Виды синтаксических ошибок егэ


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Все виды синтаксических ошибок

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) А.С. Пушкин в романе в стихах “Евгении Онегине” рисует картины жизни Петербурга и Москвы.

2) Те, кто читал роман Л.Н. Толстого “Война и мир”, помнит описание Бородинского сражения.

3) Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

4) Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своего характера и моральных устоев.

5) Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.

6) Расставленные на столах безделушки были изысканны и прекрасны.

7) Сформулировав в сочинении собственное мнение, ученик перешёл к аргументации.

8) Все, кто пришёл на лекцию историка Клима Жукова, с интересом слушали о битве при Молодях.

9) По приезде в город он нанёс визит всем родственникам.

А) Нужно найти ПО и слово, от которого он зависит. ПО: населяющие определённую территорию. Определяемое слово: группа ПОПУЛЯЦИЙ. В предложении слово “популяций” стоит в Р.п., причастие “населяющие” стоит в И.п.; они должны стоять в одинаковой форме (т.к. причастие — согласованное определение). Правильный вариант: “Группа популяций разных видов, населяющИХ определённую территорию, образует сообщество”.

Б) Деепричастный оборот зависит от глагола, т.е. от сказуемого. Следовательно, нужно найти основу предложения и посмотреть, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В данной ситуации основа: понадобится убеждённость. ДО: готовясь к устному выступлению. Подлежащее “убеждённость” не может выполнять оба эти действия.

В) Находим основы во всех предложениях. В предложении 2 две основы: те помнит; кто читал. Очевидно, что в первом случае подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое — в единственном. Типичный пример нарушения связи между подлежащим и сказуемым.

Г) Чтобы найти ошибку в употреблении существительного с предлогом, нужно знать, с какими предлогами чаще всего допускают подобные ошибки. Это: БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ, ПО и т.д. В предложении 4 читаем: “СОГЛАСНО своего характера и моральных устоев”. Предлог СОГЛАСНО требует ДАТЕЛЬНОГО падежа (кому? чему?). СОГЛАСНО чему? своему характеру и моральным устоям.

Д) Несогласованное приложение не должно изменяться вместе со словом. Должно быть: “А.С. Пушкин в романе в стихах “ЕвгенИЙ Онегин”… ”.

Ответ: 35241

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.

2) Картину И.И. Шишкина “Корабельную рощу” считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.

3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.

4) В журнале “Этнографическое обозрение” Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.

5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.

6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвящённых творчеству Н.В. Гоголя.

8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.

9) Циолковский писал, что основная цель его жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд.

А) Находим основы во всех предложениях. В предложении 3 две основы: все видел; кто бывал. Очевидно, что в первом случае подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое — в единственном. Типичный пример нарушения связи между подлежащим и сказуемым.

Б) Несогласованное приложение не должно изменяться вместе со словом. Должно быть: “Картину И.И. Шишкина “КорабельнАЯ рощА”… ”.

В) Ошибка в использовании двойного союза НЕ ТОЛЬКО … , НО И. Двойные союзы должны соединять однородные. В предложенном предложении: “ …не только опубликовал … , но и о поверьях… ”.

Г) Деепричастный оборот зависит от глагола, т.е. от сказуемого. Следовательно, нужно найти основу предложения и посмотреть, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В данной ситуации основа: развитие ускорилось. ДО: научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь. Подлежащее “развитие” не может выполнять оба эти действия.

Д) Нужно найти ПО и слово, от которого он зависит. ПО: появившейся на небе после дождя. Определяемое слово: радугой. В предложении оно стоит внутри ПО. Так быть не может. Оно должно стоять до или после оборота.

Ответ: 32451

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас.

2) Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело.

3) Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами.

4) Вопреки предсказанию синоптиков началась метель.

5) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию.

6) Благодаря различных стилевых вкраплений в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.

7) Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения.

8) МГУ отпраздновало свой юбилей.

9) В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение.

А) Находим основы во всех предложениях. В предложении 8 основа: МГУ отпраздновало. МГУ = университет (мужской род). Сказуемое (отпраздновало) стоит в среднем роде. Типичный пример нарушения связи между подлежащим и сказуемым.

Б) Деепричастный оборот зависит от глагола, т.е. от сказуемого. Следовательно, нужно найти основу предложения и посмотреть, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В данной ситуации основа: устанавливается структура. ДО: выделив все грамматические основы. Подлежащее “структура” не может выполнять оба эти действия.

В) Чтобы найти ошибку в употреблении существительного с предлогом, нужно знать, с какими предлогами чаще всего допускают подобные ошибки. Это: БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ, ПО и т.д. В предложении 6 читаем: “БЛАГОДАРЯ различных стилевых вкраплений”. Предлог БЛАГОДАРЯ требует ДАТЕЛЬНОГО падежа (кому? чему?). БЛАГОДАРЯ чему? различным стилевым вкраплениям.

Г) Ошибка в построении сложноподчинённого предложения. Правильный вариант: “В результате раскопок учёные установили, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение”. Местоимение ТО в данной ситуации не требуется. Если использовать его, то придаточное предложение будет пояснять это местоимение. А в данной ситуации придаточное должно зависеть от слова УСТАНОВИЛИ.

Д) Ошибка в построении предложения с косвенной речью заключается в “смешении” прямой и косвенной речи. В предложении 2 союз КАКОЕ подразумевает косвенную речь. Личные местоимения ВАС, МНЕ — прямую.

Ответ: 87692

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию — “испытанию любовью” — и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

3) В основе произведения “Повести о настоящем человеке” лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

4) С.В. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

7) В пейзаже И. Машкова “Вид Москвы” есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному “град Петров” изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

А) Нужно найти ПО и слово, от которого он зависит. ПО: привезённым из поездки на Восток. Определяемое слово: девяносто семь этюдов. В предложении слово “этюдов” стоит в Р.п., причастие “привезённым” стоит в Д.п.; они должны стоять в одинаковой форме (т.к. причастие — согласованное определение). Правильный вариант: “девяносто семь этюдов, привезённых из поездки на Восток”.

