Вечерняя серенада ошибка лексическая

13. Определите, какие из приведенных сочетаний : а) закрепились в языке, б) противоречат литературной норме.

Устраните лишние слова.

Народная демократия, автобиография жизни, памятный сувенир, коррективы и поправки, антагонизм противоречий, преобладающее большинство, период времени, частная собственность, реальная действительность, свободная вакансия, рыбная уха, промышленная индустрия, соединить воедино, передовой форпост, смелый риск, информационное сообщение, другая альтернатива, габаритные размеры, прейскурант цен, ночная серенада, не оглянувшись назад, в мае месяце, булка хлеба, толпа народа, десять рублей денег, главная суть, букинистическая книга, два часа времени, семинарские занятия, дебютировать впервые, мемориальный памятник, первая премьера.

Вы находитесь на странице вопроса 13. Определите, какие из приведенных сочетаний : а) закрепились в языке, б) противоречат литературной норме? из категории Русский язык.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.

Сегодня рассмотрим задание №6, а также поговорим о тавтологии, синонимах и устойчивых выражениях.

Тавтоло́гия (от др.-греч. ταυτολογία: ταυτο — «то же самое» и от λόγος — мысль, причина или речь) — риторическая фигура, представляющая собой необоснованное повторение одних и тех же (или однокоренных) или близких по смыслу слов. Часто встречаемый пример тавтологии в русском языке — «масло масляное».

Перед вами примеры «однокоренной» тавтологии:

  • заплатить плату,
  • гость в гостях,
  • спросить вопрос,
  • проливной ливень,
  • писатель описывает,
  • улыбнулся широкой улыбкой.

Филологи сходятся во мнении: такое повторение в речи идет от безграмотности и не имеет никакой цели.

Взгляните на картинку ниже. Кто бы мог подумать, что эта фигура речи может встречаться в таком количестве видов.

Вы не поверите, но это тоже тавтология:

  • вечерняя серенада (Serenata по-итальянски «вечерняя песня»);
  • экспонаты выставки («экспонат» по-латыни «выставляемый напоказ»);
  • для проформы («про форма» по латыни «для формы»);
  • в анфас (En face по-французски означает «в лицо»);
  • сегодняшний день («сегодня» означает «сего дня», «этого дня»);
  • свободная вакансия (vacans на латыни значит пустующий).

Не стоит забывать, что тавтология — это разновидность плеоназма. Подробнее можно почитать здесь.

Переходим к заданиям ЕГЭ.

Задание 6 № 12829 (https://rus-ege.sdamgia.ru/)

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.

Получилось найти? Если да — выписываем слово «вверх». «Подниматься по лестнице» — этого вполне достаточно для того, что сказать, куда вы направляетесь. Перед нами плеоназм.

Правильный ответ: вверх.

Задание 6 № 13662

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Обогащение языка синонимами осуществляется непрерывно, и так же непрерывно происходит дифференциация и разграничение синонимов вплоть до полной утраты ими синонимичности.

Хм, вас смущают «дифференциация и разграничение»? Ваша внутренняя неловкость вас не обманывает. Мы как носители русского языка знаем, что такое «разграничение».

Давайте познакомимся с дифференциацией. Это слово заимствовано из латинского языка (differentia) и переводится как «разность, различие».

Перед нами синонимы. Давайте один из них уберем.

Правильный ответ: дифференциация или разграничение.

Задание 6 № 17054

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.

Здесь нужно вспомнить устойчивые выражения: придавать значение и уделять внимание. И в соответствии заменить. В таких словосочетаниях заменять слова нельзя.

Правильный ответ: придаёт или внимание.

Задание 6 № 13850

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

Фразеологизмы, привет! Звезды с неба хватают. Да-да! Устойчивое выражение, изменять или добавлять, к сожалению, нельзя.

Правильный ответ: хватал.

Интересной вам подготовки вместе с Tutoronline.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточ¬ные и не соответствуют языковой норме.
Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, экс¬понаты выставки, народный фольклор, свободная вакан¬сия, прейскурант цен, для проформы.
Автобиография жизни, монументальный памятник, ми¬зерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры,ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии.
Необычный феномен, реальная действительность, пе¬риод времени, огромная махина, ответная контратака, про¬грессировать вперед, мемориал памяти, странный пара¬докс, временной цейтнот.

