Вопрос о классификации ошибок в речи
школьников продолжает оставаться одной из
болевых точек преподавания русского языка в
школе. Данная проблема является болезненной не
только для учителей, методистов, специалистов по
культуре речи, она актуальна и для всех людей,
пишущих и читающих по-русски.
Грамматические ошибки — это
нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
Словообразовательные |
||
1 | Нарушение норм русского литературного словообразования: Ошибочное Искажение слов |
Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм разночинская интеллигенция; полность |
2 | “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. |
Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); |
3 | Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) |
мотовщик, рецензист, не оглядаемая. |
Морфологические
Неправильное формообразование, |
||
4 | Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
5 | образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного |
Я попросила ветерка (вместо: ветерок); |
6 | образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного |
Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей); |
7 | изменение рода при образовании падежных форм: |
пирожок с повидлой, февральский лазурь; |
8 | склонение несклоняемых существительных |
играть на пианине; |
9 | образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот |
поднос чаев, небо затянулось облаком. |
Ошибочное |
||
10 | Неправильный выбор полной и краткой форм |
Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон |
11 | Неправильное образование форм степеней сравнения: |
новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше |
12 | Нарушение норм формообразования глагола |
Человек метается по комнате; |
13 | Нарушение образования деепричастий и причастий |
Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам |
14 | Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
15 | Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться |
16 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
|
||
17 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом, Базаров не может побороть По обоим сторонам дороги тянулись холмы; Базаров говорит Аркадию, что твой отец — |
18 | Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона, он особое внимание было уделено на составление |
19 |
Ошибки в структуре простого нарушение связи между подлежащим и |
Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; |
20 |
Нарушение границы |
Собаки напали на след зайца. И |
21 | Неудачное употребление местоимений | Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону. Манилов попросил Собакевич потребовал у Чичикова написать себе |
22 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества. Обычно молодежь является Произошло еще ряд событий.
Чтобы приносить пользу Родине, нужно |
23 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые. |
24 | Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры |
В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов. Порфирий был Она уговорила отдать подводы для раненых, на |
25 | Ошибки, связанные с употреблением частиц |
Хорошо было бы, если бы на В тексте всего раскрываются две |
26 | Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
27 |
Разрушение ряда однородных |
Настоящий учитель верен |
28 |
Ошибки в построении |
Читая текст, возникает такое чувство… На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени. |
29 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; причалившая лодка к берегу. |
30 |
Местоименное дублирование |
Кусты, они покрывали берег реки. |
31 |
Пропуски необходимых слов. |
Владик прибил доску и побежал |
32 |
Ошибки в структуре сложного смешение сочинительной и |
Эта книга научила меня ценить Ум автор текста понимает не только как |
33 |
Отрыв придаточного от |
Сыновья Тараса только что |
34 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
35 |
Разрушение |
Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. |
36 |
Неоправданный пропуск |
Его храбрость — постоять за честь и справедливость привлекают автора текста. |
37 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Грамматические ошибки
Справочные материалы
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Грамматические ошибки
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
8 |
Нарушение управления |
Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство… |
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
К числу наиболее типичных грамматических ошибок (К9) относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или …дает.., учит…);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Тренировочные упражнения
Задание. Найти ошибку, объяснить (в соответствии с таблицей), записать исправленный вариант.
1.Ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц.
1) Им двигает чувство сострадания.
2) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
3) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста .
4) Вышев на сцену, певцы поклонились.
5) Автор тута был не прав.
2. Грамматико-синтаксические ошибки.
1) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.
2) Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.
3) Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.
4) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
5) Посмотрев спектакль, больше всего мне понравилась главная героиня.
6) Я считаю то, что в нашем драматическом театре прекрасно ставят классику.
7) Пушкин описывает и критически отзывается о пугачевском восстании.
В повести «Капитанской дочке» один из главных героев – Пугачев.
9)Требования к сочинению не выходят за рамки, ограниченными школьной программой.
Наши курсы призваны помочь школьникам успешно подготовиться к ЕГЭ и стать студентами медицинских вузов. Мы предлагаем глубокие знания как для подготовки к профильным ЕГЭ по химии и биологии, так и к ЕГЭ по русскому языку.
В этой статье познакомимся с классификацией типичных ошибок в русском языке и разберем их на конкретных примерах.
Классификация ошибок по ФИПИ
Составители КИМов ЕГЭ по русскому языку предлагают следующую классификацию, которая используется при проверке письменного задания. Итак, типичные ошибки подразделяются на:
-
Грамматические
-
Речевые
-
Логические
-
Фактические
-
Орфографические, пунктуационные и графические
Рассмотрим каждый вид подробнее.