Б) Ошибка в построении сложного предложения. Правильный вариант: “Читая классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному “град Петров” изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского”. Нам нужен один подчинительный союз — НАСКОЛЬКО. Союз ЧТО не требуется.

В) Несогласованное приложение не должно изменяться вместе со словом. Должно быть: “В основе произведения “Повесть о настоящем человеке”… ”.

Г) Находим основы во всех предложениях. В предложении 2 две основы: все увёз; кто побывал. Очевидно, что в первом случае подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое — в единственном. Типичный пример нарушения связи между подлежащим и сказуемым.

Д) Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм приводит к искажению смысла. Ищем глаголы и глагольные формы во всех предложениях, проверяем вид и время. В предложении 1: “И.С. Тургенев ПОДВЕРГАЕТ” и “и этим РАСКРЫЛ”. Подвергает — несовершенный вид (что делает?), настоящее время. Раскрыл — совершенный вид (что сделал?), прошедшее время.

Ответ: 59321

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

2) Все, кто читал пушкинского “Бориса Годунова”, помнит бродягу Варлаама.

3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

4) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

5) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге “Письмах о добром и прекрасном”.

6) Бывшие на шхуне моряки устроили бунт.

7) Журнал “Крестьянка” отпраздновал юбилей.

8) На лекциях преподаватель не раз цитировал “Евгения Онегина”.

9) Лев Толстой говорил, что на дне рождения Афанасия Фета ему было скучно.

А) Чтобы найти ошибку в употреблении существительного с предлогом, нужно знать, с какими предлогами чаще всего допускают подобные ошибки. Это: БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ, ПО и т.д. В предложении 4 читаем: “БЛАГОДАРЯ повышения”. Предлог БЛАГОДАРЯ требует ДАТЕЛЬНОГО падежа (кому? чему?). БЛАГОДАРЯ чему? повышению.

Б) Находим основы во всех предложениях. В предложении 2 две основы: все помнит; кто читал. Очевидно, что в первом случае подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое — в единственном. Типичный пример нарушения связи между подлежащим и сказуемым.

В) Несогласованное приложение не должно изменяться вместе со словом. Должно быть: “ … в книге “ПисьмА о добром и прекрасном” … ”.

Г) Нужно найти ПО и слово, от которого он зависит. ПО: ищущим смысл жизни. Определяемое слово: одному из героев. В предложении слово “героев” стоит в Р.п., причастие “ищущим” стоит в Д.п.; они должны стоять в одинаковой форме (т.к. причастие — согласованное определение). Правильный вариант: “одному из героев романа, ищущИХ смысл жизни”.

Д) Деепричастный оборот зависит от глагола, т.е. от сказуемого. Следовательно, нужно найти основу предложения и посмотреть, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В данной ситуации основа: зачислили. ДО: получив начальное домашнее образование в Москве. Подлежащего нет. В подобных случаях мы должны попытаться ПРЕДСТАВИТЬ, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В данной ситуации КТО-ТО ЗАЧИСЛИЛ Радищева в Пажеский корпус, а домашнее образование в Москве получил сам Радищев.

Ответ: 42531

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Выполнив все задания успешно и повысив эффективность работы отдела, Алексея немедленно повысили.

2) Все, кто изучал “Мастера и Маргариту”, знает эпизод на балу.

3) Бывшие моряки на шхуне устроили бунт.

4) Благодаря невероятных стараний целой команды турнир был проведён на высшем уровне.

5) Лектор очень увлекательно рассказывал о романе Натаниэля Готорна “Алой букве”.

6) По приезде в город он нанёс визит всем родственникам.

7) Сформулировав в сочинении собственное мнение, ученик перешёл к аргументации.

8) Все, кто пришёл на лекцию историка Клима Жукова, с интересом слушали о битве при Молодях.

9) Лев Толстой говорил, что на дне рождения Афанасия Фета ему было скучно.

А) Чтобы найти ошибку в употреблении существительного с предлогом, нужно знать, с какими предлогами чаще всего допускают подобные ошибки. Это: БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ, ПО и т.д. В предложении 4 читаем: “БЛАГОДАРЯ невероятных стараний”. Предлог БЛАГОДАРЯ требует ДАТЕЛЬНОГО падежа (кому? чему?). БЛАГОДАРЯ чему? невероятнЫМ стараниЯМ.

Б) Находим основы во всех предложениях. В предложении 2 две основы: все знает; кто изучал. Очевидно, что в первом случае подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое — в единственном. Типичный пример нарушения связи между подлежащим и сказуемым.

В) Несогласованное приложение не должно изменяться вместе со словом. Должно быть: “о романе Натаниэля Готорна “Алая буква”…”.

Г) Нужно найти ПО и слово, от которого он зависит. ПО: бывшие на шхуне. Определяемое слово: моряки. В предложении слово “моряки” стоит внутри причастного оборота. Это ошибка. Правильно: “бывшие на шхуне МОРЯКИ” или “моряки, бывшие на шхуне”.

Д) Деепричастный оборот зависит от глагола, т.е. от сказуемого. Следовательно, нужно найти основу предложения и посмотреть, могут ли оба действия выполняться одним и тем же субъектом. В данной ситуации основа: повысили. ДО: выполнив все задания успешно и повысив эффективность работы отдела. Алексей выполнил задания и повысил эффективность, а повысил его в должности кто-то другой.

Ответ: 42531

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Преследуя преступника, офицер бросился наперерез машины и еле избежал повреждений.

2) По прибытии на вокзал леди Бойнтон встретила свою подругу Сару Эджертон, с которой не виделась в течение последних трёх лет.

