Грамматические ошибки
Предложения
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу …
Благодаря понимания со стороны родителей…
НАДО: БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ?
Летчик действовал согласно инструкций… НАДО: согласно чему?
Вопреки прогнозов аналитиков… НАДО: вопреки чему?
На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка. НАДО: уделяется чему? ИЗУЧЕНИЮ
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стали профессиональными спортсменами.
Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
Те, кто видел море лунными вечерами, часто вспоминает о нем.
Каждый из жителей этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей.
О пьесе «Вишневом саде» А.П.Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
НАДО: НЕ ТОЛЬКО…, НО И…
Борис Шергин – «писатель души и сердца», который как раскрыл идеи братства, так и красоты. НАДО: раскрыл как идеи братства, так и идеи красоты.
Я горячо люблю и горжусь своей Родиной. НАДО: люблю что? кого? – горжусь чем? кем?
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена.
Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.
Работая над окончательным вариантом рукописи, меня ничто так не вдохновляло, как будущий успех моей книги.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
В рассказе описывается путешествие к замку, находящегося на самой вершине живописного холма.
Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
7. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Пёс от счастья машет хвостом и протянул мне руку.
8. Ошибка в построении сложноподчиненного предложения.
Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше ни в одном уголке Земли.
Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
9. Неправильное употребление имени числительного.
Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.
Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.
10. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
И.С.Тургенев писал, что «берегите русский язык, этот клад, это достояние».
7 сентября 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
Теория с примерами.
→ t8.docx | t8.pdf
→ Практика
1) неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом
2) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4) неправильное построение предложения с косвенной речью
5) неправильное построение предложения с однородными членами
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
нарушение в построении сложного предложения
9) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Автор: Лазутина Марина Сергеевна.
Задание 8. Грамматические ошибки
Задание № 8 на ЕГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом:
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Типы грамматических ошибок.
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
- Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
благодаря (кому) другу
вопреки (чему) ожиданию
согласно (чему?) расписанию
- Предлог «ПО» управляет предложным падежом:
по приездЕ в Казань
по истечениИ срока
по прибытиИ домой
2.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).
Запомните правила:
1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.
А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов( меньшинство поддержало оратора).
Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих( ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).
В). Множественное число в остальных случаях:
- Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).
- Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей ( если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).
- Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).
- Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).
Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:
- Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.
Например: Народ проголосовал аз принятие новой Конституции.
- Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.
Например: Много лет прошло со дня окончания школы.
- Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.
- Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него
( никто, кое-кто и д.т.)
Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.
- Если в качестве подлежащего выступают составные числительные , последнее слово в котором — ОДИН + существительное.
Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.
3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение — название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?
- Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:
Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» ( Им.п.)
Моя мама работает на фабрике « Заря».
- Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:
Я восхищаюсь « Войной и миром» ( Тв.п.)
Она работает на « Заре» ( П.п.)
Какая же бывает ошибка в задании № 7?
Пример:
Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).
Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»( верно: книгу « Война и мир»).
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами.
- Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:
Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)
- Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).
- Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых :
Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.
- Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Настроение было НЕ ТОЛЬКО главным для создателя, НО И для читателей
( верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).
Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).
- Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).
- Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов
(верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)
- Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:
Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.
Правильное употребление деепричастного оборота:
- Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия — подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.
Например:
Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
- Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.
Например:
Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
- Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.
Например:
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:
- Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
- Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом.
- Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.
Например:
Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).
- Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.
Например:
Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).
7.Неправильное построение предложения с косвенной речью.
- Прямая речь — это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь — это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.
Примеры.
Неверно:
Некрасов писал, что « я лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).
Верно:
Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,
8.Неправильное построение сложного предложения.
7 ТИПИЧНЫХ ОШИБОК.
Примеры. |
Пояснения. |
1.Я не понял, что доступным ли было моё изложение материала. | Верно.
Я не понял, доступным ли было моё изложение материала. Ошибка. Если в придаточном есть частица ЛИ, то подчинительный союз НЕ используется. |
2.Картины принадлежали перу молодых художников, на которых было изображено море. | Верно.
Картины (КАКИЕ?), на которых было изображено море, принадлежали перу молодых художников. Ошибка. Определительные придаточные всегда стоят после определяемого ими слова, а не после другого слова. |
3.Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, что до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий. | Верно.
Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий. Ошибка. Нельзя использовать сразу два подчинительных союза в придаточном предложении. |
4.Учитель часто делает мне замечания, что я опаздываю на уроки. | Верно.
Учитель часто делает мне замечания (ПОЧЕМУ?), потому что я опаздываю на уроки. Ошибка Неверно подобран подчинительный союз. Нужно задавать вопросы и определять, какой тип придаточного, затем подбирать правильный союз. |
5.Он попросил секретаря , чтобы ему напомнили бы о времени встречи. | Верно.
Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили о времени встречи. Ошибка. Нельзя при глаголе использовать частицу БЫ, если иуде есть союз ЧТОБЫ. |
6.Всё указывало, что погода скоро резко изменится. | Верно.
Всё указывало на ТО, что погода скоро резко изменится. Ошибка. Отсутствие указательного местоимения ТО. |
7.Он говорил ТО, что это невозможно. | Верно.
1.Он говорил О ТОМ, что это невозможно. 2.Он говорил, что это невозможно. Ошибка: неправильное использование указательного местоимения ТО. |
9.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Рекомендации по выполнению задания.
- Найдите предложение, в котором есть однородные глаголы- сказуемые.
- Определите, какого вида и времени данные глаголы.
ПОДСКАЗКА.
Два вида глаголов:
— совершенный (глаголы отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?);
— несовершенный (глаголы отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?).
Три времени глаголов:
— прошедшее (действие уже произошло, определяем по суффиксу -Л-);
— настоящее (действие происходит в настоящее время, сейчас);
— будущее (действие ещё только произойдёт в будущем).
- Помните, что глаголы должны быть в одном предложение одного и того же ВИДА и стоять в одном и том же ВРЕМЕНИ.
- Если глаголы РАЗНОГО вида и времени, то это ошибка. Номер данного предложения записывает в ответе.
Рассмотрим два примера.
Пример № 1.
Предложение с ошибкой (нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм).
В детстве особенно важно научиться любить природу и понять её красоту и тайну.
Пояснение.
Научиться (ЧТО ДЕЛАТЬ) – любить, несовершенный вид.
(ЧТО СДЕЛАТЬ?)- понять , совершенный вид.
Глаголы разного вида, это ошибка.
Правильно.
В детстве особенно важно научиться любить природу и (ЧТО ДЕЛАТЬ?) понимать её красоту и тайну.
Пример № 2.
Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.
Показывает – ЧТО ДЕЛАЕТ? Это глагол настоящего времени, несовершенного вида.
Изобразил – ЧТО СДЕЛАЛ? Это глагол прошедшего времени, совершенного вида.
Правильно.
Л. Толстой в романе «Война и мир» показал сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.
10.Ошибки в употреблении имени числительного.
Типичные ошибки.
1.Ошибка при склонении числительных.
Запомните, что у количественных числительных (отвечают на вопрос СКОЛЬКО?) изменяются обе части слова и каждое слово в сложном числительном, а в порядковом— только последнее слово.
Примеры.
- Он заканчивал школу в двух тысяч девятнадцатом году. (Две тысячи девятнадцатый — какой? Это порядковое числительное, изменяется только последнее слово).
Верно.
Он заканчивал школу в две тысячи девятнадцатом году.
- С семистами работниками завода был продлён трудовой договор. (Неверная форма творительного падежа числительного «семьсот»).
Верно.
С семьюстами работниками завода был продлён трудовой договор.
2.Числительные ОБА, ОБЕ имеют род.
Пример.
По обоим сторонам дороги росли сосны. (Слово «сторона»- женского рода).
Верно.
По обеим сторонам дороги росли сосны.
3.Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) НЕ употребляются с существительными женского рода, со словами, обозначающими взрослых животных (только детёнышей). Они также употребляются со словами,имеющими только множественное число.
Примеры.
- Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили. (ТРОЕ подростков – это верно, так ка сущ. мужского рода; а вот ДВОЕ девушек- нет.)
Верно.
Трое подростков, среди которых были ТРИ девушки, о чём-то шумно спорили.
- Двое огромных волков перебежали дорогу. (ДВОЕ волков – неверно , так как сущ. обозначает взрослых животных).
Верно.
Два огромных волка перебежали дорогу.
- К школе родители купили двое пар брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца. (Слово «пара»- женского рода, а с сущ. женского рода собирательное числительное не употребляется)
Верно.
К школе родители купили две пары брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца.
4.Неверное сочетание числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, а также составных, заканчивающихся на них, с существительными.
Запомните, данные числительные НЕ сочетаются с сущ. во множественном числе.
Пример.
Для выполнения работы нам дали двадцать двое суток.
Верно.
Для выполнения работы нам дали двадцать два дня.
5.Ошибка в склонении числительных, оканчивающихся на -СТА,-СТО,-СОТ.
Запомните: двумстам, четырёмстам, нет двухсот, четырёхсот, любуюсь двумястами, четырьмястами. Восьмисот, восьмьюстами.
Пример.
Команда вышла в финал турнира с семистами баллами.
Верно.
