Способы исправления синтаксических ошибок

Режим переполоха

Один их наиболее
распространенных методов исправления
синтаксических ошибок носит название
режим переполоха. При появлении
недопустимого символа весь последующий
исходный текст, вплоть до соответствующего
ограничителя (например «;» илиend),
игнорируется. Ограничитель заканчивает
какую-то конструкцию языка, и элементы
удаляются из стека разбора до тех пор,
пока не встретится адрес возврата. Этот
элемент тоже удаляется из стека, а разбор
продолжается, начиная с адреса в таблице
разбора, содержащего следующий входной
символ. Такой метод довольно легко
реализуется, но имеет серьезный
недостаток: длинные последовательности
кода, соответствующие игнорируемым
символам, не анализируются.

Исключение
символов

Этот метод также
легко реализуется и не требует изменения
степени разбора. Когда считывается
недопустимый символ, и он сам, и все
последующие символы исключаются из
исходной строки до тех пор, пока не
встретится допустимый символ. Хотя при
таком методе могут исключаться длинные
последовательности, в отдельных случаях
он весьма эффективен. Например, в

c
:= d+
3; end,

где
«;» является недопустимой, исправление
ошибки – идеальное. Однако исключение
скобок обычно разрушает блочную структуру
и приводит к дальнейшим синтаксическим
ошибкам.

Включение
символов

Некоторые
синтаксические анализаторы имеют
наготове множество действительных
символов продолжения. В некоторых
случаях оправдано исправление программ
путем подстановки одного из таких
символов перед недопустимым символом,
который вызвал ошибку. Например,
последовательность

End begin

никогда
не будет допустимой. Однако включение
«;» между end begin позволит
анализатору продолжить работу.

Конечно, в таких
ситуациях может иметь место неправильная
подстановка, даже если анализатор
продолжит работу.

Правила для
ошибок

Одним из способов
исправления некоторых типов синтаксических
ошибок заключается в расширении
синтаксиса языка за счет включения в
него программ, содержащих типичные
ошибки. Это не значит, что ошибки пройдут
незамеченными, так как в грамматику
могут быть включены сообщения о них. Но
анализатор не будет считать такой вход
недопустимым и не потребует никаких
исправлений. Так можно обращаться,
например, с ошибками типа «;» перед end
или пропуск «;». Дополнительные
правила, включенные в грамматику, обычно
называютсяправилами для ошибок.
Они неизбежно приводят к увеличению
грамматики, и поэтому включать их следует
только для наиболее часто встречающихся
ошибок программирования. При этом надо
следить за тем, чтобы при включении этих
правил грамматика не стала неоднозначной.

10.6. Предупреждения

Наряду с сообщениями
о синтаксических ошибках анализатор
может выдавать предупреждения, когда
ему встретилась допустимая, но
маловероятная последовательность
символов, например

;
do

Еще
чаще такие ситуации возникают, когда в
таблице идентификаторов содержится
переменная, но ссылки в программе на
нее нет. Для выдачи сообщений о таких
ситуациях в грамматику вводятся действия,
идентифицирующие их.

Как правильно исправлять синтаксические ошибки в тексте

Исправление синтаксических ошибок — важная часть правописания и грамматики. Синтаксические ошибки могут снизить читабельность текста, затруднить понимание информации и вызвать замешательство, так что их исправление важно.
Чтобы убедиться, что ваш текст включает наименьшее количество возможных синтаксических ошибок, мы собрали несколько советов, которые могут помочь в этом.

Проверьте правильность использования знаков препинания

Знаки препинания помогают структурировать предложения и определить их смысл. Использование знаков препинания необходимо для создания правильного синтаксиса. Чтобы проверить, правильно ли вы используете знаки препинания, выполните следующие действия:

  • Убедитесь, что вы используете точки, запятые, двоеточия, восклицательные и вопросительные знаки в соответствии с логической структурой. Например, точки ставятся в конце предложения, запятые используются для выделения второстепенных членов предложения, а двоеточие часто разделяет введение и вывод.
  • Проверьте, не лишние ли знаки препинания у вас в тексте. Например, запятые могут использоваться в частях предложения, где их не нужно, что нарушает логику и связность текста.

Используйте союзы

Союзы также могут способствовать установлению правильной связи между различными элементами предложения и помогают — особенно в длинных перечислениях — сохранять связность текста. Некоторые союзы, которые можно использовать для упорядочения информации и связи между предложениями:

  • «И», чтобы связывать несколько идей, событий или действий.
  • «Но», чтобы ввести конкурирующую идею или аргумент.
  • «Также», чтобы выделить дополнительную информацию или идею.
  • «Если», чтобы указать на условия и связанные с ними последствия.
  • «Который», чтобы связать одно предложение с другим, введя дополнительное качественное свойство.

Не забывайте о временах глаголов

Время глагола имеет решающее значение для соответствия смысла предложения временной форме. Это может быть необходимо для правильной передачи информации в тексте.
Некоторые важные правила, касающиеся времен в предложении:

  • Инфинитив (без изменения глаголов) используется в некоторых конструкциях, чтобы уточнить действие или записать инструкцию.
  • Настоящее время используется для описания существующей ситуации, действия или общественного мнения.
  • Прошедшее время используется для описания прошлых событий или для указания на действие, которое произошло в прошлом.

Проводите редактуру

После того, как вы проверили правильность знаков препинания, использования союзов и времен, проведите подробный анализ своего текста, чтобы понять, в каких местах нужно вводить корректировки и исправления.
Не идите на компромисс в отношении правильности, и уделяйте достаточно времени редактированию, чтобы гарантировать, что ваш текст без ошибок.

Заключение

Правописание и грамматика обеспечивают логическую и связную структуру текстов. Синтаксические ошибки могут исказить информацию, вызвать затруднения в понимании текста и нанести вред авторской репутации. Поэтому следование правилам грамматики и проведение тщательной редактуры — одни из основных условий качественного написания текста.

Марина Юрьевна Булкина

ГБОУ СОШ №504

 с углубленным изучением английского языка

Санкт-Петербург

marina180274@yandex.ru

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК В ИЗЛОЖЕНИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье раскрывается методика предупреждения и исправления синтаксических ошибок, показана работа учителя и детей на уроке, даны фрагменты уроков.

[синтаксические ошибки, исправление, предупреждение, развитие речи]

Повышение речевой культуры учащихся — одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.

Без хорошо развитой речи  нет подлинных  успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи — процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное — в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

В стандартах второго поколения ставится задача формирования такого УУД, как произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Для решения этой задачи очень важно развивать синтаксический строй речи.

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.

Профессор Б.Н. Головин определял норму как функциональное свойство знаков языка: «Норма — это свойство функционирующей структуры языка, создаваемое применяющим его коллективом благодаря постоянно действующей потребности в лучшем взаимном понимании» [[1]].

Современными языковыми нормами на синтаксическом уровне допускается немало вариантных форм. Хотя все они с достаточной полнотой и последовательностью описаны в справочной литературе, тем не менее, в речевой практике возникает ряд трудностей при выборе нужной синтаксической конструкции.

Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. К семилетнему  возрасту  дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно, в частности, работать над предупреждением и исправлением речевых ошибок.

Под речевыми ошибками понимаются любые случаи отклонения от действующих языковых норм.

