Ветеранов окружили вниманием и помощью ошибка

Ошибки в предложениях
с однородными членами могут носить
логический и грамматико-стилистический
характер.

1. К ошибкам первого
рода следует отнести соединение
в ка­честве
однородных членов вещественно
неоднородных понятий
,
на­пример: изучать
математику и сорта грибов; интерес к
истории и к футболу.

Их соединение возможно только в
каламбурах, например: Как
только я сдала экзамены, то поехала с
мамой, мебелью и бра­том на дачу. Шел
дождь и два студента.

2. Несочетаемость
одного из однородных членов с

тем словом
в предложении, с которым связаны
однородные члены
,
например: Они
с благодарностью говорят о большом
внимании и помощи, ко­торыми окружили
их родственники.
(можно
окружить
вниманием
,
но не помощью).
После первой
мировой войны некоторые капитали­стические
страны задыхались в тисках финансового
кризиса, обес­ценения валют и роста
цен
(не могут
быть «тиски обесценения ва­лют и роста
цен»).

3. Нельзя
сочетать
в качестве однородных членов видовые
и родовые понятия
,
например: Вскоре
после окончания военных дейст­вий
уже работали транспорт и связь, были
приведены в порядок многие школы, учебные
заведения, больницы, научно-исследователь­ские
институты и другие культурные учреждения.

(понятие «школы» входит в понятие
«учебные заведения»; сочетание другие
культурные учреждения
не
подходит к последнему слову в перечис­ленном
перечне).

4. В перечисление
не должны входить скрещивающиеся
поня­тия
,
т.е. понятия, частично совпадающие по
своему объему (студенты
и москвичи, женщины и редакторы
),
например: Газета
обратилась с призывом к молодежи и
девушкам города Пензы.

5. Следует избегать
конструкций,
в которых управляемое
слово может
быть отнесено в разные ряды однородных
членов,

на­пример: Жильцы
требовали ликвидации неполадок и ремонта

(речь идет о требовании ремонта, а не о
«ликвидации ремонта») Он
доби­вался отпуска без сохранения
содержания и путевки.

6. При попарном
сочетании
однородных членов их следует подбирать
или по признаку
смежности, сходства, или по принципу
контраста
,
но не должно быть случайных сочетаний,
например: Во­прос
этот освещался в книгах и лекциях,
газетах и брошюрах, док­ладах и журналах

(вместо в
книгах и брошюрах, газетах и журна­лах,
лекциях и докладах
).

7. Однородные члены
не обязательно должны быть морфоло­гически
одинаковы (ср.: Вошел
мужчина высокого роста, лет пяти­десяти,
в очках, с палкой в руке),

но не все
разные формы

могут
со­четаться

в ряд однородных
членов. Так, не сочетаются инфинитив и
имя существительное, например: Я
люблю играть на рояле и петь.

Часто эта ошибка случается при рубрикации,
например: Приняли
на себя обязательства: 1/. Снижение
себестоимости; 2/. Повышать производительность
труда; 3/. Улучшать качество продукции.

8. Часто нарушается
порядок слов при использовании двойных
сопоставительных союзов,
например:
Народные
массы не только создают материальные
блага, но и великие сокровища культуры.

Правилен порядок слов, при котором части
двойного союза стоят пе­ред однородными
членами. (Они
не только потеряли шансы на по­лучение
золотых медалей, но и возможность попасть
в призовую тройку.)

Иногда создаются
неправильные пары союзов: не
только — а также, как — а также
(вместо
не только —
но и, как — так и
).

9. При наличии
обобщающего
слова однородные члены должны согласоваться
с ним в падеже
.
Ошибочно следующее пред­ложение: В
этой новой встрече участвовал 51 делегат,
в большин­стве своем члены парламента,
от следующих стран: Болгария, Венгрия…
;
Книги, тетради,
карандаши — всем этим мы обеспечены.

10. Не
следует соединять

как однородные синтаксические эле­менты
члены
предложения

(в частности, причастные и деепричаст­ные
обороты) и
придаточные

предложения,
например: Другие
органы печати, не возражая по существу
против заявления, однако счи­тают его
несвоевременным. Хорошее впечатление
производит вто­рой рассказ этого
писателя, более интересный по содержанию
и который несомненно принесет пользу
подрастающему поколению.

11. Недостатком
предложений с однородными членами
не­редко является
их громоздкость
− наличие чрезмерно большого пере­числения.
Такие предложения лучше разбить на
несколько самостоя­тельных предложений
по принципу логической близости между
со­бой однородных членов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    27.03.2016242.24 Кб53.docx

  • #

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Мать писала сыну о том, что она нашла красную общую тетрадь по физике, его любимому предмету.
2) Погода вопреки прогноза была замечательная.
3) Прочитав новый роман известного писателя, мне захотелось прочитать и его повести.
4) Познание окружающего меня мира происходило не только с помощью зрительных образов, но и через посредство звуковых впечатлений.
5) Многие из путешественников, бывавшими на Онеге, восхищались многоглавыми церквями Кижей.
6) По окончании доклада профессор ответил на вопросы присутствовавших на заседании.
7) Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.
8) Роняя редкие капли, по небу неслись разорванные облака.
9) Ученики, принимающие участие в олимпиаде и которые пройдут два тура, получат грамоты.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

  1. А — 3. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом (верно: «Прочитав новый роман известного писателя, я захотел прочитать и его повести».).
  2. Б — 7. При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица (Игорь сказал, что хочЕТ…).
  3. В — 5. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже (многие из путешественников, бывавшИХ на Онеге).
  4. Г — 2. Предлог ВОПРЕКИ употребляется только с Д. п. (кому? чему?) (вопреки прогнозУ).
  5. Д — 9. Однородные одной части речи — причастия (принимающие участие в олимпиаде и прошедшие два тура).

