Виды ошибок психодиагностики

Психодиагностические ошибки

Психодиагностические ошибки

ошибочные диагнозы разных видов.

С точки зрения гносеологии, ошибка означает неистинную мысль, т. е. не соответствующую действительности и искажающую действительную связь между реальными явлениями. Такая ошибка называется фактической. Она искажает реальное положение, отражая в содержании диагноза неадекватные факты. К данному виду ошибок относятся ложные диагнозы, полностью расходящиеся с реальностью. В данном случае неистинность подтверждается практикой, когда результаты воздействия не совпадают с ожидаемым итогом. К сожалению, фактический ложный диагноз, как и условия его возникновения, редко вскрывается в процессе познания. Чаще всего такая диагностическая ошибка устанавливается после всех процедур оказания психологической помощи, когда отсутствуют позитивные результаты.

Ложным диагнозом считается и диагноз неполного совпадения. В этом наиболее часто встречающемся случае происходит либо слишком узкое (однобокое) обозначение причин актуального состояния человека, особенностей его поведения или деятельности, либо частичное пересечение причин, когда в заключительной формулировке, помимо истинных фактов, присутствуют категории, не соответствующие реальности. Например, диагноз «пониженная обучаемость» может лишь частично отражать сущность проблемы, связанной с неуспеваемостью учащегося, которая наряду с этим может быть одновременно обусловлена еще и интеллектуальной недостаточностью, интеллектуальной пассивностью и т. д. В то же время данный психологический диагноз может оказаться слишком обширным, если в реальности речь идет только о пониженной умственной работоспособности, сочетающейся с другими, не входящими в данную диагностическую категорию признаками (например, недостаточной волевой регуляцией).

Диагноз «неполного совпадения» не всегда бывает фактической диагностической ошибкой. Его неправильность часто обусловлена неточностью формулировки, односторонним терминологическим обозначением проблемы. В этом случае ошибка вызвана неправильностью формы языкового выражения и называется логической ошибкой в диагнозе. Логическая ошибка отражает неправильность формы, а не содержания психологического диагноза (например, замена диагностического вывода феноменологическим описанием при определении психологических причин, лежащих в основе рассматриваемого случая).

Анализ диагностических ошибок, проведенный на основе различных источников, показал, что их основные причины можно разделить на две большие группы:

1) объективные причины, обусловленные прежде всего сложностью объекта познания, специфичностью психодиагностического процесса, условиями и средствами познания, уровнем развития науки и техники и т. д. Они определяют вероятностный аспект психодиагностической истины (Ю. Н. Стампурский, М. И. Морозов, А. А. Губергиц, 1986, с. 59);

2) субъективные причины, зависящие от познающего субъекта (его знаний, опыта, личностных особенностей, внимания и т. д.).

Выделение объективных и субъективных причин связано с тем, что в процессе диагностического познания мы имеем две взаимосвязанные, но противоположные стороны: объект и субъект познания. Соответственно, и источники ошибок кроются как в объективной, так и в субъективной сторонах познания.

Исследования психодиагностической практики специалистов образования показали, что типичной психодиагностической ошибкой психологов выступает прямая проекция теоретических предпочтений на проблемную ситуацию. В остальных случаях (примерно поровну) такого рода причинами являются недостаточный анализ условий психодиагностической задачи и личностные установки специалистов. У педагогов ключевым препятствием на пути к валидному психодиагностическому решению, адекватному психологическому диагнозу оказываются искаженные или неадекватные исходные представления о психологическом генезе проблем учащихся, т. е. сложность перехода от симптомов к причинам (субъективное кодирование проблемной ситуации) определяется слабостью включения психологических знаний в структуру субъективного опыта. У психологов большая часть диагностических ошибок возникает из-за низкого уровня овладения условиями проблемной образовательной ситуации. И та и другая причина отражает ограниченность познания специалистом образования вероятности распределения причинно-следственных взаимосвязей между педагогическими явлениями и их психологическими детерминантами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Методы психодиагностические

