Способность критически оценивать свои ошибки

КРИТИЧНОСТЬ

(греч. kritike – искусство разбирать, судить).
1. Одно из свойств нормальной психической деятельности, способность осознавать свои ошибки, умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против выдвигающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке (Рубинштейн С.Л., 1958; Теплов Б.М., 1946). По Б.В. Зейгарник (1986), К. состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями реальности. Некритичность мышления в ситуации патопсихологического эксперимента характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами (См. Блейхера–Худика методика исследования критичности мышления).
2. Критичность (вернее, некритичностъ) в отношении своих болезненных переживаний – бреда, галлюцинаций. Такая некритичность наблюдается и при грубых органических поражениях лобных отделов головного мозга. Некритичность проявляется и в отсутствии рассудительного отношения к своему состоянию у психически больных, анозогнозии.

КРИЧТОНБРАУНА СИМПТОМ →← КРИСЧЕНА–ХЕНДА–ШЮЛЛЕРА БОЛЕЗНЬ

Синонимы слова «КРИТИЧНОСТЬ»:

ДРАМАТИЧНОСТЬ, КРИЗИСНОСТЬ, НАКАЛЕННОСТЬ, НЕГАТИВНОСТЬ, НЕЛЕСТНОСТЬ, НЕОДОБРИТЕЛЬНОСТЬ, ОТРИЦАТЕЛЬНОСТЬ, ПЕРЕЛОМНОСТЬ, СКЕПТИЧНОСТЬ

Смотреть что такое КРИТИЧНОСТЬ в других словарях:

КРИТИЧНОСТЬ

критичность 1. ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: критичный, критический (1*2). 2. ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: критический (2*2).

КРИТИЧНОСТЬ

критичность
неодобрительность, переломность, накаленность, отрицательность, драматичность, нелестность, негативность, кризисность
Словарь русских синонимов.
критичность
сущ., кол-во синонимов: 9
• драматичность (15)
• кризисность (3)
• накаленность (9)
• негативность (5)
• нелестность (7)
• неодобрительность (6)
• отрицательность (6)
• переломность (3)
• скептичность (7)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
драматичность, кризисность, накаленность, негативность, нелестность, неодобрительность, отрицательность, переломность, скептичность… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

Трон Трок Троить Тритон Трионикс Трио Трикотин Трикони Трико Тостик Тост Тосин Тортик Торт Торс Торичник Торит Тори Тор Тоник Тон Токсин Ток Тнк Титр Титор Тит Тисочки Тиски Тис Тирс Тироксин Тир Тикси Тик Строить Стричь Стрит Стр Стон Сток Стоик Стик Срочник Срок Сочник Сочить Соч Сотр Сотник Сорт Сорит Сор Сон Сок Скотч Скотт Скот Скит Скин Ситчик Ситро Сито Ситник Сити Сирин Сион Синьор Синь Синто Син Ротик Рот Рось Рост Росник Рон Рок Рнк Ритон Риск Рис Риони Рио Ринк Ринит Рин Рико Рик Очник Очки Очин Оттиск Отстричь Отит Оськин Ось Ость Остричь Остит Остин Ост Орь Ортит Орт Орск Орс Орн Орк Орикс Оникс Окь Окись Нтр Нто Ночь Нотис Носчик Ность Носик Нос Норит Нок Нить Нитро Нитрит Нит Никс Нии Ктор Ктитор Кси Крот Крон Критичность Критично Крит Кристи Крис Крио Крин Коч Кот Кость Косить Кос Корь Корт Корнит Корн Конь Кон Коир Кнр Кич Китч Кито Кит Кисть Кирин Киот Кино Итр Истрин Источник Историк Трос Тросик Тростник Трость Исток Искрить Искони Иск Трот Чикс Ироник Ирон Чин Чинк Ионит Ион Инст Иностр Инок Инкор Чир Чирик Чистик Инк Икт Икос Икс Иксор Чтить Инко Чон Чисто Чистить Чирок Инь… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

( греч. kritike – искусство разбирать, судить).
1. Одно из свойств нормальной психической деятельности, способность осознавать свои ошибки, умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против выдвигающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке (Рубинштейн С.Л., 1958; Теплов Б.М., 1946). По Б.В. Зейгарник (1986), К. состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями реальности. Некритичность мышления в ситуации патопсихологического эксперимента характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами (См. Блейхера–Худика методика исследования критичности мышления ).
2. Критичность (вернее, некритичностъ) в отношении своих болезненных переживаний – бреда, галлюцинаций. Такая некритичность наблюдается и при грубых органических поражениях лобных отделов головного мозга. Некритичность проявляется и в отсутствии рассудительного отношения к своему состоянию у психически больных, анозогнозии…. смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

1) Орфографическая запись слова: критичность2) Ударение в слове: крит`ичность3) Деление слова на слоги (перенос слова): критичность4) Фонетическая тран… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

корень — КРИТ; суффикс — ИЧ; суффикс — Н; суффикс — ОСТЬ; нулевое окончание;Основа слова: КРИТИЧНОСТЬВычисленный способ образования слова: Суффиксальны… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

(ядерного реактора) criticality* * *крити́чность ж. (ядерного реактора)criticality* * *criticalityСинонимы:
драматичность, кризисность, накаленность, … смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

крити́чность,
крити́чности,
крити́чности,
крити́чностей,
крити́чности,
крити́чностям,
крити́чность,
крити́чности,
крити́чностью,
крити́чностями,
крити́чности,
крити́чностях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
драматичность, кризисность, накаленность, негативность, нелестность, неодобрительность, отрицательность, переломность, скептичность… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

(греч. krytike) 1. свойство развитого мышления, способность осознавать, оценивать свои мысли, чувства, решения, действия и вносить в них необходимые изменения (Рубинштейн, 1958; Теплов, 1958). 2. способность пациента осознавать факт имеющихся у него психических отклонений и по возможности предотвращать их влияние на его психическую деятельность и поведение. Синоним: Инсайт. См. Нозогнозия…. смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

личностная функция, позволяющая давать личностную (собственную, субъектную) оценку происходящему как за пределами личности (предлагаемым извне ценностям, нормам, порядкам), так и происходящим внутри личности (собственным отношениям к ценностям, эмоциональным состояниям, поступкам и т.д.) с позиций собственного понимания смысла происходящего … смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

Criticality
условия, при которых в ядерной установке может поддерживаться цепная ядерная реакция.
Термины атомной энергетики. — Концерн Росэнергоатом,2010
Синонимы:
драматичность, кризисность, накаленность, негативность, нелестность, неодобрительность, отрицательность, переломность, скептичность… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

критичностьבִּיקוֹרתִיוּת נ’Синонимы:
драматичность, кризисность, накаленность, негативность, нелестность, неодобрительность, отрицательность, перелом… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

-и, ж.
Свойство по знач. прил. критичный.Синонимы:
драматичность, кризисность, накаленность, негативность, нелестность, неодобрительность, отрицател… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

ж.(ядерного реактора) criticality- критичность по запаздывающим нейтронам- критичность по мгновенным нейтронам- мгновенная критичность

КРИТИЧНОСТЬ

крит’ичность, -иСинонимы:
драматичность, кризисность, накаленность, негативность, нелестность, неодобрительность, отрицательность, переломность, скепт… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

临界性临界状态(核反应堆的)Синонимы:
драматичность, кризисность, накаленность, негативность, нелестность, неодобрительность, отрицательность, переломность, скептич… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

criticalityСинонимы: драматичность, кризисность, накаленность, негативность, нелестность, неодобрительность, отрицательность, переломность, скептичност… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

Ударение в слове: крит`ичностьУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: крит`ичность

КРИТИЧНОСТЬ

крити’чность, крити’чности, крити’чности, крити’чностей, крити’чности, крити’чностям, крити’чность, крити’чности, крити’чностью, крити’чностями, крити’чности, крити’чностях… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

КРИТИЧНОСТЬ критичности, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к критичный; способность критически относиться к окружающему. Проявлять необходимую критичность.<br><br><br>… смотреть

КРИТИЧНОСТЬ

критичность неодобрительность, переломность, накаленность, отрицательность, драматичность, нелестность, негативность, кризисность

КРИТИЧНОСТЬ

Начальная форма — Критичность, винительный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, неодушевленное

КРИТИЧНОСТЬ

КРИТИЧНОСТЬ 1. ж. см. критичный, критический . 2. ж. см. критический .

