Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Новые правила исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости
С 2021 г. пересчитать кадастровую стоимость объекта недвижимости из-за ошибки могут без заявления о ее исправлении. Причем уведомлять собственника об этом никто не обязан. Об увеличении стоимости он может узнать уже после получения требования налоговой о доплате налога
С 1 января 2021 г. вступили в силу положения Закона № 269-ФЗ1, регулирующие механизм исправления ошибок, которые были допущены при определении кадастровой стоимости. Усовершенствовали ли данные нормы порядок исправления ошибок, упростили ли его? Разберемся в этой статье.
(Читайте также: «Определение и пересмотр кадастровой стоимости – по новым правилам».)
Какими бывают ошибки?
Виды ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, закреплены в ст. 21 Закона № 237-ФЗ2. К ним относятся:
- несоответствие методическим указаниям о государственной кадастровой оценке (ранее в законодательстве именовались методологическими ошибками);
- описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости (ранее в законодательстве именовались техническими ошибками);
- искажение данных об объекте недвижимости (неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости; использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости).
Таким образом, к первой группе ошибок можно отнести, например, использование некорректной расчетной модели или применение необоснованных корректировок; ко второй – опечатку в площади объекта; к третьей – указание на аварийное/ветхое состояние объекта или нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории и т.д.
В зависимости от количества объектов недвижимости, затронутых ошибкой, их разделяют на единичные (в отношении одного объекта) и множественные ошибки (в отношении нескольких объектов).
Откуда берутся ошибки?
Государственная кадастровая оценка – это трудоемкая процедура, которая с момента принятия решения о проведении оценки до утверждения результатов может длиться полтора года (п. 7 ст. 11 Закона № 237-ФЗ).
При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, расчетных моделей3. Рассчитывается кадастровая стоимость на основании общедоступной статистической и рыночной информации. Но такой способ не позволяет учесть все ценообразующие характеристики каждого объекта недвижимости. Это достижимо только в рамках индивидуальной оценки.
Таким образом, поскольку кадастровая оценка проводится «укрупненно» и не все характеристики объекта могут быть учтены, появляется риск возникновения ошибок при определении кадастровой стоимости. Что касается технических ошибок, то здесь ведущую роль играет человеческий фактор.
Как найти ошибку и что с ней делать?
Первое, что указывает на возможное наличие ошибки, – размер кадастровой стоимости. Каждый собственник, правообладатель объекта недвижимости ориентировочно понимает, какова его рыночная стоимость. Согласно логике законодательства кадастровая стоимость – это рыночная стоимость, определенная методом массовой оценки. То есть расхождение кадастровой и рыночной стоимости не должно быть существенным. Если кадастровая стоимость не укладывается в рыночный диапазон, скорее всего, была допущена ошибка.
Но как понять, в чем именно ошибка?
1. Можно обратиться в ГБУ с заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в порядке ст. 20 Закона № 237-ФЗ. Подобное заявление рассматривается в течение 30 дней. Если ГБУ найдет ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости, ее должны будут исправить (ст. 21 Закона № 237-ФЗ). Тем не менее данный способ не гарантирует выявления ошибки.
2. Можно попробовать найти ошибку самостоятельно. Технологии позволяют разобраться в данном вопросе, не выходя из дома. Но нужно иметь в виду: без специального оценочного образования скорее получится выявить лишь очевидные («технические») ошибки.
Читайте также
Как не ошибиться при выборе земельного участка?
Что страшнее: ограничения в обороте, ограничения в использовании или неопределенность границ земельного участка?
15 октября 2020
Чтобы понять, какие данные были использованы при проведении государственной кадастровой оценки, необходимо обратиться к общедоступному ресурсу «Фонд данных государственной кадастровой оценки». Здесь отображаются сведения об объекте недвижимости, на основании которых рассчитывалась кадастровая стоимость. Более подробную информацию можно найти в отчете об определении кадастровой стоимости. Такие отчеты также есть в открытом доступе в вышеупомянутом Фонде данных.
