Виды и формы социальных атрибуции ошибки атрибуции

Термин «атрибуция» используется в разных областях знаний и может принимать разные значения. Например, в авторском праве этим словом обозначается указание автора произведения при цитировании. Мы же сегодня будем говорить об атрибуции как о психологическом явлении, заключающемся в приписывании объекту различных свойств, которые выглядят логичными с учётом уже имеющихся знаний о нём, но не всегда соответствуют действительности.

Что такое атрибуция?

С точки зрения психологии, атрибуция – это приписывание социальному объекту (индивиду или группе) определённых мотивов, намерений, эмоций и прочих характеристик. Если говорить простыми словами, это «достраивание» образа за счёт предположений, которые кажутся логичными с учётом того, что уже известно об объекте. Это происходит, поскольку для нашего мозга очень важна полнота информации. А пока остаются какие-то «пробелы», мозг испытывает дискомфорт и стремится их заполнить.

Термин «атрибуция» образован от латинского слова attributio, которое можно перевести как «приписывание».

В психологии атрибуцию начали активно изучать во второй половине XX века. Большинство исследований этого явления связаны с именами таких учёных как Кит Дэвис, Гарольд Келли, Джордж Келли, Эрнест Джонс (ученик и биограф Зигмунда Фрейда) и Хайдер Фриц, известный своим вкладом в социальную психологию и гештальт-психологию. Изначально атрибуция рассматривалась как небольшой аспект межличностной коммуникации. Но благодаря этим учёным сегодня данное понятие описывает большую и сложную психологическую реальность, которая выходит далеко за пределы межличностных отношений.

Примеры проявления

Чтобы лучше понять, что такое атрибуция, рассмотрим несколько ситуаций, в которых она заставляет нас делать какие-то выводы об окружающих, часто оказывающиеся ошибочными.

Пример 1. Мужчина в грязной одежде

Представьте, что вы видите, как к сигаретному киоску подходит мужчина в грязной одежде. Вы наверняка подумаете, что это пьяница, который сейчас купит самые дешёвые сигареты. Но он заказывает дорогие сигареты и ещё какие-то товары. А когда он расплачивается, вы замечаете у него в кошельке стопку крупных купюр. Теперь вы понимаете, что это обычный строитель или дорожный работник, которого вы просто увидели в испачкавшейся рабочей одежде.

В этом примере атрибуция срабатывает дважды:

  • Сначала вы делаете ошибочный вывод о человеке по его внешнему виду, составляете для него какую-то характеристику и прогнозируете его действия.
  • Потом вы узнаёте факты, которые полностью опровергают предыдущее предположение. Поэтому вы корректируете характеристику человека, дополняя её предположениями, которые кажутся вам логичными с учётом имеющейся картины.

Пример 2. Трезвенник или «не уважает»?

Представьте, что вы становитесь свидетелем встречи двух приятелей, которые давно не виделись. Один предлагает другому зайти в бар и выпить там пива, но второй отказывается. Вы можете прийти к выводу, что второй не очень рад этой встрече и хочет поскорее её завершить. Но вечером вы встречаете того парня в спортзале и понимаете, что он занимается спортом, а значит, именно поэтому отказался от пива.

Здесь атрибуция также работает дважды:

  • Сначала вы, ничего не зная о людях и отношениях между ними, предполагаете, что второй приятель не хочет пить пиво с первым, поскольку не рад встрече.
  • Узнав, что он занимается спортом, вы находите новое объяснение ситуации, свидетелем которой стали. При этом вы не можете быть уверены, что причина действительно в этом. Но атрибуция работает именно так – заставляет делать простые выводы и верить в них.

Стоит отметить, что в этих примерах корректирование характеристики присутствует, чтобы более отчётливо показать, как работает атрибуция. На самом деле, коррекции может и не быть. Из-за этого люди часто сохраняют какие-то неправильные представления о знакомых, которых редко видят.

Виды атрибуции

В социальной психологии принято выделять два вида атрибуции: ситуационную (поиск причин в обстоятельствах) и диспозиционную (поиск причин в личностных особенностях). Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Ситуационная (внешняя)

Это объяснение своих или чужих действий обстоятельствами. То есть, как ошибку, так и успех можно объяснить внешними факторами, сложностью сложившейся ситуации, вмешательством посторонних людей. Важно учитывать, что ситуация не обязательно должна быть внешней. К примеру, индивид может объяснять свою ошибку такими факторами как плохое самочувствие, усталость или недостаток сна.

2. Диспозиционная (внутренняя)

Это объяснение своих или чужих действий личностными качествами. У многих людей присутствует выраженная склонность игнорировать внешние факторы, переоценивая при этом личностные. Она проявляется в таких особенностях восприятия как:

  • неспособность понять, когда кто-то действовал вынужденно, находился под давлением обстоятельств;
  • повышенное содержание в речи «диспозиционных терминов» – слов, обозначающих личностные качества (умный, работящий, настойчивый, старательный, наглый, бесцеремонный и т. п.);
  • игнорирование влияния социальной роли;
  • склонность интерпретировать чужие инициативные действия как проявление личностных черт, а не влияние внешних мотивирующих факторов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что любая атрибуция сводится к каузальной, однако это не так. Атрибуция вообще направлена на то, чтобы составить о человеке общее представление, лучше понять его внутренний мир. А каузальная атрибуция направлена на объяснение причины конкретного события, действия или результата.

Значение атрибуции

В современной социальной психологии атрибуция рассматривается в качестве одного из ключевых механизмов межличностного восприятия. Этот механизм необходим, чтобы быстро увязывать социальную реальность с жизненным опытом индивида, освобождая тем самым когнитивные ресурсы мозга. При этом для психологов среди всех атрибутивных процессов наибольший интерес представляет каузальная атрибуция – интерпретация поведения других людей, приписывание причин их поступкам.

Одна из важнейших причин, почему психологам так интересна каузальная атрибуция и атрибуция в целом, заключается в том, что интерпретация чужого поведения многое говорит о собственных личностных качествах индивида.

С точки зрения эволюции, атрибуция – это эффективный механизм, упрощающий и ускоряющий социальное взаимодействие. Однако работает он далеко не идеально, поскольку подвержен существенному влиянию проекций и переносов. Из-за этого у нас часто складывается ложное понимание чужих мотивов.

На интерпретацию чужого поведения значительное влияние оказывает фундаментальная ошибка атрибуции. Её суть заключается в том, что мы склонны по-разному оценивать диспозиционные и ситуационные факторы. Совершив ошибку, мы объясняем её внешними воздействиями, тогда как причиной чужих ошибок считаем личностные особенности тех, кто их совершает. И наоборот, свой успех мы объясняем талантом и старанием, а чужой – случайным стечением обстоятельств.

