1. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните употребление в словах букв н − нн, для чего обозначьте соответствующий суффикс и, если надо, корень.
1) Горы в окре(с, ст)ностях з..лива Ольги (не)высоки, но выр..же(н, нн)ы весьма резко и большею част(ъ, ь)ю состоят из серого гранита, кварцевого порфи́ра, песча(н, нн)ика, зелёной я́шмы… В окрес(?)ностях найде(н, нн)о много железных, медных и серебро−св..нцовых руд.
2) (В)доль берега моря и пара(л, лл)ельно ему тяну(тся, ться) рядами б..лота и дли(н, нн)ые озерки, отделё(н, нн)ые друг от друга песча(н, нн)ыми вала́ми. Чем ближе к берегу моря, тем валы́ эти св..жее и выр..же(н, нн)ы резче. По ним гряда́ми р..стут кустарниковая ольха с коротко−вол..систыми ветвями и слегка опушё(н, нн)ыми лист(ъ, ь)ями и берёзолистный та́воложник.
3) В тех местах, где деревья подверже(н, нн)ы вл..янию м..рских ветров, они (низко)рослы и имеют жалкий вид. Во всякой л..щинке, которая защ..ще(н, нн)а от ветра, разв..вается р..стительность более пышная, чем на склонах, обращё(н, нн)ых к морю.
(В. Арсеньев)
2. Выразительно прочитайте тексты и определите стиль и тип речи каждого из них.
3. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. С помощью ресурсов Интернета определите лексическое значение незнакомых вам слов, использованных в первом тексте. Какие из них являются терминами?
4. Во втором тексте найдите слово, произношение которого соответствует транскрипции [р’э́щ’ь].
5. Во втором тексте найдите наречие, образованное приставочно−суффиксальным способом.
6. Из первого предложения первого текста выпишите слово, образованное бессуффиксным способом, и выполните его морфологический разбор.
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 8 класс Разумовская. §5. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий . Упражнение №26
Решение
1−2.
Текст − описание научно−популярного стиля.
1) Горы в окрестностях (окрест) залива Ольги невысоки, но выражены (сл. слово; краткое причастие) весьма резко и большею частью состоят из серого гранита, кварцевого порфира, песчаника (сущ.), зелёной яшмы… В окрестностях (окрест) найдено (кр. прич.) много железных, медных и серебро−свинцовых руд.
2) Вдоль берега моря и параллельно (сл. слово) ему тянутся рядами болота и длинные (прил.) озерки, отделённые (полное страд. прич.) друг от друга песчаными (прил.) валами. Чем ближе к берегу моря, тем валы эти свежее и выражены (кр. прич.) резче. По ним грядами растут кустарниковая ольха с коротко−волосистыми ветвями и слегка опушёнными (полн. страд. прич., образованное от глагола сов. вида) листьями и берёзолистный таволожник.
3) В тех местах, где деревья подвержены (кр. прич.) влиянию морских ветров, они низкорослы и имеют жалкий вид. Во всякой лощинке (Сл. слово), которая защищена (защита; кр. прич.) от ветра, развивается (развитие) растительность (корень −раст−) более пышная, чем на склонах, обращённых (полн. страд. причастие, образованное от глагола сов. вида) к морю.
(В. Арсеньев)
3.
Вал − земляная насыпь.
Гряда − общее название вытянутых, относительно невысоких положительных форм рельефа.
Таволжник − травянистое растение.
Лощина − низменная долина с пологими склонами.
4.
[р’э́щ’ь] − резче;
5.
Слегка − легкий.
6.
Залив − существительное.
Н. ф. − залив;
Пост. − нарицательное, неодуш., муж. р., 2−е скл.
Непост.: род. п., ед. ч.
1. Прочитайте. Определите стиль и тип речи.
1) Горы в окре(с, ст)ностях залива Ольги невысоки, но выр..же(н, нн)ы весьма резко и большею частью состоят из серого гранита, кварцевого порфи́ра, песча(н, нн)ика, зелёной я́шмы… В окре(с, ст)ностях найде(н, нн)о много железных, медных и серебро-свинцовых руд.
2) Вдоль берега моря и пара(л, лл)ельно ему тянутся рядами болота и дли(н, нн)ые озерки, отделё(н, нн)ые друг от друга песча(н, нн)ыми вала́ми. Чем ближе к берегу моря, тем валы́ эти свежее и выраже(н, нн)ы резче. По ним гряда́ми р..стут кустарниковая ольха с коротко-волосистыми ветвями и слегка опушё(н, нн)ыми листьями и берёзолистный та́воложник.
3) В тех местах, где деревья подверже(н, нн)ы влиянию морских ветров, они низкорослы и имеют жалкий вид. Во всякой л..щинке, которая защ..ще(н, нн)а от ветра, разв..вается растительность более пышная, чем на склонах, обращё(н, нн)ых к морю.
(В. Арсеньев)
2. Спишите, соблюдая орфографические правила. Объясните употребление в словах букв н — нн, для чего обозначьте суффикс и, если надо, корень. Укажите часть речи.
3. Объясните правописание слов с пропущенными буквами в корне. Назовите, какие это виды орфограмм. К каждому виду орфограмм в корне подберите свои примеры.
