В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.
- Примеры распространённых лексических ошибок
- Нарушение лексической сочетаемости слов
- Ошибки в похожих словах
- Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
- Ошибки из-за невнимательности
- Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
- Словари сочетаемости
- 1. Gufo
- 2. КартаСлов.ру
- 3. Грамота.ру
- Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
- 4. Орфограммка
- 5. Текст.ру
- 6. LanguageTool
- 7. Тургенев
- 8. Главред
- Небольшой тест
- Выводы
Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).
В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.
Примеры распространённых лексических ошибок
На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.
Теперь разберём детальнее самые популярные из них.
Нарушение лексической сочетаемости слов
Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.
Типичным примером таких ошибок являются фразы:
- Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
- Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
- Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.
Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:
- Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.
- Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».
- Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.
- «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.
Ошибки в похожих словах
Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:
- Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
- Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
- Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
- Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
- Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.
Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.
- Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».
Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.
Неправильно:
Правильно:
- Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».
«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.
Неправильно:
Правильно:
Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».
С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.
Ошибки из-за невнимательности
Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:
- «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
- «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.
Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.
Словари сочетаемости
По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.
1. Gufo
Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.
Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:
2. КартаСлов.ру
Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.
Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.
3. Грамота.ру
Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.
Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.
Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:
Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.
4. Орфограммка
Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.
Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.
Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:
- Грамотность — для исправления всех видов ошибок.
- Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.
- Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.
В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.
5. Текст.ру
Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.
В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.
Зато иногда Word ошибается в пунктуации:
А Advego – в согласовании числительного и существительного:
У text.ru таких грехов нет.
В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.
6. LanguageTool
Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.
Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.
Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.
7. Тургенев
Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).
Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.
В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).
8. Главред
Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.
Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).
Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.
А в примерах предложений заметил только канцеляризм.
Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.
Небольшой тест
Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.
Выводы
Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.
Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.
Еще по теме:
- Как писать статьи для сайтов разных тематик
- Как раскусить горе-копирайтера и оптимизировать работу на бирже
- Advego VS плагиат. Как одно слово делает текст «уникальным»
- Текст для пользователя и Яндекса. 5 «НЕ» для копирайтера – о наболевшем
- 7 мифов о копирайтерах
Подготовка Получение ТЗ от SEO-специалиста Изучение сайта и страницы, на которой будет размещён текст Получение информации от владельца/контент-менеджера сайта Анализ информации в интернете Написание Проверка…
Вы подготовили ТЗ копирайтеру, разместили его на бирже и теперь не знаете, как выбрать хорошего автора. Есть ряд нюансов, благодаря которым можно определить, насколько хорошо…
Вторая часть нашего исследования программ и сервисов проверки уникальности текстов. На этот раз по просьбам многих читателей мы проверяли Advego Plagiatus. Результаты небольшого эксперимента для…
Основываясь на опыте, хотим дать несколько советов. Как писать текст так, чтобы он подходил и оптимизатору, который в первую очередь ориентируется на алгоритмы поисковых систем,…
Интернет-портал Psychologies.ru характеризует стереотип как «относительно устойчивый и упрощённый образ социальной группы, человека, события или явления». И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать…
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
-
Типы лексических ошибок и способы их устранения.
Лексические ошибки:
неточность
выбора слова, употребление слов,
вызывающих нежелательные ассоциации
(напр.: Занятия
проходят без предупреждения,
в семейной
обстановке;
неумелое
использование фразеологических
словосочетаний использование применительно
к животным выражений, обычно
характеризующих поступки людей или
человеческие взаимоотношения;
неверное
употребление терминов, профессионализмов,
слов с обобщающим значением (напр.: До
настоящего времени не объединены 17
областных больниц. — Речь
идет об объединении в 17 областях
поликлиник с областными больницами).
-
Типы морфологических ошибок.
Морфологические
ошибки:
неправильное
употребление местоимений (напр.: Надо
быть действительным счастливцем, чтобы
за несколько рублей выиграть большое
художественное полотно. Им оказался
техник Алексей Строев). В данном
случае неправильное употребление
местоимения «им» создает второй
анекдотический смысл фразы, так как
означает, что Алексей Строев оказался
художественным полотном);
употребление
множественного, числа имен существительных
вместо единственного (напр.: Они
носят корзины наголовах);
смешение слов,
значение которых различается по родовому
окончанию (напр.: Его
сестра работает овчаркой — вместо
«овчаром»);
ошибки
в окончаниях (напр.: Здесь
в будущем году будет построены школа,
баня, детский сад).
-
Типы синтаксических ошибок.