КРИТИЧНОСТЬ

ж.
бир нерсеге сын көзү менен кароо ийкемдиги.

КРИТИЧНОСТЬ УМА

интеллектуально-нравственное качество личности, Выражающее способность человека трезво, объективно и всесторонне оценивать успешность собственной и чьей-либо другой деятельности в ее соответствии с поставленными задачами. Интеллектуально данное качество требует развитого мышления, владения сравнением, абстрагированием, умения выделять сильные и слабые стороны в чем-либо, прогнозировать последствия деятельности. Нравственно это качество строится на чувствах меры и доверия к людям, не позволяющих впадать в крайность и разрушать критикуемую область и человека. Критичность ума не должна доводить до критиканства как огульной безосновательной критики, носящей демагогический характер. Критичность ума способствует творческой деятельности и развитию креативности. Это крайне необходимое качество любого руководителя…. смотреть

Урок 1. Критическое мышление: навыки, умения и компетенцииВ первом уроке курса по критическому мышлению мы поговорим о том, какими нужно обладать навыками и компетенциями для его успешного развития и использования в повседневной и профессиональной жизни.

В частности мы с вами побеседуем о том, что такое критическое мышление, и рассмотрим навыки и свойства, составляющие его основу.

Содержание:

  • Что такое критическое мышление?
  • Критическое мышление: навыки, умения и компетенции
  • Критическое мышление в работе и учебе: рекомендации по развитию и применению

Также вы узнаете о пользе его применения в учебе и работе и пройдете тест, из которого станет ясно, какое место оно занимает в вашей жизни на данный момент. Эта информация будет для вас крайне полезна, и начать свое обучение критическому мышлению следует именно с нее.

Что такое критическое мышление

Многие люди сталкиваются с трудностями в логических и последовательных рассуждениях. Но очень важно понять, что навыки рассуждения, как и любые другие, можно и нужно в себе развивать. Изначально для этого стоит разобраться в том, что вообще такое критическое мышление, и начать применять на практике его приемы.

Если обратиться к книге Дайаны Халперн – американского психолога и специалиста в области психологии мышления, можно увидеть, что:

Критическое мышление представляет собой целый комплекс основополагающих навыков, таких как способность давать оценки, делать заключения, интерпретировать и анализировать, наблюдать и т.д.

Говоря несколько иначе и проще, критическое мышление можно охарактеризовать как познавательную активность, связанную с применением разума и интеллектуальных способностей. Когда человек мыслит критически, оценивает и анализирует полученные данные, он использует внимание, категоризацию, выбор, суждение и другие подобные мыслительные операции. Применение же критического мышления предъявляет человеку ряд требований.

Критическое мышление: навыки, умения и компетенции

Рассматривая критическое мышление в качестве процесса обдумывания, мы увидим, что оно требует от человека наличия немалого количества навыков. К таковым относятся:

  • Умение определять позицию другого человека, его аргументы и выводы.
  • Умение оценивать свидетельства альтернативной позиции.
  • Умение беспристрастно и объективно оценивать противоположные аргументы и свидетельства.
  • Умение выявлять неверные и ложные противоположения, видеть подводные камни, читать между строк.
  • Умение распознавать приемы, использующиеся для придания конкретной позиции большей. привлекательности по сравнению с другими, к примеру, всевозможные способы убеждения или ложную логику.
  • Умение организованно размышлять и дополнять процесс обдумывания логикой и проницательностью.
  • Умение определять достоверность и обоснованность выводов, руководствуясь разумными допущениями и твердыми свидетельствами.
  • Умение обобщать информацию и объединять суждения о доказательствах для формирования собственного мнения.
  • Умение представлять свою точку зрения в обоснованной, организованной и убедительной форме.

В 1987 году один из лучших американских педагогов Роберт Эннис также сумел определить способности и установки, связанные с критическим мышлением. Ими являются:

Способность к скептическому рассмотрению вещей.
Способность к рассуждениям.

Разговор о развитии критического мышления будет неполным, если мы не упомянем о скептицизме. С позиции критического мышления скептицизм предполагает то, что человек подвергает некоторому сомнению абсолютно все, с чем сталкивается. Это вовсе не значит, что он не верит всему, о чем слышит или что видит – он просто признает тот факт, что его взгляды могут измениться, если он получит какие-либо дополнительные сведения.

Критическое мышление предлагает применять сомнения и скептицизм конструктивно, оценивая всю имеющуюся информацию. Благодаря этому мы можем выдвигать более обоснованные и объективные суждения на тему того, что мы считаем продуктивным, правильным, верным и наоборот. Также это значительно повышает эффективность принимаемых нами решений.

Есть люди, кажущиеся более доверчивыми по сравнению с остальными, а есть те, кто настроен более скептично. Причина кроется как в личных качествах, так и в жизненном опыте человека. Но критическое мышление не является ни врожденной особенностью, ни чертой характера – это конкретный метод, позволяющий интерпретировать события определенным образом. Скептики могут применять упорядоченный подход, а доверчивые люди – просто конструктивно подвергать все сомнению.

Что же касается рассуждений, то здесь в большей степени речь идет о рациональном мышлении. Рациональность предполагает использование причин для объяснения явлений, событий, фактов. И рассуждения, как правило, всегда начинаются именно от себя. Выглядит это примерно так:

1 Изначально человек находит причины: почему он верит во что-то или делает что-то (при этом он осознает, что именно это за причины).
2 Затем он критически оценивает свои действия и убеждения.
3 В итоге он может объяснить причины своих действий и убеждений окружающим.

На первый взгляд все это очень просто, ведь нам кажется, что мы знаем, почему и во что именно мы верим. Но в некоторых случаях нас начинают одолевать сомнения, вследствие чего собственные убеждения уже не кажутся такими истинными. В глаза начинает бросаться тот факт, что в действительности мы понятия не имеем о полноте информации, которой владеем, и начинаем думать: быть может, все, что мы слышим или видим – это лишь одна из вариаций?

Бывают также и случаи, когда у нас нет уверенности в том, правильно ли мы что-то объясняем и верно ли действуем. Поэтому необходимо прибегать к развитию наблюдательности и изучать основания своих собственных рассуждений, убеждений и действий, т.к. только они помогут нам провести какой бы то ни было критический анализ.

Но нельзя забывать и о том, что критическое мышление – это в основном критический анализ рассуждений окружающих. Чтобы его проводить, мы должны не только уметь находить основной аргумент другого человека, но и быть в состоянии анализировать и оценивать его детали.

Любое рассуждение, как собственное, так и чужое, состоит из анализа свидетельств и составленных на их основе выводов. Свидетельства поддерживают выводы. Вот, например, вы считаете, что сегодня прохладно. Вы говорите кому-то об этом, но он с вами не согласен, и интересуется, с чего вы это взяли. В доказательство вы можете привести показания термометра и свои собственные наблюдения за погодой на улице. В этом случае вашими свидетельствами станут лед на земле и столбик термометра на низком уровне.

А когда мы критически анализируем суждения других людей, мы можем и должны проводить следующие мыслительные операции:

  • Определять рассуждения и сделанные на их основе выводы.
  • Анализировать то, как собеседник выбирал, сочетал и упорядоченно располагал суждения (так мы определим ход рассуждения).
  • Оценивать, в какой степени рассуждения подтверждают выводы.
  • Оценивать обоснованность и доказательность рассуждений.
  • Определять неточности в процессе рассуждений.

Рассуждения, подобные рассмотренному нами примеру с погодой, мы применяем буквально ежечасно в обычной жизни. Но на учебе или в работе нам необходимы несколько иные рассуждения – обладающие формальной структурой (к примеру, отчеты, эссе, доклады). И для формирования таких рассуждений требуются дополнительные навыки, а именно:

  • Навык выбора и структурирования рассуждений (нужен для подтверждения вывода).
  • Навык последовательной аргументации.
  • Навык применения логического порядка.
  • Навык эффективного применения речевых средств (нужен для представления процесса рассуждений).