Ответ: 37529

Colere

Объясните грамматические ошибки и исправьте предложения:

1. Рекомендую дамам не выходить по вечерам на улицу без мужа и без оружия.
2. Человек — существо, знакомое с употреблением брюк и дара слова.
3. Они с благодарностью говорят о внимании и помощи, которыми окружало их правительство.
4. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
5. Он с одинаковым усердием изучал математику и сорта грибов.

Олеся9006

Светило науки — 7983 ответа — 58009 раз оказано помощи

1) нельзя составлять ряд однородных членов из логически несопоставимых понятий. Рекомендую дамам не выходить на улицу без мужа или брать с собой оружие, если они идут одни. 2) лексическая несочетаемость. Человек- существо, знакомое с употреблением дара слов и использованием брюк. 3) Лексическая несочетаемость. Они с благодарностью говорят о внимании, которым их окружило правительство, и о помощи, которую им оказали. 4) лексическая несочетаемость. Жильцы требовали ликвидации неполадок и проведия ремонта. 5) логически несопостовимые понятия. Он с одинаковым усердием изучал математику и микологию. (Наука о грибах)

Урок по теме «Культура речи. Синтаксическая правильность»

Цель: 

Познавательная:  повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство  учащихся с типами речевых  и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания 4, 6, 7, 8).

Развивающая: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательная: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

— индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:

— аргументировать свою точку зрения,

— соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

ХОД УРОКА:

Организационный этап.

Объявление темы урока. Постановка задач урока.

1. Актуализация опорных знаний

Что такое культура речи? (соблюдение в устной и письменной речи норм литературного языка)

Какие виды норм русского литературного языка вам знакомы? (орфоэпические, словообразовательные, морфологические, лексические)

Дайте определение каждому виду. (орфоэпические – нормы произношения и постановки ударения в слове; словообразовательные – нормы образования слов и форм слова; морфологические – нормы образования и употребления грамматических форм слов различных частей речи; лексические – это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением)

1. Орфоэпическая разминка.

Августовский , баловАть, бомбардировАть, газопровОд, завИдно, вероисповЕдание, корЫсть, нАчатый, обеспЕчение, предложИть, принЯть, прИнятый, свЁкла, тЕфтели, слИвовый, экспЕрт, ходАтайство, умЕрший, столЯр, кладовАя.

2. Исправьте следующие словосочетания, аргументируйте свои исправления:
Играть значение, поднять тост, более-менее интересный, где-то в конце дня, крайний на прием к врачу, последний справа, вернулся назад, облокотился спиной на стол.

(Иметь значение или играть роль. Поднимать бокал или произнести тост. Более или менее интересный. Примерно в конце дня. Последний на прием к врачу. Крайний справа.
Вернулся назад — плеоназм. Слово «Вернулся» уже подразумевает собой «Назад». Слово облокотиться произошло от слова «Локоть», т. е. облокотиться можно локтем, но не спиной. Лучше сказать «Прислонился спиной к столу»).

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

шесть ВИШЕН

(правая) ТУФЛЯ

НАИВЫСШЕЕ наслаждение

здоровые ДЁСНЫ

ЧЕТЫРЁХСТАМИ людьми (четырьмястами людьми)

2. Слово учителя.

Много лет назад ученый-языковед Лев Владимирович Щерба предложил студентам фразу: «Гло/кая ку/дра ште/ко будлану/ла бо/кра и ку/рдячит бокрёнка». В ней к «ничьим» корням были присоединены русские служебные части слов – суффиксы и окончания. Однако выдуманные слова соединялись по законам русского синтаксиса. И этого оказалось достаточно, чтобы общий смысл предложения можно было понять. Вот шутливый «перевод», данный Л. Успенским в книге «Слово о словах»: «Нечто женского рода в один прием совершило что-то над каким-то существом мужского рода, а потом начало что-то такое вытворять длительное, постепенное с его детенышем».

Искусственная фраза имела значение потому, что была построена по законам грамматики: в ней строго соблюдались правила образования слов и сочетания их в предложении.

А теперь слова, необходимые для выражения определенного содержания, соберем в одну фразу, но грамматические связи между этими словами и порядок их следования не обозначим. Что из этого выйдет?

«Быть в ветры дуть зима море с солнечной сухой тепловатый Ялта». Мы можем предложить много вариантов сочетаний этих слов, но выстроятся ли они у нас в такую пластичную, музыкальную фразу: «Зима в Ялте была сухая, солнечная, с моря дули тепловатые ветры» (К. Паустовский)?

Оба эксперимента убеждают нас в том, грамматические нормы – существеннейшее звено в системе языка.

Знаменитая лермонтовская строка «На мысли, дышащие силой, Как жемчуг, нижутся слова», не что иное, как лаконично и образно сформулированный закон речевого мастерства.

Хорошая речь – это удачно подобранные слова, гармонично выстраивающиеся одно за другим, нанизывающиеся одно на другое.

«Нанизываться» слова должны не как придется, а в полном соответствии с законами построения отдельных предложений и целого текста, то есть по правилам синтаксиса русского литературного языка. В противном случае говорящий (пишущий) останется непонятым или попадет в неловкое положение.