Стоит отметить, что ошибки методологического характера крайне сложно доказать даже при привлечении профессионального оценщика. При этом, несмотря на то что ключевая цель – это пересмотр кадастровой стоимости, доказать надо именно наличие ошибки при проведении государственной кадастровой оценки, что проблематично, учитывая массовый характер расчетов4. Более того, если ошибку получится выявить, кадастровую стоимость объекта пересчитают на основании массовых показателей и скорректируют исключительно в рамках обнаруженной ошибки, а это не всегда приводит к ожидаемому результату. В большинстве случаев при выявлении ошибки не технического характера правообладателю целесообразно сразу идти по пути установления кадастровой стоимости, равной рыночной.
Кроме того, исправление ошибки – инструмент неоднозначный. Прибегая к нему, правообладатель должен быть уверен, что такое исправление приведет к уменьшению кадастровой стоимости, а не наоборот5. К сожалению, без оценочного образования не всегда можно адекватно определить влияние ошибки на размер кадастровой стоимости.
Как исправить ошибку?
Изменение кадастровой стоимости путем исправления ошибок регламентировано ст. 21 Закона № 237-ФЗ.
С заявлением об исправлении ошибки можно обратиться в ГБУ, проводившее государственную кадастровую оценку, в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. Информацию о ГБУ можно найти на сайте Росреестра в Фонде данных государственной кадастровой оценки.
Способы подачи заявления в ГБУ:
- лично;
- через многофункциональный центр;
- регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- через интернет, в том числе Портал госуслуг.
Форма заявления и требования к его заполнению утверждены Приказом Росреестра от 6 августа 2020 г. № П/0286 «Об утверждении формы заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости».
Заявление должно содержать:
- Ф.И.О. физлица (наименование юрлица), номер телефона, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты заявителя;
- кадастровый номер объекта недвижимости;
- содержание ошибок с указанием при необходимости номеров страниц (разделов) отчета;
- обоснование отнесения сведений к ошибочным.
К заявлению об исправлении ошибки можно приложить документы, подтверждающие ее наличие. Такими документами могут быть декларация об объекте недвижимости, отчет об оценке рыночной стоимости, фотографии и др.
Срок рассмотрения заявления – 30 календарных дней. После этого ГБУ либо пересчитает кадастровую стоимость в течение 45 дней с момента подачи заявления, либо откажет в ее пересчете.
Заявление рассматривается в отсутствие интересанта. ГБУ обязано проинформировать заявителя о решении в течение 3 рабочих дней после его вынесения.
В случае положительного решения ГБУ в течение 3 рабочих дней после пересчета кадастровой стоимости обязано сообщить сведения о новой стоимости в уполномоченный орган субъекта для внесения изменений в акт об утверждении кадастровой стоимости и в Росреестр для внесения сведений в ЕГРН.
А заявитель кто?
До 1 января 2021 г. в ст. 21 Закона № 237-ФЗ было четко прописано, что обратиться с заявлением об исправлении ошибки могло лицо, чьи права и интересы затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, а также государственные органы власти и органы местного самоуправления. С января 2021 г. указанный перечень лиц был расширен: теперь любое лицо вправе обратиться с таким заявлением. При этом механизм уведомления собственника/правообладателя о рассмотрении заявления не предусмотрен, что фактически означает отсутствие у него возможности защитить свои права.
Более того, новая редакция Закона № 237-ФЗ позволяет уполномоченному органу субъекта принимать решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок без соответствующего заявления. Механизм уведомления правообладателя объекта недвижимости о пересчете также не предусмотрен законодательством. То есть в случае пересмотра стоимости в сторону увеличения он может узнать об этом гораздо позднее – например, после получения требования налоговой о доплате налога.
Вывод: законодатель предоставляет карт-бланш госорганам в сфере исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, при этом мнение правообладателя не учитывается.
Оспаривание решений ГБУ: арбитраж или суды общей юрисдикции?
Статья 21 Закона № 237-ФЗ закрепляет возможность судебного оспаривания любого решения, вынесенного ГБУ по заявлению об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости.
До 1 января 2021 г. возникал вопрос, какому суду подсудны споры об оспаривании решений ГБУ в случае, если заявителем является юридическое лицо. Ведь право их оспаривать предусмотрено и гл. 24 АПК РФ, и гл. 22 КАС РФ. Ключевыми моментами для принятия решения о подсудности становились выводы об экономическом характере спора и теория автоматического отнесения вопросов, связанных с кадастровой стоимостью, к компетенции судов общей юрисдикции. По факту подсудность формировалась складывающейся в регионе практикой. Например, в Петербурге подобные споры рассматривали арбитражные суды6, а в Москве, Курске и Пензе – суды общей юрисдикции7.