Методы психодиагностические
научнообоснованные измерительно-оценочные процедуры, позволяющие провести количественную и качественную психологическую квалификацию изучаемого явления.В психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных

Психодиагностические таблицы

Психодиагностические таблицы
один из вариантов графических форм универсального описания объекта психодиагностики, в котором связаны воедино все элементы диагностического процесса – от анализа запроса до выдачи рекомендаций. Такой принцип построения позволяет

§ 140. Смысловые ошибки

§ 140. Смысловые ошибки
Нарушение лексической сочетаемости вызывается смысловыми ошибками двух типов — логическими и лингвистическими.1. Логические ошибки связаны с неразличением близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не

§ 141. Стилистические ошибки

§ 141. Стилистические ошибки
Стилистические ошибки связаны с игнорированием тех ограничений, которые накладывает на употребление слова его стилистическая окраска.1. Это касается прежде всего употребления терминов и канцеляризмов. Каждый из них имеет свою сферу

ОШИБКИ ПАЛАЧЕЙ

ОШИБКИ ПАЛАЧЕЙ
Наряду с историями о тех, кто был повешен по ошибке, (по причине несовершенства судопроизводства и огромного количества преступлений, наказуемых смертной казнью в уголовном кодексе прошлых веков), существует множество достоверных историй о том, как людей

Судебные ошибки

Судебные ошибки
Если человека арестуют, осудят и посадят в тюрьму за преступление, которого он не совершал, хуже может быть только одно: если его за это казнят. А если речь идет о серийном убийстве, то ситуация еще страшнее. Дело не только в том, что погибнет невиновный

Ошибки разведчиков

Ошибки разведчиков
Бывают случаи, когда опытный агент теряет портфель с секретными бумагами в метро, такси или поезде. От таких случаев не застрахован любой разведчик, как бы хорошо он ни был подготовлен. «Необъяснимый» и «внезапный» приступ рассеянности можно объяснить

Ошибки перепеловодов

Ошибки перепеловодов
Если вы перед закладкой яиц хорошо помыли и продезинфицировали инкубатор, а яйца заложили свежие, то развитие в них должно пройти нормально.Но дружный вывод – полдела, нужно еще сохранить молодняк. Перечислим основные причины возможной гибели.

2.1.2. Тактические ошибки

2.1.2. Тактические ошибки

Рис. 5. Защитное пространство вокруг автомобиляЕсли вы помните, первое и самое главное условие активной безопасности заключается в наличии у вас запаса свободного дорожного пространства вокруг машины. Очевидно, что если вокруг машины всегда есть

Ошибки

Ошибки
См. также «Оправдания. Извинения» (с.335)Не очень-то легко найти работу, за которую не услышишь упреков; очень трудно сделать что-нибудь так, чтобы ни в чем не ошибиться.Сократ (ок. 470–399 до н. э.), древнегреческий философ (согласно Ксенофонту)Желание избежать ошибки

Диагностические ошибки, объективные и субъективные причины психодиагностических ошибок.

З. Плевицкой
выделены наиболее часто встречаемые
диагностические ошибки.
Это ошибки,
связанные со сбором данных и их
переработкой
.
К первой группе ошибок относятся:

ошибки наблюдения
(например
«слепота» на важные для диагноза черты,
проявления личности; наблюдение черт
в искаженной качественно или количественно
форме);

ошибки
регистрации

(например, эмоциональная окрашенность
записей в протоколе, свидетельствующая
скорее об отношении к обследуемому,
нежели об особенностях его поведения;
случаи, когда абстрактная оценка выдается
за предметную, различия в понимании
одних и тех же терминов разными людьми);

  • Ошибки инструментальные
    возникают вследствие неумения
    пользоваться аппаратурой и другой
    измерительной техникой как в техническом,
    так и в интерпретационном аспекте.

