Виды морфологических ошибок презентация

1.

Морфологические ошибки

2.

Речевые морфологические ошибки
• Этот разряд составляют ошибки, связанные
с неправильным употреблением в данном
контексте или с неверным образованием
форм различных частей речи –
существительных, прилагательных,
числительных, местоимений, глаголов.
Наиболее распространенными среди
подобных погрешностей являются
следующие:

3.

1. Неверное употребление форм рода имен существительных.
К существительным, которые вызывают затруднения в определении рода, относятся:
а) склоняемые существительные с основой на мягкий согласный, например: толь, мозоль. При
использовании таких существительных нередко возникают ошибки, например: покрыть сарай
толью (надо: толем); на ноге большой мозоль (надо: … большая мозоль).
б) склоняемые существительные, имеющие вариантные родовые окончания, например: тапочек
– тапочка, сандаль – сандалия. Ошибочными являются формы существительных в таких
словосочетаниях: старый тапочек, легкий сандаль (надо: старая тапочка, легкая сандалия);
в) существительные со значением «лица» – т. е. существительные, употребляющиеся для
характеристики человека по какому-либо характерному признаку. Эти слова могут относиться к
лицам как мужского, так и женского пола. Не нужно путать понятие пола и грамматического рода
таких существительных, эти категории не всегда совпадают. Существительные мужского рода,
даже характеризуя женщину, сохраняют свой грамматический род, например: Мария Петровна –
замечательный врач. Существительные женского рода, характеризуя мужчину, также сохраняют
свой род, например: Муж у моей подруги – настоящая тряпка. Существительные так называемого
общего рода меняют грамматический род в зависимости от того, к кому относятся, – к женщине
или к мужчине, например: Наташа у нас такая соня, и Коля тоже ужасный соня. Категория
грамматического рода у существительных со значением лица, как это видно из примеров,
проявляется синтаксически, т. е. в соответствующей форме определения или сказуемого.
Ошибочным является употребление существительных со значением лица в следующих
предложениях: И этот бездарь называет себя писателем! (надо: …эта бездарь, т. к.
существительное бездарь – ж. р.) Иван Петрович такая умница! (надо: …такой умница, т. к.
существительное умница – общего рода и, следовательно, «приспосабливается» к контексту,
ставится в том же роде, что и характеризуемое лицо, т. е. Иван Петрович);

4.

г) несклоняемые существительные, заимствованные из других языков,
несклоняемые географические названия, например: пони, салями, Сочи. Род таких
существительных проявляется в 81 синтаксическом окружении – в грамматической
форме определения или сказуемого. Неправильными являются, например, формы
определений в таких словосочетаниях: грустная пони (надо: грустный пони, т. к.
названия животных относятся к мужскому роду, за исключением тех случаев, когда
есть точное указание на то, что это самка); аппетитное салями (надо: аппетитная
салями, т. к. русский аналог этого слова – колбаса); солнечное Сочи (надо:
солнечный Сочи, т. к. это географическое название, а у таких слов род
определяется по родовому наименованию – в данном случае это город. Ср.:
полноводная Миссисипи, широкая Миссури – т. к. родовое понятие река);
д) аббревиатуры – сложносокращенные слова, образованные соединением
начальных букв или звуков, например: МГУ (Московский государственный
университет), РТС (ремонтно-техническая станция), облоно (областной отдел
народного образования). Если слова не склоняются, их род определяется по
стержневому, главному слову такого наименования и проявляется синтаксически –
в грамматической форме определения или сказуемого, например: Облоно
разослал по школам инструктивное письмо. Неверным является, например, такое
сочетание: Воронежское облоно (надо: Воронежский облоно). Если аббревиатура,
оканчивающаяся на согласный, лексикализовалась (превратилась в
самостоятельное слово) и стала склоняться, то она относится к мужскому роду,
например: ТАСС уполномочен заявить.

5.

• 2. Неверное использование форм числа
существительных.
• Необходимо знать, что форма множественного
числа образуется не от всех существительных.
Так, только в единственном числе обычно
используются существительные вещественные
(молоко, пшено), собирательные (молодежь,
интеллигенция, крестьянство), абстрактные
(гордость, помощь, поддержка). Неверным
является использование существительных в
форме множественного числа в таком
предложении: Наши спортсмены заняли
первое место в прыжках и метаниях молота и
диска (надо: …метании молота и диска).

6.

• 3. Неправильное образование некоторых падежных форм имен
существительных.
• Наибольшие затруднения у говорящих или пишущих вызывает:
а) образование формы именительного падежа множественного
числа, например: офицЕры или офицерА, тОрты или тортА.
Неверно образована форма именительного падежа
множественного числа в следующих предложениях: Многие
офицерА уволились в запас (надо: …офицЕры); Кондитерская
фабрика выпускает тортА (надо: …тОрты). Некоторые
существительные допускают вариантные формы
именительного падежа множественного числа, например:
инспекторА и инспЕкторы, редакторА и редАкторы;
• б) образование формы родительного падежа множественного
числа, например: грузин или грузинов, монгол или монголов,
партизан или партизанов. Правильными, стилистически
нейтральными являются формы: грузин, монголов, партизан.
Примером ошибки в образовании формы родительного падежа
множественного числа является форма существительного рукав
в следующем предложении: На улице было жарко, и Мария
надела платье без рукав (надо: …без рукавов). Некоторые
существительные допускают вариантные формы: рельсов и
рельс, верховьев и верховий;

7.

• в) склонение имен собственных, например: Русские и французы
сошлись в битве под Бородиным (надо: …под Бородином).
Нужно знать, что в творительном падеже географические
названия образуют форму на -ом, как существительные: под
селом – под Бородином. Фамилии же в творительном падеже
имеют форму на -ым, как прилагательные: Корреспондент
встретился с опальным Павлом Бородиным. Иностранные
фамилии на -ин, -ов в творительном падеже также образуют
форму, оканчивающуюся на -ом, как существительные:
встретиться с братом – встретиться с Чарли Чаплином, говорить
с Рудольфом Вирховом. Русские же фамилии в творительном
падеже имеют форму, оканчивающуюся на -ым, как
прилагательные: встретиться с Юрием Вольпиным, говорить с
Иваном Кругловым. Иностранные фамилии, относящиеся к
женщинам, не склоняются (в отличие от тех же или подобных
фамилий, относящихся к мужчинам), например: За что
аборигены съели Кука? (В. Высоцкий) Наш корреспондент взял
интервью у фигуристки Мишель Кван.

8.

• 4. Неправильное образование форм степеней
сравнения прилагательных – контаминация,
соединение элементов простой (синтетической) и
сложной (аналитической) форм.
• Простая (синтетическая) форма прилагательного
образуется от начальной (положительной) степени при
помощи суффиксов -е, -ей, -ее, например: низкий –
ниже, серьезный – серьезней (-ее), красивей (-ее).
Сложная (аналитическая) форма сравнительной степени
образуется путем сложения слова более и начальной
формы прилагательного, например: более низкий,
более серьезный, более красивый. Неправильными,
следовательно, являются такие формы: более ниже,
более серьезней (-ее), более красивей (-ее). Простая
(синтетическая) форма превосходной степени
образуется от начальной, исходной степени
прилагательного при помощи суффиксов -айш/-ейш,
например: низкий – нижайший, серьезный –
серьезнейший, красивый – красивейший.

