Создать перерасчет или исправить ошибки

В статье разберем, как действовать в случаях, когда нужно исправить ранее переданные в ФСС сведения для расчета пособия.

Содержание

  • Общий порядок исправления сведений о пособиях
  • Пример 1. Пособие по больничному еще не выплачено Фондом
  • Пример 2. Пособие по уходу за ребенком уже выплачено Фондом

Общий порядок исправления сведений о пособиях

Порядок действий будет зависеть от того, выплачено ли сотруднику пособие или нет.

Случай 1. Пособие еще не выплачено Фондом

В такой ситуации достаточно исправить первичные документы по пособию и сформировать новый Ответ на запрос ФСС. Порядок действий по шагам:

  1. Исправляем первичный документ по назначению пособия – создаем документ-исправление Больничный лист, Отпуск по уходу за ребенком и пр.
  2. Создаем и отправляем новый Ответ на запрос ФСС. Заполнение документа:
    • устанавливаем флажок Исправление;
    • заполняем причину перерасчета.

Случай 2. Пособие уже выплачено Фондом

Когда Фонд выплачивает пособие, проактивный процесс завершается. В этом случае при отправке нового Ответа на запрос ФСС поступает отрицательный протокол. Чтобы возобновить проактивный процесс, после исправления первичных документов по пособию нужно отправить в Фонд Исходящее сообщение о страховом случае ФСС (Кадры – Пособия). Порядок действий по шагам:

  1. Исправляем первичный документ по назначению пособия – создаем документ-исправление Больничный лист, Отпуск по уходу за ребенком и пр.
  2. Отправляем Исходящее сообщение о страховом случае ФСС с признаком перерасчета пособия и идентификатором исходного документа, которым передавали сведения о пособии.
  3. Получаем Входящий запрос ФСС (Кадры – Пособия).
  4. Создаем и отправляем Ответ на запрос ФСС.

Разберем оба случая на примере пособия по больничному и пособия по уходу за ребенком..

Пример 1. Пособие по больничному еще не выплачено Фондом

Сотруднице Ивановой О.Ф. рассчитали пособие по временной нетрудоспособности и передали данные в ФСС с помощью документа Ответ на запрос ФСС. На следующий день сотрудница принесла справку о доходах с предыдущего места работы. Пособие еще не выплачено ФСС.

Отразим перерасчет пособия и передадим сведения о перерасчете в ФСС.

  1. Внесем сведения о доходах с предыдущего места работы и исправим документ Больничный лист.
    Доходы по справке зарегистрируем документом Справка для расчета пособий (входящая) (Зарплата — См. также – Справки для расчета пособий).Создадим документ-исправление Больничный лист по ссылке Исправить внизу исходного документа.В документе – исправлении установим флажок Учитывать заработок предыдущих страхователей. В результате средний дневной заработок увеличится.
  2. Создадим Ответ на запрос ФСС для расчета пособия из документа Больничный лист по кнопке Создать на основании.

В документе Ответ на запрос ФСС для расчета пособия:

  • установим флажок Исправление;
  • заполним причину перерасчета.

Проведем документ и отправим в ФСС.

Пример 2. Пособие по уходу за ребенком уже выплачено Фондом

В сентябре сотруднице Лютиковой О.С. рассчитали пособие по уходу за ребенком и передали данные в ФСС с помощью документа Ответ на запрос ФСС. В октябре сотрудница принесла справку о доходах с предыдущего места работы. Пособие за первый месяц уже выплачено ФСС.

Отразим перерасчет пособия и передадим сведения о перерасчете в ФСС.

  1. Внесем сведения о доходах с предыдущего места работы и исправим документ Отпуск по уходу за ребенком.
    Доходы по справке зарегистрируем документом Справка для расчета пособий (входящая).Создадим документ-исправление Отпуск по уходу за ребенком по ссылке Исправить внизу исходного документа.В документе – исправлении установим флажок Учитывать заработок предыдущих страхователей. В результате средний дневной заработок увеличится.
  2. Создадим Исходящее сообщение о страховом случае ФСС с признаком перерасчета. Это можно сделать напрямую из документа Отпуск по уходу за ребенком на вкладке Прямые выплаты ФСС по кнопке Исходящее сообщение о страховом случае (СЭДО).В документе Исходящее сообщение о страховом случае ФСС установим флажок Перерасчет и заполним поле Ответ на запрос документом, который был отправлен в ФСС изначально. Если Идентификатор строки реестра не заполнился автоматически, укажем его вручную.

    Идентификатор строки реестра можно взять из сведений об отправке первичного Ответ на запрос ФСС по этому пособию. В документе Ответ на запрос ФСС по ссылке Успешно принят ФСС откроем форму Регистрации ответов на запросы ФСС. В открывшемся окне поле Номер реестра прямых выплат – это и есть Идентификатор строки реестра.Идентификатор строки реестра по документу Ответ на запрос ФСС должен заканчиваться на «:1». Если в форме Регистрации ответов на запросы ФСС отсутствуют последние 2 знака, их можно дописать вручную в Исходящем сообщении ФСС.Если сведения о пособии были отправлены в составе Реестра прямых выплат ФСС, создать Исходящее сообщение ФСС можно из документа Реестр прямых выплат ФСС по кнопке Перерасчет через СЭДО. При этом в документе сразу будет установлен флажок Перерасчет и поле Идентификатор строки реестра заполнится автоматически.

    Проведем документ и отправим в ФСС.

  3. После отправки Исходящего сообщения ФСС по пособию поступит Входящий запрос ФСС.
  4. После получения Входящего запроса ФСС создадим Ответ на запрос ФСС. В документе:
    • установим флажок Исправление;
    • заполним причину перерасчета.

