Нормы управления
-
Важное значение
для построения предложений имеет
правильный выбор падежа и предлога.
Иногда вместо беспредложных конструкций
неправильно употребляют предложные
сочетания: разъяснение
о допущенных ошибках
(вместо: разъяснение допущенных ошибок),
показатели
по использованию энергии
(вместо: показатели использования…),
оперировать
с точными фактами
(вместо: оперировать точными фактами)
и т.п. -
Некоторые предложные
сочетания, сравнительно недавно
образовавшиеся (так называемые новые
предлоги — в деле, по линии, в части, за
счет и др.), при неуместном их использовании
придают речи канцелярский характер: в
части удовлетворения запросов молодежи,
в деле
изучения литературных произведений
и т.п. -
При выборе предлога
следует учитывать присущие ему оттенки
значения. Так, для выражения
причинно-следственных отношений
употребляются синонимические предлоги
ввиду,
вследствие, в силу, в связи с, по причине,
благодаря
и др. Однако следует говорить ввиду
предстоящего отъезда,
а не вследствие
предстоящего отъезда
(отъезд еще не состоялся и последствий
пока не имеет); с другой стороны, нужно
сказать вследствие
прошедших дождей,
а не ввиду
прошедших дождей
(явление относится к прошлому).
Не потерял своего
лексического значения и предлог
благодаря.
Обычно он употребляется, когда речь
идет о причинах, вызывающих желательный
результат: благодаря
принятым мерам, благодаря помощи товарища
и т.п. Поэтому неудачными следует считать
обороты с этим предлогом в сочетании с
чем-то отрицательным: «Понесены
большие убытки благодаря пожару».
-
Предлоги
благодаря, согласно и вопреки
употребляются с дательным падежом
имени. -
Предлоги в
— на и их
антонимы из
— с могут
употребляться в синонимическом значении:
ехать в
поезде — на поезде, вернуться с кухни —
из кухни.-
предлог в,
употребляющийся для выражения
пространственных значений, обозначает
направление внутрь чего-нибудь (с
винительным падежом) или нахождение
внутри чего-нибудь (с предложным
падежом); -
предлог на
соответственно обозначает направление
на поверхность или нахождение на
поверхности; -
предлог из
имеет значение «изнутри», -
предлог с
— значение «с поверхности».
-
Ср.: в
столе, на столе, из стола, со стола.
Если речь идет о
какой-нибудь территории, которая
представляется ограниченным пространством,
то употребляется предлог в:
находится в поле; если же мысль об
ограничении отсутствует, то употребляется
предлог на: находится
на поле, во дворе (окруженное
забором или домами пространство) — на
дворе (вне
дома: на дворе сегодня холодно).
С названиями
городов, районов, областей, республик,
стран, государств употребляется предлог
в:
в Туле, в
Кировском районе, в Московской области,
в Узбекистане, в Индии
и т.д.
Сочетание на
Украине
возникло под влиянием украинского языка
(ср.: на
Полтавщине, на Черниговщине)
и поддерживается выражением на
окраине.
С названием гор
употребляется предлог на:
на Алтае, на
Кавказе
(имеется в виду горная местность без
резко очерченных границ). Но: в
Крыму (строго
ограниченная территория, включающая и
горы и степное пространство).
При названиях
предприятий употребляется предлог на:
на заводе,
на фабрике, на почте, на телеграфе.
При названиях
учебных заведений употребляется предлог
в:
в институте,
в училище, в школе;
при названиях частей учебного заведения
— предлог на:
на филологическом
факультете, на 3 курсе
(но: в аудитории,
в 3 классе —
под влиянием представления о закрытом
помещении для занятий).
При названии
зрелищных предприятий установилось
такое употребление: в
театре, в кино, в цирке, но: на концерте,
на опере, на представлении, на сеансе.
