Состояние чистоты на улицах ошибка

Сроооочно!

Найдите лексические ошибки, исправьте их и классифицируйте!

1)Медики города оказывают медицинское обслуживание горнякам.

2)Заявление от гр.

Ивановой с просьбой освободить её от ночного сторожа.

3)Во время поездки мэр проверил состояние чистоты на улицах города.

4) Коренные аборигены не ограничиваются только охраной тайги.

5) Несвоевременные выборы могут повлечь государственный переворот.

6) Тут он опять попал в галошу.

Вы зашли на страницу вопроса Сроооочно?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 10 — 11 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

1. Употребление близкостоящих однокоренных слов (тавтология), а также употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости (оказывают обслуживание).
Правильно: Медики города оказывают помощь горнякам.
2. Неточность словоупотребления ( освободить от сторожа).
Правильно: Заявление от гр. Ивановой с просьбой освободить её от ночной охраны.
3. Нарушение лексической сочетаемости слов (состояние чистоты).
Правильно: 
Во время поездки мэр проверил чистоту на улицах города.
4. Употребление лишнего слова, речевая избыточность ( коренные аборигены; абориген — коренной житель).
Правильно: Аборигены не ограничиваются только охраной тайги.
5. Неоправданное сокращение состава сочетания слов.
Правильно: 
Несвоевременные выборы могут повлечь за собой государственный переворот.
6. Неточное употребление фразеологизмов.
Правильно: Тут он опять сел в галошу.

Оцени ответ

1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 2. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 3. Во время инспекционной поездки мэр проверил состояние чистоты на улицах города. 4. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 5. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря» . 6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших хозяевах. 7. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. 8. Подавляющее количество матчей проходило в упорной борьбе. 9. На протяжении многих лет Иванов выполнял роль кладовщика. 10. Стоимость учебников возрастает и сейчас она очень дороговата.

1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать (владеть) собственностью. 2. Фирма предлагает товары большого (широкого) ассортимента и по самым дешевым (низким) ценам. 4. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди (лидирует) . 5. Большая (добрая) половина игры проходила у ворот команды «Заря» . 6. Нельзя не сказать несколько слов и о (радушии) наших хозяев. 7. Особое внимание на конгрессе было отведено (решению) проблем молодежи. 8. Подавляющее количество матчей проходило в упорной борьбе (междк командами) . 9. На протяжении многих лет Иванов выполнял роль (занимал должность) кладовщика. 10. Стоимость учебников возрастает и сейчас она очень дороговата (высока) .

Подборка по базе: ЛЕКЦИЯ Административная ответственность за нарушения законодател, Особенности организации развивающей предметно-пространственной с, АТ для лиц с когнит нарушениями.pptx, Психология детей со сложными нарушениями развития..rtf, Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с на, № 5. Нарушения кровообращения и лимфообращения (часть 1), лечебн, Реферат Нарушения речи.docx, 1500 самых употр. англ. слов на все случаи жизни_2013 -328с.pdf, _!Какой наиболее вероятный тип нарушения менструальной функции п, Билеты по ГДЗС на все случаи жизни.doc

Упражнение 1. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.

А. 1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.

Обладать и собственность – повторение. Собственность подразумевает обладание чем-то

Теперь каждый гражданин получил возможность обладать (владеть) собственностью.

2. Проходит процесс формирования рыночных структур.

Формирование – это уже процесс

Происходит формирование рыночных структур

3. Фирмы предлагают товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам.

Цены не могут быть дешевыми, они бывают только низкие и высокие

Фирма предлагает товары большого (широкого) ассортимента и по самым дешевым (низким) ценам.

4. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах.

Во время поездки префект Северного округа проверил чистоту на улицах.

Чистота подразумевает состояние

5. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.

Можно ожидать роста экономических показателей уже к следующему году.

Экономика не может расти, могут расти только экономические показатели

6. Ломка феодальных пут дала свои результаты.

ломают оковы, а путы рвут

7. Есть возможность тяжелых осложнений.

Есть вероятность тяжелых осложнений

«возможность» говорят о том, что от тебя зависит, «вероятность» — о том, что от тебя не зависит

Б. 1. В то же время негативное отношение к положению дел в российском текстильном производстве проявила международная обстановка.

В то же время негативное отношение к положению дел в российском текстильном производстве оказала международная обстановка.

2. В предпринимательство в среднем оказалось вовлечено до 30 тысяч граждан, практически полностью порвавших с прошлым образом жизни.

. В предпринимательство в среднем оказалось вовлечено до 30 тысяч граждан, практически полностью изменивших образ жизни.

3. Страх понести наказание за нетрудовые доходы вызвал к жизни подстановку в число учредителей вымышленных людей.

Страх понести наказание за нетрудовые доходы спровоцировал подстановку в число учредителей вымышленных людей.

4. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека.

Сейчас эти функции представлены в лице одного человека

5. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.

Большую часть своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.

6. Все это предопределяет крайне низкий уровень вхождения в систему рыночных отношений.

Все это предопределяет крайне низкий уровень вступления в систему рыночных отношений.

7. Вглядываясь все глубже в толщу веков отечественной истории, мы заметим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.

Вглядываясь все глубже в толщу веков отечественной истории, мы заметим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.
Упражнение 2.Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Исправьте предложения.

  1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей.

Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что влечет потере производства в качестве и отделке тканей.

  1. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве.

Первые годы перестройки положительно отразились на жилищном строительстве
3. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I .

Благоприятно сказался на промышленниках Указ императора Павла I

4. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.

Многочисленно стихийно расположенные базары значительно обезобразили город.

5. Есть возможность тяжелых осложнений.

Есть вероятность тяжелых осложнений.

6. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.

Как в опыте западных стран, так и в отечественной практике распространены факты разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.

7. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики.

Новый фильм будет иметь большой успех у самых широких кругов публики.

8. Есть и еще одно объяснение столь урожайного счета на этом матче.

Есть и еще одно объяснение столь крупного счета на этом матче.

9. Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение.

