении атакующих ударов, как правило, мяч не пробегают. Однако картина меняется в нестандартных ситуациях, когда следует отведенная от сетки передача или игрок не успел отбежать от сетки. Отведенные от сетки мячи получаются при передачах способом снизу, из глубины площадки или в результате ошибок связующих с посредственной техникой обработки мяча, опасающихся близких к сетке передач, наведенных на блок – так ошибка связующего игрока становится очевидной.

В целом технико-тактический арсенал отдельных игроков недостаточно широк. Что вызвано не только сужением игровых функций волейболистов в рамках командной организации игры (специализацией), но и неумением выполнять и применять с достаточной эффективностью целый ряд приёмов нападения. Редко кто из нападающих умеет выполнять в играх, например, мощные удары с переводом влево и вправо без поворота туловища в том же направлении, удары в прыжке толчком одной ноги, удары с остановкой руки (кистевой удар прямой и с переводами).

Существуют проблемы с обводкой блока соперника. Задача для атакующего игрока не такая уж сложная, поскольку блокирующие в прыжке, как правило, держат руки над собой, редко перемещая их в ту или иную сторону. А если и перемещают, то, как правило, заранее, принимая решение ещё до прыжка.  Бόльшую трудность составляет преодоление группового блока с опаздывающим блокирующим. В случае прыжка блокирующего с недобеганием (вследствие его опоздания при перемещении) самое выгодное направление удара – между блокирующими. Если же второй блокирующий успел подстроиться к блоку партнера, то надо обводить уже групповой блок.

Некоторое разнообразие в атаках больше диктуется нестандартными ситуациями, а не наигранными комбинациями или индивидуальной тактикой нападающих.

В целом используемые схемы формирования игрового состава, системы игры лучших команд страны и мира настолько одинаковы, что все они выглядят как братья-близнецы.

  Подачи

—  Игроки владеют, как правило, только одним способом подачи в игре

—  Планирующую подачу игроки подают без остановки руки после удара, что снижает резкость и амплитуду скачков мяча в турбулентном потоке и, как следствие, эффективность подачи.

—  Вынос левой ноги вперед при выполнении прыжка для силовой подачи

 Игра в защите

Здесь ошибок гораздо больше, чем в нападении.

—  Защитники играют на выборе места, которое им диктует командная тактика. Эффективность в этом случае сильно зависит от того, попадает мяч в них после атаки или нет.

—  У защитников невысока способность предугадывания развития событий на площадке, в частности предугадывать направление и траекторию передачи и, соответственно, атаки.

—  Учитывая то, что при бросках к мячу львиная доля времени уходит на вывод тела защитника из положения равновесия, неумение использовать своевременную потерю равновесия вперед при игре в защите можно считать ошибкой.  В результате защитники запаздывают с переносом отражающей платформы к мячу и закономерно совершают вынужденную ошибку, существенно снижающую эффективность игры в защите, а именно:

— Тянут руки к пролетающему мячу, поворачивая туловище. Получается игра в защите, образно говоря, «башенным краном». Меняется ориентация отражающей платформы, и мяч обычно после соударения с ней улетает далеко в сторону.

— Ситуацию усугубляет неумение переносить платформу скольжением на голени и броском с падением на бок (скольжением на боку). Надо признать, что многие игроки в амплуа либеро иной раз демонстрируют эти приёмы, что вкупе с элементами предугадывания делает их игру в защите более эффективной, чем у игроков других амплуа.

—  Ограниченная способность, а порой и неумение гасить скорость полета мяча уступающим движением рук. Прежде всего, потому, что в стойке готовности защитники держат согнутые руки низко. Их поднимание для организации отражающей платформы и отражения мяча – это встречный удар в мяч из-за быстрого перемещения в точку обработки мяча – иначе не успеть.

          Блокирование

—  Неумение переносить обе руки в одну или другую стороны в прыжке, что снижает эффективность действий блокирующих — нападающим легче обводить неподвижный (не «ловящий») блок.

—  Эффективность блока снижает то, что блокирующие в момент удара смотрят на мяч (а то и закрывают глаза), а не на нападающего, что облегчило бы предугадывание направления атаки и, соответственно, противодействие. Т.о., предугадывания нет, бывает гадание:   а) кому передача;  б) куда будет удар (например, закрывают блоком линию, предполагая, что удар будет вдоль боковой линии).

—  Блокирующие игроки  часто перемещаются в одну сторону вдвоём (бывает и втроём). Это провоцирует появление ошибок в организации блока – неплотный блок или неорганизованный.

Расположение и встречное движение рук блокирующих однотипное (не решается проблема выбора действий: высокий-низкий нападающий и высокий-низкий блокирующий)

         Прыжки

—  Вынос одной ступни вперед при отталкивании, выполнение нашагивания, а не напрыгывания.

— Нет акцента при отталкивании — растянутое во времени отталкивание. «Размытый» прыжок. Не выполняется «золотое правило» баллистических движений – «концентрация мышечных усилий и смещение их к началу отталкивания».

          Передачи мяча сверху

—  Неправильный обхват мяча – в основном односторонний

—  Много передач в прыжке у связующих

—  В основном некачественные верхние передачи несвязующих игроков

          Передачи снизу и прием подач

Стойка не удерживается, игроки сутулятся, поднимают плечи и сгибают руки в локтях при обработке мяча

— Перемещения к месту встречи с мячом минимальны, а то и вовсе отсутствуют.

— Нарушение жёсткости платформы

—  Большая амплитуда встречных движений рук

— Ограниченный арсенал способов переноса отражающей платформы. Нарушение ориентации платформы в пространстве.

             Некоторые проблемы тактики игры

Индивидуальная тактика

Главная проблема – слабое предугадывание развития игровых ситуаций, в частности, действий соперника,  и узкий арсенал собственных тактических действий. И тому и другому тренеры целенаправленно не учат игроков.

Групповая

Неплотный блок. Как между блокирующими, так и между блоком и сеткой.

Срыв комбинаций из-за отмены атак первого темпа при недоводках мяча.