3) Мальчик пишет письмо бабушке и в нём рассказал о своей летней поездке.

4) Детектив долго работал над делом и не только собрал множество улик, но и достаточное количество свидетельств очевидцев.

5) Необходимо выделять основы во всех предложениях, выполняя задание 21 из ЕГЭ по русскому языку.

6) Начальник на собрании сказал подчинённым, что вы меня разочаровали.

7) Молодой коллекционер собирал не только марки, но и редкие монеты.

8) На картине “Тройке” В.Г. Перов изобразил трёх измождённых детей, при виде которых зритель не может остаться равнодушным.

9) “Охотников на привале” В.Г. Перов написал в 1871 году.

А) Ошибка в использовании двойного союза НЕ ТОЛЬКО … , НО И. Двойные союзы должны соединять однородные. В предложении 4: “ …не только собрал … , но и достаточное количество свидетельств … ”.

Б) Ошибка в построении предложения с косвенной речью заключается в “смешении” прямой и косвенной речи. В предложении 6 союз ЧТО подразумевает косвенную речь. Личные местоимения ВЫ, МЕНЯ — прямую.

В) Несогласованное приложение не должно изменяться вместе со словом. Должно быть: “На картине “ТройкА”…”.

Г) Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм приводит к искажению смысла. Ищем глаголы и глагольные формы во всех предложениях, проверяем вид и время. В предложении 3: “Мальчик ПИШЕТ письмо бабушке и в нём РАССКАЗАЛ”. Пишет — несовершенный вид (что делает?), настоящее время. Рассказал — совершенный вид (что сделал?), прошедшее время.

Д) Чтобы найти ошибку в употреблении существительного с предлогом, нужно знать, с какими предлогами чаще всего допускают подобные ошибки. Это: БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ, ПО и т.д. В предложении 1 читаем: “бросился НАПЕРЕРЕЗ машинЫ”. Предлог НАПЕРЕРЕЗ требует ДАТЕЛЬНОГО падежа (кому? чему?). НАПЕРЕРЕЗ чему? машинЕ.

Ответ: 46831

Как заходить в аудиторию на ЕГЭ

Как заходить в аудиторию на ЕГЭ

Скачать материал

Виды синтаксических ошибок (10) 1. Нарушение в построении предложения с несог...

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

  • Сейчас обучается 451 человек из 67 регионов

  • Сейчас обучается 53 человека из 26 регионов

  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виды синтаксических ошибок (10) 1. Нарушение в построении предложения с несог...

    1 слайд

    Виды синтаксических ошибок (10) 1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 4. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 6. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью 9. Ошибка в употреблении имени числительного 10. Ошибка в построении сложного предложения

  • 1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Несогласо...

    2 слайд

    1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Несогласованное приложение – имя собственное, то есть название, заключенное в кавычки («Война и мир», «Преступление и наказание», «Алёнка» и т.д.) При определяемом слове несогласованное определение не склоняется, при его отсутствии – склоняется. Пример: В романе «Преступление и наказание» используется прием двойничества. В «Преступлении и наказании» используется прием двойничества. Ошибка: при определяемом слове приложение в косвенном падеже. Пример: В романе «Преступлении и наказании» используется прием двойничества.

  • 2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1. У...

    3 слайд

    2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1. Употребление падежной формы имени существительного при производных предлогах Благодаря, Согласно, Вопреки, Наперекор, Подобно,Наперерез, Навстречу (Дательный падеж: Кому? Чему?) Например, Благодаря своим знаниям мы достигли успеха.

  • 2. Употребление падежной формы имени существительного при производных предло...

    4 слайд

    2. Употребление падежной формы имени существительного при производных предлогах Ввиду, Вследствие, В случае, При условии, При помощи (Род. падеж Кого? Чего?) Например, Мы задержались в пути вследствие непредвиденных обстоятельств.

  • 3. Некоторые сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), который...

    5 слайд

    3. Некоторые сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), который требует к существительным вопросов ПРЕДЛОЖНОГО падежа По приезде (по приезду ошибка) По окончании (по окончанию ошибка) По завершении (по завершению ошибка) По прибытии (по прибытию ошибка) По возвращении (по возвращению ошибка) По истечении (по истечению ошибка)

  • Алгоритм выполнения 1. Находим производный предлог, определяем падеж слова, к...

    6 слайд

    Алгоритм выполнения 1. Находим производный предлог, определяем падеж слова, к которому относится этот предлог. 2. Если падеж не соответствует, то это предложение с ошибкой. 3. Если ошибок с производными предлогами нет, то находим сочетание с ПО, определяем падеж,смотрим на окончание, если в окончании –ю(-у), то это предложение с ошибкой.

  • 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 1. Деепричастие о...

    7 слайд

    3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 1. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему, что и сказуемое. Пример: Гуляя в парке, я потерял перчатки. 2. В предложениях без подлежащего быть очень осторожными! Нельзя употреблять: в безличном, если сказуемое не выражено инфинитивом, имеет формы личных местоимений в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас и т.д.) Изучая арифметику, мне стало интересно. 3. Разрешается использовать деепричастный оборот, если предложение определенно-личное: Изучая арифметику, проявите (вы) внимательность. Изучая арифметику, стараемся быть внимательными.

  • Алгоритм выполнения 1. определяем деепричастие (суффиксы –а, -я, -в,-вши-, от...

    8 слайд

    Алгоритм выполнения 1. определяем деепричастие (суффиксы –а, -я, -в,-вши-, отвечают на вопросы что делая? Что сделав?) 2. Как правило, в начале предложения, перед подлежащим или сказуемым. 3. Находим подлежащее, выясняем один предмет выполняет действия или разные. 4. Если разные предметы выполняют действия или предложение безличное с личными местоимениями в косвенных падежах, то это предложение с ошибкой.

  • 4. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1. Согласование п...

