Состоялся обмен имеющимся опытом исправьте речевую ошибку

Найдите речевые ошибки, объясните, в чём они заключаются.

Запишите правильный вариант.

1. Состоялся обмен имеющимся опытом.

2. Они окончательно закончили работу.

3. Автор не согласился с оценкой критики своего романа.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Найдите речевые ошибки, объясните, в чём они заключаются?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. 2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. 3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь. 4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. 5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию. 6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

Они работали как самые отъявленные специалисты.

Наши воины совершили много геройских подвигов.

Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

Вся публика была уже в триумфе.

На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Тестовые задания

 Вариант 1

Паронимами не являются слова

а) идеалистический – идеалистичный

б) умственный – интеллектуальный

в) романтический – романтичный

г) криминальный – криминогенный

2. Правильно построены словосочетания

а) продвигать кого-либо по должности

б) повышать в должности

в) ввести деятельность

г) убедиться о достоинствах работы

3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

а) нестерпимый

б) удачливый

в) терпеливый

г) терпимый

4. Правильно построено словосочетание

а) свободная вакансия

б) монументальный памятник

в) хронометраж времени

г) обыкновенное чудо

5. Правильно построено предложение

а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

в) Они сыграли главную роль в этой истории.

г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

6. Правильно построены предложения

а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

в) Мы получили неожиданные результаты.

г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

7. Правильно построены предложения

а) Определить рейтинг политика непросто.

б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

8. Правильными являются сочетания слов

а) самоотверженный проступок

б) главный приоритет

в) презентовать ценный подарок

г) тактический ход

9. Правильными являются сочетания слов

а) дельный взор

б) деловой вид

в) националистический бюджет

г) сатиричное произведение

10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) шумовой

б) экономичный

в) шумный

г) громкий

Вариант 2

1. Лишним в синонимическом ряду является слово

а) неуч

б) невежа

в) профан

г) невежда

2. Синоним к слову плеоназм

а) избыточность

б) тавтология

в) образность

г) красочность

3. Правильно построены словосочетания

а) прыгать с парашюта

б) предпринять меры

в) заслужил известность

г) приобрел известность

4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) маломощный

б) экономичный

в) экономный

г) задушевный

5. Правильно построено словосочетания

а) выдающийся виртуоз

б) высокий рейтинг

в) одеть пальто

г) заразная инфекция

6. Правильно построено предложение

а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

в) Это не играет никакого значения.

г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

7. Правильно построены предложения

а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г) Командированные шумели в кабинете администратора

8. Правильными являются сочетания слов

а) главная суть

б) очевидный факт

в) памятный сувенир

г) тактическое обращение

9. Правильно построены словосочетания

а) гостиничный номер

б) лесистая река

в) предварительный аванс

г) практический цвет

10. Правильно построены словосочетания

а) скоропостижное решение

б) уменьшение стоимости

в) прыгать с парашюта

г) подорожание цен

ОТВЕТЫ к тестовым заданиям

Вариант 1

1. Б

2. Б

3. А

4. Г

5. В

6. В

7. А

8. Г

9. Б

10. В

Вариант 2

1. Б

2. А

3. Г

4. В

5. Б

6. Б

7. Г

8. Б

9. А

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    Виды речевых ошибок

    Блок информации

    Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

    п/п

    Вид ошибки Примеры

    Р1

    Употребление слова в несвойственном ему значении

    Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

    Р2

    Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

    Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

    Р3

    Неудачное употребление местоимений

    Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

    Р4

    Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

    По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

    Р5

    Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

    В таких случаях я взглядываю в словарь.

    Р6

    Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

    Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

    Р7

    Нарушение лексической сочетаемости

    Автор использует художественные особенности.

    Р8

    Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

    Молодой юноша; очень прекрасный.

    Р9

    Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

    В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

    Р10

    Неоправданное повторение слова

    Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

    Р11

    Бедность и однообразие синтаксических конструкций

    Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

    Р12

    Употребление лишних слов, лексическая избыточность

    Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

    Тренировочные упражнения

    Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

    1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.

    2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.

