Виды грамматических ошибок скачать

Грамматические ошибки

Справочные материалы

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

 подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. 

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

К числу наиболее типичных грамматических ошибок (К9)  относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);

2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или  …дает.., учит…);

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);

5)  неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:

1)       нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны смелость, знания, честность);

2)     ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы»);

3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Тренировочные упражнения

Задание.  Найти ошибку, объяснить (в соответствии с таблицей), записать исправленный вариант.

1.Ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц.

1)  Им двигает чувство сострадания.

2)  Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

3)  Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста .

4) Вышев на сцену, певцы поклонились.

5)   Автор тута был не прав.

2. Грамматико-синтаксические ошибки.

1) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.

2)  Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

3) Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.

4) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

5) Посмотрев  спектакль, больше всего мне понравилась главная героиня.

6) Я считаю то, что  в нашем драматическом театре прекрасно ставят классику.

7) Пушкин описывает и критически отзывается о  пугачевском восстании.

8) В повести «Капитанской дочке» один из главных героев – Пугачев.

9)Требования к сочинению не выходят за рамки, ограниченными школьной программой.

Виды грамматических ошибок

Примеры ошибок

Правильный вариант/правило

Ошибки в управлении

-неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом

* Оплатить за проезд

Скучаю по вам

*согласно приказа,

по приезду

Б

С дат. п.

(кому? чему?)

лагодаря

Согласно

вопреки

По приезде, прибытии, завершении, истечении, возвращении (в П.п.)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Смешение конструкций главного и придаточного предложений

*МГУ завершило прием

*Кресло-кровать стояла

*Пришел добрый врач Иванова.

Никто, даже отличники, не решили.

*Те, (кто опоздал), не посмотрел фильм.

Гл.слово-м.р.

Гл.слово-ср.р

Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р.

Никто не решил

Те не посмотрели, кто опоздал.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления

2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами

3. Употребление двойных союзов в искаженном виде

4. Избыточность союзных средств

5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов

6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п.

7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов.

* Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами.

*Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания.

* Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания.

*Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал.

*Концерты проходили В театрах, парках, стадионах.

*Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки.

* Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи)

Подбор (чего?)

Наблюдение(над чем?)

не только для разведения, но и для поддержания.

Не только, но и

Как , так и

и т.п.

но//тем не менее

НА стадионах

Двух мальчиков и трех девочек

Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!!

Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

разорван определяемым словом

— неправильное согласование причастия с определяемым словом

*Издалека были видны /плывущие бревна по воде/

Мы увидели бревна, плывущих по воде

Бревна, /плывущие по воде/

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

-деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо

* Листая альбом, мне попались две фотографии

Листая альбом, я увидел две фотографии.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже.

*В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века.

«Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев.

В романе «Капитанская дочка»..

В «Капитанской дочке»…

Ошибка в построении сложного предложения

с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном)

употребление составных союзов в искаженном виде

избыточность союзных средств

* Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно.

* Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова.

* Он спросил, что где его вещи.

* Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык

Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно

Перед тем как

Для того чтобы

Вмето того чтобы

Прежде чем

С тех пор как

По мере того как

Подобно тому как

Виду того что

Вследствие того что несмотря на то что

Он спросил, где его вещи.

Я не знаю, сможем ли мы найти…

Косвенная речь

Прямая речь

Средство связи при замене на косвенную

Косвенная речь

Повествовательное предложение

* «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя.

что

*Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости.

Побудительное предложение

*Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них».

чтобы

* Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них»

Вопросительное предложение

«Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой.

ли

*Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».

Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.

Он сказал, что он сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, что приходи пораньше.

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»

Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.

Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:

Прямая речь

Косвенная речь

Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!»

Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной.

1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:

*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).

2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:

*Скажите, чтоб он убирался… (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь…»).

3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее косвенной речью возможны два случая:

а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).

б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).

4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».

Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.

Он сказал, что сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, что приходи пораньше.

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»

Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.

Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:

Прямая речь

Косвенная речь

Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!»

Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной.

Грамматические ошибки

Грамматическая правильность речи – это соблюдение в ней основных

грамматических норм, большая часть которых сформулирована в виде правил

грамматики. Это нормы словообразования частей речи, склонение и спряжение

слов, согласования, построения предложений той или иной структуры, а также

нормы управления, которые усваиваются практически. Отступление от этих норм

квалифицируются как грамматические ошибки.

ошибки, связанные с нарушением

словообразовательной структуры слов

литературного языка;

искусственно образованные слова;

это всякого рода отступления от норм

образования и употребления форм слов,

вызываемые недостаточным владением

морфологическими нормами литературного

языка

это нарушение правил сочетаемости слов,

построения предложений

Суще

ствительное

Существительное

Ошибочное словообразование.

Фамусовское

общество

провозглашает

рабское

чинопочитательство.

Для рабочих и всех

трудовиков

загорелось солнце

свободы

Фамусовское

общество

провозглашает

рабское

чинопочитание.

Для трудящихся

загорелось солнце

свободы.

Неправильный выбор падежного

окончания.

У нас нет время.

Выбора показали…

У нас нет

времени

Выборы

показали…

Существительные мужского рода II

склонения в родительном падеже в

устойчивых фразеологических

сочетаниях должны иметь оконча

ние У (а не А).

Ни слуха, ни духа.

С мира по нитке.

Ни слуху, ни

духу.

С миру по нитке.

Существительные мужского рода II

склонения в предложном падеже в

случае обстоятельственного

значения должны иметь окончание

У, в случае объектного значения

окончание Е.

Деревья в вишнёвом

саде. Декорации в

«Вишнёвом саду«.

Деревья в виш

нёвом саду. Де

корации в

«Вишнёвом саде».

Не допускается

образование множественного числа

от отвлечённых и вещественных

существительных.

В партизанских

движениях

участвовали самые

различные слои

населения.

Татьяне

свойственны тонкие

понимания русской

природы

В партизанском

движении

участвовали самые

различные слои

населения.

Татьяне

свойственно тонкое

понимание русской

природы.

Мечта к свободе.

Согласно плана …

Мечта о свободе.

Согласно плану

Толстой описывает о

войне.

Маяковский певец

за мир.

Толстой описывает

войну.

Маяковский

певец мира.

Ошибка в роде существительных.

Мама научилась

делать повидлу.

Мама научилась

делать повидло.

Ошибка в употребление числа

существительных.

В городе побежали

ручьи по асфальтам.

В городе побежали

ручьи по асфальту.

Управляемые слова могут быть

только при краткой форме

прилагательного.

Сюжет рассказа

интересный

во многих

отношениях.

Сюжет рассказа

интересен во

многих

отношениях.

Нельзя соединять формы

сравнительной и превосходной

степени, а также простые и

составные формы: обеих степеней

сравнения.

Это произведение

более худшее.

Самый

способнейший

студент.

Это произведение

еще хуже.

Самый способный

студент.

Способнейший

студент.

Форма прилагательных на ЕНЕН

сейчас почти не встречается.

Его вклад в работу

был существенен.

Его вклад в работу

был существен.

При склонении составных

количественных числительных

должны изменяться все слова,

входящие в их состав; при

склонении составных

порядковых

числительных только последнее.

Этот переход

составил около

четыреста

шестьдесят пяти

километров.

Это событие

состоялось в начале

тысячи восьмисот

четвёртого года.

Этот переход

составил около

четырехсот

шестидесяти пяти

километров.

Это событие

состоялось в

начале тысяча

восемьсот

четвёртого года.

Собирательные числительные

(ДВОЕ, ТРОЕ

и проч.) не

должны

употребляться с одушевлёнными

существительными,

обозначающими животных и лиц

женского пола.

Недопустимо употребление формы

ОБА с существительными

женского рода (форма женского

рода ОБЕ).