    9 слайд

    4. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1. Согласование причастия в числе, роде и падеже с определяемым словом. Ошибка – неверное согласование (неправильное окончание) Пример ошибки: Мы видим ребят, гулявшими в парке. Правильно: Мы видим ребят (каких?), гулявших в парке.

  • 2. Ошибка в разрыве причастного оборота. Пример ошибки: Мы видим играющих дет...

    10 слайд

    2. Ошибка в разрыве причастного оборота. Пример ошибки: Мы видим играющих детей с машинками. Правильно: Мы видим играющих с машинками детей. 3. Ошибка в неверном употреблении залога причастия (страдательное или действительное) Пример ошибки: Мы видим впереди быстро построившееся здание. (Здание само построиться не может) Правильно: Мы видим впереди быстро построенное здание.

  • 5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Связь между подлежащим и сказ...

    11 слайд

    5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Связь между подлежащим и сказуемым может быть нарушена в числе и роде. 1. Конструкции типа Те, кто …, … Все, кто …, … Тот, кто …, … Кто, как не …, …

  • Употребление несклоняемых существительных (нарушение рода) А) названия животн...

    14 слайд

    Употребление несклоняемых существительных (нарушение рода) А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе, кенгуру – м.р. Б) названия продуктов, растений: кольраби, брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р. В) географические названия: Баку, Сочи – м.р., Миссисипи, Миссури – ж.р. Пример правильный: На дереве сидел шимпанзе. Пример ошибки: Пони катала в парке детей.

  • Употребление аббревиатур (нарушение рода) МГИМО - Московский государственный...

    15 слайд

    Употребление аббревиатур (нарушение рода) МГИМО — Московский государственный институтмеждународных отношений (м.р.) Правильно: МГИМО сообщил о результатах. МГУ – Московский государственный университет (м.р.) Правильно:МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного испытания. МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций (ср.р.) Правильно: МЧС направило отряд спасателей в неблагоприятный район. ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ж.р.) Правильно: ГИБДД сообщила о статистике аварий на дорогах. МИД – Министерство иностранных дел (ср.р.) Правильно: МИД предупредило консульство соседних стран.

  • Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемо...

    16 слайд

    Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом) Пример ошибки: Аудитория долго и громко смеялись. Если есть уточняющие члены предложения при подлежащем. Пример ошибки: Вся семья, а особенно младшие дети, ждали (верно: ждала) наступления Нового года. Сочетания числительного и существительного. Пример ошибки: К нам подошли (верно: подошел) сорок один человек. Выступило (верно: выступили) на концерте двадцать три актера. Уже прошли (верно: прошло) сто лет со дня рождения поэта. Большинство предметов стояли ( верно: стояло, т.к. неодуш.) на полу. Большинство учеников сдало (верно: сдали, т.к. одуш.) сочинения на проверку.

  • 6. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1. В простом предло...

    17 слайд

    6. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1. В простом предложении сказуемые должны быть одного вида одного времени. Пример ошибки: Петр Иванович приехал на работу и заходил в кабинет. Правильно: Петр Иванович приехал на работу и зашел в кабинет. Пример ошибки: Дети внимательно слушали текст и пересказывают его содержание. 2. В сложном предложении. Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг. В жизни случается разное, но и были чудеса.

  • 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 1. Употребление с...

    18 слайд

    7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 1. Употребление составных союзов при однородных членах НЕ ТОЛЬКО …, НО И …; КАК …, ТАК И …; НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО … А) верное продолжение союза Пример ошибки: Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии. Б) первая часть союза перед первым однородным членом Пример ошибки: Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии.

  • 2. Два глагола в одном времени (одного вида), или глагольные формы, или отгла...

    19 слайд

    2. Два глагола в одном времени (одного вида), или глагольные формы, или отглагольные существительные (чаще 2 глагола) с общим дополнением, к которому должен задаваться один и тот же вопрос. Ошибка – разные вопросы. Пример: Юра изучает и увлекается физикой. Правильно: Юра любит и изучает физику.

  • 3. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение ил...

    20 слайд

    3. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения. Пример ошибки: Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет. Пример ошибки: Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро товары подорожают. 4. Однородные члены предложения выражены одной частью речи. Ошибка, если выражены разными: Катя стройна и очень красивая. 5. Однородными могут быть слова из одной логической группы. Пример ошибки: У автомобиля новые диски и отличные скоростные показатели. 6. Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа, что и оно. Пример ошибки: Мама нарвала разных цветов: лютики, ромашки, васильки.

  • 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью Косвенная речь – это...

    21 слайд

    8. Неправильное построение предложения с косвенной речью Косвенная речь – это переделанная прямая речь в сложноподчиненное предложение без кавычек. 1.В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо. Пример ошибки: Петр сказал, что я задержусь дома. Правильно: Петр сказал, что он задержится дома. 2. Использование кавычек: Петр сказал, что «я задержусь дома». 3. Если в прямой речи была вопросительная реплика, то в предложении используется союз ЛИ. Пример: Анна спросила, пойдут ли они в кино. Ошибка: Анна спросила, что пойдут они в кино.

  • 9. Ошибка в употреблении имени числительного 1. Употребление числительных пол...

    22 слайд

    9. Ошибка в употреблении имени числительного 1. Употребление числительных полтора, полторы, полтораста. Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста. Ошибка – лишние буквы в окончании: В полуторах километрах от нас находилась деревня. 2. Числительные ОБА, ОБЕ Неверное склонение. Пример ошибки: С обоими подругами мы зашли в кафе. 3. Собирательные числительные Неверное употребление. Пример ошибки: Трое книг лежало на полке. Двадцать двое суток добирались до берега.

  • 10. Ошибка в построении сложного предложения 1. В предложении нельзя употребл...