Ошибки, нарушающие строение предложений, чрезвычайно разнообразны. Это:

  • нарушение порядка слов:

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках. (Нужно: На стендах представлены афиши на немецком, французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

  • нарушение норм управления:

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:

О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах — уверенность в победу. Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения — покрывает и потворствует дурным наклонностям. Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? ) им;

г) нанизывание падежей — располагает составленным агентом списком. Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

  • ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий:

учебная и перспективная задача;

видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;

перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;

существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;

причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;

причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:

Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья;

из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);

в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:

детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье; прочитал не только книги, но и законспектировал их, нужно: не только прочитал, но и ….

  • ошибки при употреблении причастных оборотов:  

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма): по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов: На столе лежала отредактированная рукопись редактором. Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

  • неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду. Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно. Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

  • ошибки при построении сложного предложения:

а) загромождение предложения однотипными придаточными:

Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий. Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.

б) разнотипность частей сложного предложения:

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту. Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции:

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата. Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов:

Но однако тем не менее мы должны сказать. Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене. Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

3. Выполнение упражнений.

1. В данный предложениях отметьте факты ненормативного управления.

1. Ниловна уже не сомневается в правоту того дела, за которым стоит Павел и его друзья. (в правоте)

2. О том, что эта игра опасна, стало ясно однажды утром. (То, что эта игра опасна, стало ясно однажды утром)

3. Почтим память погибшим товарищам. (погибших)

4. Рахметов считает, что он не имеет право тратить деньги на прихоти. (не имеет права)

5. Узнай, сколько сейчас время. (времени)

2. Укажите случаи ошибочной синтаксической связи сказуемого с подлежащим.

1. Мальчик – необычайная умница. (необычайный)

2. Одной из главных проблем, выдвигаемых в романе, — это становление личности Петра. (Одна из главный проблем)

3. На собрании было высказано ряд поправок. (высказан ряд)

4. Кафе-столовая отремонтированы в срок. (отремонтирована)

5. Большинство студентов активно участвуют в жизни факультета. (ошибок нет)

3. Укажите случаи ошибочной синтаксической связи определения с определяемым словом.

1. В городе Ялта принял первых отдыхающих новый пансионат. (В городе Ялте)

2. Поэт пишет удивительное стихотворение «Родина», в которой он становится выше всех предрассудков ложного патриотизма. (в котором)

3. Но вот в конце лета появился он – пока никому не известный странный человек. (ошибок нет)

4. Такие вдохновенные строки посвятил Н. Некрасов женам декабристам, последовавших за своими осужденными мужьями в Сибирь. (женам, последовавшим)

5.  В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России. («Дубровский»)

4. Исправьте предложения, устранив независимый деепричастный оборот – обособленное обстоятельство.

1. Зафиксировано образование новых групп, руководствуясь различного рода информацией.

2. Написав «Смерть поэта», которое мгновенно облетело весь Петербург, стало, ясно, что в России появился новый великий поэт.

3. Прослушав доклад, у меня создалось впечатление, что он сделан на скорую руку.

4. Исходя из сказанного, структура дипломного сочинения такова: введение, три главы, заключение.

5. Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.

5. Найдите синтаксическую ошибку- соподчинение слов, требующих дополнений в разных грамматических формах.

1. Я бесконечно рада и горда тем, что живу здесь, в Севастополе. (рада чему и горда чем)

2. Строители так и не убрали глыбы грязи, по которым скользят и падают люди. (скользят и из-за этого падают)

3. Мы никогда не забудем и будем гордиться теми, кто отдал хизнь за свободу и независимость. (не забудем кого и будем гордиться кем)

4. Надо вникать и заботиться обо всех мелочах быта общежития. (вникать в что и заботиться о чем)

5. Художник видел и верил в счастливое будущее страны. (видел что и верил во что)

6. Исправьте текст, устранив неправильный порядок слов.

1. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана своевременная помощь. (жителям района, пострадавшего от засухи)

2. Половцы, когда были разбиты, они больше не нападали на русских. (Когда половцы были разбиты)

3. Наши солдаты мужественно отбивали атаки рвавшегося врага к Ленинграду. (атаки врага, рвавшегося к Ленинграду)

4. Учебные заведения выпускают специалистов, которые сразу же включаются в работу каждый год. (Каждый год учебные заведения выпускают)

5. Батальон быстро двигался по освещенному лугу яркими лучами прожекторов. (по освещенному яркими лучами прожекторов лугу)

7. Найдите ошибки в выделенных сочетаниях, исправьте их.

1. По окончании строительства завода все собрались на митинг. (ошибок нет)

2.  Как всегда, по приходу на работу он внимательно изучил сводки с мест. (по приходе)

3. Корреспонденция выдается только по предъявлению паспорта (по предъявлении)

4. По зрелому размышлению я решил вернутся. (по зрелом размышлении)

5. Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся. (благодаря стараниям)

8. Укажите случаи неверного грамматического оформления однородный единиц.

1. Татьяна любила гадать и старинные предания. (гадания)

2. Грамоты не только получили призёры, но и активные участники среди зрителей. (не только призеры, но и..)

3. Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю. (хорошо знает как литературу, так и ..)

4. Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности. (как, так и)

5. Предметом обсуждения на семинаре был вопрос, далеко не изученный и который вызывает большой интерес. (вызывающий большой интерес)

9. Укажите случаи нарушения построения сложного предложения.