Сочетания ДЛЯ НЕЙ, ОТ НЕЙ

имеют архаический характер.

Ошибочное образование форм

местоимений.

Местоимения 3-го лица обычно

указывают на ближайшее

существительное. При

несоблюдении этого правила

возникает двусмысленность.

Когда Ниловна везла

прокламации с

речью Павла, её

захватила полиция

(кого Ниловну или

речь Павла?).

Встреча Чацкого с

Фамусовым не

принесла ему ничего

хорошего (кому

Чацкому или

Фамусову?).

Полиция

схватила

Ниловну, когда

она везла

прокламации с

речью Павла.

Встреча Чацкого

с Фамусовым не

принесла

Александру

Андреевичу

ничего хорошего.

Нельзя заменять личным

местоимением 3го лица

множественного числа

существительные с собирательным

значением (СТУДЕНЧЕСТВО,

КРЕСТЬЯНСТВО, НАРОД и

проч.).

В комедии

обличаются

провинциальное

чиновничество.

Среди них

процветают

Взяточничество,

беззаконие,

воровство.

В комедии

обличается

провинциальное

чиновничество.

Среди него

процветает

взяточничество,

беззаконие,

воровство.

Местоимения СВОЙ и СЕБЯ

указывают на тех лиц, которые

производят действие. Если об этом

забыть, возникает двусмыслен

ность.

Тургенев приводит

героя к

постепенному

осознанию своих

ошибок (чьих

Тургенева или ге

роя?). Каждый из

помещиков

уговаривает Павла

Ивановича поехать к

себе (к кому к

помещику или к

самому себе?).

Исправление

Тургенев приводит

героя к

постепенному

осознанию со

вершённых им

ошибок. Помещики

уговаривают Павла

Ивановича поехать

к ним в гости. Каж

дый из помещиков

предлагает, чтобы

Павел Иванович к

нему приехал

Ошибочное образование гла

гольных форм.

У глаголов УБЕДИТЬ,

ПО

БЕДИТЬ,

ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ и

некоторых других не

употребляются формы lго лица

единственного числа.

Я ощущу

Я побежу (побежду)

Я убежу его …

Я могу ощутить …

Я надеюсь по

бедить …

Я должен убедить

его…

Недопустимо использование

суффикса

ЫВОВА

вместо

ОВА (ИВА).

результаты

подытоживовались

результаты

подытоживались

При употреблении возвратных

глаголов возможны неточности,

связанные с не различением

собственно возвратного и

страдательного значений таких

глаголов.

Нельзя допускать разнобой в

формах времени и вида глаголов

После лекции

слушатели нередко

задерживаются в

аудиториях (сами

остаются или их

задерживают?).

Чуткий художник,

он откликается на

события

окружающей жизни

и отмечал только что

зарождающиеся в

ней явления.

Чтобы правильно

понять творчество

писателя,

необходимо

тщательно изучать

его эпоху

После лекции

слушатели нередко

остаются в

аудиториях. После

лекции слушателей

нередко

задерживают в

аудиториях.

Чуткий художник,

он откликается

(откликался) на

события

окружающей

жизни и отмечает

(отмечал) только

что

зарождающиеся в

ней явления.

Чтобы правильно

понять (понимать)

творчество

писателя,

необходимо

тщательно изучить

(изучать) его эпоху

Недопустимо одновременное

использование суффиксов ОВА и

ЕМ

М).

Нельзя пропускать частицу СЯ в

причастиях, образуемых от

возвратных глаголов.

В

центре повести

представитель

нарождающего

класса буржуазии.

В центре повести

представитель

нарождающегося

класса буржуазии.

Недопустимо рассогласование

причастия во времени с глаголом

сказуемым или окружающей

лексикой.

На совещании были

представители всех

районов, за

исключением двух

делегатов,

отсутствующих по

уважительным

причинам.

Роман вскрывает

всю глубину

социального

неравенства,

господствующего в

дореволюционное

время в России.