Команда вышла в финал турнира с семьюстами баллами.
6.Ошибка при склонении числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО, ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА.
Запомните, что в косвенных падежах (кроме винительного) они имеют всего одну форму: СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА, ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА.
Пример.
Он прочитал не более полтораста страниц.
Верно.
Он прочитал не более полутораста страниц.
ПРИМЕРЫ.
Пример № 1. | Комментарий. |
В этом году город отметил свое шестьсотлетие. | В этом году город отметил свое шестьсотлетие.
Верно. В этом году город отметил свое шестисотлетие. (Склоняются оба корня числительного «шестьсот»). |
Пример № 2. | Комментарий. |
Среди депутатов было пятеро женщин. | Среди депутатов было пятеро женщин.
Верно. Среди депутатов было пять женщин. (Собирательные числительные НЕ употребляются с сущ. женского рода). |
Пример № 3. | Комментарий. |
Мы опоздали всего на полторы сутки. | Мы опоздали всего на полторы сутки.
Числительное «полторы» в косвенном падеже имеет форму «полутора». Верно. Мы опоздали всего на полутора суток. |
Таковы типичные ошибки в предложениях с числительными. Запомните их, научитесь находить такие предложения.
Мельникова Вера Александровна
Типы ошибок в задании 8
-
неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом
-
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
-
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
-
неправильное построение предложения с косвенной речью
-
неправильное построение предложения с однородными членами
-
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
-
нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
-
нарушение в построении сложного предложения
-
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
-
Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом:
Дательный падеж – только КОМУ, ЧЕМУ!!!
-
Производные предлоги – СОГЛАСНО, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР сочетаются только с Дательным падежом!
-
Производные предлоги ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ПРИЛЁТЕ, ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ИСТЕЧЕНИИ, ПО ПРИБЫТИИ – запомнить!
-
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:
Приложение – название (газеты, фильма, книги, спектакля, магазина и т.п.), которое может употребляться как с кавычками, так и без них.
Журнал «Мурзилка», гипермаркет «Лента», роман «Анна Каренина»
-
Если несогласованное приложение стоит с определяемым словом, то мы используем его в Именительном падеже.
Я прочитал произведение «Анна Каренина».
Мне купили газету «Комсомольская правда»
Поздравляем с праздником Восьмое марта!
-
Если в несогласованном приложении нет определяемого слова, то используем необходимый падеж, как при склонении существительных:
Я прочитал «Анну Каренину».
Мне купили «Комсомольскую правду».
Поздравляем с Восьмым марта!
-
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
Несовпадение форм единственного и множественного числа у подлежащего и сказуемого.
Ошибка: Все, кто хотел поехать, отправился в путь.
Правильно: [Все, (кто хотел поехать), отправились в путь].
-
Неправильное построение предложения с косвенной речью:
Чехов сказал: «Краткость – сестра таланта». А: «П».
«Краткость – сестра таланта», — говорил Чехов. «П», — а.
Чехов говорил, что краткость – сестра таланта.
Ошибка: Путники решили, что я лучше пережду дождь в селении.
Правильно: Путники решили, что лучше переждать дождь в селении.
Ошибка: Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».
-
Неправильное построение предложения с однородными членами:
Он красив и высокий.
Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.
-
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом:
Причастие – форма глагола с суффиксами УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ-, -ОМ-\-ЕМ-, -ИМ-, -НН-, -Т-, -Н-(для кратких причастий), обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию.
Причастный оборот – причастие с зависимыми словами. Выделяется запятыми на письме, если находится после определяемого слова.
Книга, найденная мною, возвращена на место.
Причастный оборот не выделяется запятыми, если находится перед определяемым словом:
Найденная мною книга была возвращена на место.
Ошибка: Я долго разговаривал с авторами, написавших эту статью.
Правильно: Я долго разговаривал с авторами, написавшими эту статью.
Ошибка: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощёной площади серыми плитами.
Правильно: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощёной серыми плитами площади.
-
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Деепричастие – особая форма глагола, обозначающая добавочное к основному действие, отвечающая на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? ЧТО СДЕЛАВШИ? Суффиксы –А-/-Я-, -В-, -ВШИ-/-ШИ-. Делая, умирая, сбежав, удивившись.
Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. И основное, и добавочное действие должно выполнять одно и то же лицо!!!
Ошибка: Подъезжая к вокзалу, с меня слетела шляпа.
Правильно: Подъезжая к вокзалу, я заметил, что с меня слетела шляпа.
Ошибка: Наслаждаясь тёплым летним днём, ощущается запах трав.
P.S. Кто наслаждается тёплым летним днём? А кто ощущает запах трав? Не забываем – нужно одно и то же действующее лицо!