При названии
средств передвижения возможны варианты:
в поезде — на
поезде, в трамвае — на трамвае, в метро
— на метро
(более общее значение имеет предлог
на).
Для указания
обратного направления предлогу в
соответствует предлог из,
предлогу на
— предлог с:
поехали на
Украину — вернулись с Украины,
поехал в
Белоруссию — вернулся из Белоруссии.
-
После переходных
глаголов с отрицанием употребляется
как родительный, так и винительный
падеж: не
читал этой книги — не читал эту книгу.
Родительный
падеж обычно
употребляется в следующих случаях:
-
в предложениях
с усиленным отрицанием, которое
создается наличием частицы ни или
местоимением и наречием с этой частицей:
не люблю ни
чрезмерной жары, ни чрезмерного холода;
никогда никому не доверял своей тайны; -
при
разделительно-количественном значении
дополнения: не
приводил примеров, не знает дат, не
сделал вычислений, не понял многих
слов, не достал тетрадей, не принимает
мер; -
после глаголов
видеть,
слышать, думать, хотеть, чувствовать,
ждать и
т.п., обозначающих восприятие, желание,
ожидание и т.д.: не
слышал крика, не чувствовал желания,
не видел опасности, не ждал прихода; -
при словах,
выражающих отвлеченные понятия: не
теряет времени, не имеет желания, не
скрывает подозрений, не осуществляет
контроля, не объясняет правил, не уяснил
всей важности.
Винительный
падеж обычно
употребляется в следующих случаях:
-
для подчеркивания
конкретности объекта: не
прочитал книгу, которую ему рекомендовали; -
при одушевленных
существительных, при собственных
именах: не
любит свою дочь, не наказывала Петю; -
при постановке
дополнения перед глаголом (хотя это не
обязательно): эту
книгу я не возьму; -
для внесения
ясности, чтобы избежать совпадения
одинаково звучащих форм: не
читал эту газету
(форма газеты могла бы обозначать
множественное число); -
при двойном
отрицании: нельзя
не признать силу его доводов
(основной смысл высказывания — утверждение,
а не отрицание); -
при наличии наречий
со значением ограничения: едва
не потерял терпение, чуть не пропустил
урок; -
при наличии в
предложении слова, по смыслу относящегося
одновременно к сказуемому и дополнению:
не нахожу
эту книгу интересной; -
во фразеологических
оборотах: не
скалить зубы; -
если прямое
дополнение относится не непосредственно
к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву,
зависящему от глагола с отрицанием, то
чаще такое дополнение ставится в
винительном падеже: не
хотел читать эту книгу, не могу признать
его правоту; -
дополнение ставится
только в винительном падеже, если
имеющееся в предложении отрицание
стоит не при глаголе, а при другом слове:
не часто
слушаю музыку, не вполне усвоил урок; -
после глаголов с
приставкой недо-,
не имеющей значения отрицания, а
указывающей на выполнение действия
ниже нормы, дополнение обычно ставится
в винительном падеже: недовыполненный
план;
-
не следует смешивать
конструкции со словами, близкими по
значению, но требующими разного
управления: беспокоиться
о ком-нибудь — тревожиться за кого-нибудь;
упрекать в
чем-нибудь — порицать за что-нибудь;
отчитываться в чем-нибудь — сделать
отчет о чем-нибудь; обращать внимание
на что-нибудь — уделять внимание
чему-нибудь; удивляюсь чему-нибудь —
удивлен чем-нибудь; превосходство над
чем-нибудь — преимущество перед
чем-нибудь; уверенность в чем — вера во
что; -
некоторые глаголы
могут иметь дополнение в разных падежах
в зависимости от различных смысловых
или стилистических оттенков: бросить
камень
(значение объекта: бросить камень в
воду) — бросить
камнем
(значение орудия действия: бросить
камнем в собаку); жертвовать
что (конкретные
предметы: жертвовать деньги) — жертвовать
(чем) (отказываться в чьих-либо интересах:
жертвовать свободным временем); завязать
узел (на
вещах) — завязать
узлом
(например, галстук); знать
(что), говорить
(что), напомнить