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Оцените публикацию

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд

(10 оценок, среднее: 3,90 из 5)

Загрузка…

Назад к статье

Отчеты, документы, обработки

Назад к статье

Новости и изменения

Назад к статье

Дополнительные материалы

Назад к статье

Топ-вопросов

В практике бухгалтеров случается, что зарплата уже начислена, но произошли некоторые изменения, поэтому возникла необходимость выполнить перерасчет. В программе 1С:ЗУП ведется контроль ввода данных, и перерасчет зарплаты система предлагает выполнить автоматом. В данной публикации рассмотрим причины перерасчета и настройки для его выполнения, а также на примерах разберем, как в 1С сделать перерасчет зарплаты.

Причины перерасчетов в 1С:ЗУП

  • Не введен приказ на изменение начисления в прошлом месяце. Внесение его «задним числом» вызовет необходимость перерасчета в текущем периоде.
  • Внесены изменения в документ прошлого периода, исправлены ошибки. Это может быть как документ начисления, так и кадровый приказ. Ошибка в данных при приеме на работу, кадровом переводе и т.п.
  • Изменение даты отпуска, вследствие досрочного выхода сотрудника на работу, предоставление им больничного листа в период нахождения в отпуске или ошибка расчетчика в указании дат отпуска.
  • Сотрудник вышел на больничный, зарплата за месяц уже начислена, а невыходы не отражены. При предоставлении больничного программа предложит пересчитать заработную плату.

В 1С:ЗУП реализован механизм перерасчета на основании контроля ввода данных. Даже при простом перепроведении документа программа предложит выполнить перерасчет, а пользователь решит, есть ли действительно необходимость перерасчета или нет

Посмотреть предложенные программой варианты можно в разделе «Сервис-Перерасчеты».

Программный сервис
Программный сервис

Рассмотрим подробнее, как регистрируется такая операция, ее настройки, и что делать, если требуется доначисление зарплаты в 1С 8.3 ЗУП при перерасчете.

Настройки операции

Сама операция производится в документе «Начисления зарплаты». Поменять настройку, чтобы выполнить ее в отдельном документе, можно через «Настройка-Расчет зарплаты».

Настройка-Расчет зп
Настройка-Расчет зп

Установите соответствующую галочку.

Настройка документа перерасчета
Настройка документа перерасчета

При начислении зарплаты программа предупредит о необходимости перерасчета, но в документе он не будет отражен.

Перерасчет при начислении зарплаты

Рассмотрим пример: При начислении зарплаты предыдущего месяца не были учтены изменения процентов надбавок у сотрудников. После обнаружения ошибки, расчетчик ввела документ «Изменение плановых показателей» и процент надбавок был изменен. Процент надбавки за наставничество изменен с 10% на 15%, а за вредные условия с 5% на 6%.

Отметим, что пошаговую инструкция по начислению зарплаты в 1С:ЗУП 8.3 можно также найти на сайте. Мы следим за обновлениями конфигурации и поддерживаем информацию на нашем сайте в актуальном состоянии.

При вводе документа «Начисление зарплаты и взносов» в текущем месяце, программа увидела изменения «задним числом» и вывела предупреждение, о необходимости перерасчета.

По гиперссылке «Подробнее» отобразится информация о документах, повлекших перерасчет и сотрудников, затронутых в перерасчете. В нашем примере это – «Изменение плановых начислений». Жмем «Пересчитать сотрудников».

Информация о перерасчете
Информация о перерасчете

Если в настройке не установлена галочка о пересчете отдельным документом, то в текущем документе начисления, на вкладке «Доначисления, перерасчеты» выполняется перерасчет затронутых начислений. Вкладка имеет несколько подразделов, и каждый вид перерасчета отображается в своем разделе:

  • Начисления;
  • Пособия;
  • Льготы;
  • Удержания.

На вкладке «Начисления» по сотрудникам отображен перерасчет прошлого периода. Программа сторнирует начисление (записи красным), сделанное в предыдущем месяце, и делает начисление, исходя из внесенных изменений (записи черным).

Если изменения вносятся не с начала периода, а с заданного числа, то при расчете это учитывается, и начисление разбивается с учетом даты внесения изменений. В нашем примере изменение процента производилось с 15 числа. Соответственно, за первую половину месяца начислено по «старому» проценту, а за вторую половину пересчитано с учетом изменений. Поэтому начисление разбито на две строки – два периода.

Перерасчет при начислении зарплаты
Перерасчет при начислении зарплаты

Перерасчет в отдельном документе

Если в настройке указано, что перерасчет осуществляется в отдельном документе, пользователь вводит перерасчет отдельно.

Настройка ввода перерасчета отдельным документом
Настройка ввода перерасчета отдельным документом

Перейдите в сервис «Перерасчеты», раздела «Зарплата».

В таблице перечислены сотрудники, затронутые при вводе документов, повлекших перерасчет. В графе «Причина» указаны эти документы. Нажав на ссылку документа, он откроется для просмотра.

Для регистрации перерасчета нажмите кнопку «Добавить» и выберите нужное действие.

Чтобы выполнить зарегистрированный программой перерасчет нажмите кнопку «Доначислить сейчас».

Сервис «Перерасчеты»
Сервис «Перерасчеты»

Откроется документ «Доначисление, перерасчет». При необходимости измените месяц выполнения перерасчета. На вкладке «Начисления» отображены сотрудники и выполненный перерасчет начислений. Красным (минус) начисление прошлого периода, черным (плюс) начисление текущего периода с учетом изменений.

Документ «Доначисление, перерасчет»
Документ «Доначисление, перерасчет»

Перерасчет начислений, автоматически вызывает и пересчет НДФЛ по этим начислениям – вкладка «НДФЛ».

Перерасчет НДФЛ
Перерасчет НДФЛ

При любом изменении данных прошлых периодов, программа автоматически увидит сведения для перерасчета – вкладки «Льготы», «Пособия», «Удержания».

Вкладки документа «Доначисления, перерасчет»
Вкладки документа «Доначисления, перерасчет»

Если программа напоминает о перерасчете, а в нем нет необходимости, возникает вопрос – «Как в ЗУП убрать перерасчеты?»

