Виды ошибок культура речи

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.



Скачать материал

Речевой этикет и культура речи. 
Особенности речевого общенияУ всех народов м...



Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

  • Сейчас обучается 451 человек из 67 регионов

  • Сейчас обучается 53 человека из 26 регионов

  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Речевой этикет и культура речи. 
Особенности речевого общенияУ всех народов м...

    1 слайд

    Речевой этикет и культура речи.
    Особенности речевого общения
    У всех народов мира
    язык следует
    за переменчивостью нравов:
    вместе с ними
    он совершенствуется
    или портится
    Ж.-Ж.Руссо

  • Этикет по происхождению французское слово. Первоначально оно обозначалотов...

    2 слайд

    Этикет по происхождению французское слово. Первоначально оно обозначало
    товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и др. языках для обозначения
    совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности.
    Синонимы: регламентация и словосочетание
    дипломатический протокол
    Этимология понятия

  • Речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах...

    3 слайд

    Речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

  • Культура речиКультура речи предполагает прежде всего правильность речи, т. е....

    4 слайд

    Культура речи
    Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка.
    Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения)
    Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».

  • Владение речевым этикетом определяет:Положительная
 репутация 
целой организа...

    5 слайд

    Владение речевым этикетом определяет:
    Положительная
    репутация
    целой организации

  • Особенности национального этикета

    6 слайд

    Особенности национального этикета

  • Структурные элементы общения

    7 слайд

    Структурные элементы общения

  • Формулы речевого этикетаКомплимент

    8 слайд

    Формулы речевого этикета
    Комплимент

  • Выводы:Соблюдение этических норм общения способствует культуре общения челове...

    9 слайд

    Выводы:
    Соблюдение этических норм общения способствует культуре общения человека;
    Знание и применение речевого этикета повышает общий культурный уровень человека;
    Повышение уровня культуры общения повышает общую культуру нации, народа;

  • Нормы русского языка

    10 слайд

    Нормы русского языка

  • Типы ошибок в письменной работе (сочинении)Ошибки в содержании.	[   ]   	–...

    11 слайд

    Типы ошибок в письменной работе (сочинении)
    Ошибки в содержании.

    [ ] – лишняя часть (лишнее слово, выражение);
    V – пропуск (мысли, слова, выражения);
    Z – не выделен абзац;
    Z (зачёркнуто) – неверно выделен абзац
    Ф – фактическая ошибка или неточность;
    Л – логическая ошибка
    Р – речевая ошибка

  • Типы ошибок в письменной работеФактические ошибки;
Стилистические ошибки;
Реч...

    12 слайд

    Типы ошибок в письменной работе
    Фактические ошибки;
    Стилистические ошибки;
    Речевые ошибки;
    Грамматические ошибки

  • Фактические ошибки:все нарушения информационной (смысловой) точности при изло...

    13 слайд

    Фактические ошибки:
    все нарушения информационной (смысловой) точности при изложении материала: искажение фактов, имён, отступление от использованных источников, жизненной правды, несоответствие сформулированных положений и трактовок описанной реальности.

  • Примеры стилистических ошибок (нарушение требований единства функционального...

    14 слайд

    Примеры стилистических ошибок (нарушение требований единства функционального стиля):

    1). Неоправданное употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо».
    2). Неоправданное употребление научных терминов в нейтральных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа».
    3) Неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла».
    4) Неудачные метафоры, метонимии, сравнения: «Это — вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика».

  • Типы логических ошибок1). Отождествление неравнозначных понятий: "Пейзаж – эт...

    15 слайд

    Типы логических ошибок
    1). Отождествление неравнозначных понятий: «Пейзаж – это природа» вместо: «Пейзаж – это изображение природы в художественном произведении».
    2). Нарушение соотношения части и целого: «Сюжет, композиция, стиль и художественная форма поэмы «Двенадцать» слиты воедино». (Сюжет, композиция и стиль суть важнейшие элементы именно художественной формы.)
    3). Нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение».
    4). Отсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой и она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин».
    5). Подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви».
    6). Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».

