Сочинение декабрьское опыт и ошибки

Примеры тем итогового сочинения по направлению «Опыт и ошибки»

11.10.2016

Большая подборка примеров тем итогового декабрьского сочинения по направлению «Опыт и ошибки». Поможет в подготовке к итоговому сочинению.

Автор: Суязова Ирина Анатольевна

1. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь. (Конфуций)

2.    Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый)

3. Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются.  (Ж. Ренар)

4. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки»? 

5. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. (Б.. Шоу)

6. Так ли нам нужен собственный опыт?

7. Почему нужно анализировать свои ошибки?

8. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»?

9. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

10.  Скучно ли жить, не ошибаясь?

11. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?  

12. Какой опыт даёт человеку война?  

13. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта? 

14. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?  

15. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?  

16. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?  

1. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь. (Конфуций)

2.    Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый)

3. Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются.  (Ж. Ренар)

4. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки»?

5. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. (Б.. Шоу)

6. Так ли нам нужен собственный опыт?

7. Почему нужно анализировать свои ошибки?

8. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»?

9. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

10.  Скучно ли жить, не ошибаясь?

11. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?[1]

12. Какой опыт даёт человеку война?[2]

13. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?

14. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?[3]

15. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?[4]

16. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?[5]


[1] Тема итогового сочинения 2014-2015 учебного года Республика Саха (Якутия)

[2] Тема итогового сочинения 2014-2015 учебного года. Забайкальский край

[3] Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года.Дальневосточный федеральный округ Амурская область

[4] Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года.Сибирский федеральный округ Алтайский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Алтай, Томская область

[5] Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года. Северо-Курильский городской округ

Итоговое сочинение — «Опыт и ошибки»

Опыт. Из чего он складывается? Из сказанных слов, совершенных поступков. Жизнь-это задача, которую ещё никто не решил без ошибок. События, которые вторгаются в нашу жизнь, какими бы неприятными для нас они ни были, необходимы для того, чтобы мы научились тому, чему должны научиться. Именно при помощи них мы набираемся опыта, становимся умнее.

Возникает вопрос, что же такое опыт? Опыт-это знания, которые мы приобретаем в процессе своей жизни. Он предостерегает нас от ошибок, подсказывает нам как нужно или не нужно вести в определенных ситуациях, ведь они часто повторяются. Конечно, приятно учиться на чужих ошибках, чтобы уберечь себя от их последствий. Но всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?
Я думаю, что чужие ошибки не всегда могут нам помочь. Свой опыт гораздо полезнее, ведь чужой мы можем истолковать неправильно, так как не знаем того, что знает этот человек. Кроме того, кардинальные изменения могут совершить в нас только собственные выводы и уроки, которые мы получили.

Обратимся к литературным примерам. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» мы узнаем о девушке Насте, которая живет в Ленинграде яркой и насыщенной жизнью. Она настолько поглощена собственным благополучием, что совершенно забыла о самом близком человеке – матери. Катерина Петровна беззаветно любила родную дочь, но боялась тревожить её по пустякам. Лишь после смерти мамы она поняла, какую ошибку совершила. Да, возможно, и появится у неё хоть небольшой опыт человечности. Но только проявить эту человечность по отношению к матери у неё уже не будет возможности. Настя не успела попросить прощения у мамы перед её смертью, и теперь долгие годы девушке придется жить с чувством вины.

Вспомним роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров – прогрессивно мыслящий человек, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь – это белиберда, непростительная дурь». Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну. Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.

Обратимся также к рассказу А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки по имени Валентина, которая решила насолить жене своего брата Рите и устроила ей ловушку: вырыла в земле ямку, в которую та должна была попасть. Но Рита оказалась беременна и под угрозой оказалась жизнь ребёнка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! Теперь ей придется жить с чувством вины. Совершив, возможно, непоправимую ошибку, героиня приобрела ценный жизненный опыт.

Подводя итоги, хочется сказать, что именно личный опыт учит человека жизни, формируя характер и воспитывая личность. Человеку свойственно ошибаться, так, как только благодаря ошибкам человек набирается опыта, становится мудрее.

Тематическое направление  « ОПЫТ И ОШИБКИ »

Тематическое направление

« ОПЫТ И ОШИБКИ »

Универсальное вступление По словарю Д.Ушакова, ошибка – это неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. И в том же словаре читаем: «Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков» Как видим, между этими понятиями очень тесная связь. И действительно, наша жизнь – это череда различных поступков, решений, это каждодневный выбор, в результате которого мы не застрахованы от ошибок. Но, совершая их, анализируя причины неудач, мы приобретаем ценный жизненный опыт.

Универсальное вступление

По словарю Д.Ушакова, ошибка – это неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. И в том же словаре читаем: «Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков» Как видим, между этими понятиями очень тесная связь. И действительно, наша жизнь – это череда различных поступков, решений, это каждодневный выбор, в результате которого мы не застрахованы от ошибок. Но, совершая их, анализируя причины неудач, мы приобретаем ценный жизненный опыт.

Возможное вступление Человек в течение своей жизни пытается добиться определённых целей, хотя часто при этом допускает ошибки, промахи. Люди по-разному переносят трудности : кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается смысл человеческой жизни. или Жизнь — это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в борьбе за достижение цели появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния, потому что это наши собственные ошибки, на которые мы имеем право и , преодолевая которые, мы приобретаем бесценный жизненный опыт.

Возможное вступление

  • Человек в течение своей жизни пытается добиться определённых целей, хотя часто при этом допускает ошибки, промахи. Люди по-разному переносят трудности : кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается смысл человеческой жизни.

или

  • Жизнь — это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в борьбе за достижение цели появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния, потому что это наши собственные ошибки, на которые мы имеем право и , преодолевая которые, мы приобретаем бесценный жизненный опыт.

Пословицы, которые могут быть использованы во вступлении «На ошибках учатся», «Все, что ни делается, к лучшему», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает», «Знать бы, где упасть, обязательно соломки бы подстелил»

Пословицы, которые могут быть использованы во вступлении

«На ошибках учатся»,

«Все, что ни делается, к лучшему»,

«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»,

«Знать бы, где упасть, обязательно соломки

бы подстелил»

Возможные тезисы Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок. (Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь)

Возможные тезисы

  • Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок.

(Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь)

Аргументы Обратимся к рассказу А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки, которую зовут Валентина… Вспомним рассказ «Каникулы» Рэя Брэдбери , герои которого пожелали остаться в мире одни. Что же из этого получилось?... А в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке Насте, которая слишком занята делами и почти не вспоминает о матери, доживающей свой век в деревне. Николай Дмитриевич Телешов «Белая цапля» (сказка )

Аргументы

Обратимся к рассказу А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки, которую зовут Валентина…

Вспомним рассказ «Каникулы» Рэя Брэдбери , герои которого пожелали остаться в мире одни. Что же из этого получилось?…

А в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке Насте, которая слишком занята делами и почти не вспоминает о матери, доживающей свой век в деревне.