(что), сообщить
(что) (в полном объеме, по существу) —
знать
(о чем), напомнить
(о чем), сообщить
(о чем) (в общем виде, поверхностно); -
Некоторые глаголы
имеют при себе одновременно два
дополнения, выбор нужного падежа зависит
от смысла:
-
обеспечить
(кого)/(что) (чем) значит «снабдить в
необходимых размерах»: обеспечить
школьников учебниками, обеспечить
промышленность рабочей силой; -
обеспечить
(кому)/(чему) (что) значит «гарантировать
что-либо, сделать что-нибудь несомненным»:
обеспечить
больному хороший уход, обеспечить
гражданам право на труд. -
Слово обязан в
значении «должен испытывать благодарность
за какую-либо услугу, признательность
за что-нибудь» обычно употребляется с
двумя падежами: дательным, указывающим
на адресат, и творительным, указывающим
на объект признательности, на ее причину:
Так этим
вымыслом я вам еще обязан? Своим спасением
я обязан случаю; Чему я обязан вашим
посещением?
-
Разница между
конструкциями выпить
воду — выпить воды, купить книги — купить
книг и т.п.
заключается в том, что родительный
падеж обозначает распространение
действия не на весь предмет, а лишь на
некоторую часть или количество его,
тогда как винительный падеж указывает,
что действие полностью переходит на
предмет. -
Разница между
конструкциями искать
место — искать места, просить деньги —
просить денег
и т.п. заключается в том, что первые
варианты указывают на определенный,
конкретный предмет (известное наперед
место, обусловленную сумму денег), а
вторые имеют общее значение (какое-либо
свободное место в аудитории, в зале, а
также в переносном смысле — «искать
работы»; неопределенное количество
денег). Ср.: требовать
вознаграждения — требовать свою зарплату. -
Следует избегать
конструкций с одинаковыми падежами,
зависящими одна от другой, так как это
затрудняет понимание смысла предложения.
Чаще всего наблюдается подобное
скопление форм родительного падежа:
Дом племянника
жены кучера брата доктора.
Нередко в этих
оборотах встречаются отглагольные
существительные на
—ение
и -ание:
Для решения
задачи ускорения подъема уровня знаний
студентов необходимо улучшить качество
лекций.
Исправить такие
предложения можно, упростив их, в
частности заменив отглагольное
существительное какой-нибудь другой
формой или оборотом: Чтобы
повысить знания студентов, необходимо
улучшить качество лекций.
-
Нельзя сочетать
в одном предложении родительный субъекта
и родительный объекта. Первый указывает
на производителя действия (выступление
докладчика, приезд делегации), второй
— на объект действия (чтение книги,
подбор иллюстраций). При исправлении
родительный субъекта обычно заменяется
творительным падежом: вместо:
Последовательное
изложение ученика материала урока надо
сказать: Последовательное изложение
учеником материала урока.
В отдельных случаях
может возникнуть неясность при
использовании даже одного родительного
падежа: Чтение
Маяковского оставляло неизгладимое
впечатление
(читал сам поэт или читались его стихи?).
При первом значении
можно сказать: Чтение Маяковским своих
произведений…; при втором значении:
Чтение стихов Маяковского…
-
При двух или
нескольких однородных членах ставится
общее управляемое слово только при
условии, если управляющие слова требуют
одинакового падежа и предлога: читать
и конспектировать книгу, выписать и
проверить цитаты
и т.п.
Неправильными
являются предложения, в которых общее
дополнение имеется при словах, требующих
разного управления, например: любить
и увлекаться поэзией (Любить что?
Увлекаться чем?).
Обычно такие
предложения можно исправить, добавляя
ко второму управляющему слову местоимение,
заменяющее дополнение-существительное
при первом слове: любить поэзию и
увлекаться ею.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1. Укажите предложение с
грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).