Наш герой не растерялся и молниеносно нанес визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение.

10. Не перевелись еще отдельные великолепные экземпляры мужчин.

Не перевелись еще отдельные великолепные представители мужского пола.

11. Рекорды продолжаются.

Установление рекордов продолжается.

12. Наконец сел на коня и поехал пешком.

Наконец сел на коня и поехал верхом.

13. Герои романа помечены жестокой печатью времени.

Герои романа отмечены жестокой печатью времени.

14. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.

Молодая березовая роща зеленела за околицей.

15. В глубоком детстве был похож на мать.

В раннем детстве был похож на мать.

Упражнение 3. Найдите и устраните ошибки в выборе слов и ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. В отрасли сложилась необоснованно высокая дифференциация в оплате труда.

В отрасли сложилась необоснованно высокая разница в оплате труда

2. Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональных знаний.

Успешное будущего требует профессиональных знаний.

3. Президентский совет наметил программу выживания и организационной структуры.

Президентский совет наметил программу выживанию и организационную структуру.

4. Это важный шаг, и его надо пройти.

Это важный шаг, и его надо сделать.

5. Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня самый положительный.

Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня наиболее выгодный.

6. Предполагаемый рост цен составил более 4 раз.

Предполагаемый рост цен изменился более, чем в 4 раза.

7. Умножение полномочий главы местной администрации обеспечено за счет предоставления местному самоуправлению широкой самостоятельности.

Увеличение полномочий главы местной администрации обеспечено за счет предоставления более широкой самостоятельности муниципальному самоуправлению.

8. На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание.

На приеме глава государства поднял вопрос мира и процветания.

9. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

10. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль экспедитора.

Русский язык и культура речи (стр. 8 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Забронировать номер в отеле – забронировать дверь; занятой человек – занятый дом; засоленные овощи – засоленная почва; заточенный карандаш – заточенный узник; наголо остричь – наголо держать шашки; переходной балл – переходной мост – переходный возраст; погруженный на платформу – погруженный в воду; развитой ребенок – развитые волосы – развитая нами деятельность; сложенный из кубиков – крепко сложенный атлет; характерный человек – характерный поступок; языковая колбаса – языковое оформление мысли.

Задание № 7. Прочитайте слова, обращая внимание на чтение ударной гласной (по: Резниченко словарь русского языка: Произношение. Ударение. – М., 2004)

е [‘э]: атлет, афера, блеф, бытие, всплеск (но: всплёскивать), гололедица, гренадер, дебелый, женоненавистник, житие, забредший, зев, иноплеменный, местоименный, недоуменный, опека (подопечный), оседлый, отцветший, пекло, преемник, приведший, пригрезиться, современный, хребет.

ё [‘о]: амёба, безнадёжный, блёклый и блеклый, белёсый и белесый, всплёскивать, гололёд, гравёр, жёлоб, жёлчный и желчный, жёрдочка, жёрнов, клёст, короткошёрстный, трёхведёрный и трёхвёдерный, издёвка, манёвры и маневры, наёмник, никчёмный, одноимённый, осётр, остриё, платёжеспособный, разноплемённый, смётка, скабрёзный.

Обратите внимание! истекший год – истёкший кровью; кричит как оглашенный – указ, оглашённый утром; крестный ход – крёстный отец.

Задание № 8. Прочитайте заимствованные слова с твердыми и мягкими согласными перед е . (по: Резниченко словарь русского языка: Произношение. Ударение. – М., 2004)

Твёрдое произнесение согласного перед е:

Бартер, бизнес, диспансер, детектив, индексация, интервал, интервью, кодекс, модель, продюсер, проект, протекция, партер, тезис, тенденция, тест

Мягкое произнесение согласного перед е:

Академия, вексель, дельфин, демократический, интеллект, кофе, крем (мн. ч. кремы, кремов), лидер, музей, пресса, прессинг, термин, фанера, юриспруденция

Твёрдое и мягкое произнесение согласного перед е:

Компьютер, лазер, девальвация, декада, декан, деканат, сессия, Одесса

Задание № 9. Укажите, в каких словах под ударением произносится [’о], а в каких [’э]. Произношение каких слов допускает варианты? При выполнении задания пользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка».

Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, гренадер, единоплеменный, желчь, жердочка, зацветший, зев, истекший год, истекший кровью, клест, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, острие, осужденный, отцветший, платежеспособный, подключенный, погруженный в мысли, погруженный на платформу, пресек, раскаленный, современный, щелка.

Задание № 10. Объедините слова с твердым согласным перед [‘э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

Альтернатива, аксессуары, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, бизнес, либретто, велотрек, вундеркинд, генетика, геодезия, гипотеза, дебют, дегустация, декан, конгресс, дезодорант, демагог, депо, депрессия, детектив, диспансер, идентичный, индекс, интеллект, кредо, одесский, модель, партер, протекция, рейд, рельс, сессия, сервис, синтез, стратегия, бижутерия, релаксация, тезис, темп, терапевт, террор, фанера, федерация, шинель, экспресс, экстерн

Задание № 11. Правильно ли вы произносите следующие слова? Прописными буквами выделена та часть слова, где часто допускается ошибка.

Задание № 12. Запомните произношение слов с сочетаниями согласных. Обратите внимание на сохранившийся старомосковский вариант произношения.

(по: Резниченко словарь русского языка: Произношение. Ударение. – М., 2004)

булавочный, горшечный, гречневый, закадычный, перечница, поточный, сердечник, съёмочный, молочный, убыточный, шуточный,

горчичник, горчичный, двоечник, девичник, конечно, нарочно, очечник, прачечная, пустячный, скучно, яичница, подсвечник, Ильинична, Никитична, Кузьминична

булочная, горничная, копеечный, порядочный, яичный

С р а в н и т е:

точно по плану – тошно на сердце, научный (сотрудник) – наушный (аппарат), серде[чн]ные капли – друг серде[шн]ный, новая пере[чн]ица – чёртова пере[шн]ица.

Задание № 13. Укажите слова, в которых вы произнесете сочетание [чн] на месте орфографического «чн».