    23 слайд

    10. Ошибка в построении сложного предложения 1. В предложении нельзя употреблять одновременно сочинительные и подчинительные союзы, например: Как только начался урок, но мы все сразу встали. 2. Нельзя повторять близкие по значению союзы (что насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли) Пример ошибки: Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи. Мы не услышали, что вернулся ли он или нет. 3. Неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы): Отец узнал то, что рейс задержится. Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал. 4. Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ. Пример ошибки: Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 363 226 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Другие материалы

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

  • 27.02.2020
  • 194
  • 0

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

  • 27.02.2020
  • 158
  • 0

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

  • 27.02.2020
  • 155
  • 0

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

  • 27.02.2020
  • 164
  • 1

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью 9. Ошибка в употреблении имени числительного 10. Ошибка в построении сложного предложения

Слайд 4

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться .

Слайд 5

Сравним три предложения: 1 ) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. __ + +

Слайд 6

1. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта. 2. Впер­вые «Хо­ван­щи­ну» я слу­шал вме­сте с ро­ди­те­ля­ми. 3. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». 4. В картине Левитана «Дождь» передана вся прелесть дождливых сумерек 5. Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже в «Московском дворике». 6. Журнал «Природа» мы выписываем не­сколько лет. 7. Немало критических статей посвящено «Горю от ума» 8. Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам». «Юность» «Деловая Москва» «Московский дворик» стать Е

Слайд 7

2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Употребление падежной формы имени существительного при производных предлогах Благодаря Согласно Вопреки Наперекор Подобно Наперерез Навстречу Дательный падеж (Кому? Чему?) Благодаря своим знаниям мы достигли успеха. Благодаря своих знаний мы достигли успеха. Обязанности сотрудников распределены согласно договора.

Слайд 8

Неправильное употребление падежной формы имени существительного с производными предлогами Ввиду Вследствие В случае При условии При помощи Родительный падеж (Кого? Чего?) Мы задержались в пути вследствие непредвиденных обстоятельств. Мы задержались в пути вследствие непредвиденным обстоятельствам.

Слайд 9

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), требуют вопросов ПРЕДЛОЖНОГО пад. по приезду по окончанию по завершению по прибытию по возвращению по истечению По приезд е По окончани и По завершени и По прибыти и По возвращени и По истечени и

Слайд 10

БЛАГОДАРЯ ВОПРЕКИ СОГЛАСНО ПОДОБНО чему? непогоде ожиданиям приказу облаку ПО = после чего-либо + предложный падеж (в чём?) по приезд е по прибыти и вздыхать, горевать, ПО + грустить, плакать, скучать, тосковать + дательный падеж (кому? чему?) Тосковать по жене ВВИДУ чего? предстоящего мероприятия

Слайд 11

Скучать по вас (местоимения в предложном падеже)

Слайд 12

Алгоритм выполнения 1. Находим производный предлог, определяем падеж слова, к которому относится этот предлог. 2. Если падеж не соответствует, то это предложение с ошибкой. 3. Если ошибок с производными предлогами нет, то находим сочетание с ПО, определяем падеж, смотрим на окончание, если в окончании – ю(-у), то это предложение с ошибкой.

Слайд 13

1 . Бла­го­да­ря по­вы­ше­ния уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных ма­га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей. 2.Зим­няя сес­сия сту­ден­тов про­хо­ди­ла со­глас­но рас­пи­са­ния. 3. А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад. 4. Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употреб­ляют тире вместо двоеточия. 5.Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности. 6. Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала. 7. На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка. 8.По окончании школы я планирую поступить в ВУЗ.

Слайд 14

9. Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми. 10. В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания. 11. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок. 12. Сразу по приезду в город мы отправились к морю. 13. Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые. 14. Не все участники похода добрались до места встречи ввиду сложностью маршрута 15. По истечении срока контракта мы вернулись домой . 16. По приезду в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками . 17. Билеты будут продаваться по прибытию поезда.

Слайд 15

1. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему, что и сказуемое. Гуляя в парке, я потерял перчатки. Я гулял, я потерял 2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную. Нельзя употреблять: А) в безличном, с личными местоимениями в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас и т.д.) Изучая арифметику, мне стало интересно. 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Слайд 16

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться. ПРАВИЛЬНО: Когда мы занимаемся определенным делом, оно начинает получаться ПРАВИЛЬНО: Занявшись определенным делом, мы добились успеха. Встретившись на вокзале, слезы сами показались на глазах . ПРАВИЛЬНО: Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз. ПРАВИЛЬНО: Встретившись на вокзале, мы заплакали.

Слайд 17

Алгоритм выполнения 1. Определяем деепричастие (суффиксы -а, -я, -в, -вши-; отвечают на вопросы что делая? Что сделав?) 2. Как правило, в начале предложения, перед подлежащим или сказуемым. 3. Находим подлежащее, выясняем один предмет выполняет действия или разные. 4. Если разные предметы выполняют действия или предложение безличное с личными местоимениями в косвенных падежах, то это предложение с ошибкой.

Слайд 18

Используя примеры, мной овладели сомнения 2. Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был прекрасный обзор всего поля. 3. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина. 4. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. 5. Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету». 6. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал. 7. Используя языковые средства выразительности, текст выглядит более убедительным. 8. Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных. +

Слайд 19

4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Сказуемые должны быть одного вида и одного времени. В простом предложении сов. вид несов. в Петр Иванович приехал на работу и заходил в кабинет. пр. в наст. в Дети внимательно слушали текст и пересказывают его содержание. 2. В сложном предложении. Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг. В жизни случается разное, но и были чудеса. пересказывали зашел наступит случалось

Слайд 20

1. Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха. 2. Мы — его ученики — шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует. 3. Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё. 4. Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что обе девочки уже дома. 5. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать. 6. Ф.М. Достоевский считал воз­можным счастье не только «в насла­ждениях любви, а и в высшей гар­монии духа» и восхищается поступ­ком Татьяны, не построившей свое­го личного счастья на несчастье другого.

