Смотреть ни на что исправьте ошибки


arsenyk28:
по русскому 6 класс

arsenyk28:
это упражнение 1

arsenyk28:
можешь найди если интересно,но он уже решается

arsenyk28:
Выпишите из предложений местоимения. Укажите их начальную форму, разряд.

arsenyk28:
учитель нас ненавидит

arsenyk28:
такую сложн задач дала

kit16kir:
Это я тебя ненавижу

Добавить свой ответ

Ответы на вопрос

Ответ:

Смотреть не на что, ничего не делать, ничему не удивляться, кое с кем встретиться, делать нечего, кое-кого увидеть, с чем-то пришел, зашел за ними, встречу кого-нибудь, спросил у него

Объяснение:


Новые вопросы

Вопрос задан 14.06.2023 в 23:48.
Предмет Русский язык.
Спрашивает Минская Алина.

лать, нечему не удивляться, коес кем встретиться, делать не чего, кое кого увидеть, с чем то пришел, зашел за ими, встречу кого-нибуть, спросил у его.

Ответы на вопрос

Отвечает Ефимова Мария.

Ответ:

Смотреть не на что, ничего не делать, ничему не удивляться, кое с кем встретиться, делать нечего, кое-кого увидеть, с чем-то пришел, зашел за ними, встречу кого-нибудь, спросил у него

Объяснение:

Похожие вопросы

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 0

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Ответов: 3

Ответов: 1

Ответов: 2

Ответов: 2

Последние заданные вопросы в категории Русский язык

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 0

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 2

Ответов: 1

Ответов: 0

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о части речи – местоимении; знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений.

Задачи:

  • Обучающие
  • повторить и обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме «Местоимение»;
  • уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения;
  • совершенствовать навыки работы с текстом;
  • распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях.
  • расширять лексический запас учащихся.
  • Развивающие
  • развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету;
  • развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать;
  • вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.
  • Воспитательные
  • вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку, чувство патриотизма и любви к родному городу;
  • продолжать формирование высоких нравственных качеств, в том числе совокупность норм поведения;
  • привитие культуры общения;
  • воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки.

Оборудование: мультимедийный проектор, конспект, зачётный лист, записи на доске, раздаточный материал для групповой и самостоятельной работы.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.

Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: коллективная, самостоятельная.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Психологический настрой

— Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в страну Морфологию. Мы уже бывали в этой стране и узнали многое об имени существительном, прилагательном, числительном. А недавно закончили изучение темы «Местоимение». Сегодня мы повторим, обобщим и закрепим наши знания по этой теме.

— У каждого из Вас на парте лежит зачетный лист, сверху необходимо оставить свои данные – фамилию, имя и класс. Затем запишем число, тему урока. В течение это урока мы будем выполнять с Вами различные задания, а оформлять записи Вы будете на этих листочках, которые я у Вас соберу в конце урока и оценю Вашу работу.

— Итак, приступаем к работе.

На доске записи:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
МЕСТОИМЕНИЕ
ПРЕДЛОГ

— Что общего в названиях? (части речи)

— Что лишнее? (предлог – служебная часть речи, а остальные – самостоятельные)

— Чем местоимение отличается от других частей речи? (местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их)

Задание №1

— Найдите местоимения. Подчеркните личные местоимения.

Я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, который, мну, яму, тебе, ничто, тобой, табун, вес, но, оно.

А какие слова оказались «лишними»?

Задание №2

— Вставьте местоимение себя в нужной форме.

1. Тебе нужно взять с собой учебник.

2. Петя пригласил нас к себе в гости.

3. Мы часто говорим между собой о наших друзьях.

 Задание №3

Самостоятельная работа

— Подчеркните притяжательные местоимения как члены предложения. Укажите род, число, падеж.

«Калужская Венеция»

Богом позабытый уголок,
От Москвы далеко и Калуги;
В стороне от хоженых дорог…
Только мы не можем друг без друга!

