Статистика врачебных ошибок имеет огромное значение для каждой страны. Она позволяет отследить, сколько происходит подобных случаев и разобраться, почему случаются ошибки и в какой сфере медицины они происходят чаще. Как следствие можно оценить, насколько эффективны существующие меры их предупреждения, и разработать новые способы предотвращения врачебных ошибок.
Что такое врачебная ошибка
Врачебной ошибкой обычно называют заблуждение медицинского работника по поводу постановки диагноза или лечение пациента, случившееся по какой-либо причине, исключающей злой умысел. Исключение является недобросовестное выполнение своих обязанностей и халатность.
В законодательстве РФ понятие врачебной ошибки очень размыто, можно даже сказать, что его практически нет. Тогда как во многих странах Европы и США у каждого врача есть свой регламент, где прописано, как он должен поступать и как не должен, а значит, есть четкое определение понятия «врачебная ошибка».
В отечественной медицине, включая ветеринарию, четкие нормативы для докторов и прочих сотрудников медучреждения – отсутствуют. На практике ошибкой считается бездействие или неверное действие, которое нанесло ущерб здоровью.
Законодатель до сих пор не определился – врачебная ошибка и халатность это разные вещи или одно и то же? Или же врачебная ошибка – несчастный случай, который совершен по незнанию или неосторожности? При этом существует классификация врачебных ошибок, которая подразделяет огрехи в работе медика на следующие типы:
- причинение вреда здоровью пациента по неосторожности;
- неоказание больному необходимой помощи;
- причинение смерти по неосторожности.
В УК РФ не определены четкие меры наказания медперсонала за не качественную работу. Как показывает мировая статистика врачебных ошибок, последствия могут быть самыми ужасными. Например, хирург может заразить пациента каким-либо тяжелым заболеванием вплоть до СПИДа. В результате подобной ошибки врача пациент может стать инвалидом или умереть. В качестве дополнительного примера врачебной ошибки можно привести неверный диагноз или неправильное лечение.
Виды ошибок
Виды врачебных ошибок:
- лечебно-технические (недостаточное для постановки правильного диагноза обследование пациента);
- диагностические (неправильный диагноз);
- организационные (плохо организованы рабочее место и процесс лечения);
- лечебно-тактические (неверный выбор средств и методов лечения заболевания);
- ошибки в поведении;
- неправильное ведение документации.
На диаграмме ниже можно наглядно посмотреть, какой из видов дефектов оказания медицинской помощи является лидером.
Причины ошибок и ответственность врача
Существуют различные причины врачебных ошибок. Их разделяют на две категории: субъективные и объективные. Первые происходят чаще и составляют 60% от общего числа. К объективным причинам относятся: устаревшие взгляды на лечение, невежество, недостаток знаний. К субъективным факторам относятся – психические особенности медработника, неверное осмысление анализов и прочих лабораторных данных, личная неприязнь к пациенту.
Если здоровью пациента был нанесен ущерб, то ответственность за врачебную ошибку должен нести медицинский работник. Однако достаточно тяжело добиться реального наказания. Основная проблема – сложно доказать наличие ошибки в действиях врача. Результаты экспертизы часто фальсифицируют.
Например, за границей между пациентом и врачом заключается договор, где прописаны все соц-экономические, а также этические и правовые стороны их взаимодействия. У нас в стране этого нет. Если ошибка нанесла вред здоровью, как правило, врач должен выплатить штраф, если его вина будет доказана. Если же неверная работа привела к смерти пациента, медицинский работник может быть приговорен к лишению свободы. На рисунке ниже представлены виды ответственности врачей.
Однако добиться уголовной ответственности не просто, так как трудно доказать, что именно действия врача повлекли смерть.
Куда пожаловаться
Многих пациентов интересует, если медработником была допущена врачебная ошибка, куда обращаться? На рисунке ниже перечислены структуры, куда следует жаловаться на работу докторов.
Чаще всего ошибки врачей ведут к тому, что возникает необходимость проходить дорогостоящие курсы реабилитации. Поэтому большинство пациентов заинтересовано в компенсации расходов. Нужно подавать иск в суд о том, что была врачебная ошибка. Компенсация будет взыскана с доктора или клиники, в которой он работает.
Поскольку свои огрехи доктора признавать не хотят, то возникает вопрос, как доказать врачебную ошибку? Прежде всего, необходимо обратиться к хорошему юристу и провести независимую экспертизу.
Пациентов может также выручить страхование врачебной ошибки. Если ошибка будет доказана, то компания-страховщих выплатит компенсацию. Что касается привлечения к ответственности виновного лица, то поскольку в УК РФ нет такого понятия, как «врачебная ошибка», судебная практика показывает, что добиться наказания для медика очень сложно.
Мировая статистика
Статистика врачебных ошибок в мире пугает своей частотой. Только в странах Европы ежегодно в суды подается около 10 тыс. жалоб на медицинских работников. Половина из них удовлетворяется судом, так как проведенная экспертиза доказала факт ошибки. В больницах Европы каждый год от последствий медицинских промахов страдает около 15 млн. человек. То есть каждый десятый пациент сталкивается с тем, что лечение наносит вред его здоровью и жизни.
В США ежегодно от не соответствующего медицинского вмешательства погибает около 100 тыс. больных. В Германии как одной из самых благополучных стран эта цифра составляет 25 000. В таблице ниже представлены средние данные по странам о смертности пациентов от ошибок медиков:
Страна | Количество летальных исходов в год |
США | 90 000 – 100 000 |
Великобритания | 70 000 |
Италия | 50 000 |
Германия | 25 000 |
Австралия | 18 000 |
Венгрия | 7 000 – 10 000 |
Израиль | 7 000 – 9 000 |
Болгария | 7 000 |
Испания | 3 000 |
Меньше всего случаев врачебных ошибок зафиксировано в Греции, Канаде, Португалии, Швейцарии, Саудовской Аравии. В соединенных Штатах Америки смертность от оплошностей медицинского персонала занимает пятое место среди причин летальных исходов. Чаще, чем от врачебных ошибок в США умирают от пневмонии, сахарного диабета, почечной недостаточности и болезни Альцгеймера.
Данные по отраслям медицины
Врачебные ошибки совершаются во всех отраслях медицины. Но в некоторых из них количество жалоб больше. В таблице представлены данные о том, в какой отрасли медицины и сколько процентов от общего числа ошибок совершается:
Отрасль | Количество претензий |
Хирургия | 25% |
Стоматология | 15% |
Гинекология | 15% |
При родах, особенно после кесарева сечения | 15% |
Общая терапия | 10% |
Педиатрия | 5% |
Травматология | 5% |
Офтальмология | 5% |
Анестезиология | 3% |
Оказание скорой медицинской помощи | 2% |
Исходя из этих цифр, можно сделать вывод, что врачебные ошибки в хирургии бывают чаще всего.
Показатели по РФ
Официальная статистика врачебных ошибок в России не ведется. Так как не все случаи заканчиваются летальным исходом пациента. Зачастую врач успевает исправить свой огрех, больной выздоравливает и не видит смысла подавать на медика жалобу.
В российском законодательстве нет понятия «ошибка врача». Следовательно, доказать что доктор виноват в неправильных действиях, которые причинили вред пациенту, очень трудно. Поэтому сказать точно, насколько плачевно состояние отечественного здравоохранения – нет возможности.
Однако по подсчетам некоторым специалистов процент медицинских ошибок в РФ очень высок. Практически каждому третьему пациенту ставится неверный диагноз. Из-за этого умирает 12% больных пневмонией. Россия также рекордсмен по количеству инсультов. По вине медиков у нас много детей инвалидов – каждый четвертый.
По неофициальным данным в 2015–2016 годах в нашей стране ятрогенная патология стала причиной гибели около 3 тыс. пациентов. Из них почти половина – дети.
Но если учесть насколько сильная разница между уровнем здравоохранения в развитых странах и в России, то можно предположить насколько больше случаев ошибок врачей может быть на самом деле. Эта цифра может достигать 200–300 тыс. погибших россиян за год.
Белорусская статистика
В Белоруссии статистика врачебных ошибок также не ведется. Однако за последние несколько лет количество исков и проведенных на их основании экспертиз в РБ возросло на 20%. Но, сколько пациентов по каким-либо причинам не подали жалобу на лечащего доктора? Неизвестно! По неофициальным данным только 5% пациентов обращаются в суд. Следовательно, на самом деле количество врачебных ошибок гораздо больше.
По статистике ВОЗ, врачебные ошибки — третья самая распространенная причина смерти после заболеваний сердца и рака. Только в США из-за ошибок медперсонала погибает ежегодно около 250 000 человек. Из 300 млн операций, выполняемых в мире за год, до 50 млн дают осложнения, а до 3 млн — заканчиваются смертью пациента. О масштабности проблемы впервые в голос заговорила американская Национальная медицинская академия в докладе 1999 года. С тех пор эта тема находится в центре многих иностранных исследований, но число смертей от врачебных ошибок год от года почти не меняется. В России дело обстоит еще печальнее: статистика не ведется, исследований не проводится. Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
О причинах врачебных ошибок
Как доказали ученые в целом ряде исследований, основные причины врачебных ошибок — это выгорание врачей, стресс и отвлекающие факторы в хирургической практике, плохо скоординированная медицинская помощь, материальные препятствия. В странах, где вся медицина платная, от врачебных ошибок больше страдают малообеспеченные пациенты.