С 1 января 2021 г. в Законе № 237-ФЗ четко прописано, что решения ГБУ оспариваются в порядке административного судопроизводства, т.е. судами общей юрисдикции.
Когда начинает применяться измененная кадастровая стоимость?
Закон № 269-ФЗ не только перекроил порядок определения и пересмотра кадастровой стоимости, но и внес существенные изменения в правила применения стоимости в случае ее пересмотра или изменения. Так, после исправления ошибки новая кадастровая стоимость будет применяться:
- с начала применения ошибочной стоимости в случае ее уменьшения (подп. «б» п. 3 ст. 18 Закона № 237-ФЗ);
- с 1 января года, следующего за годом, когда ошибка была исправлена, в случае увеличения кадастровой стоимости (п. 2 ст. 18 Закона № 237-ФЗ).
Стоит отметить, что более ранняя редакция Закона № 237-ФЗ, действовавшая до 11 августа 2020 г., не допускала пересчета кадастровой стоимости в сторону увеличения при исправлении ошибки.
1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
3 Приказ Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке».
4 Решение Московского областного суда от 9 июня 2020 г. по делу № 3а-1040/2020, Решение Приморского районного суда (г. Санкт-Петербург) от 20 ноября 2019 г. по делу № 2а-10126/2019.
5 Постановление АС Северо-Западного округа от 21 декабря 2020 г. по делу № А56-52961.
6 Постановления АС Северо-Западного округа от 2 декабря 2020 г. по делу № А56-52953/2019, от 21 декабря 2020 г. по делу № А56-52961/2019.
7 Определение о возвращении заявлений АС Курской области от 13 марта 2020 г. по делу № А35-2033/2020; определение о возвращении заявлений АС г. Москвы от 31 января 2020 г. по делу № А40-1478/2020; решение Пензенского областного суда от 10 сентября 2020 г. по делу № 3а-247/2020.
КонсультантПлюс: примечание.
О применении ст. 21 для исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости по закону «Об оценочной деятельности…» см. ФЗ от 31.07.2020 N 269-ФЗ.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
2. Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;
2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
3. Ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного объекта недвижимости, считаются единичными.
4. Ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, повлиявшие на величину кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости, считаются системными.
5. Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее также — заявители).
6. Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости.
7. Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
8. Днем поступления заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, считается соответственно день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
9. Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, должно содержать:
1) фамилию, имя и отчество (последнее — при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер телефона для связи с заявителем, почтовый адрес и адрес электронной почты (при наличии) лица, подавшего заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) кадастровый номер объекта недвижимости (объектов недвижимости), в отношении которого подается заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
3) указание на содержание ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, с указанием (при необходимости) номеров страниц (разделов) отчета, на которых находятся такие ошибки, а также обоснование отнесения соответствующих сведений, указанных в отчете, к ошибочным сведениям.
10. К заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, по желанию заявителя могут быть приложены документы, подтверждающие наличие указанных ошибок. Истребование иных документов, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается.
11. К заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, могут быть приложены иные документы, содержащие сведения о характеристиках объекта недвижимости.
12. Форма заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и требования к его заполнению утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
13. При рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
14. По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
15. В случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.
16. Бюджетное учреждение рассматривает заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
17. Бюджетное учреждение информирует заявителя о принятом решении в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
18. Бюджетное учреждение осуществляет исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости:
1) в течение сорока пяти календарных дней со дня поступления заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) в течение девяноста календарных дней со дня принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи.
19. В случае, если ошибка допущена при определении кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями, установленными указанной статьей, составляется акт об определении кадастровой стоимости.
20. По итогам исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением в течение трех рабочих дней со дня исправления таких ошибок передаются:
1) сведения о кадастровой стоимости в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации для внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, если такая кадастровая стоимость определена в результате проведения государственной кадастровой оценки;
2) акт об определении кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, если такая кадастровая стоимость определена в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона.
