Сотрудник допустил ошибку и компания понесла убытки

Кто заплатит за ошибку работника?

Законы

Кто заплатит за ошибку работника?

Директор транспортной компании «Ездок» Захар Зверюгин положил трубку, допил остывший кофе, смял стаканчик и выругался. Его экспедитор Антон Фиолетов принял у поставщика новый «Фольксваген», а доставил с вмятинами на кузове. Теперь заказчик звонит, матерится и требует компенсацию за ущерб. В этот раз выговором Антон не отделается — заплатит за каждую вмятину.

Когда за ущерб платит работник

В суд Фиолетов не явился. Представитель транспортной компании «Ездок» заявил, что Антон нарушил правила перевозки автомобилей, из-за чего фирма потеряла 105,5 тыс. ₽. Суд транспортная компания проиграла.

Суд выяснил, что «Ездок» перевозит легковушки в открытых автоприцепах. Кузов автомобилей могли повредить камешки, которые вылетают из-под колес грузовика. В компании знали об этом, но не защитили груз от повреждений. Представитель «Ездока» не смог доказать, что ущерб вызвали действия Фиолетова, а не случайное попадание камней. Суд решил, что экспедитор ничего не должен «Ездоку».

Чтобы работник заплатил за ущерб, надо доказать шесть обстоятельств.

Что надо доказать Пример
Работодатель обеспечил условия для сохранности имущества, за которое отвечает работник «Ездок» перевозит автомобили в защитных чехлах, чтобы вылетающие из-под колес камни не повредили кузов ст. 239 ТК РФ
Работник совершил одно из двух: противоправное действие или бездействие Экспедитор Фиолетов нарушил правила перевозки: неправильно закрепил автомобили в прицепе и не надел на них чехлы ст. 233 ТК РФ
Работник виновен в причинении ущерба: по неосторожности или умышленно Фиолетов отвлекся, из-за чего забыл надеть чехлы и закрепить автомобили. Это вина по неосторожности.
Если бы он продал автомобили и сбежал, это была бы вина в форме умысла
ст. 233 ТК РФ
Есть причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом Из-за того что Фиолетов не накрыл и не закрепил автомобили, во время движения они ерзали, в них попадали камни из-под колес грузовика. В результате на легковушках появились царапины ст. 233 ТК РФ
Работник причинил прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенную выгоду) взыскать с работника не получится Автомобили поцарапались по вине перевозчика, поэтому «Ездок» выплатил страховой компании компенсацию 105,5 тыс. ₽. Это прямой действительный ущерб. Его удастся взыскать с Фиолетова.
Заказчик после получения поцарапанных авто решил прекратить дальнейшее сотрудничество с компанией «Ездок». Это упущенная выгода и взыскать ее с Фиолетова не удастся
ст. 238 ТК РФ
Размер причиненного ущерба известен Ущерб составил 105,5 тыс. ₽ ст. 233 ТК РФ

Если хоть одно из обстоятельств доказать не удастся, суд не признает работника виновным. Компания не получит компенсацию.

Как подготовиться к суду

«Сам виноват. Поздно спохватился», — думал Зверюгин, закуривая седьмую сигарету. Он занялся иском за день до суда — наскоро слепил заключение комиссии о служебной проверке. А надо было провести полноценную проверку, как только заказчик прислал отчет об ущербе. Надо было потребовать у Фиолетова письменные объяснения — тогда можно было еще побороться. Зверюгин этого не сделал и проиграл.

Чтобы привлечь работника к материальной ответственности, надо установить размер ущерба и выяснить, почему он возник (ст. 247 ТК РФ).