Булавочный, горчичник, горничная, гречневый, двоечник, закадычный, конечно, конечный, копеечный, Лукинична, лоточник, нарочно, перечница, подвенечный, полуночник, порядочный, пряничный, пустячный, сказочный, скворечник, скучный, стрелочник, троечник, убыточный, что, шапочное знакомство, яичница, яблочный

Задание № 14. Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов.

1) Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке. 2) В результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбардировать военный объект противника. Правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших. 3) Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны. 4) Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя. 5) После всестороннего анализа экспертной комиссии и выработки взаимоприемлемой позиции по обсуждавшимся вопросам состоялось подписание договора. 6) Эксперт принял решение о повторной проверке качества творога на оптовом рынке. 7) В первом квартале мы заключим договор о прокладке газопровода. На обложке каталога была изображена фарфоровая подвеска на серебряной цепочке и маленькая хрустальная ракушка. 9) Для обеспечения здорового образа жизни желательно исключить из своего рациона торты и алкоголь. 10) В отдел социальной защиты поступило ходатайство об опеке над детьми-сиротами. 11) Обеспечение сотрудников новыми компьютерами значительно облегчило их работу. 12) Мы сможем облегчить вашу жизнь, если вы скажете, кто еще участвовал в этой афере. 13) Средства, выделенные для приобретения кухонной мебели, закончились. 14) В офисе установили компьютер, чтобы облегчить работу эксперта. 15) Он звонит знакомым, чтобы выразить соболезнование и предупредить о том, что не сможет присутствовать на похоронах. 16) Избалованный ребёнок отказался есть жареную камбалу и не захотел пробовать салат из моркови, свеклы и щавеля.

Задание № 15. Прочитайте рекламные объявления. Обратите внимание на произношение выделенных слов.

1) Делайте бизнес с нами. Наши товары конкурентоспособны! Разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей! 2) Товар со склада продается в розницу и оптом. Для оптовых покупателей – существенные скидки! 3) Денежные средства акционеров уже работают во всех ключевых отраслях экономики. 4) В фонде работают ведущие специалисты по маркетингу. Зная конъюнктуру рынка, они покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов. 5) Курсы «Талисман» специализируются на языковой подготовке и переводах практически на все языки мира. 6) Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых покупателей на принципах взаимовыгодных договорных отношений. 7) Наша фирма является крупнейшим поставщиком косметических товаров в страны СНГ. В мебельном отделе нашего торгового центра вы можете приобрести красивейшие кухонные гарнитуры, а также заключить договоры на оптовые поставки мебели.

ТЕМА 2. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

КУЛЬТУРА СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

БЛОК 1. Многозначность слова, его значение и лексическая сочетаемость

Задание № 16. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов.

1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм управления. 2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать товар по сложившимся ценам. 3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 6. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 7. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.

Задание № 17. Исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова.

1. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. 2. Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо. 3. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 4. Массовый приток западных инвестиций пока трудно предположить. 5. Основной критерий хозяйственной деятельности – прибыль – сигнализирует о нежизнеспособности таких методов. 6. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны бытия в городе их удовлетворяют.

Задание № 18. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.

1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 2. Проходит процесс формирования рыночных структур. 3. По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве, признании коллег и т. п. 4. В переходный период многие предприятия и организации не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 5. В дипломной работе рассматриваются проблемы формирования и развития рыночного механизма управления хозяйством крупного города, дается теоретическое осмысление такого опыта. 6. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 7. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.

Задание № 19 . Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят. Исправьте предложения.

1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей. 2. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве. 3. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 4. Есть возможность тяжелых осложнений. 5. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.

Задание № 20. Найдите ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости и выбором слова. Исправьте предложения. Для справок воспользуйтесь толковым словарем или «Словарем трудностей русского языка».

1. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 2. Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу. 3. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 4. Представленные хозяйственными службами мероприятия нуждаются в дополнительных обоснованиях и рабочей силе. 5. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря». 6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях. 7. Первая трудность произошла со стройматериалами. 8. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

БЛОК 2. Плеоназм и тавтология

Задание № 21. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.

Задание № 22. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однокоренных слов. Отредактируйте фразы.

1. Совсем недавно территориальные образования не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 6. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 7. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 8. К концу года мы добились высоких хороших результатов. 9. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 10. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

Задание № 23. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы.

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. Риск пошива швейных изделий в Иванове для последующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. 4. Это свойство свойственно всем писателям. 5. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу. 6. Традиционные экономические теории традиционно учитывали только низшие потребности. 7. Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами. 8. Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам!

Задание № 24 . Объясните разницу в значении словосочетаний:

Опасный человек – опасливый человек; освоить прочитанное – усвоить прочитанное; осудить действия – обсудить действия; представить возможность – предоставить возможность; демократический метод – демократичный метод; тактичные шаги – тактические шаги; техническое исполнение – техничное исполнение; фактический материал – фактичный материал; хозяйские дела – хозяйственные дела.

Задание № 25. К данным паронимам подберите из скобок подходящие синонимы.

Длинный – длительный (протяженный, долговременный); запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный); злой – злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый); комический – комичный (смехотворный, комедийный); нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый); оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный); опасный – опасливый (рискованный, осторожный); понятный – понятливый (ясный, способный); скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный); удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный); фактический – фактичный (действительный, достоверный, документальный); явный – явственный ( бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).

Задание № 26. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности. 3. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 4. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки. 5. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет. 6. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент. 7. Осторожно, во дворе (злостный, злой) собака. 8. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 9. (Критический, критичный) анализ этого исследования был не очень (критический, критичный). 10. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический). 11. Он привык работать без надрыва (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 12. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый). 13. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 14. Эти (потребительный, потребительский) продукты не пользуются (потребительный, потребительский) спросом. 15. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. 16. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 17. Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактический, тактичный) решения. 18. Андрей – человек (удачный, удачливый), а сегодняшний день был для него особенно (удачный, удачливый). 19. Я посмотрел Ваш (фактический, фактичный) материал и нахожу его не очень (фактический, фактичный). 20. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.

