Видна пара окон занавешенные шторой ошибка

Найдите ошибки и исправьте их. Четверо учащихся участвовало в игре. Согласно приказа. Видна пара окон, занавешенные шторой. Я живу в Лермонтове и была счастлива. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику «Мир глазами путешественника». — Над какой нормой речи мы работали? (Синтаксическая норма). — Какое качество речи было нами проиллюстрировано? (Правильность речи)

Ответ:

1) Четверо учащихся участвовало в игре. — Четверо учащихся участвовалИ в игре.

2) Согласно приказа. — Согласно (кому? чему?) приказУ

3) Видна пара окон, занавешенные шторой. — Видна пара окон (какИХ окон?), занавешеннЫХ шторой.

4) Я живу в Лермонтове и была счастлива. — Я живу в ЛермонтовО, и я счастлива.

5) Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику «Мир глазами путешественника». — Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание (чему?) рубрикЕ «Мир глазами путешественника».

Синтаксические ошибки . (Списать, исправляя ошибки)

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовало в игре

Нарушение управления Согласно приказа

Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные шторой

Нарушение выражения сказуемого

в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые.

Ошибки в использовании видовременных

форм глаголов

Неправильное построение предложения с

деепричастным оборотом Я живу в Лермонтове и была счастлива Находясь в эмиграции, у писателя родилась дочь.

4.Расставьте знаки препинания:

1)Глядя на приближающиеся танки (1)и (2) ловя в прицел маленькие фигурки фашистов (3) сержант услышал крик (4) оглушивший его(5) и (6) заставивший невольно вздрогнуть.

2)Что бы ни ждало впереди (1) каким бы ни был завтрашний день (2) он рад (3) что вернулся (4) и (5) что этот день встретит с товарищами.

3)Ролевые компьютерные игры которых сейчас хоть пруд пруди интересны человеку тем что дают ему сидящему перед компьютером иллюзию активных действий наполненных различными эмоциями.

Вопросы с ответами: Русский язык

AlinaAlina110624

хорошистка552

ksiuu

laura103

Matroskinnn

Ботаник1111111111

маша3054

AlinaRai

верника3

Aaa1nuchto

Подготовка к ЕГЭ: задание7

Синтаксические нормы

Кузубова И.И., учитель русского языка и литературы СОШ №6 г.Владикавказа

Цель и задачи урока:

-повторить общие сведения о языке , языковых нормах;
-закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами;
-формировать навыки использования нормированной речи;

-выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими нормами

Лексико- орфоэпическая разминка
1) Определите лексическое значение паронимов:
Абонемент – абонент; заплатить–оплатить; каменистый – каменный; надеть – одеть; отборный – отборочный.

2) В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?
1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.
2.В заросшем пруду много водных жуков.
3.Водные каналы стали очень популярными, особенно среди молодежи.
4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.

Решите орфоэпические задачи
Решите орфоэпические задачи


1. В каком слове ударение на 2 слоге ?

а)свёкла б)жалюзи в)оптовый г)мельком

2. В каком слове ударение на 1 слоге?
а)иначе б)эксперт в)дремота г)знамение

3. В каком слове ударение на 3 слоге?
а)инструмент б)зевота в)вчистую г)принятый

4. В каком слове звуков больше ,чем букв?
а)юг б)объяснил в)люк г)съемка

5. В каком слове произносится звук Й ?

а)няня б)деревня в)въезд г)колеса

Грамматические нормы языка
Морфологические нормы

это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.

Синтаксические нормы-

это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений
Нарушение синтаксической нормы

  • Нарушение согласования сказуемого с подлежащим
  • Нарушение управления
  • Нарушение согласования
  • Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
  • Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов
  • Ошибки в предложениях с причастным оборотом
  • Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом
  • Ошибки в построении СПП
  • Смешение прямой и косвенной речи
  • Нарушение границ предложения.

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре

(участвовали)

Нарушение управления

Согласно приказа (приказу)

Нарушение согласования

Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и веселые.
(счастливы и веселы или счастливые и веселые)

Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов

Я живу в Лермонтове и была счастлива (живу и счастлива или жила и была счастлива)

ТРЕНИНГ

Определите, в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами)

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой).