Что делать Пример
Создать комиссию по служебному расследованию, которая определит, чего не хватает или что повредили. Для этого надо назначить членов комиссии и указать их в приказе о создании комиссии.
В случае недостачи провести инвентаризацию по Методике
Фиолетов сдал поцарапанные автомобили заказчику. Тот осмотрел машины и составил отчет об ущербе и повреждениях. Узнав об этом, Зверюгин создал комиссию по служебному расследованию. Члены комиссии связались с заказчиком и зафиксировали все повреждения.
Установить, что привело к потере или повреждению имущества Комиссия выяснила, что Фиолетов нарушил правила перевозки: неправильно закрепил автомобили в прицепе и не надел на них чехлы
Потребовать у работника письменное объяснение причин возникновения ущерба. Если отказывается, составить акт об отказе от написания объяснительной Фиолетов отказался писать объяснение. Комиссия составила акт об отказе
Определить размер ущерба исходя из фактических потерь по рыночным ценам на день возникновения ущерба «Ездок» нанял оценщика, который оценил повреждения в 105 500 ₽
Если ущерб причинили несколько работников, определить степень вины и размер ответственности каждого:
— если все согласны платить, договориться, кто сколько должен;
— если кто-то не согласен, степень вины каждого работника определит суд
Фиолетов вышел на смену с Кутузкиным. Кутузкин погрузил автомобили в прицеп. Фиолетов не обратил внимание на отсутствие чехлов на автомобилях и не проверил крепления. Это коллективная материальная ответственность
Ознакомить работника с результатами служебного расследования Фиолетов ознакомился с результатами служебного расследования и поставил подпись

Как получить от работника максимум

Все работники за причиненный ущерб несут частичную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

К полной материальной ответственности вы сможете привлечь работника только в одном из случаев (ст. 243 ТК РФ).

Когда требовать от работника максимум Пример
Ущерб нанес руководитель организации (ст. 277 ТК РФ) Директор «Ездока» Зверюгин сам бегал по гаражу и царапал автомобили
Работник допустил недостачу ценностей, полученных на основании соответствующих документов Кутузкин по доверенности принял на складе поставщика запчасти для перевозки. Когда покупатель забирал заказ, выяснилось, что нескольких автозапчастей не хватает
Работник умышленно причинил ущерб Главбух «Ездока» Остапова оформила на работу «мертвых душ» и получала за них зарплату
Работник причинил ущерб, когда был пьян или принял наркотики Водитель-экспедитор «Ездока» Угаркин за полчаса до выезда жахнул с друзьями по стаканчику. На первом же повороте он угодил в кювет и перевернулся: повредил машину и груз
Работник причинил ущерб в результате преступных действий. Суд признал его виновным Фиолетов продал партию холодильников, которые должен был доставить заказчику, и попытался скрыться. Его поймали. Суд признал Фиолетова виновными в хищении имущества
Работник причинил ущерб в результате административного проступка. Это установил соответствующий госорган Водитель-экспедитор Люлькин перевозил легковушки, нарушил правила дорожного движения и попал в ДТП. Его поймали и оштрафовали
Работник причинил ущерб не при исполнении трудовых обязанностей Люлькин на служебном автомобиле поехал на шашлыки. На подъезде к озеру машина села в яму. Когда вытаскивали трактором, повредили бампер.
Работник выдал коммерческую тайну.
Об этом — в законе «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ
Угаркин разболтал собутыльникам, на каких условиях «Ездок» работает с поставщиками. Они передали информацию конкурентам. Угаркин знал, что это — коммерческая тайна.

Если работнику нет восемнадцати лет, привлечь его к ответственности удастся, только когда он:
— умышленно причинил ущерб;
— причинил ущерб, когда был пьян или принял наркотики;
— совершил преступление или административный проступок и в результате причинил ущерб.

Чтобы получить полную компенсацию, недостаточно попасть в одну из ситуаций, когда работник несет полную материальную ответственность. Для этого надо предусмотреть ее в документах при оформлении работника.

Где прописать полную материальную ответственность Пример
Для главбуха и заместителя руководителя:
раздел о полной материальной ответственности в трудовом договоре
В суде Зверюгин доказал вину главбуха «Ездока» Остаповой, которая оформила на работу «мертвых душ» и получала за них зарплату. Но в трудовом договоре с ней он не указал условия полной материальной ответственности. Остапова должна «Ездоку» только сумму своего среднемесячного заработка ст. 243 ТК РФ
Для работника:
договор полной индивидуальной материальной ответственности
В суде Зверюгин доказал вину экспедитора Фиолетова, который не накрыл автомобиль чехлом и поцарапал. Но «Ездок» не заключил с Фиолетовым договор полной материальной ответственности — Фиолетов должен «Ездоку» только сумму своего среднемесячного заработка ст. 244 ТК РФ
Для группы работников (бригады):
договор полной коллективной материальной ответственности
В суде Зверюгин доказал вину экспедиторов Фиолетова и Кутузкина, которые не накрыли автомобиль чехлом и поцарапали. Но «Ездок» не заключил с ними договор полной коллективной материальной ответственности — Фиолетов и Кутузкин должны «Ездоку» только сумму своего среднемесячного заработка ст. 245 ТК РФ

Если не предусмотреть в документах полную материальную ответственность, работник компенсирует ущерб только в сумме своего среднемесячного заработка.