21. В случае, если ошибка допущена в рамках проведения государственной кадастровой оценки, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения от бюджетного учреждения сведений о кадастровой стоимости, определенной в результате исправления такой ошибки, обеспечивает внесение соответствующих изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
22. В случае принятия решения об отказе в исправлении ошибок в таком решении должны быть приведены все основания его принятия, в том числе с указанием страниц (разделов) отчета, содержащих информацию о том, что при оценке конкретного объекта недвижимости указанные в заявлении ошибки не были допущены.
23. Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
24. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
25. Решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть принято уполномоченным органом субъекта Российской Федерации без заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, предусмотренных настоящей статьей.
Ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости
В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (далее – бюджетное учреждение, ОГБУ «ТОЦИК») рассматривает заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (далее — заявление об исправлении ошибок).
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
- несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;
- описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости;
- допущенное искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость (использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости, неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости).
Ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного объекта недвижимости, считаются единичными.
Ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, повлиявшие на величину кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости, считаются системными.
Рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, осуществляется без взимания платы.
СРОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБОК
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости.
ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО НА ПОДАЧУ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБОК
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее также — заявители).
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЯВЛЕНИЮ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБОК
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, должно содержать:
- фамилию, имя и отчество (последнее — при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер телефона для связи с заявителем, почтовый адрес и адрес электронной почты (при наличии) лица, подавшего заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
- кадастровый номер объекта недвижимости (объектов недвижимости), в отношении которого подается заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
- указание на содержание ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, с указанием (при необходимости) номеров страниц (разделов) отчета, на которых находятся такие ошибки, а также обоснование отнесения соответствующих сведений, указанных в отчете, к ошибочным сведениям.
К заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, по желанию заявителя могут быть приложены документы, подтверждающие наличие указанных ошибок. Истребование иных документов, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается.
К заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, могут быть приложены иные документы, содержащие сведения о характеристиках объекта недвижимости.
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБОК
Заявление об исправлении ошибок предоставляется заявителем по форме утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.08.2020 № П/0286.
Форма заявления об исправлении ошибок
|
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБОК
Требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости утверждены приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.08.2020 № П/0286.
Требования к заявлению об исправлении ошибок
|
СПОСОБЫ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБОК
Подать заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости можно следующими способами:
- В форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя по адресу электронной почты ОГБУ «ТОЦИК»: gko@kadastr.gov70.ru
- Регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес ОГБУ «ТОЦИК»: 634009, Томская область, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д. 17, стр. 2.
- При личном обращении заявителя в ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: 634009, Томская область, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д. 17, стр. 2, кабинет 204.
время приема: пн.- чт. с 9:00 до 18:00, пт. с 9:00 до 17:00 (перерыв на обед: пн.- чт. с 13:00 – до13:45, пт. с 13:00 — до14:00).
ВНИМАНИЕ!
В целях предупреждения возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией личный приём граждан (заявителей) для подачи Заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости осуществляется по предварительной записи.
Записаться на прием можно по телефону: 8(3822) 907-933
- Через отделы областного государственного казенного учреждения «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее – «МФЦ»), расположенные на территории Томской области (Перечень приведен ниже).
Перечень отделов МФЦ, в которых организуется предоставление услуг ОГБУ «ТОЦИК»
№п/п |
Наименование МФЦ |
Местонахождение многофункционального центра |
1. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Советскому району г. Томска |
634041, г. Томск, ул. Тверская, 74 |
2. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Октябрьскому району г. Томска |
634006, г. Томск, ул. Пушкина, д. 63, стр. 5 |
3. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Асиновскому району |
636840, Томская область, г. Асино,ул. Им. Ленина, 70 |
4. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Кожевниковскому району |