В рамках международного исследования 2011 года, охватившего 12 000 пациентов из семи стран мира, было выявлено, что плохо скоординированная помощь повышает вероятность медицинских и лекарственных ошибок до 200%, а связанные с финансированием ограничения увеличивают вероятность до 160%. Наличие двух хронических болезней и госпитализация также оказались в списке факторов, повышающих риск неадекватного лечения. К смерти пациента может привести широкий спектр предотвратимых причин, таких как пролежни, полученные на больничных койках, инфекции, приобретенные в больнице, тромбы (эмболия), хирургические ошибки и неверный диагноз.
В рамках исследования 2018 года велось наблюдение за хирургом Хомеро Ривасом из Стэнфордского медицинского центра, облаченного в специальную умную рубашку Hexoskin. Она была разработана для спортсменов, чтобы регистрировать точные физиологические данные во время тренировок, включая сердечный ритм. Благодаря ей исследователь Питер Дюпон Грантчаров из Колумбийского университета мог замерять уровень стресса прямо во время операций. Также он наблюдал за хирургом в операционной и отсматривал видеозаписи лапароскопии. Другой специалист собирал информацию о врачебных ошибках Риваса и отмечал, когда они произошли. При сопоставлении данных было обнаружено, что во время краткосрочных моментов стресса опытный хирург делал гораздо больше ошибок — на 66%, чем во время, когда был спокоен.
Стресс был спровоцирован шумом в операционной или негативными мыслями самого врача. «Я был удивлен количеством отвлекающих факторов в операционной, — рассказал Грантчаров. — Многие аппараты имеют сигнализацию, которая периодически срабатывает, оборудование не срабатывает, происходят посторонние разговоры, люди входят и выходят из операционной… Если наше исследование поможет сделать операционные более безопасным местом для пациентов, я буду в восторге». Ошибки хирурга могут вызывать кровотечение, разрыв тканей или ожоги, но самое ужасное — если медперсонал оставит в пациенте какой-либо предмет. Об этом риске мы рассказывали в материале «Забытое хирургами».
В рамках другого исследования 2018 года ученые отслеживали историю пациентов, которые вернулись в отделения неотложной помощи во второй раз в течение 72 часов и были госпитализированы в больницу. Это свидетельствовало о том, что первое обследование было неэффективным. Они проанализировали причины ошибок и выяснили, что у врачей, как правило, были все необходимые данные о пациентах, но в 45% случаев возникли ошибки с обработкой полученной информации, а в 31% случаев — проблемы с проверкой собранных данных.
В России врачебные ошибки практически не учитываются и не анализируются. Министр здравоохранения Вероника Скворцова называет основной причиной ошибок человеческий фактор: «Врач — живой человек. Он бывает уставшим — например, если тяжелое дежурство. Иногда ему нездоровится. Бывают ситуации, когда состояние больного, симптомы, результаты исследований сложно толковать однозначно. Никто, к сожалению, не застрахован от ошибок или недоразумений».
Как идет борьба с врачебными ошибками?
Для сокращения числа врачебных ошибок в России Министерство здравоохранения разработало общие клинические рекомендации для врачей. Это четкий алгоритм действий, помогающий любому специалисту правильно поставить диагноз и назначить адекватное лечение. «Под эти алгоритмы мы вокруг себя сплотили более чем 7-тысячное медицинское экспертное сообщество… То есть это элита страны, которая совместно проводит мозговой штурм, то есть создает консенсусный интеллектуальный продукт», — поясняла Скворцова. Эта система должна в идеале работать по всей России. Если в самой отдаленной деревне у земского врача возникает сложный вопрос, он может посоветоваться с самыми передовыми специалистами из национальных медицинских исследовательских центров и тем самым избежать возможной ошибки. Круглосуточная электронная связь между врачами уже запущена, она включает конференц-связь, обучающие видеосеминары и пр. В списке федеральных телемедицинских консультативных центров уже более 40 медучреждений России.
В США и некоторых других странах иски пациентов против врачей находятся на одном из первых мест в числе судебных разбирательств. Возможно, поэтому там так основательно занимаются исследованиями ошибок и поиском способов их избежать. Некоторые из них уже найдены.
Например, для оттачивания мастерства неопытных хирургов разработан и уже применяется в ряде американских больниц виртуальный тренажер Osso VR. Разработчики планируют распространить технологию обучения молодых врачей на весь мир, включая африканские страны.
В 2020 году в медицинские центры США должны поступить черные ящики — аналоги авиационных бортовых самописцев. Они будут записывать все происходящее в операционных с помощью видео- и аудиоаппаратуры, собирать обратную связь от электронных хирургических приборов, регистрировать жизненно важные показатели пациента. Если произойдет осложнение или прооперированный человек умрет, и медцентры, и суды смогут получить полную информацию об операции. Также черные ящики могут служить для обучения молодых хирургов.
На помощь врачам в XXI веке приходят роботы и искусственный интеллект. Например, диагностикой рака молочной железы в одном из онкологических центров США занимается система QuantX. Она помогает рентгенологам не ошибиться с диагнозом. Искусственный интеллект получил официальное одобрение у Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США. Внедрение технологии улучшило точность диагностики на 20%, а число пропущенных случаев рака снизилось до 39% — в рамках клинического исследования.
Хирурги-роботы уже сравнительно давно помогают врачам в ходе операций. Но, как правило, играют вспомогательную роль. Сейчас ситуация меняется. Например, с недавних пор в Москве сложнейшие операции по замене коленного сустава самостоятельно проводит единственный в стране робот-травматолог. Пока проведено чуть более десяти операций, но в 2020 году их число должно увеличиться до 200. Искусственный интеллект анализирует индивидуальные параметры пациента, проектирует и устанавливает сустав. Там, где дрогнет рука молодого хирурга, робот-травматолог невозмутим и четок, поэтому ему можно доверять.
«У каждого человека уникальная биомеханика, разная анатомия, и роботическая система позволяет учесть все нюансы конкретного пациента и рассчитать полностью правильную установку протеза. Есть такое понятие — выживаемость протеза. Один из необходимых параметров — это правильная установка компонентов. Отклонение даже на 1–2° может через 10–15 лет привести к нестабильности протеза и преждевременному износу компонентов последнего. Эта система позволяет все в точности рассчитать так, чтобы установить протез нужным для пациента образом», — рассказывает директор Клиники травматологии, ортопедии и патологии суставов, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и хирургии катастроф Сеченовского университета Алексей Лычагин.
Самое простое средство от врачебных ошибок предложил анестезиолог из Австралии Роб Хаккет. Он первым нарисовал маркером имя и профессию на хирургической шапочке, затем призвал к тому же коллег. Это начинание переросло в медицинский флешмоб мирового масштаба, помогая персоналу в операционной быстрее узнавать друг друга и избегать путаницы в неотложных поручениях. Благодаря идее Роба Хаккета количество ошибок сократилось, что подтверждают исследователи.
Метод Роба коллеги назвали «эффектом коктейльной вечеринки». «Это когда в одном месте ведется сразу несколько бесед. Но стоит обратиться к человеку по имени, и он тут же переключает свое внимание на вас. Так же и в операционной. Когда я называю кого-то его именем, он слушает внимательнее и, следовательно, выполняет свою работу лучше», — отмечает анестезиолог из Великобритании Джордан Миннс.
Сам Хаккет рассказывает, что подписать шапочку решил после трагического случая. «Пациент умер из-за переливания крови не той группы. Анестезиолог думал, что кровь ему передает медсестра, которая должна была все проверить. Но потом выяснилось, что это был сотрудник, который вообще не отвечает за кровь», — рассказал анестезиолог из Сиднея.
Каждую минуту пять человек умирают из-за неправильного лечения — таковы последние данные от генерального директора ВОЗ Тедроса Адханома Гебрейесуса. Чтобы снизить вероятность врачебных ошибок, необходимо создавать им комфортные условия труда, позволяя работать без излишних нагрузок и стресса. Иностранные специалисты считают, что наказание в данном вопросе малоэффективно. Гораздо важнее вести психологическую работу с медицинским персоналом, чтобы врачи могли признавать свои ошибки, не боялись о них сообщать и по возможности старались предотвратить.
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Томнюк Н.Д.
1
Мунин А.М.
2
Брюханов Н.Е.
2
Гапоненко В.О.
2
Данилина Е.П.
1
1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»
2 КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.С. Карповича»
По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно 0,7 % больных страдают от врачебных вмешательств. Цель исследования – на основании литературных данных проанализировать структуру врачебных ошибок, а также выявить наиболее частые причины их возникновения. Статья посвящена проблеме врачебных ошибок, допускаемых врачами как в постановке диагноза, так и в процессе лечения. Врачебным ошибкам противостоит клинический опыт врача, который формируется в течение многих лет по не изученным до настоящего времени законам. Наличие врачебных ошибок как феномена само по себе абсурдно, так как противоречит главному правилу всех медицинских работников – «не навреди». На фоне старения населения и хронизации многих заболеваний пациенты, страдающие только одним из заболеваний, встречаются все реже. Личность врача в лечебном процессе трудно переоценить. Слабость синтетического мышления является одной из причин полипрагмазии и преимущественно симптоматического лечения. Неуверенность приводит к отсутствию динамичности в понимании болезненного процесса, что в свою очередь приводит к длительному неэффективному лечению. Огорчает слабое понимание некоторыми врачами важности комплексного подхода в лечении пациента. Порой врачи лечат только лишь заболевание, забывая, что перед ними живой человек. Авторы подробно анализируют причины возникновения врачебных ошибок и дают рекомендации, как можно уменьшить их количество. Практика показывает, что полностью избежать врачебных ошибок невозможно, но можно научиться сводить к минимуму их число и последствия.
