Виды лексических ошибок и пути их исправления

Речевые
ошибки подстерегают нас на каждом шагу,
необходимо их предупреждать, исправлять.
Прежде чем сказать слово, нужно подумать,
тогда наша речь будет красивой и точной,
слова нужно употреблять только правильно
– в соответствии с их значением и
требованиями стиля. Разберем некоторые
из них:

1.
Неточный выбор слова или неправильный
выбор лексического эквивалента
.
Эта ошибка объясняется просто: мы берём
слова из определённой тематической
группы, не утруждая себя анализом их
точного значения. Эта небрежность
оборачивается неясностью высказывания,
а иногда и полным абсурдом. При этом нас
нередко подводят различные ассоциации
(наследство
– потомство; противо

поставлена
– противопоказана
).
Например, В течение февраля продолжительность
суток

возрастёт
на два
часа
(а надо написать: световой
день
увеличится
на два часа).

2.
Алогизм

это сопоставление несопоставимых
понятий. Например, Речь героев Шолохова
отличается от всех других героев
(следовало написать: от
речи героев

других авторов.

3.
Речевая недостаточность

– это пропуск нужного слова. Такие
ошибки чаще всего возникают при написании
объявлений. Абсурдность речи, возникающая
в подобных случаях, не только вызывает
недоумение, но и требует немалых усилий
для исправления такой ошибки. Например,
Пассажиры с
необмотанными рогами к посадке не
допускаются (объявление в небольшом
аэропорту).

4.
Речевая избыточность

– это неоправданное многословие. Ср.:
Мною обнаружен
повесившийся
труп мертвого человека
.
Речевая избыточность проявляется
по-разному, в некоторых случаях она
стилистически оправдана, когда автор
сознательно прибегает к всякого рода
повторам. Тавтология
– это употребление однокоренных слов
в близком соседстве: Сегодня
у нас в гостях гость: Я хочу представить
вам представителей
.
Обычно тавтология придаёт речи
канцелярскую окраску и часто встречается
в деловых бумагах.

Скрытая
тавтология

– это столкновение иноязычного и
русского слова, дублирующего его
значение: своя
автобиография, ночная серенада, мизерные
мелочи, в конечном итоге
.
Плеоназм
употребление ненужных уточняющих слов:
поступа

тельное
движение
вперёд,
взять
задаток и
аванс
;
проводится
приватизация
земли
и передача
её в
частные руки
.

Вопросы
для самопроверки:

  1. Что
    такое лексическое и грамматическое
    значение слова?

  2. Расскажите
    об однозначных и многозначных словах,
    прямом и переносном значении слова.

  3. Какие
    вы знаете выразительные средства языка,
    основанные на переносном значении
    слова? Расскажите о них.

  4. Расскажите
    об омонимах и их разновидностях.

  5. В
    чем отличие многозначности слова от
    омонимии?

  6. В
    чем различие омонимом и паронимов?

7.
Расскажите о синонимах: лексических,
стилистических, синтаксических.

  1. Что
    вы знаете об антонимах? Что такое
    контекстуальные антонимы?

  2. Расскажите
    о художественно-выразительных средствах
    языка, построенных на антонимии.

  3. Назовите
    и охарактеризуйте группы слов русского
    языка по их происхождению.

  4. Что
    вы знаете о диалектной и специальной
    лексике, сфере ее употребления? Что
    входит в понятие «специальная лексика»?

  5. Объясните
    значение слов
    историзм
    и
    архаизм?
    Какое общее понятие объединяет их? Чем
    они различаются?

  6. Что
    вы понимаете под термином «неологизмы»?
    Расскажите о них подробнее.

14.Что
такое свободные и несвободные
словосочетания? Каково их отличие.

15.Фразеологический
оборот, фразеологизм, устойчивое
словосочетание, фразеологическое
выражение – одинаково ли их значение?

16.Назовите
группы фразеологизмов по их происхождению.

17.Пополняется
ли в настоящее время словарный состав
русского языка фразеологизмами?

Упражнения
для самоконтроля по разделу 3.

1.
Укажите, в каких словосочетаниях имена
прилагательные употреблены в переносном
значении: стальной
клинок – стальные воды моря – стальной
взгляд – стальная воля
.

2.
Установите лексическое значение (прямое
или переносное) слова золото в предложениях,
укажите способ переноса (метафорический
или метонимический):

На
золоте пить-есть будешь, в золото
оденешься, в золото обуешься, золотом
уши завесишь (С. Маршак). Не умеешь шить
золотом, бей молотом. (Пословица). Зажглась
река, как золото (И. Бунин).

3.
Укажите общее лексическое значение
слов каждой их тематических групп:

француз,
араб, болгарин.

санаторий,
пансионат, профилакторий.

4.
Составьте с приведенными словами –
омонимами словосочетания, в которых
обнаружится различие значений
слов-двойников.

Перебить
(прервать речь); перебить (изменить
обивку); перебить (убить, уничтожить).

5.
Употребите слова – паронимы в
словосочетаниях со словами, данными в
скобках.

Обсудить
– осудить (вопрос, предложение, выводы,
обычаи, невиновного, кандидатуру,
поступок, маршрут, пассивность), жилищный
– жилой (квартал, комната, законодательство,
норма, вопрос, сооружение, фонд).

6.
Выделите единицы социально ограниченной
лексики: специальные термины,
профессионализмы, жаргонизмы.

1)
Чеховские корректуры свидетельствуют
наглядно о громадной, терпеливой
обработке стиля (А. Куприн);


2) Ружьё у него было одноствольное,
с кремнем, одарённое притом скверной
привычкой жестоко «отдавать», отчего
у Ермолая правая щека всегда была пухлее
левой. (И. Тургенев).

3)
Мосты, кинотеатры, жилые дома, стадионы,
заводы – всё выполняется в монолитном
железобетоне, с помощью изумительной
по аккуратности опалубки, армирования,
бетономешалок, вибраторов, увлажняющих
брызгалок ( В. Чивилихин).

7.
Укажите общее значение фразеологических
оборотов в каждом ряду.

1)
Вывести на чистую воду – сорвать маску.

2)
Капля в море – кот наплакал – раз-два
и обчёлся.

3)
Ни зги не видно – тьма кромешная – хоть
глаз выколи.

8.
К крылатым словам латинского происхождения
подберите русские поговорки с тем же
значением.

1)
Обсуждать часто – решать однажды.

2)
Кто слишком спешит, позже справляется
с делом.