1. Все как будто ждали, что нe будет ли он ещё петь. (союз «что» не нужен)

2. Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет, то музыка оборвалась. (указательное слово «то» здесь лишнее)

3. Я не нашёл другого способа ответить, чем то, чтобы промолчать. (необоснованно употреблено указательное слово то и союз чтобы)

4. Как только прозвучал третий звонок, но вдруг у меня тоже зазвенел телефон. (нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном)

5. Ему казалось то, что ещё не всё потеряно и что успеть в срок возможно. (использовано лишнее указательное слово «то»)

4. Подведение итогов. Рефлексия.

1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) По окончанию Лицея Пушкин стал жить в Петербурге.

2) Те, кто добивается в спорте наибольших успехов, становится примером для подражания.

3) Дорога, которую указал Пугачёв, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других.

4) Преподаватель отобрал и посоветовал учащемуся воспользоваться дополнительной литературой.

5) Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.

6) Выпускники высших учебных заведений должны быть знающими профессионалами основы наук.

7) В ответ на просьбу мы услышали, что «Я не привыкла уступать».

8) К 1856 году творческие интересы Шишкина, который выделялся среди товарищей несомненным талантом, определились окончательно.

9) В опере «Русалочка» используются элементы народной музыки.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Ответ:  

А

Б

В

Г

Д

6

1

7

4

2

2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Благодаря героизма людей катастрофа была предотвращена.

2) Для человека, привыкшего к чтению, оно становится необходимейшей потребностью.

3) Посетители удивлялись и хвалили изобретательность мастера.

4) Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.

5) Все, затаив дыхание, слушали радиопередачу.

6) Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а также флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

7) М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона».

8) Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.

9) В турнире участвовали представители многих стран: Австрии, Венгрии, России, Румынии.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

(ответ:

A

Б

В

Г

Д

8

1

7

4

3

 5. Домашнее задание: индивидуальные карточки.

Задание 5 № 3573. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Позолоченные подсвечники, мраморные скульптуры и ИСКУСНАЯ роспись в залах музея позволяют совершить путешествие во времени.

В общении с людьми со временем возможна переоценка ценностей: то, что раньше воспринималось как °ОБОНЯНИЕ, становится неприятным.

Представители PR-служб должны соблюдать ЭТИЧЕСКИЕ нормы.

Кованые изделия отличает высокое качество, ЭСТЕТИЧНЫЙ вид и долговечность.

В сочетании с тёмно-коричневым фасадом здания беседка выглядела очень ГАРМОНИЧНО.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ОБОНЯНИЕ — способность воспринимать и распознавать запахи. По контексту подразумевается ОБАЯНИЕ.

Ответ: ОБАЯНИЕ

Задание 5 № 3768. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Взгляд и улыбка отца были ИРОНИСТИЧЕСКИМИ, он как будто подтрунивал над нами.

Новый ИНФОРМАЦИОННЫЙ ресурс набирает популярность.

Надо вырабатывать навыки ДИПЛОМАТИЧНОГО поведения.

Художественная гимнастика — один из самых ЭФФЕКТНЫХ и красивых видов спорта.

Всё чаще говорят о том, что стала очень низкой и ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ культура даже среди именитых певцов.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная

Пояснение.

—иронический

— Относящийся к иронии как стилистическому приёму. (Употребляется в словосочетаниях терминологического характера.)

Примеры:

ироническая поэма, строфа;

иронический приём;

ироническая вольность;

ироническое употребление слов.

—ироничный

— Содержащий элементы иронии, употребляющийся с целью насмешки.

Примеры:

ироничный экзаменатор, взгляд, подход, тон;

ироничные слова;

ироничная кличка.

Ответ: ироничными

Задание 5 № 3807. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТНОЙ окраской листьев.

На железной дороге действуют °ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ тарифы на перевозку грузов.

°ПОДПИСИ на документе поставили менеджер и покупатель.

На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран.

Истоки современного ГУМАНИЗМА восходят к эпохе Возрождения.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: 2015
Сложность: обычная

Пояснение.

ДИПЛОМАТИЧНЫЙ — владеющий нормами дипломатии; вежливый, корректный. По контексту подразумевается ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ.

Ответ: ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ или ДИПЛОМАТИЧЕСКУЮ

Задание 5 № 3846. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На прилавках магазинов города лежат ОТБОРНЫЕ овощи и фрукты.

Художественная гимнастика — один из самых ЭФФЕКТНЫХ и красивых видов спорта.

Надо вырабатывать навыки ДИПЛОМАТИЧНОГО поведения.

Автор критической статьи °СЫСКАЛ уважение читателей.

ПРОДУКТИВНЫМ было творчество юных мастеров, которые работали под руководством известного художника-оформителя.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Разговорное слово СЫСКАЛ означает «обнаружил, нашел». По контексту подразумевается СНИСКАЛ.

Ответ: СНИСКАЛ

Задание 5 № 3885. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Экологи сохраняют БОЛОТНЫЕ участки местности, которые являются ключевыми местами остановок перелётных птиц во время миграции.

Известный режиссёр заверил в интервью, что ничего °АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО в его новой картине нет.

Древний город был окружён °ЗЕМЛЯНЫМ валом.

Сложнейшая сценическая конфигурация нового спектакля должна быть ГАРМОНИЧНОЙ.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

БОЛОТНЫЙ означает «относящийся к болоту, произрастающий на болоте» и т. д. По контексту подразумевается БОЛОТИСТЫЙ.

Ответ: БОЛОТИСТЫЕ

Задание 5 № 3924. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран.

°ПОДПИСИ на документе поставили менеджер и покупатель.

Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТНОЙ окраской листьев.

На железной дороге действуют °ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ тарифы на перевозку грузов.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ДИПЛОМАТИЧНЫЙ — владеющий нормами дипломатии; вежливый, корректный. По контексту подразумевается ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ.

