Виды ошибок редактирование текста

Текст как объект литературного редактирования.

Литературное
редактирование

– это единый процесс, в который входят
анализ авторского произведения как с
точки зрения его содержания, фактической
правильности и точности, так с точки
зрения литературной; и последующая
правка текста.

Схема
работы редактора

над текстом:

  1. знакомство
    с авторским произведением;

  2. постановка
    задачи редактирования – может быть
    продиктована и уточнена как внешними
    обстоятельствами, так и качествами
    самого материала: объем, жанр, необходимость
    подчеркнуть связь с текущими событиями,
    форма контакта с читателями;

  3. создание
    модели поведения: либо отослать материал
    на доработку, либо работа с автором,
    либо правит сам редактор;

  4. процесс
    правки текста.

  5. Различают
    следующие виды
    редакторского чтения
    :
    1) ознакомительное (внимание уделяется
    содержанию, идее, теме, манере изложения
    и оценке текста в целом); 2) углубленное
    чтение (внимание направлено на восприятие
    каждого слова или знака, фразу,
    предложение, текст; заметки к каждой
    части); 3) шлифовочное чтение (завершающий
    этап).

  6. Типы
    ошибок

    при редактировании текста: 1) механические;
    2) фактические; 3) композиционные; 4)
    логические; 5) грамматические; 6)
    стилистические.

Одним
из основных типов ошибок при редактировании
текста являются ошибки логические.

Логическая
ошибка

– это нарушение какого-либо из четырех
законов формальной логики:

  1. Закон
    непротиворечия

    – может нарушаться при приведении
    противоречивых числовых данных, фактов.
    Пример – любое сдвоенное свидетельство.

  2. Закон
    исключенного третьего:
    из
    двух противоречащих суждений одно
    истинно, другое – ложно.

  3. Закон
    тождества
    .
    В процессе определенного рассуждения
    все понятии и суждения должны быть
    тождественны сами себе. И автор, и
    читатель должны одинаков воспринимать
    одни и те же понятия и события, о которых
    идет речь. Каждая мысль, каждое слово
    должны иметь определенное содержание.

  4. Закон
    достаточного основания
    .
    Всякая истинная мысль должна быть
    обоснована другими мыслями, истинность
    которых доказана. Этот закон ориентирует
    редактора на проверку достоверности
    материала.

Литературное
редактирование – единый процесс, в
который входит анализ авторского
произведения как с точки зрения его
содержания, фактической правильности
и точности, так и с точки зрения
литературной, и последующая его правка.

Основные
характеристики текста: целостность,
связность, закрепленность в определенной
знаковой системе, информативность.

.
Целостность текста «обеспечивается
смысловой нитью, которая должна проходить
через весь текст». Задача редактора –
найти эту нить. Целостность достигается
единством замысла и точностью построения
текста, ясностью логического развертывания
мысли, стилистическим единством текста.

.Связность.
Каждая фраза должна включать в себя
значение предыдущей. Необходимо
предвидеть двоякое толкование текста.

.Закрепленность.
Помнить об отличии устной речи от
письменной. Абзацы, графика, пунктуация
имеют большое значение.

.
Информативность. Журналистика требует
новизны сведений.

Виды
правки:


правка вычитка – выявляются недочеты.


правка сокращение – уменьшается объем.


правка обработка – подготовка к
окончательной публикации.


правка переделка – создание нового
варианта текста на основе имеющегося
материала.

Текст
понимается как результат целесообразной
речетворческой деятельности, как
письменный источник, как речевое
произведение. Текст представляется,
как сознательно организованный результат
речевого процесса, как мысль, облечённую
в определенную форму для выражения
определённого смысла.

Особенности
редактирования газетных материалов:
редактор не может не учитывать характер
публикаций, их информативность, специфику
выражения авторской позиции, близость
автора к событию и читателю, условия
работы в редакции, её оперативность.

Основные
характеристики текста
целостность,
связность, закреплённость в определённой
знаковой системе, информативность.
Ошибочной и вредной представляются
трактовка цели литературного редактирования
лишь как обработка языка и стиля
готовящегося к печати произведения, с
которой до сих пор можно встретиться в
пособиях по редактированию. Задачи
редактора неизмеримо шире и глубже.