636160, Томская область, с. Кожевниково, ул. Парковая 1, стр. 3 |
5. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Первомайскому району |
636930, Томская область, с. Первомайское, ул. Степная, д. 26 |
6. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Колпашевскому району |
636460, Томская области, Колпашевский район, г. Колпашево, ул. Л.Толстого, д. 14 |
7. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по ЗАТО Северск |
636039, Томская область, ЗАТО Северск, пр. Коммунистический, д. 103 |
8. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Молчановскому району |
636330, Томская область, Молчановский район, с. Молчаново, ул. Димитрова, д. 15 |
9. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Чаинскому району |
636400, Томская область, Чаинский район, с. Подгорное, ул. Лесная, д. 3 |
10. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Кривошеинскому району |
636300, Томская область, Кривошеинский район, с. Кривошеино, ул. Ленина, д. 29 |
11. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Шегарскому району |
636130, Томская область, Шегарский район, с. Мельниково, ул. Московская, д. 17 |
12. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Кировскому району г. Томска |
634021, г. Томск, проспект Фрунзе,д. 103д |
13. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Ленинскому району г. Томска |
634009, пер. Дербышевский, д. 26Б |
14. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Александровскому району |
636760, Томская область, Александровский район, с. Александровское, ул. Лебедева, д. 30 |
15. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Верхнекетскому району |
636500, Томская область, Верхнекетский район, р.п. Белый Яр, ул. Таежная, д. 9 |
16. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по городу Стрежевому |
636785, Томская область, г. Стрежевой, 4 микрорайон, д. 405 |
17. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по городу Кедровому |
636615, Томская область, г. Кедровый, 1 мкр., д. 39/1 |
18. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по работе с субъектами МСП и ТОСП |
634009, пер. Дербышевский, д. 26Б |
19. |
Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» по Тегульдетскому району |
636900, Томская область, Тегульдетский район, с. Тегульдет,ул. Ленина, д. 97 |
СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБОК
Бюджетное учреждение рассматривает заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
РЕЗУЛЬТАТ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБОК
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Бюджетное учреждение информирует заявителя о принятом решении в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Бюджетное учреждение осуществляет исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в течение сорока пяти календарных дней со дня поступления заявления об исправлении ошибок.
Обращаем Ваше внимание, что по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, кадастровая стоимость объекта недвижимости может измениться в сторону увеличения.
—
18:08:044001:3484
—
18:08:044001:3496
18:08:022001:251
18:08:022001:305
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», ДНТ «Долгуша», ул. Светлая, 17
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», ДНТ «Долгуша», ул. Чистая, 25
—
18:08:022001:186
—
18:08:022001:425
—
18:08:019003:2736
18:08:019003:2632
18:08:019003:2635
18:08:019003:2668
18:08:019003:2716
18:08:019003:2460
18:08:019003:2462
18:08:019003:2463
18:08:019003:2525
18:08:019003:2526
18:08:019003:2531
18:08:019003:2550
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», дачный поселок «Соловьи», ул.Дубравная, 26
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», дачный поселок «Соловьи», ул.Дубравная, 29
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», дачный поселок «Соловьи», ул.Рябиновая, 27
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», дачный поселок «Соловьи», ул.Ясеневая, 26
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», дачный поселок «Соловьи», ул.Ольховая, 15
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», дачный поселок «Соловьи», ул.Ольховая, 18
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», дачный поселок «Соловьи», ул.Ольховая, 20
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», дачный поселок «Соловьи», ул.Сосновая, 40
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», дачный поселок «Соловьи», ул.Пихтовая, 1
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», дачный поселок «Соловьи», ул.Пихтовая, 6
УР, Завьяловский район, МО «Ягульское», дачный поселок «Соловьи», ул.Пихтовая, 23
—
18:08:031001:1243
18:26:050947:438
18:26:050947:178
18:26:050947:179
18:26:050947:183
18:26:050947:435
18:26:050947:470
УР, г. Ижевск, ул. Авиационная, д. 14
Составила на досуге рейтинг ошибок, допускаемых государственными бюджетными учреждениями при определении кадастровой стоимости недвижимости, основанный на анализе актов ГБУ (на примере вынесенных в Москве за 2021-2023 гг.) и актуальной судебной практики. Предлагаю ознакомиться и при желании поделиться имеющимся опытом.
Ведь, как показывает многолетняя практика Правового центра «Два М» в данной сфере, завышение кадастровой стоимости участков нередко связано именно с методическими ошибками при оценке конкретных объектов.
#1 место
Отнесение бюджетными учреждениями участков и объектов недвижимости в неверные оценочные группы (подгруппы)
Для целей определения кадастровой стоимости методами массовой оценки оцениваемые участки и объекты недвижимости объединяются в соответствии с Методическими указаниями[1] в группы.
Так, первичная группировка объектов осуществляется на основе сегментации в соответствии с кодами расчета видов использования на 14 сегментов. Среди них — «Сельскохозяйственное использование», «Жилая застройка (среднеэтажная и многоэтажная)», «Общественное использование», «Предпринимательство», «Иное использование» и др.
