Станцевать танец ошибка

Как правильно пишется слово «станцевать»

станцева́ть(ся)

станцева́ть(ся), -цу́ю(сь), -цу́ет(ся)

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: депорт — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «станцевать»

Предложения со словом «станцевать»

  • Однако без описания даже лучшие танцоры не смогут станцевать какой-то определённый танец, например самбу или вальс.
  • Похоже, палуба ещё сильнее заходила у неё под ногами, и, если бы бабушке захотелось станцевать перед вахтенным польку, ей бы вряд ли это удалось.
  • Станцевать чечётку – это был поступок, который оказался для мэра непривычным испытанием, и, конечно, тут не обошлось без робости.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «станцевать»

  • Наняла француженку, танцмейстера, учительницу музыки и целых полгода себя»обнатуривала», так что теперь и канкан может станцевать и на фортепианах побренчать, и»La chose»пропеть.
  • — Это карнавал, джентльмены, — повторил красный камзол. Он был в экстазе. — Нигде нет — только у нас, по случаю столетия основания города. Поняли? Девушка недурна. Давайте ее сюда, она споет и станцует. Бедняжка, как пылают ее глазенки! А что, вы не украли ее? Я вижу, что она намерена прокатиться.
  • Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «станцевать»

  • СТАНЦЕВА́ТЬ, —цу́ю, —цу́ешь; прич. страд. прош. станцо́ванный, —ван, -а, -о. Сов. к танцевать (в 1 и 2 знач.). (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СТАНЦЕВАТЬ

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

СТАНЦЕВА́ТЬ, —цу́ю, —цу́ешь; прич. страд. прош. станцо́ванный, —ван, -а, -о. Сов. к танцевать (в 1 и 2 знач.).

Все значения слова «станцевать»

  • Однако без описания даже лучшие танцоры не смогут станцевать какой-то определённый танец, например самбу или вальс.

  • Похоже, палуба ещё сильнее заходила у неё под ногами, и, если бы бабушке захотелось станцевать перед вахтенным польку, ей бы вряд ли это удалось.

  • Станцевать чечётку – это был поступок, который оказался для мэра непривычным испытанием, и, конечно, тут не обошлось без робости.

  • (все предложения)
  • танцевать
  • протанцевать
  • отплясать
  • отплясывать
  • потанцевать
  • (ещё синонимы…)
  • станцевать танец
  • станцевать для кого-либо
  • станцевать с кем-либо
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «станцевать»

ПЛЕОНАЗМ И ТАВТОЛОГИЯ

Е.Н. Геккина
старший научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН,
кандидат филологических наук

ПЛЕОНАЗМ (греч. – излишество).

1. Средство лексической выразительности, основанное на использовании в предложении или тексте близких по значению слов, создающих смысловую избыточность.

Плеоназм встречается в фольклоре: жили-были, грусть-тоска, путь-дороженька, море-окиян . Также это средство широко используется в художественной литературе, обычно с целью конкретизации деталей повествования или усиления эмоций, оценок: В самом деле, чрезвычайно странно! – сказал чиновник, – место совершенно гладкое, как будто бы только что выпеченный блин. Да, до невероятности ровное! (Н. Гоголь, «Нос»); Давешний страх опять охватил его всего, с ног до головы (Ф. Достоевский, «Преступление и наказание»); – Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас так долго. Я страстно хочу, я жажду вашего голоса. Говорите. (А. Чехов, «Ионыч»).

2. Разновидность лексической ошибки, связанной с нарушением норм лексической сочетаемости, когда в словосочетании или предложении употребляются излишние со смысловой точки зрения слова. Например, в предложении Они обеспечили ритмичную и бесперебойную работу предприятия определения выражают схожие значения; здесь достаточным является одно из них. Авторская надпись на обложке книги Посвящаю своему папе – Сергею Михайловичу плеонастична; достаточно Посвящаю папе…

Типичными примерами ненормативного плеоназма являются словосочетания, в которых значение одного слова повторяет значение другого: более важнее ( более излишне, поскольку важнее означает ‘более важный’), первая премьера (достаточно премьера – ‘первое представление спектакля, фильма или исполнение музыкального произведения’), атмосферный воздух (достаточно воздух – ‘смесь газов, образующая атмосферу Земли’), в конечном итоге (правильно в конечном счёте или достаточно в итоге ), возвратиться назад (глагол возвратиться указывает на движение назад, в обратном направлении), импортировать из-за рубежа (достаточно импортировать – ‘ввозить из-за границы’).

