Владимир дубровский был благородным разбойником и сыном ошибка

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

К вопросу о логических ошибках
в работах учащихся

В письменных работах (сочинениях, изложениях,
эссе, рецензиях) встречаются различные ошибки:
орфографические, пунктуационные,
грамматические, речевые, стилистические,
логические. И если большинство типов ошибок
подробно описано во всевозможных учебниках,
пособиях и справочниках, то классификация
логических ошибок практически отсутствует1. Трудности,
возникающие при попытках такого описания, на наш
взгляд, связаны прежде всего с тем, что часто
логические ошибки являются следствием других
типов ошибок. Более того, многие из логических
ошибок рассматриваются как языковые или речевые,
поскольку, хотя логические ошибки порождены
ошибками мышления, оформление они находят в
языковых единицах. Именно поэтому логические
ошибки остаются в первую очередь для учащихся, а
также для части преподавателей самым загадочным
видом ошибок.

Таким образом, задача нашей статьи – отделить
грамматические и речевые ошибки от логических и
дать классификацию последних.

Логические ошибки связаны, во-первых, с объемом
самих понятий, обозначаемых словами, и с
соотношением понятий между собой; во-вторых, с
характером сообщаемого об этих понятиях, то есть
суждений, оформляемых как предложение; в-третьих,
с отношениями между суждениями, оформляемыми как
сложное предложение или последовательность
предложений (абзац). Первый и второй типы
логических ошибок находят свое выражение в
простом предложении и частях сложного, третий –
в простом с обособленными членами предложения, в
сложном предложении и цепочке предложений.
Рассмотрим последовательно логические ошибки
внутри перечисленных синтаксических
конструкций.

I. Логические ошибки внутри простого
предложения
или в части сложного

1. Логические ошибки, связанные с объемом
понятий.

В соответствии с правилами логики2 понятия делят на
сравнимые (например, глагол – вид) и
несравнимые (глагол – шелк). По содержанию
сравнимые понятия могут быть эквивалентными (инфинитив
– неопределенная форма глагола),

противоположными (ошибка – удача), частично
совместимыми (глагол – вид), логически
независимыми (глагол – имя существительное).

В основе логических ошибок лежат прежде всего
нарушения правил деления понятий, которые
заключаются в следующем:

1) Деление должно быть соразмерным. Пример
неполного деления: Части речи бывают
самостоятельными и служебными.
(Не учтены
особые части речи – междометия и
звукоподражания.) Ошибочное деление может
содержать лишний компонент: Именные части речи,
числительное, глагол.
(Числительное
относится к именным частям речи.)

2) Деление должно производиться только по
одному основанию: Имя существительное, глагол и
словосочетание
. (Словосочетание – единица
синтаксического уровня.)

3) Члены деления должны исключать друг друга: Приветствуем
москвичей и ветеранов.
(Один компонент (москвичи)
включает в себя другой (ветераны).)

4) Деление должно быть последовательным: Монографии
и рецензии, справочники и аннотации
. (Неверное
объединение – нужно: Монографии и справочники,
рецензии и аннотации
.)

К логическим ошибкам, порожденным нарушением
перечисленных правил деления, относится:
неразличение смежных понятий, части и целого,
рода и вида, причины и следствия.

Например, смешение причины и следствия можно
видеть в часто встречающемся сегодня
высказывании: Опять подорожали цены. (Подорожали
товары, а цены – следствие этого процесса, они
выросли.)
Подобные ошибки также встречаются в
следующих предложениях:

И вскоре тройки, наполненные разбойниками,
грабили барские дома
. (Кто же грабил: тройки или
разбойники? 3)

– Гражданам важно, ответит ли президент на их
ожидания
. (Ответить можно на вопрос; граждане
ждут, что им ответят, совпадет ли это с тем, чего
они ожидают.)

Этап Кубка мира был отменен показателями
термометра
. (Термометр не может ничего
отменить, но показатель его – низкая
температура – может заставить кого-то
отменить что-то.)

Какую же болезнь вам установили? (Болезнь
не устанавливают, больному ставят диагноз.)

Ухудшается уровень жизни народа. (Ухудшается
жизнь, уровень жизни снижается.)

Дебют его творчества начался в 1812 году.
(Дебют – это начало творческой деятельности,
начало не может начаться.) Вариант исправления:
Дебют состоялся или Его творческая
деятельность началась
.

2. Ошибки, связанные с употреблением
однородных членов предложения:
последовательность расположения, однородность
понятий, родо-видовые отношения, соотнесенность
с обобщающим словом, семантика союзов
(перечисление, соединение, разделение, противо- и
сопоставление, присоединение).

Он был не только хорошим человеком, но и
большим гуманистом
.

а) Гуманист включает значение «хороший
человек», поэтому союз не только… но и,
имеющий значение восполнения, добавления,
неуместен. Он используется в предложениях типа: Он
был не только хорошим человеком, но и большим
ученым.

б) Гуманист не может быть большим или
маленьким. Вариант исправления: Он был не
просто хорошим человеком.
Он был гуманистом.
(Смысловые отношения между предложениями –
градация).

Развивая эту мысль, делаю вывод: речь
характеризует не только говорящего, но и его
внутренний мир.
(С помощью союза не только…
но и
можно соединить однородные члены,
находящиеся в отношениях равенства (не только
писатель, но и читатель),
но не часть и целое, не
причину и следствие. Здесь внутренний мир
говорящего – часть его характеристики.) Вариант
исправления:
Говорящий не только передает
информацию о чем-либо, но и раскрывается как
личность
.

Женщины терпели угнетение не только со
стороны царизма, но и со стороны своих мужей
. (Царизм
– отвлеченное понятие, муж – конкретное, то
есть понятия несопоставимы, поэтому в ряд
однородных членов они не могут быть объединены.)

Владимир Дубровский был благородным
разбойником и сыном.
(Каждый разбойник – чей-то
сын, это перекрещивающиеся понятия.)

Так Дубровский остался без дома, без еды и
без отца
. (Дом, еда, отец – разнотипные
понятия.) Вариант исправления: Так
Дубровский потерял отца, имение и остался без
средств к существованию.