9.

• Сложная (аналитическая) форма превосходной
степени образуется путем сложения слова самый
и исходной формы прилагательного: низкий –
самый низкий, серьезный – самый серьезный,
красивый – самый красивый. Превосходная
степень образуется также путем сложения
сравнительной степени прилагательного и слова
всех (всего): ниже всех (всего), серьезней (-ее)
всех (всего), красивей (-ее) всех (всего).
Неправильными являются такие образования:
самый нижайший (надо: самый низкий, ниже
всех (всего). Или: нижайший); самый
серьезнейший (надо: самый серьезный,
серьезней(-ее) всех (всего). Или: серьезнейший);
самый красивейший (надо: самый красивый,
красивей (-ее) всех (всего). Или: красивейший).

10.

• 5. Ошибки в образовании и использовании
краткой формы прилагательных. Следует
помнить, что такая форма образуется не от
всех прилагательных. Краткая форма есть
лишь у качественных прилагательных
(хороший – хорош, красивый – красив, умный
– умен). Относительные и притяжательные
прилагательные (а также прилагательные,
перешедшие в разряд качественных из
относительных и притяжательных
прилагательных) такой формы не имеют.
Поэтому неправильной является, например,
форма прилагательного бывал (надо:
бывалый).

11.

• 6. Неуместное использование
собирательных числительных вместо
количественных в сочетании с
существительным женского рода или
другими существительными, не
допускающими сочетания с
собирательными числительными: семеро
работниц (надо: семь работниц); трое
дочерей (надо: три дочери); трое волков
(надо: три волка).

12.

• 7. Ошибочное использование составных
числительных 22, 33, 54 и др. с
существительными, имеющими только формы
множественного числа (ножницы, сутки), в им. и
вин. падежах. Так, можно сказать двое суток, но
нельзя – двадцать двое суток. В то же время и
количественные числительные в таких случаях
употребить невозможно. Рекомендуется
использовать либо синонимические замены
(например, двадцать два дня), либо косвенные
падежи подобных числительных (например, в
течение двадцати двух суток; ножницы в
количестве двадцати двух).

13.

• 8. Ошибки в склонении числительных.
• Нужно помнить, что в количественных числительных
склоняется каждое простое слово и каждая часть
сложного слова, например: В двух тысячах пятистах
двадцати четырех квартирах отсутствуют радиоточки.
Поэтому ошибочными следует признать формы
числительных в следующих словосочетаниях: не хватает
три тысячи пятиста рублей (надо: не хватает трех тысяч
пятисот рублей); присоединиться к семиста студентам
(надо: присоединиться к семистам студентам);
Библиотека пополнилась шестистами учебниками
(надо: … шестьюстами учебниками); в полтораста
метрах (надо: в полутораста метрах). В порядковых
числительных изменяется только последнее слово,
например: В две тысячи четвертом году лето было
дождливым. Неправильным поэтому является такое
выражение: В двухтысячном четвертом году. Или: В
двухтысячечетвертом году.

14.

• 9. Неверное образование слов, в состав
которых входят числительные.
• В составе сложных слов числительные ставятся
в форме родительного падежа, например:
восьмидесятилетие, трехэтажный,
пятисотметровый. Исключение составляют
слова сто и девяносто, в которых сохраняется
форма именительного падежа: столетие,
девяностометровый, стотысячный – и слово
тысяча, которое образует сложные
существительные и прилагательные при
помощи соединительной гласной -е-:
тысячелетие, тысячекратный. 86 Поэтому
можно считать ошибочным образование
существительного восемьсотпятидесятилетие
Москвы (надо: восьмисотпятидесятилетие
Москвы).

15.

• 10. Ошибки в употреблении числительных
оба – обе: У обоих сестер есть дети (надо: у
обеих). При существительных мужского и
среднего рода используется форма оба, при
существительных женского рода – форма
обе.

16.

• 11. Неудачное употребление возвратного
местоимения себя и притяжательного местоимения
свой. Эти местоимения в русском языке могут
относиться к любому лицу, но обязательно к тому,
кто совершает действие – к субъекту действия. Если
это правило нарушается или в предложении два
субъекта действия, то возникает двусмысленность
высказывания: Врач попросил старшую медсестру
отнести документы к себе в кабинет (надо: …в его
кабинет. Или: …в ее кабинет – в зависимости от
смысла); Я застал директора в своем кабинете
(надо: …в его кабинете. Или: …в моем кабинете – в
зависимости от смысла); Я надеюсь в одной из
наших передач увидеть вас со своей супругой (В.
Комиссаров, передача «Моя семья») (надо: …с
вашей супругой).

17.

• 12. Ошибки в употреблении личных местоимений третьего лица и
относительных местоимений какой, который, чей.
• Эти местоимения могут заменять разные существительные в
предыдущем контексте, что порой приводит к двусмысленным
высказываниям: Артисты выступили перед рабочими комбината, они
(неясно: артисты или рабочие?) остались довольны концертом (надо:
…творческие работники остались довольны встречей. Или: … зрители
остались довольны встречей – в зависимости от контекста); …Мы
любим с тобой одну и ту же закуску времен советского
средневековья, а именно кильки в томате, сайру и баклажанную икру
из железной банки, которую (неясно: икру или банку?) можно
намазывать на ломти любительской колбасы или сала («Огонек», М.
Швыдкой) (для исправления этого предложения нужно либо
повторить существительное, к которому относится местоимение
которую, либо убрать из предложения сочетание из железной банки,
чтобы местоимение относилось только к одному существительному
икра. Вариант правки: Икра нам нравится тем, что ее можно
намазывать на ломти любительской колбасы или сала. Или: Мы
любим с тобой одну и ту же закуску времен советского
средневековья, а именно кильки в томате, сайру и баклажанную икру,
которую можно намазывать на ломти любительской колбасы или
сала).

18.

• 13. Ошибки в образовании форм местоимения после предлогов,
после сравнительной степени прилагательного или наречия.
• Речь идет об отсутствии или о прибавлении начального н- к
местоимениям 3-го лица, например: ради него или ради его,
впереди него или впереди его, лучше них или лучше их?
Начальное н– прибавляется к местоимениям после простых
(первообразных) предлогов (без, в, для, над и др.), например: без
него, в ней, для них – и ряда наречных предлогов, управляющих
родительным падежом (возле, напротив, впереди, мимо др.),
например: возле них, мимо нее. Если производные предлоги
управляют дательным падежом (благодаря, согласно, вопреки,
наперекор и др.), то после них начальное н– к местоимениям не
прибавляется, например: благодаря ей, согласно ему, вопреки им,
наперекор ему. После форм сравнительной степени
прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются
без начального н, например: лучше его, быстрее их. Ошибочными,
следовательно, являются такие формы местоимений: ради ее,
быстрее них (надо: ради нее, быстрее их).

19.

• 14. Ошибки в использовании
недостаточных глаголов – т. е. таких
глаголов, от которых образуются не все
личные формы (обычно не образуются
формы 1 лица ед. числа): победю, убедю (в
таких случаях надо использовать
описательные обороты, словосочетания:
смогу победить, постараюсь победить,
смогу убедить, постараюсь убедить).