Командная

 Использование только одной системы командной игры в защите. Неумение использовать другие системы. Узкая специализация в раннем возрасте; неумение играть в других зонах

О возможных проблемах и ошибках при обучении волейболу.

При изучении технических элементов волейбола у детей иногда возникают сложности с их выполнением. Материал статьи знакомит с упражнениями, с помощью которых можно как исправить, так и предотвратить возможные ошибки.

ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МЯЧА СВЕРХУ

При начальном обучении приему мяча снизу целесообразно использовать более мягкие или полуспущенные мячи. Наиболее распространены при изучении приема мяча сверху и верхней передаче следующие ошибки:

 – неточный выход под мяч;

– большие пальцы направлены вперед;

– локти слишком широко разведены или наоборот;

– кисти не образуют «воронку»;

– кисти встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.

Рассмотрим некоторые из названных ошибок подробнее. Например, во время приема мяча над собой после наброса некоторые ученики ловят его, обхватывая с боков. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить им при приеме мяча направить большие пальцы рук к носу – сделать «стрелку». На это же стоит обратить внимание при широком разведении локтей. Другая распространенная ошибка – отсутствие подседания при приеме мяча. Для исправления этой ошибки можно поупражняться в многократных приемах мяча после предварительного отскока от пола.

Во время передач мяча сверху грубой ошибкой считается касание его ладонями. Чтобы избежать этого, нужно чаще проверять правильность расположения кистей, причем лучше это делать без мяча. Для этого можно использовать упражнение «Шлем» – приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, затем, не меняя положения пальцев, снять «шлем», сохраняя его форму. При этом руки займут необходимое для передачи мяча положение.

Также для устранения ошибок при верхних передачах можно использовать подвижные игры: «Точно водящему», «Мяч в воздухе», «Волейбол без подач», «Лишний мяч» и т.д.

ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СНИЗУ

 При выполнении приема и передачи мяча снизу ученики также допускают много ошибок:

– в момент приема руки согнуты в локтях;

 – руки почти параллельны полу;

– резкое встречное движение рук к мячу;

– при приеме мяча сбоку руки располагаются не под углом к полу;

 – прием мяча кистями;

– туловище отклонено назад.

Очень часто дети принимают мяч на кисти. Происходит это оттого, что волейбол – единственная игра, в которой активно используются предплечья. Учащиеся же привыкли ловить мяч именно кистями. Для устранения этой ошибки можно предложить школьникам выполнить выбивание неподвижного мяча. Ученики делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один держит мяч на вытянутых руках на уровне пояса, второй, располагаясь в низкой стойке, старается выбить мяч у партнера. При этом мяч должен пролететь над партнером. После нескольких повторений ученики меняются ролями.

Другая очень распространенная ошибка – прием мяча согнутыми в локтевом суставе руками – следствие недостаточного сгибания ног в коленях или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями. Поможет исправить ситуацию упражнение «Черепаха». И.п. – низкая стойка, сцепленные руки вытянуты вперед. Втягивая голову, попытаться достать плечами мочек ушей.

Часто при приеме мяча снизу дети не сгибают ноги в коленях, что приводит к искажению техники этого важного элемента. Поэтому очень важно с первых уроков использовать ряд упражнений, направленных на формирование этого навыка:

1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика.

2. То же в парах, перебрасывая мячи с отскоком от стены под углом друг другу.

3. То же, но упражнение выполняет один ученик двумя мячами, поочередно бросая их так, чтобы они сначала ударились в стену, а затем в пол. Когда это упражнение будет освоено, можно попробовать выполнить его без отскока мяча от пола.

4. Броски и ловля мячей в парах под натянутой волейбольной сеткой. Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, отрабатывая передачи мяча снизу.

НИЖНЯЯ И ВЕРХНЯЯ ПРЯМЫЕ ПОДАЧИ

Подачи изучают в такой последовательности: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая. При этом часто встречаются ошибки, связанные с неправильным подбросом мяча и неверным ударным движением по нему:

 – подброс мяча не оптимален по высоте;

– подброс мяча выполняется не в сагиттальной плоскости;

– удар по мячу выполнен неточно;

– скорость бьющей руки незначительна;

– встреча бьющей руки с мячом происходит не на оптимальной высоте;

– неправильное исходное положение подающего.

Только после освоения структуры движения при подбросе мяча можно приступать к изучению удара по мячу и согласованию работы отдельных частей тела в ударном движении. Для устранения возможных ошибок можно применять следующие упражнения:

1. Принятие правильного исходного положения.

2. Освоение структуры движения при подбрасывании мяча.

3. Из положения руки с мячом внизу подкинуть мяч вперед-вверх, но не заносить за голову; в конце движения отвести руку от мяча и выполнить бросок вперед – для верхних прямых подач.

4. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса выполнить замах для удара и удар по мячу, поддерживая его рукой, – для верхних прямых и боковых подач.

5. В исходном положении после подброса мяча выполнить имитацию ударного движения мимо мяча – для нижних подач.

6. Подача в стенку, партнеру, через сетку с 3 м, 6 м, 9 м.

7. Подвижные игры с метанием мяча в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др.

НАПАДАЮЩИЙ УДАР

Один из самых сложных в обучении технических элементов – нападающий удар. Главная причина ошибок – это неправильное или недостаточно полное представление о технике выполнения этого движения.

Типичные ошибки:

– несвоевременный и неточный разбег;

– отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору;

– недостаточно энергичный мах руками перед прыжком;

– удар по мячу производится над головой или за ней, рука в момент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз.

Избежать перечисленных ошибок помогут следующие упражнения:

1. Один ученик располагается с мячом около сетки, другой находится в 3 м от нее. Первый много раз подбрасывает мяч двумя руками снизу-вверх на 1 м выше сетки. Второй должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он подпрыгивает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и успел забежать под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же нападающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начинает, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом, игрок подбирает для себя оптимальный момент начала разбега.

2. То же после предварительной передачи, но сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.

3. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с приставлением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.

4. То же, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.