Фундаментальная ошибка атрибуции

С понятием атрибуции связано такое известное когнитивное искажение как фундаментальная ошибка атрибуции. Его суть заключается в том, что мы склонны неправильно понимать причины решений, действий, успехов и неудач, недооценивая или переоценивая влияние личностных факторов. Может показаться, что это довольно простое явление, но это не так. Оно объединяет в себе целый ряд особенностей восприятия, таких как:

  • Ложное согласие. Любому наблюдателю собственное субъективное мнение кажется наиболее точным, взвешенным и правильным. Поэтому он ожидает, что большинство других людей разделяет его ценности и взгляды. Если кто-то поступает вопреки его ожиданиям, он объясняет это личностными качествами и отклонениями того индивида.
  • Недооценка важности того, что не случилось. Нам свойственно придавать минимум значения решениям, связанным с отказом от определённых поступков. Но на самом деле они часто бывают более значимыми, чем те, что привели к реальным действиям.
  • Игнорирование ролевой позиции.Оценивая действия другого человека, сложно оценить, какое влияние оказала его социальная роль, если она отличается от нашей. К примеру, неженатому мужчине сложно понять женатого и учесть все обстоятельства, влияющие на его решения.
  • Переоценка важности очевидных фактов. Обстоятельства – это «фон», детали которого не всегда удаётся разглядеть. Индивид же находится в центре внимания. Поэтому мы фокусируемся на нём и именно в нём ищем объяснение.
  • Простота построения ложных корреляций. Наш мозг довольно «наивен», поэтому легко объединяет различные личностные черты и считает, что они взаимосвязаны и всегда присутствуют одновременно.
  • Локус контроля. Это индивидуальная характеристика человека, показывающая, какую атрибуцию он использует чаще. Интерналы предпочитают личностную, а экстерналы – ситуативную.
  • Тенденциозность деятеля и наблюдателя. Сторонний наблюдатель видит ситуацию не так, как непосредственный участник. Это объясняется множеством факторов: личной заинтересованностью, разным количеством информации, разными «углами зрения» (для деятеля наблюдаемым объектом является ситуация, а для стороннего наблюдателя – сам деятель).

Отдельно стоит отметить, что немалое влияние на атрибуцию оказывают культурные особенности. К примеру, западной культуре свойственен индивидуализм, которые способствует личностной атрибуции. Для восточной культуры более естественен коллективизм, поэтому люди там склонны к ситуативной атрибуции.

Исследования показывают, что при атрибуции мы ориентируемся, прежде всего, на три фактора:

  • Консенсус. Это показатель того, насколько типичным мы считаем поведение человека. Если мы считаем, что в таких обстоятельствах все ведут себя так же, мы предпочитаем ситуативную атрибуцию, а если действия индивида кажутся нам неординарными – личностную.
  • Преднамеренность. Если поступок индивида выглядит продуманным, мы скорее припишем ему личностные мотивы, а неожиданный поступок объясним ситуационными причинами.
  • Последовательность. Если человек ведёт себя последовательно, мы начинаем воспринимать все его действия как личный выбор, а в случае непоследовательных действий переходим к ситуативной атрибуции.

Конечно, это далеко не все факторы. Также на атрибуцию влияет то, насколько хорошо мы знаем и как в общем воспринимаем индивида, которого оцениваем. Например, если человек, которого мы считаем ответственным, совершает безответственный поступок, мы можем предположить, что он поступил так под давлением обстоятельств или из-за недостаточной информированности о возможных последствиях.

Заключение

С точки зрения социальной психологии, атрибуция – это важный механизм, регулирующий межличностные отношения. Нам необходимо понимать мотивы других людей, чтобы иметь возможность предсказывать их поведение в будущем. Также мы нуждаемся в объяснении собственных действий, успехов и неудач. Нам это необходимо для защиты своего Эго, самоутверждения, повышения самооценки и прочего. Поэтому атрибуция является естественным и неотъемлемым элементом нашего восприятия, обеспечивающим нам гармоничность и целостность окружающей действительности.

Ваш
друг сделал вам комплимент по поводу
вашего вида. Что- то выбило вас из ритма,
и дела пошли плохо. Вы делали важный
доклад, но реакция аудитории оказалась
негативной. Попадая в подобные ситуации,
как вы объясняете их?

Теория
атрибуции — психологическая теория,
объясняющая то, как люди создают
«каузальные атрибуции», т.е. объясняют
причины действий и событий. Эта теория
была впервые систематизирована и описана
психологом Гарольдом Келли в 1967 году,
который основывался во многом на
классических работах Фрица Хайдера
(1958), Неда Джоунза и Кейт Дейвис (1965). Так
же, как и в случае с теорией ожидаемой
полезности, теория атрибуции стала
нормативной теорией оценки (идеализированной
теорией о том, как люди должны поступать),
но в отличие от первой, она применяется
и как описательная модель повседневного
поведения. В своей оригинальной
формулировке Келли разработал модель
атрибуции, которую он назвал «анализ
переменной структуры» (назван в честь
статистической методики, известной как
анализ переменной, или

AN
OVA).

Согласно
этой модели, люди обычно объясняют
поведение, исходя из трех возможных
причин: 1)

личность

что-
то в самой личности определило ее
поведение; 2)

объект

какое-
то объективное обстоятельство могло
повлиятьн а поведение; 3)

время

что-то,
связанное с данной ситуацией и временным
отрезком, так же могло повлиять на
поведение. Келли говорит о том, что эти
три атрибуции во многом происходят из
трех видов информации:

1.
Консенсус:

Так
ли поведут себя другие люди в такой
ситуации?

2.
Характерность:

Порождают
ли другие ситуации или стимулы такое
же поведение?

3.
Постоянство:

Случается
ли такое постоянно?

Общее
теоретическое направление в социальной
психологии, занимающееся проблемами
социального восприятия. Акт атрибуции
представляет собой приписывание или
наделение человеком какими-то
характеристиками (или чертами, эмоциями
или мотивами и т.д.) себя или другого
человека.

Таким
образом, термин представляет не столько
формальную теорию, сколько общий подход
в социальной психологии и психологии
личности, согласно которому поведение
изучается в свете этой концепции. Корни
этого подхода обнаруживаются в положении
гештальтпсихологии о том, что информация,
приобретенная в ходе прошлого опыта
наблюдателя, играет важную роль в
обработке новых данных.

Современная
теория атрибуции происходит из положений
казуальной атрибуции Хайдера и пытается
объяснять, каким образом люди приписывают
характеристики и качества другим людям.
Кратко говоря, эта теория утверждает,
что в социальных ситуациях наблюдается
следующая последовательность: человек
наблюдает поведение другого человека,
делает логический вывод о намерениях
этого человека, основываясь на воспринятых
действиях, и затем приписывает ему
какие-то скрытые мотивы, которые
согласуются с этим поведением. Имеется
много вариаций на эту тему, включая
теорию самовосприятия, в которой
представление человека о самом себе
рассматривается в рамках этого
теоретического подхода. См. восприятие
личности.

Фундаментальная
ошибка атрибуции (атрибуций) — в
социальной психологии склонность
человека объяснять поступки и поведение
других людей их личностными особенностями
(так называемой «внутренней диспозицией»),
а собственное поведение — внешними
обстоятельствами (так называемой
«внешней диспозицией»).

Так,
причину чужого опоздания часто объясняют
непунктуальностью или несобранностью
опоздавшего. Причину собственного
опоздания объясняют пробками или,
например, тем, что «вчера спать лег
поздно».

Причиной
блестящей сдачи экзаменов сокурсником
указывают «он умный», причиной собственного
успеха называют «я всю ночь не спал,
хорошо подготовился» или «мне повезло».

Причины
фундаментальной ошибки атрибуции:

 Ложное
согласие — представление о своём
поведении как типичном, а отличающемся
от него как ненормальном.

 Неравные
возможности — игнорирование особенностей,
обусловленных ролевой позицией.

 Игнорирование
информационной ценности неслучившегося
— несделанное должно также быть
основанием для оценки поведения.

 Большее
доверие к фактам, чем к суждениям — это
обусловлено механизмом «фигура — фон»

 Лёгкость
построения ложных корреляций — черты
ошибочно соединяются как обязательно
сопутствующие друг другу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ФЕНОМЕН КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ, ЕЕ ВИДЫ И ФОРМЫ. СТРУКТУРА АТРИБУТИВНОГО ПРОЦЕС-СА. МОДЕЛИ АТРИБУЦИИ. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ.