врачебные ошибки
причины врачебных ошибок
неправильный диагноз
полипрагмазия
медицина
диагностика
1. Дац А.В., Горбачёва С.М., Дац Л.С., Прокопчук С.В. Структура врачебных ошибок и выживаемость пациентов в отделениях интенсивной терапии // Вестник анестезиологии и реаниматологии. 2015. Т. 12. № 4. С. 44–49.
2. Савощикова Е.В. Дефекты оказания медицинской помощи: правовые последствия профессиональной некомпетентности // Российский журнал правовых исследований. 2018. Т. 12. № 4. С. 64–69.
3. Морозова А.М. Врачебная ошибка в хирургической практике // Современный ученый. 2018. Т. 12. № 5. С. 308–314.
4. Махамбетчин М.М. О врачебных ошибках // Здравоохранение Российской Федерации. 2018. № 62. С. 323–329.
5. Султангалиева Д.А. Современные критерии ограничения компетенций пациента: категории и группы с позиции биоэтики // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4. С. 184–185.
6. Лесниченко А.М. Врачебная ошибка // Вопрос науки и образования. 2018. Т. 12. № 9. С. 66-78.
7. Strepetova V.D., Ten A.R. Medical errors. Colloquium-journal. 2019. Vol. 12. No. 6. P. 68–70.
8. Засыпкина Е.В. К вопросу о врачебных ошибках: методология и критерии определения // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 12. № 6. С. 243-247.
9. Paul Greve. Medical malpractice claim trends in 2017. Healthtrek. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wtwco.com/en-US/insights/2017/06/insights-healthtrek-medical-malpractice-claimtrends-in-2017 (дата обращения: 14.01.2022).
10. Доскин В.А., Деринова Е.А., Картоева Р.А., Соколова М.С. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике // Клиническая медицина. 2014. Т. 12. № 4. С. 57–63.
11. Jiaquan Xu, Sherry L. Murphy, Kenneth D. Kochanek. Deaths: final data for 2013. National Vital Statistics Reports. 2016. V. 64(2). Р. 1-119.
12. Чурляева И.В. О криминализации врачебной ошибки в уголовном законодательстве Российской Федерации // Юристъ – Правоведъ. 2018. № 4. С. 147–151.
13. Топчиев П.М., Хитров Д.И. Сущность и проблема решения врачебной ошибки // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. № 5. С. 835.
14. Батюкова В.Е. Об ответственности врачей за допущенные ошибки // Государственная служба и кадры. 2019. Т. 12. № 1. С. 108–110.
15. Варданян Г.Д., Аветисян Г.А., Джаноян Г.Дж. Врачебные ошибки: современное состояние проблемы // Медицинская наука Армении. 2019. Т. 59. № 4. С. 105–120.
16. Ерошина Т.А., Столяров Э.В. Проблема врачебной ошибки в свете учения о познании И. Канта // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 2. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/01_Eroshina_Stolyarov_2015_02.pdf (дата обращения: 14.01.2021).
17. Махамбетчин М.М. Врачебная ошибка и наказание несовместимы // Клиническая медицина. 2015. № 5. С. 72–76.
18. Ялалетдинова И.Р. Врачебная ошибка // Аллея науки. 2017. № 16. С. 686–689.
19. Дыбец А.А. Ответственность за врачебную ошибку // Наука через призму времени. 2017. № 8. С. 65–70.
20. Смирнов А.В. Врачебные ошибки в социальном и этическом измерении // Научно-медицинский вестник центрального Черноземья. 2015. № 60. С. 64–69.
21. Колоколов Г.Р. Врачебная ошибка и ее место в структуре неблагоприятных последствий лечения (ятрогений) // Вопрос современной юриспруденции. 2015. № 45–46. С. 74–78.
22. Кулькина И.В. Вопросы ответственности за врачебную ошибку // Сборник трудов конференции. 2015. С. 80–84.
23. Кирова Т.А. К вопросу об эффективности исполнения наказания в виде лишения права заниматься медицинской деятельностью // Медицинское право: теория и практика. 2015. № 1. С. 238–243.
24. Кунц Е.В. Проблемы отграничения преступного деяния врача и врачебной ошибки // Сборник трудов конференции. 2017. С. 92–95.
25. Савощикова Е.В. Причинение вреда жизни или здоровью пациента в порядке «врачебной ошибки» – понятие и классификация // Успехи современной науки и образования. 2016. № 12. С. 14–19.
26. Шмаров Л.А. Логический анализ понятия «медицинская ошибка» // Судебно-медицинская экспертиза. 2018. № 61. С. 61–63.
27. Нагорная И.И. Неосторожность медицинского работника при причинении вреда здоровью или смерти пациенту // Российский юридический журнал. 2017. № 4. С. 81–90.
28. Ерохина А.В., Доника А.Д. Современный контент автономии и ответственности в клинической медицине // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 14. С. 53–54.
29. Айвазян Ш.Г., Доника А.Д., Элланский Ю.Г. Общая врачебная практика как предмет исследования социологии медицины М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. 116 с.
30. Асаев И.В. Врачебная ошибка в современной медицинской практике // Сборник трудов конференции. 2019. С. 334–338.
Врачебные ошибки и непрофессионализм медработников приводят к более чем 70 тыс. случаев осложнений каждый год, а случаи смерти бывают даже при использовании простых лекарств и медоборудования, начиная от неосторожного использования каталок и заканчивая ошибками во время операций [1]. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно 0,7 % больных страдают от врачебного вмешательства. Также нельзя оставить без внимания тот факт, что на каждую отрасль медицины есть свой процент медицинских ошибок. Лидером в данном рейтинге являются хирургические вмешательства – 25 % [2]. В России статистика по данному вопросу не ведется. Это связано с тем, что в законодательстве нашей страны нет понятия «врачебная ошибка». Проблема весьма актуальна в современном мире, поскольку затрагивает не только сферу здравоохранения, но и правовой аспект как пациента, так и врача. Данное явление встречается повсеместно [3].
На основании литературных данных проанализировать структуру врачебных ошибок, а также выявить наиболее частые причины их возникновения.
Материалы и методы исследования
Проведен поиск в базах данных Pubmed, Web of Science, Scopus, eLibrary и академии Google, используя следующие ключевые слова: врачебные ошибки, причины врачебных ошибок, неправильный диагноз, полипрагмазия, медицина, диагностика. Исключены статьи с дублирующей информацией. Всего найдено 63 статьи, из них релевантных – 32 статьи.
Результаты исследования и их обсуждение
Как показывает практика, полностью избежать врачебных ошибок нельзя, но можно научиться сводить к минимуму их число и последствия [2]. Неизбежность врачебных ошибок определяется спецификой клинического мышления, заключающегося в отсутствии в нем однозначных решений, вследствие чего клинический диагноз может содержать определенную долю гипотезы [1, 2]. Многие авторы считают, что термин «врачебная ошибка» следует заменить на «невиновная ошибка». Однако с юридической точки зрения данные понятия не являются синонимами [4]. Наличие врачебных ошибок как феномена само по себе абсурдно, так как противоречит главному правилу всех медицинских работников – «не навреди» [5].
Врачебным ошибкам противостоит клинический опыт врача. Он формируется, к сожалению, только в течение многих лет по не изученным до настоящего времени законам [6, 7]. Клиническая медицина характеризуется недоразвитостью, которую можно объяснить недостаточным вниманием клиницистов и системы обучения врачебной профессии к теории диагностики. Знание патологии и владение теорией диагноза могут восполнить недостатки клинического опыта врача, предостеречь пациентов от многих ошибок [3]. Важно, что все люди разные, и конкретные клинические случаи должны рассматриваться с учетом основных клинических рекомендаций, а также дополнительных приказов по маршрутизации [7].
Чаще все же говорят об ошибках диагностики. К примеру, распознавание опухоли желудка или инфаркта миокарда достаточно определено, и это, в меньшей степени, относится к дефектам хирургического лечения, которые выявить относительно проще [8, 9]. С ошибками в лечении все гораздо сложнее. Исключая грубые дефекты, взгляды на лечение той или иной болезни у представителей различных школ отличаются. Это касается отношения к всевозможным методам, тактикам, рекомендациям применения или неприменения различных лекарств, диет, физиотерапии и т.д. [10]. Одни и те же болезни по-разному лечатся в разных странах и даже в разных клиниках одного и того же региона [11, 12]. Тем не менее заключение об ошибочном лечении возможно на основе обширных в стране установок. Любопытные данные обнаруживаются при анализе приема больных в поликлиниках [13]. Выявлены ошибки в диагностике и лечении у каждого третьего-пятого пациентов в разных группах болезни [14]. В стационарах, по тем же данным, эти ошибки обнаруживаются не реже, но они несколько иного характера. Так, в поликлиниках не всегда мотивированно заменяют один медикамент другим, а в стационарах наблюдается другая картина: назначенное лекарство могут давать со дня поступления и до самой выписки, хотя надобности в этом и нет [15].
Возникает вопрос: каковы же причины ошибок? Ответить на прямой вопрос довольно сложно. Здесь уместно вспомнить, что включает в себя весь лечебный процесс. Условно можно выделить четыре главных направления: диагностика основного заболевания, недооценка хронических сопутствующих заболеваний и осложнений, отсутствие преемственности в лечении больного и ошибки в самом лечении [16–18].