20.

• 15. Ошибки в употреблении изобилующих глаголов
– т. е. таких глаголов, от которых в настоящем или
будущем простом времени образуются
параллельные личные формы, одна из которых
более литературная, стилистически нейтральная, а
другая просторечная, например: кошка мяукает и
кошка мяучит, я выздоровею и я выздоровлю (надо:
кошка мяукает, я выздоровею). В некоторых случаях
допускаются варианты: волки рыщут и волки
рыскают. Однако в стилистическом отношении эти
варианты также не совсем равноправны.

21.

• 16. Ошибки в образовании повелительной формы
глагола: ляжь (надо: ляг); ехай, едь (надо: поезжай,
доп. езжай). 17. Ошибки в употреблении видовременных форм причастия, в частности форм
прошедшего времени: приобрёвший (надо:
приобретший). Ошибочным является также
использование причастий будущего времени
(подобные формы в литературном языке вообще не
образуются): Докладчик усиленно готовится к
заседанию, состоящемуся через неделю (надо: …к
заседанию, которое состоится через неделю).

22.

• 18. Ошибки в образовании форм наклонения
причастия. К таким погрешностям относятся,
например, не отвечающие литературной
норме сочетания причастий с частицей бы (от
глаголов в сослагательном наклонении
причастия не образуются): Требуется более
мощная котельная, полностью обеспечившая
бы потребности предприятия (надо:
…котельная, которая полностью обеспечила
бы потребности предприятия).

23.

• 19. Ошибки в образовании залоговых форм
глагола и причастия: Недостатки, имеемые
на предприятии, были устранены (надо:
Недостатки, имеющиеся на предприятии,
были устранены); Детали моются,
укладываются в ящики и отправляются на
склад (надо: Детали моют, укладывают в
ящики и отправляют на склад).

24.

• 20. Ошибки в образовании форм деепричастия.
• Необходимо помнить, что от глаголов несовершенного
вида образуется деепричастие несовершенного вида с
суффиксами -а, -я, например: читать – читая, говорить –
говоря, одеваться одеваясь. От глаголов совершенного
вида образуется деепричастие совершенного вида с
суффиксами -в, -вши, например: прочитать – прочитав,
сказать – сказав, одеться – одевшись. Поэтому
ошибочны такие формы деепричастий: рисовав план
комнаты (надо: рисуя план комнаты), строив планы
(надо: строя планы). Иногда для образования
деепричастия совершенного вида используются
суффиксы -а, -я: пройдя, проведя. От некоторых
глаголов (писать, плясать, бежать, пить, печь и нек. др.)
деепричастия не образуются. Поэтому неверна как
форма бежав, так и форма бежа. В таких случаях
следует отказаться от употребления деепричастного
оборота и заменить его синонимичной синтаксической
конструкцией, например: на бегу, когда я бегу, когда он
бежал.

25.

Морфолого-стилистические ошибки
• Морфолого-стилистические ошибки
выражаются в употреблении
грамматических форм, закрепленных за
определенным функциональным стилем, в
нехарактерном для данных форм
стилистическом контексте. Отметим
некоторые типичные погрешности в
использовании стилистически окрашенных
морфологических форм.

26.

• 1. Использование падежных форм
существительных, имеющих сниженную
стилистическую окраску, в книжных стилях:
договорА, офицерА (надо: договОры,
офицЕры); в цехУ, в отпускУ (надо: в цЕхе, в
Отпуске); закупить сахару, выпало много снегу
(надо: закупить сахара, выпало много снега).
• 2. Использование кратких форм
прилагательного, имеющих книжную
стилистическую окраску, в разговорном стиле:
Дочка нашего директора красива и умна
(надо: Дочка у нашего директора красивая и
умная).

27.

• 3. Использование полных форм
прилагательных, имеющих разговорную
окраску, в книжных стилях речи: Это место
занятое (надо: Это место занято).
• 4. Собирательные числительные типа двое,
трое, четверо по сравнению с
количественными числительными два, три,
четыре имеют разговорную стилистическую
окраску, поэтому их не рекомендуется
сочетать с названиями официальных,
высокопоставленных лиц или с названиями
людей, имеющих высокий социальный статус,
например: трое президентов (надо: три
президента), двое академиков (надо: два
академика).

28.

• 5. Стилистически сниженными являются глагольные
формы типа мурлыкает, колыхает, махает (без
чередования согласных в корне), образованные от
так называемых изобилующих глаголов – т. е. таких
глаголов, от которых образуются параллельные
формы с разной стилистической окраской (машет –
нейтр. и махает – разг., рыщет – нейтр. и рыскает –
разг.). Стилистически сниженные формы допустимы
только в разговорной речи. В книжных стилях
рекомендуется использовать формы с
чередованием согласных в корне: мурлычет,
колышет, машет. Разговорной речи присущи формы
несовершенного вида глаголов типа обуславливать,
сосредотачивать (с чередованием гласных о/а в
корне). К книжным стилям относятся формы
обусловливать, сосредоточивать (без чередования
гласных).

29.

• Морфология и словообразование
• 1. Нанизывание падежей (чаще родительный)
(В целях дальнейшего улучшения уровня
знаний школьников)
• 2. Морфологическая омонимия (при пропуске
предлогов) (письмо (от? или к?) матери)
• 3. Слияние предлогов (Он предложил одно из
со стола взятых пирожных).
• 4. Пропуск предлогов при однородных членах
(Он любил ходить в театры, музеи, концерты)

Скачать материал

Морфологические нормы русского языкаПрезентация подготовлена студентами 473 г...

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

  • Сейчас обучается 451 человек из 67 регионов

  • Сейчас обучается 53 человека из 26 регионов

  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Морфологические нормы русского языкаПрезентация подготовлена студентами 473 г...

    1 слайд

    Морфологические нормы русского языка
    Презентация подготовлена студентами 473 группы
    Брицова А.
    Васильева А.
    Мельникова Д.
    Хуснутдинова Э..

  • Великие о речи…Для интеллигентного человека дурно говорить   должно  бы счита...

    2 слайд

    Великие о речи…
    Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов
    Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.
    Д.И. Писарев

  • Качества хорошей речиПравильность,  
точность, 
 логичность, 
чистота, 
 выра...

    3 слайд

    Качества хорошей речи
    Правильность,
    точность,
    логичность,
    чистота,
    выразительность,
    богатство речи,
    её уместность,
    соответствие стилевому назначению

  • О речи и её нормахПравильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы...

    4 слайд

    О речи и её нормах
    Правильная речь — это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка.
    Норма литературного языка — это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка.

    Языковые нормы речи:
    орфоэпические,
    нормы словообразования,
    морфологические,
    синтаксические,
    лексические,
    стилистические,
    орфографические,
    пунктуационные.

  • Морфологические  нормы. Что это такое?Морфологические нормы – это правила об...

    5 слайд

    Морфологические нормы.
    Что это такое?
    Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи.
    Сравни:

    Правильно:
    их
    слезай
    красивее

    три студентки

    Неправильно:
    ихний
    слазь
    красивше или более красивее
    трое студенток

  • Запомните:  при  образовании  форм  имен  существительных  опасность предста...

    6 слайд

    Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы.

    В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; — ы(-и) и –а(-я).