ТРЕНИНГ

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Два солдата с котомками глядели в окно поезда.

2) Двадцать один делегат прибыл на совещание.

3) Тысяча книг поступили в школьную библиотеку.

4) Девушка-пилот умело вела машину.

Укажите ошибку в управлении.

1) преимущество перед ними

2) согласно договору

3) показать о чем-то

4) огорчен чем-то

Укажите предложение без грамматических ошибок.

1) Я наблюдал за группой ребят , подошедшими к остановке.

2) Приехав в Москву, первой моей задачей было найти работу.

3) Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы.

4) Я надеюсь на то, что большинство меня поддержит.

Потренируемся!

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Получив начальное домашнее

образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) неправильное употребление

падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение

предложения с косвенной речью

А

Б

В

Г

Д

Проверь себя

Ответы

1.- 2

2.- 3

3.- 2

4.- 2

5.- 4

6.- 2

7.- 4

8.- 3

9.- 2

10.-3

11.- 2

12.- 2

13.- 4

14.- 2

15.- 4

16.- 3

17.- 2

18.- 1

19.- 2

20.- 1

Удачи на экзамене

!

Предлагаемый урок русского языка составлен в
соответствии с программой по русскому языку для
10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и
Л.М.Рыбченковой, является обобщающим в системе
уроков по изучению норм русского литературного
языка в 11 классе общеобразовательной школы
(базовый уровень).

В связи с переходом к новой форме итоговой
аттестации выпускников в форме ЕГЭ, существенно
отличающейся от привычных форм аттестации
(сочинения и изложения), возникла необходимость
адаптировать уроки русского языка в старшей
школе к новой форме аттестации, поскольку
традиционная система уроков не ориентирована на
подготовку к ЕГЭ. Данный урок поможет учителю
организовать обучение таким образом, чтобы
совместить изучение темы программы с анализом и
выполнением заданий ЕГЭ, связанных с речевыми
нормами и культурой речи.

Сочетание традиционных форм и методов работы с
ИКТ дает возможность значительно активизировать
познавательную деятельность обучаемых,
формирует навыки целеполагания и самоконтроля,
повышает качество усвоения предложенного
учебного материала и отработки навыков
выполнения заданий ЕГЭ за счет уплотнения и
структурирования учебной информации.

ЦЕЛИ:

  1. Закрепить понятие языковая норма.
  2. Умение различать грамматические ошибки, навыки
    владения орфоэпическими и лексическими нормами
    языка.
  3. Формировать навыки использования
    нормированной речи.
  4. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми
    нормами и культурой речи (А 1- А 6, А28)

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • раздаточный материал (карточки по материалам
    ЕГЭ), компьютер (или интерактивная доска),
  • проектор, диск со слайдами мультимедиа
    (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст (под диктовку).

Объяснить правописание орфограмм, расстановку
знаков препинания.

Определить стиль, основную мысль текста,
обосновать свой ответ.

(1) Существуют неписаные и писаные правила
поведения людей, правила хорошего тона. (2)
Соблюдение или несоблюдение этих правил
характеризует воспитанность и культуру
человека.(3)Придерживаясь их, человек ведет себя
соответствующим образом на работе, в школе,
театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми
происходит странная вещь, когда они попадают в
лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь
не нужны никакие правила.

3. Индивидуальная работа (проводится
параллельно для сильных учеников по
индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме
“Правописание Н – НН в причастиях и
отглагольных прилагательных” (по материалам
задания А14 ЕГЭ).(приложение 2)

4. Мультимедиа. Культура речи и
языковая норма

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Постановка цели урока.

Слайд 3. Вступительное слово учителя по теме
урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека
является культура речи, т.е. умение пишущего или
говорящего излагать свои мысли правильно и
выразительно, в соответствии с содержанием.
Поэтому понятие “языковая норма” — ключевое в
учении о правильности речи. Известно, что русский
язык–язык нормированный, т.е. подчиняющийся
определенным нормам. Что же такое норма
применительно к языку?

(возможен ответ учащихся, поскольку материал
для них не нов).

Норма – это социально одобряемое правило, т.е.
общепринятое употребление слов, их форм,
синтаксических конструкций, закрепленное в
словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

2) общеупотребительность;

3) обязательность.

Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень
владения нормами русского языка: орфоэпическими,
лексическими, грамматическими.

Слайд 4. Классификация основных языковых норм.

Диаграмма 1. Основные языковые нормы.

Фронтально- индивидуальный опрос:

1. Используя диаграмму, расскажите об основных
языковых нормах.

2.Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия “лексические
нормы”.

Слайды 5-6. Лексико-орфоэпическая разминка (по
материалам заданий А1 – А3 ЕГЭ)

1).Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают

оживляют, абонент-абонемент, будний –
будничный,

поступок – проступок.

2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно
употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и
может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно
среди молодежи.

3. Решите орфоэпические задачи (задание А 2)

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

а/ свекла
б/ жалюзи
в/ оптовый
г/ мельком

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

а/ иначе
б/ эксперт
в/ дремота
г/ знамение

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

а/ инструмент
б/ зевота
в/ вчистую
г/ принятый

4) В каком слове звуков больше, чем букв?

а/ юг
б/ объяснил
в/ люк
г/ съемка

5) В каком слове произносится звук Й?

а/ няня
б/ деревня
в/ въезд
г/ колеса

4. Комментарий к выполнению заданий.

Слайд 7. Грамматические нормы языка (общая
характеристика)

Таблица 1. Грамматические нормы языка.

Морфологические нормы — это нормы
словоизменения при склонении именных частей
речи, при спряжении глаголов, нормы
словообразования и определения родовой
принадлежности.
Синтаксические нормы – это правила
использования синтаксических конструкций,
незнание которых приводит к неправильному
построению словосочетаний и предложений.

Слайд 8. Типы морфологических ошибок (по
материалам заданий ЕГЭ)

Таблица 2

Во время заполнения таблицы учащиеся находят
правильный вариант формы слова и записывают его.

Ошибочное словообразование Трудолюбимый (трудолюбивый)
Ошибочное образование формы:

существительного

Опытные бухгалтера

(бухгалтеры)

прилагательного Более красивее, слаже

(более красивый,
слаще)

числительного С пятистами рублями
(с пятьюстами рублями)
местоимения Ихнюю вещь

(их вещь)

глагола Махают руками

(машут)

   

Слайд 9. ТРЕНИНГ

1. Запишите существительные в именительном
падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор,
шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц,
торт,  госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры,
томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора,
оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней
сравнения следующих прилагательных: красивый,
горький, сладкий, глубокий, маленький.

5.Образуйте форму повелительного наклонения
глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.

Слайд 10. Проверь себя.

Найдите грамматическую ошибку в образовании
формы слова, запишите это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять
килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа,
множество грузинов, все шофера, две пары носков,
моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5
килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше
всех, заведываю складом, откладываю на потом, в
шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан
соку, много снега.

Слайд 11. Правильный ответ.

Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много
народу, множество грузин, все шоферы, несколько
мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее
всех, заведую складом, в шестистах метрах, в
полутора часах езды.

ПРИМЕЧАНИЕ.

1. Если работа проходит в классе с интерактивной
доской, слайд 11 исключается, т.к. один из учеников
исправляет ошибки прямо на доске, пока остальные
делают ту же работу в тетради или на предложенной
карточке.

2. С целью экономии времени в классе, где нет
интерактивной доски, используется раздаточный
материал. Слайд 11 показывается после завершения
работы основной массой учащихся; анализируются и
исправляются ошибки, допущенные учащимися.

Слайд 12 Синтаксические ошибки.

Таблица 3. (запись в тетрадь и исправление
ошибок)

Нарушение согласования сказуемого с
подлежащим
Четверо учащихся участвовало в игре

(участвовали)

Нарушение управления Согласно приказа

(приказу)

Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные шторой
(занавешенных)
Нарушение способа выражения сказуемого
в отдельных конструкциях
Все были счастливы и веселые.
(счастливы и веселы или счастливые и веселые)
Ошибки в использовании видо-временных
форм глаголов
Я живу в Лермонтове и была счастлива

(живу
и счастлива или жила и была счастлива)

Слайд 13. ТРЕНИНГ

Определите, в каких предложениях нет
синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось
впечатление, что ты здесь уже был.