5. То же, выполняя в прыжке имитацию нападающего удара.

6. Стоя на опоре, как при стартовом положении пловца – ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад, – выпрыгнуть вверх, делая одновременно энергичный мах руками вперед-вверх.

7. Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое положение пловца и сразу, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.

8. После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, после чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Следует обратить внимание ребят на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на активное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.

 9. И.п. – стойка ноги врозь, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки ученик ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз.

10. Ученики в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед-вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. Следует обратить внимание ребят на необходимость выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.

11. Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему – другой. Ученики, стоя на полу, располагаются полубоком левым плечом к сетке (для правши) в 60–70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляют над сеткой и ударом правой перебивают через сетку. Кисть хлестким движением накрывает мяч. Правую руку после удара без задержки опустить вниз, сетку не задевать.

12. То же, но левой рукой подбрасывать мяч, а правой перебивать его через сетку. При выполнении нападающего удара можно подниматься на носки.

13. Подвижные игры: «По наземной мишени», «Картошка».

БЛОКИРОВАНИЕ

 При изучении техники блокирования ученики допускают следующие ошибки:

– отсутствие стопорящего шага перед выполнением прыжка;

– неправильный выбор места для блокирования – неправильная оценка траектории передачи и разбега;

– несвоевременный прыжок на блок из-за неправильной оценки высоты передачи и действий нападающего игрока;

– маховое движение руками перед прыжком;

– пальцы и запястья рук при блокировании не напряжены, пальцы не разведены;

– статическая стойка перед прыжком.

Ниже приведены упражнения, которые помогут исправить данные ошибки:

1. Блокирующий из исходного положения резко выставляет левую ногу вперед на пятку, приставляет правую и, активно взмахнув руками, выпрыгивает вверх; выставляя левую ногу вперед на опору с пятки, игрок затормаживает возможное продвижение вперед после выпрыгивания.

2. Ученик перемещается приставными шагами вправо около сетки, перед выполнением прыжка выставляет правую ногу на шаг вперед-вправо, затормаживая тем самым дальнейшее продвижение в сторону, приставляет левую ногу и прыгает вверх.

3. То же, но влево, выставляя вперед-влево левую ногу.

4. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки и одновременно выпрыгивают вверх, стараясь коснуться ладоней партнера над сеткой и, преодолевая сопротивление, перенести кисти рук через сетку.

5. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Находясь в стойке готовности, один перемещается влево или вправо, прыгает около сетки, имитируя блокирование; другой копирует его действия, стараясь ладонями коснуться его рук над сеткой.

6. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один старается перебросить мяч через нее несколько левее или правее блокирующего, который после перемещения в сторону ставит блок и преграждает мячу путь в свою сторону.

7. Два-четыре ученика с мячами располагаются вдоль сетки с одной стороны на расстоянии 1,5–2 м друг от друга, остальные выстраиваются в колонну с противоположной стороны сетки в зоне 4. Игроки с мячами поочередно набрасывают их на верхний трос, а блокирующие из колонны должны успеть переместиться, выпрыгнуть напротив мяча и накрыть его руками сверху.

8. То же, но колонна располагается в зоне 2, а учащиеся перемещаются вдоль сетки левым боком.

9. Ученики в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один подбрасывает мяч на разную высоту для нападающего удара, прыгает и бьет по нему. Другой должен точно определить место, время отталкивания и поставить блок.

10. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один набрасывает мяч на трос, а другой блокирует. Следует обратить внимание учащихся на необходимость выноса согнутых рук перед туловищем до постановки блока и опускания после этого.

11. Блокирующий располагается в зоне 3. Нападающие удары поочередно выполняются на стыке зон 3 и 4, 3 и 2. Блокирующий должен успеть переместиться и поставить блок, не задевая руками сетку.

12. Учитель держит мяч малого диаметра над сеткой, ученик выпрыгивает, как при блокировании, и забирает мяч.

Недостатки технико-тактической подготовки игроков (до уровня  сборной)

К сожалению, наличие технико-тактических недочётов и ошибок у игроков – существующая реальность. Причём не избавлены от них и волейболисты самого высокого класса. Что неудивительно, поскольку техника выполнения игровых приёмов осваивается ещё на этапе ДЮСШ (вместе с ошибками). На следующих этапах совершенствования спортивного мастерства игроков над исправлением техники не работают, повышают в основном надёжность выполнения приёмов игры. Отсюда и ошибки. Рассмотрим наиболее распространённые.

         Техникотактические приёмы игры

Технику выполнения приёмов целесообразно оценить по степени реализации условий эффективного решения двигательных задач, сформулированных в рамках концепции биомашины.

         — Нападение

Атакующие приёмы игроками выполняются с наименьшим количеством ошибок в сравнении с другими приёмами – недаром нападение превосходит защиту в современном волейболе. Именно в ударном движении игрокам удаётся реализовать многие условия эффективного решения двигательных задач в атаке. Причём по-мужски научились атаковать игроки и в женском волейболе.

Самой грубой технической ошибкой нападающих игроков является выполнение напрыгивания способом «нашагивания». Это заметно снижает высоту прыжка атакующих игроков и часто приводит к ошибке заступа при атаках со второй линии и при силовых подачах.

Пробегание мяча. Это уже исчезающая ошибка нападающих. В стандартных ситуациях игроки высокого класса при выполнении атакующих ударов, как правило, мяч не пробегают. Однако картина меняется в нестандартных ситуациях, когда следует отведенная от сетки передача или игрок не успел отбежать от сетки. Отведенные от сетки мячи получаются при передачах способом снизу, из глубины площадки или в результате ошибок связующих с посредственной техникой обработки мяча, опасающихся близких к сетке передач, наведенных на блок – так ошибка связующего игрока становится очевидной.

В целом технико-тактический арсенал отдельных игроков недостаточно широк. Что вызвано не только сужением игровых функций волейболистов в рамках командной организации игры (специализацией), но и неумением выполнять и применять с достаточной эффективностью целый ряд приёмов нападения. Редко кто из нападающих умеет выполнять в играх, например, мощные удары с переводом влево и вправо без поворота туловища в том же направлении, удары в прыжке толчком одной ноги, удары с остановкой руки (кистевой удар прямой и с переводами).