Некоторые плеонастические словосочетания закрепились в языке и не считаются ошибочными, например: спуститься вниз, подняться наверх, период времени, экспонат выставки (латинское exponatus означает ‘выставленный напоказ’), народная демократия ( демократия в переводе с греческого языка ‘власть народа’).

В художественной литературе и публицистике ненормативная лексическая избыточность может выступать средством речевой характеристики персонажей: – Вот вы смеетесь и зубки скалите, – сказал Вася, – а я действительно, Марья Васильевна, горячо вас обожаю и люблю (М. Зощенко, «Любовь»).

ТАВТОЛОГИЯ (греч. – то же самое и – слово) – разновидность плеоназма; употребление однокоренных слов в предложении или тексте.

Тавтология встречается в пословицах и поговорках: Дружба дружбой, а служба службой; Жизнь прожить – не поле перейти; Вольному воля ; во фразеологических оборотах: ходить ходуном, битком набит, есть поедом .

Экспрессивно окрашенные тавтологические сочетания характерны для фольклора: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; сиднем сидеть, горе горькое .

Намеренное использование однокоренных слов служит средством лексической выразительности в художественной литературе и публицистике: « Горьким смехом моим посмеюся » (Н. Гоголь); « Как ум умен, как дело дельно, // Как страшен страх, как тьма темна! // Как жизнь жива! Как смерть смертельна! // Как юность юная юна! » (З. Эзрохи), « Закон есть закон » (из газеты).

Тавтология представляет собой лексическую ошибку, если употребление однокоренных слов не оправдано стилистическими целями и носит случайный характер: воедино соединить, станцевать танец, по-спортивному относиться к спорту, подтвердить утверждение . Обычно о непреднамеренной тавтологии говорят так: масло масляное .

Плеоназм. Тавтология

ПЛЕОНАЗМ — употребление лишних слов, не добавляющих к сказанному нового смысла, т.е. дублирование смысла, а НЕ корней.
Например: «вернуться назад», «памятный сувенир», «прейскурант цен», «свободная вакансия», «другая альтернатива», «ностальгия по родине», «внутренний интерьер», «защитный иммунитет», «первая премьера», «народный фольклор», «упасть вниз», «предварительный анонс», «жестикулировать руками», «главный приоритет», «инкриминировать вину», «полное фиаско», «воспоминания о былом», «огромный мегаполис», «сам лично», «своими собственными ушами (глазами, руками)», «попытка покушения», «имеет место быть», «тяжелый сизфов труд», «путеводная нить Ариадны», «рабочий класс трудового народа», «истинная правда», «целиком и полностью», «народная демократия», «спускаться вниз», «подниматься вверх», » более лучшее положение», «полное право», «лично я», «моя автобиография», «объединенный союз», «сервисное обслуживание».

НО! В литературе и поэзии допускается наличие плеоназма. Вот как мы выкинем из сказок: путь-дорожка, жили-были, море-океан?

ТАВТОЛОГИЯ или ТОЖДЕСЛОВИЕ — употребление однокоренных слов (т.е. близких по значению), создающих смысловую избыточность.
1)Допускается в литературе: «дружба дружбой, а служба службой», «битком набит», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «сидит сиднем» «горе горькое», «смехом посмеются», загадывать загадки.
2) Тавтология — лексическая ошибка в обычной речи и публицистике. Например: «соединить воедино», «станцевать танец», «возобновляться заново», «масло масленное», «стол есть стол», «проливной ливень», «рассказчик рассказывал», «высочайшие вершины».

Тавтология и плеоназм — что это такое на примерах

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Хочу продолжить серию маленьких публикаций (заметок на полях), посвященных теме трактования довольно часто используемых на просторах рунета оборотов и «словечек». Чуть ранее мы заострили внимание на харизме, аннотации и дайждесте.

Сегодня хочу буквально пару слов сказать за тавтологию и плеоназм (вариант написания «тафтология» считается неправильным, хотя многие именно так это слово и произносят, делая его созвучным с «туфталогия», что в общем-то недалеко от истины).

Что же это такое? Какая крылатая фраза стала по сути синонимом тавтологии и почему чаще всего за это «ругают», а не «хвалят»? Чем плеоназм отличается от тавтологии? Или это одно и тоже? Все это, естественно, на примерах, ибо куда же без них.

Что такое тавтология и плеоназм?

Итак, сами по себе эти слова имеют однозначно греческие корни (точнее древне-греческие, когда эта страна была колыбелью философской мысли). Многих раздражает (и раздражало раньше), когда в речи собеседника присутствует множество «слов-паразитов» не несущих смысловой нагрузки, но сильно затягивающих и размывающих основную мысль (краткость, как известно, сестра таланта).