Целостность
текста обеспечивается смысловой нитью,
которая должна проходить через весь
текст. Выявить эту нить, идя от внешних
значений к смыслу, — первоочередная
задача редактора. Оценка им целостности
текста идёт по двум направлениям: анализ
его как органического единства и
выявление полноты и точности составляющих
его элементов. Стремясь к целому, никогда
не забывать о частях, и, работая над
частями, всё время видеть целое — так
формулируют эту задачу опытные редакторы.
Анализируя компоненты текста, редактор
должен проявить глубокое и всестороннее
знание предмета, широкую лингвистическую
эрудицию. Целостность текста при
редакторской правке требует сохранения
смыслового тождества.

Принципы
лит. редактирования был сформулирован
уже Былинским в его книге «Литературное
редактирование газеты»: обязанность
литературного правщика «проверка и
исправление текста как литературного
целого». Методика, созданная им, не
допускала возможности полагаться на
чутьё, на то, «звучит» фраза или «не
звучит». Особого внимания редактора
требуют гладкие, по первому впечатлению
безукоризненные фразы, — предупреждал
он. Нельзя править вслепую. Прежде чем
править, надо точно установить недостатки
целого текста, выявить его смысл.

Соседние файлы в папке ГОСы

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1.Ошибки в
Содержании

С

  1. Есть что-то лишнее. [ ]
  2. О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение. V
  3. Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении.
  4. Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика. Л
  5. Искажен факт текста. Ф
  1. Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.
  2. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  3. Оценка за сочинение снижается.
  4. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  5. Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.
2.Речевые ошибки и недочет

Р

  1. Употреблено не то слово.
  2. Употреблено лишнее слово [ ]
  3. Неоправданно повторяются слова (речевой повтор). Р
  4. Использование однообразных по структуре предложений.
  1. Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.
  2. Переписать данное предложение заново убрав лишнее слово.
  3. Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно.
  4. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.
3.Грамматические ошибки.

Г

  1. Неправильно образовано слова или его форма.
  2. Неправильно образовано словосочетание.
  3. Неправильно построено предложение.
  1. Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.
  2. Переписать словосочетание, исправив его.
  3. Переписать предложение в исправленном виде.
4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно. Сделать работу над ошибками в слове.
5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении. Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

Формула оценки за сочинения и изложения

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)

Благородностьчуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом. 
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве
Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
В тексте всего раскрываются две проблемы.

Г14

Нарушение употребления приложения

Г 15 бедность и однообразие синтаксических конструкций

Г16 Ошибка в употреблении предлога

Г17 нарушение структуры  союза не так…, чем вместо не так…, как:

Для атласа «Тайн и загадок» авторами отобрана коллекция цветных иллюстраций к статье об археологических находках в России.

Б) Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Статья послужила толчком к мыслям.

Моя сумка не так красива, чем у подруги

Стилистическая ошибка и стилистический прием в практике редактирования

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Предложить статью

Стилистическая ошибка в практике редактирования

Определение 1

Стилистика представляет собой теоретико-практическую область лингвистики, изучающую язык и речь с точки зрения функциональной обусловленности.

Стилистика рассматривает языковые единицы с точки зрения их использования в определенных, исторически сложившихся вариантах языка — функциональных стилях, а также в различных ситуациях общения и сферах жизни.

Определение 2

В центре стилистики находится учение о стилистической норме — высшей норме литературного языка, регламентирующей использование языковых средств в практике коммуникации с учётом требований правильности, точности, уместности и выразительности речи.

Случаи нарушения стилистической нормы получили название стилистических ошибок. Данный термин можно понимать двояко:

  1. При широком понимании в понятие стилистической ошибки входят также и грамматические ошибки, связанные с неверным образованием форм слов, неправильным построением и употреблением синтаксических конструкций.
  2. При более узком понимании термина к стилистическим ошибкам относят только те, которые связаны с нарушением стилистической сочетаемости, речевой избыточностью или недостаточностью, с неумелым использованием средств выразительности. Сюда же можно отнести и бедность словаря, насыщенность его речевыми шаблонами, клише, канцеляризмами, а также случаи смешения разностилевой лексики, приводящие к нарушению требований стилистического единства текста на уровне широкого контекста.