Перерасчет можно отменить. Для этого нажмите правой кнопкой мышки на напоминании перерасчета и выберите «Отменить».

Отмена перерасчета
Отмена перерасчета

Поможем доработать доначисления и перерасчет зарплаты. Первая консультация бесплатно!

Мы рассмотрели порядок перерасчета, при исправлении ошибки и изменении данных прошлого периода в текущем. Но перерасчеты могут быть не только в этих документах, но и при исправлении данных в больничном или отпуске.

Рассмотрим эти примеры.

Перерасчет в документах отклонений (больничный, отпуск)

Сотрудник предприятия находился в отпуске в период с 15.05 по 11.06. В период отпуска он ушел на больничный и предоставил больничный лист с 29.05 по 05.06.

При создании больничного листа, программа, увидев, что ему уже введен документ отпуск, автоматически создаст перерасчет и сторнирует суммы, начисленных отпускных, за этот период (с 29.05 по 05.06). Суммы сторно начислений отмечены красным.

Перерасчет в больничном листе
Перерасчет в больничном листе

На указанные дни встанет начисление больничного листа и эти дни отобразятся в табеле сотрудника — Б.

При проведении документа отклонения (в нашем примере «Больничный лист»), пересекающегося с другим отклонением, программа предупредит об этом пользователя.

Предупреждение пользователя о пересечении дней отклонений
Предупреждение пользователя о пересечении дней отклонений

Перерасчет в документе Отпуск

Пользователь может внести изменение в документ «Отпуск» – продлить дни отпуска на даты болезни сотрудника (при предоставлении больничного листа), при исправлении ошибки в указании даты отпуска, расчета среднего заработка и т.п.

В документ можно внести исправление – кнопка «Исправить», или отменить полностью документ – «Сторнировать».

Исправление документа «Отпуск»
Исправление документа «Отпуск»

Нажмите «Исправить» и в новом документе «Отпуск» перенесите дату окончания отпуска, на количество дней больничного.

Исправление даты окончания отпуска
Исправление даты окончания отпуска

В результате на вкладке «Пересчет прошлого периода» сторнируется начисление отпуска, на даты введенного ранее больничного, отдельно по периодам (май, июнь).

Пересчет отпуска – сторно
Пересчет отпуска – сторно

На вкладке «Начислено (подробно)» – расчет суммы начисления, с учетом изменений в документе.

Начисление отпуска при перерасчете
Начисление отпуска при перерасчете

При вводе изменений, в исходном документе устанавливается отметка, что документ изменен. Посмотреть исправления можно нажав гиперссылку «Открыть документ исправления».

Исправленный документ «Отпуск»
Исправленный документ «Отпуск»

При таких изменениях, перерасчет необходим, для корректного отображения дней отклонений в табеле и регистрации начислений по периодам, для правильного отображения в отчетности.

Отражение отклонений в табеле
Отражение отклонений в табеле

Консультация

Как избежать случайного перерасчета документов в ЗУП

Исключить случайный перерасчет документов прошлого периода можно несколькими способами.

  • Установить настройку ввода доначислений и перерасчетов отдельным документом.
  • Установить дату запрета редактирования документов.

Как в ЗУП настроить ввод перерасчета отдельным документом мы упоминали выше. Рассмотрим, как во избежание ситуации случайного перерасчета документов прошлого периода, установить дату запрета редактирования.

Перейдите Администрирование – Настройки пользователей и прав и установите галочку Даты запрета редактирования документов.

Дата запрета редактирования
Дата запрета редактирования

Установите дату запрета. Она может устанавливаться для всех пользователей или настраиваться для конкретных пользователей программы, общая или устанавливаться на определенные разделы или объекты учета.

Установка даты запрета редактирования
Установка даты запрета редактирования

После установки даты запрета редактирования, пользователь не сможет случайно изменить и перепровести документы прошлого периода, до указанной в настройке даты.

Документ в закрытом периоде
Документ в закрытом периоде

Мы рассмотрели, как производится доначисление зарплаты в 1С 8.3 ЗУП и как в 1С сделать перерасчет зарплаты. Разобравшись в данном вопросе, пользователь сможет корректно исправлять ошибки прошлых периодов и обезопасить себя от случайного изменения расчета прошлых периодов. Если вас заинтересовала возможность использования функционала и внедрения 1С:Зарплата и управление персоналом ПРОФ, обращайтесь к нашим специалистам. Мы проконсультируем вас и подберем оптимальный способ внедрения.

Какие настройки и возможности есть в программе 1С: ЗУП

В ЗУП 3.1 предусмотрен механизм для осуществления начислений и перерасчетов. Начисления и перерасчеты в 1С: ЗУП могут выполняться как внутри документа «Начисление зарплаты и взносов», так и отдельным документом. Для регистрации перерасчетов отдельным документом необходимо в разделе «Настройка», «Расчет зарплаты» установить соответствующий флажок «Выполнять доначисление и перерасчет зарплаты отдельным документом».

Обратите внимание, что в этом случае без регистрации отдельного документа доначисление не будет заполнено автоматически.

Описание скрина

Документ, регистрирующий доначисления и перерасчеты, расположен в разделе «Зарплата», пункт «Доначисления и перерасчеты».

Описание скрина

Если вы не видите данный документ, скорее всего, он скрыт. Чтобы его добавить в раздел «Зарплата», перейдите в настройки навигации (значок шестеренки в правом верхнем углу) и добавьте этот пункт в правое окно и нажмите «ОК».

Описание скрина

Заполнение данного документа автоматизировано, поэтому все, что вам нужно сделать, – нажать на кнопку «Заполнить» и проверить суммы, а затем провести документ.

Описание скрина

Также в разделе «Зарплата» в подразделе «Сервисы» вы увидите пункт «Перерасчеты». Здесь вы можете посмотреть актуальную информацию по перерасчетам. В верхней табличной части указаны документы, касающиеся начисленной заработной платы и удержаний.

В нижней части окна указаны документы начисленных отпусков, больничных и других межрасчетных документов.