Челкаш… отдавал деньги нуждающимся и
тратил их в свое удовольствие
. (Отдавать деньги
нуждающимся и тратить их в свое
удовольствие – взаимоисключающие понятия,
соединять их союзом и нельзя.) Вариант
исправления:
Челкаш… часть своих денег
отдавал нуждающимся, а большую часть тратил на
свои удовольствия
. (Выражение в свое
удовольствие
сочетается только с глаголом
жить.)

Аналогичные ошибки находим и в следующих
предложениях.

Хочу вспомнить «Песню о Соколе» Горького
и две его замечательные цитаты: «Рожденный
ползать летать не может!» и «Безумство храбрых –
вот мудрость жизни!».

– Для других Москва – это город с разбитыми
яблоневыми парками летом и катками зимой, с
яркими звездами кремлевских башен и рассветом на
Фрунзенской набережной.

– Москва – город, поражающий разнообразием
культур, временных слоев и отражением эпох.

– А ведь родительский дом, бабушки, дедушки и
более старшие поколения – это и есть то минувшее,
которое необходимо уважать и помнить.

– Я намеренно соединил в своем эссе уважение
к минувшему и вопросы патриотизма.

– Но хотелось бы увидеть или услышать
объективную оценку великих свершений Петра I,
Екатерины Великой, первооткрывателей земли
русской, великих ученых и путешественников,
великих полководцев, меценатов и просто
патриотов своей родины.

– Россия – большая страна, соединяющая в
себе разные культуры, разные народы, разные
часовые пояса, разные религии.

– Я люблю тенистые парки летом и сугробы
зимой, летние грозы и июльский тополиный пух…

– Задумавшийся Пушкин с опущенной головой,
единственный в своем роде Храм Василия
Блаженного, серое зимнее небо, слякоть на
дорогах, летняя жара и растущие как на дрожжах
новые районы – все это неотъемлемые части
московской жизни.

– Любовь расползется, растреплется по многим
уголкам земного шара, будет гореть в сердцах
ваших любимых, откликнется эхом в душах людей.

– Эта книга бросает вызов предательству и
чести.

– Она не имела ничего, кроме детей и чахотки.

Логику отношений между однородными членами
передают и знаки препинания.

Много интересных произведений, рассказов,
повестей, очерков опубликовано в журнале за
последний год
. (Произведения – обобщающее
слово, родовое понятие, после него должно стоять
двоеточие, а после слова очерков – тире.
Таким образом, запятая здесь является и
логической, и пунктуационной ошибкой.) Ср. также: У
него было много крупного рогатого скота: коз,
овец, птицы
. (Здесь двоеточие после скота
одновременно и логическая, и пунктуационная
ошибка: козы, овцы и птицы – не крупный
рогатый скот, поэтому вместо двоеточия требуется
запятая.)

Такого рода ошибки, обычно оцениваемые только
как пунктуационные, нередко встречаются в
заданиях на расстановку знаков препинания.
Например: Татьяна верила преданьям
простонародной старины, и снам, и карточным
гаданьям, и предсказаниям луны
. (Учащиеся
воспринимают слово преданья как обобщающее и
ставят после него двоеточие.) Или: Я как будто
вижу перед собой эту картину: тихие берега,
расширяющуюся лунную дорожку…
(В этом
предложении после слова картина часто ставят
запятую, не понимая, что оно является обобщающим.)

3. Ошибки, связанные с искажением
субъектно-объектных, обстоятельственных,
определительных, сопоставительных и прочих
смысловых отношений.

Некоторые поэты мне не очень симпатизируют.
Вот Маяковский темы природы фактически не
касается. Мне кажется, это его недостаток
. (В
первом предложении нарушены отношения между
субъектом и объектом: кто кому несимпатичен?) Вариант
исправления:
не очень нравятся или не
всех поэтов я люблю
и т.п.

Что же ждет Чацкого впереди? Только дорога,
изрытая камнями
. (Изрытая чем? Камнями можно
усыпать, а дорога может быть каменистой или в
рытвинах, углублениях, ямах. И то, и другое имеет
переносное значение – «трудная».)

В усадьбе Мелехово Чехов построил школу,
помогая голодающим
. (Построил с какой целью?
Школа не может помочь голодающим.) Вариант
исправления:
Чехов построил школу и помогал
голодающим.

Этот памятник напоминает нам о трудной
жизни крестьян до революции, о борьбе с богачами
и, наконец, о самом Пушкине
. (Напоминает о чем?
Получается, что памятник Пушкину напоминает о
Пушкине. Строки на памятнике «И долго буду тем
любезен я народу…» не напоминают, а прямо
выражают мысль.)

Четкая симметричность пьедестала, простые
и задумчивые глаза сделали этот памятник одним
из лучших в стране
. (Симметричность и глаза не
могут сделать памятник одним из лучших. Кроме
того, разнотипные понятия (симметричность и глаза)
не могут быть однородными членами.)

Здесь, в плену, Шолохов показал, как
достойно вели себя русские люди
. (Получается,
что сам Шолохов, а не герой его рассказа был в
плену.) Логическая (и как следствие –
фактическая) ошибка – искажение связей между
членами предложения. Восстановить их можно, если
сделать синтаксический разбор предложения: Шолохов
показал где? – в рассказе или в этой
сцене. Показал что? – как мужественно
вели себя в плену русские люди. Итак, в плену
относится к сказуемому придаточного
предложения, а не главного и не может быть
уточнением обстоятельства главного предложения.
Вариант исправления: Шолохов показал, как
достойно вели себя русские люди в плену.

4. Ошибки, связанные с употреблением
сравнений, сопоставлений, уточнений и различных
«образов».

Мюллер дал А.Соколову маленькую буханку
хлеба и еще более маленький кусок сала
. (Размер
буханки хлеба и размер куска сала несопоставимы:
одно (сало) добавляется к другому (хлебу),
их нелогично сравнивать по размеру. Из
логической ошибки вытекает и грамматическая –
неправильное образование сравнительной степени
прилагательного маленький. Правильно – меньший,
меньше,
но здесь эти формы не подходят. Варианты
исправления:
крохотный, небольшой,
малюсенький.

Для кого-то это будет Москва старинная,
неторопливая, степенная. Для других Москва –
это город с разбитыми яблоневыми парками летом и
катками зимой, с яркими звездами кремлевских
башен и рассветом на Фрунзенской набережной.