3)
Жди от друга того, что ты сделал другому.

9.
К пословицам и поговоркам стран Востока
подберите русские с тем же значением.

1)
Своих ресниц глаз не видит.

2)
Остерегайся воды, текущей тихо; берегись
того, кто глаза опускает.

3)
У каждого человека есть хорошая мысль:
пять человек – пять хороших мыслей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Пояснительная записка

Открытый урок по теме
«Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика.
Фразеология ООД Русский язык (специальность 050144 дошкольное образование) и
является практическим занятием, на которое по программе отводится два часа.
Данный урок проводится в период аттестации на высшую квалификационную категорию
преподавателя предметно-цикловой комиссии историко-филологических дисциплин Аброшновой
М.А.

Цели:

  1. Дать обучающимся общие
    представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».
  2. Повторить и обобщить знания
    по теме «Лексикология»
  3. Развивать способности к
    самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов
    на них и аргументации своего мнения.
  4. Воспитывать познавательную
    активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному
    языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, толковые и
фразеологические словари.

Тип урока: практическое занятие

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Слайд 1

Тема сегодняшнего урока:
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление

Данный урок  —
заключительный в теме «Лексика. Фразеология».

Сегодня мы познакомимся с
понятием
 «лексическая норма русского литературного языка»,
повторим и обобщим ваши  знания по теме «Лексикология», а также будем
активно работать над культурой вашей речи.

III. Актуализация знаний

Повторение изученного по теме «Лексикология».

Творческая работа в парах:
разгадывание кроссворда
Слайд 2

Вопросы к кроссворду:

1. Раздел лингвистики,
изучающий лексику. (Лексикология)

2. Словарный запас одного
человека. (Лексикон)

3. Слова, имеющие несколько
лексических значений (многозначные)

4. Слова, имеющие одно
лексическое значение (однозначные)

5. Антоним к слову
«тьма» (свет)

6. Слова схожие по звучанию,
но разные по значению (паронимы).

7. Слова, одинаковые по
звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

8. Слова с противоположными
значениями (антонимы)

9. Слова, различные по
звучанию, но близкие по лексическому значению (синонимы)

10. Лексически неделимые,
целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц
словосочетания (фразеологизмы

Итак, тема нашего урока «Лексические
нормы»

А эпиграфом нашего урока станут
слова Александра Ивановича Куприна: «Язык – это история народа и культуры.
Поэтому изучение и сбережение русского языка является не  праздным
занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»

Согласны ли вы с мнением Александра
Ивановича Куприна, что изучение языка является необходимостью?

А для чего это нужно?

Чтобы наша речь была правильной,
выразительной и чистой.

V. Изучение нового
материала

Как вы думаете, что такое
лексические нормы русского языка и с чем они связаны?

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его
употребления  в соответствии сего лексическим значением. Значение
незнакомого слова мы можем узнать из  толкового словаря.

Существуют общие толковые словари, а
также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений
(фразеологизмов).

Слайд 5 (Демонстрация слайда с изображением словарей).

Слова, употребление которых
ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» —
разговорное, «прост.» — просторечие, «обл.» — диалектное, «устар.» —
устаревшее, а также «книжн.» и «спец.»

Работа с «Толковым словарем»
Ожегова

— Пользуясь «Толковым словарем»
Ожегова, найдите по 3-5 слов с пометами: «разг.», «обл.», «книжн.» и др.,
ограничивающими сферу применения этих слов.

В устной и письменной речи
необходимо соблюдать лексические нормы.

  1. Итак, соблюдение лексических норм достигается в результате: 
  2. Понимания лексического
    значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.
  3. Знания лексической
    сочетаемости слов.
  4. Учета многозначности либо
    омонимии слов.
  5. Учета расслоения лексики на:

— общеупотребительную и сферы
ограниченного употребления;

— активно употребляемую и пассивный
словарный запас;

— нейтральную и стилистически
окрашенную.

Лексическими нормами невозможно
овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный
запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться
изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в
официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм
возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки,
обусловленные нарушением лексических норм. (Таблица проектируется на экран)

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

1.Употребление слова в
несвойственном ему значении.

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля
было холодно.

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля
было холодно.

2.Нарушение лексической
сочетаемости слова.

У Ирины КАРИЕ волосы.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

3.Смешение паронимов.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно
не растут.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно
не растут.

4.Употребление многозначных
слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку
я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку
я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из
синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его
подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его
подзащитного ОПРАВДАЛИ.

6.Употребление лишнего слова
(речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ
фольклор.

Моя бабушка любит фольклор
(фольклор – «народное творчество»).

7.Пропуск необходимого слова,
приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ
одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних
и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ»
РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

9.Неуместное употребление
диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная
прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная
прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных
исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак,
засучил рукава и принялся за работу.

Слово ПИДЖАК появилось в
русском языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность
высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту,
что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что
предположение ассистента оказалось правильным.

VI. Закрепление нового материала

Работа в парах с последующей
взаимопроверкой.

1. Найдите в данных предложениях
слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое
значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по
магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу
познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние
годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень
высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из
шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец,
прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.      
   
                                         
           

СЛОВАРЬ

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным
спросом книга, издаваемая большими тиражами.  

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу)
с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве,
торговле.

КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны
в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на
постоянное  жительство.

2. Выберите из слов в скобках
необходимые  (с учетом лексической сочетаемости слов)

 1. (Облокотиться, опереться)
спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая,
дорогая), цена (низкая, дешевая), играть  (значение, роль), (оказывать,
производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на
провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль,
страх), плеяда (талантливых  ученых, сквернословящих хулиганов), стая
(ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер,
день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу,
поражение, успех, удачу).

Проверка

1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ,
вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление,
 отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.

2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод),
плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ
(глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

3. Выберите тот из паронимов,
который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент),
(архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда,
(ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная,
гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо,
гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки,
(гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок,
(деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый)
привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический,
национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

Проверка

1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ
коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище,
ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.

2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле,
ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака,
ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ
уважение.

4. Исправьте предложения, в которых
наблюдается речевая избыточность

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
– Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову
вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.

4) Сергей – настоящий меломан пения и
музыки. – Сергей – настоящий меломан.

5) Врач обнаружил нарушение
двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

6) Он крепко держал в своих руках
штурвал руля.