Существуют проблемы с обводкой блока соперника. Задача для атакующего игрока не такая уж сложная, поскольку блокирующие в прыжке, как правило, держат руки над собой, редко перемещая их в ту или иную сторону. А если и перемещают, то, как правило, заранее, принимая решение ещё до прыжка.  Бόльшую трудность составляет преодоление группового блока с опаздывающим блокирующим. В случае прыжка блокирующего с недобеганием (вследствие его опоздания при перемещении) самое выгодное направление удара – между блокирующими. Если же второй блокирующий успел подстроиться к блоку партнера, то надо обводить уже групповой блок.

Некоторое разнообразие в атаках больше диктуется нестандартными ситуациями, а не наигранными комбинациями или индивидуальной тактикой нападающих.

В целом используемые схемы формирования игрового состава, системы игры лучших команд страны и мира настолько одинаковы, что все они выглядят как братья-близнецы.

  Подачи

—  Игроки владеют, как правило, только одним способом подачи в игре

—  Планирующую подачу игроки подают без остановки руки после удара, что снижает резкость и амплитуду скачков мяча в турбулентном потоке и, как следствие, эффективность подачи.

—  Вынос левой ноги вперед при выполнении прыжка для силовой подачи

 Игра в защите

Здесь ошибок гораздо больше, чем в нападении.

—  Защитники играют на выборе места, которое им диктует командная тактика. Эффективность в этом случае сильно зависит от того, попадает мяч в них после атаки или нет.

—  У защитников невысока способность предугадывания развития событий на площадке, в частности предугадывать направление и траекторию передачи и, соответственно, атаки.

—  Учитывая то, что при бросках к мячу львиная доля времени уходит на вывод тела защитника из положения равновесия, неумение использовать своевременную потерю равновесия вперед при игре в защите можно считать ошибкой.  В результате защитники запаздывают с переносом отражающей платформы к мячу и закономерно совершают вынужденную ошибку, существенно снижающую эффективность игры в защите, а именно:

— Тянут руки к пролетающему мячу, поворачивая туловище. Получается игра в защите, образно говоря, «башенным краном». Меняется ориентация отражающей платформы, и мяч обычно после соударения с ней улетает далеко в сторону.

— Ситуацию усугубляет неумение переносить платформу скольжением на голени и броском с падением на бок (скольжением на боку). Надо признать, что многие игроки в амплуа либеро иной раз демонстрируют эти приёмы, что вкупе с элементами предугадывания делает их игру в защите более эффективной, чем у игроков других амплуа.

—  Ограниченная способность, а порой и неумение гасить скорость полета мяча уступающим движением рук. Прежде всего, потому, что в стойке готовности защитники держат согнутые руки низко. Их поднимание для организации отражающей платформы и отражения мяча – это встречный удар в мяч из-за быстрого перемещения в точку обработки мяча – иначе не успеть.

          Блокирование

—  Неумение переносить обе руки в одну или другую стороны в прыжке, что снижает эффективность действий блокирующих — нападающим легче обводить неподвижный (не «ловящий») блок.

—  Эффективность блока снижает то, что блокирующие в момент удара смотрят на мяч (а то и закрывают глаза), а не на нападающего, что облегчило бы предугадывание направления атаки и, соответственно, противодействие. Т.о., предугадывания нет, бывает гадание:   а) кому передача;  б) куда будет удар (например, закрывают блоком линию, предполагая, что удар будет вдоль боковой линии).

—  Блокирующие игроки  часто перемещаются в одну сторону вдвоём (бывает и втроём). Это провоцирует появление ошибок в организации блока – неплотный блок или неорганизованный.

Расположение и встречное движение рук блокирующих однотипное (не решается проблема выбора действий: высокий-низкий нападающий и высокий-низкий блокирующий)

         Прыжки

—  Вынос одной ступни вперед при отталкивании, выполнение нашагивания, а не напрыгывания.

— Нет акцента при отталкивании — растянутое во времени отталкивание. «Размытый» прыжок. Не выполняется «золотое правило» баллистических движений – «концентрация мышечных усилий и смещение их к началу отталкивания».

          Передачи мяча сверху

—  Неправильный обхват мяча – в основном односторонний

—  Много передач в прыжке у связующих

—  В основном некачественные верхние передачи несвязующих игроков

          Передачи снизу и прием подач

Стойка не удерживается, игроки сутулятся, поднимают плечи и сгибают руки в локтях при обработке мяча

— Перемещения к месту встречи с мячом минимальны, а то и вовсе отсутствуют.

— Нарушение жёсткости платформы

—  Большая амплитуда встречных движений рук

— Ограниченный арсенал способов переноса отражающей платформы. Нарушение ориентации платформы в пространстве.

             Некоторые проблемы тактики игры

Индивидуальная тактика

Главная проблема – слабое предугадывание развития игровых ситуаций, в частности, действий соперника,  и узкий арсенал собственных тактических действий. И тому и другому тренеры целенаправленно не учат игроков.

Групповая

Неплотный блок. Как между блокирующими, так и между блоком и сеткой.

Срыв комбинаций из-за отмены атак первого темпа при недоводках мяча.