Ответы

Ответ:

Укоренившиеся: Информационное сообщение, травматическое повреждение (используется в сфере медицины), экспонаты выставки, для проформы, монументальный памятник (монументальный в значении величественный), габаритные размеры (справочные размеры в строительства), реальная действительность (в противопоставление виртуальной действительности), период времени (промежуток времени), мемориал памяти.

Избыточные: Вечерняя серенада (серенада – вечерняя или ночная музыкальная композиция), хронометраж времени (хронометраж – измерение затрат времени), народный фольклор (фольклор – устное народное творчество), свободная вакансия (вакансия – незанятая должность), прейскурант цен (прейскурант – справочник цен на товары и услуги), автобиография жизни (автобиография – описание собственной жизни), мизерные мелочи (мизерный – маленький, незначительный), коллега по профессии (коллега – человек с такой же профессией), ведущий лидер (лидер – ведущий человек), внутренний интерьер (интерьер — внутреннее пространство здания), движущий лейтмотив (лейтмотив – основной мотив), демобилизация из армии (демобилизация – увольнение с военной службы), необычный феномен (феномен – необычное явление), огромная махина (махина – что-либо огромное), ответная контратака (контратака – ответная атака), прогрессировать вперед (прогрессировать – совершенствоваться), странный парадокс (парадокс – странное, непривычное утверждение, вывод), временной цейтнот (цейтнот – недостаток времени для обдумывания ходов.

Объяснение:

Интересные вопросы

1. После войны надо было возводить
разрушенное хозяйство. 2. Все дети страшно
обрадовались. 3. Этому вопросу уделяли
серьезное значение. 4. Большинство
своего
свободного времени он проводит
на теннисном корте. 5. Необходимо умножать
темпы заготовки кормов. 6. Большое
внимание будет оказано благоустройству
города. 7. Бóльшая половина
игры уже прошла. 8. Подавляющее число
присутствующих разобрались в этой теме.

Правильно:

1. После войны надо было восстановить
разрушенное хозяйство. 2. Все дети очень
обрадовались. 3. Этому вопросу предавали
серьезное значение. 4. Большую часть
свободного времени он проводит на
теннисном корте. 5. Необходимо ускорять
темпы заготовки кормов. 6. Большое
внимание будет оказано вопросу
благоустройства
города. 7. Бóльшая
часть игры уже прошла. 8. Большая
часть
присутствующих разобрались в
этой теме.

8. Проанализируйте (объясните) причины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их.

1. Сдается квартира с ребенком. 2.
Восьмидесятилетняя слепая старушка
ходит в сарай за дровами по проволоке.
3. В первый месяц жизни дети ходят гулять
только на руках. 4. Женщине присудили
пятьдесят процентов мужа. 5. Студенты,
прошедшие давление и сварку, могут
записаться на обработку резанием. 6.
Доставка груза производится вертолетом
по бездорожью.

Правильно:

1. Семья с ребенком сдает квартиру. 2.
Восьмидесятилетняя слепая старушка
ходит в сарай за дровами, ориентируясь
по натянутой проволоке. 3. Родители
гуляют с детьми в первый месяц жизни,
держа их на руках. 4. Женщине присудили
пятьдесят процентов имущества мужа. 5.
Студенты, прошедшие обучение давлению
и сварке, могут записаться на обработку
резанием. 6. Доставка груза производится
вертолетом в случае бездорожья.

9. Какие из приведенных ниже
словосочетаний закрепились в языке и
стали допустимыми, а какие воспринимаются
как избыточные и не соответствуют
языковой норме? (За справками обращайтесь
к словарям иностранных слов и словарям
трудностей русского языка.)