Статья Г.М. Андреевой

Изучение началось с Хайдера. Когда причины поведения неизвестны, средством причинного объяснения выступает приписывание, т.е. осуществляется своеобразное достраивание информации. Можно сказать, что процесс атрибуции служит человеку для того, чтобы придать смысл окружающему.

Отличие научного и обыденного объяснения. Научное объяснение выступает как бы «бессубъектным»: неважно, кто объясняет, важен результат. Обыденное объяснение, напротив, целиком «субъективно»: здесь познает и, значит, объясняет конкретный «наивный субъект», который всегда находится в общении с другим.

Развитие идей о каузальной атрибуции:

1) подчеркивалась потребность человека понять окружающий его мир и атрибуция рассматривалось как одно из средств такого понимания.

2) понятие «каузальная атрибуция» было позже заменено более широким понятием «атрибутивные процессы (приписываются не только причины поведения, но часто и определенные личностные черты, мотивы, потребности и пр.)

3) С. Бем: в число атрибутивных процессов были включены и явления самоатрибуции, то есть процессы, относящиеся к восприятию и познанию себя. Бем vs Фестингер: люди не знают обычно свои подлинные установки, выводят их из своего поведения (приписывают причины себе – самоатрибуция), поэтому сомнительно наличие у них диссонанса.

4) люди часто озабочены не столько поиском причин поведения другого человека, сколько поиском того, что в людях нам может быть полезно.

АП – считается переходом от социального восприятия к социальному познанию, так как в их основе лежит обыденное объяснение – основной способ осмысления мира «человеком с улицы», где вся система отношений опосредована именно этим обыденным объяснением.

Логический путь приписывания причин

Концепция Э. Джонса и К. Дэвиса. Человек, прежде всего, обладает некоторыми личностными чертами – диспозициями, затем намерениями – интенциями, затем актуализует и то и другое при помощи знаний и способностей.

Порядок следования событий для наблюдающего: индивид вначале наблюдает следствия каких-то действий другого человека, он может также наблюдать и само действие, но далее он уже ничего наблюдать не может. «Корреспондентское выведение» – осуществление вывода, соответствующего ряду наблюдаемых фактов.

Процесс выведения расшифровывается более подробно. Две его стадии:

атрибуция интенций – намеренно ли действие или нет

атрибуция диспозиций – анализ того, какие диспозиции стоят за этим

Условия возникновения ошибок в атрибутивном процессе:

уникальность или типичность действия

социальная желательность действия

тип атрибуции (насколько «верно» в конкретном случае употреблен «нужный» тип атрибуции)

позиция субъекта_восприятия (является ли он лишь наблюдателем или участником процесса)

Эксперимент Э.Джонса, К.Дэвиса и К.Гергена с космонавтами и подводниками

Испытуемые слушали симулированные интервью с людьми, якобы отбираемыми в космонавты и в подводники. Интервьюер описывал идеального космонавта как интроверта, а подводника как экстраверта. Половине испытуемых предложили записи бесед с теми, кто четко продемонстрировал ролевые образцы. Распределение было сделано безошибочно. Другой половине испытуемых дали прослушать ответы с противоположными ролевым требованиям. Противоречивые данные

Вывод:поведение, демонстрирующее явные ролевые образцы, не нуждается в особом объяснении, но отходящее от ролевых требований нуждается в специальном объяснении, ибо оно «интригует», так как обладает низкой социальной желательностью.

Теория каузальной атрибуции Г.Келли

Две ситуации приписывания

1. Воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них.

Перечень структурных элементов атрибутивного процесса:

Субъект

Объект

Обстоятельства

Соответственно три вида причин:

личностные

объектные (или стимульные)

обстоятельственные

Три вида элементов и три вида причин составляют «каузальное пространство». Это каузальное пространство изображается при помощи куба, стороны которого обозначают виды атрибуции.

Сущность процесса приписывания причин – нахождение адекватных вариантов сочетания причин и следствий в каждой конкретной ситуации.

2. Воспринимающий имеет одно единственное наблюдение и должен как-то объяснить причину события, которых может быть несколько.

«Принцип конфигурации»при условии недостаточности информации по критериям подобия, различия и соответствия, воспринимающий должен обрисовать для себя всю конфигурацию возможных причин и выбрать одну из них

Классификация причин:

обесцениваниесубъект отбрасывает те причины, которым есть альтернатива, ибо таковые причины «обесцениваются»

усилениечаще приписывается причина, которая чем-нибудь усиливается

систематическое искажение информации

Три типа атрибуции по Г. Келли в зависимости от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем:

личностная атрибуцияпричина приписывается лично совершающему поступок

объектная атрибуцияпричина приписывается тому объекту, на который направлено действие

обстоятельственная атрибуцияпричина совершающегося приписывается обстоятельствам

=> наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами


Ошибки атрибуции

Фундаментальная ошибка атрибуции – склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами (1977, Ли Росс)

Условия возникновения ошибок:

1. «Ложное согласие»воспринимающий принимает свою точку зрения как «нормальную» и потому полагает, что другим должна быть свойственна такая же точка зрения.

2. «Неравные возможности»воспринимающий легко может переоценить личностные причины поведения, просто не приняв в расчет ролевую позицию действующего лица

3. «Большее доверие вообще к фактам, чем к суждениям»первый взгляд всегда обращен к личности.

4. «Легкость построения ложных корреляций»наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо две личностные черты как обязательно сопутствующие друг другу

5. «Игнорирование информационной ценности неслучившегося» – такая информация нередко опускается

Фундаментальные ошибки атрибуции не носят абсолютного характера, то есть их нельзя считать универсальными, проявляющимися всегда и при всех обстоятельствах.

Эксперимент Э. Джонса и Р.Нисбетта: фундаментальная ошибка атрибуции присуща, прежде всего, наблюдателю. Участник же чаще приписывает причину обстоятельствам

Возможные объяснения:

наблюдатель и участник обладают различным уровнем информации

наблюдатель и участник обладают разным «углом зрения » на наблюдаемое, у них различный перцептивный фокус.

Мотивационные ошибки атрибуцииэто различные виды «защиты», пристрастия, которые субъект атрибутивного процесса включает в свои действия.

Необходимость включения мотивации в атрибутивный процесс обусловлена признанием факта субъективной интерпретации человеком социальной реальности.

Значительная разработка этой проблемы принадлежит Б. Вайнеру. Он предложил рассматривать три измерения в каждой причине: внутреннее – внешнее; стабильное – нестабильное; контролируемое – неконтролируемое. Различные сочетания этих измерений дают восемь моделей (возможных наборов атрибуций):

1. внутренняя – стабильная – неконтролируемая;

2. внутренняя – стабильная – контролируемая;

3. внутренняя – нестабильная – неконтролируемая;

4. внутренняя – нестабильная – контролируемая;

5. внешняя – стабильная – неконтролируемая;

6. внешняя – стабильная – контролируемая;

7. внешняя – нестабильная – неконтролируемая;

8. внешняя – нестабильная – контролируемая.

Вайнер предположил, что каждое сочетание включает в себя различную мотивацию.

Из трех предложенных «делений» причин лучше исследованы первые два: внутренние — внешние и стабильные — нестабильные. Причем именно манипуляции с этими двумя типами причин и порождают большинство мотивационных ошибок. Приписывание внутренних или внешних причин зависит от статуса воспринимаемого, в случае же оценивания своего поведения — от самооценки. Приписывание стабильных — нестабильных причин особенно тесно связано с признанием успеха — неудачи. Если объединить все эксперименты, касающиеся использования этих двух пар причин, то результат везде однозначен: в случае успеха себе приписываются внутренние причины, в случае неуспеха — внешние (обстоятельства); напротив, при объяснении причин поведения другого возникают разные варианты.

Социальная атрибуция.