1) Вдруг в доме,
стоящем через улицу от меня, раздались
звуки органа.
2) В турнире участвовали
представители многих стран: Австрия,
Венгрия, Россия, Румыния.
3) Великие
дела совершаются без шума, они скромно
творятся в пользу человечества.
4)
Подвиг создает и накопляет добро, делает
жизнь лучше, развивает гуманность.
2.
Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
1) Найдя чужую вещь, следует
немедленно возвратить её хозяину.
2)
Мир русской культуры, благодаря её
восприимчивости, необычайно богат.
3)
В русский язык вошли и стали его частью
имена многих литературных героев.
4)
Через несколько дней после ссоры
Дубровский поймал крестьян Троекурова
в своих лесах, кравших дрова.
3.Укажите
предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
1)
Мне немало в жизни пришлось повидать
хороших людей и которые никогда не
отказывали в помощи.
2) Поняв проблемы
другого человека, помогите ему их
решить.
3) Преподаватели выслушали
студента и порадовались его академическим
знаниям.
4) Луи Пастер широко известен
своей борьбой с болезнью бешенства,
считавшейся неизлечимой.
4.Укажите
предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
1)
Все, затаив дыхание, слушали радиопередачу.
2)
Человек, задерганный бесчеловечным
ритмом современной жизни, огромным
потоком информации, отучается от общения
с миром природы.
3) В журнале «Новом
мире» впервые была опубликована повесть
А.И. Солженицына «Один день Ивана
Денисовича».
4) Наука может мгновенно
изменить и просветить вопросы
мироздания.
5.Укажите предложение
с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).
1) Просвещение
и культура всегда будут синонимами: как
в том, так и в другом наименовании
заключена готовность к беспредельному
познанию.
2) Твои советы — это не только
пустая трата времени, но и
дерзость
неслыханная!
3) Для человека,
привыкшего к чтению, оно становится
необходимейшей потребностью.
4) Задание,
выполняющееся нами, не вызывает особых
затруднений.
6. Укажите
предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
1)
Людей, занимающихся опасными видами
спорта, называют экстремалами.
2) Я
долго не мог отличить старшую сестру
от младшей.
3) Сажать и ухаживать за
цветами совсем не просто.
4) Я с невольным
восхищением наблюдаю за танцующими и
завидую грациозности их движений.
7.
Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
1)Всем понравилась повесть,
опубликованная в последнем номере
журнала и которая рассказывает о
неизвестных страницах войны.
2)
Боттичелли был учеником известного
живописца Филиппе Липпи, а также
флорентийского живописца и скульптора
Андреа Верроккио.
3) Своим спасением
я обязан случаю.
4) Школьники наблюдали
солнечное затмение.
8. Укажите
предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
1)
Писатель Я. Голованов в «Этюдах об
учёных» увлекательно рассказывает о
жизни многих известных людей.
2)
Организовать и руководить компьютерным
обучением дело не простое.
3) Жизнь,
отданная за родину, со временем становится
легендой.
4) Движение на дороге было
восстановлено благодаря умелым действиям
работников ГАИ.
9. Укажите
предложение без грамматической ошибки
(без нарушения синтаксической нормы).
1)
Ряд столов стояли в кабинете.
2) Никто,
даже отличники, не смогли решить
олимпиадные задания.
3) Мать с детьми
уехали в деревню.
4) Большинство ребят
согласились с учителем.
10.
Укажите предложение без грамматической
ошибки (без нарушения синтаксической
нормы).
1) Мало книг прочитаны тобой.
2)
Миллион рублей был передан детскому
дому.
3) Пять легкоатлетов прибежало
к финишу одновременно.
4) Тысяча бойцов
отправилось на фронт.
11. Укажите
предложение без грамматической ошибки
(без нарушения синтаксической нормы).