Правильно: Когда наслаждаешься тёплым летним днём, ощущается запах трав.
-
Нарушение в построении сложного предложения
-
неправильное употребление союзов, находящихся на стыке простых предложений в составе сложного:
Ошибка: Размышляя о значении литературы, понимаешь что насколько серьёзно она на нас влияет.
P.S. Придаточная часть может быть присоединена к главной при помощи только одного союза!
-
неоправданное повторение союзов:
Ошибка: Мне предстояло отправиться в город, в котором прежде жили мои родители, которые приехали в него в 1995 году, который стал для них настоящим испытанием.
-
употребление союза ЧТО при наличии частицы ЛИ:
Ошибка: Мы не услышали, что пришёл ли он на условленное место.
-
ошибочная постановка указательного слова в главное предложение:
Ошибка: Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. Я считаю то что ты не прав.
-
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм:
Формы глаголов в предложении должны совпадать по виду и времени.
Ошибка: Всю ночь идёт снег и прекратился утром.
Правильно: Всю ночь шёл снег и прекратился утром.
Ошибка: Родители и дети должны научиться понять и уважать интересы друг друга.
Правильно: Родители и дети должны научиться понимать и уважать интересы друг друга.
Ошибка: Когда наступает весна, потекли ручьи.
Правильно: Когда наступила весна, потекли ручьи.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ.
Это
задание проверяет вашу речевую культуру, владение грамматическими нормами
русского литературного языка.
Грамматические нормы – это совокупность
морфологических (нормы употребления форм слов разных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления
словосочетаний и предложений). Грамматические нормы современного
русского языка можно разделить на три категории: словообразовательные,
морфологические и синтаксические.
Грамматическая
ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение
синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
I.
Предложения с однородными членами.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Во |
Во Каждое |
2. |
На |
На земле, |
3. |
В |
В Рыба |
4. |
На |
На Бабушки |
5. |
Иван |
Иван с |
6. |
Мы |
Мы Не |
7. |
Посетители |
Посетители |
8. как не если |
Автор |
Автор |
9. |
Книга |
Книга |
10. |
Много |
Много Нельзя |
11. |
Он |
Он Он |
II.
Предложения с причастным оборотом.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Приготовленные оладьи |
Оладьи, приготовленные Приготовленные Определяемое |
2. |
Мы |
Мы |
3. |
Задание, |
Задание, |
4. |
Дождь, Причастный |
Дождь, Два |
5. Нагромождение причастных конструкций. |
Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, |
Лица, |
III.
Сложноподчинённые предложения.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Лошади |
Непонятно, Казачьи |
2. |
Весной |
Весной |
3. |
Те, |
Кто — ед. Те, кто |
4. |
Выступающие |
заметить Выступавшие |
5. |
Автор, |
Автор, Высказывание |
6. |
Когда тяжёлый бой уже закончился, |
Когда |
7. |
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела |
Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черёмуха, когда |
8. |
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, |
Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и |
9. |
Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
Мы благодарны им за то, что живём под мирным |
10. |
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не |
Он увидел черёмуху, растущую во дворе дома, который не уцелел |
IV.
Сложносочинённые предложения.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
Внизу |
2. |
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт |
Автор |
3. |
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и |
Родители |
V.
Нарушение управления при употреблении предлогов.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Благодаря доктора, Поезд |
Благодаря (КОМУ?) Поезд Существительные |
2. |
По завершению По |
По По Если Если По |
3. |
Вернувшись От Он |
Вернувшись С Он |
4. |
Нельзя |
Нельзя |
5. |
Автор |
Автор |
Запомните! Предлоги Снега |
VI.
Ошибки при построении предложений с деепричастными оборотами.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. Основное и добавочное действия относятся к разным |
Прочитав очерк, его герои стали |
Герои |
2. |
Закончив приготовления, |
Ему |
3. |
Проявляя острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый |
Проявив |
4. Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный |
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего |
Он, |
5. Нагромождение деепричастных конструкций. |
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, |
Став |
VII.
Прочие типы ошибок.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
В |
В В Название Если они употребляются сами по себе, отдельно, то названия |
2. |
Глаза его прикрывали стёкла очков. |
Стёкла Прямой 1. 2. 3. 4. 5. Неоправданная |
3. |
Учёный оперировал С точными фактами. |
При Учёный Учёный |
4. |
Митрофанушку родители воспитывали в любви, а |
Глаголы |
Митрофанушку родители воспитывали в любви, но |
Согласование
подлежащего и сказуемого.
Правило |
Примеры |
1. |
Большинство Ряд новых постановлений |
2. |
Несколько За |