Далее, в рамках каждого из них оцениваемые участки, исходя из сложившихся сегментов рынка недвижимости, состава ценообразующих факторов и их значений, моделей оценки кадастровой стоимости, объединяются в различные подгруппы. Например, в сегменте «Предпринимательство» бюджетное учреждение может выделить подгруппы объектов «офисы», «торговые центры», «магазины» и т. д.
При отнесении в сегмент «Иное использование» обязательно проводится дополнительная группировка участков в подгруппы с одинаковыми видами использования.
Аналогично, для зданий и помещений Методическими указаниями предусмотрена своя сегментация (разбивка на 8 групп и множество дополнительных подгрупп) для определения кадастровой стоимости, которая, тем не менее, производна от вида разрешенного использования (ВРИ) участка.
Кадастровая стоимость участков и объектов недвижимости определяется в рамках каждой из групп (подгрупп) с использованием математических и иных методов моделирования стоимости на основе подходов к оценке. При этом не допускается отнесение одного объекта недвижимости к двум и более группам (подгруппам).
Таким образом, основной характеристикой для определения кадастровой стоимости как земельных участков, так и объектов недвижимости является вид разрешенного использования участка.
По разным причинам бюджетные учреждения не всегда корректно определяют группу (подгруппу), в которую должен быть определен оцениваемый участок или здание (помещение), что приводит к завышению кадастровой стоимости и зависящих от нее платежей.
Особенно часто встречаются ошибки в отнесении участков и объектов производственного назначения к сегменту предпринимательства.
Например, в рамках дела № 3а-136/2021[2] суд пришел к выводу о необходимости пересчета кадастровой стоимости земельного участка исходя из его отнесения к шестому сегменту рынка «Производственная деятельность», группе «Производство» вместо четвертого сегмента рынка «Предпринимательство», подгруппы «Торговля». ВРИ участка («под зданием компрессорной станции, складом ОГМ, ОКС, главным магазином») не являлся определяющим для отнесения его к оценочной группе «торговля». Здание «главного магазина» возводилось на участке в составе завода тяжелых и уникальных станков и фактически используется для производственно-складских целей.
Могу предположить, что изначально рассчитанная бюджетным учреждением кадастровая стоимость участка в результате пересчета уменьшилась как минимум в 2 раза.
Здесь я приводила сравнительную таблицу величин УПКС и размеров кадастровой стоимости в Москве при различных видах разрешенного использования (в том числе для торговли и производства).
В деле № 3а-72/2022[3] суд обязал ГБУ произвести перерасчет кадастровой стоимости, исходя из отнесения спорного участка к третьему сегменту рынка «Общественное использование», к подгруппе «Бытовое обслуживание, размещение ОКС для оказания населению услуг. Бани» вместо четвертого сегмента рынка «Предпринимательство», подгруппы 4.3 «Торговля». Суд указал, что расположенное на участке здание не может считаться административно-деловым или торговым центром, при этом ВРИ участка «под нежилым зданием» не мог являться определяющим для отнесения его к оценочной группе объектов торгового назначения.
Отмечу, что в подобных случаях, когда ВРИ участка множественный (включает в себя различные виды использования) и (или) допускает различные толкования (например, как в приведенных примерах с «главным магазином» и «нежилым зданием»), для профилактики ошибок в расчете его кадастровой стоимости целесообразно:
- скорректировать ВРИ (исключить неактуальный вид использования из множественного ВРИ и (или) привести ВРИ в соответствие с федеральным Классификатором). Подробнее об этом – в материале «Как некорректный ВРИ участка приводит к завышению платежей за землю и недвижимость и другим проблемам»;
- подтвердить фактическое использование участка путем подачи в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости[4].
В противном случае в соответствии с Методическими указаниями расчет кадастровой стоимости будет производиться ГБУ из наиболее дорогого вида использования), что признается судами правомерным, как в деле № 66а-1317/2022[5] или № 66а-3649/2022[6].
В рамках дела № 66а-1275/2021[7] суд согласился с административным истцом (собственником участка) о допущении бюджетным учреждением ошибки при определении кадастровой стоимости в части неверного отнесения оцениваемого участка к пятому сегменту «Отдых (рекреация)» вместо первого сегмента «Сельскохозяйственное использование». Это стало причиной увеличения размера арендных платежей за участок, исчисляемых на основании его кадастровой стоимости.