Основные ошибки в переработке и интерпретации данных

эффект «первого
впечатления
»
— ошибка, основанная на переоценке
диагностического значения первичной
информации;

ошибка атрибуции
– приписывание обследуемому черт,
которых у него нет, или рассмотрение
нестабильных черт в качестве стабильных;

ошибка ложной
причины

приписывание клиенту причины его
поведения, основываясь на личном либо
практическом опыте;

познавательный
радикализм

— тенденция к переоценке значения
рабочих гипотез и нежелание искать
лучшие решения;

познавательный
консерватизм

– предельно осторожная формулировка
гипотез.

Анализ
психодиагностических ошибок показывает,
что их основные
причины
можно
разделить на две большие группы:
объективные и субъективные.

1) объективные
причины,
обусловленные
трудностями и сложностью объекта
психологического познания, специфичностью
психодиагностического процесса,
условиями и средствами диагностики,
уровнем развития науки и техники и т. д.

По разным данным,
на долю объективных диагностических
ошибок выпадает от 30 до 40 % ошибочных
диагнозов, причем основной детерминантой
выступает сложность объекта
психодиагностики.

Кроме того, сущность
и этиология многих психологических
феноменов слабо изучены. Их познание
затруднено индивидуальным характером,
своеобразием и нетипичностью конкретного
случая, а также практически неисчислимой
вариативностью особенностей и различий
людей. Осложнением выступает и отсутствие
однозначных причинно–следственных
взаимосвязей между следствиями и
психологическими причинами, способными
их вызвать.

Еще одним фактором
в этом списке оказывается недостаточный
уровень развития психодиагностических
методов, который связан с отсутствием
или ограниченностью существующих
средств измерения и оценки, не позволяющих
в ряде случаев провести надежную
интерпретацию полученных данных

2) субъективные
причины,
зависящие
от познающего субъекта (его знаний,
опыта, личностных особенностей, внимания
и т. д.).

Среди субъективных
источников диагностических ошибок

наиболее значимые следующие.

1. Личностные
качества специалиста
.
Так, по мнению
В.С. Юркевич «опасность стереотипизации
в большей степени грозит специалистам
очень устойчивым эмоционально, с инертным
типом ВНД». Она также отмечает, что
личностная детерминация проявляется
и в том случае, если специалист исходит
при принятии решения из личных, например
эгоистических или альтруистических,
интересов, часто мотивированных
собственными убеждениями или соображениями.
Дополнительным условием оказывается
специфика восприятия и переработки
информации, на основе которых учитываются
и «принимаются в работу» различные
диагностические признаки.

2. Недостаточный
уровень профессиональной подготовки
,
когда
специалисту не хватает профессиональных
знаний и умений для решения диагностической
задачи. Это приводит к невозможности
адекватного рассмотрения проблемной
ситуации, профессиональной оценки
проблемы. Кроме того, важно не только
знать свой предмет, но более или менее
свободно разбираться в смежных областях
(например, дефектологии, логопедии,
педагогике), важно учитывать динамику
развития профессиональной сферы,
постоянно пополняя и систематизируя
знания в течение всей профессиональной
деятельности.

3. Недостаточный
уровень развития профессиональной
рефлексии
,
который
отражает слабость осознания специалистом
собственных действий в решении
профессиональных задач и не позволяет
оценить их успешность, наметить пути
профессионального роста.

4. Профессиональный
опыт
,
который
способствует как формированию
профессиональных качеств и профессионального
сознания специалиста, так и появлению
штампов, шаблонов деятельности,
предубеждений и стереотипов. В каждой
из профессиональных областей, где
осуществляется диагностическая
деятельность, существует своя специфика
стереотипизации и профессиональных
штампов. Так, в психологии стереотипы
в значительной степени формируются под
влиянием научной школы, которой
придерживается специалист и которая
определяет систему его взглядов и
убеждений. Педагогические стереотипы,
в свою очередь, бывают обусловлены
социальными факторами («ребенок, чьи
родители – алкоголики, интеллектуально
неполноценен»), успеваемостью,
дисциплинированностью школьников, а
также внешней привлекательностью, полом
и даже… именем ученика. Подобные
сверхобобщения носят ярко выраженный
оценочный характер и способствуют
формированию предрассудков, предвзятого
отношения.