  • Типы  речевых ошибокУпотребление слова в несвойственном ему значении Петров в...

    16 слайд

    Типы речевых ошибок
    Употребление слова в несвойственном ему значении Петров владеет авторитетом у сотрудников института.
    Нарушение лексической сочетаемости. На охотника накинулся пожилой медведь.
    Употребление лишнего слова (плеоназм). Частушки пели молодые молодицы и две старенькие бабушки. Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения.
    Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). Много детских произведений создал Сергей Михалков для детей. В рассказе «Муму» рассказывается… В образе Катерины изображена…
    Повторы. Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается…

  • Грамматические ошибки Ошибочное словообразование. Рецензист.Раздумчивый взгля...

    17 слайд

    Грамматические ошибки
    Ошибочное словообразование. Рецензист.Раздумчивый взгляд.Распылильщик.Утопичество. Взятничество. Скучание.
    Неправильный выбор падежного окончания существительных.Пирожок с повидлой.Его наградили медалем.Нет время. Без рельс.Выбора.
    Неправильный выбор окончаний существительных мужского рода 2 склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях. Ни слуха ни духа. С мира по нитке.
    Неправильный выбор окончаний существительных мужского рода 2 склонения в предложном падеже (в случае обстоятельственного значения – У, в случае объектного значения – окончание Деревья в вишневом саде. Декорации в «Вишневом саду».
    Неумение образования формы множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных (её можно образовать только от конкретного существительного) В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 363 226 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 19.01.2017
  • 1273
  • 3
  • 19.01.2017
  • 11067
  • 123
  • 19.01.2017
  • 911
  • 3
  • 19.01.2017
  • 3728
  • 3
  • 19.01.2017
  • 478
  • 0
  • 19.01.2017
  • 6137
  • 0
  • 19.01.2017
  • 615
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Речевые ошибки
представляют собой нарушения норм
литературного языка, по-другому их можно
квалифицировать как отклонения от
кодифицированных и регламентированных
норм употребления единиц языка. Речевые
ошибки – всегда факты нелитературного
языка, т.к. они нарушают правильность
речи. Средства языка, отступающие в
употреблении от норм литературного
языка, запрещаются законами и правилами
этого языка.

Речевые ошибки,
встречающиеся, к сожалению, в большом
числе в устных и письменных текстах,
весьма разнообразны по своему характеру,
что требует, безусловно, их систематизации.
Классификация отступлений от норм языка
нужна не как самоцель: изучение как
объективной данности разнообразных
нарушений в использовании языка
необходимо прежде всего для осознания
причин ненормативного употребления
языка и его единиц. Это, в свою очередь,
позволит выработать рекомендации по
устранению речевых ошибок там, где они
нежелательны.

Традиционно
разновидности речевых ошибок выделяются
в соответствии с типами норм литературного
языка, определяемых согласно уровням
языка. Такой подход к вычленению типов
отклонений от норм, как мы уже говорили
ранее в связи с выделением системы
литературно-языковых норм, не позволит
представить речевые ошибки во всём их
разнообразии, т.к. языковых уровней в
системе языка гораздо меньше, чем правил
функционирования самих единиц языка.
В таком случае требуется выбрать
совершенно иной принцип выявления
имеющихся в речевом общении реально
встречающихся нарушений литературных
норм. Таким основанием может явиться
либо типология языковых норм, которые
могут нарушаться, либо правила
функционирования языка, которые могут
не соблюдаться носителями языка. И в
том и в другом случае мы получим полный
перечень всех типов нарушений,
обнаруживающихся в устном и письменном
речевом общении.

Итак,
соответствие между нормами литературного
языка и их нарушениями (отклонениями
от них) позволяет выделить следующие
типы речевых ошибок. Для удобства
восприятия и незатруднённости усвоения
информации дадим типологию речевых
нарушений в том же виде, в каком
предлагалась информация о классификации
литературно-языковых норм.