Суд указал, что ГБУ не приняло во внимание сведения об основных характеристиках участка: ВРИ участка и категории земель, содержащихся в ЕГРН и договоре аренды земельного участка, в результате чего отнесло участок к сегменту, не соответствующему сведениям, содержащимся в достоверных источниках, что повлекло нарушение прав административного истца. При этом суд отметил, что представленные ГБУ акт обследования администрации и ссылки на Yandex и Google карты, подтверждающие факт нахождения на участке самовольного строения, не доказывают фактическое использование участка под рекреацию.
Ранее в материале «Дорогая ошибка при определении кадастровой стоимости» я более подробно рассказывала о проблеме отнесения объектов недвижимости при проведении ГКО к неверной оценочной группе.
Ситуация в 2023 году не сильно изменилась – бюджетные учреждения по-прежнему часто допускают такую ошибку при расчете кадастровой стоимости и далеко не всегда исправляют ее добровольно (во внесудебном порядке).
#2 место
Некорректное применение модели расчета кадастровой стоимости
Методическими указаниями установлено, что при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.
Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного.
Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей ВРИ, назначения или наименования объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа бюджетным учреждением рынка недвижимости.
Если применение методов массовой оценки не представляется возможным (например, оцениваемый объект является нетиповым), определение кадастровой стоимости осуществляется в рамках индивидуального расчета.
Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, должен быть обоснован.
В рамках дела № 88а-25480/2022[8] суд установил, что бюджетное учреждение не только ошиблось с оценочной группой (отнесло участок в группу производственных объектов в целом без уточнения сегментации с учетом использования участка для целей недропользования (для данного вида деятельности Методическими указаниями предусмотрена отдельная подгруппа), но и применило неверный метод расчета.
Суд указал, что в соответствии с Методическими указаниями расчет кадастровой стоимости участка из сегмента «Производство», подгруппы «Недропользование. Осуществление геологических изысканий, разведка и добыча полезных ископаемых открытым (карьеры, отвалы) способом» должен осуществляться в рамках индивидуального расчета.
А в деле № 66а-843/2023[9] суд пришел к выводу, что положения Методических указаний и возможность уточнения значимых для кадастровой оценки сведений позволяли бюджетному учреждению отнести оцениваемый земельный участок (с ВРИ «для эксплуатации производственной базы» и наличием подтверждения фактического использования) к конкретным кодам расчета вида использования в шестом сегменте «Производственная деятельность». При таких обстоятельствах применение ГБУ при расчете кадастровой стоимости метода индивидуального расчета являлось ошибочным.
В рамках дела №88а-5533/2022[10] суд установил, что при оценке кадастровой стоимости спорного земельного участка был нарушен принцип единства методологии расчета. А именно – при проведении ГКО оцениваемые участки, в отношении которых кадастровая стоимость была оспорена в рамках предыдущей ГКО, выделялись в отдельную группу в сегменте «Иное использование», и к ним применялся метод индексации прошлых результатов, который отнесен к одному из методов сравнительного подхода к оценке.
Однако, участок административного истца в данную группу определен не был. Суд указал – правообладатели объектов недвижимости, ранее использовавшие процедуру оспаривания кадастровой стоимости, вправе рассчитывать на применение единой методологии оценки в отношении принадлежащих им объектов недвижимости.
Аналогичный вывод сделан судом в деле № 3а-3095/2022[11].
Встречаются случаи пересчета кадастровой стоимости с учетом применения коэффициента экспликации, который отражает средневзвешенную стоимость помещений в здании исходя из различного функционального назначения помещений и их доле в общей площади объекта[12].
Однако практика не всегда на стороне собственников недвижимости. В рамках дела № 66-1060/2021[13] в требованиях административного истца о пересчете кадастровой стоимости здания на основании неприменения ГБУ метода индивидуального расчета было отказано. Суд указал, что такой метод подлежит применению только в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики.
#3 место
Использование недостоверных сведений о характеристиках оцениваемого объекта
Приложением к Методическим рекомендациям установлен примерный перечень ценообразующих факторов для целей определения кадастровой стоимости (например, ВРИ, площадь, коэффициент протяженности, наличие обременений, характеристики застройки для земельных участков).