Таким образом, ошибка диагностики – это неспособность к концептуальному мышлению в распознавании конкретного заболевания, которая оборачивается хаотичным лечением. По существу, к этой группе можно отнести недооценку сопутствующих заболеваний и осложнений [19]. На фоне старения населения и хронизации многих заболеваний пациенты, страдающие только одним из заболеваний, встречаются все реже [20]. На сегодняшний день множественность болезней присуща не только больным пожилого и старческого возраста, но и многим молодым [21]. К сожалению, современная система подготовки врачей мало учитывает это обстоятельство, отсюда и нередкие случаи лечения, например, без учета уровня артериального давления, состояния печени, наличия сахарного диабета, состояния других органов и систем [22].
Недостаточная преемственность, как причина дефектов в лечении, отмечается в дублирующих системах территориальной и ведомственной медицины, но особенно между врачами разных специальностей [4]. При этом необходимо иметь в виду не только прямую, но и обратную связь. Например, много споров возникает в лечении язвенной болезни между хирургами и терапевтами: хирурги выступают за активные действия, а терапевты являются сторонниками выжидательной тактики. В результате резко увеличилось количество пациентов с перфорациями и кровотечением как осложнениями хронических язв [5]. Относится это и к преемственности лечения в поликлиниках после выписки больного из стационара [23]. Всем хорошо известен афоризм: кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит. Безусловно, правильно установленный диагноз – предпосылка «адекватного» лечения. Но и при распознанной болезни возможно её неправильное лечение.
Собственно, ошибки в лечении, как вообще врачебные ошибки, могут иметь в своей основе объективные и субъективные причины [7, 24]. Однако грань между ними относительна и не всегда отчетлива. К объективным факторам можно отнести отсутствие необходимых медикаментов, хотя и в этом случае могут оказываться субъективные обстоятельства.
Если при неправильной диагностике большой процент ошибок вызывается субъективными причинами, то при ошибочном лечении их удельный вес – подавляющий [24]. Обычно при этом всё сводят к врачебному незнанию, забывая о таких факторах, как особенности личности и мышления врача.
Исходная врачебная специальность во все времена несет в себе философскую нагрузку. Врач в определенной и достаточно большой мере является философом, так как в повседневной диагностической практике ему приходится решать вопросы, требующие владения аналитическим, пространственным и концептуальным мышлением [19, 22]. Поставив больному диагноз, врач лечит его и наблюдает за ним. Он всегда учитывает широкий круг неожиданностей, и это необходимо для защиты от врачебных ошибок.
Философский аспект в работе врача обнаруживается в следующих положениях: знании свойств, характерных для всех без исключения симптомов, синдромов и диагнозов; знании, что в медицине нет абсолютно специфических симптомов и синдромов, а диагноз в определенной степени является гипотезой [25]. Врач систематически занимается проверкой диагностических гипотез, выстраивает план дифференциального диагноза, размышляет далеко за пределами частной формы патологии, используя важнейшие законы логики, философии, общей патологии и в достаточной мере владеет ими в процессе размышления над клинической картиной [18]. Таким образом, данные факторы определяют содержательность творческой личности и творческого характера труда врача-клинициста. Это дает основание гордиться своей профессией, носящей на себе особую печать благородства. Именно этим, несмотря на трудности и ошибки, медицина привлекает молодых людей, наполненных жизненной силой служения людям и, конечно же, ожиданием достойной оценки обществом своего труда [26].
Корни незнания прежде всего в том, что высшая школа не учит будущих врачей систематически учиться. Усовершенствование — это прежде всего самоусовершенствование. Молодой специалист переоценивает только что полученные знания, врач со стажем – свой опыт. И тот и другой забывают, что информация имеет неодолимую «привычку» устаревать [16].
Личность врача в лечебном процессе трудно переоценить. Слабость синтетического мышления является одной из причин полипрагмазии и преимущественно симптоматического лечения [27]. Неуверенность приводит к отсутствию динамичности в понимании болезненного процесса, что в свою очередь приводит к длительному неэффективному лечению. Между тем, помимо знания и понимания всего комплекса взаимоотношений, необходимо уметь подстраиваться под психологическое состояние пациента, учитывать разные аспекты его состояния здоровья, возраста, пола и т.д. К слову сказать, именно это, по высказыванию С.Н. Боткина, занимает важное место в системе подготовки врача [28].
Огорчает слабое понимание некоторыми врачами (особенно узких специальностей) важности комплексного подхода в лечении пациента. Порой врачи лечат только заболевание, забывая, что перед ними живой человек. Именно комплексный подход к здоровью пациента поможет избежать такого распространенного явления, как полипрагмазия [29]. Тенденция такова, что большинство врачей упускают из вида диетотерапию, реабилитацию, физическую активность человека, хотя все эти направления терапии являются важным составляющим общего здоровья населения. Диету обычно упрощают, сводя все, независимо от болезни, к запрету острых, жареных и жирных блюд, в итоге – не есть ничего вкусного. То же самое можно отметить и в применении физиотерапии. Она чаще применяется при болезнях опорно-двигательного аппарата и крайне редко в кардиологии, гастроэнтерологии, пульмонологии. Забывают терапевты и хирурги о лечебной физкультуре, санаторно-курортном лечении, как профилактике многих заболеваний, а ведь именно грамотный подход к профилактике позволяет избежать хронизации процесса, что, в свою очередь, также является пусть не халатным обращением, но совершенно точно упущением со стороны медицинских работников.
На сегодня нужно отметить, что имеется много ошибок в фармакотерапии. Никак не прививается разумное начало: где можно лечить без лекарств, лучше их не использовать [30]. Особенно распространена полипрагмазия, увеличение частоты функциональных расстройств нервной системы. Больные обращаются к нескольким врачам, получая от них различные рекомендации.
Неудовлетворительно знают терапевты, хирурги и другие специалисты диапазоны дозировки лекарств, их совместимость, побочные эффекты, противопоказания, особенности применения у людей пожилого возраста, беременных и детей [27]. Не случайно в наше время заговорили о все более опасной терапии. Хотелось бы еще отметить несомненные успехи анестезиологии и реаниматологии, которые порождают у отдельных врачей, чаще хирургов, эйфорическую веру в действенность оперативного вмешательства как такового, без учета фона, на котором оно проводится. К сожалению, даже при отсутствии ургентности приглашают консультанта только после проведенной операции, когда наступают осложнения. Умирает такой больной не от операции, которая технически проведена безупречно, а от болезни внутренних органов, состоянию которых не придали должного значения.
Нельзя не затронуть тот момент, когда лечение задерживается по вине других специалистов и вмешиваться приходится уже по жизненным показаниям [23]. Нет надобности доказывать, что прогноз при этом ухудшается или оказывается неблагоприятным.
Заключение
Как же уменьшить число ошибок при лечении? Прежде всего, этой проблеме нужно уделить больше внимания при повышении квалификации врачей. В медицине, как вообще в жизни, негативные примеры педагогически более конструктивны, чем позитивные. Как отметил А.Ф. Билибин, хороший врач отличается от плохого тем, что первый знает, как не надо лечить.
Таким образом, при обсуждении общих принципов лечения и допускаемых при этом ошибок следует учитывать влияние специализации, стремление к усовершенствованию, что должно помочь врачу и начинающему, и опытному противостоять врачебным ошибкам, а также уменьшить негативное влияние неизбежных врачебных ошибок на здоровье пациентов.
Библиографическая ссылка
Томнюк Н.Д., Мунин А.М., Брюханов Н.Е., Гапоненко В.О., Данилина Е.П. ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРИЧИНЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2022. – № 1.
– С. 51-55;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13345 (дата обращения: 21.09.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Медико-сервисная компания «Этнамед» провела опрос 756 авторитетных врачей из различных лечебно-профилактических учреждений России, к которым обращаются пациенты за «вторым мнением» — так называют экспертную услугу, к которой прибегают, если не удается установить точный диагноз или пациент не уверен в заключении врача. Опрос показал, что лишь пятая часть диагнозов изначально была поставлена абсолютно верно. Еще около 60 процентов диагнозов нуждались в уточнении, а 20 процентов были поставлены неправильно.
Официальной статистики по этому поводу в России не существует. Однако мировые исследования показывают, что по ряду заболеваний уровень некорректных диагнозов еще выше. Например, в случае меланомы (агрессивного рака кожи) частота ошибочных диагнозов может доходить до 50 процентов. Но зато в нашей стране есть данные по посмертным диагнозам пациентов, которые не совпадают с прижизненными диагнозами из историй болезней. Например, по результатам проверок Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 9 месяцев 2017 года различные нарушения были найдены в 13 процентах историй болезни пациентов. Ошибки в лечении или несоблюдение клинических протоколов, которые привели к смерти, имели место в 0,7 процента случаев.
«Второе мнение» — распространенная во всем мире практика повторной консультации по результатам проведенных анализов и исследований. Обращаются в этом случае к узким специалистам с высокой квалификацией и богатой клинической практикой, как правило, из крупных медицинских центров, где есть высокие компетенции в той или иной области. Это позволяет получить более точный диагноз, который не подвергается сомнению.
— Эффективное лечение зависит от правильности и точности поставленного диагноза, — прокомментировал для «РГ» результаты опроса директор по развитию компании «Этнамед» Сергей Ванифатов.- К сожалению, врачебные ошибки везде в мире являются неотъемлемой частью медицины. Тем не менее наши доктора крайне редко пользуются возможностью получить «второе мнение» авторитетного коллеги, что за рубежом является нормой. Причинами врачебных ошибок нередко становятся халатность и небрежность. Это и невнимательность при сборе анамнеза и жалоб, и неверная интерпретация полученных результатов, неиспользование возможности получить дополнительную консультацию узких специалистов, связанное порой и с самонадеянностью врача. Другая причина — это эмоциональное выгорание медицинских работников. Требования к ним со стороны общества растут. Это накладывает психологический отпечаток на личность врача вплоть до профессиональной деструкции, падения самооценки и т.д. Это не может не вызывать беспокойство у профессионального сообщества, которое должно найти способы само- и взаимопомощи, а также содействовать профессиональному росту каждого своего члена.