Так вот, ярким примером таких паразитических аномалий в нашей речи является плеоназм и одна из его вариаций — тавтология.

В переводе с древне-греческого слово плеоназм — это излишество (употребление ненужных для понимания слов или фраз), а тавтология — это повторение одного и того же (мысли, причины, описания) в одном предложении (по сути, это частный случай плеоназма).

Это то, что можно охарактеризовать термином — речевые излишества (ошибки). Они очень часто режут слух и засоряют нашу речь.

Подчеркну, что плеоназм представляет более емкое определение, ибо избыточность (излишество) в предложении может создаваться ведь не только употреблением похожих по смыслу слов, но и путем фраз, которые смело можно опустить. Примером такого плеоназма, который нельзя назвать тавтологией, могут служить такие вот фразы-пустышки:

  1. По направлению к дому ехала телега (можно убрать фразу «по направлению» и ничего по смыслу не изменится и не потеряется)
  2. Он рассказал мне о том, что. (фразу «о том» можно опустить без утери сути и лаконичости)
  3. Полезный навык (слово «полезный» тут лишние, ибо навык сам по себе подразумевает «полезное умение»)

Вроде бы пустяки, но это мусор, который засоряет наш мозг.

Но все же, под плеоназмами чаще всего подразумевают именно дублирование смыслов, т.е. чистой воды тавтологию. К тому же такие примеры намного ярче и производят больше впечатление, чем то, что уже было приведено выше.

Примеры тавтологии и плеоназма

Чаще всего такое безобразие происходит, когда употребляют однокоренные слова стоящие рядом. Это можно назвать «детской болезнью», ибо присуще чаще всего именно тем, кто только учится правильно и, что важно, четко формировать свои мысли.

Наверное, вы уже сталкивались с тем, что кто-то кому-то говорит, что это дескать «масло масляное». По сути, данная фраза уже стала сейчас синонимом слова «тавтология» и ее гораздо чаще употребляют, когда хотят указать человеку на выявленный в его речи очевидный недостаток, связанный с речевыми излишествами. «Ну, это же масло масляное!» — говорят в таких случаях.

Примерами «однокоренной» тавтологии могут служить фразы:

  1. старый старик
  2. заплатить плату
  3. высокая высота
  4. гость в гостях
  5. спросить вопрос
  6. белые белила
  7. проливной ливень
  8. писатель описывает
  9. рассказчик рассказал
  10. улыбнулся широкой улыбкой
  11. заработанная зарплата
  12. звенящий звонок
  13. закончить до конца
  14. добродушный добряк
  15. дымом дымится
  16. маленькие мелочи
  17. болел болезнью
  18. открытия открывать

Но есть примеры плеоназма (тавтологического толка, т.е. излишество за счет дублирования смыслов, а не за счет пустых фраз), когда используют не однокоренные слова, но очень близкие по смыслу:

  1. отрицательный недостаток
  2. горячий кипяток
  3. более лучшее
  4. очень прекрасно
  5. впервые познакомиться
  6. бесплатный подарок
  7. светловолосая блондинка
  8. мертвый труп

Ну, и еще примеры плеоназма без тавтологии (просто одно из слов лишнее, ибо по-другому просто быть не может и уточнять будет излишне):

  1. январь месяц
  2. минута времени
  3. затылок головы
  4. перспективы на будущее
  5. главный фаворит
  6. ностальгия по родине (что это такое?)
  7. промышленная индустрия
  8. моргать глазами

Примеры не раздражающей тавтологии п плеоназмов

Однако, есть примеры, когда явная тавтология совсем не раздражает:

  1. варить варенье
  2. начать сначала
  3. застегивать застежку
  4. угощать гостя
  5. закрыть крышкой
  6. облокотиться на локоть
  7. белое белье
  8. черные чернила
  9. приснилось во сне
  10. несоразмерность размера
  11. цветы расцветают
  12. отслужить службу
  13. битком набита
  14. сегодняшний день
  15. высочайшие вершины
  16. остановите на остановке
  17. делать дело
  18. шутки шутить
  19. петь песни
  20. тренировать у тренера
  21. работу работать
  22. красная краска (оба слова фразы имеют в своей основе корень «красивый»)

Так же можно много привести примеров, когда явные плеоназмы таковыми уже особо и не смотрятся из-за их частого и повседневного употребления:

  1. мимика лица
  2. спускаться вниз
  3. подниматься вверх
  4. другая альтернатива
  5. неприятный инцидент
  6. толпа людей
  7. сжатый кулак
  8. упал вниз
  9. идти пешком
  10. в конечном итоге
  11. лично я
  12. реальная действительность
  13. моя автобиография
  14. молодой парень
  15. полезный навык (навык — это само по себе «полезное умение»)

Объясняется последнее, скорее всего, просто силой привычки. Если вы эти фразы слышите с детства, употребляете их сами и все ваши окружающие, то замечания по поводу того, что это тавтология будут выглядеть просто напросто неуместными. Эти фразы уже не режут слух, как те, что употребляют по недоразумению.