Каждый, кого интересует развитие критического мышления, должен уделять особое внимание развитию трех базовых компетенций, на которых основываются все остальные. Среди этих компетенций:

1

Умение мыслить. Критическое мышление – это способность к упорядочиванию, категоризации, выбору, дифференцированию, сравнению и противопоставлению (рекомендуем вам ознакомиться с интересным материалом на эту тему  здесь).

2

Контроль эмоций. Критическое мышление является беспристрастным процессом, но в любой момент могут возобладать эмоции. Это нормально, ведь нередко приходится делать выбор между разными позициями и точками зрения. Иногда могут выбить из колеи свидетельства, которые для нас неприемлемы, или неожиданные аргументы. В большинстве случаев эмоциональная нестабильность только ухудшает ситуацию, и умение контролировать свое эмоциональное состояние является полезным и эффективным навыком, т.к. оно позволяет спокойно привести логические доводы и убедить собеседника (советуем изучить наши материалы по управлению эмоциями – вы найдете их здесь и здесь).

3

Исследования и знания. Даже умея мыслить критически, не всегда можно отыскать хорошие и убедительные доказательства, не разбираясь в предмете. Критическое мышление – это еще и навык проведения собственных исследований. Помните, что способность находить данные по какому-либо вопросу облегчит вам жизнь, ведь вы будете в состоянии фиксировать важную информацию и приводить альтернативные доказательства, свидетельства и объяснения (в дополнение к этому обязательно почитайте нашу статью о 14 ключевых навыках для критического мышления – из нее вы почерпнете массу полезной информации, которая безусловно пригодится вам на практике).

Критическое мышление, помимо всего прочего, требует от человека наличия аккуратности и точности, а также неуемного стремления найти правильный ответ. А значит это вот что:

  • Быть объективным, т.е. уметь поступиться своими личными предпочтениями, убеждениями и интересами в процессе беседы, чтобы лучше разобраться в теме и прийти к более точному результату.
  • Рассматривать предмет с разных сторон, т.е. исследовать информацию с разных точек зрения.
  • Повторять, т.е. несколько раз обсуждать один и тот же вопрос, чтобы учесть максимальное количество деталей..
  • Быть внимательным к деталям, т.е. развивать наблюдательность и уделять время обнаружению даже самых мелких подробностей, способных привести к прояснению вопроса в целом.
  • Определять тенденции и закономерности, т.е. анализировать, упорядочивать информацию и выявлять повторения и сходства.
  • Рассматривать отдаленные перспективы и возможные результаты, т.е. иметь в виду, что представляющееся верным сейчас может попасть под сомнение через некоторое время.

А еще одной важнейшей компетенцией, способствующей развитию эффективного критического мышления, является не что иное, как самоанализ. Способность критически мыслить, как мы уже говорили, означает способность выносить точные суждения. На этот процесс воздействуют многие факторы, и знать о них следует непременно, т.к. получить без этого знания объективные сведения о происходящем очень и очень проблематично.

Эти факторы могут быть совершенно разными. Так, можно выделить убеждения, пристрастия, привычки, предубеждения, стереотипы, склонности, предположения; все то, что приемлемо и нормально для нас, и все те понятия и личные качества, в которых мы никогда не сомневаемся.

Человек, умеющий мыслить критически, предельно восприимчив к своим слабым и сильным сторонам. Он способен размышлять и давать оценку своим интересам, знаниям, мотивации, уровню компетентности и т.д. Он не пренебрегает сомнениями в своих взглядах и проверкой подтверждающих их свидетельств.

Для осознания своих недостатков всегда нужно мужество. Узнать о себе нечто новое (и не всегда приятное) может быть болезненно, т.к. большая часть людей склонна думать о себе лишь в положительном ключе. То же касается и собственной системы убеждений и ценностей – человек воспринимает то, во что он верит, как часть своей натуры, и сомнению это подвергается с трудом.

Не будет лишним заметить, что в результате критического мышления человек рискует оказаться по другую сторону баррикад, а значит, есть и риск разойтись во взглядах с родными, близкими, друзьями, коллегами. Отстаивание своей точки зрения – прерогатива смелых и мужественных людей, в особенности при вероятности ошибочности своей точки зрения.

Исходя из всего этого, умение проводить качественный и объективный самоанализ, наряду с прочими рассмотренными выше навыками и умениями, является одной из важнейших компетенций в ракурсе критического мышления. И в первую очередь нужно формировать правильную самооценку и трезво и беспристрастно относиться к своим недостаткам и отрицательным чертам, и по возможности, если уж не устранять их, то серьезно прорабатывать – делать так, чтобы они не мешали вам в анализе событий, явлений и фактов.

Критическое мышление, если оно развито правильно и в достаточной степени, предлагает человеку серьезные личностные преимущества по сравнению с другими людьми. Критически мыслящий человек может намного проще совершать правильный и обдуманный выбор, всегда и везде имеет свое собственное мнение и умеет его отстоять и обосновать, способен не просто слушать, но слышать окружающих людей. Такой человек может делать выводы, основываясь на анализе своего опыта и опыта других, никогда не делает выводов, опираясь на непроверенную информацию, гораздо меньше подвержен манипуляциям со стороны.

Развивая вышеназванные навыки и компетенции, человек не просто учится критически мыслить, он научается взвешенно и четко оценивать последствия своих решений, грамотно формулировать задачи и способы их реализации, становится открытым для новой информации и более спокойным при столкновении с чем-либо неизвестным. И, что не менее важно, критически мыслящий человек умеет признавать свои ошибки и ошибочность своего мнения, и с уважением относится к мнению других людей, даже если оно идет вразрез с его собственным.

Польза критического мышления проявляется не только в личной жизни, но и в профессиональной сфере деятельности и учебе, воздействуя и на общение человека с окружающими, и на понимание вещей, и на личную эффективность, и на многие другие составляющие. И, беря во внимание важность этого вопроса, мы хотим предложить вам несколько рекомендаций по развитию критического мышления и его применению в учебе и работе (собственно, и в личной сфере данные советы тоже будут незаменимы).

Критическое мышление в работе и учебе: рекомендации по развитию и применению

В этом разделе урока мы рассмотрим рекомендации на несколько разных тем, самым непосредственным образом касающихся практической стороны критического мышления. И первая из них по праву считается наиболее важной – она касается понимания.

1

Учитесь понимать

Критическое мышление – это превосходный инструмент для более глубокого понимания вещей, с которыми мы сталкиваемся. Например, на учебе это может быть некая дисциплина, ее основные теории и аргументы; в работе – сфера исследования, область деятельности и т.п. Довольно часто подобные объекты внимания обсуждаются на семинарах, презентациях, мозговых штурмах и других мероприятиях, преследующих цель получить оценку и интерпретировать результаты.

Одним из лучших методов достижения понимания можно назвать самостоятельное выполнение или же повторение (воспроизведение) исследований. Но, как и следует полагать, в учебных заведениях и на работе (как, впрочем, и в повседневной жизни) у нас не всегда есть время изучить все, с чем мы сталкиваемся. Поэтому альтернативой глубокому пониманию, приходящему через время и достигающемуся через эксперименты и жизненный опыт, может стать использование критического анализа исследований и работ других людей.

Все, что требуется для осуществления этого способа – научиться критически анализировать сделанное другими людьми. Но для кого-то это вполне просто, а для кого-то – сложно, и он без сомнений, не проверяя и не анализируя, принимает на веру любые результаты. Обучение критическому мышлению предполагает простой выход из подобных ситуаций и применимый к любой области. Нужно лишь задать два вопроса: «Откуда я это узнал?» и «Почему я верю, что это так?».

Такой подход эффективен и для студента, и для менеджера, и для бизнесмена, и для любого обычного человека, безоговорочно доверяющего исследованиям, которые основаны на устаревших данных, ложных рассуждениях, недостоверной выборке и т.п. Многие данные, выпавшие из контекста и ставшие неактуальными, зачастую берутся в качестве истинных в течение десятилетий, но с текущим положением дел уже ничего общего не имеют, и это нужно учитывать (более подробно о работе с данными и источниками мы поговорим в шестом уроке).