Описание скрина

Перерасчеты возникают по причине перепроведения документов. Например, вы начислили заработную плату, а затем перепровели табель учета рабочего времени или какой-то другой кадровый документ по сотруднику. В то же время этот же сотрудник присутствовал в документе “Начисление зарплаты и взносов”. Поэтому в документе «Начисление зарплаты и взносов» на вкладке «Доначисления, перерасчеты» автоматически заполняются строки с отрицательными или положительными значениями. Если это ошибка, то необходимо отменить данные перерасчеты.

Описание скрина

Как провести исправление документа в 1С: ЗУП 3.1

Наверняка многие сталкивались с такой ситуацией, что в документе «Отпуск» или «Командировка» или в другом документе присутствовала ошибка: начисленные суммы уже выплачены, период закрыт, но документ необходимо исправить. В таком случае исправление возможно только через команду «Исправить».

В новом документе укажите корректные данные, после чего проведите и закройте документ.

Найти и посмотреть исправленный документ вы можете также по ссылке внизу. После проведения документа, программа будет учитывать только отредактированный вариант.

Описание скрина

Описание скрина

Разбор ошибок при перерасчетах

У пользователей часто появляются доначисления в документе «Начисление зарплаты и взносов». Как правило, речь идет не о нескольких строках, а о большом списке с копеечными суммами. Чаще всего пользователи убирают эти данные вручную и проводят документ. Но при начислении заработной платы в следующем месяце доначисления снова автоматически заполняются, и их также приходится убирать вручную. Чтобы перерасчеты не заполнялись, необходимо выполнить следующие действия.

Создайте новый документ «Начисление зарплаты и взносов», заполните его, но не проводите. Перейдите на вкладку «Доначисления, перерасчеты», вручную их удалите. Затем, не закрывая документ, перейдите в раздел «Зарплата», выберите пункт «Перерасчеты». Из верхней табличной части уберите все строки, после чего вернитесь в документ и перезаполните его.

Описание скрина

В этом случае доначисления не должны будут подтянуться автоматически в документ. Обратите внимание, что здесь, как и при любых действиях в программе 1С, необходимо быть очень внимательными. Убедитесь, что зарегистрированные перерасчеты не являются ошибочными, и не должны быть учтены при начислении заработной платы.

Описание скрина

Видеоинструкция

Посмотреть видеоинструкцию «Исправления и перерасчеты ЗУП 3.1» вы можете на нашем канале 42Clouds — 1С Онлайн

Приятного просмотра!

Как исправить ошибки прошлых лет в бухгалтерском учёте

Что такое бухгалтерские ошибки и почему они возникают

Ошибки в бухгалтерском учёте — это неправильное отражение или пропуск фактов хозяйственной жизни (ФХД). Такие действия считаются ошибкой, если на момент создания учётных записей у организации была вся необходимая информация для верного отражения указанного ФХД. Правила исправления ошибок в бухгалтерском учёте установлены в ПБУ 22/2010. 

Если же неточности в отражении ФХД стали понятны только впоследствии при получении новой информации, то ошибками они не являются (п. 2 ПБУ 22/2010). Подобные факты называются событиями после отчётной даты и регулируются отдельными нормативными документами. Мы рассказывали как раскрыть информацию о них в бухгалтерской отчетности в этой статье.

Причинами бухгалтерских ошибок могут быть как опечатки или неточности в подсчётах, так и неверное применение норм законодательства либо положений учётной политики компании. Возможны и умышленные искажения из-за недобросовестности ответственных лиц.

Например, с 1 января 2022 года вступили в силу несколько новых бухгалтерских стандартов. Поэтому в 2022 году были распространены ошибки, связанные с изменениями законодательства: бухгалтеры не соблюдали правила перехода на новые стандарты или по привычке продолжали применять старые нормы.

Чтобы помочь бухгалтерам разобраться с уже действующими ФСБУ, мы собрали в электронной книге подробные инструкции по применению пяти стандартов, вступивших в силу для обязательного применения. Пособие написано коллективом экспертов интернет-бухгалтерии «Моё дело» под редакцией директора по знаниям и развитию учётной системы Алексея Иванова — кандидата экономических наук и соразработчика ФСБУ. В каждой главе приведены примеры отражения конкретных ситуаций в бухгалтерском учёте, которые можно использовать в повседневной работе.

Новые ФСБУ: инструкция по применению

Бесплатная электронная книга — практическое пособие для бухгалтера.

Получите бесплатно!

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись

Что такое существенные и несущественные ошибки в бухучёте

Способы исправления ошибок в бухгалтерском учёте зависят от их существенности. Существенная ошибка в бухгалтерском учёте — это искажение данных, которое может повлиять на экономические решения пользователей отчётности (п. 3 ПБУ 22/2010). Несущественная ошибка в бухгалтерском учёте — это незначительное отклонение, которое неважно для пользователей и не повлияет на их решения, принимаемые на основании отчётности.

Критерии для определения существенности компания устанавливает сама и указывает в учётной политике. Это могут быть:

1. Количественные показатели: фиксированная сумма или определённый процент от статьи отчетности. Например, компания признаёт несущественной любую ошибку на сумму менее 1 000 рублей или ошибку, которая искажает значение статьи отчетности менее, чем на 5%.

2. Качественные показатели. Например, у компании есть два направления деятельности: основное и дополнительное. При этом выручка по дополнительному направлению составляет в среднем 2-3% от общей выручки компании. Тогда можно установить, что любые ошибки в учёте, связанные с дополнительным направлением, относятся к несущественным.

Исправление ошибок в бухгалтерском учёте прошлых лет, выявленных до подписания отчётности

Если существенную или несущественную ошибку в бухгалтерском учёте нашли до подписания отчётности, то порядок её исправления будет одинаковым (п. 5, 6 ПБУ 22/2010):

1. Если ошибка найдена до конца отчётного года, то её нужно исправить записью по соответствующим счетам в том же месяце, в котором она была обнаружена.