Часто «тафто-фразы» приходят в нашу речь из пословиц и поговорок:

  1. сказка сказывается
  2. сидеть сиднем
  3. горе горькое
  4. ходить ходуном
  5. жизнь прожить
  6. есть поедом
  7. без вины виноватый
  8. вольному воля
  9. пропадать пропадом
  10. видать виды

Очень часто к устоявшимся (не разражающим) тавтологиям (плеоназмам) приводят употребления в одной фразе слов заимствованных из разных языков, но означающих почти одно и то же:

  1. выставочный экспонат (экспонат — это по определению «выставляемый предмет»)
  2. народная демократия (демократия — это и есть по определению «власть народа»)
  3. мемориальный памятник (мемориал — это и есть памятник по определению данного слова)
  4. впервые дебютировать
  5. свободная вакансия
  6. внутренний интерьер
  7. прейскурант цен
  8. госпитализировать в стационар
  9. памятные сувениры
  10. период времени
  11. полный аншлаг
  12. импортировать из-за рубежа
  13. первая премьера (первый дебют)
  14. народный фольклор

Кроме силы привычки, тавтология может использоваться для усиления эффекта. Об этом можно судить по большей части приведенных выше примеров. К ним еще можно добавить, например:

  1. крепко накрепко
  2. целиком и полностью
  3. истинная правда
  4. горе горькое
  5. яснее ясного
  6. суета сует
  7. полным полна
  8. всякая всячина
  9. нелепый абсурд

Как не допускать тавтологии и плеоназмов в своей речи? Побольше читать (или писать, как это делаю я 🙂 ). Тем самым вы неизбежно будете повышать свой словарный запас и формировать культуру речи. Все банально, но, к сожалению, в текущем 21 веке интернета не так то уж просто и осуществимо, ибо мы регулярно читаем лишь заголовки новостей и сообщения в соцсетях таких же как мы сами «книгочеев».

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (18)

Автор, спасибо за познавательную и интересную статью о русском языке, но из моих глаз капают кровавые слёзы.

«. хочу буквально пару слов сказать за «.

Неграмотное употребление предлога ЗА! Надо говорить так: «сказать О тавтологии и»!

Это сделано нарочито (использован украинизм).

«Или это одно и тоже?» то же!

Частица «дескать» выделяется запятыми.

Горячий кипяток — правомерно. Бывает и холодный кипяток: на «высочайшей вершине» вода закипает при температуре намного ниже 100 град.С 🙂

а Вы точно уверенны, что все данные примеры — это тавтология?

*застегивать застежку — есть застежки, которые не пуговицы/клёпки/карабины, а названия её я не знаю, то каким словом мне описать то, что хочу её застегнуть, а не расстегнуть?

*угощать гостя — «кормить гостя» звучит странно, а слово «потчевать» поди никто и не знает)а заменять «гостя» кучей слов как раз и будет плеоназмом.

*закрыть крышкой — крышкой можно прикрыть, накрыть и это разные действия,но по Вашему это будет опять однокоренной тавтологией. Можно пример предложения, где действие будет «закрывание крышкой», но по правильному?

*облокотиться на локоть — облокотиться можно на что угодно, а что тогда делать «на локоть»?

*белое белье — как тогда описывать белое, а не голубое белье? Перечислять простыни, наволочки и пододеяльники, когда можно написать одно слово?

*черные чернила — опять же, чернила могут быть разных цветов, т.к. чернила — красящая жидкость для писания, а не черная жидкость для писания и нет синил и краснил)

*остановите на остановке — а как по другому?

*петь песни — «мы за столом исполняли песни»? абсурд

*красная краска (оба слова фразы имеют в своей основе корень «красивый») — и как теперь говорить про красный цвет краски?

«полезный навык» — наверное все таки не подходящий пример. Навык катания на велосипеде в большинстве случаев будет полезным.

А навыки быстрого счета мух на потолке или кидания скомканых бумажек в корзину в другом конце комнаты наверное будут не совсем полезными. 🙂

Навык- это не умение. это раз.

Полезный навык- ничего в этом выражении предосудительного нет. Может быть полезным, может быть бесполезным. Все зависит от контекста употребления.

Спасибо за «науку»!

