Соединить воедино все правильно допущена лексическая ошибка

Как стало известно, в ЕГЭ-2018 будет уделено особое внимание речевым нормам русского языка. Поэтому сегодня рассмотрим типичные речевые ошибки.

Смешение паронимов — слов, разных по значению, но очень схожих по звучанию:

  • снимать скрытной камерой (вместо скрытой)

Плеоназм — употребление лишнего слова:

  • главная суть
  • предчувствовать заранее
  • памятный сувенир
  • мне лично
  • хороший достаток
  • коллеги по профессии
  • в период летнего сезона
  • отступить назад
  • трудоустройство на работу
  • в конечном итоге
  • специфические особенности
  • прейскурант цен
  • патриот родины

Тавтология — употребление рядом однокоренных слов:

  • соединить воедино
  • характерная черта характера
  • растут растения
  • рассказывает рассказ

Нарушение лексической сочетаемости:

  • одержать первенство (правильно: одержать победу, завоевать первенство)
  • быть в поле внимания (правильно: быть в центре внимания, быть в поле зрения)
  • благодаря пожару (правильно: из-за пожара)
  • реклама имеет большое влияние (правильно: оказывает влияние)
  • играть значение (правильно: играть роль, иметь значение)
  • предпринять меры (правильно: предпринять шаги, принять меры)

Употребление слова в несвойственном ему значении:

  • Наш класс обратно станет победителем (вместо снова)

Употребление штампов: 

  • Наша забота — поднять на должную высоту образовательный уровень.

Лексическая неполнота высказывания:

  • Герои боролись (за что? с кем?) и создавали личную жизнь.

Неправильное употребление фразеологических оборотов:

  • взять себе львиную часть (вместо львиную долю)
  • приподнять занавес над историей (вместо приподнять завесу)
  • пока суд да дело (вместо пока суд да дело)

Желаем всем успехов на ЕГЭ и будем рады помочь вам в подготовке! Записаться к онлайн-репетитору по русскому языку, записаться на онлайн-курс по подготовке к ЕГЭ.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

Типичные речевые ошибки

Ирина Кривенкова (кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку).

На этой странице мы разберем типичные речевые ошибки, которые встречаются в ваших сочинениях.
Смотрите видео, читайте статью.

Существует целая классификация видов ошибок, за которые на сочинении снижают баллы.

— речевые ошибки,
— грамматические
— орфографические
— пунктуационные
— логические
— фактические

Читайте о типичных речевых ошибках.

Критерии оценивания сочинения и номера заданий

В экзаменационном тесте ЕГЭ по русскому языку речевым нарушениям посвящены задания 5 и 6. Если речь идёт о сочинении по 27 пункту, то следует знать, что к критериям оценивания речевых ошибок относятся К6 и К10. Если школьник допустил одну речевую ошибку на всю работу, ничего страшного. А вот если он ошибся больше одного раза, то теряется один первичный балл по К10 и – автоматически – один первичный балл по К6.

Ошибки в сочинениях

Самые распространённые нарушения речевых норм можно сразу найти в первом абзаце творческой работы. Например, при формулировке проблемы учащийся может написать: «проблема книг», «проблема грамотности», «проблема образования» и так далее. Как раз получается речевое искажение. А как правильно? Конечно, всё зависит от контекста, но грамотные варианты такие: «проблема роли книг в жизни человека», «проблема влияния грамотности на жизнь человека», «проблема роли образования в жизни человека».
Следующее нарушение можно найти здесь же: «автор в своём тексте» или «автор в своём произведении». Лишним является местоимение «своём» Хотя можно встретить статьи, в которых опровергают данную речевую ошибку. Но не будем рисковать: действительно, если перед школьником лежит отрывок из произведения, автором которого является, например, Ю. Бондарев, то, получается, этот текст принадлежит Юрию Бондареву, зачем же использовать слово заведомо неверно?

Д.С. Лихачёв о речи и внешнем виде

Говорят, что слово – одежда мысли. Грамотная письменная и устная речь важна не только на экзамене, но и в обычной жизни. Я рекомендую внимательно прочитать «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва. В более современном издании книга носит название «Письма о добром». Дети и взрослые найдут там много полезных и мудрых мыслей. В контексте нашей статьи почитаем письмо № 19 «Как говорить?»: «Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. <…> А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе». Какое интересное сопоставление – внешний вид и качество речи! Оказывается, по тому, как человек говорит, можно определить «степень его психологической уравновешенности» и «возможной закомплексованности». Так что будем аккуратны со словами!

Виды речевых ошибок

1. Смешение паронимов. Эту тему вы можете отработать, тренируя пятое задание. В этом задании вы как раз учитесь употреблять слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости. Вспомним, что такое паронимы. Паронимы – слова, разные по значению, но близкие по звучанию. Например, вековой – вечный; надеть – одеть; звуковой – звучный; невежа – невежда. Обратите внимание, что все эти слова однокоренные.

Словарь паронимов для ЕГЭ можно скачать здесь.

Приведём примеры ошибок, связанных с неправильным употреблением (смешением) слов-паронимов:

1) Были приняты эффектные меры. Меняем эффектные на эффективные (меры). Докажем, что мы верно подобрали пароним. Эффектный – «производящий эффект; впечатляющий». Например, эффектный костюм. Эффективный – «дающий эффект; действенный». Например, эффективное лекарство.

2) Снимать скрытной камерой. Меняем скрытной на скрытую (камеру). Докажем, что мы верно подобрали пароним. Скрытный – «скрывающий свои мысли, чувства, намерения». Например, скрытные соседи. Скрытый – «не обнаруживаемый явно, скрываемый, тайный». Например, скрытая съёмка.
Есть особый вид речевой ошибки — многословие. Оно может проявляться в различных формах, например, принимать форму плеоназма.

2. Плеоназм. Эту тему вы можете отработать, тренируя шестое задание. Плеоназм – это употребление лишнего слова. Приведём примеры: тихо прошептать. В слове «прошептать» содержится смысл «сказать очень тихо», поэтому слово «тихо» в данном примере лишнее. Патриот своей родины. Патриот – «человек, готовый на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины», поэтому сочетание «своей родины» является лишним.