Слайд 14. Синтаксические ошибки (продолжение).

Ошибки в предложениях с причастным
оборотом
Дорожка покрыта тающим снегом под
ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под
ногами)
Ошибки в предложениях с деепричастным
оборотом
Свалившись с размаху в озеро, стало
стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с
размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП Книга учила меня думать, которую я
прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня
думать).
Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал, что я не согласен с твоим
мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим
мнением)

Нарушение границ предложения. Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была
уже ночь, когда я вернулся домой).

Слайд 15. Проверочная работа.

Работа проводится в парах (пары составляются по
принципу психологической совместимости).

Для работы предлагаются карточки с заданиями
по изученной теме (по материалам заданий А4 – А6,
А28 ЕГЭ).

Во время выполнения работы разрешено
использовать записи в тетради и памятки,
имеющиеся у каждого учащегося.

Время выполнения работы.- 10-15 мин.

(приложение 3)

5. Итоги урока.

Владение нормами русского языка зависит от
речевого развития говорящего и пишущего. Ряд
заданий ЕГЭ (А1 – А6, А28) проверяет уровень
владения языковыми нормами. Повторив
орфоэпические и лексические нормы, мы особое
внимание уделили нормам грамматическим, с
которыми связано выполнение заданий А4 – А6, А28
ЕГЭ.
Таким образом, материал по теме “Культура речи и
языковые

нормы” имеет не только прикладное, но и
практическое значение.

6. Домашнее задание

1.Повторить теоретический материал по теме
“Культура речи и языковая норма”

2. Подготовить сообщение по одному из разделов
темы (в устной форме или мультимедиа) (данное
задание не является обязательным для всех
учащихся. Его выполняют только учащиеся,
проявляющие интерес к предмету).

3. Выполнить задания А4 –А6, А28 (вар.1 – 5), А 14
(вар.6-10)

Урок 13-14 Язык и речь. 11 класс

Урок 13-14 Язык и речь. 11 класс

Закрепить понятие языковая норма.

Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.

Формировать навыки использования нормированной речи.

Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи (А 1– А 6, А28)

раздаточный материал (карточки по материалам ЕГЭ0

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст (под диктовку).

Объяснить правописание орфограмм, расстановку знаков препинания.

Определить стиль, основную мысль текста, обосновать свой ответ.

(1) Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. (2) Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3)Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

3. Индивидуальная работа (проводится параллельно для сильных учеников по индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме “Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных” (по материалам задания А14 ЕГЭ). (приложение 2)

Карточка 1 ( по материалам задания А14 ЕГЭ– правописание Н-НН в причастиях и прилагательных.

1. По приказу дивизио(1)го командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искус(3)о замаскирова(4)ы.

1) 1,2 2) 2,3,4 3) 2,3 4) 1,2,3,4

2. Непуга(1)ые птицы сосредоточе(2)о искали рыбную добычу на песча(3)ой отмели.

1)1,3 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 1,2

1)1,2,3 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,3

4. Выглаже(1)ые театральные костюмы были аккуратно развеша(2)ы и приготовле(3)ы для нового спектакля.

1) 1,2,3 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,2

1) 2,3 2) 1,2 3) 1,2,3 4) 1,3

В каком примере на месте пропуска пишется НН

1. 1) комиссия созда…а

3) дважды стира…ая куртка

2. 1) плете…ая корзинка

3) маринова…ые грибы

Вступительное слово учителя по теме урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т. е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие “языковая норма” – ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык–язык нормированный, т. е. подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку?

(возможен ответ учащихся, поскольку материал для них не нов).

Норма – это социально одобряемое правило, т. е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

. Классификация основных языковых норм.

Диаграмма 1. Основные языковые нормы.

Фронтально– индивидуальный опрос:

1. Используя диаграмму, расскажите об основных языковых нормах.

2. Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия “лексические нормы”.

Лексико-орфоэпическая разминка (по материалам заданий А1 – А3 ЕГЭ)

1). Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают –

оживляют, абонент-абонемент, будний – будничный,

2). В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодежи.

3. Решите орфоэпические задачи (задание А 2)

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

4) В каком слове звуков больше, чем букв?