7)Все гости получили памятные
сувениры.

Употребление в речи по смыслу
и потому логически излишних слов называется
ПЛЕОНАЗМОМ

5. Укажите неуместно употребленные
однокоренные слова, замените их синонимами

1) Писатель писал роман в послевоенные
годы.      

2) Лесник знает в своем лесничестве
каждое деревце.

3)Герои-подпольщики вели себя
героически.

4)Илюша говорил, что случился этот
случай на зимой.

5) Пилот вынужден был совершить
вынужденную посадку.

6) Активисты активно участвуют в
работе.

Повторение однокоренных слов или
одинаковых морфем называется
ТАВТОЛОГИЕЙ

6. Вспомните с прошлого урока виды
речевых ошибок, связанных  с употреблением фразеологизмов.

Речевые ошибки, связанные с
употреблением фразеологизмов

1.Ошибки в усвоении значения
фразеологизмов.

2.Ошибки в усвоении формы
фразеологизма.

3. Изменение лексической сочетаемости
фразеологизма.

4.Изменение лексической сочетаемости
фразеологизма

Сейчас потренируемся в употреблении
в речи фразеологизмов.

Вспомните фразеологические обороты,
начало которых дано в тексте

На садовом участке ребята работали
дружно, старались не ударить …

Бросились искать приезжего. а его и
след …

У Сережи с Мишей дружба крепкая: их
водой …

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из
мухи …

Мы его расспрашиваем, а он словно воды

Обиделся Петя на замечания товарищей,
надулся как …

7. Игра «Узнай фразеологизм»

8. Слова — паразиты

Слова — паразиты — это такие слова,
которые засоряют речь.

К ним разнообразные частицы,
которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: вот, ну, это и т.п.; словечки
типа: знаете ли, так сказать, вообще, честно говоря и т.п.

Употребление слов — паразитов
говорит о бедном словарном запасе человека, поэтому таких слов в нашей речи
быть не должно.

VI. Самостоятельная работа

Сейчас вы выступите в роли
корректора.
 

Исправьте предложения, определите
тип речевой ошибки.

1 вариант

1. Два единственных вопроса
тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).

2. Школьный стадион прислонился к
старому парку (примыкал).

3. В зале ожидания находилось много
командировочных (командированных).

4. Хороший руководитель должен во
всем показывать образец
 своим подчиненным (показывать пример).

2 вариант

1. Проливной ливень заставил нас
спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

2. Данный вопрос не играет
существенного значения в решении задачи (играть роль).

3. Наши воины свершили много
геройских подвигов (героических).

4. Эта выставка обогатит ваш
кругозор (расширит).

        Лексические и фразеологические ошибки и их
исправление

  • Окунева Ирина
    Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цели:

общеобразовательные:

  • повторение и обобщение знаний по теме
    “Лексикология и фразеология” как о разделе науки о языке, а также
    различение и нахождение в тексте лексических и фразеологических ошибок;
  • работа по закреплению понятий лексической и
    фразеологической нормы русского языка

развивающие:

  • коммуникативную компетенцию учащихся;
  • речь, память, внимание, логическое мышление,
    аналитическую деятельность учащихся, умения сравнивать и обобщать,
    работать со словарями;

воспитывающие:

  • речевую культуру учащихся;
  • интерес к русскому языку;
  • формированию активной личности, обладающей
    достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и
    использованию информации.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, фразеологический словарь, презентация. Рабочие
материалы у учащихся: тетради для классных и домашних работ.

Тип урока: комбинированный

Технологии, используемые на уроке: технология дифференцированного обучения, вузовская технология
(лекция) с применением компьютерной технологии ( презентации).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Презентация.

Слайд 1 Тема сегодняшнего урока: “Лексические и
фразеологические ошибки и их исправление”.

Слово преподавателя: Данный урок — заключительный по теме
“Лексикология. Фразеология”. Сегодня мы повторим и обобщим ваши знания по
данной теме, а также познакомимся с понятием лексических и фразеологических
ошибок, наметим пути их исправления, а также будем активно работать над
культурой вашей речи.

III. Актуализация знаний. Повторение изученного по теме
“Лексикология. Фразеология”. Творческая коллективная работа:

Повторение изученного по теме “Лексикология и фразеология”.

Слайды 2

1. Слова, имеющие сходные значения. (синонимы). Примеры
учащихся.

2. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению (паронимы).
Примеры учащихся.

3. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
значению (омонимы). Примеры учащихся.

4. Слова с противоположными значениями (антонимы)
Примеры учащихся.

Студенты отвечают на вопросы, представленные на экране, и
приводят свои примеры.

Слайд 3-7

Проверка домашнего задания

Как называются устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы)
Примеры учащихся.

Задание 1. Какое
значение имеют медицинские фразеологизмы?

Бычье сердце — гипертрофия сердца при пороке

  • Мраморная бледность — резкая бледность лица
  • Грудь сапожника — воронкообразная грудная
    клетка, сдавливание сердца
  • Маска Паркинсона — лицо без мимики при
    некоторых болезнях
  • Лицо Гиппократа — при тяжелых заболеваниях
    органов брюшной полости Отличительные черты: запавшие глаза, заостренный
    нос, мертвенно-бледная, с синюшным оттенком кожа лица”
  • Желудок “песочные часы” — такую форму
    желудок приобретает при рубцующемся язвенном процессе.
  • Печеночные” ладони — красная окраска ладоней
    и подушечек пальцев при болезни печени
  • Воротник Стокса — характеризуется резким
    отеком головы,
  • Сосудистые звездочки возникают вследствие
    расширения мелких вен, находящихся в верхнем слое кожи.

Студенты отвечают на вопросы домашнего задания,
представленные на экране, и приводят свои примеры.

IV. Самостоятельная работа студентов

Дифференцированные задания на карточках для трех групп (А, Б,
С) студентов, которые выполняются в рабочих тетрадях. Затем осуществляется
взаимопроверка заданий.

Задание 1. Вспомните лексическое значение следующих фразеологических сочетаний и
запишите их:

на всех парусах
– А

быстро

перемывать косточки – А

обсуждать

рукой подать – А

близко

ни рыба ни мясо
– А

безликий, безвольный человек

обвести вокруг пальца – А

обмануть

вопрос жизни и смерти – Б

дело исключительной важности

кожа да кости
Б

худой

хоть кровь из носу – Б

обязательно

как рыба в воде
– Б

уверенно

кот наплакал — Б

очень мало

седьмая вода на киселе – С

дальний родственник

комар носа не подточит – С

не к чему придраться

куриная память
С

плохая память

глас вопиющего в пустыне С

напрасный, тщетный призыв

стреляный воробей – С

очень опытный человек

V. Изучение нового материала. Лекция преподавателя
с использованием компьютерной технологии (презентации).
Приложение
1

Преподаватель. Вспомните, что такое лексические нормы русского
языка и с чем они связаны? Ответы студентов.