Нарушения
правил употребления

языковых единиц

Типы речевых
ошибок

I. Ошибки, свойственные только устной форме речи

1. Нарушение
правил артикулирования, или образования
(производства), звуков речи

1. Артикуляционные
(звукообразовательные) ошибки

2. Нарушение
правил произношения звуков и их
сочетаний в потоке речи; правил
произношения некоторых грамматических
форм; правил произношения заимствованных
(иноязычных) слов

2. Орфоэпические
(произносительные) ошибки

3. Нарушение
правил расстановки ударений в словах

3.
Акцентные (акцентологические) ошибки

4. Нарушение
правил интонирования отдельных частей
фраз и самих фраз в целом, правил
ритмико-мелодического построения
всей речи

4. Интонационные
ошибки

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Виды и причины речевых ошибок

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Стать автором

Понятие речевой ошибки и виды речевых ошибок

Языковая норма, будучи общеобязательным механизмом, регулирующим отбор и использование языковых средств в речевой практике, предписывает соблюдать правила литературного языка. При несоблюдении нормативных требований, предписываемых языковой системой, возникают речевые ошибки.

Термин «речевая ошибка» может трактоваться широко и более узко:

  • В более широком понимании к речевым ошибкам относят недочёты, которые проявляются на всех уровнях языковой системы (от ударения и произношения до норм грамматики).
  • В более узком понимании к речевым относят ошибки словоупотребления, нарушения лексической сочетаемости, тавтологию, плеоназм, стилистические ошибки, связанные со смешением разностилевой лексики, неверным употреблением изобразительно-выразительных и экспрессивных средств языка.

Классификацию речевых ошибок строят по отнесённости к тому или иному разделу системы языка:

  1. Фонетическому уровню соответствуют ошибки в ударении и произношении, т. е. акцентологические и орфоэпические. Норма русского литературного ударения предписывает произносить: диспансЕр, творОг (допустимо также: твОрог), договОр, Августовский, сОгнутый, вОгнутый, звонИт, щемИт, балУясь, завИдно. В качестве произносительной нормы в русском языке господствует аканье (неразличение гласных звуков [о] и [а] в первом предударном слоге), также гласные в безударной позиции подвергаются редукции и ослаблению звучания; звонкие и глухие согласные подвергаются позиционным изменениям в зависимости от фонетической позиции (ю[пк]а, рю[гз]ак, [фт]орник); в определённой группе слов закрепилось произношение [шн] на месте сочетания ЧН (конечно, скучно, булочная, скворечник, Ильинична, Фоминична, Кузьминична).
  2. Словообразовательные ошибки возникают из-за незнания словообразовательных моделей русского языка. Например, ненормативными являются такие образования, как «героичество», «ужасность», «добродушливый».
  3. Морфологические ошибки связаны со слабым владением нормами формообразования и словоизменения. Они довольны многочисленны и касаются неверного употребления существительных во мн. ч. (пара килограмм помидор и яблоков — вместо «пара килограммов помидоров и яблок», остался без носок и без чулков — верно «без носков и без чулок», прослезился от песен партизанов — правильно «от песен партизан», разбил несколько блюдцев — верно «несколько блюдец», опытные тренера и выдающиеся профессоры — правильно «тренеры и профессора»), неправильного согласования (умное шимпанзе — вместо «умный шимпанзе», ТЭЦ отключил отопление — «ТЭЦ отключила…»), смешения простой и составной форм сравнительной степени (более лучше, самый умнейший — «лучше, самый умный), неправильного образования форм повелительного наклонения (ехай ко мне — вместо «поезжай»), причастий и деепричастий (обгрызанная корка — «обгрызенная»; падав, он поднимался — «падая, он поднимался»).
  4. Грамматические ошибки связаны с особенностями построения предложений: согласованием подлежащего и сказуемого (Все, кто были там, обрадовались — неверно. Верно: Все, кто был там,…); употреблением однородных членов (Мы любим и играем с животными — неверно. Верно: Мы любим животных и играем с ними); использованием причастных и деепричастных оборотов (Живя на Севере, зимой очень холодно — неверно. Верно: Живя на Севере, вы почувствуете, что зимой очень холодно. Сорванный цветок с клумбы был спрятан от родителей — неверно. Верно: Цветок, сорванный с клумбы,…); переводом прямой речи в косвенную (Пушкин писал, что «мой путь уныл». — неверно. Верно: Пушкин писал, что его «путь уныл»); употреблением несогласованных приложений (В газете «Правде» появилась статья о подвиге — неверно. Верно: В газете «Правда» появилась статья о подвиге) и др.
  5. Лексические ошибки возникают из-за несоблюдения точности словоупотребления и (или) нарушения возможностей смысловой сочетаемости лексем: скоропостижная свадьба (слово «скоропостижный» используется в сочетании «скоропостижная смерть»), расчистить мусор (убрать мусор / расчистить участок), выучить экзамен (подготовиться к экзамену). К ним также относят языковую избыточность — тавтологию и плеоназм: написать письменно, визуально посмотреть, головные боли в виске и др.
  6. Фразеологические ошибки связаны с незнанием фразеологических оборотов и сочетаний, смешением их компонентов и неверным употреблением в речи: сидеть сложив руки (сложа руки), посмотреть фильм от корки до корки (от начала и до конца), хоть колом на голове чеши (хоть кол на голове теши), несолоно хлебамвши (несолоно хлебавши), наладом дышит (на ладан дышит).
  7. Стилистические обусловлены нарушением требований функциональных стилей, использованием разностилевой лексики, злоупотребление канцеляризмами, экспрессивной лексикой: На Обломове был его старый халат, превратившийся в какое-то шмотье. Пьер Безухов в Петербурге постоянно крутился в компании Анатоля. Пушкин изловчился сохранить свои стихи при обыске.
  8. Орфографические ошибки спровоцированы незнанием правил правописания, а пунктуационные — норм постановки знаков препинания в различных синтаксических конструкциях. Наиболее распространёнными орфографическими недочётами является неверное написание слов с безударными и чередующимися гласными в корне, в написании суффиксов причастий, слитном и раздельном написании НЕ со словами, а также в правописании словарных слов. Среди пунктуационных ошибок проблемными «зонами» являются пунктуация при однородных определениях, обособление причастных и деепричастных оборотов, приложений, сравнительных оборотов, постановка двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, пунктуация на стыке союзов.