Слайд 21

Согласование причастия в числе, роде и падеже с определяемым словом. Ошибка – неверное согласование (неправильное окончание) как их ? Мы видим ребят, гулявш ими в парке. Мы видим ребят (как их ?), гулявш их в парке. 5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Слайд 22

2. Ошибка в разрыве причастного оборота. Мы видим играющих детей с машинками. Мы видим играющих с машинками детей. 3. Ошибка в неверном употреблении залога причастия (страдательное или действительное) Мы видим впереди быстро построившееся здание. (Здание само построиться не может) Мы видим впереди быстро построенное здание. 5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Слайд 23

1. Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/-им-, -енн-/-нн-, -т-). 2. Находим определяемое слово, задаем вопрос к причастию, выясняем, нарушено ли согласование или нет. 3. Если согласование не нарушено, то находим границы причастного оборота, выясняем, есть ли разрыв или нет. 4. Если разрыва нет, то определяем залог. Выясняем, есть ли ошибка или нет. Алгоритм выполнения

Слайд 24

1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне. 2. Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует. 3. В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие не только на жестокость борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию. 4. Образ поэта-пророка, создан­ные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. 5. Один из фактов биографии А.П. Чехова, ставшие недавно известными, — строительство им на свои средства пяти сельских школ. 6. Многие критические замечания были внесены в энциклопедию, подготовленной к переизданию. 7. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 8. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы. 9. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 10. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Слайд 25

Связь между подлежащим и сказуемым может быть нарушена в числе и роде. 1. Конструкции типа Те, кто …, … Все, кто …, … Тот, кто …, … Кто, как не …, … 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Кто – всегда ед.ч., м.р. Тот — ед.ч., м.р. Все, те – мн.ч. Все, кто опоздал, останутся после урока. Все, кто опоздали, останется после урока. Кто, как не мать, заботилась о ребенке.

Слайд 26

Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы. Все, кто пришёл в театр, был в восторге. Все, кто пришёл в театр, были в восторге. Все, кто пришли в театр, были в восторге.

Слайд 27

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2. Употребление несклоняемых существительных (нарушение рода) А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе, кенгуру – м.р. Б) названия продуктов, растений: кольраби, брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р. В) географические названия: Баку, Сочи – м.р., Миссисипи, Миссури – ж.р. На дереве сидел шимпанзе. Пони катала в парке детей. катал

Слайд 28

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3. Употребление аббревиатур (нарушение рода) МГИМО сообщило о результатах. МГИМО — Московский государственный институт международных отношений (м.р.) МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного испытания. МГУ – Московский государственный университет (м.р.) МЧС направил отряд спасателей в неблагоприятный район. МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций (ср.р.) ГИБДД сообщил о статистике аварий на дорогах. ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ж.р.) МИД предупредил консульство соседних стран . МИД – Министерство иностранных дел (ср.р.) сообщил направило сообщила предупредило

Слайд 29

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4. Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом) Аудитор ия долго и громко смеял и сь. 5. Если есть уточняющие члены предложения при подлежащем. Вся семья, а особенно младшие дети, ждали наступления Нового года. 6. Сочетания числительного и существительного. К нам подошли сорок один человек. Выступило на концерте двадцать три актера. Уже прошли сто лет со дня рождения поэта. Большинство предметов стояли на полу. Большинство учеников сдало сочинения на проверку.

Слайд 30

Алгоритм выполнения 1. Находим предложения с конструкциями. Выясняем, есть ли в них ошибки. 2. Если нет, находим несклоняемые существительные. 3. Если нет, находим все остальное, точнее, обращаем внимание на то, чем выражено подлежащее, определяем число. 4. Находим предложение с нужной ошибкой.

Слайд 31

Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов? Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой. 3. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи. 4. Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности, благословляет на творческий поиск. 5. Кто, как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком? 6. Те, кто не знали слова песни, молча от­крывали рот. 7. Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде. 8. Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей. 9. Все, кто изучал труды Г.О.Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.

Слайд 32

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами Нельзя нарушать парность двойных союзов 1. НЕ ТОЛЬКО …, НО И … 5. ХОТЯ И …, НО… 2. КАК …, ТАК И … 6. НЕ ТАК…, КАК 3. ЕСЛИ НЕ…,ТО 7. НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО 4. НЕ ТО ЧТО(БЫ)…, НО(А) Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии. 2. Нельзя нарушать местоположение союза и однородных членов. Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. но

Слайд 33

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 3. Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых, требующих разного управления . Что? чем? Бизнесмен организовал и руководит предприятиями. 4. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Я люблю рисовать и живопись. Катя стройна и очень красивая.

Слайд 34

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 5. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения. Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет. Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро товары подорожают. 4. Однородными могут быть слова из одной логической группы. У автомобиля новые диски и отличные скоростные показатели. 6. Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа, что и оно. Мама нарвала разных цветов: лютики, ромашки, васильки.

Слайд 35

1. Находим предложения с составными союзами, выясняем, нет ли ошибок в их употреблении. 2. Находим 2 глагола, связанных союзом И с общим дополнением. 3. Если нет, находим однородные, выраженные разными частями речи или являющиеся разными членами предложения. Проверяем. 4. Указываем номер предложения с ошибкой. Алгоритм выполнения

Слайд 36

Болельщики «Зенита» любили и гордились своей командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие матчи. Провожающие шли с сумками и печальными лицами. 3. В шкафу стоят книги, на полках лежат не только газеты, но также и стеклянная посуда 4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. 5. Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли. 6. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать. 7. Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года. 8. Новый законопроект взволновал и активно обсуждался в широких кругах общественности. 9. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

Слайд 37

8. Неправильное построение предложения с косвенной речью Косвенная речь – это переделанная прямая речь в сложноподчиненное предложение без кавычек. 1. В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо. Петр сказал, что я задержусь дома. 2. Использование кавычек Петр сказал, что «я задержусь дома». 3. Если в прямой речи была вопросительная реплика, то в предложении используется союз ЛИ. Анна спросила, что пойдут они в кино. он задержится он задержится дома Анна спросила, пойдут ли они в кино.