Оценочное, предвзятое
отношение способствует «видению» только
негативных, вредных качеств в ребенке.
В таком случае диагноз неблагополучия
становится клеймом для учащегося, в то
время как компенсаторные механизмы и
ресурсы личностного роста не замечаются
или игнорируются. Положение может еще
более усугубляться, если педагог не
только считает себя «знатоком» своей
профессии, но и авторитетным взрослым,
который для ребенка «всегда и во всем
прав». «Учительская профессия, –
писал Л. С. Выготский, – накладывает
неизгладимые типические черты на своего
носителя и создает жалкие фигуры,
выступающие в роли апостолов ходячей
истины» (Выготский Л. С., 1983, с. 255).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Одной из важнейших так называемых технических ошибок можно считать выбор неадекватных диагностических методов. Это может быть связано с использованием методов или методик, непригодных для решения поставленной задачи, не соответствующих требуемому уровню валидности и надежности. Часто это происходит с использованием методов экспресс-диагностики. Основными причинами могут быть: недостаточное владение техникой проведения выбранной методики, плохое знание ее псиометрических свойств, неоправданное использование одной и той же (симпатичной диагносту) методики при решении абсолютно разных диагностических задач, а также стремление сэкономить время.

Еще одной ошибкой может быть принятие неправильных диагностических решений. Подобного рода неточности могут возникать вследствие неверной интерпретации диагностических показателей. Например, когда психолог делает вывод по результатам лишь одной шкалы или  суб-шкалы методики, игнорируя при этом показатели других шкал (методики СЖО, ММРI). Эти ошибки могут быть вызваны недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях, а также переоценкой степени точности и объективности применяемых методик.

Значительное количество ошибок происходит на этапе  сообщения обследуемому результатов тестирования. Назовем это некорректным сообщением психодиагностических результатов. Эта ошибка, по мнению И. Л. Соломина, может проявляться, во-первых, в преждевременном изложении результатов тестирования без предварительной работы с клиентом; во-вторых, в передаче клиенту заключения в письменном или компьютерном виде; в-третьих, в некорректном языке описания личности при сообщении результатов тестирования.

* * *

Существуют различные способы получения психологической информации о личности, которые условно можно обозначить как объективный, субъективный и проективный. Каждый из способов обладает своими преимуществами и ограничениями при использовании в практической деятельности психолога. Надежность психологической информации обеспечивается комплексным исследованием.

Необходимость изучения психологической диагностики личности связана с усилением роли человека как субъекта жизненных достижений, а также с потребностью человека в самопознании, которая возрастает в условиях социально-экономических трансформаций.

Психодиагности́ческая оши́бка, ошибочное мнение специалиста относительно причин возникшего неблагополучия, текущего состояния или психологических проблем человека, повлекшее постановку не соответствующего реальности психологического диагноза.

Вопрос возникновения психодиагностических ошибок относится к разделу т. н. ложной психодиагностики (Стампурский. 1986. С. 62). Ван Дам назвала хрупкость (потенциальную ошибочность) суждений диагноста «ошибочной парадигмой» (Dam. 1991; цит. по: Лаак. 1996). По содержанию психодиагностическая ошибка означает неправильное психодиагностическое решение, искажающее или неадекватно представляющее причинно-следственную связь между реальными явлениями (Гиляревский. 1973. С. 74). К данному виду ошибок относятся ложные диагнозы, полностью расходящиеся с реальностью. Такая ошибка называется фактической и подтверждается практикой, когда результаты воздействия не совпадают с ожидаемым итогом. Обычно фактическая психодиагностическая ошибка устанавливается после всех процедур оказания психологической помощи, когда отсутствует позитивная динамика (Костромина. 2007. С. 66).