Слайд 8

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного
его употребления в соответствии с его лексическим значением. Значение
незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря. Существуют общие
толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов,
устойчивых выражений (фразеологизмов). На столе преподавателя лежат словари
В.И.Даля и Ожегова С.И.

(Демонстрация слайда с изображением словарей). Слова,
употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие
пометки: “разг.” — разговорное, “прост.” — просторечие лапа (рука),
“обл.” — диалектное кочет (петух), “устар.” — устаревшее очи (глаза), а также
“книжн.” и “спец.”. Примеры студентов.

Слайд 9-12

Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам,
среди которых мы видим:

Лексические ошибки:

1. Причиной неточного словоупотребления является незнание
точного значения слова, Среди ошибок подобного рода:

а) употребление слова в несвойственном для него значении: Врачи
апеллируют (объясняют) свои действия недостаточным финансированием;

б) неразличение значений многозначного слова: Счастливые дети
спешат сообщить эту ценную (интересную) новость матери;

в) неразличение слов-омонимов, например, причастий и
прилагательных: зАнятый (заполнивший собой: место зАнято) — занятОй
(постоянно обременённый делами: занятОй человек;

г) неправильное использование синонимов: Пора подвести
результаты
(итоги) встречи. Изъяны (недостатки) в тренировках
команды обнаружились на первых же соревнованиях.

д) неразличение паронимов: надеть и одеть:

а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги, шапку
на голову; антонимом к глаголу надеть является глагол снять: снять пальто,
шубку с ребенка, снять шапку с головы;

б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть больного; антонимом
к нему является глагол раздеть: раздеть ребенка (больного);

— неразличение паронимов заплатить, оплатить, уплатить:

а) глагол заплатить употребляется в двух значениях: — “отдать
деньги за что-либо” (заплатить за проезд) — употребляется всегда с предлогом
за; — “возместить что-либо” (заплатить долги);

б) глагол оплатить употребляется всегда без предлога (оплатить
проезд, оплатить услуги, счет);

2. В речи также могут быть другие лексические ошибки

1) избыточность высказывания — многословие, разновидностями
которого являются:

а) Плеоназм — употребление в речи близких по смыслу и потому
логически излишних слов, чаще из-за незнания значения заимствованного слова.
Например: прейскурант цен (надо: прейскурант), автобиография жизни (надо:
автобиографиясвободная вакансия (надо: вакансия) и т.п..

б) Тавтология — это повторение в пределах предложения одного и
того же слова, однокоренных слов, затрудняющих восприятие фразы и делающих её
неблагозвучной. Например: Продолжительность процесса переработки
продолжается несколько часов.

в) Многословие, или речевая избыточность — употребление слов и
словосочетаний, несущих излишнюю информацию. Например: лишними являются слова работа,
деятельность, мероприятие
с предлогом по в следующих фразах — работа
по выполнению
(надо: выполнение), деятельность по внедрению (надо: внедрение),
мероприятие по реализации (надо: реализация)
и т.п.

2). Нарушение лексической
сочетаемости слова
. Лексическая сочетаемость способность слов соединяться в
речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять интерес. Типичные
ошибки: иметь роль (надо: играть роль), играть значение (надо: иметь значение).

Мы разобрали типичные лексические ошибки, но незнание
фразеологизмов и неумелое их использование (несоблюдение фразеологических норм)
также приводит к ошибкам:

Слайд 13. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:

  • замена компонента (львиная часть
    вместо львиная доля);
  • неоправданное сокращение или расширение
    состава (оставлять желать много лучшего);
  • контаминация, или смешение двух оборотов (по
    гроб доски
    вместо по гроб жизни и до гробовой доски);
  • искажение грамматической формы (бабушка
    на двоих сказала,
    вместо бабушка надвое сказала);
  • употребление фразеологизма, не
    соответствующего контексту (Среди слушателей были студенты, которые
    лыка не вязали по-русски,
    вместо Среди слушателей были студенты,
    которые плохо знали русский язык
    );
  • стилистически неуместное употребление (Командир
    приказал сматывать удочки,
    вместо Командир приказал уходить).

Слайд 14

Задание 2. Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним. (Для всех
учащихся) (выполняется в тетрадях)

Надеть (кто надел что-либо на кого) — одеть (кто одел кого);
одеваться – одеться

1.________ теплое пальто, на улице очень холодно. 2.
Мать_________

свою дочь по последней моде. 3. Он____ фрак и черный галстук.
4. Они_______ как на праздник. 5. “Учись, мой маленький,__________ сам”,- сказала
мать.

Проверка задания.

VI. Самостоятельная работа студентов

Задание 3. (на карточках) Найдите
правильный вариант в следующих фразеологизмах.

Карточки (для группы А)

1.ходить как в воду окунутый (опущенный)

2. мчаться сломав голову (сломя)

3. взять львиную часть (долю)

4.приподнять занавес (поднять)

4. показывать образец (показать)

5. кануть в лето (лету)

Задание 4. (на карточках) К данным выражениям подберите фразеологические антонимы.

Карточки (для групп Б и С)

  • нога за ногу (рука об руку)
  • засучив рукава (спустя рукава)
  • куры не клюют
  • держать ухо востро
  • пасть духом
  • легок на подъем

Проверка выполненных заданий всех групп студентов при помощи
взаимопроверки.

VII  Групповая работа

Слайд 15

Задание 5 (выполняется
устно) 
Прочитайте стихотворения. Их автор
показал нам, что бывает, если человек недостаточно думает над тем, что говорит.
Найдите лексические ошибки

Когда весной весенний первый гром,
Как люблю я майскую грозу в начале мая,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.

Покроют льдом, заледенят карниз.
Еще люблю, когда холодные морозы
Снежинки е неба падают, как слезы,
На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами все плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.

Слайд 16

Задание 6 (выполняется устно) Прочитайте и найдите “лишние” слова.

Песенка про лишние слова А.Хайта

Как проехать на вокзал? —
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче…
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.