2. Если ошибка найдена в период между окончанием года и подписанием отчётности, то её нужно исправить декабрём отчетного года, также записями по соответствующим счетам.

Пример 1.

Организация из-за опечатки учла в выручке 2022 года по одной из операций сумму 10 000 руб. вместо 1 000 руб. Ошибку нашли в феврале 2023 года до подписания отчётности за 2022 год. Поэтому ошибку исправили, сделав сторнировочную проводку на 31.12.2022:

[Дт 62.1 Кт 90.1] 9 000 руб.

Исправление несущественных ошибок, выявленных после подписания бухгалтерской отчётности

В этом случае ошибку нужно исправить проводками по соответствующим счетам в периоде обнаружения и отнести разницу на прочие доходы или расходы текущего периода (п. 14 ПБУ 22/2010).

Пример 2.

Организация из-за опечатки учла в выручке 2022 года по одной из операций сумму 10 000 руб. вместо 1 000 руб. Ошибку нашли 20.04.2023 года, когда бухгалтерская отчётность за 2022 год уже была подписана.

Общая выручка компании за 2022 год составила около 100 млн руб., т.е. отклонение в 9 000 руб. — это примерно сотая доля процента. Поэтому данную ошибку исправили, как несущественную — отнесли сумму отклонения на прочие расходы 20.04.2023:

Дт 91.2 Кт 62 9 000 руб.

Исправление существенных ошибок, выявленных после подписания отчётности

До утверждения собственниками компании

В этом случае нужно сделать корректирующие проводки декабрём отчётного года, аналогично несущественной ошибке, найденной до подписания отчёта.

Если при этом подписанная отчётность уже была сдана в государственный информационный ресурс бухгалтерской отчётности (ГИРБО) или направлена другим внешним пользователям, то нужно повторно сдать в ГИРБО и во все иные адреса исправленные формы. При этом в новой отчётности нужно указать, что она предоставляется вместо предыдущей и раскрыть причины замены (п. 7,8 ПБУ 22/2010).

Срок для предоставления исправленной отчётности в ГИРБО — до 1 июля года, следующего за отчётным. Если отчётность исправили и утвердили после 1 июля, то её нужно направить в ГИРБО в течение 10 дней после утверждения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным (п. 5 ст. 18 закона № 402-ФЗ).

Пример 3.

Организация из-за опечатки учла в выручке 2022 года по одной из операций сумму 10 000 руб. вместо 1 000 руб. Ошибку нашли 20.04.2023 года, когда бухгалтерская отчётность уже была подписана, но ещё не была утверждена собственниками. Компания работает на общей налоговой системе и платит налог на прибыль по ставке 20%.

Общая выручка компании за 2022 год равна 150 000 руб., т.е. отклонение в 9 000 руб. — это 6%. Поэтому данную ошибку исправили как существенную, сделав сторнировочную проводку на 31.12.2023:

[Дт 62 Кт 90.1] 9 000 руб.

Кроме того, внесли изменения в отчётность за 2022 год:

1.    В балансе уменьшили на 9 000 руб. статьи «Дебиторская задолженность» и «Нераспределённая прибыль» по состоянию на 31.12.2022.

2.    В отчёте о финансовых результатах:

  • уменьшили на 9 000 руб. статьи «Валовая прибыль», «Прибыль от продаж» и «Прибыль до налогообложения»;

  • уменьшили на 1 800 руб. статью «Налог на прибыль»;

  • уменьшили на 7 200 руб. статью «Чистая прибыль».

После утверждения собственниками компании

В этом случае нужно отнести корректировки на нераспределённую прибыль (непокрытый убыток) в текущем периоде (п. 9 ПБУ 22/2010). При этом отчётность за предыдущие периоды переделывать и сдавать повторно не нужно (п. 10 ПБУ 22/2010). Кроме того, при исправлении бухгалтерской отчётности после утверждения собственниками следует пересчитать сравнительные показатели в отчётности за текущий период, на которые повлияла ошибка.

Пример 4.

Предположим, что существенная ошибка из примера 3 была найдена 30.04.2023, уже после того, как собственники компании утвердили отчётность за 2022 год. В этом случае излишнюю выручку нужно отнести на убыток проводкой на 30.04.2023:

Дт 84 Кт 62 9 000 руб.

Отчётность за 2022 год при этом не меняется, а отчётность за 2023 год нужно скорректировать:

1.    В сравнительных показателях баланса на 31.12.2022 уменьшить на 9 000 руб. статьи «Дебиторская задолженность» и «Нераспределённая прибыль».

2.    В сравнительных показателях отчёта о финансовых результатах:

  • уменьшить на 9 000 руб. статьи «Валовая прибыль», «Прибыль от продаж» и «Прибыль до налогообложения»;

  • уменьшить на 1 800 руб. статью «Налог на прибыль»;

  • уменьшить на 7 200 руб. статью «Чистая прибыль».

Если ошибка была несколько лет назад и этот период уже не отражается в текущей отчётности, то нужно скорректировать начальное сальдо по соответствующим статьям за самый ранний из представленных в отчёте периодов.

Например, была найдена ошибка в расчётах с поставщиками за 2020 год. В балансе за 2023 год есть три отчётные даты: 31.12.2021, 31.12.2022 и 31.12.2023. Нужно пересчитать статьи по учёту задолженностей на самую раннюю из них — 31.12.2021.

Организации, которые ведут упрощённый бухучёт, могут исправлять существенные ошибки, найденные после утверждения отчётности аналогично несущественным — декабрём отчётного года. Пересчитывать сравнительные показатели им не нужно.

Для удобства представим все варианты исправления бухгалтерских ошибок в виде таблицы.