Ложным диагнозом является и диагноз неполного совпадения. Такие диагностические ошибки встречаются наиболее часто. На практике это либо слишком узкое обозначение причин актуального состояния человека и особенностей его поведения или деятельности, либо частичное пересечение причин, когда в заключительной формулировке помимо истинных фактов присутствуют «факты», не соответствующие реальности. Например, психологический диагноз «пониженная обучаемость» может лишь частично отражать сущность проблемы, связанной с неуспеваемостью школьника, которая наряду с этим может быть одновременно обусловлена ещё и интеллектуальной недостаточностью, интеллектуальной пассивностью и т. д. В то же время данный психологический диагноз может оказаться слишком обширным, если в реальности речь идёт только о пониженной умственной работоспособности, сочетающейся с другими, не входящими в данную диагностическую категорию, признаками (например, недостаточной волевой регуляцией). Я. тер Лаак считает, что точность психодиагностических суждений обусловлена контекстом, как и значительная часть психодиагностических ошибок (Лаак. 1996. С. 296).

Диагноз неполного совпадения не всегда является содержательной психодиагностической ошибкой. Его неправильность может определяться неточностью формулировки, неправильностью терминологического обозначения проблемы, формы языкового высказывания, т. е. являться логической психодиагностической ошибкой. В реальности фактические и логические ошибочные психологические диагнозы редко существуют независимо друг от друга.

Основные причины психодиагностических ошибок можно разделить на две большие группы:

  1. Объективные причины, обусловленные прежде всего спецификой объекта познания, специфичностью психодиагностического процесса, условиями и средствами познания, уровнем развития психодиагностического инструментария и т. д. Такие причины связаны с условиями неопределённости, в которых протекает психодиагностическое познание, вероятностным характером психодиагностической деятельности.

  2. Субъективные причины, зависящие от психодиагноста, его знаний, опыта, личностных особенностей, внимания и т. д.

По разным данным, на долю объективных психодиагностических ошибок выпадает от 30 до 40 % ошибочных диагнозов (Гиляревский. 1973. С. 93), причём основной причиной является сложность объекта психодиагностики. Психическая система, являясь частью более глобальной системы – организма, состоит из элементов и подсистем функционирующих и взаимодействующих на разных уровнях. Неравновесная динамика происходящих процессов, обуславливающая состояние, поведение и деятельность человека, сложно поддаётся прогнозированию. А открытость во взаимодействии с окружающей средой, активность и социальные процессы усиливают многофакторность причинно-следственных связей. В результате психолог имеет дело не только с психическими формами, но и всеми сопутствующими жизнедеятельности человека условиями и обстоятельствами. Кроме того, нельзя не принять во внимание неизученность сущности и этиологии многих психологических феноменов. Их познание затруднено индивидуальным характером, своеобразием и нетипичностью конкретного случая, а также практически неисчислимой вариативностью психологических особенностей. На каждом этапе развития каждое явление имеет свои свойства, признаки, которые по-разному могут проявляться в разных ситуациях и обстоятельствах. Дополнительным осложнением может служить отсутствие однозначных причинно-следственных взаимосвязей между следствиями и психологическими причинами, способными их вызвать, возможность детерминации одного и того же явления различными причинами и способность одной и той же причины вызывать различные следствия, а также одновременным действием и взаимодействием нескольких причин, т. е. возможностью существования многомерного диагноза. Проведённые исследования показывают, что в случаях, когда имеются несколько самостоятельных, разнородных причин, диагностическая ошибка почти неизбежна (Роговин. 1979).

Дополнить перечень объективных причин можно ограниченностью методического аппарата, связанной с отсутствием или недостатками существующих психодиагностических средств измерения и оценки, которые не позволяют в ряде случаев провести надёжную интерпретацию полученных данных. Объективные причины обуславливают появление ложных диагнозов, которые являются принимаемыми за научную истину заблуждениями.