БЛОК 4. Функционально-стилевая принадлежность слова

Задание № 27. Укажите «книжные» слова, прокомментируйте уместность их употребления и исправьте предложения, если это необхо­димо.

1. Параллельно с заделкой семян нужно завершить к 20 июля и окучивание картофеля. 2. Завершает вторую очи­стку льносемени на складе четвертой бригады ; ему также помогает супруга Екатерина Ивановна. 3. Област­ной форум тружеников животноводческих ферм откроется выступлением Т. Михайлова. 4. Мастера урожаев обменялись думами о том, как поднять урожайность полей, как добиться полной отдачи от земли. 5. Вот уже четверть века, как неделю назад, как позавчера, как вчера, так и ныне, мастер обходит ряды станков.

Задание № 28 . Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жар­гонные); исправьте предложения.

1. Автор лучшего на выставке снимка – заядлый охотник; он рассказал мне уйму охотничьих истории, приключившихся с ним, но пересказывать их дело безнадежное. 2. В портфелях творческих объединений «Мосфильма» немало задумок, твор­ческих заявок и уже сработанных сценариев. 3. На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 4. На собраниях не раз под­нимался вопрос о моечной и раздатке. 5. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине.

Задание № 29. Здесь приводятся фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио. Учитывая официальный характер речевых ситуаций, укажите случаи «смешения стилей», прокомментируйте их; исправьте предло­жения. Найдите выражения, которые относятся к «профессионалиэмам». Уместно ли их употребление?

1. Автору пришлось проанализировать аж 33 нормативных документа по приватизации автору (включая Законы, указы и т. пЭкономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 3. Банковские платежи стали застревать до трех ме­сяцев. 4. Днями в Кремлевском дворце открывается между­народный форум «Мировой опыт и экономика России». 5. Вы хотите раскрепостить общество или ловите кайф на сцене? 6. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 7 Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 8. Подвижки могут появиться уже к следую­щему году. 9. Починка автомобиля займет много времени.

Задание № 30. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправ­данного употребления заимствованных слов; замените ино­язычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотреби­тельными словами, исправьте предложения.

1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, ни­велировать оплату бригадам, работающим нередко в несопо­ставимых условиях. 2. Принятое решение следует квалифи­цировать, по крайней мере, как несвоевременное. 3. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. 4. Депутаты должны быть вовремя информи­рованы о повестке дня и времени начала работы. 5. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригород­ной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. 6. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь год.

Задание № 31 . Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях; произведите, где нужно, сино­нимические замены (воспользуйтесь «Словарем иностран­ных слов»).

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 2. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя. 3. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 5. Кардинальный пункт расхождений между участниками дискуссии путем компромисса был сведен на нет.

Задание № 32. СРС. Объясните и запомните значения данных слов

Альянс, брифинг, бренд, вакансия, гарант, делегировать, демагогия, дебитор, денонсировать, дивиденд, дизайн, дискредитация, дилер, дилемма, имидж, импичмент, инновация, инсинуация, инцидент, канон, карт-бланш, колледж, коммюнике, компетенция, консалтинг, консенсус, конформизм, конфронтация, конъюнктура, коррупция, копирайт, котироваться, концепция, легитимный, лимит, лоббизм, менталитет, новация, нонсенс, ностальгия, ноу-хау, нувориш, остракизм, одиозный, протекционизм, рейтинг, санация, санирование, сертификат, статус, статус-кво, статут, стагнация, фиаско, форс-мажор, экспансия, экстраполяция, электорат, юрисдикция, юрисконсульт.

ТЕМА 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА

БЛОК 1. Фразеологические обороты

Задание № 33. Закончите выражения, объясните их значение.

источники:

http://topuch.ru/prokommentirujte-sluchai-narusheniya-leksicheskoj-sochetaemost/index.html

http://pandia.ru/text/79/295/46863-8.php

Цели:

общеобразовательные:

  • повторение и обобщение знаний по теме
    “Лексикология и фразеология” как о разделе
    науки о языке, а также различение и нахождение в
    тексте лексических и фразеологических ошибок;
  • работа по закреплению понятий лексической и
    фразеологической нормы русского языка

развивающие:

  • коммуникативную компетенцию учащихся;
  • речь, память, внимание, логическое мышление,
    аналитическую деятельность учащихся, умения
    сравнивать и обобщать, работать со словарями;

воспитывающие:

  • речевую культуру учащихся;
  • интерес к русскому языку;
  • формированию активной личности, обладающей
    достаточными навыками к самостоятельному
    поиску, отбору, анализу и использованию
    информации.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, фразеологический
словарь, презентация. Рабочие материалы у
учащихся: тетради для классных и домашних работ.

Тип урока: комбинированный

Технологии, используемые на уроке:
технология дифференцированного обучения,
вузовская технология (лекция) с применением
компьютерной технологии ( презентации).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Презентация.

Слайд 1 Тема сегодняшнего урока: “Лексические и
фразеологические ошибки и их исправление”.

Слово преподавателя: Данный урок —
заключительный по теме “Лексикология.
Фразеология”. Сегодня мы повторим и обобщим ваши
знания по данной теме, а также познакомимся с
понятием лексических и фразеологических ошибок,
наметим пути их исправления, а также будем
активно работать над культурой вашей речи.

III. Актуализация знаний. Повторение
изученного по теме “Лексикология. Фразеология”.
Творческая коллективная работа:

Повторение изученного по теме “Лексикология и
фразеология”.

Слайды 2

1. Слова, имеющие сходные значения. (синонимы).
Примеры учащихся.

2. Слова, сходные по звучанию, но разные по
значению (паронимы). Примеры учащихся.

3. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но
разные по значению (омонимы). Примеры
учащихся.

4. Слова с противоположными значениями (антонимы)
Примеры учащихся.

Студенты отвечают на вопросы, представленные
на экране, и приводят свои примеры.

Слайд 3-7

Проверка домашнего задания

Как называются устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы)
Примеры учащихся.