Слайд 38

Алгоритм выполнения 1. Находим предложение с косвенной речью. Выясняем, какое лицо употребляется. 2 Выясняем, был ли вопрос в прямой речи. 3. Находим ошибку. Указываем номер предлодения.

Слайд 39

1. Отец рассказывал, что мы и через 20 лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников. 2. Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить? 3. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе. 4. Я с удивлением спросил, что где же крепость. 5. Я не заметил, что находится ли он в комнате. 6. Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно» 7. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть. 8. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 9. Благодаря зрителей за искренний интерес, ведущий объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем». 10. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел, и сказал, что «я остаюсь дома».

Слайд 40

9. Ошибка в употреблении имени числительного 1. Употребление числительных полтора, полторы, полтораста. Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста. В полутора х километрах от нас находилась деревня. 2. Числительные ОБА, ОБЕ С обоими подругами мы зашли в кафе. 3. Собирательные числительные Трое книг лежало на полке. Двадцать двое суток добирались до берега.

Слайд 41

Алгоритм выполнения 1. Находим предложение с числительным. 2. Выясняем, есть ли ошибка в употреблении. 3. Указываем номер предложения.

Слайд 42

1. Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами. 2. Нам было поручено подготовить презентацию к первому апрелю. 3. Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце «Дома торговли». 4. Для выполнения поставленной цели нам дали двадцать двое суток. 5. Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно. 6. Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас

Слайд 43

10. Ошибка в построении сложного предложения 1. В предложении нельзя употреблять одновременно сочинительные и подчинительные союзы. Как только начался урок, но мы все сразу встали. 2. Нельзя повторять близкие по значению союзы (что насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли) Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи. Мы не услышали, что вернулся ли он или нет. 3. Неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы): Отец узнал то, что рейс задержится. Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал. 4. Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ. Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.

Слайд 44

Алгоритм выполнения 1. Находим сложное (сложноподчиненное предложение). 2. Выясняем, есть ли неверное употребление союзов, союзных слов, указательных слов. 3. Указываем номер предложения с ошибкой

Слайд 45

1. Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие. 2. Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь. 3. Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. 4. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 5. В выступлении приводились данные, которые, кажется, что где-то частично уже звучали. 6. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе. 7. Я с удивлением спросил, что где же крепость. 8. Я знаю, что придёт время, что когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

Задание 8. Грамматические (синтаксические) ошибки 1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Правило

Верно

Ошибка

Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с дательным падежом

благодаря (кому) другу

вопреки (чему) ожиданию

согласно (чему?) расписанию

Благодаря друга

Предлоги в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством употребляются с Р.п. существительного.

В меру

По причине остановки

В меру силу

По причине остановке

Предлог «ПО» управляет предложным падежом

по приездЕ в Казань

по истечениИ срока

по прибытиИ домой

по возвращенииИ

по окончаниИ срока

по выбытиИ

по приезду в Казань

по истечению срока

по прибытию домой

по возвращению

по окончанию срока

Предлоги антонимы

в — из, на — с.

В школу – из школы

В школу — со школы

Нарушение управления.

Он всегда уделял внимание своему здоровью.

Он всегда уделял внимание на свое здоровье.

2.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Правило

Верно

Ошибка

Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

Кресло-качалка отремонтировано.

Кресло-качалка отремонтирована

В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]

[Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

согласование сказуемого со словами: РЯД, БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.

А) сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов

Б) единственное число и при  неодушевлённых подлежащих

Меньшинство поддержало оратора.

Ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву.

Сравни:

Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).

Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или   сказуемых).

Меньшинство поддержали оратора

Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

А) если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.

Б) если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.

В) если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ. Н-р: классику.

г) если в качестве подлежащего выступают составные числительные, последнее слово в котором — ОДИН + существительное.

Народ проголосовал за принятие новой Конституции.

Много лет прошло со дня окончания школы.

Лишь небольшая часть читателей предпочитает.

Двадцать один человек пришёл на собрание.       

3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение — название чего-либо – имя собственное или название, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?

Правило

Верно

Ошибка

Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово

Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.
В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Если же нет такого определяемого слова, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту.

В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

В «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Правило

Верно

Ошибка

Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное

красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая.

Она была красивая и счастлива.

Нельзя смешивать родо-видовые понятия и логически несовместимые понятия в ряду однородных членов

в корзине лежали фрукты: яблоки, груши.

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши.

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами

Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом.

Двойные союзы:

Не только…, но и

Как…, так и

Если не…, то

Настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей.

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно.

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей КАК в природе, ТАК И в людских нравах.

Настроение было НЕ ТОЛЬКО главным для создателя, НО И для читателей.

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО  вызывающе, А И просто ужасно.

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей КАК в природе, а также и в людских нравах

Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог

народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах

Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово

на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов

Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив

я люблю чтение, музыку и занятия спортом

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом

Неправильно, когда после однородных глаголов, которые сочетаются с существительными в разных падежах, стоит одно дополнение в одном падеже.

Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.

Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым. Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).

Правило

Верно

Ошибка

Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.

Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)

Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.

Приехав в Москву, мне стало грустно.

Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз

Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят

6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом.

Правило

Верно

Ошибка

Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже

Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду

Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду

Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.

Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны

Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

7.Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Прямая речь — это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь — это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения.

Правило

Верно

Ошибка

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,

Некрасов писал, что « я лиру посвятил  народу своему» 

8.Неправильное построение сложного предложения.

Пояснение

Верно

Ошибка

Если в придаточном есть частица ЛИ, то подчинительный союз НЕ используется.

Я не понял, доступным ли было моё изложение материала.