    3. Вокруг была кромешная темнота.

    4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

    5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.

    6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

    7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.

    8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

    9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.

    10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

    Задание 2. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

    1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

    2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

    3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

    4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

    5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.                                                                

    СЛОВАРЬ

    БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.  

    ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

    СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

    КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.

    ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное  жительство.

    Задание 3. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

    1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

    2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

    3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

    4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

    5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

    6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

    Задание 4. Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости слов)

     1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть  (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

    2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых  ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

    Задание 5. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

    1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

    2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

    3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

    4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

    5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

    6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

    7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

    8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

    9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

    10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

    Задание 6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

    1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

    2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

    Задание 7. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

    1. Он учился в музыкальной консерватории.

    2. Состоялся обмен имеющимся опытом.

    3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.

    4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры.

    5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.

    6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.

    7. Пожар способствует ожогам.

    8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак.

    9. Вы можете задать интересующие вас вопросы.

    10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

    Задание 8. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

    1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

    2. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

    3. Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

    4. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

    5. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

    6.Все гости получили памятные сувениры.

    Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

    Задание 9. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

    1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

    2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

    3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

    4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

    5.Вся публика была уже в триумфе.

    6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

    7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

    8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

    9.Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

    10.Моей подруге вырезали аппендицит.

    Задание 10. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

    1. Писатель писал роман в послевоенные годы.      

    2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

    3.Герои-подпольщики вели себя героически.

    4.Илюша говорил, что случился этот случай зимой.

    5. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

    6. Активисты активно участвуют в работе.

    Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

    Задание 11. Найдите избыточные словосочетания.

    Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

    Задание 12. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

    1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).

    2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).

    3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).

    4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

    5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

    6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

    7. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).

    8. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).

    Задание 13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

    1. В своей автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.

    2. На семинар собрались молодые физики – будущий передовой авангард отечественной науки.

    3. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

    4. Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высоко­мерной спесью.

    5. Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.

    6. На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли.

    7. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.

    8. После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-импрессионистов.

    9. Социализация представляет собой процесс, главная суть которого заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.

    10. Я напомню вам простую истину: вы родные братья и поэтому должны взаимно помогать друг другу.

    Задание 14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

    1. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.

    2. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

    3. Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

    4. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.

    5. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

    6. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

    7. Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.

    8. От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.

    9. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.

    10. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

    Тестовые задания

    Вариант 1

    1.Паронимами не являются слова

    а) идеалистический – идеалистичный

    б) умственный – интеллектуальный

    в) романтический – романтичный

    г) криминальный – криминогенный

    2. Правильно построены словосочетания

    а) продвигать кого-либо по должности

    б) повышать в должности

    в) ввести деятельность

    г) убедиться о достоинствах работы

    3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

    а) нестерпимый

    б) удачливый

    в) терпеливый

    г) терпимый

    4. Правильно построено словосочетание

    а) свободная вакансия

    б) монументальный памятник

    в) хронометраж времени

    г) обыкновенное чудо

    5. Правильно построено предложение

    а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

    б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

    в) Они сыграли главную роль в этой истории.

    г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

    6. Правильно построены предложения

    а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

    б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

    в) Мы получили неожиданные результаты.

    г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

    7. Правильно построены предложения

    а) Определить рейтинг политика непросто.

    б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

    в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

    г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

    8. Правильными являются сочетания слов

    а) самоотверженный проступок

    б) главный приоритет

    в) презентовать ценный подарок

    г) тактический ход

    9. Правильными являются сочетания слов

    а) дельный взор

    б) деловой вид

    в) националистический бюджет

    г) сатиричное произведение

    10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

    а) шумовой

    б) экономичный

    в) шумный

    г) громкий

    Вариант 2

    1. Лишним в синонимическом ряду является слово

    а) неуч

    б) невежа

    в) профан

    г) невежда

    2. Синоним к слову плеоназм

    а) избыточность

    б) тавтология

    в) образность

    г) красочность

    3. Правильно построены словосочетания

    а) прыгать с парашюта

    б) предпринять меры

    в) заслужил известность

    г) приобрел известность

    4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

    а) маломощный

    б) экономичный

    в) экономный

    г) задушевный

    5. Правильно построено словосочетания

    а) выдающийся виртуоз

    б) высокий рейтинг

    в) одеть пальто

    г) заразная инфекция

    6. Правильно построено предложение

    а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

    б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

    в) Это не играет никакого значения.