В исследовании мной проанализированы классификации речевых ошибок М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской, С. Н. Цейтлин, М. С. Соловейчик. Как мне кажется, классификация М. С. Соловейчик является более приемлемой для изучения письменных работ учащихся начальных классов.

Я изучала синтаксические ошибки.

Исследование проводилось в школе №504 Кировского района г. Санкт-Петербурга в 4-ых классах. Эти классы обучаются по программе «Школа 2100». Учащимся было предложено написать подробное изложение текстов «Лесная кормушка» и «Мушка» В. Чаплиной.

 Назовем наиболее типичные из них.

1. Нарушение границ предложения, выражающееся как в неоправданном парцеллировании, т. е. делении предложения на части (Сразу после школы Слава приходил в лес. Кормить птиц), так и в объединении нескольких предложений в одно без установления границ, например: Злая собака была готова укусить девочку как вдруг выскочила Мушка.

2. Неправильное построение  предложения с однородными членами (Как-то раз дети играли во дворе, вдруг из дома выскочила огромная, страшная, серая собака. И бросилась к детям.) Неоправданное деление предложения с однородными членами на простые предложения связано со слабым усвоением конструкций такого вида предложений.

3. Нарушение в глагольном управлении (Все смеялись над Людой и говорили что от этой собаки защиту не жди).

4. Нарушение согласования (Большое страшная собака смотрит с удивлением как маленькая собачка трясется от страха, стараясь защитить девочку). Причиной данной ошибки может быть незнание падежей имен существительных и незнание родовых окончаний имен прилагательных, а также неумение установить связь между словами.

5. Нарушение видо-временной соотнесенности глаголов (Собака хотела уже укусить Люду, но вылетает Мушка словно черный шарик и набрасывается на собаку). Здесь ученик ошибочно использует в одном сложном предложении глаголы разного вида (совершенный и несовершенный) и времени (будущее и настоящее).

 Рассмотрим виды синтаксических ошибок, встречающихся в работах детей реже, но также требующих внимания.

Одной из таких ошибок является неудачный порядок слов в предложении. Особенно это касается предложений с однородными членами или предложений, осложненных деепричастными оборотами. Например: Она бежала как маленький черный шарик пытаясь загородить маленькую девочку дрожа от страха. В данном предложении ученик заменяет глагол пыталась деепричастием. Это приводит  к тому, что в предложении используются два деепричастных оборота и второй деепричастный оборот, который должен относиться к глаголу пыталась, употребляется в конце предложения, тогда как в данном случае должен идти перед глаголом или перед деепричастием  пытаясь. Трудность представляет для учащихся и использование местоимений третьего лица в тексте. Типичной ошибкой является употребление местоимения, приводящее к двусмысленности. Например.

1. Собака уже была готова укусить девочку, но вдруг выскочила Мушка. Словно черный шарик она бросилась на большую злую собаку. Она растерялась что даже не тронула Мушку. Она смотрела с удивлением на эту собаку которая дрожа пыталась загородить упавшую девочку. Употребление местоимения «она» в третьем и четвертом предложениях приводит к двусмысленности высказывания, так как непонятно, к кому из героев относится местоимение «она» — к большой собаке или к  Мушке.

2. Все смеялись над Мушкой и говорили Люде, что от такой собаки защиты не жди. Как-то раз она играла с ребятами во дворе. Неудачное употребление местоимения «она» в данном контексте также приводит к двусмысленности, так как непонятно, о ком говорится в предложении – о Мушке или о Люде. Во втором предложении следовало вместо местоимения употребить слово «девочка». Встречались ошибки и на неправильное построение сложного предложения.

1. Все ребята смеялись над Людой что от такой собаки защиты не жди. Неправильное построение сложного предложения вызвано тем, что пропущена часть предложения — «и говорили».

2. Она кинулась на детей, а Люда упала. Учеником пропущена целая часть сложного предложения – «дети убежали». Это привело к отсутствию связи между частями сложного предложения.

А в данном предложении можно увидеть сразу три синтаксические ошибки: Собака так растерялась, что она стояла и смотрела на Мушку как она дрожит. Это:

1) неудачный порядок слов (Собака так растерялась, что остановилась и смотрела как дрожит Мушка);

2) употребление глаголов, не соотнесенных по виду: «растерялась» (совершенный вид) и «стояла» (несовершенный вид);

3) неправильное построение сложного предложения – ученик не проговорил перед записью это предложение и при записи допустил ошибку в конструкции предложения.

Данные констатирующего эксперимента позволяют определить основные направления в работе по предупреждению и исправлению синтаксических ошибок в изложениях.  В ходе обучающего эксперимента необходимо:

  • отбор текстов для изложений осуществлять с учетом имеющихся в них синтаксических конструкций;
  • в подготовительной работе к изложениям предусматривать специальные задания, предупреждающие синтаксические ошибки в трудных для учащихся конструкциях;
  • познакомить школьников со способами выявления и исправления синтаксических ошибок в тексте;
  • на уроках русского языка систематически включать задания синтаксического характера, направленные на исправление и предупреждение синтаксических ошибок.

Формирующий эксперимент проводился в 4 «Б» классе школы №504 Кировского района г. Санк-Петербурга с сентября 2009г. по февраль 2010г.

Для проведения формирующего эксперимента был разработан комплекс упражнений, направленный на предупреждение и исправление синтаксических ошибок в изложениях четвероклассников.

 Под комплексом понимается «совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое»[[2]].

В комплексе были использованы упражнения из учебника «Русский язык» для 4 класса [[3]] и справочное пособие по русскому языку [[4]].

 Основой комплекса упражнений также послужили ошибки, допущенные детьми в изложении в ходе констатирующего эксперимента. На каждом уроке русского языка детям предлагалось выполнять по одному упражнению. Ученики выполняли следующие типы упражнений:

  1. Упражнения на построение простых и сложных предложений.
  2. Упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и в построении словосочетаний.
  3. Упражнения на восстановление деформированных предложений и текстов.

В ходе экспериментального обучения данные виды упражнений чередовались.

Раскроем  работу по исправлению ошибок с разными типами заданий на уроках русского языка.

  1. Первый тип заданий – построение простых и сложных предложений.

Дети определяли границы предложений.

Ночью слона вели к больной девочке в белой попоне он важно шагал по самой середине улицы и покачивал головой вокруг него столпились люди но слон не обращал на них внимания он каждый день видел сотни людей в зверинце[5].

— Прочитайте. Можно ли сказать, что это текст? Почему? (Это текст, но в нем не поставлены знаки препинания, поэтому его трудно читать и понимать.)

— Какое задание нужно выполнить? (Расставить знаки препинания.)

— Для чего нужно определить границы предложений? (Чтобы был понятен смысл текста.)

— Расставьте знаки препинания. (Дети самостоятельно определяют границы предложений, после чего ведется коллективная проверка.)

— Прочитайте первое предложение. (Ночью слона вели к больной девочке в белой попоне.)

— Все ли верно в этом предложении? (Нет, так как не понятен смысл предложения. Получилось, что девочка была в белой попоне.)

— А кто был в белой попоне? (Слон.)

— Где тогда нужно поставить точку?  ( Ночью слона вели к больной девочке.)