На совещании

были представи

тели всех районов,

за исключением

двух делегатов,

отсутствовавших

по уважительным

причинам.

Роман вскрывает

всю глубину

социального

неравенства,

господствовавшего

в дореволюционное

время в России.

Причастный оборот не должен

включать в себя определяемое

существительное.

отредактированная

рукопись автором

отредактированная

автором рукопись;

рукопись,

отредактированная

автором

Причастный оборот примыкает

(спереди или сзади) определенному

существительному; переносить

оборот не рекомендуется.

Горная цепь тянется

с востока на запад,

состоящая из

множества хребтов.

Горная цепь,

состоящая из

множества хребтов,

тянется с востока

на запад.

Состоящая из

множества хребтов

горная цепь

тянется с востока

на запад.

Глаголсказуемое и деепричастие

не

должны обозначать действия

разных предметов или лиц.

Выражая в песнях,

сказках былинах

мечту о

счастливой доле,

народом были

созданы

произведения

большой глубины

и силы.

Выражая в песнях,

сказках, былинах

мечту о счастливой

доле, народ создал

произведения

большой глубины и

силы.

Нельзя допускать разнобой в

употреблении

видов деепричастий.

Читая статью и

отметив нужный

материал, я всегда

делаю выписки.

Читая

(прочитав)

статью и

отмечая

(отметив)

нужный

материал, я

всегда делаю

выписки.

Нельзя относить деепричастный

оборот к сказуемому, выраженному

страдательным причастием.

На картине

изображен мальчик,

широко расставив

ноги и уперевшись

руками в колени.

На картине

изображен

мальчик, широко

расставивший ноги

и упершийся

руками в·колени.

Нарушение согласования между

членами предложения:

нарушения согласования в числе

отсутствие согласования в роде

между подлежащим и сказуемым

Молодёжь всегда

были впереди

Выставкапросмотр

открыт ежедневно.

Герману очень

нравилось военная

служба.

Молодёжь всегда

была впереди

Выставкапросмотр

открыта

ежедневно.

Герману очень

нравилась военная

служба.

Падежное рассогласование имён.

Он никогда не видел

таких глаз, словно

присыпанных

пеплом,

наполненные

неизбывной тоской.

Он никогда не

видел таких глаз,

словно

присыпанных

пеплом,

наполненных

неизбывной

тоской.

Нельзя сочетать в качестве

однородных членов инфинитив и

существительное.

Эта книга научила

меня честности,

смелости и уважать

друзей.

Эта книга научила

меня честности,

смелости и

уважению к

друзьям.

В составном сказуемом нельзя

одновременно употреблять полную

и краткую формы.

Жизненный путь

героя тяжёл и

трагичный.

Жизненный путь

героя тяжёл и

трагичен.

Жизненный путь

героя тяжёлый и

трагичный.

Однородные члены должны

согласовываться в падеже с

обобщающим словом.

Во встрече

участвовали

делегаты от

следующих стран:

Англия, Франция,

Италия.

Во встрече

участвовали

делегаты от

следующих стран:

Англии, Франции,

Италии.

Нельзя ставить общее слово при

однородных членах, требующих

разного управления.

Трест организовал и

руководит

предприятиями.

Трест организовал

предприятия и

руководит ими.

Нарушение порядка слов при

использовании двойных

сопоставительных союзов.

Народные массы не

только создают

материальн

ые

блага,

но и великие

сокровища

культуры.

Народные массы

создают не только

материальные

блага,

но и великие

сокровища

культуры.

Нарушение порядка слов в

предложении

Детство прошло

Онегина в

Петербурге.

Светское общество

показал в романе

«Евгений Онегин»

Пушкин.

Детство Онегина

прошло в

Петербурге.

Пушкин показал в

романе «Евгений

Онегин» светское

общество.

Пропуск необходимых слов.

Владик коекак

прибил доску и

побежал в волейбол.

Владик коекак

прибил доску и

побежал играть в

волейбол.