2

Изучайте плюсы и минусы

Критика, в каком бы контексте мы ее не рассматривали (академическом, профессиональном, повседневном) означает проведение анализа и положительных и отрицательных сторон чего-либо. Необходимо научиться находить как недостатки, так и преимущества, а также убедительные аргументы в пользу того и другого. Только это даст возможность адекватно оценить, что эффективно, правильно и действенно, а что – нет.

Грамотная критическая оценка предоставляет человеку заключение, по какой именно причине нечто считается плохим или хорошим, почему это нечто не работает или, напротив, имеет успех. Помните, что банальное перечисление плюсов и минусов здесь не пройдет – все их нужно подвергнуть скрупулезному изучению.

3

Ничего не упускайте и стремитесь к всесторонности

Почти в каждой области человеческой деятельности необходимо стремиться к критической оценке всего увиденного, услышанного, прочтенного и т.д. И это актуально даже в случаях с общепризнанными научными теориями, проверенными фактами, неопровержимыми доказательствами. Именно это можно назвать профессиональным критическим мышлением.

Старайтесь подвергать сомнению и критической оценке абсолютно все: теории, факты, области исследований, мнения, данные, методологию, инструментарии и т.д. Но не забывайте и о том, что могут быть исключения. К примеру, практически все, что касается религии, никогда не подвергается сомнениям или обсуждениям. Это нетипично, но все же имеет место быть. Впрочем, есть люди, которые мыслят критически даже здесь.

4

Оценивайте рассуждения и действия, но не человека

Необходимо понять, что идеи, работы, теории и действия не должны отождествляться с людьми, которые с ними связаны. Критический анализ никогда не может быть свободен от личного внимания людей, ведь люди всегда принимают замечания, критику и похвалу за свои творения на свой счет.

Когда мыслите критически по отношению продукта деятельности кого-то из окружающих, стремитесь прибегать к тактичности и конструктивному подходу. Любые замечания, в особенности те, что могут быть неприятны адресату, должны быть представлены так, чтобы он понял и принял их.

5

Избегайте крайностей

Как в обыденной жизни, так и в учебе и на работе люди часто впадают в крайности и воспринимают все только как правильное и неправильное, хорошее и плохое, белое и черное. Но в большинстве ситуаций во всем, что касается профессиональной сферы, науки или образования, следует принимать вещи в качестве совокупности явлений или вероятностей.

К примеру, одной из задач высшего образования является научить человека задавать сложные вопросы, предполагающие сложный и развернутый ответ. Подобное можно найти и в большинстве специальностей.

Исходя из этого, помните, что ответить на многие вещи однозначно нельзя, как и оценить их как единственно хорошие или плохие. Чем больше мы изучаем что-либо, тем явнее становится тот факт, что дать однозначный ответ на вопрос очень трудно. Вспомните слова древнегреческого философа Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

6

Работайте с сомнениями и двусмысленностью

Сегодня мы можем зайти в интернет и в течение считанных секунд получить ответ на любой заданный вопрос. Но в тех же научных дисциплинах встречаются вопросы (особенно в новых сферах), ответы на которые специалисты ищут годами и даже десятилетиями (да и гарантии получения ответов нет никакой). Так что если вы приверженец готовых ответов, с применением критического мышления у вас может возникнуть дискомфорт.

Одновременно с этим не следует полагать, что двусмысленные и неопределенные ответы – это нечто неприемлемое. К примеру, если вы пишите статьи для сайтов или журналов, вы просто обязаны искать проверенную информацию, основываясь на всех нюансах предмета, изученных подробно и детально. Точно так же и в учебе – если вы студент, вы должны учиться работать с данными, полученными учеными и специалистами, чтобы быть в состоянии аргументировать свои рассуждения.

В любой академической деятельности и работе (сюда же можно отнести профессиональные научные исследования, в том числе для сфер промышленности и бизнеса), будучи исследователем, вы должны иметь в виду, что:

Точного ответа может и не быть.
На поиски ответа могут уйти годы.
Найденный ответ может прояснить лишь небольшой аспект всего вопроса.

В случае с обучением, если вы студент, критическое мышление будет для вас означать:

  • Поиск наиболее точных и достоверных свидетельств по интересующему вопросу.
  • Оценку качества свидетельств, способных доказать те или иные утверждения.
  • Составление промежуточных выводов с основой на факты.
  • Построение такой линии рассуждений, которая сможет провести слушателей, собеседников или читателей к выводам через доказательства.
  • Поиск и выбор самых эффективных примеров.
  • Использование точных фактов с целью иллюстрации доказательств.

Обучение критическому мышлению – процесс, конечно же, непростой. Несмотря на это, он очень увлекателен и интересен, особенно если вы не занимались этим раньше. На вашем пути будет множество любопытных открытий, ведь вы начнете замечать изменения в своем собственном мыслительном процессе, реакциях на поступающую к вам информацию, взаимодействии с людьми в повседневной жизни.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.

Далее предлагаем перейти к изучению научного метода.

Критическое мышление — это набор софтскилов, которые дают человеку возможность анализировать и оценивать полученную информацию, логично рассуждать и подбирать аргументы для принятия рациональных решений. Такая система мышления позволяет нам принимать лучшие решения во множестве ситуаций. Это важнейший набор навыков для различных профессий: менеджеров, руководителей, аналитиков, разработчиков, журналистов, PR-специалистов, политологов, историков, докторов и многих других.

Критическое мышление

Одно из моих любимых определений критического мышления было предложено более 35 лет назад (1960) и близко к следующему современному определению интеллекта как суммы навыков, которым можно научить: «Критическое мышление — это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний… оно включает в себя установку (attitude) плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления» (Расселл, цит. по: d’Angelo, 1971, р. 6). Равенство Расселла можно представить в таком сжатом виде:

Установка (attitude) + Знания + Навыки мышления = Интеллектуальное мышление […]

Нельзя научиться лучше думать, просто читая книги. Существенным компонентом критического мышления является развитие установки на то, чтобы мыслить критически и готовности к этому. Те, кто по-настоящему умеет думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить все усилия, которые требуются для планомерной работы, выверенных действий, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.

Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000.

Человек с критическим мышлением

Человеку, пользующемуся критическим мышлением, свойственны следующие качества:

1. Готовность к планированию. Я видела, как сдают экзамены тысячи (действительно тысячи) студентов. Всегда бывают студенты, которые берутся за ручку, как только задание оказывается у них на столе. […] «Таким студентам необходимо научиться как-то сдерживать свою импульсивность и составлять план ответа. Им следует в общих чертах набросать в уме план ответа, прежде чем браться за ручку.[…]

2. Гибкость. Рокич в своем известном труде (Rokeach, 1960) называет отличительными особенностями «ограниченного ума» отсутствие гибкости (ригидность) и догматизм. Человек с ограниченным умом негативно относится к любым новым идеям, заявляя: «Я и без этого всегда обходился». Другим распространенным возражением, демонстрирующим неготовность рассматривать новые предложения, является фраза: «Не чини, пока не сломается». Такой консервативный подход препятствует восприятию свежих идей.[…]

3. Настойчивость. Барон (Baron, 1987) в прекрасном эссе, посвященном значению установок, подчеркнул, что настойчивость крайне важна для достижения успехов в учебе. С настойчивостью тесно связана готовность взяться за решение задачи, требующей напряжения ума. Некоторые люди при виде задачи, кажущейся им трудной, не делают ни малейшей попытки ее решить.[…]

4. Готовность исправлять свои ошибки. Все мы время от времени ошибаемся. Думающие люди, вместо того чтобы попытаться оправдать свои ошибки, умеют их признавать и тем самым учатся на них. Прислушиваясь к мнению окружающих, они стремятся понять, в чем неправы, и найти причины ошибки. Такие люди могут признать свои стратегии действия неэффективными и отвергнуть их, выбирая новые и совершенствуя свое мышление.

5. Осознание. Психологи называют это качество метапознанием, или мета-когнитивным мониторингом. Оно подразумевает наблюдение за собственными действиями при продвижении к цели. Критически мыслящие люди развивают привычку к самоосознанию собственного мыслительного процесса. Поскольку этот вопрос очень важен, мы обсудим его более подробно в следующем разделе.