Примеры плеоназма:

— мне лично
— точно такой же
— в конечном итоге
— огромный массив
— большое множество
— впервые знакомиться
— в мае месяце
— впервые познакомились мы три года назад
— да там всего-то двадцать рублей денег

3. Тавтология. Третья ошибка – одна из самых распространённых. Это тавтология, (разновидность плеоназма). Эту тему вы также можете отработать, выполняя шестое задание ЕГЭ.

Тавтология – неоправданное употребление рядом однокоренных слов.

Примеры тавтологии:

— в этом рассказе рассказывается
— растения растут
— соединить воедино
— следует сказать следующее

Подобной тавтологии в работах надо, конечно, избегать.

Тавтология – это также соединение иноязычного слова и дублирующего его значения.

— перспективы на будущее
— памятные сувениры
— лидировать первым
— впервые дебютировать
— прейскурант цен

4. Нарушение лексической сочетаемости – еще одна речевая ошибка. Эта тема также относится к шестому заданию.

Разберём конкретные примеры

1) Благодаря пожару. Слово «благодаря» содержит позитивную составляющую, тогда как «пожар» – заведомо негативное явление. Поэтому говорить надо «из-за пожара».
2) Предпринять меры. Правильно надо говорить: предпринять шаги или принять меры.

Примеры нарушения лексической сочетаемости

— одержать успех (либо: одержать победу, либо: достигнуть успеха)
— произвести воздействие (либо: оказать воздействие, либо: произвести впечатление)
— потерпеть потери (либо: понести потери, либо: потерпеть поражение)

5. Неправильное употребление фразеологических оборотов. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания и выражения. Замена слов или их форм внутри выражения невозможна. Поэтому употребление выражения «взять себе львиную часть» считается ошибочным, надо говорить: «взять себе львиную долю». Или вместо «суть да дело» – «суд да дело».
Например, «Роман Достоевского сыграл большое значение в литературе и обществе» — фраза с распространенной речевой ошибкой. Здесь искажен устойчивый оборот. Либо: играть роль, либо: иметь значение

6. Неуместное употребление просторечных слов.

Приводим примеры, где выделенные слова относятся к просторечным. Их лучше не использовать в эссе.
«Манилов умеет только трепать языком.»
«Таким людям всегда удаётся объегорить других.»
«Жители сильно недолюбливали его, считая пронырой

Подведем итоги. Мы разобрали шесть основных речевых ошибок:

1. смешение паронимов
2. плеоназм
3. тавтология
4. нарушение лексической сочетаемости
5. нарушение употребления фразеологических оборотов
6. неуместное употребление просторечных слов

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Типичные речевые ошибки» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
04.09.2023

 
К заданию 20 ЕГЭ         

          Лексические нормы,
т.е. правила применения слов в речи, требуют особого внимания. М. Горький учил,
что слово необходимо употреблять с точностью самой строгой. Состояние русского
языка в наши дни вызывает общую озабоченность. Засоряют и обедняют язык
канцеляризмы и штампы речи, жаргонные и грубо-просторечные слова, ненужные
заимствования, неуместные профессионализмы, неоправданные поэтизмы и, конечно
же, случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов. Сюда
относится и нарушение правил смыслового согласования: тавтология
(повторение однокоренных слов или одинаковых морфем: масло масляное) и плеоназм
(оборот речи, в котором совершенно излишне повторяются слова, одинаковые или
близкие по значению: сувенир на память).

          
Добавленное в 2018 году задание 20 ЕГЭ проверяет выпускников на знание
лексических норм.
Формулировка задания 20 возможна в таких
вариантах: исключение слова или его замена.

Например,
задание из демонстрационного варианта 2018 года:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой
черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой,
кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Ответ: ___________________________.

В данном
предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная
суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л.,
чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

Предлагаю
вам познакомиться со

Словариком
плеоназмов и тавтологий
, который поможет подготовиться к успешному выполнению этого задания.

          Будьте внимательны: именно лишнее слово в словарике осталось невыделенным.

А

автобиография своей жизни

автоматический рефлекс

акватория водных объектов

активная деятельность
антагонистическая
борьба

ареал обитания

ароматные духи

арсенал оружия

атмосферный воздух

Б

бегом бежал

бесполезно пропадает

бесплатный подарок

бестселлер продаж

библиотека книг

биография жизни

букет цветов

бумажная макулатура

большое и видное место

большое человеческое спасибо

бывший экс — чемпион

В

вернуться обратно

взаимоотношения между супругами

взаимный диалог

ведущий лидер

вернуться назад

взлетать вверх

видел своими глазами

визуальное изображение

VIP-персона

в конечном итоге

в мае месяце

внутренний интерьер

водная акватория

возобновиться вновь

военная оккупация

возвращаться обратно

воспоминания о былом

впервые дебютировал

впервые знакомиться

впереди лидирует

всенародный референдум

временная отсрочка

все и каждый

выплаченная (заработная) плата

Г

героический подвиг
гибель человеческих жертв

гигантский/огромный исполин

главная суть

главный лейтмотив

главный приоритет

гнусная ложь

голубая синева

госпитализация в больницу

Д

дальнейшая перспектива

движущий лейтмотив

действия и поступки (одно слово лишнее) действующий акт

демобилизоваться из армии

депиляция волос

долгий и продолжительный (одно лишнее) дополнительный бонус

дополнительный овертайм

другая альтернатива

Е

единогласный консенсус

Ж

жестикулировать руками

живут скучной жизнью

З

заведомая клевета

заданные данные
заезжий гастарбайтер

захватывающий триллер

И

избитая банальность

изобиловал большим количеством

имеет место быть

импортировать из-за рубежа

инкриминировать вину

интервал перерыва

интерактивное взаимодействие
информационное
сообщение

исключительно
эксклюзивный

истинная подоплёка

истинная правда

истинная реальность
ITтехнологии

К

карательная репрессия
кивнул
головой

коллега по работе/по профессии

коммуникативное общение

консенсус мнений

короткое мгновение

коррективы и поправки (одно слово лишнее)