Нарушение границ предложения.

Охотник положил

ружьё, привязал

собаку. И пошёл к

зверю.

Охотник положил

ружьё, привязал

собаку и пошёл к

зверю.

Загромождение сложного пред

ложения придаточными.

Врачи считают, что

болезнь настолько

серьёзна, что

приходится

опасаться за жизнь

больного

.

Врачи считают

болезнь на

столько серьёз

ной, что

приходится

опасаться за

жизнь больного.

Разнотипность частей сложного

предложения.

В повести

содержится две

идеи: 1) всё большее

значение приобрета

ет укрепление

нравственных устоев

общества;

2)

роль в этой работе

широких слоёв

интеллигенции.

В повести

содержится две

идеи: 1) всё

большее значение

приобретает

укрепление

нравственных

устоев общества;

2) большую роль

в этой работе

играют широкие

слои

интеллигенции

(или: необходимо

вовлечь в эту

работу широкие

слои

интеллигенции)

Нельзя смешивать конструкции

главного и придаточного

предложений.

Последнее, на чём я

остановлюсь, это на

вопросе о Ленском.

Последнее, на чём

я остановлюсь, это

вопрос о Ленском.

Неправильное совмещение

конструкции

простого и сложного предложений.

Пьеса разоблачает

«тёмное царство» и

как

Дикие и Кабанихи

жестоко относятся к

зависимым от них

людям.

Пьеса разоблачает

«тёмное царство«,

показывает, как

Дикие и Кабанихи

жестоко относятся

к зависимым от них

людям.

Нельзя объединять причастный

оборот и придаточное

определительное предложение.

На столе у Манилова

лежала книга,

открытая на одной и

той же странице и

которую он никогда

не читал.

На столе у

Манилова лежала

открытая на одной

и той же странице

книга, которую он

никогда не читал.

Придаточное определительное

предложение со словом

КОТОРЫЙ нельзя отрывать от

определяемого

существительного.

Из разговора Лизы и

Софьи мы узнаём о

Чацком, выросшем в

этом доме, который

сейчас гдето

путешествует.

Из разговора Лизы

и Софьи мы узнаём

о выросшем в этом

доме Чацком,

который сейчас

гдето

путешествует.

Неоправданное повторение

одинаковых союзов.

Некоторые критики

полагали, что автор

так молод, что едва

ли сможет

убедительно решить

поставленную

проблему.

Некоторые критики

полагали, будто

автор

так молод, что едва

ли сможет

убедительно

решить

поставленную

проблему.

Неправомерное столкновение

близких по значению

подчинительных союзов.

Он считал, что будто

мы его неправильно

поняли.

Он считал, что

мы его

неправильно

поняли.

Он считал, будто

мы его

неправильно

поняли.

Неверное употребление союзов и

союзных

слов.

Вопрос обсуждался

на совещании, где и

было принято

решение.

Вопрос обсуждался

на совещании, на

котором и было

принято решение.

Смешение прямой и косвенной

речи.

Базаров говорит

Аркадию, что твой

отец человек

отстав

ной.

Базаров говорит

Аркадию, что его,

Аркадия, отец

человек отставной.

Базаров говорит

Аркадию: «Твой

отец

человек

отставной».

Скачать материал

Виды грамматических ошибокЦели презентации:
повторение видов грамматических...

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

  • Сейчас обучается 451 человек из 67 регионов

  • Сейчас обучается 53 человека из 26 регионов

  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виды грамматических ошибокЦели презентации:
повторение видов грамматических...

    1 слайд

    Виды грамматических ошибок

    Цели презентации:
    повторение видов грамматических ошибок;
    подготовка к выполнению задания № 7 ЕГЭ
    Подготовила:
    Хамзова Оксана Викторовна,
    учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №12»
    Г. Железногорска Курской области

  • И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и...

    2 слайд

    И нет у нас иного достоянья!
    Умейте же беречь
    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
    Наш дар бессмертный – речь.
                                                             И.А. Бунин.