Ответ: ДИПЛОМАТИЧЕСКУЮ

Задание 5 № 4041. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сотрудники лесничества и пожарные совместными усилиями потушили разгоревшийся в БОЛОТИСТОЙ местности крупный природный пожар.

Известный режиссёр снял навеянный °АВТОБИОГРАФИЧЕСКИМИ мотивами фильм — групповой портрет своего поколения.

Известный режиссёр ощущал НЕТЕРПИМУЮ потребность передавать опыт молодым актёрам и поэтому создал свой театр.

ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Слово НЕТЕРПИМЫЙ означает «недопустимый» (нетерпимая ситуация) или «не желающий считаться с чужим мнением» (нетерпимый человек). По контексту подразумевается НЕСТЕРПИМЫЙ.

Ответ: НЕСТЕРПИМУЮ

Задание 5 № 4080. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Известный писатель, автор многих ИРОНИЧНЫХ высказываний, после резкой критики объявил о закрытии блога.

На курортном побережье весь месяц стоит НЕСТЕРПИМАЯ жара.

Юные участники фестиваля создали проекты-представления в документальном и ДРАМАТИЧНОМ жанрах.

Учёные воплотили в жизнь одну из моделей Леонардо да Винчи: МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ летающий робот-муха был представлен на конгрессе в Италии.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ДРАМАТИЧНЫЙ означает «напряженный» (драматичная ситуация). По контексту подразумевается ДРАМАТИЧЕСКИЙ.

Ответ: ДРАМАТИЧЕСКОМ

Задание 5 № 4119. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Чемпионы страны последние два матча отыграли на самом ВЫСОТНОМ уровне.

ГАРМОНИЧНЫЕ пропорции здания основаны на классических образцах.

В российском прокате с большим успехом прошла картина культового режиссёра итальянского кино, которую он назвал °АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ.

Выставка известного фотохудожника даёт возможность лучше понять, какие ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ и экономические реформы произошли в стране за короткий период времени.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Слово ВЫСОТНЫЙ означает «обладающий большой высотой» (высотное здание), «происходящий на большой высоте» (высотные полеты). По контексту подразумевается ВЫСОКИЙ.

Ответ: ВЫСОКОМ

Задание 5 № 4158. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Часть жителей, пострадавших во время паводка, была эвакуирована в безопасные места в СОСЕДСКИХ посёлках.

Во время испытаний новой боевой техники были протестированы принципиально новые °ТАКТИЧЕСКИЕ приёмы организации полевой связи.

В знаменитом парке цветов на протяжении нескольких последних месяцев высажено около семи миллионов °ЛУКОВИЧНЫХ растений.

Молодёжный проект направлен на °ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ и практическую подготовку нового поколения управленцев

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

СОСЕДСКИЙ — «принадлежащий соседу» (соседская дочь) или «свойственный соседям» (соседские отношения). По контексту подразумевается СОСЕДНИЕ.

Ответ: СОСЕДНИХ

Задание 5 № 4197. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как °ВЕНОК творения.

°ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче.

Правила хорошего тона и °ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искусства неукоснительно соблюдаются на страницах известного издания.

Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания ощущения НЕСТЕРПИМОГО жара.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ВЕНОК — головное украшение из цветов и травы. В данном контексте подразумевается фразеологизм ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ.

Ответ: ВЕНЕЦ

Задание 5 № 4236. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ХИЩНАЯ добыча минералов уже нанесла невосполнимый ущерб природе небольшого африканского государства.

Члены Олимпийского комитета исполнены °РЕШИМОСТИ добиться высокого качества подготовки трасс для лыжных гонок и биатлона.

Многие театралы считают, что главное в спектакле — это режиссёрский замысел, который усилиями всех участников процесса создаёт новую СЦЕНИЧЕСКУЮ реальность.

Для того чтобы повысить активность и ПРОДУКТИВНОСТЬ работы, психологи советуют чередовать виды деятельности.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ХИЩНЫЙ означает «питающийся мясом» (хищный зверь) или «свойственный хищнику» (хищный взгляд). По контексту подразумевается ХИЩНИЧЕСКИЙ.

Ответ: ХИЩНИЧЕСКАЯ

Задание 5 № 4275. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Требования ТЕХНИЧНОГО регламента производства продукции позволяют значительно повысить качество выпускаемых кондитерских изделий.

ГУМАНИТАРНЫЕ науки — это дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной деятельности.

Одной из жемчужин коллекции работ фирмы Фаберже является скульптура петуха, вырезанная из ЦЕЛЬНОГО куска тёмно-коричневого сердолика.

Вылов осетровых в бассейне Амура запрещён, но браконьеры продолжают ХИЩНИЧЕСКОЕ истребление ценных пород рыб.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ТЕХНИЧНЫЙ означает «обладающий хорошей техникой» (техничный игрок). По контексту подразумевается ТЕХНИЧЕСКИЙ.

Ответ: ТЕХНИЧЕСКОГО

Задание 5 № 4314. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания ощущения НЕСТЕРПИМОГО жара.

°ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче.

Правила хорошего тона и °ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искусства неукоснительно соблюдаются на страницах известного издания.

Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как °ВЕНОК творения.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ВЕНОК — головное украшение из цветов и травы. В данном контексте подразумевается фразеологизм ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ.

Ответ: ВЕНЕЦ

Задание 5 № 4353. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от °ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта °ГОНОЧНОГО турнира.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

 Слово НЕТЕРПИМЫЙ означает «недопустимый» (нетерпимая ситуация) или «не желающий считаться с чужим мнением» (нетерпимый человек). По контексту подразумевается НЕСТЕРПИМЫЙ.