1)
Секретарь позвонила директору.
2)
Прошли сто лет.
3) Хирург Сергеева
прооперировала больного.
4) Два тополя
стояло у калитки.
1. Укажите предложение сграмматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).
1) Вдруг в доме,
стоящем через улицу от меня, раздались
звуки органа.
2) В турнире участвовали
представители многих стран: Австрия,
Венгрия, Россия, Румыния.
3) Великие
дела совершаются без шума, они скромно
творятся в пользу человечества.
4)
Подвиг создает и накопляет добро, делает
жизнь лучше, развивает гуманность.
2.
Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
1) Найдя чужую вещь, следует
немедленно возвратить её хозяину.
2)
Мир русской культуры, благодаря её
восприимчивости, необычайно богат.
3)
В русский язык вошли и стали его частью
имена многих литературных героев.
4)
Через несколько дней после ссоры
Дубровский поймал крестьян Троекурова
в своих лесах, кравших дрова.
3.Укажите
предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
1)
Мне немало в жизни пришлось повидать
хороших людей и которые никогда не
отказывали в помощи.
2) Поняв проблемы
другого человека, помогите ему их
решить.
3) Преподаватели выслушали
студента и порадовались его академическим
знаниям.
4) Луи Пастер широко известен
своей борьбой с болезнью бешенства,
считавшейся неизлечимой.
4.Укажите
предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
1)
Все, затаив дыхание, слушали радиопередачу.
2)
Человек, задерганный бесчеловечным
ритмом современной жизни, огромным
потоком информации, отучается от общения
с миром природы.
3) В журнале «Новом
мире» впервые была опубликована повесть
А.И. Солженицына «Один день Ивана
Денисовича».
4) Наука может мгновенно
изменить и просветить вопросы
мироздания.
5.Укажите предложение
с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).
1) Просвещение
и культура всегда будут синонимами: как
в том, так и в другом наименовании
заключена готовность к беспредельному
познанию.
2) Твои советы — это не только
пустая трата времени, но и
дерзость
неслыханная!
3) Для человека,
привыкшего к чтению, оно становится
необходимейшей потребностью.
4) Задание,
выполняющееся нами, не вызывает особых
затруднений.
6. Укажите
предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
1)
Людей, занимающихся опасными видами
спорта, называют экстремалами.
2) Я
долго не мог отличить старшую сестру
от младшей.
3) Сажать и ухаживать за
цветами совсем не просто.
4) Я с невольным
восхищением наблюдаю за танцующими и
завидую грациозности их движений.
7.
Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
1)Всем понравилась повесть,
опубликованная в последнем номере
журнала и которая рассказывает о
неизвестных страницах войны.
2)
Боттичелли был учеником известного
живописца Филиппе Липпи, а также
флорентийского живописца и скульптора
Андреа Верроккио.
3) Своим спасением
я обязан случаю.
4) Школьники наблюдали
солнечное затмение.
8. Укажите
предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
1)
Писатель Я. Голованов в «Этюдах об
учёных» увлекательно рассказывает о
жизни многих известных людей.
2)
Организовать и руководить компьютерным
обучением дело не простое.
3) Жизнь,
отданная за родину, со временем становится
легендой.
4) Движение на дороге было
восстановлено благодаря умелым действиям
работников ГАИ.
9. Укажите
предложение без грамматической ошибки
(без нарушения синтаксической нормы).
1)
Ряд столов стояли в кабинете.
2) Никто,
даже отличники, не смогли решить
олимпиадные задания.
3) Мать с детьми
уехали в деревню.
4) Большинство ребят
согласились с учителем.
10.
Укажите предложение без грамматической
ошибки (без нарушения синтаксической
нормы).
1) Мало книг прочитаны тобой.
2)
Миллион рублей был передан детскому
дому.
3) Пять легкоатлетов прибежало
к финишу одновременно.
4) Тысяча бойцов
отправилось на фронт.