  • Грамматическая ошибка-это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре...

    3 слайд

    Грамматическая ошибка-это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.

  • Можно выделить следующие виды грамматических ошибок:1. Ошибочное словооб...

    4 слайд

    Можно выделить следующие виды грамматических ошибок:

    1. Ошибочное словообразование – ошибка в структуре слова: упрямость, вместо упрямство.
    2. Ошибочное формообразование- ошибка при образовании формы слова той или иной части речи:
    При образовании форм имен существительных: картофельных очисток вместо очистков, бухгалтера вместо бухгалтеры.
    При образовании форм имён прилагательных: более светлее, вместо более светлый, самый интереснейший вместо самый интересный.
    При образовании форм числительных: с шестистами солдатами вместо с шестьюстами, около пятиста вместо около пятисот.
    При образовании форм местоимений: ихнего сына вместо их сына.
    При образовании форм глагола, причастия и деепричастия: выздоровят вместо выздоровеют, сыпет вместо сыплет, лопнутый вместо лопнувший.

  • 3.Нарушение согласования.Чаще всего нарушение согласования происходит из-за н...

    5 слайд

    3.Нарушение согласования.
    Чаще всего нарушение согласования происходит из-за невнимательности.

    Например, Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно:…испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождём).

  • 4.Нарушение управления.В конструкциях с управлением часто встречаются следую...

    6 слайд

    4.Нарушение управления.

    В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
    Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины);
    Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
    Неправильный выбор предлога: партнёр в игре в теннис (правильно: партнёр по игре в теннис).

  • 5.  Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогомПред...

    7 слайд

    5. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются только с дательным падежом. Проверяем так: после этих слов должно стоять слово, отвечающее на вопрос «Кому?/Чему?» Самая распространённая ошибка в деловых бумагах и вывесках на дверях кабинетов. Там обязательно будет написано «согласно приказа», хотя по нормам русского языка только «согласно (чему?) приказу».
    Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «По уходе барина, по окончании пьесы».

  • 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемымИщем в заданиях  конструкцию «...

    8 слайд

    6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    Ищем в заданиях  конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
    Все,            кто        смотрел         на него, не могли не заметить…
    мн.ч           ед.ч         ед.ч.                                  мн.ч.
    (Исправьте: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
    Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.)  

  • 7 Нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемЭто названи...

    9 слайд

    7 Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    Это названия в кавычках. Если они идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках могут склоняться. Например, в «Известиях» пишут…  Если они идут вместе с их главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут…
    (Исправьте: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».)

  • 8. Ошибка в построении предложения с однородными членамиЕсли в предложении ес...

    10 слайд

    8. Ошибка в построении предложения с однородными членами
    Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово , проверяем, согласуется ли первый однородный член предложения с этим общим зависимым словом.
    «Мы надеялись и верили в победу». Первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу». Исправьте предложение.
    В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Например, «Я люблю рисовать и живопись».
    Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например: Мы ждали не только Машу, но и Ваню.
    (Исправьте: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню».)

  • Пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, сквера...

    11 слайд

    Пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: на улицах, площадях, в скверах).
    Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия
     (правильно: Англии, Франции, Бельгии).
    Употребление в качестве однородных различных синтаксических элементов предложения — в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты. Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и  которые активно участвуют в ходе урока (правильно: учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих…).

  • 9. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастия...

    12 слайд

    9. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав? Они выражают добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же.
    Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
    Действие «зачислили»  совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
    Деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда  действие выражено словами «можно, нельзя»
    (Исправьте: Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. )

  • 10. Нарушение в построении предложения с причастным оборотомПричастие отвечае...

    13 слайд

    10. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный? (работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.)
    Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным.  Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
    (Исправьте: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.)

  • 11. Неправильное построение предложения с косвенной речьюВ косвенной речи осн...