    10.06.2022
    слайд №1
    6

  • Образование некоторых форм имен существительных:При образовании форм имен сущ...

    7 слайд

    Образование некоторых форм имен существительных:
    При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний.
    Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся:
    названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген;
    названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

  • Образование некоторых форм имен существительных:Названиями парных предметов:...

    8 слайд

    Образование некоторых форм имен существительных:
    Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов;
    А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен;
    У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель.
    Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок.
    Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

  • Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных10.06....

    9 слайд

    Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных
    10.06.2022
    слайд №1
    9

  • Образование некоторых форм имен существительных:В некоторых случаях окончания...

    10 слайд

    Образование некоторых форм имен существительных:
    В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска.
    Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией.
    Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

  • 10.06.2022слайд №111

    11 слайд

    10.06.2022
    слайд №1
    11

  • 10.06.2022слайд №112

    12 слайд

    10.06.2022
    слайд №1
    12

  • ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХОсобенности употр...

    13 слайд

    ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
    Особенности употребления имён прилагательных

  • Простая формаСложная (составная) формаОбразуется
при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ...

    14 слайд

    Простая форма
    Сложная (составная) форма
    Образуется
    при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей;
    при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже;
    при помощи суффикса –ШЕ:
    тонкий – тоньше;
    — от других основ: хороший – лучше.
    Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее:
    более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий.
    Способы образования сравнительной степени прилагательных

  • Простая формаСложная (составная) формаОбразуется
при помощи суффиксов –ЕЙШ (-...

    15 слайд

    Простая форма
    Сложная (составная) форма
    Образуется
    при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший;
    при помощи суффикса –Ш: высший, низший;
    иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший;
    от других основ: хороший – лучший
    Образуется
    прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный;
    прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее
    Превосходная степень

  • НЕЛЬЗЯМОЖНО
самый тончайший, 

более умнее, 

наименее красивее. самый тонкий...

    16 слайд

    НЕЛЬЗЯ
    МОЖНО

    самый тончайший,

    более умнее,

    наименее красивее.
    самый тонкий или тончайший,
    более умный или умнее,
    наименее красивый или красивее.
    Обратите внимание!

    Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:

  • Бойкий – бойчее и бойче,
Гибкий – гибче,
Глубокий – глубже,
Горький (опыт) –...

    17 слайд

    Бойкий – бойчее и бойче,
    Гибкий – гибче,
    Глубокий – глубже,
    Горький (опыт) – горше,
    Горький (мед) – горче,
    Мелкий – мельче,
    Узкий – уже,
    Плохой – хуже,
    Хороший – лучше.

    Запомни!

  • О формах кратких прилагательныхИз вариантных форм кратких прилагательных на...

    18 слайд

    О формах кратких прилагательных
    Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен,
    двусмыслен, естествен,
    искусствен, легкомыслен,
    медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

  • Потренируемся!Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении сте...

    19 слайд

    Потренируемся!
    Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения.
    1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести.
    2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление.
    3) Ольга была более моложе Татьяны.
    4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях.
    5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

  • СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 
И 
УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛ...

    20 слайд

    СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
    И
    УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
    Особенности употребления имён числительных

  • Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, ко...

    21 слайд

    Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы
    сколько? который?
    Количественные
    обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два;
    различают
    1) целые (десять, сто),
    2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых),
    3) собирательные (двое, пятеро)
    Порядковые
    — числительные, обозначающие порядок при счёте:
    первый, десятый, сто шестидесятый

  • Склонение количественных числительных (сколько?)Составные : склоняются все сл...

    22 слайд

    Склонение количественных числительных (сколько?)
    Составные : склоняются все слова, все части:
    Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух
    Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя
    полтора: полтораста
    И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.)
    полтораста
    Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста
    сорок, девяносто, сто:
    И., В. – сорок, девяносто, сто
    Р., Д., Т., П. – окончание –а.

  • Склонение количественных имен числительныхДесятки :
обе части оканчиваются од...

    23 слайд

    Склонение количественных имен числительных
    Десятки :
    обе части оканчиваются одинаково
    пятидесяти, пятьюдесятью.
    Сотни:
    склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота
    И.,В. пять нот – пять сот .
    Р. пяти нот — пятисот .
    Д. пяти нотам – пятистам
    Т. пятью нотами – пятьюстами
    П. о пяти нотах – о пятистах

  • Склонение порядковых имен числительных (который?)Склоняется только последнее...

    24 слайд

    Склонение порядковых имен числительных (который?)
    Склоняется только последнее слово
    до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)
    в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году)

     При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже:
    к пятому января,
    перед первым сентября

  • Потренируемся!Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числите...

    25 слайд

    Потренируемся!
    Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных.
    1. В реферате имеется приложение с 25 схем…
    2. Студенту не хватает 9 книг.
    3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.

  • Сочетание собирательных числительных с существительнымиСобирательные числител...

    26 слайд

    Сочетание собирательных числительных с существительными
    Собирательные числительные
    (от 2 до 10):
    двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.
    1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
    с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят);
    с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот);
    с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).

  • обаобеобоих, 
обоим,
 обоими
только с существительными мужского, среднего род...

    27 слайд

    оба
    обе
    обоих,
    обоим,
    обоими
    только с существительными мужского, среднего рода
    Обоим братьям,
    на обоих полотнах,

    обеих,
    обеим,
    обеими
    только с существительными женского рода
    обе сестры,
    по обеим сторонам
    Следует запомнить

  • Потренируемся!Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими с...

    28 слайд

    Потренируемся!
    Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.
    Образец: Оба студента; обоим студентам.
    Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

  • Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголовОсобенности упот...

    29 слайд

    Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов
    Особенности употребления глаголов
    Глагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой!
    Положи, положите

  • Запомните!

  • Особенности употребления  местоименийПритяжательное местоимение их, её имеет...

    31 слайд

    Особенности употребления местоимений
    Притяжательное местоимение их, её имеет только эту форму.
    НЕЛЬЗЯ: Ихний, ейный 
    Запомнить: Скучать, грустить по вас, по нас
    после простых предлогов типа
    в, без, к, до и после наречных предлогов возле, мимо, после, около к личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н:
    к нему, у неё, за ней, около них.

    После наречных предлогов вопреки, благодаря, согласно, наперекор, навстречу, которые употребляются только с Дат. падежом, начальное Н НЕ прибавляется:
    навстречу ему, вопреки ей.

  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) клади портфель
2) боле...

    32 слайд

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) клади портфель
    2) более семиста студентов
    3) до две тысячи пятого года
    4) её диплом
    Ответ:
    2) более семИсот студентов

    1) полутораста книгам
    2) трое жеребят
    3) ихний кабинет
    4) наименее удобный.

    Ответ:
    3) ИХ кабинет

  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) с шестьюдесятью миллио...

    33 слайд

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) с шестьюдесятью миллионами
    2) более трехсот заданий
    3) положи на полку
    4) скучаю по вам
    Ответ:
    4) скучаю по ВАС

    1) обеим старушкам
    2) семеро нас
    3) свойственен им
    4) более модный.
    Ответ:
    3) свойствЕН им

  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) ляжьте на пол
2) более...