Командная

 Использование только одной системы командной игры в защите. Неумение использовать другие системы. Узкая специализация в раннем возрасте; неумение играть в других зонах

Перейти к содержимому

Ошибки и нарушения в волейболе

Разобьем эту статью на два подзаголовка: ошибки при выполнении технических элементов и непосредственно нарушения волейбольных правил. Итак:

Нарушения волейбольных правил


  • Запрещено касание сетки — самое распространенное нарушение, вызванное неправильной техникой безопасности игроков. Важно соблюдать это правило не только, чтобы выигрывать и не терять очки, но и во избежание травмоопасных ситуаций на площадке. В игровом пылу можно влететь друг в друга и сильно покалечиться.
  • Запрещено касание антенн над сеткой игроком и мячом.
  • Запрещен заступ на площадку противника. Так же, как и первый пункт, соблюдение этого правила сбережет от случайный игровых травм.
  • Запрещен подброс мяча при подаче, находясь на площадке (в пределах лицевой линии).
  • Некультурное и оскорбительное поведение также не поощряется.
  • Игроки задней линии не могут атаковать в прыжке с передней линии. Но если прыжок произошел за трехметровой линией, то нарушением это не считается. Приземляться можно как за трехметровой после прыжка, так и уже в пределах площадки.
  • Запрещен блок паса.
  • Запрещено касаться мяча, когда он находится на стороне поля противника. Это частая ошибка блокирующего.
  • Запрещена задержка мяча. Движение должно быть жестким и мгновенным.
  • Хоть касание мяча на одной стороне площадки разрешено не более трех раз, однако при отскоке мяча от блока, блок за касание не считается. И в таком случае разрешено 4 касания (3 стандартных + 1 касание блока).

Распространенные ошибки


Ошибки техники нападающего удара

  • Запаздывание при набеге на мяч. Из-за чего удар происходит несвоевременно или вообще не происходит. Такой удар чаще всего приходится в сетку или в аут. Это очень распространенная ошибка, главной причиной которой является неумение игрока поймать нужный момент для удара. Иногда запаздывание происходит из-за плохого паса связующего. Лечится только регулярной практикой.
  • Слишком быстрый набег. Когда игроку говорят, что он движется к мячу слишком медленно, он начинает ускоряться и прибегать под мяч на этот раз слишком рано. Ошибка также связана с неумение поймать момент удара.
  • Бьющий забегает под мяч. Тоже одна из самых популярных ошибок. При разбеге создается иллюзия повышенного контроля, если забежать прямо под мяч. Но это не так. Забегая под мяч, мы теряем простор для удара и контроль над мячом. Как правило, такие удары полностью непредсказуемы: может получиться неплохо, а может выйти сетка, аут или вообще промах по мячу. Чтобы избегать этой ошибки, тренируйтесь чеканить мяч об стену: контролируйте его так, чтобы он находился на расстоянии вытянутой прицеливающейся руки.
  • Бьющая рука согнута. Ошибка часто возникает из-за несвоевременного забега. Атакующий поздно начинает движение к мячу и успевает ударить по нему только согнутой рукой.
  • Удар приходится не по центру мяча ладонью, а пальцами, ребром или неполной частью ладони. Также тренируйтесь бить мяч об стену, тренируйтесь, стоя в паре с другим игроком.
  • Удар слишком «зажатый» и происходит не «хлыстом», а скорее «веслом». У таких игроков не развита гибкость.
  • Не согнутая кисть в момент удара. Игрок забывает согнуть кисть под нужным углом и проконтролировать направление мяча пальцами. Такой мяч часто улетает в аут.
  • Небрежность к правильной работе рук и ног. Ошибка, связанная с плохой гибкостью игрока. Ноги разлетаются в стороны, уменьшая высоту прыжка. Руки двигаются непредсказуемо, от чего теряется контроль над мячом.
  • Выключение после удара. После нанесения атакующего удара, игрок часто расслабляется, но волейбол — одна из самых быстр спортивных игр. Нападающему могут поставить удачный блок или принять мяч и быстро перебросить обратно. Нужно постоянно оставаться в игре и быть готовым ко всему, пока не прозвучит свисток судьи.

Ошибки нижнего приема

  • Прием мяча не на нижнюю часть предплечий, а на кисти и костяшки рук.
  • Встречное движение на мяч, отчего полет мяча непредсказуем.
  • Отсутствие работы ногами — при приеме они должны быть полусогнуты, а при контакте с мячом чуть распрямляться, задавая направление мячу.
  • Неплотно прилегающие друг к другу руки.

Распространенные ошибки верхнего приема

  • Прием и отработка мяча ладонями, а не пальцами.
  • Сведенные вместе пальцы. Хотя они должны быть разведены максимально широко друг от друга, чтобы полностью охватывать мяч.
  • Отсутствие работы ногами.
  • Прием на расслабленные кисти и пальцы. Такой мяч может выскользнуть из рук или же произойдет неудачный пас.
  • Опаздывание — игрок задерживается и не успевает ровно прибежать под мяч.
  • Пас не ото лба, а от груди — очень распространенная ошибка. Такой мяч крайне сложно контролировать, т.к. теряется работа пальцев, кистей и ног. Старайтесь принимать мяч ВСЕГДА НАД головой!
  • Игрока не разгибает локти, не выпрямляет корпус корпус при передаче.
  • Неправильная форма ковша — большие пальцы выставлены навстречу мячу.
  • Локти и предплечья расположены параллельно друг другу.
  • Неправильная стойка

    Неправильная стойка
  • Отсутствие должного зрительного контроля за мячом.

Распространенные ошибки блока

  • Блокирующий тянется ближе к мячу, что приводит к касанию сетки.
  • Слишком широко разведенные руки, что создает брешь в защите:
  • неправильный блок

    Неправильный блок
  • Блокирующий забывает разводить руки перед прыжком, отчего помогающие 2-й и 4-й номера на блоке влетают в блокирующего. Очень травмоопасная ошибка!
  • Блокирующий разбрасывает ноги в разные стороны. Что приводит к заступу на площадку противника и травмам как для блокирующего, так и для располагающихся рядом игроков.
  • Кисти на блоке расслаблены. Такой блок слаб и неэффективен против сильного нападающего удара.
  • Руки выносятся слишком далеко от сетки, что позволяет атакующему «загнать мяч под кожу» — между блоком и сеткой.
  • Неудачное время прыжка. Слишком ранний или поздний блок.
  • Плохой разворот предплечий и кистей рук:

плохой разворот предплечий

Кроссовки для волейбола


Нарушения волейбольных правил

В любом виде спорта и в любой игре существуют правила, которые игрокам следует неукоснительно соблюдать, чтобы одержать победу. В волейбольной сфере также действует свой регламент. Его нужно знать, чтобы не допускать ошибки на соревнованиях. Из-за неосторожных действий спортсменов игра может закончиться плачевно. Игнорирование нижеперечисленных требований влечет за собой проблемы и повышает риск получения травм на площадке. Также важна расстановка и другие нюансы.