    14 слайд

    11. Неправильное построение предложения с косвенной речью
    В косвенной речи основные ошибки связаны с неправильным средством связи или неправильным употреблением местоимения. «Ведьмак напомнил Лютику, как сражался с подводными чудовищами и потом вытащил тебя за шкирку из воды». Местоимение «тебя» здесь неуместно, надо «его».
    Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
    (Исправьте: «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».)

  • 12. Ошибки при построении сложного предложения. Например: Этот человек стал д...

    15 слайд

    12. Ошибки при построении сложного предложения. 
    Например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился. Придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.

  • 13. Нарушение границ предложенияНапример: Когда сошёл лёд. Мы решили отправит...

    16 слайд

    13. Нарушение границ предложения
    Например: Когда сошёл лёд. Мы решили отправиться в путь. Фраза должна быть оформлена как сложноподчиненное предложение. Когда сошёл лёд, мы решили отправиться в путь.

  • Задание 7                     №1ГРАММАТИЧЕСКИЕ 
ОШИБКИ 
А) нарушение в постр...

    17 слайд

    Задание 7 №1

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ
    ОШИБКИ
    А) нарушение в построении
    предложения с причастным
    оборотом
    Б) ошибка в построении
    сложного предложения
    В) нарушение в построении
    Предложения
    с несогласованным
    приложением
    Г) нарушение связи между
    подлежащим и сказуемым
    Д) нарушение видовременной
    соотнесённости глагольных
    форм

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    1) Черное море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков.
    2) В мировой литературе существует огромное количество произведений, посвящённым женщине-матери.
    3) Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.
    4) Возле небольшого деревянного столика стоял ребенок, он был заставлен посудой.
    5) Все, кто знают творчество Ф.М. Достоевского,
    восхищаются им.
    6) Вечером мы с ребятами сидим у костра, и вожатая рассказывала нам интересные истории о домашних питомцах.
    7) Бесшумно пошёл снег, засыпая всю землю белоснежным пухом.
    8) В журнале «Образовании» появились новые материалы о современном искусстве.
    9) Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки.

  • Ответы А- 2
Б- 4
В- 8
Г- 5
Д- 6

    18 слайд

    Ответы
    А- 2
    Б- 4
    В- 8
    Г- 5
    Д- 6

  • Источники:http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/05/zadanie_7_0.docx...

    19 слайд

    Источники:
    http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/05/zadanie_7_0.docx

    russkiy-na-5.ru›ЕГЭ

    pwpt.ru›presentation/russkiy…ege_2015_zadanie_7/

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 363 226 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 18.04.2017
  • 659
  • 2
  • 18.04.2017
  • 544
  • 1
  • 18.04.2017
  • 321
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Вопрос о классификации ошибок в речи
школьников продолжает оставаться одной из
болевых точек преподавания русского языка в
школе. Данная проблема является болезненной не
только для учителей, методистов, специалистов по
культуре речи, она актуальна и для всех людей,
пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки — это
нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Словообразовательные

1 Нарушение норм русского
литературного словообразования:

Ошибочное
словообразование,

Искажение слов

Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка,
подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство,
публицизм

разночинская интеллигенция; полность
изображения; благородность души; взятничество;
упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние
слова; завсегдатели трактира; жаждает.

2 “Заменительное” словообразование,
проявляющееся в замене какой-либо морфемы.
Укидываться (вместо раскидываться),
отвесить (от повесить);
3 Словосочинительство (создание
несуществующей производной единицы, которую
нельзя рассматривать как окказиональную)
мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Морфологические

Неправильное формообразование,
нарушение системных свойств
формообразовательной системы у разных частей
речи

4 Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает время
5 образование формы В.п. неодушевленного
существительного, как у одушевленного
Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
6 образование формы В.п. одушевленного
существительного, как у неодушевленного
Запрягли в сани два медведя (вместо:
двух медведей);
7 изменение рода при образовании
падежных форм:
пирожок с повидлой, февральский лазурь;
8 склонение несклоняемых
существительных
играть на пианине;
9 образование форм множественного числа
у существительных, имеющих только единственное,
и наоборот
поднос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное
образование формы прилагательного