Информационное сообщение, вечерняя
серенада, хронометраж времени, патриот
своей родины, экспонаты выставки,
народный фольклор, букинистическая
книга, свободная вакансия, прейскурант
цен, автобиография жизни, монументальный
памятник, коллеги по профессии, габаритные
размеры, ведущий лидер, внутренний
интерьер, необычный феномен, реальная
действительность, период времени,
огромная махина, ответная контратака,
прогрессировать вперед, странный
парадокс, демобилизация из армии.

Соответствуют языковой норме

Не соответствуют языковой норме

Информационное сообщение, хронометраж
времени, патриот своей родины, экспонаты
выставки, букинистическая книга,
свободная вакансия, прейскурант цен,
монументальный памятник, коллеги по
профессии, внутренний интерьер, период
времени, странный парадокс

Вечерняя серенада, народный фольклор,
автобиография жизни, габаритные
размеры, ведущий лидер, необычный
феномен, реальная действительность,
огромная махина, ответная контратака,
прогрессировать вперед, демобилизация
из армии

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 20.09.2023

Ирина Борисовна Голуб

Упражнения по стилистике русского языка

1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

1.1. Смысловая точность речи

1.1.1. Поиск нужного слова

1.1.2. Лексическая сочетаемость

1.1.3. Речевая недостаточность

1.1.4. Речевая избыточность

1.1.5. Использование в речи синонимов

1.1.6. Использование в речи антонимов

1.1.7. Использование в речи многозначных слов и омонимов

1.1.8. Паронимия и парономазия

1.2. Стилистическая окраска слова

1.2.1. Лексика общеупотребительная, книжная, разговорная и просторечная

1.2.2. Стилистическое использование оценочной лексики

1.2.3. Стилистическое использование терминов

1.3. Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения

1.3.1. Стилистическая оценка диалектизмов

1.3.2. Стилистическая оценка профессиональной и профессионально-жаргонной лексики

1.3.3. Стилистическая оценка жаргонизмов и арготизмов

1.4. Лексика пассивного словарного состава

1.4.1. Стилистическая оценка устаревших слов

1.4.2. Стилистическая оценка новых слов

1.5. Использование в речи заимствованных слов

2. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

3. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ)

4.1. Благозвучие речи

4.2.Звукопись в художественной речи

4.3. Устранение недочетов в звуковой организации речи

5. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

6. СТИЛИСТИКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

6.1. Имя существительное

6.1.1. Род существительных

6.1.2. Число существительных

6.1.3.Варианты падежных окончаний существительных

6.2. Имя прилагательное

6.3. Имя числительное

7. СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

7.1. Стилистическое использование разных типов простого предложения

7.2. Стилистическое использование порядка слов в предложении

7.3. Стилистическое использование разных типов сказуемого

7.4. Варианты грамматической координации подлежащего и сказуемого

7.5. Согласование определений и приложений

7.6. Стилистическая оценка вариантов управления

7.7. Стилистические особенности предложений с однородными членами

7.8. Стилистическое использование различных типов сложного предложения

7.9. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций

7.10. Синтаксические средства экспрессивной речи

Список условных сокращений

Ирина Борисовна Голуб

Упражнения по стилистике русского языка

Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие — 3-е изд., испр.

М.: Рольф, 2001. 240 с. 5000 экз.

Рецензенты: доктор философских наук проф. МГУ Н.Н. Кохтев; проф. М.А. Теленкова.

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации без письменного разрешения Правообладателя.

Учебное пособие

Предисловие

В пособии ставится цель закрепить теоретические знания по курсу стилистики, научить студентов стилистическому анализу текста, определению речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка, а также в звуковой организации речи. При этом особое внимание уделяется выработке навыков стилистической правки текста и литературному редактированию. Во многих упражнениях предлагается сопоставить неотредактированный и отредактированный варианты текстов, сравнить их разные редакции, проанализировать поучительные примеры авторедактирования писателей-классиков.

Многие упражнения дают возможность изучить различные стилистические приемы создания образности речи, усиления ее выразительности. Для наблюдений предлагаются классические образцы русской прозы, поэзии, публицистики. Ряд упражнений строится на критическом анализе текстов, свидетельствующих о низкой речевой культуре авторов, о небрежном их отношении к русскому языку, незнании его норм, неоправданном увлечении иноязычными словами, неологизмами, просторечием. Задания призваны выработать у филологов — будущих словесников и редакторов — нетерпимость к стилистическим недочетам в речи, профессиональные навыки исправления различных стилистических ошибок.