11. Укажите
предложение без грамматической ошибки
(без нарушения синтаксической нормы).
1)
Секретарь позвонила директору.
2)
Прошли сто лет.
3) Хирург Сергеева
прооперировала больного.
4) Два тополя
стояло у калитки.
Синтаксические нормы А5
Инструкция
-
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
Писатель Я.Голованов в «Этюдах об ученых» увлекательно рассказывает о жизни многих известных людей
Организовать и руководить компьютерным обучением дело не простое.
Жизнь, отданная за родину, со временем становится легендой.
Движение на дороге было восстановлено благодаря умелым действиям работников ГАИ. -
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны.
Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а также флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
Своим спасением я обязан случаю.
Школьники наблюдали солнечное затмение. -
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
Людей, занимающихся опасными видами спорта, называют экстремалами.
Я долго не мог отличить старшую сестру от младшей.
Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто.
Я с невольным восхищением наблюдаю за танцующими и завидую грациозности их движений. -
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
Просвещение и культура всегда будут синонимами: как в том, так и в другом наименовании заключена готовность к беспредельному познанию.
Твои советы — это не только пустая трата времени, но и дерзость неслыханная!
Для человека, привыкшего к чтению, оно становится необходимейшей потребностью.
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. -
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
Все, затаив дыхание, слушали радиопередачу.
Человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, огромным потоком информации, отучается от общения с миром природы.
В журнале «Новом мире» впервые была опубликована повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Наука может мгновенно изменить и просветить вопросы мироздания. -
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
Мне немало в жизни пришлось повидать хороших людей и которые никогда не отказывали в помощи.
Поняв проблемы другого человека, помогите ему их решить.
Преподаватели выслушали студента и порадовались его академическим знаниям.
Луи Пастер широко известен своей борьбой с болезнью бешенства, считавшейся неизлечимой. -
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
Найдя чужую вещь, следует немедленно возвратить её хозяину.
Мир русской культуры, благодаря её восприимчивости, необычайно богат.
В русский язык вошли и стали его частью имена многих литературных героев.
Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. -
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
Вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа.
В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния.
Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества.
Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. -
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту
в общежитии.
Двадцатый век был веком предупреждения человечеству: оно пережило две страшные мировые войны и много локальных.
Наша высокая культура, терпимость, стремление к добрососедству, забота о семье вызывают уважение других наций.
Почувствовав счастье быть милосердным, человек вновь и вновь стремится его пережить заново. -
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
Одной из первых книг, некогда покорявших моё воображение и отнимавших у меня много ночей, была дешёвая лубочная книжка о рыцаре Гуаке.
Я помню запах страниц, старинный шрифт со старинными буквами, на первых порах мешавший мне бегло читать.
Я познакомился и подружился с соседом по парте.
Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.