Синтаксические
ошибки:
неверный порядок слов в предложении
(напр.: От радости
Авдеев почувствовал, как у него учащённо
забилось сердце);
неправильное управление и примыкание
(напр.: Больше
внимания надо уделять технике безопасности
молодёжи); употребление
синтаксически неоформленных предложений
(напр.: Вся ее
небольшая фигура
больше походит
на ученицу, чем на учительницу);
пропуск служебных слов, меняющий или
затемняющий смысл фразы (напр.: Это
важно учесть при проведении бесед об
уставе и практической работе организации, —
видимо,»о»
или «в» практической
работе);
пунктуационные ошибки, искажающие смысл
текста (напр.: Саша
бегал по садам с ребятишками, играл
бабки сидя за партой, слушал рассказы
учителей).
-
Типы стилистических ошибок.
Стилистические
ошибки:
«канцелярский»
стиль (напр.: В результате
работы комиссией было установлено
наличие значительных резервов в деле
дальнейшего использования материалов
и уменьшения в связи с этим их расхода
на единицу продукции. — Вместо:
комиссия
установила, что материалы можно
использовать лучше и, следовательно,
уменьшить их расход); влияние
профессиональных привычек на стиль
(напр.: на птицеферме
в настоящее
время содержится
500 штук взрослых
кур и 1400
цыплят}; «украшательский
стиль» (напр.: Особое
внимание надо обратить на перепашку
полей, с которых убрели картофель.
Перепашка даст добавочное количество
клубней, что позволит пополнить
запасы собранного урожая).
-
Работа редактора над предисловием, послесловием, вступительной статьей, прикнижной аннотацией.
Работа над аппаратом
книги
Аппаратом книги
— материалы, которые дополняют основной
текст, а также позволяют читателю легче
и проще воспринимать содержащуюся
в книге информацию. В аппарат книги
входят: предисловие (послесловие),
прикнижная аннотация, примечания
(комментарии), внутрикнижная и прикнижная
библиография, указатели, приложения,
оглавление (содержание), выходные
сведения (данные). Содержание аппарата
книги может изменяться в зависимости
от характера издания: в популярном
массовом издании содержится минимум
элементов аппарата, в научном издании
академического типа — максимум.
Предисловие
и прикнижная аннотация —
это своеобразные
вводные тексты, предваряющие изложение
основного материала. Оно может, быть
написано не только автором, но и другими
людьми, принимавшими участие в создании
книги. Содержание
предисловия —
основные задачи
работы, ее отличительные особенности
и главнейшие разделы, характер построения
и изложения материала, круг использованных
источников, читательский адрес. Задачи
редактора при работе над предисловием —
выяснение
связи этого текста с основным материалом
и другими элементами аппарата,
сопоставление тезисов предисловия с
содержанием рукописи, исключение
повторов, исправление недочетов
в предисловии как самостоятельном
тексте. Послесловие —
помогает читателю,
уже знакомому с содержанием книги, лучше
усвоить прочитанное. Аннотация —
служебная,
информационная часть аппарата книги,
дающая весьма краткие сведения о
произведении и помещаемая на обороте
титульного листа. Аннотация не должна
повторять предисловие. Разновидности
аннотаций:
библиографическая
(номинативная) — состоит из резюме —
краткое перечисление основных
положений и выводов статьи или доклада;
синопсис — авторская аннотация научной
статьи, публикуемая вместе со статьей,
обычно в конце текста.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ВИДЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК
Аннотация
В статье описаны виды
лексических ошибок, дано понятие Лексики, описаны пути исключения лексических
ошибок в речи школьников.
Ключевые слова:
Лексика, лексическая ошибка, типичные ошибки, речь
Лексика — совокупность слов, а также словарный состав какого —
либо языка. Лексикология является разделом науки о языке, изучающей словарный
состав. Объект изучения лексикологии — слово, засматривающееся с разных сторон,
и своя система понятий.
Лексические ошибки характеризуются как лексико-стилистические,
которые считаются наиболее частыми среди речевых ошибок (так называемые
словарные ошибки) [1; 52].
Умение точно выражать свои мысли, а также правильно доносить
информацию — неотъемлемая часть полноценного процесса коммуникации, в
результате лексических ошибок речь становится не точной, не чистой, а оппонент
может не понять ее основного смысла. В настоящее время существуют потребности в
учениках средних образовательных учреждений, которые должны уметь свободно владеть
речью как средством по познанию окружающей действительности.
Поэтому в речи лексические ошибки надо предупреждать и
анализировать, чему необходимо обучить учащихся, в первую очередь, начальной
школы, чтобы их речь стала точной. В процессе преподавания русского языка в
школе выявление, описание, классификация лексических речевых ошибок,
установление причин их возникновения, приёмов предупреждения приобретает особую
актуальность в связи со снижением уровня грамотности школьников по разным
причинам.
В разносторонней научно-методической литературе освещаются
различные классификации речевых ошибок, в т.ч., лексических (С.Н. Цейтлин, Г.А.