    34 слайд

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) ляжьте на пол
    2) более мудрый старец
    3) до одна тысяча девятьсот семнадцатого года
    4) шире реки
    Ответ:
    1) ляГте на пол

    1) о ста странах
    2) три аспирантки
    3) к семидесяти двум
    4) прибавить к девяностам трем.
    Ответ:
    4) прибавить к девяностА трем

  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) самый скучный день
2)...

    35 слайд

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) самый скучный день
    2) едь быстрее
    3) клади на стол
    4) грущу по вас

    Ответ:
    2) ПОЕЗЖАЙ быстрее

    1) о полтора тоннах
    2) обоих друзей
    3) мокла под дождем
    4) легче всего.
    Ответ:
    1) о полУтора тоннах

  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) обеими руками
2) четве...

    36 слайд

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) обеими руками
    2) четверо ножниц
    3) не лазейте по деревьям
    4) к их мнению
    Ответ:
    3) не лазАйте по деревьям.

    1) о трех поросятах
    2) наиболее ответственный пост
    3) положи ручку
    4) чудю на уроке.
    Ответ:
    4) нельзя образовать!

  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) около пятиста снимков...

    37 слайд

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) около пятиста снимков
    2) в течение тридцати семи минут
    3) выложи на парту
    4) самый яркий
    Ответ:
    2) около пятиСОТ снимков

    1) семьюдесятью процентами
    2) ехай вперёд
    3) высох быстро
    4) быстрейший спортсмен.
    Ответ:
    2) ПОЕЗЖАЙ вперед

  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) разрежь батон
2) попро...

    38 слайд

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) разрежь батон
    2) попробуем
    3) красивше всех
    4) более резкий крик

    Ответ:
    3) красиВЕЕ всех

    1) на обоих берегах
    2) лягте на кушетку
    3) ответ медлен
    4) более выше.
    Ответ:
    4) ВЫШЕ, более ВЫСОКИЙ

  • Д.С.ЛихачевНаш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по...

    39 слайд

    Д.С.Лихачев
    Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо.

Краткое описание документа:

1.Морфология – учение о частях речи

Одним из определений понятия морфологии является следующее: “Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения”. Другое определение гласит, что морфология “является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами”.

Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология – это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.

К задачам морфологии относят следующие:

1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка;

2) установление принципов грамматической классификации слов;

3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов;

4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения.

Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка.


2.Морфологическая норма.

Обратимся теперь к понятию морфологической нормы. Норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. “Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование”. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, “вариативностью норм в области морфологии”. В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи имени существительного.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 363 226 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 10.05.2015
  • 871
  • 4
  • 10.05.2015
  • 774
  • 2
  • 10.05.2015
  • 2832
  • 2
  • 10.05.2015
  • 687
  • 1

Рейтинг:
5 из 5

  • 10.05.2015
  • 3454
  • 6
  • 10.05.2015
  • 625
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

Слайд 1

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Классификация ошибок

Слайд 2

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ИТОГАМ ПРОВЕРКИ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Одна и та же работа, проверенная разными экспертами, оценивалась ими по-разному. Эксперты испытывали затруднения при квалификации ошибок и недочётов, допущенных выпускниками в работах: не различали грамматические и речевые ошибки.

Слайд 3

ОШИБКА — это нарушение требования правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим: так сказать нельзя, это неправильно.

Слайд 4

НЕДОЧЁТ – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи. Недочёт мы оцениваем с позиций «хуже или лучше» сказано или написано. Другими словами, недочёт – это негрубая ошибка, шероховатость речи. Так можно сказать, но лучше сказать иначе.

Слайд 5

ЯЗЫКОВЫЕ ОШИБКИ (ГРАММАТИЧЕСКИЕ) связаны с нарушением структуры языковой единицы: это неправильное словообразование, нарушение связей управления или согласования в словосочетании, ошибки в структуре предложения (31%). Все нарушения грамматических норм являются грамматическими ошибками.

Слайд 6

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ не содержат структурных нарушений (69%). Они возникают как следствие неправильного или неудачного употребления слов или синтаксических конструкций.

Слайд 7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ – это нарушение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Для обнаружения грамматической ошибки не требуется контекст, достаточно одного слова, словосочетания, предложения. Грамматическая ошибка может быть допущена и в письменной, и в устной речи.

Слайд 8

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ДЕЛЯТСЯ НА 3 ВИДА: словообразовательные: нарушена структура слова; морфологические (формообразовательные): нарушена форма слова; синтаксические: нарушена структура а) словосочетания или б) предложения.

Слайд 9

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибочное словообразование: «раздумчивый» взгляд, «заместо», «взади», «завпечатлеть».

Слайд 10

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в образовании форм существительного: «нет время», «договора», «офицера», «солдатов», «с повидлой», «без рельс».

Слайд 11

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в образовании форм прилагательного: «более интереснее», «самый интереснейший», «менее шире», «более красивее».

Слайд 12

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в образовании форм местоимений: «ихние», «около его» (него), «неё тетради» (её).

Слайд 13

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в образовании форм глагола: «ляжь», «ездием», «лазим», «пиша», «пригинать», «исследоваемый», «чувствовая».

Слайд 14

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Нарушение управления: «удивляюсь его силой», «жажда к славе», «мечта к свободе».

Слайд 15

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Нарушение согласования: «Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской».

Слайд 16

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных».

Слайд 17

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом: «Смотря из окна медсанбата, было видно, как шли два солдата».

Слайд 18

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в построении предложения с причастным оборотом: «Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов».

Слайд 19

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в построении предложения с однородными членами: «Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей».

Слайд 20

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Ошибки в построении сложного предложения (неумелый выбор союза, употребление лишнего союза, отрыв придаточного определительного от определяемого слова): «Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство», «Как я завидую тем, которые рыбачат», «Одна из его картин висит перед нами, которая называется «Весна – большая вода».

Слайд 21

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Смешение прямой и косвенной речи: Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона».

Слайд 22

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Пропуски необходимых слов: «Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол».

Слайд 23

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Нарушение границ предложения: «Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю».

Слайд 24

Речевые ошибки можно разделить на ошибки в словоупотреблении и в строении текста.

Слайд 25

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Употребление слова в несвойственном ему значении: «Троекуров был роскошный помещик», «Брови его удивительно поднялись вверх».

Слайд 26

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Нарушение лексической сочетаемости: «Мальчик сделал подвиг», «Остапа поймали в плен», «Гринёв попал в несчастье».

Слайд 27

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Употребление лишнего слова (плеоназм): «Показался взрослый мужчина», «Мокрый дождь льёт с утра», «Прогресс науки движется вперёд».

Слайд 28

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) : «Поэт написал многочисленное число произведений», «Множество преград преграждает ему путь».

Слайд 29

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Неоправданное повторение одного и того же слова: «Земляника смело представился ревизору. Земляника стремился показать своё ревностное отношение к делу».

Слайд 30

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски: «Попечитель богоугодных заведений подмазывается к Хлестакову».

Слайд 31

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного средства: «У Олега Кошевого были дружки – Земнухов и Тюленин».

Слайд 32

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Неоправданное употребление просторечных и диалектных: «На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки».

Слайд 33

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Смешение лексики разных исторических эпох: «На богатырях кольчуга, брюки, варежки».