Задание 1. Какое значение имеют
медицинские фразеологизмы?

Бычье сердце — гипертрофия сердца при пороке

  • Мраморная бледность — резкая бледность лица
  • Грудь сапожника — воронкообразная грудная
    клетка, сдавливание сердца
  • Маска Паркинсона — лицо без мимики при некоторых
    болезнях
  • Лицо Гиппократа — при тяжелых заболеваниях
    органов брюшной полости Отличительные черты:
    запавшие глаза, заостренный нос,
    мертвенно-бледная, с синюшным оттенком кожа
    лица”
  • Желудок “песочные часы” — такую форму желудок
    приобретает при рубцующемся язвенном процессе.
  • Печеночные” ладони — красная окраска ладоней и
    подушечек пальцев при болезни печени
  • Воротник Стокса — характеризуется резким отеком
    головы,
  • Сосудистые звездочки возникают вследствие
    расширения мелких вен, находящихся в верхнем
    слое кожи.

Студенты отвечают на вопросы домашнего
задания, представленные на экране, и приводят
свои примеры.

IV. Самостоятельная работа студентов

Дифференцированные задания на карточках для
трех групп (А, Б, С) студентов, которые выполняются
в рабочих тетрадях. Затем осуществляется
взаимопроверка заданий.

Задание 1. Вспомните лексическое
значение следующих фразеологических сочетаний и
запишите их:

на всех парусах – А быстро
перемывать косточки – А обсуждать
рукой подать – А близко
ни рыба ни мясо – А безликий, безвольный человек
обвести вокруг пальца – А обмануть
вопрос жизни и смерти – Б дело исключительной важности
кожа да кости – Б худой
хоть кровь из носу – Б обязательно
как рыба в воде – Б уверенно
кот наплакал — Б очень мало
седьмая вода на киселе – С дальний родственник
комар носа не подточит – С не к чему придраться
куриная память – С плохая память
глас вопиющего в пустыне С напрасный, тщетный призыв
стреляный воробей – С очень опытный человек

V. Изучение нового материала. Лекция
преподавателя с использованием компьютерной
технологии (презентации).
Приложение
1

Преподаватель. Вспомните, что такое
лексические нормы русского языка и с чем они
связаны? Ответы студентов.

Слайд 8

Лексические нормы требуют правильного выбора
слова и уместного его употребления в
соответствии с его лексическим значением.
Значение незнакомого слова мы можем узнать из
толкового словаря. Существуют общие толковые
словари, а также словари иностранных слов,
специальных терминов, устойчивых выражений
(фразеологизмов). На столе преподавателя лежат
словари В.И.Даля и Ожегова С.И.

(Демонстрация слайда с изображением словарей).
Слова, употребление которых ограничено, в
словарях обычно имеют соответствующие пометки:
“разг.” — разговорное, “прост.” — просторечие лапа
(рука
), “обл.” — диалектное кочет (петух),
“устар.” — устаревшее очи (глаза), а также
“книжн.” и “спец.”. Примеры студентов.

Слайд 9-12

Несоблюдение лексических норм приводит к
лексическим ошибкам, среди которых мы видим:

Лексические ошибки:

1. Причиной неточного словоупотребления
является незнание точного значения слова, Среди
ошибок подобного рода:

а) употребление слова в несвойственном для него
значении: Врачи апеллируют (объясняют) свои
действия недостаточным финансированием;

б) неразличение значений многозначного слова: Счастливые
дети спешат сообщить эту ценную (интересную)
новость матери;

в) неразличение слов-омонимов, например,
причастий и прилагательных: зАнятый
(заполнивший собой: место зАнято) — занятОй
(постоянно обременённый делами: занятОй человек;

г) неправильное использование синонимов: Пора
подвести результаты
(итоги) встречи. Изъяны (недостатки)
в тренировках команды обнаружились на первых же
соревнованиях.

д) неразличение паронимов: надеть и одеть:

а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто,
сапоги, шапку на голову; антонимом к глаголу
надеть является глагол снять: снять пальто, шубку
с ребенка, снять шапку с головы;

б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть
больного; антонимом к нему является глагол
раздеть: раздеть ребенка (больного);

— неразличение паронимов заплатить, оплатить,
уплатить:

а) глагол заплатить употребляется в двух
значениях: — “отдать деньги за что-либо”
(заплатить за проезд) — употребляется всегда с
предлогом за; — “возместить что-либо”
(заплатить долги);

б) глагол оплатить употребляется всегда без
предлога (оплатить проезд, оплатить услуги, счет);

2. В речи также могут быть другие лексические
ошибки

1) избыточность высказывания — многословие,
разновидностями которого являются:

а) Плеоназм — употребление в речи близких по
смыслу и потому логически излишних слов, чаще
из-за незнания значения заимствованного слова.
Например: прейскурант цен (надо: прейскурант),
автобиография жизни
(надо: автобиографиясвободная
вакансия
(надо: вакансия) и т.п..

б) Тавтология — это повторение в пределах
предложения одного и того же слова, однокоренных
слов, затрудняющих восприятие фразы и делающих
её неблагозвучной. Например: Продолжительность
процесса переработки продолжается несколько
часов.

в) Многословие, или речевая избыточность —
употребление слов и словосочетаний, несущих
излишнюю информацию. Например: лишними являются
слова работа, деятельность, мероприятие с
предлогом по в следующих фразах — работа по
выполнению
(надо: выполнение), деятельность
по внедрению
(надо: внедрение), мероприятие по
реализации (надо: реализация)
и т.п.

2). Нарушение лексической сочетаемости
слова
. Лексическая сочетаемость способность
слов соединяться в речи друг с другом: нанести
визит, принять меры, представлять интерес.
Типичные ошибки: иметь роль (надо: играть роль),
играть значение (надо: иметь значение).