Когда обнаружена ошибка

Несущественная

      Существенная

До конца отчётного года

Запись по соответствующим счетам в месяце обнаружения в отчётном году

По завершении отчетного года, но до подписания отчётности

Запись по соответствующим счетам в декабре отчётного года

После подписания и сдачи отчётности, но до её утверждения собственниками

Запись по соответствующим счетам в месяце обнаружения с отнесением на прочие доходы (расходы) текущего периода

Запись по соответствующим счетам в декабре отчётного года, повторное предоставление во все адреса, куда уже была сдана отчётность с ошибкой

После утверждения отчётности собственниками

Запись по соответствующим счетам в текущем периоде с отнесением на нераспределённую прибыль (непокрытый убыток); пересчёт сравнительных показателей в отчётности за текущий период*

* организации с упрощённым учётом имеют право исправлять существенную ошибку, выявленную после утверждения отчётности, аналогично несущественной

Как раскрывать информацию об исправлении ошибок в бухгалтерской отчётности

В пояснительной записке к бухгалтерской отчётности нужно раскрывать следующую информацию (п. 15, 16 ПБУ 22/2010):

1. Суть ошибки: какие показатели искажены, на сколько, по какой причине.

2. Корректировки статей по предшествующим периодам, отраженным в отчётности, если это возможно сделать практически. Если нет возможности определить влияние ошибки на тот или иной предшествующий период, то нужно раскрыть причины этого и указать самый ранний период, за который внесены исправления.

3. При необходимости — сумму корректировки базовой и разводнённой прибыли на акцию.

4. Корректировки вступительного сальдо, если ошибка найдена за период, не отражённый в сравнительных показателях отчётности.

Эти правила распространяются на все организации, включая те, которые ведут упрощённый учёт. В общем случае компании с упрощённым бухучётом могут не оформлять пояснительную записку к бухгалтерской отчётности. Но если такая организация исправляла ошибки в учёте, то придётся составить этот документ.

Что будет, если не исправлять ошибки в бухучёте

За грубые нарушения правил ведения бухучёта штраф для ответственного должностного лица составляет от 5 до 10 тыс. руб. При повторном нарушении должностное лицо оштрафуют на сумму от 10 до 20 тыс руб, или дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет (ст. 15.11 КоАП РФ).

К грубым нарушениям для КоАП относится, например, искажение данных любой статьи бухгалтерской отчётности более, чем на 10% или занижение суммы налога из-за ошибок в учёте более, чем на 10%.

Кроме того, за грубые нарушения правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения предусмотрены штрафы для организации по статье 120 НК РФ:

1. Нарушения правил учёта без занижения облагаемой базы:

  • в течение одного налогового периода — 10 000 руб.;

  • в течение более, чем одного налогового периода — 30 000 руб.

2. Нарушения, которые вызвали занижение облагаемой базы — 20% от неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб.

С точки зрения НК РФ к грубым нарушениям правил учёта относятся:

  • отсутствие первичных документов;

  • отсутствие учётных регистров;

  • систематическое (два или более раза за год) неверное отражение в учёте и отчётности фактов хозяйственной жизни.

Как исправить ошибки прошлых лет в налоговом учёте

От чего зависит порядок исправления ошибок в налоговом учёте

В отличие от бухучёта, для налоговых ошибок нет понятия «существенности». С точки зрения правил исправления ошибки в налоговом учёте можно разделить на три группы:

1. Не повлияли на сумму налога.

2. Привели к недоплате налога.

3. Привели к переплате налога.

Рассмотрим порядок исправления ошибок для каждого из этих вариантов.

Как исправить ошибки, которые не влияют на сумму налога

В общем случае налогоплательщик не обязан исправлять ошибки в декларации, которые не повлияли на сумму налога. Изменение декларации в такой ситуации — это право, а не обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Здесь речь идёт о различных опечатках: в отчётном периоде, названии компании, ИНН/КПП, ОКТМО, ФИО руководителя и т.п. Но на практике многое зависит от того, где именно допущена ошибка.

Если ошиблись в периоде или в ИНН, то лучше сдать исправленную форму. В противном случае налоговики, ориентируясь на правильный ИНН в своей базе данных, могут решить, что организация вовсе не сдала декларацию за данный период.

Бывают ситуации, когда исправлять декларацию при технических ошибках будет необходимо. При сдаче отчётности в электронном виде, если ошибки выявят при автоматической контрольной проверке, система не пропустит декларацию. Например — это неверное указание кода ИФНС, в которую сдают отчёт.

При незначительных опечатках, например, в ФИО директора, новый отчёт действительно можно не сдавать. Здесь важно учесть, что каждая «лишняя» уточнённая декларация привлекает внимание налоговиков к компании и повышает риск назначения выездной проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Как исправить ошибки, которые привели к недоплате налога

Налогоплательщик обязан исправить ошибки, если выяснилось, что в результате он недоплатил налог. В общем случае следует исправить ошибки в периоде, когда они были совершены и подать уточнённую декларацию (п. 1 ст. 54 НК РФ, п. 1 ст. 81 НК РФ).

Для налога на прибыль одна из типичных ошибок — включение части прямых расходов в состав косвенных. Косвенные расходы налогоплательщик может списать в текущем периоде в полном объёме, а прямые он должен включать только в той части, в которой они приходятся на проданную продукцию, товары, выполненные работы или оказанные услуги. Мы рассказывали как разделить прямые и косвенные расходы в налоговом учёте в этой статье.

При УСН налогоплательщики часто признают для налогового учёта расходы, которые не входят в закрытый список, приведённый в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. 

Кроме занижения суммы платежей в бюджет, подать уточнённую декларацию нужно в следующих случаях:

1. В исходной декларации была указана не вся необходимая информация (п. 1 ст. 81 НК РФ).

2. Налоговики по результатам камеральной проверки направили требование о внесении исправлений в декларацию и налогоплательщик не возражает (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Однако налогоплательщик имеет право исправить ошибки, приведшие к занижению налога, в текущем периоде, если период, в котором допущена ошибка, определить невозможно (п. 1 ст. 54 НК РФ).  В этом случае уточнённую декларацию подавать не нужно, все корректировки будут учтены в налоговой отчётности за текущий период. Для этого в декларации по налогу на прибыль есть специальная строка 400 приложения 2 к листу 02. 