Слайд 34

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Неудачное употребление личных и указательных местоимений: «Мартын Павлович накинул на голову барса мешок. Он вмиг очутился на звере верхом».

Слайд 35

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм: «Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, то Гринёв долго смотрел ему вслед», «Брат сидел за столом и раскрашивает картинки».

Слайд 36

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Бедность и однообразие синтаксических конструкций: «Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью».

Слайд 37

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Неудачный порядок слов: «Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе».

Слайд 38

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — это ошибки неязыковые, связанные с неверным изложением фактов (их подменой), а также их преувеличение или преуменьшение (фактический недочёт). Это ошибки с нарушениями информационной достоверности и точности излагаемого материала, упоминающегося в исходном тексте (фактов фонового характера): факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии и авторство называемых произведений.

Слайд 39

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в цитировании; Необоснованные обобщения; Нарушение фактов истории; Использование фактов, противоречащих действительности и др.

Слайд 40

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЁТЫ К примеру можно привести роман Достоевского «Фома Гордеев». В доказательство хотелось бы привести произведение А.С.Пушкина «Война и Мир». Василий (Тёркин) умел даже кашу из топора варить. Однажды Фамус произнёс такую фразу.

Слайд 41

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЁТЫ В рассказе «Капитанская дочка» герой не испугался своей учести. Он сказал, что уже дал клятву королеве. К. Акулинин – в сочинениях: Акулиничев, Акулькин, Акулин, Акунин и др. В.Токарева – в сочинениях: авторТокарев. Желание вывести людей из леса обошлось тем, что Данко взлетел ввысь.

  • Скачать презентацию (0.11 Мб)


  • 25 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме «А3. Морфологические нормы. Грамматические ошибки.», состоящую из 28 слайдов. Размер файла 0.11 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    28

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: А3. Морфологические нормы. Грамматические ошибки.

    Слайд 1

    А3. Морфологические нормы. Грамматические ошибки.

  • Слайд 2

    Образование форм слов различных частей речи.
     
    Образование форм числительных.
     
    Прежде всего, необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:
    с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер).

  • Слайд 3

    с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат). Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей).
    с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
    числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестра, по обеим сторонам).

  • Слайд 4

    Кроме этого, в задании А3 часто встречаются словосочетания с ошибками в употреблении падежных форм целых и дробных числительных. Важно помнить, что:
    у сложных числительных при склонении изменяются обе части (пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.));
    при склонении составных числительных изменяется каждое слово (двум тысячам пятистам семидесяти трём (Д.п.), тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью (Т.п));
    Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: Им.п. и Вин.п. – сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста;

  • Слайд 5

    При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым);
    Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы недели(И.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.), полутораста километрами (Т.п.).

  • Слайд 6

    Образование форм различных степеней сравнения прилагательных.
     
    Необходимо помнить следующее: нельзя ни в коем случае смешивать простую и составнуюформы степеней сравнения. Так, к примеру, рассмотрим образование степеней сравнения прилагательного красивый:
     
      Красивый:красивееболее (менее)красивый
    Красивейшийсамый красивый,наиболее красивый,красивее всех
     
    Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший.

  • Слайд 7

    Образование форм глаголов.
     
    Важно обращать внимание на следующие моменты:
     
    Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:
     
    Инфинитив Ед.ч. Мн.ч.
    Глядеть гляди глядите
    ехать поезжай поезжайте
    лазать лазь лазьте
    лезть полезай, лезь полезайте, лезьте
    лечь ляг лягте
    трогать трогай трогайте
     
    Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить !
     

  • Слайд 8

    В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс — сь:
     
    Инфинитив Ед.ч. Мн.ч.
    Умываться Умывайся умывайтеСЬ
    Встречаться Встречайся встречайтеСЬ
     
    Глагол кластьупотребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить, переложить и др.).

  • Слайд 9

    Образование форм деепричастий.
     
    Необходимо помнить, что:
    деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитивов несовершенного вида с помощью суффиксов -а, -я (читать – читая, решать — решая);
    деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитивов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (прочитать – прочитав, решить — решив);
    иногда деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени с помощью суффиксов -а, -я (прочтут – прочтя, найдут – найдя).
     

  • Слайд 10

    Образование форм местоимений.
     
    Важно обращать внимание на такой момент: притяжательное местоимение ихимеет только эту форму. Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя)!!!

  • Слайд 11

    Образование форм существительных.
     
    Что касается образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных Им.п. ед.ч. (директор – директора; бухгалтер – бухгалтеры) и Р.п., мн.ч. (мандарины – мандаринов, партизаны – партизан; вафля – вафель, ружье – ружей, басня – басен). Но, несмотря на это, есть некоторые моменты, на которые, на наш взгляд, стоит обратить внимание:

  • Слайд 12

    существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме Р.П., мн.ч. имеют окончание -ов (томатов, апельсинов). НО: яблок;
    существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме Р.П., мн.ч. имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО: монголов, якутов,таджиков и некоторые др.;
    существительные, обозначающие название парных предметов, в основном в форме Р.П., мн.ч. имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет). НО: носков, гольфов, клипсов;

  • Слайд 13

    существительные ж.р. на -ня в форме Р.П., мн.ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен);
    существительные ср.р. на -ье в большинстве своем в форме Р.П., мн.ч. имеют окончание -ий(селенье- селений, побережье — побережий, раздумье — раздумий). НО: платьев, устьев и некоторые другие;
    в некоторых случаях окончания существительных в Им.п., ед.ч. служат для разграничения лексического значения слов (политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски уроков – предъявить пропуска).

  • Слайд 14

    Род имён существительных.
     
    Род имён существительных относится к постоянным признакам. Определить род существительного не сложно, достаточно правильно подобрать местоимение (он, она, оно). Ошибки в определении рода имён существительных связаны со следующими случаями:

  • Слайд 15

    Слова предполагают колебания в роде: группа подобных существительных немногочисленна и требует запоминания.
    Банкнот м. р. и банкнота ж. р., манжет м. р. и манжета ж. р., ставень м. р. и ставня ж. р., лан­густ м. р. и лангуста ж. р., развилок м. р. и развилка ж. р.
    Существительные относятся к словам общего рода.
    Настоящая невежа (ж. р.) и настоящий невежа (м. р.)
    Несклоняемые неодушевлённые имена существительные, оканчивающиеся на о/е, как правило, относятся к среднему роду.
    Безе (ср. р.), домино (ср. р.), кафе (ср. р.), рандеву (ср. р.), бра (ср. р.); исключение могут составлять слова, имеющие иную родовую закреплённость: кофе(м. р.)

  • Слайд 16

    Склоняемые и несклоняемые одушевлённые имена существительные, именующие лиц по профессии, как правило, употребляются в форме м. р., независимо от принадлежности к полу.
    Он хороший врач, она хороший врач; она была прекрасным атташе, он был прекрасным атташе
    Если аббревиатура может склоняться, то её род определяется по грамматическому принципу.
    Наш вуз (муж. р.) провёл день открытых дверей
    Если аббревиатура не склоняется, то её род определяется по роду главного слова словосочетания, из начальных букв слов которого состоит аббревиатура.
    МГУ (Московский государственный университет) проводил международную студенческую олимпиаду по математике
    Некоторые слова не имеют пары, обозначающей лицо, относящееся к муж. роду.
    Маникюрша, кухарка, швея

  • Слайд 17

    Склонение собственных имён существительных: фамилий и
    географических названий.
    Склонения фамилий.
     