Читайте на sportbookmaker:

Распространенные ошибки

Существуют следующие нарушения актуальных правил во время игры в волейбол:

  • Касания сетки. Этот недочет считается наиболее распространенным. Он спровоцирован неверной техникой безопасности атакующего. Необходимо соблюдать указанное правило, чтобы одерживать победу, не теряя очко. Также это позволяет сократить риск получения травмы в рамках игровой зоны. То есть, сетку лучше даже случайно не трогать.
  • Касание антенны, располагающейся выше, чем сетка. Недопустимо затрагивание как руками, так и мячом. Чаще всего проблемы возникают именно из-за мяча, поэтому стоит проявлять осторожность.
  • Заступ на пространство соперника при атаке. Это помогает сократить вероятность несчастного случая или столкновения между двумя игроками.
  • Подбрасывание мяча в процессе подачи при нахождении в рамках фронтальной линии площадки.
  • Оскорбительные действия в адрес противника или других участников. Даже если это команда противника, все равно нужно держать себя в руках.
  • Блок паса.
  • Касание мяча в то время, как он располагается на другой стороне площадки. Эта ошибка широко распространена среди блокирующих игроков;
  • Задержка мяча. Перемещение должно быть моментальным. Но будет оно резким или более плавным — зависит только от самого игрока. Главное во время удара по мячу делать все максимально аккуратно.
  • Касание на одной из сторон больше 3-х раз. Три раза – это допустимый максимум, четыре – ошибка. Кроме того, один игрок не может касаться мяча два раза подряд.

Касание на одной из сторон больше 3-х раз. Три раза – это допустимый максимум, четыре – ошибка. Кроме того, один игрок не может касаться мяча два раза подряд.

Касание на одной из сторон больше 3-х раз. Три раза – это допустимый максимум, четыре – ошибка. Кроме того, один игрок не может касаться мяча два раза подряд.

Любой игрок, который находится на задней линии волейбольной площадки, не должен атаковать с первой линии, совершая прыжок. Впрочем, если прыжок и последующее приземление произошли за трехметровой чертой поля, в таком случае действие не может быть расценено, как нарушение. Поэтому атакуя в прыжке, необходимо быть очень осторожным. Главное знать, в какой момент в игре разрешено касаться мяча. Кроме того, необходимо знать, когда можно сделать переход и учитывать другие нюансы.

Технические нарушения

Технические нарушения

Ошибки подачи в волейболе. В этот список можно отнести:

  • Недостаточный зрительный контроль над ситуацией.
  • Недостаточно четкое подбрасывание.
  • Согнутые руки при ударе.
  • Небольшая амплитуда при замахивании.
  • Удар пальцами. Верный вариант – удар ладонью.
  • Расслабление после того, как была выполнена подача.
  • Неверная позиция спортсмена.
  • Подача до сигнала свистка.
  • Ошибка передачи. Среди главных видов недочетов — технические проблемы, которые могут происходить из-за разных обстоятельств, например, из-за неверного выхода игрока к тому месту, где он соприкоснется с мячом. 
  • Еще одна популярная ошибка — отсутствие зрительного контроля во время удара по спортивному снаряду.

Следующий тип ошибок при передаче — неточное направление мяча партнеру по игре. Распространенные причины: слишком медленные/резкие движения верхних конечностей при ударе.

Ошибки приема:

Нижний прием. В категорию ошибок, которые часто совершает подающий, входят:

  • Прием мяча на кисти/костяшки рук. Правильный прием – на нижнюю часть предплечья.
  • Встречное движение на мяч. В результате сложно прогнозировать, в какую сторону он отлетит после контакта с игроком.
  • Слабая работа нижними конечностями. В процессе соревнования ноги должны быть наполовину согнуты.
  • Недостаточно плотно прилегающие верхние конечности. Считается, что они должны соприкасаться.

Верхний прием. Среди главных проблем:

  • Прием и отработка мяча ладонями. Правильно – пальцами.
  • Пальцы рук, сведенные вместе. Их следует развести как можно шире для охвата мяча.
  • Недостаточно активная работа ногами.
  • Прием на руки, находящиеся в расслабленном состоянии. Мяч может выпасть из рук.
  • Запаздывание.
  • Подача паса от груди. Верный вариант выполнения подачи — ото лба.
  • Согнутое тело во время удара.

Нападающий удар. Здесь распространены такие недочеты:

  • Остановка перед тем, как оттолкнуться.
  • Удар, совершаемый рукой, которая была согнута в локте.
  • Несвоевременный разбег нападающего (ранний/поздний). Важно выбрать оптимальный момент.
  • Недостаточно быстро отталкивание.
  • Приземление на прямые нижние конечности после удара.

Блок. В список включаются следующие недочеты:

  • волейболист выполняет блокирование, и тянется к снаряду слишком активно. Закономерный результат – контакт тела с сеткой.
  • Неправильная стойка с широко разведенными руками блокирующего игрока. Из-за этого в защите на передней линии возникает брешь.
  • Отказ от разведения рук перед тем, как совершить прыжок. Часто случаются травмы в рамках игрового поля.
  • Кисти рук расслаблены при блоке, что делает его недостаточно эффективным, в особенности, если был совершен мощный удар.
  • Неподходящее время для совершения прыжка.
  • Либеро не имеет права блокировать. Он не выполняет функции блокирующего игрока.
  • Возможен двойной блок, что является распространенным приемом.

Неправильное поведение

В список распространенных ситуаций входит:

  • Агрессия по отношению к другим игрокам.
  • Оскорбления в рамках площадки.
  • Грубое поведение, противоречащее нормам культуры.