(Сопоставлять неторопливую можно с бегущей,
спешащей, суетливой
.)

Это было в 1919 году, вечером. (Оба
обстоятельства – и основное, и уточняющее –
отвечают на вопрос когда, но первое относится
к ряду год, месяц, дата, а второе обозначает
часть суток.) Вариант исправления: Это
произошло однажды вечером в 1919 году.

Вместо новогоднего стола он оказался на
больничной койке
. (Предполагается, что он
должен был оказаться на новогоднем столе?) Вариант
исправления:
Вместо того чтобы сидеть за
новогодним столом, он оказался в больнице
.

Из забитой и униженной старухи Ниловна
превратилась в активную революционерку
.
(Превращения совершаются в одном смысловом ряду:
из дурака в умного, из урода в красавицу. А
Ниловна из старухи (возраст) превратилась в
революционерку (род деятельности по убеждениям).)

У ворона был тяжелый, как металл, клюв.
(Термин тяжелые металлы – это отвлеченное
понятие, а клюв – конкретное, то есть эти
понятия несравнимы.)

Жизнь состоит из любви, она пропитана ею,
как торт коньяком
. (Получается, что жизнь – это
торт, а любовь – это коньяк. Чрезмерное упрощение
сложных понятий.)

Люди будут любить, боготворить, увлекаться,
притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о
ком-то близком и далеком, неповторимом,
непредсказуемом, загадочном и прекрасном
. (Притягиваться
предполагает взаимные действия, а
взаимодействие железа и магнита
однонаправленно: железо притягивается к
магниту.)

Сейчас часто в литературе и кино можно
встретить образ Москвы как безжалостной машины,
в которой каждый день нужно выживать
. (В безжалостной
машине
не выживешь.)

Челкаш, этот Робин Гуд, отдавал деньги
нуждающимся и тратил их в свое удовольствие
.
(Робин Гуд не тратил деньги в свое удовольствие.)

Москва, как бы проспав долгие века,
проснулась уже в Советском Союзе со сталинскими
домами, а потом и хрущевками
. (Непонятно, что
считает автор сном Москвы и почему она
проснулась.)

Любовь расползется, растреплется по многим
уголкам земного шара, будет гореть в сердцах
ваших любимых, откликнется эхом в душах людей
.
(Глаголы расползется, растреплется обладают
отрицательной эмоционально-экспрессивной
окраской, несовместимой с данным контекстом.)

Я люблю белые крылья кораблей над морской
гладью
. (У кораблей нет крыльев.)

Я смотрю в окно. Вот девушка помогает
маленькому мальчику перескочить через большую
лужу. Малыш смеется, и золотые крупицы его смеха
плавно оседают на чашу весов милосердия.
(Чаши
весов есть у справедливости, а не у милосердия.
Кроме того, непонятна метафора крупицы смеха.)

Нечеткость образов, используемых учащимися в
самостоятельных работах, наблюдается и в
заданиях на расстановку знаков препинания.
Например: Собака задрала лохматый хвост
бубликом, повесила язык и побежала…
(Часто
запятую ставят перед словом бубликом.
Учащиеся при этом не задумываются, как может
выглядеть язык, повешенный бубликом.)

II. Ошибки в сложном предложении

Не всякая мысль может быть оформлена как
простое предложение, потому что она требует
своего развития (исключения – афоризмы,
пословицы и т.п.).

От самого центра до окраин можно проследить
историю столицы
. (Историю можно проследить
каком случае, при каком условии?),
если пройти,
проехать от центра до ее окраин. Здесь требуется
или сложное предложение, или обособленный оборот
(путешествуя, идя, пройдя…).)

А.В. Николаев. Батарея Тушина
А.В. Николаев. Батарея Тушина

В тексте важны не только сами мысли, но и
связь между ними. Эта связь осуществляется
прежде всего в сложном предложении, в котором
логико-смысловые отношения передаются с помощью
союзов. С помощью сочинительных союзов
устанавливаются отношения соединения,
противопоставления, разделения, сопоставления,
пояснения, присоединения. С помощью
подчинительных союзов – причинно-следственные,
целевые, временные, локальные, уступительные,
определительные, изъяснительные,
количественные, уподобительные, сравнительные.
Ошибки обычно связаны с непониманием характера
смысловых отношений между частями сложного
предложения и выбранным для их оформления союзом
или пропуском логического звена.

Чем длиннее, распространеннее и сложнее
предложение, тем оно богаче по смыслу и тем более
велика в нем вероятность допустить логическую и
прочие ошибки и не заметить их.

Л.Соколова не первый автор, затрагивающий
эту проблему, тем не менее ей удалось осветить
эту проблему легко и понятно
. (Если на эту тему
уже писали, то нетрудно и еще кому-то написать.
Трудно осветить этот вопрос по-новому, с другой
точки зрения, трудно увидеть то, на что еще не
обращали внимания, и т.п.)

Исход спора очень важен, поэтому нужно
уважать оппонента и его точку зрения
. (Мысль
придаточного предложения не следует из главного.
Что автор имеет в виду под исходом спора?
Разобраться в вопросе или победить любой ценой?) Вариант
исправления:
В споре важно найти истину
(решение), поэтому надо внимательно слушать
оппонента и пытаться понять его точку зрения
.

Все солдаты батареи на две головы выше и в
два раза шире капитана Тушина, но, несмотря на
это, они совершили подвиг
. (Нет связи между
ростом, сложением солдат батареи Тушина, самого
капитана Тушина и совершенным ими подвигом.
Крупные, сильные, богатырского сложения солдаты
совершили подвиг под командованием Тушина –
человека маленького роста, тщедушного, без
начальственного вида и голоса.) Вариант
исправления:
Хотя в самом Тушине не было
ничего героического (любой солдат батареи был на
две головы выше его), батарея под его
командованием совершила подвиг
. (Вставная
конструкция представляет собой добавочное
замечание, не нарушая логики высказывания.)

В самом деле, умение красиво и правильно
говорить – большое искусство, и, возможно,
молодые люди им не владеют
. (В этом предложении
выражается значение противопоставления, поэтому
союз и должен быть заменен на
противительный но, а вводное слово возможно
на к сожалению.)