Не согласна с одним: «улыбнулся широкой улыбкой». На мой взгляд, это нельзя отнести к тавтологии, так человек мог улыбнуться сдержанной, иронично, грустно и т. п. улыбкой.

Светлана, тогда надо говорить «улыбнулся широко»

Спасибо, статья познавательная, хотя, соглашусь не во всем.

Так, облокотиться можно на что угодно, а вот на локоть — опереться!

Татю и Веронике:

облокотиться/опереться (чем?) локтем,

а не (на что?) на локоть.

Облокачиваются/опираются локтем на ДРУГОЙ предмет: стол, стенку.

К сожалению, грамотеи (в смысле специалисты в области грамматики, ничего личного) подходят к понятиям излишества (плеоназма) вообще и тавтологии в частности формально, без учёта конкретных особенностей смысла слов и комбинаций смыслов.

Некоторые Вы указали:

застегивать застежку (затыкать затычкой, т.е. специальным для затыкания предметом, возможно штатным, положенным по инструкции, где затычка — термин, обязательный к употреблению).

Белое бельё, красная краска и т.д.: однокоренные — не означает равнозначные по смыслу и употреблению.

Батон нарезной нарезанный (вынужденная тавтология, совершенно оправданная и абсолютно грамотная, поскольку это сочетание двух технических терминов, выбирать которые не приходится).

И уж совершенно не соглашусь с признанием тавтологией и плеоназмом термина «народная демократия».

Чем, по вашему мнению, являются слова:

бутсы, леггинсы, джинсы и т. п.

Двойное множественное число ? 😉

«выявленный в его речи очевидный недостаток, связанный с речевыми излишествами»

Присутствие тавтологии считается признаком неграмотного построения речи. Однако, не стоит забывать, что ее можно использовать и в качестве литературного приема для усиления эффекта от сказанного.

Русский язык — сплошная тавтология, если разобраться. В этом одномоментно сложность и прелесть языка. Если убрать все как может на первый взгляд показаться — «сорные» слова и фразы, то. Тогда русский язык уже не будет таким красивым и богатым. А превратится в аналог американского диалекта. Который вроде бы и является английским языком, но сильно упрощенным и испорченным. Поэтому — пускай все остается как есть!

Облокотиться = опереться на локоть, локти.

Всё остальное — просто опереться, прислониться.

Согласитесь, «облокотиться спиной к дереву» звучит не очень.

Здесь может быть другая крайность — убрав из речи все лишнее можно добиться такого немногословия, что с вами просто будет неинтересно разговаривать, так как в ответ будет только да и нет или вообще молчание.

источники:

http://proza.ru/2017/07/23/1049

http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/tavtologiya-chto-eto-takoe-primer.html

level image
Что означает этот символ?

Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.

  • Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.

  • Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.

  • Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.

  • Понимаю ответы любой длины и сложности.

modal image

Подпишитесь на Премиум и сможете воспроизводить аудио/видеоответы других пользователей.

Что такое «подарки»?

Show your appreciation in a way that likes and stamps can’t.

By sending a gift to someone, they will be more likely to answer your questions again!

If you post a question after sending a gift to someone, your question will be displayed in a special section on that person’s feed.

modal image

Устали искать? HiNative может помочь вам найти ответ, который вы ищете.

Мозговой штурм Укажите термин по его определению: это специальное или непредвиденное (следствие речевой небрежности) сочетание или повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. Приведите примеры, иллюстрирующие следующие речевые приёмы: 1)употребление однокоренных слов (например, в пословицах) 2) употребление форм слова 3) повторение смысла 4) повторение звуков  Приведите пример речевой небрежности (ошибки), приведшей к неоправданному повтору слов

Мозговой штурм

Укажите термин по его определению: это специальное или непредвиденное (следствие речевой небрежности) сочетание или повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.

Приведите примеры, иллюстрирующие следующие речевые приёмы:

1)употребление однокоренных слов (например, в пословицах)

2) употребление форм слова

3) повторение смысла

4) повторение звуков

 Приведите пример речевой небрежности (ошибки), приведшей к неоправданному повтору слов

Проверим Тавтология  1)употребление однокоренных слов: Время дорого вовремя. 2) употребление форм слова: Дружба дружбой, а служба службой. 3) повторение смысла: Он нас учил всерьёз, не в шутку. 4) повторение звуков: Широка моя Ока. Речевая небрежность (речевая ошибка): Надо танец станцевать …. Закат – это закатывание солнца.

Проверим

Тавтология

1)употребление однокоренных слов: Время дорого вовремя.

2) употребление форм слова: Дружба дружбой, а служба службой.