— Теперь мы можем сказать, что это предложение выражает законченную мысль? (Да.)

— Теперь прочитайте второе предложение.

(Аналогично велась работа со всеми остальными предложениями.)

На этом же уроке проводилась работа по распространению предложений. Она  строилась следующим образом.

На доске записано предложение: Птицы вернулись.

—Какие птицы?

—Перелетные птицы вернулись.

—Откуда вернулись?

—Перелетные птицы вернулись из теплых стран.

—Куда вернулись?

—Перелетные птицы вернулись из теплых стран в родные места.

Упражнения подобного типа особенно полезны тем, что они подготавливают школьников к совершенствованию, редактированию собственных сочинений: учат детей дополнять, уточнять написанное.

II. Второй тип заданий — упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и в построении словосочетаний.

На доске записаны словосочетания:

● Ходят без польт

● Ждут каникулов

● У меня много делов

— Прочитайте первое словосочетание.

— Какое слово употреблено в нем неверно? (Польт.)

— Как нужно правильно сказать? (Пальто.)

— Почему? (Это несклоняемое существительное.)

— Запишите это словосочетание правильно.

— Во втором словосочетании найдите ошибку сами и исправьте ее.

— Прочитайте, что у вас получилось. (Ждут каникул.)

— Какое слово употреблено неверно в последнем словосочетании? (Делов.)

— Кто знает, как надо правильно сказать? (У меня много дел.)

— Запишите грамотно.

III.  Третий тип заданий — восстановление деформированного текста.

Из этих слов составь предложения.

На доске записаны слова:

1. Живёт, большого, белка, в дупле, дерева, рыженькая.

2. Гнёздышко, а, птичка, в его ветвях, свила, маленькая.

3. Целый, они, день, хлопочут.

4.Собирает, грибочки, белочка.

5. Червячков, а, птичка.

6. В, ночной, в, лесу, час, затихают, шум и возня.

7. Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.

1. Живёт, большого, белка, в дупле, дерева, рыженькая.

— Какое предложение получилось?

— В дупле большого дерева живет рыженькая белка.

Рыженькая белка живет в дупле большого дерева.

Живет в дупле большого дерева рыженькая белка.

-Прочитайте слова для следующего предложения. Какое же предложение запишем? Почему? ( Рыженькая белка живет в дупле большого дерева, потому что следующее предложение будет начинаться с местоимения его (дерева), поэтому первое предложение должно заканчиваться существительным дерево, чтобы был понятен смысл.)

2. Гнёздышко, а, птичка, в его ветвях, свила, маленькая.

— Какое будет второе предложение?

— А в его ветвях свила гнездышко маленькая птичка.

(Аналогичная работа проводится с остальными предложениями)

3. Целый, они, день, хлопочут.

4.Собирает, грибочки, белочка.

5. Червячков, а, птичка.

6. В, ночной, в, лесу, час, затихают, шум и возня.

7. Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.

•  Прочитай. Получился ли текст? Докажи. (Текст получился. Предложения в нем связаны по смыслу, его можно озаглавить.)

• Как связаны между собой предложения?

• Автор назвал этот текст «B лесу». Почему?

• Запиши сначала заголовок, а затем текст. Начни писать с красной строки.

Упражнения данного вида позволяют детям конструировать разные предложения, выбирая наиболее грамотное расположение слов с опорой на следующее предложение в тексте. Такая работа учит детей аргументировать свой выбор и тактично выслушивать точку зрения своего товарища.

Комплекс упражнений позволил детям быть более внимательными к конструированию предложений, избегая синтаксических ошибок.

При подготовке к написанию изложений велась работа по предупреждению синтаксических ошибок.

После написания изложений отводился отдельный урок на редактирование текстов,  где 10-15 минут уделялось коллективной работе над синтаксическими ошибками.

Во время такой работы отводилось достаточно времени для  самостоятельной  работе  учащихся, их умению тактично указывать на ошибку товарища и помогать ее исправлять. Во время такой работы дети развивают умение общаться, слушать, доказывать, а также развивается устная речь. Это одно из главных качеств человека, ведь умение общаться всегда ведет к сотрудничеству и пониманию. На таких уроках дети свободно общаются, дискутируют и приходят к единому мнению.

В ходе обучения изложению текста постоянно должна вестись подобного рода работа. Учащиеся проявляли большой интерес к выполнению заданий. Особенно нравилось детям находить ошибки в предложенных примерах и подбирать свои варианты ответов. Работа по исправлению ошибок повлияла положительно и на устную речь учащихся, они стали более внимательны к формулировке своих предложений и стали прислушиваться к речи других, корректно указывая на ошибку и исправляя ее. Иногда дети предлагали несколько вариантов ответов, тогда вместе с учителем выбирались наиболее удачные варианты и записывались в тетрадь. Большое внимание уделялось аргументированию своего ответа и объяснению, почему именно так считаешь. Если дети затруднялись объяснить, что неверно, то учитель подводил их к верному ответу с помощью вопросов.

Для эффективной работы по предупреждению и устранению синтаксических ошибок необходимо соблюдать следующие методические условия:

  1. Выявление типичных синтаксических ошибок, допускаемых в текстах.
  2. Систематическое проведение на уроках русского языка упражнений, направленных на предупреждение синтаксических ошибок.
  3. Целенаправленное обучение школьников приемам предупреждения и исправления синтаксических ошибок в тексте.
  4. Использование памятки для работы над ошибками в процессе редактирования текста.

Были использованы следующие приемы предупреждения синтаксических ошибок, позволившие получить высокие результаты: поиск предложений с различными знаками препинания, стилистический эксперимент (замена синтаксических конструкций).

Проблема определения, дифференциации, выявления и исправления синтаксических ошибок актуальна в начальной школе. Именно в этот период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Зная основные типы ошибок, умея определять их основные причины, можно разработать методику их исправления и предупреждения. Она складывается из следующих элементов:

— исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

— индивидуальная и групповая работа над отдельными ошибками: их обнаружение, уяснение и исправление;

— система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках грамматики и чтения, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допускаемыми учениками данного класса;

— языковые упражнения перед каждым изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;

— стилистические замечания, где это возможно, при изучении тем из курса грамматики;

— специальное обучение школьников самостоятельному редактированию (совершенствованию) собственного изложения.


[1] Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: 1980 — цит. по Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995, С. 47.

[2] Современный словарь иностранных слов. — М.: Рус. яз., 1993. — 704.

[3] Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Часть 1. Под науч. ред. акад. А.А. Леонтьева. Изд. 5-е. – М.: Баласс, 2006. – 144с, ил. (Серия «Свободный ум»).

[4] Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Уроки русского языка в 3 классе. – М.: Издательство «Аква»

[5] Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-хч. Часть 1. Под научн. ред. акад. А. А. Леонтьева. Изд. 5-е. – М.: Баласс, 2006. – 144с, ил. (Серия «Свободный ум»)

Время на чтение:
19 минут

Виды синтаксических ошибок в русском языке

Разновидности ошибок

Чтобы понимать, что представляют собой такие нарушения речи, важно видеть разницу. Существует несколько видов ошибок, которые отличаются в зависимости от неверных формулировок, неправильного использования времен глаголов, построения предложения в целом и много другого.