Виды грамматических ошибок
Грамматические ошибки заключаются в неправильном образовании слов и их грамматических форм, в нарушении синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Ознакомимся с типичными грамматическими ошибками в русском языке.
-
Ошибочное словообразование
Подскользнуться (нужно писать поскользнуться).
-
Неправильное образование формы существительного
Многочисленные договора (нужно: многочисленные договоры).
-
Неверное образование формы прилагательного
Не более громче, а более громкий, не самый старейший, а самый старый
-
Неправильное образование формы числительного
Около пятиста участников вместо пятисот участников
-
Неверное образование формы местоимения
Ихний сын (правильно: их сын).
-
Неправильное образование форм глаголов, причастий, деепричастий
Махает (правильно: машет)
Скакающий (верно: скачущий),
Положа трубку вместо положив
-
Нарушение согласования
Он восхищается студентами, напролом идущих к своей цели (правильно: студентами, идущими к своей цели).
-
Нарушение управления
Анна Александровна не поздравила с день рожденья.
(правильно: не поздравила с днём рождения).
-
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Все, кто советуют не пользоваться гаджетами перед сном, обычно сами пренебрегают этим правилом (правильно: кто советует).
-
Ошибочное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами
Классический пример: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
-
Смешение прямой и косвенной речи
Директор заявил, что я накажу виновных.
(Правильно: директор заявил, что он накажет виновных).
-
Нарушение границ предложения
Аня, наверное, испугалась. Потому что вздрогнула и обернулась (необходимо оформить как сложноподчиненное предложение).
Виды речевых ошибок
Речевая ошибка – это нарушение в структуре употребления и сочетаемости слов.
Постарайтесь запомнить типичные речевые ошибки в русском языке и не употреблять их в своих высказываниях.
-
Употребление слова в не подходящем для него значении
Благодаря землетрясению, были разрушены сотни жилых домов (следовало употребить предлог из-за).
-
Плеоназм
Он откликается на всесвободные вакансии (слово вакансия означает свободное рабочее место).
-
Тавтология
В своем рассказе автор рассказывает о событиях прошлого лета.
-
Неудачное употребление местоимений
Лена очень любила свою подругу. Она была очень доброй и заботливой.
-
Неправильное употребление паронимов
В решении этого вопроса были приняты эффектные меры (следует употребить эффективные меры).
-
Нарушение лексической сочетаемости
Евгений постоянно пополняет свой кругозор. Работа занимает важную роль в его жизни (правильно: кругозор расширяют; занимает важное место либо играет важную роль).
-
Неоправданное употребление просторечий, жаргонизмов
Автор не ожидал такого кринжа.
Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. Такие ошибки тоже не редко встречаются в работах ЕГЭ по русскому языку.
-
Подмена понятий
Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время (тема и проблема – далеко не одно и то же).
-
Нарушение причинно-следственных связей
Вскоре она перестала плакать, так как успокоилась.
-
Отсутствие связи между высказываниями
Автор задумывается о роли воспитания в жизни ребенка. И действительно, детям нужно заботиться о животных, чтобы привить чувство ответственности.
Фактические ошибки
Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях и лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
-
Искажение фактов, содержащихся в тексте.
Автор с упоением отзывается о писателе А. Эйнштейне.
-
Неверное упоминание фактов биографии автора или героя текста, даты, фамилии, цитаты.
Все смешалось в доме Обломовых.
Орфографические, графические, пунктуационные ошибки
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова. К типичным орфографическим ошибкам в русском языке относятся:
-
Правописание букв в слабой позиции перехот(переход)
-
Нарушения в переносе слов рад-ость
-
Слитное или раздельное написание слов какбудто, не чем (как будто, нечем)
-
Правописание чередующихся корней умерать (умирать)
-
Правописание словарных слов. Например, поменяться кординально (кардинально)
Совет: если вы сомневаетесь в написании слова, не используйте его, а замените синонимом, в написании которого вы уверены.
Графические ошибки – это перестановка (полувер) либо пропуск букв (рассморение), а иногда добавление лишних букв (дажбе). Чаще всего эти недочёты связаны с невнимательностью пишущего либо с торопливостью.
Пунктуационные ошибки связаны с неправильной постановкой знаков препинания, неверного их выбора (запятая на месте тире).
К типичным ошибкам в ЕГЭ по русскому языку, связанным с пунктуацией, относятся:
-
неверное оформление прямой речи на письме,
-
невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.
Хотя наиболее частыми являются именно грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку, обратите внимание и на все остальные.
Совет: найдите в интернете текст с ошибками и отредактируйте его, выделив в нем все виды ошибок. Такое упражнение поможет вам стать грамотнее и прибавит чувство уверенности при написании сочинения на ЕГЭ.