    г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

    7. Правильно построены предложения

    а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

    б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

    в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

    г) Командированные шумели в кабинете администратора

    8. Правильными являются сочетания слов

    а) главная суть

    б) очевидный факт

    в) памятный сувенир

    г) тактическое обращение

    9. Правильно построены словосочетания

    а) гостиничный номер

    б) лесистая река

    в) предварительный аванс

    г) практический цвет

    10. Правильно построены словосочетания

    а) скоропостижное решение

    б) уменьшение стоимости

    в) прыгать с парашюта

    г) подорожание цен

    Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните предпосылки речевых ошибок. 1.

    Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните предпосылки речевых ошибок. 1. Он обучался в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в собственной доле он предчувствовал заблаговременно. 4. Эрмитаж ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы скоро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Великолепный внутренний интерьер замка запомнится навечно. 7. Пожар содействует ожогам. 8. Исполняется исцеление вирусов, вызывающих рак. 9. Вы сможете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все вырастающую тревогу.

    Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

    Речевые ошибки

    Презентация к уроку

    Наш язык — это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов:

    «Выражают мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают новые или незнакомые слова, изучают слова других языков, вспоминают забытые слова родного языка». (Р.А. Будагов)

    Одной из главных коррекционных задач школы для детей, имеющих нарушения слуха и речи, является формирование грамматически правильной речи. Для этого требуется большая повседневная работа всех педагогов школы, семьи. В решении этих проблем основную направляющую роль играет слуховой кабинет, где проводятся индивидуальные занятия.

    Одной из основных задач речевого развития школьников является словарная работа. Эта работа — одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Она направлена на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка. Работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся коррекционные занятия, а также занятия по русскому языку и развитию речи, овладение словарным составом литературного языка. Вот почему работа над словом заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.

    Горький А.М. писал в одной из своих статей: «Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм». Эти замечательные слова полностью сохраняют свое значение и в настоящее время.

    Каждый человек должен быть заинтересован в том, чтобы уметь говорить и писать правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогая добиться успеха, в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Чтобы общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника.

    Обучать человека пользоваться правильной речью необходимо с детства, со школьной скамьи. Именно по этой причине педагог должен уделять особое внимание речевым ошибкам учащихся и помогать их предотвращать.

    Повышение речевой культуры учащихся — одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Не подлежит сомнению, что организовать целенаправленную, планомерную и эффективную работу по привитию детям необходимых речевых навыков можно только при том условии, если учителю известны речевые нарушения, свойственные детскому возрасту. Наблюдения показывают, что однотипные нарушения встречаются в речи разных детей, повторяются из поколения в поколение.

    Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально- экспрессивную функцию.

    И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

    Предложенные ниже задания связаны с типичными ошибками, допускаемыми при выборе и употреблении слов в речи [1]. К числу таких ошибок, в частности, относятся:

    • лексическая (речевая) избыточность (лишние слова, многословие),
    • тавтология (необоснованное повторение в тексте однокоренных слов),
    • подмена понятий (неоднородные понятия в тексте представлены как однородные),
    • псевдовысокий стиль (стремление во что бы то ни стало «говорить красиво»).

    Задание 1. Что значат эти пословицы? Почему так говорят? Как мы должны относиться к тому, что мы говорим и пишем?

    • Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!
    • Что написано пером, того не вырубишь топором!
    • Самое сладкое — слово, самое горькое — слово.

    Задание 2. Известно, что люди должны говорить точно и правильно. Важно выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна другим. Прочитайте стихотворения. Их автор показал нам, что бывает, если человек недостаточно думает над тем, что говорит. Действительно, что здесь не так?