Рассмотрим стилистические ошибки более подробно:

  1. Ошибки, возникающие в результате слабого владения возможностями лексической системы. Наиболее частотные — тавтология и плеоназм, которые представляют собой частные случаи проявления речевой избыточности. При тавтологии мы наблюдаем неоправданное воспроизведение в узком контексте однокоренных лексем (Я хочу спросить у вас такой вопрос. Рассказчик в этом рассказе рассказывает нам историю жизни деревенских ребят). Плеоназм представляет собой избыточное в семантическом плане сочетание, например: Мы подадим отчёт в январе месяце (избыточно слово «месяце»). Династия рода Романовых правила Россией почти четыреста лет +избыточно слово «рода»). К данной группе ошибок также можно отнести и всевозможные случаи нарушения сочетаемости слов: Мы хотим выразить свой ответ в письменной форме (вместо — дать ответ). Этот фактор имеет важную роль в производстве (смешение выражений «играть роль» и «иметь значение»). Подобные ошибки возникают и при языковой недостаточности: Я хочу поделиться с тобой впечатлениями отдыха (полученными от отдыха).
  2. Ошибки, обусловленные неумение использовать выразительные возможности языка. Сюда можно отнести как чрезмерную сухость изложения материала, отсутствие средств выразительности там, где они необходимы, так и избыточное и неоправданное употребление изобразительных средств в погоне за оригинальностью слога: Небо хмурит брови и щурит свой единственный жёлтый глаз. Сюда же относится неправильное употребление в речи синонимов, паронимов и антонимов, фразеологизмов и иных выразительных средств лексики.
  3. Языкоыые повторы, штампы, клише и канцелярит, обедняющие речь. Языковые повторы часто возникают в творческих работах учеников при неумении использовать синонимы: У меня есть собака. Мою собаку зовут Рыжик. Рыжик — веселая собака. Как и все собаки, Рыжик любит играть и гулять. Рыжик — преданная собака (повтор слова «собака»). Речь, изобилующая словесными клише и канцелярскими оборотами, также нарушает стилевые требования: Какие меры вы принимаете по активизации продаж? Следует уделить повышенное внимание вопросам улучшения качества предоставляемых услуг.
  4. Ошибки, нарушающие стилевые требования контекста: смешение разностилевой лексики, неправильное использование стилистически окрашенных слов: Плюшкин паразитировал на народе. Чичиков провернул аферу с мертвыми душами.

«Стилистическая ошибка и стилистический прием в практике редактирования» 👇

Стилистический прием и редактура текста

Редактура текста включает не только исправление имеющихся в нем ошибок, но и уместное включение в текст изобразительно-выразительные средств, языковых приемов для придания большей выразительности.

Эмоциональность и образный характер высказыванию придают следующие изобразительные средства:

  1. К метафоре — образному переносу-уподоблению — тяготеют эпитет, олицетворение и сравнение. Эпитет выступает как образный атрибутив: Безжалостный ветер срывал последние листы с нагих кустов. Олицетворение основано на принципе антропоморфизма — уподобления неживой природы человеку: Ветер протяжно пел в трубе. Ручеек тихо лепетал в ложбинке. Сравнение представляет собой прием сопоставления объектов на основе сходства признаков: Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные глядела (А.С. Пушкин). Непосредственно метафора выступает как крытое сравнение: Мерно рокотал прибой, и грудь моря спокойно вздымалась и опускалась.
  2. Синтаксичекие средства выразительности: антитеза, инверсия, градация, риторические вопросы и восклицания — также используются в практике редактирования. Например, антитеза позволяет подчеркнуть значимые для автора противопоставления: «И вам не смыть всей вашей черной кровью / Поэта праведную кровь!» (М.Ю. Лермонтов); градация — усилить признаки: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С Есенин); риторический вопрос — привлечь внимание к какой-то проблеме: «Где, укажите нам, отечества отцы, /Которых мы должны принять за образцы?» (А.С. Грибоедов).

Замечание 1

Уместное использование в редактировании текста стилистических приемов не только придает ему образности и выразительности, но и служит средством передачи авторской позиции, формирования смысловой нагрузки высказывания.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 01.10.2022

Инфоурок


Русский язык

ПрезентацииРедактирование текста. Исправление речевых и грамматических ошибок.

Редактирование текста. Исправление речевых и грамматических ошибок.

Скачать материал

Двадцать седьмое октября.
 Классная работа.

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

  • Сейчас обучается 451 человек из 67 регионов

  • Сейчас обучается 53 человека из 26 регионов

  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Двадцать седьмое октября.
 Классная работа.

    1 слайд

    Двадцать седьмое октября.
    Классная работа.

  •  Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса

 Чело...