Задание 7 ЕГЭ 2016
1.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А).Ошибка в построении |
1) Я написала своей |
Б). Нарушение в построении |
2) Большинство возражали |
В).Нарушение связи между |
3) Настоящий успех может |
Г).Нарушение норм |
4) В пьесе «Вишневом саде» |
Д). Неправильное |
5)Узкая дорожка была |
6) Поезд пришел согласно |
|
7) Тем, кто был постарше, |
|
Автор в этой статье |
|
9) Страна |
2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Неправильное |
1)Вечером мы сидим у |
Б) Нарушение связи между |
2) В комедии «Недоросле» |
В)Нарушение видовременной |
3) Проезжая на велосипеде |
Г) Неправильное построение |
4) Сразу по приезду в |
Д) Нарушение в построении |
5) Те, кто побывали на |
6) В журнале |
|
7)Из Ростова я вернулась |
|
8)Войдя в комнату, он |
|
9)Одним из российских обычаев, |
3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Неправильное построение |
1)На мое день рождения |
Б)Нарушение норм |
2) Автор сказал, что я не |
В) Нарушение в построении |
3)Отрываясь от книги, я |
Г) Нарушение в построении |
4) Проблемам языка, не раз |
Д) Неправильное построение |
5)О великой силе любви |
6) Получив начальное |
|
7)Описанные в книге |
|
Мечта живописца Н.М. |
|
9)Ваня твой – большой |
4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Ошибка в построении |
1) Метеоролог заявил, что я |
Б) Нарушение |
2) Для атласа «Тайн и |
В) Неправильное построение |
3) В книге описывается |
Г) Нарушение в построении |
4) Кажется, что облако |
Д) Нарушение в построении |
5) Я гляжу на фотографию, |
6) Достойны уважения те, |
|
7) Делегация направлялась к |
|
В прошлом веке немало |
|
9) Шекспир, Гоголь, |
5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Нарушение в построении |
1) Он вынул книгу и |
Б) Нарушение связи между |
2) Читая книгу, возникает |
В) Неправильное |
3)Первое время дети |
Г) Нарушение |
4) По окончанию производственной |
Д) Неправильное построение |
5) ПТУ объявило набор |
6) Мы заинтересовались |
|
7) Те, кто приближается в |
|
Стараясь убедить |
|
9)Она сидела за столом и |
6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Нарушение норм управления |
1)В комнату вошли Вера с |
Б)Ошибка в построении |
2)Врач не обнаружил |
В) Нарушение связи между |
3)Участковый указал на |
Г) Неправильное построение |
4)Все, кто пришел на |
Д) Неправильное |
5) Перед тем чтобы ехать, |
6) Первое время по |
|
7)Мы прилетели в Сингапур |
|
Редки и счастливы |
|
9) Осуждая своих |
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Нарушение в построении |
1)Эти факты говорят за |
Б) Неправильное построение |
2) Те, кто любят поэзию |
В) Нарушение норм управления |
3)Музей-квартира |
Г) Нарушение связи между |
4)В «Науке и жизни» |
Д) Нарушение в построении |
5)Через несколько дней |
6) Проблемы экономики и |
|
7)Все, кто знает |
|
Дима признался, что я сегодня |
|
9)Жизнь, отданная за |
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Ошибка в построении |
1)Преподаватели выслушали |
Б) Нарушение связи между |
2) Я не заметил, что |
В) Нарушение норм управления |
3)Журнал «Литературное |
Г) Нарушение в построении |
4)Два тополя стояло у |
Д ) Ошибка в построении |
5)Присутствующие на |
6)Хирург Иванова |
|
7) В картине Остроухова |
|
8)Движение на дороге было |
|
9)Существует множество |
9. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Ошибка в построении |
1) В поселке |
Б) Нарушение связи между |
2)Успех может быть |
В) Ошибка в построении |
3)По истории нам задано |
Г) Неправильное употребление |
4)Современные публицисты |
Д)Ошибочное образование |
5)Своим спасением я |
6)Одна из картин Левитана |
|
7)Я очень скучала по |
|
8)Если я не сдам |
|
9)Согласно приказу |
10. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Неправильное построение |
1)Никто, даже отличники, |
Б) Ошибка в построении |
2)Эта книга адресована не |
В) Нарушение связи между |
3)Учитель указал о том, |
Г) Нарушение норм управления |
4)Образ Петра появляется |
