Специфические ошибки письма и чтения

Методические рекомендации для  учителей начальных классов.

ГКУ РС (Я) «МСРЦН», г. Мирный

Коврижникова Марина  Михайловна,

логопед

Тема: Специфическое нарушение письма и чтения у младших
школьников.

Цель:
познакомить педагогов с особенностями проявления специфических
нарушений письма и чтения.

В последние годы отмечается значительный
рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти
трудности многозначны, решить их быстро невозможно. Одной из распространённых
причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы
являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко
затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Так что это такое — нарушение письма и чтения? Почему оно
происходит? Как проявляется?  
Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости
исключительно в лени ребенка, в его невнимательности: «Он просто не
старается». 
Но вот специалисты считают,
что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же?  
Становление чтения и письма — процесс очень сложный. В нем участвует несколько
анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное
овладение письменной речью.  
Дисграфия — это специфическое нарушение письма, проявляющееся в многочисленных
типичных ошибках стойкого характера. От греческого «дис» — плохо, «графо» —
письмо.  
Дислексия — это нарушение чтения, выражающееся в стойких специфических
ошибках при чтении («дис»-плохо, «лексис» — речь)  
Специфические ошибки – не связанные с применением орфографических
правил.  


Какие же причины приводят к нарушению чтения и письма?  

1.       
Первая
и наиболее часто встречающаяся — так называемые минимальные мозговые дисфункции
(ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во
время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды
были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой — травма
вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная
мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в
раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение
внимания. Такой диагноз выставляет только невропатолог.

2.       
Играет
роль и наследственный фактор. Дислексия и дисграфия бывают связаны с
врожденными особенностями строения мозга. На чтении «специализируется» задняя
часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта
область мозга немного больше, то у дислекcиков задние части левого и правого
полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что
если у папы в школе были 
проблемы с чтением или письмом, то
вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей.

3.       
Огромное
значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень
сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии
фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на
разных этапах развития являются одной из причин дисграфии и дислексии. (Другими
словами задержки речевого развития в дошкольном возрасте являются одной из
причин нарушения письма и чтения)

4.       
Нарушение
чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для
нашего региона эта проблема становится все более актуальной. В школах растет
количество детей, не владеющих русским языком. 

5.       
Причиной
нарушения чтения и письма может быть и расстройство в системах, обеспечивающих
пространственное и временное восприятие.  


Нужно
обратить особое внимание:  

1.      Если
ребенок левша.  

2.      Если он –
переученный правша.  

3.      Если
ребенок посещал логопедическую группу.  

4.      Если в
семье говорят на двух или более языках. 

5.      Если
ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда
провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях,
когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому
обучению.  

6.      Если у
ребенка 
есть проблемы с памятью,
вниманием.  

Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к
нарушению чтения и письма, все специфичны и носят стойкий характер. Если эти
ошибки встречаются редко или вообще единичны, то это, скорее всего, результат
переутомления, невнимательности.  

Для
полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное
развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением
и письмом он не сможет.

Не
случайно, поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим
школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его
речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его
интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать
подобные расстройства может, разумеется, только специалист.

Как
распознать дислексию?

Теперь
о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать
нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый
человек, который может забить тревогу.

Необходимо
иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и
дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при
чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но
они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего,
результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее
наблюдение.

Для
своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель
должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что
эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на
проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в
коем случае не дают право самостоятельно делать заключение,
тем самым
подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно – и необоснованному.

Каковы же
ошибки, которые нас должны насторожить?

Существует
несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои
ошибки.

1. Смешение
букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д
– у и т.д.


2. Ошибки,
связанные с нарушением произношения.
Отсутствие каких-то звуков или
замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на
письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).


3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что
происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии
особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё
– ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и
шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например:
тубло (дупло), лёбит (любит).


4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а
это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне
может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание
слов. 


5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание):
“За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение,
упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).


6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость
согласных:
сольить (солить), въезет (везет).


7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также
является одним из проявлений дисграфии.