В рамках конкретной ГКО бюджетное учреждение самостоятельно определяет состав факторов стоимости для оцениваемых участков и объектов недвижимости, исходя из анализа рынка недвижимости.
В деле № 88а-22763/2022[14] суд установил, что при расчете кадастровой стоимости нежилого здания бюджетным учреждением было ошибочно учтено значение эффективного возраста на уровне 9 лет и значение физического износа на уровне 10,8% и обязал пересчитать кадастровую стоимость.
Согласно архивным сведениям (архивная справка, технический план), возраст здания превышает нормативный срок службы (50 лет), определенный при проведении кадастровой оценки, более чем в 2 раза. Учреждением были использованы недостоверные сведения о характеристиках объекта недвижимости, что повлияло на величину его кадастровой стоимости, и, как следствие, привело к нарушению прав административного истца, поскольку на него была возложена обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В деле № 66а-1983/2022[15] суд также обязал ГБУ пересчитать кадастровую стоимость здания из-за некорректного определения накопленного износа объекта капитального строительства.
В рамках дела № 66а-615/2023[16] суд установил, что при расчете кадастровой стоимости здания ГБУ были использованы недостоверные сведения в части данных о площади здания и о количестве этажей, в связи с чем кадастровая стоимость была завышена. Суд указал, что неоднократные ошибки кадастровых инженеров, допущенные при подготовке технических планов здания, стали причиной неверного расчета ГБУ кадастровой стоимости, что, в свою очередь привело к увеличению налоговых платежей административного истца, как собственника данного объекта недвижимости.
Нередко возникают споры в части определения класса конструктивных систем зданий для целей расчета их кадастровой стоимости, как в делах № 88а-19957/2022[17] и № 66а-70/2022[18].
Заключение
Ошибки в кадастровой стоимости земельных участков могут приводить к значительному (а иногда и кратному) завышению арендной платы, земельного налога. В свою очередь, ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости зданий и помещений – к переплатам по налогу на имущество, рассчитываемому от кадастровой стоимости для отдельных видов деятельности (офисы, торговля, общепит).
В некоторых случаях добиться пересчета кадастровой стоимости удается во внесудебном порядке путем обращения с заявлением об исправлении ошибок в бюджетное учреждение.
Так, исправление с помощью юристов Правового центра «Два М» ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости нежилого здания в Москве, в виде его отнесения ГБУ «Центр имущественных платежей» к неверной оценочной группе (к объектам торговли вместо объектов производственного назначения) позволило в 2021 году снизить кадастровую стоимость здания более чем в 3 раза (с 29,6 до 9,2 млн. руб.).
Однако в большинстве случаев разрешение вопроса все же переходит в судебную плоскость.
Более подробно о порядке исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости – в следующем материале в моем блоге.
[1] «Методические указания о государственной кадастровой оценке», утв. Приказом Росреестра от 04.08.2021 N П/0336 (до 01.03.2022 г. действовали Методические указания о государственной кадастровой оценке, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226).
[2] Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2023 N 88а-5490/2023 по делу N 3а-136/2021.
[3] Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.03.2023 N 88А-5799/2023 по делу N 3а-72/2022.
[4] Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (ч. 3 ст. 12), Методические указания № П/0336 и № 226 (разд. 1).
[5] Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26.07.2022 по делу N 66а-1317/2022.
[6] Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24.11.2022 по делу N 66а-3649/2022.
[7] Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21.09.2021 по делу N 66а-1275/2021.
[8] Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.08.2022 по делу N 88а-25480/2022.
[9] Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 07.06.2023 по делу N 66а-843/2023.
[10] Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2022 по делу N 88а-5533/2022.
[11] Решение Московского городского суда от 20.04.2023 по делу N 3а-3095/2022.
[12] Напр. решения ГБУ «Центр имущественных платежей» о пересчете кадастровой стоимости № 303/23 от 28.06.2023, № 211/21 от 25.08.2021 г.
[13] Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20.07.2021 по делу N 66а-1060/2021.
[14] Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2022 по делу N 88а-22763/2022.
[15] Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28.06.2022 по делу N 66а-1983/2022.
[16] Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11.04.2023 по делу N 66а-615/2023.
[17] Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2022 по делу N 88а-19957/2022, 3а-503/2021.
[18] Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 28.01.2022 по делу N 66а-70/2022.