Нарушения структуры сочетания слов:

Нарушения структуры сочетания слов

  • неправильное использование правил согласования;
  • неверное применение способов синтаксического управления;
  • ошибки при выборе падежных окончаний;
  • немотивированное употребление предлогов;
  • использования предлогов там, где они неуместны;
  • пропуск зависимого члена в составной структуре.

Построение блоков с потерей смысловой нагрузки:

  1. Сказуемое и подлежащее не имеют логической связи.
  2. Составление незаконченных самостоятельных единиц текста.
  3. Построение предложений, где любая из частей может обладать господствующим значением (двузначность).
  4. Неправильное сопоставление времен глаголов.

Неверное формирование простых двусоставных структур:

Неверное формирование простых двусоставных структур

  1. Повторное указание подлежащего с помощью местоимения.
  2. Несогласованность местоимения и подлежащего во взаимосвязанных образованиях.
  3. Замена сказуемого на прилагательное.
  4. Отсутствие родовой и числительной связи между подлежащим и сказуемым.
  5. Некорректное использование нескольких местоимений, обозначающих подлежащее.
  6. Неверное употребление определений без их согласования.
  7. Неуместное применение большого количества определений обоих видов.
  8. Искажение формы обстоятельства при указании места действия.

Неправильное построение предложений с одним главным членом:

  1. Употребление двух главных членов в односоставной конструкции.
  2. Применение деепричастных словосочетаний в конструкции, описывающей независимое действие или обстоятельство.
  3. Ошибочное использование различных по свойствам классов речи в качестве однородных членов.
  4. Употребление разнородных определений как однородных частей предложения.
  5. Неверный выбор союзов для объединения однородных членов.
  6. Ошибочное образование взаимосвязи между главным и второстепенными членами.
  7. Отсутствие логической связи между подлежащим и сказуемым.
  8. Использование разнородных сказуемых как однородных частей.
  9. Разночтение падежных окончаний именных сказуемых.

Ошибки при образовании вводных слов и композиций:

  • использование вводной конструкции в качестве самостоятельного элемента;
  • некорректный подбор вводного слова;
  • применение вводных композиций, приводящих к возможности двойственного толкования.

Построение неверных конструкций с синтаксически самостоятельными членами:

Построение неверных конструкций

  1. Разрыв связи между причастием и словом, которое оно определяет.
  2. Объединение определения и причастной конструкции.
  3. Использование блока придаточного типа в качестве причастного оборота.
  4. Применение деепричастной конструкции как причастного оборота.
  5. Нарушение построения предложений с обстоятельствами, обладающими изолированными определениями, которые описываются с помощью деепричастия.

Ошибки при отображении прямой и косвенной речи:

  1. Совместное употребление прямой и авторской речи в одном образовании.
  2. Отсутствие вводной конструкции от автора при использовании прямой речи.
  3. Неуместное связывание своего и чужого повествования в одном блоке.
  4. Неверное формулирование при цитировании высказываний.

Неправильное формирование композиций с несколькими главными членами:

Неправильное формирование композиций с несколькими главными членами

  1. Смысловые несоответствия грамматического сочетания в сложносочинённых конструкциях.
  2. Вставка местоимений во вторую половину сложносочинённого блока.
  3. Неверный выбор соединительного союза для образования взаимосвязи между составляющими сложносочинённого блока.
  4. Неверный выбор противительного союза.
  5. Некорректное введение дополнительных и повторяющихся союзов.
  6. Немотивированное применение одинаковых союзов в одном предложении.
  7. Ошибочный подбор союза.

Неверное составление конструкций сложноподчинённого типа:

  • неправильное сочетание главной и зависимой частей;
  • увеличение объема из-за неоправданного количества подчиненных сегментов;
  • отсутствие указательного блока;
  • выделение зависимой части композиции в самостоятельную единицу текста;
  • вставка неуместного указательного оборота;
  • разрыв смыслового значения между заместительным союзом подчинённой части и определением в основной части;
  • неверное местоположение союзного слова в зависимом предложении;
  • неоправданное употребление нескольких зависимых конструкций одного типа.

Ошибочное составление сложных блоков без союзов и союзных слов:

Ошибочное составление сложных блоков без союзов и союзных слов

  1. Отсутствие взаимосвязи между отдельными частями бессоюзного образования сложного вида.
  2. Употребление частей сложной бессоюзной конструкции как самостоятельных единиц текста.
  3. Смешение союзных и бессоюзных способов образования сложных структур.

Неправильное формирование сложных блоков с применением связующих способов разного типа:

  1. Искаженная последовательность элементов сложной конструкции.
  2. Нарушение взаимосвязи составляющих сложного предложения из-за некорректной вставки местоимений.

Чтобы исключить из текста или речи ошибки такого рода, нужно знать и применять на практике установленные нормы и правила.

Способы исправления

Для того чтобы знать, как исправить синтаксическую ошибку, нужно провести тщательный анализ текста. Выявив смысловые провалы и логические несоответствия, можно приступать устранению несоответствий содержания грамматическим нормам русского языка.

Номера в списке исправления ошибок соответствуют порядку в перечне «Разновидности ошибок»

Список методов исправления ошибок:

Соблюдать грамматически верную расстановку слов

Применять только принципы образования бессоюзных конструкций

  1. Соблюдать грамматически верную расстановку слов во всех видах предложений.
  2. Построение структуры без нарушения ее границ, с логически верным внутренним содержанием.
  3. Формируя двусоставные единицы, правильно использовать местоимения, не заменять сказуемые прилагательными. Не нарушать связи между частями предложения. Применять определения без потери смысловой нагрузки. Корректно согласовывать сказуемое и подлежащее, учитывая число и род.
  4. Запрещается составлять односоставные композиции по типу двусоставных моделей и вставлять деепричастные словосочетания без указания лица действия.
  5. Нельзя использовать вводные слова и конструкции как самостоятельные части речи.
  6. Правильно составлять причастные блоки и следить за логической последовательностью их в предложении.
  7. Грамматически верно сочетать прямую и косвенную речь.
  8. Соблюдение смысловых связей между составляющими сложных структур. Правильное употребление союзов сложносочинённого типа.
  9. Следить за смысловой и грамматической взаимосвязью частей. Избегать ненужного увеличение объема и не использовать подчиненные составляющие как самостоятельные элементы текста.
  10. Применять только принципы образования бессоюзных конструкций и воздерживаться от потери смысловой связи между сегментами.

Кроме того, нельзя допускать нарушение логической последовательности частей при образовании сложных элементов текста.

Примеры допущенных погрешностей

Наглядные модели предложений, содержащих синтаксические нарушения, помогают более глубоко понять правила русского языка и не позволяют допустить погрешность.