Еще
раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в
другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания
грамматических правил.

Работа
по коррекции нарушений

На
первых этапах работа идет в основном устная:


упражнения на развитие фонематического восприятия,


звуковой анализ слова.

Диктанты
здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут
допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине
нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным
текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками нужно проводить так, как
рекомендует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные
слова.

Существует
методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а
на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть
свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над
ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в
прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

Можно
посоветовать упражнение «корректурная проба».

 Ежедневно
в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного)
зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к
согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а
букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении
которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например,  р – л, с – ш и
т.д.

Через
2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин)
улучшается качество письма.

Желательным
условием является отказ от проверок этих детей на скорость чтения. Надо
сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у
психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс
испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь
бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного,
ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может
быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов
может развиться невроз.

Психоневролог
может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные
стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное –
помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых
требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Список
литературы:

1.      Лалаева
Р.И.
Логопедическая
работа в коррекционных классах. — М.,1999.

2.      Лалаева
Р.И.
Нарушения
чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.

3.      Логопедия
/ Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1995.

4.      Лопухина
И.С.
Логопедия.
550 упражнений для разви­тия речи. — М., 1995.

5.      Мазанова
Е.В.
Формы
и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция.
-2001.

6.      Мазанова
Е.В.
Дисграфия,
обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по
коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом
развитии. Тетрадь №1, №3. — М. ; Киев, 2004.

7.      Садовникова
И.Н.
Нарушения
письменной речи и их пре­одоление у младших школьников: Книга для логопедов. -М.,
1995.

Специфические ошибки,

которые наблюдаются при дислексии

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

  1. Неправильное прочитывание (замены) букв, соответствующих акустически или артикуляторно близким звукам. 

В этом случае ребёнок, видя, например, написанное слово «шуба», прочитывает его как «суба», а слово «цыплёнок» – как «сыплёнок» и т.п. Обычно такие дети делают аналогичные ошибки и при письме, заменяя в записываемых словах те же самые буквы. У многих детей соответствующие звуковые замены наблюдаются и в устной речи.

В этих случаях ошибки вызваны затруднениями в слуховой дифференциации соответствующих звуков (Ш – С, Ц – С и др.) Именно по этой причине ребёнок при чтении, например, слова «шапка» будет сомневаться в том, как нужно правильно прочитать первую букву — Ш или С? Ведь звуки Ш и С при их восприятии на слух кажутся ему одинаковыми. По этой же самой причине он постоянно будет сомневаться и в выборе буквы (III или С) при записи всех слов, включающих эти буквы.

 2. Грубое искажение при чтении звуко-слоговой структуры слов, иногда до полной их неузнаваемости. 

Ребёнок в процессе чтения пропускает буквы или даже целые слоги, меняет их местами, добавляет лишние буквы и слоги, что резко затрудняет понимание прочитанного. Например, если вместо слова «карандаш» ребёнок прочитал «кардадаш», то не удивительно, что он не может узнать этого «слова». При этой форме нарушений чтения нередко отмечаются и затруднения в синтезе (т.е. слиянии) звуков в слоги. Слово тогда читается не по слогам («го-ло-ва»), а по отдельным буквам («г-о-л-о-в-а»), между которыми к тому же вставляются и какие-то неопределённые призвуки. Это так же затрудняет узнавание ребёнком «прочитанного» слова, и, как следствие, приводит к непониманию читаемого. 

Конкретно эти ошибки могут проявляться в следующем:

  1. пропуски букв в словах («лто» вместо «лето», «катрюля» вместо «каст рюля»);
  2. вставка лишних букв («тарава» вместо «трава», «коромила» вместо «кормила»);
  3. перестановка букв («прота» вместо «тропа», «онко» вместо  «окно»);
  4. пропуск слогов в словах («весипед» вместо «велосипед», «мисанер» вместо «милиционер»);
  1. вставка лишних слогов («гололова» вместо «голова»);
  2. перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»);
  3. слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»);
  4. разделение одного слова на части («на ступила»).