Автор несет ответственность за правильность цитируемых текстов.

1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

1.1. Смысловая точность речи

1.1.1. Поиск нужного слова

Упражнение 1. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. (Слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения.)

Катя Бурдина

Сима Сивкова

Даниил Медведев

5
1 Отношения России и Германии всегда играли важную роль в жизни обоих народов.
2 Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, привели к резонансу по всей стране.
3 В Таджикистане, как и в Афганистане, уделяют огромное внимаение встрече глав правительств.
4 Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича, занимала почетное положение при дворе.
5 Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре.
6 Особое внимание должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий.
7 Самое большое внимание уделялось акциям, связанным с 300-летием Петербурга.
8 Стабилизация зоны Севера имеет особое значение для Российской Федерации.
9 Авторы монографии уделяют пристальное внимание вопросам периодизации развития страны , носящим , лишь на первый взгляд , не столь важное значение.
10 Кустарная экономика играла большую роль в экономике страны.
11 Петр I придавал особое значение созданию флота.

Никита Блинов

Ксюша Моринова

Варвара Крытова

Крытова Варвара
~Задание 4~

Допустимые словосочетания:
•вечерняя серенада;
•травматическое повреждение;
•букинистическая книга.

1.Отношения России и Германии всегда ИГРАЛО ВАЖНУЮ РОЛЬ в жизни обоих народов.

2.Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, ИМЕЛИ РЕЗОНАНС по всей стране.

3.В Таджикистане уделяют ОГРОМНОЕ ВНИМАНИЕ встрече глав государств Азии.

4.Татьяна Михайловна,сестра царя Алексея Михайловича, занимала ПОЧЕТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ при дворе.

5.Пасхальным праздникам ПРИДАЁТСЯ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ в церковном календаре.

6.ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий.

7.БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАВАЛИ акциям,связанным с 300-летием Петербурга.

8.Стабилизация зоны севера ИГРАЕТ КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ для Российской Федерации.

9.Авторы монографии УДЕЛЯЮТ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ вопросам периодизации развития страны, носящим, лишь на первый взгляд, не столь важное значение.

10.Кустарная промышленность ИГРАЛА БОЛЬШУЮ РОЛЬ в экономике страны.

11.Пётр I придавал ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ созданию флота.

Анна Поликовская

Оля Светлова

Оля Глухова

Алина Чапурина

Экспонаты выставки, свободная вакансия, букинистическая книга.

Отношение России к Германии всегда играли важную роль в жизни обоих стран.
Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, произвели резонанс по всей стране.
В Таджикистане уделяется большое внимание встрече глав государств Азии.
Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича, занимала почетную должность при дворе.
Пасхальным праздникам отводится особое место в церковном календаре.
Особое место должно быть отведено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий.
Самое большое значение придавалось акциям, связанным с 300-летием Петербурга.
Стабилизация зоны севера играет ключевую роль для Российской Федерации.
Авторы монографии уделяют пристальное внимание вопросам периодизации развития страны, имеющим, лишь на первый взгляд, не столь важное значение.
Кустарная промышленность играла большую роль в экономике страны.
Петр I придавал особое значение созданию флота.

Алена Иванова

Нина Григорьян

Александр Половинкин

Мария Севрюгина

Владимир Денисов

Мария Кичигина

Задание 12. Укажите слова ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.

1. Милая, добрая, отзывчивая — так говорили о ней все. 2. Это свойство присуще всем писателям. 3. Строительство школы не должно останавливаться на мертвой точке. 4. Питательная маска увлажняет кожу. 5. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой другой организации, даже выше проблем государства. 6. Увеличился бюджет центра, что позволяет привлечь к соревнованию больше участников.

Задание 13. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

является одним из сложных пушкинских произведений. 9. У нее были большие глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству. 11. Необходимо реалистично оценить наши экономические шансы.