Как по-другому называются “лишние” слова? Чем они опасны? (Слова-паразиты)

Слайд 17

Задание 7. (выполняется
устно)
Выберите одно из двух данных в
скобках слов.

Он полный (невежа — невежда) в вопросах литературы.

На факультете изучаются два (зарубежных — иностранных) языка.

Лермонтов — достойный (приёмник – преемник) Пушкина.

Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном (саване —
уборе).

Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине, кажется, начинает
(меняться в лучшую сторону, улучшаться, стабилизироваться).

Преподаватель отмечает активно работающих студентов

VIII Самостоятельная работа студентов:

Задание 8 . Перепишите,
исправляя ошибки в употреблении слов и фразеологизмов.

1. На дворе кромешные сумерки. 2. Я должна постараться
и взять себя в свои руки. 3. Наступит период, и я расскажу вам
правду. 4. Эта похвальба вполне заслужена вами. 5. Эти люди всё делают или
через пень, или через колоду
. 6. К сожалению, у всех сложилось о нём крайне
позитивное
впечатление.

Проверка задания. (Курсивом помечены ошибки для проверяющих.)

Задание 9 . Исправьте
ошибки, дайте комментарий. (Карточки для групп. А, Б, С).

А. 1. Он впервые дебютировал в заглавной роли. 2. Мальчики
оказались в огненном кольце, но они не стушевались. 3. Участники
экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 4. Скрепя душу
мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

Б. 1. Студент очень скрупулёзно изучал предмет. 2. Во
время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние
чистоты
на улицах. 3. В романе имеет место отсутствие ясно
выраженной сюжетной линии. 4. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений
городских властей закрыть стадион.

С. 1. Летом я буду отдыхать в подмосковной здравице. 2.
Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся. 3.
На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 4. Информация
о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох.

Проверка заданий всех трех групп по очереди. (Курсивом
помечены ошибки для проверяющих.)

Задание 10. Перепишите и
найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов, исправьте их

1. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом.
2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 3.
Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем
предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 5. Если
давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет
несправедливым. 6. Кое-кто пытается вбить клины под отношения
Таджикистана и Афганистана. 7. Вопрос с топливом сложный, просто так забросать
его шапками
нельзя.

Проверка задания. (Курсивом помечены ошибки для проверяющих.)

Мини-диктант, который проводит преподаватель. “Найди и исправь
лексические ошибки в предложениях”

1. Двадцать лет своей биографии она посвятила детям.

2. Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и
они не обратят на вас никакого внимания.

3.Бестселлером нового сезона стала стиральная машина “Катюша”.

5.Мой друг особенно уважает стихи.

6.Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь

7.В мае месяце в Нижнем Новгороде зацветает сирень.

8.Шкатулку с письмами она хранила как зеницу глаза.

9. “Оплатите за проезд”, — услышал я голос кондуктора.

Средства выразительности
речи

Языковое средство

Вид

Характеристика приёма

Примеры

Аллегория

лекс.

Изображение отвлечённого понятия через
конкретный образ

Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)
                                                  
(А. Пушкин)

Аллитерация

звук.

Один из видов звукописи, повторение в
тексте созвучных или одинаковых согласных звуков

Свищет
ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума…
                                                
(С.Есенин)

Анафора

синт.

Одинаковое начало нескольких соседних
предложений

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.       (О.Высотская)

Антитеза

синт.

Cопоставление резко контрастных или
противоположных понятий и образов для усиления впечатления

«Сон и смерть» А.А.Фета,
«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.

Ассонанс

звук.

Один из видов звукописи, повторение в
тексте одинаковых гласных звуков

Мело, мело по всей
земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…                 
   (Б.Пастернак)

Гипербола

лекс.

Художественное преувеличение

шаровары шириною с Чёрное море
(Н.Гоголь)

Градация

синт.

Расположение слов, выражений по
возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости

Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.
                                               (Н.Заболоцкий)

Именительный темы

синт.

Особый вид назывных предложений,
называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих
предложениях

Хлеб!.. Что
может быть важнее хлеба?!

Инверсия

синт.

Нарушение прямого порядка слов

Роняет лес
багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле… (А.Пушкин)

Ирония

лекс.

Тонкая насмешка, употребление в смысле,
противоположном прямому

                   Граф
Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов…      (А.Пушкин)

Композиционный стык

синт.

Повторение в начале нового предложения
слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его

На заре зорянка запела. Запела и чудом
соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н.Сладков)

Лексический повтор

лекс.

Повторение в тексте одного и того же
слова, словосочетания

Вокруг города по низким холмам
раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах
попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами
по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Литота

лекс.

Художественное преуменьшение

«мальчик с пальчик»

Метафора

лекс.

Переносное значение слова, основанное на
сходстве

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов
белые телята (Б.Ахмадулина)

Метонимия

лекс.

Замена одного слова другим на основе
смежности двух понятий

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

Многосоюзие

синт.

Намеренное использование повторяющегося
союза

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и
виноград.
                                     
         (В.Инбер)

Окказионализмы

лекс.

Индивидуальные авторские словообразования

…В нашей среде стали укореняться
какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины.
(Г.Смирнов)

Оксюморон

синт.

Сочетание противоположных по значению
слов

Туристы в родном городе. (Тэффи)

Олицетворение

лекс.

Перенесение свойств человека на
неодушевлённые предметы

Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)

Парцелляция

синт.

Намеренное разделение предложения на
значимые в смысловом отношении отрезки

Он любил всё красивое. И понимал толк в
этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

Перифраз

лекс.

Замена слова (словосочетания)
описательным оборотом

«люди в белых халатах»
(врачи), «рыжая плутовка» (лиса)

Риторический вопрос,
восклицание, обращение

синт.

Выражение утверждения в вопросительной
форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?      (Н.Некрасов)

Ряды, парное соединение
однородных членов

синт.

Использование однородных членов для
большей художественной выразительности текста

…Удивительное сочетание простоты
и сложности, прозрачности и глубины в
пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак)

Сарказм

лекс.

Едкая, язвительная насмешка, один из
приёмов сатиры

Сарказмом насыщены произведения Свифта,
Вольтера, Салтыкова-Щедрина.

Синекдоха

лекс.

Замена количественных отношений,
использование единственного числа вместо множественного

Швед, русский колет, рубит, режет… (А.Пушкин)

Синтаксический параллелизм

синт.