Анисимов, Л.О. Бутакова, М.Р. Львов, В.Е. Мамушин, О.В. Рисс, Ю.В. Фоменко,
П.Г., Черемисин, Н.Е. Сулименко, В.И. Капинос, А.В. Баринова, Ю.А. Рыженко,
Л.С., Потапова и др.).
Далее охарактеризуем наиболее типичные ошибки указанной выше
группы.
1.Повторение одних и тех же слов:
Примеры: «К окну подлетела синичка. Бабушка пожалела синичку.
Через открытую форточку она впустила синичку в комнату. Всю зиму прожила
синичка в квартире.» [2; 24].
2.Употребление слова в неточном либо несвойственном ему
значении в результате непонимания его.
Примеры: «Надоел «рыбий» суп. Мы перешли через горный «курган».
Охотник «одел» шапку и вышел.»
3. Употребление просторечных, а также диалектных слов /
словосочетаний.
Примеры: «Петя шел «взади». «Впереди всех» к реке прибежал Вова.
«Обратно» пошел дождь.», «Поклал» вместо положил, «хай» взамен пусть.»
Также существуют иные типы ошибок:
— нарушение
границ предложения (неоправданное парцеллирование, т. е. делении предложения на
части, объединение нескольких предложений в одно без установления границ);
— неправильное
построение предложения с однородными членами;
— нарушение
видовременной соотнесенности глаголов.
Также существуют иные типы ошибок:
— нарушение
границ предложения (неоправданное парцеллирование, т. е. делении предложения на
части, объединение нескольких предложений в одно без установления границ);
— неправильное
построение предложения с однородными членами;
— нарушение
видовременной соотнесенности глаголов.
Для исключения лексических ошибок в речи, по мнению Львова
М.Р., необходимо создание хорошей языковой
среды с внимательным языковым анализом читаемых текстов, выяснением значения
слов в тексте, причин употребления данного слова, а не другого, с чем нельзя не
согласиться.
необходимо развивать речь при помощи методики, включающей в себя
несколько следующих направлений: словарная работа, работа над связной речью,
работа над письменными формами — изложение, сочинение. [3; 248].
Список использованной литературы:
1. Валгина Н. С., Розенталь Д.Э.,
Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. —
Москва: Логос, 2012. – С. 52.
2. Обучение русскому языку в школе:
Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е.А. Быстровой. —
М.: Дрофа, 2014. — С. 24.
3. Львов М.Р. Методика преподавания
русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2014.- с. 248.
© Н.Т Мигранова, 2018
Лексические нормы — это нормы словоупотребления, т. е. нормы, которые определяют правильность употребления слова в предложении с точки зрения его значения, стилистической окраски или происхождения.
Если нарушаются лексические нормы, говорят о лексических ошибках.
Какие лексические ошибки встречаются?
Плеоназм — употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов | Падать вниз, страсть к графомании, значимый авторитет |
Тавтология — близкое употребление однокоренных слов | Ждать в ожидании, рассказывать в рассказе, играть в игрушки |
Нарушение лексической сочетаемости слов | Автор использует художественные особенности (вместо средства); ловить ворон (вместо считать); потерпеть победу (вместо одержать) |
Ошибки в употреблении фразеологизмов: — сокращение; — замена слова; — смешение двух выражений |
— Его успехи желают много лучшего (вместо оставляют желать). — Разливать масло в огонь (вместо подливать). — Иметь огромную роль (иметь огромное значение \(+\) играть важную роль) |
Неразличение паронимов | Одеть шапку, оплатить за проезд, наполнить анкету кандидата. |
Неоправданное употребление заимствованных слов | У неё был красивый лук (вместо вид, костюм); друзья достигли консенсуса в споре (вместо соглашения) |
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов | Клёвое место (вместо чудесное), идти отсюдова (вместо отсюда), купить тряпки на праздник (вместо одежду) |
Неразличение синонимов | Мажорное настроение (вместо весёлое), знакомое имя во всём мире (вместо известное) |
Употребление слова в несвойственном ему значении | Благодаря пожару люди лишились крыши над головой; мысль развивается на продолжении всего текста |
Неоправданное употребление канцеляризмов и слов официально-делового стиля | От вируса скончался дворовой пёс; за счёт улучшения условий жизни наша семья стала более дружной и весёлой |
Неудачное употребление местоимения | Роман написал Л. Андреев. В нём говорится о тяжёлом положении человека на войне |
Лексические ошибки в русском языке
Светлана Остапенко
Эксперт по предмету «Русский язык»
преподавательский стаж — 10 лет
Стать автором
Лексические ошибки в русском языке
Речевая культура индивида предполагает соблюдение трех условий:
- Соответствие высказывания нормам русского литературного языка.
- Учет коммуникативных требований к речи.