Автор говорит о том, что молодой душе
свойственны высокие чувства, но жаргон их
убивает
. Вариант исправления: …хотя
молодой душе и свойственны высокие чувства, но
жаргон их убивает
.

Пьер остается в горящей Москве, чтобы убить
Наполеона, а вместо этого спасает сопливую
девчонку и красивую армянку
. (Сопоставление
некорректно: остался убить, а спасает, но не того,
кого собирался убить.) Описание этих событий
требует нескольких предложений.

Русский язык настолько богат и прекрасен,
что никогда не стоит засорять его новомодными
словами
. (Нарушена причинно-следственная
связь.) Вариант исправления: Русский язык
настолько богат и прекрасен, что требует к себе
бережного отношения.

Шаг за шагом Старцев теряет интерес к
работе. Теперь в городе у него огромная практика
.
(Логически противоречивые утверждения.) Вариант
исправления:
Хотя у Старцева в городе уже
огромная практика, интерес к своей работе он
потерял
.

Маяковский родился в селе Багдади, но когда
он переезжает в Москву, то знакомится с
революционно настроенными студентами
.
(Предложение не предполагает
противопоставления, поэтому союз но
лишний. Сложное предложение следует расчленить
на два простых, а между ними дать информацию,
связанную с годами жизни между рождением и
переездом в Москву.)

Тяжелую женскую долю в лице красавицы
Ларисы исполняет актриса Гузеева
.
(Нерасчленение суждений: актриса играет роль
Ларисы.) Вариант исправления: Роль
красавицы Ларисы, в чьем образе отражена тяжелая
женская судьба, исполняет актриса Гузеева.

III. Нарушение логических связей между
предложениями

А.Николаев. Наполеон на Поклонной горе
А.Николаев. Наполеон на Поклонной
горе

Логические ошибки, наблюдающиеся между
предложениями, обычно соотносимы с ошибками,
возникающими между частями сложного
предложения.

Проблема молодежного языка существовала во
все времена и у всех народов, и вряд ли она
когда-нибудь станет неактуальной. Создание
своего языка обычно связывают с вечной проблемой
«отцов и детей». Но в наши дни этот язык стал как
две капли воды похож на язык уголовников
.
(Предложение, начинающееся с но,
предполагает его противопоставленность
предыдущему. Здесь же должны быть
противопоставлены вечность проблемы
(предложение 1) и особенности современности
(предложение 3). Второе предложение –
отнесение проблемы к более общей, но такой же
вечной проблеме – проблеме «отцов и детей».
Мысль может развиваться так: общее –
частное – противопоставление.) Вариант
исправления:
Вечная проблема «отцов и детей»
находит свое выражение и в специфическом языке
«детей». Особый, молодежный язык при всех его
обновлениях и изменениях вечен. Но в наши дни он
стал…

Разрушительна человеческая натура. Она
слаба, беспомощна и эгоистична. Любовь же дается
нам в помощь, она наша надежда и сила.
(Первое
предложение предполагает раскрытие того, в чем
выражается эта разрушительность или анализ
причин разрушительности. Во втором предложении
называется эгоистичность, но она не
связывается с причинами разрушительности, хотя
по сути таковой и является. Переход к любви
абсолютно неожидан. Кроме того, во втором
предложении есть ошибка на однородные члены
предложения.) Вариант исправления: Человеческая
натура слаба, беспомощна, разрушительна, так как
эгоистична. Любовь же преодолевает эгоизм и дает
нам силу и надежду
.

В завершение хотелось бы сказать, что
каждый должен решить для себя, что дает ему
вежливость и нужна ли она вообще. В любом случае
вежливость помогает людям сосуществовать в
обществе. Как важно это в современном мире,
полном противоречий
. (Получается, что даже если
вежливость не нужна, она помогает
сосуществовать.) Вариант исправления:что
каждый, решая, как ему себя вести, должен помнить,
что вежливость помогает людям сосуществовать в
обществе.

Говорят, что царь Соломон любил тысячу раз.
А ведь он был известен как один из мудрейших
мужей своего времени
. (Предложения между собой
логически не связаны. Здесь нет противоречия, так
как одно не исключает другого, поэтому а ведь
здесь неуместно. Вариант исправления: Говорят,
что царь Соломон, один из мудрейших мужей своего
времени, имел тысячу жен
.)

Автор считает, что уроки литературы больше
всего способствуют приобщению детей к высокой
культуре, к системе нравственных ценностей. Но
хотелось бы добавить, что литература занимает
важное место в системе образования
. (Здесь
отношения не противопоставления, а следования,
поэтому вместо но должно быть и, а хотелось
бы добавить
следует удалить.)

Позиция автора угадывается очень просто.
Все мы знаем о личной борьбе А.И. Солженицына с
коммунистической идеологией и советским
режимом, но, кроме этого, автор использует иронию
при повествовании. Становится понятным его
негативное отношение к угнетателям Зои Лещевой и
уважение к несчастной, но мужественной девочке
.
(Первое предложение четко определяет, о чем
должно быть следующее: оно должно
конкретизировать слово просто. Вместо этого
во втором предложении речь идет о жизненной
позиции Солженицына. Оно могло бы опираться на
предыдущее предложение типа: Позиция автора
предопределена всем его жизненным опытом.

Таким образом, первое и второе предложения
абсолютно не состыкованы. Третье не связано ни с
первым, ни со вторым (иначе получается, что
Солженицын борется с коммунистической
идеологией и, кроме этого, использует иронию). И
поэтому совершенно непонятно, почему автору
сочинения становится понятно негативное
отношение
.)

IV. Ошибки, связанные с пропуском
логического звена

Этот тип ошибки наблюдается и в простом, и в
сложном предложениях, и в цепочке предложений.

Андрей был ранен и увидел лучшие минуты
жизни
. (Пропущено: очнувшись.) Вариант
исправления:
Очнувшись, он увидел небо над
головой и вспомнил лучшие минуты жизни.

Родился наш герой в Воронежской губернии.
Вскоре женился
. (Из предложения следует, что
между рождением и женитьбой никаких событий не
происходило.)