3) повторение смысла: Он нас учил всерьёз, не в шутку.

4) повторение звуков: Широка моя Ока.

Речевая небрежность (речевая ошибка): Надо танец станцевать …. Закат – это закатывание солнца.

2 1 3 1. Раздел науки о языке, который изучает строй связной речи. 2-3. Единица синтаксиса.

2

1

3

1. Раздел науки о языке, который изучает строй связной речи.

2-3. Единица синтаксиса.

П Р Е Д Л О С Ж И Е С Н Л И Т О Е А В К О С О И Ч С Е Т А Н И Е 1. Раздел науки о языке, который изучает строй связной речи. 2-3. Единица синтаксиса.

П

Р

Е

Д

Л

О

С

Ж

И

Е

С

Н

Л

И

Т

О

Е

А

В

К

О

С

О

И

Ч

С

Е

Т

А

Н

И

Е

1. Раздел науки о языке, который изучает строй связной речи.

2-3. Единица синтаксиса.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  как единица синтаксиса и его виды. Русский язык 8 класс

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ как единица синтаксиса и его виды.

Русский язык

8 класс

Составь кластер СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Стр. 35

Составь кластер

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Стр. 35

Словосочетание (со + чета - »2») ЗАВИСИМОЕ  СВЯЗЬ ГЛАВНОЕ Куда? СМЫСЛОВАЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ  СТУПАЙ К МОРЮ  ВОПРОС ПРЕДЛОГ ОКОНЧАНИЕ ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ  С Л С ОСНОВА (подлежащее + сказуемое ) Стал он кликать золотую рыбку . ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ Что ты, баба, белены объелась? во что?  ИГРАТЬ В ФУТБОЛ

Словосочетание (со + чета — »2»)

ЗАВИСИМОЕ

СВЯЗЬ

ГЛАВНОЕ

Куда?

СМЫСЛОВАЯ

ГРАММАТИЧЕСКАЯ

СТУПАЙ К МОРЮ

ВОПРОС

ПРЕДЛОГ

ОКОНЧАНИЕ

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

С Л С

ОСНОВА (подлежащее + сказуемое )

Стал он кликать золотую рыбку .

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

Что ты, баба, белены объелась?

во что?

ИГРАТЬ В ФУТБОЛ

Выполните упр. 54

Выполните упр. 54

Синтаксическая связь слов в словосочетании. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной.

Синтаксическая связь слов в словосочетании.

  • Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
  • Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной.

Способы подчинительной связи примыкание согласование зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонационно: Хотел сказать, Очень легко зависимое слово ставится в той же форме, что и главное: летнее солнце, моя родина, третий дом управление зависимое слово ставится в определённом падеже, какого требует главное слово: верить в успех, радоваться победе

Способы подчинительной связи

примыкание

согласование

зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонационно:

Хотел сказать, Очень легко

зависимое слово ставится в той же форме, что и главное: летнее солнце, моя родина, третий дом

управление

зависимое слово ставится в определённом падеже, какого требует главное слово:

верить в успех, радоваться победе

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПРИМЫКАНИЕ СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ Верные друзья Верных друзей Верными друзьями управлять с энтузиазмом стоять рядом падеж смысл В.п нар. вести машину ехавший на коне колесо телеги готов ко всему управляя компанией тихо говорить говорить улыбаясь цвета беж предложить войти Род,число, падеж дееприч. П.п прил . Р.п кр.прил счастливая жизнь первый урок мой приятель числ . инф. Д.п мест. Т.п

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

ПРИМЫКАНИЕ

СОГЛАСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Верные друзья

Верных друзей

Верными друзьями

управлять с энтузиазмом

стоять рядом

падеж

смысл

В.п

нар.

вести машину

ехавший на коне

колесо телеги

готов ко всему

управляя компанией

тихо говорить

говорить улыбаясь

цвета беж

предложить войти

Род,число, падеж

дееприч.

П.п

прил .

Р.п

кр.прил

счастливая жизнь

первый урок

мой приятель

числ .

инф.

Д.п

мест.

Т.п

Потренируемся ! Запишите словосочетания, группируя их по способам подчинительной связи.  Вл..дение речью, уча(?)ствовать в походе, из..бразить на картине, легко справиться, добросовес(?)ные тружен..ики, интел..игентные люди, уверен..ость в победе, непокол..бимая вера, рас..уждать последовательно, поступить рас(?)чётливо, жить играючи, пом..гать по-соседски, меткое выр..жение, вера в будущее, трудиться добросовес(?)но, рас(?)чётный счёт, рас(?)чётливость хозяина, современ(?)ое мировоз(?)рение.