    Люблю я майскую грозу в начале мая,
    Когда весной весенний первый гром,
    Как бы резвяся и в игру играя,
    Грохочет громко в небе голубом.
    А.Хайт

    Песенка про лишние слова.

    Как проехать на вокзал? —
    Я спросил в трамвае.
    Пассажир один сказал,
    Что прекрасно знает:
    — В общем, где-то, так сказать.
    Это близко очень,
    Просто тут рукой подать.
    Говоря короче:
    Я вам, значит, заодно
    Объясню по дружбе:
    Вы проехали давно.
    Возвращаться нужно.
    Кот нахально влез на стол,
    Тянется к котлете.
    Тут хозяин подошёл
    И коту заметил:
    — Вы, Василий, не того,
    Знаете ли, бросьте!
    Не для вас для одного:
    Будут, значит, гости.
    В общем, я хотел сказать,
    Что терпеть не стану:
    Кот давно котлету съел,
    Взялся за сметану.
    А.Хайт

    Явление, которое, играя со словами, показал нам поэт А.Хайт в своём стихотворении «Песенка про лишние слова», называется «лишние слова». Существует и другой термин для данного явления — «речевая избыточность». Это один из часто встречающихся видов речевых ошибок. Кроме речевой избыточности, существует и такая речевая ошибка, как тавтология. Тавтология и речевая избыточность — сходные явления, но всё же отличаются друг от друга. Речевая избыточность — это повторение в тексте «лишних» слов с одинаковым или очень близким значением. Если в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова, то это явление называется тавтология.

    Задание 3. Выберите один из вариантов, который вы считаете правильным. Какую речевую ошибку вы нашли? Объясните, почему этот вариант лучше другого. Худший вариант зачеркните.

    1. Он учился в музыкальной консерватории. Он учился в консерватории.
    2. Налицо разбазаривание государственного имущества. Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества.
    3. Перед смертью он долго болел. Перед своей смертью он долго болел.
    4. Состоялся обмен имеющимся опытом. Состоялся обмен опытом.
    5. Они окончательно закончили работу. Они закончили работу.
    6. Художник мастерски описывает внешность своих героев. Художник мастерски давал портреты внешности своего героя.
    7. Суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту. Главная суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.
    8. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.
    9. Эрмитаж — сокровищница нашей культуры. Эрмитаж — ценная сокровищница культуры.

    Задание 4. В таблице приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? Объясните, в чём избыточность этих предложений и где есть тавтология.

    1. Он был мужественным и смелым человеком.
    2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.
    3. Он облокотился локтем на стол.
    4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
    5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.
    6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью
    7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя.
    8. Сонина комната походила как будто на сарай.

    Задание 5. Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, которая называется подмена понятий. Такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют. Как устранить ошибки в примерах? Ответ запишите в правой части таблицы.

    1. На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце.
    2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта.
    3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет.

    Задание 6. Остановимся на ошибках, которые называются необоснованное стремление к псевдовысокому стилю. Такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий данному стилю, а ненужное зачеркните.

    Юрий Гагарин (был в космосе — посетил космос) в 1961 году.

    Разговор по телефону: «Знаешь, в (данный момент — сейчас) я не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам».

    Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы (проинформировать их об этом — сказать им об этом).

    Я так рада! Моя племянница (приобрела — купила), наконец, квартиру.

    Медведь увёл медведицу с медвежатами (на другую жилплощадь — в другую берлогу).

    Старый ворон (вступил в конфликт — начал спорить) со всей стаей.

    Предложенные задания могут быть использованы на уроке индивидуальной слухоречевой работы. Этот урок можно провести как без компьютера (Приложение 2), так и с использованием компьютера. Предлагаю Вашему вниманию конспект урока (Приложение 1) и презентацию урока (Презентация.ppt).

    Воспитание бережного отношения к языку, формирование культуры языкового общения — длительный и трудоёмкий процесс, требующий времени на уроке, так и вне его рамок.

    Литература.

    1. Т.И.Фроянова. Культура русской речи. Практикум: Учебное пособие. — Спб., 2003.