Когда правила не работают

Чтобы правила сработали и материально ответственный работник возместил ущерб в полном размере, важно правильно его оформить на работу и не нарушить срок исковой давности.

Когда суд присудит частичную компенсацию вместо полной Пример
Должности работника нет в перечне Минтруда Водитель «Ездока» Андрей Лихачев разбил служебный автомобиль. В суде Захар Зверюгин доказал вину Лихачева. «Ездок» заключил с Андреем договор полной индивидуальной материальной ответственности. Но должности водителя нет в Перечне — Лихачев должен «Ездоку» только сумму своего среднемесячного заработка.
Работодатель пропустил срок исковой давности — один год со дня обнаружения причиненного ущерба. Суд может восстановить срок только по уважительной причине Зверюгин уволил экспедитора Фиолетова за очередной прогул спустя полтора года после того, как тот не накрыли автомобиль чехлом и поцарапал. После увольнения Зверюгин подал на Фиолетова в суд, чтобы тот возместил причиненный ущерб. На суде Антон заявил, что Зверюгин пропустил срок исковой давности — «Ездок» суд проиграл.

Суд может присудить частичную компенсацию вместо полной, если должности работника нет в перечне Минтруда. А если работодатель пропустил срок исковой давности, суд вправе вовсе отказать во взыскании.

Теперь вы знаете, как сохранить время и деньги

Чтобы сотрудник оплатил ущерб, нужно подготовиться к суду: созвать комиссию, доказать вину сотрудника и потребовать объяснительную. Если вы выиграете суд, то получите частичную компенсацию — работник заплатит не больше, чем его зарплата. Но есть исключения.

Чтобы получить всю сумму ущерба, нужно заранее прописать это условие в договоре, а еще — указывать должности сотрудников, как в перечне Минтруда.

Получайте раз в неделю подборку лучших статей Жизы

Рассказываем истории из жизни бизнесменов, следим за льготами для бизнеса и
даём знать, если что-то срочно пора сделать.

Получая убытки от действий сотрудников, бизнес заявляет требования о полной или частичной компенсации понесенных расходов. При этом работники не всегда соглашаются компенсировать потери. Редакция журнала «Расчет» изучила два подобных недавних трудовых спора.

Расчетливая подписка!
Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»

Нередко компании терпят убытки по вине сотрудников. В некоторых случаях предприниматели пытаются взыскать потраченные средства с работников. Начавшиеся споры доходят до судов, но там компании проигрывают, арбитры объясняют работодателям, что специалисты, даже если они допускают ошибки, не должны восполнять финансовые потери бизнеса.

Потери в виде штрафа из-за ошибки сотрудника

Сотрудник кадровой службы компании допустил сразу несколько ошибок в своей работе, в результате чего на предприятие были наложены штрафные санкции. 

Выплатив средства, компания попыталась взыскать деньги с работника, по вине которого организация получила убыток. Дело дошло до зала суда, в котором арбитры отклонили претензии бизнеса к сотруднику. 

В частности, компания нарушила установленный порядок уведомления органов власти при заключении трудового договора с иностранным работников. По этой причине предприятие было привлечено к административной ответственности. Деньги предприятие перечислило. Еще одна ошибка работника заключалась в несвоевременной выдаче трудовой книжки коллеге, который увольнялся. И за это нарушение компания была привлечена к ответственности, выраженной в наложении штрафа. 

Обращаясь в суд, компания указала, что действия работника нанесли предприятию прямой действительный ущерб. Однако арбитры не согласились с таким выводом. 

«В силу положений Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению, данных Верховным судом Российской Федерации, понятие прямого действительного ущерба не позволяет отнести к основаниям материальной ответственности работника уплату работодателем ответчика административного штрафа, поскольку такая выплата не направлена на возмещение причиненного третьему лицу ущерба, сумма уплаченного штрафа не относится к категории наличного имущества истца, что является обязательным условием наступления ответственности работника перед работодателем», – пояснили арбитры Апелляционного суда города Москвы в Определении от 28 сентября 2021 года № 33-38671/2021. 