Д) Ошибка в построении |
5)Почувствовав счастье |
6)Школьники наблюдали |
|
7)Родители спросили меня, |
|
8)Миллион рублей был |
|
9)Я люблю футбол и |
11.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Неправильное построение |
1) П.И. |
Б) Ошибка в построении |
2) |
В) |
3) Нужно проявлять большую заботу к |
Г) Нарушение норм управления |
4) |
Д) Неправильное построение |
5)Окончив с отличием |
6) По окончанию |
|
7) Мать явно обижена |
|
8)Кижи прекрасны не |
|
9) Роман «Герой нашего |
12. Установите соответствие между предложениями и допущенными в
них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Нарушение в построении |
1) Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже. |
Б) Нарушение |
2) В |
В) Неправильное построение |
3) В «Руслане и Людмиле» |
Г) Неправильное построение |
4) Уезжая в |
Д) Ошибка в построении |
5) Когда наступил ноябрь, погода резко |
6) Родители заботятся и переживают |
|
7) В комнате стояли |
|
8)Размышляя о роли |
|
9) Луи Пастер широко |
13.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Нарушение |
1) |
Б) Нарушение связи между |
2)Те, кто прошел курс |
В) Ошибка в построении |
3) Задача |
Г) Нарушение норм управления |
4) Неоднократно |
Д) Неправильное построение |
5) Большой театр отправил его на пенсию, на |
6) Пролетев |
|
7) Бросая камни в воду, |
|
Замирает на мгновение |
|
9) Тысяча бойцов |
14.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Нарушение норм |
1) Я люблю свою Родину, что мы живём под |
Б) |
2) Красивое Тбилиси |
В)Нарушение видовременной |
3) Крик и рыдание слышалось из |
Г) Нарушение связи между |
4) Человек, задерганный |
Д) Ошибка в построении |
5) Молодой человек |
6)Когда медвежата |
|
7) Пять легкоатлетов |
|
8)Все пассажиры, |
|
9) Ввиду сильного |
15.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Нарушение в построении |
1) Оставшись одна, мама очень тоскует за нами. |
Б) |
2) Студент грустно |
В) Нарушение норм управления |
3) Экспонаты лучших региональных |
Г) Неправильное построение |
4) Мир русской культуры, |
Д) Неправильное построение |
5) |
6) Сразу по |
|
7) Согласно распоряжению |
|
Заметив беспомощно |
|
9) Газета «Колокол» |
16.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Нарушение |
1) Я с невольным |
Б) Нарушение в построении |
2) Он |
В) Ошибка в построении |
3) |
Г) |
4) Когда Пугачёв |
Д) Ошибка в построении |
5) |
6) На станции |
|
7) Андрей сравнивал свою жизнь со старым |
|
8)Работа удовлетворяет |
|
9)Наука может мгновенно |
17.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Нарушение норм |
1) |
Б) Ошибка в построении |
2)Розы в саду цвели все |
В) Ошибка в построении |
3)Из прочитанного мной |
Г) |
4) Готовясь к экзамену |
Д) Неправильное построение |
5) Благодаря комментариев Ю.Лотмана |
6) Снега было много в лесу, который лежал на |
|
7) Знакомясь с |
|
8)Маша – удивительная |
|
9) Радиослушатель |
18.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Нарушение связи между |
1) |
Б) Нарушение норм управления |
2) Отправитель просит |
В) |
3) .Хор исполнял песню «Калинку» |
Г) Ошибка в построении |
4) Дети редко прислушиваются и выполняют советы |
Д) Нарушение в построении |
5) Особое внимание |
6) На стене, освещенной |
|
7) |
|
8)Выпишите из текста не |
|
9) В журнале «Огонек» были |
19.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Нарушение норм управления |
1) |
Б) Нарушение |
2) |
В) Неправильное построение |
3) Следует уделять большое внимание на |
Г) Ошибка в построении |
4) К |
Д) |
5) Учитель был удостоен |
6) Я вижу, как |
|
7) Роман А.Фадеева |
|
Английский историк |
|
9)Отец еще долго скучал |
20.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) Неправильное построение |
1)Л.Леонов утверждал, что |
Б) Нарушение в построении |
2) Эта книга |
В) Нарушение норм управления |
3) |
Г) Ошибка в построении |
4) Мы остановились в |
Д) Нарушение связи между |
5) В |
6) |
|
7) Мы узнали, что те, кто |
|
Художник писал не |
|
9) Ученый подготовил |