Хоть таких, признаться, уголков
Миллион у матери-России,
Но лишь здесь мне дышится легко,
Только тут всё кажется красивым.

Только нету звонче наших (мн.ч, Р.п) рек,
И озер, чем наши (мн.ч, Им.п), величавей.
Только наш (ед.ч ,м.р, Им.п) познает человек
Мудрость жизни, испытав печали.

Если б мог, то я бы называл
Город мой (ед.ч, м.р, В.п), с соизволенья сердца,
Вопреки всем скептикам: «Версаль»
Или же: «Калужская Венеция»…

Богом позабытый уголок,
Но, читатель, в Бога я не верю…
Словно вечной юности росток,
Киров наш (ед.ч, м.р, Им.п) прекрасен в самом деле!
(Денис Белов)

– Выпишите выделенное местоимение, произведите морфологический разбор.

1. таких (уголков) – мест.(каких?)

2. Н.ф. – такой; П.п.: указательное; Н.п.: Р.п, мн.ч.

3. уголков (каких?) таких (определение)

Задание №4

— Просклоняйте указательные местоимения.

К доске выходят 2 ученика и склоняют предложенные указательные местоимения.

I

II

Этот (воробей)

Такой (шалун)

И.п. этот

И.п. такой

Р.п. этого

Р.п. такого

Д.п. этому

Д.п. такому

В.п. этого

В.п. такого

Т.п. этим

Т.п. таким

П.п. об этом

П.п. о таком

Задание №5

— Вставьте подходящие по смыслу пропущенные определительные местоимения, используя слова для справок.

Мы отправились за грибами. … нёс с собой корзинку со … припасами. … маленькие шли налегке. Грибов было много, и … довольные вернулись домой.

Слова для справок: все, каждый, всякий, самые.

Задание №6 

— Давайте повторим синтаксический разбор. Один человек пойдет к доске и выполнит разбор второго предложения из этого задания, остальные самостоятельно.

— Проверим.

Групповая работа

— Сейчас Вы поделитесь на 3 группы, по рядам. Каждой группе будет предложена карточка с заданиями, которую Вы выполняете все вместе.

— Отлично! Давайте немного отдохнем.

Физминутка

— Сейчас я буду называть местоимения.

Если местоимение пишется слитно – вы поднимаете руки вверх, если местоимение пишется раздельно – руки в стороны, если местоимение пишется через дефис – вы приседаете.

Некого,  не у кого, кое-кто, никого, ни у кого, кого-то, нечем, не за чем, чем-нибудь, некоторый,  кое у кого, кое-кому,  ничему, ни к чему, чему- либо, никем, ни с кем, кем-нибудь, некем, не с кем, кем-то, ничто, ни за что, за что-то, нечто, не за что, что-нибудь.

Задание №7

— Надо ответить нам на вопросы-загадки:

  • Какое местоимение можно записать одной буквой? (Я)
  • Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я – мы)
  • Какой город летает? (Орёл)
  • Что у лодки впереди, а у самосвала сзади? (буква Л)
  • Сколько личных местоимений в слове «семья»? (семь)

Задание №8

– Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.

– Кто сегодня опоздал? Никто

– Какой пример тебя затруднил? Никакой

– Чей ответ был плохим? Ничей

– Кого винить, если сам виноват? Некого

– Что исправить, если нет ошибок? Нечего

– На что указывают отрицательные местоимения? (на отсутствие предметов, признаков)

– Как они образуются?

– Как пишутся отрицательные местоимения с предлогом?

Задание №9

— Исправьте ошибки в написании местоимений.

Смотреть ни на что
ни чего не делать
нечему не удивляться
смотреть не на что
ничего не делать
ничему удивляться

Тест по теме «Местоимение»

1. Что обозначает местоимение?
а) предмет;
б) признак предмета;
в) не обозначает, а только указывает на предметы, признаки и количества.

2. В предложении местоимения обычно бывают:
а) обстоятельствами и сказуемыми;
б) подлежащими, дополнениями, определениями;
в) глаголами и числительными.