Судьи указали, что понятие прямого действительного ущерба, данное в части 2 статьи 238 Трудового кодекса, не является идентичным понятию убытков, определение которым дано в пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса. Это значит, что трудовое законодательство исключает обязанность сотрудника компенсировать предприятию перечисленные им штрафы за нарушение третьим лицам. 

«Уплата административного штрафа является Конституционной обязанностью лица, привлеченного к административной ответственности, и не может быть возложена на работника в качестве материального вреда», – отметили судьи. 

Потери в виде убытка из-за ДТП

Рассмотрим другое дело, решение по нему вынес Верховый суд РФ в Определении от 6 сентября 2021 года по делу № 16-КГ21-19-К4. 

Принимая на работу сотрудника в должности менеджера, индивидуальный предприниматель заключил с ним договор о полной материальной ответственности. В обязанности работника входили закупка молока у населения и доставка продукции на пункт приема. Перевозить молоко сотрудник должен был на специализированном транспорте. После нескольких лет работы менеджер по закупкам попал в аварию. Молоко вытекло, а автомобиль серьезно пострадал.

Стороны попытались урегулировать инцидент. Так, ИП предложил компенсировать расходы на восстановление машины и потери от вылитого молока. И если вторую сумму можно назвать умеренной, она составила порядка 23 000 рублей, то ремонт транспортного средства была оценен в размере более 600 000 рублей. Индивидуальный предприниматель уволил работника и обратился в суд за взысканием полученного ущерба. 

Арбитры первой инстанции поддержали иск и полностью его удовлетворили. С ними согласились и судьи апелляции. Третья инстанция также поддержала первоначальное решение. 

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ приняла другое решение. 

Арбитры обратили внимание на существенные нарушения норм права, которые повлияли на результаты рассмотрения спора. Судьи обратили внимание, что в отношении сотрудника, который управлял автомобилем, не было возбуждено дело об административном правонарушении, так как в его действиях во время ДТП не было состава преступления. 

Этот аргумент использовал ответчик в свою защиту в судах нижестоящих инстанций, но довод арбитрами не принимался. При этом Верховный суд обратил внимание на тот факт, что «согласно статье 250 Трудового кодекса орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника. Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях». 

Кроме этого, судьи обратили внимание, что в договоре о полной материальной ответственности должность работника отличалась от должности, указанной в трудовом договоре. 

Если во втором случае сотрудник работал как менеджер по закупкам, то, подписывая соглашение о полной материальной ответственности, он значился как водитель-экспедитор. 

При этом законодательство не допускает для такой категории работников обязанность возмещать полученный бизнесом ущерб в полном размере. Дело отправлено на пересмотр. 

В заключение можно отметить, что в подавляющем большинстве подобных споров судьи встают на сторону работников, не позволяя компания взыскать с сотрудников полную сумму убытков. Исключение составляют недостачи и полученный бизнесом ущерб в результате совершенных преступлений. 

Если компания решит судиться с работником, требуя от него компенсировать утраченные средства, бизнес должен документально подтвердить обоснованность подобных претензий.   

Есть сложные ситуации, для которых у руководителя компании нет однозначных решений. Одной из таких ситуаций может быть потеря крупной суммы денег из-за недостаточно ответственных действий сотрудника. Как поступить: увольнять и подавать в суд или оставить и взыскивать ущерб с зарплаты? О том, что делать руководителю, если сотрудник совершил фатальную ошибку и компания потеряла большие деньги, в своей авторской колонке рассказал эксперт по управлению Александр Высоцкий.

Досье

Александр Высоцкий – предприниматель из Москвы, основатель компании Visotsky Consulting и проекта «Школа владельцев бизнеса», консультант по управлению. В сфере предпринимательства и бизнес-консалтинга работает с середины 90-х годов. Автор четырёх книг-бестселлеров по управлению бизнесом. Неоднократно становился лауреатом статусных бизнес-премий.