Сходное, параллельное построение фраз,
строк

Уметь говорить – искусство. Уметь
слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Сравнение

лекс.

Сопоставление двух предметов, понятий
или состояний, имеющих общий признак

Да, есть слова, что жгут, как пламя.
                                                  (А.Твардовский)

Умолчание

синт.

Прерванное высказывание, дающее
возможность домысливать, размышлять

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да
чтоб гусей не раздразнить… (И.А.Крылов)

Эллипсис

синт.

Сокращение, «пропуск» слов,
легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и
сжатости речи.

Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)

Эпитет

лекс.

Образное определение, характеризующее
свойство, качество, понятие, явление

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум…
(Н.Некрасов)

Эпифора

синт.

Одинаковая концовка нескольких
предложений

Весну заклинати, зиму провожати.
Рано, рано зиму провожати.

При составлении таблицы использованы
источники:
Русский язык. Учебно-методическое пособие для учащихся 11 классов
общеобразовательных учреждений и абитуриентов/ М.Б.Багге, Л.Г.Гвоздинская,
В.Н.Ивлева и др. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007, с.
147-149.
Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и
С.В.Тураев. – М.: «Просвещение», 1974.

Кроссворд

См. подробнее на сайте
«Литература для школьников»: Средства речевой
выразительности

Сайт
«К уроку литературы»   Санкт-Петербург    ©
2007-2015     Недорезова М. Г.

Яндекс.Метрика

Используются
технологии uCoz

В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

  • Примеры распространённых лексических ошибок
    • Нарушение лексической сочетаемости слов
    • Ошибки в похожих словах
    • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
    • Ошибки из-за невнимательности
  • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
    • Словари сочетаемости
    • 1. Gufo
    • 2. КартаСлов.ру
    • 3. Грамота.ру
    • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
    • 4. Орфограммка
    • 5. Текст.ру
    • 6. LanguageTool
    • 7. Тургенев
    • 8. Главред
  • Небольшой тест
  • Выводы

Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

Примеры распространённых лексических ошибок

На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

Примеры основных типов речевых лексических ошибок

Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

Типичным примером таких ошибок являются фразы:

  • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
  • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
  • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

  1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

Речевая избыточность в словосочетании

  1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

Неправильное по смыслу употребление слов

  1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

Пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

Лексическая ошибка сочетаемости

Ошибки в похожих словах

Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

  • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
  • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
  • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
  • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
  • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

  1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

Неправильно:

Ошибки со словом «одеть»

Правильно:

Правильное употребление «надеть» и «одеть»
Правильное употребление «надеть» и «одеть»

  1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

Неправильно:

Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

Правильно:

Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

Лексическая ошибка с гиперонимами

С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

Ошибки из-за невнимательности

Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

  • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
  • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

Словари сочетаемости

По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

1. Gufo

Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

Информация из разных словарей gufo.me

2. КартаСлов.ру

Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

Возможности сервиса КартаСлов

3. Грамота.ру

Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

4. Орфограммка

Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

Возможности сервиса Орфограммка

Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

  • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

  • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

  • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

Исправление лексических ошибок в Орфограммке

5. Текст.ру

Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

MS Word неправильно подчёркивает ошибки

А Advego – в согласовании числительного и существительного:

Advego не распознал ошибку

У text.ru таких грехов нет.

text.ru правильно подчёркивает ошибки

В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

6. LanguageTool

Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

Проверка нарушений лексики в LanguageTool

Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

Настройка параметров проверки в LanguageTool

7. Тургенев

Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

8. Главред

Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

Найденные Главредом лексические ошибки

Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Выводы

Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

Еще по теме:

  • Как писать статьи для сайтов разных тематик
  • Подготовка Получение ТЗ от SEO-специалиста Изучение сайта и страницы, на которой будет размещён текст Получение информации от владельца/контент-менеджера сайта Анализ информации в интернете Написание Проверка…

  • Как раскусить горе-копирайтера и оптимизировать работу на бирже
  • Вы подготовили ТЗ копирайтеру, разместили его на бирже и теперь не знаете, как выбрать хорошего автора. Есть ряд нюансов, благодаря  которым можно определить, насколько хорошо…

  • Advego VS плагиат. Как одно слово делает текст «уникальным»
  • Вторая часть нашего исследования программ и сервисов проверки уникальности текстов. На этот раз по просьбам многих читателей мы проверяли Advego Plagiatus. Результаты небольшого эксперимента для…

  • Текст для пользователя и Яндекса. 5 «НЕ» для копирайтера – о наболевшем
  • Основываясь на опыте, хотим дать несколько советов. Как писать текст так, чтобы он подходил и оптимизатору, который в первую очередь ориентируется на алгоритмы поисковых систем,…

  • 7 мифов о копирайтерах
  • Интернет-портал Psychologies.ru характеризует стереотип как «относительно устойчивый и упрощённый образ социальной группы, человека, события или явления». И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Тема 2.4. Лексические ошибки и их исправление

     Лексическая сочетаемость слов – это способность слова соединяться с другими словами контекста, не нарушая семантических и грамматических закономерностей сочетания слов. Лексическая сочетаемость обусловлена языком возможности сочетания слов в пределах словосочетания или соединения подлежащего со сказуемым. Крайним случаем зависимости слов от такой возможности можно считать фразеологические единицы языка.

     Намеренное нарушение семантических или грамматических закономерностей сочетания слов лежит в основе некоторых стилистических фигур и тропов.

     Ненамеренное, случайное нарушение лексической сочетаемости приводит к речевой ошибке. Часто встречающимся случаем нарушения лексической сочетаемости является конструкция, в которой ошибочно соединяются части синонимичных словосочетаний: играть значение (играть роль и иметь значение), предпринять меры (предпринять действия и принять меры ).

     Лексическая избыточность – это общее название двух стилистических явлений: плеоназма и тавтологии, связанных с присутствием в предложении вместо одного слова двух.

     Лексическая избыточность используется как стилистический прием усиления: видеть своими глазами, слышать своими ушами.

     Плеоназм – это лексическая избыточность, возникающая из-за дублирования лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью: внутренний интерьер (интерьер уже имеет значение внутренний), простаивать без дела.

      Различают два вида плеоназмов. Плеоназм обязательный, или структурно обусловленный, который не является стилистической ошибкой и широко представлен в языке: спуститься с горы (дублирование предлога и приставки), никогда не читал.

     Плеоназм – стилистическая ошибка, при которой объединяются в словосочетание или в предложение излишние, избыточные слова.