А если ваша подготовка к ЕГЭ зашла в тупик и вы не знаете, с чего начать, либо у вас остались вопросы, то скорее записывайтесь на наши курсы!
Изучение речевых и
грамматических ошибок имеет большую отечественную лингвистическую и
методическую традиции, начало которым положено в работах Ф.И. Буслаева,
А.М. Пешковского и Л.В. Щербы.
Грамматические ошибки тесно
связаны с речевыми ошибками. В книге «Речевые ошибки и их предупреждение» С. Н.
Цейтлин главной причиной возникновения речевых ошибок называет «давление
языковой системы». Обратимся к понятию «речевая ошибка». Учебный словарь-справочник
«Русская речевая культура» [Русская речевая культура
2006: 103] трактует это понятие так: «речевые
ошибки – неоправданные отступления от нормы, чаще всего неосознаваемые
носителями языка. Речевая ошибка может стать причиной коммуникативной неудачи.
Избежать речевых ошибок помогает знание правил употребления языковых единиц и
элементов, а также умение пользоваться нормативными словарями. Традиционно в
школе различают речевые и грамматические ошибки, связывая речевые с содержанием
(употребление значения слова; лексическая сочетаемость), а грамматические с
оформлением речи (образование форм слова; построение словосочетаний и
предложений).
В
«Глоссарии методических терминов и понятий» речевые ошибки интерпретируются в
рамках трех подходов: нормативного, нормативно-коммуникативного и
психологического [Сотова 2015: 53-55]. В словарной статье убедительно показано,
что речевые ошибки в традиции русской методической школы включают в себя разные
типы, в том числе и грамматические.
Речевые ошибки часто связаны с
употреблением просторечных слов и форм слова, но могут быть и результатом
словотворчества говорящего или пишущего». Явление такого фактора, как «речевая
ошибка» напрямую связано с возрастными особенностями. По мнению автора, ребенок
вынужден добывать язык из речи, а не из письма, другого пути овладения языком
не существует. Материал, добываемый ребенком, должен быть систематизирован, так
как «речевая организация человека никак не может просто равняться сумме
речевого опыта данного индивида, а должна быть какой-то своеобразной
переработкой этого опыта». Однако сам процесс «поиска слова» носит в большей
степени неосознанный, инстинктивный характер. Так называемый детский язык, то
есть добываемый детьми из речи, не вполне соответствует взрослому языку, то есть
нормативному. Главное несоответствие заключается в том, что в детском языке
лексические и грамматические явления унифицированы в высокой степени. В первую
очередь, это связано с тем, что в детском языке изначально отсутствует членение
на норму и систему. Чтобы овладеть языком в полной мере, нужно владеть не
только его системой, но и нормой. Сближение детского языка с нормативным
происходит в период развития ребенка и усвоения им понятия нормы. Способность
ребенка «впитывать» нормы и строить в соответствии с ними свою речь называют
обычно языковым чутьем. «Языковое чутье носителя языка и его отношение к
языковой моде определяют выбор языковых единиц в тех или иных ситуациях
общения, отношение к заимствованиям, жаргонизмам, к языковым вариантам».
Невозможно отрицать тот факт, что различия между системой и нормой существуют,
процесс их неравномерного усвоения при овладении языком также не подлежит
сомнению. Следовательно, системные ошибки, характеризующие детский язык,
являются неотъемлемой частью речи ребенка. С. Н. Цейтлин выделяет 4 типа
системных ошибок.
1) «Заполнения
пустых клеток». Естественным для языка положением является возможность системы
определять те или иные варианты словообразования, что в норме реализовать
невозможно. Дети, сталкиваясь с проблемой образования нужной формы
существительных, прилагательных, глаголов, заполняют «пустые клетки». Например,
прилагательное «фиолетовый» невозможно употребить в краткой форме. Как
следствие, в большинстве случаев появляются ненормативные образования: «Шар был
фиолетовень, что пугало Машу». Проблема лексической семантики так же актуальна
на сегодняшний день. В первую очередь это вызвано тем, что потенциально
возможных лексических значений всегда больше, чем реально существующих в норме
русского языка. Ошибки, связанные с лексической семантикой, возникают по
причине того, что потенциальные слова и значения дети превращают в реальные.
2) «Выбор
ненормативного варианта из числа предлагаемых языковой системой». Языковая
система русского языка предполагает наличие нескольких вариантов выражения
одного и того же смысла. Выбор возможного варианта закреплен языковой нормой,
то есть определяется традицией. Так, например, частотной является ошибка при
выборе суффикса, передающего значение несовершенного вида: укрепить – укреплять,
но развесить – развешивать. В детской речи возможны ошибки по типу «развешать».