крайне экстремистский

краткое резюме

круглосуточный нон — стоп

Л

ладони рук

ледяной айсберг

либеральная свобода

линия ЛЭП

лицо в анфас

лично я

локальные места

люди и общество

М

маршрут движения

международный интернационализм

мемориальный памятник

меню блюд

местный абориген

мёртвый труп

мизерные мелочи

мимика лица 

минус три градуса мороза ниже нуля

минута времени

молодая девушка

молодой юноша

молчаливая пауза

монументальный памятник

морально — этический (одно лишнее)

моргнул глазами

моя автобиография или моя автобиография

мужественный и смелый (одно слово лишнее)

Н

на высоком профессиональном уровне наглядно демонстрировать

надо закончить/завершить начатую работу

наиболее оптимальный

на сегодняшний день=на сегодня

наследие прошлого

народная демократия

народный фольклор

на удивление странно

начальные азы

негодовать от возмущения

незаконные бандформирования

неиспользованные резервы

немного приоткрыть

необоснованные выдумки

необычный феномен

необязательный факультатив

неожиданный сюрприз

неподтверждённые слухи

неприятно резать слух

нервный тик

неустойчивый дисбаланс

ностальгия по родине

О

обнимать руками

объединённый союз

объединиться воедино

огромная махина

онлайн – вебинары в Интернете

опытно – экспериментальный (одно лишнее) опытный эксперт

осколок сломанной (вещи)

основной лейтмотив

отара овец

ответная контратака

ответная реакция

отступать назад

очень крохотный

П

памятный сувенир
патриот
своей родины

первая премьера

пережиток прошлого

период времени

перманентное постоянство

пернатые птицы

перспектива на будущее

печатная пресса

письменное делопроизводство

планы на будущее

повторить снова

повторно переизбрать

подводный дайвинг

подняться вверх

повседневная обыденность

пожилой старик

познакомиться в первый раз

полное право

полная противоположность

полное фиаско

полный аншлаг

полностью уничтожен

по направлению к (место)

помог и поспособствовал (одно слово лишнее)

по моему личному мнению

популярный шлягер

попытка покушения

посетить/побывать с визитом

постоянная константа

поступательное движение вперед

потрясающий шок

почтовая корреспонденция

потенциальная возможность

предварительное планирование

предварительная предоплата

предварительный анонс

предельный лимит

предсказание будущего

предчувствовать заранее

предупредить заранее

прейскурант цен, тарифов

природный инстинкт
приснилось во сне

производство работ

проливной ливень

промышленная индустрия

простаивать без дела

прошлый опыт

путеводная нить Ариадны

пять рублей денег

Р

равная половина

рассказчик рассказывал (другой глагол)

реальная действительность
революционный
переворот

регистрационный учет
реорганизация
организации

родные пенаты

рыбная уха
 

С

самовольный прогул

саммит на высшем уровне

самое ближайшее время

самое выгоднейшее

самый лучший

сатирическая карикатура

свободная вакансия

своя автобиография

сегодняшний день

секретный шпион

сенсорный датчик

сервисное обслуживание

сервисные услуги

сжатый кулак

СDдиск

система СИ

система GPS

скоростной экспресс

скриншот с экрана монитора

смелый риск

смешивать вместе

смотреть глазами

SMS – сообщение

совершенно гладкий

совместная встреча

совместное соглашение

совместное сотрудничество

соединить воедино

спуститься вниз по …

странный парадокс

страсть к графомании

строгое табу

суеверная вера
существенная разница

счёт на оплату

Т

так, например (одно слово лишнее)

тайный аноним

тем не менее, однако (одно слово лишнее)

темнокожая негритянка

тестовые испытания

тёмный мрак

толпа людей

только лишь (одно из слов лишнее)

топать ногами

травматическое повреждение

транспортные перевозки

тридцать человек строителей трудоустройство на
работу

торжественная церемония инаугурации

У

увидеть своими глазами

увидеть собственными глазами

уже имеющийся

уже существовал

умножить во много раз

уникальный феномен

услышать своими ушами

упал вниз

установленный факт

устойчивая стабилизация

утренний рассвет

Ф

фактические обстоятельства

финальный конец

форма оформления

форсирует ускоренными темпами

Х

храбрый герой

хронометраж времени

Ц

целиком и полностью (одно лишнее)

ценное сокровище

цейтнот времени

Ч

человеческое общество

человеческое спасибо

честолюбивые амбиции

чрезвычайно громадный

Ш

шоу – показ (одно слово лишнее)

Э

экспонат выставки

эмоциональные чувства


Ю

юная молодёжь

Я

я знаю, что

январь (и любой другой) месяц

А

автоматический рефлекс

акватория водных объектов

активная деятельность
антагонистическая борьба
ареал
 обитания

ароматные духи

арсенал оружия

атмосферный воздух

Б

бесполезно пропадает

бесплатный подарок

бестселлер продаж

биография жизни

большое и видное место

большое человеческое спасибо

бывший экс — чемпион

букет цветов

В

взаимоотношения между супругами

взаимный диалог

водная акватория
возобновиться вновь

ведущий лидер

вернуться назад

взлетать вверх

видел своими глазами

визуальное изображение

всенародный референдум

VIP-персона

возвращаться обратно

воспоминания о былом

в конечном итоге

внутренний интерьер

впервые дебютировал

впервые знакомиться

впереди лидирует

временная отсрочка

все и каждый
выплаченная
 (заработная) плата

Г

героический подвиг
гибель человеческих жертв

гигантский/огромный исполин

главная суть

главный лейтмотив

главный приоритет

гнусная ложь

голубая синева

госпитализация в больницу

Д

депиляция волос

демобилизоваться из армии

действия и поступки (одно слово лишнее) действующий акт

движущий лейтмотив

долгий и продолжительный (одно лишнее) дополнительный бонус

дополнительный овертайм

другая альтернатива

Е

единогласный консенсус

Ж

жестикулировал руками

живут скучной жизнью

З

заданные данные
заведомая клевета

заезжий гастарбайтер

злоупотребление пьянством/алкоголизмом/наркоманией

занудный и скучный (одно слово лишнее)