Потренируемся !

  • Запишите словосочетания, группируя их по способам подчинительной связи.

Вл..дение речью, уча(?)ствовать в походе, из..бразить на картине, легко справиться, добросовес(?)ные тружен..ики, интел..игентные люди, уверен..ость в победе, непокол..бимая вера, рас..уждать последовательно, поступить рас(?)чётливо, жить играючи, пом..гать по-соседски, меткое выр..жение, вера в будущее, трудиться добросовес(?)но, рас(?)чётный счёт, рас(?)чётливость хозяина, современ(?)ое мировоз(?)рение.

Проверим свои знания! Согласование:  добросовестные труженики, интеллигентные люди, непоколебимая вера, меткое выражение, расчётный счёт, современное мировоззрение. Управление:  владение речью, участвовать в походе, изобразить на картине, уверенность в победе, вера в будущее, расчётливость хозяина. Примыкание : легко справиться, рассуждать последовательно, поступить расчётливо, трудиться добросовестно, жить играючи, помогать по-соседски,

Проверим свои знания!

Согласование: добросовестные труженики, интеллигентные люди, непоколебимая вера, меткое выражение, расчётный счёт, современное мировоззрение.

Управление: владение речью, участвовать в походе, изобразить на картине, уверенность в победе, вера в будущее, расчётливость хозяина.

Примыкание : легко справиться, рассуждать последовательно, поступить расчётливо, трудиться добросовестно, жить играючи, помогать по-соседски,

Тренировочные задания Составьте из данных слов подчинительные словосочетания и запишите их в форме именительного падежа.   (Открывающийся) перспективы; (наш) надежды; (оптимальный) р..шение; (первый) победа; (из..бр..зительный) искус(?)тво; (один) напр..вление, (вольнолюбивый) мечты; (стал..литейный) промышлен(?)ость.   Какой способ подчинительной связи вы использовали? Какую морфему целесообразно выделить в словах в подтверждение сделанного вами вывода?

Тренировочные задания

  • Составьте из данных слов подчинительные словосочетания и запишите их в форме именительного падежа.

(Открывающийся) перспективы; (наш) надежды; (оптимальный) р..шение; (первый) победа; (из..бр..зительный) искус(?)тво; (один) напр..вление, (вольнолюбивый) мечты; (стал..литейный) промышлен(?)ость.

  • Какой способ подчинительной связи вы использовали? Какую морфему целесообразно выделить в словах в подтверждение сделанного вами вывода?

Тренировочные задания Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.   Снега днём сл..пили глаза н..ст..рпимой б..лизной а ночью з..леновато г..рели.  (В.Солоухин.)   Выделите словосочетания, в которых слова соединены способом примыкания.

Тренировочные задания

  • Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.

Снега днём сл..пили глаза н..ст..рпимой б..лизной а ночью з..леновато г..рели.

(В.Солоухин.)

Выделите словосочетания, в которых слова соединены способом примыкания.

Внимание Задание ГИА

Внимание

  • Задание ГИА

Тренировочные задания С данными глаголами составьте подчинительные словосочетания. Запишите их, обозначив главное слово и ставя вопрос к зависимому. Укажите способ и средства подчинительной связи  Образец.  Думать о полёт е (управление) о чём?  Сост..влять, пр..глашать, рас(?)казывать, осв..тить (что?), посв..тить (чему?), вос(?)тановить, пр..под..вать. посв я тить посв я щение св я т посв е тить осв е тить св е т

Тренировочные задания

  • С данными глаголами составьте подчинительные словосочетания. Запишите их, обозначив главное слово и ставя вопрос к зависимому. Укажите способ и средства подчинительной связи

Образец. Думать о полёт е (управление)

о чём?

Сост..влять, пр..глашать, рас(?)казывать, осв..тить (что?), посв..тить (чему?), вос(?)тановить, пр..под..вать.

посв я тить

посв я щение

св я т

посв е тить

осв е тить

св е т

Урок закончен !

Урок закончен !

Домашнее задание П.9-11 + С. – УЧИТЬ Упр.64, 65

Домашнее задание

  • П.9-11 + С. – УЧИТЬ
  • Упр.64, 65

Поурочные разработки по русскому языку 10 класс — Н. В. Егорова 2017

Цели: развивать умения подмечать и исправлять случаи нарушения языковых норм, определять типы норм литературного языка; совершенствовать навыки работы с тестами, орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Беседа по тезисам, составленным учащимися по лекции учителя. Чтение и обсуждение определений понятия культура.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по теме «Нарушения языковых норм»

(Обсуждение примеров нарушения языковых норм (по наблюдениям учащихся).)