4. Выпишите по одному прилагательному, причастию и наречию, проведите их морфологический разбор.
5. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику.
6. Во втором тексте найдите слово произношение которого соответствует транскрипции [р’э́щ’ь].
7. Во втором тексте найдите наречие, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Сведения современников о характере князя Ивана Долгорукого противоречивы и это не только противоречие точек зрения мемуаристов но и противоречивость характера самого князя Ивана Алексеевича.
2) Пушкин был физически крепок и вынослив обладал силой и хорошим здоровьем.
3) Холодно и ярко сияет над тяжёлыми тучами голубое небо и из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков.
4) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами длинные озерки и болота.
5) Лев Владимирович Щерба говорил неторопливо задумчиво смотрел не то на слушающих не то будто внутрь себя.
Спрятать пояснение
Пояснение (см. также Правило ниже).
Расставим знаки препинания. Подчеркнём поставленные запятые.
1) {Сведения современников о характере князя Ивана Долгорукого противоречивы}, и {это не только противоречие точек зрения мемуаристов, но и противоречивость характера самого князя Ивана Алексеевича}. ССП, второе осложнено однородными членами с союзом НЕ ТОЛЬКО НО И поставили две запятые
2) Пушкин был физически крепок и вынослив, обладал силой и хорошим здоровьем. Повторяющихся союзов И нет (разные ряды! ), поставили одну запятую между однородными сказуемыми
3) {Холодно и ярко сияет над тяжёлыми тучами голубое небо}, и {из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков}. ССП, с двумя основами поставим одну запятую
4) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами длинные озерки и болота. Разные ряды ОЧ в простом предложении, нет запятых
5) Лев Владимирович Щерба говорил неторопливо, задумчиво, смотрел не то на слушающих, не то будто внутрь себя. Три ряда однородных членов, два сказуемых, два обстоятельства, два дополнения. Поставили ТРИ запятых:
Ответ: 23|32.
Актуальность: Текущий учебный год
Правило: Задание 16. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами
Вопрос задан 09.07.2023 в 04:04.
Предмет Русский язык.
Спрашивает Гафиева Аделя.
.2) Мише почудился какой-то шорох за дверью.3) Вдоль берега моря тянулись болота.4) Надо вывести его на свежую воду.Помогитееее пожалуйста
Ответы на вопрос
Отвечает Горбаченко Артём.
Ответ:
4)Надо вывести его на свежую воду.
Отвечает Щедриков Виктор.
Лексическая ошибка содержится в следующем предложении:
2) Мише почудился какой-то шорох за дверью.
Вместо «почудился» должно быть «почудился» — верное написание.
Похожие вопросы
Ответов: 3
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 2
Топ вопросов за вчера в категории Русский язык
Ответов: 2
Ответов: 2
Ответов: 2
Ответов: 2
Ответов: 2
Последние заданные вопросы в категории Русский язык
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 2
Ответов: 1
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
а) Эксперт б) кухОнный в) ходАтайство г) закУпорить
2.Какие существительные правильно сочетаются со словом ПАРА в Р. п. мн. ч.
а) сапог, б) носок, в) ботинок, г) валенков
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) Первый экзамен прошел для меня особенно успешно.
Б) Я видел здесь ещё много неизвестных птиц.
В) И тут Ксения увидела седую старушку.
Г) Сегодня Костя был более угрюмее, чем всегда.
4. Укажите словосочетание, в котором слово КРЕПКИЙ употребить нельзя:
А) крепкая ткань Б) крепкие руки
В) крепкий ливень Г) крепкий орех
5. Укажите, в каком слове употреблена лексическая ошибка.
А) В гостиной что-то небольшое упало со стола.
Б) Мише почудился какой-то шорох за дверью.
В) Вдоль берега моря тянулись болота.
Г) Надо вывести его на свежую воду.
6. Определите тип речи:
Чёрный аист – лесной отшельник: немногие видели его в лесу, не любит он напоказ выставляться…Но чёрный аист не такой уж и чёрный. Брюхо, бока, надкрылья у него нежно-белые. Клювище красный, а длинные ноги алые. Чёрный он только в тени, а на солнце полыхает то зеленью, то синевой, а то и багрянцем. Аист важно вышагивает среди теней и бликов леса и, как драгоценный камень, всё время изменяется в цвете. (По Н. Сладкову)
А) описание Б) повествование В) рассуждение
7. Укажите стиль речи текста:
«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (Чехов А.)
А) художественный Б) научный В) деловой
8. Найдите соответствия:
а) неологизмы 1) балка, гутарить, курень
б) диалектизмы 2)брифинг, визажист, дресс-код
в) фразеологизмы 3) играть на нервах, висеть в воздухе, слово в слово
г) устаревшие слова 4) яства, шуйца, ветрило
9. Раскройте значение фразеологизмов:
1. Бить баклуши —
2. За тридевять земель —
3. Стреляный воробей —
4. Возносить до небес —
5. Даю голову на отсечение —
10. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Полученный текст запишите.
1) Она оказалась меньше всех.
2) Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.
3) На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.
4) Пятая планета была очень занятная.
помогите срочно