С этими проблемами сталкивается каждый, и
классическая литература лишь помогает ему в этом
.
(В чем? Столкнуться с проблемами или помогает
решать их?) Вариант исправления: С этими
проблемами сталкивается каждый, но не каждый
знает, как их решать. А классическая литература
как раз и может помочь в поисках решения.

Предложенная классификация не является
исчерпывающей, но даже из нее видно, что многие
ошибки, которые обычно расцениваются как
языковые, отражают ошибки мышления. Например,
среди так называемых лексических или речевых
таковыми не являются ошибки, связанные с
неразличением смежных понятий. Не все ошибки,
связанные с употреблением однородных членов
предложения, языковые. Следовательно, для
избавления от них необходимы не только
собственно лингвистические упражнения
(определение значения слова, функции союзов,
разбор по членам предложения, построение схем
сложных предложений и т.д.), но и упражнения на
логику (обучение классификации, формулированию
определений, выявлению смысловых отношений
между понятиями и суждениями).

Приведенные в статье примеры, на наш взгляд,
являются образцами своего рода «осколочного»
мышления, когда представления об объектах
рассуждения приблизительны, нечетки,
расплывчаты, а суждения о них и их взаимосвязь
произвольны.


1 Логические
ошибки представлены, например, на с. 63–78 в
пособии О.С.Иссерс и И.А.Кузьминой «Интенсивный
курс русского языка…» (М.: Флинта-Наука, 2007). Но
классификация их далеко не полная. См. также: Сокольницкая
Т.Н
. егэ-2008. Русский язык: сочинение-рассуждение
(часть С) (М.: эксмо, 2007. С. 67–75); Егораева Г.Т. егэ.
Выполнение заданий части 3 (С). М.: Экзамен, 2006. С.
137–138.

2 См., например, Д.И. Грядовой.
Логика. Учебное пособие. М.: Щит- М, 2007.

3 В качестве
иллюстративного материала используются как
авторские примеры, так и примеры М.В. Андроповой
(см. Андропова М.В. Во глубине сибирских руд
я помню чудное мгновенье. М.: Илекса, 2007).

Л.В. БАРМИНА,
Е.В. ДЖАНДЖАКОВА,

г. Москва

Пример

Тип
ошибки, комментарий

Художник
как бы проник во внутреннее состояние души цветка: оно родственно
человеческой душе, дарящей добро людям.

состояние
(души цветка) сопоставляется с человеческой душой, алогизм — сопоставление
несопоставимых понятий

Если
правильно вырастить и посадить рассаду картофеля, можно получить не
уступающий нормальному способу посева урожай картофеля.

урожай
«не уступает способу посева», то есть сопоставляются несопоставимые понятия.
Очевидно, автор хотел сказать, что из рассады картофеля можно вырастить
урожай, не уступающий урожаю при обычном способе посадки клубнями.

Сложный
и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке,
самом ярком среди всех действующих лиц «Грозы».  Самым бедным из этой группы
действующих лиц является язык Варвары.

язык
оказался действующим лицом;

алогизм,
т.е. сопоставление несопоставимого

 та же
ошибка.

Подобно
многим другим произведениям,  идея этой картины вынашивалась художником в
течение ряда лет.

Идея
сопоставляется со всем произведением

Композиция
туркменских сказок имеет много общего со сказками европейскими.

Композиция
сопоставляется со всей сказкой

Плохо,
когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название
фильма.

Подмена
понятия,
демонстрируется фильм, ане его название.  Правка:
Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм.

Приближения
премьеры коллектив театра ждет с особым волнением

  нечеткая
дифференциация понятий
,  ждут не приближения премьеры, а самой
премьеры.

Нам
рассказали о великом писателе и прочитали отрывки из его творчества.

неоправданное
расширение или сужение понятия.
Правка: Нам рассказали о великом
писателе и прочитали отрывки из его произведений.

Дети
любят больше смотреть телевизор, чем читать книги.

неоправданное
расширение или сужение понятия. Правка:
Дети любят
больше смотреть телевизор, чем читать. (т.е. не только книги, но и журналы))

Выпали
обильные осадки.

Использование 
родового наименования вместо видового
. Правка: Прошли
сильные дожди.

В первым
год жизни дети ходят гулять только на руках; Сдается квартира с ребенком;
Слепая старушка ходит в сарай по проволоке; В Канаде у фермера родилась
необыкновенная овца…

Подмена
понятия  из-за пропуска слова  или речевой недостаточности.

В
проходной фабрики санэпидемстанция готовит отравленную приманку для
сотрудников; Ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание; Всем
зоотехникам сделать ошейники на железной цепи…

Подмена
понятия  из-за пропуска слова  или речевой недостаточности.

С этими
проблемами сталкивается каждый, и классическая литература лишь помогает ему в
этом. В чем?

Столкнуться
с проблемами или помогает решать их?

Вариант
исправления: С этими проблемами сталкивается каждый, но не каждый знает,
как их решать. А классическая литература как раз и может помочь в поисках
решения.

В
комнате стояли столы, стулья, мебель красного дерева.

в
предложениях с однородными членами и обобщающим словом  происходит сочетание
родового понятия с видовыми

Вскоре
после окончания военных действий были приведены в порядок многие школы,
учебные заведения, больницы и другие культурные учреждения.

В
перечисление не должны входить разнородные понятия, т.е. понятие «школы»
входит в понятие «учебные заведения»; кроме того, сочетание «другие культурные
учреждения» не подходит к слову больницы.

Его
(Остапа Бендера) любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже
одна женщина — зубной техник.

В
перечисление не должны входить скрещивающиеся понятия.

Агафия
Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с
желтенькими цветами. (Гоголь)

Стилистический
прием создания комического эффекта.

Как
только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и
братом… на дачу; Человек… существо, знакомое с употреблением брюк и дара
слова…(Чехов)

Стилистический
прием создания комического эффекта.

Шел
дождь и два студента, один в университет, другой в калошах.

Многозначность
является средством создания каламбура

После
гибели Ленского на дуэли Ольге ничего не оставалось, как выйти замуж за
гусара.

несоответствие
посылки и следствия

Монографии
и рецензии, справочники и аннотации.

Неверное
объединение
– нужно: Монографии и справочники, рецензии и
аннотации.