3. У какого местоимения нет именительного  падежа:
а) у личного;
б) у относительного;
в) у возвратного.

4. Какие местоимения пишутся с дефисом:
а) определительные;
б) неопределённые;
в) притяжательные.

5. Сделайте, где необходимо, соединение:
а) Кто привык браниться, тому ни (с) кем не ужиться;
б) Кто поздно приходит, тот ни (чего) не находит.
в) (Ни) кому не объять необъятного.

Подведение итогов урока

— Итак, ребята, подведём итоги:

– Что такое местоимение?

– Какие разряды местоимений по значению вы знаете?

– Как пишутся отрицательные местоимения с предлогами?

Домашнее задание

— На выбор:

1) подобрать пословицы с местоимениями разных разрядов или составить кроссворд по теме «Местоимение»

2) подобрать пословицы, где есть отрицательные местоимения.

Приложение

Самостоятельная работа

1. Подчеркните притяжательные местоимения как члены предложения. Укажите род, число, падеж.

«Калужская Венеция»

Богом позабытый уголок,
От Москвы далеко и Калуги;
В стороне от хоженых дорог…
Только мы не можем друг без друга!

Хоть таких, признаться, уголков
Миллион у матери-России,
Но лишь здесь мне дышится легко,
Только тут всё кажется красивым.

Только нету звонче наших рек,
И озер, чем наши, величавей.
Только наш познает человек
Мудрость жизни, испытав печали.

Если б мог, то я бы называл
Город мой, с соизволенья сердца,
Вопреки всем скептикам: «Версаль»
Или же: «Калужская Венеция»…

Богом позабытый уголок,
Но, читатель, в Бога я не верю…
Словно вечной юности росток,
Киров наш прекрасен в самом деле!
(Денис Белов)

2. Выпишите выделенное местоимение, произведите морфологический разбор.

3. Спиши, раскрой скобки.

(Не)скольких, чему(нибудь), (кое) у (кого), (кое)с(кем), какой(то), чего(либо), (не)к (кому), (ни)о(ком), (ни)чего, (кое) о (чём), (ни)чей, (не)чего, (кто)то, сколько(нибудь).

Групповая работа

ГРУППА №1

Задание №1. Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.

Мой щенок.

Вдруг какой-то страшный зверь
открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?
Мой щенок…
Весь укутанный
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.

Задание №2. Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.

Наши концертные платья вышиты красивыми большими тюльпанами.

Задание №3. «Четвёртый лишний»: найдите лишнее словосочетание, объясните, почему оно лишнее.

(Ни, не) чего не говорить,
(ни, не) кому не скажу,
(ни, не) кого звать,
(ни, не) кто не придёт.

ГРУППА №2

Задание №1. Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.

Мой щенок.

Вдруг какой-то страшный зверь
открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?
Мой щенок…
Весь укутанный
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.

Задание №2. Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.

Он весьма обязан тебе своими успехами в математике и русском языке.

Задание №3. «Четвёртый лишний»: найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.

Кто-нибудь
что-нибудь
какой-нибудь
где-нибудь

ГРУППА №3

Задание №1. Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.

Мой щенок.

Вдруг какой-то страшный зверь
открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?
Мой щенок…
Весь укутанный
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.

Задание №2

Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.

Этим летом мы с Диной обязательно вырастим алые розы.

Задание №3

«Четвёртый лишний»: найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее:

(кое) кого, (кое) что, (кое) с кем, (кое) кому.

Тест по теме «Местоимение»

1. Что обозначает местоимение?
а) предмет;
б) признак предмета;
в) не обозначает, а только указывает на предметы, признаки и количества.

2. В предложении местоимения обычно бывают:
а) обстоятельствами и сказуемыми;
б) подлежащими, дополнениями, определениями;
в) глаголами и числительными.

3. У какого местоимения нет именительного  падежа:
а) у личного;
б) у относительного;
в) у возвратного.

4. Какие местоимения пишутся с дефисом:
а) определительные;
б) неопределённые;
в) притяжательные.