    1. Иноязычные и русские фамилии на согласный
    Склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам
    к Олегу Финкелю и к Марии Финкель; от Ивана Волка и от Ирины Волк
    2. Русские фамилии на
    -ЫХ, -ИХ
    Не склоняются
    Алексею Седых от Нины Черных
    3. Фамилии на -ч
    Муж. фамилии склоняются, жен­ские — нет
    у Вулича Саши, от Марии Романович
    4. Фамилии, совпадающие с именами нарицательными или географическими названиями (типа Нос, Чуб, Ремень)
    Склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам
    об Александре Рысе, роль Елены Соловей

  • Слайд 18

    5. Мужские и женские фамилии на -ово, -ако, -аго,-яго
    Не склоняются
    речь Плевако, Живаго, Дурново
    6. Иностранные фамилии на гласный
    Не склоняются
    роман Золя Эмиля, пьеса Бернарда Шоу, у мадам Бовари
    7. Фамилии на -иа и финские фамилии на -а
    Не склоняются
    Гулиа, Эриа, Куусела
    8. Фамилии на -ия
    Склоняются
    стихи Гарсии, доклад Берии
    9. Фамилии на -ко, -о
    Не склоняются в официальной речи
    у Ивана Франко, от Клары Лучко, за Иваном Сито
    10. Фамилии на ударный а(я) славянского происхождения; на неударный -а(я) независимо от происхождения
    Склоняются
    у Григория Сковороды, труды Кампанеллы, стихи Пабло Неруды

  • Слайд 19

    11. Фамилии на -а, образованные на основе сочетаний глагола с сущ. в вин. падеже
    Не склоняются
    Семёна Забейворота, Дарьи Намнибока
    12. Фамилии на -ок, -ек, -ец
    Мужские фамилии склоняются, женские — нет
    Александра Починка, Юрия Коринца и Марии Коринец
    13. Грузинские и японские фамилии
    Нет четкой нормы: то склоняются, то не склоняются
    Эдуарда Шеварднадзе, о Фукусиме, стихи Булата Окуджавы, профессор Арташез Чикобава — профессора Арташеза Чикобавы

  • Слайд 20

    Склонение географических названий
    Географические названия
    типа Шереметьево, Комарово, Мурино, Царицыно
    Склоняемый и несклоняемый варианты нормативны
    НО: не склоняются, если
    1) находятся при родовых названиях;
    2)наименования заключены в кавычки
    в Кемерове и из Кемерово, в Царицыне и в Царицыно, на станции Лихово, от порта Ванино, около фермы «Головлево»
    2. Географические названия на согласный типа Красно-ярск, Суздаль и на гласный типа Горки
    3. Названия княжеств, герцогств, штатов, провинций
    Склоняются при употреблении с родовыми названиями город, село, поселок, река, хутор, деревня, станция и т.д.
    Не склоняются
    из города Красноярска, в городе Суздале
    в Княжестве Лихтенштейн, в штате Калифорния

  • Слайд 21

    4. Названия озёр, урочищ, островов, гор, пустынь, мысов
    Не склоняются
    в пустыне Сахара, на мысе Челюскин
    5. Сложносоставные названия — приложения и названия, выраженные словосочетаниями
    Не склоняются
    в городке Санта-Барбара, до города Гусь-Хрустальный
    6. Географические названия, представляющие собой полные формы прилагательных
    склоняются вместе с родовым наименованием
    на горе Железной, до острова Каменного
     

  • Слайд 22

    Образование причастий.
     
    Страдательные причастия прошедшего времени (суффиксы –н, -нн, -т) не образуются:
    — от глаголов на — (а)нуть: толкануть, садануть, стегануть, мазануть, одёрнуть, распахнуть и др.;
    — от глаголов облобызать, пролепетать, обкорнать, прощебе­тать, просклонять, проспрягать, приютить, занозить, оттузить, сглазить, осиротить, насочинять, перерешать и др.
    Страдательные причастия настоящего времени (-ом,-ем, -им) не образуются от некоторых глаголов, обозначающих действия, относящихся к быту (например, кушаемый, подметаемый, стираемый и др.). Существуют глаголы, от которых образовать страдательные причастия настоящего времени невозможно: брать, пить, жевать, тереть, петь и др.

  • Слайд 23

    Образование причастий (продолжение).
     
    От бесприставочных глаголов на -путь образуются причастия, в которых сохраняется суффикс -ну: пахнутъ, гибнуть, мёрзнуть -» пах­нувший, гибнувший, мёрзнувший.
    От приставочных глаголов на -нутьобразуются бессуффиксные варианты причастий: взмокнуть, засохнуть, стихнуть — взмокший, засохший, стихший.
    Не следует забывать о том, что:
    причастия от возвратных глаголов сохраняют постфикс -ся, -сь: улыбаться — улыбающийся.
    причастия согласуются в роде, числе и падеже с тем существительным, от которого к ним ставится вопрос.
     

  • Слайд 24

    Употребление предлогов в речи
     
    Неправильный выбор предлогов нарушает нормы синтаксического управления. Неправильный выбор предлогов в или на влияет на значение высказывания, хотя оба предлога имеют общее значение направления дви­жения (куда?) или местонахождения (где?): в море (в глубине моря) и на море (на поверхности моря).
    В настоящее время в употреблении этих предлогов нет однозначного выбора. Так, например, в одних случаях, указывая направление движения, правильно говорить в Одессу, в Сибирь, в горы, а в другом — на Кавказ, на море, на Байкал. Правильность выбора можно проверить через подбор предлогов-антонимов.
    Антонимичными являются предлоги «а и с, в и из. По этим парам можно легко установить правильное употребление предлогов: на фабрику — с фабрики, в Польшу — из Польши, в театр — из театра, на Кавказ — с Кавказа, на свадьбу — со свадьбы и т. п.

  • Слайд 25

    Производные предлоги благодаря и вопреки употребляются в конструкциях с дательным падежом: благодаря усилиям, вопреки указаниям. Предлог благодаря связан лексически с глаголом благодарить, поэтому употребление этого предлога указывает на причину, которая влияет на положительный результат (нельзя говорить благодаря болезни я не смог всё выполнить — в данном случае уместно использование непроизводного предлога из-за). Предлог вопреки имеет значение «несмотря на что-нибудь или кого-нибудь».
    Наиболее употребительным является предлог по. В современном языке наблюдается тенденция к ещё большей его нагрузке: часто встречается неуместное и тавтологическое его употребление, нарушающее нормы литературного языка: По завершению информационной программы состоится премьера телефильма (по вместо после).

  • Слайд 26

    В речи встречаются ошибки в употреблении предлогов под и против. В соответствии с морфологическими нормами нельзя употреблять предлог под в сочетании с существительными, имеющими абстрактное значение (выделить средства под проведение праздничных мероприятий — на­до: выделить средства для проведения праздничных мероприятий).