3) «Устранение
фактов, чуждых языковой системе». В языковой норме содержится нечто,
противоречащее и не предусмотренное системой языка. В первую очередь, это можно
объяснить тем, современный язык – это результат длительного исторического
развития, в котором присутствуют разного рода архаические явления ‑ следы
отживших языковых систем, факты, обусловленные влиянием других языков,
диалектов и т.п. Явления, не согласующиеся и противоречащие современной
системе, дети чаще всего видоизменяют, подстраивая под более системные.
Наиболее распространенным примером является изменение несклоняемых
существительных («она красовалась новым пальтом»). Устранение супплетивизма –
еще одна характерная черта данного типа ошибок. Супплетивизм в области
словообразования наблюдается в тех случаях, когда соотносящиеся по значению
слова образованы от разных основ («на концерт пришло много человеков»).
4) «Устранение
идиоматичности». Большинство слов в языке в процессе функционирования приобрели
«семантические надбавки», то есть индивидуальное наращение смысла, наличие
которого не может быть предсказано по его морфемной структуре. «Например,
значение слова машинистка лишь частично выводится из значений корня -машин-,
суффиксов -ист- (указывающего на профессию) и -к- (указывающего на женский пол
лица): никакой словообразовательный элемент не указывает на то, что машинистка
работает именно на пишущей (а не на швейной, счетной и т. п.) машине. Именно
такие слова называются идиоматичными.
Важной проблемой, влияющей на
формирования грамотной речи, являются просторечия. Просторечие граничит, с
одной стороны, с диалектами и жаргонами, с другой – с литературным языком.
Противоречие является одним из мощных отрицательных факторов, влияющих на
формирование детской речи и порождающих большое количество разнообразных
ошибок. Одна из форм проявления просторечия в речи ребенка – модификация слов
нормативного языка: «Он забыл скипятить чай к ее приходу». Типичным для просторечия
является пропуск слова себя в выражениях вести себя, чувствовать себя:
«Идеальный ребенок – это который всегда хорошо ведет». Просторечные ошибки, как
правило, более устойчивы, чем системные.
Сложность механизма построения
речи – фактор, влияющий на возникновение речевых ошибок. В сознании говорящего
процесс порождения элемента текста ‑ высказывания проходит в несколько этапов:
1. Отбор
синтаксической модели из числа хранящихся в долговременной памяти.
2. Выбор
лексики для заполнения синтаксической модели.
3. Выбор
нужных форм слов.
4. Расстановка
слов в нужном порядке.
В момент работы над каждым этапом
происходит сложная, многоаспектная работа по оформлению речевого произведения.
В свою очередь, широко распространены в детской речи случаи «композиционного сбоя»,
проявляющегося в нарушении лексической и синтаксической сочетаемости. К ряду
композиционных ошибок можно отнести случаи местоименного дублирования одного из
главных членов предложения-подлежащего: «Оля, она всегда готовила вкусно». К
разряду композиционных ошибок также относятся случаи конструктивной
перегруженности предложений, затрудняющие их понимание.
Исходя из классификации С. Н.
Цейтлин, можно сделать вывод, что просторечные и композиционные ошибки не
являются особенностью исключительно детской речи, что нельзя сказать о
системных ошибках.
Автор: Имамова Карина Руслановна, Кочетова Ирина Константиновна
Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ Школа №128 города Уфы, 10А класс
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. 8 задание из ЕГЭ по русскому языку заключается в установлении соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.
Актуальность исследования обусловлена результатами ЕГЭ по русскому языку, которые позволяют говорить о невысоком уровне усвоения грамматических норм. Анализ и изучение грамматических ошибок помогает ученику не допускать их в решении 8-ого задания ЕГЭ
Предмет данного исследования: грамматические ошибки, представленные в задании 8 ЕГЭ.
Объектом исследования являются КИМы ЕГЭ по русскому языку.
Цель исследования – изучить типы грамматических ошибок и способы их квалификации на конкретном лингвистическом материале. Составить таблицу в помощь учащимся для определения типов ошибок.
В работе последовательно рассматриваются на примерах виды грамматических ошибок, встречающихся в задании 8 ЕГЭ:
- Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
- Ошибка в построении предложения с однородными членами.
- Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
- Неправильное построение предложения с косвенной речью.
- Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
- Ошибки в построении сложного предложения.
- Неправильное употребление имени числительного.
Материал систематизирован, в каждом пункте приведен алгоритм определения типа ошибки.
В ходе работы проведено тестирование среди учеников 10-11 классов, результаты которого отражены в диаграмме.