Мы разобрали типичные лексические ошибки, но
незнание фразеологизмов и неумелое их
использование (несоблюдение фразеологических
норм) также приводит к ошибкам:

Слайд 13. Типичные ошибки при употреблении
фразеологизмов:

  • замена компонента (львиная часть вместо львиная
    доля
    );
  • неоправданное сокращение или расширение
    состава (оставлять желать много лучшего);
  • контаминация, или смешение двух оборотов (по
    гроб доски
    вместо по гроб жизни и до
    гробовой доски
    );
  • искажение грамматической формы (бабушка на
    двоих сказала,
    вместо бабушка надвое сказала);
  • употребление фразеологизма, не
    соответствующего контексту (Среди слушателей
    были студенты, которые лыка не вязали по-русски,
    вместо
    Среди слушателей были студенты, которые плохо
    знали русский язык
    );
  • стилистически неуместное употребление (Командир
    приказал сматывать удочки,
    вместо Командир
    приказал уходить
    ).

Слайд 14

Задание 2. Допишите в предложения
подходящий по смыслу пароним. (Для всех учащихся)
(выполняется в тетрадях)

Надеть (кто надел что-либо на кого) — одеть (кто
одел кого); одеваться – одеться

1.________ теплое пальто, на улице очень холодно. 2.
Мать_________

свою дочь по последней моде. 3. Он____ фрак и
черный галстук. 4. Они_______ как на праздник. 5.
“Учись, мой маленький,__________ сам”,- сказала мать.

Проверка задания.

VI. Самостоятельная работа студентов

Задание 3. (на карточках) Найдите правильный
вариант в следующих фразеологизмах.

Карточки (для группы А)

1.ходить как в воду окунутый (опущенный)

2. мчаться сломав голову (сломя)

3. взять львиную часть (долю)

4.приподнять занавес (поднять)

4. показывать образец (показать)

5. кануть в лето (лету)

Задание 4. (на карточках) К данным
выражениям подберите фразеологические антонимы.

Карточки (для групп Б и С)

  • нога за ногу (рука об руку)
  • засучив рукава (спустя рукава)
  • куры не клюют
  • держать ухо востро
  • пасть духом
  • легок на подъем

Проверка выполненных заданий всех групп
студентов при помощи взаимопроверки.

VII  Групповая работа

Слайд 15

Задание 5 (выполняется устно)  Прочитайте
стихотворения. Их автор показал нам, что бывает,
если человек недостаточно думает над тем, что
говорит. Найдите лексические ошибки

Когда весной весенний первый гром,
Как люблю я майскую грозу в начале мая,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.

Покроют льдом, заледенят карниз.
Еще люблю, когда холодные морозы
Снежинки е неба падают, как слезы,
На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами все плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.

Слайд 16

Задание 6 (выполняется устно)
Прочитайте и найдите “лишние” слова.

Песенка про лишние слова А.Хайта

Как проехать на вокзал? —
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче…
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.

Как по-другому называются “лишние” слова? Чем
они опасны? (
Слова-паразиты)

Слайд 17

Задание 7. (выполняется устно) Выберите
одно из двух данных в скобках слов.

Он полный (невежа — невежда) в вопросах
литературы.

На факультете изучаются два (зарубежных —
иностранных) языка.

Лермонтов — достойный (приёмник – преемник)
Пушкина.

Стоят наши дальневосточные березки в
подвенечном (саване — уборе).

Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине,
кажется, начинает (меняться в лучшую сторону,
улучшаться, стабилизироваться).

Преподаватель отмечает активно работающих
студентов

VIII Самостоятельная работа студентов:

Задание 8 . Перепишите, исправляя ошибки в
употреблении слов и фразеологизмов.

1. На дворе кромешные сумерки. 2. Я должна
постараться и взять себя в свои руки. 3.
Наступит период, и я расскажу вам правду. 4.
Эта похвальба вполне заслужена вами. 5. Эти
люди всё делают или через пень, или через колоду.
6. К сожалению, у всех сложилось о нём крайне
позитивное
впечатление.

Проверка задания. (Курсивом помечены ошибки для
проверяющих.)

Задание 9 . Исправьте ошибки, дайте
комментарий. (Карточки для групп. А, Б, С).

А. 1. Он впервые дебютировал в заглавной
роли. 2. Мальчики оказались в огненном кольце, но
они не стушевались. 3. Участники экспедиции
рассказали о перспективах на будущее. 4. Скрепя
душу
мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

Б. 1. Студент очень скрупулёзно изучал
предмет. 2. Во время инспекционной поездки
префект Северного округа проверил состояние
чистоты
на улицах. 3. В романе имеет место
отсутствие
ясно выраженной сюжетной линии. 4.
Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений
городских властей закрыть стадион.

С. 1. Летом я буду отдыхать в подмосковной
здравице. 2. Появление волка было так мгновенно,
что охотник на минуту растерялся. 3. На научном
семинаре автор изложил главную суть этой
книги. 4. Информация о внезапном изменении курса
акций поставила все банки в полный расплох.

Проверка заданий всех трех групп по очереди.
(Курсивом помечены ошибки для проверяющих.)

Задание 10. Перепишите и найдите ошибки,
связанные с употреблением фразеологизмов,
исправьте их

1. Он всегда считал своего соседа отъявленным
врагом
. 2. Думаю, что к этому документу приложил
лапу
не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры
сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем
предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть
в переплет
. 5. Если давать всем сестрам по
серьге
, то распределение электроэнергии будет
несправедливым. 6. Кое-кто пытается вбить клины
под отношения Таджикистана и Афганистана. 7.
Вопрос с топливом сложный, просто так забросать
его шапками
нельзя.

Проверка задания. (Курсивом помечены ошибки для
проверяющих.)

Мини-диктант, который проводит преподаватель.
“Найди и исправь лексические ошибки в
предложениях”

1. Двадцать лет своей биографии она посвятила
детям.

2. Дефилируйте мимо контролеров с самым
безразличным видом, и они не обратят на вас
никакого внимания.

3.Бестселлером нового сезона стала стиральная
машина “Катюша”.

5.Мой друг особенно уважает стихи.

6.Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь

7.В мае месяце в Нижнем Новгороде зацветает
сирень.