Все находки в теориях АП свойственны индивидуальному сознанию. Совсем не рассматривается социальный контекст.

Теория социальной атрибуции

70е гг. – мы не учитываем, к какой группе принадлежит человек. При изучении атрибуции мы должны изучать отношения между группами (Ж-К Дешам).

Критика традиционных концепций каузальной атрибуции:

* слишком рациональная модель действующего человека (у Келли)

* игнорируется группа

* методика – эксперимент, нет учета реальной жизни – страдает экологическая валидность

* нет учета социально-демографических характеристик: пол, возраст и т.д.

Суть теории СА: индивид приписывает как-то причины социального поведению людей, с учетом принадлежности к группе субъекта и объекта приписывания. Поиск причин с учетом принадлежности к группе идет через социальной сравнение, что, в свою очередь, формирует социальную идентичность и межгрупповые отношения.

Стефан: при позитивном поведении членов своей группы делается больше внутренних причин, при негативном чужих – больше внутренних (и наоборот).

Пример: Южная Индия: индуисты (группа большинства) и мусульман (группа меньшинства). Опрашивали только индуистов. Им давали проективные ситуации, в которых действуют индуисты и мусульмане. В каждой из них – один совершает либо позитивный поступок, либо негативный. Испытуемых просили объяснить поведение членов этих двух конфессиональных групп. Были внешние причины: стечение обстоятельств, правила поведения и т.д. Внутренние причины: щедрость\жадность, плохой\хороший характер. Гипотеза подтвердилась (позитивному поведению членов своей группы и негативному поведению членов чужой группы приписываются внутренние причины, и наоборот – внешние причины). Эти атрибуции были названы этноцентристские атрибуции (как разновидность СА).

Социальная атрибуция:

· социальная по происхождению

· групповая по направленности

· групповая – по сходству между членами группы (согласованная)

Основная ф-ция СА – формирование, поддержание или усиление позитивной групповой идентичности.

В исследование СА включаются следующие гипотезы:

1. изучение СА – изучение объяснения с учетом общественных условий

2. основа СА – социальная категоризация

3. для СА характерно поддержание положительного образа своей группы – ингрупповой фаворитизм. Успех своей группы – внутренние причины, успех чужой – внешние причины, неуспех своей – внешние, неуспех чужой – внутренние. Следовательно, можно говорить об эгоцентрических атрибуциях.

4. СА может базироваться на убеждениях группы (стереотипах) и на своей личной предубежденности

5. СА может создаваться и усиливаться на основе взаимодействия.

США: Т. Петтигрю(у) говорил о существовании ошибки, предвзятости атрибуции: первичная (элементарная) ошибка атрибуции – систематическое структуррование ложных групповых атрибуций, частично основанных на предубеждениях. Есть некие атрибутивные паттерны, которые люди используют для построения объяснения поведения чужих групп. Для объяснения позит поведения представителя чужой группы – 4 варианта:

— исключение из правил (внутренняя причина);

— удача, благоприятное стечение обстоятельств (внешняя нестабильная причина);

— высокая мотивация, затраченные усилия (внутренняя нестабильная причина);

— манипуляция ситуативным контекстом.

Приписывание большего количества внешних и\или нестабильных причин позитивному поведению чужой группы. Своей группе – причины внутренние и стабильные.

Европа: Майкл Хьюстон и Иос Яспарс. Теория социальной (каузальной) атрибуции. Теория соц идентичности (Тешфел, Тёрнер), теория социальных представлений (Московиси) – в основе теории.

Концепция в виде гипотез, следствий и выводов. Интерпретация поведения и результатов деятельности на основе принадлежности к группе – атрибуция. Результаты деятельности людей: сиюминутные (непосредственные) и отдаленные. Мы сначала человека приписываем к группе (к которой он может не принадлежать), а потом приписываем ему поведение как принадлежащего этой группе.


социальная психология АТРИБУЦИИ, ИСКАЖЕНИЯ АТРИБУЦИИ 1

социальная психология АТРИБУЦИИ, ИСКАЖЕНИЯ АТРИБУЦИИ 1

Учебные вопросы: 1) атрибуции как психологический феномен; 2) виды каузальных атрибуций; 3) основные искажения

Учебные вопросы: 1) атрибуции как психологический феномен; 2) виды каузальных атрибуций; 3) основные искажения атрибуции. 2

Атрибуции (от англ. «приписывать» , «наделять» ) – способ расширения информационного пространства, когда социальным

Атрибуции (от англ. «приписывать» , «наделять» ) – способ расширения информационного пространства, когда социальным объектам приписываются какие-то черты, они наделяются характеристиками. Атрибуции делают мир более понятным и предсказуемым. Могут быть ответственности, причастности, причины… Каузальные атрибуции (от лат. «причина» ) – это субъективные интерпретации причин событий и поступков. 3

Виды каузальных атрибуций по Ф. Хайдеру: 1) интернальные (внутренние) – когда причина приписывается человеку,

Виды каузальных атрибуций по Ф. Хайдеру: 1) интернальные (внутренние) – когда причина приписывается человеку, его персональным характеристикам; 2) экстернальные (внешние) – когда причина приписывается обстоятельствам, не контролируемым человеком. 4

Виды каузальных атрибуций по Г. Келли: 1) диспозиционные – когда причина приписывается устойчивым личностным

Виды каузальных атрибуций по Г. Келли: 1) диспозиционные – когда причина приписывается устойчивым личностным характеристикам; 2) обстоятельственные – когда причина приписывается неконтролируемым обстоятельствам; 3) объектные – когда причина приписывается объекту (а не субъекту) действий. Несовпадения каузальных атрибуций приводят к непониманию и конфликтам в общении. 5

Фундаментальная ошибка атрибуции – тенденция преувеличивать значение личностных факторов при интерпретации чьего -либо (чужого)

Фундаментальная ошибка атрибуции – тенденция преувеличивать значение личностных факторов при интерпретации чьего -либо (чужого) поведения и недооценивать роль внешних обстоятельств. Например: «Он отказал мне в помощи, потому что он – эгоист» . Иначе — «ошибка соответствия» , обозначающая склонность индивида игнорировать факт вынужденности поведения другого, считать, что оно полностью обусловлено особенностями личности, является их очевидным следствием. 6

¡ «Различие действующего и наблюдателя» склонность действующего лица считать, что его собственное поведение обусловлено

¡ «Различие действующего и наблюдателя» склонность действующего лица считать, что его собственное поведение обусловлено ситуацией, в то время как для стороннего наблюдателя это поведение объясняется влиянием устойчивых личностных диспозиций. ¡Иначе — феномен «Я и другие» — существует тенденция к большей вероятности ситуационных каузальных атрибуций в отношении собственного поведения, чем чужого. 7

Сплетничание - процесс совместного оценивания отсутствующих лиц, происходящий в условиях праздного времяпровождения на основе

Сплетничание — процесс совместного оценивания отсутствующих лиц, происходящий в условиях праздного времяпровождения на основе декларации собственной приверженности собеседников социальным установлениям и групповым нормам. Сплетни — продукты этого процесса. Принципиальной особенностью оценочного компонента сплетничания является обращение к персональным характеристикам «мишеней» , т. е. используются интернальные (диспозиционные) атрибуции. Процесс обсуждения поступков «мишеней» сводится к обсуждению устойчивых личностных черт и персональных предпочтений как первопричин неудач или успехов. 8

Защитные атрибуции: Иллюзорный оптимизм – необоснованная вера человека в то, что в будущем именно