- Соблюдение этических норм и правил общения.
Среди перечисленных аспектов одним из наиболее важных является нормативность речи. Она касается всех уровней языковой системы – от произносительного до стилистического. Так как слово является основой коммуникации, выполняя номинативную и оценочно-характеризующую функцию, необходимо, чтобы требования соблюдения нормы реализовывались и в сфере лексики.
Определение 1
Лексическая ошибка – это непреднамеренное искажение существующей лексической (или лексико-фразеологической, лексико-стилистической) нормы, ведущее к появлению речевых недочетов.
Причины возникновения лексических ошибок кроются как в собственно языковых, так и во внеязыковых факторах:
- Сложность и многообразие лексического уровня языка, состоящего из единиц разного значения и функциональной окраски.
- Слабое знание толкования слов, особенностей его семантической сочетаемости с другими словами в высказывании.
- Неучтенная говорящим или пишущим многозначность, не снятая в контексте.
- Неточное употребление слова для обозначения какого-либо понятия или явления, его несоответствие предмету речи.
- Особенности коммуникативной ситуации (например, межкультурная коммуникация).
Виды лексических ошибок многообразны и включают следующие группы:
- Недочеты, возникающие вследствие несоответствия слова обозначаемому им понятию. Эти ошибки возникают, если адресант использует слово в том значении, которое не соответствует его словарному толкованию: Поставьте на документе свою роспись (вместо «подпись»).
- Неправильная лексико-семантическая сочетаемость: Повышается благосостояние народа (вместо «растет благосостояние»).
- Речевая недостаточность: Ученики заняли первое место по биатлону (надо: «в соревнованиях по биатлону»).
- Речевая избыточность, которая может проявляется по-разному. К этому явлению относится, например, тавтология – повтор в узком контексте одних и тех же (или однокоренных) слов: Общее дело – это дело, которое делается всеми, сообща. Сюда же относят плеоназм – сочетание слов, построенное по принципу семантической избыточности: Молодые девушки и юноши приняли участие в этом соревновании (семантически избыточно слово «молодые»).
- Неверное употребление омонимов, антонимов, синонимов и паронимов, основанное на смешении / неразличении их значения: Я прошу у вас прощения за предоставленные неудобства (вместо «возникшие неудобства»). Он был очень вежливый и тактический человек (вместо «тактичный»). У него были обширные знакомства (вместо «разнообразные»).
- Стилистические неуместное употребление лексики специального назначения. Например, использование жаргонизмов в официальном общении (Коммунальщики опять лажают), неоправданное использование профессионализмов (Учителя на педагогическом совете обсудили особенности новых методичек и текущую внеурочку).
- Неверное использование функционально окрашенных слов: Он пригласил их в столовую похавать. Посмотрев очи пациента, окулист посоветовал глазные капли.
- Смешение понятий, обозначенных теми или иными словами: В сегодняшнего дня электричка будет ходить с перерывами на станции Озерки (вместо «с остановками»).
«Лексические ошибки в русском языке» 👇
Ошибки, вызванные незнанием семантики слова
Особое место среди лексических недочетов занимают ошибки, обусловленные незнанием значения той или иной лексемы. Среди них выделяют следующие виды:
- Неудачная замена нежелательных слов эвфемизмами: Наше средство подойдет как для стройных женщин, так и для дам в теле (вместо «полных»).
- Употребление анахронизмов – слов и сочетаний, которые не были свойственны упоминаемой в высказывании эпохе: Пушкин постоянно находился под надзором милиции (вместо «под надзором властей»). Восстания средневековых крестьян часто начинались с безобидного митинга (вместо «бунта»).
- Сочетание логически несовместимых понятий, ведущее к появлению алогизмов: Он умер совершенно. И Онегин застрелил Ленского совсем, насмерть.
- Подмена терминов, слов: Я прошел вдоль полок: стояли сплошь незнакомые мне названия (вместо «авторы / книги»).
- Смешение родовидовых понятий: Я очень люблю бульдогов и собак (надо: Я очень люблю бульдогов и другие породы собак).
Предупреждение лексических ошибок
Лексические недочеты легче скорректировать до их появления, чем исправлять уже имеющиеся, поэтому особое значение имеет профилактика возникновения речевых ошибок. С этой целью необходимо уделять внимания работе над лексическими нормами, обогащать словарный запас детей, вводя новые для них слова. Учителю нужно показать, как правильно употреблять многозначные слова, синонимы и паронимы, не допуская ошибок. При чтении художественных произведений необходимо уделять внимание словарно-семантической работе, поясняя значение непонятных для детей слов. Также важно следить за правильным употреблением функционально окрашенных единиц, демонстрируя детям различия между требования разных языковых стилей. Все это способствует становлению речевой грамотности.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 09.03.2023