Этап
Кубка мира был отменен показателями термометра.

Нарушение
правила деления понятий.
Термометр не может ничего отменить, но
показатель его – низкая температура – может заставить кого-то отменить что-то

Он был
не только хорошим человеком, но и большим гуманистом.

употребление
однородных членов предложения: последовательность расположения, однородность
понятий, родо-видовые отношения, соотнесенность с обобщающим словом,
семантика союзов (перечисление, соединение, разделение, противо- и
сопоставление, присоединение

а)
Гуманист включает значение «хороший человек», поэтому союз не только… но и,
имеющий значение восполнения, добавления, неуместен. Он используется в
предложениях типа: Он был не только хорошим человеком, но и большим ученым.

б)
Гуманист не может быть большим или маленьким. Вариант исправления: Он был не
просто хорошим человеком. Он был гуманистом. (Смысловые отношения между
предложениями – градация).

Развивая
эту мысль, делаю вывод: речь характеризует не только говорящего, но и его
внутренний мир

 С
помощью союза не только… но и можно соединить однородные
члены, находящиеся в отношениях равенства (не только писатель, но и
читатель), но не часть и целое, не причину и следствие. Здесь внутренний мир
говорящего – часть его характеристики.

 Вариант
исправления: Говорящий не только передает информацию о чем-либо, но и
раскрывается как личность.

Женщины
терпели угнетение не только со стороны царизма, но и со стороны своих мужей.

Царизм –
отвлеченное понятие, муж – конкретное, то есть понятия несопоставимы,
поэтому в ряд однородных членов они не могут быть объединены.

Владимир
Дубровский был благородным разбойником и сыном.

Каждый
разбойник – чей-то сын, это перекрещивающиеся понятия.

Так
Дубровский остался без дома, без еды и без отца.

Дом,
еда, отец – разнотипные понятия. Вариант исправления: Так Дубровский
потерял отца, имение и остался без средств к существованию.

Челкаш…
отдавал деньги нуждающимся и тратил их в свое удовольствие.

Отдавать
деньги нуждающимся и тратить их в свое удовольствие – взаимоисключающие
понятия, соединять их союзом и нельзя.
Вариант исправления: Челкаш…
часть своих денег отдавал нуждающимся, а большую часть тратил на свои
удовольствия. (Выражение в свое удовольствие сочетается только с глаголом
жить.)

Некоторые
поэты мне не очень симпатизируют. Вот Маяковский темы природы фактически не
касается. Мне кажется, это его недостаток.

 нарушены
отношения между субъектом и объектом
: кто кому несимпатичен?

 Вариант
исправления: …не очень нравятся или не всех поэтов я люблю и т.п.

Что же
ждет Чацкого впереди? Только дорога, изрытая камнями.

искажение
субъектно-объектных, обстоятельственных, определительных, сопоставительных и
прочих смысловых отношений

Комментарий:
Изрытая чем? Камнями можно усыпать, а дорога может быть каменистой или в
рытвинах, углублениях, ямах. И то, и другое имеет переносное значение –
«трудная».

В
усадьбе Мелехово Чехов построил школу, помогая голодающим.

Комментарий:
Построил с какой целью? Школа не может помочь голодающим.

Вариант
исправления: Чехов построил школу и помогал голодающим.

Вместо
новогоднего стола он оказался на больничной койке.

Ошибка
связана  с употреблением сравнений, сопоставлений, уточнений и различных
«образов». Предполагается, что он должен был оказаться на новогоднем столе?

 Вариант
исправления: Вместо того чтобы сидеть за новогодним столом, он оказался в
больнице.

Жизнь
состоит из любви, она пропитана ею, как торт коньяком.

Чрезмерное
упрощение сложных понятий. Получается, что жизнь – это торт, а любовь
– это коньяк.

Любовь
расползется, растреплется по многим уголкам земного шара, будет гореть в
сердцах ваших любимых, откликнется эхом в душах людей. (

Употребление
разнородной экспрессивной окраски. Глаголы расползется,
растреплется обладают отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской,
несовместимой с данным контекстом.

Литература:

1. с. 63–78 в пособии О.С.Иссерс и
И.А.Кузьминой «Интенсивный курс русского языка…» (М.: Флинта-Наука, 2007). Но
классификация их далеко не полная. См. также: Сокольницкая Т.Н. егэ-2008.
Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С) (М.: эксмо, 2007. С. 67–75);
Егораева Г.Т. егэ. Выполнение заданий части 3 (С). М.: Экзамен, 2006. С.
137–138.

2 См., например, Д.И. Грядовой. Логика.
Учебное пособие. М.: Щит- М, 2007.

3. К вопросу о логических ошибках в
работах учащихся. Л.В. БАРМИНА, Е.В. ДЖАНДЖАКОВА,

http://rus.1september.ru/view_article.php?ID=200801603

Выполнила Лосева Е.Л. по теме: Логические
ошибки словоупотребления

Владимира Дубровского, главного героя романа А. С. Пушкина «Дубровский» справедливо называют благородным разбойником.

Дубровский занимался грабежом не для того, чтобы обогатиться, а чтобы выжить в лесу вместе со своими крепостными. Шайка Дубровского не грабила всех подряд. Они не забирали деньги у бедных, у тех, кто жил на последние гроши, а только у тех, кто был богат. Они грабили помещиков. Никогда они не убивали людей.

В романе есть эпизод, и благодаря ему одному можно назвать Дубровского благородным разбойником. В гостях у Троекурова одна дама рассказала, что отправила слугу увезти деньги сыну. Дубровский в лесу остановил повозку со слугой, хотел забрать деньги, но узнал, что их мать отправила сыну, отпустил повозку, ничего не взяв.

Опубликовано 

74 месяца назад

Почему Дубровского называют благородным разбойником?

Ответы3

Пользователь

57 месяцев назад

Дубровский был благородным разбойником потому что он грабил только богаты и состаятельных помещиков, а крестьян он не трогал потому что после смерти отца сам стал бедным.

“Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”).К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”

Владимир, сын Андрея Дубровского, стал разбойником после смерти его отца. Владимир был человеком чести, благородства, имел чувство собственного достоинства. Он вырос в хороших условиях, учился в Кадетском корпусе. Но был довольно-таки расточительным и немного ветренным. Однако о благородстве он знал не по наслышке. Став разбойником, он не грабил всех подряд, встретившихся ему на дороге. Он грабил состоятельных людей. Также его благородство проявляется в том, как он относился к крестьянам.

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» интересен поворотами сюжета. В нем присутствует трагедия, приключение и любовная история. Сопоставляется лучшее человеческое качество — благородство с отрицательным действием — разбоем. Поэтому «Дубровский — благородный герой» — сочинение, тема которого нередко дается в школе. Рассуждения о том, что такое порядочность и благородство, помогают сделать вывод, всегда ли поступки, основанные на чувстве справедливости, можно назвать правильными.

Вариант 2

Молодой человек становиться на путь грабежей, так как у его заслуженного отца отсудили всё имение. И в следствии переживаний умер отец. Наш герой — разбойник остался без материальной и моральной поддержки. Некому дать совет и помочь. Учёбу он бросает. А доучился он до офицера! У него в душе созревают бунтарская ненависть. И он организовывает группу людей, выполняющих грабежи богатых людей.

Можно назвать Дубровского жертвой обстоятельств. Сосед Троекуров лишил их дома и земельного надела. Оставив без гроша в кармане, он толкает на преступление незащищённого офицера. Наш герой дворянского происхождения, на беду влюбляется в Марию, дочь врага. Переодевшись в учителя по французскому языку, пытается уговорить девушку бежать с ним.

Развивается он с восьми лет отдельно от отца. И задумается о происходящем, когда теряет всё в один миг. Сначала имение, наследство, затем родного отца. Ненависть к обидчику движет поступками молодого, горячего юноши. Возвратившись в деревню, он собирает людей крестьянского происхождения.

Попав в дом к Троекурову, он забывает про месть. Ему главное, что здесь есть любимая девушка Мария. Но, Троекуров отдаёт свою дочь за пожилого князя. После отказа возлюблённой девушки, наш герой покидает свою банду и отправляется за границу. После о нём никто не слышал.

Здесь тяжело осознавать, что с помощью судебных тяжб можно лишить человека всего имущества, собрать до нитки. Как найти решение проблемы? Что можно сделать?

Несмотря на уговоры, Траекурова Мария не хочет предавать старого мужа и убежать с Дубровским.

Жестокие нравы высшего общества, дурные, алчные поступки Троекурова мешают создать семью молодым. Слёзы дочери его не трогают. Не жалко давнего соседа и друга. Безразлично, что болезнь друга доводит до смертельного исхода.

Дубровский — это дворянин, отличающийся от представителей своего сословия желанием помочь бедным, считая, что у богатых слишком много денег. На Маше он хочет жениться не из-за денег, а по любви. И она отвечает взаимностью. Пушкин показывает трагичность любви молодых героинь, не имеющих право выбирать себе мужа и решать свою судьбу. Не найдя места в обществе России. Наш герой покидает страну и дальше не известно, что с ним произошло.

Характеристика главного героя

Для того чтобы написать сочинение на тему «Дубровский — благородный разбойник», нужно в первую очередь ответить на вопрос, является ли Владимир действительно благородным человеком.

Герой — молодой дворянин, имеющий отличное образование, воспитывавшийся в кадетском корпусе. Ныне доблестный офицер, несущий службу в гвардейском полку.

Он проявлял многие черты, свойственные и характеру его отца, — чувство справедливости, прямота суждений, горячность. Когда Владимир оказался в одной комнате с медведем, он проявил смелость и решительность. Можно говорить о том, что он представлен как положительный персонаж.

Благородство Дубровского подтверждает эпизод поджога. Не видя возможности отдать отчий дом врагу, Владимир решил его сжечь, но приказал оставить открытыми двери, чтобы находившиеся внутри чиновники могли спастись. Однако, несмотря на кажущуюся гуманность молодого человека, вызывает сомнение правильность самого решения поджога дома, в котором были люди. Приказчики могли угореть не проснувшись. Была вероятность обрушения крыши или стен, из-под обломков которых люди не смогли бы выбраться.

Реальным оказался риск неисполнения приказа Дубровского крепостным Архипом, который не открыл дверь, в результате чего погибли люди.

Сочинение 3

Идея создания романа «Дубровский» зародилась у Александра Сергеевича Пушкина во время беседы с приятелем, который рассказал ему историю о помещике Островском, проигравшего дело за свою усадьбу и пустившимся во все тяжкие со своими крестьянами. Впоследствии, его все-таки поймали и посадили в острог. Но идея о благородном разбойнике у Пушкина осталась и постепенно переросла в полноценное произведение.

Почему Владимир Дубровский хотя и был разбойником, но остался благородным? В первую очередь следует вспомнить, что на разбойничий промысел он пошел не по своей собственной охоте, а больше будучи вынужденным выбирать между бедностью и верными крестьянами, почитавшими отца и любящими Владимира, готовыми отомстить за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, виновником которой был Троекуров с его захватническими намерениями. Выбор для Владимира был очевиден.

Дубровскому можно приписать жестокий нрав за поджег своего имения, вместе со спавшими в нем подьячими. Но внимательный читатель обязательно про себя отметит, что виновником трагедии является кузнец Архип, который, ослушавшись приказания проверить, не забыл ли молодой Дубровский открыть двери, запер их, решив тем судьбу оставшихся ночевать. Желание же Владимира поджечь свое имение было вполне естественным и вытекает из одного несогласия отдавать его на произвол ненавистному Троекурову.

Впоследствии, новоиспеченный разбойник показывает себя в качестве русского Робина Гуда тем, что никого и никогда не убивает, а если и грабит, то имения только известных богачей, не трогая простых людей и честно относясь к таким же гвардейским офицерам, как, до недавнего времени, и он сам. Лучше всего он это демонстрирует, когда отпускает живым, невредимым и при деньгах приказчика Анны Савишны Глобовой, который должен был отправить ее сыну письмо и 2000 рублей на содержание. Не ограбив его, он, услышав о подлости проделанной этим приказчиком, заставил его вернуть присвоенный деньги и справедливо с ним разобрался.