5. Сделайте, где необходимо, соединение:
а) Кто привык браниться, тому ни (с) кем не ужиться;
б) Кто поздно приходит, тот ни (чего) не находит.
в) (Ни) кому не объять необъятного.

Тест по теме «Местоимение»

1. Что обозначает местоимение?
а) предмет;
б) признак предмета;
в) не обозначает, а только указывает на предметы, признаки и количества.

2. В предложении местоимения обычно бывают:
а) обстоятельствами и сказуемыми;
б) подлежащими, дополнениями, определениями;
в) глаголами и числительными.

3. У какого местоимения нет именительного  падежа:
а) у личного;
б) у относительного;
в) у возвратного.

4. Какие местоимения пишутся с дефисом:
а) определительные;
б) неопределённые;
в) притяжательные.

5. Сделайте, где необходимо, соединение:
а) Кто привык браниться, тому ни (с) кем не ужиться;
б) Кто поздно приходит, тот ни (чего) не находит.
в) (Ни) кому не объять необъятного.

РАЗРЯД МЕСТОИМЕНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Личные 

Используются как замена существительных.
Указывают на лица, которые участвуют в речи.

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Указательные

Служат для выделения предмета, признака

этот, тот, такой, таков, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь

Притяжательные 

Обозначают принадлежность определённому лицу

мой, свой, твой, его, ее, наш, ваш, их

Отрицательные

Отрицают предмет, признак, количество и усиливают отрицание или утверждение

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Неопределенные

Указывают на неопределённый предмет, признак, количество

некто, нечто, кое-что, некий, некоторые, несколько, что-то, кто-нибудь, кто-либо

Определительные

Служат для уточнения предмета

сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда

Вопросительные

Употребляются только в вопросительных предложениях, сопровождаются вопросительной интонацией

кто? что? какой? который? чей? сколько?

Относительные

Связывают простые предложения в составе сложноподчиненного, где являются союзными словами

кто, что, какой, который, чей, сколько
Я знаю, что сказал Дима

Возвратное

Указывает на того, о ком говорится.
Не имеет именительного падежа 

себя

Правописание «несмотря ни на что» и «не смотря ни на что»: когда слитно и раздельно, правило, примеры

Словосочетания «несмотря ни на что» или «не смотря ни на что» правильно употребляются в зависимости от контекста. Их значения не вполне совпадают с известными «несмотря на» и «не смотря на». Чаще пишется слитно (напр. «не унывай, несмотря ни на что»), раздельно – в случаях, когда действительно есть действие в виде “смотрения” на что-либо (а точнее “не смотрения”). Далее вы подробнее разберемся, в каких случаях правильным будет писать то или другое.

Основа

Невзирая на сходство написания, грамматическая характеристика основы предметов нашего внимания двоякая:

  1. «Несмотря на» – производный (сложный) предлог, состоящий из предлога винительного падежа «несмотря» и древнего предлога «на», означающего направление, движение, обращение внимания, расположение сверху, возложение или главенство. Слово «несмотря» пишется слитно, так как в русском языке при образовании предлогов с помощью частиц они сливаются с образующим словом. Значение «несмотря» – не глядя, не обращая внимания на что-то, не считаясь с чем-то. Постановка ударения и разделение переносами не-смот-ря́. Синоним – «невзирая». Таким образом, «несмотря на» это, так сказать, производный предлог 2-го порядка, поскольку и «несмотря» не относится к так называемым древним или исконным предлогам без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, об, от, перед, при, по, под, про, с, у.

Примечание: переносить из строки в строку предлоги вообще-то не рекомендуется, в том числе дву- и многосложные. Но рассматриваемый случай – исключение, поскольку потеря читаемости текста из-за большой разницы в длине строк или очень редкой их разрядки (при форматировании по ширине) будет больше, чем от разброса частей предлога по строкам.