2. Практическое задание

— Исправьте речевые ошибки и распределите их по типам.

1) Отправьте поздравление с днём рождением Викторие Ильинишне. {Морфологические нормы. С днём рождения — неправильный выбор падежа, Виктории — ошибка в окончании при склонении существительного на -ия, Ильиничне — неоправданное уподобление написания произношению.)

2) Олимпиада в Сочи состоится в двухтысяча четырнадцатом году. {Морфологическая норма. В две тысячи четырнадцатом году — неправильное склонение порядкового числительного.)

3) Положьте подписанные договора в отдельную папку. (Морфологические нормы. Положите — ошибка в выборе формы повелительного наклонения глагола, договоры — неправильная форма множественного числа имени существительного.)

4) Кто мог предполагать о том, что финансирование строительства прекратится? (Синтаксическая норма. Кто мог предполагать, что финансирование строительства прекратится? Неоправданное употребление указательного слова в главном предложении.)

5) Внутренние интерьеры дворца восхищают даже знатоков. (Лексическая норма. Интерьеры дворца или внутреннее убранство дворца — плеоназм.)

6) Акакий Акакиевич получал маленькую зарплату. (Стилистическая норма. Акакий Акакиевич получал ничтожное жалованье. Смешение лексики разных исторических эпох.)

7) Хороший уход может облегчить положение больного. (Орфоэпическая норма. Облегчить — неправильное ударение.)

8) Только придя домой, им овладело чувство покоя. (Синтаксическая норма. Только придя домой, он почувствовал покой. Или: Только когда он пришёл домой, им овладело чувство покоя. Действия, выраженные глаголом- сказуемым и деепричастием, относятся к разным субъектам.)

9) В заглавной роли фильма «Ликвидация» выступил Владимир Машков. (Лексическая норма. В главной роли — смешение паронимов.)

10) Дети играли со спичками и устроили возгорание. (Стилистическая норма. Дети играли со спичками и устроили пожар. Неоправданное употребление слов иной стилевой окраски.)

3. Тест

Вариант 1

1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1) красИвее            

  2) зАняла

  3) призЫв              

  4) нАчал

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) шесть килограммов    

  2) более легче

  3) положи на полку      

  4) чихает и кашляет

3. Укажите пример без речевой избыточности (плеоназма или тавтологии).

  1) станцевать танец      

  2) белое бельё

  3) коллега по работе      

  4) памятный сувенир

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начиная ремонт, …

  1) …он продолжается бесконечно.

  2) …этот процесс может затянуться надолго.

  3) …комната должна быть освобождена от вещей.

  4) …подготовьте все материалы заранее.

5. Укажите предложение без речевых ошибок.

  1) В своей статье журналист отметил о том, что далеко не все проблемы решены.

  2) Разрешите предложить вам гораздо более лучшую модель.

  3) В вашей фирме есть свободные вакансии?

  4) Предупреждаю: те, кто опоздает, не будут допущены на экзамен.

Вариант 2

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1) звОнишь                    

  2) понялА

  3) облЕгчим

  4) стОляр

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) более высокий        

  2) трепещет на ветру

  3) ребёнок играется      

  4) лёгкий тюль

3. Укажите пример с речевой избыточностью (плеоназм или тавтология).

  1) детский педиатр                      

  2) тёмная ночь

  3) настольный теннис              

  4) задать вопрос

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выключая компьютер, …

  1) …съёмные диски были извлечены.

  2) …вилка осталась в розетке.

  3) …экран постепенно потух.

  4) …сохраните нужные файлы.

5. Укажите предложение без речевых ошибок.

  1) Кто уже пользуется или хочет приобрести телефон, зайдите на наш сайт.

  2) Надо сказать, я давно подозревал это, но молчал.

  3) В море живёт огромное количество животного мира.

4) Будьте внимательны и заботливы о своих родителях. (После выполнения теста все задания разбираются коллективно.)

Домашнее задание

Объяснить орфограммы, постановку знаков препинания; выполнить синтаксический разбор предложения. Написать сочинение-рассуждение по высказыванию А. Фергюсона (1723 — 1816), философа и историка, учителя А. Смита.

(Предложение записывается под диктовку на уроке.)

Шотландский философ отметил: «Путь от младенчества к зрелости проделывает не только каждый отдельный индивид, но и сам род человеческий, движущийся от дикости к цивилизации».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стандартные коды ошибок http
  • Стандартную ошибку среднего формула
  • Стандартную ошибку разности арифметических средних
  • Стандартное отклонение ошибок прогноза
  • Стандартную ошибку коэффициента корреляции