- Главная
- Журнал «Медицинские новости»
- Архив
- №13, 2007
- Врачебные ошибки и дефекты оказания медицинской помощи: социально-экономические аспекты и потери общественного здоровья
Врачебные ошибки и дефекты оказания медицинской помощи: социально-экономические аспекты и потери общественного здоровья
Минск
Профессиональная деятельность медицинских работников характеризуется повышенным риском. С одной стороны, медицинские работники рискуют собственным здоровьем и жизнью, с другой – существует риск неблагоприятного исхода медицинской помощи для пациента, т.е. дефект оказания медицинской помощи (МП). В процессе оказания медицинской помощи больному врач берет на себя как моральную, так и юридическую ответственность за качество и последствия своих действий. Неблагоприятный исход лечения как наиболее вероятная причина обращения пациента (либо его родственников) с жалобой или в суд может наступить вследствие врачебной ошибки, противоправных действий врача, несчастного случая.
Во взаимоотношениях медицинских работников и пациентов усматривается двойственность и определенные противоречия. С одной стороны, медицинские работники должны защищать интересы пациентов, но с другой — они сами требуют защиты от пациента, особенно в случаях возникновения дефекта оказания МП, жалобы или судебного иска. Данное противоречие во всех цивилизованных странах является неизбежным спутником развития современной медицины, внедрения новых технологий, роста правосознания пациента.
В связи с формированием гражданско-правовых отношений между производителем и потребителем медицинских услуг возникает юридическая, в том числе имущественная, ответственность за негативные результаты лечения, за вред, причиненный здоровью.
Врач, осуществляя свою профессиональную деятельность, постоянно подвергается риску применения к нему подобных санкций. Это вызвано тем, что успехи медицинской науки привели к непомерному росту ожиданий, которые возлагает население на врача, а также к значительному усложнению медицинских технологий. Участились случаи труднопредсказуемых аллергических реакций, а само применение инструментальных методов диагностики порой представляет потенциальную опасность для здоровья пациента. Кроме того, расширилась осведомленность населения о своих правах, повысилась требовательность к соблюдению врачами положений медицинской и общечеловеческой этики.
Зарубежная статистика и финансовые потери. Удельный вес дефектов оказания МП и врачебных ошибок достаточно велик. По данным Института медицины Национальной академии наук США, вследствие предотвратимых медицинских ошибок в американских больницах ежегодно погибают от 44 до 98 тыс. человек, и по этому показателю врачебные ошибки занимают 8-е место в списке основных причин смерти [19, 27]. При этом в отчете учитывали только признанные всеми (доказанные) неблагоприятные последствия ошибочных вмешательств, произошедшие случайно или непреднамеренно и повлекшие за собой смертельный исход. На самом деле медицинские ошибки встречаются значительно чаще. Целенаправленные исследования в госпиталях США демонстрируют, что неблагоприятные реакции случаются у 10 % пациентов [17]. В США с 1991 по 1994 г. количество судебных исков пациентов по поводу врачебных ошибок возросло вдвое и составило 800 тыс. [10].
В США ежегодное количество поступающих на врачей жалоб составляло 0,2 на каждых 100 врачей в 1985 г., 6,4 — в 1988 г., 14,4 — в 1994 г. В Канаде в 1994 г. один врач из каждых 27 привлекался к ответственности, и в течение последних 10 лет этот показатель был относительно стабилен.
Анкетирование врачей в Российской Федерации показало [13], что каждый второй респондент (57 %) отмечает в своей практике случаи, которые могли, по их мнению, закончиться обращением пациентов в суд, но лишь у 6% врачей они решались в судебном порядке, у 30 % подобные случаи были урегулированы без участия судебных органов, а у 21 % остались без внимания со стороны пациентов. Эти данные лишний раз свидетельствуют о низком правосознании населения и об отсутствии реальной системы защиты прав как пациентов, так и медицинских работников. Неудивительно, что 47% опрошенных врачей выбирают более безопасную, хотя и менее эффективную тактику лечения, отдавая предпочтение более знакомой методике терапии вне зависимости от особенностей случая, и лишь 31% респондентов используют методы лечения, рискованные по технике исполнения, но более эффективные в экстренной ситуации.
По данным некоторых российских социально-гигиенических исследований, расхождения диагнозов, поставленных пациенту в поликлинике и в стационаре, имеются в 30—35% случаев даже в столичных медицинских учреждениях [16].
В США с помощью статистического наблюдения вычислена вероятность риска врачебной ошибки для каждого среднестатистического врача – 37%, для хирурга – 50%, для акушера-гинеколога – 67% [22, 28].
Немалое количество жалоб приводит к выплате врачами денежных компенсаций по решению суда или до судебного разбирательства по взаимному соглашению сторон. Размеры таких компенсаций бывают весьма значительны. При их расчете учитывается не только физический и моральный ущерб, но и утраченный потерпевшим заработок, который тот имел либо определенно мог бы иметь, а также дополнительно понесенные расходы, связанные с восстановлением здоровья. Так, в США средняя величина присуждаемой компенсации за ущерб, нанесенный при медицинском вмешательстве, в 1980 г. составляла свыше 400 тыс. долл., в 1983 г. – 888 тыс. долл., а в 1986 г. — до 1,5 млн долл. [7]. Только в 1991 – 1994 гг. общее количество выплат пациентам в качестве компенсации достигло 80,5 млрд долл. [24]. В Великобритании в 1995 г. по судебным искам, связанным с рассмотрением дел о врачебных ошибках, выплачено 150 млн фунтов стерлингов [10]. В Австралии в 1994—1995 гг. размеры выплаченных компенсаций за ущерб, причиненный пациенту в результате медицинского вмешательства, в отдельных случаях достигали 7 млн долл. США [7].
Классификация и дефиниции
Под дефектом оказания медицинской помощи понимают ненадлежащее осуществление диагностики, лечения больного, организации процесса оказания МП, которое привело или могло привести к неблагоприятному исходу медицинского вмешательства [14].
Существует два основных вида классификации дефектов оказания МП: 1) классификации, фиксирующие этапы ее оказания (стационарный, внестационарный, эвакуации, диагностики, лечения) или причины, вызвавшие дефекты оказания МП (неправильная транспортировка больного, несвоевременно оказанное лечение, неправильный выбор методов лечения и т.д.); 2) классификации, содержащие правовую оценку дефектов оказания МП. По некоторым видам дефектов оказания МП существуют соответствующие рубрики в МКБ – 10: Y60–Y69 («Случайное нанесение вреда больному при выполнении терапевтических и хирургических вмешательств») и Т80–Т88 («Осложнения медицинских вмешательств»).
Близким и по сути идентичным понятием по отношению к дефектам оказания МП является ятрогения. Ятрогения (ятрогенная патология) – это дефект оказания медицинской помощи, выраженный в виде нового заболевания или патологического процесса, возникшего в результате как правомерного, так и неправомерного осуществления профилактических, диагностических, реанимационных, лечебных и реабилитационных медицинских мероприятий (манипуляций) [10].
В связи с этим наиболее приемлемой является следующая классификация дефектов оказания МП, представляющая собой прямое следствие медицинского вмешательства (ятрогении, ятрогенные патологии): 1) умышленные ятрогении (умышленный дефект) – дефекты оказания МП, связанные с умышленным преступлением; 2) неосторожные ятрогении (неосторожный дефект) – дефекты оказания МП, содержащие признаки неосторожного преступления; 3) ошибочные ятрогении (медицинская ошибка) – дефекты оказания МП, связанные с добросовестным заблуждением медицинского работника, не содержащие признаков умысла или неосторожности; 4) случайные ятрогении (несчастный случай) – дефекты оказания МП, связанные с непредвиденным стечением обстоятельств при правомерных действиях медицинских работников [10].
По нашему мнению, важно дифференцировать неуправляемые (неизбежные) дефекты оказания МП, связанные с непредвиденным стечением обстоятельств, атипичным течением заболевания и т.д., и дефекты оказания МП с управляемой степенью риска (связанные с квалификацией врача или неосторожными, умышленными его действиями). Эти виды дефектов оказания МП могут быть устранены при соответствующей организации лечебного процесса (усиление контроля, систематическое повышение квалификации медицинского персонала, внедрение новых технологий и т.д.).
В медицинской и юридической литературе содержится более 60 определений понятия «медицинская ошибка», в то время как в законодательных актах многих стран это понятие отсутствует. В интегрированном виде медицинская ошибка – случайное причинение вреда жизни или здоровью пациента, вызванного ошибочными действиями или бездействием медицинского работника, характеризующимися его добросовестным заблуждением при надлежащем отношении к профессиональным обязанностям и отсутствии признаков умысла, халатности, небрежности либо неосторожности.