Синтаксические ошибки, примеры:

Примеры допущенных погрешностей

  1. Типичное нарушение структуры сочетания слов: Прошедшее зимой он гулял по берегу озера.
  2. Нарушение смысловой структуры: Снегопад уже начиналась, когда туристы возвращались в лагерь.
  3. Неверный порядок следования частей простого двусоставного образования: Облака, собравшиеся в грозовую тучу, они готовы разразиться дождем.
  4. Неправильное построение односоставного образования: Лес нам понравился, потому что в нем интересно, красивый и загадочный.
  5. Неверная постановка вводного слова: Люди с нетерпением поглядывали на часы, наверное, из-за поворота появится автобус.
  6. Ошибочный состав конструкции с синтаксически самостоятельными членами: Ребенку вручили подарки: он распечатал, красиво упакованные.
  7. Ошибки при отображении речевых выражений прямого и косвенного порядка: После остановки проводник крикнул: «Все пассажиры, на выход и первым покинул троллейбус».
  8. Неправильно сформированная композиция с несколькими главными членами: Ее собака любила играть с резиновым мячом, но она убежала.
  9. Неверное образование сложноподчинённой композиции: Они всё-таки смогут купаться, потому что дети должны уметь плавать.
  10. Отсутствие единообразия составляющих сложной бессоюзной структуры и неправильная расстановка знаков препинания: На фестивале показано интересное, представление играют актеры.
  11. Отсутствие правильной последовательности при формировании сложного образования: Ветер еще дует, но уже не так сильно, поэтому остается надежда, что рыбаки выживут, небо проясняется.

Виды синтаксических ошибок и способы их исправления можно изучить более подробно по многочисленным таблицам, широко представленным в специализированной литературе, а также пройти пробное задание.

Тест для закрепления материала

  1. 1
    В каком предложении нет грамматической ошибки:

    • Нужно при выходе из автобуса оплатить за проезд
    • Согласно приказу директора учащиеся прошли флюорографию
    • Двое девушек собирали цветы на лугу
  2. 2
    В каком предложении нет грамматической ошибки:

    • Поезд пришёл согласно расписанию.
    • Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
    • Он в своих высказываниях недалек к истине.
  3. 3
    В каком предложении нет грамматической ошибки:

    • Летом я поеду до дедушки в деревню.
    • Вопреки прогнозам метеорологов пошёл дождь.
    • С Ростова я вернулась поздним вечером.
  4. 4
    Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:

    • Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали читать классику.
    • Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает.
    • Бабушка любила единственного внука и переживала за него.
  5. 5
    Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):

    • Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев И. С. Тургенева.
    • Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поёт.
    • Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление.

Доска почета

Чтобы сюда попасть — пройдите тест

Все тесты

  • Биология
  • Фонетический разбор
  • Химия
  • Сочинения
  • Философия
  • Мифология
  • Некрасов Н.А.
  • Читательский дневник
  • Анализ стихотворений
  • Бунин И.А
  • Чехов А.П.
  • Достоевский Ф. М.
  • Горький М.
  • Салтыков-Щедрин М.Е
  • Пушкин А.С
  • Обществознание
  • Естествознание
  • Орфография
  • Физкультура
  • Математика
  • География
  • Физика
  • Геометрия
  • Биографии
  • Правоведение
  • Краткие содержания
  • Литература
  • Пунктуация
  • Русский язык
  • История
  • Помощь студенту
  • Экономика

  • Тест на тему
    Как происходит процесс размножения птиц
    5 вопросов


  • Тест на тему
    Семейство розоцветные — характеристика, признаки и примеры
    5 вопросов


  • Тест на тему
    Характеристика пищеварительной системы рыб
    5 вопросов


  • Тест на тему
    Биогенетический закон Геккеля-Мюллера
    5 вопросов


  • Тест на тему
    Что такое хвощи и плавуны?
    5 вопросов


  • Тест на тему
    Тест: Что такое микроэволюция и макроэволюция?
    5 вопросов


  • Тест на тему
    Тест: Что вы знаете о цикле Кребса?
    5 вопросов

Читайте также

Надпись: Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Московской области
«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




Тема: «Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. 
Ошибки и способы их исправления»
Дисциплина: «Русский язык и культура речи»
Специальность: «Фармация»
II  курс







                                                                                                     Составитель: 
                                                                                                     преподаватель  
О.И. Филиппова 









г. Орехово-Зуево
2013 год
 

Тема: «Синтаксис.
Употребление в речи синтаксических конструкций.

Ошибки
и способы их исправления»

Цель занятия: после изучения темы студент должен:

Знать:

         
основные единицы
синтаксиса;

         
основные типы синтаксических
и синтаксисо-стилистических норм русского литературного языка;

         
причины вариантности в
управлении и согласовании;

         
причины возникновения
синтаксических и синтаксисо-стилистических ошибок и способы их устранения.

Уметь:

         
строить свою речь в соответствии
с синтаксическими и синтаксисо-стилистическими нормами устной и письменной речи
русского литературного языка:

ü соблюдать правила согласования и управления в
словосочетаниях и предложениях;

ü употреблять синонимические конструкции для выражения
основных смысловых отношений;

ü учитывать в устной и письменной   речи стилистическую
окраску синтаксических средств;

ü правильно строить предложения с однородными и
обособленными членами;

ü правильно строить сложные предложения.

         
распознавать и исправлять
ошибки и неточности в своей устной и письменной речи в соответствии с
синтаксическими и синтаксисо-стилистическими нормами устной и письменной речи
русского литературного языка.

Продолжительность занятия: 2 занятия по 45 мин. (90 мин.).

Вид занятия: практическое

Литература:

         
Л.А.Введенская,
М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003
г., стр. 163 –187;

         
Л.А.Введенская, «Культура
речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», стр. 375 – 410.

         
Греков В.Ф. «Русский
язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 31 – 35.

Дополнительная:

         
А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова,
«Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г.,
стр. 121 – 164.

План занятия.

I.   Организационный
момент                                                                                                —
3 мин.

II. Проверка исходных знаний        

Рубежное тестирование                                                                                                          —
10 мин.

III. Сообщение преподавателя                                                                              
                     — 15 мин.

IY. Самостоятельная работа учащихся 

с теоретическим материалом                                                                                   — 
20 мин.

Y Выполнение практических
заданий                                                                               

    с последующей коллективной
проверкой                                                                          
— 30 мин.

YI. Итоговая проверка. Текущее тестирование                                                               
— 10 мин.

YII. Подведение итогов занятия. Домашнее
задание                                                          — 2 мин.

Методические указания  для работы на занятии и
выполнения самостоятельной работы.

I. Организационный момент. 

1. Проверьте свою
готовность к занятию: внешний вид (наличие халата), тетради для   
теоретического материала и  практических заданий.  

2. Откройте тетради
для теоретического материала, запишите тему занятия.

    Ознакомьтесь с
актуальностью данной темы.

II. Проверка
исходных знаний по теме.

Рубежное тестирование.

Выполните задание
теста (Приложение 1) и сдайте на проверку преподавателю.

III. Формирование новых знаний.

Самостоятельная
работа с теоретическим материалом (Приложение 2).

Прочитайте
материал, представленный в блоке информации, законспектируйте основные
положения в форме плана.

III. Выполнение
практических заданий с последующей взаимопроверкой проверкой.

Откройте
практическую часть (Приложение 3) и выполните задания №
__________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

III. Итоговая проверка.

Выполните задание
текущего теста (Приложение 4). Сдайте на проверку преподавателю.

Домашнее
задание:

Выучите
теоретический материал (конспект). Ознакомьтесь с изученным материалом в
учебной литературе.