  • Слайд 27

    Грамматические ошибки
          Грамматические ошибки — это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.      Грамматические ошибки могут быть двух видов:  
    1. Словообразовательные. Нарушена структура слова: «беспощадство», «бессмертность», «заместо», «публицизм».

  • Слайд 28

    Морфологические.Ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова. К этому виду ошибок относятся: а) ошибки в образовании форм существительных: «облеки», «англичаны», «два знамя», «на мосте», «Гринев жил недорослью», «Он не боялся опасностей и рисков», «Во дворе построили большую качель».б) ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был богатей другого», «Эта книга более интереснее». в) ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему», «ихний дом».г) ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился», «Мама всегда радовается гостям», «Вышев на середину комнаты, он заговорил», «В дальнем углу сидел улыбающий ребенок». д) неправильное конструирование видовой пары, чаще всего парного глагола несовершенного вида: «Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Имя числительное

Презентация: Грамматические нормы

Презентация: Морфологические нормы

Презентация: Образование форм слова

Презентация: Морфологические нормы

Презентация: Имя числительное

Презентация: Морфологические нормы (образование форм слова)

Презентация: Склонение фамилий

Презентация: Подготовка к ЕГЭ

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Слайд 1Морфологические нормы русского языка

Морфологические нормы русского языка


Слайд 2Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему

грамматическими категориями, правильное образование форм слова.
При нарушении морфологических норм возникают

грамматические ошибки.

Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слова.При нарушении


Слайд 3Род неизменяемых имен существительных

Род неизменяемых имен существительных


Слайд 4Род сложных существительных,
пишущихся через дефис
Род сложных существительных, пишущихся через

дефис, обычно определяется:
а) по первой части, если изменяются обе части:

автомобиль-цистерна — м. р., кресло-кровать — ср. р., школа -интернат -ж. р.,
б) по изменяемой части, если другая является неизменяемой: кафе-клуб (м. р.), альфа-излучение (ср. р.), альфа-частица (ж. р.).
В роли неизменяемой части могут выступать и изменяемые имена существительные: плащ-палатка, к плащ­палатке, с плащ-палаткой; вакуум охлаждение, при вакуум- охлаждении и т. д. Изменяемость-неизменяемость одной из частей подобных слов необходимо запоминать либо проверять по словарю.

Род сложных существительных,  пишущихся через дефисРод сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:а) по первой части,


Слайд 5
Именительный падеж множественного числа
имен существительных
1) Двусложные слова с ударением

на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: вечер —

вечера, паспорт — паспорта, голос — голоса, вексель – векселя.
2) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: аптекарь — аптекари, библиотекарь — библиотекари, компьютер — компьютеры, инженер — инженеры.
Исключения: рукав — рукава, месяц — месяцы.
3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и: актёр — актёры, шофёр — шофёры, режиссёр — режиссёры, дирижёр — дирижёры и др. Это слова французского происхождения.
4) Слова латинского происхождения с элементом -тор — неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы
5) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание -ы: авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание -а: доктора, директора, профессора. Почему же мы говорим лекторы, но профессора? Выбор объясняется традицией.
Запомните, что просторечные формы бухгалтера, инженера, выбора, договора, приговора, должностя, шофера, почерка, крема, супа и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.

Именительный падеж множественного числа имен существительных1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило,


Слайд 6
Именительный падеж множественного числа
имен существительных
6) Различие в значение слов

В ряде случаев окончания –ы,и

-а служат для различения смысла слова:
образы (художественные) — образа (иконы);
проводы (при отъезде) — провода (электрические);
цветы (растения) — цвета (окраска);
пропуски (недосмотры) — пропуска (документы);
поясы (географические) — пояса (одежды) и др.
Подобных пар в русском языке достаточно: листы — листья, зубы — зубья и др.
7) Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными):
бункеры — бункера
годы — года
инструкторы — инструктора
клапаны — клапана (технический термин)
кители — кителя
прожекторы — прожектора
секторы – сектора, цехи — цеха

Именительный падеж множественного числа имен существительных6) Различие в значение слов


Слайд 7
Родительный падеж множественного числа
имен существительных
Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог,

чулок, брюк, погон, ножниц. Исключение: носков.
2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:
а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар. Исключение: негров.
б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов: киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов. Исключение: турок, бурят.
3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:
а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан;
б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов: 10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов.
4. Названия единиц измерений вариативны:
а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон;
б) амперов, ваттов, граммов, килограммов, рентгенов, кулонов.
5.Имена группы «овощи — фрукты» имеют окончания -ов: апельсинов,
мандаринов, бананов, помидоров, баклажанов.

Родительный падеж множественного числа имен существительныхМужской род    1. Все названия парных предметов


Слайд 8
Родительный падеж множественного числа
имен существительных
Женский род
1. Существительные на

-ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен,

яблонь.
2. Некоторые существительные имеют окончание -ей: свечей, граблей, простыней.
Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей.
Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).
3. Существительные на -ия имеют окончание –ий: аудиторий, академий, консерваторий.
Средний род
1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.
Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!)
2. Нормативными являются формы на –ии: побережий, захолустий, снадобий.
3. Существуют также формы на -ев: устьев, болотцев, верховьев, низовьев.

Родительный падеж множественного числа имен существительныхЖенский род 1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание:


Слайд 9Имя прилагательное
Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной

форм сравнительной степени:
Мой брат более старше меня.
В качестве однородных членов

предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения:
Он более способный и умнее меня.
От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней — лучше, хуже: Он учится лучше меня.
Местоимение
Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании.
Довольно распространенная ошибка — неудачный выбор одного из синонимичных притяжательных местоимений (мой — свой, твой — свой…): Помогает ли то, что ты делаешь тебя самого?
Нагромождение местоимений порой создает неясность текста: Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.
Личные местоимения в устной речи часто дублируют подлежащее: Эта студентка, она всегда посещает занятия.

Имя прилагательное Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени: Мой брат более старше


Слайд 10Основные грамматические ошибки, обусловленные неправильным образованием форм глаголов

Основные грамматические ошибки, обусловленные неправильным образованием форм глаголов


Слайд 11Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления причастий

Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления причастий


Слайд 12Образование деепричастий
1.В образовании деепричастий несовершенного вида есть некоторые особенности:
Глаголы с

суффиксом – ВА- образуют деепричастия от основы неопределенной формы: отдавать

– отдавая, создавать – создавая.
Деепричастие от глагола БЫТЬ – БУДУЧИ; остальные деепричастия с суффиксами – УЧИ, -ЮЧИ являются просторечными либо разговорными, употребляются в стилизацию под народную речь: крадучись, играючи.

2. Не образуют деепричастий несовершенного вида глаголы:
С суффиксом – НУ-: тянуть, сохнуть;
Оканчивающиеся на –ЧЬ-: беречь, стеречь, печь, жечь;
Не имеющие в основе настоящего времени гласных звуков: ткать (ткут), мять (мнут);
Бежать, ехать, хотеть, петь, лезть, плясать и др.

Образование деепричастий1.В образовании деепричастий несовершенного вида есть некоторые особенности:Глаголы с суффиксом – ВА- образуют деепричастия от основы


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виды медицинских ошибок определение и пример
  • Виды ошибок на сайте
  • Виды мед ошибок
  • Виды ошибок на приборке
  • Виды логопедических ошибок на письме