Причина всех этих затруднений кроется в том, что ребёнок не овладел приёмами анализа и синтеза речевого потока. Если такого ребёнка спросить, сколько слов, например, в предложении «Девочка собирает цветы» или «Цветы стоят на столе», то он или вообще не поймёт вопроса, и будет называть вместо слов слоги (или звуки), или даст ошибочный ответ, но, во всяком случае «на столе» он обязательно сочтёт за одно слово. Примерно то же самое произойдёт и при попытке проанализировать звуко-слоговой состав отдельного слова. Ребёнок затруднится в определении количества слогов в слове и скажет, что, допустим в слове «стол» два или даже три слога («с-тол» или «с-то-л»).

3. Аграмматизмы при чтении.

Выражаются в неправильном согласовании слов между собой, в искажении или полном отсутствии окончаний в словах и пр. На первый взгляд причину этих нарушений даже трудно объяснить. Ведь, казалось бы, ребенок читает только то, что написано, и здесь просто не должно оставаться места для его собственного «творчества». Так почему же тогда вместо ясно написанного словосочетания «много зеркал» он прочитывает «много зеркалов»?

Дело в том, что по мере овладения навыком чтения ребенок все чаще и чаще начинает узнавать слова «в лицо», уже не вчитываясь при этом в каждую составляющую их букву. По этой причине он уже не дочитывает, а как бы «домысливает» окончания слов. И если у ребенка имеются аграмматизмы в устной речи (то есть если он привык говорить «много зеркалов» вместо «много зеркал»), то это неизбежно проявится и при чтении, и при самостоятельном письме (изложения, сочинения и пр.).

4. Неправильное прочитывание (замены) букв по принципу их оптического сходства.

       Этот вид нарушений чтения чаще всего встречается у тех детей, у которых к началу обучения грамоте недостаточно сформированы зрительно — пространственные представления. По этой причине дети затрудняются в различении сходных по начертанию букв, как бы не замечая «мелких» различий между ними. Например, читая слово «щавель», ребёнок будет сомневаться в том, как нужно назвать первую букву этого слова: то ли Ш, то ли Ц, то ли, наконец, Щ? Естественно, что ошибочное прочтение этой буквы не позволит понять и значения всего слова (что такое «шавель» или «цавель»?) Аналогичные трудности в различении оптически сходных букв дети испытывают и при письме.

Учитель-логопед КО РА «Школа-интренат

 для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, им. Г.К.Жукова»

Герасимцева И.В.

Долгое время считалось: ребенок, который упорно пишет «лапма» или «рампа» вместо «лампа», просто невнимательный и ленивый. Не хочет учиться — вот и все дела! Однако сейчас большинство специалистов уверены, что в основе подобных «промахов» лежат более серьезные причины — несформированность речи или других психических функций (например, памяти или восприятия). Специфические нарушения письменной речи называются дисграфией (проблемы возникают непосредственно при письме) и дислексией (затруднено чтение).

Что это такое?

Не вдаваясь в научные дебри, можно сказать, что дисграфия — это неправильное написание, пропуск или замена буквы в сильной позиции. То есть стойкие ошибки там, где их, казалось бы, сделать просто невозможно. Например, мы четко слышим звуки «д» и «м» в слове «дом», и вопроса, какие буквы писать, у нас не возникает. А у ребенка с дисграфией масса вариантов: «том», «дон», «бом» и многое другое — в зависимости от типа и причин нарушения. Но если ваше чадо пишет «граза» — марш учить правила и подбирать проверочные слова, потому что дисграфия тут ни при чем.

При дислексии малыш делает всевозможные «чудные» ошибки в чтении и к тому же не может научиться читать быстро и выразительно. Как правило, где дисграфия, там и дислексия, поэтому многие логопеды не разделяют их, а называют «специфическими нарушениями письменной речи».

Отчего и почему?

В настоящее время выделяют три основные причины возникновения дисграфии и дислексии.