Ответ: НЕСТЕРПИМОГО

Задание 5 № 4392. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Больной нуждался в ДЛИННОМ лечении.

Фильм Тарковского «Зеркало» °АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ.

Клинические опыты показали эффективность применения МИКРОСКОПИЧЕСКИХ частиц золота в предотвращении распространения инфекции.

За Полярным кругом по полгода ночь, МОРОЗНЫЙ воздух и частые метели.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ДЛИННЫЙ означает «имеющий большую длину» (длинная полоса). По контексту подразумевается ДЛИТЕЛЬНЫЙ.

Ответ: ДЛИТЕЛЬНОМ

Задание 5 № 4431. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым °ВСХОДАМ, исчезновением.

Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.

Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.

Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

АБОНЕМЕНТ — право пользования чем-либо в течение определенного срока, а также документ, подтверждающий это право (абонемент на концерты, проездной абонемент). По контексту подразумевается АБОНЕНТ.

Ответ: АБОНЕНТОВ

Задание 5 № 4470. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Целый раздел доклада «Живая планета», который является одним из самых цитируемых в мире ИСТОКОВ о состоянии нашей планеты, посвящен использованию природных ресурсов.

Конкурс рыбаков на праздновании Дня города выявит самого УДАЧЛИВОГО любителя рыбной ловли.

В новом парке представлена мозаика из ЛУКОВИЧНЫХ цветов, изображающая знаменитый памятник истории.

В течение многих лет известный дирижёр руководит ведущими творческими коллективами, занимается ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ деятельностью.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ИСТОК — начало, причина (вернуться к истокам). По контексту подразумевается ИСТОЧНИКИ.

Ответ: ИСТОЧНИКОВ

Задание 5 № 4509. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Этот ЗРИТЕЛЬНЫЙ вид спорта вызывает особый интерес.

ДЛИТЕЛЬНОЕ время эта известная актриса поражает своим талантом зрителей и театральных критиков.

На экскурсии в ботаническом саду школьники любовались РЕДКИМИ садовыми растениями.

Блог писателя — это ОТДЕЛЬНАЯ часть его жизни, и обычно она по-настоящему интересна тем, кто хорошо знаком с его произведениями.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ — связанный со зрением (зрительная память). По контексту подразумевается ЗРЕЛИЩНЫЙ.

Ответ: ЗРЕЛИЩНЫЙ

Задание 5 № 4548. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Найдена альтернатива ГРОМОЗДКИМ вышкам сотовой связи.

Гражданин может обратиться в суд, чтобы опровергнуть клевету и УНИЖЕННЫЕ характеристики в его адрес.

Футболисты испытывали ДВОЙСТВЕННЫЕ чувства от прощального матча.

Писатель заслужил ПРИЗНАНИЕ современников.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

УНИЖЕННЫЙ — «подвергшийся унижению» (униженный соперник) или «жалкий» (униженная просьба). По контексту подразумевается УНИЗИТЕЛЬНЫЕ.

Ответ: УНИЗИТЕЛЬНЫЕ

Задание 5 № 4587. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В театральном училище учатся АРТИСТИЧНЫЕ и одарённые люди.

Подключаясь с помощью СКРЫТОГО удалённого доступа к компьютерам пользователей, злоумышленники перечисляли на свои счета крупные суммы.

ОБВИНИТЕЛЬСКАЯ речь прокурора не нашла поддержки у присяжных.

МАЛАХИТОВЫЙ камин находится в одной из комнат Большого Кремлевского дворца — в личных покоях российских императоров.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Слова ОБВИНИТЕЛЬСКИЙ не существует. По контексту подразумевается ОБВИНИТЕЛЬНАЯ.

Ответ:ОБВИНИТЕЛЬНАЯ.

Задание 5 № 4626. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.

Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.

Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.

Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

АБОНЕМЕНТ — право пользования чем-либо в течение определенного срока, а также документ, подтверждающий это право (абонемент на концерты, проездной абонемент). По контексту подразумевается АБОНЕНТ.

Ответ: АБОНЕНТОВ

Задание 5 № 4665. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В Красноярске впервые состоялся международный конкурс АРТИСТИЧЕСКОГО мастерства «Весна — 2012».

Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.

Современное общество пытается УСВОИТЬ новое направление в развитии коммуникации — коммуникативный менеджмент.

Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

УСВОИТЬ — понять (усвоить урок). По контексту подразумевается ОСВОИТЬ.

Ответ: ОСВОИТЬ

Задание 5 № 4704. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В результате социологического опроса был выявлен рейтинг ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса.

Впервые мысль о получении ИСКУССТВЕННЫХ тканей была высказана французским учёным Р. Реомюром еще в 1734 году.

Палаты Романовых в Зарядье отреставрируют к 400-летнему юбилею ЦАРСТВЕННОЙ династии.

КОНСТРУКТИВНОЙ может считаться лишь такая критика, которая не приводит к конфликтам.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ЦАРСТВЕННЫЙ — величественный (царственная осанка). По контексту подразумевается ЦАРСКОЙ.

Ответ: ЦАРСКОЙ

Задание 5 № 4743. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Виды ЗАЩИТНОЙ окраски разнообразны и встречаются среди различных групп животных.

Два ПЕСЧАНЫХ смерча высотой несколько метров пронеслись по пустыне Сахара.

По сообщениям газет, запуск спутника связи состоялся, но был НЕУДАЧЛИВЫМ.

Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

НЕУДАЧЛИВЫЙ — тот, кому не везет (только о человеке) — неудачливый игрок. По контексту подразумевается НЕУДАЧНЫЙ.