    Обмен имеющимся опытом лексическая ошибка

    Войти через uID

    —>

    —>

    —>Главная » —>Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

    Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
    1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
    2. У него сразу вспотели ладони рук.
    3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
    4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
    5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
    6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
    7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
    8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
    9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
    10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
    11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
    12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
    13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
    14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.
    15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.
    16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.
    17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
    18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
    19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
    20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
    21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.
    22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
    23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
    24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
    25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
    26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
    27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
    28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
    29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
    30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

    ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
    1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).
    2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).
    3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).
    4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).
    5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).
    6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).
    7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).
    8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).
    9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).
    10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).
    11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).
    12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).
    13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).
    14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).
    15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).
    16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).
    17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).
    18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).
    19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).
    20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).
    21. Мы его видели в профиль (плеоназм).
    22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).
    23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).
    24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).
    25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).
    26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).
    27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).
    28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).
    29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).
    30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).

    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/593536

    http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/kultura_rechi/uprazhnenija_po_kulture_rechi/tavtologija_i_pleonazm/19-1-0-237

    Наш язык — это язык слов. С помощью слова
    человеческое мышление связывается с объективной
    действительностью, так как именно слово
    обозначает предмет действительности и выражает
    понятие о нём. Нет такого явления, которое нельзя
    было бы обозначить словом или сочетанием слов:

    «Выражают мысли и чувства с помощью
    слов, прислушиваются к словам окружающих людей,
    усваивают новые или незнакомые слова, изучают
    слова других языков, вспоминают забытые слова
    родного языка».
    (Р.А. Будагов)


    Одной из главных коррекционных задач школы для
    детей, имеющих нарушения слуха и речи, является
    формирование грамматически правильной речи. Для
    этого требуется большая повседневная работа
    всех педагогов школы, семьи. В решении этих
    проблем основную направляющую роль играет
    слуховой кабинет, где проводятся индивидуальные
    занятия.

    Одной из основных задач речевого развития
    школьников является словарная работа. Эта работа
    — одно из основных звеньев многогранной и
    разнообразной по своим видам работы по развитию
    речи учащихся. Она направлена на расширение
    активного словаря детей и на формирование у них
    умения использовать в своей речевой практике
    доступные по возрасту и развитию лексические
    ресурсы родного языка. Работа над словом должна
    быть той первоосновой, на которой строятся
    коррекционные занятия, а также занятия по
    русскому языку и развитию речи, овладение
    словарным составом литературного языка. Вот
    почему работа над словом заслуживает не меньшего
    к себе внимания, чем чисто грамматическая; она
    нужна и для усвоения навыков, и для умственного
    развития, и для понимания многих грамматических
    явлений.

    Горький А.М. писал в одной из своих статей:
    «Никогда еще дети не нуждались так в
    обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в
    наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется,
    создается множество нового и все требует новых
    словесных форм». Эти замечательные слова
    полностью сохраняют свое значение и в настоящее
    время.

    Каждый человек должен быть заинтересован в том,
    чтобы уметь говорить и писать правильно и хорошо,
    поскольку это дает возможность устанавливать и
    поддерживать добрые отношения с другими людьми:
    в семье, в школе, на работе, в общественной жизни,
    помогая добиться успеха, в самых разнообразных
    сферах. Само по себе бессильное, слово становится
    мощным инструментом, если оно сказано умело,
    искренне и вовремя. Чтобы общение было успешным,
    недостаточно просто хорошо знать язык, его
    грамматику и словарь. Надо научиться
    пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь
    заинтересовать собеседника.

    Обучать человека пользоваться правильной
    речью необходимо с детства, со школьной скамьи.
    Именно по этой причине педагог должен уделять
    особое внимание речевым ошибкам учащихся и
    помогать их предотвращать.