8.Шкатулку с письмами она хранила как зеницу
глаза.

9. “Оплатите за проезд”, — услышал я голос
кондуктора.

Проверка диктанта

IX Рефлексия

Вопросы для рефлексии:

— Чем полезен был для тебя этот урок?

— Что было нового? Чему научились?

— Какой этап урока был наиболее интересным?

— Что вызвало затруднения?

— Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать?

X. Выставление учителем оценок за урок на
основании технологической карты урока.

XI. Домашнее задание: Учебник Т.В.
Потемкиной “Русский язык и культура
речи”параграф 7, зад 84 на стр.141

Слайд 18

XIII. Список литературы.

Подборка по базе: Юридическая ответственность за нарушения норм земельного права.d, без отв Нарушения ритма и проводимости сердца тесты — копия.docx, Патан Итоговое тестирование по темам Дистрофии. Некроз. Нарушени, ЛЕКЦИЯ Административная ответственность за нарушения законодател, Особенности организации развивающей предметно-пространственной с, АТ для лиц с когнит нарушениями.pptx, Психология детей со сложными нарушениями развития..rtf, Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с на, № 5. Нарушения кровообращения и лимфообращения (часть 1), лечебн, Реферат Нарушения речи.docx

Упражнение 1. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.

А. 1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.

Обладать и собственность – повторение. Собственность подразумевает обладание чем-то

Теперь каждый гражданин получил возможность обладать (владеть) собственностью.

2. Проходит процесс формирования рыночных структур.

Формирование – это уже процесс

Происходит формирование рыночных структур

3. Фирмы предлагают товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам.

Цены не могут быть дешевыми, они бывают только низкие и высокие

Фирма предлагает товары большого (широкого) ассортимента и по самым дешевым (низким) ценам.

4. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах.

Во время поездки префект Северного округа проверил чистоту на улицах.

Чистота подразумевает состояние

5. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.

Можно ожидать роста экономических показателей уже к следующему году.

Экономика не может расти, могут расти только экономические показатели

6. Ломка феодальных пут дала свои результаты.

ломают оковы, а путы рвут

7. Есть возможность тяжелых осложнений.

Есть вероятность тяжелых осложнений

«возможность» говорят о том, что от тебя зависит, «вероятность» — о том, что от тебя не зависит

Б. 1. В то же время негативное отношение к положению дел в российском текстильном производстве проявила международная обстановка.

В то же время негативное отношение к положению дел в российском текстильном производстве оказала международная обстановка.

2. В предпринимательство в среднем оказалось вовлечено до 30 тысяч граждан, практически полностью порвавших с прошлым образом жизни.

. В предпринимательство в среднем оказалось вовлечено до 30 тысяч граждан, практически полностью изменивших образ жизни.

3. Страх понести наказание за нетрудовые доходы вызвал к жизни подстановку в число учредителей вымышленных людей.

Страх понести наказание за нетрудовые доходы спровоцировал подстановку в число учредителей вымышленных людей.

4. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека.

Сейчас эти функции представлены в лице одного человека

5. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.

Большую часть своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.

6. Все это предопределяет крайне низкий уровень вхождения в систему рыночных отношений.

Все это предопределяет крайне низкий уровень вступления в систему рыночных отношений.

7. Вглядываясь все глубже в толщу веков отечественной истории, мы заметим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.

Вглядываясь все глубже в толщу веков отечественной истории, мы заметим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.
Упражнение 2.Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Исправьте предложения.

  1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей.

Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что влечет потере производства в качестве и отделке тканей.

  1. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве.

Первые годы перестройки положительно отразились на жилищном строительстве
3. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I .

Благоприятно сказался на промышленниках Указ императора Павла I

4. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.

Многочисленно стихийно расположенные базары значительно обезобразили город.

5. Есть возможность тяжелых осложнений.

Есть вероятность тяжелых осложнений.

6. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.

Как в опыте западных стран, так и в отечественной практике распространены факты разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.

7. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики.

Новый фильм будет иметь большой успех у самых широких кругов публики.

8. Есть и еще одно объяснение столь урожайного счета на этом матче.

Есть и еще одно объяснение столь крупного счета на этом матче.

9. Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение.

Наш герой не растерялся и молниеносно нанес визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение.

10. Не перевелись еще отдельные великолепные экземпляры мужчин.

Не перевелись еще отдельные великолепные представители мужского пола.

11. Рекорды продолжаются.

Установление рекордов продолжается.

12. Наконец сел на коня и поехал пешком.

Наконец сел на коня и поехал верхом.

13. Герои романа помечены жестокой печатью времени.

Герои романа отмечены жестокой печатью времени.

14. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.

Молодая березовая роща зеленела за околицей.

15. В глубоком детстве был похож на мать.

В раннем детстве был похож на мать.

Упражнение 3. Найдите и устраните ошибки в выборе слов и ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. В отрасли сложилась необоснованно высокая дифференциация в оплате труда.

В отрасли сложилась необоснованно высокая разница в оплате труда

2. Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональных знаний.

Успешное будущего требует профессиональных знаний.

3. Президентский совет наметил программу выживания и организационной структуры.

Президентский совет наметил программу выживанию и организационную структуру.

4. Это важный шаг, и его надо пройти.

Это важный шаг, и его надо сделать.

5. Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня самый положительный.

Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня наиболее выгодный.

6. Предполагаемый рост цен составил более 4 раз.

Предполагаемый рост цен изменился более, чем в 4 раза.

7. Умножение полномочий главы местной администрации обеспечено за счет предоставления местному самоуправлению широкой самостоятельности.

Увеличение полномочий главы местной администрации обеспечено за счет предоставления более широкой самостоятельности муниципальному самоуправлению.

8. На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание.

На приеме глава государства поднял вопрос мира и процветания.

9. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

10. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль экспедитора.