Защитные атрибуции: Иллюзорный оптимизм – необоснованная вера человека в то, что в будущем именно его, в отличие от других, с большей вероятностью ожидают позитивные события, чем негативные. Персонально к нему не относятся многие проблемы, остающиеся на долю других. Вера в справедливый мир основана на мнении, что наша реальность является правильным, упорядоченным и предсказуемым местом, где каждый получает то, чего заслуживает. Следствие: феномен обвинения жертвы. 9

Я-поддерживающая атрибуция ( «предрасположенность в пользу своего «я» , «самовозвеличивающее предубеждение» ) обозначает различия

Я-поддерживающая атрибуция ( «предрасположенность в пользу своего «я» , «самовозвеличивающее предубеждение» ) обозначает различия в интерпретации людьми собственных успехов и неудач. Причины успехов приписываются своим диспозиционным характеристикам, а неудач – ситуационным обстоятельствам. Обеспечивает сохранение самооценки. 10

Эгоцентрическая атрибуция ( «иллюзия личного контроля» ) – стремление воспринимать себя ближе к центру

Эгоцентрическая атрибуция ( «иллюзия личного контроля» ) – стремление воспринимать себя ближе к центру событий, чем на деле. Например, вспоминать события прошлого так, будто мы играли в них решающую роль. Атрибуция самонадеянного суждения – склонность проявлять чрезмерную уверенность в правильности своей атрибуции. Для ее подтверждения люди неосознанно игнорируют или искажают ту информацию, которая противоречит их предвзятому мнению. Усиливается при эмоциональном напряжении. 11

¡Предельная ошибка атрибуции – распространение на всю социальную группу обобщенных и устойчивых личностных характеристик.

¡Предельная ошибка атрибуции – распространение на всю социальную группу обобщенных и устойчивых личностных характеристик. Лежит в основе предрассудков. ¡Варианты формулировки: ¡ 1) Применительно к ингруппе успешное поведение кого-либо из членов объясняется диспозиционными атрибуциями, а неуспешное действие – временными ситуативными. По отношению к членам аутгруппы все наоборот: успешное или позитивное поведение описывается как следствие случайных или вынужденных обстоятельств, а неуспешное или негативное – как обусловленное стабильными личностными чертами. 12

¡ 2) Поведение индивидов может рассматриваться как типичное для этой группы или индивидуальное, «нетипичное»

¡ 2) Поведение индивидов может рассматриваться как типичное для этой группы или индивидуальное, «нетипичное» для остальных. При этом успешное или одобряемое поведение представителя ингруппы и неуспешное или неодобряемое поведение члена аутгруппы по-прежнему объясняется общегрупповыми диспозициями, однако негативное поведение кого-либо в ингруппе или позитивное поведение члена аутгруппы описывается как следствие индивидуальных особенностей. 13

АТТИТЮДЫ И ПОВЕДЕНИЕ 14

АТТИТЮДЫ И ПОВЕДЕНИЕ 14

Учебные вопросы: 1) общая характеристика аттитюдов; 2) парадокс Лапьера и его объяснения; 3) функции

Учебные вопросы: 1) общая характеристика аттитюдов; 2) парадокс Лапьера и его объяснения; 3) функции аттитюдов. 15

Эффект Кулешова 16

Эффект Кулешова 16

Аттитюд (социальная установка) - состояние готовности, устойчивой предрасположенности к определенным действиям в социальной ситуации.

Аттитюд (социальная установка) — состояние готовности, устойчивой предрасположенности к определенным действиям в социальной ситуации. Зависит от прошлого опыта и специфики восприятия текущей ситуации. Термин введен в 1918 г. социологами Флорианом Знанецким и Уильямом Томасом в книге «Польский крестьянин в Европе и Америке» . 17

Парадокс Лапьера (1934): Аттитюды владельцев гостиниц и ресторанов, основанные на предрассудках в отношении китайцев,

Парадокс Лапьера (1934): Аттитюды владельцев гостиниц и ресторанов, основанные на предрассудках в отношении китайцев, обусловили различное поведение при личной встрече и письменном ответе на просьбу об обслуживании. 18

¡ ¡ ¡ Объяснения: 1. По Мартину Смиту (1942), структура аттитюда включает три компонента:

¡ ¡ ¡ Объяснения: 1. По Мартину Смиту (1942), структура аттитюда включает три компонента: когнитивный (знание об объекте), аффективный (его эмоциональная оценка) и поведенческий (последовательность действий в отношении объекта). В разных случаях большее выражение получали различные компоненты. 2. По Милтону Рокичу, у человека одновременно существует парный аттитюд – на объект и на ситуацию. В данном случае объект воспринимался негативно, а ситуация — прагматично. 19

3. Согласно концепции диспозиционной регуляции социального поведения В. А. Ядова, у человека имеется иерархически

3. Согласно концепции диспозиционной регуляции социального поведения В. А. Ядова, у человека имеется иерархически упорядоченная система установок, включающая: а) элементарные установки в понимании Д. Н. Узнадзе, регулирующие предметные акты; б) социальные установки, регулирующие обыденные поступки; в) базовые установки (к работе, досугу), регулирующие системы поступков, поведение; г) ценностные ориентации личности, жизненная позиция, регулирующие жизнедеятельность в целом. Различия в поведении обусловлены различиями уровней установки. 20

4. Кроме аттитюдов на поведение влияет комплекс внешних, ситуативных факторов. 5. По Расселу Фазио,

4. Кроме аттитюдов на поведение влияет комплекс внешних, ситуативных факторов. 5. По Расселу Фазио, аттитюд позволяет предсказать поведение, когда он легкодоступен для человека, т. е. является четким, хорошо осознаваемым, быстро актуализируемым. В случае Лапьера качество аттитюдов не позволяло достоверно предсказать поведение. Эффективные аттитюды обычно результат собственного опыта, а не пассивного усвоения. Если особенности ситуации усиливают их каким-то образом, они сильнее влияют на поведение. 21

Функции аттитюдов. По Дэвиду Кацу (1960): ¡ 1) инструментальная (адаптивная), помогает организовать поведение так,

Функции аттитюдов. По Дэвиду Кацу (1960): ¡ 1) инструментальная (адаптивная), помогает организовать поведение так, чтобы достичь цели, уменьшить потери, быть принятым другими; ¡ 2) эго-защитная, обеспечивает разрешение внутренних конфликтов личности, сохранение самооценки; ¡ 3) выражения ценностей (самореализации) к субъективно значимым объектам, организации поведения на этой основе; ¡ 4) познавательная (организации знания), делает социальные объекты понятными и предсказуемыми. 22

СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ 23

СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ 23

Учебные вопросы: 1) общая характеристика социальных стереотипов; 2) функции социальных стереотипов. 24

Учебные вопросы: 1) общая характеристика социальных стереотипов; 2) функции социальных стереотипов. 24

Социальный стереотип (от греч. «твердый» , «отпечаток» ) – усвоенное представление о человеке, группе

Социальный стереотип (от греч. «твердый» , «отпечаток» ) – усвоенное представление о человеке, группе или событии, характеризующееся устойчивостью, упрощенностью, чрезмерной обобщенностью и неточностью. ( «Все они такие…» ). ¡Это экономный классификатор, позволяющий ориентироваться при нехватке времени или информации. Средство адаптации к социальной среде. Часто содержит рациональное зерно. ¡Однако может привести к ложному обобщению, если а) устаревая, перестает соответствовать действительности, б) классифицирует объекты по несущественным или несуществующим основаниям. ¡Термин введен Уолтером Липпманом (1922). 25

¡Э. Аронсон: «Мыслить стереотипно – это значит приписывать идентичные характеристики любому человеку в группе,