«Виды и причины речевых ошибок» 👇

Причины речевых ошибок и их профилактика

Причины речевых ошибок кроются в следующем:

  1. Слабое владение литературными нормами.
  2. Небольшой словарный запас, бедность грамматического строя речи.
  3. Неразвитое языковое чутье, отсутствия чувства стиля и языковой меры.
  4. Отсутствие привычки речевого самоконтроля.
  5. Неумение пользоваться словаря и справочниками для разрешения трудных случаев написания, произношения, словообразования.
  6. Низкая читательская активность, нежелание знакомиться с образцами словоупотребления в произведениях классиков.
  7. Речевые нарушения (дисграфия и дизорфография, общее недоразвитие речи).

Замечание 1

Профилактика речевых ошибок заключается в раннем устранении речевых дефектов, развитии фонематического слуха, навыков языкового анализа и синтеза, умения пользоваться словарной и справочной литературой для самопроверки, в обогащении словарного запаса, в обучении речевому самоконтролю, а также в развитии языкового вкуса и любви к чтению.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 06.08.2023

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)

Благородностьчуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом. 
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве
Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
В тексте всего раскрываются две проблемы.

Г14

Нарушение употребления приложения

Г 15 бедность и однообразие синтаксических конструкций

Г16 Ошибка в употреблении предлога

Г17 нарушение структуры  союза не так…, чем вместо не так…, как:

Для атласа «Тайн и загадок» авторами отобрана коллекция цветных иллюстраций к статье об археологических находках в России.

Б) Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Статья послужила толчком к мыслям.

Моя сумка не так красива, чем у подруги

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виды ошибок акцентологические
  • Виды ошибок при проверке сочинений и изложений
  • Виды ошибок измерений свойства случайных ошибок измерений геодезия
  • Виды ошибок и способы их определения тестирование
  • Виды ошибок авто