Обычно под врачебной ошибкой подразумевается добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве медицинской науки и ее методов, или результат атипичного течения заболевания либо недостаточности подготовки врача, если при этом не обнаруживается элементов халатности, невнимательности или медицинского невежества [3]. Различают субъективные и объективные причины медицинских ошибок. К субъективным причинам медицинских ошибок относятся недоучет или переоценка клинических, лабораторных и анамнестических данных, заключений консультантов, недостаточная квалификация врача, неполноценное и (или) запоздалое обследование больного, недооценка тяжести его состояния. К объективным причинам медицинских ошибок относят кратковременность пребывания пациента в клинике, тяжесть состояния больного, трудности диагностики из-за атипичности течения, недостаток материальных ресурсов и лекарственных средств, поздняя госпитализация больного или его алкоголизация, недостаточный уровень знаний в медицине о сути патологического процесса (рисунок).
Правовые аспекты профессиональной ответственности. Деятельность врача с древнейших времен довольно жестко регламентировалась посредством различного рода социальных норм.
В наши дни в некоторых странах существует практика заключения между врачом и пациентом медицинского контракта, где предусматриваются конкретные меры, которые будут применены в случае причинения вреда пациенту или неисполнения заключенного контракта. Многие развитые страны мира (ФРГ, Австрия, США, Франция, Италия, Испания и др.) имеют в своем национальном законодательстве о здравоохранении так называемые медицинские, или врачебные кодексы, нормы которых регулируют отношения между медиками, пациентами и их родственниками, профессиональные отношения медиков между собой, с администрацией и государственными органами.
Однако независимо от того, заключен ли такой контракт, на врачей, как и на всех граждан, распространяется действие положений гражданского и уголовного законодательства, предусматривающих те или иные санкции за нанесение увечья или иного вреда здоровью и за причинение имущественного и морального ущерба другому лицу. В большинстве случаев эти санкции сводятся к выплате денежной компенсации, соответствующей размерам нанесенного ущерба.
Ответственность за неисполненные или ненадлежащим образом исполненные обязательства несет медицинское учреждение. При осуществлении МП медицинский работник является субъектом оказания помощи, а учреждение, с которым он связан трудовыми отношениями, является субъектом ее предоставления. Неблагоприятные для здоровья пациента последствия профессиональных действий медицинского работника влекут как его персональную ответственность (в том числе уголовную), так и имущественную (гражданскую) ответственность учреждения, в котором он работает.
Неблагоприятные последствия для здоровья пациента могут наступить вследствие действий не только врача, но и другого медицинского персонала (например, фельдшера, медсестры), и тогда можно говорить о медицинской ошибке.
С юридической точки зрения среди врачебных ошибок необходимо различать противоправные виновные деяния медицинских работников (учреждений) и случаи причинения вреда пациенту при отсутствии вины. В первом случае правонарушение (преступление, проступок) влечет за собой уголовную, дисциплинарную, гражданскую ответственность, во втором – отсутствие вины и ответственности.
Судебная практика признает отсутствие вины лечебного учреждения (сотрудников), и юридическая ответственность не наступает, если медицинский персонал не предвидел и не мог предвидеть, что его действия причинят вред здоровью пациента. Важно, однако, подчеркнуть, что наличие в практике ненаказуемых врачебных ошибок не означает «правомочия» на повреждение здоровья. Медицина обязана оказывать помощь больному во всех случаях, руководствуясь единственным стремлением к благоприятному исходу, не прикрываясь понятием врачебной ошибки, а стремясь исключить ее.
Американское и российское законодательства устанавливают четыре условия наступления ответственности: фактор вреда здоровью, неправомерность действий, прямая причинная связь между ними, вина.
Для констатации небрежности американский суд требует от эксперта обосновать такие ее признаки, как существенный недостаток знаний, внимательности, особое безразличие к безопасности пациента, обусловленные невежеством в выборе средств диагностики и лечения, недостатком навыков владения оборудованием или даже отказом уделить пациенту надлежащее внимание. Американский комментарий к Уголовному кодексу и руководство по уголовному праву определяют преступную небрежность («negligence») как ситуацию игнорирования существенного и неправомерного риска, о котором субъект не знал, хотя должен был знать. Преступная неосторожность («recklessness») определяется как ситуация игнорирования существенного и неправомерного риска, о котором субъект знал, игнорировал его сознательно и продолжал опасное поведение («преступное легкомыслие» по российскому законодательству) [6].
С.Г. Стеценко [14] считает, что ошибки, возникающие у врачей при наличии объективных причин, должны быть ненаказуемы для врачей – не должностных лиц, тогда как ошибки, обусловленные субъективными причинами, должны предусматривать персональную ответственность врачей.
Причины, обусловливающие возникновение дефектов оказания МП и врачебных ошибок, могут быть разделены на следующие виды:
1. Неоказание помощи больному медицинским работником, в том числе необоснованный отказ.
2. Ошибки при диагностике заболеваний.
3. Ненадлежащее оказание медицинской помощи.
4. Нарушение прав пациентов.
5. Ошибки при экспертизе трудоспособности.
6. Несоблюдение санитарно-эпидемического режима.
7. Нарушения учета, хранения и использования лекарственных средств.
8. Нарушение техники безопасности.
9. Нарушения в процессе транспортировки больных.
Одной из наиболее частых причин врачебных (медицинских) ошибок является неправильная идентификация пациента и недоступность информации о его особенностях (непереносимость лекарственного средства, сопутствующие заболевания). Именно из-за этого вводят не те лекарственные средства, нарушают технику инъекций, удаляют не тот зуб и т.п. К подобным ошибкам относятся инфузии не тех препаратов или сделанные в неверное место, операция не на том объекте, повреждения в ходе операции, ожоги, пролежни и т.д. Показано, что в США обвинительные приговоры по медицинским ошибкам в основном обусловлены дефектной катетеризацией крупных сосудов (18%), дефектом ведения наркоза (18%), ненадлежащей организацией лечебно-диагностического процесса (18 %), перфорацией матки (15 %), липоксацией в амбулаторных условиях (12,1%), ненадлежащим ведением родов (12%) [6].
Среди причин роста числа медицинских ошибок следует выделить внедрение новых медицинских, в том числе инвазивных, технологий, падение престижа врачебной профессии, недостаточную квалификацию медицинских работников.
Одной из причин, обусловливающих врачебные ошибки, является то обстоятельство, что объем медицинской информации настолько велик, что не может быть усвоен одним человеком, так как количество известных заболеваний превышает 10 тыс., симптомов и синдромов – 100 тыс., операций и их модификаций, лабораторных, цитологических, биологических, клинических и других методов диагностики — десятки тысяч.
Среди объективных (внешних) факторов, влияющих на вероятность неблагоприятного исхода в лечении больного, необходимо назвать несвоевременность медицинского вмешательства, неправильность и неадекватность выбора метода лечения, состояние больного в момент поступления, особенности течения заболевания, качество диагностики и т.д. В отношении субъективных (внутренних) факторов, влияющих на вероятность неблагополучного исхода, первое место отводится квалификации врача. Далее (в убывающей последовательности) идут уровень его общемедицинских знаний, стаж работы по специальности, эмоциональное состояние, неуверенность или, наоборот, излишняя самоуверенность, физическая выносливость [13].
Предотвращение и профилактика врачебных ошибок. Цицерон однажды воскликнул: «Человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в своей ошибке» [1]. Один из врачей древности говорил, что медицина является историей человеческих ошибок [16]. По мнению И. А. Кассирского, «ошибки – неизбежные и печальные издержки врачебной работы, ошибки – это всегда плохо, и единственное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, чтобы их не было. Они несут в существе своем науку о том, как не ошибаться» [9]. В 1837 г. Н.И. Пирогов писал, что всякий добросовестный врач должен стремиться «обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих» [12]. И.А. Давидовский [3] считал, что, поскольку медицина является научной дисциплиной, врачебные ошибки подлежат регистрации, систематизации и изучению.
К сожалению, во многих странах медицинские работники стремятся скрыть информацию о своих ошибках. Это происходит прежде всего потому, что традиционно подобная информация использовалась для наказания. Открытое обсуждение медицинских ошибок с целью обнаружения и устранения их причин (а не людей, совершивших ошибки) возможно только через изменение культуры профессиональной деятельности и большей открытости по отношению к пациентам. Союз медицинских защитников (MDU) Великобритании, оказывающий врачам юридическую помощь, поддержал политику открытого признания ошибок. Оказалось, что такая практика приводит к существенному (примерно наполовину) снижению частоты исков к медицинским работникам и организациям.
За рубежом созданы и работают специальные программы, цель которых — обучение врачей управлению своим поведением, направленное на снижение риска привлечения к ответственности [26]. После прохождения данных программ вероятность предъявления исков к анестезиологам снижалась с 18,8 до 9,1 %, а вероятность удовлетворения иска – с 14,6, до 5 %; для акушеров-гинекологов: с 23,3 до 15,2 % и с 11, 6 до 4,2 % соответственно [21].
В нескольких штатах США для получения лицензии врачи обязательно должны участвовать в образовательной программе по снижению риска дефектов. Альтернативой идеологии корпоративности и «оборонительной медицины» стало стремление медицинской общественности исследовать и разъяснять населению, что неблагоприятный исход возможен даже у «идеального» врача и в «идеальных» условиях, а также вести другую работу в духе сотрудничества с пациентом [22, 28].
Безопасность и качество — важнейшие компоненты медицинской помощи, которые определяются многими факторами, в том числе уровнем современных медицинских технологий и профессиональных знаний медицинских работников. Для управления качеством медицинской помощи в США созданы Агентство по исследованиям здравоохранения и качества (AHRQ) и Центр по повышению качества лечения и безопасности пациентов (CQIPS).
В зарубежной практике продолжается переход к комплексной оценке адекватности оказания медицинской помощи пациенту по совокупности критериев, объединенных в понятие «стандарт лечения». Соответствие действий врача этим стандартам освобождает его от ответственности в случае неблагоприятного исхода лечения.