¡Э. Аронсон: «Мыслить стереотипно – это значит приписывать идентичные характеристики любому человеку в группе, не обращая внимания на реальные различия между членами этой группы» . ¡Функции (по Генри Тэшфелу): ¡Индивидуальный уровень: 1) когнитивная – схематизация, упрощение обработки информации путем ее обобщения; 2) ценностно-защитная – создание и сохранение положительной Я-концепции; ¡Групповой уровень: 1) идеологизирующая – формирование группо-вой идеологии, оправдывающей поведение; ¡ 2) идентифицирующая – создание и сохранение положительного группового Мы-образа. 26

Если достоверная информация противоречит стереотипу, то он часто сохраняется путем выделения новой категории, соответствующей

Если достоверная информация противоречит стереотипу, то он часто сохраняется путем выделения новой категории, соответствующей этому знанию. Стереотипы часто игнорируются, если речь идет о конкретных партнерах по общению, но сохраняются при описании их социальных групп. 27

Основные понятия: Атрибуции, каузальные атрибуции; интернальные и экстернальные атрибуции; диспозиционные, обстоятельственные и объектные атрибуции;

Основные понятия: Атрибуции, каузальные атрибуции; интернальные и экстернальные атрибуции; диспозиционные, обстоятельственные и объектные атрибуции; фундаментальная ошибка атрибуции (ошибка соответствия), различие действующего и наблюдателя (феномен «Я и другие» ), иллюзорный оптимизм, вера в справедливый мир, обвинение жертвы, Я-поддерживающая атрибуция (предрасположенность в пользу «Я» ), эгоцентрическая атрибуция ( «иллюзия личного контроля» ), атрибуция самонадеянного суждения, предельная ошибка атрибуции. Аттитюд (социальная установка), парадокс Лапьера, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты аттитюда. Социальный стереотип. 28

Сущность социального восприятия

Особым значением для создания организационного поведения обладает социальная перцепция (так называемое социальное восприятие) либо социальное познание, являющаяся по сути процессом сопоставления, интеграции и трактования информации о себе, иных людях и их общностях для создания их досконального образа и представления о них. 

На точные показатели данного представления оказывают влияние особенности четырех компонентов структуры процесса социальной перцепции: 

  • субъект восприятия;
  • объект восприятия;
  • непосредственно процесс восприятия;
  •  итог данного процесса – образ. 

Субъектами социального познания могут являться: человек, другой человек, группа людей; объектами – сам человек, другой человек, группа людей, общественное явление. 

Идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, рефлексия и каузальная атрибуция — это механизмы межличностного восприятия, приводящие к деформации образа объекта восприятия в социальной перцепции.

Эффекты, «ошибки» и закономерности, имеющие место в социальном восприятии

Все эффекты восприятия и феномены, перечисленные выше, в то же время являются и своеобразными «ошибками» (проявлением погрешностей социальной перцепции), и крайне важными закономерностями, причины которых кроются в базовых характеристиках и особенностях психики человека.

Далее остановимся на каждом из них и более подробно изучим эффекты восприятия.

  • Эффект ореола («эффект гало», «эффект нимба или рога») – самый известный из всех «ошибок» межличностной перцепции. Суть данного эффекта заключается в том, что общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке проецируется и на оценку его ранее скрытых черт, также воспринимаемых в качестве позитивных. И наоборот — совокупное негативное впечатление также ведет к негативной оценке черт, являющихся неизвестных людям.
Замечание 1

Эффект ореола – восприятие всей личности целиком, основываясь лишь на одной из всех ее черт (внешний вид, манеры разговора, увлечений и проч.).

  • Эффект последовательности как «эффект первичности» включает в себя тенденцию к сильной переоценке первичной информации о неизвестном человеке, в ее закреплении и высокой устойчивости в последующем относительно иной, полученной позднее, информации. Он также носит названия «эффекта знакомства» либо » эффект первого впечатления».
  • Эффект последовательности — «эффект новизны», отличается от описанного выше тем, что имеет отношение не к восприятию неизвестного человека, а к восприятию уже знакомого. Удивителен тот факт, что в случае изучения восприятия близких людей и приятелей, ситуация противоположно изменчива: наиболее достоверной и верной человеку почему-то кажется последняя полученная информация.

Описанные ранее два эффекта последовательности можно объяснить с помощью общего психологического механизма –механизма стереотипизации. Все феномены, которые им обусловлены, некоторые исследователи определяют в отдельно взятую группу – группу «эффектов стереотипизации».

Определение 1

Что такое стереотип? Стереотипом называют некоторый устойчивый образ явления или человека, используемый в качестве средства, своего рода «сокращения», схемы при взаимодействии людей друг с другом.

Данный механизм появляется на базе сформировавшегося в бытовой жизни (либо в трудовой и профессиональной деятельности) отличающихся представлений о сути того или иного явления. Кроме того, стереотип также появляется и на базе довольно ограниченного и скудного предыдущего опыта, что вызывает стремление формировать некоторые выводы, основываясь на ограниченных источниках полученной информации.

  • Эффект роли. Стоит принимать во внимание отличие личностных особенностей самого индивидуума и его поведения, определяемого ролевыми функциями.
  • Эффект присутствия (эффект социальной фасилитации или ингибиции). В случае, когда человек обладает высокими навыками того или иного вида профессиональной деятельности, то в присутствии окружающих и наблюдателей он справится с ней гораздо лучше, нежели в одиночку; если же его действия не идеальны, то присутствие наблюдающих может привести не к настолько высоким достижениям.
  • Эффект авансирования. Человеку приписываются ненастоящие достоинства и заслуг, что приводит к разочарованию в нем после столкновения с его поведением, неадекватному и несоответствующему в сравнении со сложившимся о нем положительном представлении.
  • Эффект снисходительности. Заключается в необоснованном позитивном восприятии управленцем своих подчиненных и преувеличении их позитивных качеств при гипотрофировании негативных, руководствуясь мнением о том, что они «еще смогут исправиться».
  • Эффект физиогномической редукции. Базируется на скоропалительных заключениях о внутренних психологических качествах индивидуума на базе его внешности. Случается, что данные стереотипы основываются на устаревших психофизиологических теориях (например, Кречмера и проч.), считавших, что имеется связь между структурой черт лица и тела с чертами характера человека.
  • Эффект красоты. находит свое проявление в том, что люди с более привлекательной внешностью расцениваются в качестве более приятных во всех отношениях, например, в общении (они кажутся более открытыми, коммуникабельными, успешными), а вот менее привлекательными в плане внешности отводится менее значимая роль в глазах собеседников.
  • Эффект ожиданий (эффект Пигмалиона). Человек получает ту обратную связь, на которую и рассчитывал (например, если начальник ожидает, что его подчиненный будет проявлять себя как скованный и закрытый – получит именно такого работника; если же его стиль общения подразумевает открытость и непринужденность – это поможет спровоцировать подчиненного именно на такую политику в поведении). Можно сказать, что наше открытое и дружелюбное поведение в некоторой степени является залогом такой же реакции со стороны коллектива.
  • Феномен «презумпции взаимности» («иллюзии взаимности»). Данный феномен состоит в стабильно-устойчивой тенденции индивидуума воспринимать отношения к нему со стороны окружающих его людей похожими его собственным отношениям к ним. Этот феномен призывает управленца не забывать о том, что несправедливость в оценке может спровоцировать «эффект бумеранга» со стороны его коллектива.
  • Эффект проекции. Так называемый перенос на других людей своих собственных качеств рождает некую установку ожидания от них соответствующего поведения по отношению к себе. Данный эффект зачастую находит свое проявление в отсутствии у людей навыка разделять точку зрения иного человека.
  • Феномен «предположения о сходстве». Заключается в тенденции субъекта считать, что иные важные для него люди воспринимают окружающих одинаково с ним. Он проецирует свое восприятие других людей на свой коллектив и его сотрудников.
Замечание 2

Частая «ошибка» восприятия – феномен игнорирования информационной ценности того, что не случилось. Каждый управленец хорошо осведомлен, что зачастую важнее оказывается не то, что человек сказал либо совершил, а то, что он не сказал и не совершил.