захватывающий триллер

И

избитая банальность

изобиловал большим количеством

имеет место быть

импортировать из-за рубежа

инкриминировать вину

интервал перерыва

интерактивное взаимодействие
информационное сообщение
исключительно эксклюзивный

истинная подоплёка

истинная правда

истинная реальность
IT
  технологии

К

карательная репрессия
кивнул
 головой

коллега по работе/по профессии

коммуникативное общение

консенсус мнений

короткое мгновение

коррективы и поправки (одно слово лишнее)

крайне экстремистский

краткое резюме

круглосуточный нон — стоп

Л

ладони рук

ледяной айсберг

линия ЛЭП

лично я

лицо в анфас

локальные места

М

маршрут движения

международный интернационализм

мемориальный памятник

меню блюд

местный абориген

мёртвый труп

молодая девушка

молодой юноша

монументальный памятник

морально — этический (одно лишнее)

моргнул глазами

молчаливая пауза

моя автобиография или моя автобиография

мизерные мелочи

минус три градуса мороза ниже нуля

минута времени

мимика лица 

мужественный и смелый (одно слово лишнее)

Н

на высоком профессиональном уровне нагляднодемонстрировать

надо закончить/завершить начатую работу

наиболее оптимальный

на сегодняшний день=на сегодня

наследие прошлого

народный фольклор

на удивление странно

начальные азы

негодовать от возмущения

незаконные бандформирования

неиспользованные резервы

необоснованные выдумки

необычный феномен

немного приоткрыть

неподтверждённые слухи

неприятно резать слух

нервный тик

неустойчивый дисбаланс

ностальгия по тебе

ностальгия по родине

О

объединённый союз

объединиться воедино

огромная махина

осколок сломанной (вещи)

онлайн – вебинары в Интернете

опытно – экспериментальный (одно лишнее) опытный эксперт
основной лейтмотив

отара овец

ответная контратака

ответная реакция

отступать назад

очень крохотный

П

памятный сувенир
патриот
 родины

первая премьера

пережиток прошлого

период времени

пернатые птицы

перманентное постоянство

перспектива на будущее

печатная пресса

письменное делопроизводство

повторить снова

подводный дайвинг

подняться вверх по…

повседневная обыденность

пожилой старик

полное право

полный карт-бланш

полностью уничтожен

по направлению к (место)

планы на будущее

помог и поспособствовал (одно слово лишнее)

по моему личному мнению

популярный шлягер

посетить/побывать с визитом

поступательное движение вперед

предварительное планирование

предварительная предоплата

предварительный анонс

предчувствовать заранее

предупредить заранее

прейскурант цен, тарифов
приснилось во сне

производство работ

простаивать без дела

проливной ливень

промышленная индустрия

прошлый опыт

полный аншлаг

полное фиаско

попытка покушения

популярный шлягер

потрясающий шок

почтовая корреспонденция

путеводная нить Ариадны

пять рублей (любой другой вариант) денег

Р

равная половина

рассказчик рассказывал (другой глагол)

реальная действительность
революционный переворот
регистрационный
 учет
реорганизация
 организации

С

самовольный прогул

самое ближайшее время

самое выгоднейшее

саммит на высшем уровне

самый лучший

сатирическая карикатура

свободная вакансия

секретный шпион

сенсорный датчик

сервисная служба

сервисные услуги

сжатый кулак

СD  диск

система СИ

система GPS

скоростной экспресс

скриншот с экрана монитора

смешивать вместе

SMS — сообщение

совместная встреча

совместное соглашение

совместное сотрудничество

соединить воедино

спуститься вниз по …

странный парадокс

страсть к графомании

строгое табу

суеверная вера
существенная
 разница

счёт на оплату

Т

так, например (одно слово лишнее)

тайный аноним

тем не менее, однако (одно слово лишнее)

темнокожая негритянка

тестовые испытания

тёмный мрак

толпа людей

только лишь (одно из слов лишнее)

топтать ногами

травматическое повреждение

тридцать человек строителей (и другие варианты)

трудоустройство на работу

торжественная церемония инаугурации

У

увидеть своими глазами

увидеть собственными глазами

уже имеющийся

уже существовал

умножить во много раз

услышать своими ушами

упал вниз

установленный факт

устойчивая стабилизация

утренний рассвет

Ф

финальный конец

форсирует ускоренными темпами

Х

храбрый герой

хронометраж времени

Ц

целиком и полностью (одно лишнее)

ценные сокровища

цейтнот времени

Ч

человеческое общество

человеческое спасибо

честолюбивые амбиции

чрезвычайно громадный

Ш

шоу – показ (одно слово лишнее)

Э

экспонаты выставки

эмоциональные чувства

энергичная деятельность
эпицентр
 событий

Ю

юная молодёжь

Я

я знаю, что

январь (и любой другой) месяц

В роли плеоназма может выступать местоимение свой

  1. Перед своей смертью он написал завещание.

  2. В своей повести писатель…

Просторечные выражения зазря и напополам следует произноситьЗРЯ и ПОПОЛАМ.

Тренировка:

Угадай, с трех раз, какое слово – лишнее:

Птенцы падают вниз на землю.

Начало в 19 часов вечера.

В декабре было отмечено шесть самовольных прогулов.

Проработал пять лет, не получая ни копейки денег.

По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.

Не задирайте нос кверху!

В самые ближайшие дни мы это выясним.

Взаимоотношения между супругами улучшились.

Ошибки чтеца неприятно резали слух.

Наиболее яркие примеры плеоназма:

«пожилой старик»

«молодой юноша»

«увидеть собственными глазами»

«май месяц»

«белоснежно-белый снег»

ТЕСТ к заданию №20. (ЕГЭ 2018)

Первый вариант задания

1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Работодатель должен предложить свободную вакансию всем сотрудникам одновременно.

2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Наверху были магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и туалетные комнаты.

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чувствуешь себя королевой, люди расступаются на улице, коллеги по работе почтительно кивают, Аркадий Борисыч вежливо подает руку, обернутую в стерильную бумажку.

 4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

С самого начала произведения автор ведет взаимный диалог с читателем, показывает свое отношение к главным героям, к их переживаниям, мыслям.

 5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не курите сами, так вы сохраните свое здоровье; не находитесь в окружении курящих людей, так как «пассивное курение» ослабляет защитный иммунитет.

 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Как сообщает печатная пресса, за 9 месяцев 2006 года поездами дальнего следования воспользовались 2 млн. 276 тыс. человек, поездами пригородного сообщения – 945 тыс. человек.