10 Неправильный выбор полной и краткой
форм
Шляпка была полная воды, мальчик был
очень полон
11 Неправильное образование форм степеней
сравнения:
новенькие становятся боевее, она была
послабже Пети; более интереснее, красивше
12 Нарушение норм формообразования
глагола
Человек метается по комнате;
13 Нарушение образования деепричастий и
причастий
Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая
по сторонам
14 Ошибочное образование формы
числительного
С пятистами рублями
15 Ошибочное образование формы
местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от
ее (книги) оторваться
16 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Синтаксические

17 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть
чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы;
браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец —
человек отставной.

18 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более
красивую, повествует читателей, согласно закона,

он
показан человеком сильной воли, богатого умом,
крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление
плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева
все имело хаотический вид; ему характерны многие
отрицательные черты; уверен в будущее, Соня
жалела и переживала за Раскольникова; жажда к
славе;

19

Ошибки в структуре простого
предложения:

нарушение связи между подлежащим и
сказуемым,

Солнце села; но не вечно ни юность, ни
лето; это было моей единственной книгой в дни
войны;
20

Нарушение границы
предложения

Собаки напали на след зайца. И
стали гонять его по вырубке. Когда герой
опомнился. Было уже поздно.

21 Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток
и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил
Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе
расписку.

22 Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества.

Обычно молодежь является
носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.


Чтобы приносить пользу Родине, нужно
смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны
смелость, знания, честность);

23 Нарушение способа выражения сказуемого
в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея. Все
были рады, счастливы и весёлые.
24 Ошибки в построении предложения,
ведущие к искажению его смысла, структуры
В своей пьесе Чехов показал также
трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о
светлой и прекрасной жизни, представителем
которой является Трофимов.

Порфирий был
любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на
которых уже были уложены вещи.

25 Ошибки, связанные с употреблением
частиц

Хорошо было бы, если бы на
картине стояла бы подпись художника; отрыв
частиц от того компонента предложения, к
которому она относится (обычно частицы ставятся
перед теми членами предложения, которые они
должны выделять, но эта закономерность часто
нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две
проблемы, (ограничительная частица всего”
должна стоять перед подлежащим: “…всего две
проблемы”.

26 Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом. В
сочинении я хотел сказать о значении спорта и
почему я его люблю.
27

Разрушение ряда однородных
членов

Настоящий учитель верен
своему делу и никогда не отступать от своих
принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы,
двери, а еще грузовик и комбайн.

28

Ошибки в построении
предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…
На картине “Вратарь” изображен мальчик,
широко расставив ноги, упершись руками в колени.
29 Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами; причалившая
лодка к берегу.
30

Местоименное дублирование
одного из членов предложения, чаще подлежащего.

Кусты, они покрывали берег реки.
31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал
в волейбол.

32

Ошибки в структуре сложного
предложения:

смешение сочинительной и
подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить
и уважать друзей, которую я прочитал ещё в
детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда
ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его
порывами.

Ум автор текста понимает не только как
просвещённость, интеллигентность, но и с
понятием “умный” связывалась представление о
вольнодумстве.

33

Отрыв придаточного от
определяемого слова.

Сыновья Тараса только что
слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

34 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с
мнением рецензента.
35

Разрушение
фразеологического оборота без особой
стилистической установки, например:

Терпеть не могу сидеть сложив руки;
хохотала как резаная.
36

Неоправданный пропуск
(эллипсис) подлежащего

Его храбрость — постоять за честь и
справедливость привлекают автора текста.
37 Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виды грамматических ошибок презентация
  • Взыскание морального вреда при врачебной ошибке
  • Взрыв характеризуется найдите ошибку большой скоростью
  • Виды грамматических ошибок морфологические синтаксические
  • Взрослый возраст ошибка