    Повышение речевой культуры учащихся — одна из
    актуальных задач, стоящих перед современной
    школой. Особое значение имеет работа над
    правильностью речи, ее соответствием языковым
    нормам. Не подлежит сомнению, что организовать
    целенаправленную, планомерную и эффективную
    работу по привитию детям необходимых речевых
    навыков можно только при том условии, если
    учителю известны речевые нарушения,
    свойственные детскому возрасту. Наблюдения
    показывают, что однотипные нарушения
    встречаются в речи разных детей, повторяются из
    поколения в поколение.

    Слово — важнейшая единица языка, самая
    многообразная и объемная. Именно слово отражает
    все изменения, происходящие в жизни общества.
    Слово не только называет предмет или явление, но
    и выполняет эмоционально- экспрессивную функцию.

    И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на
    их значение, стилистическую окраску,
    употребительность, сочетаемость с другими
    словами. Так как нарушение хоть одного из этих
    критериев может привести к речевой ошибке.

    Предложенные ниже задания связаны с типичными
    ошибками, допускаемыми при выборе и употреблении
    слов в речи [1]. К числу таких ошибок, в частности,
    относятся:

    • лексическая (речевая) избыточность (лишние
      слова, многословие),
    • тавтология (необоснованное повторение в тексте
      однокоренных слов),
    • подмена понятий (неоднородные понятия в тексте
      представлены как однородные),
    • псевдовысокий стиль (стремление во что бы то ни
      стало «говорить красиво»).

    Задание 1. Что значат эти пословицы? Почему
    так говорят? Как мы должны относиться к тому, что
    мы говорим и пишем?

    • Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!
    • Что написано пером, того не вырубишь топором!
    • Самое сладкое — слово, самое горькое — слово.

    Задание 2. Известно, что люди должны говорить
    точно и правильно. Важно выбирать слова и так
    строить свою речь, чтобы она была максимально
    понятна другим. Прочитайте стихотворения. Их
    автор показал нам, что бывает, если человек
    недостаточно думает над тем, что говорит.
    Действительно, что здесь не так?

     Люблю я майскую грозу в начале мая,
    Когда весной весенний первый гром,
    Как бы резвяся и в игру играя,
    Грохочет громко в небе голубом.
    А.Хайт

    Песенка про лишние слова.

    Как проехать на вокзал? —
    Я спросил в трамвае.
    Пассажир один сказал,
    Что прекрасно знает:
    — В общем, где-то, так сказать.
    Это близко очень,
    Просто тут рукой подать.
    Говоря короче:
    Я вам, значит, заодно
    Объясню по дружбе:
    Вы проехали давно.
    Возвращаться нужно.
    Кот нахально влез на стол,
    Тянется к котлете.
    Тут хозяин подошёл
    И коту заметил:
    — Вы, Василий, не того,
    Знаете ли, бросьте!
    Не для вас для одного:
    Будут, значит, гости.
    В общем, я хотел сказать,
    Что терпеть не стану:
    Кот давно котлету съел,
    Взялся за сметану.
    А.Хайт

     Явление, которое, играя со словами, показал
    нам поэт А.Хайт в своём стихотворении «Песенка
    про лишние слова», называется «лишние слова».
    Существует и другой термин для данного явления —
    «речевая избыточность». Это один из часто
    встречающихся видов речевых ошибок. Кроме
    речевой избыточности, существует и такая речевая
    ошибка, как тавтология. Тавтология и речевая
    избыточность — сходные явления, но всё же
    отличаются друг от друга. Речевая избыточность
    — это повторение в тексте «лишних» слов с
    одинаковым или очень близким значением. Если в
    тексте необоснованно повторяются однокоренные
    слова, то это явление называется тавтология.

    Задание 3. Выберите один из вариантов, который
    вы считаете правильным. Какую речевую ошибку вы
    нашли? Объясните, почему этот вариант лучше
    другого. Худший вариант зачеркните.