  1. «Не смотря» – деепричастие с отрицательной частицей «не». Деепричастие – самостоятельная часть речи, означающая дополнительное или вспомогательное к основному действие. То есть, деепричастие при глаголе играет роль наречия, если обстоятельство события, которое следует пояснить, также выражается действием. Деепричастия, как и наречия, неизменяемые слова. С частицами деепричастия, равно как и глаголы, пишутся раздельно.

Употребление на письме

Нормативная грамматика устанавливает такой порядок написания «несмотря на» или «не смотря на»:

Если мы ничего не делаем в виду физического препятствия (материального, вещественного), или ввиду довлеющего в данном случае обстоятельства потому, что не видим его и не осознаём, и потому не можем предусмотреть последствий бездействия, то употребляется деепричастие с отрицательной частицей, которые пишутся всегда раздельно:

  • «Не смотря на хмурящееся небо, он так увлёкся разглядыванием окрестностей, что не увидел начала грозы и промок насквозь».

Видим нечто существенное, но сочли неважным – употребляем предлог «несмотря», который пишется слитно в два слова:

  • «Несмотря на приметы скорой порчи погоды, я решил всё-таки сходить на пляж».

Можем себе представить умозрительно неблагоприятные последствия неправильных действий или бездействия, но ничего не предпринимаем во избежание их – также пишем предлог. Слитно, разумеется.

  • «Несмотря на очевидный вред пьянства, многие люди продолжают злоупотреблять спиртным».

Представить себе наглядно, когда нужно писать «несмотря на», а когда «не смотря на», вам поможет схема их образования и употребления на письме.

Когда что писать

Словосочетания «несмотря ни на что» или «не смотря ни на что» эмоционально и семантически (по смыслу) усилены сравнительно с предыдущими. Кроме того, вопрос «что?» неявно предполагает уточнение: «а что именно?». Как следствие, несколько изменилось их место в языке и правила употребления.

Выражение-наречие

Если «несмотря на» это что-то вроде русского авось (да ладно, мол, глядишь, пронесёт), то «несмотря ни на что» несёт оттенки открытого противоборства, противопоставления и/или отрицания. Его значение можно выразить как «вопреки», «назло», «наперекор». Это выражение стало устойчивым словосочетанием – фразеологизмом и потому не изменяется. Кроме как наречие, употребляется также в качестве вводного слова, поэтому в тексте, как правило, отделяется запятыми.

Просто выражение

«Не смотря ни на что» это обычное словосочетание, которое выражает только то, что составляют слагающие его слова, и ничего более. Однако здесь эмоциональная напряжённость сказывается в том, что влияющие объекты не обязательно должны быть на виду или вообще зримы.

Употребление

Итак, исходя из указанных различий, писать «несмотря ни на что» или «не смотря ни на что» в зависимости от контекста нужно, руководствуясь следующими соображениями:

  • Контекст употребления «несмотря ни на что» фактически совпадает с таковым «несмотря на»: да, вижу, знаю, понимаю, но всё равно сделаю: «Мы и дня не могли вытерпеть друг без друга несмотря ни на что».
  • Не видим глазами или видели бы, но не хотим увидеть или сильно отвлечены и потому не воспринимаем видимое. Пишем в пять слов: «Не смотря ни на что вокруг, мы день-деньской прогуляли в обнимку, болтая, веселясь, дурачась».
  • Также в пять слов пишем, если касательно предметов внимания совпадают два условия: во-первых, значащие объекты могут быть представлены не материально: устно, текстуально, данными в памяти компьютера, изображением (на бумаге или дисплее), и т.п. Во-вторых, ранее в тексте (речи, сообщении) те же объекты должны быть описаны и упорядочены («разложены по полочкам») так, чтобы их влияние на события могло быть досконально учтено умозрением: «Так что ж, господа, не будем останавливать производство, не смотря ни на что из обсуждённого?» Для проверки подставим вместо выделенного «не принимая во внимание» (или «в расчёт», «к сведению»). Смысл предложения не изменился, значит, употреблено правильно.