Александр Высоцкий

Как компания потеряла большие деньги

Эта история произошла с нашим клиентом – международной торговой компанией, имеющей несколько удалённых офисов, которые управляются дистанционно. В этой организации происходит внедрение инструментов управления под руководством моей компании Visotsky Consulting. Все офисы показывают хорошие результаты по сравнению с прошлыми годами. 

Однако перед новым отчётным годом произошёл серьёзный инцидент: удалённый офис потерял колоссальную сумму оборотных средств (25%). Произошло это из-за действий мошенников. Прямая вина лежит на директоре и менеджере, проводившем сделку: они не заметили опасности, хотя со сделкой постоянно были какие-то проблемы и несостыковки – задолго до фатального платежа. Скорее всего, хотелось перед новым годом показать высокий результат, но получилось так, что серьёзные деньги отправились на счета мошенников. 

Сейчас идёт разбирательство, возбуждено уголовное дело, работает Интерпол. Оба сотрудника – директор и менеджер – сильные специалисты, благодаря которым компания достигла высоких показателей. Но сейчас, когда внедряются инструменты управления, очевидно, что вина компании тоже есть, финансовое планирование показало существующие дыры. 

Кроме того, не было регламентов и правил по проведению таких масштабных сделок, а директору были переданы практически безграничные полномочия. Знания сотрудников в международной торговле и финансовых операциях были слабыми. Дополнительного профильного обучения в компании не было, на внешние курсы тоже сотрудники не отправлялись. Однако основная вина на двух сотрудниках, и они сами это признают, ведь не информировали руководство о явных проблемах, на совещаниях утверждали, что всё идёт по плану. Но ими уже тогда манипулировали. 

Команде нужно сплачиваться и справляться с проблемой общими усилиями, чтобы не допустить разорения. Но владелец считает, что оставлять сотрудников без наказания неразумно. Конечно, есть опция «уволить и подать на них в суд для возмещения». Или платить меньшую зарплату в наказание. Но убыток нельзя будет возместить и за 10 лет, даже если совсем не платить. А продолжать работу как ни в чём не бывало невозможно. Как быть, ведь это опытные специалисты, и, если организовать всё правильно, они могут принести в дальнейшем немалую пользу? 

Что я сделал в подобной ситуации

Ситуация действительно аховая. И, скажу честно, я с ней сталкивался. К счастью, это было давно. В мою компанию поступил срочный заказ на очень большую сумму, причём менеджеры так хотели спасти клиента, что отправили всю дорогостоящую продукцию без документов. В итоге известная в стране компания поступила под стать настоящим мошенникам: получили продукцию, через две недели заявили, что она им не нравится, платить отказались, но при этом продукцию не вернули. 

Так как документы, подтверждающие отгруженную продукцию, были оформлены неправильно, моя компания проиграла судебное разбирательство. А после суда нам пришлось вернуть ещё и небольшую предоплату, которую нам сделала компания в самом начале событий. Было очень неприятно. 

Честно говоря, у меня не было желания наказывать менеджеров. По сути, они действовали в рамках наших стандартных процедур, которые не были нормально описаны – тогда регламенты в компании отсутствовали. И я очень чётко определил, что это вина компании. Мы тут же разработали новые правила, провели обучение и внедрили контроль, чтобы подобные ситуации не повторились. 

Но финансового наказания не было. Сотрудники сами чувствовали свою вину, ведь компания потеряла большую сумму. Для нас тогда это было очень ощутимо и больно. Но всё же это была недоработка руководства, ведь на организующей схеме есть офис 20, который занимается как раз одобрением документов, сделок и контролем соблюдения регламентов по документации. Я как совладелец и руководитель 21-го офиса тогда постарался как можно скорее компенсировать этот ущерб. 

Почему произошли потери

Очевидно, основная причина в отсутствии регламентов, в которых прописан порядок действий. Тем более, если это сделка, предполагающая использование оборотных средств, она должна проходить внутреннюю юридическую процедуру одобрения. 

Это могло бы помочь как раз в этой ситуации, ведь неспроста отдел официальных вопросов и безопасности не подчиняется директору, за него отвечает владелец. Это сделано для того, чтобы даже директор не мог повлиять на него, заставить принять какие-то процедуры и сделки, противоречащие правилам и регламентам. 