Приложение 1

РУБЕЖНЫЙ ТЕСТ

(морфологические нормы)

Укажите номера
примеров, где допущена ошибка в образовании форм слова

1.     
1) выше

2)
сто граммов

3)
согласно их распоряжению

4)
весело рассмеялися

2.     
1) сожгете улики

2)
восемь килограммов

3)
лекторы

4)
в ста пятидесяти шести случаях

3.     
1) без басней

2)
высочайший

3)
замечательные доктора

4)
до сорока градусов

4.     
1) около шестисот метров

2)
взять у княгиней

3)
с краю

4)
нет чулок

5.     
1) обеих подружек

2)
более выше

3)
в две тысячи третьем году

4)
урожай апельсинов

6.     
1) её шляпа

2)
с шестидесятью рублями

3)
начались праздники

4)
двести метров

Приложение 2

БЛОК ИНФОРМАЦИИ

Синтаксис. Синтаксические нормы русского языка.

Синтаксис (от греч. Syntaxis – сцепление,
соединение)
– это раздел науки о зыке, изучающий
законы организации связной речи, способы соединен слов в процессе коммуникации.

Основные единицы
синтаксиса – предложение и словосочетание.

Словосочетание не
имеет самостоятельного коммуникативного значения; оно является частью
предложения и занимает в синтаксисе подчиненное место.

Предложение
обладает грамматическим значением.

Для
иллюстрации пример академика Л.В.Щербы, который сконструировал такое
предложение:
Глокая куздра
штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

Русский человек
понимает грамматическую структуру этого текста: ясно, что глокая – это
прилагательное, связанное с сущ куздра в ж. р. и И.п.

Грамматическая
основа предложения (подлежащее и сказуемое) тоже легко выделяется. Мы даже
можем выделить однородные сказуемые.

Синтаксические
нормы/ошибки.

1)     
Порядок слов в предложении

Велосипед разбил трамвай.

Сразу ли вы
поняли смысл этого предложения? Необходимо некоторое усилие мысли, чтобы
понять, что виновником аварии был не велосипед, а трамвай, велосипед же
оказался в роли «пострадавшего».

В русском языке
порядок слов (порядок членов предложения)  относительно свободный: не
существует строго закрепленного место за тем или иным главным или
второстепенным членом предложения.

Однако существует
принятый, чаще встречаемый порядок следования членов предложения – прямой порядок
и отступления от него – обратный порядок (инверсия).

ПРЯМОЙ: Большая туча медленно закрывает лучи солнца.
(согласованное определение перед определяемым сущ) – подлежащее  –
обстоятельство образа действия предшествует сказуемому– сказуемое (после
подлежащего) – дополнение (следует за сказуемым) – несогласованное определение
(после определяемого сущ).

Чтобы речь не
была уныло однообразной писатели используют обратный порядок слов в
предложении.

ИНВЕРСИЯ (обратный):

Пример: Чтобы подчеркнуть действие, обозначаемое сказуемым, или выражаемый им
признак,  нередко сказуемое ставят перед подлежащим.

Кончились мои неприятности (А.Куприн); Хороши зимние вечера
(М.Макаренко); Дня через четыре приезжает. Азамат в крепость (М.Ю.Лермонтов).

Для усиления выразительности
речи инверсия может касаться и второстепенных членов предложения (последний
пример).

Вывод: Расположение слов в предложении зависит от того, какую цель мы ставим
перед собой, создавая данное предложение.

Таким образом, в
предложении выделяются две части (актуальное членение):

1-я основа высказывания (тема): это то, что нам
известно из предшествующего текста или из самой обстановки речи.

2-я – ядро высказывания (рема): это то, что
сообщается нового, то, ради чего строится само предложение.

Нарушение
порядка слов

Мы не только
получили учебник, но и сборник упражнений.

          Здесь мы имеет дело с нарушением порядка слов при двойном союзе «не
только, но и». Правильно будет: Мы получили не только учебник, но и сборник
упражнений.

2)     
Согласование сказуемого

1.  В кружке занима…тся пять учеников.

-ет или –ют? Обе формы приемлемы:  в первом количество показывается как
одно целое
, имеется в виду совместное действие, во второй почеркивается
раздельное
его совершение.

Сравнить: Пять солдат отправилось в
разведку (группой)

Пять солдат отправились в разведку (каждый со своим заданием).

2.  При числительных два, три, четыре, входящих в состав
подлежащего, сказуемое обычно ставится во мн. ч.

Три дома зовут на вечер. За коляской бежали четыре пса.

3.  При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько
сказуемое, как правило, ставится в ед.ч.

Много книг стояло на полках. Немало детей ежегодно отдыхает на даче.

4.  Если в составе подлежащего имеется собирательное сущ с количественным
значением (большинство, меньшенство, ряд, часть и т.д.), то сказуемое может
ставиться  в форме ед. ч. и мн. ч.

Большинство делегатов прибыло (прибыли) на съезд.

5.   Брат с сестрой уехали в деревню (оба лица равноправны в своих
действиях (подлежащее – сочетание брат с сестрой).

Брат с сестрой уехал в деревню ( основное действующее лицо
(подлежащее) – брат, а сестра — сопутствующее лицо (дополнение).

3)     
Согласование определений

1.     
Круглый сирота, круглая сирота

Определение при существительных общего рода ставится в форме м.р. или
ж.р. в зависимости от того, какого пола лицо обозначается существительным.

Жуткий забияка, отчаянный задира, страшная обжора, неисправимая
растяпа, грязнуля.

2.     
Наша семья занимает две большие (больших) комнаты.

Обе формы согласования допустимы, хотя первая встречается реже.

3.     
Определение ставится в форме ед. ч., если по смыслу
оно относится не только к первому (ближайшему) сущ, но и к остальным.

Дикий гусь и утка прилетели первыми – речь не
могла идти о диком гусе и домашней утке.

Её великолепная шуба и шляпка не производили никакого впечатления – по смыслу великолепны и шуба и шляпка

4.     
Определение ставится в форме множественного числа,
когда может возникнуть неясность, относится ли оно только к ближайшему сущ или
ко всему ряду однородных членов.

В комнате стояли коричневые шкаф и диван. Прошли мимо десятилетние
мальчик и девочка.

Как бы вы сказали: Я давно не видал моего (или моих) брата и
сестру?

5.     
Согласование приложений.

В городе Орле, но на станции Орел.

1.       
— Названия городов, как правило, согласуются во
всех падежах с определяемым словом: в городе Москве, у города Смоленска.

— не согласуются обычно составные названия городов: В городе
Минеральные Воды

2.       
— Названия рек, как правило, согласуются с
определяемым словом: на реке Днепре, между реками Обью и Енисеем, у реки
Вислы.

— однако малоизвестные названия рек не согласуются: на реке Рось,
приток реки Северский Донец.

3.       
Названия озер, заливов, проливов, бухт не
согласуются
  с родовыми наименованиями: на озерах Эльтон и Баскунчак,
вблизи залива Аляска, в проливе Босфор, в бухте Золотой Рог.

4.       
— Названия островов, полуостровов, гор, горных
хребтов, пустынь, как правило, тоже не согласуются: на острове Новая
Земля, у острова Мадагаскар, в пустыне Каракумы, близ мыса Челюскин.

Согласуются хорошо знакомые названия, часто употребляемые в
речи: на острове Сахалин – северная половина острова Сахалина. (двоякие
варианты)

5.       
Названия станций, портов не согласуются: в
порту Одесса, на станции Москва-Пассажирская.