Ответ: НЕУДАЧНЫМ

Задание 5 № 4821. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Приятным сюрпризом для всех стал огромный торт, ИСКУСНО выполненный из белого шоколада.

Договаривающиеся стороны считают возможным и ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ завершение переговоров.

Ведущим должен стать человек опытный, ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.

В новом сезоне тренер ВОСПОЛНИЛ команду молодыми спортсменами.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ВОСПОЛНИТЬ — исправить, дополнить что-то недостающее (восполнить пробел в знаниях, потерю). По контексту подразумевается ПОПОЛНИЛ.

Ответ: ПОПОЛНИЛ

Задание 5 № 4860. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Все зрители были заворожены ПЕВУЧИМ голосом талантливой актрисы, исполняющей в спектакле главную роль.

Пальто из кожи мой друг НАДЕВАЕТ в промозглые осенние дни.

Этот выдающийся физик оказался полным НЕВЕЖЕЙ в искусстве.

Город попал в настоящую ДЫМОВУЮ завесу, стало трудно дышать.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

НЕВЕЖА — грубиян. По контексту подразумевается НЕВЕЖДА.

Ответ: НЕВЕЖДОЙ

Задание 5 № 4899. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Будущий писатель рос в БЕДНОТЕ.

После конференции состоялся конструктивный и ДРУЖЕСТВЕННЫЙ диалог с руководителями страны.

К полудню ветер уже разогнал ДЫМОВУЮ завесу.

На уроках мы совершали ЭКСКУРСЫ в историю русского языка.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

БЕДНОТА — небогатые люди (городская беднота). По контексту подразумевается БЕДНОСТЬ.

Ответ: БЕДНОСТИ

Задание 5 № 4938. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ОБИДНЫЙ промах в матче выбил действующего победителя из чемпионата.

НЕСТЕРПИМАЯ печаль звучала в этой песне, заставляя сжиматься сердце.

Московский государственный АКАДЕМИЧНЫЙ симфонический оркестр подготовил новую программу из произведений Чайковского.

Открытие РАСЧЁТНОГО счёта — это процедура, необходимая для любой организации после её официальной регистрации.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

АКАДЕМИЧНЫЙ — свойственный классическим образцам. По контексту подразумевается АКАДЕМИЧЕСКИЙ.

Ответ: АКАДЕМИЧЕСКИЙ

Задание 5 № 4977. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

АРТИСТИЧЕСКИЕ наклонности можно выявить с помощью специальных тестов.

Российские учёные дали ОБОСНОВАНИЕ нового способа обработки стали.

Египетские фараоны XVII династии вели ЗАВОЕВАТЕЛЬНУЮ политику.

От природы Лена была очень ВПЕЧАТЛЯЮЩИМ человеком: она глубоко страдала от размолвок с близкими и друзьями.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ — эффектный, производящий сильное впечатление (впечатляющая победа). По контексту подразумевается ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ.

Ответ: ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ

Задание 5 № 5133. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ практической необходимости подобного исследования.

Для проведения соревнований необходимо иметь резервное поле с ИСКУСНЫМ покрытием.

Инициативная группа собрала ПОДПИСИ граждан под обращением в защиту природы.

АРТИСТИЧЕСКИЕ коллективы неоднократно посещали наш город.

ГУМАНИТАРНОЕ направление выбрали большинство учащихся 9-х классов.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Слово ИСКУСНЫЙ означает «умелый». По контексту подразумевается ИСКУССТВЕННЫЙ.

Ответ: ИСКУССТВЕННЫМ

Задание 5 № 6680. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Людям, недавно приехавшим в чужую страну, бывает сложно преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

Мощности кондиционеров в кабинах некоторых самолётов не хватает для КОМФОРТНОГО состояния пилота.

Сергей вставал в шесть утра, так как в армии привык к ЖЁСТКОЙ дисциплине.

Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась группа всадников.

Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: 2015
Сложность: обычная

Пояснение.

Ошибка допущена в предложении Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась группа всадников.

Здесь уместно употребить слово КОНСКИЙ вместо КОННЫЙ.

Ответ: КОНСКИЙ

Задание 5 № 6719. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.

ОТБОРОЧНЫЕ соревнования назначены на март.

Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от радости.

Товары этой известной фирмы пользуются неизменным ПОКУПАТЕЛЬСКИМ

спросом.

Мы были поражены БЕДСТВЕННЫМ положением наших новых соседей.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: 2015
Сложность: обычная

Пояснение.

Ошибка допущена в предложении ЭКОНОМИЧЕСКОЕ распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.

Следует говорить ЭКОНОМНОЕ, то есть бережливо расходующее что- либо.

Ответ: ЭКОНОМНОЕ

Задание 5 № 6826. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Девочка из СОСЕДНЕГО подъезда поступила в МГУ.

АБОНЕНТЫ для посещения филармонических концертов все желающие могут приобрести в кассах Консерватории имени П. И. Чайковского.

Рекламные ролики буквально кричат об ЭФФЕКТИВНОСТИ чудо-таблеток от кашля.

ЭФФЕКТНЫЙ костюм Ольги многим показался слишком театральным.

ЛАКИРОВАННЫЕ туфли требуют бережного отношения.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: 2015
Сложность: обычная

Пояснение.

Ошибка допущена в предложении АБОНЕНТЫ для посещения филармонических концертов все желающие могут приобрести в кассах Консерватории имени П. И. Чайковского.