6. Поиск компромиссных решений. Групповые формы деятельности являются преобладающими в современном мире. Критически мыслящему человеку необходимо обладать как хорошо развитыми коммуникативными навыками, так и умением находить решения, которые могли бы удовлетворить большинство. Без этого даже самые светлые головы не смогут воплотить свои мысли в конкретные дела.

Главная трудность в выработке установки на критическое мышление заключается в том, что люди часто не осознают, когда действуют импульсивно или мыслят ригидно.

Литература:

Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000.

Мы живём в необычное время, когда каждый имеет практически неограниченный доступ к информации и знаниям. Полвека назад о таком можно было только мечтать. Но если присмотреться к этому информационному потоку, можно заметить, что в нём слишком много недостоверной информации. И чтобы уметь отличать правду от вымысла, необходимо обладать особой способностью – критическим мышлением. Именно о нём мы сегодня и поговорим.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – это тип мышления, основанный на логическом осмыслении всей получаемой информации. Оно всегда ориентировано не на доказательство определённых идей и тезисов, а на поиск истины. В рамках критического мышления все факты, подвергаются тщательному анализу и осмыслению с использованием методов рационального познания.

Ключевой аспект критического мышления – способность оценивать правдоподобность поступающей информации и делать выводы о её истинности, исходя из имеющихся фактов. Более того, обладающие данной способностью люди склонны анализировать и переосмысливать не только новую информацию, но и уже известные им факты. Благодаря этому они способны самостоятельно обнаружить, что ранее заблуждались, и признать это, не цепляясь за ошибочные убеждения.

Человек, обладающий хорошо развитым критическим мышлением, способен извлекать из него выгоды во всех сферах жизни. Он более наблюдателен и быстрее замечает различные важные детали в любых жизненных обстоятельствах. Поскольку он всегда понимает, какие аргументы более важны, он хорошо умеет обосновывать свою точку зрения в дискуссии. Также он быстрее обрабатывает информацию, эффективнее изучает новый материал, умеет применять свои навыки аналитического мышления в любых ситуациях.

Наверное, практически каждый человек уверен, что умеет мыслить критически. Но в действительности такая способность присутствует лишь у небольшого количества людей, да и то не всегда. Настоящее критическое мышление подразумевает, что соблюдаются все семь принципов, каждый из которых мы детально рассмотрим далее.

1. Гибкость

Мы склонны держаться за наши знания и убеждения, опираться на стереотипы и придерживаться заранее выбранной точки зрения. Такой подход позволяет нам минимизировать когнитивную нагрузку и снизить уровень стресса. Именно отсутствие гибкости мышления сильнее всего мешает большинству людей мыслить критически. Они предпочитают получать информацию в готовом виде, осмысливая её в соответствии с имеющимися паттернами восприятия.

Гибкость мышления важна ещё в одной сфере. Большинство людей обычно верит той точке зрения, которую слышит первой. Например, если поссорились два соседа, остальные обычно поддерживают того, кто успел первым рассказать им своё видение ситуации и обвинить в конфликте своего оппонента. Но человек, способный мыслить гибко, непредвзято оценивает ситуацию, и его мнение не зависит от того, в какой последовательности он услышал версии конфликтующих сторон.

2. Логичность

Несмотря на то, что логика – это довольно сложная наука, большинству людей её основные законы доступны для понимания на интуитивном уровне. Логичность критического мышления подразумевает, что в своих суждениях человек руководствуется именно законами логики. Все его умозаключения логичны, он всегда действует и рассуждает последовательно, в любых обстоятельствах умеет правильно оценивать причинно-следственные связи, не путая и не перекручивая их.

3. Социальная ориентированность

Каждому человеку в той или иной мере свойственен специфический эгоизм, заключающийся в том, что он считает более правильными те утверждения, которые выгоднее или приятнее для него самого. Но хорошо развитое критическое мышление исключает подобный подход.

Такой человек любую ситуацию рассматривает с разных ракурсов и оценивает её не с позиции личных предпочтений, а с позиции социальной справедливости и адекватности. Например, если происходит конфликт в общественном месте, он всегда трезво оценивает ситуацию, при необходимости признавая свою неправоту.

4. Обоснованность

Любое утверждение должно быть аргументировано и доказано. Человек с развитым критическим мышлением прекрасно понимает это, поэтому в споре всегда использует только те аргументы, которые готов доказать, и избегает аргументов в стиле «Любой дурак знает!». Разумеется, и к чужой аргументации он весьма требователен. При этом многих людей раздражает, когда он уточняет, из какого источника взята определённая информация и как её можно перепроверить.

5. Беспристрастность

Ещё одна особенность людей с хорошо развитым критическим мышлением заключается в том, что они никогда не судят пристрастно. Они игнорируют авторитетные точки зрения и личные предпочтения, не боятся, что их выбор кого-то расстроит.

Чтобы проверить, умеете ли вы мыслить беспристрастно, представьте себе ситуацию, в которой близкий вам человек оказывается неправым в споре с кем-то посторонним. Заметите ли вы это? Сможете ли сказать ему, что он неправ, и как вообще будете вести себя в такой ситуации? Оставаться беспристрастным очень сложно, поэтому это одно из самых эффективных испытаний критического мышления.

6. Последовательность и системность

Критическое мышление не может быть бессистемным или непоследовательным. Оно не терпит хаоса и сумбура в мыслях, а требует порядка и умения раскладывать информацию по полочкам. Такой человек всегда последователен в своих суждениях, решениях и действиях. И посторонним обычно довольно сложно запутать его, сбить с мысли или навязать свою точку зрения, которая не впишется в его систему.

7. Самостоятельность

Многие люди даже не задумываются, насколько им нравится, когда кто-то думает за них и преподносит им уже готовую точку зрения – продуманную, аргументированную и простую для понимания. Но критически мыслящий человек никогда не принимает готовое мнение. Для него важно получить достаточное количество убедительных аргументов, чтобы самостоятельно сформировать свою точку зрения.

Плюсы критического мышления

Сразу отметим, что у критического мышления есть только положительные стороны и нет отрицательных (если, конечно же, не прибегать к аргументам в стиле «Чем меньше думаешь, тем проще живётся»). Умение мыслить критически даёт человеку такие преимущества как:

  • постоянная тренировка когнитивных способностей, развитие логического мышления и наблюдательности;
  • умение быстро ориентироваться в большом объёме информации, отбрасывая лишнее и сосредотачиваясь на главном;
  • независимость, способность самостоятельно формировать свою точку зрения и отстаивать своё мнение, не прибегая к чужому авторитету;
  • умение убедительно дискутировать, вызывая уважение окружающих;
  • постоянное получение новых знаний высокого качества.

На самом деле, хорошо развитая способность мыслить критически даёт своему обладателю гораздо больше преимуществ. Вряд ли можно найти человека, который станет спорить с утверждением, что полезно уметь быстро анализировать информацию, оценивая её адекватность и достоверность.

Как развить критическое мышление?

Способность критически мыслить присутствует лишь у небольшого количества людей. Более того, вряд ли существует хотя бы один человек, которого она никогда не подводила. Но есть и хорошая новость: эту способность можно развивать, с каждым днём всё более явно замечая её влияние на свою жизнь. В этом помогут 7 простых правил, которые желательно соблюдать каждый день.

1. Контролируйте свои мыслительные процессы

Главная задача нашего мозга заключается в том, чтобы решить поставленную задачу, затратив на это минимум энергии. Для этого он использует разные механизмы экономии. В частности, он старается подобрать самое простое объяснение различным событиям, не напрягаясь для более детального анализа.

При этом нам далеко не всегда выгодно, чтобы он так себя вёл. Поэтому каждый раз, когда вы делаете какие-то выводы или принимаете решение, следите за тем, какую работу при этом проводит ваш мозг и не халтурит ли он, делая выбор «на автомате».

2. Боритесь со стереотипами и убеждениями

Многие открытия совершались в те моменты, когда кто-то отказывался от общепринятого мнения и делал нечто, что считалось невозможным или попросту неправильным. Такой подход может использовать любой человек, и не обязательно быть ученым.