6.       
Названия улиц в форме ж.р. согласуются,
остальные не согласуются: на улице Сретенке, на углу улицы Арбат,
близ улицы Олений вал.

7.       
Астрономические названия не согласуются: орбита
планеты Марс.

8.       
Названия зарубежных административно-территориальных
единиц не согласуются: в штате Мичиган

9.       
Названия зарубежных республик согласуются,
если оканчиваются на –ия, остальные названия не согласуются: В
Республике Боливии, торговля между Россией и Республикой Индией, в Республике
Куба (Кипр).

Нарушение
согласования.

          Молодая
врач пришла на приём.

Здесь ы имеем
дело с нарушением согласования между подлежащим «врач»  определением «молодая»,
что является недопустимым. А рассогласование между подлежащим и сказуемым (врач
пришла) – допустимый вариант. Правильно будет: Молодой врач пришла (или
пришел) на прием (
если речь идет о женщине).

6.     
Управление

 Это связь между
членами предложения, которая находит своё выражение в правильном выборе
падежной формы 9с предлогом или без предлога).

1.         
А) Беспредложная конструкция оплатить (что?)
проезд, труд рабочих, расходы по командировке.

Б)Предложная конструкция уплатить (за что?) за проезд.

В) В остальных случаях конструкции равноправны

Ехать трамваем – ехать на трамвае, просить помощь – просить о помощи.

2.         
В и НА (предлоги-синонимы, хотя и различны
по ЛЗ: «внутри чего-нибудь», «на поверхности чего-нибудь»)

А) В: — с географическими объектами: в городе, в Белоруссии

          
в закрытых помещениях: в кино, в театре, в цирке
(если имеется в виду представление, исполнение, то НА спектакле, на концерте,
на опере).

          
Б) НА: — с названиями гор (в ед. ч) и горных
местностей: на горе Арарат, на Кавказе (при названиях гор во мн. ч — В.: в
Альпах, в Пиренеях)

          
При названиях транспортных средств: на поезде,
на метро (если внутри транспортного средства – в поезде)

          
При названиях островов, полуостровов: на
Камчатке, на Таймыре

3.         
В – ИЗ, НА – С: поехал в Крым – вернулся из
Крыма (иногда: поехал в Поволжье – вернулся с Поволжья), отправился на Урал –
вернулся с Урала.

4.         
НАД и ЗА: «Изучать объект без вмешательства в
его «поведение» (наблюдать за звёздами), «изучать явление и регулировать
его» (наблюдение над подопытными животными)

5.         
ПО: Скучаем по ВАМ или по ВАС:

          
с местоимением 3 лица ПО управляет Д.п. (по нему,
по ним)

          
с местоимениями 1-го и 2-го лица по сочетается с
П..п. (скучаем по вас)

Нарушение
управления

Следует различать
конструкции с близкими по значению словами и словосочетаниями, которые имеют
разное управление.

          Отчитаться
в чем-либо – сделать отчет о чем-либо;

          Превосходство
над чем-либо – преимущество перед чем-либо;

Уверенность в чем-либо – вера во что-либо;

Оплатить проезд – заплатить за проезд

Синтаксические
ошибки допущены в следующих предложениях:

          Убедившись,
что ничего больше от (из) выступающих не вытянешь, решили прения
закрыть.

          В
(на) первом этапе соревнований могут состязаться как студенты, так и сотрудники
института.

Часто в
предложениях при двух или нескольких управляющих словах имеется общее
дополнение
. Такие конструкции правильны, если управляющие слова требуют
одинакового падежа и предлога:
читать и конспектировать книгу, говорить
и писать о современной литературе.
Но если зависимое слово стоит при словах,
требующих разного управления, то возникает ошибка:
Мы любим и родимся
своей Родиной (
любим что? Гордимся чем?).Следовательно,
правильно будет: Мы любим свою Родину и гордимся ею.

6.         
Причастный оборот

Лежащая книга
на столе прочитана.

          Недостаток
заключается в неправильном порядке слов: определяемое сущ книга
оказалось в середине причастного оборота, хотя по правилам оно должно
находиться или перед всем оборотом, или после него (Книга, лежащая на столе,
прочитана; Лежащая на столе книга прочитана).

Имейте в виду: стилистическая особенность причастного и деепричастного оборота 
состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер(!)

7.         
Деепричастный оборот

Ошибки в
употреблении деепричастного оборота

Подъезжая к
станции, с меня слетела шляпа.

Нарушено правило
употребления деепричастного оборота.

Деепричастный
оборот обозначает добавочное действие к основному. В данном предложении
основное действие выражено глаголом «слетела». Это сказуемое относится к слову
«шляпа». Получается, что шляпа подъезжала к станции.

 Правильно будет:
Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

8.         
Предложения с однородными членами.

Пью чай с лимоном и с удовольствием

Слова «с лимоном и  с удовольствием» лишь внешне напоминают однородные
члены, но они выражают несовместимые понятия, далекие одно от другого, поэтому
в роли однородных членов выступать не могут.

То же самое в каламбуре: Шёл дождь и два ученика: один в школу,
другой в калошах.

9.         
Сложносочиненное предложение.

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Вся суть в неправильном пунктуационном оформлении предложения: в нем не
поставлена запятая перед союзом А. В результате чего вместо
сложносочиненного получилось простое предложение с однородными сказуемыми.

10.     
Сложноподчиненные предложения.

Вот пес без
хвоста,

Который за
шиворот треплет кота,

Который пугает
и ловит синицу,

Которая ловко
ворует пшеницу…

Это стихи
С.Я.Маршака.

Повторение союзов
в данном случае — художественный прием автора.

В письменной речи
это является нарушением синтаксической нормы: при последовательном подчинении
не должны повторяться одни и те же союзные слова.

Синтаксисо-стилистические
нормы/ошибки.

Незнание
особенностей функциональных стилей русского литературного языка является
основной причиной возникновения синтаксисо-стилистических ошибок. Как правило,
синтаксисо-стилистические ошибки бывают связаны с использованием сложного
синтаксиса, деепричастных оборотов в разговорном стиле.

   Он есть мой брат.

Употребление
связки «быть» в настоящем времени характерно для научного стиля, в разговорном
же стиле данное употребление является синтаксисо-стилистической ошибкой.

Приложение
3

ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ

Задание 1. Исправьте
ошибки, определите их тип.

1.     
Зачем ему превосходство перед отцом?

2.     
Слушая эту волнующую музыку, мне представляется
картина урагана.

3.     
Он не оплатил за проезд в автобусе.

4.     
Делаются выводы по получению различных химических
содинений

5.     
Лизавета возвращалась. Придя домой, труп Алены
Ивановны лежал в луже крови.

6.     
По ком будем решать вопрос?

7.     
Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся
страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.

8.     
Художник изобразил, как Петр 1 вдет в бой войска,
придерживаясь манеры Сурикова.

9.     
В слесарной мастерской мы учим делать наших детей,
делать, а не ломать.

10.  Тургенев любил и рассказывал нам о неиссякаемой мощи природы, её
неумирающей красоте.

11.  Они-то впоследствии и представят наибольший интерес потомкам.

12.  Иванов сказал, что не засну, но выучу до утра все билеты.