За такое поведение тренера и судьи определенно по головке не погладят. Подобное поведение недопустимо ни во время официального матча, ни во время товарищеской партии. Санкции последуют незамедлительно. В самом худшем случае игрока ждет дисквалификация.

Специалист способен подобрать оптимальный режим тренировок. Но не все время уделяется волейбольным играм. Есть и теоретическая часть, в которой люди. Для проведения часто используется тест, где нужно выбрать единственный ответ. Его выполняют, чтобы проверить уровень подготовки

Шкала наказаний за неправильное поведение

Шкала наказаний за неправильное поведение

Судья обязательно присутствует при проведении спортивных состязаний. В его обязанности входит наблюдение за процессом, который происходит на поле. Его вышка располагается на высоте, чтобы обеспечить наилучший обзор. 

Результат работы – отсутствие нарушений со стороны игроков. Всего есть два вида официальных наказаний. 

Первое — устное предупреждение. Как правило, передается через капитана спортивной команды (в некоторых случаях он пользуется помощью секретаря или помощника). Может считаться профилактической мерой. 

Второе — предъявление желтой карточки. Это расценивается следующим образом: совершена ошибка, которая будет непременно отражена в протоколе. В некоторых случаях проводятся замены волейболистов. Используя судейские полномочия, добиваются исключения из состава. Спортсмену запрещают играть из-за действий, которые были им совершены. Ему приходится завершить активность, уйти из зоны, где проводятся состязания. Судья принимает решения, которые соответствуют актуальным правилам. Тренер должен все это учитывать при подготовке команды.

Хотите играть без ошибок?

Любой человек имеет возможность обрести новые навыки. Если вы желаете научиться игре в волейбол без недочетов, стоит посещать спортивные кружки и школы. Подобрать подходящее заведение поможет сайт, где представлены все преимущества и особенности. Квалифицированный тренер поможет освоить все нюансы игры, улучшить физическую форму. Он обеспечит полноценную поддержку во время тренировок. Получив необходимые навыки, игрок может смело принимать участие в соревнованиях.

Главное помнить, что в случае нарушения некоторых правил игрок может не позволить команде одержать победу, но и вовсе покинуть площадку до конца турнира.

О возможных проблемах и ошибках при обучении волейболу.

При изучении технических элементов волейбола у детей иногда возникают сложности с их выполнением. Материал статьи знакомит с упражнениями, с помощью которых можно как исправить, так и предотвратить возможные ошибки.

ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МЯЧА СВЕРХУ

При начальном обучении приему мяча снизу целесообразно использовать более мягкие или полуспущенные мячи. Наиболее распространены при изучении приема мяча сверху и верхней передаче следующие ошибки:

 – неточный выход под мяч;

– большие пальцы направлены вперед;

– локти слишком широко разведены или наоборот;

– кисти не образуют «воронку»;

– кисти встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.

Рассмотрим некоторые из названных ошибок подробнее. Например, во время приема мяча над собой после наброса некоторые ученики ловят его, обхватывая с боков. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить им при приеме мяча направить большие пальцы рук к носу – сделать «стрелку». На это же стоит обратить внимание при широком разведении локтей. Другая распространенная ошибка – отсутствие подседания при приеме мяча. Для исправления этой ошибки можно поупражняться в многократных приемах мяча после предварительного отскока от пола.

Во время передач мяча сверху грубой ошибкой считается касание его ладонями. Чтобы избежать этого, нужно чаще проверять правильность расположения кистей, причем лучше это делать без мяча. Для этого можно использовать упражнение «Шлем» – приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, затем, не меняя положения пальцев, снять «шлем», сохраняя его форму. При этом руки займут необходимое для передачи мяча положение.

Также для устранения ошибок при верхних передачах можно использовать подвижные игры: «Точно водящему», «Мяч в воздухе», «Волейбол без подач», «Лишний мяч» и т.д.

ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СНИЗУ

 При выполнении приема и передачи мяча снизу ученики также допускают много ошибок:

– в момент приема руки согнуты в локтях;

 – руки почти параллельны полу;

– резкое встречное движение рук к мячу;

– при приеме мяча сбоку руки располагаются не под углом к полу;

 – прием мяча кистями;

– туловище отклонено назад.

Очень часто дети принимают мяч на кисти. Происходит это оттого, что волейбол – единственная игра, в которой активно используются предплечья. Учащиеся же привыкли ловить мяч именно кистями. Для устранения этой ошибки можно предложить школьникам выполнить выбивание неподвижного мяча. Ученики делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один держит мяч на вытянутых руках на уровне пояса, второй, располагаясь в низкой стойке, старается выбить мяч у партнера. При этом мяч должен пролететь над партнером. После нескольких повторений ученики меняются ролями.

Другая очень распространенная ошибка – прием мяча согнутыми в локтевом суставе руками – следствие недостаточного сгибания ног в коленях или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями. Поможет исправить ситуацию упражнение «Черепаха». И.п. – низкая стойка, сцепленные руки вытянуты вперед. Втягивая голову, попытаться достать плечами мочек ушей.

Часто при приеме мяча снизу дети не сгибают ноги в коленях, что приводит к искажению техники этого важного элемента. Поэтому очень важно с первых уроков использовать ряд упражнений, направленных на формирование этого навыка:

1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика.

2. То же в парах, перебрасывая мячи с отскоком от стены под углом друг другу.

3. То же, но упражнение выполняет один ученик двумя мячами, поочередно бросая их так, чтобы они сначала ударились в стену, а затем в пол. Когда это упражнение будет освоено, можно попробовать выполнить его без отскока мяча от пола.

4. Броски и ловля мячей в парах под натянутой волейбольной сеткой. Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, отрабатывая передачи мяча снизу.

НИЖНЯЯ И ВЕРХНЯЯ ПРЯМЫЕ ПОДАЧИ

Подачи изучают в такой последовательности: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая. При этом часто встречаются ошибки, связанные с неправильным подбросом мяча и неверным ударным движением по нему:

 – подброс мяча не оптимален по высоте;

– подброс мяча выполняется не в сагиттальной плоскости;

– удар по мячу выполнен неточно;

– скорость бьющей руки незначительна;

– встреча бьющей руки с мячом происходит не на оптимальной высоте;

– неправильное исходное положение подающего.