Появление разного рода проблем и искажений во время оценивания человека человеком значительно объясняется избирательностью и эффектами процесса восприятия. Дорогой к разрешению проблемы точности межличностной перцепции должен служить комплексный подход к пониманию всей суммы факторов, которые влияют на эффективность перцепции, принятие во внимание всех реальных и имеющих место «искажений». 

Парадокс восприятия состоит в стремлении осуществлять контроль над процессом восприятия для того, чтобы не допустить ошибок и скоропалительных суждений, противоречащих принципам функционирования перцептивной системы людей.

Сущность атрибуции

В случае неизвестности причин поведения другого человека, средством для объяснения поведения (и в целом социального явления) может стать приписывание, то есть происходит своего рода «додумывание» информации. 

Определение 2

Таким образом, атрибуцией называют процесс восприятия «наивным психологом» причин поведения и его результатов, который позволяет индивидууму наделить смыслом окружающее. 

Ввел в обиход данное определение и изучал каузальную (причинную) атрибуцию Ф. Хайдер – ученый из Америки, являющийся одним из сооснователей концепции «самооценки личности».

По теории каузальной (причинной) атрибуции восприятие человеком поведения других значительным образом обусловлено тем, что он расценивает в качестве причины данного поведения. Причины поведения, как правило, обуславливают индивидуальными (личностными) особенностями индивидуума либо ситуацией, в рамках которой было проявлено то или иное поведение, либо их сочетанием.

Замечание 3

Атрибуция есть процесс трактования и определения человеком побудительных причин своего поведения и действий других индивидуумов.

Диспозиционная (личностная, внутренняя, интернальная) атрибуция обуславливает поведение человека рядом некоторых, приписываемых ему аспектов (умениями, компетенциями, мотивами, целями и проч.), а ситуационная (внешняя, экстернальная) атрибуция делает акцент на влиянии внешней среды на поведенческие нормы (например, сотрудник опоздал на работу по причине снежных заносов по пути). Следовательно, мы прибегаем к оценке поведения других людей, основываясь на воспринимаемых нами мотивах и намерениях. 

Труд ученого Ф. Хайдера послужил концептуальной базой для более общего подхода, который известен в мире в качестве теории атрибуции. Теории атрибуции современности, занимаясь проблемами социального восприятия, де-факто предпринимают попытку объяснения (познания) того, каким образом присваивают характеристики и качества другим людям. 

Определение 3

Акт атрибуции есть присваивание либо наделение какими-то характеристиками (или чертами, эмоциями, мотивами и т.д.) себя или другого человека. 

Теории атрибуции едины во мнении, что в социальных ситуациях имеет место такая последовательная цепочка: человек смотрит на поведение другого человека, делает логический вывод о намерениях данного индивидуума и, опираясь на полученную информацию, присваивает данному человеку какие-то скрытые мотивы, соответствующие данному поведению.

Имеют место большое число вариантов на данную тематику, в том числе и теория самовосприятия, в которой представление человека о самом себе изучается в пределах этого теоретического подхода.

Пример 1

Например, приведем типичную ситуацию, когда, повышая тон голоса, менеджер достаточно резко отчитывает своего подчиненного. Внутренняя атрибуция гласит, что поведение обусловлено характеристиками человека («Начальник отчитал меня из-за моих нетерпеливости и неумения слушать»»). Внешняя атрибуция связывает поведение с конкретно взятой ситуацией («Менеджер накричал из-за моего отставания от графика и последующего недовольства клиента»).

Правильная же атрибуция важна в связи с тем, что оказывает помощь в определении правильного порядка действий в той или иной ситуации. В описанной выше ситуации с начальником и подчиненным вероятны две причины: непростой характер менеджера и сложившиеся обстоятельства. В первом случае подчиненный будет винить во всем своего босса и даже может стараться избегать его в дальнейшем. Во втором случае — подчиненный может предпринять попытку не допустить повторения такой ситуации в будущем.

Факторы атрибуции

Приписывания и ошибки в процессе атрибуции случаются в ситуациях, которые доступны для прогнозирования. Открытия Дж. Келли — американского психолога прошлого столетия и автора теории личностных конструкторов в сфере атрибутивного процесса определило несколько факторов, которые определяют внутренний либо внешний тип (стиль) атрибуции и обусловливают нормы поведения:

  • консенсус (единодушие) – какое количество людей ведет себя так же, как конкретный человек; мы наделены склонностью добавлять личные мотивы необычному поведению и ситуационные мотивы – поведению, которое характерно для многих;
  • преднамеренность – в какой мере продуманно либо неординарно поведение человека в конкретной ситуации; нам характерно приписывать личные мотивы взвешенному, прагматичному поведению, а ситуационные причины – нестандартному и неординарному;
  • последовательность – в какой мере последовательно поведение человека на протяжении всего временного отрезка и по совокупности всех поступков. Нам характерно приписывание последовательного и логичного поведения человека личным мотивам, а ситуационные причины, которые стали причиной поведения, – единичным и редким случаям поведения.

Ошибки атрибуции

Кроме данных достаточно общих правил имеют место еще предрасположенности, которыми люди могут руководствоваться в ходе процесса атрибуции. Ряд ошибок или предубеждения в значительной мере деформируют атрибуцию (объяснение). 

Пример 2

К примеру, большое количество фактов говорят о том, что, когда мы выносим суждения о поведении других людей, мы можем недооценивать влияние внешних (ситуационных) факторов и, наоборот — переоценивать влияние внутренних (личностных) факторов. Это является фундаментальной ошибкой атрибуции – черта людей не замечать ситуационные причины действий и их итогов из-за диспозиционных (личностных). Данная ошибка не обладает абсолютным характером (она не является универсальной, далеко не всегда проявляется, не при всякого рода обстоятельствах, возможно научиться ее распознавать и ликвидировать).

К числу условий появления фундаментальной ошибки атрибуции можно отнести:

  • ложное согласие – то есть переоценку типичности своего поведения (своих чувств, верований, убеждений), которая выражается в том, что наблюдатель воспринимает свою точку зрения как единственно верную («нормальную»), то есть должно быть свойственной всем людям, а вот любое отклонение от нее обусловлено личностью наблюдаемого (деятеля);
  • неравные возможности – это непринятие в расчет ролевой позиции действующего (наблюдаемого) лица. Каждый человек играет множество ролей, и некоторые его роли позволяют легче выразить себя и показать свои позитивные качества.

Именно данный механизм и активируется при атрибуции в стандартных ситуациях на трудовом поприще «руководитель – подчиненный»;

  • отсутствия внимания к информационной ценности того, что не случилось. Информация о том, что «не случилось»» – о том, что человек «не совершил», – может стать основанием для оценки поведения, но именно она зачастую игнорируется, так как наблюдатель с большего воспринимает лишь то, что «случилось»;
  • большее доверие к фактам, нежели к мнениям. Первый взгляд всегда обращается к «более очевидному» факту – к личности («фигуре»), а ситуацию («фоновую заставку») еще нужно выявить, сформировать свое мнение на этот счет. Здесь включается механизм фокуса восприятия «фигура – фон»;
  • легкое формирование неверных корреляций. Данный феномен лежит в основе имплицитных теорий личности и заключается в том, что наивный наблюдатель в произвольной манере интегрирует две любые черты личности в качестве обязательно сопутствующих друг другу. 
Пример 3

Крайне часто реализуется свободная связка внешних черт и психологических свойств, что делает процесс атрибуции более простым и быстрым (к примеру, бытует мнение, что все полные люди – добряки, все мужчины-управленцы с невысоким ростом – властолюбцы и так далее).