 7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Бассейн реки Чусовой в течение несколько столетий служил кровавой ареной, на которой кипела самая ожесточенная борьба местных аборигенов с безвестными пришельцами.

 8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Добросовестно занося в записную книжку свои наблюдения, мистер Пиквик был принят за секретного шпиона, и кучер решил поколотить его и присоединившихся к нему друзей.

Соединить воедино допущена ли лексическая ошибка

Соединить воедино. Можно ли употреблять?

Можно ли употреблять в литературной речи это выражение? Нет ли в нем внутренней тавтологии? Ведь и глагол соединить и наречие воедино имеют, в общем-то, один корень -ед-, тот же, что и в словах од-ин, единица.

Исторически (этимологически) это, действительно, так. Но с точки зрения современного литературного языка такого рода словосочетания относятся к разряду мнимых тавтологий и вполне допустимы в нормативном употреблении. Дело в том, что здесь мы имеем дело не с простым повторением или усилением смысла, а с необходимым его уточнением, своеобразной конкретизацией. Ведь соединение — это может быть и простое сближение, совмещение, которое никак не указывает на степень монолитности, внутренней сплоченности, спаянности частей, элементов. И вот именно этот оттенок — в необходимых случаях — и придается глагоЯу01 соединить наречием воедино.

Соединить воедино, собрать воедино — эти и многие другие, только внешне тавтологические обороты издавна встречаются в русском литературном языке. Особенно характерны они для публицистических жанров. Например, ещё у А. Н. Радищева в статье «О человеке» находим такую фразу: «Речь есть, кажется, средство к собиранию мыслей воедино».

В семнадцатитомном академическом «Словаре современного русского литературного языка» наречие воедино толкуется так: «в одно целое, вместе». При этом оно сопровождается следующим указанием на условия сочетаемости: «Обычно при глаголах: сливать, соединять, собирать и близких к ним по значению». Там же приводятся многочисленные примеры из произведений русских писателей и публицистов на употребление этих мнимо тавтологических оборотов: соединять воедино, собирать воедино, сливать (или сливаться) воедино.

Поиск ответа

Всего найдено: 8

Добрый день! Помогите, пожалуйста, расставить знаки препинания и разобрать предложение по составу: Аня она девушка непостоянная.

Ответ справочной службы русского языка

Подлежащее – она, сказуемое – девушка непостоянная. Существительное Аня – именительный темы (именительный представления). Эта синтаксическая структура может быть оформлена по-разному. Вот, что об этом сообщают «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2016).

§ 23. Именительный падеж (именительный темы или представления) как синтаксическая структура, стоящая перед предложением, тему которого она представляет, отделяется знаками препинания, соответствующими концу предложения, – точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием. Каждый знак вносит соответствующий смысловой и эмоциональный оттенок: Москва, Сибирь. Два эти слова звучали именем страны (Тв.); Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям (Пауст.); А наши шахты? Какая-нибудь Англия, что она в угольной промышленности понимает? (Фад.); Журавли. Заваленный работоювдалеке от сумрачных полей, я живу со странною заботоюувидать бы в небе журавлей (Сол.); Холодные и дикие просторы. Как давно были сказаны впервые эти слова и были ли они сказаны кем-то. (Расп.).

Наиболее употребительны многоточие (подчеркивает момент раздумья, паузу) и восклицательный знак (экспрессивность) или сочетание восклицательного знака и многоточия.

Однако при именительном темы, более тесно связанном с основным предложением, в котором имеется личное или указательное местоимение в качестве слова-отсылки, ставится тире: Тягачон как танк, только без башни (газ.); Марченкотот был человек, золотой человек (Каз.); Дорога в дождьона не сладость, дорога в дождьона беда (Евт.).

Примечание. Допустимо используемое в практике печати и написание с запятой: Врач, он ведь тоже не Бог (Бык.); Судьбы человеческие, оникаждая сама по себе, хотя мы вроде бы сообща и всё у нас должно быть общим (Аст.); Наташа, та знала, что за человек ее тетя (Бит.).

§ 24. После именительного темы, сопровождаемого вопросительным предложением, ставится точка: Научный потенциал. Как им распорядиться? (газ.); Гастроли в Москве. Что они значат? (газ.); Разум на других планетах. Каков он? (журн.).

Примечание. Допустимо используемое в практике печати и написание со знаком двоеточие: Студенческий быт: каким ему быть? (газ.).

Если после именительного темы стоит вопросительная часть конструкции, которая также представляет собой форму именительного падежа, то ставится тире: Сценарий – произведение или полуфабрикат? (газ.); «Зеленая революция»легенда или реальность? (газ.). В таких случаях возможна подстановка слова это. Ср.: Парапсихологияэто трюк или реальность? Действительность или фикция? (газ.).

Примечание 1. Допустимо используемое в практике печати и написание со знаком двоеточие перед вопросительной конструкцией. Например: Стадион: «цех здоровья» или футбольная арена? (газ.); Литературное произведение: символ или модель? (газ.).

Примечание 2. Данные структуры с именительным темы отличаются от двусоставных предложений с подлежащим и сказуемым в именительном падеже интонацией: интонация именительного темы схожа с интонацией конца предложения (понижение тона и пауза), тогда как подлежащее в двусоставном предложении не фиксирует конечной паузы. Ср.: Стадионцех здоровья (подлежащее и сказуемое). Здесь подлежащее и сказуемое связаны воедино интонацией утверждения.

Здравствуйте. Не считается ли оборот «соединить/объединить воедино » тавтологическим? Или это допустимо как стилистический повтор, употребляемый для большей экспрессии?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Скажите, есть такое слово «испоконвечный»? Например: свести воедино все начала и концы испоконвечной тайны.

Ответ справочной службы русского языка

В литературном языке такого слова нет. Можно образовать окказиональное слово.

Здравствуйте. Возник вопрос по поводу происхождения слова «доблесть». В современном русском языке есть корень «доблесть_». Насколько я понимаю, часть этого корня «_доб_» мы видим в словах «удобный», «добрый». Является ли вторая часть «_лесть_» родственной русскому слову «лесть»? Вообще, можно ли считать, что в слове «доблесть» два корня слились воедино , образовав новый корень, или вторая часть никогда не была самостоятельным корнем? И если это все-таки два корня, то что именно они значили, когда образовалось слово «доблесть»?