Закончим основную часть статьи пояснительной схемой и для этих случаев:

Вырастающая из дождевой тучи злая бабка иллюстрирует относительность влияний: одно и то же обстоятельство в зависимости от контекста (см. выше) может вынудить употребить или «несмотря ни на что», или «не смотря ни на что».

Кое-что в дополнение

Значение деепричастия как части речи во многом совпадает с герундием в романо-германских языках. Герундиальные формы в английском по-русски часто называют «инговыми» по специфическому окончанию «-ing». Но русское деепричастие точнее английских «ингов» вследствие гораздо более чёткого строя русского языка. Например, английское «looking» в зависимости от контекста значит и «смотря», и «смотрящий». Поэтому, изучая английский, нужно усваивать контекст наравне с грамматикой. Попросту – грамоты мало, нужно ещё и знать, как что по-английски говорится и пишется в связи с общим смыслом того, что вы хотите выразить словами или письменно. Если в русском контекст относится скорее к стилистике, то в английском он вторая грамматика. У нас типичная ситуация: «неграмотно, но понятно»; там – «неграмотно, значит, непонятно». К примеру, нам в общем всё равно, как писать: «коричневый пиджак» или «пиджак коричневый». А вот в английском единственный вариант – «brown jacket». Можно сказать или написать «this jacket is brown» (вот этот пиджак коричневый), или «those jacket is brown» (вон тот пиджак коричневый), если оный пиджак на виду и на него можно показать. Но, скажем, «там был пиджак коричневый» по-нашему коряво, однако понятно, а средне образованный носитель английского воспримет «there was jacket brown» как абракадабру. Впрочем, по выразительности русский и английский можно считать равнозначными: там Шекспир, здесь Лев Толстой. Однако выразительные средства этих языков разнятся весьма существенно.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

«Не на что» пишется раздельно с ударной частицей «не» в утвердительном предложении. «Ни на что» пишется с безударной частицей «ни» в предложении с отрицательным сказуемым.

Отличаем выражение «не на что» от сочетания «ни на что» по смыслу в контексте.

Эти выражения действительно очень похожи и доставляют затруднение в письменной речи. Они складываются из отрицательных частиц и местоимения «что», между которыми находится предлог. Если между словом и отрицательной частицей имеется предлог, то местоимение с предлогом пишется раздельно.

Понаблюдаем:

Я думаю, тебе не на что обижаться.

Все считают, что тебе не следует ни на что обижаться.

Не на что как пишется

Как различить «ни на что» и «не на что»?

Чтобы понять, когда в этих сочетаниях пишется частица «не», а в каких случаях — частица «ни», сравним следующие предложения:

Здесь не́ на что смотреть. — Ему ни на что́ смотреть не хочется.

Сначала обратим внимание, что в первом сообщении частица «не» является ударной. Во-вторых, в нем употреблено утвердительное сказуемое.

«Не на что» пишется с «не» под ударением в предложении с утвердительным сказуемым. 

Во втором предложении ударение сместилось на местоимение «что», а частица «ни» является безударной. Частица «ни» употребляется с отрицательным сказуемым, при котором уже имеется частица «не»:

ни на что не хочется смотреть.

Сочетание «ни на что» пишется с безударной частицей «ни» в отрицательном предложении. 

Следовательно, выберем «не на что» или «ни на что» в зависимости от смысла высказывания, от грамматических условий контекста.

Примеры с «не на что»

  • не́ на что смотреть;
  • не́  на что обижаться;
  • не́  на что жить;
  • не́  на что купить.

Примеры с «ни на что»

  • Ни на что не намекаю;
  • ни на что не претендую;
  • ни на что не похожий;
  • ни на что не способен;
  • ни на что не влияет;
  • ни на что не променяю.

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 30

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смотреть русский фильм роковая ошибка 2021
  • Смотреть аниме ошибка парня номер один
  • Смотреть мистер ошибка турецкий сериал 2020
  • Смотреть русский сериал цена ошибки
  • Смотреть аниме логическая ошибка 2 сезон