Субъективные психодиагностические ошибки в первую очередь связаны со стилевыми характеристиками психодиагностической деятельности. Непосредственную роль в этом процессе играет практический опыт. Однако, например, сравнение эффективности диагностики специалистов-психиатров с разным стажем профессиональной деятельности (от 2 до 12 лет) показало, что у опытных и начинающих психиатров нет различий между усвоенными нозологическими теориями (Sulz. 1982). При этом, несмотря на примерно одинаковое понимание «механизма» проблемы, у специалистов различаются диагностические схемы. Дальнейшие исследования показали, что индивидуальные диагностические схемы специалистов-практиков на фоне однородности (межиндивидуальной гомогенности) и комплексности не отличаются повышенной стабильностью и не имеют корреляций с правильными решениями. Таким образом, усвоение общепринятых теорий и научных взглядов (концептуальных представлений диагноста) не ведёт автоматически к повышению стабильности и правильности диагноза. Значительную роль в этом процессе играют индивидуальные факторы, которые и определяют различное понимание специалистами причин и сущности диагностических явлений. Среди них наиболее значимыми в появлении психодиагностических ошибок являются:

1. Когнитивные особенности специалиста. Специфика организации восприятия и переработки информации оказывается важнейшим критерием, на основе которого учитываются и «принимаются в работу» различные диагностические признаки (Роговин. 1979. С. 32). Индивидуальные особенности когнитивной деятельности образуют систему, позволяющую выделять и дифференцировать существенные признаки, находить их иерархическое строение и структурную организацию, объединять в целостную картину явления, категоризировать и относить их к определённому классу.

Негативное влияние может проявляться:

  • в эффекте «первого впечатления», когда переоценивается диагностическое значение первичной информации; когда при первом впечатлении «схватываются» ярко выраженные признаки и выдвигается гипотеза, которая сразу кажется правомерной и убедительной. Далее все признаки привлекаются и оцениваются с позиции подтверждения первого диагностического впечатления. Возникает «эффект ожидания и установки», направляющий поиск в рамках первоначальных диагностических предположений;

  • атрибуции – приписывании диагностируемому черт, которых у него нет или рассмотрении нестабильных черт в качестве стабильных;

  • «слепоте» на важные для психологического диагноза признаки;

  • неверной дифференциации существенных и несущественных признаков проблемной ситуации;

  • «анозогнозии» – игнорировании целостной картины и неполном учёте условий проблемной ситуации, одностороннем видении её; суждении о ситуации или явлении по оценке какой-либо его части;

  • абстрактной оценке проблемной ситуации, не позволяющей провести полноценный диагностический анализ и конкретизировать признаки в контексте конкретной ситуации;

  • рассуждении по аналогии через реконструирование незнакомой ситуации в знакомую, что упрощает модель проблемной ситуации и само диагностируемое явление; происходит формальное накопление информации, и прошлый опыт автоматически переносится на анализируемую ситуацию;

  • редукции, когда множество отдельных признаков сводятся к одному основному, симптомами которого являются; схематизация сложного явления;

  • увязывании всех выявляемых признаков в одну логическую цепочку, упуская из виду, что может быть одновременно несколько относительно автономных причин; и наоборот, обнаруженные независимые друг от друга причины не связываются между собой, хотя и являются детерминантами одного и того же явления;

  • узости мышления, неумении «подняться над фактом», «выйти за пределы» ситуации в процессе её разрешения и прогнозировать ход развития события;

  • ригидности мышления, проявляющейся в ориентации на установки и самоограничения, фиксации только на своих убеждениях и взглядах и неспособности сменить направление поиска, если устанавливаемые факты противоречат мнению диагноста.

2. Недостаточный уровень профессиональной подготовки (профессиональной компетентности), связанный с нехваткой профессиональных знаний и умений для решения психодиагностической задачи, со слабым владением психодиагностическим инструментарием и методами оценки психодиагностической ситуации. Отсутствие или разобщённость знаний в сфере выполняемой деятельности приводит к невозможности адекватного рассмотрения проблемной ситуации, профессиональной оценки диагностической картины, некорректном использовании терминологического и понятийного аппарата. Так, отсутствие знаний о возрастных особенностях ребёнка, особенностях межличностных отношений в детском возрасте, психологических основ формирования учебной деятельности не позволяет специалисту адекватно решать психодиагностические задачи, связанные со школьной дезадаптацией. Кроме того, важно не только знать свой предмет, но более или менее свободно разбираться в пограничных областях (например, психиатрии, дефектологии, логопедии, педагогике).