Ответ справочной службы русского языка

Слова доблесть и лесть не являются этимологически родственными. Доблесть заимствовано из старославянского языка, в котором оно восходит к добль ‘ ‘благородный, сильный, храбрый’, того же корня, что добрый.

Ответ справочной службы русского языка

Я думаю, указанная запятая не нужна, верно?
«Он слил воедино элемент литературный, политический, религиозный(,) с элементом чисто жизненной действительности».

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Спасибо за Ваш труд.
Есть кое-какие замечания по Вашему фразеологическому справочнику.
Статья «Глас вопиющего в пустыне»
«Глас вопиющего в пустыне (книжн.) — призыв, остающийся без всякого ответа. По одной из версий, фразеологизм является старославянским по происхождению. Имеется в виду Иоанн Предтеча, проповедовавший и крестивший в пустыни, то есть в «пустом, необжитом месте». По другой версии, происхождение оборота связано с библейским сюжетом: пророк Исаия взывает к израильтянам из пустыни уготовить путь Богу, но остается неуслышанным».

Во-первых, непонятно, почему вдруг две «версии». Ведь проповедь Иоанна Предтечи, долгое время проведшего в посте и молитвах именно в пустынЕ (а не в пустынИ) стала исполнением того самого пророчества Исаии, о котором говорит «вторая версия».
Во-вторых, противопоставление «старославянского происхождения» и «библейского сюжета» тоже бессмысленно и некорректно. Ведь старославянский язык был языком первых славянских переводов Священного Писания. И правильнее было бы говорить о библейском происхождении фразеологизма и его церковнославянской форме.
Видимо, т. н. «версии», сами по себе в целом правильные, были получены из разных источников, а при собирании их воедино получилась досадная бессмыслица, не очень уместная на таком сайте.

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за обстоятельный и толковый комментарий, обязательно учтем при редактировании «Справочника по фразеологии».

Сомнения по поводу выделения запятыми «с этой точки зрения» в предложении: Более приемлемым (,) с этой точки зрения(,) представляется проект . который объединяет воедино все называвшиеся выше теории. Заранее благодарна. Ольга.

Ответ справочной службы русского языка

Открытый урок по русскому языку на тему «Лексические нормы современного русского языка». 10 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Лексические нормы современного русского языка

Предметные: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения; ввести понятия: плеоназм, тавтология, паронимы; обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок); отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения : создание проблемных ситуаций, беседа, деятельностно-практический; индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал : презентация по теме урока, листы самооценки, тесты, ученические словарики паронимов, плеоназмов, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов.

Сценарный план урока

I Мотивация к учебной деятельности .

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

— Сейчас мы с вами заглянем в кабинет врача и посмотрим, что там происходит. Ваша задача проанализировать речь больного и согласиться или не согласиться с диагнозом врача.

(Показывается сценка в записи.)

Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

Доктор: На что жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Доктор: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.

— Ребята, согласны вы с диагнозом врача? Что бы вы посоветовали больному?

(Да. Я согласен с диагнозом врача. Действительно, молодому человеку необходимо совершенствовать свою речь. Точно и ясно излагать свои мысли.)

— Как вы полагаете, какое отношение эта сценка имеет к нашему уроку? О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

(Мы поговорим о том, какие языковые нормы нужно знать, чтобы наша речь была правильной и точной )

— Что мы должны будем вспомнить, повторить?

(Лексические нормы современного русского языка. Находить и исправлять речевые ошибки, совершенствовать свою речь)

— Запишите число, классная работа и тему урока. Слайд № 1

II Актуализация и пробное учебное действие.

Перед вами слова известного литературного критика, публициста Дмитрия Ивановича Писарева.

«Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни», — считал Дмитрий Иванович Писарев.

— Согласны ли вы с Д. И. Писаревым? Нужны ли нам лексические нормы?

— К чему может привести нарушение лексических норм?

Учитель. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания, появлению речевых ошибок, затрудняет общение.

— Что вы понимаете под лексическими нормами?

Лексические нормы – это правила, своего рода законы, которые помогают нам из множества слов и устойчивых словосочетаний выбрать самое нужное, которое точно передаст вашу мысль и сумеет выразить ваши чувства, будет уместным и не нарушит существующих в языке традиций.

III Локализация индивидуальных затруднений.

Учитель. – Во время ответа после затянувшейся паузы произносят одну и ту же, ставшую уже привычной фразу: «Я знаю! Просто не могу это выразить!» Хотя, на первый взгляд, нет ничего сложного в том, чтобы выразить свои мысли с помощью слов родного языка, ведь за каждым из них исторически закреплено своё значение. А вот точно, правильно и грамотно донести до слушателей то, что думаешь, бывает действительно нелегко.

— Какие трудности испытываете вы, когда выражаете свои мысли?

(- Одной из причин нарушения точности речи является использование слова без учёта его лексического значения.

Неправильный выбор слова возникает из-за того, что мы берём слова определённой тематической группы, не утруждая себя анализом их точного значения. Эта небрежность оборачивается неясностью высказывания. А иногда и полным абсурдом.

Иногда нас подводит стремление говорить красиво, и мы, не задумываясь, сорим новыми, необычными и не всегда понятными словами.)

Учитель . К сожалению, мы допускаем ошибки не только в устной речи, но и письменной. Читая школьные сочинения, не всегда понимаешь, что хотел сказать ученик. Давайте поможем ребятам найти ошибки и исправить их.

Найдите и исправьте ошибки, допущенные в школьных сочинениях.

1. Найденные деньги они решили поделить на три половины.

2.Татьяна Ларина любила свою няню, эту седобородую старушку.

3. Солдат упал навзничь и разбил лицо.

4. В концерте принял участие известный оперный магнат.

5. Эта реформа открыла широкие возможности для привлечения в Россию интервентского капитала.

6. Когда Татьяну представили Онегину, ни одна жила не дрогнула на лице светской дамы.

7. Дождь бывает проливной, грибной, мелкий и крупнокалиберный.