     Тавтология – это лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания или соединения подлежащего и сказуемого в предложении повторяются однокоренные слова: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Тавтология с юмором продемонстрирована в передаче “Радионяня” в следующем стихотворении:

Я более всего предпочитаю осень,

Когда плодами все плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит.

     Часто тавтологические повторы являются не стилистической ошибкой, а единственно возможной характеристикой предмета (соль соленая, жизнь прожить). Тавтологические сочетания слов встречаются в народно-поэтических произведениях, в пословицах и поговорках: дружба дружбой, а служба службой.

      Ненамеренная тавтология свидетельствует о неумении использовать синонимичное богатство языка, то есть является стилистической ошибкой.

      Лексические повторы – стилистически неуместное повторение одних и тех же слов: Я учусь в техникуме. Окончив техникум, буду работать на газовом промысле. 

Лексическая недостаточность – стилистическая ошибка, состоящая в пропуске необходимого компонента словосочетания: Меня до глубины (души) волнует этот вопрос. Лексическую недостаточность иногда связывают с языковым явлением, которое называется стяжением: он пьет (алкогольные напитки), брат служит (в армии). Но при лексической недостаточности такого семантического стяжения не происходит, и выполнение недостающего компонента словосочетания остается необходимым.

Тавтология, плеоназм, неуместные повторы слов делают текст неблагозвучным и затрудняют его восприятие. Причины таких ошибок общие: бедность речи, неумение использовать синонимы, незнание лексического значения слов, а также неразвитость “речевого слуха”: говорящий не замечает, что он неуместно употребляет близкие по смыслу или однокоренные слова. 

     Употребление фразеологизмов в речи подчиняется исторически сложившимся, закрепленным традицией правилам. С точки зрения стилистической фразеологические единицы языка неоднородны. Одни из них имеют разговорную или просторечную эмоционально-экспрессивную окраску и поэтому не употребляются в сугубо книжных стилях (официально-деловых и научном). Другие оттенок книжности, относятся к высокой лексике, часто входят в состав поэтизмов.

     В качестве языковой игры встречается намеренное разрушение фразеологического оборота, замена одного из компонентов в целях придания иного, часто иронического смысла: Хорошо смеется тот, кто стреляет первым.

     Ненамеренное разрушение фразеологического оборота является стилистической ошибкой.      

******************************************************************Речевые ошибки и пути их устранения .Типы ошибок

К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над подобными ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения, которые предусмотрены программой начальных классов, совершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов. Изучение таких ошибок, а также исследование причин их возникновения может послужить базой для их исправления и предупреждения.

Следует различать наряду с речевыми ошибками также неречевые: композиционные, логические и искажение фактов.

Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.

На первом месте по частоте стоят словарные или, точнее, лексико-стилистические ошибки. Охарактеризуем пять наиболее типичных ошибок этой группы:

1. Повторение одних и тех же слов: У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается.

Причины ошибки — во-первых, малый объем внимания учащегося: он забыл, что только что употребил слово, и выбирает его снова. Само же повторение вызывается тем, что это слово уже активизировано, на что указывал И. П. Павлов: «Если вы имеете для определения одного и того же предмета несколько слов, у вас есть тенденция повторять то слово, которое вы только что написали или произнесли. Это происходит потому, что тонус этого слова выше и он индуцирован» (Павловские среды. М.—Л., 1949, т. И, с. 478).

Вторая причина ошибки — бедность словаря: у пишущего или говорящего нет достаточного выбора, он не владеет синонимией, не умеет пользоваться местоимениями для замены повторяющихся слов.

Младшие школьники сравнительно легко обнаруживают и исправляют повторы, если они, получив соответствующие указания учителя, внимательно перечитывают свой текст. Тем не менее повторение слов и сочетаний — очень стойкая ошибка.

2. Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков. Примеры: Река покрылась модным льдом (у А.С. Пушкина: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета); В тот день была оттепель, было 10 градусов мороза; Чапаевцы строчили из автоматов; Мы перешли через горный курган (нужно: хребет).

Ошибки такого типа — следствие невысокого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. Они свойственны в первую очередь слабо развитым детям. (В каждом отдельном случае, кроме общей, свои причины.) Например, автоматы у чапаевцев — анахронизм, плохое знание истории техники. Смешение слов курган и хребет могло произойти потому, что слова редко употреблялись школьниками, оказались мало активизированными и близость их значений привела к смешению.

3. Нарушение общепринятой (фразеологической)-сочетаемости слов: Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу); Вышел красный молодец на бой со Змеем (народно-поэтическому языку свойственны сочетания добрый молодец и красна девица); Коле выдали благодарность (надо: объявили благодарность, или: выдали премию). Причина ошибок — малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса.

4. Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: Чапаевцы из станицы бежали к реке (лучше: отступали, отходили); Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже (лучше: тонет; слово утопает уместно лишь в поэтическом тексте); Уже весна хозяйничает в лесу. Зацвела черемуха, березы покрылись клейкими листочками. В нашей школе провели интересное мероприятие — прогулку в лес (слово мероприятие, уместное в деловой речи, совсем неуместно в художественном рассказе). Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием стилистических характеристик слова.

5. Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний: Петя шел взади (т. е. сзади); Обратно пошел дождь (т. е. опять); Вперед всех к реке прибежал Вова (т. е. быстрее всех, раньше всех, первым); поклал вместо положил, здоровый в значении большой и т. п. Подобные слова дети употребляют под влиянием .речи родителей, своего семейного речевого окружения. Устранение диалектизмов и просторечий возможно только на основе формирующегося понятия о литературном языке: младшие школьники уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют и местные говоры.

Хотя причины лексических ошибок не одинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы их исправления и разъяснения, но есть общий путь их предупреждения — это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова в данном контексте.

К группе морфолого-стилистических ошибокотносится неправильное образование форм слов, неправильное словоизменение или словообразование. Укажем четыре относительно частых типа ошибок этой группы:

1. В начальных классах еще встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой современного русского языка: На стройке работают бетонщики, штукатурщики (надо: штукатуры), монтажники; приречная полоса (по аналогии с приморская, прибрежная. Все эти ошибки требуют индивидуального разъяснения.

2. Образование диалектных или просторечных форм от слов литературного языка: они хочут, он хотит вместо они хотят, он хочет; иха мама или ихняя мама вместо их мама; выстрельнул или стрельнул вместо выстрелил; пришел без пальта вместо пришел без пальто. Эти ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей.