Николай Дмитриевич Телешов «Белая цапля» (сказка )

Рассказ Р. Брэдбери «Вельд»

Рассказ Р. Брэдбери «Вельд»

Возможные тезисы 2. Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути. Делая ошибки, человек приобретает опыт. (Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. И порой, именно благодаря ошибкам, он приобретает ценный жизненный опыт, многому учится)

Возможные тезисы

2. Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути. Делая ошибки, человек приобретает опыт.

(Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. И порой, именно благодаря ошибкам, он приобретает ценный жизненный опыт, многому учится)

Аргументы Обратимся к рассказу В. А. Осеевой «Почему?» .  В нем говорится о маленьком мальчике, который …. Иногда требуется много времени, чтоб понять свою ошибку, и хорошо, если это происходит до того, как станет слишком поздно ее исправить. Героине рассказа Б.Екимова «Говори, мама, говори» потребовались годы, чтоб осознать, как важно для ее матери внимание дочери.

Аргументы

  • Обратимся к рассказу В. А. Осеевой «Почему?» . В нем говорится о маленьком мальчике, который ….
  • Иногда требуется много времени, чтоб понять свою ошибку, и хорошо, если это происходит до того, как станет слишком поздно ее исправить. Героине рассказа Б.Екимова «Говори, мама, говори» потребовались годы, чтоб осознать, как важно для ее матери внимание дочери.

Возможные аргументы 3.  Опыт, предотвращающий ошибки.   ( Жизнь – лучший учитель. Порой возникают непростые ситуации, когда человек должен принять верное решение. Делая правильный выбор, мы приобретаем бесценный опыт, который помогает избежать ошибок в дальнейшем)

Возможные аргументы

3. Опыт, предотвращающий ошибки.

( Жизнь – лучший учитель. Порой возникают непростые ситуации, когда человек должен принять верное решение. Делая правильный выбор, мы приобретаем бесценный опыт, который помогает избежать ошибок в дальнейшем)

Аргументы В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о подростке Грише, который приезжает на каникулы к бабушке… Автор как будто хочет сказать нам: необходимо прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами. Это именно тот жизненный опыт, который направляет нас по верному пути, помогает избежать многих ошибок.

Аргументы

В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о подростке Грише, который приезжает на каникулы к бабушке…

Автор как будто хочет сказать нам: необходимо прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами. Это именно тот жизненный опыт, который направляет нас по верному пути, помогает избежать многих ошибок.

Аргументы В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание… Именно этот случай научил героиню владеть собой, своими чувствами. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой.

Аргументы

В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание…

Именно этот случай научил героиню владеть собой, своими чувствами. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой.

Аргументы Делая тот или иной выбор, мы многому учимся. Однако для нас ценен не только собственный опыт, важную роль в нашей жизни играют другие люди, чьи поступки оказывают влияние на наше мировоззрение. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице … Думается, такой жизненный опыт поможет мальчику вырасти чутким человеком, убережет от равнодушия.

Аргументы

Делая тот или иной выбор, мы многому учимся. Однако для нас ценен не только собственный опыт, важную роль в нашей жизни играют другие люди, чьи поступки оказывают влияние на наше мировоззрение. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице …

Думается, такой жизненный опыт поможет мальчику вырасти чутким человеком, убережет от равнодушия.

Возможные тезисы 4. Опыт человечества. Исторический опыт. Война. (Люди, знающие свою историю, знают и о великой трагедии войны. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь)

Возможные тезисы

4. Опыт человечества. Исторический опыт. Война.

(Люди, знающие свою историю, знают и о великой трагедии войны. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь)

Аргументы Трагедия войны показана и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»… Андрей Соколов, вспоминая недавнее прошлое говорит: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Так война вмешивается в жизнь человека, разрушает его дом, его судьбу.

Аргументы

Трагедия войны показана и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»…

Андрей Соколов, вспоминая недавнее прошлое говорит: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Так война вмешивается в жизнь человека, разрушает его дом, его судьбу.

Аргументы В основу повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами в своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение

Аргументы

  • В основу повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами в своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение «А зори здесь тихие», и тем, что ее герои — девушки, вынужденные участвовать в войне.

Аргументы Л.Н.Толстой «Война и мир» (эпизод гибели Пети Ростова) Б.Васильев «В списках не значился»

Аргументы

  • Л.Н.Толстой «Война и мир» (эпизод гибели Пети Ростова)
  • Б.Васильев «В списках не значился»

Возможные тезисы 5. Опыт человечества. Отношение к природе. (Чему учит нас опыт человечества, вся наша история? Один из важнейших уроков – это урок бережного отношения к Земле, к природе.)

Возможные тезисы

5. Опыт человечества. Отношение к природе.

(Чему учит нас опыт человечества, вся наша история? Один из важнейших уроков – это урок бережного отношения к Земле, к природе.)

Аргументы Н. Н. Носов «Кукла»; В.П.Астафьев «Царь-рыба»; В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»; Рэй Брэдбери «ЗЕЛЕНОЕ УТРО»

Аргументы

Н. Н. Носов «Кукла»;

В.П.Астафьев «Царь-рыба»;

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»;

Рэй Брэдбери «ЗЕЛЕНОЕ УТРО»

Домашнее задание ( к понедельнику) – на выбор Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»? Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием? Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны? Возможна ли жизнь без ошибок? Родители и дети: дружба или вражда.

Домашнее задание ( к понедельнику) – на выбор

  • Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
  • Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?
  • Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?
  • Возможна ли жизнь без ошибок?
  • Родители и дети: дружба или вражда.

Подготовила учитель МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области Федорова Тамара Ивановна Использованы материалы сайта http://sochitog.ru/obshee/obshee.html

Подготовила учитель МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области

Федорова Тамара Ивановна

Использованы материалы сайта

http://sochitog.ru/obshee/obshee.html

                                      «Опыт
и ошибки»

Официальный комментарий:

В рамках направления возможны рассуждения
о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа,
человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного
опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об
опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по
жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Методические рекомендации:

«Опыт и ошибки» – направление, в котором в
меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных
понятий, ведь без ошибок нет  и не может быть опыта. Литературный герой,
совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется,
совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая
оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный
опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не
совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока. Говоря о
совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение,
неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но
и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем
и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в
этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления. 

 Афоризмы  и  высказывания известных
людей:

 
Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка — это
лишать себя опытности. Люк де Клапье Вовенарг

  Во всех делах мы можем обучаться только
методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер

 Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг
Витгенштейн

  Стыдливость может быть уместна везде,
только не в деле признания своих ошибок. Готхольд Эфраим Лессинг

  Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн
Вольфганг Гёте

Список литературы по направлению «Опыт и
ошибки»

1.     А.
С. Пушкин  «Капитанская дочка»

2.     Л.
Н. Толстой  «Война и Мир»

3.     Ф.
М. Достоевский  «Преступление и наказание»

4.     М.
Ю. Лермонтов  «Герой нашего времени»

5.     А.
С. Пушкин «Евгений Онегин»

6.     И.
С. Тургенев  «Отцы и дети»

7.     И.
А. Бунин  «Господин из Сан-Франциско»

8.     А.
И. Куприн  «Гранатовый браслет»

9.     А.
С. Грибоедов «Горе от ума»

10.  Ги
де Мопассан  «Ожерелье»

Материалы к литературным
аргументам.