  • Наследственность. Некоторые ученые утверждают, будто им удалось обнаружить ген, который как раз и отвечает за предрасположенность человека к дислексии. Однако что это за ген, можно ли его как-то обезвредить, науке пока доподлинно не известно.
  • Неблагоприятные факторы, негативно влияющие на зоны мозга, ответственные за умение писать и читать. Эти факторы разнообразны: от токсикозов, которыми мать страдала во время беременности, до заболеваний вроде менингита или энцефалита. На развитии детского мозга отрицательно сказываются резус-конфликты, алкоголизм, курение родителей и даже… их нежелание иметь ребенка!
  • Социальные причины. Это и атмосфера в семье, и окружение малыша, и его отношение к детскому саду или школе (если учителя чересчур жестко требуют, «чтобы палочки были «попендикулярны», желание писать пропадет у кого угодно), и двуязычие, то есть наличие в семье людей, говорящих на разных языках.

Пусть меня научат

Диагноз «дислексия» или «дисграфия» обычно ставится детям, окончившим первый класс. Однако сейчас многие родители начинают учить наследников грамоте еще до поступления в школу, и уже при зачислении в первоклашки специалисты могут выявить малышей из «группы риска», а по результатам первого полугодия — определить, кто из них действительно демонстрирует признаки дислексии. Многолетние наблюдения логопедов свидетельствуют: работа с шестилетками эффективна на 70%, в то время как занятия с учениками начальной и средней школы — только на 20-30%. В младших классах речевые нарушения серьезно осложняют обучение чтению и письму, а в старших — усвоение грамматики и ряда гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда из-за трудностей с письменной речью встает вопрос о невозможности пребывания ребенка в общеобразовательной школе. Но чаще всего при помощи учителя и родителей логопед в силах справиться с проблемой. Помните только, что логопед — не репетитор, который «поднатаскает» ваше чадо и обеспечит ему хорошие отметки. Этот специалист подготавливает почву для успешного овладения и правильного применения навыков письменной речи. Именно поэтому он зачастую ведет работу, которая на первый взгляд далека от тетради и ручки: тренирует речевой слух, учит делить слова на слоги и понимать различные речевые конструкции.

Нарушения письма и чтения часто связаны со сбоями в работе головного мозга. Поэтому помимо занятий с логопедом детям часто необходимы специальные препараты, регулирующие мозговую деятельность (их назначает невролог). Бояться не надо — во-первых, сильнодействующих лекарств из-за дислексии никто не пропишет, а во-вторых, правильно подобранные медикаменты помогут малышу быстрее справиться с трудностями.

Какие ошибки говорят о нарушениях письменной речи?

Развитие дисграфии и дислексии можно предупредить. Поэтому, едва заметив признаки нарушений, следует немедленно обратиться к логопеду!

Нарушения письма

  • Пропуски, вставки и перестановки букв: «пака», «палкта» или «пакла» вместо «палка».
  • Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки.
    Чаще всего дети путают:
    • глухие и звонкие звуки:
    • «год» вместо «кот», «почка» вместо «бочка»;
    • твердые и мягкие звуки: «лук» вместо «люк», «Мыша» вместо «Миша»;
    • свистящие и щипящие звуки: «зук» вместо «жук», «чудеша» вместо «чудеса»;
    • в основном с помощью голоса — м, н, р, л: «рампа» вместо «лампа», «дон» вместо «дом».
  • «Моторные» ошибки, связанные с движениями руки:
    • лишние элементы у букв (Ш с лишними «закорючками»);
    • недописанные буквы (нехватка «закорючек» у Ш, И или М);
    • «застревание», полный повтор предыдущей буквы: «арбуз» вместо «арбуз».
  • Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего малыши путают буквы, визуально похожие друг на друга, например прописные М и Т, Ш; И и Ш; О и А и другие. Кроме того, ребята могут:
    • писать несуществующие буквы; писать буквы и слова зеркально (R вместо Я, ток вместо кот);
    • неправильно оформлять рабочую строку: наклон и высота букв колеблются;
    • строчка неожиданно начинается (заканчивается), прыгает вверх или скатывается вниз.