    1. Он учился в музыкальной
    консерватории.
    Он учился в консерватории.
    2. Налицо разбазаривание
    государственного имущества.
    Налицо незаконное разбазаривание
    государственного имущества.
    3. Перед смертью он долго болел. Перед своей смертью он долго болел.
    4. Состоялся обмен имеющимся опытом. Состоялся обмен опытом.
    5. Они окончательно закончили работу. Они закончили работу.
    6. Художник мастерски описывает
    внешность своих героев.
    Художник мастерски давал портреты
    внешности своего героя.
    7. Суть вопроса заключается в том, что вы
    не смогли доказать свою правоту.
    Главная суть вопроса заключается в том,
    что вы не смогли доказать свою правоту.
    8. Он предчувствовал этот поворот в
    своей судьбе.
    Этот поворот в своей судьбе он
    предчувствовал заранее.
    9. Эрмитаж — сокровищница нашей
    культуры.
    Эрмитаж — ценная сокровищница
    культуры.

    Задание 4. В таблице приведены предложения с
    речевой избыточностью и тавтологией. Что нужно в
    тексте убрать или заменить? Почему? Объясните, в
    чём избыточность этих предложений и где есть
    тавтология.

    1. Он был мужественным и смелым
    человеком.
     
    2. Мы быстро бросились бежать вниз по
    эскалатору.
     
    3. Он облокотился локтем на стол.  
    4. Эта девушка произвела на всех очень
    прекрасное впечатление.
     
    5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.  
    6. Внутренний интерьер дворца поражал
    роскошью
     
    7. Писателя интересуют вопросы
    психологических чувств героя.
     
    8. Сонина комната походила как будто на
    сарай.
     

    Задание 5. Приводимые ниже примеры содержат
    речевую ошибку, которая называется подмена
    понятий
    .
    Такая ошибка возникает в случае,
    если в один ряд как однородные попадают
    несовместимые понятия. Например, глагол как
    центр предложения может сочетаться только с
    частью слов (но не со всеми словами), которые за
    ним следуют. Как устранить ошибки в примерах?
    Ответ запишите в правой части таблицы.

    1. На высоком столике стояли миска с
    водой, мыло, полотенце.
     
    2. Жильцы требовали ликвидации
    неполадок в квартирах и ремонта.
     
    3. Школа опустела, не слышно привычного
    шума и ярких стенгазет.
     

    Задание 6. Остановимся на ошибках, которые
    называются необоснованное стремление к
    псевдовысокому стилю
    . Такие ошибки
    появляются, когда автор текста хочет выразить
    свою мысль излишне торжественно и не к месту
    включает слова высокого книжного стиля в
    контекст разговорного стиля. В этом случае
    возникает стилистическое несоответствие. Из
    двух вариантов в скобках выберите один, присущий
    данному стилю, а ненужное зачеркните.

    Юрий Гагарин (был в космосе — посетил космос) в
    1961 году.

    Разговор по телефону: «Знаешь, в (данный момент
    — сейчас) я не могу прийти, я готовлюсь к
    экзаменам».

    Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью
    берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы
    (проинформировать их об этом — сказать им об
    этом).

    Я так рада! Моя племянница (приобрела — купила),
    наконец, квартиру.

    Медведь увёл медведицу с медвежатами (на другую
    жилплощадь — в другую берлогу).

    Старый ворон (вступил в конфликт — начал
    спорить) со всей стаей.

    Предложенные задания могут быть использованы
    на уроке индивидуальной слухоречевой работы.
    Этот урок можно провести как без компьютера (Приложение 2), так и с
    использованием компьютера. Предлагаю Вашему
    вниманию конспект урока (Приложение 1)
    и презентацию урока (Презентация.ppt).

    Воспитание бережного отношения к языку,
    формирование культуры языкового общения —
    длительный и трудоёмкий процесс, требующий
    времени на уроке, так и вне его рамок.

    Литература.

    1. Т.И.Фроянова. Культура русской речи.
    Практикум: Учебное пособие. — Спб., 2003.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Состоялась благодаря разрешению лексическая ошибка
  • Составляя предложение мне было сделано замечание ошибка
  • Составьте цитатный план к стихотворению цветаевой ошибка
  • Составьте таблицу ошибок характерных для каждого вида дисграфии
  • Составьте собственный словарик самых распространенных акцентологических ошибок