3. Профессиональная деятельность или опыт, которые приводят как к формированию профессиональных качеств и профессионального мышления специалиста, так и оказывают деструктивное воздействие, способствуя появлению шаблонов, предубеждений и стереотипов. Симптомы профессиональной деформации выражаются в виде императивности, доминантности, безапелляционности, непоследовательности, ситуативности диагностической деятельности. Отсутствие опыта проявляется в недостаточной осведомлённости, в результате чего психолог вынужден в большей степени полагаться на свою интуицию и имеющиеся представления, интегрируя информацию самым необычным образом. Также недостаток опыта может проявляться в потере самостоятельности и критичности в психодиагностическом процессе, из-за чего психолог становится уязвим к внушению со стороны других. Такое давление могут оказывать «собственные диагнозы» (тех, кто обращается за помощью для себя или для другого), «модные диагнозы» (результаты новых исследований и др.), «чужой авторитетный диагноз» (мнение авторитетного коллеги, значимого специалиста, вышестоящей инстанции).

4. Предвзятость и недостаточный уровень профессиональной рефлексии, который отражает особенности осознания специалистом собственных действий в решении профессиональных задач. Хогарт составил список различных проявлений предвзятости и предубеждений, приводящих к ошибкам на разных этапах психодиагностического процесса (Hogarth. 1987). На этапе получения (сбора) информации существуют предубеждения в виде догадок. Диагност на данном этапе склонен проявлять избирательность восприятия, обращая внимание на те факты, которые согласуются с его мнением, и игнорируя другие. На этапе переработки информации предвзятое отношение проявляется в том, что новая информация, которая не совсем подходит, легко отбрасывается. Согласующаяся с мнением и укрепляющая собственные предположения, наоборот, фиксируется. Часто преобладает использование простых правил: например, вынесение суждения из-за сходства события (ситуации) с другими, хорошо известными или встречавшимися в практике. На этапе вынесения суждения (формулировки вывода) особую роль играет способ, которым задавался вопрос. Он влияет на содержание суждения, способ передачи информации, усиливая расхождение во взглядах и создавая иллюзорность контроля или подгонку своего суждения под мнения других людей. На этапе ознакомления с результатами психодиагностики предвзятость проявляется в реакции на информацию: часто люди всерьёз принимают благоприятную информацию (диагноз благополучия) и пренебрегают негативной (диагнозом неблагополучия).

5. Личностные качества специалиста. Некоторые специалисты отмечают, что методичные, эмоционально устойчивые и добросовестные специалисты больше склонны к стереотипизации (Общение и диалог … 1987. С. 149). Личностная детерминация проявляется и в том случае, если специалист исходит при принятии решения из личных, например эгоистических или альтруистических интересов, часто мотивированных своими убеждениями или соображениями. Исследования качества психодиагностической деятельности показали, что пластичность, активность, гибкость, низкий уровень тревожности, спокойствие помогают психологу справиться с различными трудностями диагностического поиска. В то время как авторитаризм, доминирование, напряжённость, несдержанность, высокий уровень тревожности, открытость и общительность негативно сказываются на успешности решения психодиагностической задачи и приводят к психодиагностическим ошибкам (Костромина. 2007. С. 345).

Объективные и субъективные причины ошибочных психологических диагнозов обозначают пути предупреждения, противодействия и преодоления психодиагностических ошибок. Ошибки, обусловленные некорректностью или неточностью научных взглядов, принятых в научном сообществе, выходят за пределы компетенции конкретных специалистов, а их преодоление достигается на основе пересмотра системы психологических знаний и выработки критериев качества психологического диагноза. Преодоление субъективных психодиагностических ошибок связано с повышением квалификации психологов, развитием их личности и диагностического мышления.

Опубликовано 12 января 2023 г. в 22:12 (GMT+3). Последнее обновление  12 января 2023 г. в 22:12 (GMT+3).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виды ошибок программного продукта
  • Виды ошибок программного обеспечения
  • Виды ошибок прогнозов
  • Виды ошибок при чтении у младших школьников
  • Виды ошибок при чтении механизмы примеры