М. Ю. Лермонтов роман  «Герой нашего
времени»

Только потеряв Веру,  Печорин
осознал, что любит её. Самая страшная ошибка – не ценить то, что имеешь.

В Кисловодск приехала светская дама и родственница княжны Мери — Вера.
Читатели узнали, что Печорин когда-то был страстно влюблен в эту женщину. Она
также сохранила в своем сердце светлое чувство к Григорию Александровичу. Вера
и Григорий встретились. И здесь мы увидели уже другого Печорина: не холодного и
злого циника, а человека больших страстей, ничего не забывшего и чувствующего
страдание и боль. После встречи с Верой, которая будучи замужней женщиной, не
могла соединиться с влюбленным в нее героем, Печорин бросился в седло. Он
скакал по горам и долам, сильно измучив своего коня.

На изможденном от усталости коне Печорин
случайно встретился с Мери и испугал ее.

Вскоре Грушницкий с пылким чувством стал
доказывать Печорину, что после всех его выходок его никогда не будут принимать
в доме у княжны. Печорин поспорил со своим приятелем, доказывая обратное.
Печорин пошел на бал к княгине Лиговской. Здесь он стал вести себя
необыкновенно учтиво по отношению к Мери: он танцевал с ней как прекрасный
кавалер, защищал от подвыпившего офицера, помогал справиться с обмороком. Мать
Мери стала смотреть на Печорина другими глазами и пригласила его в свой дом на
правах близкого друга.

Печорин стал бывать у Лиговских. Он
заинтересовался Мери как женщиной, однако героя все равно притягивала Вера. На
одном из редких свиданий Вера сказала Печорину, что она смертельно больна
чахоткой, поэтому оно просит его пощадить ее репутацию. Также  Вера добавила,
что всегда понимала душу Григория Александровича и принимала его со всеми его
пороками.

Печорин, тем не менее, сошелся с Мери. Девушка призналась ему, что ей
наскучили все поклонники, включая Грушницкого. Печорин, используя свое обаяние,
от нечего делать влюбил в себя княжну. Он даже сам не мог себя объяснить, для
чего это ему нужно: то ли, чтобы поразвлечься, то ли для того, чтобы позлить
Грушницкого, а, может быть, показать Вере, что он тоже кому-то нужен и, тем
самым, вызывать ее ревность. Григорию удалось то, чего он хочет: Мери влюбилась
в него, однако поначалу она скрывала свои чувства.

Тем временем Веру стал беспокоить этот
роман. На тайном свидании она попросила Печорина никогда не жениться на Мери и
пообещала ему взамен ночную встречу.

Печорин же стал скучать в обществе как
Мери, так и Веры.

Вера призналась
мужу в своих чувствах к Печорину. Тот увез ее из города. Печорин, узнав о
скором отъезде Веры, сел на лошадь и попытался догнать свою возлюбленную,
понимая, что дороже ее у него никого нет на свете. Он загнал лошадь, которая
погибла на его глазах.

А. С. Пушкин роман  «Евгений Онегин»

Людям присуще совершать необдуманные
поступки. Евгений Онегин отверг влюблённую в него Татьяну, о чём пожалел, но
было поздно. Ошибки — это необдуманные поступки.

Евгений жил праздной жизнью, гуляя днем по
бульвару, а вечером посещая роскошные салоны, куда его приглашали известные
люди Петербурга. Автор подчеркивает, что Онегин, «боясь ревнивых осуждений»,
очень следил за своей внешностью, поэтому мог по три часа находиться перед
зеркалом, доводя свой образ до совершенства. С балов Евгений возвращался уже
утром, когда остальные жители Петербурга спешат на службу. К полудню юноша
просыпался и снова

«До утра жизнь его
готова,
Однообразна и пестра».

Однако счастлив ли Онегин?

«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум».

Евгений замыкается
от общества, запирается дома и пытается писать сам, но у юноши ничего не
получается, так как «труд упорный ему был тошен». После этого герой начинает
много читать, но понимает, что и литература не спасет его: «как женщин, он
оставил книги». Евгений из общительного, светского человека становится
замкнутым юношей, склонным к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам».

Евгений жил в живописной деревне, его дом
находился у реки, окруженный садом. Желая как-то себя развлечь, Онегин решил
ввести в своих владениях новые порядки: заменил барщину «оброком легким». Из-за
этого соседи начали относиться к герою с опаской, считая, «что он опаснейший
чудак». При этом и сам Евгений сторонился соседей, всячески избегая знакомства
с ними.

В это же время в одну из ближайших
деревень из Германии вернулся молодой помещик Владимир Ленский. Владимир был
натурой романтичной. Однако среди сельских жителей особое внимание Ленского
привлекла фигура Онегина и Владимир с Евгением постепенно сдружились.

Татьяна:

«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива».

Онегин спрашивает, может ли он увидеть
возлюбленную Ленского и друг зовет его поехать к Лариным.

Возвращаясь от Лариных, Онегин говорит
Владимиру, что ему было приятно познакомиться с ними, но его внимание больше
привлекла не Ольга, у которой «в чертах жизни нет», а ее сестра Татьяна
«которая грустна и молчалива, как Светлана». Появление Онегина у Лариных стало
причиной сплетен, что, возможно, Татьяна и Евгений уже помолвлены. Татьяна
понимает, что влюбилась в Онегина. Девушка начинает видеть в героях романов
Евгения, мечтать о юноше, гуляя в «тишине лесов» с книгами о любви.

Евгений, который еще в годы молодости был
разочарован отношениями с женщинами, был тронут письмом Татьяны, и именно
поэтому не хотел обмануть доверчивую, невинную девушку.

Встретившись в саду с Татьяной, Евгений
заговорил первым. Юноша сказал, что его очень тронула ее искренность, поэтому
он хочет «отплатить» девушке своей «исповедью». Онегин говорит Татьяне, что
если бы ему «приятный жребий повелел» стать отцом и супругом, то он бы не искал
другой невесты, избрав Татьяну в «подруги дней <…> печальных». Однако
Евгений «не создан для блаженства». Онегин говорит, что любит Татьяну как брат
и в конце его «исповедь» переходит в проповедь девушке:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет».

После дуэли с Ленским Онегин уезжает 

Рассказчик вновь
встречается с уже 26-летним Онегиным на одном из светских раутов.