Нарушения чтения

  • Пропуски, вставки, перестановки, замены и смешения букв.
  • Неправильное прочтение окончаний слов.
  • Замена слов по зрительному сходству.
  • «Переворачивание» коротких слов («он» вместо «но»).
  • Нарушение правил орфоэпии (неправильная постановка ударения, чтение непроизносимых согласных и т. п.).
  • «Сращение» слов (два слова читаются как одно).
  • Повторы слогов и слов (Внимание! Повторы, помогающие ребенку правильно прочитать слово, допускаются, а вот те, которые приводят к обратному результату, считаются тревожным признаком).
  • Неправильное направление чтения.

Также могут нарушаться:

  • Скорость чтения. Хотя четких возрастных нормативов не существует, если к концу первого класса ребенок не в состоянии прочесть за минуту 20 слов, следует серьезно задуматься.
  • Способ чтения. Дети могут читать побуквенно, то есть называя каждую букву вместо слога (ка-о-тэ вместо кот).
  • Выразительность чтения. Если малышу трудно просто прочитать предложение, вопрос о передаче интонации героев даже не встает.
  • Смысловая сторона чтения. Ребенок не понимает (или понимает, но не в полном объеме) то, что он прочитал. Ошибок как таковых при этом может и не быть, но стоит задать малышу вопрос по содержанию текста (например, попросить назвать действующих лиц) — и вы наткнетесь на стену молчания. Пересказ тоже не удается: речь ребенка сегментированная, содержит избыточную или неверную информацию.

Программа-максимум: как организовать обучение

  • Выбрать хорошую школу. Насколько престижно заведение, сделан ли там евроремонт и оснащены ли классы в соответствии с новейшими технологиями — в вашем случае вопрос десятый. Решающее значение имеет квалификация как минимум двух людей — логопеда и учителя начальных классов. Расспросите знакомых, пройдитесь по школам самостоятельно и поговорите с этими специалистами — вам ведь важно, кто будет заниматься вашим ребенком? Заодно и продемонстрируете педагогам свое неравнодушие к проблеме и готовность к совместной работе.
  • Сфокусироваться на главном. А главное для вашего ребенка сейчас — научиться правильно читать и писать. Так что драмкружок и кружок по фото придется отложить до лучших времен — они непременно настанут!
  • Заниматься. Самый эффективный способ научиться читать и писать — вы не поверите! — это читать и писать. Поэтому купите прописи (даже если чадо грызет науку уже не первый год) и терпеливо выводите с ребенком палочки, крючочки и буковки. Следите, чтобы он старался и не допускал ошибок. Замечайте, какие буквы (и их сочетания) даются малышу с трудом, — и уделяйте им больше внимания. Затем можно перейти к переписыванию небольших рукописных текстов и диктантам. Обязательно проводите работу над ошибками — в противном случае письмо превратится в простое марание бумаги. Слово с ошибкой полагается выписать (каллиграфическим почерком, разумеется) и разобрать: спросите у малыша, сколько в нем слогов, сколько букв и звуков — и какие они. Затем попросите ребенка самостоятельно написать это слово 3-4 раза. Если ошибка допущена не в слове, а в оформлении предложения, проведите аналогичную разъяснительную работу — расскажите своему ученику, что такое предложение, как пишется первое слово и где ставится точка. Слушая, как наследник читает, следите, чтобы он не «проглатывал» окончания и предлоги. Слово, в котором кроха допустил ошибку, сперва нужно разобрать, а после несколько раз прочесть. Уделяйте внимание не только технике, но и пониманию прочитанного — задавайте вопросы по содержанию текста, спрашивайте, что означают те или иные слова и выражения. И ни в коем случае не используйте одни и те же рассказы изо дня в день! Изобретательные хитрованы запоминают текст и «читают» его наизусть на пять с плюсом.
  • Сотрудничать с логопедом и учителем. Обещали специалистам работать сообща? Вот и не отлынивайте! Выполняйте все рекомендации, делайте с ребенком домашние задания, не пренебрегайте советами и не пускайте обучение на самотек.
  • А что у них? В Европе и США одним словом — «дислексия» — называют специфические нарушения и чтения, и письма, и даже счета (у нас это — дискалькулия). Хотя западные ученые и отмечают необходимость исправления этих нарушений, основное внимание уделяется не столько коррекции, сколько созданию благоприятных условий для обучения и жизни дислексиков (разрабатываются специальные приспособления, облегчающие зрительное восприятие, компьютерные программы и т.п.).
    В США существуют клубы дислексиков—там они общаются, делятся переживаниями и находят поддержку. Кстати, в нашей стране в последнее время тоже начали создаваться организации, цель которых — дать таким «особым» детям возможность почувствовать себя полноценными членами общества.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Характеристика  специфических  ошибок  на письме  у младших школьников   Подготовила  учитель-логопед МОУ гимназия №3 Кошкина Светлана Сергеевна