Устранить лексические недочеты

Это важный шаг, и его надо пройти.
Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.
Книга этого писателя пользуется огромным успехом у читателей.
Наша фирма должна выразить содействие администрации района в
строительстве новых жилых домов.
Необходимо одолжить у кого-нибудь немного денег.
Первоочередное внимание следует уделить этому вопросу.
Перед нами стоит задача: удешевить себестоимость товара.
На заседании правительства решался вопрос об увеличении уровня бла­госостояния трудящихся.
Их сильная, закалённая в жизненных испытаниях дружба многими была
замечена.
Вглядываясь всё глубже в толщу веков отечественной истории, мы заме­тим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.

Это важный шаг, и его надо сделать.
Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.
Эта книга? пользуются огромным успехом у читателей.
Наша фирма должна оказать содействие администрации района в
строительстве новых жилых домов.
Надо занять у кого-нибудь немного денег.
Первоочередное внимание следует уделить этому.
Перед нами стоит задача: снизить себестоимость товара.
На заседании правительства решался вопрос об улучшении бла­госостояния трудящихся.
Их сильная, закалённая жизненными испытаниями дружба многими Вглядываясь вглубь веков отечественной истории, мы заме­тим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.

Лексическая сочетаемость и паронимия

Справка. При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость, т.е. способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости определяются смысловыми особенностями слова, функционально-стилистической принадлежностью, эмоционально-экспрессивной окраской, грамматическими свойствами и т.д. Например:

  • 1. Глагол повысить сочетается со словами, к которым приложим параметр высокий:высокая урожайность — повысить урожайность,высокая скорость -повысить скорость. Следовательно, фраза повысить подготовку специалистов безграмотна (можно улучшить подготовку), также нельзя повысить выпуск станков (правильно будет увеличить выпуск станков).
  • 2. Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена. Определение сильный употребляется в основном со словами, к которым применим параметр физическая и духовная сила (сильный мужчина, сильный характер). По отношению к дружбе данный показатель не применим.Дружба сочетается со словом крепкий, что значит надежный, прочный. Таким образом, несмотря на то, что сильный и крепкий— синонимичные понятия, последнее будет более точным в данном контексте.

Недопустимы сочетания слов, которые содержат отрицающие друг друга смысловые признаки: . Эти установки имеют высокую глубину осушки. (Следует сказать высокую степень осушки.)

Задание 8. Восстановите рассыпавшиеся словосочетания и составьте с ними предложения.

Иметь роль предпринять значение играть впечатление произвести шаги допустить требования отвечать дефекты удовлетворять затраты взыскать потребности возместить уровень знаний улучшить ущерб повысить качество одержать поражение облечь победу облить доверием потерпеть презрением

Задание 9. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.

1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собствен-ностью. 2. Проходит процесс формирования рыночных структур. 3. По мере относительногонасыщения простейшихпотребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве и т.д. 4. В переходный период многие предприятия и организации не могутвести пос-тупательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 5. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверилсостояние чистоты на улицах. 6. Можно ожидатьроста экономики уже к следующему году. 7. Ломка феодальныхпут дала свои результаты.

Задание 10. Найдите и устраните ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости.

1. Вглядываясь все глубже в толщу веков отечественной истории, мы за-метим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью. 2. Это важный шаг, и его надо пройти. 3. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 4. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 5. Нельзя не сказать несколько радушных слов о наших строителях. 6. Первая трудность произошла со стройматериалами. 7. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. 8. Более глубокое значение стал придавать молодой специалист технике, его требования к сохранению техники усилились. 9. Транспортные издержки при перевозках по железной дороге многократно меньше, чем при морских и авиационных.

Справка. Паронимы— близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова, относимые к одной грамматической категории:запасный — запасливый, тактичный — тактический, поступок — проступок, представить — предоставить.

Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами. Напр., сытный сочетается с неодушевленными существительными (сытный ужин), а сытый — с одушевленными (сытый ребенок). Иногда паронимы сочетаются с одним и тем же словом, но значение полученных словосочетаний разное:инженерская мысль— мысль, принадлежащая инженеру;инженерная мысль— любая техническая мысль.

Задание 11. Объясните разницу в значении словосочетаний:

опасный человек — опасливый человек;

освоить прочитанное — усвоить прочитанное;

осудить действия — обсудить действия;

представить возможность — предоставить возможность;

тактичные шаги — тактические шаги;

техническое исполнение — техничное исполнение;

хозяйские дела — хозяйственные дела.

Задание 12. Объясните различия между приведенными паронимами, составьте словосочетания с каждым из них и развернутые предложения с 2-3 парами слов.

А. Бережливый — бережный, веский — весомый, выборный — выборочный, жилищный — жилой, исполнительный — исполнительский, драматичный — драматический, мифический — мифологический, основание — обоснование, абонемент — абонент, адресант — адресат, типичный — типовой.

Б. Представить — предоставить, жалование — жалованье, романтичный — романтический, эффектный — эффективный, динамичный — динамический, осудить — обсудить, земельный — земляной, командированный — командировочный, нетерпимый — нестерпимый, человечный — человеческий, логический — логичный, усвоить — освоить.

Задание 13. Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова.

Задание 14. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

1. Ученый стоял у источников ракетостроения. 2. Артист завоевал признательность зрителей. 3. Главное для писателя — душевный мир человека. 4. Она пришла в цветистом платье. 5. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 6. Он дал мне дружественный совет. 7. Он привык работать без надрыва, методически, четко выполняя все методичные рекомендации. 8. Мы с вами должны собраться и оговорить те вопросы, которые не были осуждены. 9. Прошу представить мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. 10. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть спасительные жилеты. 11. Верховенство права и закона — общий и заглавный принцип правового государства. 12. Отсутствие научно основанных механизмов прогнозирования, оценки рынка труда привело к известному дисбалансу в этой сфере.

источники:

http://sprashivalka.com/tqa/q/19769878

http://xstud.ru/151075/russkiy_yazyk/leksicheskaya_sochetaemost_paronimiya

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сохранить для веб произошла неизвестная ошибка
  • Сочинение на тему признавать свои ошибки огэ
  • Сочинение про признание своих ошибок
  • Состояние доступа ошибка как исправить
  • Сотова и а речевые ошибки