На вечере появляется дама с генералом,
которая привлекает всеобщее внимание публики. Эта женщина выглядела «тихо» и
«просто». В светской даме Евгений узнает Татьяну. Спрашивая у знакомого князя,
кто эта женщина, Онегин узнает, что она жена этого князя и действительно
Татьяна Ларина. Когда князь подводит Онегина к женщине, Татьяна совершенно не
выдает своего волнения, тогда как Евгений потерял дар речи. Онегин не может
поверить, что это та самая девочка, которая когда-то писала ему письмо.

С утра Евгению приносят приглашение от
князя N. – супруга Татьяны. Онегин, встревоженный воспоминаниями, с нетерпением
едет в гости, однако «величавая», «небрежная Законодательница зал» словно не
замечает его. Не выдержав, Евгений пишет женщине письмо, в котором признается
ей в любви.

В один из весенних дней Онегин без
приглашения отправляется к Татьяне. Евгений застает женщину горько плачущую над
его письмом. Мужчина падает к ее ногам. Татьяна просит его встать и напоминает
Евгению как в саду, в алее она смиренно выслушала его урок, теперь же ее
очередь. Она говорит Онегину, что тогда она была в него влюблена, но нашла в
его сердце лишь суровость, хотя и не винит его, считая поступок мужчины
благородным. Женщина понимает, что сейчас она во многом интересна Евгению
именно потому, что она стала видной светской дамой. На прощание Татьяна
говорит:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»

И уходит. Евгений «как будто громом поражен» словами Татьяны.

«Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда…».

И. С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Евгений Базаров — путь от нигилизма к
принятию многогранности мира.

Нигилист, человек,
который не принимает принципов на веру.

 Услышав,
как Николай Кирсанов играет на виолончели, Базаров смеется, чем вызывает
неодобрение Аркадия. Отрицает искусство.

Неприятный
разговор произошел во время вечернего чаепития. Назвав одного помещика «дрянь
аристократишка», Базаров вызвал недовольство старшего Кирсанова, который стал
утверждать, что следуя принципам, человек приносит пользу обществу. Евгений в
ответ обвинил его в том, что он также живет бессмысленно, как и другие
аристократы. Павел Петрович возразил, что нигилисты, своим отрицанием, только
усугубляют положение в России.


Друзья
приезжают в гости к Одинцовой. Встреча произвела впечатление на Базарова и он,
неожиданно, сконфузился.

Базаров вел себя
не так как всегда, чем очень удивлял своего друга. Он много говорил, рассуждал
о медицине, ботанике. Анна Сергеевна охотно поддерживала разговор, так как
разбиралась в науках. К Аркадию она отнеслась как к младшему брату. В конце
разговора она пригласила молодых людей к себе в имение.

Во время
проживания в имении, Базаров стал меняться. Он влюбился, несмотря на то, что
считал это чувство романтической билебердой. Он не мог от нее отвернуться и
представлял ее в своих объятиях. Чувство было взаимным, но они не желали
открываться друг другу.


Базаров
встречает управляющего своего отца, который рассказывает, что его ждут
родители, они волнуются. Евгений сообщает об отъезде. Вечером между Базаром и
Анной Сергеевной происходит разговор, где они пытаются понять, что каждый из
них мечтает получить от жизни.

Базаров признается
Одинцовой в любви. В ответ он слышит: «Вы меня не поняли»,  и чувствует себя
крайне неловко. Анна Сергеевна считает, что без Евгения ей будет спокойнее и не
принимает его признания. Базаров принимает решение уехать

В доме старших
Базаровых их приняли хорошо. Родители очень обрадовались, но зная, что сын не
одобряет такое проявление чувств, старались держаться сдержаннее. Во время
обеда отец рассказывал, как он ведет хозяйство, а мать только и смотрела на
сына.

В доме родителей Базаров пробыл совсем
мало, так как ему было скучно. Он считал, что своим вниманием они мешают ему работать.
Между друзьями произошел спор, который почти перерос в ссору. Аркадий пытался
доказать, что так жить нельзя, Базаров не соглашался с его мнением.

Родители, узнав о решении Евгения уехать,
сильно расстроились, но старались не показывать своих чувств, особенно отец. Он
успокоил сына, что раз надо уехать, значит надо это сделать. После отъезда
родители остались одни и сильно переживали, что сын их бросил.

По дороге Аркадий
решил завернуть в Никольское. Друзей встретили очень холодно. Анна Сергеевна
долго не спускалась, а когда появилась, у нее было недовольное выражение лица и
по ее речи было понятно, что им не рады.

Встретившись с
Одинцовой, Базаров признает свои ошибки. Они говорят друг другу, что хотят
остаться просто друзьями.

Аркадий признается
Кате в любви, просит ее руки и она соглашается стать его женой. Базаров
прощается с другом, злобно обвиняя его в том, что он не годится для решающих
дел. Евгений уезжает к своим родителям в имение.

Живя в
родительском доме, Базаров не знает чем заняться. Затем он начинает помогать
отцу, лечит больных. Вскрывая умершего от тифа крестьянина, он случайно ранит
себя и заражается тифом. Начинается горячка, он просит послать за Одинцовой.
Анна Сергеевна приезжает и видит совершенно другого человека. Перед смертью
Евгений говорит ей о своих настоящих чувствах, а потом умирает.

Евгений отверг любовь своих родителей, отверг  своего друга,
отрицал чувства. И только на пороге смерти он смог понять, что выбрал
неправильное поведение в своей жизни. Нельзя отрицать то, что мы не можем
объяснить. Жизнь многогранна.

И. А. Бунин рассказ «Господин из
Сан-Франциско»

Можно ли приобрести опыт, не сделав
ошибок? В детстве и юности нас оберегают наши родители, советуют нам в
проблемных вопросах. Это в значительной степени уберегает нас от ошибок,
помогает сформировать характер, приобрести лишь полезный опыт в этой жизни,
хотя не всегда все складывается хорошо. Но настоящую суть жизни мы понимаем,
когда самостоятельно встаём на крыло. Более осмысленный взгляд на происходящее
и чувство ответственности вносят большие изменения в нашу жизнь. Взрослый
человек самостоятельно принимает решения, отвечает за себя сам, на собственном
опыте понимает, что такое жизнь, ищет свою дорогу путём проб и ошибок. Понять
истинную суть проблемы, можно лишь испытав её на себе, но неизвестно какие
испытание и трудности это принесёт, и как человек сможет с этим справиться.

В рассказе Ивана Алексеевича Бунина
«Господин из Сан-Франциско» у главного героя нет имени. Мы понимаем, что автор
вкладывает в своё произведение глубокий смысл. Под образом героя
подразумеваются люди, которые совершают ошибку, откладывая свою  жизнь на
потом.  Господин из Сан-Франциско всю свою жизнь посвятил работе, он хотел
накопить достаточно денег, стать богатым, а потом начать жить. Весь опыт,
который приобрел главный герой, был связан с его работой. Он не уделял внимания
семье, друзьям, себе. Я могу сказать, что он не уделял внимания жизни, он ею не
наслаждался. Отправившись в путешествие со своей семьёй, господин из
Сан-Франциско думал, что его время только начинается, но как оказалось, на этом
оно и закончилось. Главной его ошибкой стало то, что он откладывал свою жизнь
на потом, посвящая себя только работе, и за долгие годы кроме богатства ничего
не приобрёл. Главный герой не вложил свою душу в родного ребёнка, не дарил
любовь и не получал её сам. Всё чего он добился, это успех в финансовом плане,
но главное за свой век он так и не познал.