    2 слайд

     Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса

     Человек ведет праздничную жизнь.

     Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным

    Все гости получили памятные сувениры.

     Передо мной игрушка из дерева — конек. Конек маленький. Вместо ног у конька колесики. Конек местами темно-коричневый, местами темно-зеленый, с яркими орнаментом.

  • Редактирование текста.

    3 слайд

    Редактирование текста.

  • Редактирование текста.Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большо...

    4 слайд

    Редактирование текста.
    Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

    Предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить.  В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.

  • Редактирование текста.Неправильное употребление паронимов.
Человек ведет праз...

    5 слайд

    Редактирование текста.
    Неправильное употребление паронимов.
    Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.

          Праздный и праздничный — очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный — прилагательное к слову праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный- не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь)

  • Редактирование текста.Грамматическая ошибка  (Г) — это ошибка в структуре язы...

    6 слайд

    Редактирование текста.
    Грамматическая ошибка  (Г) — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения, текста; это нарушение какой-либо грамматической нормы

    Например: раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство (использование не той приставки, не того суффикса)

  • Редактирование текста.Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предлож...

    7 слайд

    Редактирование текста.
    Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм.  

  •  Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса

 Чело...

    8 слайд

     Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса

     Человек ведет праздничную жизнь.

     Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным

    Все гости получили памятные сувениры.

     Передо мной игрушка из дерева — конек. Конек маленький. Вместо ног у конька колесики. Конек местами темно-коричневый, местами темно-зеленый, с яркими орнаментом.

  • Редактирование текста. 

  • Редактирование текста. 

  • Редактирование текста.
Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнования...

    11 слайд

    Редактирование текста.

    Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.

    Я видел тропинку, ведущей к морю.

    Один раз, когда мы ездили с ночёвкой в лес. Мы пошли к ручью, чтобы набрать воды.

    Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев.

  • Редактирование текста.Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях...

    12 слайд

    Редактирование текста.
    Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях. (Г – ошибка в словообразовании).

    Я видел тропинку, ведущей к морю. (Г — ошибка в согласовании).

    Один раз, когда мы ездили с ночёвкой в лес. Мы пошли к ручью, чтобы набрать воды. (Г – нарушение границ предложения)

    Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев. (Г — ошибка в потреблении причастного оборота).

  • Редактирование текста.На примере конкретных примеров покажите своеобразие чех...

    13 слайд

    Редактирование текста.
    На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

    Плохой учитель не заслужит авторитета от ребят.

    Художник подарил музею свой автопортрет.

    Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести.

  • Редактирование текста.На примере конкретных примеров покажите своеобразие чех...

    14 слайд

    Редактирование текста.
    На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. (Р -тавтология).

    Плохой учитель не заслужит авторитета от ребят. (Г- ошибка в управлении).

    Художник подарил музею свой автопортрет.
    (Р — плеоназм).

    Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести. (Р-неправильное употребление слова в несвойственном значении).

  • Редактирование текста.Домашнее задание: записать пять предложений с различным...

    15 слайд

    Редактирование текста.
    Домашнее задание: записать пять предложений с различными грамматическими и речевыми ошибками. В скобочках нужно указать, какая именно ошибка имеет место. 

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 363 226 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык. Практика», Под ред. Пименовой С.Н.

Другие материалы

«Русский язык. Практика», Под ред. Пименовой С.Н.

«Русский язык. Практика», Под ред. Пименовой С.Н.

«Русский язык. Практика», Под ред. Пименовой С.Н.

«Русский язык. Практика», Под ред. Пименовой С.Н.

«Русский язык. Практика», Под ред. Пименовой С.Н.

  • 06.02.2018
  • 519
  • 1

«Русский язык. Практика», Под ред. Пименовой С.Н.

Рейтинг:
3 из 5

  • 06.02.2018
  • 4020
  • 16

«Русский язык. Практика», Под ред. Пименовой С.Н.

«Русский язык. Практика», Под ред. Пименовой С.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Скачать материал


    • 16.02.2018


      12154
    • PPTX
      349 кбайт
    • 195
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Селина Екатерина Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Селина Екатерина Александровна

    • На сайте: 5 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25368
    • Всего материалов:

      8

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виды ошибок программного продукта
  • Виды ошибок программного обеспечения
  • Виды ошибок прогнозов
  • Виды ошибок при чтении у младших школьников
  • Виды ошибок при чтении механизмы примеры