8. Глаза у него были голубые, брови белоусые.

9. В романе Татьяна Ларина противопоказана и Онегину, и Ленскому.

10. В хозяйстве помещицы были куры, гуси и другая домашняя утварь.

— Какой совет вы можете дать своим друзьям, чтобы не делать таких нелепых ошибок?

Правило 1. (На доске)

— Слова и устойчивые выражения необходимо использовать в том значении, которое они имеют в современном литературном языке.

Правило 2. (На доске)

— Сочетание слов в речи не должно противоречить смыслу соединяемых понятий и нарушать языковую традицию их употребления.

— Требование смысловой точности является очевидным и обязательным, однако недостаточно чёткое понимание лексического значения используемого слова – явление далеко не исключительное, особенно если это слово иноязычное . Совет один: не ленись заглядывать в толковый словарь или словарь иностранных слов при знакомстве с неизвестными понятиями.

IV Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Учитель . А сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача: проанализировать предложения, найти ошибки, исправить их и ответить на вопросы:

— Какие ошибки были допущены в предложениях?

— Какое лексическое явление нужно знать, чтобы избежать этих ошибок?

1) Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

2) Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

3) Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.

4) Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хотел задать вам личностный вопрос».

5) Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.

6) Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

7) В политике двойственные стандарты неприменимы.

8) Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

Допущены ошибки в предложениях:

1) (Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями»),

2) (Вместо слова дождливая (дождливая погода, дождливый сезон) следовало употребить дождевая «несущая дождь»),

3) Правильно: была предоставлена самой себе)

4) (Прилагательное личный многозначное, На базе этого слова сложились устойчивые сочетания: личная жизнь, личное дело, личные интересы, личный вопрос. Слово личностный возникло в 60-70-е годы XX в. в публицистической речи. Оно сочетается с отвлеченными существительными (характеристика, фактор, отношение и т.п.).

5) (Паронимы освоить и усвоить различаются значением и сочетаемостью: освоить что-либо — «применить, использовать на практике» (освоить профессию, машину, опыт и т.п.); усвоить что-либо — «понять, знать теоретически» (усвоить лекцию, урок, прочитанное, теорию); в данном предложении правильно усвоить).

6) (Вместо существительного факт «истинное, действительное событие, случай» следует употребить слово фактор «причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления».)

7) В значении прилагательного двойной («неискренний, двуличный, лицемерный») с ним сочетается весьма ограниченный круг существительных отвлеченного характера: жизнь, игра, мораль, стандарт, счет, поход. Вместо слова двойственные надо писать двойные

8) Значение слова злостный 1. Предвещающий, содержащий, приносящий зло. 2. Сознательно недобросовестный. 3. Закоренелый в чём-либо дурном. Поэтому в данном предложении уместно именно это слово.

Учитель. Заканчиваем работу. Давайте проверять задание.

— Какие ошибки были допущены в предложениях?

— Какое лексическое явление нужно знать, чтобы избежать этих ошибок?

-Что такое паронимы?

Паронимы (от греч. para –рядом, возле и onyma — имя) – это однокоренные слова, близкие по значению и звучанию.

Например: представить-предоставить, явный-явственный.

Учитель . – Что вы можете ещё сказать о паронимах?

( Паронимы, как правило, относятся к одной части речи, выполняют в предложении сходные функции, и всегда близки по значению и отличаются друг от друга лишь тонкими смысловыми оттенками или лексической сочетаемостью.

— Тем не менее использование одного паронима вместо другого приводит к нарушению смысла высказывания и к речевой ошибке.)

— К какому выводу вы пришли?

Смешение в речи паронимов недопустимо.

V Реализация построенного проекта.

Учитель. — Настало время небольшой исследовательской деятельности. У каждой группы на столе находятся предложения. Вам необходимо их проанализировать и сделать вывод о том, какие речевые ошибки в них допущены.

Отдельный батальон морской пехоты под командованием героев первой высадки на Малую землю В. А. Ботылёва и его заместителя Старшинова вызвался идти в передовом авангарде десанта.

К нашему удивлению, рано утром в дверь позвонили, и дворецкий доложил, что неизвестный инкогнито доставил письмо для хозяина.

Время показало, что так называемая цивилизация – очень хрупкая штука, что человек в своём развитии вряд ли прогрессирует дальше в наше время.

Впервые чёрную икру привёз во Францию Петр I, угостив этим изысканным деликатесом своего царственного брата – короля Людовика XIV.

1. После танковой атаки было принято решение отступать назад.

2.Традиционно к творческим профессиям относятся те, что связан с искусством и культурой, однако возможность проявить своё креативное творчество есть и во многих других специальностях.

3.Только стул и стол, на котором стоит кассовый аппарат, да прейскурант цен, прибитый на стене над кассовым аппаратом, — вот и всё имущество конторы.

4.В соседней комнате Сергей, окружённый слушателями, о чём-то с увлечением рассказывал, энергично жестикулируя руками и делая большие глаза.

1.Тексты статей отредактированы редактором.

2.Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.

3.Для достижения цели необходимо соединить все усилия воедино.

4.Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.

1.Продолжительность процесса длится несколько часов.

2.Рассказчик рассказал очень интересную историю.

3.Маленькие малютки снежинки медленно кружились в воздухе.

4. Нет ничего крепче, чем крепость и сила братства.

— Какие речевые ошибки вы обнаружили в предложениях?

(Речевая избыточность, а конкретно тавтология и плеоназм)

— Тавтология (греч. tautos – то же самое, logos- слово) – неоправданное употребление однокоренных слов рядом, например, умножить во много раз, трудоёмкий труд, масло масляное.

— Плеоназм (от греч. pleona s mos- излишество, избыток, чрезмерность) – оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, например, моя автобиография, первая премьера.

Учитель . Подобные ошибки довольно часто можно встретить не только в устной, но и в письменной речи. И если тавтология – это, как правило, результат невнимательности говорящего или пишущего, то причиной появления плеоназма чаще всего становится незнание или неточное знание лексического значения слова, поэтому необходимо обращаться к толковому словарю.

Учитель. – Какой вывод вы сделали для себя?

Следует избегать речевой избыточности.

VI Самостоятельная работа с самопроверкой.