13.  Сегодня мы работали не только в кабинете, а также в лаборатории.

14.  Учебник по сестринскому делу, прочитанный мною, который мне очень
понравился.

15.  Он любил музыку и танцевать.

16.  Ночь была дождливая и темна.

17.  Брат был врач.

18.  Все, зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты.

19.  Согласно распоряжения директора срок предоставления отчета истекает
первого мая.

20.  Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.

21.  В сочинении было хорошо описано про окрестность школы.

22.  В своей речи оратор указал об этих недостатках.

23.   В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была
США.

24.  Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали интересную статью.

25.  Два инфаркта подорвало его здоровье.

26.  Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки.

27.  Промотав все состояние, ему нечего было оставить детям.

28.  Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.

29.  Владельцы участков вносят в казну города земельных налог,
устанавливающий в соответствии с законодательством.

30.  Питание на борту самолета было вкусным, калорийным и своеобразно
оформлено.

31.  Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

32.  Командир позвал мальчика и сказал, что мы берем тебя в отряд.

33.  Последнюю контрольную работу я написал плохо. Потому что пропустил
последние два урока.

Задание 2. Исправьте следующий текст. Определите тип допущенных ошибок, объясните
их причины.

          «У язвенника, страдающего заболеванием желудка в течение 10 лет,
появились признаки внутреннего кровотечения. Больной бледноват. Пульс 106.
Живот мягенький. Симптомы раздражения брюшины отрицательные. Какое осложнение
излагаемого заболевания развилось? Для подтверждения диагноза какие
экстремальные исследования должны проводиться?»

Задание 3. Придумайте несколько связных предложений (4 – 5) с синтаксическими и
синтаксисо-стилистическими ошибками не медицинскую тематику. Обменяйтесь с
соседом для их нахождения и исправления. Затем оцените его ответ.

ЭТАЛОН К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Задание 1

1.     
Зачем ему превосходство перед отцом? (над отцом)

2.     
Слушая эту волнующую музыку, мне представляется
картина урагана. (я представляю)

3.     
Он не оплатил за проезд в автобусе. ( без ЗА)

4.     
Делаются выводы по получению различных химических
соединений (после получения …делаются выводы).

5.     
Лизавета возвращалась. Придя домой, труп Алены
Ивановны лежал в луже крови.

6.     
По ком будем решать вопрос? (о ком)

7.     
Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся
страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.

8.     
Художник изобразил, как Петр 1 ведет в бой войска,
придерживаясь манеры Сурикова.

9.     
В слесарной мастерской мы учим делать наших детей,
делать, а не ломать.

10.  Тургенев любил и рассказывал нам о неиссякаемой мощи природы, её
неумирающей красоте.

11.  Они-то впоследствии и представят наибольший интерес потомкам.(будут
представлять … для потомков)

12.  Иванов сказал, что не засну, но выучу до утра все билеты. (не заснет)

13.  Сегодня мы работали не только в кабинете, а также в лаборатории. (не
только …но и)

14.  Учебник по сестринскому делу, прочитанный мною, который мне очень
понравился.

15.  Он любил музыку и танцевать.

16.  Ночь была дождливая и темна.

17.  Брат был врач. (без БЫЛ)

18.  Все, зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты.
(Все зависящие от нас меры для предотвращения катастрофы были приняты).

19.  Согласно распоряжения директора срок предоставления отчета истекает
первого мая. (Согласно распоряжению директора срок предоставления отчета
истекает первого мая (после предлогов согласно, благодаря, вопреки – сущ и
мест в Д.п.)).

20.  Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая
ханжа.(Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящий ханжа.(сущ
общего рода в значении «человек», поэтому М.Р.)

21.  В сочинении было хорошо описано про окрестность школы. (В сочинении
были хорошо описаны окрестности школы.)

22.  В своей речи оратор указал об этих недостатках.(В своей речи оратор
указал на эти недостатки).

23.  В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была
США.(В области разработки компьютерных программ долгие годы первыми были США).

24.  Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали интересную
статью.(Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовала интересную статью).

25.  Два инфаркта подорвало его здоровье.(Два инфаркта подорвали его
здоровье).

26.  Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки. (Когда я прочитал
подбную клевету, у меня задрожали руки).

27.  Промотав все состояние, ему нечего было оставить детям.(Промотав все
состояние, он ничего не смог оставить детям).

28.  Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.(Так как
(поскольку) я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему).

29.  Владельцы участков вносят в казну города земельных налог, устанавливающий
в соответствии с законодательством.(Владельцы участков вносят в казну города
земельный налог, устанавливаемый в соответствии с законодательством).

30.  Питание на борту самолета было вкусным, калорийным и своеобразно
оформлено.(Питание на борту самолета было вкусным, калорийным и своеобразно
оформленным).

31.  Лес тянется вдоль реки и очень живописный.(Лес тянется вдоль реки, и он
очень живописен).

32.  Командир позвал мальчика и сказал, что мы берем тебя в отряд. (Командир
позвал мальчика и сказал, что они берут его в отряд).

33.  Последнюю контрольную работу я написал плохо. Потому что пропустил
последние два урока.(Последнюю контрольную  работу я написал плохо, потому что
пропустил последние два урока).

Задание 2..

          «У язвенника, страдающего заболеванием желудка в течение 10 лет,
появились признаки внутреннего кровотечения. Больной бледноват. Пульс 106.
Живот мягенький. Симптомы раздражения брюшины отрицательные. Какое осложнение
излагаемого заболевания развилось? Для подтверждения диагноза какие
экстремальные исследования должны проводиться?»

          «У
больного, страдающего заболеванием желудочно-кишечного тракта в течение 10 лет,
выявлены признаки внутреннего кровотечения. Больной бледен. Пульс 106. Живот
мягкий. Симптомы раздражения брюшины не обнаружены. Чем осложнилось заболевание
ЖКТ? Какие обследования необходимо провести для подтверждения данного диагноза?

Приложение 4

ТЕКУЩЕЕ
ТЕСТИРОВАНИЕ

1.     
Синтаксические ошибки русского языка могут
быть связаны с:

1)     
неправильным образованием слов;

2)     
нарушением грамматических форм слов;

3)     
нарушением управления;

4)     
незнанием лексического значения слова;

5)     
контаминацией

6)     
нарушение порядка слов в предложении;

7)     
нарушение согласования;

8)      
неправильное построение предложения с причастным
оборотом;

9)     
неоправданное повторение одинаковых союзов (союзных
слов) в сложноподчиненном предложении.

2.     
С чем обычно бывают связаны

А.
Лексико-стилистические ошибки:

Б.
Синтаксисо-стилистические ошибки.

1)       
с использованием деепричастных оборотов в
разговорном стиле;

2)       
с использованием речевых штампов в школьных
сочинениях;

3)       
с использованием канцеляризмов в чуждом контексте;

4)       
с использованием лексики с
уменьшительно-ласкательными суффиксами в научном и деловом стилях.

ЭТАЛОН к текущему тесту

(синтаксические
нормы/ошибки)

1)     
3, 6, 7, 8, 9

2)     
А – 2, 3

Б
— 1

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Спотифай ошибка access point 17
  • Способы исправления реестровой ошибки
  • Способы избегания ошибок
  • Спотифай код ошибки auth 16
  • Спо справки бк ошибка