Всякий раз, когда старые убеждения (неважно, ваши собственные или навязанные обществом) мешают вам действовать, задумывайтесь о том, насколько они актуальны. Пересмотр убеждений – это одно из мощнейших упражнений на развитие критического мышления.

3. Задавайте базовые вопросы

Работая с информацией, бывает полезно задавать себе простые вопросы. Например, такие как:

  • Что я сейчас изучаю?
  • С какой целью?
  • Что мне уже известно?
  • Откуда мне это известно?
  • Что я упускаю из виду?

Бывает, что ответы на эти простые вопросы помогают критически осмыслить информацию лучше, чем её детальное изучение.

4. Пробуйте думать в обратном направлении

Это неплохое когнитивное упражнение, полезное для развития мышления в целом. Когда вы не можете понять, каким образом событие А стало причиной события Б, подумайте, не произошло ли всё наоборот. Вполне вероятно, что это событие Б спровоцировало событие А, и как только вы рассмотрите такой вариант, сразу найдёте ответ на свой вопрос.

5. Оценивайте каждую статью, которую читаете

У каждой статьи есть свой автор, который написал её с какой-то целью. Иногда мотивация заключается в том, чтобы делиться знаниями, но иногда и в том, чтобы навязывать людям определённую точку зрения. Чтобы понять это, достаточно задавать себе 3 вопроса:

  • Кто автор данной статьи?
  • Как он её создал (собрал, скомпоновал, написал)?
  • С какой целью написана и опубликована статья?

Например, если на сайте производителя какого-то продукта размещена статья о его безграничной полезности, изложенной в ней информации не следует доверять слишком уж сильно.

6. Думайте самостоятельно

Как уже было отмечено выше, наш мозг очень экономно расходует энергию, поэтому с готовностью соглашается с чужим мнением, если оно не противоречит нашим убеждениям и не доставляет дискомфорта. Особенно хорошо данный эффект заметен при чтении. Приготовившись получать полезную информацию, мы расслабляемся и доверяемся автору.

Конечно, это удобно и практично. Но лучше всё же осмысливать сказанное, находя аргументы для спора с автором. В идеале вы должны находить у него неточности и незначительные ошибки. Это не будет означать, что материал плохой, ведь все ошибаются. Это будет означать лишь то, что вы изучаете его действительно внимательно.

7. Не ожидайте идеального результата

Даже хорошо развитое критическое мышление подводит своих обладателей. Поэтому избавьтесь от перфекционизма и не расстраивайтесь, если вдруг кто-то ввёл вас в заблуждение, несмотря на все старания. Даже если критическое мышление даст осечку, это не значит, что оно перестанет быть полезным, поскольку будет много других ситуаций, в которых оно прекрасно справится со своей задачей.

Заключение

Критическое мышление – это один из самых полезных навыков в современном мире. Оно улучшает когнитивные способности и ведёт к более осознанной жизни. Поэтому не нужно жалеть времени и усилий на его развитие. Запишите 7 правил, которые мы рассмотрели выше, и старайтесь постоянно их соблюдать. И довольно скоро вы заметите, насколько чаще и легче вам удаётся критически осмысливать различные вещи в повседневной жизни.

Урок 1. Критическое мышление: навыки, умения и компетенции

Урок 1. Критическое мышление: навыки, умения и компетенцииВ первом уроке курса по критическому мышлению мы поговорим о том, какими нужно обладать навыками и компетенциями для его успешного развития и использования в повседневной и профессиональной жизни.

В частности мы с вами побеседуем о том, что такое критическое мышление, и рассмотрим навыки и свойства, составляющие его основу.

Содержание:

  • Что такое критическое мышление?
  • Критическое мышление: навыки, умения и компетенции
  • Критическое мышление в работе и учебе: рекомендации по развитию и применению

Также вы узнаете о пользе его применения в учебе и работе и пройдете тест, из которого станет ясно, какое место оно занимает в вашей жизни на данный момент. Эта информация будет для вас крайне полезна, и начать свое обучение критическому мышлению следует именно с нее.

Что такое критическое мышление

Многие люди сталкиваются с трудностями в логических и последовательных рассуждениях. Но очень важно понять, что навыки рассуждения, как и любые другие, можно и нужно в себе развивать. Изначально для этого стоит разобраться в том, что вообще такое критическое мышление, и начать применять на практике его приемы.

Если обратиться к книге Дайаны Халперн – американского психолога и специалиста в области психологии мышления, можно увидеть, что:

Критическое мышление представляет собой целый комплекс основополагающих навыков, таких как способность давать оценки, делать заключения, интерпретировать и анализировать, наблюдать и т.д.

Говоря несколько иначе и проще, критическое мышление можно охарактеризовать как познавательную активность, связанную с применением разума и интеллектуальных способностей. Когда человек мыслит критически, оценивает и анализирует полученные данные, он использует внимание, категоризацию, выбор, суждение и другие подобные мыслительные операции. Применение же критического мышления предъявляет человеку ряд требований.

Критическое мышление: навыки, умения и компетенции

Рассматривая критическое мышление в качестве процесса обдумывания, мы увидим, что оно требует от человека наличия немалого количества навыков. К таковым относятся:

  • Умение определять позицию другого человека, его аргументы и выводы.
  • Умение оценивать свидетельства альтернативной позиции.
  • Умение беспристрастно и объективно оценивать противоположные аргументы и свидетельства.
  • Умение выявлять неверные и ложные противоположения, видеть подводные камни, читать между строк.
  • Умение распознавать приемы, использующиеся для придания конкретной позиции большей. привлекательности по сравнению с другими, к примеру, всевозможные способы убеждения или ложную логику.
  • Умение организованно размышлять и дополнять процесс обдумывания логикой и проницательностью.
  • Умение определять достоверность и обоснованность выводов, руководствуясь разумными допущениями и твердыми свидетельствами.
  • Умение обобщать информацию и объединять суждения о доказательствах для формирования собственного мнения.
  • Умение представлять свою точку зрения в обоснованной, организованной и убедительной форме.

В 1987 году один из лучших американских педагогов Роберт Эннис также сумел определить способности и установки, связанные с критическим мышлением. Ими являются:

Способность к скептическому рассмотрению вещей.
Способность к рассуждениям.

Разговор о развитии критического мышления будет неполным, если мы не упомянем о скептицизме. С позиции критического мышления скептицизм предполагает то, что человек подвергает некоторому сомнению абсолютно все, с чем сталкивается. Это вовсе не значит, что он не верит всему, о чем слышит или что видит – он просто признает тот факт, что его взгляды могут измениться, если он получит какие-либо дополнительные сведения.

Критическое мышление предлагает применять сомнения и скептицизм конструктивно, оценивая всю имеющуюся информацию. Благодаря этому мы можем выдвигать более обоснованные и объективные суждения на тему того, что мы считаем продуктивным, правильным, верным и наоборот. Также это значительно повышает эффективность принимаемых нами решений.

Есть люди, кажущиеся более доверчивыми по сравнению с остальными, а есть те, кто настроен более скептично. Причина кроется как в личных качествах, так и в жизненном опыте человека. Но критическое мышление не является ни врожденной особенностью, ни чертой характера – это конкретный метод, позволяющий интерпретировать события определенным образом. Скептики могут применять упорядоченный подход, а доверчивые люди – просто конструктивно подвергать все сомнению.

Что же касается рассуждений, то здесь в большей степени речь идет о рациональном мышлении. Рациональность предполагает использование причин для объяснения явлений, событий, фактов. И рассуждения, как правило, всегда начинаются именно от себя. Выглядит это примерно так:

1 Изначально человек находит причины: почему он верит во что-то или делает что-то (при этом он осознает, что именно это за причины).
2 Затем он критически оценивает свои действия и убеждения.
3 В итоге он может объяснить причины своих действий и убеждений окружающим.

На первый взгляд все это очень просто, ведь нам кажется, что мы знаем, почему и во что именно мы верим. Но в некоторых случаях нас начинают одолевать сомнения, вследствие чего собственные убеждения уже не кажутся такими истинными. В глаза начинает бросаться тот факт, что в действительности мы понятия не имеем о полноте информации, которой владеем, и начинаем думать: быть может, все, что мы слышим или видим – это лишь одна из вариаций?