Опыт главного героя стал бы бесценным,
если бы на его ошибках учились другие, но, к сожалению,  этого не происходит.
Многие люди продолжают откладывать свою жизнь на потом, которое может и не
наступить. А платой за такой опыт будет единственная и неповторимая жизнь.

А. И. Куприн повесть  «Гранатовый браслет»

В день своих
именин 17 сентября Вера Николаевна ожидала гостей. Муж с утра уехал по делам и
должен был привезти гостей к обеду.

Вера Николаевна,
любовь которой к мужу давно переродилась в «чувство прочной, верной, истинной
дружбы», как могла, поддерживала его, экономила, во многом отказывала себе.

После обеда все, кроме Веры, сели играть в
покер. Она собиралась выйти на террасу, когда горничная позвала ее. На стол в
кабинете, куда зашли обе женщины, прислуга выложила небольшой пакет,
перевязанный лентой, и объяснила, что его принес посыльный с просьбой передать
лично Вере Николаевне.

Вера обнаружила в пакете золотой браслет и
записку. Сначала она стала рассматривать украшение. В центре низкопробного
золотого браслета выделялись несколько великолепных гранатов, каждый из которых
был размером с горошину. Рассматривая камни, именинница повернула браслет, и
камни вспыхнули, как «прелестные густо-красные живые огни». С тревогой Вера
поняла, что огни эти похожи на кровь.

Потом она стала читать письмо. «Ах, это —
тот!» — так подумала с недовольством княгиня, поняв, что автором послания был
ее тайный поклонник.

Он поздравлял Веру с Днем ангела, просил
не держать на него зла за то, что несколько лет назад осмелился писать ей
письма и ожидать ответа. Просил принять в дар браслет, камни которого
принадлежали еще его прабабушке. С ее серебряного браслета он, в точности
повторив расположение, перенес камни на золотой и обращал внимание Веры на то,
что браслет еще никто не носил. Он писал: «впрочем, полагаю, что и на всем
свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас» и признавался, что все,
что теперь осталось в нем – «только благоговение, вечное преклонение и рабская
преданность», ежеминутное желание счастья Вере и радость, если она счастлива.

Вера размышляла, стоит ли показывать
подарок мужу.

По дороге к экипажу, ожидавшему генерала,
Аносов разговаривал с Верой и Анной о том, что не встречал в своей жизни настоящей
любви. По его представлению, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в
мире».

Генерал спросил Веру о том, что в истории,
рассказанной мужем, является правдой. И она с удовольствием поделилась с ним:
«какой-то безумец» преследовал ее своей любовью и отправлял письма еще до
замужества. Княгиня рассказала и о посылке с письмом. В раздумье генерал
заметил, что вполне возможно, жизнь Веры пересекла «единая, всепрощающая, на
все готовая, скромная и самоотверженная» любовь, о которой мечтает любая женщина.

Шеин и Мирза-Булат-Тугановский, муж и брат
Веры, нанесли визит ее поклоннику. Им оказался чиновник Желтков, мужчина лет
тридцати-тридцати пяти.
Николай
сразу объяснил ему причину прихода – своим подарком тот преступил черту
терпения близких Веры. Желтков сразу согласился с тем, что виноват в
преследовании княгини. Желтков попросил разрешения написать последнее письмо
Вере и обещал, что больше о нем посетители не услышат и не увидят его. По
просьбе Веры Николаевны он «как можно скорее» прекращает «эту историю».

Вечером князь передал супруге подробности
визита к Желткову. Она не удивилась услышанному, но была слегка взволнована:
княгиня почувствовала, что «этот человек убьет себя».

 Следующим утром из газет Вера узнала, что из-за растраты государственных
денег чиновник Желтков покончил с собой. Весь день Шеина думала о «неведомом
человеке», которого ей так и не пришлось увидеть, не понимая, почему
предчувствовала трагическую развязку его жизни. Вспомнила она и слова Аносова о
настоящей любви, возможно, встретившейся на ее пути.

Почтальон принес прощальное письмо
Желткова. Тот признавался, что любовь к Вере расценивает как огромное счастье,
что вся его жизнь заключена только в княгине. Просил простить за то, что
«неудобным клином врезался в жизнь» Веры, благодарил просто за то, что она
живет на свете, и прощался навсегда. «Я проверял себя — это не болезнь, не
маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое», — писал он.

Прочитав послание, Вера сказала мужу, что
хотела бы поехать посмотреть на человека, который любил ее. Князь поддержал это
решение.

Вера нашла квартиру, которую снимал
Желтков. Ей навстречу вышла хозяйка квартиры, и они разговорились. По просьбе
княгини женщина рассказала о последних днях Желткова, потом Вера зашла в
комнату, где он лежал. Выражение лица покойного было таким умиротворенным, как
будто человек этот «перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и
сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь».

На прощанье хозяйка квартиры рассказала
Вере, что в случае, если вдруг умрет и к нему попрощаться придет женщина,
Желтков просил передать ей, что лучшее произведение Бетховена – его название он
записал — «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».

Вера заплакала, объяснив свои слезы
тягостным «впечатлением смерти».

Вера совершила главную ошибку
в своей жизни, упустила искреннюю и сильную любовь, которая встречается очень
редко.

Аргументы по направлению «Опыт и ошибки» для итогового сочинения

Автор: ·
Опубликовано
· Обновлено

Каждый из нас на протяжении своего жизненного пути совершает определённые ошибки. Не секрет, что они важны в жизни человека, ведь они дают ему необходимый опыт, благодаря которому можно откорректировать свое поведение в будущем. Ошибки также заставляют личность учиться. Конечно же, можно получать полезные знания и на чужих ошибках, однако свои запоминаются намного лучше. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с аргументами из литературы по направлению «Опыт и ошибки». Для итогового сочинения эти примеры пригодятся каждому.

Содержание:

  • 1 Ценность исторического и родительского опыта
  • 2 Как сохранить и передать опыт?
  • 3 Как ошибки помогают развиваться?
  • 4 Важно ли осмысливать совершённые ошибки?
  • 5 Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?
  • 6 Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?
  • 7 Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?