5) В каком слове произносится звук Й?

4. Комментарий к выполнению заданий.

Грамматические нормы языка (общая характеристика)

Таблица 1. Грамматические нормы языка. Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы – это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

Типы морфологических ошибок (по материалам заданий ЕГЭ)

Во время заполнения таблицы учащиеся находят правильный вариант формы слова и записывают его. Ошибочное словообразование Трудолюбимый (трудолюбивый)

Ошибочное образование формы:

существительного Опытные бухгалтера

прилагательного Более красивее, слаже

(более красивый, слаще)

числительного С пятистами рублями

(с пятьюстами рублями)

местоимения Ихнюю вещь

глагола Махают руками

1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн. ч. ), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

5. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.

Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

Правильно: Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.

1. Если работа проходит в классе с интерактивной доской, слайд 11 исключается, т. к. один из учеников исправляет ошибки прямо на доске, пока остальные делают ту же работу в тетради или на предложенной карточке.

2. С целью экономии времени в классе используется раздаточный материал.

12 Синтаксические ошибки.

Таблица 3. (запись в тетрадь и исправление ошибок)Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовало в игре

Нарушение управления Согласно приказа

Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые.

(счастливы и веселы или счастливые и веселые)

Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в Лермонтове и была счастлива

(живу и счастлива или жила и была счастлива)

Определите, в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

. Синтаксические ошибки (продолжение). Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами)

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.

(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения. Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Работа проводится в парах (пары составляются по принципу психологической совместимости).

Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме (по материалам заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ).

Во время выполнения работы разрешено использовать записи в тетради и памятки, имеющиеся у каждого учащегося.

Время выполнения работы. – 10-15 мин.

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ (А1 – А6, А28) проверяет уровень владения языковыми нормами. Повторив орфоэпические и лексические нормы, мы особое внимание уделили нормам грамматическим, с которыми связано выполнение заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ.

Таким образом, материал по теме “Культура речи и языковые

нормы” имеет не только прикладное, но и практическое значение.

6. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и языковая норма”

2. Подготовить сообщение по одному из разделов темы (в устной форме или мультимедиа) (данное задание не является обязательным для всех учащихся. Его выполняют только учащиеся, проявляющие интерес к предмету).

3. Выполнить задания А4 –А6, А28 (вар. 1 – 5), А 14 (вар. 6-10)

Источник

Подготовка к ЕГЭ: задание7 «Синтаксические нормы»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Кузубова И.И., учитель русского языка и литературы СОШ №6 г.Владикавказа

Цель и задачи урока:

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре

Согласно приказа (приказу)

Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и веселые. (счастливы и веселы или счастливые и веселые)

Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов

Я живу в Лермонтове и была счастлива (живу и счастлива или жила и была счастлива)

Определите, в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами)

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве. (Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Два солдата с котомками глядели в окно поезда.

2) Двадцать один делегат прибыл на совещание.

3) Тысяча книг поступили в школьную библиотеку.

4) Девушка-пилот умело вела машину.

Укажите ошибку в управлении.

1) преимущество перед ними

2) согласно договору

3) показать о чем-то

Укажите предложение без грамматических ошибок.

2) Приехав в Москву, первой моей задачей было найти работу.

3) Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы.

4) Я надеюсь на то, что большинство меня поддержит.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) Получив начальное домашнее

образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) неправильное употребление

падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Источник

Урок русского языка в 11 классе по материалам ЕГЭ

hello html 190e626fУрок русского языка в 11-м классе

«Общие сведения о языке. Культура речи.

Учитель Шепелева Т.А.

Закрепить понятие языковая норма.

Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.

Формировать навыки использования нормированной речи.

Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи

раздаточный материал (карточки по материалам ЕГЭ)

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст (под диктовку).

Объяснить правописание орфограмм, расстановку знаков препинания.

Определить стиль, основную мысль текста, обосновать свой ответ.

(1) Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. (2) Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.(3)Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

3. Индивидуальная работа (проводится параллельно для сильных учеников по индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме “Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных” (по материалам задания ЕГЭ).

4.Культура речи и языковая норма

Вступительное слово учителя по теме урока.

(возможен ответ учащихся, поскольку материал для них не новый).