Индивидуальная работа. Слайд № 11

— А теперь поработайте самостоятельно. Посмотрите на слайд.

Определите тип речевой избыточности (тавтология или плеоназм) в предложенных примерах.

1. Необходимо беречь каждую минуту времени.

2. Сатирическая карикатура была помещена в журнале.

3. План требует коррективы и поправок.

4. Необходимо вовремя оплачивать коммунальные платежи.

5. Юноша, демобилизованный из армии.

— Проверьте работу самостоятельно и результаты занесите в лист самооценки.

VII Включение в систему знаний и повторений.

— Чтобы справиться со следующим заданием, вам необходимо сосредоточиться, применить все свои умения и навыки. Вам предстоит решить тест. Разделимся на два варианта и преступаем к решению тестовых заданий.

(Тест по теме урока, два варианта)

— Ребята, пора заканчивать работу, самостоятельно проверяем и заполняем лист самооценки.

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Ребята, как вы считаете, достигнуты ли наша цель и задачи урока?

Учитель. Свои мысли по теме урока выразите письменно. Напишите эссе «Лексические нормы: оковы или помощники?». Слайд № 14

На выполнение задания вам даётся 5 мин.

— Время вышло. Кто хочет прочитать свою работу?

-Поменяйтесь работами с соседом по парте и оцените работу своего одноклассника по пятибалльной системе. (Взаимопроверка).

— Вот и настало время оценить вашу деятельность на уроке.

Возьмите листы самооценки, подсчитайте баллы и оцените себя. Слайд № 15

Поднимите руки те, кто работал сегодня на «5», «4», «3».

— Сдайте листы самооценки.

Домашнее задание. Слайд № 16

На следующем уроке мы продолжим разговор о лексических нормах, для этого вам надо повторить тропы и стилистические фигуры, выписать из произведений художественной литературы 5 примеров (1вар. – тропов; 2 вар. – стилистических фигур)

— Сегодня я бы хотела закончить урок словами персидского поэта и мыслителя 13 века Саади. Где бы вы ни говорили, с кем бы вы ни говорили, помните

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

Спасибо за урок, можете быть свободны.

1. В каком предложении нарушены лексические нормы?

1) В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.

2) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.

3) Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.

4) Живописный лес тянется вдоль реки.

2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1. В подобные ошибки впадали многие европейские народы.

2. Дикие животные приспосабливаются к условиям окружающей среды легче, чем домашние.

3. Беловежская Пуща – древнейший в мире заповедник.

4. Вечер принёс с собой долгожданную прохладу.

3. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность.

1) Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.

2) Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.

3)Взошло солнце и осветило всё вокруг.

4) «Чудесным доктором» звали в народе Николая Ивановича Пирогова.

4. В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов.

1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.

2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нардах.

3. Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.

4. Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.

5. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.

2. Окна моей комнаты выходят в сад.

3. Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.

4. Незнакомец показался ему человеком добрым.

6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1. По мнению друзей, Павел обладал ФЕНОМЕНАЛЬНЫМИ способностями.

2. Не все птицы способны ИМИТИРОВАТЬ человеческие голоса.

3. Только через месяц после РЕСТАВРАЦИИ музей открыли.

4. По дороге нам попадались пальмы, кактусы и другие представители местной ФАУНЫ.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

После окончания училища ему пришлось уехать в Томск, так как в московских театрах свободных вакансий не было.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Защитив глаза ладонью руки от лучей солнца, она всматривалась вдаль, то смеясь и рассуждая сама с собой, то запевая снова песню.

9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В городе к хлебу уважительно относятся все – в этом немалая заслуга руководства старейшего предприятия города, местного хлебокомбината, старающегося завести традиции.

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чтобы попытаться написать книгу, необходимо сделать своего рода подвиг – попытаться начать её писать и непременно чернилами трёх цветов – цветов честности, смелости и доброты.

1. В каком предложении нарушены лексические нормы?

1. Труд делает человека счастливым.

2. Железнодорожный путь здесь пересекала грунтовая дорога.

3. К матери Олег испытывал особые чувства.

4. Удачи преследуют наших спортсменов всю неделю.

2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1) Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.

2) Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.

3) У охотников самым осторожным зверем считался шакал.

4) Сильный ветер внезапно загудел в вышине.

3. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность.

1. Мать жила в ожидании письма.

2. Огненное пламя уже охватило весь дом.

3. Вдруг среди других шумов услышал он отдалённый звук работающих моторов.

4. Марина подошла к столику, на котором стоял телефон.

4. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1. Радуясь солнышку, воробьи что-то весело напевали себе под нос.

2. Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.

3. Три года учёбы пролетели незаметно.

4. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.

5. В каком предложении нарушены лексические нормы?

1) В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.

2) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.

3) Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.

4) Живописный лес тянется вдоль реки.

6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1. Всю следующую неделю КЛИМАТ был прекрасный: ярко светило солнце, ветер утих.

2. Как – нибудь весной прислушайтесь к ПЕНИЮ скворцов.

3. Дом этот был РАСПОЛОЖЕН на самой окраине Зареченска.

4. Верные ОПРИЧНИКИ Ивана Грозного приближались к городу.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Тумба со строгими, без выкрутасов, афишами и предварительными анонсами стояла на углу бульвара Сен-Жермен, и, сидя в угловом кафе, Сергей всегда внимательно её разглядывал.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Совет отбирал работы в музей, на выставки, на аукционы, учитывая результаты обсуждений, вносит поправки и коррективы в методики и педагогические программы на предстоящий год.

9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мой единственный родственник со стороны матери дядя Миша мог сделать самый неожиданный , даже необдуманный поступок.

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В повести Константина Паустовского «Золотая роза» повествуется о нелёгком писательском труде; в ней читатель найдёт размышления автора о русском языке, о живописи и природе.

источники:

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE

http://infourok.ru/otkrytyj-urok-po-russkomu-yazyku-na-temu-leksicheskie-normy-sovremennogo-russkogo-yazyka-10-klass-4346332.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Согласно библейской легенды жители древнего вавилона ошибка
  • Создание ключа обмена ошибка 0x80090020 внутренняя ошибка
  • Содержание отчета об ошибках
  • Содэк ошибка 101
  • Согласие на исправление кадастровой ошибки образец