Что нужно сделать для предотвращения таких ситуаций

Пообщайтесь с сотрудниками, донесите до них, что они совершили ошибку, из-за которой компания потеряла значительные средства. При этом сразу же начните разработку внутренних правил и регламентов, которые не позволят повториться этой ошибке в будущем (то есть наладьте работу 20-го отдела). 

Мой клиент правильно поступает, не желая судиться с сотрудниками, ведь что получится в итоге? Сложно будет доказать, что они проявили халатность, так как суд будет прежде всего смотреть на ваши внутренние регламенты и документы. Если это не было регламентировано, то суд встанет на их сторону. 

Даже если сотрудников накажут, то мерой пресечения будет выплата определённого процента заработной платы на протяжении долгих лет. Вероятнее всего, ущерб не будет компенсирован, а сотрудников вы потеряете. Это нанесёт серьёзный удар по бизнесу. И конкретно в этой ситуации я бы сконцентрировался на том, чтобы с этой ситуацией разобрался Интерпол и наказал обидчиков, а не сотрудников. 

Почему важны регламенты и разделение функций

Я постоянно сотрудничаю с представителями малого и среднего бизнеса, а потому знаю, что для многих компаний это актуальная проблема. Помню одного из наших первых клиентов – руководителя компании, поставляющей оптом полиэтилен. Они завозили его в страну эшелонами, а после работали с производителями. Обычно им всё отгружается без предоплаты, рассчитывается производитель в течение месяца. Такова была стандартная процедура на этом рынке. 

Одним из первых процессов, который мы описали и регламентировали в ходе консалтинга, был именно процесс одобрения производителя, с которым будут сотрудничать. Он устанавливал, кому именно можно доверять и отгружать полиэтилен на таких условиях. 

Процедура была проста, но обязательным условием был выезд представителя компании на производство, чтобы убедиться, что оно реально существует. На одобрение должно было уходить не более трёх дней. Для этого был нанят отдельный человек, то есть этим занимался не менеджер по продажам. 

Это очень важный момент: если вы работаете с постоплатами и хотите ввести процедуру одобрения, то этим ни в коем случае не должны заниматься менеджеры по продажам. По сути, возникает конфликт интересов, ведь они хотят выполнить план! И какие бы мы ни ставили регламенты и процедуры одобрения, они всегда будут находиться в компромиссе. Именно поэтому функцию по проверке контрагента стоит отдать в отдел официальных вопросов и безопасности. 

Вместо эпилога

Соблюдение простых правил и наличие регламентов убережёт вас от неприятных ситуаций. Если вы понесли потери, это всегда неприятно, но в первую очередь думайте о том, как, не снижая темпов работы, быстро привести всё в норму. Держите под контролем всех контрагентов и не позволяйте мошенникам нанести ущерб вашей компании.

Biz360

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

Добрый вечер, Юлия!

По закону так:

5. При определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.
В силу части второй статьи 392 ТК РФ работодатель вправе предъявить иск к работнику о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам,в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 (ред. от 28.09.2010) «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»

ТК РФ Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю

 
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

которая повлекла за собой убыток компании,

Юлия

Надо понимать, в чем он выразился? Ошибка, какая? Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

НАЗАД К БЛОГУ

Когда сотрудник должен возмещать убытки работодателю

Если по вине сотрудника работодатель понес убытки — не факт, что получится возместить полную стоимость: закон защищает физических лиц в большей степени, чем юридических. Но что делать, если по вине работника организация теряет прибыль? Как подготовиться к судебному заседанию? И сколько денег может потребовать фирма?

Игорь занимается доставкой товаров из магазина б/у бытовой техники до подъездов покупателей. В магазин поступила жалоба, что холодильник, который вез Игорь, приехал с вмятиной. Со склада техника выезжала в хорошем состоянии. Кто заплатит за поломку?

Чтобы сотрудник возместил ущерб, работодателю придется доказать, что со своей стороны он сделал все, чтобы этих убытков не было. Например, если машина не оборудована средствами защиты от падения груза, или прицеп в машине открытый и холодильник может получить вмятину от попадания в него камня на дороге, суд не признает Игоря виновным.

В каких случаях работник должен заплатить

По трудовому кодексу, работодатель и работник несут друг перед другом материальную ответственность. В трудовом договоре они могут описать любые условия возмещения ущерба, но по закону работодатель не имеет право платить меньше, чем прописано в ТК РФ, а работник — больше.