Арсенал приемов профилактики риска врачебных ошибок включает сертификацию и лицензирование, внедрение протоколов (стандартов) диагностики и лечения, введение стандартных форм письменного информированного согласия пациента на проведение тех или иных процедур, увеличение норматива времени, выделяемого на одного пациента, систематическое повышение квалификации медицинских работников и т.д.
Страхование профессиональной ответственности. Во многих зарубежных странах широко используется практика предъявления гражданских исков к врачам с требованиями выплаты денежной компенсации за причиненный ущерб.
Потребность в страховании ответственности медицинских работников продиктована тем, что они объективно оказывают влияние на состояние здоровья пациента через диагностические исследования, терапевтические процедуры, хирургические вмешательства, и если пациент докажет, что действиями медицинского работника его здоровью нанесен ущерб, виновник должен его возместить.
Естественно, обычный практикующий врач не в состоянии выплачивать компенсации, достигающие достаточно больших сумм. Поэтому в развитых государствах широкое распространение получили различные системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников.
Страхование профессиональной ответственности врача оформляется специальным полисом, в котором подробно формулируются основные и дополнительные условия страхования. Приобретение полиса по страхованию профессиональной ответственности гарантирует врачу, что страховая компания берет на себя защиту его интересов в судебных процессах и выплату компенсаций по тем искам, которые могут быть ему предъявлены. В настоящее время популярны общества взаимного страхования за счет членских взносов ее участников [7].
В США в 1988 г. страховой взнос частнопрактикующего врача в среднем по стране составлял 15900 долл. за год; при этом наибольшими были взносы акушеров-гинекологов — 35300 долл. (в отдельных районах страны они даже превышали 100000 долл.), а самые низкие взносы выплачивали психиатры — 4400 долл. Взносы по страхованию ответственности врачей растут быстрее, чем их доходы, и составляют около 4% среднего дохода практикующего врача.
Увеличение расходов врачей на страхование их профессиональной ответственности повлекло за собой удорожание медицинского обслуживания и развитие так называемой «защитной медицины». Чтобы избежать судебного преследования в случае неудачного исхода, врачи стали отказываться от использования приемов, связанных со значительным риском, даже в тех случаях, где такой риск необходим. В то же время они начали злоупотреблять назначением дорогостоящих процедур и анализов, чтобы обезопасить себя от обвинений в недостаточной внимательности к пациенту. Такая «защитная медицина» привела к еще большему удорожанию медицинского обслуживания, вызвала излишние затраты на здравоохранение и не способствовала повышению качества медицинской помощи.
Все большую остроту приобретает вопрос о том, в каких случаях и кто будет выплачивать компенсацию: поставщик медицинской помощи или страховая компания, система социального страхования либо фонды компенсация ущерба пациентам, финансируемые взносами врачей и (или) пациентов, или государство.
Для облегчения медикам бремени растущих взносов за полисы по страхованию профессиональной ответственности правительство Великобритании в 1990 г. ввело государственную систему страхования ответственности, которая охватывает врачей (за исключением семейных) и стоматологов, работающих в больницах и других медицинских учреждениях общественного сектора здравоохранения. Согласно этой системе, компенсацию за ущерб, причиненный при медицинском вмешательстве, выплачивают те медицинские учреждения, в которых работают врачи, виновные в причинении ущерба. Это усилило контроль со стороны руководства медицинских организаций за работой персонала.
Как правило, споры о возмещении ущерба, понесенного в результате медицинского вмешательства, разрешаются в судебном порядке. Это всегда сопряжено с достаточно сложной и длительной процедурой судебного разбирательства и эмоциональным напряжением как со стороны пациента (истца), так и со стороны медицинского работника (ответчика) и администрации лечебно-профилактической организации. Практика юридической и судебно-медицинской оценки неблагоприятных исходов оказания медицинской помощи свидетельствует, что в 33–58% случаев неудовлетворенности пациента медицинским обслуживанием при последующей экспертизе медицинская помощь оценивается как надлежащая. В зарубежной медицинской практике доля подобных случаев составляет от 53 [25] до 59 % [29]. В то же время многие из этих инцидентов можно было бы избежать, освободив персонал ЛПУ от непродуктивного разрешения конфликта в суде, а судебно-медицинских экспертов – от сложной комиссионной процедуры оценки качества медицинской помощи. Зарубежные медики давно убедились, что цена жалобы, выходящей за пределы клиники, начинает неуклонно увеличиваться, обрастая судебными, экспертными и другими издержками. К примеру, в США затраты на трехлетнее разбирательство по жалобе превышают 13000 долл. США [18]. Кроме экономических потерь, возникающих при конфликтах в сфере медицинского обслуживания, нельзя игнорировать моральные издержки, которые несут обе стороны, что в конечном итоге ведет к удорожанию и снижению качества медицинской помощи.
Для облегчения пациентам доказательства того, что причиной ущерба является именно медицинское вмешательство, за рубежом широко используется система компенсации понесенного пациентом ущерба, не требующая поиска конкретных виновников и доказательства их вины, что особенно затруднительно для пострадавшего. Она основывается на концепции ответственности без вины (no fault liability). Впервые такая система была введена в Новой Зеландии в начале 70-х годов, где она действует как разновидность социального страхования. Страхования профессиональной ответственности медиков она не подменяет, но дополняет его, способствуя удовлетворению интересов пациента. Концепция исходит из того факта, что определенная часть случаев причинения ущерба пациенту в ходе медицинского вмешательства не связана с проявлениями халатности, преступной небрежности или с ошибочными действиями медицинского персонала, но может быть объяснена неблагоприятным стечением обстоятельств, непредвиденной реакцией организма пациента и прочими непредсказуемыми факторами, вследствие чего понесшего ущерб пациента можно считать по-страдавшим от несчастного случая.
В новозеландских законах о компенсации лицам, пострадавшим при несчастных случаях, оговорено, что к ним относятся и жертвы несчастных случаев при медицинском вмешательстве, включая хирургическое и стоматологическое обслуживание и оказание первой медицинской помощи. Жалобы пациентов по поводу понесенного ущерба рассматривает Новозеландская корпорация по компенсации при несчастных случаях. Если она отклоняет жалобу, считая, что речь идет не о несчастном случае, а о преступной халатности со стороны врача, то пациент может обращаться за компенсацией в судебные органы. В этом случае будет задействована практика страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Если же корпорация по компенсации при несчастных случаях признает, что удовлетворение данной жалобы входит в ее компетенцию, то она предоставляет подателю жалобы компенсационную выплату. Пострадавшему выплачивается компенсация за утрату трудо-способности, получение инвалидности, возмещается моральный ущерб, расходы на лечение и реабилитацию, а при летальном исходе родственникам возмещаются расходы на похороны [29].
В Европе к концепции ответственности без вины при компенсации ущерба, понесенного пациентом, первыми обратились Швеция, Финляндия и Норвегия. Но в Швеции и Норвегии такой подход не был закреплен в законодательстве, а основывался на соглашениях между страховыми компаниями и медицинскими учреждениями. Законодательно концепция ответственности без вины впервые в Европе стала использоваться в Финляндии с 1987 г. Согласно закону пациенту компенсируется любой ущерб, причиненный ему в результате медицинского вмешательства или отсутствия медицинской помощи, включая инфекции и воспаления, возникшие в связи с этим, а также вследствие несчастного случая в ходе осмотра, лечения или санитарной перевозки, из-за дефектов медицинского оборудования.
Финский закон об ущербе, понесенном пациентом, создал своеобразную систему страхования ответственности без доказательства вины причинителя вреда. Закон обязывает, чтобы все лица, занимающиеся медицинской практикой, были охвачены страхованием ответственности. Министерство социальных дел и здравоохранения через комитет по понесенному пациентом ущербу контролирует выполнение закона. В Финляндии компенсации могут подлежать расходы на необходимое лечение и реабилитацию, материальные потери из-за утраты трудоспособности и инвалидности, причинение физической боли и страданий, нанесение косметических изъянов и другие виды физического и материального ущерба. Предусмотрены предоставляемые наследникам пострадавшего такие виды компенсации, как начисление пенсии по утрате кормильца, покрытие дополнительных хозяйственных расходов и расходов на похороны. При этом годовой расход из расчета на одного застрахованного составляет 13 финских марок, или 3,5 долл. США [29]. Действующие в Финляндии компании по страхованию ответственности медицинских работников объединены в Ассоциацию страхования пациентов, в руках которой сосредоточена основная деятельность по реализации закона об ущербе, понесенном пациентом.
Концепция компенсации ущерба без доказательства вины причинителя вреда находит довольно широкую поддержку у медицинской общественности многих стран. Одной из главных причин этого является то, что страхование профессиональной ответственности как социальное и медицинское страхование способствует укреплению чувства защищенности и врача, и пациента.
Мониторинг и базы данных. За рубежом потребность в мониторинге нежелательных исходов медицинской помощи стала ощутима в 1980-х годах, а уже в 1986 г. получила практическое воплощение в США в виде электронного банка данных [20]. Аналогичные исследования ведутся во Франции и некоторых других странах. В связи с резким ростом правовой активности пациентов в 80 – 90-х годах потребность в этой информации увеличилась, но сбор ее рутинными средствами малоэффективен. Однако и органы управления здравоохранением, и общественные медицинские организации за рубежом не пренебрегают заявлениями пациентов и анонимными заявлениями врачей, допустивших ошибки [23]. Активность зарубежных медиков и страховщиков в получении информации об эффективности МП обусловлена еще и внедрением страхования профессиональной ответственности.