Слово «абонемент» имеет два значения: право пользования чем-либо в течение определенного срока или документ, подтверждающий такое право. Словом же «абонент» называют лицо, пользующееся абонементом.

Ответ: АБОНЕМЕНТЫ

Задание 5 № 6904. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Обновлённому составу депутатского корпуса предлагалось ИЗБРАТЬ секретаря совета, постоянные депутатские комиссии и новый состав исполкома.

Многие ветераны, работающие с момента основания предприятия, несмотря на ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ возраст, и сегодня много трудятся, уделяют большое внимание общественной работе и воспитанию молодёжи.

КОННЫЙ клуб предлагает программы индивидуального обучения.

В данном разделе представлены параметры настройки автоматического определения номеров ИСХОДЯЩИХ и входящих звонков.

Индивидуальное обучение в центре реабилитации основано на ЛИЧНОСТНОМ подходе к ребёнку.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: 2015
Сложность: обычная

Пояснение.

Ошибка допущена в предложении Многие ветераны, работающие с момента основания предприятия, несмотря на ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ возраст, и сегодня много трудятся, уделяют большое внимание общественной работе и воспитанию молодёжи.

Относящийся к кому-нибудь с почтением; выражающий почтение—таково значение слова «почтительный». «Почтенный» же — внушающий почтение к себе, заслуживающий, достойный почтения, уважаемый. Возраст почтенный.

Ответ: ПОЧТЕННЫЙ

Задание 5 № 6943. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Начальник цеха взял на себя ответственность, выдвигая ДЕЛЬНОЕ предложение по организации производства.

На крыльцо вышел небольшого роста КОРЕНАСТЫЙ мужичок и приветливо кивнул головой.

Руководитель серьёзного проекта, в котором принимают участие сотни людей, должен быть глубокой и ЦЕЛЬНОЙ личностью.

Изба у него на редкость ДОБРАЯ, прочная, да и сам он мужик крепкий, настоящий русский богатырь.

Для человека, не знавшего внимания и заботы, это был самый ЖЕЛАННЫЙ подарок.

Источник: РЕШУЕГЭ
Актуальность: 2015
Сложность: обычная

Пояснение.

Ошибка допущена в предложении

Изба у него на редкость ДОБРАЯ, прочная, да и сам он мужик крепкий, настоящий русский богатырь.

добрый

— 1) отзывчивый, готовый помочь, расположенный к другим, 2) хороший, несущий радость, успех, благо.

Примеры:

добрый человек, добрая улыбка, память, доброе лицо, добрый взгляд, добрая весть, добрый знак, доброе предзнаменование.

добротный

— хорошо, прочно сделанный

Примеры:

добротная мебель, материя, добротный дом

По контексту требуется слово ДОБРОТНАЯ, то есть прочная, крепкая, основательная.

Ответ: ДОБРОТНАЯ

Задание 5 № 6985. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

По показаниям потерпевших был составлен СЛОВАРНЫЙ портрет преступника.

Высказывая свою критику, эксперты вовсе не хотели ПРИНИЗИТЬ или очернить работу молодого конкурсанта.

НАЛИЧИЕ в программе даже большого числа неактивных отладочных точек не сказывается на быстродействии программы.

ОПЛАТИТЬ дорогу в оба конца возможности не было, поэтому Илья взял билет только до Москвы.

Билеты оказались невероятно дорогими, и даже тот факт, что самолёт был очень КОМФОРТАБЕЛЬНЫМ, не радовал.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: 2015
Сложность: обычная

Пояснение.

Ошибка допущена в предложении По показаниям потерпевших был составлен СЛОВАРНЫЙ портрет преступника.

Корректно вместо слова СЛОВАРНЫЙ употребить во втором предложении слово СЛОВЕСНЫЙ.

Ответ: СЛОВЕСНЫЙ

Задание 5 № 7025. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сотрудники компании имели ГАРАНТИРОВАННЫЙ отпуск.

Необходимо ставить новые базовые станции, стремясь ОБХВАТИТЬ всю территорию города.

Её сынишка, ГОДОВАЛЫЙ малыш, беспрестанно что-то лепетал на совершенно непонятном языке.

Итак, ЭФФЕКТНОСТЬ, сценичность есть необходимые условия оперы.

Обстановка в доме была пронзительно БЕДНОЙ, нищета проглядывала из-под каждой вещицы.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: 2015
Сложность: обычная

Пояснение.

Ошибка допущена в предложении Необходимо ставить новые базовые станции, стремясь ОБХВАТИТЬ всю территорию города.

В данном случае корректно ОХВАТИТЬ.

Ответ: ОХВАТИТЬ

Задание 5 № 7064. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности, имеющие потребительскую стоимость есть труд ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ.

Первое НАПОМИНАНИЕ об «Изборнике 1076 года» как об историческом и литературном источнике было связано с именем князя М. М. Щербатова, известного историка XVIII века.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ помещения также нуждались в реконструкции.

Каждый БУДНИЙ день после обеда в колледже начинается время отдыха, которое, как правило, посвящается занятиям спортом.

ГОРДОСТЬ и упрямство — это не одно и то же.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: 2015
Сложность: обычная

Пояснение.

Корректно: Первое УПОМИНАНИЕ об «Изборнике 1076 года» как об историческом и литературном источнике было связано с именем князя М. М. Щербатова, известного историка XVIII века.

Ответ: УПОМИНАНИЕ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Весы электронные масса к ошибка 10
  • Ветер внезапно налетел наполнил парус грамматическая ошибка
  • Весы электронные hop ошибка f h
  • Весьма странная ошибка captcha tefor
  • Весьма странная ошибка капча