Помимо данных условий, можно определить факторы предпочтения типа атрибуции:

  • ряд социальных норм в разнообразных культурах формирует склонность к определенному типу атрибуции (западный индивидуализм – к личностной атрибуции, а восточный коллективизм – к ситуационной);
  • место (локус) контроля личностная особенность, качество, которое характеризует склонность человека наделять ответственностью за итоги своей деятельности внешние силы (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственные способности и усилия (интернальный, внутренний локус контроля). Локус контроля оказывает влияние на то, как люди (интерналы или экстерналы) «смотрят на мир», например, на приемлемый ими тип атрибуции: интерналы чаще пользуются личностной атрибуцией, а экстерналы – ситуационной;
  • тенденциозность «деятеля – наблюдателя» – находит свое проявление в значительном отличии их перцептивных позиций, выражающихся в том, что они: 
  • владеют разным уровнем информации: наблюдатель мало знает ситуацию, а деятель действует на основе своего опыта в развивающейся во времени ситуации; 
  • используют различный «угол зрения» на наблюдаемое, то есть у них различный перцептивный фокус: для наблюдателя «фоном» является ситуация, а деятель – «фигурой», а для деятеля ситуация является «фигурой», выделенной из окружающей среды, определившей ситуацию и себя в контексте этой ситуации.

Додумывание причины, мотивов данного события личным либо ситуационным факторам также находится в зависимости от точки зрения человека, уместности и возможности альтернативы этого поведения, природы последствий, склонности человека к ответственности, персональной концепции индивида (самооценки, Я-концепции).

Каждый атрибутивный процесс берет свое начало с мотивации человека выяснить природу причины и результатов тех или иных поступков других людей (и себя самого), а затем предсказать их поведение в будущем, т.е. понять смысл человеческих отношений.

Мотивационные ошибки атрибуции представлены различного рода «защитами» (защита собственного эго, Я-концепции), пристрастиями (тенденцией видеть себя в более благоприятном свете, завышением самооценки) и могут быть объяснены субъективным трактованием человеком общественной реальности, которая так или иначе включает в себя тенденциозность (пристрастность, необъективность) превалирующего числа мнений. 

Замечание 4

Весомая заслуга в разработке данной проблемы принадлежит Б. Вайнеру. В центре внимания ученого находился локус причинности, то есть способы присваивания и объяснения причин в случае успешного и провального исходов. 

Модель Б. Вайнера – динамическая, так как принимает во внимание то, что люди изначально оценивают успешность или провал результатов действий, а потом испытывают соответствующие позитивные или негативные эмоции. 

После они совершают причинное атрибутирование исполнению, что, в свою очередь, вызывает более специфичные эмоции (например, гордость за проявленные способности) и повышение ожидаемой эффективности в отношении будущих действий. Немного после Б. Вайнер внес коррективу в свою схему (локус – стабильность – контролируемость) и добавил атрибуцию ответственности, которая определяла эмоциональное состояние субъекта и направляла его поведение. 

Замечание 5

Изменение общего алгоритма схемы Б. Вайнера можно представить в следующем виде: событие (неудача на экзамене) –эмоциональная реакция на результат – казуальная атрибуция – суждение об ответственности – эмоциональные состояния (гнев, сочувствие) – поведение.

Другая искажающая атрибуцию предрасположенность обусловлена тем, какую оценку мы даем своему собственному поведению.

Людям свойственно объяснять свои успехи действием внутренних факторов, таких как способности, усилие или трудолюбие, а промахи – действием внешних факторов (например, невезением). Данное свойство получило название расположенности к самому себе (деформацией в свою сторону).

Наличие такого предубеждения приводит к тому, что служащие редко соглашаются с оценкой их деятельности, сделанной руководством, какой бы она ни была – позитивной или негативной. Например, очень вероятна такая ситуация: начальник говорит вам, что вы не умеете выразить свои мысли, а вы считаете, что он не умеет слушать. Истина, как это часто бывает, скорее всего, лежит где-то посередине.

Замечание 6

Успехи других людей и свои собственные неудачи люди чаще всего объясняют ситуативной атрибуцией, а свои достижения и промахи других людей – личностной атрибуцией. 

Правильность понимания менеджером ситуации и ее причин существенно влияет на эффективность его действий. Когда менеджеров спросили, в чем они видят причину неэффективной работы своих подчиненных, они чаще указывали на внутренние факторы (малый уровень способностей и усилий), нежели на внешние (например, недостаточную поддержку и мотивацию со стороны руководства). Данные результаты могут указывать на возможную атрибутивную ошибку – склонность недооценивать влияние ситуационных и переоценивать влияние индивидуальных факторов в оценке поведения других людей. 

Когда же менеджеров попросили назвать причины их собственной неэффективности, то подавляющее количество опрашиваемых назвало внешний, ситуационный фактор – низкий уровень поддержки. А данный итог говорит о наличии в поведении руководителей некоторого уровня неумышленной предвзятости, атрибутивной склонности отрицать собственную ответственность за проблемы эффективности, но готовность нести ответственность за успех.

Этот тип ситуации можно обусловить тем, что на поведение человека влияет ни что иное как восприятие. Управленец, считающий, что его подчиненные работают в недостаточной мере эффективно, и видящий причину в недостаточном уровне их усилий, вероятнее всего, таким образом, предпринимает попытку стимулировать их трудиться усерднее. Возможность же трансформации ситуационных факторов (например, устранение принуждения и обеспечение лучшей организационной поддержки) в большинстве случаев опускается. 

Такое отношение не дает возможность увеличить производительность в связи с тем, что перекладывает всю ответственность на личностный фактор, то есть на подчиненного, а не на себя (поскольку действия или бездействие руководителя являются частью ситуации по отношению к подчиненным.

Замечание 7

В то же время ряд источников утверждает, что 86% всех отклонений от нормальной работы случаются в виду обстоятельств и лишь 14% — по вине людей. 

Выше говорилось, что, давая оценку своей собственной работе, менеджеры отмечают, как они смогли бы трудиться эффективнее в случае улучшения поддержки. Было установлено, что они не считали свои личные навыки и желание прилежно работать весомым фактором, а относительно подчиненных – принимали его во внимание. К данной ошибке имеют меньшую склонность высокоэмпатийные люди: они легче «ставят» себя на место другого и в связи с этим изучают поведение других людей подобно своему собственному в похожих ситуациях.

Отличия в восприятии причин эффективности работы может стать причиной серьезных проблем в организации.

Пример 4

Например, маловероятно, что менеджер, который склонен приписывать высокую эффективность работы подчиненных везению или малозначительному уровню ее сложности, в полной мере оценит и даст вознаграждение за успешное достижение поставленных целей. 

Отсутствие материального и морального поощрения, в то же время, может повлечь за собой падение энтузиазма и интереса к своей профессии и текущим задачам, особенно тогда, когда подчиненные воспринимают свои высокие профессиональные достижения в качестве следствия персонального таланта, уникальных навыков и способностей, а также долгой и усердной работы.

Знание законов атрибуции и ключевых атрибутивных ошибок (или эффектов атрибуции) может помочь управленцу верно вносит коррективы в восприятие себя и своего коллектива, повысить уровень своей социально-перцептивной компетентности.
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виды и структуры резюме ошибки при составлении резюме
  • Виды и причины языковых ошибок презентация
  • Видеоджет 1220 ошибка ловушки устранение
  • Видеоадаптер код ошибки 43 windows 10
  • Виды и причины языковых ошибок учебник