В Российской Федерации исследования по ведению мониторинга с использованием ПЭВМ немногочисленны и появились лишь в последние годы [5]. В стране существует единая государственная, разветвленная в субъектах РФ судебно-медицинская служба как структура для регистрации данных о неблагоприятных исходах оказания МП. Имеются предпосылки для создания региональной и государственной системы непрерывного мониторинга неблагоприятных исходов оказания медицинской помощи.
Достоверная информация по всем аспектам проблемы неблагоприятных исходов оказания МП особенно важна для судебной практики по гражданским искам пациентов к ЛПУ, поскольку процесс современных судебных прецедентов нуждается в высококачественной и полной судебно-медицинской экспертизе. Формирование судебной практики во многих случаях может протекать дефектно из-за недостатка объективной информации у судей о медицинских инцидентах. В связи с этим восполнить ее результатами мониторинга не просто полезно, но и необходимо [5].
Оценивая возможности базы данных и значение ее использования, С.В. Ерофеев [5] предполагает, что результаты регистрации данных о неблагоприятных исходах оказания МП, анализа обстоятельств медицинского происшествия могут найти применение в судебно-медицинской практике для устранения дефектов организации экспертиз, для совершенствования методов экспертиз, для обучения и повышения квалификации экспертов отдела сложных комиссионных экспертиз и постоянных консультантов-клиницистов по методике экспертного исследования в случаях медицинских инцидентов, для планомерного предупреждения дефектов оказания МП и исключения обстоятельств и условий, сопутствующих возникновению недостатков различного вида; с целью предупреждения и разрешения конфликта в ЛПУ; для определения вероятности объективного риска вмешательств.
Опыт Республики Беларусь. В мировой практике профессиональная ответственность врачей, как правило, подлежит обязательному страхованию. Эта норма прописана в статье 57 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», где сказано, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей. Однако в нашей стране эта правовая норма практически не используется. Необходимо внести в Закон РБ «О здравоохранении» (ст. 57) поправку об обязательном характере страхования профессиональной ответственности при наступлении врачебной ошибки.
В соответствии со ст. 953—963 Гражданского кодекса РБ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. По-скольку медицинские работники состоят в трудовых отношениях с учреждениями здравоохранения, последние в соответствии со ст. 937 ГК РБ несут ответственность за своих работников и возмещают вред пациенту на основании судебных решений. В свою очередь учреждения здравоохранения имеют право обратного требования (регресса) к работнику, по вине которого причинен вред здоровью пациента.
В настоящее время в Беларуси функционируют несколько страховых компаний, которые имеют лицензию на страхование профессиональной ответственности медицинской деятельности. Годовой полис на одного врача стоит в среднем 15 долларов при ответственности страховой компании в 1000 долларов [2]. Перерасчет этих данных свидетельствует о том, что реальная вероятность наступления страхового случая выплат по решению суда составляет 15:1000=1:67, или 1,5%, хотя на самом деле она значительно выше (если все пострадавшие обратятся в суд).
Статистические данные о дефектах оказания МП по Беларуси отсутствуют, но имеются публикации о медицинских ошибках по отдельным учреждениям и регионам. Так, по данным М.М. Дятлова и С.И. Кириленко [4], в Беларуси при оказании медицинской помощи больным с травматическим вывихом голени в 56% случаев были допущены врачебные ошибки (в том числе 30,6% — организационные и тактические, 25,9% – диагностические, 37,9% –лечебные, 0,4% — технические, 45,2% – экспертные).
Согласно данным Е.В. Бельской [2], в Беларуси отделом сложных экспертиз Главного управления судебно-медицинских экспертиз ежегодно рассматриваются более 100 случаев врачебных ошибок, преимущественно связанных с претензиями к врачам-хирургам, акушерам-гинекологам, анестезиологам-реаниматологам, специалистам скорой медицинской помощи.
Согласно сведениям, представленным в модели конечных результатов [15], в Беларуси удельный вес несовпадений патологоанатомических и клинических диагнозов за 2004 г. составлял в среднем по республике 6,3 случая на 100 вскрытий (в 2003 г. этот показатель был равен 6,7). Показатель патологоанатомических вскрытий в 2004 г. составил 64,7 случая на 100 умерших (в 2003 г. – 59,2 случая). Показатель общей смертности в 2004 г. составлял 14,53 на 1000 населения, в 2003 г. – 14,71. Обоснованные жалобы в среднем по республике составили в 2004 г. 0,065 случая на 10 тыс. населения (в 2003 г. – 0,061 случая).
Таким образом, в республике ежегодно фиксируются 60—65 обоснованных жалоб, в то же время простой перерасчет приведенных данных свидетельствует о том, что ежегодно регистрируется около 6000 несовпадений патологоанатомических и клинических диагнозов. Следовательно, обоснованных жалоб должно быть как минимум в 100 раз больше, чем их фиксирует официальная статистика. Такие расхождения обусловлены прежде всего неосведомленностью пациентов в своих правах, недостаточным уровнем правосознания у пациентов и их родственников. Однако параллельно с ростом правосознания населения, развитием прав пациентов количество исков к органам здравоохранения и медицинским работникам по поводу дефектов оказания МП и врачебных ошибок будет лавинообразно возрастать, в том числе в Республике Беларусь.
С целью совершенствования социальной защиты медицинских работников и пациентов, повышения качества медицинской помощи населению и уменьшения количества врачебных ошибок в Беларуси, как и во многих других странах, необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающий:
1. Совершенствование правовой базы оказания медицинской помощи населению, введение обязательного страхования профессиональной ответственности медицинских работников.
2. Повышение правосознания и уровня правовых знаний у медицинских работников и населения, доступности нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.
3. Создание системы непрерывного повышения квалификации медицинских работников, включающей курсы повышения квалификации, стажировки (в том числе зарубежные), обмен опытом, регулярное чтение профессиональных научных журналов, свободный доступ к ресурсам Интернет на рабочих местах, активное участие в работе научных форумов (съездов, конференций, симпозиумов) как ученых-медиков, так и врачей практического здравоохранения.
4. Создание системы открытого обсуждения врачебных ошибок, регистрации дефектов оказания медицинской помощи и анализа их причин; формирование баз данных и системы мониторинга врачебных ошибок.
Литература
1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1966.
2. Бельская Е.В., Киселев М.П., Волчанина Е.Н. // Медицина. – 2004. – № 3. – С. 2—3.
3. Давыдовский И.В. // Сов. медицина. – 1941. – № 3. – С. 3—5.
4. Дятлов М.М., Кириленко С.Н. // Мед. новости. – 2006. – № 5. – С. 123—126.
5. Ерофеев С.В. // Мед. право.—2003.—№ 2.— С.20—22.
6. Ерофеев С.В. // Мед. право. – 2006. – № 1. – С. 39—43.
7. Жиляева Е.П., Жилинская Е.В. // Здравоохранение (Москва). – 1997. – № 11. – С. 9–16.
8. Канунникова Л.В., Фролов Я.А., Фролова Е.В. // Мед. право.—2003.— № 2.— С. 22—23.
9. Кассирский И.А. О врачевании. – М., 1970.
10. Коротких Р.В., Жилинская Е.В., Симакова Н.В., Лукова Н.Х. // Здравоохранение (Москва).— 2000.— №7.— С.49—65.
11. Петровская Е.А. // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2006. – № 1. – С. 48—58.
12. Пирогов Н.И. Анналы хирургического отделения клиники императорского Дерптского университета / собр. соч. в 8 томах. – М., 1959.
13. Сергеев В.В., Захаров С.О. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2000. – № 1. – С. 7—9.
14. Стеценко С.Г. Медицинское право: учебник. – СПб., 2004.
15. Цыбин А.К., Терехович Т.И., Антилевский В.В. и др. // Мед. новости. – 2005. – № 12. – С. 95—100.
16. Яровинский М.Я. // Кафедра. – 1996. –№ 6. – С. 41—46.
17. Brennan T.A., Leape L.L., Laird N.M. et al. // New Engl. J. Med. – 1991. – V. 324. — P. 370—376.
18. Bruce C.V. // JAMA. — 1995. — V. 273, N 10. — P.766–771.
19. Davis B., Appledy J. // USA Today. — 1999. —Nov. 30.
20. Duguent A.M. et al. // De medicine Legal, Droit Medical. – 1995. – V. 38, N 4. – P. 281–287.
21. Frisch P.R. et al. // West J. Med. – 1995. – V. 163, N 4. – P. 346—350.
22. Hartlie M. // JAMA. – 1993. – V. 270. – P. 1364–1365.
23. Laine C., Dairdoff F. // JAMA. – 1996. – V. 275, N 2. – P. 152–156.
24. Oshel K.E. et al. // Publ. Health Reports. – 1995. – V. 110, N 4. — P. 383–394.
25. Reid W.K. // Health Bulletin. — 1995. — V. 53, N 6. — P. 349–352.
26. Thomasson G.O. // Jt. Comm. J. Qual. Improv. – 1994. – V. 70, N 6. – P. 317– 329.
27. To err is human: Building a health system. — Washington, DC: IOM, 1999.
28. Vilie K. De. // Technology assessment. Health Care. – 1998. – V. 14. – P. 197–211.
29. World Congress on Medical Law, 9th. — Gent (Belgium), 1991. — V. 1.
Медицинские новости. – 2007. – №13. – С. 32-39.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.
Содержание »
Архив »