Задание 14. Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

2. Избыточные словосочетания: вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, народный фольклор.

II. 1. Допустимые словосочетания: монументальный памятник, габаритные размеры, демобилизация из армии.

2. Избыточные словосочетания: биография жизни, мизерные мелочи, коллега

по профессии, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив.

III. 1. Допустимые словосочетания: реальная действительность, период времени, мемориал памяти.

Избыточные словосочетания: необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, временной цейтнот.

Задание 15. Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова синонимы русского происхождения.

1. Абитуриент- человек, поступающий в вуз. (Выпускник).

Абориген- коренной житель страны. (Русский).

Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. (Привыкание).

Ажиотаж — искусственное привлечение внимания к чему-нибудь. (Волнение).

Кампания – совокупность военных операций. (Действие).

Контекст – законченная часть текста. (Абзац).

Кворум – число членов собрания. (Коллектив).

Меморандум – дипломатический документ со взглядом на вопрос. (Документ).

Регресс – движение назад. (Упадок).

Стереотип – копия типографского набора. (Набор).

2. Адекватный – вполне соответствующий. (Соответствующий).

Гипертрофированный – болезненное увеличение объема какого-нибудь органа. (Увеличенный).

Лояльный – держащийся в пределах законности. (Соблюдающий).

Одиозный – вызывающий отрицательное отношение к себе. (Неприятный).

Позитивный – основанный на фактах. (Положительная).

Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин. (Внезапный).

Тривиальный – пошлый. (Неоригинальный).

Утилитарный – узкопрактический. (Прикладной).

Фатальный – как бы предопределенный роком. (Загадочный, непонятный).

3. Альтруизм – бескорыстное действий. (Бескорыстие).

Апелляция – узнавание на основе прежних представлений. (Восприятие).

Апогей – наиболее удаленная от Земли точка орбиты. (Расцвет).

Имитировать – воспроизводить с возможной точностью. (Подражать).

Манкировать – небрежно отнестись к чему-либо. (Пренебрегать).

Приоритет – первое место в открытии. (Первенство).

Тарифицировать – определять тариф чего-либо. (Установить).

Филигранный – требующий особенного внимания к мелочам. (Тщательный).

Формальный – произведенный в принятом, законном порядке. (Бюрократический).

Эксцентричный – не имеющий общего центра. (Непропорциональность).

«Коварные» словосочетания ⇐ Помощь знатоков

В этом разделе можно поместить вопрос по русскому языку, вызвавший у вас трудности. Коллективный разум форума попробует вам помочь
Школьникам и студентам запрещено здесь размещать задания. Проходите в специальный раздел помощи

Модератор: Penguin

Здравствуйте, помогите мне пожалуйста, безграмотной, правильно выполнить задание?

Вы не в ту ветку форума обратились; есть специальный раздел «Помощь знатоков». Да и к стилистике Ваш вопрос отношения не имеет.
Ну да ладно.
вечерняя серенада, хронометраж времени, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен безусловно ошибочны — это всё пресловутое масло масляное.

экспонаты выставки тоже смахивает на тавтологию, но, наверное, можно придумать предложение, где такое словоупотребление будет уместным: «Экспонаты выставки Третьяковской галереи увезли обратно в Москву, а вот экспонаты нашего музея вернулись в запасники». Коряво, но.

для проформы нормально. Есть у Ожегова.

травматическое повреждение, судя по Яндексу, нормальный медицинский термин. Видимо, бывают еще какие-то типы повреждений, пусть медики помогут.

Читайте также:

      

  • Применение каучука в медицине сообщение
  •   

  • Сообщение на тему планетоходы
  •   

  • Сообщение 2789 оао ржд
  •   

  • Сообщение как улучшить психическое здоровье человека
  •   

  • Николо угрешский монастырь сообщение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Весьма странная ошибка captcha rust
  • Ветхая рухлядь лексическая ошибка
  • Весь цвет элиты лексическая ошибка
  • Ветеранов удостоили премией ошибки
  • Весы электронные штрих ошибка е2