Бывают также и случаи, когда у нас нет уверенности в том, правильно ли мы что-то объясняем и верно ли действуем. Поэтому необходимо прибегать к развитию наблюдательности и изучать основания своих собственных рассуждений, убеждений и действий, т.к. только они помогут нам провести какой бы то ни было критический анализ.

Но нельзя забывать и о том, что критическое мышление – это в основном критический анализ рассуждений окружающих. Чтобы его проводить, мы должны не только уметь находить основной аргумент другого человека, но и быть в состоянии анализировать и оценивать его детали.

Любое рассуждение, как собственное, так и чужое, состоит из анализа свидетельств и составленных на их основе выводов. Свидетельства поддерживают выводы. Вот, например, вы считаете, что сегодня прохладно. Вы говорите кому-то об этом, но он с вами не согласен, и интересуется, с чего вы это взяли. В доказательство вы можете привести показания термометра и свои собственные наблюдения за погодой на улице. В этом случае вашими свидетельствами станут лед на земле и столбик термометра на низком уровне.

А когда мы критически анализируем суждения других людей, мы можем и должны проводить следующие мыслительные операции:

  • Определять рассуждения и сделанные на их основе выводы.
  • Анализировать то, как собеседник выбирал, сочетал и упорядоченно располагал суждения (так мы определим ход рассуждения).
  • Оценивать, в какой степени рассуждения подтверждают выводы.
  • Оценивать обоснованность и доказательность рассуждений.
  • Определять неточности в процессе рассуждений.

Рассуждения, подобные рассмотренному нами примеру с погодой, мы применяем буквально ежечасно в обычной жизни. Но на учебе или в работе нам необходимы несколько иные рассуждения – обладающие формальной структурой (к примеру, отчеты, эссе, доклады). И для формирования таких рассуждений требуются дополнительные навыки, а именно:

  • Навык выбора и структурирования рассуждений (нужен для подтверждения вывода).
  • Навык последовательной аргументации.
  • Навык применения логического порядка.
  • Навык эффективного применения речевых средств (нужен для представления процесса рассуждений).

Каждый, кого интересует развитие критического мышления, должен уделять особое внимание развитию трех базовых компетенций, на которых основываются все остальные. Среди этих компетенций:

1

Умение мыслить. Критическое мышление – это способность к упорядочиванию, категоризации, выбору, дифференцированию, сравнению и противопоставлению (рекомендуем вам ознакомиться с интересным материалом на эту тему  здесь).

2

Контроль эмоций. Критическое мышление является беспристрастным процессом, но в любой момент могут возобладать эмоции. Это нормально, ведь нередко приходится делать выбор между разными позициями и точками зрения. Иногда могут выбить из колеи свидетельства, которые для нас неприемлемы, или неожиданные аргументы. В большинстве случаев эмоциональная нестабильность только ухудшает ситуацию, и умение контролировать свое эмоциональное состояние является полезным и эффективным навыком, т.к. оно позволяет спокойно привести логические доводы и убедить собеседника (советуем изучить наши материалы по управлению эмоциями – вы найдете их здесь и здесь).

3

Исследования и знания. Даже умея мыслить критически, не всегда можно отыскать хорошие и убедительные доказательства, не разбираясь в предмете. Критическое мышление – это еще и навык проведения собственных исследований. Помните, что способность находить данные по какому-либо вопросу облегчит вам жизнь, ведь вы будете в состоянии фиксировать важную информацию и приводить альтернативные доказательства, свидетельства и объяснения (в дополнение к этому обязательно почитайте нашу статью о 14 ключевых навыках для критического мышления – из нее вы почерпнете массу полезной информации, которая безусловно пригодится вам на практике).

Критическое мышление, помимо всего прочего, требует от человека наличия аккуратности и точности, а также неуемного стремления найти правильный ответ. А значит это вот что:

  • Быть объективным, т.е. уметь поступиться своими личными предпочтениями, убеждениями и интересами в процессе беседы, чтобы лучше разобраться в теме и прийти к более точному результату.
  • Рассматривать предмет с разных сторон, т.е. исследовать информацию с разных точек зрения.
  • Повторять, т.е. несколько раз обсуждать один и тот же вопрос, чтобы учесть максимальное количество деталей..
  • Быть внимательным к деталям, т.е. развивать наблюдательность и уделять время обнаружению даже самых мелких подробностей, способных привести к прояснению вопроса в целом.
  • Определять тенденции и закономерности, т.е. анализировать, упорядочивать информацию и выявлять повторения и сходства.
  • Рассматривать отдаленные перспективы и возможные результаты, т.е. иметь в виду, что представляющееся верным сейчас может попасть под сомнение через некоторое время.

А еще одной важнейшей компетенцией, способствующей развитию эффективного критического мышления, является не что иное, как самоанализ. Способность критически мыслить, как мы уже говорили, означает способность выносить точные суждения. На этот процесс воздействуют многие факторы, и знать о них следует непременно, т.к. получить без этого знания объективные сведения о происходящем очень и очень проблематично.

Эти факторы могут быть совершенно разными. Так, можно выделить убеждения, пристрастия, привычки, предубеждения, стереотипы, склонности, предположения; все то, что приемлемо и нормально для нас, и все те понятия и личные качества, в которых мы никогда не сомневаемся.

Человек, умеющий мыслить критически, предельно восприимчив к своим слабым и сильным сторонам. Он способен размышлять и давать оценку своим интересам, знаниям, мотивации, уровню компетентности и т.д. Он не пренебрегает сомнениями в своих взглядах и проверкой подтверждающих их свидетельств.

Для осознания своих недостатков всегда нужно мужество. Узнать о себе нечто новое (и не всегда приятное) может быть болезненно, т.к. большая часть людей склонна думать о себе лишь в положительном ключе. То же касается и собственной системы убеждений и ценностей – человек воспринимает то, во что он верит, как часть своей натуры, и сомнению это подвергается с трудом.

Не будет лишним заметить, что в результате критического мышления человек рискует оказаться по другую сторону баррикад, а значит, есть и риск разойтись во взглядах с родными, близкими, друзьями, коллегами. Отстаивание своей точки зрения – прерогатива смелых и мужественных людей, в особенности при вероятности ошибочности своей точки зрения.

Исходя из всего этого, умение проводить качественный и объективный самоанализ, наряду с прочими рассмотренными выше навыками и умениями, является одной из важнейших компетенций в ракурсе критического мышления. И в первую очередь нужно формировать правильную самооценку и трезво и беспристрастно относиться к своим недостаткам и отрицательным чертам, и по возможности, если уж не устранять их, то серьезно прорабатывать – делать так, чтобы они не мешали вам в анализе событий, явлений и фактов.

Критическое мышление, если оно развито правильно и в достаточной степени, предлагает человеку серьезные личностные преимущества по сравнению с другими людьми. Критически мыслящий человек может намного проще совершать правильный и обдуманный выбор, всегда и везде имеет свое собственное мнение и умеет его отстоять и обосновать, способен не просто слушать, но слышать окружающих людей. Такой человек может делать выводы, основываясь на анализе своего опыта и опыта других, никогда не делает выводов, опираясь на непроверенную информацию, гораздо меньше подвержен манипуляциям со стороны.

Развивая вышеназванные навыки и компетенции, человек не просто учится критически мыслить, он научается взвешенно и четко оценивать последствия своих решений, грамотно формулировать задачи и способы их реализации, становится открытым для новой информации и более спокойным при столкновении с чем-либо неизвестным. И, что не менее важно, критически мыслящий человек умеет признавать свои ошибки и ошибочность своего мнения, и с уважением относится к мнению других людей, даже если оно идет вразрез с его собственным.

Польза критического мышления проявляется не только в личной жизни, но и в профессиональной сфере деятельности и учебе, воздействуя и на общение человека с окружающими, и на понимание вещей, и на личную эффективность, и на многие другие составляющие. И, беря во внимание важность этого вопроса, мы хотим предложить вам несколько рекомендаций по развитию критического мышления и его применению в учебе и работе (собственно, и в личной сфере данные советы тоже будут незаменимы).