Ценность исторического и родительского опыта

  1. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». О ценности родительского опыта Александр Сергеевич Пушкин рассказал в повести «Капитанская дочка».
    Главный герой произведения перенимает нравственные устои от своего отца. Глава семейства даёт Петру полезный совет: «Береги честь смолоду». Андрей Петрович стремился сделать все возможное, чтобы его сын вырос добрым и порядочным человеком. Воспитание оказало существенное влияние на Петра Гринева. Главный герой построил свой жизненный путь по законам чести и совести. Так, совершил благородный поступок, когда отблагодарил прохожего за услугу и подарил ему заячий тулуп. Благодаря своему порядочному поступку Пётр сохранил жизнь, ведь Пугачев ответил добром на добро. Нравственные качества героя особенно заметны в сцене пугачевского бунта. Он не стал давать присягу Емельяну Пугачеву, ведь, по его мнению лучше смерть, чем бесчестие. Александр Сергеевич показал читателю, как важно родителям передавать жизненный опыт своим детям и научить их тому, что они знают сами.
  2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Какой опыт даёт человеку война? Таким вопросом задаётся Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Главный герой произведения Андрей Болконский заявляет, что ему надоели лицемерие и праздность придворного общества. Желая изменить свой образ жизни, персонаж поступает на службу в штат главнокомандующего.
    Во время событий Аустерлицкого сражения Андрей Болконский, держа знамя, ведёт в бой русских солдат. Герой обретает славу благодаря такому смелому поступку. Однако признание, о котором так мечтал персонаж, не приносит ему истинного счастья. Раненый князь, лежа на поле боя и смотря в бескрайнее небо, осознает, что главными ценностями в жизни являются любовь, природа, родной дом. Болконский теперь понимает, что именно в этом заключается истинное счастье. Он изменил свое отношение к Наполеону, который в прошлом был его кумиром. Болконский осознал, что французский император приносит людям одни страдания и несчастья. Именно благодаря историческому опыту Андрей Болконский смог переосмыслить свои ценности и открыть для себя самое прекрасное.
  3. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Одним из главных героев произведения Васильева является Федот Васков — опытный боец, который не первый год выполнял тяжелую работу. Это очень отважный, храбрый, ответственный и надёжный человек. Во время военных действий для главного персонажа важнее всего является строгая дисциплина. Этому его научил опыт, полученный в полевых условиях. Федот считает недопустимыми пьянство, разгильдяйство и отсутствие бдительности, поэтому отправляет загулявших бойцов в другие части. Этот же герой трогательно заботится о девушках на войне, несмотря на их довольно сложные характеры. Он учит их выживать в экстренных ситуациях, но не успевает передать свои умения. Осознание того, что герой не смог уберечь бойцов, приводит его к глубоким переживаниям. В конце произведения Федот взял на воспитание сына Риты, сдержав свое обещание. Юноша продолжил его дело и стал военным. Федот Васьков — единственный человек, который смог выжить в непростых условиях. Это произошло благодаря тому, что главный герой воевал уже не первый год и имел богатый жизненный опыт. Благодаря своей выправке Федот смог сохранить жизнь и выполнить задание.

Как сохранить и передать опыт?

  1. А. Платонов, «Песчаная учительница». В произведении «Песчаная учительница» Платонов рассказывает, как важно сохранить и передать свой опыт, направленный во благо общества. Главная героиня Мария Нарышкина смогла превратить разоренное песком село Хотушово в прекрасный зелёный оазис. Женщина приложила немало усилий, чтобы выполнить эту работу. Более того, она передала свои знания людям, чтобы они сами смогли обеспечивать себя. Однако с приходом кочевников от насаждений не осталось ни следа. Главная героиня отправилась в округ с докладом. Здесь она получила предложение о переводе на работу в Сафуту. Марию попросили, чтобы она обучила кочевников культуре песков. Нарышкина проявила готовность к самопожертвованию, приняв такое предложение. Главная героиня, посвятила себя благородному делу, оказывая людям помощь в борьбе со стихией. Чтобы сохранить и передать свой опыт, она проводила лекции и показывала слушателям доступные примеры. Только так можно сберечь и преумножить мудрость поколений.
  2. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Главным героем произведения Михаила Лермонтова является Григорий Печорин. В образе своего персонажа Михаил Юрьевич воплотил красивого молодого офицера с трагической судьбой. Григорий тяготится скукой и тщетой существования, не может найти себя и близких по духу людей. Поэтому Печорин позволяет себе играть чувствами окружающих и совершать подлые поступки. Желая «почувствовать жизнь», персонаж участвует в различных авантюрах. Печорин использует женщин в своих целях, провоцирует трагическую дуэль. Главный герой хочет найти свое жизненное предназначение, однако он нигде не может проявить свои способности во благо общества. Но мытарства Печорина не были напрасными для потомков. Он смог сохранить свой опыт благодаря тому, что вёл журнал. Знакомясь с «Журналом Печорина», мы понимаем, почему персонаж нигде не может найти покоя, почему он везде является лишним человеком. Григорий поведал нам о своей жизни, чтобы мы могли избежать его ошибок.
  3. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Семейное воспитание позволяет передать опыт — такую мысль можно проследить в романе-эпопее «Тихий Дон».
    Для Шолохова высшей жизненной ценностью является семья. Автор считает огромной трагедией распад рода Мелеховых в связи с военными событиями. Автор показывает, как политические противоречия могут разрушить любой союз. Так, два родных брата находятся по разные стороны конфликта. Отец является явным сторонником консерватизма, а его дочь питает нежные чувства к революционеру. Семейное воспитание в те времена было очень строгим. Разложение начинается с отказа от общих традиций. Это можно заметить на примере семьи Мелеховых. Все члены семьи были обязаны подчиниться воле отца. Сила семьи Мелеховых заключалась в единстве. Разрушение семьи начинается после того, как у каждого появляются свои тайны. Опыт прошлого перестает удерживать молодежь от ошибок. Автор показывает, как важно сохранить и передать молодому поколению важные духовные скрепы. Сцена возвращения Григория Мелехова к сыну олицетворяет возвращение человека к старым традициям, которые помогали людям уживаться вместе. Шолохов в произведении утверждает, что будущее донского казачества возможно благодаря сохранению семейных устоев и их передаче молодежи.

Как ошибки помогают развиваться?