Только после освоения структуры движения при подбросе мяча можно приступать к изучению удара по мячу и согласованию работы отдельных частей тела в ударном движении. Для устранения возможных ошибок можно применять следующие упражнения:

1. Принятие правильного исходного положения.

2. Освоение структуры движения при подбрасывании мяча.

3. Из положения руки с мячом внизу подкинуть мяч вперед-вверх, но не заносить за голову; в конце движения отвести руку от мяча и выполнить бросок вперед – для верхних прямых подач.

4. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса выполнить замах для удара и удар по мячу, поддерживая его рукой, – для верхних прямых и боковых подач.

5. В исходном положении после подброса мяча выполнить имитацию ударного движения мимо мяча – для нижних подач.

6. Подача в стенку, партнеру, через сетку с 3 м, 6 м, 9 м.

7. Подвижные игры с метанием мяча в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др.

НАПАДАЮЩИЙ УДАР

Один из самых сложных в обучении технических элементов – нападающий удар. Главная причина ошибок – это неправильное или недостаточно полное представление о технике выполнения этого движения.

Типичные ошибки:

– несвоевременный и неточный разбег;

– отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору;

– недостаточно энергичный мах руками перед прыжком;

– удар по мячу производится над головой или за ней, рука в момент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз.

Избежать перечисленных ошибок помогут следующие упражнения:

1. Один ученик располагается с мячом около сетки, другой находится в 3 м от нее. Первый много раз подбрасывает мяч двумя руками снизу-вверх на 1 м выше сетки. Второй должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он подпрыгивает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и успел забежать под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же нападающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начинает, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом, игрок подбирает для себя оптимальный момент начала разбега.

2. То же после предварительной передачи, но сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.

3. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с приставлением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.

4. То же, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.

5. То же, выполняя в прыжке имитацию нападающего удара.

6. Стоя на опоре, как при стартовом положении пловца – ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад, – выпрыгнуть вверх, делая одновременно энергичный мах руками вперед-вверх.

7. Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое положение пловца и сразу, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.

8. После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, после чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Следует обратить внимание ребят на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на активное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.

 9. И.п. – стойка ноги врозь, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки ученик ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз.

10. Ученики в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед-вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. Следует обратить внимание ребят на необходимость выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.

11. Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему – другой. Ученики, стоя на полу, располагаются полубоком левым плечом к сетке (для правши) в 60–70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляют над сеткой и ударом правой перебивают через сетку. Кисть хлестким движением накрывает мяч. Правую руку после удара без задержки опустить вниз, сетку не задевать.

12. То же, но левой рукой подбрасывать мяч, а правой перебивать его через сетку. При выполнении нападающего удара можно подниматься на носки.

13. Подвижные игры: «По наземной мишени», «Картошка».

БЛОКИРОВАНИЕ

 При изучении техники блокирования ученики допускают следующие ошибки:

– отсутствие стопорящего шага перед выполнением прыжка;

– неправильный выбор места для блокирования – неправильная оценка траектории передачи и разбега;

– несвоевременный прыжок на блок из-за неправильной оценки высоты передачи и действий нападающего игрока;

– маховое движение руками перед прыжком;

– пальцы и запястья рук при блокировании не напряжены, пальцы не разведены;

– статическая стойка перед прыжком.

Ниже приведены упражнения, которые помогут исправить данные ошибки:

1. Блокирующий из исходного положения резко выставляет левую ногу вперед на пятку, приставляет правую и, активно взмахнув руками, выпрыгивает вверх; выставляя левую ногу вперед на опору с пятки, игрок затормаживает возможное продвижение вперед после выпрыгивания.

2. Ученик перемещается приставными шагами вправо около сетки, перед выполнением прыжка выставляет правую ногу на шаг вперед-вправо, затормаживая тем самым дальнейшее продвижение в сторону, приставляет левую ногу и прыгает вверх.

3. То же, но влево, выставляя вперед-влево левую ногу.

4. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки и одновременно выпрыгивают вверх, стараясь коснуться ладоней партнера над сеткой и, преодолевая сопротивление, перенести кисти рук через сетку.

5. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Находясь в стойке готовности, один перемещается влево или вправо, прыгает около сетки, имитируя блокирование; другой копирует его действия, стараясь ладонями коснуться его рук над сеткой.

6. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один старается перебросить мяч через нее несколько левее или правее блокирующего, который после перемещения в сторону ставит блок и преграждает мячу путь в свою сторону.

7. Два-четыре ученика с мячами располагаются вдоль сетки с одной стороны на расстоянии 1,5–2 м друг от друга, остальные выстраиваются в колонну с противоположной стороны сетки в зоне 4. Игроки с мячами поочередно набрасывают их на верхний трос, а блокирующие из колонны должны успеть переместиться, выпрыгнуть напротив мяча и накрыть его руками сверху.

8. То же, но колонна располагается в зоне 2, а учащиеся перемещаются вдоль сетки левым боком.

9. Ученики в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один подбрасывает мяч на разную высоту для нападающего удара, прыгает и бьет по нему. Другой должен точно определить место, время отталкивания и поставить блок.

10. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один набрасывает мяч на трос, а другой блокирует. Следует обратить внимание учащихся на необходимость выноса согнутых рук перед туловищем до постановки блока и опускания после этого.

11. Блокирующий располагается в зоне 3. Нападающие удары поочередно выполняются на стыке зон 3 и 4, 3 и 2. Блокирующий должен успеть переместиться и поставить блок, не задевая руками сетку.

12. Учитель держит мяч малого диаметра над сеткой, ученик выпрыгивает, как при блокировании, и забирает мяч.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Волга ошибка 233
  • Волга ошибка 132
  • Волга крайслер ошибка 2074
  • Волга крайслер ошибка 1696
  • Волга крайслер ошибка 0340