Я не понял, что доступным ли было моё изложение материала.

Определительные придаточные всегда стоят после определяемого ими слова, а не после другого слова.

 Картины (КАКИЕ?), на которых было изображено море, принадлежали перу молодых художников.

Картины принадлежали перу молодых художников, на которых было изображено море.

Нельзя использовать сразу два подчинительных союза в придаточном предложении.

Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий.

Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, что до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий.

Неверно подобран подчинительный союз. Нужно задавать вопросы и определять, какой тип придаточного, затем подбирать правильный союз.

Учитель часто делает мне замечания (ПОЧЕМУ?), потому что я опаздываю на уроки.

Учитель часто делает мне замечания, что я опаздываю на уроки.

Нельзя при глаголе использовать частицу БЫ, если иуде есть союз ЧТОБЫ.

Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили о времени встречи.

Он попросил секретаря , чтобы ему напомнили бы о времени встречи.

Отсутствие указательного местоимения ТО.

Всё указывало на ТО, что погода скоро резко изменится.

Всё указывало, что погода скоро резко изменится.

неправильное использование указательного местоимения ТО.

1.Он говорил О ТОМ, что это  невозможно.

2.Он говорил, что это  невозможно.

Он говорил ТО, что это невозможно.

9.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

  • Найдите предложение, в котором есть однородные глаголы- сказуемые.

  • Определите, какого вида и времени данные глаголы.

Правило

Верно

Ошибка

глаголы должны быть в одном предложение одного и того же ВИДА и стоять в одном и том же ВРЕМЕНИ.

совершенный вид — что сделать?;

несовершенный – что делать?

прошедшее (действие уже произошло, определяем по суффиксу -Л-);

настоящее (действие происходит в настоящее время, сейчас);

будущее (действие ещё только произойдёт в будущем

В детстве особенно важно научиться любить природу и (ЧТО ДЕЛАТЬ?) понимать её красоту и тайну.

Л. Толстой в романе «Война и мир» показал сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.

В детстве особенно важно научиться любить природу и понять её красоту и тайну.

Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.

5

ЕГЭ. Русский язык. Задание 8.

ШПАРГАЛКА.

Примеры – ответы.

Предлагаю таблицу с наиболее часто встречающимися типами грамматических ошибок на ЕГЭ.

Внимательно вдумайтесь в каждое предложение, поймите, в чём ошибка, посмотрите, как ВЕРНО нужно было составить предложение, прочитайте комментарий, в которых объясняется ошибка.

Думаю, что данная таблица поможет при подготовке к ЕГЭ.

Грамматические ошибки.

Предложения с ошибками. Предложения без ошибок + комментарии.
1.Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Она очень любит и заботится о своём четвероногом друге. Она очень любит своего четвероногого друга и заботится о нём.

(Любит кого? Забоится о ком?)

Писатель изобразил не только зрелые годы героя, а и его детство. Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.

Запомните двойные союзы, в которых нельзя заменять слова:

не только…, но и;

как…, так и;

не столько …, сколько.

Писатель не только изобразил зрелые годы героя, но и его детство. Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.

(Первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом.

Здесь это «зрелые годы»).

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился. Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.
Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился. Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.

При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе).

Молодёжь города приняли активное участие в субботнике. Молодёжь города приняла активное участие в субботнике.

(Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей).

3. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему». Н.А. Некрасов писал о том, что он «лиру посвятил народу своему»

(В косвенной речи местоимения употребляются в 3-ем лице).

4.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Солнце осветило всё вокруг и открывает необыкновенную красоту. Солнце осветило всё вокруг и открыло необыкновенную красоту.

(Однородные сказуемые должны стоять в одном и том же времени и виде).

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Ирина не могла подобрать слов, передававшие всю глубину её чувства. Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.

(Слов каких? передававшИХ).

Ирина не могла подобрать передававших слов всю глубину её чувства. Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.

(Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине оборота).

6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
В романе «Войне и мире» автор изобразил большой исторический период в жизни России. В романе «Война и мир» автор изобразил большой исторический период в жизни России.

(Если есть нариц. сущ, то название употребляется в им, падеже).

7. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Вопреки ожидания, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью. Вопреки ожиданию, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.

(Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются со словами в дат. падеже- чему?)

По приезду в город, он сначала поселился в местной гостинице. По приезде в город, он сначала поселился в местной гостинице.

(При предлоге ПО слова ставятся в предложном падеже: о чём? О приезде).

8. Ошибка в построении сложного предложения.
Дети спросили, что нужно ли брать с собой тёплые вещи. Дети спросили, нужно ли брать с собой тёплые вещи.

(Если есть частица ЛИ, что подчинительный союз не употребляется).

Она так была рада встрече, что словно они не виделись целую вечность. Она так была рада встрече, словно они не виделись целую вечность.

(В СПП в придаточном не должно быть разу два подчинительных союза).

9. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности. Создавая проект деткой площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.

(Подлежащее — особенности, этот предмет не может создавать проект).

Верно.

Создавая проект деткой площадки, дизайнер не учёл особенности местности.

10. Ошибка в употреблении имени числительного.
Двое подружек были очень рады встрече. Две подружки были очень рады встрече.

Собирательное числительное не употребляется с женским родом).

Вспомните, когда можно употреблять собирательные числительные:

Двое котят (детёныши животных).

Двое ножниц (с сущ., которые имеют только мн. число).

Трое мальчиков (со словами в мужском роде).

Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать трое суток. Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать три дня.

Запомните собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.

Других не бывает.

По обоим сторонам дороги росли могучие деревья. По обеим сторонам дороги росли могучие деревья.

(Сторона- сущ. ж. рода, поэтому употребляется числительное женского рода).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виды психодиагностических ошибок логические
  • Виды речевых ошибок учащихся способы их устранения
  • Виды ошибок тонометра
  • Виды сетевых ошибок
  • Виды серьезности ошибок