Характеристика специфических ошибок на письме у младших школьников

Подготовила

учитель-логопед МОУ гимназия №3

Кошкина Светлана Сергеевна

Ошибки и недостатки устной речи не исчезают и не проходят самостоятельно,а плавно переходят в письменную речь. Это логопедические ошибки ,которые носят специфический характер. Виды специфических ошибок:  Звуковые ошибки Лексико-грамматические ошибки Графические ошибки Орфографические ошибки

Ошибки и недостатки устной речи не исчезают и не проходят

самостоятельно,а плавно переходят в письменную речь.

Это логопедические ошибки ,которые носят специфический характер.

Виды специфических ошибок:

  • Звуковые ошибки
  • Лексико-грамматические ошибки
  • Графические ошибки
  • Орфографические ошибки

I .Звуковые ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: Пропуск букв и слогов ( прощла-прощала, жадые- жадные,ишка-игрушка); Перестановка букв и слогов ( онко- окно,звял – взял, пеперисал- переписал, натуспила- наступила ); Недописывание букв и слогов ( дела- делала, лопат- лопата, набухл- набухли ); Наращивание слов лишними буквами и слогами ( тарава- трава, катораые – которые, клюкиква – клюква ); Искажение слова ( наотух – на охоту,хабаб- храбрый, щуки – щеки, спеки- с пенька ) Слитное написание слов и их произвольное деление ( насто- на сто,виситнастне- висит на стене,у стала – устала ); Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений ( Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.); Замена одной буквы на другую ( трюх- трех, глеста- у клеста, тельпан- тюльпан,шапаги – сапоги ).

I .Звуковые ошибки,

обусловленные несформированностью фонематических

процессов и слухового восприятия:

  • Пропуск букв и слогов

( прощла-прощала, жадые- жадные,ишка-игрушка);

  • Перестановка букв и слогов

( онко- окно,звял – взял, пеперисал- переписал, натуспила- наступила );

  • Недописывание букв и слогов

( дела- делала, лопат- лопата, набухл- набухли );

  • Наращивание слов лишними буквами и слогами

( тарава- трава, катораые – которые, клюкиква – клюква );

  • Искажение слова

( наотух – на охоту,хабаб- храбрый, щуки – щеки, спеки- с пенька )

  • Слитное написание слов и их произвольное деление

( насто- на сто,виситнастне- висит на стене,у стала – устала );

  • Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений

( Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо.

Знать машину после школы я тоже.

Буду шофером.);

  • Замена одной буквы на другую

( трюх- трех, глеста- у клеста, тельпан- тюльпан,шапаги – сапоги ).

  • Нарушение смягчения согласных
  • ( васелки- васильки,смали – смяли, кон – конь).

II .Лексико-грамматические ошибки ,  обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: Аграмматизмы  (Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья.  Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок,непонимание значения приставок и предлогов (вкармане,при летели, в зела (взяла_),подороге. III . Графические ошибки , обусловленные несформированностью зрительно- моторных функции: зеркальное написание некоторых печатных и письменных букв  (скрытое левшество, леворукие) я,р,з недописывание элементов букв (Ц,Щ,Ш,И,М,Л,А) замены(б-д,о-а) IY .Орфографические ошибки - – ошибки на правила начальной школы (дизорфография-специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.)

II .Лексико-грамматические ошибки ,

обусловленные несформированностью лексико-грамматической

стороны речи:

  • Аграмматизмы

(Саша и Лена собираит цветы.

Дети сидели на большими стулья.

  • Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок,непонимание значения приставок и предлогов

(вкармане,при летели, в зела (взяла_),подороге.

III . Графические ошибки ,

обусловленные несформированностью зрительно- моторных функции:

зеркальное написание некоторых печатных и письменных букв

(скрытое левшество, леворукие) я,р,з

недописывание элементов букв (Ц,Щ,Ш,И,М,Л,А)

замены(б-д,о-а)

IY .Орфографические ошибки —

ошибки на правила начальной школы

(дизорфография-специфическое нарушение

орфографического навыка письма

на фоне сохранного интеллекта и устной речи.)

Нарушения чтения и письма ( дислексия и дисграфия)являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников. В анамнезе таких детей отмечаются патологические факторы возникающие в периоды: Преднатальный ( здоровье родителей в момент зачатия) Натальный ( здоровье матери в период вынашивания ребёнка) Постнатальный период ( родовые травмы,кесарево сечение,перенесённые заболевания и другое)  Причины  возникновения нарушения чтения и письма: Органические ( повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушение их функционирования Функциональные (соматически ослабленные дети, часто болеющие с хроническими заболеваниями) Биологические и социальные (неправильная речь окружающих, двуязычие( биллингвизм ), недостаточное внимание родителей к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).

Нарушения чтения и письма ( дислексия и дисграфия)являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников.

В анамнезе таких детей отмечаются патологические факторы возникающие в периоды:

  • Преднатальный ( здоровье родителей в момент зачатия)
  • Натальный ( здоровье матери в период вынашивания ребёнка)
  • Постнатальный период ( родовые травмы,кесарево сечение,перенесённые заболевания и другое)

Причины возникновения нарушения чтения и письма:

Органические ( повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушение их функционирования

Функциональные (соматически ослабленные дети, часто болеющие с хроническими заболеваниями)

Биологические и социальные (неправильная речь окружающих, двуязычие( биллингвизм ),

недостаточное внимание родителей к развитию речи

ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов,

неблагоприятная семейная обстановка).

с задержкой психического и речевого развития(ОНР,ЗПР,ЗРР,СДВ , « гиперактивные».)  с минимальной мозговой дисфункцией( ММД)  с нарушением зрения, слуха при детских церебральных параличах( ДЦП) с психическим и психофизическим инфантилизмом,с выраженной неравномерностью психического развития

с задержкой психического и речевого развития(ОНР,ЗПР,ЗРР,СДВ , « гиперактивные».)

  • с минимальной мозговой дисфункцией( ММД)
  • с нарушением зрения, слуха
  • при детских церебральных параличах( ДЦП)
  • с психическим и психофизическим инфантилизмом,с выраженной неравномерностью психического развития
  • «зеркальный» характер письма .

Зеркальное письмо,перевороты букв

наблюдается при разных

расстройствах,

причина- «левшество» или «скрытое левшество».

Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.  Ребенок, имеет нарушения в звукопроизношение, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме.Пишет так, как произносит.  Акустическая форма дисграфии. Замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам.На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж ,Ч-Щ и т.д.)

  • Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Ребенок, имеет нарушения в звукопроизношение, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме.Пишет так, как произносит.
  • Акустическая форма дисграфии. Замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам.На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж ,Ч-Щ и т.д.) «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

3. Аграмматическая дисграфии.

Ребенок пишет аграмматично

(«красивый сумка», «веселые день»).

4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза . Характерные ошибки: · пропуски букв и слогов; · перестановка букв и (или) слогов; · недописывание слов; · написание лишних букв в слове · повторение букв и (или) слогов; · 5. Оптическая дисграфия.  В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.  Характерные ошибки - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л - М; Х - Ж и т.д.;  - добавление лишних элементов;  пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;  - зеркальное написание

4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза .

Характерные ошибки:

· пропуски букв и слогов;

· перестановка букв и (или) слогов;

· недописывание слов;

· написание лишних букв в слове

· повторение букв и (или) слогов;

· 5. Оптическая дисграфия. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Характерные ошибки

— недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л — М; Х — Ж и т.д.; — добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; — зеркальное написание

К
специфическим ошибкам дисграфика
относятся:

1)
ошибки фонетического характера
(повторяющиеся замены букв по сходству
их произношения);

2)
искажения слоговой структуры слова:
пропуски гласных (улица — улца),
согласных (снег — сег)
и целых слогов (барабан — баран),
перестановки слогов (пустила — путисла);

3)
раздельное написание частей одного
слова (по шел, у шел,
на дел…)
и совместное
написание двух слов (настоле,
вруке…):

4)
ошибки грамматического характера:
опускание предлогов (были
лесу, книга столе…),

ошибки в согласовании падежных окончаний
(нету белых подушках),
родовых (большой
мальчика)
и в
управлении (читал
книга…);

5)
ошибки графического характера — замены
букв по графическому сходству
(ш — и, т — п, л — м, е — в, ы — и, х — ж, н — ю…)

и по расположению в пространстве (е — з,
б — д, т — ш…).

Ошибки
на правила также многочисленны. Среди
них преобладают ошибки на безударные
гласные, на написание звонких и глухих
в конце слова и слога, на смягчение
согласных.

В
чтении характерны следующие ошибки:
неправильное прочтение букв (замены,
смешения), недочитывание концов слов,
неправильные ударения, пропуски слова,
строки, недостаточное или даже искаженное
понимание читаемого. Иногда ошибки
письменной речи повторяют ошибки устной
речи (неправильное звукопроизношение,
искажение слов, устные аграмматизмы),
иногда же устная речь оказывается
правильной или же значительно более
правильной, чем письменная.

42 Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма.

Механизм
нарушений чтения и письма во многом
являются сходными, поэтому и в методике
коррекционно-логопедической работы по
их устранению имеется много общего.

Развитие
фонематического воспитания при устранении
фонематической дислексии,
артикуляторно-акустической дисграфии
и дисграфии на основе нарушений фонемного
распознавания.

Логопедическая
работа по уточнению и закреплению
дифференциации звуков проводится с
опорой на различные анализаторы
(речеслуховой, речедвигательный,
зрительный и др.).

Логопедическая
работа по дифференциации смешиваемых
звуков включает 2 этапа: предварительный
этап
работы
над каждым из смешиваемых звуков; этап
слуховой и произносительной дифференциации
смешиваемых звуков.

На
I этапе последовательно уточняется
произносительный и слуховой образ
каждого из смешиваемых звуков. На II
этапе проводится сопоставление
смешиваемых звуков в произносительном
и слуховом плане.

Развитие
языкового анализа и синтеза при устранении
фонематической дислексии и дисграфии
на почве нарушения языкового анализа
и синтеза

Формирование
умения определять количество,
последовательность и место слов в
предложении.

Развитие
слогового анализа и синтеза

В
процессе развития слогового анализа в
речевом плане делается акцент на умении
выделять гласные звуки в слове, усвоить
основное правило слогового деления.
Для формирования умения определять
слоговой состав слова необходима
предварительная работа по дифференциации
гласных и согласных звуков и выделению
гласных из речи.

Развитие
фонематического
анализа
и
синтеза

I
этап — формирование фонематического
анализа и синтеза с опорой на вспомогательные
средства и действия.

II
этап — формирование действия звукового
анализа в речевом плане.

III
этап — формирование действия
фонематического анализа в умственном
плане.

Устранение
аграмматической дислексии и дисграфии

Основные
направления в работе: уточнение структуры
предложения, развитие функции
словоизменения и словообразования,
работа по морфологическому анализу
состава слова и с однокоренными словами.

Устранения
оптической дислексии и дисграфии

Работа
проводится в следующих направлениях:

1.
Развитие зрительного восприятия,
узнавания цвета, формы и величины
(зрительного гнозиса).

2.
Расширение объема и уточнение зрительной
памяти.

3.
Формирование пространственных
представлений.

4.
Развитие зрительного анализа и синтеза.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Спва 75 1 нн ошибка е200
  • Спектакль ночь ошибок смотреть бесплатно
  • Специфические ошибки письма и ошибки роста
  • Спектакль ночь ошибок сатира
  • Спва 75 1 нн ошибка е100