Также не нужно подавать уточнённую декларацию, если налог доначислен в ходе проверки и налоговики по её итогам не потребовали от налогоплательщика сдать новый отчёт (письмо ФНС РФ от 21.11.2012 № АС-4-2/19576).

Пример 5.

Компания из-за неверного распределения расходов между прямыми и косвенными занизила облагаемую базу по налогу на прибыль в третьем квартале 2022 года на 100 тыс. руб.

Ошибка была обнаружена во втором квартале 2023 года. В этом случае нужно провести исправление ошибки в регистре налогового учёта за 3 квартал 2022 года, сдать уточнённые декларации за 9 месяцев 2022 года и за 2022 год в целом, а также доплатить налог на прибыль в сумме 20 тыс руб. и пени.

Теперь предположим, что выявить период, в котором совершена ошибка, не удалось. В этом случае нужно включить 100 тыс. руб. во внереализационные доходы в периоде выявления — в декларацию за 1 полугодие 2023 года и далее в отчёты за 9 месяцев 2023 года и 2023 год.

Как исправить ошибки в налоговом учёте, которые привели к переплате налога

При переплате налога из-за ошибки налогоплательщик в общем случае не обязан подавать уточнённую декларацию, но имеет право это сделать (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Такие ошибки часто возникают из-за того, что документы, подтверждающие расходы, приходят с опозданием, уже после закрытия периода и сдачи отчётности. В этом случае налогоплательщик имеет право принять их к учёту в текущем периоде.

Но есть ситуация, когда, по мнению Минфина, при переплате тоже обязательно подать уточнённую декларацию за прошедший период. Это случай, когда в прошедшем периоде из-за занижения расходов налог был переплачен, но в текущем периоде получен убыток (письмо Минфина РФ от 06.04.2020 № 03-03-06/2/27064).

Однако позиция Верховного Суда РФ по этому вопросу отличается от мнения налоговиков. Суд считает, что рассматривать результат расчётов с бюджетом (переплата или недоимка) следует не отдельно в периоде возникновения ошибки или в периоде корректировки, а в целом за все время с момента возникновения ошибки до даты корректировки. Если за указанный период в целом налог был переплачен, то исправлять ошибку можно в периоде обнаружения (определение ВС РФ от 12.04.2021 № 306-ЭС20-20307). Суды при рассмотрении подобных ситуаций в дальнейшем будут ориентироваться на позицию ВС РФ.

Ещё один особый случай относится к упрощёнке с объектом «Доходы». При этом спецрежиме налогоплательщик может уменьшить сумму налога на страховые взносы. Если он забыл это сделать ранее, то провести корректировку текущим периодом нельзя, так как уменьшить налог можно только за тот период, когда взносы были фактически уплачены. В этом случае для корректировки переплаты по налогу обязательно нужно будет подать уточнённую декларацию за прошедший период.

Как сдавать уточнённую налоговую декларацию и урегулировать расчёты по налогу

В общем случае НК РФ не регламентирует сроки предоставления уточнённой налоговой декларации. Есть только одно исключение. Если налоговики затребовали исправленную декларацию в рамках камеральной проверки, то её необходимо сдать в течение пяти дней после получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). За нарушение этого срока предусмотрен штраф в размере 5 000 руб (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

В любом случае уточнённую декларацию нужно подать в ту ИФНС, где налогоплательщик зарегистрирован сейчас, вне зависимости от того, в какую инспекцию была подана первичная декларация. Сдавать новую декларацию нужно по той же форме и тем же способом, что была сдана первичная.

В новой декларации нужно заполнить все разделы, а не только те, в которых допущены ошибки. Суммы должны быть полные, а не разница между ошибочными и верными.

Номер корректировки на титульном листе нужно указывать, исходя из того, что первичная декларация имеет номер «0». У первой исправленной декларации будет номер «1», если потребуются еще исправления за тот же период, то номер «2» и т.д. В случае, если на момент выявления ошибки декларация за исправляемый период ещё не подана, то отчёт с верными данными нужно сдать, как первичный, с номером «0».

Чтобы не было вопросов от налоговиков, можно вместе с исправленной декларацией сразу предоставить пояснения, хотя формально такой обязанности у налогоплательщика нет. В общем случае пояснения можно составить в свободной форме, но для НДС есть специальный электронный формат (письмо ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

Если по результатам исправления потребуется доплатить налог, то перед тем, как подать уточнённую форму, нужно сначала пополнить единый налоговый счёт (ЕНС). Переплата по ЕНС на момент подачи уточнённой декларации должна покрывать сумму неуплаченного налога и пени.

Если после подачи новой декларации сформируется положительное сальдо по ЕНС, то налогоплательщик может вернуть переплату (ст. 79 НК РФ) или зачесть её в счёт других платежей, своих или иного лица (ст. 78 НК РФ). 

С 2023 года в связи с введением ЕНС не действует трёхлетнее ограничение на возврат или зачёт переплаты. Но речь идёт только о платежах, перечисленных после 01.01.2020 года. Излишне уплаченные до этой даты налоги и взносы не вошли в начальное сальдо по ЕНС на 31.12.2022. Поэтому вернуть эти суммы в 2023 году или позднее просто по заявлению не получится. 

Чтобы вернуть налоги, уплаченные до 2020 года, налогоплательщик должен доказать в суде, что узнал о переплате позднее и этого момента ещё не прошло три года.

Что будет, если не исправлять ошибки в налоговом учёте

За искажение данных налогового учёта предусмотрена ответственность по статье 120 НК РФ. Это штраф до 30 тыс. руб., либо в размере 20% от суммы неуплаченного налога, если в результате нарушения была занижена налоговая база.

За неуплату или неполную уплату налогов или других обязательных платежей установлена ответственность по статье  122 НК РФ:

1. Штраф в размере 20% от неуплаченной суммы, если нарушение допущено неумышленно.