Чтобы сотрудник заплатил, нужно доказать, что:

  • Работодатель обеспечил все условия, чтобы ущерб не был нанесен.
  • Ущерб не был нанесен вследствие необходимой самообороны или под влиянием непреодолимой силы.
  • Именно проступок работника повлек за собой убытки.
  • Работник нанес работодателю прямой действительный ущерб. Упущенную выгоду взыскать не получится.

Если хотя бы один из этих пунктов в суде доказать не получится, работник не заплатит.

Сколько может заплатить сотрудник

Сотрудник несет материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка. Есть случаи, описанные в ТК РФ, когда на работника возлагается полная материальная ответственность:

  • Если должность сотрудника предполагает полную материальную ответственность (руководители, бухгалтер, директор).
  • Если произошла недостача ценностей, которые передали работнику, подписав официальные документы.
  • Работник несет полную материальную ответственность за разглашение коммерческой, государственной, служебной или другой тайны.
  • Если сотрудник причинил ущерб умышленно.
  • Если сотрудник нанес ущерб в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Если сотрудник нанес ущерб вследствие преступных действий, установленных решением суда.
  • Если ущерб нанесен вследствие административного правонарушения, установленного органами правопорядка.
  • Если сотрудник причинил вред имуществу в нерабочее время.

Если Игорь попал в ДТП по своей вине, был пьян или решил воспользоваться холодильником для личных целей, из-за этого на технике образовалась вмятина, Игорь возместит полную стоимость.

Работники моложе 18 лет несут полную материальную ответственность только если причинили ущерб умышленно, в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или в результате противоправных действий, доказанных органами правопорядка.

Кто не несет полную материальную ответственность

Полную материальную ответственность не несут любые сотрудники, с которыми не заключен договор о полной материальной ответственности:

  • Для бухгалтеров, директоров и руководителей можно включить пункт о полной материальной ответственности в трудовой договор.
  • Для работников нужно заключить дополнительный договор.
  • Если на производстве есть коммерческая или другая тайна — нужно заключать договор о неразглашении.

Даже если сотрудник нанес ущерб умышленно, но в его договоре полная ответственность не предусмотрена, максимум, что он отдаст работодателю — зарплату за месяц.

Есть перечень Министерства труда, в котором прописаны все должности, на которых сотрудники могут нести полную материальную ответственность. Если должности сотрудника, который нанес ущерб организации, в перечне нет — он заплатит только среднемесячную зарплату.

Если работодатель обратился в суд позднее, чем через год после обнаружения ущерба — он не получит ничего, так как пропустит сроки исковой давности.

Как доказать вину сотрудника

Чтобы доказать вину сотрудника, нужно провести проверку, в ходе которой установить размер и причину нанесенного ущерба.

  • Создать комиссию, состоящую из компетентных в данном вопросе специалистов, или обратиться в компании, занимающиеся проведением экспертиз.
  • Попросить работника написать объяснительную, в которой подробно рассказать, почему так произошло.

Если работодатель не провел проверку на месте, доказать в суде, что ущерб причинен по вине сотрудника, будет невозможно. Если сотрудник отказался писать объяснительную, составляется акт, и работник автоматически признается виновным.

А можно обойтись без суда?

Без суда обойтись можно только в случае, если размер выплаты не превышает среднемесячного заработка сотрудника, и все стороны согласны с принятым решением. Работодатель выносит распоряжение, сотрудник получает зарплату меньше или не получает совсем.

Распоряжение должно быть составлено не позднее, чем через месяц после того, как ущерб был доказан. Если работодатель вынес распоряжение позже, работник не согласен с принятым решением или платить нужно больше, чем месячная зарплата, в суд обратиться придется.

Чтобы не пропустить важные новости, ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал!

Почему бизнес выбирает LIFE PAY:

Оплата через Систему быстрых платежей

Интегрируйте прием оплаты через СБП в любом месте и с максимальным удобством для клиента.

Прием платежей при доставке

Позвольте вашим клиентам оплачивать заказы там, где это удобно, всеми доступными способами: картой, через СБП или одним касанием телефона.

Супер API

Позволим быстро и бесшовно интегрировать наши продукты к вашей IT-инфраструктуре. Предоставим понятную документацию и тестовую среду.