  1. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Какие ошибки можно назвать ценными? Очевидно, что те, которые человек признаёт и старается исправить. Осознанные заблуждения порой помогают человеку развиваться. В качестве аргумента приведём пример из романа Александра Пушкина «Евгений Онегин». Персонаж тратит лучшие годы своей жизни на пустые развлечения. У Онегина отсутствует стремление к созданию семьи. Лишь на закате своей молодости главный герой осознает то, чем необходимо было дорожить. Он понимает, что по глупости упустил момент, когда он мог почувствовать настоящее счастье. Однако осознание собственной ошибки пришло к Евгению очень поздно. Его возлюбленная, Татьяна Ларина, уже была замужней женщиной. Если бы Евгений Онегин вовремя подумал о своём будущем и признал заблуждения, он мог бы стать счастливым. К сожалению, не всегда человек может исправить допущенные ошибки. Но осознание их уже служит для него важным жизненным уроком.
  2. В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой». Осознание собственных ошибок и раскаяние играют огромную роль в самосовершенствовании и развитии человека. Персонаж произведения Астафьева «Конь с розовой гривой» однажды обманул бабушку. Женщина попросила внука собрать землянику на продажу. Вместо этого мальчик принёс в корзине траву, сверху посыпанную ягодами. Они вместе с соседскими детьми заигрались и съели то, что собрали. Но он раскаялся в своём поступке. Мальчик очень жалел, что обманул родного человека. Ему было очень стыдно за совершенный поступок. Он не мог найти себе места. Дедушка подтолкнул мальчика попросить у бабушки прощения. Именно так герой и поступил. Автор отмечает, что даже спустя несколько лет персонаж не может забыть о произошедшей ситуации. Именно благодаря раскаянию Витя осознал недопустимость обмана родных и близких людей. Больше он так не делал.
  3. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Порой большая ошибка погружает человека на самое дно нравственного падения. Однако именно оттуда он может оттолкнуться и возродиться. Этот опыт поможет ему очистить душу и добиться высот. Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников пережил подобную метаморфозу. Он убил старуху-процентщицу и её сестру, чтобы доказать свою теорию и свою принадлежность к «право имеющим» — тем, кто двигает мир вперед и управляет остальными. После содеянного персонаж постепенно осознает, что совершил огромную ошибку. На каторге Родион Раскольников понимает, насколько ничтожными были его убеждения и взгляды на жизнь. Раскаиваясь, он осознает, что является обычным человеком, а не вершителем судеб. Главный герой получил бесценный жизненный опыт, за который очень дорого заплатил. В финале произведения Родион Раскольников обратился к Богу и отказался от своих нелепых теорий. Он искупил вину и получил шанс ее загладить благими поступками.

Важно ли осмысливать совершённые ошибки?

  1. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Очень важно осмысливать собственные ошибки — об этом заявляет Николай Васильевич Гоголь в произведении «Мертвые души». У главного героя была цель — разбогатеть и обрести вес в высшем обществе. Отец поддерживал сына в его стремлениях: «Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете». Но никто не задумался о том, какими средствами предполагалось достичь этой цели? Павел Иванович не мог добиться желаемого честными способами, поэтому решил идти окольными путями — кривыми дрожками. Однако Чичиков совсем не осознавал, к каким последствиям приведут его махинации. Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, Чичиков стал обманывать своего начальника и брать взятки, благодаря чему потерял свое место. Но выводов он не сделал. Поэтому афера с Опекунским советом и несуществующими крестьянами привела к тому же крушению надежд: продавая души, главный герой обманывал всех вокруг, и люди от него отвернулись. К сожалению, персонажу не хватило совести, чтобы осмыслить свои ошибки и совершать правильные поступки. Он шел по замкнутому кругу.
  2. Н.В. Гоголь, «Ревизор». О том, как важно уметь признавать свои ошибки рассказал Николай Васильевич Гоголь в комедии «Ревизор».
    Персонажи стараются «выкрутиться» перед мнимым ревизором, видя полный беспорядок уездном городе — плоды своего многолетнего бездействия. Чиновники без зазрения совести дают взятки Хлестакову, считая его истинным ревизором. Они думают, что именно так можно решить проблему проверки. Однако никому не пришло в голову, что так они лишь оттягивают неизбежное наказание. Порочный круг взяток, казнокрадства и панибратства не разомкнётся, пока чиновники не признают свою вину. И автор дает им шанс одуматься. В финале произведения становится понятно, что персонажи ошиблись, и настоящий ревизор уже на пороге. Однако главным своим заблуждением они считают вовсе не казнокрадство. По их мнению, серьёзным промахом является то, что они приняли Ивана за государственного инспектора. Персонажи не научились признавать свои ошибки, поэтому и оказались в таком глупом положении.
  3. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Признание своих ошибок является отражением внутренней силы человека. Такую мысль можно проследить в произведении Александра Пушкина «Станционный смотритель». Главная героиня Дуня жила вместе с своим отцом на станции. Мать девочки умерла, поэтому дочка была единственной радостью Самсона и его опорой. Он ничего не жалел для единственного ребенка, был нежен и заботлив. Однажды на станцию приезжает один офицер. Девушка влюбляется в гусара и принимает решение сбежать вместе с ним, ничего и никому не сказав. Таким образом, Дуня променяла отца на личную жизнь в столице. Она никак не уведомила родного человека о своем решении и обрекла его на тревоги и волнения. Девушка даже не подумала, как тяжело будет жить родителю без неё. Поэтому когда Минский выгнал старика, она даже не написала ему письма. От горя смотритель вскоре умер. Лишь после смерти отца Дуня осознала свою главную ошибку в жизни. Сидя у могилы отца, девушка раскаялась в своём подлом поступке. Это говорит о зрелости героини. Став матерью, она поняла весь ужас своего отношения к отцу, но было уже поздно. Остается лишь надеяться, что такой урок убедит Дуню в важности сохранения семьи.

Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?

  1. К.Г. Паустовский, «Телеграмма». К сожалению, осознание ошибок к человеку приходит порой слишком поздно. Доказательством того служит произведение Паустовского «Телеграмма». Главная героиня повести Настя проявила бессердечие и душевную черствость по отношению к родной матери. Девушка не могла найти время, чтобы позаботиться о ней и хотя бы поговорить. Она все время находила какие-то дела, которые мешали ей сделать самое дорогое — уделить время собственной матери. Настя даже не могла написать письмо или позвонить. Проявляя большое внимание другим, Настя даже не позаботилась о своей семье. После смерти матери к Насте пришло осознание того, какую серьёзную ошибку она совершила. И цена этой ошибки оказалась слишком велика. Было бы намного лучше, если бы героиня могла понять эту истину на чужом опыте. Но одиночество Тимофеева, который всю жизнь посвятил карьере и своим удовольствиям, ничему не научило девушку. Так что иногда мы не замечаем чужие грабли, упорно ожидая своих, и только они могут прояснить мировоззрение.
  2. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Конечно, учиться на своих ошибках всегда эффективнее, но это слишком болезненно и трагично, поэтому лучше смотреть на чужой опыт. Подтверждением тому служит пример Матрены. Она весь день была занята на работе, поэтому оставила ребенка под присмотром старого деда. Савелий недоглядел, Демушку съели свиньи. От горя мать едва не лишилась рассудка. Трагедия заставила ее переосмыслить свое поведение. Это ужасное потрясение научило героиню присматривать за своими детьми самостоятельно и не давать их в обиду. Но лучше бы всего этого не случилось вовсе. Матрене ее знания о жизни достались слишком дорого. Поэтому гораздо лучше анализировать чужие ошибки и делать выводы дистанционно.
  3. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Человек может учиться на чужом опыте, но не всегда принимает его в расчет, поэтому свои ошибки оказываются для него эффективнее и нагляднее. Вот и главный герой произведения «Отцы и дети» узнал историю Павла Кирсанова и не применил ее мораль к себе. Он осудил человека, который всю свою жизнь посвятил безответной любви. Но сам Евгений Базаров вскоре оказался на его месте. Очень гордый и самолюбивый мужчина познал всепоглощающую страсть и также потерпел поражение. Если в начале романа свое предназначение Евгений Базаров видит в занятии наукой, изучении природных явлений, а также в проверке теоретических знаний на практике, то в финале он переосмысливает свою роль в науке. Если раньше Базаров считает необходимым разрушение общественной системы до основания, то на смертном одре отчётливо видит свое отчуждение с народом. Его мировоззрение значительно меняется после встречи с Анной Одинцовой. Базаров столько лет не верил в существование любви, и вот она пришла к нему. Сильное чувство отрицает все те теоретические законы, по которым жил Евгений Базаров. И лишь перед смертью персонаж начинает осознавать, насколько глупыми оказались его жизненный принципы. Базаров осознал свою ошибку, но, к сожалению, слишком поздно. Чужого опыта оказалось недостаточно, поэтому порой человеку могут помочь лишь собственные шрамы и шишки.

Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?

  1. И.С. Тургенев, «Ася». К сожалению, в жизни бывают непоправимые ошибки. Главный герой произведения Тургенева Н.Н., сделав глупость, упустил свое счастье навсегда. Ася и господин Н.Н. испытывали сильные чувства друг к другу. Для девушки это было настоящее открытие, и она отдалась любви. Однако главный герой, сильно испугавшись этих отношений, оттолкнул Асю. Его смущали ее происхождение, переменчивость характера, юность. Он боялся ответственности, поэтому даже в объяснении перенес вину на нее и проявил нерешительность. Н.Н. вскоре раскаялся в своём поведении. Персонаж испытывал угрызение совести, он очень переживал. На следующий день герой решил исправить свою ошибку. Он принял решение сделать предложение Асе. Однако было слишком поздно, ведь девушка уехала вместе со своим братом навсегда. Персонаж совершил непоправимую ошибку, горечь и раскаяние преследовали его на протяжении всей жизни.
  2. М. Горький, «На дне». Тема непоправимых ошибок затронута в произведении Максима Горького «На дне». Персонажи опустились на самое дно жизни вследствие разных причин. Актёр, например, пристрастился к алкоголю и полностью потерял контроль над собой. Клещ озлобился на весь мир, в ответ получил такое же отношение. Сатин совершил импульсивный поступок и обеспечил себе клеймо бывшего заключенного. Настя и Пепел выбрали для себя род деятельности, который противоречил всем нравственным нормам. Барон промотал богатство и стал выпивать. Бубнов потерял семью и прибыльное дело. Каждый из них совершил то, что уже никак не исправить. Их судьбы исковерканы пороками, которые оставят неизгладимый след на будущем. История каждого жителя ночлежного дома — хороший жизненный урок для читателей. Автор показал, к каким ужасным последствиям ведут непоправимые ошибки.
  3. А.И. Куприн, «Олеся». Тема непоправимой ошибки затронута в произведении Куприна «Олеся». Главная героиня рассказа Олеся жила вдали от общества, боясь предрассудков и гнева людей. Героиня находилась в особой гармонии с природным миром, что придавало ей силы и умиротворение. Однажды девушка влюбилась в городского мужчину — Ивана. Он питал к Олесе те же чувства. Ради любимого она не побоялась пойти в церковь. Несмотря на сильное чувство, Иван не мог избавиться от стереотипов своей среды и невольно навязал их Олесе, которая сильно пострадала. «Колдунью» избили прихожанки, им не понравилось, что Олеся осквернила церковь своим присутствием. Несчастная девушка вынуждена была покинуть эти места, но Иван так ничего и не сделал, чтобы ее удержать или спасти. Он проявил нерешительность. Иван совершил непоправимую ошибку, упустив возлюбленную, и это уже, к сожалению, никак нельзя исправить. Олеся уехала навсегда, он не нашел ее.

Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?

  1. И.А. Гончаров, «Обломов». Главный герой произведения Гончарова Илья Обломов на своём жизненном пути совершил немало ошибок. Для себя он выбрал простой путь — «плыть по течению». Ведь для Обломова это самый простой и комфортный способ прожить отпущенный срок. Однако это не значит, что персонаж выбрал верную дорогу жизни. Главный герой постоянно бездельничал и ни к чему не стремился. Обломов жил одними воспоминаниями, все время лежа на кровати. Поэтому он стал легкой мишенью для мошенников. Он не стал разбираться в бумагах и делах, предпочел довериться Тарантьеву и его приятелям-авантюристам. У персонажа не было никаких интересов и целей, поэтому он с легкостью доверялся другим и следовал их советам. Илья Обломов был совершенно неприспособленным к реальности, чем спешили воспользоваться обманщики, которые едва не обокрали Обломова. Он доверился мошенникам и едва не потерял имение. Гончаров доказал, что не всегда можно доверяться чужому опыту. Другие люди могут быть заинтересованы в нашей неудаче.
  2. А. Грин, «Алые паруса». О том, как нельзя доверяться чужому опыту, рассказал Грин в произведении «Алые паруса». Однажды волшебник рассказал девочке, что к ней приплывет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила словам Эгля, однако ей говорили, что такое чудо невозможно. Люди смеялись над Ассоль, пытаясь убедить девочку, что её мечта не сбудется. Однако её вера и надежда в светлое счастье победили чужие предрассудки. Несколько лет героиня ждала своего суженого. Она никогда не передавала свою грезу и ею привлекла своего принца. Артур услышал о ее уникальной истории и захотел стать воплощением заветного желания. Грэй приплыл за избранницей на корабле с алыми парусами. Ассоль оказалась очень сильной девушкой, ведь она с достоинством выдержала насмешки окружающих и сохранила верность своим мечтам. Если бы она доверилась чужому опыту, то наверняка потеряла бы шанс на счастье.
  3. А.Н. Островский, «Гроза». Полагаясь во всем на чужой опыт, мы теряем свою индивидуальность и лишаем себя того будущего, о котором мечтаем именно мы. Например, Тихон Кабанов рос под каблуком у своей деспотично матери. Она диктовала ему, что делать, как себя вести, что чувствовать и как мыслить. Он шагу не мог ступить без ее совета и назидания. Кабанова же опиралась на устаревшие источники знаний и суеверия, поэтому ее мнение о порядке в доме вовсе не было истинным или актуальным. Она навязывала Тихону ложные представления о морали и справедливости. Доверяя матери слепо, герой потерял шанс устроить счастливую жизнь с Катериной. Жена изменила ему, а потом и вовсе предпочла Волгу семье Кабановых. Тихон не изменил себе и тогда: все ответственность сложил на плечи матери. Такие люди, как Тихон, живут по чужим меркам, а потом удивляются, почему все не так, как они хотели. А ведь все просто: мнение окружающих не должно заменять человеку его собственный опыт, иначе он потеряет себя.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеОпыт и ошибкипример из литературы

Читайте также:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Состояние ошибки 0x000007b
  • Сочинение 9 класс признать свои ошибки
  • Софизм это преднамеренная ошибка
  • Сошиал клаб ошибка 1023
  • Состояние ошибка подключения к серверу