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

5.Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

Фронтально- индивидуальный опрос:

1. Расскажите об основных языковых нормах.

2.Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия “лексические нормы”.

Лексико-орфоэпическая разминка (по материалам ЕГЭ)

1).Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают –

оживляют, абонент-абонемент, будний – будничный,

2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодежи.

6. Решите орфоэпические задачи

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

1.свекла
2. жалюзи
3. оптовый

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

1.иначе
2. эксперт
3. дремота
4. знамение

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

1.инструмент
2.зевота
3вчистую
4.принятый

4) В каком слове звуков больше, чем букв?

2.объяснил
3.люк
4. съемка

5) В каком слове произносится звук Й?

1. няня
2. деревня
3.въезд
4.колеса

7. Комментарий к выполнению заданий.

Грамматические нормы языка (общая характеристика)

Таблица 1. Грамматические нормы языка.

Синтаксические нормы – это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

8.Типы морфологических ошибок (по материалам заданий ЕГЭ)

Во время заполнения таблицы учащиеся находят правильный вариант формы слова и записывают его.

Ошибочное образование формы:

Более красивее, слаже

(более красивый, слаще)

С пятистами рублями
(с пятьюстами рублями)

1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.

Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

11. Правильный ответ.

Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.

12. Синтаксические ошибки.

Таблица 3. (запись в тетрадь и исправление ошибок)

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре

Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и веселые.
(счастливы и веселы или счастливые и веселые)

Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов

Я живу в Лермонтове и была счастлива

(живу и счастлива или жила и была счастлива)

Определите, в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

14. Синтаксические ошибки (продолжение).

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами)

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой).

15. Проверочная работа.

Работа проводится в парах (пары составляются по принципу психологической совместимости).

Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме (по материалам заданий ЕГЭ).

Во время выполнения работы разрешено использовать записи в тетради и памятки, имеющиеся у каждого учащегося.

Время выполнения работы.- 10-15 мин.

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ проверяет уровень владения языковыми нормами. Повторив орфоэпические и лексические нормы, мы особое внимание уделили нормам грамматическим, с которыми связано выполнение заданий ЕГЭ.
Таким образом, материал по теме “Культура речи и языковые

нормы” имеет не только прикладное, но и практическое значение.

17. Домашнее задание

1.Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и языковая норма”

2. Выполнить задания (вар.1 – 5), А (вар.6-10)

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

a loader

«Общие сведения о языке. Культура речи.

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст (под диктовку).

Объяснить правописание орфограмм, расстановку знаков препинания.

Определить стиль, основную мысль текста, обосновать свой ответ.

(1) Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. (2) Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.(3)Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

3. Индивидуальная работа (проводится параллельно для сильных учеников по индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме “Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных” (по материалам задания ЕГЭ).

4.Культура речи и языковая норма

Вступительное слово учителя по теме урока.

(возможен ответ учащихся, поскольку материал для них не новый).

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

5.Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

Фронтально- индивидуальный опрос:

1. Расскажите об основных языковых нормах.

2.Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия “лексические нормы”.

Лексико-орфоэпическая разминка (по материалам ЕГЭ)

1).Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают –

оживляют, абонент-абонемент, будний – будничный,

2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодежи.

6. Решите орфоэпические задачи

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

1.свекла
2. жалюзи
3. оптовый

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

1.иначе
2. эксперт
3. дремота
4. знамение

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

1.инструмент
2.зевота
3вчистую
4.принятый

4) В каком слове звуков больше, чем букв?

2.объяснил
3.люк
4. съемка

5) В каком слове произносится звук Й?

1. няня
2. деревня
3.въезд
4.колеса

7. Комментарий к выполнению заданий.

Грамматические нормы языка (общая характеристика)

Таблица 1. Грамматические нормы языка.

Синтаксические нормы – это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

8.Типы морфологических ошибок (по материалам заданий ЕГЭ)

Во время заполнения таблицы учащиеся находят правильный вариант формы слова и записывают его.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Видовременная связь ошибки
  • Видеорегистратор пишет ошибка карты формат что это значит
  • Видеомагнитофон панасоник ошибка f03
  • Видовременная ошибка егэ
  • Видо временная ошибка