2. Штраф в размере 40% от недоимки — при наличии умысла. Например, если налогоплательщик использовал для снижения облагаемой базы «схемы» с участием фирм-однодневок. 

Моё дело Бюро

Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг

Реклама: ООО «Мое дело», ИНН: 7701889831, erid: LjN8KKCXg

Как внести исправления расчета заработной платы прошлых периодов

На практике, особенно при большом количестве сотрудников и сложной структуре организации, случаются ошибки при расчете заработной платы. Данные могут содержать ошибки, быть не полными или отсутствовать в системе. Исправления в первичных регистрирующих документах прошлых периодов в программе на момент обнаружения неточностей может быть недоступно.

Программа дает возможность внести изменения прошлых периодов документами текущего периода. Это позволяет правильно учитывать изменения в расчетах, выплатах и соответствующих отчетах по расчету налогов и заработной платы.

В блоке ведения учета Кадры и Заработная плата в программе нет разделения на периоды (прошлый и текущий), что дает возможность корректировать предыдущие расчеты текущей датой. Такая возможность будет доступна в следующих случаях:

  • за данный период в системе зарегистрирована ведомость на выплату зарплаты;
  • за данный период в системе зарегистрирован документ Отражение зарплаты в финансовом учете.

Даже при выполнении этих условий система в некоторых расчетных документах даст возможность внести изменения в первичный документ. Для защиты данных прошлых периодов расчета заработной платы используется стандартный механизм — устанавливается дата запрета изменения данных.

Дату запрета редактирования данных устанавливаем в разделе НСИ и администрированиеНастройки пользователей и правДаты запрета документов. Нажимаем Изменить.

Настройка даты запрета изменения документов в 1С:ERP

Рисунок 1 — Настройка даты запрета изменения документов

Рассмотрим на примерах как в программе сделать исправления и сторнирование документов расчета заработной платы прошлых периодов текущей датой.

Исправление первичных документов, влияющих на учет и расчет заработной платы

Для исправления документов прошлых периодов создается документ исправления. Некоторые документы можно отменить сторнированием.

Для учета кадров и заработной платы используются два типа документов:

  • не расчетные документы — в них нет начислений, выплат и удержаний;
  • расчетные документы — содержат начисления, выплаты и удержания.

Исправление не расчетных документов

К таким документам относятся прием на работу, кадровый перевод, табель учета рабочего времени и т.п.

Программа блокирует изменения в такого типа документах в прошлых периодах по причине того, что сведения были переданы в ПФР для отражения в электронной трудовой книжке.

Например, в документе Кадровый перевод неверно указали подразделение. Дата перевода 30.01.23 года. Ошибку обнаружили в конце февраля. Данные о переводе уже отправлены в ПФР. Исправление делаем текущей датой.

Заходим в исходный документ. В нижней части таких документов есть ссылка Исправить.

Исправление документа прошлого периода текущей датой в 1С:ERP

Рисунок 2 — Исправление документа прошлого периода текущей датой

Нажимаем на ссылку, система создает новый документ. Дата документа текущая, но изменения действуют с даты исходного документа.

Создание документа исправления зарплаты в 1С:ERP

Рисунок 3 — Создание документа исправления

Вносим изменения и проводим документ. После этого с 30.01.23 года будут действовать условия, указанные в документе исправления.

Если отменить документ исправления, система будет видеть условия исходного документа. Для программы нет разницы сделаны исправления в исходном документе или исправления внесены датой обнаружения ошибки. Поэтому рекомендуем в таких документах все исправления вносить путем исправления и созданием нового документа датой обнаружения ошибки.

Исправление расчетных документов

Исправление расчетных документов (премии, отпуск, разовые начисления и т.п.) происходит по другому.

При обнаружении ошибки до закрытия расчетного периода и выплаты исправления лучше вносить в первичный документ регистрации. Когда же ошибку выявили после окончательного расчета после окончательного расчета, уплаты и отражения в финансовом учете, то исправления производим новым документом исправления датой обнаружения ошибки.

Открываем исходный документ. В нижней части нажимаем ссылку Исправить, как и в предыдущем примере. Если нам надо просто отменить данные документа, нажимаем на ссылку Сторнировать. На рисунке 4 видно, что система рекомендует вносить изменения путем создания нового документа.

Рекомендации программы по способу исправления данных документа, по которым закрыт расчетный период в 1С:ERP

Рисунок 4 — Рекомендации программы по способу исправления данных документа, по которым закрыт расчетный период

Создается новый документ. В новом документе в части Пересчет прошлого периода все начисления и удержания исходного документа.

Сторно данных начислений исходного документа при создании документа исправления в 1С:ERP

Рисунок 5 — Сторно данных начислений исходного документа при создании документа исправления

В основной части документа вносим необходимые исправления и проводим документ. В нашем примере изменим сумму премии с 3 000 рублей на 5 000.

Смотрим результат по сотруднику. Дата получения дохода с 2023 года равна дате выплаты. Мы увеличили премию на 2 000 руб, которые выплатим в марте. Программа эти 2 000 премиии относит на март (дата планируемой выплаты).

Результаты отражения данных в документе исправления в 1С:ERP

Рисунок 6 — Результаты отражения данных в документе исправления

Перерасчеты и доначисления зарплаты

В тех случаях, когда исправление ошибки прошлых периодов влияет на расчет заработной платы, необходимо провести перерасчет. Делается это документами:

  • Сторнирование начислений — когда надо отменить запись.
  • Документами из раздела ЗарплатаПерерасчеты — когда надо внести изменения в первичный расчет.

Рабочее место для перерасчета начислений и удержаний прошлых периодов в 1С:ERP

Рисунок 7 — Рабочее место для перерасчета начислений и удержаний прошлых периодов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Создать ошибку windows скачать
  • Создать ошибку 404 wordpress
  • Создать отчет об ошибке xiaomi
  • Создание и запуск файла ошибка проверить доступ битрикс
  • Создать информацию об ошибке 1с