3. Пропуск морфем, чаще всего суффиксов (и постфикса): трудящие вместо трудящиеся; несколько раз выглядал в окно (нужно: выглядывал). Можно указать две причины подобных ошибок. Первая: ребенку трудно произносить громоздкие, со скоплением согласных слова типа трудящиеся; в устной речи школьник «теряет» отдельные звуки, их сочетания и даже морфемы, и это отражается в письменной речи. Следовательно, бороться с этими ошибками следует, развивая у школьников дикцию. Вторая причина — влияние просторечия.

4. Образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные): У партизан не хватало оружии; Крыш;/ кроют железами; Надо ехать без промедлений; съел два супа (надо: две тарелки супу). Причина этих ошибок — в стремлении младших школьников к конкретности.

Ошибки в словосочетаниях и предложениях (синтаксико-стилистические ошибки). Они очень разнообразны; здесь рассматриваются семь наиболее частых типов ошибок.

1. Нарушение управления, чаще всего — предложного: Добро побеждает над злом (возможно, здесь влияние сочетания одержало победу над злом); смеялись с пего (под влиянием диалекта); Все радовались красотой природы (радовались чему? красоте); Жители городов и сел выходили навстречу победителей (навстречу кому? победителям) и т. п.

Глагольное управление дети усваивают по образцам, в живой речи, в читаемых текстах. Поэтому ошибки в управлении предупреждаются на основе анализа образцовых текстов и составления словосочетаний определенных типов: разрабатываются системы упражнений с наиболее «опасными» глаголами, например: верить кому? чему? во что?, упрекать кого? в чем?, радоваться чему?, сообщать что? о чем? кому?

2. Нарушения согласования, чаще всего — сказуемого с подлежащим: Саше очень понравилось елка; В августе началась уборочные работы; туманная утро. Причины ошибок кроются в самом механизме составления предложения (и его записи): начав предложение, ученик еще не обдумал, как его закончит. Вероятно, по первоначальному замыслу следовало написать: понравилось на елке, началась уборка, туманная погода. Внимательное перечитывание текста, особенно вслух, помогает устранить ошибки подобного рода.

3. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла: Узкая полоска только с берегом связывает остров (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом); Только равнодушным оставался кот Борька (надо: Равнодушным оставался только кот Борька). Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение (вслух или про себя) целиком, прежде чем записать его. Работа над правильным порядком слов начинается в I классе: дети сами, перечитывая текст, могут улучшить порядок слов в предложениях. Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом.

4. Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют: Когда Коля прощался с отцом, он (отец или Коля?) не плакал; Пионерский отряд вышел в поход. Они(?) пели песню.

В первом предложении пишущему или говорящему ясно, о ком идет речь. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить: нужна практика самопроверки или взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимения, школьники самостоятельно в подобных случаях исправляют, перестраивают текст. Причина второй ошибки та же, что и в примере семья… встретили.

5. Местоименное удвоение подлежащего: Леня, когда вернулся в отряд, он был в генеральском кителе с витыми погонами; Петя— он был самый сильный из ребят. Можно указать на две причины таких ошибок: во-первых, ученик начинает произносить или записывать предложение, не подготовив его до конца; во-вторых, влияние разговорного стиля, где двойное подлежащее употребляется. Во втором случае — ошибка стилистическая.

6. Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид: Надвигалась темная туча и полил дождь; Незнакомец входит в хижину и поздоровался. В первом случае смещен вид, во втором — смещены вид и время. Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии учащихся. Устраняются они на основе смыслового анализа текста.

7. Неумение находить границы предложений. Встречается в двух вариантах: а) неоправданное деление сложного предложения на простые: Дворник когда подметал двор. Сломал ростки тополя; б) неумение делить текст на предложения: Охотник однажды шел по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков. В устном варианте подобные предложения интонационно не разделяются.

Основа исправления ошибок седьмого типа — различные упражнения с предложениями, в том числе разделение текста, напечатанного без точек, на отдельные предложения.

Напомним, что неречевые ошибки — это композиционные, логические ошибки, а также искажения фактов.

Типичная композиционная ошибка— несоответствие сочинения, рассказа, изложения предварительно составленному плану, т. е. неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.

Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочинению. Возможно, что наблюдения, накопление материала, отбор фактов были проведены учеником бессистемно, беспланово; возможно, что ученик в процессе подготовки недостаточно четко представлял себе, что именно нужно сказать в начале рассказа, что затем и как его закончить. Композиционная ошибка — это результат неумения охватить мысленно весь объем рассказа, неумения «владеть материалом», располагать его по своему замыслу, не находиться в плену у материала. Такие сложные умения формируются постепенно и отнюдь не быстро.

К числу логических ошибок относятся:

1. Пропуск необходимых слов, а иногда и существенных эпизодов, фактов, признаков описываемого предмета, например: Она схватила зубами за шиворот и давай окунать его (пропущено: одного медвежонка). В изложении «Купание медвежат» по В. Бианки один школьник пропустил всю сцену купания, т. е. всю основную часть, а когда изложение анализировалось, он удивился, ведь он прекрасно знал содержание рассказа и был уверен, что описал сцену купания.

Чтобы понять причины подобных ошибок, нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника. Пишет он медленно; но мысль его спешит, увлекаясь: он знает содержание рассказа, но оно проходит в его воображении, не находя отражения в тексте.

2. Нарушение логической последовательности и обоснованности: На заводе из хлопка прядут нитки. Хлопок с полей убирают хлопкоуборочные машины. Легко устраняются при совершенствовании черновиков, в процессе анализа написанного.

3. Употребление в одном ряду понятий разных уровней, разных классов: Но утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях’, Летом Ванька купался в речке, а днем с дедом ходил за грибами и ягодами.

4. Нелепые, парадоксальные суждения: Утро клонилось к вечеру. От речевых и логических ошибок следует отличать искажения фактического материала: Пришел зимний месяц ноябрь. Скворцы, синички, ласточки уже улетели на юг, только воробьи и снегири остались (автор-школьник живет в Московской области).

Таковы основные виды ошибок, допускаемые младшими школьниками в устной и письменной связной речи (кроме орфографических и пунктуационных).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Видеокарта выдает ошибку при запуске игры
  • Виды лабораторных ошибок
  • Видеокарта выдает ошибку 43 как исправить
  • Виды критических ошибок
  • Видеокарта gtx 770 ошибка 43