Критическое мышление в работе и учебе: рекомендации по развитию и применению

В этом разделе урока мы рассмотрим рекомендации на несколько разных тем, самым непосредственным образом касающихся практической стороны критического мышления. И первая из них по праву считается наиболее важной – она касается понимания.

1

Учитесь понимать

Критическое мышление – это превосходный инструмент для более глубокого понимания вещей, с которыми мы сталкиваемся. Например, на учебе это может быть некая дисциплина, ее основные теории и аргументы; в работе – сфера исследования, область деятельности и т.п. Довольно часто подобные объекты внимания обсуждаются на семинарах, презентациях, мозговых штурмах и других мероприятиях, преследующих цель получить оценку и интерпретировать результаты.

Одним из лучших методов достижения понимания можно назвать самостоятельное выполнение или же повторение (воспроизведение) исследований. Но, как и следует полагать, в учебных заведениях и на работе (как, впрочем, и в повседневной жизни) у нас не всегда есть время изучить все, с чем мы сталкиваемся. Поэтому альтернативой глубокому пониманию, приходящему через время и достигающемуся через эксперименты и жизненный опыт, может стать использование критического анализа исследований и работ других людей.

Все, что требуется для осуществления этого способа – научиться критически анализировать сделанное другими людьми. Но для кого-то это вполне просто, а для кого-то – сложно, и он без сомнений, не проверяя и не анализируя, принимает на веру любые результаты. Обучение критическому мышлению предполагает простой выход из подобных ситуаций и применимый к любой области. Нужно лишь задать два вопроса: «Откуда я это узнал?» и «Почему я верю, что это так?».

Такой подход эффективен и для студента, и для менеджера, и для бизнесмена, и для любого обычного человека, безоговорочно доверяющего исследованиям, которые основаны на устаревших данных, ложных рассуждениях, недостоверной выборке и т.п. Многие данные, выпавшие из контекста и ставшие неактуальными, зачастую берутся в качестве истинных в течение десятилетий, но с текущим положением дел уже ничего общего не имеют, и это нужно учитывать (более подробно о работе с данными и источниками мы поговорим в шестом уроке).

2

Изучайте плюсы и минусы

Критика, в каком бы контексте мы ее не рассматривали (академическом, профессиональном, повседневном) означает проведение анализа и положительных и отрицательных сторон чего-либо. Необходимо научиться находить как недостатки, так и преимущества, а также убедительные аргументы в пользу того и другого. Только это даст возможность адекватно оценить, что эффективно, правильно и действенно, а что – нет.

Грамотная критическая оценка предоставляет человеку заключение, по какой именно причине нечто считается плохим или хорошим, почему это нечто не работает или, напротив, имеет успех. Помните, что банальное перечисление плюсов и минусов здесь не пройдет – все их нужно подвергнуть скрупулезному изучению.

3

Ничего не упускайте и стремитесь к всесторонности

Почти в каждой области человеческой деятельности необходимо стремиться к критической оценке всего увиденного, услышанного, прочтенного и т.д. И это актуально даже в случаях с общепризнанными научными теориями, проверенными фактами, неопровержимыми доказательствами. Именно это можно назвать профессиональным критическим мышлением.

Старайтесь подвергать сомнению и критической оценке абсолютно все: теории, факты, области исследований, мнения, данные, методологию, инструментарии и т.д. Но не забывайте и о том, что могут быть исключения. К примеру, практически все, что касается религии, никогда не подвергается сомнениям или обсуждениям. Это нетипично, но все же имеет место быть. Впрочем, есть люди, которые мыслят критически даже здесь.

4

Оценивайте рассуждения и действия, но не человека

Необходимо понять, что идеи, работы, теории и действия не должны отождествляться с людьми, которые с ними связаны. Критический анализ никогда не может быть свободен от личного внимания людей, ведь люди всегда принимают замечания, критику и похвалу за свои творения на свой счет.

Когда мыслите критически по отношению продукта деятельности кого-то из окружающих, стремитесь прибегать к тактичности и конструктивному подходу. Любые замечания, в особенности те, что могут быть неприятны адресату, должны быть представлены так, чтобы он понял и принял их.

5

Избегайте крайностей

Как в обыденной жизни, так и в учебе и на работе люди часто впадают в крайности и воспринимают все только как правильное и неправильное, хорошее и плохое, белое и черное. Но в большинстве ситуаций во всем, что касается профессиональной сферы, науки или образования, следует принимать вещи в качестве совокупности явлений или вероятностей.

К примеру, одной из задач высшего образования является научить человека задавать сложные вопросы, предполагающие сложный и развернутый ответ. Подобное можно найти и в большинстве специальностей.

Исходя из этого, помните, что ответить на многие вещи однозначно нельзя, как и оценить их как единственно хорошие или плохие. Чем больше мы изучаем что-либо, тем явнее становится тот факт, что дать однозначный ответ на вопрос очень трудно. Вспомните слова древнегреческого философа Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

6

Работайте с сомнениями и двусмысленностью

Сегодня мы можем зайти в интернет и в течение считанных секунд получить ответ на любой заданный вопрос. Но в тех же научных дисциплинах встречаются вопросы (особенно в новых сферах), ответы на которые специалисты ищут годами и даже десятилетиями (да и гарантии получения ответов нет никакой). Так что если вы приверженец готовых ответов, с применением критического мышления у вас может возникнуть дискомфорт.

Одновременно с этим не следует полагать, что двусмысленные и неопределенные ответы – это нечто неприемлемое. К примеру, если вы пишите статьи для сайтов или журналов, вы просто обязаны искать проверенную информацию, основываясь на всех нюансах предмета, изученных подробно и детально. Точно также и в учебе – если вы студент, вы должны учиться работать с данными, полученными учеными и специалистами, чтобы быть в состоянии аргументировать свои рассуждения.

В любой академической деятельности и работе (сюда же можно отнести профессиональные научные исследования, в том числе для сфер промышленности и бизнеса), будучи исследователем, вы должны иметь в виду, что:

Точного ответа может и не быть.
На поиски ответа могут уйти годы.
Найденный ответ может прояснить лишь небольшой аспект всего вопроса.

В случае с обучением, если вы студент, критическое мышление будет для вас означать:

  • Поиск наиболее точных и достоверных свидетельств по интересующему вопросу.
  • Оценку качества свидетельств, способных доказать те или иные утверждения.
  • Составление промежуточных выводов с основой на факты.
  • Построение такой линии рассуждений, которая сможет провести слушателей, собеседников или читателей к выводам через доказательства.
  • Поиск и выбор самых эффективных примеров.
  • Использование точных фактов с целью иллюстрации доказательств.

Обучение критическому мышлению – процесс, конечно же, непростой. Несмотря на это, он очень увлекателен и интересен, особенно если вы не занимались этим раньше. На вашем пути будет множество любопытных открытий, ведь вы начнете замечать изменения в своем собственном мыслительном процессе, реакциях на поступающую к вам информацию, взаимодействии с людьми в повседневной жизни.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.

Далее предлагаем перейти к изучению научного метода.

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ответ на вопрос «Способность осознавать свои ошибки «, 11 (одиннадцать) букв:
критичность

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова критичность

Определение слова критичность в словарях

Примеры употребления слова критичность в литературе.

Хорошо, но тогда нам придется с такой же критичностью пересмотреть каноничность искусства, с какой в восемнадцатом и девятнадцатом веках пересматривалась каноничность религии.

После 10 лет внушаемость имеет тенденцию к постепенному уменьшению в результате появления все большей критичности и самоконтроля, т.

Вина за неизбежные проступки перед авторитетом и потребность в их прощении, таким образом, порождает бесконечную цепь прегрешения, чувства вины, потребности в отпущении грехов, которая держит человека в кабале, а благодарность за прощение сильнее критичности по отношению к требованиям авторитета.

Они с большей критичностью относятся к себе, озабочены своими недостатками.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сплит система дженерал ошибки
  • Сплит система супра коды ошибок
  • Способность кодов обнаруживать и исправлять ошибки
  • Сплит система сатурн коды ошибок
  • Сплит система дэу ошибка f9