О его благородстве говорит и то, что он смог отказаться от своей кровавой мести и уступил чувству куда более красивому и достойному уважения – любви. Полюбив Машу Троекурову он оставался верен своему обещанию не трогать никого, чтобы не замарать кровью свою возлюбленную. Даже когда князь выстрелил из пистолета ему в плечо, он отказывается мстить ему и не позволяет это сделать другим, покоряясь воле невесты и уходя ни с чем.

Впоследствии, уже не в силах вернуться к прежней жизни, он бросает разбойничий промысел и, по слухам, уезжает за границу.

Владимир Дубровский смог сохранить человеческий облик и даже встав на разбойничий путь не потерял своего прежнего доброго имени, не давая волю звериным повадкам ни себе и никому другому, оставаясь честным, справедливым, а порой и великодушным во всех своих поступках.

6 класс, 7 класс

Сочинение: Владимир Дубровский — благородный разбойник (А.С. Пушкин)

(472 слова) Владимир Дубровский — молодой русский барин, столкнувшийся с несправедливостью, которая сыграла решающую роль в судьбе его отца. Юный Дубровский пришёл к разбойничеству через желание мстить. Изначально им руководила только злость на Троекурова, который без зазрения совести отобрал имение у Андрея Гавриловича. Безвременная кончина отца послужила причиной смены мировоззрения Владимира: ведущий в Петербурге разгульную и бесцельную жизнь в столице, юноша, оказавшись в деревне, принял роль благородного и справедливого разбойника.

Почему же разбойничество Дубровского преисполнено благородством? Показательными являются его поступки: в первом же преступлении – поджоге родного дома – Владимир проявил себя решительным, но милосердным бандитом. Устроив пожар, Дубровский приказал Архипу проверить, чтобы двери были открыты, дабы чиновники могли выбраться и спастись. В этом и проявилось его благородство: Владимир не желал смерти людям, причинившим вред его отцу, он не пошёл на преступление против нравственности, оставив чиновников умирать.

Другим примером может послужить эпизод встречи генерала (предположительно Дубровского) с Анной Савишной Глобовой. Сударыня послала на почту приказчика, чтобы тот отправил деньги её родному сыну. Однако мужчина вернулся «бледен, оборван и пеш», уверяя, что его ограбил сам Дубровский. Анна Савишна поделилась этой историей с приехавшим генералом, но он усомнился в правдивости этой истории. Именно в следующих словах мы узнаём самого Дубровского под личностью генерала: «Это странно, – сказал он, – я слыхал, что Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет…». Подобная позиция Владимира заставляет читателя задуматься о мотивах и целях разбойничества Дубровского. Герой грабит только богатых, при этом не забирает всё и не убивает. Становится понятно, что Дубровский грабит не для «насыщения», а для установления справедливости. Также стоит отметить, что награбленные Владимиром средства не уходят впустую: они распределяются между членами шайки, большинство участников которой – бедные крестьяне из Кистенёвки и её окрестностей.

Благородным разбойником можно назвать Дубровского и потому, что он отказался от мести Троекурову. Кирила Петрович, жестокий и избалованный, своими действиями довёл отца Владимира до душевной болезни, повлекшей смерть. Отчасти причиной этого стала Маша, но с другой стороны – понимание Дубровским бессмысленности кровавой расправы: «Я отказался от мщения, как от безумства».

Изначально разбойничество Владимира Дубровского было вызвано желанием мести, а затем – желанием добиться справедливости. Чем больше мы узнаём героя, тем очевиднее становится поразительная способность Дубровского оставаться благородным, совершая преступления. Владимира нельзя назвать «прирождённым разбойником»: он вырос в семье со знатным происхождением, получил хорошее образование и готовился к спокойной, преисполненной стабильности жизни. Однако лишь один трагический случай изменил его жизнь навсегда. Но ни этот случай, ни последующие преступления не сломили внутренней силы и благородства Дубровского: прощаясь со своими сообщниками, Владимир искренне советует им отойти от незаконных дел. Эта завершающая сцена показала, что разбойничество Дубровского было вызвано определёнными обстоятельствами, однако он сам не пришёл бы к этому и тем более – не хотел бы втягивать в это других. Как только решилась его судьба в Кистенёвке, он бросил разбойничество, хоть оно было преисполнено благородством и преследовало благую цель.

Автор: Татьяна Булычева

Причина конфликта

Троекуровы и Дубровские жили по соседству и часто ездили в гости друг к другу. Но однажды Андрей Гаврилович Дубровский попенял другу на то, что его слуги живут хуже, чем собаки. В ответ один из псарей сказал, что у иных баринов и усадьба конуры не стоит. Старший Дубровский уезжает с обидой и требует от соседа письменных извинений. Тон письма раздражает Кирилла Петровича.

Далее, Андрей Гаврилович ловит в своем лесу крепостных соседа, ворующих лес, и велит их высечь. Троекуров решил отомстить за самовольство, отняв у Дубровского имение в Кистиневке. Переживания подрывают здоровье Андрея Гавриловича. Чтобы в трудную минуту поддержать отца, в деревню вызывают его сына Владимира.

Подумав, Кирилл Петрович понимает несправедливость своих действий и едет к другу, чтобы помириться. Но тот, увидев его, умирает от пережитого возмущения, и дом отходит к Троекурову. В порыве гнева и в тревоге за судьбу крепостных, не желающих переходить к человеку, ставшему причиной гибели любимого барина, Владимир приказывает поджечь дом. Но беда в том, что в пламени пожара погибли люди. Это были чиновники, описывающие имущество. Чтобы избежать наказания, молодой барин с десятком крепостных скрывается. Через некоторое время в округе появились разбойники, грабящие окрестные усадьбы.

Ответ или решение

отвечает Аноним

Благородные герои в романе — это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.

Ответ или решение

отвечает Аноним

Благородные герои в романе — это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.

Ответ или решение

отвечает Аноним

Благородные герои в романе — это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.

Ответ или решение

отвечает Аноним

Благородные герои в романе — это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Владимир высоцкий ошибка вышла скачать бесплатно
  • Вкусная салями где ошибка
  • Владельцам вишневого сада грозит разорительство речевая ошибка
  • Вкусная картофель тип ошибки
  • Вкусный кольраби ошибка какая