Прием оплаты картами зарубежных банков

Подключите эквайринг от LIFE PAY и принимайте оплату картами иностранных банков по одной из самых низких ставок на рынке

Оперативная поддержка

В любое время поможем с вопросами эквайринга, работы терминалов, фискальными накопителями и настройкой оборудования. Работаем в любом мессенджере, по почте и телефону

Ждем вас в нашем Телеграм-канале! Там вы найдёте актуальные новости, полезную аналитику, лайфхаки и обзоры на тему бизнеса, финансов, банков, экономики и профессионального роста!

Автор статьи

  • СБП бесконтакт

    СБП бесконтакт

    Выгодно принимайте безналичные платежи прикосновением телефона с комиссией 0%

    подробнее

  • СБП бесконтакт

    Облачная фискализация

    Автоматизируйте бизнес-процессы в мобильной торговле и сэкономьте на закупке кассового оборудования

    подробнее

  • СБП бесконтакт

    Кассовая программа LIFE POS

    Автоматизируйте торговые точки и доставку, принимайте платежи и ведите отчетность с удобством

    подробнее

Независимо от начальных условий любая компания стремится вырасти от локальной организации до глобального игрока на рынке. Достижению этих целей может помочь использование нескольких ключевых драйверов роста, которые позволяют развить уникальные и новаторские подходы в бизнесе. Эти драйверы объединили в себе опыт и знания наиболее успешных компаний в мире и методику использования глобальных ресурсов. Все успешные компании имеют стратегии роста, которые должны обеспечить лидерство на рынке. Разработанные […]

Как небольшая фитнес-студия из Питера управляет своими процессами с помощью технологий. И почему автоматизация — это важноФитнес-студия Точка силы начала работать с 15 сентября 2020 года. Именно с момента ее основания компании LIFE PAY и Mobifitness своими инструментами помогали вести бизнес. До появления Точки силы у основателей была другая компания и долго работала без автоматизации […]

Нам важна обратная связь от наших клиентов, поэтому мы решили показать интересный кейс, рассказанный директором туристической компании. Меня зовут Светлана Обоянская, я директор туристической компании  ОСА tour в Березниках. В этой статье я расскажу, почему через 10 лет использования одной CRM-системы я решила ее заменить. На какие критерии стоит обратить внимание при выборе и на […]

LIFE PAY для amoCRM создали новую крутую интеграцию. Теперь ссылки на оплату можно выставлять прямо из amoCRM и отправлять их клиентам в смс или по электронной почте. К вам обращается клиент, который хочет оплатить счет банковской картой. Менеджер находит его в amoCRM и выставляет счет на нужную сумму прямо из программы. Человек получает счет и тут же оплачивает. Мы пообщались с людьми, которые уже воспользовались новым сервисом. Читайте отзывы — они […]

Есть темы, которые ни в коем случае нельзя замалчивать, даже если говорить на них неприятно. Одна из таких тем — воровство персонала. Столкнуться с этим может любой работодатель, а вот как решать проблему — сразу не придумаешь. Увольнение устранит только следствие, но не первопричину. Следующие работники могут тоже оказаться нечестными. Решение неожиданно пришло в виде онлайн-касс. В соответствии с ФЗ-54, теперь их обязаны устанавливать все владельцы бизнеса. Оказалось, это лучший […]

Сегментация клиентской базы в CRM — это разделение клиентов вашей компании по каким-либо признакам. Прежде всего, сегментация необходима для эффективной работы компании. Объясним, почему такое разделение можно рассматривать как фундамент для роста продаж и развития вашего бизнеса. Для чего нужна сегментация? Сегментация клиентов в CRM нужна для правильной работы менеджера с различными сегментами. Выделяют 2 основных сегмента — это новые клиенты, которые не совершили […]

Получайте самые актуальные новости в моменте

Напишите свой e-mail и мы уведомим Вас,
когда появятся наши новые статьи!

Подпишитесь на нас в социальных сетях и следите за нашими новостями

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Социал клаб выдает ошибку
  • Сочинение раскаяние почему важно уметь признавать свои ошибки
  • Состояние виртуального диска ошибка iscsi
  • Сочинение на тему почему надо признавать свои ошибки
  • Состояние чистоты на улицах ошибка